Чертеж расположения марок углубления. Марки углубления

На грузовых судах определение и расчет осадки требуются для различных целей. Например, для определения массы погруженного или выгруженного груза, для придания судну заданного дифферента и т.д. Осадка судна измеряется на носовой, кормовой и средней марках углубления.

Марки углубления это приваренные на обоих бортах оконечностей корпуса судна и в районе миделя цифры и горизонтальные линии. Осадка судна в районе нанесения марки, равняется вертикальному расстоянию от нижней кромки цифры до нижней кромки киля. В повседневной работе для измерения осадки применяется термин «снять осадки», т.е. определить осадки судна по маркам углубления либо определить осадку путем измерения высоты надводного борта.

Марки углубления окрашиваются в белый цвет на темном фоне или в темный цвет на светлом фоне.

Маркировка марок углубления может выполняться:

В метрической системе (арабские цифры) осадка измеряется в метрах – при этом высота цифр и расстояние между ними (по перпендикуляру к основной плоскости) составляет 100 мм.

В английской системе (римские цифры) осадка измеряется в футах (1 фут = 0,3048 м. В одном футе 12 дюймов, 1 дюйм = 2,54 см). При этом высота цифр и расстояние между цифрами (по перпендикуляру к основной плоскости) составляет 0,5 фута (6 дюймов).

Если на судне используются обе системы, то с левого борта марки углубления наносятся римскими цифрами, а с правого борта арабскими цифрами.

Необходимо заметить, что от точности снятия осадок, зависит точность связанных с ними вычислений. Поэтому судоводители должны учиться снимать осадки при разных неблагоприятных условиях: слабая освещенность, волнение, снег, лед, плохая различимость марок из-за большого угла наблюдения или плохой окраски марок.

Кроме этого необходимо приобретать навыки измерения высоты надводного борта в местах расположения марок углубления. По измеренной высоте надводного борта также вычисляют осадку судна в месте измерения.

Пример снятия осадок на английской и метрической марках углубления показан на рисунке 1.

Английская система Метрическая система

Измерение осадки по маркам углубления

Форма оконечностей корпуса судна не всегда позволяет нанести марки углубления на носовом и кормовом перпендикулярах. Поэтому, для удобства снятия осадок, их наносят на некотором расстоянии от соответствующего перпендикуляра.

Носовая марка наносится либо на носовом перпендикуляре, либо в корму от него.

Кормовая и средняя марки углубления могут быть нанесены как в нос, так и в корму от соответствующего перпендикуляра.

Иногда часть марки углубления наносится на перпендикуляре, а другая ее часть на некотором расстоянии от него.

На рисунке 2 приведен пример схемы расположения марок углубления относительно носового и кормового перпендикуляров и миделя судна. Обычно на судовых схемах указывается расстояние между маркой углубления и соответствующим перпендикуляром. Так как во всех расчетах, связанных с определением посадки судна и определением массы груза по осадкам, используют осадки на перпендикулярах, то осадки, снятые на марках углубления, необходимо исправить соответствующими поправками, для того чтобы они соответствовали осадкам на перпендикулярах. Исправить осадки, снятые на марках углубления, значит «привести» их на соответствующие перпендикуляры. Для этого пользуются формулами, которые приведены в статье «Приведение осадок на перпендикуляры».

Пример схемы расположения марок углубления.

Обозначения, используемые на рисунке 2:

КВЛ – Конструктивная ватерлиния, соответствующая осадке судна по летнюю грузовую марку.

– Отстояние носовой марки углубления от носового перпендикуляра.

lср – Отстояние средней марки углубления от миделя.

lкр – Отстояние кормовой марки углубления от кормового перпендикуляра.

