Воздушный транспорт. Воздушный транспорт - вид транспорта, производящий перевозку грузов и пассажиров воздушным путем с помощью летательных аппаратов: - презентация

С давних времен у всех народов, населяющих нашу планету, важная роль была отведена транспорту. Что касается современного этапа, то значение средств передвижения выросло несоизмеримо. На сегодняшний день существование любой страны невозможно себе представить без мощного транспорта.

Новые достижения науки и техники

Двадцатый век ознаменовался гигантскими преобразованиями, произошедшими во всех сферах человеческой деятельности. Не исключением стал и воздушный транспорт. Его развитию способствовали рост населения планеты, увеличение количества потребляемых материальных ресурсов, урбанизация, социальные, политические и многие другие факторы.

Произошедшая научно-техническая революция позволила изменить воздушный транспорт не только в количественном, но и в качественном отношении. Стоит сказать, что во все времена средства передвижения человека являлись особой динамичной системой. Именно транспортная система служила практически первым потребителем различных открытий и достижений в научной области. Во многих случаях именно она выступала непосредственным заказчиком передовых разработок.

Сложно назвать какую-либо область исследований, которая не относилась бы к совершенствованию транспортных средств. Для их прогресса используются результаты физических и термодинамических разработок. Немалое участие в развитии транспорта принимают физики и математики. Задействованы для решения этой задачи механики и химики, астрономы и геологи, биологи и многие другие научные сотрудники. Развитию транспорта, в том числе и воздушного, способствуют результаты прикладных исследований, которые проводятся в области машиностроения и металлургии, строительной механики и автоматики, космонавтики и электроники.

Необходимость в дальнейших разработках

В современных условиях воздушный транспорт является одним из наиболее динамично развивающихся средств передвижения. В основных направлениях развития народного хозяйства и гражданской авиации ему отводится немаловажная роль. Развитие воздушного транспорта для страны является просто необходимым.
Основная цель, которая преследуется при этом, заключается в увеличении объемов перевозки грузов и пассажиров на значительные расстояния и в труднодоступные районы. Одновременно повышаются требования, предъявляемые к воздушному транспорту. Он должен стать более экономичным и регулярным, комфортным и безопасным. Для достижения этих целей понадобятся новые углубленные исследования различных научных отраслей, а также более серьезные опытно-конструкторские разработки.

Особенности воздушного транспорта

Авиация – это самое молодое и скоростное направление, призванное осуществлять коммуникационные связи между различными регионами. В то же время это самая дорогая отрасль.

Воздушный транспорт России – это важная часть сферы народного хозяйства страны. С его помощью доставляются медикаменты и почта, промышленные и продовольственные товары в самые труднодоступные уголки.

Стоит сказать, что авиация является наиболее совершенным видом транспорта. Она не нуждается в дорогах и не боится различных препятствий. Именно благодаря авиации человечество получило возможность выхода в космос.

Воздушный транспорт имеет ряд неоспоримых преимуществ. Прежде всего, он высокоскоростной. При этом достигается немаловажная маневренность при организации перевозок пассажиров. Кроме того, современные авиалинии обеспечивают беспосадочные перелеты на значительные расстояния.

Какие летательные аппараты используются в современной авиации?

Виды воздушного транспорта, которые находят применение в народном хозяйстве страны, не так уж многообразны. В современной авиации используются летательные аппараты, которые представлены различными моделями самолетов и вертолетов. Все они находят широкое применение для выполнения различных задач.

В народном хозяйстве большая работа отводится вертолетам. Это летательные аппараты, которые поднимаются в воздушное пространство при помощи вращающихся лопастей, расположенных на вертикальном валу. Вертолеты используют:

Во время строительно-монтажных работ;
- в санитарно-лечебной службе;
- в сельском хозяйстве;
- при строительстве трубопроводов;
- для борьбы с возникшими лесными пожарами;
- для перевозки почты;
- для оказания помощи при геологических разведках;
- в качестве средства наблюдения за движением на дорогах;
- для осуществления связи с метеостанциями, находящимися в высокогорных районах.

Перевозка грузов воздушным транспортом, представленным парком вертолетов, производится на небольшие расстояния.

Принцип осуществления полета самолета заключен во взаимодействии тяговой силы двигателя и силы подъема крыла.

Различия в применении

В современной авиации выделяют следующие виды воздушного транспорта:

Для осуществления пассажирских перевозок;
- для перемещения грузов;
- грузопассажирские (комбинированные):
- учебно-тренировочные;
- специального предназначения (санитарные, сельскохозяйственные, пожарные и т.д.).

Такая градация применяется в зависимости от отрасли применения, а также от назначения летательных аппаратов.

Различие технико-эксплуатационных параметров

Для пассажирского воздушного транспорта применяется такая характеристика, как вместимость. Для грузовых летательных аппаратов важна их грузоподъемность. Для комбинированного авиатранспорта технико-эксплуатационным параметром является дальность полета без осуществления посадок, а также скорость. По последнему показателю также разграничивают отдельные виды самолетов. Скорость летательного аппарата может быть меньше, чем скорость звука. Бывают и сверхзвуковые самолеты.

Орган управления

Перевозка воздушным транспортом пассажиров и грузов находится в России под непосредственным контролем государства. В стране существуют линейные отделы и управления, осуществляющие надзор за работой этой отрасли. При этом каждой авиакомпанией платится налог на обслуживание диспетчеров.

Основным органом исполнительной власти, который осуществляет контроль над воздушным транспортом, является Федеральное агентство Росавиации. Основные его задачи:

Оказание услуг, обеспечивающих бесперебойную работу воздушного транспорта;
- выдача лицензий на допуск к полетам по международным и внутренним линиям;
- сертификация компаний, обеспечивающих полеты воздушных судов;
- курирование работы учебных заведений авиационной отрасли.

Летный состав

Управление воздушным транспортом – дело не из легких. В летный состав включаются штурманы и летчики, а также курсанты летных учебных заведений, которые годны к данной работе по заключению медицинской комиссии и могут выполнять свои функциональные обязанности.

Каждый член экипажа во время полета обязан беспрекословно выполнять все указания, которые даются органом управления полетами. Отступать от маршрута можно только в случае угрозы безопасности и жизни людей, которые находятся на борту воздушного судна.

Штурманам и летчикам должны быть выданы допуски:

К тренировочным полетам, которые осуществляются в дневные или ночные часы;
- к полетам на новой модификации воздушного судна;
- к специальным полетам.

