Из какого материала сделаны спасательные шлюпки. Полностью закрытые спасательные шлюпки, солас

Спасательная танкерная шлюпка Морская спасательная танкерная шлюпка на 20 человек сбрасываемого типа.
Спасательная шлюпка, обеспечивающая безопасность людей на борту судов или на платформах. При условии полного затопления и загруженности спасательная шлюпка самовыравнивается.

При гибели судна и бедствии, основным активным средством для спасательных мероприятий экипажа и пассажирского состава становится морская спасательная шлюпка. Современные спасательные шлюпки изготовляются из легковесных металлических сплавов (преимущественно, алюминия) или пластмассы. На старых суднах встречаются морские спасательные шлюпки с деревянными и стальными корпусами. Плавсредства обладают разнообразным уровнем вместимости, а также различаются по типу управления. Наиболее старым и проверенным спасательным средством до недавних пор считалась открытая гребная шлюпка. Такие плавсредства снабжены герметичными ящиками из листовой стали, устойчивой к коррозии, сконцентрированных внутри для повышения плавучести лодки. Оба борта открытой шлюпки снабжаются крупными натянутыми веревками, за которые может взяться потерпевший, оказавшийся за бортом. Любая шлюпка непременно должна обладать определенным снабжением: цистернами с пресной питьевой водой, продуктами питания, аптечкой первой помощи, связным оборудованием и сигнальными приборами.

В настоящее время, морские спасательные шлюпки имеют видоизмененную конструкцию. Плавсредства являются закрытыми, снабжены специальным механическим приводом. Как правило, корпус изготавливается из материалов, устойчивых к коррозии и возгоранию. Особой популярностью пользуются металлические шлюпки из легковесных металлических сплавов. Это обусловлено относительно низкой ценой оборудования, а также простотой и долговечностью эксплуатации. Широкое применение алюминиевых шлюпок объясняется также высокой прочностью и устойчивостью. Второй по спросу категорией являются пластмассовые спасательные шлюпки - монолитное оборудование, не склонное к водотечности. Такие шлюпки не гниют и не нуждаются в покраске, поскольку краситель добавляется непосредственно в сплав при изготовлении корпуса. Пластмассовые и металлические спасательные шлюпки применяются для судов любого назначения и типа. Для судов, транспортирующих нефтепродукты, морские спасательные шлюпки изготовляются из материалов, устойчивых к высоким температурам.

Основные требования к конструкции и оборудованию шлюпок изложены в Кодексе ЛСА (Международный кодекс по спасательным средствам). Устойчивость и прочность конструкции должна отвечать двум основным требованиям: сохранение целостности при свободном падении с высоты до 3 м, а также буксировка со скоростью в 5 узлов при состоянии тихой воды. Параметр Значение Длина 5.20 м Ширина судна 2.35 м Высота 3.07 м Вместимость 20 человек Вес, шлюпка с оборудованием 3000 кг Шлюпбалка, с 18 людьми 4500 кг Скорость, минимум 6 узлов Структура шлюпки огнестойкий полиэфирный стклопластик (GRP)

Нам задают вопрос:
Отвечает мейл.ру: - На самом деле количество шлюпок на Титанике соответствовало нормам 1912 года . Количество шлюпок регулировалось тоннажем судна, а не кол-вом пассажиров. Тоннаж Титаника 46 328 тонн, пассажиры в количестве 2225, экипажа 908. Шлюпок 20 (16), рассчитаны на 1178, то есть правило 1/2 с каждого борта таки учитывалось. Про плоты - 4 (2 сборных удалось собрать) штуки, должны были быть вместимостью до 25% от состава (конвенция сейчас). Рассмотрим этот вопрос на круизных суднах, ближе к телу

Ок, чо. Смотрим к примеру тоннаж силвер мьюз компании силвер си:
Круизный лайнер Silver Muse компании Silversea построен в 2017 году, принадлежит серии судов Silver Muse, имеет длину 213 метров и водоизмещение 40700 тонн. Корабль способен разместить на борту до 691 пассажира в 288 каютах. Количество обслуживающего персонала составляет 408 человек


Кол-во спас средств умалчивается, говорится только что хватит на всех итд
Везде сейчас ссылаются на 74г, идем и смотрим:
- Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 года (СОЛАС-74),глава III "Спасательные средства и устройства";

−Международный кодекс по спасательным средствам (Кодекс LSA);

−Правила по оборудованию морских судов Российского морского регистра судоходства, часть II "Спасательные средства"; суммируем

Число спасательных шлюпок на борту судна определяется районом плавания, типом, судна и численностью людей на судне. Грузовые суда неограниченного района плавания оборудуются шлюпками, обеспечивающими весь экипаж с каждого борта (100% + 100% = 200%). Пассажирские суда оборудуются спасательными шлюпками вместимостью 50 % пассажиров и экипажа с каждого борта (50% + 50% =100%). Плоты - тоже коллект судовые спас средства - тоже должны включаться по тех обеспечению и составлять не менее 10% от тоннажа и пациентов на борту.
То есть - ""кто не влезет в шлюпку, спасается на плотах. количество человек на плоту в 2 раза превышает номинал. Если плот на 20 персон -потянет 40. всё тот же СОЛАС. Это должно радовать. Если конечно судно оснащено ими

Спасплот

Его конструкция должна быть такой, чтобы выдержать на плаву влияние окружающей среды в течение не менее 30 суток при любых гидрометеоусловиях.

Плоты изготавливаются вместимостью не менее 6 и обычно до 25 человек (на пассажирских судах могут встретиться плоты вместимостью до 150 человек).

Количество плотов рассчитывается таким образом, чтобы общая вместимость имеющихся на каждом борту спасательных плотов была достаточна для размещения 150% общего числа находящихся на судне людей. хмНадувные: Основными элементами спасательного плота являются: камера плавучести (обеспечивает плавучесть плота); днище − водонепроницаемый элемент, обеспечивающий изоляцию от холодной воды; тент − водонепроницаемый элемент, обеспечивающий изоляцию подтентового пространства от зноя и холода (на тенте - устройство для сбора дождевой воды, устройство для установки радиолокационного отражателя или SART, бетарея с сигнальным огнем итп).
баллоны с нетоксичным газом для надувания (1-3мин), а не так все просто
Снабжение:

2 плавучих весла; средства осушения: плавучий черпак и 2 губки; 2 плавучих якоря, один из которых постоянно прикреплен к плоту, а второй является запасным. Сразу после раскрытия плота сбрасываемого типа прикрепленный плавучий якорь раскрывается автоматически.

Плоты, снабжение примерное: Специальный нескладной нож без колющей части с плавучей ручкой. Нож находится в кармане с наружной стороны тента вблизи места крепления пускового линя к плоту. спасательное кольцо с плавучим линем длиной не менее 30 метров; ремонтный комплект для заделки проколов: клей, пробки и зажимы; 3 консервооткрывателя; ножницы; ручной насос или меха для подкачки плота; питьевая вода консервированная из расчета 1,5 литра на человека; пищевой рацион из расчета 10 000 кДж на человека; аптечка первой помощи; таблетки от морской болезни с продолжительностью действия не мене 48 часов на человека; по одному гигиеническому пакету на человека; рыболовные принадлежности; теплозащитные средства в количестве 10 % от расчетного числа людей, но не менее 2 единиц; инструкция по сохранению жизни на спасательных плотах.
Список предметов снабжения СШ. 1 . Достаточное количество плавучих весел для обеспечения движения шлюпки на тихой воде. Для каждого весла должна быть предусмотрена уключина типа кочет, поворотная уключина или другое равноценное приспособление. Уключины должны крепиться к шлюпке штертами или цепочками; 2. Два отпорных крюка; 3. Плавучий черпак и два ведра; 4. Инструкция по сохранению жизни;

