Действия персонала аэропорта при получении информации о наличии взрывного устройства на борту воздушного судна, находящегося на земле. Сотрудники САБ сопровождают ВС во время его буксировки на безопасном расстоянии

4.1. Службу авиационной безопасности авиапредприятия (эксплуатанта) возглавляет начальник, который назначается на должность и освобождается от должности Генеральным директором авиапредприятия (эксплуатанта), по согласованию с территориальными органами ФАС России.

4.2. Заместитель начальника САБ авиапредприятия (эксплуатанта) и другие сотрудники САБ авиапредприятия (эксплуатанта) назначаются и освобождаются от должности Генеральным директором авиапредприятия (эксплуатанта) по представлению руководства САБ авиапредприятия (эксплуатанта).

4.3. Начальник САБ авиапредприятия (эксплуатанта) является прямым начальником для всех сотрудников САБ авиапредприятия (эксплуатанта).

Начальник САБ авиапредприятия (эксплуатанта) несет ответственность за:

4.3.1. Разработку и реализацию мер по предотвращению актов незаконного вмешательства в деятельность авиапредприятия (эксплуатанта).

4.3.2. Организацию работы по обеспечению безопасности жизни и здоровья пассажиров и членов экипажей ВС авиапредприятия (эксплуатанта).

4.3.3. Принятие мер по обеспечению авиационной безопасности и предотвращению экономического ущерба авиапредприятию (эксплуатанту).

4.3.4. Состояние трудовой дисциплины в САБ авиапредприятия (эксплуатанта).

4.3.5. Подбор, обучение и воспитание сотрудников САБ авиапредприятия (эксплуатанта).

4.3.6. За организацию деятельности службы САБ авиапредприятия (эксплуатанта), обеспечение взаимодействия с САБ аэропорта базирования в вопросах пропускного и внутриобъектового режима.

4.3.7. Реализацию Программы обеспечения авиационной безопасности.

4.3.8. Организацию делопроизводства в САБ авиапредприятия (эксплуатанта) и контроль своевременного исполнения поступающих в САБ документов.

4.4. Начальник Службы авиационной безопасности авиапредприятия (эксплуатанта) обязан:

4.4.1. Знать требования нормативных документов, регламентирующих вопросы авиационной безопасности и организовывать работу по их выполнению

4.4.2. Готовить предложения по повышению авиационной безопасности авиаперевозок авиапредприятия (эксплуатанта) и вносить их для разработки эффективных технологий обслуживания пассажиров, обработки багажа.

4.4.3. Принимать непосредственное участие в подготовке приказов и распоряжений Генерального директора авиапредприятия (эксплуатанта), служебных инструкций и других нормативных документов по вопросам авиационной безопасности.

4.4.4. Организовывать взаимодействие САБ с другими подразделениями авиапредприятия (эксплуатанта) по совершенствованию авиационной безопасности.

4.4.5. Принимать участие в учебно-воспитательной работе, направленной на повышение уровня специальной подготовки и бдительности членов экипажей и наземного персонала авиапредприятия (эксплуатанта) в обеспечении авиационной безопасности.

4.4.6. Проводить профилактические мероприятия с целью обеспечения авиационной безопасности и сохранения материальных ценностей авиапредприятия (эксплуатанта).

4.4.7. Готовить предложения о командировании сотрудников САБ по служебным делам в пределах России и за границу.

4.4.8. Готовить предложения и заявки по материально-техническому обеспечению САБ.

4.4.9. Согласовывать и контролировать выдачу персоналу авиапредприятия (эксплуатанта) специальных пропусков для летного состава (идентификационных карт), пропусков для допуска в контролируемые зоны аэропорта базирования.

4.4.10. Осуществлять анализ эффективности системы мер по обеспечению авиационной безопасности авиапредприятия (эксплуатанта) и разрабатывать предложения по ее совершенствованию.

4.4.11. Проводить регулярные проверки служебной деятельности персонала авиапредприятия (эксплуатанта) и технических средств, обеспечивающих авиационную безопасность.

4.4.12. Проводить инструктаж по оперативной обстановке в аэропортах гражданской авиации и задачах сотрудников САБ по обеспечению авиационной безопасности.

4.4.13. Выполнять функции руководителя рабочей группы оперативного штаба авиапредприятия (эксплуатанта) при возникновении угрозы акта незаконного вмешательства в деятельность авиапредприятия (эксплуатанта).

4.5. Начальник Службы авиационной безопасности авиапредприятия (эксплуатанта) имеет право:

4.5.1. Требовать от персонала авиапредприятия (эксплуатанта) точного выполнения приказов и указаний ФАС России, территориального органа ФАС России по авиационной безопасности и Генерального директора авиапредприятия (эксплуатанта).

4.5.2. Проверять состояние и организацию работы по обеспечению авиационной безопасности, давать указания, в пределах своей компетенции, об устранении выявленных недостатков.

4.5.3. Проводить служебное расследование по фактам нарушения мер авиационной безопасности.

4.5.4. Принимать решение об отказе в перевозке пассажира, багажа или груза, если это влечет нарушение требований безопасности полета и авиационной безопасности.

4.5.5. Привлекать к дисциплинарной ответственности сотрудников САБ за допущенные нарушения трудовой и технологической дисциплины, а также временно отстранять сотрудников от исполнения служебных обязанностей, если их действия могут нанести ущерб авиационной безопасности или престижу авиапредприятия (эксплуатанта).