При этом все допуски должны быть занесены в летную книжку. Вне зависимости от занимаемой должности, каждый из членов экипажа обязан проходить ежегодную проверку по различным видам подготовки к полетам. При этом ее результаты должны быть также занесены в летную книжку.

Существуют определенные нормы отдыха и налета экипажа воздушного судна. Так, в сутки находиться в воздухе можно не более двенадцати часов. Такая норма установлена для летного состава воздушных авиалайнеров. Экипажи вертолетов должны иметь суточный налет не более восьми часов.

Безопасность

На воздушном транспорте должны быть приняты все меры для того, чтобы полет не представлял опасности для пассажиров. В связи с этим Росавиацией был осуществлен запрет на пронос на борт самолета жидкости. Это ограничение действует во всех аэропортах страны.

Управление воздушного транспорта – Росавиация – отмечает, что угроза проведения террористических актов на воздушном транспорте не устранена. В связи с данной ситуацией всем организациям, относящимся к гражданской авиации, а также во все аэропорты была направлена директива, указывающая на необходимость реализации всех мер по обеспечению безопасности полетов. Согласно этому документу, пассажир не имеет права проносить в ручной клади какую-либо жидкость. Данный запрет касается и средств личной гигиены. Они должны быть сданы в багаж, который проверяется с применением технических приборов для осуществления досмотра. Только после этого жидкость может быть размещена на борту летательного аппарата.

В том случае, когда пассажиру во время полета необходимо иметь при себе медикаменты, их можно пронести в составе ручной клади только после осмотра службами безопасности аэропорта.

К таким мерам пассажиры должны отнестись с пониманием, ведь они принимаются для обеспечения безопасности полета.

Авиационный транспорт.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Авиационный транспорт.
Рубрика (тематическая категория) Спорт

Авиационный транспорт – вид транспорта͵ производящий перевозку грузов и пассажиров воздушным путём с помощью летательных аппаратов: самолётов, вертолётов и др.; помогает интернационализации и глобализации всœех сторон человеческой деятельности. Авиационный транспорт – самый скоростной и самый дорогостоящий вид транспорта.

Преимущества : скорость сообщения; маневренность и оперативность (особенно в организации новых маршрутов); огромный охват территорий и акваторий; кратчайший путь следования; возможность быстрой передислокации подвижного состава при изменении пассажиропотоков, в т.ч. из-за аварий на других видах транспорта; экономия общественного времени благодаря ускорению доставки; неограниченные провозные возможности (ограничиваются только мощностью аэродрома); относительно небольшие капиталовложения (на 1 км воздушного пути примерно в 30 раз меньше, чем на 1 км ж/д пути). Функции воздушного транспорта близки с функциями телœекоммуникаций. Авиаперевозки обеспечивают наиболее ценные (произведения искусства, антиквариат, драᴦ. металлы…) и срочные грузы.

Недостатки : высокая себестоимость перевозок (в связи с этим не является грузовым); зависимость от погодных условий.

Изначально воздушный транспорт развивался как специализированное средство пассажирских перевозок. Сегодня увеличивается доля грузовых перевозок авиационным транспортом. Это связано с появлением самолётов большей грузоподъёмности. Наметилась тенденция перевозки мелких партий грузов. Стоимость транспортировки должна быть снижена за счёт уменьшения страховки, упрощения тары и упаковки из-за отсутствия внешнего воздействия. При этом в общем объёме доля грузооборота авиационного транспорта мала. Функции данного вида транспорта расширяются исходя из внедрения достижений НТП. Постепенно происходит процесс формирования личных летательных средств.

К специфическим сферам деятельности воздушного транспорта относят: монтаж строительных высотных сооружений, магистральных газо- и нефтепроводов, ЛЭП; инспекцию дорожного движения; сельскохозяйственные работы; пожаротушение; связь с удалёнными и труднодоступными районами; скорую мед. помощь; перевозку почты; геологоразведку; аэрофотосъемку…

Движение воздушного транспорта осуществляется:

1. строго по расписанию, что связано со сложностью организации взлета-посадки на ВПП;

2. по системе выделœения каждой единице подвижного состава своего коридора движения, зависящего от скорости и грузоподъёмности самолета.

Коридор движения - ϶ᴛᴏ расчётная высота полета и система координат в продольной и горизонтальной плоскостях полёта. Система коридоров позволяет рассредоточить воздушные суда в воздухе. Летательные средства оборудованы соответствующими системами измерения и поддержания высоты полёта.

К подвижному составувоздушного транспорта относятся:

1. аппараты легче воздуха (дирижабли, воздушные шары, аэростаты, планеры);

2. аппараты тяжелœее воздуха (самолёты, вертолёты).

Для безопасной работы воздушного транспорта необходима сложная инфраструктура (обслуживающий персонал, радиолокация, телœекоммуникация, сложная наземная техника). Инфраструктурой отраслиявляется сеть аэропортов. Аэропорт - ϶ᴛᴏ транспортное предприятие, осуществляющее приём и отправку пассажиров, багажа, грузов и почты, организацию и обслуживание полётов подвижного состава. Аэропорты бывают международные, республиканские и местного назначения. Аэродром - ϶ᴛᴏ специально приспособленный земельный участок с комплексом сооружений и оборудования для обеспечения взлёта͵ посадки, стоянки и обслуживания. Аэродромы бывают основные, запасные и базовые.

Предприятия воздушного транспорта акционированы, однако системы управления воздушным движением приватизации не подлежат. Это обусловлено в большей степени тем, что государство ответственно за безопасность полётов и жизнь людей.

Оперативная деятельность аэропортов также отделœена от собственности и оперативной деятельности авиакомпаний. При этом обеспечен равный доступ авиакомпаний к инфраструктуре любого аэропорта и свободный выбор аэропорта для равных условий конкурентной борьбы авиакомпаний.

В Советском Союзе авиатранспорт развивался очень активно. В 80-е гᴦ. Аэрофлот являлся крупнейшей авиакомпанией мира. Помимо обслуживания отечественных трасс, он поддерживал связи со многими зарубежными странами. Сегодня Россия также является одной из крупнейших авиационных держав. При этом Аэрофлот с распадом СССР и отделœением от него целого ряда мелких самостоятельных авиакомпаний потерял свое лидирующее положение. В 70-е – начале 80-х гᴦ. Аэрофлот был укомплектован современными воздушными судами, в техническом отношении вполне сопоставимыми с лучшими зарубежными аналогами. Тем не менее, начиная со второй половины 80-х гᴦ. резко замедлились темпы обновления отечественного авиапарка. В годы экономического кризиса данный процесс почти полностью прекратился, в связи с этим главной и неотложной задачей авиационного транспорта России является замена отслуживших свой срок лайнеров новыми машинами.

