Самые большие парусные корабли мира. История парусных кораблей Типы парусных судов

Бомбардирский корабль

Парусный 2-, 3-мачтовый корабль конца XVII - начала XIX в. с повышенной прочностью корпуса, вооружённый гладкоствольными орудиями. Впервые появились во Франции в 1681 г., в России - в ходе строительства Азовского флота. Бомбардирские корабли вооружались 2-18 пушками крупного калибра (мортиры или единороги) для борьбы против береговых укреплений и 8-12 орудиями малого калибра. Входили в состав военных флотов всех стран. В русском флоте существовали до 1828 г

Бриг

Военный 2-мачтовый корабль с прямым парусным вооружением, предназначенный для крейсерской, разведывательной и посыльной служб. Водоизмещение 200-400 т, вооружение 10-24 пушки, экипаж до 120 чел. Обладал хорошими мореходными и манёвренными качествами. В XVIII - XIX вв. бриги входили в состав всех флотов мира

Бригантина

2-мачтовое парусное судно XVII - XIX вв. с прямым парусом на передней мачте (фок) и косым на задней (грот). Использовалось в военных флотах Европы для разведывательной и посыльной служб. На верхней палубе устанавливалось 6-8 пушек малого калибра

Галион

Парусное судно XV - XVII вв., предшественник парусного линейного корабля. Имело фок- и грот-мачты с прямыми парусами и бизань с косыми. Водоизмещение около 1550 т. Военные галионы имели до 100 орудий и до 500 солдат на борту

Каравелла

Высокобортное однопалубное 3-, 4-мачтовое судно с высокими надстройками на носу и корме, водоизмещением 200-400 т. Обладало хорошей мореходностью и широко использовалось итальянскими, испанскими и португальскими мореплавателями в XIII - XVII вв. На каравеллах совершили свои знаменитые плавания Христофор Колумб и Васко да Гама

Каракка

Парусное 3-мачтовое судно XIV - XVII вв. водоизмещением до 2 тыс. т. Вооружение 30-40 пушек. Могло вместить до 1200 человек. На каракке впервые применены пушечные порты и осуществлено размещение орудий в закрытых батареях

Клипер

3-мачтовый парусный (или парусно-паровой с гребным винтом) корабль XIX в., применявшийся для разведывательной, дозорной и посыльной служб. Водоизмещение до 1500 т, скорость до 15 узлов (28 км/ч), вооружение до 24 орудий, экипаж до 200 человек

Корвет

Корабль парусного флота XVIII - середины XIX в., предназначавшийся для разведки, посыльной службы, а иногда и для крейсерских действий. В первой половине XVIII в. 2-мачтовое, а затем 3-мачтовое судно с прямым парусным вооружением, водоизмещением 400-600 т, с открытыми (20-32 орудий) или закрытыми (14-24 орудий) батареями

Линейный корабль

Крупный, обычно 3-дечный (3 артиллерийские палубы), З-мачтовый корабль с прямым парусным вооружением, предназначенный для артиллерийского боя с такими же кораблями в строю кильватера (линии баталии). Водоизмещение до 5 тыс. т. Вооружение: 80-130 гладкоствольных пушек вдоль бортов. Линейные корабли широко применялись в войнах второй половины XVII - первой половины XIX в. Внедрение паровых двигателей и гребных винтов, нарезной артиллерии и бронирования привело в 60-х гг. XIX в. к полной замене парусных линейных кораблей броненосцами

Флейт

Парусное 3-мачтовое судно Нидерландов XVI - XVIII вв., применявшееся в военном флоте в качестве транспорта. Вооружалось 4-6 пушками. Имело борта, которые выше ватерлинии были завалены внутрь. На флейте впервые был применён штурвал. В России флейты входили в состав Балтийского флота с XVII в.

Фрегат парусный

3-мачтовый корабль, второй по мощи вооружения (до 60 пушек) и водоизмещению после линейного корабля, но превосходящий его по скорости. Предназначался главным образом для действий на морских коммуникациях

Шлюп

Трёхмачтовый корабль второй половины XVIII - начала XIX в. с прямыми парусами на передних мачтах и косым парусом на кормовой мачте. Водоизмещение 300-900 т, артиллерийское вооружение 16-32 орудия. Использовался для разведывательной, дозорной и посыльной служб, а также как транспортное и экспедиционное судно. В России шлюп часто использовали для кругосветных плаваний (О.Е. Коцебу, Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев и др.)

