Великие мореплаватели вышли из лиссабона. Васко да гама, португальский мореплаватель эпохи великих географических открытий

Не только страна с чудесным климатом и великолепными пляжами, но и с многовековой славной историей. Прошлое Португалии отмечено многолетним игом различных завоевателей, а с начала XV века она сама обретает статус колониальной империи. Небольшое государство на юго-западе Европы, с территорией всего-то вдвое больше Московской области, владело колониями на западном и восточном побережье Африки, на востоке Индии. А самая большая колония находилась в Южной Америке - Бразилия.

Основы морского и колониального господства на Западном побережье Африки заложил сын короля Жуана I, Энрике. Начиная с 1415 года и до своей смерти в 1460 году, он организовал несколько экспедиций, результатом которых стала колонизация побережья от севера Африки до экватора. Помимо захвата и исследования земель португальцев интересовало составление карт и распространение христианства.

Итог был впечатляющим - в страну потянулись суда с золотом и рабами. Энрике получил монополию на работорговлю. Одновременно, экспедиции дали толчок к развитию судостроения, нужны были корабли, способные доставлять большое количество груза.

Экономика государства, как известно, определяет его политику. Экспорт Португалии в те годы был не велик. В стране выращивали, и выращивают до сих пор, пшеницу и маис, оливы и миндаль, виноград и цитрусовые. Но главным препятствием для активной внешней торговли было географическое положение страны: она находилась вдали от существовавших торговых путей. Поиск новых торговых маршрутов был жизненно необходим. И эти маршруты были найдены.

Португальскими мореплавателями был открыт морской путь в Индию . В 1487 году экспедиция Бартоломео Диаша , проплыв вдоль западного побережья, обнаружила южное побережье Африки. До этого открытия считалось, что Африка тянется далеко на юг. Так был открыт мыс Доброй Надежды, надежды на возможность найти морской путь в желанную Индию с её богатствами.

Этот путь был найден через десять лет моряками Васко да Гама . Тогда же были открыты и нанесены на карту земли Восточной Африки и западное побережье Индии, нынешнее Гоа.

Самую большую португальскую колонию, Бразилию, в 1500 году обнаружила экспедиция Педру Алвареша Кабрала . Знаменитый флорентиец и испанский мореплаватель Америго Веспуччи в течение пяти лет, с 1500 по 1504 год, служил на португальском флоте. Имея опыт плавания к берегам Америки на испанских кораблях в 1499 году, он внёс свой вклад в исследование Бразилии португальцами.

Практическим подтверждением шарообразной формы Земли стало открытие экспедиции, руководимой португальцем Фернаном Магелланом . В 1519 году его корабли, двигаясь вдоль восточного побережья Южной Америки, нашли пролив между материком и архипелагом Огненная Земля, Магелланов пролив.

Значение великих географических открытий португальских мореплавателей необычайно высоко, их честь и слава навсегда принадлежит Португалии.

Юрий Трифонов

Мыс Сан Висенте (Cabo de São Vicente), крайняя юго-западная точка Европы, – главная достопримечательность португальской провинции Алгарве. Здесь всегда много туристов. Они фотографируются, беспечно приближаясь к самому обрыву, – “вот он я, на краю света!”, лакомятся немецкими “вурстхен” у киоска “Последняя сосиска перед Америкой”, а вокруг врезаются в океанскую гладь семидесятиметровые скалы. Одна походит на нос корабля, другая – на высунутый язык, а все вместе – на когтистую каменную лапу, которая хочет дотянуться до горизонта. “Шшштотам, шшштотам…” – приговаривают волны. Что там? На юге – Африка, на западе – Америка, ответит вам любой школьник.

С тех пор, когда мыс Сан Висенте был для европейцев границей обитаемого мира, и они не знали ни Африки (за исключением северной части материка), ни Америки, прошло немногим более пяти веков. Для нашей планеты это один миг. Живописные скалы, которые сегодня фотографируют туристы, не изменились, но представления людей о географии Земли изменились разительно.

Вторую половину 15 века считают началом эпохи Великих географических открытий: они следуют одно за другим, словно кто-то заранее подготовил триумф мореплавания. И это действительно так! Трудно сказать, насколько позднее узнала бы Европа о том, что за неизмеримой водной пустыней есть иные земли, если бы не человек, имя которого известно далеко не всем, – португальский инфант Энрике (Генрих) Мореплаватель (Infante Dom Нenrique o Navigator). Так же как в кинематографе зрительская любовь достается знаменитым актерам, а режиссер, истинный вдохновитель и организатор действа, зачастую пребывает в тени, в истории мореплавания на слуху имена легендарных первооткрывателей. Все слышали о Васко да Гама, Колумбе, Магеллане… а об Энрике Мореплавателе? За свою жизнь он совершил всего три ближних плавания и никаких новых земель не обнаружил. И тем не менее, Энрике Мореплаватель по праву заслужил свой почетный титул.