Служба авиационной безопасности (САБ) - система органов безопасности аэропортов, осуществляющая в пределах своих полномочий решение задач по обеспечению авиационной безопасности

Основными задачами службы авиационной безопасности являются:

Предотвращение и пресечение совместно с органами СБ и УВД попыток захвата и угона воздушных судов и других актов незаконного вмешательства в деятельность аэропорта

Разработка и осуществление мер противодействия актам незаконного вмешательства в отношении воздушных судов, объектов аэропорта, персонала авиапредприятия и авиапассажиров;

Осуществление в установленном порядке досмотра членов экипажей, обслуживающего персонала, авиапассажиров, ручной клади и багажа, почты, грузов и бортовых запасов (бортпитания) в целях предотвращения доставки на борт ВС оружия, боеприпасов, взрывных устройств, отравляющих, легковоспламеняющихся и других веществ, которые могут быть использованы для совершения акта незаконного вмешательства. Выделение и оборудование для этих целей специальных зон контроля в аэровокзале;

Осуществление пропускного режима и контроля за выполнением внутриобъектового режима на территории аэропорта;

Обеспечение охраны аэропорта, воздушных судов, важных объектов, включая радио- и светотехническое обеспечение, склад ГСМ, коммерческий склад;

Обучение персонала авиапредприятия мерам по обеспечению безопасности и действиям при попытках незаконного вмешательства в деятельность предприятия;

Осуществление надзора за соблюдением Норм, правил и процедур по авиационн ой безопасности эксплуатантами ВС и организациями, базирующимися на территории аэропорта или пользующимися его услугами;

Предоставление эксплуатантам ВС дополнительных услуг по авиационной безопасности (охрана ВС, дополнительный досмотр ВС и др.) на договорных условиях.

1. Служба авиационной безопасности согласно возложенных задач:

1.1. Обеспечивает надлежащем уровне авиационной безопасности путем требований законодательства, государственных норм, правилами и процедурами, как и программы авиационной безопасности авиационного субъекта относительно защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства.

1.2. Ведет: контроль на безопасность членов экипажей воздушных судов, пассажиров, их ручной клади, багажа, груза, курьерских и почтовой пересылки и бортовых припасов, в том числе бортового питания, используя мы технические средства контроля на безопасность, физический осмотр и личному контролю с целью выявления предметов и веществ, запрещенных перевозке воздушным судном, в связи с технологией, утвержденной руководителем авиационного субъекта согласно Инструкции из и осуществление гражданского контроля на безопасность в аэропортах Украины, утвержденной приказом Госавиаслужбы от 28.09.2004 N 81 (z1555-04) и зарегистрированной Министерством юстиции Украины 07.12.2004 за N 1555/10154, Венской конвенцией о консульских сношениях от 24.04.63 (995_047) (ратифицированная 23.03.89), как и Венской конвенцией о дипломатические сношения N 1138 (ратифицированная 21.03.64); повторный контроль пассажиров, их ручной клади и багажа в случае поступления достоверной сведений прибытия в аэропорт транзитного воздушного суда с аэропорта, в котором ненадлежащим образом проводился контроль на безопасность.

1.3. Сопровождает вместе с агентом авиаперевозок и сотрудником линейного отдела органов внутренних дел в в аэропорта (в случае необходимости) пассажиров от этого места ожидания стерильной зоны к воздушному судна в связи с технологией, разработанной из Правил сопровождения в контролируемых зонах авиапредприятий материальные ценности и пассажиров, утвержденных общим приказом Укравиатранса и министерства внутренних дел в Украины 11.03.96 N 168/397 (z0334-96) и зарегистрированных Министерством юстиции Украины 28.03.96 за N 334/1359.

Пассажиры и материальные ценности международным рейсам обслуживаются согласно требованиям Типової технологической схемы пропуска через государственную границу автомобильных, водных, железнодорожных и воздушных и транспортных средств перевозчиков и товаров, что перемещаются ними, утвержденной постановлением Кабинета министров Украины 24.12.2003 N 1989 (1989-2003-п).

1.4. Обеспечивает исключения контактов пассажиров, прошедших контроль на безопасность, с лицами, не прошедшие подобное контроля, в том числе с авиационным персоналом, который должен отношение к обслуживания данного рейса.

1.5. Организовывает техническое обслуживание и ремонт оборудования технических средств безопасности.

1.3. Защищает контролируемые, стерильные зоны и зоны ограниченного доступа подразделениями военизированной охраны с использованием технических средств охраны.

1.7. Охраняет вооруженными подразделениями военизированной охраны воздушные суда в том числе воздушные судна авиации общего назначения, склады топлив-смазочных материалов, другие немаловажные объекты и расположено их имущество авиационного субъекта.

1.8. Обеспечивает безопасность и сохранение от хищений в контролируемой зоне виационного субъекта, зонах ограниченного доступа, охраняемых, груза, багажа, почты, бортовых припасов, как и имущества юридических и физических лиц, что было приняли в перевозки воздушными судами или под охрану.

1.9. Организовывает сохранения, принятия и перевозки оружия, боеприпасов в связи с Инструкцией о порядке перевозки оружия и боеприпасов пассажирскими рейсами авиационного транспорта, утвержденной приказом Госавиаслужбы от 18.03.2005 N 199 (z0378-05) и зарегистрированной министерстве юстиции Украины 11.04.2005 за N 378/10658.

1.10. Осуществляет контроль по состоянию изгороди периметра аэродрома, особо важных объектов, за надлежащим функционированием систем охранной сигнализации и освещением объектов охраны.