Шнява

Небольшое парусное судно, распространённое в XVII - XVIII вв. в Скандинавских странах и в России. Шнявы имели 2 мачты с прямыми парусами и бушприт. Вооружались 12-18 пушками малого калибра и использовались для разведки и посыльной службы в составе шхерного флота Петра I . Длина шнявы 25-30 м, ширина 6- 8 м, водоизмещение около 150 т, экипаж до 80 чел.

Шхуна

Морское парусное судно, водоизмещением 100-800 т, имеющее 2 и более мачты, вооружено в основном косыми парусами. Шхуны использовались в парусных флотах как посыльные суда. Шхуны русского флота имели на вооружении до 16 пушек.

  • Малые парусные суда имеют одну или две мачты. Чтобы подчеркнуть их отличие от больших, малые двухмачтовые парусные суда имеют только грот-мачту (первая от носа) и бизань-мачту (вторая). Бизань-мачта, как правило, значительно меньше грот-мачты, поэтому такие суда иногда называют «полуторамачтовыми». Исторически существовали маломерные парусники с тремя и более мачтами (например люггер).

По типу парусного вооружения выделяют следующие типы судов:

  • Суда с прямым парусным вооружением - имеют прямые паруса на всех мачтах;
  • Суда со смешанным парусным вооружением - имеют как прямые, так и косые паруса на мачтах;
  • Суда с косым парусным вооружением - имеют косые паруса на всех мачтах;

Разделение условно, так как возможны сочетания прямых и косых парусов у всех типов. Однако прямым считается вооружение, при котором главными являются прямые паруса (приспособленное прежде всего для них), а косым - где главные паруса косые. Большие парусные суда могут иметь любой тип парусного вооружения. Малые парусные суда чаще всего имеют только косое вооружение.

Большие суда с прямым парусным вооружением

Корабль

Корабль имеет прямое вооружение на всех мачтах (числом три и более).

Передняя мачта называется фок -мачтой, задняя - бизань -мачтой, остальные - грот -мачтами (если грот-мачт несколько, именуются с носа в корму: первая, вторая и так далее).

Реи фок-мачты: фока-рей, фор-марса-рей (возможны верхний и нижний), фор-брам-рей (верхний и нижний), фор-бом-брам-рей, фор-трюм-рей.

Реи грот-мачты: грота-рей, грот-марса-рей (верхний и нижний), грот-брам-рей (верхний и нижний), грот-бом-брам-рей, грот-трюм-рей. В случае нескольких грот-мачт, прибавляется номер (например: первый нижний грот-марса рей).

Реи бизань-мачты: бегин-рей, крюйс-марса-рей (верхний и нижний), крюйс-брам-рей (верхний и нижний), крюйс-бом-брам-рей, крюйс-трюм-рей.

Паруса фок-мачты: фок , фор-марсель (верхний и нижний), фор-брамсель (верхний и нижний), фор-бом-брамсель, фор-трюмсель . Может иметь косые паруса: фока-трисель и фор-брам трисель

Паруса грот-мачты: грот , грот-марсель (верхний и нижний), грот-брамсель (верхний и нижний), грот-бом-брамсель, грот-трюмсель. Возможны косые паруса: грота-трисель и грот-брам трисель.

Паруса бизань-мачты: бизань (бизань и контр-бизань), крюйс-марсель (реже именуемый крюйсель, верхний и нижний), крюйс-брамсель (верхний и нижний), крюйс-бом-брамсель, крюйс-трюмсель.

Если на первом ярусе бизань-мачты установлен прямой парус, то он называется бизанью, а гафельный парус называется контр-бизанью. Если прямого паруса на первом ярусе нет, то бизанью называется гафельный парус.

Передние паруса: фока-стаксель либо фор-стень-стаксель, кливер , бом-кливер, летучий кливер - косые. Исторически бушприт мог иметь прямые паруса: подвешенный под ним блинд (на блинда-рее) и бом-блинд (на блинд-стеньге).