Мыс Сан-Висенте

Инфант Энрике (1394-1460), третий сын короля Португалии Жуана I и Филиппы Ланкастерской, в юности отличился при захвате североафриканского порта Сеута (этот морской поход 1415 года положил начало португальской экспансии в Северной Африке). После сеутской компании у инфанта не было недостатка в заманчивых предложениях военной и дипломатической карьеры. Однако потомок португальского и племянник английского королей удаляется в глушь, на самый юг Португалии, и, став губернатором провинции Алгарве, одну за другой снаряжает морские экспедиции. Зачем? Чтобы с моря проникнуть на западное побережье Африки, а если повезет – найти морской путь на Восток, в Индию, где в изобилии есть то, что в Европе ценится на вес золота, – пряности. Инфант Энрике словно предвидел будущее: после того как в середине 15 столетия турки-османы разгромили Византию, путь на Восток по суше был для европейцев закрыт.

Какой же стране, как не Португалии, следовало искать морской путь в страну пряностей? “Золушка Европы”, задвинутая на самый край континента, не имеющая выхода к соединяющему народы, уже тысячу лет назад обжитому Средиземному морю, Португалия обращена лишь к океану, от которого, в отличие от моря, не было никакого прока, разве что рыболовство недалеко от берега. Кто отважится плыть на юг вдоль африканского континента дальше легендарного мыса Нун (от португальского “нао” – нет), если, по мнению античного авторитета в области географии Птолемея, Африка – смертоносная пустыня – примерзла к антарктическим льдам и обогнуть ее нельзя. Еще более безнадежен путь на запад по безграничному океану, кишащему невиданными монстрами.


Морские чудища. Иллюстрация из “Космогарфии” Себастиана Мюнстера. 1550 год

Но не только суеверия и страх перед неизвестностью не давали парусникам уйти далеко море. Отправиться в океанское плавание для моряков той поры было не менее сложно, чем для современного человека совершить космический полет. Искусство кораблевождения находилось в упадке, опыт моряков античности и викингов, добравшихся в конце 10 века до Северной Америки, был основательно забыт. Несовершенство кораблей, отсутствие хороших карт и более-менее точных навигационных приборов, неумелые и боязливые матросы,– вот с чем столкнулся Энрике, когда затеял свои морские экспедиции. Что было делать? Учиться навигации!

Как интересен и противоречив этот странный принц… Его девизом были слова “Талант к добрым свершениям”. Суровый и аскетичный, он не обзавелся семьей и в 1420 году стал верховным магистром рыцарского Ордена Христа, преемника распущенного в 1312 году ордена тамплиеров. Инфант Энрике был мечтателем-романтиком, жадно слушавшим рассказы капитанов о далеких землях, фанатичным миссионером, стремившимся распространять по миру христианство, жестким дельцом, наладившим успешную торговлю африканскими рабами. Но главное – он был толковым организатором и прозорливым исследователем. Уединившись в Сагреше (Sagres), чуть восточнее мыса Сан Висенте, Энрике Мореплаватель создал первую в Европе навигационную школу.

Вот как описывает ее Стафан Цвейг в романе “Магеллан. Человек и его деяние” (1938):

“Согласно, быть может, романтизирующим сообщениям португальских хроник, он повелел доставить себе книги и атласы со всех частей света, призвал арабских и еврейских ученых и поручил им изготовление более точных навигационных приборов и таблиц. Каждого моряка, каждого капитана, возвратившегося из плавания, он зазывал к себе и подробно расспрашивал. Все эти сведения тщательно хранились в секретном архиве, и в то же время он снаряжал целый ряд экспедиций. Неустанно содействовал инфант Энрике развитию кораблестроения; за несколько лет прежние barcas - небольшие открытые рыбачьи лодки, команда которых состоит из восемнадцати человек, - превращаются в настоящее naos (португальское название каравеллы – М.А) – устойчивые корабли водоизмещением в восемьдесят, даже сто тонн, способные и в бурную погоду плавать в открытом море. Этот новый, годный для дальнего плавания тип корабля обусловил и возникновение нового типа моряков. На помощь кормчему является «мастер астрологии» - специалист по навигационному делу, умеющий разбираться в портуланах (навигационных картах – М.А.), определять девиацию компаса, отмечать на карте меридианы. Теория и практика творчески сливаются воедино, и постепенно в этих экспедициях из простых рыбаков и матросов вырастает новое племя мореходов и исследователей, дела которых довершатся в грядущем”.


