Знаменская церковь. Знаменская церковь в урочище теплое


Ансамбль классической усадьбы на Малой Дмитровке складывался на протяжении второй половины XVIII – XIX веков. Главный усадебный дом расположен в глубине участка, на красную линию улицы выходят два симметрично стоящих флигеля, соединенные с домом арочными переходами. Своим изящным дорическим портиком дом обращен в курдонер, отделенный от улицы оградой с воротами. В основе главного дома – палаты середины XVIII века, перестроенные в классический усадебный дом в 1780‑х годах предположительно по проекту архитектора Николая Александровича Львова.

В первой половине XIX века усадьбой владел помещик Александр Николаевич Соймонов, племянник статс-секретаря Императрицы Екатерины II Петра Александровича Соймонова. В усадьбе в это время часто бывал и жил известный литератор, поэт и библиофил Сергей Александрович Соболевский, внебрачный сын А.Н. Соймонова (отец «за значительное денежное пожертвование» приписал сына к польскому дворянскому роду Соболевских).

Соболевский был известен как коллекционер редких книг, библиограф, знаток многих языков, журналист, а также как автор язвительных эпиграмм («неизвестный сочинитель всем известных эпиграмм»). Он был близким другом Александра Сергеевича Пушкина, который, вероятно, также посещал усадьбу на Малой Дмитровке. С Пушкиным он познакомился, когда ему было 15 лет, и это знакомство быстро переросло в крепкую дружбу. Соболевский был литературным советчиком Пушкина, помогал поэту издавать его произведения, привозил ему из-за границы новые книги (в том числе запрещенные в России сочинения Адама Мицкевича); несколько раз он спасал Пушкина от дуэльных поединков, выступая в роли миротворца. По мнению многих, Соболевский был единственным, кто мог бы предотвратить роковую дуэль Пушкина с Дантесом, но «к несчастью, Соболевский в тот год в Европах жил». После гибели Пушкина он хлопотал о материальной помощи для его семьи, потом занимался публикацией пушкинских писем и материалов для его биографии.

Соболевский общался и дружил также с Евгением Баратынским, Дмитрием Веневитиновым, Петром Киреевским, Владимиром Одоевским и другими, а также с представителями младшего поколения писателей – Николаем Гоголем, Иваном Тургеневым, Львом Толстым.

В 1820‑х годах в усадьбе жил также Михаил Фотиевич Митьков, приходившийся Соймонову племянником. Герой войны 1812 года, участник взятия Парижа в 1814 году, полковник, он позже стал активным членом Северного тайного общества; здесь, у него на квартире, проходили некоторые собрания будущих декабристов. После подавления восстания на Сенатской площади, Митьков был арестован и приговорен судом к каторжным работам. Он был сослан в Сибирь, где после отбытия каторги поселился в Красноярске и занимался метеорологией до самой смерти в 1849 году.

В 1850‑х годах усадьба на Дмитровке перешла к новой хозяйке – жене гвардии ротмистра В.Д. Ладыженской. При ней были несколько переделаны фасады усадьбы, в частности тосканский портик главного дома был заменен на дорический. В 1870‑х годах, при новом владельце губернском секретаре А.В. Каншине, парадные интерьеры главного дома были частично перепланированы и переделаны по проекту архитектора Августа Вебера.

В советские годы усадьба была отдана под административные цели, здесь на протяжении многих десятилетий размещался Свердловский райком КПСС.

В 2000‑х годах была проведена научная реставрация усадьбы. В главном доме отреставрировано и восстановлено внутреннее убранство интерьеров XIX века – парадная анфилада помещений первого и второго этажа с лепной отделкой интерьеров, росписью стен и потолков (в том числе «помпейской» росписью парадной лестницы), пилястрами из искусственного мрамора, деревянными панелями, печами и мраморными каминами, паркетными полами.

В настоящее время в усадьбе располагаются офисы.


































Андреа Палладио по праву считается одним из самых великих архитекторов за всю историю человечества. Именно он дал начало палладианскому стилю в архитектуре. Наследием выдающегося итальянца можно насладиться и в Москве

Старый Гостиный Двор

Место, где расположен старейший торговый дом столицы, занимающий целый квартал Китай-города между улицами Варварка и Ильинка, Хрустальным и Рыбным переулками, стало важным центром московской торговли еще в XV веке - там обосновались купцы, ранее торговавшие на территории Кремля. Постепенно, с увеличением торговых оборотов, на территории стали возводиться и расширяться каменные корпуса. А в 1786 году Екатерина II приказала выстроить на этих же местах новые помещения, и с 1790 года началось затяжное строительство Гостиного Двора.

Знаменитый итальянский архитектор Джакомо Кваренги стал автором проекта возведения самого большого торгового здания Москвы конца XVIII - начала XIX века.