Стаксели между фок-мачтой и грот-мачтой: грота-стаксель, грот-стень-стаксель, грот-брам-стень-стаксель, грот-бом-брам-стень-стаксель, грот-трюм-стень-стаксель. Если грот-мачт несколько, именуются с прибавлением номера.

Стаксели между грот-мачтой и бизань-мачтой: апсель , крюйс-стень-стаксель, крюйс-брам-стень-стаксель, крюйс-бом-брам-стень-стаксель, крюйс-трюм-стень-стаксель.

Дополнительно может нести лиселя , выставляемые на лисель-спиртах побортно от прямых парусов.

Бриг

Бриг всегда имеет две мачты с прямыми парусами.

Рангоут брига состоит из двух мачт: фок-мачты и грот-мачты, бушприта и реев и соответствующих стеньг, утлегарей и спиртов. На грот-мачте также имеются гик и гафель для крепления гафельной бизани.

Бриги всегда меньше кораблей и барков, и имеют меньше ярусов прямого вооружения. Поэтому, некоторых прямых парусов и соответствующего рангоута нет.

Реи фок-мачты: фока-рей, фор-марса-рей, фор-брам-рей, фор-бом-брам-рей.

Реи грот-мачты: грота-рей, грот-марса-рей, грот-брам-рей, грот-бом-брам-рей.

На грот-мачте так же устанавливаются грота-гик и грота-гафель.

Паруса фок-мачты: фок, фор-марсель, фор-брамсель, фор-бом-брамсель.

Паруса грот-мачты: грот, грот-трисель, грот-марсель, грот-брамсель, грот-бом-брамсель.

Передние паруса: фока-стаксель либо фор-стень-стаксель, кливер, бом-кливер, летучий кливер.

Грота-стаксели: грота-стаксель, грот-стень-стаксель, грот-брам-стень-стаксель, грот-бом-брам-стень-стаксель.

Большие суда со смешанным парусным вооружением

Барк

Барк имеет не менее трёх мачт, несёт косые паруса на бизань-мачте и прямые паруса на остальных мачтах.

Передняя мачта называется фок-мачтой, задняя - бизань-мачтой, остальные - грот-мачтами.

Паруса бизань-мачты: косая бизань (бизань), гаф-топсель.

Вооружение остальных мачт то же, что при вооружении кораблём.

Бригантина (шхуна-бриг)

Бригантина (шхуна-бриг)

Бригантина имеет две мачты, несёт прямые паруса на фок-мачте и косые на грот-мачте. Названия их не отличаются от соответствующих парусов барка.

Баркентина

Баркентина имеет не менее трех мачт, из которых на первой (фок-) мачте несёт прямые паруса, а на остальных - косые. Соответственно, косой гафельный парус грот-мачты называется грот, топсель над ним грот-гаф-топсель (Если грот-мачт несколько, именуются с прибавлением номера), а такие же паруса бизань-мачты - бизань и крюйс-гаф-топсель.

Большие суда с косым парусным вооружением

Большие суда с косым парусным вооружением называются шхунами . Тип шхуны определяется типом основных и дополнительных парусов на мачтах. Выделяют следующие типы шхун:

  • гафельная - оснащена гафельными парусами.
  • бермудская - оснащена бермудскими (треугольными) парусами.

Стаксельная шхуна

  • стаксельная - основными являются стаксели на всех мачтах, их дополняют трисели и бизань.

Марсельная шхуна

Последние два типа являются, строго говоря, смешаными. Однако по традиции называются шхунами и относятся судам с косым вооружением. Отличие двухмачтовой марсельной шхуны от бригантины в том, что у первой рангоут и такелаж приспособлены прежде всего под косые паруса, а прямые устанавливаются дополнительно.

Малые суда

Двухмачтовые

  • Кеч - тип парусного вооружения. Судно имеет грот- и бизань- мачты. Определяющим признаком является то, что у кеча головка баллера руля расположена позади бизань-мачты. При вооружении судна Кечем площадь бизани составляет 15 - 25 %% от общей парусности. Может быть бермудским или гафельным. Кечем называется также местный тип парусного судна, который с XIX века стал вооружаться кечем. Но он имеет свои признаки, и обычно именуется с уточнением, например (балтийский кеч).