Марки осадки

Марки осадки (марки углубления)

знаки на наружной обшивке в носу, корме и средней части корпуса судна, наносимые на некотором уровне от киля для определения осадки судна. Марки осадки - цифры или буквы с высотой и расстоянием между ними по 100 мм. Величину осадки носом и кормой можно определить, лишь зная расстояние каждой марки осадки от киля (дается в специальной схеме расположения марки осадки)

EdwART. Толковый Военно-морской Словарь , 2010


Смотреть что такое "Марки осадки" в других словарях:

    - (Draught marks) см. Грузовая марка. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 … Морской словарь

    МАРКИ УГЛУБЛЕНИЯ - вертикальные шкалы, наносимые на наружной обшивке обоих бортов судна в районе форштевня и ахтерштевня, а у больших судов также мидель шпангоута. Отмечаются арабскими цифрами высотой 10 см, расположенными на такой же высоте друг от друга и… … Морской энциклопедический справочник

    Величина осадки - величина разности отметок осадочной марки, полученная в разных циклах измерений. Источник …

    Марки углубления, показывающие осадку судна Осадка … Википедия

    партия - 3.3 партия: Рельсы одного типа, одной или нескольких плавок, одного режима термической обработки (для термоупрочненных рельсов), одновременно предъявляемые к приемке в количестве не более 100 шт. Источник: ГОСТ Р 51685 2000: Рельсы… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Бензин - (Petrol) Бензин это самое распространенное топливо для большинства видов транспорта Подробная информация о составе, получении, хранении и применении бензина Содержание >>>>>>>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора

    величина - 2.26 величина c (c value): Безразмерная величина, которая выражает степень термического контакта между температурными датчиками и средой, температура которой должна быть измерена. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Морской термин, угол отклонения корпуса судна от горизонтального положения в продольном направлении, разница осадок кормы и носа судна. В авиации для обозначения такого же угла, задающего ориентацию летательного аппарата, используется термин… … Википедия

    МДС 13-22.2009: Методика геодезического мониторинга технического состояния высотных зданий и уникальных зданий и сооружений - Терминология МДС 13 22.2009: Методика геодезического мониторинга технического состояния высотных зданий и уникальных зданий и сооружений: Абсолютная (полная) осадка суммарная осадка с начала наблюдений, полученная относительно исходной высотной… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    МДС 13-22.2009: Методика мониторинга технического состояния высотных и других уникальных зданий и сооружений геодезическими методами - Терминология МДС 13 22.2009: Методика мониторинга технического состояния высотных и других уникальных зданий и сооружений геодезическими методами: Абсолютная (полная) осадка суммарная осадка с начала наблюдений, полученная относительно исходной… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Контроль за посадкой судна во время эксплуатации осуществляется по маркам углублений . В отличие от осадки, которую отсчитывают от теоретической основной плоскости ОП (т. е. от внутренней поверхности наружной обшивки), углубление отсчитывается от нижней кромки горизонтального киля (т. е. учитывает его толщину ).

Марки углубления наносят на обоих бортах арабскими цифрами в районе мидель – шпангоута, на форштевне и ахтерштевне в районе носового и кормового перпендикуляров и они обозначают углубление в дециметрах.

Схема расположения марок углубления на корпусе судна показана на рис. 3.4.

Рис. 3.4. Определение осадок по маркам углубления

    1. Расчет осадки судна по маркам углубления

Осадкой судна T(d) является расстояние, измеренное от ОП, т.е. верхней кромки горизонтального киля до ватерлинии на мидель – шпангоуте судна Т м , а также на носовом Т н и кормовом Т к перпендикулярах.

Углублением судна Т у является расстояние, измеренное от нижней кромки горизонтального киля до ватерлинии, измеренное по маркам углубления, нанесенных на бортах судна в районе миделя и носового и кормового перпендикуляров.

Очевидно, что осадка судна Т отличается от углубления судна Т у на величину поправки и рассчитывается по формулам:

Т н = Т ну δ г.к. + l н tgψ ;

Т к = Т ку δ г.к. + l к tgψ ; (3.3)

Т м = Т му δ г.к. + l м tgψ ,

где δ г.к. – толщина горизонтального киля, м;

l н , l к , l м – расстояния от марок углубления до миделя и носового и кормового перпендикуляров, м;

ψ – угол дифферента, град., определяемый по формуле:

(3.4)

Значения l н , l к , l м – положительны, если расположены в нос от перпендикуляров и миделя и отрицательны – если в корму. Эти величины в судовой документации приводятся в табличной форме (табл. 3.1). Схема определения осадок по маркам углубления приведена на рис. 3.4.