1.11. Осуществляет контроль по исполнению персоналом и посетителями установленной руководителем авиационного субъекта пропускной системы мер по приведения в порядок пропускного и внутреннего объектового режима, по изготовлению, выдачи, учета и контроля над использованием ними пропусков для входа и в секторах контролируемой зоны авиационного субъекта.

В аэропортах, где открытые пункты пропуска через государственный границу, система мер по приведения в порядок пропускного и внутреннего объектового режима вводится в секторах контролируемой зоны, определенных приказом руководителя авиационного субъекта по согласованию руководителей подразделений пограничного и таможенный контроль у аэропорта.

1.12. Осуществляет санкционированный допуск к (с) контролируемой зоны авиационного субъекта авиационного персонала, посетителей, а также и транспортных средств.

1.13. Ведет контроль за доступ к воздушных судов, передвижением и транспортных средств, персонала и пассажиров на перроне и других местах контролируемой зоны.

1.14. Участвует в проведении передпольотних, после полётных и особых смотров воздушных судов.

1.15. Участвует в проведении служебных расследований за фактами совершение, попыток совершение актов незаконного вмешательства, невыполнение требований авиационной безопасности любой физической или юридическим лицом по оформлению соответствующие документы за результатами таких расследований.

1.13. Готовит персонал службы авиационной безопасности на действия относительно урегулирования кризисной ситуации в связи с разработанным планам путем проведения соответствующих тренировок и реализует эти планы у случае его возникновения кризисных ситуаций в рамках контролируемой зоны.

1.17.Узгоджує проекты договоров (соглашений) между эксплуатантом, заказчиком, арендатором воздушного судна о соответствии сторон при соблюдении авиационной безопасности относительно пассажиров, членов экипажа воздушного судна, ручной клади, багажа, груза, бортовых припасов, курьерских и почтовой пересылки и т.д.

1.18. Немедленно сообщает руководителя авиационного субъекта, соответствующий орган Службы безопасности Украины и орган государственного управления деятельностью гражданской авиации о событиях, влияющие на растущий уровень угрозы безопасности гражданской авиации, повышают риск создания кризисной ситуации, как и о совершение акта незаконного вмешательства.

1.19. Подает ежегодно и ежеквартально в орган государственного управления деятельностью гражданской авиации отчет о результатах работы службы.

1.20. Отвечает за доступ лиц к контролируемой зоны авиационного субъекта.

1.21. Контролирует вход и со стерильной зоны.

1.22. Организовывает обучение и подготовку персонала служб авиационной безопасности согласно требованиям Программы подготовки авиационного персонала из области авиационной безопасности, утвержденной приказом Министерству транспорта Украины 17.02.2003 N 109 (z0310-03) и зарегистрированной Министерством юстиции Украины 17.04.2003 за N 310/7631.

2. Служба авиационной безопасности в праве:

2.1. Беспрепятственно входить внутрь и в помещения предприятий и организаций, расположенных территория авиационного субъекта, в здании и сооружения, что его принадлежат, а также борт воздушных судов независимо от их форм собственности для проведение осмотра с точки зрения обеспечения авиационной безопасности.

В аэропортах, где открытые пункты пропуска через государственный границу, в режимных зонах пограничного и таможенного контроля, в помещениях, как и где находятся товары под таможенным контролем, мероприятия по обеспечению авиационной без опасности осуществляются по согласованием руководителей соответствующих подразделений в аэропорта.

2.2. Требовать выполнения персоналом авиационных субъектов, арендаторами, другими физическими и юридическими лицами в контролируемой зоне правил авиационной езопасности, предусмотренных Программой авиационной безопасности авиационного субъекта, другими нормативно-правовыми актами с авиационной безопасности, как и соглашениями, заключенным между субъектами авиационной деятельности, арендаторами, другими юридическими лицами, что базируются одну территории.

2.3. Осуществлять:

Контроль на безопасность членов экипажей воздушных судов, пассажиров, их ручной клади, багажа, груза, курьерских и почтовой пересылки, бортовых рипасов и бортового питания как с помощью технических средств, и путем физического осмотра в связи с технологией, утвержденной руководителем авиационного субъекта;

Личному контролю на безопасность пассажиров, членов экипажей (за проведение контроля на безопасность), авиационного персонала и граждан (у входа к контролируемой зоны);

Контроль на безопасность дипломатической почты и консульских чемоданов согласно требованиям, предусмотренными Государственной программой авиационной безопасности гражданской авиации (545-15), Венской конвенцией о консульских сношениях от 24.04.1963 (995_047) (ратифицированная 23.03.89), как и Венской конвенцией о дипломатические сношения N 1138 (ратифицированная 21.03.64);

Повторный контроль на безопасность пассажиров, их ручной клади, багажа, груза в благополучных случаях, предусмотренных Государственной программой авиационной безопасности гражданской авиации (545-15);

Осмотр и транспортных средств с целью изъятия предметов, запрещенных для ввоз к контролируемой зоны авиационного субъекта;

Предполетный, послеполётный и специальный осмотры воздушных судов.

Применять специальное оборудования и средства обеспечения авиационной безопасности при обнаружении оружия, взрывчатых веществ, предметов, устройств, запрещенных для перевозки благодаря воздушному транспорту, как и запрещенных для ввоз к контролируемой зоны авиационного субъекта.