В России самые протяжённые в мире авиатрассы (800 тыс. км). В первую очередь это трассы, соединяющие Москву и Санкт-Петербург с городами Дальнего Востока:

Москва – Екатеринбург – Новосибирск – Иркутск – Хабаровск – Владивосток;

Москва – Новосибирск – Иркутск – Якутск – Магадан – Петропавловск- Камчатский;

Санкт-Петербург – Екатеринбург – Новосибирск – Иркутск – Хабаровск – Владивосток;

Санкт-Петербург – Пермь – Омск – Новосибирск – Иркутск – Якутск – Магадан – Петропавловск-Камчатский.

Основными центрами авиасообщения, где пересекаются многие аэротрассы, являются крупнейшие города страны: Москва и Санкт-Петербург, курорты Северного Кавказа, а также всœе крупные города на авиатрассе Москва – Владивосток. В районах Крайнего Севера и приравненных к нему территориях большую роль в перевозках грузов и пассажиров играют вертолёты. Οʜᴎ доставляют грузы и пассажиров на нефтепромыслы и другие производственные объекты, геологические партии к месту их работы, оказывают срочную медицинскую помощь и т.д.

Сегодня Россия располагает свыше 1,3 млн. км авиалиний. На её территории в государственном реестре аэропортов на 2010 год было зарегистрировано 232 аэропорта͵ 71 из них является международным. Грузооборот авиационного транспорта составляет 0,1%, пассажирооборот – 30%. В нашей стране действуют 46 авиакомпаний различных форм собственности, из них 11 компаний являются крупными, с объёмом перевозок более 1 миллиона пассажиров в год. Крупнейшими аэропортами по пассажирообороту являются: в Москве – Домодедово, Внуково, Шереметьево; в Санкт-Петербурге – Пулково; в Екатеринбурге – Кольцово; в Новосибирске – Толмачёво; в Краснодаре – Пашковский; в Сочи – Адлер.
Размещено на реф.рф
Их пассажирооборот составлял свыше 2 млн. пасс.-км в 2011 ᴦ.

ЛИТЕРАТУРА

2, 3, 4, 6, 10, 12, 13, 14, 15, 16.

Авиационный транспорт. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Авиационный транспорт." 2017, 2018.

Авиационный транспорт - вид транспорта, производящий перевозку грузов и пассажиров воздушным путём с помощью летательных аппаратов: самолётов, вертолётов и др.; помогает интернационализации и глобализации всех сторон человеческой деятельности. Авиационный транспорт - самый скоростной и самый дорогостоящий вид транспорта.

Преимущества :

Скорость сообщения;

Маневренность и оперативность (особенно в организации новых маршрутов);

Огромный охват территорий и акваторий;

Кратчайший путь следования;

Возможность быстрой передислокации подвижного состава при изменении пассажиропотоков, в т.ч. из-за аварий на других видах транспорта;

Экономия общественного времени благодаря ускорению доставки;

Неограниченные провозные возможности (ограничиваются только мощностью аэродрома);

Относительно небольшие капиталовложения (на 1 км воздушного пути примерно в 30 раз меньше, чем на 1 км ж/д пути).

Функции воздушного транспорта близки с функциями телекоммуникаций. Авиаперевозки обеспечивают наиболее ценные (произведения искусства, антиквариат, драг. металлы) и срочные грузы.

Недостатки : высокая себестоимость перевозок (поэтому не является грузовым); зависимость от погодных условий.

Изначально воздушный транспорт развивался как специализированное средство пассажирских перевозок. В настоящее время увеличивается доля грузовых перевозок авиационным транспортом. Это связано с появлением самолётов большей грузоподъёмности. Наметилась тенденция перевозки мелких партий грузов. Стоимость транспортировки может быть снижена за счёт уменьшения страховки, упрощения тары и упаковки из-за отсутствия внешнего воздействия. Однако в общем объёме доля грузооборота авиационного транспорта мала. Функции данного вида транспорта расширяются в зависимости от внедрения достижений НТП. Постепенно происходит процесс формирования личных летательных средств.

К специфическим сферам деятельности воздушного транспорта относят: монтаж строительных высотных сооружений, магистральных газо- и нефтепроводов, ЛЭП; инспекцию дорожного движения; сельскохозяйственные работы; пожаротушение; связь с удалёнными и труднодоступными районами; скорую мед. помощь; перевозку почты; геологоразведку; аэрофотосъемку.

Движение воздушного транспорта осуществляется:

1. Строго по расписанию, что связано со сложностью организации взлета-посадки на ВПП;

2. По системе выделения каждой единице подвижного состава своего коридора движения, зависящего от скорости и грузоподъёмности самолета.

Коридор движения - это расчётная высота полета и система координат в продольной и горизонтальной плоскостях полёта. Система коридоров позволяет рассредоточить воздушные суда в воздухе. Летательные средства оборудованы соответствующими системами измерения и поддержания высоты полёта.


К подвижному составувоздушного транспорта относятся:

1. Аппараты легче воздуха (дирижабли, воздушные шары, аэростаты, планеры);

2. Аппараты тяжелее воздуха (самолёты, вертолёты).

Для безопасной работы воздушного транспорта необходима сложная инфраструктура (обслуживающий персонал, радиолокация, телекоммуникация, сложная наземная техника). Инфраструктурой отраслиявляется сеть аэропортов. Аэропорт - это транспортное предприятие, осуществляющее приём и отправку пассажиров, багажа, грузов и почты, организацию и обслуживание полётов подвижного состава. Аэропорты бывают международные, республиканские и местного назначения. Аэродром - это специально приспособленный земельный участок с комплексом сооружений и оборудования для обеспечения взлёта, посадки, стоянки и обслуживания. Аэродромы бывают основные, запасные и базовые.

Предприятия воздушного транспорта акционированы, однако системы управления воздушным движением приватизации не подлежат. Это обусловлено в большей степени тем, что государство ответственно за безопасность полётов и жизнь людей.

Оперативная деятельность аэропортов также отделена от собственности и оперативной деятельности авиакомпаний. При этом обеспечен равный доступ авиакомпаний к инфраструктуре любого аэропорта и свободный выбор аэропорта для равных условий конкурентной борьбы авиакомпаний.