Таблица 3.1. Отстояние марок углублений от перпендикуляров и миделя

l н , м

l к , м

l м , м

Марки углубления навариваются в виде полос и арабских чисел в дециметрах, а

затем наносятся черной или белой краской в зависимости от цвета борта. Высота цифр и расстояние между ними равны 10 см.

    1. Расчет водоизмещения судна

Расчет водоизмещения и его геометрических характеристик подводной части корпуса производится по теоретическому чертежу судна при его проектировании, а для практических расчетов в период эксплуатации судна – по судовой технической документации, состоящей из гидростатических кривых, масштаба Бонжана, строевых, грузовой шкалы, таблиц и др .

Эти документы позволяют находить численные значения величин при любой

3.1. Определение значений осадки носом и осадки кормой:

м.

3.2. Определенные выше значения осадок носом, кормой и средней осадки соответствуют расчетным значениям на перпендикулярах. В случае необходимости проверки правильности расчета после погрузки судна следует снять значения осадок на марках углублений судна – с левого и правого борта (визуально). Полученные значения осадок на марках будут отличаться от расчетных значений осадок на перпендикулярах ввиду следующих факторов:

– расположение марок углублений не совпадает с положением перпендикуляров;

– марки углублений наносятся на корпус судна, при этом повторяя пространственную кривизну формы обводов судна в оконечностях;

– наличие стрелки прогиба от общего изгиба корпуса;

– значительное изменение формы ватерлинии относительно расчетной при наличии дифферента;

– реальное значение плотности забортной воды отличается от принятого значения.

Поэтому значения осадок, снятых с марок углублений, пересчитывают к значениям на перпендикулярах (на основании данных судовой документации), после чего к водоизмещению, определенному по грузовой шкале для средней осадки, вводят поправки, учитывающие все вышеперечисленные факторы:

а) поправка на плотность воды

где ρ ф – фактическая плотность забортной воды, т/м 3 ; ρ – плотность воды по грузовой шкале, т/м 3 ; D – водоизмещение, определенное по грузовой шкале, т;

б) поправка на дифферент

,

где q 0 – число тонн на 1 см осадки, т/см; x f 0 – абсцисса центра площади ватерлинии, м; М диф – момент, дифферентующий на 1 см, тм/см;

в) поправка на обводы корпуса в оконечностях

,

где – отстояние носовой марки углублений от носового перпендикуляра, м;– отстояние кормовой марки углублений от кормового перпендикуляра, м;

г) поправка на изгиб корпуса

где – стрелка прогиба корпуса, см (для настоящего расчета в учебных целях принимаемсм).

Таким образом, окончательное значение водоизмещения получается суммированием значения, определенного по грузовой шкале, и поправок к нему. Это окончательное значение должно совпадать со значением, рассчитанным при составлении грузового плана судна.

3.3. Пересчет осадок на перпендикулярах к осадкам на марках:

где – угол дифферента судна;а – отстояние носовой марки углублений от носового перпендикуляра; b – отстояние кормовой марки углублений от кормового перпендикуляра; с – отстояние средней марки углублений от плоскости мидельшпангоута.

(м)

3.4. Результаты расчетов посадки судна после погрузки по состоянию на отход:

Осадки на перпендикулярах:

Средняя осадка (на мидельшпангоуте)

Осадка на носовом перпендикуляре

Положения о грузовой марке разработаны на основе Международной кон-венции о грузовой марке 1966 года. Положения о грузовой марке применяются к каждому судну, которому назначен минимальный надводный борт.

Надводный борт — расстояние, измеренное по вертикали у борта на сере-дине длины судна от верхней кромки палубной линии до верхней кромки соответ-ствующей грузовой марки.

Палуба надводного борта — это самая верхняя непрерывная, не защищенная от воздействия моря и погоды палуба, которая имеет постоянные средства за-крытия всех отверстий на ее открытых частях и ниже которой все отверстия в бортах судна снабжены постоянными средствами для водонепроницаемого за-крытия.