2.4. Изымать предметы, запрещенные перевозке воздушным транспортом или к ввоз в контролируемую зону авиационного субъекта, в персонала, граждан, членов экипажей и пассажиров под время проведения фестиваля контроля на безопасность.

2.5. Не допускать к посадке в воздушное судно пассажиров и членов экипажей при отказе от контроля на безопасность или предъявления этого контроля ручной клади и багажа.

2.3. Не допускать к погрузке воздушную судно багажа, груза, курьерских, почтовой пересылки, бортовых припасов, бортового питания при отказе отправителем от контроля на безопасность.

2.7. Требовать (в случае чего) документы, удостоверяющие лицо, от всех лиц при осуществлении контроля на безопасность, у входа к контролируемой зоны и пределах контролируемой зоны авиационного субъекта.

2.8. Задерживать (с исполнением требований личной безопасности и Конституции (254к/96-ВР):

Лиц, которые незаконно проникли к контролируемой зоны авиационного субъекта, и передавать их у установленном порядке в правоохранительных органов;

Автотранспорт у въезда к (с) контролируемой зоны авиационного субъекта в отсутствии пропуско в на транспортный средство или у лиц, которые у нем находятся, как и в отсутствии соответствующие документы о праве вывоз груза или вынесения материальные ценности выходит за рамки контролируемой зоны;

Выполнения рейсов воздушными судами на проведение дополнительных мер безопасности в получении с любых источников сообщения об угрозе безопасности выполнения полета - в порядке, установленном руководством авиационного субъекта;

Нарушителей требований авиационной безопасности при формировании протокола о административных правонарушениях и применение административного взыскания начальником отряда (отдельной команды) военизированной охраны авиационного субъекта согласно требованиям в. 228 Кодекса Украины и административных правонарушениях (80732-10), как и Инструкции по оформлению материалы административные правонарушения на воздушном транспорте, утвержденной приказом Министерству транспорта Украины 23.12.2002 N 911 (z0039-03) и зарегистрированной Министерством юстиции Украины 17.01.2003 за N 39/7360.

2.9. Проводить физический осмотр задержанных лиц, вещей, клади и багажа, что находящейся у них, осмотр и транспортных средств, как и изымать предметы, если они могут представлять опасность гражданской авиации.

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС), 2019
Раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов организаций воздушного транспорта»
Раздел утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.01.2009 N 32

Начальник смены досмотра службы авиационной безопасности

Должностные обязанности. Руководит работой смены досмотра службы авиационной безопасности. Организует работу по досмотру воздушных судов, пассажиров, ручной клади, багажа, почты, груза, бортовых запасов, членов экипажей воздушных судов и обслуживающего персонала авиационного предприятия; контролирует соблюдение технологии досмотра. Анализирует результаты работы и дает оценку действиям работников смены досмотра службы авиационной безопасности. Осуществляет рациональную расстановку и загрузку работников смены по участкам работы. Координирует действия работников смены досмотра службы авиационной безопасности при возникновении чрезвычайных ситуаций, связанных с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации; участвует в расследовании актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, в мероприятиях по установлению лиц, осуществляющих анонимные угрозы о возможных террористических актах на воздушных судах и объектах авиационного предприятия. Осуществляет контроль за учетом, хранением и передачей другой смене оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и иных предметов, запрещенных к перевозке на воздушном транспорте, изъятых в процессе досмотра.

Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области авиационной безопасности; нормативные и методические документы, регламентирующие работу по предполетному досмотру пассажиров, членов экипажей, обслуживающего персонала, ручной клади, багажа, почты, грузов и бортовых запасов; системы обеспечения защиты аэропорта от актов незаконного вмешательства; технологию предполетного досмотра воздушных судов; правила охраны воздушных судов и объектов аэропорта; инструкцию по пропускному и внутриобъектовому режимам аэропорта; правила личного досмотра пассажиров и ручной клади; порядок применения огнестрельного оружия, специальных средств и физической силы; тактику защиты объектов аэропорта от противоправных посягательств в обычных условиях и при возникновении чрезвычайных ситуаций, связанных с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации; основы трудового законодательства; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное (техническое или военное) образование и стаж работы в области авиационной безопасности не менее 2 лет или среднее профессиональное (техническое или военное) образование и стаж работы в области авиационной безопасности не менее 3 лет.

ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О СЛУЖБЕ АВИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ АВИАПРЕДПРИЯТИЯ (ЭКСПЛУАТАНТА) ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

Глава 1. Общие положения

1.1. Служба авиационной безопасности (САБ) авиапредприятия (эксплуатанта) гражданской авиации создается и действует в соответствии с положением (уставом) авиапредприятия (эксплуатанта), утвержденным в установленном действующим законодательством Российской Федерации порядке, а также другими нормативными правовыми актами Российской Федерации по авиационной безопасности.

Под авиационным предприятием понимается юридическое лицо, независимо от его организационно-правовой формы и формы собственности, имеющее основными целями своей деятельности осуществление за плату воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты и (или) выполнение авиационных работ.

Под эксплуатантом понимается гражданин или юридическое лицо, имеющий воздушное судно (ВС) на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующий указанное ВС для полетов и имеющий сертификат (свидетельство) эксплуатанта.

1.2. САБ является самостоятельным структурным подразделением авиапредприятия (эксплуатанта) и подчиняется его Генеральному директору. Непосредственное руководство САБ осуществляет начальник службы авиационной безопасности.