Португальская каравелла

С 1416 г. до смерти инфанта в 1460 г. десятки судов вышли в океан по его воле и на его (а фактически ордена Христа) средства. Корабли отправлялись в путь из удобной гавани в городе Лагуш (Lagos), что к востоку от Сагреша. Первые плавания совершались на одномачтовых барках, с 1440-х годов – на трехмачтовых каравеллах с косыми “латинскими” парусами. На белых парусах каравелл был начертан алый крест – знак Ордена Христа.
Капитаны не смели повернуть назад: разгневанный неудачами инфант был для них страшнее любого морского чудища. Почему Энрике лично не участвовал в плаваниях, остаётся не до конца ясным. Возможно, считалось, что особе королевской крови пристало плавать лишь с военными, а не с исследовательскими целями. Возможно, сам инфант полагал, что он нужнее на суше, чем в море.

Нуно Гонсалвеш. Алтарь Сан Висенте (1456-67).
Справа во втором ряду – Энрике Мореплаватель

Об инфанте Энрике и о школе навигации на уединённом берегу ходили легенды среди современников. Что же говорить о более поздних временах, когда после пиратских набегов и Великого лиссабонского землетрясения 1755 года от школы не осталось и следа – лишь странный каменный диск, напоминающий розу ветров. Пишут, что Энрике был калекой, мрачным горбуном, что он вообще ни разу не выходил в море, что школа навигации не существовала вовсе, что под прикрытием школы действовал некий тайный орден…

Портрет Энрике Мореплавателя.
Фрагмент алтаря Сан Висенте.

Но вернемся к реальности. Какими были результаты экспедиций? Может показаться, что в ряду потрясающих открытий последующих десятилетий они довольно скромны. Примерно, как полет на Луну в сравнении с высадкой на Марсе. Но именно эти плавания стали первым шагом к покорению океана. В 1419 г. был открыт остров Мадейра (в общем-то, случайно, корабли не отважились бы так далеко заплыть на запад, если бы их не унесло штормом), в 1427 г. Диого Салвеш добирался до Азорских островов. В 1460 году Диого Гомеш открыл некоторые острова архипелага Кабо Верде. После многих безуспешных попыток в 1434 г. капитан Жил Эаниш сумел-таки продвинуться на юг вдоль африканского материка, обогнув роковой мыс Бохадор (26° северной широты). Мыс долгое время казался непреодолимой преградой, потому что в этом месте далеко в море выдавалась отмель, а удалиться от берега, чтобы ее обойти, моряки не решались. Хронисты сообщают, что капитан привез инфанту из этого знаменательного плавания дикие розы, сорванные южнее мыса Бохадор (Cabo Bojador).


Невольничий рынок в Лагуше

Психологический рубеж был взят, и следующие экспедиции продвигались все дальше на юг. К 1444 году каравеллы из Лагуша прошли южную границу Сахары и достигли плодородного и населенного побережья Африки. Сбылась мечта Энрике проникнуть на африканский материк, минуя пустыню по морю! С этого времени плавания вдоль африканского побережья стали чисто коммерческими – в Португалию везли золото, “белое золото” – слоновую кость и “черное золото”- рабов. Невольничий рынок в Лагуше процветал. Увы, и здесь инфант был первым в Европе!


Энрике Мореплаватель не увидел главных плодов своих усилий. В 1486 г. Бартоломеу Диаш достиг южной оконечности африканского континента и обогнул его. Васко (Вашку) да Гама (знаменательно, что он родился в том же 1460 г., когда умер Энрике) исполнил задуманное инфантом и в 1498 г. в обход Африки доплыл до Калькутты. В 1500 г. Педру Алвареш Кабрал открыл Бразилию. Португальские мореплаватели сделали то, о чем инфант Энрике и помыслить не мог: в 1543 г. они добрались до Японии! Достижения Португалии могли быть еще значительнее, если бы король Жуан I не отверг в 1485 г. предложение генуэзца Колумба, а король Мануэл I в 1515 г. – проект своего соотечественника Фернао Магальяеша, который, уже как Фернандо Магеллан, перешел на службу к Испании. В результате плавания Колумба и Магеллана совершились под испанским флагом и для испанской короны.


Памятник Энрике Мореплавателю в Лагуше.

Из “Золушки Европы” Португалия превратилась в королеву морей, однако ненадолго: уже в 16 столетии начался ее упадок. Эпоха Великих географических открытий – высший взлет в истории этой страны. Португалия помнит, кому обязана тем, что стала для человечества трамплином в Атлантику, и чтит Энрике Мореплавателя. В 1960 г., к 500-летию смерти инфанта, в Португалии были установлены два монумента. Первый – памятник Энрике Мореплавателю в историческом центре Лагуша, близ набережной реки, по которой его корабли выходили в океан. О том, как выглядел в зрелые годы инфант Энрике, мы знаем благодаря португальскому художнику Нуно Гонсалвешу. В грандиозном алтаре Сан Висенте (1456-67) есть портрет Энрике Мореплавателя, с точностью воссозданный по прижизненной миниатюре из “Хроники завоеваний Гвинеи” 1453 года. Увековеченный в темной бронзе, Энрике предстаёт таким же, каким его изобразил Нуно Гонсалвеш, – гордым, умным, строгим.

