Античные порты и затонувшая атлантида. В египте нашли самый древний в мире морской порт Порты западного побережья Франции

Профессор Парижского университета в Сорбонне Пьер Талле рассказал изданию Haaretz (Israel), что в 2013 году в Египте, на берегу Красного моря, в районе Вади аль-Джарф, археологи обнаружили порт, который, по оценкам специалистов, построили 4600 лет назад. Порт, по всей вероятности, служил для доставки материалов на строительство Великой пирамиды в Гизе (пирамида Хеопса). Группа Пьера Талле нашла эту древнюю гавань недалеко от обнаруженного ими же огромного архива папирусов, который является самым древним из всех известных хранилищ. Небольшая часть этих находок была выставлена в египетском музее Каира летом 2016 года.

Папирусы были созданы во времена правления второго фараона IV династии Древнего царства Египта Хуфу, известного также как Хеопс (2580 - 2550 гг. до н.э.). Они описывают структуру государства, повседневную жизнь строителей пирамид, а процесс доставки строительного материала из порта в Гизу. Древние документы очень хорошо сохранились: длина некоторых листов достигает целого метра. Находка окончательно опровергает наивные рассказы об использовании таинственных технологий, недоступных современному человеку.

Кроме того, в архиве лежали учётные записи - таблицы, отображающие ежедневные или ежемесячные поставки продуктов питания из разных мест, в том числе и дельты Нила. В основном перевозили хлеб и пиво для портовых рабочих. Так как гавань находится далеко от Гизы, то, скорее всего, в неё заходили корабли, гружённые медью и минералами, из которых изготавливали строительные инструменты.

Пьер Талле считает, что открытый порт даёт представление о том, как Хеопс правил, распоряжался и организовывал своих подчинённых почти 5 тыс. лет назад. Фараон был не только великим строителем пирамид, но и купцом, ведь древние египтяне торговали во всех прибрежных городах Красного и Средиземного морей. Древний Египет неразрывно связан с корабельным ремеслом, парусные лодки могли проходить в день до 80 километров и использовались не только для торговли, но и для военных действий.

Под волнами, омывающими побережье Вади аль-Джарф, археологи обнаружили монументальный пирс длиной 200 метров, построенный из больших известняковых блоков. Видимо, он служил ещё и волнорезом, обеспечивая тихую безопасную гавань для пришвартованных судов. Среди находок также 22 корабельных якоря, рядом с которыми лежало несколько больших сосудов и размещались гончарные печи. Недалеко от причала учёные нашли остатки довольно крупных каменных зданий (30 метров в длину, 8-12 метров в ширину).

Талле поделился с Haaretz соображениями, что, скорее всего, здания были складами еды и материалов для рабочих, ночлегом для моряков, а также административными центрами, которые отвечали за работу порта. Рядом с ними раскопали 99 каменных якорей с красными надписями - названиями кораблей, к некоторым якорям даже были привязаны сохранившиеся верёвки. Впечатляющая организация для столь древней эпохи!

Хеопса всегда считали суровым надсмотрщиком, заставлявшим египтян отдавать 20 лет своей жизни на таскание глыб для пирамиды, которую фараон строил для своего собственного возвеличивания. Древнегреческий историк Геродот писал, что Хеопс нанял так много рабочих, что просто держать их на редьке и луке стоило 1600 серебряных талантов (талант - это древняя мера веса, 1 талант равен примерно 30 килограммам), то есть около 48 тыс. килограмм серебра.

Однако современные египтологи сомневаются в «чёрных легендах о Хеопсе» и считают, что Геродот завысил необходимое количество строителей пирамид. По словам Пьера Талле, последние расчёты показали, что на самом деле для строительства нужно 5 тыс. человек или, если учитывать людей, которые доставляли сырьё в Гизу, не больше 15 тыс. человек. Ещё одним заблуждением является то, что на стройке к египтянам относились как к рабам. В действительности же они являлись свободными ремесленниками, служившими при царской администрации, и были, судя по записям на найденных папирусах, достаточно привилегированными особами.

Глава «Порты» подраздела «Архитектура Римской империи» раздела «Архитектура Древнего Рима» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том II. Архитектура античного мира (Греция и Рим)» под редакцией Б.П. Михайлова.

В эпоху империи происходит дальнейший рост объема морской торговли в Средиземном море. Увеличивается число кораблей и их тоннаж, а также и количество морских перевозок. Этот процесс, естественно, требует строительства новых портов и реконструкции старых. В первые века н.э. возникают, гигантские порты, такие как Остия, Карфаген, Александрия.

Все порты, в том числе и использующие естественные гавани, имели различного характера искусственные сооружения: волноломы, молы, дамбы, маяки и т.п. Малые порты имели один бассейн для стоянки, разгрузки или погрузки кораблей, крупнейшие порты - несколько.