1.3. Основной целью деятельности САБ является организация и осуществление, в пределах своей компетенции, мероприятий по обеспечению авиационной безопасности, безопасности жизни и здоровья пассажиров, персонала авиапредприятия (эксплуатанта) во время выполнения ими служебных обязанностей, предотвращению актов незаконного вмешательства (АНВ) в деятельность авиапредприятия (эксплуатанта), а также попыток нанесения ему экономического ущерба.

1.4. В своей деятельности САБ авиапредприятия (эксплуатанта) руководствуется:

Указами и распоряжениями Президента Российской Федерации;

Постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации;

Нормативными правовыми актами Федеральной авиационной службы (ФАС) России, а также актами территориальных органов ФАС России, регламентирующими вопросы авиационной безопасности;

Межправительственными соглашениями в сфере воздушных перевозок;

Международными нормативными документами по правилам перевозок пассажиров и грузов, Стандартами и Рекомендуемой практикой ИКАО и ИАТА;

Настоящим Типовым положением;

Нормативными документами авиапредприятия (эксплуатанта).

1.5. САБ авиапредприятия (эксплуатанта) разрабатывает Программу обеспечения авиационной безопасности и осуществляет ее реализацию.

1.6. Деятельность САБ авиапредприятия (эксплуатанта) осуществляется во взаимодействии с САБ аэропорта, правоохранительными и другими органами исполнительной власти, а также со структурными подразделениями авиапредприятия (эксплуатанта).

1.7. Ответственность за организацию и состояние авиационной безопасности авиапредприятия (эксплуатанта), выполнение задач, возложенных на САБ (наряду с Генеральным директором), несет начальник САБ авиапредприятия (эксплуатанта).

1.8. Материально-техническое обеспечение и финансирование мероприятий по авиационной безопасности осуществляет руководство авиапредприятия (эксплуатанта) по заявкам САБ авиапредприятия (эксплуатанта).

1.9. Сотрудники САБ авиапредприятия (эксплуатанта) должны иметь форменную одежду и нарукавные знаки установленного образца.

Глава 2. Основные задачи службы авиационной безопасности

2.1. Основными задачами службы авиационной безопасности авиапредприятия (эксплуатанта) являются:

2.1.1. Предотвращение совместно с САБ аэропорта, правоохранительными органами и другими федеральными органами исполнительной власти актов незаконного вмешательства в деятельность авиапредприятия (эксплуатанта).

2.1.2. Контроль сохранности багажа авиапассажиров и грузов, перевозимых ВС авиапредприятия (эксплуатанта).

2.1.3. Организация взаимодействия с САБ аэропорта, других авиапредприятий (эксплуатантов), правоохранительными и другими федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации в интересах обеспечения авиационной безопасности авиапредприятия (эксплуатанта).

2.1.4. Организация обучения членов экипажей ВС, персонала авиапредприятия (эксплуатанта) вопросам авиационной безопасности.

2.1.5. Контроль соблюдения Норм, правил и процедур по авиационной безопасности.

2.2. САБ авиапредприятия (эксплуатанта), в соответствии с возложенными на нее задачами и договоренностью с администрацией аэропорта, осуществляет следующие функции:

2.2.1. На основании договора с администрацией аэропорта принимает участие в досмотре ВС, членов экипажей, обслуживающего персонала авиапредприятия (эксплуатанта), пассажиров, их ручной клади и багажа, почты, грузов и бортовых запасов в целях предотвращения доставки на борт ВС оружия, боеприпасов, взрывчатых и других предметов и веществ, запрещенных к перевозке на гражданских ВС.

2.2.2. На основании договора с администрацией аэропорта осуществляет паспортно-визовый контроль и специальные процедуры безопасности (профайлинга) на международных рейсах авиапредприятия (эксплуатанта).

2.2.3. Разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению безопасности ВС, членов экипажей, обслуживающего персонала авиапредприятия (эксплуатанта), пассажиров, багажа, почты, грузов и бортовых запасов.

2.2.4. Разрабатывает и осуществляет меры по предотвращению актов незаконного вмешательства в деятельность авиапредприятия (эксплуатанта).

2.2.5. Для оперативного принятия необходимых мер организует постоянное сменное дежурство.

2.2.6. Контролирует погрузку в ВС и выгрузку из ВС багажа, почты, грузов и бортовых запасов.

2.2.7. Проводит дополнительную проверку документов (пропусков) и осуществляет досмотр сотрудников авиапредприятия (эксплуатанта) и обслуживающего персонала аэропортов при проходе на борт ВС.

2.2.8. Принимает участие в розыске и опознании багажа пассажиров, не явившихся на посадку или снятых с рейса.

2.2.9. Контролирует соблюдение требований нормативных правовых актов ФАС России по перевозке оружия, боеприпасов и спецсредств пассажиров, имеющих право на их хранение и ношение.

2.2.10. Осуществляет, по указанию руководства авиапредприятия (эксплуатанта), сопровождение ВС авиапредприятия (эксплуатанта) с целью обеспечения мер авиационной безопасности на борту ВС в полете.

2.2.11. Принимает участие в решении вопроса об отказе в перевозке пассажиров, багажа или грузов, если это влечет нарушение требований безопасности полета и авиационной безопасности.

2.2.12. Осуществляет взаимодействие в работе и обменивается информацией по вопросам авиационной безопасности со службами авиационной безопасности аэропортов, авиапредприятий и эксплуатантов, а также с пограничными, таможенными и правоохранительными органами России.

2.2.13. Осуществляет охрану терминалов (складов) и других объектов авиапредприятия (эксплуатанта) при наличии сертификата и лицензии на эту сферу деятельности.