В Советском Союзе авиатранспорт развивался очень активно. В 80-е гг. Аэрофлот являлся крупнейшей авиакомпанией мира. Помимо обслуживания отечественных трасс, он поддерживал связи со многими зарубежными странами. Сегодня Россия также является одной из крупнейших авиационных держав. Однако Аэрофлот с распадом СССР и отделением от него целого ряда мелких самостоятельных авиакомпаний потерял свое лидирующее положение. В 70-е - начале 80-х гг. Аэрофлот был укомплектован современными воздушными судами, в техническом отношении вполне сопоставимыми с лучшими зарубежными аналогами. Тем не менее, начиная со второй половины 80-х гг. резко замедлились темпы обновления отечественного авиапарка. В годы экономического кризиса этот процесс почти полностью прекратился, в связи с этим главной и неотложной задачей авиационного транспорта России является замена отслуживших свой срок лайнеров новыми машинами.

В России самые протяжённые в мире авиатрассы (800 тыс. км). В первую очередь это трассы, соединяющие Москву и Санкт-Петербург с городами Дальнего Востока:

Москва - Екатеринбург - Новосибирск - Иркутск - Хабаровск - Владивосток;

Москва - Новосибирск - Иркутск - Якутск - Магадан - Петропавловск- Камчатский;

Санкт-Петербург - Екатеринбург - Новосибирск - Иркутск - Хабаровск - Владивосток;

Санкт-Петербург - Пермь - Омск - Новосибирск - Иркутск - Якутск - Магадан - Петропавловск-Камчатский.

Основными центрами авиасообщения, где пересекаются многие аэротрассы, являются крупнейшие города страны: Москва и Санкт-Петербург, курорты Северного Кавказа, а также все крупные города на авиатрассе Москва - Владивосток. В районах Крайнего Севера и приравненных к нему территориях большую роль в перевозках грузов и пассажиров играют вертолёты. Они доставляют грузы и пассажиров на нефтепромыслы и другие производственные объекты, геологические партии к месту их работы, оказывают срочную медицинскую помощь и т.д.

В настоящее время Россия располагает свыше 1,3 млн. км авиалиний. На её территории в государственном реестре аэропортов на 2010 год было зарегистрировано 232 аэропорта, 71 из них является международным. Грузооборот авиационного транспорта составляет 0,1%, пассажирооборот - 30%. В нашей стране действуют 46 авиакомпаний различных форм собственности, из них 11 компаний являются крупными, с объёмом перевозок более 1 миллиона пассажиров в год. Крупнейшими аэропортами по пассажирообороту являются: в Москве - Домодедово, Внуково, Шереметьево; в Санкт-Петербурге - Пулково; в Екатеринбурге - Кольцово; в Новосибирске - Толмачёво; в Краснодаре - Пашковский; в Сочи - Адлер. Их пассажирооборот составлял свыше 2 млн. пасс.-км в 2011 г.

Транспортное средство является техническим устройством, цель которого - перевозка людей или груза на дальние расстояния. Сегодня в мире насчитывается более десятка тысяч таких устройств. Поэтому, чтобы различать один транспорт от другого, людьми была придумана стандартная классификация, благодаря которой все виды транспортных средств можно условно разделить по их назначению, используемой энергии и среде перемещения.

Основные виды транспортных средств

Как и было сказано выше, в зависимости от определенных признаков все виды транспортных средств можно поделить на три основные группы:

  • по назначению;
  • по используемой энергии;
  • по среде перемещения.

Так как вышеупомянутые виды транспортных средств имеют свою классификацию, особенности и различаются друг от друга по определенным признакам, то их можно рассмотреть более подробно.

Виды транспорта по назначению

Под назначением подразумевается та сфера, в которой конкретный вид транспорта используется чаще всего. То есть это могут быть транспортные средства:

  • Специального пользования. К таковым относится военный (бронеавтомобили, танки) и технологический транспорт (путевые машины).
  • Общего пользования. К этой категории относятся все виды водного, воздушного и наземного транспорта, используемые в сфере торговли и предоставления услуг. Например, грузовик, который перевозит товары, уже является транспортом, подходящим к категории общего пользования.
  • Индивидуального пользования, т. е. те транспортные средства, которыми человек пользуется лично. Самый распространенный индивидуальный транспорт - это личный автомобиль или мотоцикл.

Кроме того, существует еще отдельная подкатегория транспорта общего пользования. К таковой относится городской (общественный) транспорт, т. е. тот который перевозит пассажиров по определенным маршрутам, согласно расписанию и за определенную плату. Это могут быть автобусы, трамваи, троллейбусы и т. д.

Виды транспорта по используемой энергии

В зависимости от используемой энергии, бывают транспортные средства:

  • Приводимые в движение ветряной силой, например, парусные судна (парусники).
  • Приводимые в движение мускульной силой (движимые человеком или животным). Самый распространенный транспорт, движимый человеком, - это велосипед, который приводится в движение ножными педалями. Кроме того, существуют менее используемые в повседневной жизни небольшие гребные суда и веломобили, которые движутся также при помощи силы человека. О транспортных средствах, движимых животными, более подробно написано ниже под соответствующим заголовком.
  • С личным двигателем. Этот вид, в свою очередь, делится на транспорт с тепловым и электронным двигателем.

Транспорт с тепловым двигателем - механическое транспортное средство, которое работает за счет превращения тепла в энергию, необходимую для передвижения. Источником тепла в таких двигателях может быть, например, органическое топливо. Один из самых известных представителей транспорта с тепловым двигателем - паровоз, который приводится в движение за счет обработки (растопки) угля.

Электронным считается тот транспорт, двигатель которого приводится в работу за счет энергии электричества. Основными транспортными средствами подобного типа являются трамваи, фуникулеры, монорельсы, электромобили и электроходы.

Виды транспорта по среде перемещения

В зависимости от среды перемещения транспорт может быть:

  • наземным (автомобильный, железнодорожный, велосипедный, трубопроводный, а также транспорт, движимый животными);
  • воздушным (авиационные и аппараты воздухоплавания);
  • водным (надводные и подводные суда);
  • космическим (аппараты и машины, движущиеся по безвоздушным путям);
  • иного вида.

К прочим видам транспорта относятся стационарные подъемники (лифты), элеваторы, канатные дороги и т. д.