Гафельный иол

  • Йол - тип косого вооружения. Двухмачтовое судно,имеет грот- и бизань- мачты. В отличие от Кеча, у Йола головка баллера руля расположена впереди бизань-мачты. Площадь бизани составляет 8 - 10 %% от общей парусности. Может быть бермудским или гафельным. Йолом называется также местный тип парусного судна, необязательно вооруженный иолом, но характерный для определенного времени на Северном море.

Одномачтовые

  • Тендер - одномачтовый тип со сдвинутой к миделю мачтой, имеющий гафельный или бермудский грот, топсель, несколько стакселей и кливеров. Тип грота определяет тип тендера - гафельный или бермудский.
  • Шлюп - тип вооружения с косым гротом и одним стакселем. Если имеется гафельный грот, то над ним ставится и второй парус - гаф-топсель.
  • Кэт - тип вооружения с одним косым парусом.

Литература

  • Сулержицкий, А. Д., Сулержицкий, И. Д. Морской словарь. М., Воениздат, 1956.
  • Марквардт, К. Х. Рангоут, такелаж и паруса судов XVIII века. Л., Судостроение, 1991. ISBN 5-7355-0131-3
  • Jenny Bennett, Veres László. Sailing rigs: an illustrated guide . Naval Institute Press, Annapolis MD, 2005. ISBN 1-59114-813-8

Ссылки

В настоящее время словосочетание «парусное судно» используется для обозначения любого судна имеющего хотя бы один парус, однако с технической точки зрения парусное судно- это корабль, для движения которого используется энергия ветра, преобразуемая с помощью парусов.

Типы парусных кораблей во все времена были разнообразны. Помимо оригинальной конструкции парусник мог подвергнуться изменениям по желанию владельца, в зависимости от условий плавания или местных традиций. Как правило, такие реконструкции создавались с целью улучшения мореходных качеств, с привлечением меньшего числа команды. До середины 19 века парусные суда были основным средством морских перевозок и ведения военных действий на море. В настоящее время они используются лишь в качестве учебных, спортивных и прогулочных судов. В связи с удорожанием топлива и ужесточением требований к охране окружающей среды в ряде стран началась разработка и постройка опытных парусных судов, оснащенных современным парусным вооружением. Плавание парусных кораблей может занимать от одного дня до нескольких месяцев, однако продолжительное мореплавание предполагает тщательное планирование с заходами в порты для пополнения запасов.

Существуют различные виды парусных кораблей, но все они имеют общие базовые характеристики. Каждое парусное судно должно иметь корпус, рангоут, такелаж, и, по крайней мере, хотя бы один парус.

Рангоут - система мачт, рей, гафелей и других конструкций, предназначенных для размещения парусов, сигнальных огней, постов наблюдения и т.п. Рангоут может быть неподвижным (мачты, стеньги, бушприт) и подвижным (реи, гафели, гики).

Такелаж - всех снастей парусного судна, представляет собой натянутые тросы. Такелаж разделяется на стоячий и бегущий. Стоящий такелаж служит для удержания на месте рангоута и играет роль растяжек. Тросы стоячего такелажа на современных парусных судах выполняются, как правило, из оцинкованной стали. Бегущий такелаж предназначен для управления парусами - их подъема, уборки и т.п.

Парус - движитель парусного судна - часть ткани, на современных парусниках - синтетической, которая крепится к рангоуту с помощью такелажа, позволяющий трансформировать энергию ветра в движение судна. Паруса разделяются на прямые и косые. Прямые паруса имеют форму равнобокой трапеции, косые - форму треугольника или неравнобокой трапеции. Использование косых парусов позволяет парусному судну двигаться круто к ветру.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПАРУСНЫХ КОРАБЛЕЙ И СУДОВ

Наиболее распространенной классификацией парусных судов является разделение по типу и количеству мачт. Отсюда и происходит название типа парусного корабля. Так, все парусные суда могут нести на своих мачтах различные типы парусов в различном количестве, но все они делятся на следующие категории:

одномачтовые парусные суда


ял - легкая бескилевая парусная лодка (швертбот). Мачта на яле одна, часто съемная и называется фок-мачтой.

кэт - парусное судно характеризующаяся наличием одной мачты вынесенной далеко вперед, то есть вблизи носовой части лодки.