2.2.14. Оформляет заявки и ведет учет выдачи пропусков персоналу авиапредприятия (эксплуатанта) и на транспортные средства в контролируемые САБ авиапредприятия (эксплуатанта) зоны аэропорта.

2.2.15. Проводит занятия с персоналом авиапредприятия (эксплуатанта) по вопросам авиационной безопасности.

2.2.16. Принимает дополнительные меры по обеспечению авиационной безопасности в период повышенной угрозы или в чрезвычайной обстановке.

2.2.17. Совместно с правоохранительными органами и службой авиационной безопасности аэропорта участвует в мероприятиях по установлению авторов анонимных угроз в адрес авиапредприятия (эксплуатанта).

2.2.18. Организует практическое использование персоналом авиапредприятия (эксплуатанта) технических средств досмотра и охраны.

2.2.19. Осуществляет пропускной режим на объектах авиапредприятия (эксплуатанта), выявляет и задерживает правонарушителей, передает их правоохранительным органам.

2.2.20. Анализирует состояние авиационной безопасности авиапредприятия (эксплуатанта), изучает работу представительств авиапредприятия (эксплуатанта) по вопросам авиационной безопасности и представляет информацию руководству авиапредприятия (эксплуатанта) и в территориальные органы ФАС России.

2.2.21. Выполняет поручения руководства авиапредприятия (эксплуатанта) по профилактике нарушений мер авиационной безопасности, пресечению хищений и других правонарушений при обслуживании рейсов авиапредприятия (эксплуатанта). Проводит служебное разбирательство.

Глава 3. Структура и комплектование службы авиационной безопасности

3.1. Организационно-штатная структура САБ авиапредприятия (эксплуатанта), а также положение о службе авиационной безопасности авиапредприятия (эксплуатанта) гражданской авиации согласовываются с территориальным органом ФАС России и утверждаются Генеральным директором авиапредприятия (эксплуатанта).

3.2. Должностные инструкции сотрудников САБ авиапредприятия (эксплуатанта) утверждаются начальником службы авиационной безопасности авиапредприятия (эксплуатанта).

3.3. Численность сотрудников САБ авиапредприятия (эксплуатанта) определяется в зависимости от объема и характера выполняемых задач, количества и типов ВС, объема пассажирских и грузовых перевозок, а также с учетом возможностей базового аэропорта и служб, задействованных в производственном процессе.

3.4. Комплектование САБ авиапредприятия (эксплуатанта) сотрудниками осуществляется по трудовому договору (контракту) на срок по соглашению сторон из числа граждан Российской Федерации, преимущественно лиц мужского пола, прошедших службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, органах ФСБ, МВД и ФПС России и годных по состоянию здоровья к работе в САБ авиапредприятия (эксплуатанта). Кандидаты проходят испытательный срок не менее 3-х месяцев с целью проверки их профессиональной пригодности.

3.5. При приеме на работу в САБ авиапредприятия (эксплуатанта) все кандидаты проходят медицинское освидетельствование для определения годности к исполнению служебных обязанностей. Кандидаты, принимаемые на должности, связанные с применением оружия и спецсредств, кроме того, проходят проверку (освидетельствование) в органах внутренних дел на получение соответствующей лицензии.

3.6. Сотрудники САБ авиапредприятия (эксплуатанта) проходят специальную подготовку по разработанным учебным планам и программам и должны иметь соответствующие сертификаты соответствия.

Глава 4. Руководство службой авиационной безопасности

4.1. Службу авиационной безопасности авиапредприятия (эксплуатанта) возглавляет начальник, который назначается на должность и освобождается от должности Генеральным директором авиапредприятия (эксплуатанта) по согласованию с территориальными органами ФАС России.

4.2. Заместитель начальника САБ авиапредприятия (эксплуатанта) и другие сотрудники САБ авиапредприятия (эксплуатанта) назначаются и освобождаются от должности Генеральным директором авиапредприятия (эксплуатанта) по представлению руководства САБ авиапредприятия (эксплуатанта).

4.3. Начальник САБ авиапредприятия (эксплуатанта) является прямым начальником для всех сотрудников САБ авиапредприятия (эксплуатанта).

Начальник САБ авиапредприятия (эксплуатанта) несет ответственность за:

4.3.1. Разработку и реализацию мер по предотвращению актов незаконного вмешательства в деятельность авиапредприятия (эксплуатанта).

4.3.2. Организацию работы по обеспечению безопасности жизни и здоровья пассажиров и членов экипажей ВС авиапредприятия (эксплуатанта).

4.3.3. Принятие мер по обеспечению авиационной безопасности и предотвращению экономического ущерба авиапредприятию (эксплуатанту).

4.3.4. Состояние трудовой дисциплины в САБ авиапредприятия (эксплуатанта).

4.3.5. Подбор, обучение и воспитание сотрудников САБ авиапредприятия (эксплуатанта).

4.3.6. Организацию деятельности службы САБ авиапредприятия (эксплуатанта), обеспечение взаимодействия с САБ аэропорта базирования в вопросах пропускного и внутриобъектового режима.

4.3.7. Реализацию программы обеспечения авиационной безопасности.

4.3.8. Организацию делопроизводства в САБ авиапредприятия (эксплуатанта) и контроль своевременного исполнения поступающих в САБ документов.