Наземный транспорт

Существуют различные наземные транспортные средства, которые подразделяются по ряду признаков:

  • По виду движителя есть гусеничный (некоторые виды танков, тракторов и кранов), колесный (автомобили, велосипеды, мопеды, мотоциклы), а также наземный транспорт, который приводят в движение животные.
  • По количеству колес бывают: моноциклы (одноколесные транспортные средства), бициклы (двухколесные), трициклы (трехколесные) и квадроциклы (четырехколесный транспорт).
  • По типу видов дорог бывают железнодорожные и безрельсовые транспортные средства. К железнодорожному транспорту относится любое транспортное средство, которое перевозит груз и пассажиров по рельсовым путям. То есть, это могут быть локомотивы, вагоны, трамваи, монорельсы и эстакадный транспорт. К безрельсовому относится любой наземный транспорт, в том числе и автотранспорт, который передвигается по суше.

Автомобильные транспортные средства

Самым популярным и распространенным видом наземных транспортных средств считается автомобильный транспорт. К автомобильному относятся все виды средств, при помощи которых выполняется перевозка груза и пассажиров по безрельсовым путям. Многие автомобили предназначаются не только для перевозки на короткие, но и на дальние расстояния, особенно, в тех случаях, когда невозможно доставить пассажиров, продукты или материалы другим способом.

Весь автомобильный транспорт делится:

  • На гоночные машины, которые, чаще всего, используют в автомобильных и спринтерских заездах (дрэг-рейсинг, авто-слалом и др.). К таковым относятся, например, монопосты - одноместные автомобили с открытыми колесами, использующиеся в гонках «Формулы-1».
  • На транспортные автомобили, которые служат лишь для перевозки груза и пассажиров. В зависимости от цели назначения, они бывают легковыми (автомобили личного пользования), грузовыми (автомобили-фургоны, тягачи, др.) и перевозными (автобусы, маршрутные такси и т. д.).
  • На специальные машины, которые, помимо всего прочего, оснащены дополнительным оборудованием, предназначенным для тех или иных целей. К таковым относятся, например, машины скорой помощи или пожарные автомобили.

Транспортные средства, движимые животными

Использовать животных в качестве средств передвижения люди научились тогда, когда других видов наземного транспорта еще не существовало. Хоть уже прошли года, появились современные транспортные средства, многие все равно предпочитают прокатиться верхом на коне или запрячь животное в повозку, чтобы транспортировать какой-либо груз.

К транспорту, движимому животными, относится:

  • Гужевой транспорт. В качестве транспортных средств для перемещения груза и пассажиров на повозках, телегах, людьми в основном используются лошади, собаки, верблюды, буйволы, слоны и другие млекопитающие, которых можно приручить и обучить транспортировке.
  • Вьючный транспорт. Само название вьючного транспорта походит от упаковочной поклажи (вьюка), которую крепят на спину животного. Подобное транспортное средство используется в тех случаях, когда гужевой транспорт является нецелесообразным, например, в горных районах, где слишком крутые склоны и узкие дороги, что значительно затрудняет передвижение повозок и телег. Помимо горных районов, вьючных животных используют в сельской и болотистой местности, а также в пустынях или в северных регионах, где присутствуют плохие дороги или их практически нет.
  • Верховой транспорт, который предназначен как для перевозки пассажиров, так и для участия в специальных спортивных соревнованиях и состязаниях. В основном к верховому транспорту относятся лошади, верблюды и слоны.

Трубопроводные транспортные средства

Основной целью трубопроводных транспортных средств является только транспортировка грузов (химических веществ, жидких и газообразных продуктов) по специальным каналам (трубам). Этот вид наземного транспорта является самым дешевым и популярным, аналогов которому в мире не существует. Например, на территории РФ, трубопроводы используются для транспортировки более 95% добываемой нефти.

Помимо дешевизны, трубопроводный транспорт имеет и другие достоинства:

  • быстрая перевозка груза;
  • низкая себестоимость транспортировки;
  • отсутствие потерь груза во время доставки;
  • трубопроводы можно прокладывать где и как угодно (не считая воздушных путей).

Основные виды трубопроводных транспортных средств: канализация, водопровод, мусоропровод и пневматический транспорт (пневмопочта).

Воздушный транспорт

Самолеты появились в начале XX века и быстро завоевали популярность во всем мире. К этому виду транспорта относятся также вертолеты, дирижабли, аэробусы, аэропланы. Это один из самых быстрых, но дорогих видов транспортных средств, который предназначается для пассажирских и грузовых перевозок на дальние расстояния (более 1 тыс. км) по воздуху. Кроме того, есть самолеты и вертолеты, которые выполняют служебные функции (например, тушат пожары, распыляют над полями инсектициды, санитарная авиация и пр.). Обычно воздушным транспортом пользуются туристы и бизнесмены, желающие быстрее попасть в другую страну или даже на другой континент. Этими транспортными средствами перевозят габаритные и тяжелые вещи, продукты с малым сроком годности, а также ценные предметы.

Хоть этот вид транспорта и является шумным, дорогостоящим удовольствием, но он незаменим для научных экспедиций, которые отправляются на дальние континенты или в другие труднодоступные места, куда сложно или невозможно добраться иным способом.

Водный транспорт

Это один из классических видов транспортных средств. Такой транспорт предназначается для перевозок по искусственным (водохранилища, каналы) и природным (озера, реки, моря и др.) водным путям.

В отличие от воздушного, водный транспорт является одним из самых дешевых после трубопроводного. Именно поэтому подобными транспортными средствами перевозиться практически все: начиная от стройматериалов и заканчивая полезными ископаемыми. А такие плавсредства, как, например, паромы, способны даже перевозить другой транспорт.

Но вот пассажирских перевозок в последнее время стало значительно меньше. Это обосновано довольно низкой скоростью, с которой суда движутся от одного морского порта к другому.

Основные виды транспортных средств, движущиеся по водным путям: надводные (лодки, катера, лайнеры, корабли) и подводные суда.

Космический транспорт (космический аппарат)

Космический транспорт (космический аппарат) - механическое транспортное средство, предназначенное для перевозки грузов и пассажиров по безвоздушному пространству (в космосе). Разумеется, говоря о перевозке людей, подразумевается то, что они являются одновременно и пассажирами, и экипажем, управляющим космическим аппаратом. В основном же такой транспорт предназначен для более специфических целей. Например, космические станции предназначены для различных исследований рельефа, океанов и атмосферы, которые нельзя провести на Земле, а спутники позволяют людям смотреть международные телевизионные программы и делать прогнозы погоды метеорологам. Кроме того, некоторые космические аппараты используются в военных целях (слежка за зонами боевых действий, разведка деятельности других стран, обнаружение приближающихся космических объектов и т. д.).

Из основного космического транспорта можно выделить: спутники, космические корабли, орбитальные и межпланетные станции, планетоходы.