шлюп - одномачтовое морское парусное судно.

тендер - одномачтовое морское парусное судно, имеющее на мачте три вида паруса - стаксель, трисель и топсель.

куттер - парусное судно, имеющее одну мачту с косым, как правило, гафельным вооружением при двух стакселях.

двухмачтовые парусные суда


йол - двухмачтовое судно, у которого бизань-мачта располагается в корме недалеко от головки руля, и имеющее косое парусное оснащение.

кеч - двухмачтовое парусное судно, отличающееся от иола несколько большей бизань-мачтой. Кроме того площадь паруса кормовой мачты составляет около 20 процентов общей парусности парусника. Такая особенность дает преимущества по управляемости при сильном ветре.

шхуна (бермудская шхуна) - морское парусное судно, имеющее две мачты с косыми парусами.

бригантина - двухмачтовое парусное судно с комбинированным парусным оснащением, имеющее прямое парусное вооружение на фок-мачте и косые паруса на грот-мачте.

бриг - двухмачтовое парусное судно, имеющее прямое парусное вооружение.

трехмачтовые парусные суда (многомачтовые парусные суда)


каравелла - имеет три мачты с прямыми и косыми парусами.

шхуна - тип морского парусного судна, которое имеет не менее двух мачт с косыми парусами. По типу парусного вооружения шхуны разделяются на: гафельные , бермудские , стаксельные , марсельные и брамсельные . Брамсельная шхуна отличается от марсельной наличием брам-стеньги и еще одним дополнительным прямым парусом - брамселем. При этом в ряде случаев марсельскую и брамсельную двухмачтовые шхуны, особенно с брифоком, можно перепутать с бригантиной. Независимо от типа косых парусов - гафельных или бермудских, шхуна может быть и марсельной (брамсельною). Шхуны имеют небольшую осадку, что позволяет заходить даже на мелководье.

барк - большое парусное судно с тремя и более мачтами, имеющее прямое парусное вооружение на всех мачтах, кроме кормовой мачты, которая оснащена косыми парусами.

баркентина (шхуна-барк) - как правило, это парусное судно с тремя и более мачтами со смешанным парусным оснащением, и имеет прямое парусное вооружение только на фок-мачте, на остальных мачтах расположены косые паруса.

фрегат - парусное судно, имеющее три и более мачт с прямыми парусами на всех мачтах.

Кроме вышеперечисленных типов парусных судов в истории мореплавания существовало большое количество других названий, многие из которых с течением времени исчезли, но благодаря энтузиастам некоторые суда дошли до наших дней в виде полнофункциональных копий или реплик: корвет, флейт, галеон, люггер, клипер, шебека, каракка, винджаммер.

КЛАССИФИКАЦИЯ СПОРТИВНЫХ ПАРУСНЫХ СУДОВ


Парусный спорт возник в странах, которые всегда славились мореплаванием - Англия и Нидерланды. Его зарождение тесно связано с профессиональным плаванием на небольших парусных судах, где преимущество в скорости позволяло успешно конкурировать, например, в рыболовстве или лоцманской службе. Спортивный интерес, возникший вследствие улучшения ходовых качеств таких парусных судов, а также проведение гонок между ними привели к появлению специальных судов, предназначенных исключительно для любительского плавания, которые стали называть яхтами. Это название происходит от голландского слова «jagie» - так в Нидерландах в XVII веке называли небольшие быстроходные одномачтовые судна. Широкое распространение увлекательных водных соревнований также заставило классификаторов разделить спортивные парусные яхты на типы.

Классификация парусных спортивных судов (яхт) - это разделение парусных, спортивных, судов на классы в зависимости от размеров и их соотношений, влияющих на ходовые качества и мореходность этих парусных судов. Различают четыре основных класса парусных, спортивных судов (яхт): свободные классы ; формульные классы ; монотипы и гандикапные классы .

Классы парусно-спортивных судов (яхт) непрерывно совершенствуются и изменяются и могут быть национальными и международными. Международные классы парусно-спортивных судов, привлекаемые на олимпийские регаты, называются «олимпийскими». По состоянию на 2012 год существуют шесть классов однокорпусных гоночных яхт: лодки класса Финн , лодки 470 класса , лодки класса 49er , лодки класса 49erFX , лодки класса Лазер-Стандарт , лодки класса Лазер-Радиал .