Памятник первооткрывателям в Лиссабоне.


Памятник первооткрывателям в Лиссабоне.

Второй монумент – “Padrao dos Descobrimentos” (памятник первооткрывателям) – установлен на набережной Лиссабона, в устье реки Тежу. Это 52-х метровая башня в форме каравеллы, на борт которой восходят знаменитые португальцы: короли, рыцари, священники, капитаны, картографы, художники, поэты. Среди них Васко да Гама, Луис де Камоэнс (Луиш ди Камойнш), автор воспевающей открытие Индии поэмы “Луизиады”, Фернандо Магальяеш-Магеллан, художник Нуно Гонсалвеш. С обеих сторон обтекают палубу фигуры, а впереди, на носу судна, стоит Энрике Мореплаватель с моделью каравеллы в руках. Он смотрит туда, где Тежу впадает в океан, будто пытается увидеть за горизонтом неведомые земли: на юге – Африку, на западе – Америку.

Марина Аграновская
Фото автора

Фаду Mar português на стихи Фернандо Пессоа

Васко да Гама, величайший из мореплавателей пятнадцатого века, родился в португальском городе Синеже в семье высокопоставленного чиновника. Будучи совсем юным, он научился морскому делу, но наиболее привлекало молодого человека управление кораблями. Со временем взросления да Гамы совпало решение правителя страны продолжить географические открытия, начатые Диашем. Молодой мореплаватель был готов выйти в море, ожидая только приказания.

Путь в Индию

Долгожданный приказ был отдан в 1491 году. Да Гаме были предоставлены четыре корабля. Во главе своей небольшой флотилии молодой адмирал отправился в плавание. За двенадцать суток они дошли до Зеленого Мыса. К середине весны миновали Мозамбик и Меленди, за которыми открывался морской торговый путь между Индией и Африканским континентом.

С попутным ветром флотилия двинулась дальше сначала вдоль побережья Сомали, затем, повернув на северо-восток, все больше удалялась от береговой линии. Спустя двадцать три дня Васко да Гама бросил якоря у берегов Калькутты. Открытие для Португалии торгового пути в Индию было совершено за неполных девять месяцев. Места короля Генриха Мореплавателя сбылась.

Но открытие морского пути в Индию не гарантировало установления торговых связей с государством. Его правитель Заморин находился во власти торговцев-мусульман. Эти агрессивные фанатики полностью подчинили себе слабое индийское правительство. Они вынудили Заморина обманом выманить капитана португальских кораблей сойти на берег. Едва да Гама и его сопровождающие вошли во дворец Заморина, как были арестованы и заточены в качестве военных заложников. Узнав о предательстве, оставшиеся на кораблях португальцы стали захватывать заложников. Также были произведены выстрелы по зданиям города. Только под угрозой полного разрушения города индийцы освободили заложников. Торговый договор с Индией был заключен под угрозой пушечных обстрелов.

После успешного достижения цели своей миссии корабли повернули в сторону родного порта. Обратный путь был сложнее и дольше – только через двадцать шесть месяцев путешественники прибыли в Белем. Васко да Гама получил аудиенцию у короля. В дар правителю флотоводец принес полные трюмы драгоценностей, а также золотого истукана. Весил идол почти тридцать килограммов, его глаза были выполнены из изумрудов, а грудь украшена рубинами величиной с орех.

Спустя неполные десять лет португальцы вновь снарядили экспедицию в Индию. На этот раз флотилия насчитывала несколько десятков кораблей, руководил ею Кабрал. Но плавание под его руководством оказалось не таким счастливым, как путешествие да Гамы. Большая часть флотилии затонула, к тому же местное население было недружелюбно настроено по отношению к португальским мореплавателям. Торговцы из местных, напав на иностранцев, истребили большую их часть.

Кабрал начал готовиться к следующей экспедиции, но, помня о печальной участи, постигшей первую и о ее нерезультативности, король не допустил провинившегося флотоводца к миссии. Именем короля да Гама взял командование на себя.

Два года продолжалось его второе плавание к берегам Индии. Прибыв сюда, он знал, каким образом следует действовать, чтобы привести местное население к покорности. Силовое вмешательство оказалось самым результативным. Хорошо вооруженные португальские солдаты, а точнее, пираты начали беспощадно истреблять местное население. Одно упоминание о португальцах приводило всех в смертельный ужас. Совершая регулярные набеги в селения, они повсюду собирали кровавую дань. Васко да Гама жег корабли индусов вместе со всеми, кто находился на борту, живьем сжигались люди на берегу, не было пощады даже женщинам и детям. Улицы селений были усеяны трупами и умирающими людьми.

Жестокая резня была оценена правителем Португалии. Вернувшийся корсар был обласкан властями и награжден титулами и золотом. После второго плавания в Индию да Гама превратился в самого богатого человека государства.

