Типы христианских храмов ротонда и базилика. Типы раннехристианских храмов: ротонда и базилика


«Вечная живопись» - мозаика, широко применявшаяся уже в античности, была взята на вооружение христианским искусством в IV веке. Когда христианином стал сам император, по всем концам империи стали строиться огромные храмы-базилики, а на святых местах возводились мемориальные ротонды – мартирии. Христианские постройки нуждались во внутреннем оформлении, и перед изобразительным искусством встали новые задачи.

Во-первых, мозаичные изображения переместились с полов, где они были обычным декором, на своды зданий. Впрочем, и в христианских сооружениях пол продолжал декорироваться мозаиками, включавшими и фигуративные изображения. Затем изменилась сама мозаичная техника. Вместо тусклого цвета природных камней мозаику стали выкладывать из цветных кубиков стеклянной массы – смальты.

В римском мавзолее дочери императора Константина Констанцы (в средние века ошибочно названном церковью Санта Констанца), представляющим собой ротонду с круговым обходом, представлены сделанные совсем еще в римском духе многочисленные сценки сбора винограда и приготовления вина. Мозаики на белом фоне ковром покрывают свод обходной галереи. Однако за изображениями виноградной лозы и человечков, топчущих в точиле собранные грозди, а так же клюющих плоды и пьющих из чаш птиц угадываются вполне христианские символы.

Искусство тех лет остается еще во многом иносказательным, наполненным символами и аллегориями. Пройдет еще несколько веков пока (хотя бы на теоретическом уровне) будут сформулированы те принципы, на которых будет базироваться православная иконопись, а формы самого церковного искусства приблизятся к привычным современному верующему типам. Прошедший в Константинополе в 692 году Пято-Шестой Трулльский собор (дополнивший предшествовавшие ему два вселенских собора) постановил в 82 правиле следующее:

"На некоторых изображениях честных икон начертывается указываемый пальцем Предтечи агнец, который принят во образ благодати, представляя предуказанного нам законом истинного Агнца, Христа Бога нашего. Итак, с любовью принимая древние образы и сени (тени), как символы и предначертания истины, преданные Церкви, мы предпочитаем благодать и истину, принимая ее как исполнение закона. Итак, чтобы хотя посредством картин представить совершение глазами всех, мы определяем запечатлевать отныне на иконах по человеческому образу вместо древнего агнца - Агнца, вземлющего грех мира, Христа Бога нашего, чтобы через это усмотреть высоту смирения Бога Слова и руководиться к воспоминанию Его жизни во плоти, страдания и спасительной смерти и происшедшего отсюда искупления миру".

На практике христианское искусство IV-VI вв. либо продолжало использовать некоторые привычные, существовавшие уже в катакомбах изображения, либо же брало за основу сюжеты и композиции искусства римского. Важнейшие заимствования были сделаны из римского официального императорского искусства. Это было тем более логично, что за основу архитектурной формы храма был взят тип светского общественного здания – базилики, предназначенной у римлян для судопроизводства, деловых и политических собраний.

С самого начала важнейшим местом для размещения изображений в храмах-базиликах стал свод алтарной апсиды, к которой устремлялись взгляд и движение каждого вошедшего внутрь человека.

Одним из первых христианских сюжетов, занявших свод апсиды, стала сцена «Traditio Legis» (Даяние закона). В римском искусстве эта сцена изображала императора, возводящего в должность чиновника. В том же мавзолее Констанцы сохранились две мозаики середины IV века, основанные на этой композиции.

На первой из них представлен восседающий на шаре Христос, изображенный таким образом как Космократор, Владыка всего мира. К Нему в церемониальной позе подходит пророк Моисей, принимая полой своей одежды из рук Христа свиток закона. Десять стоящих вокруг них пальм намекают на десять заповедей.

На мозаике другой апсиды к стоящему Христу подходят апостолы Петр и Павел. Господь с поднятой в жесте триумфатора рукой стоит над горой, из которой истекают четыре райские реки (Бытие. 2: 10-14). К сожалению, мозаики пострадали от времени, лица на них подверглись в результате ремонтов сильному искажению.

Иной, наиболее значимой темой алтарных мозаик стала эсхатология. В этом выразилось горячее ожидание второго пришествия Христа, особенно свойственное ранней Церкви.

Мозаика в апсиде римской церкви Санта Пуденциана, выполненная на рубеже IV-V вв., представляет второе пришествие Христа.

В центре изображен Господь в золотых одеждах, восседающий на престоле как Владыка и Судья. По сторонам от Него полукругом восседают апостолы, из которых сразу узнаются Петр и Павел, над головами которых некие женщины (персонификации) держат лавровые венки. Апостолы, являющие собой всю полноту Церкви, восседают на престолах согласно словам Евангелия: «...в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» (Мф. 19: 28).