Воздушный транспорт. Значительный удельный вес в шумовом режиме многих городов занимает воздушный транспорт. Парк самолетов гражданской авиации непрерывно обновляется, на авиалиниях появились новые турбореактивные и турбовинтовые самолеты (ТУ-134, ТУ-154, ИЛ.-62, ЯК-40). Увеличиваются пассажиро-и грузоперевозки, строится большое количество аэродромов и аэропортов, реконструируются существующие. Нередко аэропорты гражданской авиации оказываются расположенными в непосредственной близости от жилой застройки, а воздушные трассы проходят над многочисленными населенными пунктами.[ ...]

Воздушный транспорт. Для современной авиации характерны два определяющих фактора воздействия воздушных судов - авиационный шум и выбросы авиадвигателями загрязняющих веществ. Хотя в России в последнее время появились самолеты, шум от которых существенно ниже, чем у ныне эксплуатируемых, наибольшее воздействие на окружающую среду оказывают самолеты, удовлетворяющие лишь минимальным требованиям международного стандарта по шуму.[ ...]

Воздушный транспорт в настоящее время развивается прежде всего как пассажирский. Он занимает второе место (после железнодорожного) в общем пассажирообороте всех видов транспорта в междугороднем сообщении.[ ...]

В последние годы воздушный транспорт стал одним из важнейших средств пассажирского сообщения и на средние расстояния.[ ...]

Экономия топлива на воздушном транспорте возможна также путем улучшения его аэродинамических характеристик (конструкции несущих поверхностей, обеспечивающие сверхбыстрое обтекание воздушной струей верхних плоскостей крыльев, которое предопределяет увеличение подъемной силы и уменьшение лобового сопротивления и т. д.). Уменьшение веса крыла, увеличение подъемной силы, снижение лобового сопротивления означают экономию топлива на 15%.[ ...]

Учитывая бурное развитие воздушного транспорта и постоянное увеличение потребности отрасли в специалистах указанного профиля, можно считать, что выпускников института по этой специальности ожидает множество различных предложений по трудоустройству и интересная работа.[ ...]

Кроме перевозочной работы, воздушный транспорт выполняет значительный объем других работ в народном хозяйстве: сельскохозяйственные (внесение удобрений, борьба с сорняками), лесозащитные и лесотехнические (тушение лесных пожаров, борьба с вредителями леса, определение запаса леса и др.), монтажно-строительные, а также используется при оказании срочной медицинской помощи населению.[ ...]

Неуклонный рост объемов перевозок воздушным транспортом ведет к усилению загрязнения атмосферы отработавшими газами авиационных двигателей. Подсчитано, что в среднем двигатель реактивного самолета, потребляя в течение одного часа 15 т топлива и 625 т воздуха, выбрасывает в атмосферу 46,8 т углекислого газа, 18 т паров воды, 635 кг оксида углерода, 635 кг оксидов азота, 15 кг оксида серы, 2,2 кг твердых частиц. При этом средняя продолжительность пребывания этих частиц в атмосфере составляет около 2 лет. Наибольшее загрязнение окружающей среды имеет место в районе аэропортов. Вредное воздействие воздушного транспорта на окружающую среду заключается также в том, что оксиды азота, выделенные двигателями сверхзвуковых самолетов при полете их в нижних слоях стратосферы, интенсивно окисляют озон, который, как уже отмечалось, играет очень важную роль для сохранения жизни на Земле, поглощая ультрафиолетовую радиацию и предохраняя тем самым живые организмы от гибели.[ ...]

Атмосфера является средой движения воздушного транспорта и птиц, средой распространения радиоволн и звуковых колебаний (обеспечение радио, различных приборов и т.д.). Она является природным ресурсом для получения кислорода, азота, неона, аргона и других инертных газов. Однако атмосфера подвергается антропогенному воздействию, например, оксидов, сажи, дымов. Последствия воздействия, например, оксидов серы губительны для природной среды.[ ...]

Разрушается и озонный слой атмосферы. Воздушный транспорт способ-ггвует истощению запасов озона там, где он совершенно необходим. Озоновый экран ослабляет смертоносную ультрафиолетовую солнечную ради-щию в слое атмосферы между 40 и 15 км надземной поверхностью примерно в 6500 раз. Разрушение озонового экрана на 50% увеличивает в 10 раз /льтрафиолетовую радиацию, что влияет на зрение животных и человека, нриводит к воздействию на живые организмы, сходному с ионизирующими плучениями. У меньшается содержание озона в атмосфере над Антарктики.[ ...]

На пути дальнейшего развития энергетики и воздушного транспорта в последнее время все более четко вырисовывается препятствие, которое по аналогии со звуковым и тепловым барьером называют барьером эрозионным. Этот барьер обусловлен мельчайшими частицами - каплями влаги или песчинками пыли, размеры которых в сотни и тысячи раз меньше размеров летательных аппаратов или энергоустановок и которые превращаются в грозное оружие, когда скорость их столкновения с поверхностью изделия превышает сотни метров в секунду.[ ...]

Средства внешнего железнодорожного, водного, воздушного транспорта, наряду с городским автотранспортом, могут быть источником интенсивных выбросов окиси углерода. Так, главные двигатели кораблей при форсированном режиме работы выбрасывают газы с содержанием окиси углерода: теплоход типа «Беломорсклес» - 70-80 мг/м3, дизель-электроход типа «Амгуэма» - около 270 мг/м3. Выбросы вспомогательных двигателей судов содержат окись углерода в среднем в концентрации 77,7 мг/м3 и 345,9 мг/м3 соответственно. Авторы этих данных (Л. Е. Беспалько и др., 1974) справедливо делают вывод, что выхлопные газы судов, находящихся в порту, могут быть значительным источником загрязнения атмосферного воздуха, тем более, что двигатели потребляют до 1-2 т топлива в час.[ ...]

Что касается загрязнения атмосферы другими видами транспорта, то здесь проблема имеет меньшую остроту, поскольку транспортные средства этих видов не концентрируются непосредственно в городах. Так, в крупнейших железнодорожных узлах все движение переведено на электротягу и лишь на маневровой работе используют тепловозы. Речные и морские порты, как правило, размещены за пределами жилых кварталов городов, а движение судов в районах портов практически незначительно. Аэропорты, как правило, относят от городов на 20...40 км. Кроме того, большие открытые пространства над аэродромами, как и над речными и морскими портами, не создают опасности высоких концентраций токсичных примесей, выделяемых двигателями. Следует отметить, что на железнодорожном, морском, речном и современном воздушном транспорте почти не используют карбюраторные бензиновые двигатели.[ ...]