В третье плавание к индийским берегам мореплаватель отправился уже в статусе вице-короля. Теперь его задачей было не привести народы к покорности, а сделать португальские колонии такими же процветающими, какими они были раньше. Это плавание было столь же успешным, как и два предыдущих.

Укрепление власти, данной именем португальского короля, происходило так же безжалостно. При этом страдали не только местные народы, но и португальцы, нарушавшие интересы своего правительства.

Значение деятельности Васко да Гама

Васко да Гама был типичным представителем своей эпохи. Жестокость по отношению к туземцам была нормой для этого времени. Но этот же человек остался в веках как величайший мореплаватель и отличный управитель, верный своей родине.

Эпоха Великих географических открытий — период истории человечества от конца ХV до середины ХVII веков.
Условно делится на две части:
испано-португальские открытия конца ХV-го век и весь ХVI век, в перечень которых входит открытие Америки, открытие морского пути в Индию, тихоокеанские экспедиции, первое кругосветное плавание
англо-голландско-русские открытия конца ХVI века до середины XVII века, в который входят английские и французские открытия в Северной Америки, голландские экспедиции в Индийский и Тихий океаны, русские открытия всей Северной Азии

    Географическим открытием называется посещение представителем какого-либо цивилизованного народа новой, ранее неизвестной культурному человечеству части земли или установления пространственной связи между известными уже частями суши

Почему наступила эпоха великих географических открытий?

  • Рост европейских городов в XV веке
  • Активное развитие торговли
  • Активное развитие ремесел
  • Истощение европейских рудников благородных металлов — золота и серебра
  • Открытие книгопечатания, приведшее к распростарнению новых технических наук и знаний античности
  • Распространение и улучшение огнестрельного оружия
  • Открытия в навигации, появление компаса и астролябии
  • Успехи картографии
  • Завоевание турками-османами Константинополя, что прервало экономические и торговые связи Южной Европы с Индией и Китаем

Географические знания до начала эпохи Великих географических открытий

В средневековье норманами были открыты Исландия и берега Северной Америки, европейскими путешественниками Марко Поло, Рубруком, Андре из Лонжюмо, Вениамином Тудельским, Афанасием Никитиным, Карпини и другими установлены сухопутные связи со странми дальней Азии и Ближнего Востока, арабами исследованы южные и восточные берега Средиземного моря, берега Красного моря, западные берга Индийского океана, определены дороги, связывающие Восточную Европу через Среднюю Азию, Кавказ, Иранское нагорье — с Индией

Начало эпохи Великих географических открытий

    Началом эпохи Великих географических открытий можно считать деятельность португальских мореплавателей ХV века и вдохновителя их свершений принца Генриха Мореплавателя (4.03.1394 — 13.11.1460)

В начале ХV века географическая наука христиан находилась в плачевном состоянии. Знания великих учёных античности утрачены. Впечатления от путешествий одиночек: Марко Поло, Карпини, Рубрука – не стали достоянием общественности да и содержали множество преувеличений. Географы и картографы в изготовлении атласов и карт пользовались слухами; открытия, производимые случайно, забывались; найденные в океане земли, терялись снова. То же относилось к искусству мореплавания. У шкиперов не было карт, приборов, знаний навигации, они панически боялись открытого моря, жались к берегам.

В 1415 году принц Генрих стал великим магистром португальского ордена Христа — могущественной и богатой организации. На её средства на перешейке мыса Сагреш Генрих построил цитадель, откуда до конца своих дней организовывал морские экспедиции на запад и юг, создал навигаторскую школу, привлёк лучших математиков, астрономов из арабов и евреев, собирал сведения где и откуда только мог о дальних странах и плаваниях, морях, ветрах и течениях, бухтах, рифах, народах и берегах, начал строить более совершенные и крупные корабли. Капитаны выходили на них в море, не только вдохновлённые на поиски новых земель, но и хорошо подготовленные теоретически.

Португальские открытия ХV века

  • остров Мадейра
  • Азорские острова
  • весь западный берг Африки
  • устье реки Конго
  • Острова Зеленого мыса
  • Мыс Доброй Надежды

    Мыс Доброй Надежды, крайняя южная точка Африки был открыт экспедицией Барталомеу Диаша в январе 1488 года