Отдельно из группы выделяется класс многокорпусных спортивных судов , получивший название Nacra 17 . А также соревнования на досках с парусом для серфинга (виндсерфинг) имеют собственный класс - RS:X .


Помимо вышесказанного существует понятие парусно-моторные суда - это суда, имеющие парусное вооружение и вспомогательную дизельную энергетическую установку, используемую для движения судна при безветрии, заходе (выходе) в порты, проходе узкостей (проливов, каналов) и тому подобное. Большинство парусно-моторных судов - небольшие промысловые, учебные и прогулочные плавсредства.

18 мая 1881 года завершил свой рейс последний парусный корабль в Атлантическом океане. Мы решили вспомнить о 9 легендарных парусниках, вошедших в историю великих путешествий и открытий.

1. «Санта-Мария» – легенда легенд, корабль, на котором Христофором Колумбом и его командой была открыта Америка. Это небольшое судно длиной не более 25 метров с четырьмя мачтами и прямым парусным вооружением. «Санта-Мария» насчитывала пять парусов, которые при благоприятных условиях могли придавать ей довольно высокую скорость. Нужно отметить, что «Санта-Мария» была не самым быстроходным судном, но при этом она отличалась высокой устойчивостью, которая могла пригодиться во время шторма. Последнее плаванье этого полумифического парусника состоялось на Рождество 1492 года – оно разбилось у берегов Гаити. Но обломки «Марии» не были оставлены гнить на дне океана, а были использованы при строительстве поселения, существующего до сих пор. К величайшему сожалению, не осталось ни одного изображения «Санта-Марии» и все фотографии и рисунки были сделаны либо по дневниковым описаниям, либо по реконструкциям.

2. Корабль «Виктория» стал первым в истории кораблем, на котором люди сумели обогнуть земной шар. Капитаном этого легендарного судна был не менее легендарный Фернан Магеллан – человек, который сумел поддержать дух своих матросов на протяжении многих месяцев изнурительного невыносимого путешествия. Достоверных изображений «Виктории» также не сохранилось, но исследователи полагают, что данный корабль имел три мачты, два ряда прямых парусов и один косой парус. Корабль, не смотря на то, что предназначался в первую очередь для исследовательских и мирных целей, был вооружен несколькими десятками пушек для увеличения безопасности. Не могут ученые определиться и с характеристиками корабля: масса его колеблется в пределах от 80 до 200 тонн.

3. «Золотая лань» , это английский галеон под предводительством капитана Дрейка, который первым вернулся из кругосветного путешествия после плаванья Магеллана. Золотая лань провела в океане 2 года и 10 месяцев. Этот корабль уникален тем, что единственным сумел проплыть Магелланов пролив (после самого Магеллана). Существует несколько точных копий Золотой лани, которые находятся на вечных стоянках в музеях кораблестроения.

4. «Индевор» Джеймса Кука – корабль, на котором этот известный мореплаватель совершил свое первое кругосветное путешествие, преследовавшее научные астрономические цели – изучение прохождение Венеры по диску Солнца, а также для более досконального изучения южного полушария.

5. «Дайфкен» – корабль, на котором была открыта Австралия европейцем Виллемом Янсом. Это было небольшое судно около 25-30 метров в длину, довольно быстроходное (развивало скорость до 13 километров в час) и легкое, рассчитанное на небольшой экипаж. Реплика легендарного корабля находится в музее Австралии и его запросто может посетить любой желающий.

6. «Надежда» и «Нева» - два небольших корабля, сумевших прославить отечественных мореплавателей и вписать их имена в список величайших путешественников мира. Нужно отметить, что оба судна были приобретены в Англии, специально для того, чтобы совершить кругосветное путешествие. На этот шаг мореплаватели пошли по той причине, что в России на то время не существовало собственного кораблестроения необходимого уровня, и российские суда не могли выдержать такого длительного плавания. Капитанами кораблей были назначены Крузенштерн, который являлся инициатором путешествия, и его близкий друг Лисянский.