Последняя реставрация пришлась на конец ХХ столетия и значительно изменила внешний вид сооружения: был возведен стеклянный купол над внутренним двором, пристроены два дополнительных этажа в правом крыле здания. Сейчас же Гостиный Двор по праву считается одним из крупнейших центров бизнеса, торговли и отдыха со всем необходимым набором услуг, оборудованным по международным стандартам.

Адрес: ул. Ильинка, 4, станции метро «Площадь Революции», «Китай-город»

Городская усадьба Соймоновых-Соболевских

В 1780-х годах архитектором Н. А. Львовым для А. Н. Соймонова был построен главный дом усадьбы. Он имел тосканский шестиколонный портик, два небольших флигеля в парадном дворе, террасу на заднем фасаде, выходившую в сад длинным пологим пандусом (со временем замененным лестницей). Каменный служебный корпус, частично сохранившийся до нашего времени, стоял на северной границе владения.

Усадьба также известна как дом декабриста Митькова: мемориальная доска на доме говорит о том, что герой Отечественной войны 1812 года жил здесь в 1825-м. В советское время в здании длительное время располагался Свердловский райком КПСС. В 1960 году возле усадьбы был установлен памятник-бюст Я. М. Свердлову, являющийся объектом культурного наследия федерального значения, как и отреставрированное главное здание. Сегодня усадьба Соймонова отдана в аренду коммерческим структурам.

Адрес: ул. Малая Дмитровка, 18, станции метро «Чеховская», «Маяковская»

Дом Тарасова

На углу улицы Спиридоновки и Большого Патриаршего переулка расположилась настоящая московская Италия - шикарный особняк, являющийся одним из самых красивых зданий, появившихся в городе в начале XX века. Дом был построен в 1908-1912 годах знаменитым архитектором И. В. Жолтовским для богатого купца Григория Тарасова и имеет итальянский прототип - палаццо Тьене в Виченце, созданный в середине XVI столетия великим Андреа Палладио. Разница между двумя постройками заключается в пропорциях.


Фото: liveinmsk.ru

Особняк имеет все характерные черты палаццо: проездные арки, которые позже заменили огромными окнами; соединяющие две части дома террасы; большой внутренний дворик с фонтаном и садом. Интерьер здания также оформлен в итальянском духе с необычным сочетанием гладких стен и расписных потолков. До 1937 года дом Тарасова занимал Верховный Суд СССР, после сюда въехало посольство Германии, а в послевоенные годы - Польши. Начиная с 1979 года здесь располагается Институт Африки Российской Академии наук.

Адрес: ул. Спиридоновка, 30/1, станция метро «Баррикадная»

Центральный Московский ипподром

Один из самых больших ипподромов России, лишь немного уступающий Ростовскому, Краснодарскому и Казанскому. Кроме того, заложенный в 1834 году, он является старейшим в стране и первым в мире рысистым ипподромом. В настоящее время здесь располагается научный полигон и опытная база Института коневодства, регулярно проводятся соревнования и испытания лошадей различных пород.

С начала основания место регулярно украшалось, меняя свой вид. В 1949 году трибуны были уничтожены пожаром, после чего в 1953-1954 годах архитекторы В. Л. Воскресенский и П. И. Скокан под руководством выдающегося И. В. Жолтовского восстанавливали здание, практически полностью его перестроив: появились изящная башенка в левой части и мощный восьмиколонный портик в правой. Восхитительные конные скульптуры не пострадали в пожаре и по-прежнему венчают строение.

Адрес: ул. Беговая, 22, корп. 1, станция метро «Беговая»

Дом на Моховой

Здание в центре Москвы напротив Манежной площади было построено в 1934 году по проекту архитектора Ивана Жолтовского для сотрудников Моссовета. Дом на Моховой назвали «гвоздем в гроб конструктивизма», так как он ознаменовал собой перелом в советской архитектуре. А коллеги Жолтовского стали именовать его «мастером карниза» из-за того, что, несмотря на массивные стены строения, его карниз был невероятно легкой конструкции.


Фото: babs71.livejournal.com

Проектируя жилой дом на Моховой, Жолтовский использовал композицию Лоджии дель Капитанио и палаццо Вальмарана в Виченце, созданных выдающимся итальянским архитектором Андреа Палладио. Большое значение уделялось «элитности» здания: высокий уровень благоустройства и отделки, большая площадь квартир. Данное строение имеет статус объекта культурного наследия регионального значения.

Адрес: ул. Моховая, 13, станция метро «Охотный ряд»


1. Где-то по пути встречаем поле из одуванчиков.

2. Вот мы и приехали к первой точке, скрытой за деревьями в лесу. Знаменская церковь, одиноко стоящая в урочище Теплое.

3. Когда-то в этих местах находилась большая усадьба, родовое гнездо дворян Соймоновых. Усадьба была основана в XVIII веке Петром Александровичем Соймоновым. Основное ее строительство пришлось на время Н.А. Соймонова, при котором в 1797г. была построена Знаменская церковь.

4. Для ее строительства церкви был приглашен архитектор Н.А.Львов. Документальных свидетельств о том, что проект церкви был создан именно Львовым, не сохранилось, но характерные черты до недавнего времени хорошо сохранявшегося памятника свидетельствуют в пользу его авторства.
Церковь в стиле зрелого классицизма, кирпичная, с использованием белого камня, оштукатурена.

5. Боковые приделы храма и колокольня украшены высокими тосканскими портиками с фронтонами. Верхние цилиндрические ярусы колокольни поставлены на ризалит западного портика; второй ярус особенно красив и выразителен: с колоннами и высокими арочными проемами. Верхний маленький ярус оснащен резонирующими отверстиями.

6. Как оказалось, мы здесь были не одни. Рядом стояло еще две машины, а вокруг ходили ребята с металлоискателями.

7. Заходим внутрь. Итальянские мотивы проглядывают во всем убранстве храма: арочные трехчастные окна, лепные кронштейны.

8. К сожалению, интерьеры храма практически полностью утрачены, только кое-где можно различить остатки старинной росписи в технике «гризайль» и более поздних картин.

9. Внутренняя планировка храма очень красива и изящна.

10. Пол и ступеньки, ведущие к алтарю, частично расчистили - виднеются остатки плитки.

11. К сожалению, потолок обрушился во многих местах, у боковых пределов крыша полностью отсутствует. На полу опять виднеется плитка.

12. Копатели нашли в траве дверь от церковной ограды.

13. Я же тем временем решил подняться на колокольню по остаткам винтовой лестницы.

14. Уровень второго яруса. Прямо виднеется небольшая комнатушка (ни разу не встречал колокольню с "подсобными" помещениями).

15. А вот лестница на самый верх, к сожалению, не уцелела. Хотя на те ступеньки, которые остались, можно спокойно становиться.

16. Потихоньку усиливается ветер, и погода начинает хмуриться.

17. Вид с крыши церкви. Слева протекает небольшой ручей, а справа, где сейчас чистое поле, когда-то стояла деревня. Ребята с металлоискателями отправились туда.

18. Купол храма.

19. Места здесь очень красивые!

22. Луч света в темном царстве.

При написании использовался текст с сайтов.

Территория городской усадьбы на нынешней улице , 18 сформировалась после середины восемнадцатого столетия путем слияния небольших дворов, располагавшихся вдоль самой улицы, а также большого огорода, тянувшегося до современной .

Главный усадебный дом возвели в 1780-х годах по проекту архитектора Николая Александровича Львова. Заказчиком выступил Александр Николаевич Соймонов - племянник статс-секретаря Екатерины II Петра Ивановича Соймонова.

Украшением главного дома стал тосканский портик. Два боковых флигеля обрамляли парадный двор усадьбы, обращенный в сторону улицы. Северную сторону владения ограничивал служебный корпус, возведенный из камня (строение 18А по Малой Дмитровке) и сохранившийся до наших дней лишь частично.

С тыльной стороны главного дома была пристроена терраса, которая выходила в сад через пологий пандус. Упоминание об этом архитектурном элементе относятся к началу девятнадцатого века, после чего спуск выполнили в виде лестничного марша.

В 1834 году в усадьбе поселился Александр Николаевич Раевский, для которого было необходимо получить разрешение на проживание из-за того, что он некогда привлекался по делу декабристов, но был оправдан за недоказанностью.

Следующей владелицей городской усадьбы на Малой Дмитровке, 18 стала некто В.Д. Ладыженская. При новой хозяйке тосканский портик демонтировали, а на его месте в 1859 году появился уже дорический. В то же время была изменена и конфигурация главного фасада, рисунок которого можно лицезреть и сегодня.

Переходы между боковыми флигелями и главным домом был устроены в разное время: северный переход – в 1884 году по проекту архитектора Николая Николаевича Черницкого; южный переход – после 1901 года. Внутреннее убранство, в основном парадные залы, были переоформлены архитектором в псевдоклассических формах в 1877 году.

История дома после революции

После прихода к власти большевиков в 1917 году в городской усадьбе разместилась партийная ячейка, позже переросшая в Свердловский райком КПСС. Именно в этих стенах в 1962 году принималось решение об исключении из партийных рядов Вячеслава Михайловича Молотова.

Еще в советское время, в 1976 году, городскую усадьбу включили в список памятников архитектуры государственного значения.

После 1997 года здание на Малой Дмитровке, дом 18 занимали сначала государственные учреждения, а после 2001 года оно было передано крупной коммерческой структуре – АФК «Система».