Назначенный судну надводный борт фиксируется путем нанесения на каж-дом борту судна отметки палубной линии, знака грузовой марки и марок углубления, отмечающих наибольшие осадки, до которых судно может быть максимально нагружено при различных условиях плавания (рис. 1). Грузовая марка, соответ-ствующая сезону, не должна быть погружена в воду на протяжении всего периода от момента выхода из порта до прихода в следующий порт.

Судам, на борта которых нанесены грузовые марки, выдается Международ-ное свидетельство о грузовой марке на срок не более чем на 5 лет.

Применяются следующие грузовые марки:

  • летняя грузовая марка — Л (S);
  • зимняя грузовая марка — З (W);
  • зимняя грузовая марка для Северной Атлантики — ЗСА (WNA);
  • тропическая грузовая марка — T (T);
  • грузовая марка для пресной воды — П (F);
  • тропическая марка для пресной воды — ТП (TF).

Обозначение организации, назначившей грузовую марку, наносится над го-ризонтальной линией, проходящей через центр кольца знака (диск Плимсоля). Обо-значение Регистра судоходства Российской федерации — РС.

Рис.1 Грузовая марка

Различают грузовые марки для лесовозов, пассажирских и парусных судов. Марки углубления предназначены для определения осадки судна, наносятся на наружной обшивке обоих бортов судна в районе форштевня, ахтерштевня и на мидель-шпангоуте (рис. 2).

Марки углубления отмечаются арабскими цифрами высотой 10 см (расстоя-ние между основаниями цифр 20 см) и определяют расстояние от действующей ва-терлинии до нижней кромки горизонтального киля.

До 1969 года марки углубления на левом борту наносили римскими цифра-ми, высота которых равнялась 6 дюймам. Расстояние между основаниями цифр равно 1 футу (1 фут = 12 дюймам = 30, 48 см; 1 дюйм = 2,54 см ).

Грузовая шкала (рис. 3) представляет собой таблицу для определения водоизмещения (дедвейта) по вычисленной или снятой средней осадке судна. Обычно она рассчитывается для двух плотностей воды: морской — 1,025 т/м 3 , прес-ной — 1,000 т/м 3 .

Для пользования грузовой шкалой необходимо провести через известную величину (например, осадку) горизонтальную линию и снять интересующие вели-чины (например, водоизмещение).

Рис. 2 Марки углубления Рис.3 Грузовая шкала

Правила технической эксплуатации грузового устройства

Старший помощник, старший механик, боцман, 4-й механик и электромеханик ответственны за техническое состояние и обслуживание грузового устройства.