Вся сцена представлена на фоне города - Небесного Иерусалима (Откр. 21). В небе, покрытом голубовато-бело-алыми облачками, парит победоносный Крест, по сторонам которого представлены четверо крылатых существ – человек, лев, телец и орел. Явившийся в небесах Крест украшен золотом и драгоценными камнями. Это – знак победы, а не страстей. Подобные изображения восходят к кресту, явившемуся в видении императору Константину и установленному им в качестве памятника своей победы над Максенцием. Цветные, как бы освещенные зарей облака стали распространенной деталью эсхатологических композиций, а животные, взятые из видения пророка Иезекииля (Иез. 1), указывают на то, что перед нашими глазами происходит теофания – явление Бога.

В другом римском храме, посвященном святым мученикам Косьме и Дамиану, на мозаике VI века представлен грядущий, как бы спускающийся к нам по лестнице из облаков, Христос.

Правая рука Господа поднята в приветственном, триумфаторском жесте. Апостолы Петр и Павел, положив руки на плечи мучеников, представляют их Христу. Святые, как и положено при встрече римского триумфатора, подносят Господу в дар венки, держа их почтительно в покровенных руках.

Замыкают композицию святой Феодор в патрицианской одежде так же с венком в покрытых руках и папа Феликс с моделью построенного им храма в руках. Изображение папы было позднее переделано и выделяется свойственным новому времени натурализмом.

Другим сюжетом для изображений в алтаре было Преображение Христа, так же понимаемое как теофания. Сохранились два знаменитых примера этой сцены в двух различных концах христианского мира. Оба изображения созданы в VI веке.

В базилике Сан Аполлинаре ин кляссе в итальянской Равенне в своде апсиды изображен райский сад. В золотом небе над ним, покрытом теми же цветными облачками, в наполненной звездами небесно-голубой сфере явлен победоносный, торжествующий Крест. Приглядевшись, можно различить и небольшой, помещенный на перекрестии лик Христа. Буквы Альфа и Омега так же относятся ко Христу (Откр. 22: 13) и не оставляют сомнений, что окруженный круглой славой Крест является символическим изображением самого Господа. Сам по себе мотив круга или небесной сферы прочно войдет в христианское искусство. Благодаря часто встречающейся его миндалевидной форме он получит название – мандорла. В иконописи этот мотив сделается исключительным атрибутом самого Христа или Богоматери, держащей Сына на руках. Обозначая прежде всего божественную славу, сфера так же указывает на явление иного, горнего мира.

Парящие в облаках пророки Илья и Моисей не оставляют сомнений в том, что это именно Преображение. Спускающаяся сверху над сферой рука, обозначающая Божественную десницу, указывает на глас Бога-Отца (Мф. 17: 5). Снизу можно увидеть трех овечек, являющихся аллегорическим изображением апостолов. Другие овцы, числом двенадцать, стройным рядом подходят к фигуре святого епископа Аполлинария, изображенного снизу по центру в позе оранта – молящегося.

Совершенно иначе представлено Преображение на мозаике в базилике монастыря св. Екатерины на горе Синай, исполненной присланными из Константинополя мастерами.

Здесь изображение строгое, лаконичное и можно сказать «историческое». В нем нет никакой иносказательности, но осталась символичность, помогающая передать сверхъестественную суть происходящего. Фактически, это уже пример зрелого церковного искусства. По такому пути пойдет в будущем вся православная иконопись.

На сплошном золотом фоне, исключающем намек на чувственную реальность, в сияющих белых одеждах представлен окруженный мандорлой Христос и беседующие с Ним Илья и Моисей. Правая рука Христа поднята в благословляющем жесте, а в Его нимбе, что сделается впоследствии общепринятым, изображен крест. Снизу представлены павшие ниц апостолы, двое из которых воздели в удивлении и созерцании руки. Петр же лежит под ногами Христа, образуя как бы основание, в чем можно усмотреть аллюзию на евангельские слова: «Ты - Петр (камень), и на сем камне Я создам Церковь Мою» (Мф. 16: 18).

Возвращаясь к теме ветхозаветных прообразов, следует вспомнить еще одно изображение V века, сохранившееся в маленьком храме монастыря Осиос Давид в Салониках.

Здесь богоявление представлено близко к тексту книги пророка Иезекииля (Иез. 1, 2), который изображен тут же с краю композиции, прислушивающийся к Божию гласу. Симметрично ему с другой стороны сидит пророк Аввакум.

В центре в сверкающей сфере на радуге восседает торжественно поднявший руку Христос, левой рукой Он показывает развернутый свиток с надписью: «Вот Он, Бог наш! На Него мы уповали, и Он спас нас!» (Ис. 25:9). Христос изображен юным и безбородым, что было весьма распространенным уже во фресках катакомб. Впоследствии такой тип войдет в иконопись под названием Спаса Эммануила (Мф. 1: 23). Как и изображение Христа Ветхого Днями (т. е. старца), этот образ указывает на вечность Христа, еще до воплощения являвшегося в видениях пророкам. Из-под ног Христа проистекают четыре райские реки, напоминающие слова Апокалипсиса: «И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца» (Откр. 22: 1). С четырех сторон окружающей Христа славы выглядывают четверо крылатых животных, держащих на этот раз кодексы Евангелий.

Помимо центральной композиции в своде апсиды базилики украшались изображениями на обрамляющей апсиду триумфальной арке и стенах центрального нефа. Об этих циклах, заключающих в себе ветхозаветные и евангельские сцены будет, сказано позднее.

Базилики, как уже отмечалось, не были единственным типом христианских построек. Уже с IV века возникает ряд центрических купольных зданий, живописное оформление которых тем более важно, так как впоследствии именно купольный тип зданий станет преобладающей формой храма в византийской и шире – православной архитектуре.

Продолжение следует...

>> Типы христианских храмов: ротонда и базилика. Мозаичный декор. Христианская символика. Мавзолей Констанции в Риме. Мавзолей Галлы Плацидии в Равенне. Базилика Санта-Мария Маджоре в Риме

ТИПЫ ХРИСТИАНСКИХ ХРАМОВ: РОТОНДА И БАЗИЛИКА. МОЗАИЧНЫЙ ДЕКОР. ХРИСТИАНСКАЯ СИМВОЛИКА

Мавзолей Констанции 14 в Риме. Мавзолей Галлы Плацидии 15 в Равенне. Базилика Санта-Мария Маджоре в Риме

Период в истории искусства от момента признания императором Константином прав христианской религии в 313 г. до формирования византийского стиля при Юстиниане Великом в УI в. носит название раннехристианского. В целом оно представляет собой европейское искусство, развивающееся под влиянием христианства.

Христианство – одна из трех мировых религий наряду с исламом и буддизмом. Ее основу составляет вера в Иисуса Христа 16 – Богочеловека, пришедшегo в мир с целью искупить смертью на кресте людские грехи. Воскреснув на третий день и вознесшись на сороковой, он показал возможность воскресения и жизни вечной для каждого человека, верующего в нeгo. Жизнь и деяния Иисуса Христа изложены в четырех канонических Евангелиях, вошедших в библейскую книгу Новый Завет.

Образование духовного пространства, ocнoвaннoгo на христианской вере , и установление религиозного ритуала обусловили необходимость в культовых зданиях. В архитектуре утвердилось два типа церквей (домов Божьих), восходящих к постройкам Древнего Рима , – ротонде и базилике.

В форме ротонды с четко обозначенной центральной осью строились баптистерии для крещения либо мавзолеи для захоронения святых. Древнейшими являются мавзолей Констанции в Риме и Maвзолей Галлы Плацидии в Равенне. Kpyглая форма мавзолея Копстапции в Риме (IV в.) напоминает о вечности Цepкви Христовой. Eгo внутреннее пространство делится колоннами на зону обхода и центральную, увенчанную куполом. Ocoбую форму креста, символизирующего Иисуса Христа, имеет мавзолей Галлы Плацидии в Равене (V в.). На пересечении рукавов креста eгo венчает квадратная башня, скрывающая внутри купольное завершение (см. цв. вкл., рис. 21). Именно в мавзолее Галлы Плацидии впервые был осуществлен переход от круглого купола к прямоугольным стенам при помощи четырех сферических треугольников – парусов.

Христианская базилика, к примеру Сапта-Мария Маджоре в Риме (IV в.), уподобляется кораблю, который доставляет христиан в Царство Небесное, и предназначается для отправления церковного культа и хранения реликвий. Санта-Мария Маджоре, как любая базилика, представляет собой вытянутое прямоугольное здание, разделенное изнутри колоннадой на три части. Благодаря сводам – плоским деревянным перекрытиям со стропилами, напоминающими киль корабля, проход стали именовать нефом (лат. navis – корабль), причем средний неф всегда выше и шире боковых.




Освещается базилика через окна, прорубленные в верхней части стен над колоннадой центрального нефа и на боковых стенах. Вход расположен на одной из коротких сторон. Он ведет в нартекс – помещение, предназначенное для людей, готовящихся к крещению. Противоположная короткая cтeна завершается апсидой – полукруглым выступом с большими окнами. Ее внутреннее пространство , перекрытое полукуполом и приподнятое над общим уровнем пола, называется алтарем. Граница между центральным нефом и алтарем, куда прихожане не допускаются, напоминает очертанием триумфальную арку. Перед фасадом высится башня и простирается обширный открытый двор, окруженный колоннадой наподобие римского атриума.

Предельно простые по форме, лишенные какого-либо дeкора снаружи, раннехристианские храмы внутри богато yкрашались мозаиками. Причем мозаика не просто покрывает стены, а как бы заменяет их. Поскольку она состоит из мелких кусочков смальты разного размера, разной степени прозрачности и выкладывается под разными углами, свет не отражается от шероховатой поверхности, а словно рассеивается, смягчая грани и растворяя плоскости в своем прозрачном потоке. Интерьер воспринимается как преображенный мир, как символ души, которая тем больше сияет, чем невзрачнее ее телесная оболочка.

В зависимости от типа храма акценты в декоре интерьера расставлялись по-разному. В центрально-купольных coopyжениях, таких, как мавзолей Галлы Плацидии, стены покрыты мраморными плитами, а арочные торцы, своды, паруса и купола – мозаикой .

В центре купола мавзолея светится золотой крест как символ мучений и победы Христа над смертью и рассыпаны золотые звезды. Словно из их кружения на парусах,контур которых обозначен сине-зеленым cepпантином на винно-красном фоне, вырисовываются золотые ангел, телец, лев и орел – символические обозначения евангелистов Матфея, Луки, Марка, Иоанна 17 . Стены и cвoды выстилает темно-синяя смальта, ее фон усеян золотыми побегами аканфа, голубыми васильками, белыми ромашками. Как фантом среди этого разноцветья возникают золотистые лани, пьющие из источника, белоснежные фигуры апостолов, юный Добрый Пастырь в окружении белорунных овец на изумрудно-зеленом лугу (см. цв. вкл., рис. 22). В магическом пространстве мавзолея краски горят неземным блеском, и неслучайно об их сиянии в одном из древних гекзаметров сказано: «Либо свет родился здесь, либо здесь пойман и теперь правит свободно».

В базиликах декоративные композиции помещались над колоннадой центрального нефа и в апсиде, способствуя движению зрителя по прямой линии. Причем значимость изображения нарастала по мере приближения к алтарю. В церкви Caнта-Мария Маджоре в Риме над аркадой центрального нефа pacположены ветхозаветные сцены, в частности рассказ о первом явлении Бога человеку – праотцу Аврааму.


Крест и символы евангелистов. Купол.

V в. Мавзолей Галлы Плацидии. Равенна


Вопросы и задания

1. Какие типы храмов получили распространение в эпоху paннeгo христианства?
2. Что общегo в декоре раннехристианских храмов любого типа? Какие места особенно выделяются при украшении интерьера мозаикой в центральнокупольных храмах, в базиликах?
3. Какое истолкование получили образы древнеримских мозаик в христианском искусстве? Для ответа используйте иллюстрации из задания № 10 в рабочей тетради.

Емохонова Л. Г., Мировая художественная культура: учебник для 10 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень) - М.: Издательский центр «Академия», 2008.

Планы конспектов уроков по исскуству 10 класса скачать , учебники и книги бесплатно, разработки уроков по исскуству онлайн

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Ранняя христианская архитектура включает большинство европейских сооружений, которые были построены между 350 и 525 годами нашей эры, хотя некоторые историки полагают, что строительство ранних христианских церквей началось даже раньше, в 100 годах нашей эры. Среди элементов украшения, используемых древними христианами в конструкциях зданий того периода, были фрески, мозаики и скульптуры. Ранняя христианская Архитектура почти подобна романской, но отличается более импрессионистским представлением пространства. В этом списке собраны 25 невероятных примеров этого типа архитектуры.

Сант-Аполлинаре-ин-Классе

Базилика Сант-Аполлинаре-ин-Классе находится в Италии и является одной из ключевых достопримечательностей Равенны, Италия, построенной в 538 году. Широко признанная, как один из самых выдающихся примеров самых ранних христианских базилик, эта структура известна простотой и чистотой ее дизайна. Уникальная базилика имеет неф и всего два прохода.

Сан Марко в Риме

Базилика Сан-Марко находится в столице Италии и была построена в 336 году. Эта небольшая базилика в Риме была построена для св. Марка Евангелиста, чьи останки расположены под ее главным алтарем. Святилище являет собой древний формат базилики, а интерьер имеет элементы ранней христианской архитектуры, с деревянным потолком и мозаиками.

Сант-Аполлинаре-Нуово

Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово также находится в Равенне и была построена в 504 году. Установленная в 5-м веке королем остроготов Теодором Великим, эта базилика была посвящена Спасителю. Апсида и атриум этой структуры подверглись нескольким реконструкциям, но мозаики ее боковых стен и 24 колонны хорошо сохранены по сей день.


Санта-Констанца

Санта-Констанца находится в Риме и была построена в 350 году. Эта церковь 4-го века в Риме была построена во время господства Константина I, как мавзолей для его дочери. Церковь имеет круглую форму и амбулаторий, который окружает центральный купол. Оригинальная структура украшена узорами из камня на своих стенах. Это сооружение считают главным примером ранней христианской архитектуры.


Базилика Ульпия

Базилика Ульпия находится в Риме и была построена в 98-117 годах. Это старое римское гражданское сооружение, которое является одной из самых важных древних базилик в Риме. В отличие от большинства христианских церквей, Ульпия не служила никаким религиозным функциям, а была администрацией торговли и юстиции в течение древних времен. Она выделяется большим центральным нефом, с четырьмя проходами по сторонам, а также рядами колонн и полукруглых апсид.


Храм Св. Марии Сионской

Этот храм был основан в Эфиопии в 4 столетии. Считающийся самой важной церковью в Эфиопии, Храм Св. Марии Сионской, по легенде, хранит Ковчег Завета. Оригинальная структура была построена во время господства первого христианского императора Эфиопии, Изана. Сегодня храм служит центром паломничества для эфиопских христиан.


Базилика Апарана

Базилика находится в Армении и была основана в 390 году. Расположенная в провинции Арагацотн, Базилика Святого Креста - одна из самых ранних армянских церквей в Апаране. Оригинальная структура была разрушена, но частично восстановлена в ее оригинальной форме в 1877.


Эль Джубайль

Эль-Джубайль был основан в Саудовской Аравии в 4 столетии. Это старая несторианская церковь, которая была обнаружена только в 1986. Правительство Саудовской Аравии скрывает это здание от туристов и даже местных жителей, чтобы минимизировать повреждения и максимально сохранить такое важное историческое наследие.


Ротонда Святого Георгия

Построенная римлянами в 4 столетии, ротонда Св. Георгия в Софии, Болгария - Ранняя христианская ротонда из красного кирпича. Она является самым древним зданием в городе. Ротонда расположена в центре древнего города Сердика, имеет цилиндрическую куполообразную структуру с квадратным фундаментом и знаменита своими фресками 12 - 14-го века.


Базилика Сант-Эусторджо

Сант-Эусторджо - базилика 4 столетия в Милане. Она является популярной остановкой для паломников, путешествующих к Святой земле, местом могилы Трех Волхвов. У базилики выдающийся интерьер с нефом и двумя проходами с крестовыми сводами. Восстановленная базилика построена в романском стиле, но первоначально это было раннехристианское здание.


Базилика Сан-Назаро

Полное название сооружения - Сан-Назаро в Броло, сооружение было построено в 382 году в Милане. Известная, как самая старая церковь латинского креста во всей Европе, Сан Назаро была первоначально построена, как подарок апостолам. План этой церкви являет собой греческий крест, с апсидами на руках. Под его алтарем находятся реликвии апостолов, а потолок нефа сделан из деревянных секций.


Сен-Пьер-о-Нонен

Базилика Сен-Пьер-о-Нонен была построена в 380 году в Метце, Франция. Эта структура была первоначально построена, как часть римского банного комплекса, но была позже преобразована в часовню. Известная, как самая старая церковь во Франции, она теперь является одной из самых популярных часовен бенедиктинского монастыря в Европе.


Сан-Симплисиано

Базилика 374 года в Милане, Сан-Симплисиано расположена в самом центре города и является второй старейшей базиликой Италии, построенной в форме латинского креста. У фасадов есть галереи, представляющие из себя порталы с окнами и арками в верхней части. Колокольня также украшена характерными окнами со средниками.


Сан-Лоренцо

Сан-Лоренцо в Милане - базилика 364 года. Крупнейшая церковь с ротондой для своего времени, Базилика Сан-Лоренцо - один из самых важных храмов в городе. Она расположена около парка Базилик на искусственном холме вдоль Виа Тичинезе, окружена каналами с водой и состоит из квадратного зала с четырьмя апсидами.


Монастырь Святого Антония

Монастырь Святого Антония расположен в западной пустыне Египта и был построен в 356 году. Коптский православный монастырь находится в египетском оазисе, скрытый глубоко в Горах Красного моря. Его считают одним из самых старых монастырей в мире. Монастырь также является одним из самых видных в Египте из-за его структуры, с отдельными садами, мельницей и картинами рыцарей в ярких цветах.


Трирский собор

Трирский собор был построен в 340 году в городе Трир, Германия. Это самая старая Римско-католическая церковь в Трире, известная своей богатой историей и продолжительностью жизни. Центр главной часовни собора сделан из римского кирпича и имеет пять симметричных секций. Он также имеет апсидальный полуцилиндр на своем внешнем фасаде.


Церковь Петра и Павла, Сербия

Церковь святых апостолов Петра и Павла была построена в 4 столетии в городе Нови-Пазар, Сербия. Это сербская Православная церковь - самая старая церковь в Сербии. Основанная во время римского правления, она является самым духовным местом сербской церкви. Сооружение имеет крупные колонны и восьмиугольную башню, скрывающую внутренний купол.


Санта-Мария-ин-Трастевере

Римская церковь Санта-Мария-ин-Трастевере была построена в 340 году. Базилика является одной из самых старых церквей во всем Риме. В архитектурном облике сооружения сразу же выделяются 22 гранитные колонны, посвященные коринфским и ионическим столицам. Интерьер базилики заполнен мозаиками Пьетро Каваллини.


Собор Святого Петра

Собор Святого Петра - легендарное сооружение в Ватикане, датирующееся 333 годом. Известный, как крупнейшая церковь в мире, собор Святого Петра - самая популярная христианская церковь на сегодня. Это одно из самых главных мест паломничества, особенно среди католиков, одно из самых святых католических мест. Церковь также считается величайшим строением ее возраста с точки зрения архитектуры.


Панагия Экатонтапулиани

Панагия Экатонтапулиани расположена в Парикии, Греция. Сооружение было построено в 326 году и также известно, как церковь 100 Дверей - историческая церковь на острове Парос. Главную часовню окружают две другие часовни, которые в общей сложности имеют сто дверей - отсюда и название.


Базилика Сант-Амборджо

Базилика Сант-Амборджо находится в Милане и ведет свою историю с 313 года. Самая старая базилика в Милане, с фасадом в форме хижины и лоджиями на нескольких уровнях. У самой низкой лоджии есть три галереи, в то время как верхняя лоджия раньше была местом, где епископы благословляли граждан. Галереи поддерживаются столбами и полуколонками.


Церковь в Антиохии

Церковь Святого Петра находится в Антиохии, Турция. Она была построена в период между 3 и 4 столетиями. Считается одной из самых старых церквей христианского мира, с пещерой, вырезанной в склоне горы Горы Стариус. У церкви есть напольные мозаики и фрески на правой стороне алтаря. Каменный алтарь расположен в самом центре, с каменной платформой на вершине.


Эчмиадзинский собор

Эчмиадзинский собор находится в городе Вагаршапат в Армении и был основан в период с 301 по 303 года. Главный собор армянской Апостольской церкви, Эчмиадзин - один из самых старых соборов в мире. Здание было построено после принятия Арменией христианства в течение третьего века. У него деревянные двери и фрески сцен из Ветхого Завета, а также крестообразный план с центральным куполом, пирсами и четырьмя апсидами.


Церковь Мегиддо

Мегиддо - церковь в Израиле, построенная в 300 году на одноименном холме. Это одна из самых старых церквей на Святой земле, а ныне археологический памятник. Сооружение было построено в период, когда христиане преследовались Римской империей. Среди наиболее достойных внимания особенностей этой церкви ее большая мозаика, которая содержит греческую надпись и несколько геометрических фигур и христианских символов.


Дура-Европос

Церковь Дура-Европос была построена в Сирии в период между 233 и 256 годами. Она известна, как самая ранняя идентифицированная христианская церковь в Сирии. Дура-Европос была преобразована в храм после завоевания персов. Она представляет из себя дом с отдельной залоподобной комнатой и фресками, которые служат ее баптистерием. Интерьер также заполнен древними христианскими картинами. В продолжение, читайте о самых необычных церквях и соборах мира.


Храм (дом) - это сооружение, что имеет культовое предназначение, в нем свершаются служения Богу, а также проводятся религиозные обряды. Помимо основных религиозных функций, храм несет некое представление людей о мироздании. Также храмы имели и другое предназначение (до христианства), они служили убежищем, или местом для решения важных вопросов и торговли.
Христианским храмом считается только строение, имеющее алтарь, в котором совершается евхаристия (благодарение) – великое таинство.

Христианские храмы имеют большую историю. Еще со времен, когда христианство не было одной из основных религий, и поддавалось гонению со стороны власти и других религий. Христиане собирались для служения лишь в катакомбах (подземелья где проводились захоронение), там согласно законам того времени, не запрещались собрания людей, что исповедовали свою религию.
Так, подземные церкви, их называют «крипты» уже имели алтарь (чаще всего гробница) на нем совершалось таинство евхаристия. Еще с тех времен осталась традиция помещения святых мощей именно на алтарь, и украшение стен храмов изображениями из святой книги.
Только в 4 столетье начали строиться надземные христианские храмы, когда религия была признана господствующей (Миланский эдикт 313 г). Случилось это благодаря императору Константину.

Основными типами храмов считаются базилика и крестово-купольный храм.
Базилика – строение, имеющее прямоугольную и вытянутую форму, изнутри разделенное несколькими рядами (от 2-х) столбов или колонн, что создают нефы (архитектурное пространство продольной формы). Зачастую центральный неф был выше, нежели боковые. Также он имел выступ – апсиду (выступающая часть, где находится алтарь), там был размещен пресвитерий (место для духовенства).
Особенностью базилика, также является то, что вход находится с западной стороны храма, а алтарь – с восточной. Такое размещение символизирует приход христиан к Богу (покаяние). В христианстве запад – ассоциируется с греховностью, а восток с божественностью. Возле той части, где расположен алтарь, храм пересекается поперечными нефами, что придавало ему форму креста.
Наиболее распространенными являются трехнефные базилики. Они создаются с помощью двух внутренних рядов колонн, в боковых нефах часто располагаются хоры (помещение продолговатой формы, для духовенства или церковного хора), а также «матронеумы» (специальные галереи для женщин, ведь было перенято у иудеев, раздельное нахождение мужчин и женщин в храме).
Часто, в особенно больших храмах перед основным помещением, находились незакрытые дворы с размещенными по всему периметру колоннами, их называют атриумы.

Большое значение уделялось украшению интерьера базилики. Храм украшался преимущественно изнутри. Для этого использовали мрамор, красивейшие настенные фрески, и мозаики что выкладывались как и на стены, так и на пол. Но особое внимание уделялось украшению основной и священной части храма – алтарю. Фасад базилики зачастую не украшали.
Такая модель храма оставалась неизменной долгое время.

Начиная с 12-13 века, появились другие типы храмов – готический собор. Они отличались от раннехристианских тем, что их перекрывали каменными сводами.

Готический храм стал подниматься высоко вверх, благодаря тому, что в строительстве использовали новые технологии и архитектурные элементы, среди них аркбутан. Вес свода переносился на стены, это разгружало храм от внутренних колон и позволяло создавать большие окна, что делало его просторным и светлым.

Также был отделен алтарь, от основного объема храма, перегородкой. В храмах исчезло ограничение для совместного пребывания мужчин и женщин.

Декорировали теперь не только внутренние стены храма, но и его фасад. Таким образом, пытались донести «слово Божье» за стены храма.
После разделения Единой христианской церкви, восточная (православная) церковь развивала Крестово-купольный Византийский тип храма.

Крестово-купольный

Характерными особенностями его является то, что храм имел крестообразную форму (приближенную к квадрату), и высокий купол, что вмещал в себе окна.

Нефы (как продольные, так и поперечные) имеют теперь равную длину, и при пересеченье создают греческий (равноконечный) крест. Отсюда и само название - Крестово-купольный. В это же время появились ротонды (круглые храмы).

Православный храм

Начиная с 15-16 века в Православных храмах стали появляться иконостасы, ими отделялась алтарная часть храма от ее средней части. Иконостас представляет собой стену с рядами икон.
Нартекс (место для людей, которые не могли входить в средину храма) стал называться притвором, а внешняя его часть – паперть (площадка с лестницей для входа в храм).
Для того чтобы можно было проводить одновременную службу несколькими священниками (по большим праздникам и событиям), были введены пристройки к храму.

Баптистерий

Отдельное здание, часто круглой формы, возле храма, оно предназначено для проведения обряда крещения. В его центре находится купель, в которую может поместиться взрослый человек. Сейчас баптистерий строится редко.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Раннехристианское искусство Типы христианских храмов: ротонда и базилика. Мозаичный декор. Христианская символика. Мавзолей Констанции в Риме. Мавзолей Галлы Плацидии в Равенне. Базилика Санта-Мария Маджоре в Риме

Период в истории искусства от момента признания императором Константином прав христианской религии в 313 г. до формирования византийского стиля при Юстиниане Великом в УI в. носит название раннехристианского. В целом оно представляет собой европейское искусство, развивающееся под влиянием христианства. . Христианство – одна из трех мировых религий наряду с исламом и буддизмом. Ее основу составляет вера в Иисуса Христа 16 – Богочеловека, пришедшегo в мир с целью искупить смертью на кресте людские грехи. Воскреснув на третий день и вознесшись на сороковой, он показал возможность воскресения и жизни вечной для каждого человека, верующего в нeгo . Жизнь и деяния Иисуса Христа изложены в четырех канонических Евангелиях, вошедших в библейскую книгу Новый Завет.

В архитектуре утвердилось два типа церквей (домов Божьих), восходящих к постройкам Древнего Рима, – ротонде и базилике. В форме ротонды с четко обозначенной центральной осью строились баптистерии для крещения либо мавзолеи для захоронения святых. Древнейшими являются мавзолей Констанции в Риме и Maвзолей Галлы Плацидии в Равенне. Kpyглая форма мавзолея Констанции в Риме (IV в.) напоминает о вечности Цepкви Христовой. Eгo внутреннее пространство делится колоннами на зону обхода и центральную, увенчанную куполом. Ocoбую форму креста, символизирующего Иисуса Христа, имеет мавзолей Галлы Плацидии в Равене (V в.). На пересечении рукавов креста eгo венчает квадратная башня, скрывающая внутри купольное завершение (см. цв. вкл., рис. 21). Именно в мавзолее Галлы Плацидии впервые был осуществлен переход от круглого купола к прямоугольным стенам при помощи четырех сферических треугольников – парусов.