Великие географические открытия. Кратко

  • 1492 —
  • 1498 — открытие Васко да Гамой морского пути в Индию вокруг Африки
  • 1499-1502 — испанские открытия в Новом Свете
  • 1497 — открытие Джоном Каботом Ньюфаунленда и полуострова Лабрадор
  • 1500 — открытие устья Амазонки Висенте Пинсоном
  • 1519-1522 — первое кругосветное плавание Магеллана, открытие Магелланова пролива, Марианских, Филиппинских, Молуккских островов
  • 1513 — открытие Тихого океана Васко Нуньесом де Бальбоа
  • 1513 — Открытие Флориды и течения Гольфстрим
  • 1519-1553 — открытия и завоевания в Южной Америке Кортесом, Писарро, Альмагро, Орельяной
  • 1528-1543 — испанские открытия внутренних областей Северной Америки
  • 1596 — открытие Виллемом Баренцем острова Шпицберген
  • 1526-1598 — испанские открытия Соломоновых, Каролинских, Маркизских, Маршаловых островов, острова Новая Гвинея
  • 1577-1580 — второе кругосветное плавание англичанина Ф. Дрейка, открытие пролива Дрейка
  • 1582 — поход в Сибирь Ермака
  • 1576-1585 — поиски англичанами север-западного прохода в Индию и открытия в северной Атлантике
  • 1586-1629 — походы русских в Сибирь
  • 1633-1649 — открытие русскими землепроходцами Восточносибирских рек до Колымы
  • 1638-1648 — открытие русскими землепроходцами Забайкалья и озера Байкал
  • 1639-1640 — исследование Иваном Москвиным побережья Охотского моря
  • Последняя четверть ХVI — первая треть XVII века — освоение англичанами и французами восточных берегов Северной Америки
  • 1603-1638 — исследования французами внутренних областей Канады, открытие Великих озер
  • 1606 — независимо друг от друга открытие испанцем Киросом голландцем Янсоном северного берега Австралии
  • 1612-1632 — открытия англичанами северо-восточного побережья Северной Америки
  • 1616 — открытие Схаутеном и Ле-Мером мыса Горн
  • 1642 — открытие Тасманом острова Тасмании
  • 1643 — открытие Тасманом Новой Зеландии
  • 1648 — открытие Дежневым пролива между Америкой и Азией (Берингова пролива)
  • 1648 — открытие Федором Поповым Камчатки

Корабли эпохи великих географических открытий

В средние века борта кораблей обшивали досками внакрой — верхний ряд досок перекрывал нижний. Эта прочная обшивка. но корабли от этого тяжелеют, а кромки поясов обшивки создают лишнее сопротивление корпуса. В начале ХV века французский судостроитель Жульен предложил обшивать корабли встык. Доски приклепывали к шпангоутам медными нержавеющими заклепками. Стыки проклеивали смолой. Эта обшивка получила название «каравеель», а корабли стали называться каравеллами. Каравеллы — главные корабли эпохи Великих географических открытий строили на всех верфях мира ещё двести лет после смерти их конструктора.

В начале ХVII века в Голландии был изобретен флейт. «Флиите» по-голландски значит «струиться, струящийся». Эти корабли не мог захлестнуть ни один самый большой вал. Они, словно пробки, взлетали на волну. Верхние части бортов флейта загибались внутрь, мачты были очень высоки: в полтора раза превосходили длину корпуса, реи — короткие, паруса от того узкие, удобные в обслуживании, что позволило сократить количество матросов в экипаже. И, главное, флейты были четырежды более в длину, нежели в ширину, что делало их очень быстроходными. Во флейтах тоже устанавливали борта встык, мачты составляли из нескольких элементов. Флейты были значительно вместительнее каравелл. С 1600 по 1660 год были построены и бороздили океаны 15000 флейтов, вытеснивших каравеллы

Мореплаватели эпохи Великих географических открытий

  • Альвизе Кадамосто (Португалия, Венеция, 1432-1488) — Острова зеленого мыса
  • Диего Кан (Португалия, 1440 - 1486) — Западное побережье Африки
  • Барталомеу Диаш (Португалия, 1450-1500) — мыс Доброй Надежды
  • Васко да Гама (Португалия, 1460-1524) — путь в Индию вокруг Африки
  • Педро Кабрал (Португалия, 1467-1526) — Бразилия
  • Христофор Колумб (Генуя, Испания, 1451-1506) — Америка
  • Нуньес де Бальбоа (Испания, 1475-1519) — Тихий океан
  • Франсиско де Орельяна (Испания, 1511-1546) — река Амазонка
  • Фернандо Магеллан (Португалия, Испания (1480-1521) — первое кругосветное плавание
  • Джон Кабот (Генуя, Англия, 1450-1498) — Лабрадор, Ньюфаунленд
  • Жан картье (Франция, 1491-1557) восточное побережье Канады
  • Мартин Фробишер (Англия, 1535-1594) — полярные моря Канады
  • Альваро Менданья (Испания, 1541-1595) — Соломоновы острова
  • Педро де Кирос (Испания, 1565-1614) — архипелаг Туамоту, Новые Гибриды
  • Луис де Торрес (Испания, 1560-1614) — остров Новая Гвинея, пролив, отделяющий этот остров от Австралии
  • Френсис Дрейк (Англия, 1540-1596) — второе кругосветное плавание
  • Виллем Баренц (Нидерланды, 1550-1597) — первый полярный мореплаватель
  • Генри Гудзон (Англия, 1550-1611) — исследователь северной Атлантики
  • Виллем Схаутен (Голландия, 1567-1625) — мыс Горн
  • Абель Тасман (Голландия, 1603-1659) — остров Тасмания, Новая Зеландия
  • Виллем Янсзон (Голландия, 1570-1632) — Австралия
  • Семен Дежнев (Россия, 1605-1673) — река Колыма, пролив между Азией и Америкой