  1. Каждое судно должно иметь Регистровую книгу судовых грузоподъёмных устройств и соответствующие свидетельства, сертификаты, инструкции.
  2. После ремонта или замены какой-либо из несъёмных ответственных конструкций грузоподъёмного устройства, деталей грузоподъём-ного механизма, топенантной лебёдки работа грузоподъёмным устройством запрещается до проведения его испытаний в присутствии инспектора Регистра.
  3. Блоки, скобы, гаки, вертлюги, цепные противо-весы, тройники должны иметь клейма и сертификаты.
  4. Пользоваться даже слегка разогнутым грузовым гаком запрещается. Скобы грузовых гаков должны надёжно стопориться. Блоки надлежит осматривать, разбирать, очищать от грязи, ржавчины и смазывать густой смазкой. Шкивы всех блоков, вертлюги грузовых гаков должны быть хорошо смазаны, расхожены и свободно вращаться.
  5. Каждое судно с вертикальным способом грузообработки, имеющее грузовое устройство, должно быть снабжено и всегда иметь в необходимом количестве (в соответствии с табелем снабжения) исправные стропы и другой грузовой инвентарь, удовлетворяющий требованиям Правил техники безопасности.
  6. Грузовые скобы, применяемые взамен грузовых гаков, должны быть со штырём, удерживаемым на месте чекой или шпилькой.
  7. Деревянные блоки с трещинами на щеках (чтобы щеки были доступны для осмотра, их следует циклевать), оковке или шкиве, а также с разогнутым гаком, растянувшейся скобой, со стёршимся нагелем или повреждённой втулкой следует немедленно заменять.
  8. Все съёмные детали и тросы грузоподъёмных устройств, не относящиеся к грузозахватным приспособлениям, должны проверяться не реже одного раза в 3 месяца. При обнаружении в тросе лопнувших проволок он должен осматриваться ежемесячно. Результаты проверки и принятые меры для устранения недостатков следует занести в судовой журнал.
  9. Все тросы бегучего такелажа грузового устройства не должны иметь сплесней, заломов и надрыва стрендей.
  10. Изменение горизонтального положения грузовой стрелы при максимальном вылете с помощью оттяжек допускается, когда судно имеет крен не более 5° и дифферент не более 2°.
  11. Все грузозахватные приспособления перед каждым использованием должны подвергаться проверке. Дефекты и меры их устранения заносятся в судовой журнал. Грузоподъёмное устройство вводится в эксплуатацию только после устранения обнаруженных дефектов.
  12. Работу спаренными стрелами («на телефон») и тяжеловесными стрелами надлежит производить в соответствии и Инструкцией, составленной для каждого судна и согласованной с Регистром. Одновременная работа тяжёлой и лёгкой стрелой одной мачты не допускается, если это не предусмотрено упомянутой Инструкцией.
  13. Каждая съёмная деталь (блок, вертлюг и т. д.), отремонтированная или установленная взамен дефектной, должна иметь клеймо Регистра о произведённом испытании пробной нагрузкой в цехе, без чего использование её в грузовом устройстве запрещается.
  14. Грузовое устройство судна должно быть освидетельствовано инспектором Регистра и испытано в его присутствии. Акты испытаний должны быть вшиты в Регистровую книгу судовых грузоподъёмных устройств.
  15. Если для какого-либо варианта загрузки требуется жидкий балласт, никакие манипуляции с ним во время погрузки и выгрузки не допускаются. Однако, если в информации об остойчивости, непотопляемости и прочности имеются иные указания о порядке балластировки судна жидким балластом, необходимо руководствоваться этими указаниями.
  16. Во время погрузки, перехода и выгрузки топливо и воду следует расходовать равномерно с обоих бортов.
  17. При перевозке грузов на палубе надлежит выполнять следующие основные требования:
    1. палубный груз должен быть уложен так, чтобы оставались безопасные для людей проходы шириной не менее 0,7 м к трапам, мерительным и воздушным трубам, противопожарным постам, рожкам и огнетушителям;
    2. все проходы должны быть сквозными (без тупиков).
  18. Если на палубе перевозится лесной груз, указанные требования должны вы-полняться в максимально возможной степени.
  19. Крепление палубного груза должно производиться надёжно, но с расчётом, чтобы в критическом положении судна можно было быстро отдать найтовы или в крайнем случае перерубить их.
  20. На переходе морем детали грузового устройства нужно надежно крепить по-походному:
    1. ноки стрел хорошо закрепляются в гнёздах;
    2. гаки грузовых шкентелей закладываются за палубные рымы (носками вверх с закаболиванием), а грузовые шкентели туго обтягиваются на бара-банах лебёдок;
    3. нижние блоки оттяжек выкладываются из рымов и закладываются у шпора своей стрелы, лопари талей обтягиваются, укладываются в бухту и подвешиваются у мачты;
    4. грузовой шкентель и лопари талей оттяжек прихватываются к стреле в нескольких местах линями.

Техника безопасности при работе с грузовым устройством

Грузовые операции относятся к кате-гории работ повышенной опасности. Прави-ла техники безопасности на судах морского флота определяют требования к грузовому устройству судна и регламентируют безопасные приемы работы с люковыми закры-тиями при подготовке и эксплуатации грузо-вого устройства, выполнении грузовых опе-раций.


Грузовой отсек

Места прохождения тяговых тросов необходимо оградить и сделать надпись «Проход закрыт». Запрещается ходить по люковым секциям во время их открытия, закрытия, а также при частичном открытии.