5. Нактоуз с надежным компасом, светящимся или снабженным соответствующим средством освещения. На полностью закрытых спасательных шлюпках нактоуз должен быть стационарно установлен у поста управления рулем; на всех других спасательных шлюпках нактоуз должен быть снабжен соответствующими приспособлениями для его крепления; 6. Плавучий якорь достаточного размера с дректовом, способным выдерживать рывки, и ниралом, который обеспечивает возможность крепкого захвата его руками при намокании. Прочность плавучего якоря, дректова и нирала должна быть достаточной при любых морских условиях; 7. Два надежных фалиня длиной, не менее чем в два раза превышающей расстояние от места установки спасательной шлюпки до ватерлинии при наименьшей эксплуатационной осадке судна, или 15 м, смотря по тому, что больше. Один фалинь, прикрепленный к разобщающему устройству, требуемому правилом III/41.7.7, должен находиться в районе носовой оконечности спасательной шлюпки, а другой - прочно крепиться к форштевню спасательной шлюпки или вблизи него и быть готовым к использованию; 8. Два топора - по одному в каждой оконечности спасательной шлюпки; 9. Парусное вооружение с такелажем и парусами; 10 . Водонепроницаемые сосуды, содержащие общее количество пресной воды из расчета 3 л на каждого человека из числа людей, допускаемого к размещению на спасательной шлюпке, из которых 1 л на человека может быть заменен опреснительным аппаратом, способным давать такое же количество пресной воды за 2 дня; 11 . Нержавеющий ковш со штертом; 12. Нержавеющий градуированный сосуд для питья;

13. Пищевой рацион из расчета не менее 10 000 кДж на каждого человека из числа людей, допускаемого к размещению на спасательной шлюпке; этот пищевой рацион должен быть в воздухонепроницаемой упаковке и храниться в водонепроницаемом контейнере; 14. Четыре парашютные ракеты; 15. Шесть фальшфейеров; 16 . Две плавучие дымовые шашки; 17 . Один водонепроницаемый электрический фонарь, годный для сигнализации по азбуке Морзе, с одним запасным комплектом батарей и одной запасной лампочкой в водонепроницаемой упаковке; 18. Одно сигнальное зеркало для дневной сигнализации с инструкцией по его использованию для подачи сигналов морским и воздушным судам; 19 . Один экземпляр таблицы спасательных сигналов в водозащищенном исполнении или в водонепроницаемой упаковке; 20. Один свисток или другой равноценный звуковой сигнал;

21. Аптечку первой помощи в водонепроницаемой упаковке, которая после употребления может быть снова плотно закрыта; 22. Шесть доз медикаментов от морской болезни и один гигиенический пакет на каждого человека; 23. Складной нож, прикрепленный к шлюпке штертом; 24. Три консервовскрывателя; 25 . Два плавучих спасательных кольца, прикрепленных к плавучему линю длиной не менее 30 м; 26 . Ручной насос; 27. Один комплект рыболовных принадлежностей;

28. Достаточное количество инструментов для выполнения незначительных регулировок двигателя и относящихся к нему устройств; 29. Переносной огнетушитель, пригодный для тушения горящей нефти; 30. Прожектор, способный обеспечивать эффективное освещение в ночное время светлоокрашенного объекта шириной 18 м на расстоянии 180 м в течение в общей сложности 6 ч и работать непрерывно в течение не менее 3ч; 31. Набор флагов для подачи сигналов бедствия;

32. Эффективный радиолокационный отражатель, если в спасательной шлюпке не установлен радиолокационный ответчик; 33. Комплект аварийных радиопередатчиков; 34. Теплозащитные средства, в количестве, достаточном для 10% числа людей, допускаемого к размещению на спасательной шлюпке или двух, смотря по тому, что больше; 35 . Гидротермокостюмы в количестве трёх штук; 36 . Комплект ниток и шпагатов; 37. Полотнище брезента для сбора дождевой воды.

Средства сигнализации: радиолокационный маяк – ответчик (SART); УКВ переносная радиостанция; 4 красные парашютные ракеты; 6 красных фальшфейеров; 2 плавучие дымовые шашки; электрический водонепроницаемый фонарь; сигнальное зеркало (гелиограф) и сигнальный свисток; таблица спасательных сигналов. Сейчас есть мэс - морская эвакуац сист - может устанавливаться1 человеком и вмещать всех людей..всех это сколько сколько влезет о.+
Есть штормтрапы - для посадки народа в спассредства - мде

Был пост про Гармонию, просто помню по фотам, так вот для примера: Harmony of the Seas - 16-палубный корабль длиной 362 метра и весом 120 000 тонн, стоимость 1 лярд долларов. Наиболее большой из известных круизных лайнеров вмещает до 6300 пассажиров и 2100 членов












9 шлюпок как мы видим (спасботов)по каждому борту *2=18шт и количестве например при несильной загруженности 5400 чел пассажиров без учета команды.т.е. 5400/18= 300 человек в шлюпку. где 300 где 400 - меньше-больше. Влезем? ..Впихнем! Хорошего нам путешествия! Удачного плавания!

Спасательная шлюпка - это шлюпка, способная обеспечить сохранение жизни людей, терпящих бедствие, с момента оставления ими судна. Именно это назначение и определяет все требования, предъявляемые к конструк­ции и снабжению спасательных шлюпок.

Число спасательных шлюпок на борту судна определяется районом плава­ния, типом, судна и численностью людей на судне. Грузовые суда неограниченного района плавания оборудуются шлюпками, обеспечивающими весь экипаж с каждо­го борта (100% + 100% = 200%). Пассажирские суда оборудуются спасательными шлюпками вместимостью 50 % пассажиров и экипажа с каждого борта (50% + 50% = 100%).

Рис. Спасательные шлюпки закрытого и открытого типов

Все спасательные шлюпки должны:

Иметь хорошую остойчивость и запас плавучести даже при заполнении водой, высокую маневренность;

Обеспечивать надежное самовосстановление на ровный киль при опрокидывании;

Иметь механический двигатель с дистанционным управлением из рубки; быть окрашены в оранжевый цвет.

Спасательная шлюпка должна быть оборудована двигателем внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия:

Двигатель должен работать не менее 5 минут от момента запуска в холодном состоянии, когда шлюпка находится вне воды;

Скорость шлюпки на тихой воде с полным комплектом людей и снабжения должна быть не менее 6 узлов;

Запас топлива должен быть достаточным для работы двигателя полным хо­дом в течение 24 часов.

Если судно имеет частично закрытые спасательные шлюпки, то их шлюп­балки должны быть снабжены топриком с прикрепленными к нему по меньшей ме­ре двумя спасательными шкентелями.

Запас плавучести шлюпки обеспечивается воздушными ящиками ‑ герме­тичными, заполненными воздухом или пенопластом отсеками, объем которых определяется с учетом того, чтобы головы людей, сидящих в шлюпке, находились выше поверхности воды, даже если шлюпка полностью затоплена.

Сведения о вместимости шлюпки, а также ее главные размеры наносятся на ее борта в носовой части несмываемой краской, там же указаны название судна, порт приписки (буквами латинского алфавита) и судовой номер шлюпки. Маркировка, по которой можно установить судно, которому принадлежит шлюпка, и ее номер должны быть видны сверху.

По периметру шлюпки, под привальным брусом и на палубе наклеивают по­лосы из светоотражающего материала. В носовой и кормовой частях на верхней части закрытия накладывают кресты из светоотражающего материала.

Рис. Маркировка спасательной шлюпки

Внутри шлюпки устанавливается электролампочка. Заряд батареи питания обеспечивает работу в течение не менее 12 часов. На верхней части закрытия уста­навливается сигнальная лампочка с ручным выключателем, дающая постоянный или проблесковый (50-70 проблесков в минуту) огонь белого цвета. Заряд батареи питания обеспечивает работу в течение не менее 12 часов.