Атлантический океан (1419-1507)

С VIII до XV столетия Венецианская и соседние Морские республики удерживали монополию на европейскую торговлю со Средним Востоком. Великий шёлковый путь и Дорога специй, по которым везли пряности, благовония, лекарственные травы, сами лекарства и опиум, сделали эти средневековые города-государства сказочно богатыми. Пряности были самым дорогим и востребованным товаром в средневековье, широко применялись в медицине, религиозных ритуалах, косметике, парфюмерии, а также в качестве вкусовых добавок и для консервации. Все они импортировались из Азии и Африки. Мусульманские купцы, главным образом потомки арабских мореплавателей из Йемена и Омана, контролировали морские маршруты через Индийский океан, перекупая товар, поступающий из мест его производства на Дальнем Востоке в Индию, главным образом в Кожикоде, а затем перевозя его на запад в Ормуз на берегу Персидского залива и в Джидду на Красном море. Отсюда сухопутными маршрутами они следовали к средиземноморскому побережью. Венецианские купцы продавали эти товары далее по всей Европе до возвышения Османской империи, которое произошло после падения Константинополя в 1453, отрезав европейцев от смешанных морских и сухопутных торговых путей.

Вынужденные свернуть свою активность в Причерноморье, а также из-за войны с Венецией, Генуя вернулась к североафриканской торговле зерном, оливковым маслом (которое использовалось также для освещения) и поискам серебра и золота. Европейцы испытывали постоянный дефицит в серебре и золоте, так как монеты двигались только в направлении из Европы, тратились на восточную торговлю, которая теперь была отрезана. Несколько европейских выработок были уже истощены, недостаток золотых и серебряных слитков привело к развитию сложной банковской системы для управления торговыми рисками (первый государственный банк, Банк Сан-Джорджо, был создан в Генуе в 1407 году). Совершая плавания также в порт Брюгге (Фландрия) и в Англию, генуэзское сообщество также обосновалось и в Португалии, которая стала получать выгоды от их предприятий и финансовых операций.

Для первого океанического путешествия западноевропейцы использовали компас, а также пользовались последними достижениями картографии и астрономии. Для навигации применялись арабские навигационные приборы, такие как астролябия и квадрант. Для европейских плаваний, как правило, каботажных, в непосредственной близости к берегу, использовались портуланы. Эти карты отмечали известные маршруты, отмеченные береговыми ориентирами: мореплаватели плыли через каждый из известных ранее пунктов, следуя указанием стрелки компаса, определяя своё местоположение по ориентирам.

Португальские географические открытия

В 1297 году, после завершения Реконкисты в Португалии, король Диниш I обратил своё внимание на внешнюю торговлю и в 1317 заключил соглашение с генуэзским купцом Мануэлем Пессаньо, назначив его первым адмиралом португальского флота, целью которого была защита страны от набегов пиратов-мусульман. Вспышка эпидемии бубонной чумы привела к снижению численности населения страны во второй половине XIV века, это способствовало повышению значимости морского побережья, где большая часть населения занималась рыболовством и торговлей. В 1325-1357 годах Афонсу IV Португальский покровительствовал морской торговле и отправлял в Атлантический океан первые экспедиции. Канарские острова, уже известные генуэзцам, были объявлены официально открытыми португальской экспедицией в 1336 году, но в 1344 кастильцы оспорили права Португалии на них, усилив своё влияние на море.

В 1415 году Сеута была захвачена Португалией, которая стремилась получить контроль за навигацией у африканского побережья. Инфант Энрике (Генрих), впоследствии прозванный Мореплавателем за то, что посвятил жизнь организации исследовательских морских экспедиций (хотя сам он в этих экспедициях не участвовал), был хорошо осведомлён о прибыльности и перспективности Транссахарской торговли. Веками торговые пути, по которым везли рабов и золото и соединявшие Западную Африку со Средиземноморьем через Западную Сахару, контролировали враждебные Португалии мусульманские государства Северной Африки.

Энрике хотел знать, как далеко мусульманские владения простираются на юг Африки, рассчитывая обогнуть её и наладить морскую торговлю с Западной Африкой, найдя союзников в легендарных христианских государствах к югу, в частности потерянного христианского королевства Пресвитера Иоанна, а также хотел выяснить, возможно ли попасть в далёкие Индии, источники драгоценных пряностей, по морю. Он финансировал морские экспедиции на юг от Мавритании, привлекая к ним купцов, судовладельцев и других заинтересованных в открытии новых торговых путей лиц. Вскоре были открыты в Атлантическом океане Мадейра (1419) и Азорские острова (1427).