4.4. Начальник службы авиационной безопасности авиапредприятия (эксплуатанта) обязан:

4.4.1. Знать требования нормативных документов, регламентирующих вопросы авиационной безопасности, и организовывать работу по их выполнению.

4.4.2. Готовить предложения по повышению авиационной безопасности авиаперевозок авиапредприятия (эксплуатанта) и вносить их для разработки эффективных технологий обслуживания пассажиров, обработки багажа.

4.4.3. Принимать непосредственное участие в подготовке приказов и распоряжений Генерального директора авиапредприятия (эксплуатанта), служебных инструкций и других нормативных документов по вопросам авиационной безопасности.

4.4.4. Организовывать взаимодействие САБ с другими подразделениями авиапредприятия (эксплуатанта) по совершенствованию авиационной безопасности.

4.4.5. Принимать участие в учебно-воспитательной работе, направленной на повышение уровня специальной подготовки и бдительности членов экипажей и наземного персонала авиапредприятия (эксплуатанта) в обеспечении авиационной безопасности.

4.4.6. Проводить профилактические мероприятия с целью обеспечения авиационной безопасности и сохранения материальных ценностей авиапредприятия (эксплуатанта).

4.4.7. Готовить предложения о командировании сотрудников САБ по служебным делам в пределах России и за границу.

4.4.8. Готовить предложения и заявки по материально-техническому обеспечению САБ.

4.4.9. Согласовывать и контролировать выдачу персоналу авиапредприятия (эксплуатанта) специальных пропусков для летного состава (идентификационных карт), пропусков для допуска в контролируемые зоны аэропорта базирования.

4.4.10. Осуществлять анализ эффективности системы мер по обеспечению авиационной безопасности авиапредприятия (эксплуатанта) и разрабатывать предложения по ее совершенствованию.

4.4.11. Проводить регулярные проверки служебной деятельности персонала авиапредприятия (эксплуатанта) и технических средств, обеспечивающих авиационную безопасность.

4.4.12. Проводить инструктаж по оперативной обстановке в аэропортах гражданской авиации и задачах сотрудников САБ по обеспечению авиационной безопасности.

4.4.13. Выполнять функции руководителя рабочей группы оперативного штаба авиапредприятия (эксплуатанта) при возникновении угрозы акта незаконного вмешательства в деятельность авиапредприятия (эксплуатанта).

4.5. Начальник службы авиационной безопасности авиапредприятия (эксплуатанта) имеет право:

4.5.1. Требовать от персонала авиапредприятия (эксплуатанта) точного выполнения приказов и указаний ФАС России, территориального органа ФАС России по авиационной безопасности и Генерального директора авиапредприятия (эксплуатанта).

4.5.2. Проверять состояние и организацию работы по обеспечению авиационной безопасности, давать указания в пределах своей компетенции об устранении выявленных недостатков.

4.5.3. Проводить служебное расследование по фактам нарушения мер авиационной безопасности.

4.5.4. Принимать решение об отказе в перевозке пассажира, багажа или груза, если это влечет нарушение требований безопасности полета и авиационной безопасности.

4.5.5. Привлекать к дисциплинарной ответственности сотрудников САБ за допущенные нарушения трудовой и технологической дисциплины, а также временно отстранять сотрудников от исполнения служебных обязанностей, если их действия могут нанести ущерб авиационной безопасности или престижу авиапредприятия (эксплуатанта).

Глава 5. Правовой статус сотрудников службы авиационной безопасности и их социальная защита

5.1. Сотрудники службы авиационной безопасности авиапредприятия (эксплуатанта) обязаны:

5.1.1. Реализовывать Программу обеспечения авиационной безопасности авиапредприятия (эксплуатанта) и других нормативных актов, регламентирующих вопросы обеспечения авиационной безопасности, выполнять их в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными актами ФАС России, а также Стандартами и Рекомендуемой практикой ИКАО, требованиями законов государств, в которые выполняют полеты ВС авиапредприятия (эксплуатанта).

5.1.2. Разрабатывать и осуществлять во взаимодействии с другими подразделениями авиапредприятия (эксплуатанта) мероприятия по предотвращению актов незаконного вмешательства в деятельность авиапредприятия (эксплуатанта).

5.1.3. Участвовать в подготовке ВС к полетам, обработке багажа и грузов, оформлении и перевозке пассажиров с целью обеспечения авиационной безопасности и сохранности материальных ценностей авиапредприятия (эксплуатанта). Своевременно докладывать руководству авиапредприятия (эксплуатанта) о выявленных фактах нарушения технологического процесса при оформлении рейсов и других недостатках, влияющих на авиационную безопасность, а также свои предложения по их устранению.

5.1.4. Вносить, в пределах компетенции САБ авиапредприятия (эксплуатанта), на рассмотрение руководства и правления предложения по вопросам обеспечения авиационной безопасности авиапредприятия (эксплуатанта).

5.1.5. Создавать и эксплуатировать информационный банк данных с целью автоматизированной обработки сведений о состоянии авиационной безопасности авиапредприятия (эксплуатанта), а также производственной информации, характеризующей работу авиапредприятия (эксплуатанта) в области авиационной безопасности.

5.1.6. Принимать меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации, для предотвращения актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации. При необходимости передавать в установленном порядке в правоохранительные органы нарушителей Норм, правил и процедур по авиационной безопасности.

5.1.7. Все сведения, полученные сотрудниками САБ авиапредприятия (эксплуатанта) в процессе их служебной деятельности, являются конфиденциальными и разглашению не подлежат.