Спасательные шлюпки для нефтеналивных судов имеют огнезащитную кон­струкцию, оборудованы системой орошения, обеспечивающей проход через непре­рывно горящую нефть в течение 8 минут, и сжатого воздуха, обеспечивающей без­опасность людей и работу двигателей в течение 10 минут. Корпуса шлюпок изго­товляют двойными, они должны иметь высокую прочность, рубка должна обеспе­чивать круговую видимость, иллюминаторы - из огнестойкого стекла.

Для обеспечения использования шлюпки неквалифицированными людьми (например, пассажирами) на хорошо заметном месте вблизи органов управления двигателем должна быть предусмотрена инструкция по пуску и эксплуатации дви­гателя, а органы управления должны иметь соответствующую маркировку.

Еженедельно все спасательные шлюпки и плоты, дежурные шлюпки и спус­ковые устройства инспектируются визуально, чтобы обеспечить их постоянную го­товность к использованию. Двигатели всех спасательных и дежурных шлюпок должны работать не менее 3 минут. Спасательные шлюпки, за исключение шлюпок свободного падения, должны быть стронуты со своих мест установки. Результаты проверки заносятся в судовой журнал.

Ежемесячно все спасательные шлюпки, за исключением шлюпок свободно­го падения, вываливаются со своих мест установки без людей в шлюпке. Прово­диться проверка снабжения с тем, чтобы убедиться в их комплектности и хорошем состоянии.

Каждая спасательная шлюпка, за исключением шлюпок свободного падения, спускается, а затем маневрирует на воде с расписанной на ней командой управле­ния по меньшей мере один раз в 3 месяца.

Спуск шлюпки. Шлюпки, спускаемые механическими средствами, устанав­ливаются горизонтально по обоим бортам судна. Шлюпбалка ‑ это устройство, предназначенное для хранения шлюпки, имеющее наклоняющиеся за борт балки, используемые при спуске и подъеме шлюпки.

Рис. Крепление спасательной шлюпки на борту судна

В походном положении шлюпки устанавливают на шлюпбалках, для этого на последних имеются односторонние кильблоки, на которые опирается шлюпка. Для более плотного прилегания шлюпки к кильблокам последние снабжены вой­лочной подушкой, закрытой парусиной. Шлюпка закрепляется найтовыми с гла­голь-гаком, которые перед спуском обязательно отдают.

Перед спуском шлюпки необходимо предварительно:

Доставить в шлюпку оборудование и снабжение, необходимое для выжи­вания после оставления судна: переносную УКВ радиостанцию и радио­локационный маяк-ответчик, теплые вещи, дополнительный запас пищи и воды, дополнительный запас пиротехнических средств сиг­нализации;

Убрать леерное ограждения посадочной палубы; подготовить штормтрап; отдать найтовы; отдать стопора шлюпбалок.

Спасательная шлюпка должна быть оборудована спускным клапаном, кото­рый устанавливается в нижней части днища шлюпки для спуска воды. Клапан ав­томатически открывается, когда шлюпка находится вне воды, и автоматически за­крывается, когда шлюпка находится на плаву. При подготовке шлюпки к спуску на воду клапан должен быть закрыт колпачком или пробкой.

Вываливание шлюпки происходит только под действием силы тяжести и осуществляется при помощи шлюпочных талей. Перед началом спуска отдают стопор на шлюпбалках и плавно потравливают лопарь талей, для чего по­немногу отдают тормоз шлюпочной лебедки. Равномерное потравливание носовых и кормовых талей достигается тем, что оба лопаря закреплены на барабане одной шлюпочной лебедки. После того как шлюпбалка достигнет предельного положения, начинается вертикальный спуск шлюпки на воду.

Лопари - стальные тросы, прикрепленные к шлюпке в ее оконечностях и прове­денные на лебедку, предназначенные для спуска и подъема шлюпки. Лопари должны пе­риодически тироваться

Для того чтобы исключить возможность спуска шлюпки до момента ее полного вываливания за борт, на шлюпбалке имеется рог, на который навешивают серьгу подвижного блока шлюпталей. Длину и форму рога выби­рают таким образом, чтобы подвижный блок спадал с него только при нижнем предельном положении шлюпбалки.

Управление спуском шлюпки на талях может осу­ществляться как с палубы судна, так и из шлюпки. Это поз­воляет при благоприятных погодных условиях не оставлять на борту команду обеспечения спуска.

Рис. Спуск спасательной шлюпки Рис. Шлюпочная лебедка

После спуска шлюпки на воду выкладывают нижние блоки шлюпталей. Очень важно, особенно на волнении, оба блока выложить одновременно. Для этого шлюпки имеют откидные гаки с общим приводом. В этом случае одно­временная отдача обоих гаков осуществляется поворотом рукоятки привода.

Посадка людей производится по штормтрапам. На ходу и на волнении шлюпки обычно спускают с людьми. Посадка людей в этом случае производится либо в шлюпку, установленную на кильблоках, либо после спуска шлюпки до уровня палубы, с которой наиболее удобно производить посадку.

Рис. Посадка экипажа и спуск шлюпки

Каждая шлюпка в районе своей установки имеет посадочный штормтрап, тетивы которого изготовляются из манильского троса толщиной не менее 65 мм, а балясины из твердых пород дерева размером 480x115x25 мм. Верхний конец трапа должен быть закреплен на своем штатном ме­сте (под шлюпкой), а сам штормтрап должен находиться в свернутом виде, всегда готовый к употреблению.

После того, как последний человек переместится с судна в шлюпку, фалини освобождаются (в крайнем случае ‑ перерубаются топорами, находящимися в око­нечностях шлюпки), и шлюпка отходит от судна. Рекомендуется сохранить фалини, т.к. они еще могут понадобиться.

Снабжение шлюпок . Каждая спасательная шлюпка, должна иметь снабжение соответственно требованиям Международной конвенции СОЛАС-74, включающее:

На гребных шлюпках по одному плавающему веслу на гребца плюс два запас­ных и одно рулевое, на моторных - четыре весла с уключинами, прикрепленны­ми к корпусу шлюпки штертами (цепочками); два отпорных крюка;

Плавучий якорь с тросом длиной, равной трем длинам шлюпки, и оттяжкой, за­крепленной за вершину конуса якоря; два фалиня длиной не менее 15 метров;

Два топора, по одному в каждой оконечности шлюпки для перерубания фалиней при оставлении судна;

Пищевой рацион и запас питьевой воды 3 литра на каждого; нержавеющий ковш со штертом и нержавеющий градуированный сосуд; рыболовные принадлежности;

Сигнальные средства: четыре парашютные ракеты красного цвета, шесть фаль­шфейеров красных, две дымовые шашки, электрический фонарь с приспособле­нием для сигнализации по коду Морзе в водонепроницаемом исполнении (с комплектом запасных батарей и запасной лампочкой), одно сигнальное зеркало - гелиограф - с инструкцией по его использованию, сигнальный свисток или равноценное сигнальное устройство, таблицы спасательных сигналов;

Прожектор, способный осуществлять непрерывную работу в течение 3 часов;

Аптечку первой помощи, по 6 таблеток от морской болезни и одному гигиениче­скому пакету на человека;

Складной нож, прикрепленный штертом к шлюпке, и три консервооткрывателя;

Ручной осушительный насос, два ведра и черпак;

Огнетушитель для тушения горящей нефти;

Комплект запасных частей и инструментов для двигателя;

Радиолокационный отражатель или SART;

Нактоуз с компасом;

Индивидуальные теплозащитные средства в количестве 10% от пассажировме-сти­мос­ти шлюпки (но не менее двух).

Рис. Спасательная шлюпка внутри

Шлюпки свободного падения . Корпус шлюпки имеет более прочную конструкцию и хорошо обтекаемые плавные обводы, предотвращающие сильный удар при входе шлюпки в воду. Так как при ударе о воду возникают пере­грузки, в шлюпке установлены специальные кресла, имеющие амортизирующие прокладки.