7. «Галера» – самый известный пиратский парусник одного из самых жестоких и удачливых морских разбойников – капитана Кида. Этот корабль имел водоизмещение около 300 тонн, был оборудован полусотней весел и 34-мя палубными пушками, что делало его весьма грозным оружием в умелых руках опытного капитана Кида.

8. «Летучий Голландец» – корабль-призрак, который уже несколько веков вселяет страх в мореплавателей всего мира. Это вечный морской скиталец, вокруг которого крутятся десятки легенд. Все легенды хотя и разнятся сюжетом, но схожи в том, что корабль и экипаж были прокляты за грехи своего капитана. Не известен ни год постройки, ни тип самого корабля.

9. «Васа» – корабль-музей, единственный из нашей подборки парусник, который сохранился до сегодняшнего дня. Он был построен и принят на вооружение в 1628 году в Швеции, после чего, проплыв около получаса, благополучно затонул. Корабль был поднят со дна спустя столетия, став музейным экспонатом. В свое время «Васа» был одним из самых крупных парусных кораблей, его длина достигала 65 метров и ширина 12 метров, для строительства «Вассы» был уничтожен целый дубовый лес (примерно, тысяча деревьев).

Согласно историческим данным, первое документально зафиксированное использование парусов в целях мореплавания относится к IV тысячелетию до н.э. Именно тогда, в древнем Египте появилось первое : барки, использовавшиеся для передвижения по Нилу и прибрежным районам, впервые были оснащены парусами из циновок. Изначально парус играл роль вспомогательного движителя при попутных направлениях ветра. Но со временем стало главным, практически полностью вытеснив вёсла. Постепенно паруса и усложнялись и становились всё разнообразнее.

Классификация парусных судов

Основным толчком к развитию парусников стала эпоха великих географических открытий XV-XVI веков. В это время резко меняются районы плавания и ставящиеся перед судами задачи. А, следовательно, появляются новые требования к конструкции и эксплуатационным качествам судов. С этих пор начинается непрерывное совершенствование и усложнение , появляются всё новые и новые узкоспециализированные типы парусных судов .

Начиная с XVII-XVIII веков, с развитием единой морской терминологии, возникает насущная необходимость в классификации всех судов по типам. Главным классифицирующим признаком для кораблей становится вид установленного на них . Второстепенными признаками типа парусного судна являлись число мачт и его предназначение, а для военных кораблей также калибр и количество пушечного вооружения. Рассмотрим виды парусных судов с различным вооружением.

Всё многообразие можно разделить на три большие группы по виду преобладающих парусов:

  • Смешанного типа.

Помимо этого, все суда принято разделять на:

  • Большие.
  • Малые.

К большим относятся те из них, что несут как минимум две мачты. Малыми условно считаются небольшие парусные суда, имеющие 1 или полторы мачты (вариант, когда одна из мачт намного ниже).

Парусники с прямым вооружением

Представляют собой наиболее древнее изобретение, использовавшееся ещё со времён античности. Они устанавливались на египетские, финикийские, греческие, полинезийские и римские суда и лодки ещё задолго до нашей эры. Не потеряли они своей актуальности и в наше время. Их отличительной чертой является четырёхугольная форма – в виде правильного прямоугольника или трапеции. Верхней шкаториной они крепятся к рее или гафелю, а нижней к гику, нижней рее или непосредственно к палубе.

Плюсом прямых парусов считается простота работы с ними, их легко ставить и убирать. Они имеют хорошую движущую силу при попутных ветрах, однако, при боковых и встречных ветрах использовать их крайне затруднительно либо вообще невозможно. Для движения, минимальный угол между направлением ветра и плоскостью паруса должен превышать 65-67 о, а это делает лавирование практически невозможным. Наименование парусов зависит от названия мачт, на которых они установлены и порядкового нахождения по ярусам.

Типы парусных судов , с преобладающими прямыми парусами:

  • Корабль. В данном случае имеется в виду «корабль» не как судно вообще, а наименование, обозначающий большой парусник с тремя и более мачтами. При этом на них должны стоять исключительно прямые паруса.
  • Барк. Может также иметь свыше 3-х мачт, но от корабля отличается тем, что на бизань-мачте у него установлены косые паруса, в то время, как на всех остальных – только прямые.
  • Бригом называется судно меньшего размера. При этом он всегда имеет лишь две мачты.