Транспортировку угрей осуществляют автомобильным и воздушным транспортом в жестких аэрируемых кислородом емкостях (плотность посадки - одна рыба массой 500-800 г на 10 л воды) или в полиэтиленовых пакетах (объем воды-1,5-2 л), наполненных водой и кислородом. После посадки рыбы воду требуется сменить 3-4 раза для удаления слизи. Температура воды не должна превышать 12-14°С, время транспортировки - 6-8 ч.[ ...]

Основные источники шума в городе - автотранспорт, рельсовый и воздушный транспорт, промышленные предприятия.[ ...]

Наряду с автотранспортом серьезным загрязнителем воздуха становится воздушный транспорт. Так, реактивный самолет, пересекающий Атлантический океан, потребляет за 8 часов полета столько же кислорода, сколько производит его за то же время 25 тыс. га леса. По данным национальной администрации по авиации, самолеты, вылетающие и делающие посадку в Вашингтонском аэропорту, выбрасывают в окружающее пространство 35 т различных загрязнителей только за один день.[ ...]

Следует отметить, что основными источниками шума в городах являются: автотраспорт (до 80), рельсовый и воздушный транспорт. Шум в условиях ТЭС оказывает основное влияние на людей, находящихся в рабочей зоне.[ ...]

Шаповалов C.JL, Милявская Т.И. Функциональная характеристика близорукости у пилотов гражданской авиации. М.: Воздушный транспорт, 1990. 185 с.[ ...]

Мы познакомим читателя с увлекательной историей рождения и расцвета борьбы за Голубую ленту. Мы расскажем, как под натиском воздушного транспорта борьба за Голубую ленту подошла к своему концу. Но, оказывается, Голубая лента так же, как и сам корабль, обладает удивительной способностью после смерти рождаться заново. Да, действительно, Голубая лента в ее старом понимании, то есть как приз в борьбе за скорость, умерла, но она возникла в новых формах, символизируя начало нового, более высокого этапа в конкурентных сражениях за Пассажира. И сейчас мы являемся свидетелями начального периода не менее острых и жарких схваток за преображенную и переосмысленную Голубую ленту.[ ...]

Городской воздух отравляется не только промышленными газами, пылью и выхлопными газами автомобилей. Немалый «вклад» вносит и воздушный транспорт. Например, реактивный самолет с четырьмя турбинами при взлете (а аэродромы в большинстве стран Западной Европы и в США расположены, как правило, в черте города) оставляет за собой ядовитый шлейф, насыщенный таким количеством выхлопных газов, которое одновременно выбрасывают 6850 лепшвых автомобилей.[ ...]

Кроме перечисленных правил имеются еще правила регулирования выбросов от межрегиональных источников - главным образом наземного и воздушного транспорта, регулирование и контроль которых производится непосредственно Агентством по охране окружающей среды (ЕРА).[ ...]

При тушении пожаров наиболее часто применяют воду или растворы огнетушащих химикатов. Иногда требуется прокладка временных водоводов, доставка емкостей с водой воздушным транспортом и отжиг (заблаговременный пуск встречного огня по надпочвенному покрову). Отжиг выполняют подготовленные пожарные. Они начинают от опорных полос (рек, дорог, ручьев) или искусственно созданных минерализованных полос.[ ...]

Транспортный шум создается моторами, колесами, тормозами и аэродинамическими особенностями транспортных средств. Уровень шума, создаваемый работой автомобильного транспорта (автобусы, легковые и грузовые автомобили), составляет 75-85 дБ. Железнодорожный транспорт способен повышать уровень шума до 90-100 дБ. Наиболее сильный шум - авиационный - создается работой двигателя и аэродинамическими характеристиками самолета - до 100-105 дБ над трассой воздушного транспорта. В зонах аэропортов статистически достоверно увеличивается число мерт-ворождений и врожденных аномалий. Авиационный шум ведет также к увеличению числа психических расстройств. Максимальный допустимый уровень этого шума у поверхности земли определяется в 50 дБ.[ ...]

Таким образом, все то, что мы привыкли называть погодой,- это внешнее проявление весьма сложных физических процессов, происходящих у земной поверхности или в тех слоях, где действует воздушный транспорт.[ ...]

Водные объекты выделяются в пользование для: питьевых, бытовых и других нужд населения; лечебных, курортных и оздоровительных целей; нужд сельского хозяйства и промышленных целей (в том числе для нужд гидроэнергетики); нужд водного и воздушного транспорта и лесосплава; нужд рыбного и охотничьего хозяйства; нужд заповедников и сброса сточных вод.[ ...]

В структуре пассажирских железнодорожных перевозок 30-90% общего количества пассажиров перевозится в пригородном и местном сообщениях. Перевозки пассажиров по железной дороге на более дальние расстояния сокращаются в связи с развитием воздушного транспорта.[ ...]

Миллионы телезрителей, людей разных профессий и возрастов, ежедневно с интересом ждут сообщений диктора - какой ожидается погода завтра? Погода интересует всех, так как от нее зависят урожай, улов рыбы, своевременная доставка грузов морским, речным и воздушным транспортом, удачный поход в лес за грибами, переход альпинистов в горах, состояние больного и, конечно же, наше хорошее настроение.[ ...]

Основной вредностью загрязнения атмосферы в прошлом считалось снижение видимости вследствие черного дымового покрова, который часто повисал над промышленными районами. В последнее время это снижение видимости создает значительные ¡помехи торговым перевозкам, в особенности воздушному транспорту, а иногда при крайних степенях загрязнения, и автомобильному. Однако видимость не может являться прямым показателем общей загрязненности атмосферы, поскольку понижение видимости вызывается лишь пылевидными загрязнениями, такими, как сажа и летучая зола, размеры которых достаточны для того, чтобы воспрепятствовать прохождению и рассеять видимый свет. ¡Газовые, з также радиоактивные выбросы могут создавать значительно более высокое загрязнение атмосферы без какого-либо нарушения видимости. Все же изменения видимости могут быть использованы для оценки резкого повышения степени загрязненности воздуха или для оценки эффективности мер борьбы с загрязнениями. В результате наблюдений над видимостью в Лос-Анжелосе (Neiburger, 1955) установлено, что за несколько последних десятилетий средняя видимость понизилась менее значительно, чем этого можно ¡было бы ожидать, исходя из быстрого развития промышленности в данном районе за тот же отрезок времени. И, наоборот, повышение ¡видимости в районах Сен-Луи и Питтсбурга (Е1у, 1955) после внедрения противодымных мероприятий явилось показателем эффективности принятых мер.[ ...]