Рис. Шлюпка свободного падения

Перед сходом шлюпки с рампы экипаж должен надежно закрепить себя ремнями безопасности и специальным фиксатором головы. Шлюпки свободного падения гарантируют безопасность людей при падении с высоты до 20 метров.

Шлюпки свободного падения считаются самым надежным спасательным средством, обеспечивающим эвакуацию людей с гибнущего судна при любых по­годных условиях.

Дежурная спасательная шлюпка. Это тип спасательных шлюпок, предназначенных для спасания людей из воды (упавших за борт или обнаруженных в море) и для сбора спасательных шлюпок и плотов.

Рис. Дежурная спасательная шлюпка

Преимущество дежурной шлюпки - быстрота и надежность спуска и подъ­ема на борт на ходу при небольшом волнении. Мощный стационарный или подвес­ной мотор позволяет оперативно обследовать район падения человека за борт, под­нять его и доставить к борту судна. Дежурная шлюпка способна выполнять спаса­тельные операции в штормовых условиях и при ограниченной видимости. Дежур­ные шлюпки находятся в постоянной готовности. Подготовка и спуск шлюпки производятся за 5 минут.

В шлюпке предусмотрено место для транспортировки спасенного в лежачем положении. Мощность двигателя обеспечивает скорость не менее 8 узлов, а запаса топлива хватает на 3 часа полного хода. Гребной винт защищен для предотвраще­ния травм людей, находящихся в море.

Спасательные плоты

Спасательный плот ‑ это плот, способный обеспечить сохранение жизни людей, терпящих бедствие, с момента оставления ими судна. Его кон­струкция должна быть такой, чтобы выдержать на плаву влияние окружающей сре­ды в течение не менее 30 суток при любых гидрометеоусловиях.

Рис. Установка ПСН на борту судна

Плоты изготавливаются вместимостью не менее 6 и обычно до 25 человек (на пассажирских судах могут встретиться плоты вместимостью до 150 человек). Количество плотов рассчитывается таким образом, чтобы общая вместимость имею­щихся на каждом борту спасательных плотов была достаточна для размещения 150% общего числа находящихся на судне людей.

На судах, где расстояние от носовой или кормовой оконечностей до ближайшего плота превышает 100 м, дол­жен быть установлен дополнительный плот. Рядом должны храниться как минимум 2 жилета и 2 гидрокостюма, а также должны иметься посадочные средства с каждого борта (на высокобортных судах - посадочные трапы, на низкобортных - спасательные шкентеля с мусингами.

Общая масса плота, его контейнера и снабжения не должна превышать 185 кг, за исключением случаев, когда плот предназначен для спуска одобренным спусковым устройством или когда не требуется переносить его с борта на борт.

По способу доставки на воду спасательные плоты делятся на спускаемые механическими средствами (при помощи плотбалок) и сбрасываемые. Спускаемые плоты устанавливаются, главным образом, на пассажирских судах, поскольку по­садка в них осуществляется на уровне палубы, что является большим преимуще­ством при спасении пассажиров, могущих оказаться в самом разнообразном физи­ческом и психическом состоянии.

Основное распространение, благодаря своей компактности, получили плоты надувного типа (ПСН ‑ плот спасательный надувной).

Основными элементами спасательного плота являются:

Камера плавучести (обеспечивает плавучесть плота);

Днище ‑ водонепроницаемый элемент, обеспечивающий изоляцию от холод­ной воды;

Тент ‑ водонепроницаемый элемент, обеспечивающий изоляцию подтентового пространства от зноя и холода.

Рис. Надувной спасательный плот

Камера плавучести надувного плота состоит не менее чем из двух независи­мых отсеков, для того чтобы при повреждении одного отсека, оставшиеся отсеки могли обеспечивать положительный надводный борт и удерживать на плаву штат­ное количество людей и снабжение. Обычно отсеки располагаются кольцами один над другим, что позволяет не только обеспечить достаточную плавучесть, но и со­хранить площадь для размещения людей при повреждении одного отсека.

Для обеспечения возможности поддержания рабочего давления в отсеках устанавливаются клапаны для ручной подкачки насосом или мехами.

Задача термоизоляции подтентового пространства обычно решается путем установки тента, состоящего из двух слоев водонепроницаемого материала с воз­душной прослойкой. Наружный цвет тента делается оранжевым. Для установки тента в надувных плотах делаются опоры арочного типа, надувающиеся автомати­чески вместе с камерой плавучести. Высота тента делается такой, чтобы человек мог находиться в сидячем положении в любой части подтентового пространства.

На тенте должно быть:

По меньшей мере, одно смотровое окно;

Устройство для сбора дождевой воды;

Устройство для установки радиолокационного отражателя или SART;

Полосы из белого световозвращающего материала.

На верхней части тента устанавливается сигнальный огонь, автоматически включающийся при раскрытии тента. Заряд батареи питания обеспечивает работу в течение не менее 12 часов.

Внутри плота устанавливается внутренний источник света с ручным выклю­чателем, способный непрерывно работать в течение не менее 12 часов.

По внешнему периметру камеры плавучести плота крепится спасательный леер, помогающий добраться до входа. По внутреннему периметру также устанав­ливается спасательный леер, помогающий людям удерживаться во время шторма.

Входы в спасательные плоты оборудуются специальными устройствами, помогающими людям забираться из воды внутрь плота. По крайней мере у одного из входов на уровне воды должна быть оборудована посадочная площадка. Входы, не оборудованные посадочной площадкой, должны иметь посадочные трапы, ниж­няя ступенька которых находится ниже ватерлинии не менее чем на 0,4 метра.

На днище надувного плота по периметру устанавливаются заполняемые во­дой карманы. Они представляют собой отвисающие вниз мешки с отверстиями в верхней части. Отверстия делаются достаточно большими, чтобы в течение 25 се­кунд после того, как плот оказывается в раскрытом состоянии на воде, карманы за­полнились не менее чем на 60%.

Карманы выполняют две функции:

Обеспечивают остойчивость, что особенно актуально во время шторма, когда раскрытый плот находится на воде без людей;

Раскрытый плот имеет очень большую надводную парусность по сравнению с погруженной частью, что приводит к сильному ветровому дрейфу. Запол­ненные водой карманы, существенно уменьшают ветровой дрейф плота. Для надувания плота к его днищу крепится баллон с нетоксичным газом, за­крытый специальным пусковым клапаном, который открывается при натяжении прикрепленного к нему пускового линя. При открытии пускового клапана газ за­полняет отсеки в течение 1 - 3 минут.

Пусковой линь имеет двойное назначение:

Используется для открытия клапана на баллоне с газом;

Используется для удержания плота на воде у борта судна.

Длина пускового линя не менее 15 метров.

Установка ПСН. На судне ПСН (плот спасательный надувной) хранится в пластиковом контейнере, состоящем из двух половинок, герметично соединенных и скрепленных бандажными лентами.

Прочность лент, или соединяющих концы ленты звеньев, рассчитывается на разрыв от внутреннего давления газа при надувании плота.

Контейнер с плотом устанавливается на специальной раме, прижатый к ней найтовами, заведенными на устройство отдачи.

Рис. Схема крепления ПСН к судну: 1 - найтов; 2 - глаголь-гак; 3 - пусковой линь; 4 - гидростат; 5 - слабое звено; 6 - бандажная лента

Спусковое устройство спасательных плотов должно обеспечивать безопас­ный спуск плота с полным комплектом людей и снабжения при крене до 20° на любой борт и дифференте до 10°.

Установка плота предусматривает два способа освобождения от найтовов ручной и автоматический.

Для ручного освобождения плота от найтовов достаточно сбросить с гла­голь-гака фиксирующее звено. Есть устройства, у которых освобождение найтовов происходит поворотом специальной рукоятки, в результате выдергиваются штыри, удерживающие коренные концы найтовов. Такое устройство применяется, когда несколько плотов размещается на одной раме друг за другом. В такой конструкции предусматривается как последовательный сброс плотов, так и сброс всех плотов поворотом одной рукоятки.