Парусники с косым вооружением

Были изобретены гораздо позже прямых, только в средние века. Первыми их стали использовать, предположительно, арабские мореплаватели. От них косой парус был перенят европейцами, где и распространился достаточно широко как в качестве самостоятельного, так и в виде дополнения к прямым. Несомненное преимущество косого паруса перед прямым — возможность движения при боковых и даже встречных направлениях ветра. Большие суда, имеющие в качестве основных косые паруса, именуются шхунами. В зависимости от конструктивных особенностей они, в свою очередь, подразделяются на несколько видов:

  • Гафельная. Оснащается гафельным парусом, натягивающегося между гафелем вверху и гиком внизу, а передней шкаториной закрепляется непосредственно к мачте.
  • Бермудская. Паруса такого типа имеют вид треугольника. Основание у него закрепляется на гике, а передняя кромка – на мачте.
  • Стаксельная – к такому типу относятся шхуны, на которых основными парусами являются стаксели (косые паруса, устанавливаемые на штаг впереди мачт).
  • Марсельная – с косым фоком, но в дополнение к нему оснащается прямым парусом-марселем.

Последние два вида, если судить по их , правильнее было бы отнести к судам смешанного типа. Но, в морской исторической традиции за ними закрепилось наименование «шхуна», что определяет их как суда с преобладающим косым вооружением.

Парусники со смешанным вооружением

К судам со смешанным вооружением относят те из них, у которых оба вида парусов представлены приблизительно в равной пропорции. Сюда включают два вида судов:

  • Бригантина – 2-мачтовое судно, причём на грот-мачте ставятся косые, а на фок-мачте лишь прямые паруса.
  • Баркентина – несёт не меньше 3-х мачт. На фок-мачте имеются прямые паруса, на всех же последующих – исключительно косые.

Малые парусники

Сегодня подавляющее большинство современных парусных судов относится к малому классу — яхт и лодок. Небольшие парусные суда , как и их крупнотоннажные «собратья» могут подразделяться на группы по типу парусов.

Небольшие парусные суда и их виды:

Небольшой парусник может нести как 1, так и 2 (полторы) . К 2-мачтовым судам относят кечи и иолы. Оба вида несут бизань и грот-мачты, а различаются расположением рулевого баллера. У кеча он находится сзади бизань-мачты, в то время, как у иола — впереди. Кроме того, эти два вида небольших парусных судов имеют и разную площадь бизани. У кеча её площадь превышает 15% и может достигать до ¼ от общей площади парусов. У иола же размер бизани несколько скромнее, и редко превышает 10% от всей площади парусов. И кеч, и иол, могут нести либо гафельные, либо бермудские паруса – в этой ситуации они именуются «бермудский кеч», или, например, «гафельный иол».

Одномачтовые малые парусники разделяются на такие виды:

  • Тендер. Имеет единственную мачту, сдвинутую к миделю. Стандартный набор парусов: грот ( либо ), топсель, и кливеры. Как и остальные малые парусники, в зависимости от типа грота, бывают гафельными или бермудскими.
  • Шлюп имеет косой парус на грот-мачте, и единственный . В некоторых случаях над гафельным гротом устанавливается дополнительно топсель.
  • Кэт, малый парусник, имеющий наиболее простое вооружение, состоящее из единственного косого паруса.

Помимо этого, современные яхты и лодки могут классифицироваться по типу материала, из которого выполнен их корпус:

  • Стальной.
  • Стеклопластиковый.
  • Деревянный.
  • Армоцементный.

По количеству корпусов парусные лодки могут быть однокорпусными, двухкорпусными (катамараны) и даже трёхкорпусными (тримараны). По наличию киля небольшие парусные суда бывают:

  • Килевые – имеют массивный киль, играющий роль балансира, предотвращающий опрокидывание яхты при волнении. Увеличивает остойчивость благодаря смещению центра тяжести ниже ватерлинии.
  • Швертботы. Имеет шверт – подъёмный киль, который при необходимости можно убрать, тем самым уменьшив осадку лодки.
  • Так называемые «компромиссные» яхты, совмещающие в своей конструкции преимущества обоих вышеперечисленных типов.