5.2. При исполнении служебных обязанностей сотрудники САБ авиапредприятия (эксплуатанта) имеют право:

5.2.1. Осуществлять в порядке и пределах, установленных законодательством Российской Федерации и нормативными актами ФАС России, мероприятия по обеспечению авиационной безопасности авиапредприятия (эксплуатанта).

Использовать в этих целях технические и иные средства, не причиняющие вреда жизни, здоровью граждан и окружающей среде.

5.2.2. Контролировать (совместно с юридической службой) выполнение персоналом авиапредприятия (эксплуатанта) законодательных актов Российской Федерации, приказов и распоряжений ФАС России, территориального органа ФАС России, инструкций авиапредприятия (эксплуатанта) и других нормативных актов по авиационной безопасности.

5.2.3. В соответствии с компетенцией САБ авиапредприятия (эксплуатанта) осуществлять контроль выполнения структурными подразделениями авиапредприятия (эксплуатанта) пропускного и внутриобъектового режима в аэропорту базирования. Принимать меры к устранению выявленных недостатков.

5.2.4. По согласованию с руководством принимать решение об отказе в перевозке пассажиров, багажа или грузов, если это влечет нарушение требований авиационной безопасности и действующих правил перевозки воздушным транспортом.

5.2.5. На основании договора с администрацией аэропорта досматривать пассажиров, вылетающих рейсами авиапредприятия (эксплуатанта), их ручную кладь и багаж. Не допускать к полету пассажиров, отказывающихся от предполетного досмотра. Требовать от сотрудников авиапредприятия (эксплуатанта) выполнения Норм, правил и процедур по авиационной безопасности, а также обязательного выполнения предписаний по устранению нарушений мер авиационной безопасности.

5.2.6. Контролировать, в пределах своей компетенции, деятельность представительств авиапредприятия (эксплуатанта) в вопросах обеспечения авиационной безопасности, оказывать им практическую и методическую помощь. Участвовать в подборе и расстановке персонала представительств авиапредприятия (эксплуатанта), задействованных в обеспечении авиационной безопасности.

5.2.7. Проводить, по поручению Генерального директора авиапредприятия (эксплуатанта) или начальника САБ, служебные расследования по фактам нарушения требований авиационной безопасности.

5.2.8. Устанавливать, по согласованию с руководством авиапредприятия (эксплуатанта), в целях обеспечения авиационной безопасности служебные контакты с правоохранительными органами и органами исполнительной власти, а также с САБ аэропортов.

5.2.9. Сотрудникам САБ авиапредприятия (эксплуатанта) при исполнении своих служебных обязанностей предоставляется право проверки документов, разрешающих вход на объекты авиапредприятия (эксплуатанта), а также досмотра личных вещей персонала авиапредприятия (эксплуатанта).

5.2.10. Сотрудники САБ авиапредприятия (эксплуатанта) имеют право задержания для передачи в службу авиационной безопасности аэропорта или правоохранительные органы нарушителей мер авиационной безопасности.

Требования сотрудников САБ авиапредприятия (эксплуатанта) во время исполнения ими служебных функций обязательны для всего персонала авиапредприятия (эксплуатанта) и перевозимых на воздушных судах авиапредприятия (эксплуатанта) пассажиров.

5.3. Социальная защита сотрудников службы авиационной безопасности авиапредприятия (эксплуатанта) регламентируется действующим законодательством Российской Федерации:

5.3.1. Трудовая деятельность сотрудников САБ авиапредприятия (эксплуатанта) регламентируется действующим законодательством Российской Федерации о труде.

По решению руководства САБ, в зависимости от складывающейся производственной обстановки, сотрудники САБ могут перемещаться на любой участок работы в службе авиационной безопасности авиапредприятия (эксплуатанта).

5.3.2. Авиапредприятие (эксплуатант) должно гарантировать социальную защиту сотрудников САБ. Они подлежат обязательному страхованию за счет средств авиапредприятия (эксплуатанта) на случай гибели, получения увечья или иного повреждения здоровья, связанного с исполнением служебных обязанностей.

5.3.3. Возмещение вреда, причиненного сотрудникам САБ авиапредприятия (эксплуатанта) увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, регулируется трудовым законодательством Российской Федерации.

Глава 6. Материально-техническое и финансовое обеспечение службы авиационной безопасности

6.1. Администрация авиапредприятия (эксплуатанта) обязана создать для службы авиационной безопасности необходимые условия для выполнения возложенных на нее задач по обеспечению авиационной безопасности. С этой целью должно быть предусмотрено наличие:

Оборудованных специальных стоянок на случай чрезвычайных обстоятельств;

Ограждений и инженерно-технических средств охраны объектов авиапредприятия (эксплуатанта) и контрольно-пропускных пунктов для прохода на территорию объектов авиапредприятия (эксплуатанта);

Необходимой материально-технической базы для подготовки и повышения квалификации сотрудников службы авиационной безопасности, членов экипажей и персонала авиапредприятия (эксплуатанта) по вопросам авиационной безопасности.

6.2. Администрация авиапредприятия (эксплуатанта) осуществляет материально-техническое и финансовое обеспечение службы авиационной безопасности.

6.3. Служба авиационной безопасности авиапредприятия (эксплуатанта) должна быть обеспечена:

Служебными помещениями, мебелью и оргтехникой;

Автотранспортом для обеспечения служебной деятельности сотрудников САБ;

Средствами радио- и телефонной связи;

Форменной и специальной одеждой;

Другими материальными средствами.