Для автоматического освобождения плота при погружении судна под воду в разобщающее устройство включается гидростат - устройство, освобождающее найтовы на глубине не более 4 метров.

По принципу действия гидростаты бывают разобщающего типа и режущего.

В гидростате режущего типа в исходном состоянии подпружиненный нож удерживается запирающим штифтом, закрепленным на подпружиненной мембране. Пространство над мембраной является герметично закрытым, поэтому при погружении в воду давление начинает расти только под мембраной. Жесткость пружины, удерживающей мембрану, рассчитывается на то, чтобы на глубине до 4 метров внешнее давление отжало мембрану и освободило нож. Сжатая пружина ножа после освобождения резко распрямляется, и ударом ножа перерезается вере­вочная петля, удерживающая найтовы.

Рис. Гидростат режущего типа

Гидростат разобщающего типа . Корпуса гидростатов разобща­ющего типа достаточно разнообразны, но все они используют механический прин­цип отсоединения при достижении заданного давления на чувствительный элемент. Корпус данного гидростата разделен мембраной на две камеры, одна из которых герметичная, а во вторую может поступать вода при погружении.

Рис. Гидростат разобщающего типа

Отсоединяющаяся головка, к которой крепятся найтовы, удерживается из­нутри запирающим устройством, механически соединенным с мембраной.

Жесткость пружины, удерживающей мембрану, рассчитана на то, что под давлением воды произойдет освобождение отсоединяющейся головки гидростата, что приведет к освобождению плота от найтовов.

При погружении судна, контейнер с ПСН всплывает, при этом пусковой линь вытягивается из контейнера. Соединение пускового линя с судном осуществ­ляется через слабое звено. Разрывная прочность слабого звена достаточна для вытягивания пускового линя из контейнера и открытия пускового клапана. При даль­нейшем натяжении слабое звено разрывается и плот освобождается от крепления к борту судна.

Встречаются конструкции, где слабое звено является частью коренного кон­ца самого пускового линя. Прочность слабого звена мала, чтобы удерживать плот у борта в условиях сильного ветра и волнения. Поэтому при ручной отдаче первое, что необходимо сделать до отдачи найтовов, выбрать из контейнера небольшой участок пускового линя и надежно привязать его выше слабого звена к конструк­ции судна (изолировать слабое звено). Если не привязать пусковой линь на участке нормальной прочности, то плот будет оторван и унесен.

Слабое звено зрительно легко отличить: это может быть более тонкая встав­ка в пусковой линь или надрез на лине.

Спуск ПСН на воду. Посадка в сбрасываемый спасательный плот произво­дится после его раскрытия на воде, что делает более сложной саму процедуру по­садки, однако это проще и надежнее в условиях шторма.

Прочность сбрасываемого плота должна быть достаточной, чтобы выдержи­вать его сбрасывание в контейнере с высоты не менее 18 метров и выдерживать многократные прыжки людей на него с высоты не менее 4,5 метров.

Краткая инструкция по приведению плота в рабочее состояние и посадке в него наносится на контейнер плота и рядом с местом установки.

Порядок спуска ПСН на воду и посадка в него предусматривает следующие действия:

Освободить найтовы;

Вытолкнуть плот за борт. Для высокобортного судна не рекомендуется сбра­сывать плот при крене свыше 15° со стороны вышедшего из воды борта. До­прыгнуть до воды, не касаясь борта, в этом случае маловероятно, а соскаль­зывание по вышедшему из воды борту, обросшему ракушками, может приве­сти к серьезным травмам;

Вытянуть из контейнера пусковой линь и сильно дернуть;

Раскрывшийся плот подтянуть к борту и закрепить линь. Если плот раскрылся днищем вверх, то на днище плота имеются специаль­ные лямки, взявшись за которые руками и упершись в край днища ногами, можно плот перевернуть в нормальное положение. Так как плот имеет большую парус­ность, то перед переворачиванием его необходимо повернуть так, чтобы оказаться с подветренной стороны. В этом случае ветер будет помогать переворачивать плот;

Переместиться в плот, стремясь попасть в него сухим:

Можно прыгать на плот с высоты до 4,5 метров, если есть уверенность, что в нем нет людей;

Можно спуститься по штормтрапу;

Можно спуститься по спасательному шкентелю с мусингами;

Можно прыгать в воду рядом с плотом, а затем забраться в плот;

Помочь другим спасающимся забраться в плот (использовать спасательное кольцо с линем из аварийного снабжения плота).

После того, как все спасающиеся оказались на плоту или в воде, но держащимися за спасательный леер плота, необходимо отойти от тонущего суд­на на безопасное расстояние, для чего нужно:

Отрезать пусковой линь. Нож находится в кармане на тенте плота у места крепления линя;

Выбрать плавучий якорь;

Подтянуть водяные карманы;

Использовать весла из аварийного запаса.

Рис. В спасательном плоту и на воде

Водяные карманы создают существенное сопротивление движению. К ниж­ней части каждого кармана крепится штерт, закрепленный верхней частью в рай­оне ближайшего входа в плот. Необходимо потянуть за штерт, выдавить из кармана воду, прижать карман к днищу и закрепить в таком состоянии штерт.

Нахождение в непосредственной близости от судна опасно по следующим причинам:

Образование воронки при погружении судна под воду;

Возможность взрыва при пожаре;

Всплытие с тонущего судна крупных плавающих предметов;

Возможность заваливания судна на борт.

После отхода на безопасное расстояние всем спасательным средствам необ­ходимо объединиться и удерживаться в месте гибели судна. Объединение спаса­тельных средств позволяет:

Равномерно распределить людей, воду, продукты питания и т. п.;

Более рационально использовать средства сигнализации;

Более рационально распределить людские ресурсы на выполнение работ (несение вахты, ловля рыбы и т. п.).

Организация поисково-спасательной операции будет начата с координат ме­ста гибели судна, поэтому для уменьшения ветрового дрейфа необходимо поста­вить плавучие якоря и опустить водяные карманы.

Спасательная шлюпка свободного падения (FFL) имеет следующие особенности:

Более прочную конструкцию, чтобы выдерживать падение на воду с полным комплектом людей и снабжения с высоты в 1,3 раза превышающей одобренную;

Вход с кормы шлюпки;

Шлюпка имеет кормовую платформу на уровне ватерлинии с целью извлечения беспомощных лиц из моря;

Сиденья специальные, обращенные спинками к носу шлюпки, с 3 ремнями крепления.

Другая конструкция системы разобщения с судном;

Система водяного орошения спринклерная.

II. Дежурные шлюпки: конструкция, оборудование и их использование

Дежурная шлюпка есть шлюпка, предназначенная для спасения терпящих бедствие людей и сбора спасательных шлюпок и плотов на воде . (п.19 Правила 3. Главы III СОЛАС-74).

Дежурная шлюпка должна обеспечивать размещение, по меньшей мере, пяти человек, находящихся в сидячем положении, и одного - в лежачем, на носилках. Длина дежурной шлюпки должна лежать в пределах от 3,8 до 8,5 м. Шлюпки, не обладающие достаточной седловатостью, должны иметь носовое закрытие, простирающееся не менее чем на 15 % их длины. Снаружи и внутри шлюпки закреплены спасательные леера.

Плавучесть надутой дежурной шлюпки должна обеспечиваться либо одной трубой плавучести, разделенной не менее чем на пять изолированных отсеков примерно равного объема, либо двумя отдельными трубами, объем каждой из которых не должен превышать 60 % их общего объема. В случае повреждения какого-либо одного отсека остальные отсеки должны обеспечивать поддержание предусмотренное к размещению на шлюпке количество людей массой по 75 кг каждый, сидящих в нормальном положении. При этом по всему периметру шлюпки должен сохраняться положительный надводный борт.