Простейший тип порта (порты Траяна в Центумцеллах и Таррацине в Италии и порт в Цезарее в Палестине) с одним бассейном мог иметь различное устройство. В качестве бассейна для порта стремились использовать бухту или лагуну (например, порт Клавдия в Остии, рис. 165), снабженную целым рядом искусственных сооружений. В тех же случаях, когда экономические или иные потребности заставляли строить порт в том месте, где бухт не было, создавалась искусственная бухта, защищенная от моря молами. Иногда мол шел длинной полосой, вдоль берега, отгораживая порт от моря. Чаще, однако, строились порты с двумя молами и узким проходом между ними.

Во II в. н.э. очень популярны были порты, бассейн которых имел в плане округлую или полигональную форму (например, порт Траяна в Остии). Удобство этого типа заключалось в большой длине причалов, что позволяло одновременно швартоваться большому числу кораблей.

Широко были распространены порты, имеющие не один, а несколько бассейнов. Восходя к типу эллинистического порта, где один бассейн предназначался для торговых, а другой для военных судов, они в значительной мере в эпоху империи утратили свою военную функцию. К этому типу принадлежали все крупнейшие порты империи, а также и многие другие (Тир, Сидон, Кизик). Иногда использовалась система, сочетавшая морские и речные порты (Остия, Антиохия в Сирии). Для улучшения условий судоходства в таких случаях нередко проводились каналы.

Большое внимание уделялось строительству маяков. Канал, соединявший порт с морем, часто делился на два рукава естественным или искусственным островком, на котором располагался маяк. Один из рукавов в таком случае предназначался для входа, а другой - для выхода судов.

Порт рассматривался не только как утилитарное сооружение, но и как монументальный ансамбль. Особо выделялся вход, где возводились высокие башни маяков. Вдоль причалов обычно строились портики, на молах возводились триумфальные арки, а в глубине комплекса портовых сооружений - храмы морских божеств.

В августе по телевидению озвучили ещё одну археологическую сенсацию. В устье реки Дон у хутора Донского Азовского района обнаружен древнегреческий порт.

Забежим наперёд. На месте предполагаемого античного порта две недели проводились исследования с помощью аквалангистов. Что именно нашли они и какие выводы сделали археологи, остаётся загадкой.

Случайные находки

В данном месте ходят корабли, баржи, поднимая волну, которая в свою очередь выносит на берег интересную керамику и старинные монеты. Изучая случайные находки на берегу, археологи предположили, что здесь вполне мог находиться древнегреческий порт. Хорошее месторасположение, глубина реки позволяет проходить суднам с большим водоизмещением.

После проведения геофизической разведки в устье реки обнаружены интересные отклонения, указывающие, что под водой имеются фрагменты неизвестных ранее строений. Именно поэтому первоначально место решили исследовать с помощью аквалангистов.

Итог первых исследований

Водолазы для исследования дна приехали из Москвы, началась интересная трудоёмкая работа по сбору со дна предметов. Действительно обнаружены множественные руины строений, керамика и скифское псалие, первоначально принятое за дверную ручку.

Более точные результаты исследований пока неизвестны. Возможно, чтобы не привлекать к интересной находке внимание черных археологов.

Гипотеза археологов

Главным аргументом в пользу древнегреческого порта служит судоходность данного места. По мнению учёных возле самого Азака находилось мелководье, а значит, большие корабли не могли подойти к берегу. То есть античный порт служил, как гавань для больших кораблей, а отсюда на маленьких судёнышках и лодках купцы доставляли свой товар уже и в Азак.

Интересные материалы сайта

Гераклион - город легенд, затонувший город-порт, находящийся в 6,5 километрах от береговой линии. Город был основан около восьмого века до нашей эры и скрылся в глубинах Средиземного моря в восьмом веке нашей эры.
До основания Александрии в 331 году до н.э. город знал славные времена в качестве главного морского порта в устье Нила, встречавшего корабли, направляющиеся в Египет



Его жители благодаря контактам с иностранными купцами и моряками, которые часто посещали город по дороге в Египет, были образованными людьми. Главный храм города был посвящен богу Амону.
В первом веке до н.э. произошло сильное землетрясение, которое сравняло с землей дома, потопило корабли в гавани, убило большинство жителей города, вынудив остальных спасаться бегством, оставив все ценное имущество.


На протяжении двух тысячелетий руины города, скрытые от посторонних глаз наносами ила и десятью метрами воды, лежали в 3 километрах от побережья Александрии в бухте Абукир.
Но прошлым летом французский археолог Франк Годьо объявил, что он обнаружил останки города, которые, по его мнению, относятся к Гераклиону: черную гранитную плиту или стелу, на которой написано слово «Гераклион», останки десяти кораблей в бывшей гавани, а также тысячи других предметов, включая драгоценности, монеты, вазы и личные вещи.


