Крепление бушприта. Парусный моделизм

На рабочем столе - почти готовая модель старинного парусника. Она несет ванты и фордуны, поверх вант аккуратно уложены штаги. Чтобы покончить со стоячим такелажем и перейти к установке бегучего нам осталась самая малость - оснастить бушприт. Но такая ли уж это малость? Давайте, посмотрим…

Такелаж бушприта

Первым делом укладываем на бушприт найтовы (ватер-вулинг) - трос, огибающий бушприт и проходящий через отверстие в княвдигеде или через обух в форштевне. Ватер-вулинг состоит из 9-11 шлагов, перекрещивающихся между собой, и завершается еще десятком горизонтальных шлагов. Трудно придумать лучший способ для прочного соединения бушприта с носовой оконечностью корабля. Именно поэтому, начиная с XVI столетия, ватер-вулингом оснащались практически все парусники Старого и Нового Света.

Носовая оконечность брига "Меркурий" - чуть выше грот-лось-штага проходит ватер-вулинг.


Чуть позже, в XVII веке, для противодействия тяге фока- и фор-стень-штагов стали устанавливать дополнительную снасть - ватер-штаг, удерживавший бушприт снизу. Поначалу ватер-штаг представлял собой простые тали, закрепленные на княвдигеде и бушприте корабля.

На модели ватер-штаг проводим через отверстие в княвдигеде, сплеснивая (сращивая) концы вместе и заканчивая в верхней части штаг-блоком. Парный блок устанавливаем около эзельгофта бушприта. С помощью тонкого троса (для нас это просто нить) найтуем блоки - и ватер-штаг превращается в единое целое! На моделях английских судов ватер-штаг набиваем несколько иначе, с помощью пары обычных юферсов.

Носовая оконечность линейного корабля "Ингерманланд" - крепление ватер-штага в княвдигеде.


Оснастка бушприта окажется несколько сложнее, если перед нами модель корабля XIX века. На такой модели обязательно должны устанавливаться ватер-бакштаги, поддерживающие длинный бушприт с боков. Ватер-бакштаги крепятся гаками за обухи на скулах корабля и набиваются талями на эзельгофте бушприта.

Не стоит забывать и о такой важной снасти стоячего такелажа как заспинник бушприта. Он представлял собой своеобразный тросовый поручень, служивший страховкой для моряков при хождении по бушприту. С одной стороны заспинник крепится на переборке бака или на кнехте штевня, с другой стороны - за обух на эзельгофте бушприта. Иногда заспинник бушприта в середине может поддерживаться оттяжкой, закрепленной на фока-штаге корабля.

Бриг "Меркурий" - параллельно бушприту идет парный заспинник, также видны ватер-штаги и ватер-бакштаги.


Такелаж утлегаря и бом-утлегаря

После оснастки бушприта самое время перейти к установке стоячего такелажа утлегаря. Чтобы понять, зачем и без того длинный бушприт дополняли утлегарем, обратимся к истории…

бриг "Меркурий" - в месте крепления фока-лось-штага виден найтов утлегаря. Проводка утлегарь-штага через мартин-гик и направляющий коуш под бушпритом.


В XVIII веке место громоздких прямых парусов на бушприте заняли более эффективные и удобные кливера. Но от прямых парусов отказались не сразу - напротив, чтобы поставить добавочные прямые паруса, бушприт удлинили, установив утлегарь. В шпоре утлегаря имелось отверстие, через которое его найтовали с бушпритом. В свою очередь, утлегарь надо было укрепить какой-то дополнительной снастью, чтобы компенсировать напряжение штагов фок-мачты. Такую снасть назвали утлегарь-штагом или мартин-штагом. Ее огоном накладывали на нок утлегаря и, для увеличения разноса, проводили через отверстие в выстреле бушприта - мартин-гике, закрепленном на эзельгофте бушприта. Далее мартин-штаг вели через направляющий блок или коуш в середине бушприта и талями набивали на баке судна. Той же последовательности мы будем придерживаться и на модели.

Линейный корабль "Цесаревич" - бушприт имеет двойной мартин-штаг.


Несколько слов об особенностях проводки двойного мартин-штага. От нока утлегаря он проходит через два разнесенных под углом около 100° выстрела мартин-гика, затем через два блока на бушприте и завершается парой талей на баке.

Если же корабль несет утлегарь и бом-утлегарь, выполненные из одной штуки дерева, нам предстоит обтянуть два простых мартин-штага. Сперва проводим бом-утлегарь-штаг. От нока бом-утлегаря он идет через отверстие в мартин-гике и набивается талями справа на баке. Утлегарь-штаг, закрепленный в верхней части утлегаря, должен пройти через другое отверстие в мартин-гике, выше предыдущего. Набиваем его талями на баке, но уже с левой стороны.


Для поддержки утлегаря с боков устанавливаем специальные парные тросы - бакштаги. Первую их пару ставили на ноке утлегаря, длинные шкентели проводили через кренгельсы на блинда-рее и примерно через 1 метр от рея заканчивали талями. Парные блоки этих талей крепили гаками - в обухах на передней стороне кран-балок, на небольших битенгах бака или же на скулах корабля. Вторую пару бакшатагов фиксировали за боковые очки на "кливер-ринге". (Так называлось кольцо с гаком или роликом, которое свободно передвигалось по утлегарю и служило для крепления фор-стень-штага.) Далее бакштаги проводили аналогичным образом через вторую пару кренгельсов на блинда-рее, расположенную ближе к утлегарю, и заканчивали, как обычно, талями.

"Святой Николай": проводка бакштагов через кренгельсы на блинда-рее.


Для работы с парусами утлегарь и бом-утлегарь должны оснащаться пертами. Перты огоном накладывали на нок утлегаря и крепили на эзельгофте бушприта. Вторую пару перт одевали огоном на нок бом-утлегаря и фиксировали к верхней части утлегаря. Перты висели примерно на высоте 2-х футов и не имели подпертков, а для того, чтобы ноги матросов не скользили, на пертах вязали узлы - кнопы.

"А можно ли в точности повторить все нюансы проводки такелажа на модели?" - спросите вы. Разумеется, можно. Но только если тщательно подойти к выбору ниток для изготовления такелажных снастей - они должны быть без заметного ворса, иметь цвет и структуру настоящего витого каната. Светлые нитки сразу отложите в сторону. Так как снасти стоячего такелажа тировались, они в итоге приобретали черный цвет. Ввиду несколько другого состава тира, цвет стоячего такелажа на французских судах был темно-коричневым.

Для такелажа лучше всего подойдут нити из искусственных волокон: они легко свиваются, прочны, их длина мало изменяется при колебаниях температуры и влажности воздуха. Но не стоит забывать, что такелаж из синтетики требует особенно тщательной проклейки узлов (они имеют свойство самопроизвольно распускаться).

И, наконец, известный гамлетовский вопрос "Вить или не вить?" Я бы ответил на него положительно, так как только витой такелаж выглядит реалистичным. Конечно, на моделях масштабом мельче 1:50 трудно воспроизвести все градации толщин такелажных снастей, однако к этому надо хотя бы стремиться!

Обычно диаметр грота-штага (самого толстого троса на корабле) рассчитывали эмпирически: он принимался равным 0,166 диаметра грот-мачты в пятнерсе. Толщины остальных такелажных снастей будем вычислять в процентах от диаметра грота-штага.

Толщины снастей стоячего такелажа

Бушприт
Ватер-штаг 80%
Найтов 40%
Вулинг 18%
Блинда-стеньга
Бакштаги 20%
Ванты 16%
Талрепы вант 8%
Утлегарь
Мартин-штаг 20%
Бакштаги 16%
Перты 8%
Фок-мачта
Фока-штаг 80%
Ванты 40%
Талрепы вант 20%
Фор-стеньга
Фор-стень-штаг 40%
Ванты 20%
Талрепы вант 10%
Фордуны 20%
Фор-брам-стеньга
Фор-брам-стень-штаг 20%
Ванты 16%
Талрепы вант 8%
Фордуны 16%
Грот-мачта
Грота-штаг 100%
Краг-штаг 75%
Ванты 50%
Талрепы вант 25%
Грот-стеньга
Грот-стень-штаг 50%
Ванты 25%
Талрепы вант 13%
Фордуны 25%
Грот-брам-стеньга
Грот-брам-стень-штаг 20%
Ванты 16%
Талрепы вант 8%
Фордуны 16%
Бизань-мачта
Бизань-штаг 40%
Ванты 25%
Талрепы вант 13%
Крюйс-стеньга
Крюйс-стень-штаг 20%
Ванты 16%
Талрепы вант 8%
Фордуны 16%
Крюйс-брам-стеньга
Крюйс-брам-стень-штаг 10%
Ванты 8%
Фордуны 8%

Автор - Дмитрий Калмыков (Дмитрий Калмыков - Главный тренер национальных сборных РБ по техническим и авиационным видам спорта, руководитель секции "С" БФСС, судья международной категории (свидетельство NAVIGA BY-01B), мастер спорта международного класса.)
Эксклюзивно для сайта

Основные части палубы и надстроек парусного судна (начиная с
носа), сформировавшиеся в парусном флоте:

гальюн – ? свес в носовой части парусного судна, на котором устанавливалось носовое украшение, а по бортам? отхожие места для эки-
пажа (в настоящее время все туалеты на кораблях и судах, независимо от расположения, называются гальюнами);

бак -? надстройка в носовой оконечности судна, начинающаяся от форштевня, служащая для защиты палубы от заливания на встречной
волне, для размещения служебных помещений (малярной, шкиперской
и др.). Такая частично утопленная в корпусе судна надстройка (обычно на половину высоты) называется полубаком;

шкафут ?- часть верхней палубы от фок-мачты (первой от носа), или от носовой надстройки до грот-мачты (второй от носа), или кормовой надстройки;

квартердек (шканцы) ?- кормовой верхний участок палубы, приподнятый уступом, где располагались все средства управления парусным судном;

ют ?- часть палубы между бизань-мачтой (третья кормовая мачта) и кормовым флагштоком.

XV?-XVI веках на судах устанавливали и четвертую кормовую мачту, которую англичане называли бонавентур ? мачтой, а итальянцы? пало .

Сильно наклоненная носовая мачта называется бушприт , угол его наклона к горизонту ныне около 20°, на старинных судах и галионах примерно 36°.

На мачтах размещались паруса, которые обеспечивали приведение судна в движение. Состояли паруса из нескольких сшитых полотнищ из специальной льняной ткани? парусины.

Есть два главных типа парусов?- прямые и косые . Прямые паруса несут на реях, косые -? на штагах (стаксели ) и на гафелях (трисели ).

Кромки парусов, называемые шкаторинами , для крепости обшивают специальным канатом, он назывался ликтросом . В связи с большим числом разных парусов, такелажа и снастей существуют специальные их названия, которые составляют своего рода морскую специфику и предмет особой гордости настоящих моряков.

Представление о парусах судов XVIII века дает рис. 9.8, на котором показан трехмачтовый корабль 1-го ранга с полным вооружением. Такие корабли несли следующие паруса.

Прямые паруса (названия указаны на рисунке цифрами по порядку снизу вверх):

на бушприте блинд (1) и бовен-блинд (2); на фок-мачте? фок (3), фор-марсель (4), фор-брамсель (5); на грот-мачте? грот (6), грот-марсель (7), грот-брамсель (8); на бизань-мачте?- крюйс-марсель (9), крюйс-брамсель (10). Косые паруса: на бушприте?фор- или фок-стаксель (11), фор-стень-стаксель (12), кливер (13); между фок- и грот-мачтами? грот-стаксель (только на судах с количеством пушек меньше 50), грот-стень-стаксель (14), мидель-стаксель (15), грот-брам-стаксель (16), грот-бом-брам-стаксель; между грот- и бизань-мачтами?бизань-стаксель или апсель (17), крюйс-стень-стаксель (18), крюйс-брам-стаксель (19); на бизань-мачте? бизань (20).

При благоприятной погоде для повышения скорости кроме основных прямых парусов ставились и дополнительные?- лисели :

на фок- и грот-мачтах? ундер- и марса-лисели. К концу века начали применять и брам-лисели.

Следует отметить, что парусное вооружение весьма разнообразно, зависит от типа судна и периода развития судостроения.

Размещение вооружения, балласта и провизии на парусных судах было строго регламентировано, что являлось результатом долгой проверки временем.

Загрузка парусного судна в XVIII веке осуществлялась следующим образом (рис. 9.9). В нижней части корпуса в так называемом водном трюме располагался чугунный балласт. Это были чугунные бруски весом 8 и 2,4 пуда*), которые укладывали, плотно прижимая друг к другу, от одного борта к другому. Причем в районе грот-мачты, в центре тяжести судна, размещалось наибольшее количество брусков. Для предотвращения перекатывания балласта из стороны в сторону во время качки трюм делили на продольные отсеки, которые назывались банками. После того как чугунный балласт засыпался мелким камнем, на него ставили пустые бочки для воды. При этом самые крупные бочки в нижнем ряду плотно приставляли друг к другу и до половины зарывали в каменный балласт. После укладки нижнего слоя (лага, отсюда морской термин “встать лагом”, т. е. бортом) бочки, начиная со средней, расположенной в диаметральной плоскости судна, наполняли водой из шланга. Средний лаг бочек меньшего размера помещали на нижний слой.

Для работы матросов в трюме над бочками оставляли пространство около одного метра. Пустоты между бочками заполняли дровами. В некоторых бочках хранилась провизия (вино, масло, солонина).

Скапливающуюся на дне трюма воду выкачивали за борт с помощью помп, установленных возле грот-мачты. Для предохранения помп от засорения и повреждения от самого днища до нижнего дека вокруг грот-мачты сооружался специальный ящик, который назывался льяло или вель.

Для размещения всего сухого провианта (кулей с мукой, солью, крупою) и хозяйства кока (котлов, тарелок, чарок, весов) под нижней палубой на всю ширину корабля на расстоянии 1,9 м делали помост
(кубрик).

Пространство под кубриком (трюм) делилось поперечными переборками на ряд крупных отсеков: в центральной части судна? водяной трюм, носовая (большая) и кормовая (малая) крюйт-камеры.
Крюйт-камеры предназначались для хранения пороха в бочках, которые плотно укладывались на стеллажах. Порох насыпался в картузы*) на специально отведенных местах.

В капитанском и офицерском погребах, которые размещались перед кормовой крюйт-камерой, хранили провизию. Дно этих погребов засыпали песком. В них также были специальные отделения для бомб
и гранат. Артиллерийские принадлежности и припасы (рога, кокоры, кожи и зажигательные трубки) раскладывались над крюйт-камерами. Около выхода из крюйт-камеры размещались каюты шкиперов. Здесь же хранились парусина, тенты, парусные нитки, лини, свайки, молотки и другие судовые принадлежности.

Галереи вдоль бортов кубрика использовались плотниками и конопатчиками для заделки пробоин во время сражений.

Для больных и раненых предназначалась средняя часть кубрика, как место с наименьшим воздействием качки.

Матросы, канониры и солдаты жили на нижней палубе, ближе к носовой части судна. Тут же находились якорные клюзы. В месте втягивания якорных канатов располагался клюзбак для хранения якорной цепи или каната. Клюзбак назначался для предотвращения растекания воды по судну при выборе якоря, он хорошо проконопачивался и просмаливался, имел шпигаты для стока воды.

Артиллерийские офицеры и штурманы жили в каюте за грот-мачтой. Рядом располагалась корабельная канцелярия. Неподалеку хранилось абордажное оружие (мушкеты, пистолеты, пики и т. д.). Перед бизань-мачтой отводилось специальное место для ружей.

Для выборки якорей использовался большой шпиль, который находился между грот- и бизань-мачтой. Он имел два барабана: один?на первой, а другой на второй батарейной палубе. Для подъема тяже-
стей применялся малый шпиль, который размещался на верхней палубе между фок- и грот-мачтами.

Капитан-лейтенанты и лейтенанты занимали кают-компанию, которая размещалась в кормовой части корабля на верхней палубе (опердеке). Мичманы и гардемарины жили под шканцами.

На шканцах (квартердеке) размещался судовой компас в нактоузе. На верхней палубе между фок- и грот-мачтой находились ростры?подставки для шлюпок и запасного рангоута. Капитанская каюта рас-
полагалась в корме корабля.

Судовой священник жил в каюте по правому борту.

Камбуз (кухня на корабле) находился в носовой части под баком.

Впереди него с одного борта размещался судовой лазарет, а с другого крепился фитиль и устанавливалась бочка с водой.

На верхней палубе между малым и большим шпилями во время плавания размещались загородки и клетки для кур, уток, гусей, свиней и телят.

На кораблях работорговцев (в средней части) при приеме на борт “живого товара” на палубу опускались верхние реи и брам-стенги, которые закреплялись на высоте 2,5-?3,0 м. Таким же образом по бортам корабля на уровне поручня укреплялись бревна. На получившуюся раму набивали доски. Так вся верхняя палуба оказывалась под решеткой с отверстиями около 30 см. Сверху для защиты от солнца сооружение покрывалось бамбуковыми матами. Поступающие на корабль рабы не могли выпрыгнуть за борт: часть палубы, где они находились, отгораживалась стеной из толстых деревянных досок? “баррикадой”.

Вокруг всего корабля по бортам внутри натягивались сетки, в которых хранились в свернутом состоянии катки -? личные вещи команды. Во время боя они защищали личный состав от картечи и пуль врага.

Особого внимания заслуживает размещение артиллерии на парусных кораблях военно-морских флотов. На нижней палубе?- гондеке располагались самые тяжелые орудия, пушки среднего калибра?- на верхней палубе, а самые мелкие -? на шканцах и баке. Такое расположение диктовалось стремлением лучше обеспечить остойчивость судна.

Пушки устанавливались на лафеты (рис. 9.10) и вместе с ними крепились толстыми (5?-8 дюймов) просмоленными канатами (брюками) в 2,5 длины пушки, соединенными с бортовыми рымами (кольцами). Под
орудийными лафетами находились ломы и ганшпуги (деревянные рычаги для изменения прицела пушек при стрельбе), а под пушками? банники (в виде ерша? для чистки канала ствола), прибойники (для досылки заряда до места) и пыжевики (похожие на штопор приспособления для удаления остатков пыжа). Рядом с пушкой в кольцах из толстого каната (кранцах), не позволявших ядрам раскатываться по палубе, находилась часть ядер. Для защиты палубы от повреждений, под ядра “подстилали” деревянные подушки с выемками. Остальная часть ядер размещалась посередине палубы и вокруг люков трюмов. Хранили ядра в ящиках, расположенных в трюме около грот-мачты.

Особое внимание уделялось креплению орудий по-походному (рис. 9.11). Это не удивительно, ибо масса пушек достигала 500 кг. Легко представить, что могла наделать такая масса, движущаяся по палубе при качке судна. Следует отметить, что и прочные связи орудийных палуб делались больших размеров (рис. 9.12).

Среди конструктивных особенностей парусных судов (их появление относится к XIX в.) специалисты отмечают замену рычажных систем рулевого управления с кольдерштоком на более современные со штурвальным колесом (штурвалом) . Именно с тех пор штурвал стал одним из символов морской профессии.

Конструкции рулевого привода с кольдерштоком и штурвалом с тросовой проводкой (которая называется штуртросовой) приведены на рис. 9.13. Штуртросовая проводка позволила существенно увеличить угол отклонения пера руля (до 15° против прежних 5°), что улучшило маневренность парусных кораблей.

Надо сказать, что не только внутренним конструкциям уделялось внимание при строительстве парусного корабля. В рассматриваемый период у кораблестроителей внешний вид считался не менее важным. Каждое судно было сооружением индивидуального производства, и
судостроители старались придать ему черты произведения корабельного искусства.

Резные скульптурные изображения религиозного и мифологического содержания, орнаменты и позолота? все шло на убранство корабля. Особенно много украшений было на носу и в корме. Представление о декоре такого рода дает рис. 9.14.

В последующий период развития парусного флота (конец XVIII ?первая половина XIX в.) художественное оформление кораблей становится более скромным; скульптуры, барельефы с кормы практически исчезают, остаются лишь носовые резные фигуры. С приходом металла и пара судостроители полностью отказываются от такого рода украшения корпуса.

СПбГМТУ

Курсвая работа по дисциплине “Морская энциклопедия”

по теме :

Парусные суда

Преподаватель : Ляховицкий А.Г.

Выполнил: студент гр.91кс1

Михеев Пётр Ваджихович

2003 /2004 уч. год

1. Введение…………………………………3

2. Типы парусных судов…………………..3

3. Рангоут парусного корабля…………….6

4. Стоячий такелаж парусного корабля….9

5. Бегучий такелаж……………………….12

6. Парусное вооружение…………………15

Введение

На протяжении столетий неоднократно предпринимались попытки более или менее рационально разграничить типы судов. Вследствие бурного развития мирового флота и судоходства необходимость классифицировать суда по их назначению, способам постройки и техническому состоянию еще более возросла. Появляются специальные учреждения, в которых опытные в судовом деле служащие – сюрвейеры – должны наблюдать за постройкой судов и их техническим состоянием во время эксплуатации и классифицировать суда в соответствии с международными нормами.

Старейшим и знаменитейшим из подобных учреждений является английское классификационное общество Регистр Ллойда, образованное в XVIII в. Свое название общество получило по имени владельца кабачка Эдварда Ллойда, где начиная с 1687 года судовладельцы, капитаны и агенты заключали сделки, страховали грузы и устанавливали цену фрахта. В 1764 году было решено составить списки судов – регистры – с имеющимися сведениями по каждому из них, чтобы легче было оценивать качества судна и, следовательно определять сумму страховки.

В 1834 году общество было реорганизовано в Регистр Ллойда.

Не менее знаменито французское классификационное общество Бюро Веритас, основанное в 1828 году в Антверпене и с 1832 года по настоящее время находящееся в Париже..

Типы парусных судов

К парусным судом относятся суда и шлюпки (лодки), приводимые в движение силой ветра, действующего на паруса. При этом судно может нести паруса на одной, двух, трех или большем числе вертикальных мачт.

В зависимости от вида парусного вооружения различают следующие парусные суда:

пятимачтовый корабль (пять мачт с прямыми парусами);

пятимачтовый барк (четыре мачты с прямыми парусами, одна, на корме, с косыми);

четырехмачтовый корабль (четыре мачты с прямыми парусами);

четырехмачтовый барк (три мачты с прямыми парусами, одна с косыми);

корабль (три мачты с прямыми парусами);

барк (две мачты с прямыми парусами, одна с косыми);

баркентина (шхуна-барк; одна мачта с прямыми и две с косыми парусами);

джекасс -шхуна, точнее, трехмачтовая марсельная шхуна (все мачты с косыми парусами и несколько верхних прямых парусов на фок мачте);

бриг (две мачты с прямыми парусами);

бригантина (шхуна-бриг: одна мачта с прямыми парусами, одна с косыми);

бомбарда (одна мачта почти по середине судна с прямыми парусами и одна, сдвинутая в корму, с косыми);

шхуна, точнее, гафельная шхуна (две мачты с косыми парусами);

шхуна, точнее, двухмачтовая марсельная шхуна (мачты с косыми парусами и несколько верхних прямых парусов на фок-мачте);

каравелла (три мачты: фок-мачта с прямыми парусами, остальные – с латинскими);

“трабакколо” (две мачты с люгерными, т.е. рейковыми, парусами);

шебека (три мачты: фок- и грот-мачты с латинскими парусами, бизань мачта с косыми);

фелюка (две мачты, наклоненные к носу, с латинскими парусами);

тартана (одна мачта с большим латинским парусом);

тендер (одна мачта с косыми парусами);

“бово” (две мачты: передняя с латинским парусом, задняя с гафельным или латинским парусом);

“нависелло” (две мачты: первая – в носовой части, сильно наклоненная вперед, несет парус трапециевидной формы, крепящийся за грот-мачту; грот-мачта – с латинским или иным косым парусом);

“баланселла” (одна мачта с латинским парусом);

шлюп (одна мачта с косыми парусами);

иол (две мачты с косыми парусами, меньшая – бизань-мачта - стоит позади руля);

кеч (две мачты с косыми парусами, причем бизань-мачта стоит перед рулем);

динги (одна мачта с гафельным парусом вынесена к носу);

люгер (три мачты с рейковыми парусами, применяется во Франции в прибрежном плавании).

Кроме перечисленных парусников существовали еще большие семи-, пяти- и четырехмачтовые шхуны, преимущественно американского происхождения, несущие только косые паруса.

Продольный разрез двухдечного парусного линейного корабля конца XVIII века.:

1 - киль; 2 - форштевень; 3 - княвдигед; 4 - старнпост ахтерштевня; 5 - кормовой дейдвуд; 6 - носовой дейдвуд; 7 - адмиральская каюта; 8 - кают-компания; 9 - руль; 10 - рулевое управление; 11 - кормовая крюйт-камера; 12 - кормовой бомбовой погреб; 13 - канатный ящик; 14 - носовая крюйт-камера; 15 - носовой бомбовой погреб.

Носовая и кормовая части набора парусного судна:

1 - фальшкиль; 2 киль; 3 - фортимберсы; 4 - носовой дейдвуд; 5 - кильсон; 6 - фальстем-кница; 7 - фальстем; 8 - форштевень; 9 - греп; 10 - княвдигед; 11 - лисель-индигед (опора носовой фигуры); 12 - бимсы; 13 - пиллерсы; 14 - кормовой дейдвуд; 15 - пятка киля; 16 - ахтерштевень; 17 - старн-кница.

Средняя часть корпуса в поперечном сечении имеет почти круглые обводы. Фальшборт несколько завален внутрь, т.е. ширина ватерлинии несколько больше, чем в районе верхней палубы. Сделано это для того, чтобы орудия, установленные на верхней палубе, не выходили за ширину ватерлинии.

1 - киль; 2 - фаль орта шкиль; 3 - кильсон; 4 - первый бархоут; 5 - второй бархоут; 6 - третий бархоут; 7 - наружная обшивка фальшб

ота; 8 - внутренняя обшивка; 9 - бимсы; 10 - лац-порты.

Фальшборт парусного корабля XVIII века:

1 - ватервейс; 2 - бимсы; 3 - фальшбортный бархоут; 4 - стойки фальшборта; 5 - коечная сетка; 6 - подвесные койки.

Главной частью набора корпуса парусного судна является киль - продольная балка прямоугольного сечения, идущая от носа до кормы. Вдоль боковых сторон киля проходят длинные выемки (шпунты), в которые заходит первый ряд досок наружной обшивки, которые называются шпунтовым поясом.

Для защиты от повреждений к килю снизу прикрепляли крепкую дубовую доску, фальшкиль. Носовая часть киля заканчивается форштевнем, представляющим из себя брус призмообразной формы. Нижняя часть форштевня могла быть изогнутой по дуге или под углом. К форштевню с внутренней стороны прикреплена внутренняя часть штевня - дейдвуд - сложная конструкция из толстых брусьев, образующая плавный переход от киля к корпусу. Спереди форштевня укреплен водорез, верхняя часть которого называется княвдигед. В верхней части княвдигеда устанавливали носовое украшение - фигуру.

В задней части киля вертикально к нему или с небольшим наклоном в корму установлен брус, называемый ахтерштевнем. Внешняя часть ахтерштевня несколько расширена для предохранения руля, навешенного на ахтерштевень. Ахтерштевень и форштевень деревянного парусного судна состоят из нескольких деталей.

Поверх и вдоль киля накладывали резенкиль. К нему и дейдвудам крепили шпангоуты, которые на старинных судах были составными. Посредине корпуса корабля, несколько ближе к носу, ставили наиболее широкий шпангоут - мидельшпангоут. Для поперечного крепления корабельного набора служили бимсы, на них настилали палубу. В продольном направлении шпангоуты скрепляли стрингерами.

После окончания сборки судового набора приступали к обшивке корпуса дубовыми досками. Размеры досок зависели от размеров корабля: длина их была 6-8 м., ширина 10-25 см. Во времена Колумба обшивка судов производилась внакрой (кромка на кромку), а к концу XVI века стали обшивать встык (вгладь). Крайние концы досок входили в шпунты фор- и ахтерштевня и крепились нагелями из оцинкованного железа или меди. В районе ватерлинии и под пушечными портами доски обшивки чередовались с утолщенными досками - бархоутами.

Палубный настил делали из сосновых или тиковых досок, к бимсам их крепили при помощи металлических нагелей или болтов, которые сверху утапливали и закрывали деревяннымит пробками.

Для обшивки фальшборта на деревянных судах использовали сравнительно тонкие доски, укрепленные на стойках. Опорой фальшборта является фальшбортный бархоут, его внешнюю поверхность принято было расписывать. Над фальшбортом находилась коечная сетка, в которую матросы складывали скатанные подвесные койки, защищавшие в бою от вражеских пуль.

Рангоут парусного корабля

Рангоутом называются все деревянные детали, служащие для несения парусов, флагов, подъема сигналов и т.п. К рангоуту относятся: мачты, стеньги, реи, гафели, гики, бушприты, утлегари, лисель спирты и выстрелы.

Рис. Рангоут трехдечного 126-пушечного корабля середины XIX века.

1 - бушприт; 2 - утлегарь; 3 - бом-утлегарь; 4 - мартин-гик; 5 - блинда-гафель; 6 - бушпритный эзельгофт; 7 - гюйс-шток; 8 - фок-мачта; 9 - топ фок-мачты; 10 - фор-трисель-мачта; 11 - стеньги; 12 - мачтовый эзельгофт; 13 - фор-стеньга; 14 - топ фор-стеньги; 15 - фор-салинг; 16 - эзельгофт фор-стеньги; 17 - фор-брам-стеньга, сделанная в одно дерево с фор-бом-ьрам-стеньгой; 18-19 - топ фор-бом-брам-стеньги; 20 - клотик; 21 - фока-рей; 22 - фор-марса-лисель-спирты; 23 - фор-марса-рей; 24 - фор-брам-лисель-спирты; 25 - фор-брам-рей; 26 - фор-бом-брам-рей; 27 - фор-трисель-гафель; 28 - грот-мачта; 29 - топ грот-мачты; 30 - грот-трисель-мачта; 31 - грот-марс; 32 - мачтовый эзельгофт; 33 - грот-стеньга; 34 - топ грот-стеньги; 35 - грот-салинг; 36 - эзельгофт грот-стеньги; 37 - грот-брам-стеньга, сделанная в одно дерево с грот-бом-брам-стеньгой; 38-39 - топ грот-бом-брам-стеньги; 40 - клотик; 41 - грота-рей; 42 - грот-марса-лисель-спирты; 43 - грот-марса-рей; 44 - грот-брам-лисель-спирты; 45 - грот-брам-рей; 46 - грот-бом-брам-рей; 47 - грот-трисель-гафель; 48 - бизань-мачта; 49 - топ бизань-мачты; 50 - бизань-трисель-мачта; 51 - крюйс-марс; 52 - мачтовый эзельгофт; 53 - крюйс-стеньга; 54 - топ крюйс-стеньги; 55 - крюйс-салинг; 56 - эзельгофт крюйс-стеньги; 57 - крюйс-брам-стеньга, сделанная в одно дерево с крюйс-бом-брам-стеньгой; 58-59 - топ крюйс-бом-брам-стеньги; 60 - клотик; 61 - бегин-рей; 62 - крюйс-марса-рей или крюйсель-рей; 63 - крюйс-брам-рей; 64 - крюйс-бом-брам-рей; 65 - бизань-гик; 66 - бизань-гафель; 67 - кормовой флагшток;

Мачта – это вертикальное или слегка наклонное в корму рангоутное дерево, служащее основанием для крепления других частей рангоута (стеньг, реев) и постановки парусов. Мачты больших парусных кораблей с прямым вооружением достигали высоты 60 м и более при толщине нижней части до 1 м.

Мачты делались составными из нескольких продолжающих друг друга в высоту деревьев. Нижнее дерево называлось колонной или просто мачтой, а продолжение стеньгами.

В зависимости от размеров судна и типа парусного вооружения, количество мачт может быть различным. Каждая мачта имеет свое наименование. Так, на трехмачтовом корабле первая от носа корабля мачта называется фок-мачтой, вторая – грот-мачтой, третья, самая маленькая, - бизань-мачтой.

Рис: Устройство мачты.

1 - Нижняя мачта (колонна); 2 - цапфа; 3 - железные бугели; 4 - чиксы; 5 - лонг-салинги; 6 - краспицы; 7 - эзельгофт; 8 - стеньга; 9 - брам-стеньга; 10 - бом-брам-стеньга; 11 - флагшток; 12 - клотик; 13 - вулинг; 14 - деревянный бугель; 15 - шкало; 16 - крепление шкало; 17 - вязка вулинга.

Самой высокой мачтой всегда являлась грот-мачта. Ее высота у трех мачтовых кораблей с прямым вооружением определялась длиной корабля по гондеку, сложенной с его наибольшей шириной и разделенной пополам. Высота фок- и бизань-мачт вместе с их топами определялась по высоте грот-мачты. Так длина фок-мачты составляла 8/9 , а бизань-мачты - 6/7 длины грот-мачты. Эти пропорции часто изменялись по усмотрению строителя.

Слово "фор", прибавляется к названиям рангоутных деревьев, частей такелажа и парусов относящихся к фок-мачте, но укрепленных выше марсовой площадки. "Брам" - слово, добавляемое к названиям рангоута, такелажа или паруса, указывает на их принадлежность к третьему колену снизу. "Бом" - указывает на принадлежность к четвертому колену снизу. Нижние мачты, а также бушприты для прочности делали составными из нескольких брусьев, стянутых бандажами - тросовыми вулингами. Нижний конец мачты - шпор оканчивался цапфой, которую вставляли в степс - гнездо, находящееся на кильсоне. Верхняя часть мачты называется топом. На его верхушке находится цапфа на которую одет эзельгофт, соединяющий мачту со стеньгой. С двух сторон мачты крепили фигурные наделки, называемые чиксами, к ним - два продольных бруса - лонг-салинга, а на лонг-салинги настилали марсовую площадку или просто марс.

Марс

Раньше на парусных судах с прямыми парусами марс имел вид круглой корзины. Около середины XVIII в. марсы начинают делать почти прямоугольными, закругленной была лишь носовая часть. Трехмачтовые суда несли по три марса, которые называли по принадлежности к той или иной мачте: на фок-мачте был фор-марс, на грот-мачте - грот-марс и на бизань-мачте - крюйс-марс.

Рис. 1. Детали марса:

1 - нижняя мачта (колонна); 2 - чиксы; 3 - лонг-салинги; 4 - краспицы; 5 - собачьи дыры; 6 - марс; 7 - топ мачты; 8 - эзельгофт; 9 - стеньга.

Рис. 2. Соединение стеньги с брам-стеньгой:

1 - стеньга; 2 - чиксы; 3 - лонг-салинги; 4 - краспицы; 5 - брам-стеньга; 6 - эзельгофт; 7 - брам-ванты; 8 - швиц-сорвень-строп.

Все стеньги между собой тоже соединялись при помощи салингов и эзельгофтов, но меньших размеров.

Эзельгофт представляет собой деревянную обойму с двумя отверстиями: квадратным, в который вставляется топ нижней мачты, и круглое в которое пропускается последующая стеньга. Салинги и эзельгофты, в зависимости от их принадлежности к той или иной мачте, носят названия: фор-салинг, фор-брам-салинг, эзельгофт мачтовый, фор-стень-эзельгофт, крюйс-стень-эзельгофт, бушпритный эзельгофт (соединяющий бушприт с утлегарем) и т.д.

Бушприт

Бушприт - это горизонтальный или несколько наклонный брус (наклонная мачта), выступающий с носа парусного судна и служащий для вынесения прямых парусов - блинда и бом-блинда. До конца XVIII в. бушприт состоял только из одного дерева с блинд-стеньгой. С конца XVIII в. бушприт удлиняется с помощью утлегаря, а затем и бом-утлегаря. Блинд и бом-блинд на нем уже не ставится, он служит для выноса штагов фок-мачты и ее стеньг, а также для крепления носовых треугольных парусов - кливеров и стакселей.

Сам бушприт крепили на носу судна при помощи ватер-вулинга из крепкого троса, а позже (XIX в) и цепей.

Рис. Бушприты.

а - XVIII в.; б - конца XVIII в.; в - первой половины XIX в.; 1 - бушприт; 2 - кница; 3 - бушпритный эзельгофт; 4 - марс; 5 - блинда-стеньга; 6 - блинда-брам-стеньга; 7 - флагшток; 8 - клотик; 9 - утлегарь; 10 - бом-утлегарь; 11 - эзельгофт; 12 - блинда-гафель; 13 - мартин-гик; 14 - гюйс-шток; 15 - тросовый вулинг.

Стоячий такелаж парусного корабля

Бушприты, мачты и стеньги на парусном судне закрепляются в определенном положении с помощью специальных снастей, называемых стоячим такелажем рангоута. К стоячему такелажу относятся: ванты, фордуны, штаги, бакштаги, перты, а также кливер и бом-кливер леера.

Будучи раз заведенным, стоячий такелаж всегда остается неподвижным. Его делают из толстого растительного троса.

Стоячий такелаж 90-пушечного двухдечного линейного корабля XVIII - XIX веков:

1 - ватер-штаги; 2 - мартин-штаг; 3 - мартин-штаг от бом-утлегаря (или нижний бакштаг); 4 - фока-штаг; 5 - фок-лось-штаг; 6 - фор-лось-стень-штаг (служит леером фор-стеньги-стакселя); 7 - фор-стень-штаг; 8 - кливер-леер; 9 - фор-брам-стень-штаг; 10 - бом-кливер-леер; 11 - фор-бом-брам-стень-штаг; 12 - грота-штаг; 13 - грот-лось-штаг; 14 - грот-лось-стень-штаг; 15 - грот-стень-штаг; 16 - грот-брам-стень-штаг; 17 - грот-бом-брам-стень-штаг; 18 - бизань-штаг; 19 - крюйс-стень-штаг; 20 - крюйс-брам-стень-штаг; 21 - крюйс-бом-брам-стень-штаг; 22 - ватер-бакштаги; 23 - утлегарь-бакштаги; 24 - бом-утлегарь-бакштаги; 25 - фок-ванты; 26 - фор-стень-ванты; 27 - фор-брам-стень-ванты; 28 - фор-стень-фордуны; 29 - фор-брам-стень-фордуны; 30 - фор-бом-брам-стень-фордуны; 31 - грот-ванты; 32 - грот-стень-ванты; 33 - грот-брам-стень-ванты; 34 - грот-стень-фордуны; 35 - грот-брам-стень-фордуны; 36 - грот-бом-брам-стень-фордуны; 37 - бизань-ванты; 38 - крюйс-стень-ванты; 39 - крюйс-брам-стень-ванты; 40 - крюйс-стень-фордуны; 41 - крюйс-брам-стень-фордуны; 42 - крюйс-бом-брам-стень-фордуны.

Вантами называют снасти стоячего такелажа, которыми укрепляют мачты, стеньги и брам-стеньги с боков и несколько сзади. В зависимости какое дерево удерживают ванты, они получают дополнительное название: фок-ванты, фор-стень-ванты и т.п. Ванты служат также для подъема матросов на мачты и стеньги при работе с парусами. С этой целью поперек вант на определенном расстоянии друг от друга пеньковые, деревянные или металлические выбленки. Пеньковые выбленки привязывали к вантам выбленочным узлом на расстоянии одна от другой 0,4 м. Нижние ванты (пеньковые) были на парусных кораблях самыми толстыми, их диаметр достигал 90-100 мм. Стень-ванты делали тоньше, а брам-стень-ванты еще тоньше. Выбленки были тоньше своих вант.

Стеньги и брам -стеньги дополнительно удерживаются с боков и несколько сзади фордунами. Верхние концы вант и фордунов крепят на мачте или стеньге при помощи огонов (петель), надеваемых на топы. Ванты, стень-ванты и брам-стень-ванты должны быть парными, т.е. выполненными из одного куска троса, который складывают пополам. Если количество вант с каждого борта нечетное, то последнюю ванту к корме делают разбивной, т.е. одинарной. Это же правило относится и к фордунам. Число вант и фордунов зависит от высоты мачты и грузоподъемности судна.

Ванты и фордуны набивали (обтягивали) тросовыми талями на юферсах - особых блоках без шкивов с тремя отверстиями для тросового талрепа. В прежние времена на всех военных парусных кораблях и крупных купеческих судах в целях увеличения угла, под которым нижние ванты и фордуны идут к мачтам, с внешней стороны борта корабля, на уровне палубы, укрепляли мощные деревянные площадки - руслени. Раскрепляли их вант-путенсами, выкованными из железных полос. Нижний конец вант-путенсов крепили к борту, а к их верхним концам крепили юферсы так, что последние почти соприкасались своей нижней частью с русленями.

Верхние юферсы ввязывают в ванты и фордуны с помощью огонов и бензелями (марками). Ванты стеньг оборудовали также, как и нижние ванты, но юферсы их были несколько меньше размером.

Снасти стоячего такелажа, поддерживающие рангоутные деревья в диаметральной плоскости спереди, называются штагами, которые, как и нижние ванты, делали из толстого троса. К стоячему такелажу относятся и перты - растительные тросы на реях, на которые становятся матросы во время работы с парусами на реях. Обычно один конец перта прикрепляют к ноку рея, другой - к середине рея. Перты поддерживаются подпертками - отрезками троса, прикрепленными к рею.

Стоячий такелаж бушприта служит для поддержки и укрепления рангоутных деревьев бушприта. Он состоит из штагов, бакштагов, пертов и т.д.

Стоячий такелаж бушприта:

1 - ватер-штаги; 2 - ватер-бакштаги; 3 - утлегарь-штаг; 4 - утлегарь-бакштаг; 5 - бом-утлегарь-штаг; 6 - мартин-бакштаги; 7 - бом-утлегарь-бакштаги; 8 - верхний блинда-бакштаг; 9 - нижний блинда-бакштаг; 10 - перты бом-утлегаря; 11 - перты утлегаря; 12 - лоп-штаги.

Величественно рассекающего морские волны - поистине завораживающее зрелище. Сейчас увидеть его воочию можно, разве что на параде парусных кораблей в Амстердаме, проходящего раз в пять лет. Несколько столетий назад наблюдать за парусником было привычным делом среди прибрежных жителей. Чем массивнее корабль, тем большее количество парусов необходимо для его быстрого и плавного хода. У парусника сложная конструкция, и каждая мачта на нем имеет свое предназначение. Рассмотреть строение парусного корабля можно с самой передовой его детали.

Брус в авангарде парусника

В дословном переводе с голландского языка бушприт - это "наклонный шест". Конструкция представляет собой вынесенный вперед носовой брус парусного судна. Иными словами, бушприт - это рангоутный брус, являющийся продолжением носа корабля и выступающий за форштевень. Он играет роль передней мачты и устанавливается наклонно под углом 30-36 градусов. Изначально он состоял из одной секции. В последствии на больших кораблях он стал составным: в качестве его продолжения устанавливался утлегарь, а за ним следовал бом-утлегарь. Как у любой мачты, заднее основание бушприта называется шпор. Передний конец именуется ноком, как у гика, гафеля или рея.

Предназначение конструкции

Основной целью бушприта является вынос вперед передних косых треугольных парусов - кливеров. За счет данной конструкции увеличивается парусная площадь корабля, что способствует лучшей управляемости и более высокой маневренности. Кроме того, бушприт частично используется для крепления фок-мачты. На этом функции его не заканчиваются, т.к. он также необходим для крепления и подъема носового якоря. Таким образом, бушприт корабля - это многофункциональная мачта плавательного средства.

Размеры передней мачты

Для кораблей разного профиля длина бушприта была различной. Как правило, на купеческих судах длина передней мачты была равна трем пятым длины грот-мачты. На кораблях, предназначенных для ведения морского боя, длина его приравнивалась к восьми девятым длины фок-мачты. В диаметре носовой брус был сопоставим с диаметрами фок- и грот-мачт средних размеров. При этом толщина бушприта уменьшалась от основания к ноку почти в два раза.

Иногда нос корабля украшался гальюнной (или носовой) фигурой, которая обычно располагалась над бушпритом и изображала, чаще всего, русалку, привлекательную девушку или голову льва. Примечательно, что с другой стороны на том же свесе размещались уборные для экипажа.