Эти вероятности подсчитаны путем деления количества наблюдавшихся ежегодно смертей на число жителей страны. Видно, что “внутренними” причинами объясняется подавляющее большинство всех смертей, “внешние” причины меньше их на два порядка величины. В то же время среди внешних причин резко доминируют аварии на транспорте. Аварии на воздушном транспорте характеризуются тем же риском, что и природные катастрофы.[ ...]

Оценивались выбросы семи наиболее массовых вредных веществ: оксида углерода, углеводородов, диоксида азота, сажи, диоксида серы, соединений свинца и твердых веществ. В среднем общая масса загрязняющих веществ, поступающих в атмосферу от передвижных источников, составляет около 12 млн. т в год, в том числе от автотранспорта - 95%, воздушного транспорта - 2,5%, морского и речного транспорта --2,8%.[ ...]

Капитальный ремонт судна обошелся в три миллиона фунтов, но и это отчаянное усилие не спасло «королев». В условиях жестокой конкуренции с другими судами и воздушным транспортом огромные лайнеры теряли все больше пассажиров, опустошая кассу компании. Остальные лайнеры компании были уже списаны или проданы.[ ...]

Известно, что в нейтральной среде содержание ионов водорода (Н+) соответствует pH = 7. Кислотными осадками называют дожди, туманы, снег, которые имеют pH [ ...]

Впечатляет негативный пример роста заболеваний хроническим бронхитом москвичей (рис. 1) с увеличением автопарка с 90-х гг. Но не менее впечатляющим является другой пример (позитивный) - падение уровня свинца в крови населения США (рис. 2) и, следовательно, соответствующих заболеваний. Последнее происходит синхронно с уменьшением использования этилированного бензина для автотранспорта вплоть до его полного запрета. Значительное сокращение объемов перевозок воздушным транспортом (после 1992 г.) в России привело к уменьшению суммарного количества выбросов в атмосферный воздух до 280 тыс. т в год (из которых обезвреживается только 20% всех отходящих веществ).[ ...]

Исторически промышленное садоводство зародилось вблизи крупных населенных центров. Быстрая порча большинства видов садовой продукции создавала определенные преимущества близости к рынкам благодаря монополии на качество. По мере улучшения условий транспортировки и хранения преимущества близости к рынкам постепенно ослабевали. Быстрые дальние перевозки в рефрижераторах уровняли качество реализуемой продукции. Объединение систем железнодорожного и грузового транспорта привело к дальнейшему повышению эффективности транспортировки. С использованием в последнее иремя воздушного транспорта для перевозок ценных видов садовой продукции, например цветов и земляники, снизились преимущества близости рынков к хозяйствам, выращивающим эти скоропортящие высокоценные товары.[ ...]

Проведенные в различных регионах исследования показали, что концентрации N0 в приземном воздухе изменяются от уровня, лежащего ниже предела обнаружения используемых методов анализа, до примерно 50 млрд 1 (около 1,2 1012 см 3) в воздухе городов. Недавние измерения выявили сильную анизотропию широтного распределения монооксида азота в верхней тропосфере. Представленные на рис. 5.2 результаты измерений указывают на аномально высокое содержание N0 над средними широтами Северного полушария. Образование такой "шапки" связывают главным образом с интенсивным движением воздушного транспорта и быстрым вертикальным переносом загрязняющих веществ от наземных источников в результате глубокой конвекции.[ ...]

Изоляция « 800-500 м считается достаточной для этой цели. Для иллюстрации возможности ветроонылепия па далI.пей дистанции обычно приводится факт заноса большого количества пыльцы дуба на ос/гро» Гельголанд с соседнего материка на расстояние примерно 00-70 км от ближайших дубовых насаждений. Известны случая наноса пыльцы древесных пород н Арктику па многие сотни километров. Факты:>ти но подлежат сомнению. Однако биологическое аначенио дальнего воздушного транспорта пыльцы очень сомнительно для целен опыления. Пыльца, находясь в воздухе, быстро утрачпиает жизнеспособность, как это было установлено для злаков. Эффективное перекрестное ошаление при помощи ветра осуществляется па небольшом расстоянии, между ближайшими особями, удаленными друг от друга самое большее па несколько десяткой или сотен метров.[ ...]

Благодаря всему этому человек приобрел на Земле исключительное положение: стал хозяином ее. Он уже неизмеримо меньше зависел от условий среды и смог постепенно подчинять ее, переделывать в своих интересах. Человек научился ограждать себя от неблагоприятных условий среды. От холода он сначала укрывался в пещерах, а затем строил жилища; он овладел огнем, покрывал свое тело звериными шкурами, а потом и специально изготовленной одеждой. На смену собирательству и охоте при добывании пищи пришли животноводство и земледелие. А достижения науки и техники дали новые виды энергии: электрическую и атомную. Человек смог быстро передвигаться на большие расстояния, используя наземный и воздушный транспорт. В квартире современного человека появились холодильник, предохраняющий продукты питания от порчи, и кондиционер, создающий комфортный микроклимат. На страже здоровья человека стала профилактическая и лечебная медицина. Много выиграли при этом и домашние животные, которых человек обеспечил теплыми хлевами, полноценным кормом и всеми достижениями зоотехнии и ветеринарии. Но, как бы там ни было, ни человеку, ни животному (тем более дикому) не уйти от неблагоприятных влияний условий существования.[ ...]

Большинство плодов можно потреблять в свежем виде, когда они содержат большое количество воды. После того как у них наступил климактерий, они обычно быстро портятся. Таким образом, стадия хорошего состояния для потребления может быть исключительно короткой и мимолетной. По этой причине некоторые очень вкуснее тропические плоды, например анона, фактически не известны за пределами района их выращивания. В результате большинство поступающих в продажу плодов или обладают достаточной прочностью для перевозки в свежем виде (яблоки, цитрусовые), или их удается сохранять путем сушки (финики и инжир), переработки на желе и джемы, консервирования (ананасы) или замораживания (земляника). Развитие воздушного транспорта, холодильников и новых приемов упаковки сделали возможным снабжать крупнейшие населенные пункты плодовой продукцией мирового сортимента в течение круглого года. В то же время имевшиеся в изобилии в небольших городах обычные сезонные плоды, например малина, фактически исчезают и уже считаются предметом роскоши.