Каждый отсек плавучести оборудуется невозвратным клапаном для надувания вручную и спуска, а также предохранительным клапаном.

На нижней поверхности днища и в других уязвимых местах надутой шлюпки предусматриваются усиленные полосы.

Полоски световозвращающего материала наносятся на поверхность дежурной шлюпки так же, как и на спасательную шлюпку.

Дежурная шлюпка должна быть оборудована стационарным двигателем или подвесным мотором. Топливные баки подвесного бензинового двигателя должны быть специально защищены от огня и взрывов. Двигатель должен обеспечивать маневрирование шлюпки при скорости до 6 уз в течение не менее 4 ч.

В снабжение шлюпки должен входить плавучий линь длиной не менее 50 м, обладающий прочностью, достаточной для буксировки самого большого из имеющихся на судне спасательного плота, нагруженного полным количеством людей и снабжения, со скоростью не менее 2 уз.

Дежурная шлюпка должна устанавливаться так, чтобы быть в состоянии постоянной готовности к спуску в течение не более 5 мин. Надутая дежурная шлюпка должна постоянно находиться в полностью надутом состоянии.

Спусковое устройство дежурных шлюпок должно быть оборудовано лебедками с механическим приводом мощностью, достаточной для подъема шлюпки из воды с полным количеством людей и снабжения.

Спасательная шлюпка может быть дежурной шлюпкой при условии, что она удовлетворяет требованиям, предъявляемым к дежурным шлюпкам

Шлюпка используется как спасательное средство при падении человека за борт. И может быть эффективно использована только тогда, когда каждый член экипажа хорошо знает эксплуатацию и техобслуживание шлюпки. Только регулярные тренировки и учебные тревоги позволяют добиться мастерства и опыта, которые чрезвычайно важны при реальной ситуации “Человек за бортом”. И второй важный момент для безопасности - это регулярное техобслуживание шлюпки, чтобы иметь ее всегда в безотказном состоянии.

Краткая характеристика жесткой дежурной шлюпки.

Шлюпка имеет положительную остойчивость, даже когда заполнена водой, она не потопляема и самовосстанавливающаяся. Предназначена для спасательных целей и для сбора спасательных плотов и их буксировки в случае затопления судна. Способна вмещать до 6 человек на двух поперечных банках или 1 человека на носилках на полу, тогда остальные пять человек на банках. Шлюпка изготовлена из усиленного стеклопластика.

Длина - 4.40м (с мотором - 4.90м)

Ширина - 1.75м (c кранцами - 1,80м)

Высота - 0.75м (с поднятым мотором - 1.58м)

Вес со снаряжением - 1 000кг

Скорость - минимум 6 узлов

Скорость при буксировке спасательного плота на 25 человек - минимум 2 узла

Оборудование и арматура шлюпки изготовлены из коррозионно-стойких материалов. Наиболее главная часть оборудования - устройство подъема шлюпки. Шлюпка опускается с помощью одного стропа. Включение/выключение механизма отдачи шлюпки управляется изнутри шлюпки. На баке имеется гак с рычагом для отдачи фалиня. Шлюпка приводится в движение с помощью подвесного мотора TOHATSU M 18E EPL мощностью 18 л.с. Топливные баки емкостью 2 х 22.7 л гарантируют 4 часа работы двигателя при скорости 6 узлов. Мотор снабжен автоматическим и ручным пуском. Питание 12 вольт постоянного тока подается от батарей 57 или 60 ампер. Батареи заряжаются от судовой сети через розетку в шлюпке. Портативный поисковый прожектор также может питаться от этой розетки. Навигационный огонь питается от отдельной розетки (огонь располагается на съемной мачте).

Требования Кодекса ЛСА к этому виду шлюпок

(Глава V с 118-128):

Быть жесткими, надутыми или комбинированного типа;

Обладать достаточной мобильностью и маневренностью на волнении для спасения находящихся в воде людей, сбора спасательных плотов и буксировки самого большого, из имеющихся на судне спасательных плотов, нагруженного полным комплектом людей и снабжения или его равноценной замены, со скоростью, не менее 2 х узлов (на пассажирских судах шлюпка должна производить сбор на воде не более 6 спасательных плотов и не более 9 плотов на судах, совершающих короткие международные рейсы);

Быть длиной не менее 3,8 и не более 8,5м;

Обеспечивать размещение 5 человек на местах для сидения и одного, в положении лежа на носилках. Кроме рулевого, все могут размещаться на настиле днища, но не на привальном брусе, транце или на бортовых трубах плавучести;

При недостаточной седловитости иметь носовое закрытие на 15% длины шлюпки;

Быть способными маневрировать при скорости 6 узлов и сохранять эту скорость, не менее 4 часов;

Быть оборудованы стационарным двигателем, или подвесным мотором, в т. ч бензиновым с одобренной топливной системой, если топливные баки специально защищены от пожара или взрыва;

Иметь стационарные приспособления для буксировки, обладающие достаточной прочностью для сбора или буксировки спасательных плотов;

Оборудованы эффективным средством откачки воды или быть самоосушающимися;

Оборудованы непроницаемыми при воздействии моря устройствами, для хранения мелких предметов снабжения;

Жесткие дежурные шлюпки должны отвечать требованиям к спасательным шлюпкам, указанным в пунктах 4.4.1-4.4.7.4, 4.4.7.6, 4.4.7.7, 4.4.7.9, 4.4.7.10 и 4.4.9..

Требования к скоростным дежурным шлюпкам на пассажирских судах ро-ро (циркулярное письмо MSC/Cirs 809 от 29 мая 1997г):

Шлюпка по конструкции может быть жесткой, надутой или комбинированного типа, иметь длину корпуса не менее 6м и не более 8м, включая надувные конструкции;

Команда шлюпки должна состоять из 3 х человек (рулевого и двух других членов команды)

По конструкции шлюпка должна отвечать требованиям жесткой дежурной шлюпки (за исключением пунктов 4.4.1.5.3, 4.4.1.6, 4.4.6.8, 4.4.7.2, 5.1.1.6, 5.1.1.10 Кодекса ЛСА);

Шлюпка и ее СПУ должны обеспечивать безопасный спуск и подъем шлюпки при неблагоприятных условиях погоды и моря;

Шлюпка должна быть самовосстанавливающейся или легко восстанавливаемой усилиями 2 х человек ее команды;

Шлюпка должна быть самоосушаемой или иметь способность быстро избавляться от воды;

Жесткая шлюпка должна быть такой, чтобы подвешенная за точку подъема, она обладала достаточной прочностью, выдерживать нагрузку в 4 раза превышающую ее массу, с полным комплектом людей и снабжения, без остаточной деформации;

Шлюпка должна управляться с места рулевого штурвалом, отдельным от румпеля, а также обеспечиваться аварийная система управления рулем, водометом или подвесным двигателем;

Двигатель шлюпки должен останавливаться автоматически или рулевым посредством аварийного выключателя в случае опрокидывания шлюпки. Когда шлюпка возвращена в нормальное положение, двигатель или мотор должен иметь возможность запуститься, при условии, что аварийный выключатель, если он установлен, возвращен в рабочее положение;

Конструкция систем топлива и смазки, должна предотвращать выброс более 250мл топлива или масла, в случае опрокидывания шлюпки;

Если возможно, то шлюпка должна быть оборудована стационарным, легко и безопасно управляемым устройством одноточечного подвеса или его эквивалентом;

Шлюпка должна иметь не связывающий руки и водонепроницаемый комплект УКВ радиооборудования;

Полностью оборудованная шлюпка должна быть способна маневрировать в течение не менее 4 часов на скорости не менее 20 узлов на тихой воде с экипажем из 3 х человек и на скорости не менее 8 узлов с полным комплектом людей и снабжения.

Размещение дежурных шлюпок на судах.

Конструкция надутой дежурной шлюпки.