Надпись на основании стелы удостоверяет, что эта плита должна была быть воздвигнута в «Гераклеоне-Тронисе (Herakleion-Thonis)». Это первое ясное доказательство того, что обнаруженный город является полумифическим до сих пор Гераклионом.

Одним из первых был найден великий храм Гераклиона.
Остатки толстых каменных стен указывают на границу его территории. Рядом с разрушенными стенами археологи нашли три огромных статуи из розового гранита, которые предположительно были повержены в ходе землетрясения. Две статуи изображают до сих пор неизвестного фараона и его жену. Третья статую - Хапи, египетского бога разлива Нила.


Бронзовая статуя Осириса

Внутри храма находится монументальная гробница из розового гранита, покрытая иероглифами. Ее верхняя часть до сих пор представляет трудности для прочтения, однако предварительный перевод текстов, помещенных на нижних частях показывает, что это, несомненно, храм Гераклиона. Ряд ученых, в том числе Манфред Клаусс из Франкфуртского университета, полагает, что окончательная расшифровка надписей на гробнице даст еще больше

Клеопатра II в одеждах богини Исиды

Еще большее впечатление производит двухметровая черная гранитная стела - почти полная копия стелы, найденной в 1899 г. в Нократже. Это первый случай дублирования стел в египтологии. Стела из Нократжа, которая сейчас находится в египетском музее в Каире, несет на себе текст указа фараона Ноктанебуса Первого, основателя 30-й династии, который вступил на престол в ноябре 380 г до н.э. Этим указом вводился 10-процентный налог на греческих ремесленников и товары в Нократже и Тонисе, который должен был направляться на строительство храма богине Нейт.

Текст заканчивается словами: «И сказал его Величество: «Пусть это будет высечено на стеле, воздвигнутой в Нократже, на берегу канала Ану». Найденная стела не отличается от первой ничем, за исключением последнего предложения, в котором говорится: «И сказал его Величество: «Пусть это будет высечено на стеле, установленной на входе в греческое море в Гераклионе-Тонисе».

Колоссальная статуя красного гранита (5,4 м) бога Хапи, который украшал храм Гераклеона. Бог разлива Нила, символ изобилия и плодородия.

Среди находок - золотые серьги, браслеты, шпильки, кольца, гребни, Красивый греческий кубок, покрытый глазурью, курительница для ароматических веществ, сотни монет. У всех у них только слегка поцарапана поверхность. И это только начало - основные раскопки (если это понятие может быть применено к археологической работе под водой) - впереди.

Бронзовая статуя фараона 26 династии

Водолазы и исследователи нашли 64 египетских корабля, построенных между восьмым и вторым веками до нашей эры. Многие из кораблей, возможно, были потоплены, так как они были найдены прекрасно сохранившимися на морском дне. Исследователи считают, что это кладбище кораблей представляет собой самую крупную морскую коллекцию древнего мира.


Возраст порта, по оценке ученых, 4600 лет. Хеопс, также известный как Хуфу, царствовал с 2580 до 2550 до н.э. Гавань возвели в 180 километрах к югу от Суэца, в предгорьях пустынных гор.

Порт был найден возле огромного архива папирусов, который является самым старым известным на сегодняшний день. На этих папирусах описан процесс строительства порта, который использовался царем Хеопсом, чтобы завезти материалы, необходимые для строительства Великой пирамиды Гизы.

Т.к. порт находится далеко от Гизы, вероятнее, всего он служил для поставок относительно легкой меди и минералов, используемые для изготовления инструментов. А инструменты уже применялись для строительства пирамиды.

По словам руководителя раскопок, профессора Сорбонны Пьера Талле, сам факт существования этой гавани дает нам представление об эффективности управления и его (Хеопса) способности организовывать весьма сложные логистические операции почти пять тысяч лет назад.



Археологи, в частности, обнаружили 22 судовых якоря, покрытых известняком, в районе швартовки, которые, вероятно, упали с судов, поскольку никаких следов крушений не было найдено. Были обнаружены несколько больших сосудов для хранения различных вещей рядом с якорями, а также гончарные печи. Рядом с причалом ученые нашли остатки крупных каменных сооружений 30 метров в длину и от 8 до 12 метров в ширину.

Талле считает, что это были административные центры, координировавшие работу порта, а также использовались для хранения материалов и продуктов питания для шахтеров, работающих на Синае. Ну, и как своего рода гостиницы для моряков.

Между двумя из этих строений археологи нашли тайник с 99 каменными якорями, некоторые из которых до сих пор с веревками. Значительное число имеют надписи красными чернилами с названием судна. Это действительно впечатляющий уровень организации для того времени.