Установленные в вертикальное положение секции должны быть надежно за-стопорены. Запрещается оставлять их незастопоренными даже на короткое время. Любые работы в пространстве между открытыми люковыми секциями могут вы-полняться только с разрешения вахтенного помощника капитана или руководителя работ. На все время работ между секциями на палубе должен находиться матрос, который обязан следить за тем, чтобы никто не снял стопоров с люковых секций, не подсоединил тяговые тросы к секциям, не включил систему управления люко-вых закрытий с гидравлическим приводом.

На не полностью закрытых люковых секциях запрещается проводить какие-либо работы до тех пор, пока не будет установлено временное леерное ограждение, исключающее возможность падения людей в трюм. Леерами с вывешенными за-прещающими знаками должна быть ограждена палуба в местах проведения пере-грузочных работ с того борта, в сторону которого перемещается груз.

Нельзя спускаться в неосвещенные и непровентилированные трюмы. Пере-носить осветительные люстры, подвешенные на штертах, можно только при снятом напряжении и после того, как все люди выйдут из трюма.

Лица, участвующие в грузовых операциях, до начала работы проходят ин-структаж по технике безопасности. К работе на грузоподъемных механизмах в ка-честве крановщика и лебедчика, а также в качестве стропальщика допускаются квалифицированные матросы и другие члены экипажа, прошедшие специальное обучение и имеющие специальные свидетельства.

К работе на тяжеловесных устройствах допускаются только специально под-готовленные члены экипажа не моложе 18 лет, фамилии которых объявлены прика-зом по судну после сдачи ими экзамена. Сигнальщиками могут назначаться только квалифицированные матросы.

Лебедчик или крановщик выполняет все сигналы, поданные только сигнальщиком, кроме сигнала аварийной остановки, который должен быть выполнен независимо от того, кем и каким способом он подан. Всякий непонятый сигнал следует воспринимать как сигнал остановки. Сигнал о подъеме груза может быть подан толь-ко после того, как стропальщик подтвердит, что груз застроплен надлежащим образом, и сиг-нальщик убедится, что перемещение не подвер-гает опасности людей, работающих в трюме или на палубе.

Сигнальщик

Запрещается проходить под поднятым грузом, находиться на линии переме-щения груза, под стрелой, в просвете люка, а также спускаться в трюм или подни-маться из него при подъеме и опускании груза.

При работе на лебедках и кранах запрещается:

  • допускать неравномерное натяжение всех ветвей при подъеме груза с ис-пользованием многоветвевых стропов;
  • поправлять стропы, когда груз находится на весу;
  • расстропливать груз прежде, чем он твердо не встал на прокладки;
  • раскачивать груз для укладки его вне радиуса действия стрел или крана;
  • поднимать груз с находящимися на нем людьми или незакрепленными пред-метами, а также груз, находящийся в неустойчивом положении или зало-женный другими грузами;
  • оттягивать, разворачивать и останавливать раскачивающийся груз во время подъема, перемещения или опускания без применения специальных оттяжек.

Кроме того, при работе на лебедках и кра-нах запрещено:

  • подавать груз в трюм без предупредительно-го сигнала, если в трюме находятся люди;
  • подавать в трюм груз до того, как с просвета люка будет убран ранее поданный груз и лю-ди отойдут в безопасное место;
  • проносить груз на высоте менее 0,5 м от кон-струкций судна или предметов, находящихся на пути перемещения груза;
  • оставлять по окончании работ или во время перерыва груз в подвешенном со-стоянии;
  • оставлять без присмотра механизмы, находящиеся под током;
  • поправлять шкентель рукой, одному сматывать или наматывать его на барабан лебедки во время ее работы.

Работа грузоподъемного устройства должна быть прекращена в случаях нарушения правильной работы тормозов, появления в механизме ненормальных шумов, повреждения троса, неисправности выключателей и систематического сра-батывания систем электрической защиты.

При перегрузочных работах с опасными и легковоспламеняющимися груза-ми, кроме перечисленного выше, следует руководствоваться также установленны-ми для них правилами перевозки.

Предлагается к прочтению: