Лайнер Академик Шокальский, круизная компания QUARK EXPEDITIONS судно ледового класса. Судно «Академик Шокальский» зарабатывает на круизах Академик шокальский

Этот репортаж доступен в высоком разрешении

24 декабря 2013 научное судно «Академик Шокальский» было заблокировано в Антарктике осколками айсберга. Ему на помощь выдвинулись сразу несколько могучих кораблей. Сначала 3-метровый лед не осилили китайский и французский ледоколы, а затем не смог пробиться «Аврора Аустралис», с которым связывали главные надежды на вызволение из ледового плена.

Репортаж о международной спасательной операции в Антарктиде.

На борту научного судна «Академик Шокальский» находились 74 человека, включая экипаж, ученых и туристов. Оно вышло в круиз из Новой Зеландии, чтобы посетить несколько мест у антарктического побережья.

Начальник экспедиции Грег Монтимер. (Фото AFP | Andrew Peacock):



«Академик Шокальский» был заблокирован льдами через сутки после начала путешествия. Сигнал бедствия поступил с него 25 декабря утром. (Фото AFP | Andrew Peacock):

Скованный льдами «Академик Шокальский». (Фото AFP | Andrew Peacock):

Началась международная спасательная операция в Антарктиде. Навстречу «Академику Шокальскому» выдвинулись китайский и французский ледоколы, но они не смогли пробиться через 3-метровый лед.

Китайский ледокол «Снежный дракон» идет спасать «Академика Шокальского». (Фото Zhang Jiansong | Xinhua | Zuma Press):

Вид с китайского ледокола «Снежный дракон», спешащего на помощь. Слева на льдине видны силуэты пингвинов. (Фото Zhang Jiansong | Xinhua | Zuma Press):

А ученые, ожидая спасения, занимались научными делами. (Фото AFP | Andrew Peacock):

Пассажиры тоже не унывали. Когда еще встретишь Новый год в Антарктиде? (Фото AFP | Andrew Peacock):

Пассажир судна «Академик Шокальский» и местный житель. (Фото Reuters | Andrew Peacock):

Затем основные надежды возлагались на более мощный австралийский корабль «Аврора Аустралис», но и он потерпел неудачу. После этого было решено эвакуировать пассажиров вертолетом.

Любопытные пингвины наблюдают за происходящим. (Фото AFP | Andrew Peacock):



Пассажиры и экипаж «Академика Шокальского» вместе готовили площадку для посадки китайского вертолета, утрамбовывая снег. Спасательная операция планировалась как раз на Новый год, но из-за сильного снегопада ее пришлось отложить на 2 дня. (Фото AFP | Andrew Peacock):

2 января 2014, в четверг успешно прошла долгожданная спасательная операция в Антарктиде. С борта запертого льдами российского судна «Академик Шокальский» китайский вертолет небольшими группами эвакуировал всех исследователей и туристов - всего 52 человека. (Фото AFP | Andrew Peacock):

Кстати, китайский вертолет - это наш Ка-32А11ВС. (Фото AFP | Andrew Peacock):

Пассажиры ждут своей очереди на «Академике Шокальском», пока эвакуируют на вертолете первые группы, 2 декабря 2014. (Фото AFP | Andrew Peacock):

На «Академике Шокальском» остались 22 члена экипажа, которые не бросили судно. Им на помощь идет американский ледокол Polar Star, которому не помеха многометровый лед. Правда, он прибудет в Антарктику не раньше следующей недели. Еды и воды членам экипажа российского корабля хватит еще на месяц. (Фото AFP | Andrew Peacock):

(Фото AFP | Andrew Peacock):

Спасенные 52 пассажира оказались в итоге на борту австралийского ледокола «Аврора Аустралис», но случилось неожиданное и австралийскому кораблю пришлось сделать незапланированную остановку: двигаться дальше ему мешает тот самый китайский ледокол «Снежный дракон», который тоже принимал участие в спасательной операции, но в итоге сам застрял во многометровых льдах Антарктиды. Ледоколу «Аврора Аустралис» все же удалось найти обходной путь, и он сейчас движется к Тасмании.

Китайский ледокол «Снежный дракон». (Фото Reuters):

Вид с «Академика Шокальского». (Фото AFP | Andrew Peacock):

UPD. 7 января российское судно «Академик Шокальский» освободилось из ледового плена. Спасли его не ледоколы - они так и не смогли пробиться к кораблю, - а погода. Ветер изменил направление и во льду образовалась широкая трещина.

«Академик Шокальский» - небольшое круизное судно ледового класса, находящееся в собственности Российской Федерации и эксплуатируемое австралийским оператором Aurora Expeditions, было построено в 1982 году

в Финляндии для полярных и океанографических исследований. Названо в честь русского и советского географа, океанографа и картографа генерал-лейтенанта и академика Юлия Шокальского.

Судно было построено в 1982 г. в Финляндии для полярных и океанографических исследований и имеет ледовый класс UL. Размеры судна позволяют ходить там, где более крупные суда не пройдут. «Академик Шокальский» принимает 46 пассажиров при походах в Арктику и 48 пассажиров на круизах в Антарктику.
Судно имеет 26 кают с видом на море (в том числе люкс «Амундсен» площадью 23,2 м²) и прошло несколько модернизаций и перепланировок (2008).

25 декабря 2013 года судно с 74 австралийскими учеными, туристами и членами экипажа на борту застряло во льдах Антарктики в 1,5 тысяч морских миль (2,7 тысяч км) от Хобарта.
Рано утром 25 декабря с судна получен сигнал бедствия. На его спасение направлены были три ледокола, которые оказались бессильны помочь российскому судну.
2 января 2014 года все пассажиры судна были эвакуированы вертолётом с судна «Xue Long» на борт ледокола «Aurora Australis», при этом ледокол «Xue Long» также оказался скованным льдом в 20 км от «Академика Шокальского». Седьмого января в результате подвижки льда образовалась широкая трещина возле судна «Академик Шокальский» и он начал движение со скоростью семь узлов по направлению к китайскому ледоколу «Xue Long».
8 января 2014 года «Академик Шокальский» окончательно освободился из ледового плена и вышел к чистой воде.

На борту

Кают-кампания, столовая команды.

Лекционный зал.

Салон и бар.

Библиотека.

Спутниковая связь.

Экспедиционный врач и амбулатория.


От научно-исследовательских судов России остались только красивые названия: «Академик Королев», «Академик Курчатов», «Академик Шокальский». Предприимчивые люди подсуетились и используют их для круизов. Вот и «Академик Шокальский» с туристами и несколькими австралийскими климатологами отправился в Антарктику получить новые данные о глобальном потеплении. Но на 16-й день глобальному потеплению пришел конец и судно уперлось во льды.

ТУРИСТЫ УДЕРЖИВАЮТ ФЛОТ НА ПЛАВУ

24 ноября 2013 года россиян известили о том, что возле побережья Антарктики затерто льдами и просит помощи российское научно-исследовательское судно «Академик Шокальский». А вскоре мы узнали, что «Академик Шокальский» уже давно не служит на благо российской науке. Переоборудованный в круизное судно он зарабатывает деньги для своего австралийского оператора Aurora Expeditions, один за другим совершая туристические круизы в Антарктику, и на борту терпящего бедствие судна нет ни одного российского ученого. В 2012 году «Академик» совершил три коммерческих рейса по тому же маршруту в ознаменование высадки в 1912 году в Антарктиде австралийского исследователя Дугласа Моусона.

В сообщениях информационных агентств говорилось, что «Академик Шокальский» выполнял работы по заказу Австралийской антарктической экспедиции. В действительности же он продолжал трудиться на туристического оператора, который неплохо заработал на желании группы австралийских климатологов на деньги спонсоров совершить комфортабельный рождественский круиз. Заодно в плавание на «Академике Шокальском» отправились туристы, оплачивавшие круиз из своего кармана. Были проданы все места в каютах. При этом судно принадлежит федеральному бюджетному предприятию - владивостокскому «Гидрометфлоту», подчиняющемуся Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

Антарктическая эпопея «Академика Шокальского» в очередной раз напомнила о печальной судьбе распавшегося российского научного флота. Это судно было названо в честь выдающегося русского географа и океанографа Юлия Шокальского. Построили его в Финляндии в 1982 году и оснастили самой современной по тем временам научной аппаратурой. Но затем корабль был капитально переоборудован в туристический лайнер со знаменитым люксовым номером «Амундсен». На его борту два дорогих ресторана с ежедневно меняющимся меню, салон и бар с широким выбором вин. «Академик» летом работает в Арктике, зимой перебрасывается в антарктическое лето. Тринадцатидневный самый дешевый круиз на Курильские острова на нем обойдется от 8450 долларов в трехместной каюте без удобств, то есть с одним лишь умывальником, а за плавание в капитанском люксе придется заплатить 12 050 долларов. Точно таким же бизнесом, далеким от научных исследований, занимаются и другие бывшие флагманы советского океанографического флота, такие как «Академик Вавилов» и «Академик Иоффе».

Не исключено, что в скором времени «Академика Шокальского» отправят на очередной ремонт и дадут ему новое какое-нибудь громкое английское название. Как это произошло с аналогичным судном «Профессор Хромов». Теперь эксплуатирующая компания Ocean Adventures переименовала его в Spirit of Enderby, о профессоре Хромове предложили забыть. «Наши повара порадуют вас блюдами интернациональной кухни, изготовленными из свежайших продуктов», - обещают круизные дельцы. При этом «Спирит оф Эндерби» все еще продолжает числиться российским научно-исследовательским судном.

А вот «Академик Шулейкин» превратился в Polar Pioneer с 29 каютами на 54 персоны. Плавание на нем в Антарктику в номере на двоих обойдется минимум в 8700 долларов.