В то время европейцы не знали, что находится за мысом Нун на побережье современного Марокко, и разворачивали свои корабли сразу, как только его достигали. Старинные морские мифы называли этот мыс пределом для мореплавания, предупреждали об океанических монстрах, непригодном для плавания море и палящем солнце, которые уничтожат любой корабль, посмевший заплыть за этот мыс, но мореходы принца Энрике пренебрегли ими: начиная с 1421 года, они регулярно заплывали за него, а в 1434 году один из капитанов Энрике, Жил Эанеш обогнул мыс Бохадор.

Большим технологическим скачком стало появление в середине XV века каравеллы, небольшого корабля, способного совершать плавания под парусом дальше, чем другие европейские корабли того времени. Ставшая развитием португальских рыболовецких судов, она стала первым кораблём, который смог выйти за границы привычных прибрежных каботажных плаваний и безопасно выходить в открытый океан. Для навигации португальцы использовали эфемериды, этот метод прошёл значительное развитие в XV столетии. Эти таблицы произвели революцию в навигации, позволив рассчитывать широту. Тем не менее, точный расчёт долготы ещё несколько столетий был недоступен для мореплавателей. Регулярные плавания на каравеллах становились всё дальше, в среднем мореплаватели продвигались на юг на один градус в год. Побережье Сенегала и Зелёный мыс были достигнуты в 1445 году Динишем Диашем, а в 1446 году Алвару Фернандеш дошёл почти до берегов современного Сьерра-Леоне.

Падение Константинополя в 1453 году и переход города под контроль Османской империи стало сильным ударом для христианского мира, и торговые пути на Восток для Европы закрылись. В 1455 году папа Николай V издал буллу Romanus Pontifex, которая подкрепляла предыдущую буллу Dum Diversas (1452), и передавала все земли и моря, открытые далее мыса Бохадор, во владения португальского короля Афонсу V и его наследникам, а также торговлю и завоевания у мусульман и язычников, что стало началом ведения политики mare clausum в Атлантике. Король, который узнал от генуэзцев о морском пути в Индию, заказал у фра Мауро карту мира, которая прибыла в Лиссабон в 1559 году.

В 1456 году Диогу Гомеш достиг берегов архипелага Кабо-Верде. В последующее десятилетие несколько капитанов на службе принца Энрике, в том числе генуэзец Антонио да Ноли и венецианец Алоизий Када-Мосто, обнаружили оставшиеся острова, которые были освоены ещё в XV столетии. В 1460-х годах португальцы открыли побережье Гвинейского залива, богатое золотом и слоновой костью.

Португальские исследования после смерти принца Энрике

В 1461-1462 годах Педру де Синтра достиг берегов Сьерра-Леоне и дал названия их многим географическим объектам. Принц Энрике умер в ноябре 1460 года, после чего финансирование экспедиций прекратилось, пока в 1469 году лиссабонский купец Фернан Гомиш не получил монополию на торговлю с Гвинейским заливом в обмен на обязательство ежегодно исследовать по 100 миль к югу в течение пяти лет. При его финансировании мореплаватели Жуан де Сантарен, Перу Эшкобар, Лупо Гонзалвеш, Фернан де По и Педру де Синтра сделали даже больше, чем он обещал. Они достигли южного полушария и островов Гвинейского залива, в том числе Сан-Томе и Принсипи в 1471 году. В южном полушарии они использовали для навигации созвездие Южного Креста.

В этом районе началась торговля аллювиальным золотом с арабскими и берберскими купцами, а в 1481 году взошедший на трон Жуан II решил построить факторию Сан-Жоржи-да-Мина на Золотом Берегу. В 1482 году Диогу Кан открыл устье реки Конго, а в 1486 дошёл до Кейп-Кросса (современная Намибия).

В 1488 году экспедиция Бартоломеу Диаша обогнула самый южный мыс Африки, который назвала «мысом штормов» (Cabo das Tormentas), встала на якорь в заливе Моссел Бей. а затем направилась на восток до устья Большой рыбной реки, попав в Индийский океан из Атлантического. Одновременно Перу да Ковильян, тайно отправленный королем по суше на поиски пресвитера Иоанна и «земель пряностей», достиг Индии и Эфиопии, где собрал важную информацию о Красном море и побережье Кении и выяснил, что морской маршрут в Ост-Индию возможен. Вскоре мыс Штормов был переименован Жуаном II в «мыс Доброй Надежды» (Cabo da Boa Esperança), так как возможность морского пути в Индию открывала оптимистичные перспективы для торговли, а также опровергало представления, существовавшие со времён Птолемея, что Индийский океан окружён сушей.