1. Корпус – камера плавучести из многослойной прорезиненной ткани, разделенная герметичными перегородками на 5 автономных отсеков с предохранительным клапаном и клапаном надува каждого и двумя карманами для линей.

2. Носовое закрытие с замком-молнией на 15 % длины шлюпки

3. Мягкое днище с надувным кильсоном для придания седловатости

4. Деревянный транец (задняя стенка шлюпки) для крепления подвесного мотора со спускным клапаном и двумя скобами для крепления фалиня и буксирного линя

5. Пять пайол (прокладок) устанавливаемых между камерой плавучести и днищем для жесткости днища

6. Два алюминиевых стрингера (уголки), проложенные внутри вдоль бортов шлюпки для обеспечения жесткого продольного соединения пайол.

7. Три банки (сиденья для команды шлюпки).

Снаряжение надутой дежурной шлюпки

1. Подвесной мотор с бензобаком – для создания движения шлюпке.

2. Две ручки на правом борту шлюпки – для приведения шлюпки в исходное положение после ее опрокидывания

3. Наружный спасательный леер с провесами – для поддержания людей на воде

4. Внутренний спасательный леер с провесами – для поддержания людей в шлюпке

5. Трап , прикрепленный к передней банке (сиденью) – для подъема людей из воды и спускаемый с любого борта

6. Носовое и кормовое буксирные устройства – для крепления фалиней и буксирных линей.

7. Тент защитный – для защиты шлюпки от прямого воздействия солнечных лучей и атмосферных осадков.

8. Компас (на средней банке) – для определения курса шлюпки

9. Два весла с уключинами и отпорный крюк – для перемещения и маневрирования шлюпки при неработающем моторе.

10. Топовый огонь (на транце у правого борта) со стойкой и источником питания – для обозначения шлюпки в ночное время.

11. Радиолокационный отражатель (на транце у левого борта) со стойкой для обнаружения шлюпки по радиолокаторам.

12. Строповочное устройство (4 стропы с серьгой одноточечной подвески) – для спуска шлюпки гравитационным способом и подъема ее электроприводом или ручным приводом.

Расположение людей в шлюпке

Шлюпка предназначена на 6 человек, один из которых может лежать на полу на носилках. Члены экипажа в шлюпке должны размещаться следующим образом:

    3 человека на кормовой банке

    3 человека на передней банке (два человека с бортов лицом назад, а один человек в центре лицом вперед по движению шлюпки)

    В случае транспортировки пострадавшего лица: три человека на кормовой банке, два на передней, пострадавший на носилках ногами в нос шлюпки. Чтобы пострадавший мог лежать на носилках

надо слегка подвинуть носовую банку.

    Снабжение спасательных шлюпок

Снабжение спасательной шлюпки включает в себя средства эксплуатации плота или шлюпки, средства жизнеобеспечения и средства сигнализации и привлечения внимания. Предметы снабжения должны быть размещены таким образом, чтобы не мешать действиям по оставлению судна.

ПРЕДМЕТЫ СНАБЖЕНИЯ

КОЛИЧЕСТВО

А) Средства обеспечивающие выживание людей.

1. Пресная вода в водонепроницаемых сосудах на 1 человека

2. Пищевой рацион на 1 человека калорийностью не менее

3. Нержавеющий ковш со штертом.

4. Нержавеющий градуированный сосуд для питься

5. Аптечка первой медицинской помощи с инструкцией

6. Медикаменты от морской болезни на 1 человека

7. Гигиенический пакет на 1 человека

8. Комплект рыболовных принадлежностей

9. Консервовскрыватели.

10. Теплозащитные средства для 10 % людей или

11. Складной нож, прикрепленный к шлюпке штертом

12. Спасательные кольца с плавучим линем длиной не менее 30 м

13. Инструкция по сохранению жизни

Б. Средства, обеспечивающие эксплуатацию шлюпки

1. Плавучие весла для обеспечения движения на тихой воде

Достаточное количество

2. Отпорные крюки

3. Плавучий черпак

5. Плавучий якорь с дректовом и ниралом.

6. Фалини в 2 раза больше расстояние от места установки шлюпки до ватерлинии при минимальной осадке или 15 м

7. Топоры в оконечностях шлюпки

8. Ручной насос для не самоосушающейся шлюпки

9. Комплект инструментов для выполнения незначительных регулировок ДВС и относящихся к нему устройств.

10. Переносной огнетушитель, пригодный для тушения горящей нефти.

В. Средства сигнализации и привлечения внимания.

1. Компас светящийся или освещаемый

2. Парашютные ракеты

3. Фальшфейеры

4. Дымовые шашки плавучие

5. Водонепроницаемый электрический фонарь, годный для сигнализации по азбуке Морзе.

6. Сигнальное зеркало с инструкцией (гелиограф)

7. Таблица спасательных сигналов, экземпляр

8. Свисток или равноценный звуковой сигнал

9. Прожектор с горизонтальным и вертикальным сектором луча не менее 6°, интенсивностью света 2500 кд, способный непрерывно светиться не менее 3 часов.

10. Радиолокационный отражатель, если в шлюпке не установлен радиолокационный ответчик.

Примечание: На спасательных шлюпках, спускаемых свободным падением плавучие весла не предусматриваются.

Спасательная шлюпка оборудуется прожектором, который обеспечивает эффективное освещение в ночное время светлоокрашенного объекта шириной 18 м на расстоянии 180 м в течение не менее 3 ч.

§ 122. Шлюпочное устройство и спасательные средства морских судов

Шлюпочное устройство современного транспортного судна состоит из шлюпок (спасательных и рабочих), приспособлений для хранения шлюпок по-походному на своих штатных местах, устройств для спуска шлюпок на воду и подъема их на борт судна и палубных механизмов (шлюпочные лебедки).

При размещении спасательных шлюпок учитывают доступность и возможность быстрой посадки в них пассажиров и команды, легкость, быстроту и безопасность спуска шлюпок на воду при неблагоприятных условиях крена и дифферента и безопасность хранения. Шлюпки располагают так, чтобы они не мешали работе у других шлюпок. Палубы, на которых размещены шлюпки, должны быть освещены.

Шлюпки хранят по обоим бортам на одной из наиболее высоко расположенных палуб в средней части судна. Спасательные шлюпки нельзя располагать в носовой части в пределах 1/5 длины судна, так как здесь они могут быть повреждены или омыты волнами. При размещении шлюпок в кормовой части они при спуске могут попасть под винты.

На танкерах грузоподъемностью более 3000 т должно быть не менее четырех спасательных шлюпок: две на кормовой надстройке и две посередине судна. На крупнотоннажных судах допускается расположение шлюпок в два яруса, по две под одной парой шлюпбалок.

На своих штатных местах шлюпки должны быть установлены таким образом, чтобы при любых сложных условиях рейса они оставались неподвижными и не повредились. Их располагают на двух или трех ростр-блоках (кильблоках), которые должны иметь простую конструкцию и быть точно пригнаны по форме обводов шлюпки. Крепят шлюпки по-походному при помощи найтовов, имеющих глаголь-гак для быстрой их отдачи.

Для подъема и спуска шлюпок на воду применяют шлюпбалки различных конструкций. Шлюпку подвешивают к головам двух шлюпбалок на талях. Шлюпбалки должны обеспечивать быстрое вываливание шлюпки за борт, спуск ее с полным снабжением и комплектом для людей, на который она рассчитана; спуск шлюпок с обоих бортов судна при крене до 15°.

Шлюпбалки подразделяют на три группы.

Рис. 173.


Поворотные (обыкновенные) шлюпбалки (рис. 173) состоят из стальных изогнутых балок, вращающихся вокруг своей продольной оси.

Заваливающиеся шлюпбалки также парные, но вращение их производится на шарнире у пятки. 1 такому типу шлюпбалок относят секторную шлюпбалку (рис. 174), у которой по зубчатой рейке, закрепленной на палубе судна, катится зубчатый сектор благодаря вращению рукоятки винтового стержня, проходящего через нарезную обойму. К третьей группе относят гравитационные (скользящие) шлюпбалки (с катящейся тележкой). Существует несколько разновидностей таких шлюпбалок.