ПО СЛЕДАМ «ЛЮДОЕДА»

Путешествие австралийских туристов на «Академике Шокальском» тоже было занятием не дешевым. Как пишет «Дейли мейл», оно обошлось в 900 тысяч британских фунтов. Австралийские исследователи Антарктики объявили своей целью получение новых данных, подтверждающих глобальное потепление в Антарктике. На судно также загрузились член австралийского парламента от партии зеленых, а также журналисты из «Гардиан» и Би-би-си, пропагандирующие теорию потепления мирового климата. Но на 16-й день путешествия глобальному потеплению пришел конец и судно уперлось во льды. Покорители Антарктиды явно не могли оценить всей серьезности своего положения и бодро рапортовали, что вскоре ветер должен отогнать от них льды. Однако нынешнее антарктическое лето выдалось каким-то неправильным, лед, вместо того чтобы таять, как ему положено в это время года, наоборот, нарастал, вокруг «Академика» появились внушительные торосы.

Возможно, не стоило участникам посвящать круиз памяти сэра Дугласа Моусона и следовать по его антарктическим следам, если учесть, чем закончилась роковая антарктическая эпопея Моусона. В декабре 1912 года в глубокую ледяную расселину упал один из участников экспедиции, вместе с ним были потеряны большая часть припасов, палатка и лучшие собаки. Моусону и его спутнику, чемпиону по лыжным гонкам Хавьеру Мертцу, предстояло преодолеть 300 миль до базового лагеря, тогда как еды оставалось всего на полторы недели. Известный историк Дэвид Дэй в своей документальной книге рассказал о том, как Моусон и Мертц съели всех оставшихся собак, при этом они по незнанию отравились их печенью. По одной из версий, Мертц сошел с ума и умер, по другой, как это описывает Дэй, Моусон сознательно умертвил своего спутника и съел его, только это позволило ему добраться едва живому до цели. Другого способа уцелеть у него не оставалось.

КЛИМАТ НЕ ПОСЛУШАЛСЯ ПРОФЕССОРА

Если посмотреть на фотографии Антарктики в начале XX века, сделанные в том числе и Моусоном, тогда эта часть Антарктиды была в существенно меньшей степени покрыта льдами, чем это происходит в XXI веке. Тогда в бухте, где сегодня застрял «Академик Шокальский», не было ни одной льдинки. Сейчас же толщу льда не смогли взломать три ледокола, которые сами оказались под угрозой ледового плена.

Австралийцы тщетно уверяют общественность, что нынешние льды все тот же результат глобального потепления. Они не говорят о том, что в реальности площадь, которую покрывают льды в Антарктике, достигла двух миллионов квадратных километров, что значительно больше показателей 1981 и 2010 годов. А ведь климатологи, в том числе и те, кто находился на борту корабля, еще недавно заявляли, что к лету 2020 года антарктические воды полностью освободятся от льда. Но нынешним летом площадь ледяного покрова увеличилась еще почти на 30 процентов по сравнению с прошлым годом.

«Дейли мейл» пишет, что вся вина за катастрофу экспедиции лежит на ее руководителе, профессоре из Университета Южного Уэллса Крисе Терни. Географ по образованию, он утверждает, что выбросы углекислого газа приведут к климатической катастрофе и их нужно немедленно сокращать. Он сделал себе блистательную карьеру на этой гипотезе, завязал связи с влиятельными политиками. При этом он главный акционер компании Carbonscape Holdings Ltd, которая разрабатывает и внедряет методики сокращения выбросов углекислого газа.

Когда российский корабль отправил SOS, его от чистой воды отделяли только две морские мили, через семь дней море отодвинулось на 20 миль. В некоторых местах толщина льда достигла пяти метров. Кажется, вокруг «Академика Шокальского» собрался весь лед Антарктики. Среди туристов и ученых начались споры, кто-то винил в случившемся предприимчивого профессора, который завел корабль в ледяной капкан и пренебрег складывавшейся в этом районе критической ледовой обстановкой. Российской коман­де судна оставалось лишь послушно выполнять указания организаторов круиза. Еще одним свидетельством того, что эти ученые не слишком разбирались в антарктических льдах, стала их уверенность, что вот-вот на помощь пробьется один из ледоколов. Но они были не способны крушить лед, достигавший более чем трехметровой толщины. 2 января 52 пассажира «Академика Шокальского» были доставлены на вертолете с китайского ледокола на плавучую льдину, и уже с нее их перевезли на австралийский корабль. А российскому экипажу придется оставаться на борту своего судна, возможно, еще несколько недель. Капитан намерен дождаться, когда льды разойдутся. Есть еще вариант - воспользоваться помощью мощного американского ледокола. Говорят, что на корабле остается достаточный запас продуктов питания и русским не придется голодать.

Николай Иванов

Фото WIKIPEDIA