Рис. 174.


Один из типов показан на рис. 175. Спуск шлюпки производится под действием ее собственного веса при ослаблении тормозного устройства шлюпочных лебедок. Преимущество этой группы шлюпбалок состоит в том, что при их применении нельзя повредить и смыть шлюпки, так как они хранятся над самой высокорасположенной палубой судна и далеко от борта.


Рис. 175.


Спуск и подъем шлюпки осуществляют вручную или при помощи шлюпочных лебедок. Шлюпку спускают до такой высоты, чтобы киль ее находился немного выше уровня гребня волны, а затем плавно, но быстро спускают на подошву волны. Это исключает возможность удара под днище шлюпки подошедшей волны. Важно своевременно выложить нижние блоки шлюпочных талей, что значительно упрощается при наличии приспособления для одновременного выкладывания шлюпочных талей. При спуске шлюпки на воду предварительно заводят к носу судна фалинь, который пропускают через носовой рым шлюпки и крепят шлюпочным узлом за вторую банку .

После выкладывания шлюпочных талей шлюпку удерживают параллельно борту судна па необходимом расстоянии, управляя рулем. Чтобы не повредить шлюпку от ударов о борт судна, ее спускают с подветренного борта, снижая ход дс малого. Если шлюпку спускают при сильном волнении, рекомендуется выпускать растительное или минеральное масло .

Для этой цели вдоль борта судна подвешивают мешки с маслом, которое, просачиваясь через стенки мешка, распространяется тонким слоем по поверхности воды и ослабляет силу удара волны.

При подъеме шлюпки на судно в ней должны находиться два человека. На борт подают фалинь. Лопаря шлюпочных талей разносят по палубе судна через канифас-блоки (при подъеме вручную). Отрывать шлюпки от воды нужно в момент нахождения ее на гребне наибольшей волны. После отрыва от воды открывают пробки для удаления воды из шлюпки.

К спасательным средствам современного морского судна относят шлюпки, плоты, скамьи, круги, нагрудники и т. д.

Судовые шлюпки - главные спасательные средства для пассажиров и команды. Шлюпками также пользуются для сообщения с берегом, для завозки верпов, для выполнения различных работ (забортные работы, завозка концов при постановке на бочку и т. д.). Для последних целей обычно используют рабочие шлюпки.

Плавучесть шлюпки и способность ее держаться на воде должны быть такими, чтобы шлюпка не тонула при полной нагрузке, будучи при этом заполненной водой. Шлюпка должна обладать остойчивостью, достаточной для того, чтобы нести парус, не опрокидываться на волнении и допускать без значительного крена свободное перемещение в ней людей; быть поворотливой и иметь малый дрейф при следовании под парусами; обводы ее должны обеспечить наименьшее сопротивление движению под парусами и на веслах; высота борта шлюпки должна быть такой, чтобы можно было работать веслами, но волна не должна захлестывать ее. Корпус шлюпки должен выдерживать тяжелые условия плавания на волнении с полной нагрузкой, а также возможные удары при эксплуатации или спуске на воду. Наружная обшивка не должна пропускать воду и рассыхаться при длительном хранении на судне.

Габариты шлюпки при заданном количестве размещаемых людей должны быть минимальными, чтобы она занимала возможно меньше места на борту судна. Люди должны удобно размещаться в шлюпке, иметь возможность сидеть на банках, не мешая управлению (гребцам и рулевому).

В настоящее время разработан общепризнанный наилучший тип спасательных шлюпок - вельботы. Эти лучшие конструкции получили свое отражение в правилах Регистра СССР и ГОСТах.

Суда заграничного плавания снабжают спасательными средствами в соответствии с правилами, выработанными Международной конвенцией по охране человеческой жизни на море. Снабжение спасательных шлюпок такелажем и продовольствием производят по нормам ГОСТа.

На каждую спасательную шлюпку судовым расписанием по шлюпочной тревоге назначают старшее лицо из штурманов или квалифицированных гребцов. На моторную шлюпку выделяют человека, умеющего управлять мотором, а в шлюпку, снабженную радиотелеграфной установкой и прожектором, - лицо, умеющее обращаться с радио и прожекторными установками.

Универсальный плот используют в закрытом положении в качестве обычного спасательного плота. В открытом положении плот используют для ведения с него покрасочных работ за бортом или доковых работ.

Надувные спасательные плоты изготовляют на 6, .10 и 20 человек для торговых судов всех типов. Это прочная надувная конструкция, защищающая от действия волн, дождя и солнца. Хранят плоты на палубе в виде компактных пакетов. Время, необходимое для приведения плота в готовность, начиная от момента сбрасывания до окончания заполнения углекислым газом, не более 30 сек.

Спасательные круги и нагрудник и изготовляют из кусковой пробки или другого эквивалентного материала. Применение кругов и нагрудников, наполненных тростником, пробочными опилками, крошеной пробкой, с -воздушными камерами, требующими предварительного наполнения воздухом, воспрещается. Спасательный круг должен в течение 24 ч поддерживать в пресной воде 14,5 кг балласта. Спасательные круги должны иметь закрепленные лееры. Один спасательный круг на каждом борту должен быть снабжен спасательным линем длиной не меньше 27,5 м.

Для всех судов нормами снабжения установлено минимальное число спасательных кругов. Половина из них, но не менее двух, должна иметь светящиеся буйки, которые автоматически зажигаются при падении руга в воду.

Размещать спасательные круги следует таким образом, чтобы они были легко доступными.

Спасательный нагрудник должен поддерживать в пресной воде в течение 24 ч 7,5 кг железа, а затем дополнительно еще не менее 15 мин такого же рода груз весом 8 кг.

Конструкция нагрудника должна быть такова, чтобы его можно было надевать с любой стороны. По расчетам нагрудник должен поддерживать голову человека, находящегося в бессознательном положении над водой.

Спасательный жилет изготовляется из материалов, стойких против воздействия нефти и нефтепродуктов. Заполнителем спасательного жилета является пенопласт с удельным весом 0,1 г/см³.

Поддерживающая сила около 11 кг, весит жилет 1,5-1,6 кг. Он снабжен свистком, электрической лампочкой с батарейкой, питаемой водой.

Запрещено выпускать в плавание суда -при отсутствии или недостаточном количестве спасательных шлюпок, плотов, нагрудников и других спасательных средств и неисправности пускового устройства.

На морских судах обязательно должен быть неприкосновенный запас (НЗ) -пищевых продуктов, необходимых для питания оставившего судно личного состава в течение нескольких дней. Для судов дальнего плавания НЗ рассчитывают на пять суток, для судов каботажного плавания - на трое суток. При этом рекомендуется пищевые продукты уложить в деревянные ящики соответствующих размеров с веревочными ручками по бокам, исходя из расчета вместимости каждой шлюпки и района плавания судна. Наличие заготовленных таким образом ящиков обеспечивает удобство хранения НЗ на морских судах.

На каждого человека полагается иметь в составе неприкосновенного запаса следующие продукты на день: а) мясные консервы- 300 г или рыбные консервы - 400 г, мясо-растительные консервы - 500 г; б) масло - 50 г; в) сухари или галеты - 500 г; г) сахар -5 0 г; д) чай-1 г; е) соль - 5 г; ж) витаминные препараты - 2 г. В состав неприкосновенного запаса входит также молоко сгущенное сладкое - 500 г на весь трехдневный или пятидневный срок.

Помимо пищевых продуктов, спасательная шлюпка должна обеспечиваться запасом пресной воды в анкерках из расчета 3 л на человека.

Неприкосновенный запас расходуют при кораблекрушении, необходимости оказания помощи судну, терпящему бедствие, и если по непредвиденным обстоятельствам рейс продолжается более предполагаемого срока.