Мавзолей Константины (итал. Mausoleo di Costantina), или Мавзолей св. Констанции (итал. Mausoleo di Santa Costanza) - мавзолей IV в. на восточной окраине Рима, место упокоения дочери Константина Великого - Константины. Знаменит мозаиками IV в. Мавзолей имеет круглую форму диаметром 29 метров. При реставрации в 1620 году массивный порфировый саркофаг Константины был перемещён в папское собрание древностей в музей Пия-Климента, в Ватикане. После того как Константина была причислена к лику святых, мавзолей (в 1254) был обращён в церковь, посвящённую её имени.

Мозаичный потолок

Интерьер усыпальницы-храма прост, но в то же время просторен и функционален. В центре, освещенном солнечным светом, ранее стоял саркофаг с телом святой. Хотя мавзолей Констанции в Риме снаружи выглядит несколько запущенным, внутри он до сих пор прекрасен. Массивный купол усыпальницы (а ныне церкви) лежит на двенадцати парах сдвоенных колонн. Диаметр внутренней части купола - 22,5 метра, а общий диаметр здания около 29 метров. Ранее здесь был установлен массивный сакрофаг Константины, однако сейчас он перемещен в собрание древностей музея Пия-Клемента. В мавзолее сохранились античные мозаичные фрески IV века нашей эры.

Мавзолей Галлы Плацидии в Равенне

Мавзолей Галлы Плацидии (итал. Mausoleo di Galla Placidia) - крестовокупольная постройка, расположенная рядом с базиликой Сан-Витале в Равенне. Мавзолей датируется приблизительно второй четвертью V века и украшен самыми ранними из сохранившихся равеннских мозаик. Хотя постройка приписывается Галле Плацидии, дочери императора Феодосия Великого, мавзолей не стал местом её погребения. В 1996 году мавзолей в числе других раннехристианских памятников Равенны был включён в число объектов Всемирного наследия под № 788.

Все поверхности купола, арок и люнет покрыты мозаиками. Реставрационные работы, проведённые на рубеже XIX - XX веков, ещё более усилили мягкое и сдержанное настроение, создаваемое мозаиками. Теперь свет, проникающий в мавзолей лишь сквозь небольшие узкие окна, приобретает золотистый оттенок из-за того, что проходит через алебастровые плиты, которыми зашили окна в 1908 году. Впечатление от золотистого света ещё более усиливают желтоватые мраморные плиты, которыми нижняя часть стен была облицована в конце XIX века .

Мозаичное убранство мавзолея отличается редкой пышностью и ставит его в ряд важнейших памятников раннехристианского искусства. Мозаики, хоть и посвящённые различным сюжетам, образуют органически единое целое. Все они следуют античной римско - эллинистической мозаичной традиции. Итальянские мозаичисты любили немногие, густые и глубокие цвета - синий, зелёный и винно- красный. Необычайно и как-то непостижимо глубок очень тёмный синий цвет на потолке мавзолея Галлы Плацидии

Крест и Звёздное небо – мозаика в куполе

Добрый Пастырь Иисус изображён в образе молодого безбородого юноши-пастуха, вокруг которого по зелёной траве гуляют овцы, и Мессия ласково прикасается к одной из них. В отличие от катакомбной живописи, где Пастырь был обычным деревенским пастухом, здесь Иисус одет в золотой хитон, а на коленях лежит пурпурный плащ. Он сидит на пригорке (образ трона), держа в руке крест.

Базилика Бази́лика (от греч. basilik – царский дом), прямоугольное в плане здание, разделённое внутри рядами колонн или столбов на продольные части – нефы (как правило, три – пять). Центральный неф, завершающийся апсидой, выше и шире боковых. Базилики появились в Древнем Риме, где служили помещениями для суда и торговли; в Средние века этот тип здания был приспособлен для христианских храмов. В базиликальных храмах к продольным нефам добавился поперечный неф (трансепт) в восточной части. Пересечение продольных нефов и трансепта образует средокрестие и в плане напоминает букву «Т» или т. н. латинский крест (тип креста, который напоминает о распятом Христе).

Базилика святого Павла

Базилика Святого Павла за городскими стенами (итал. Basilica di San Paolo fuori le Mura ; Сан-Паоло-фуори-ле-Мура) - одна из четырёх великих, или патриарших, базилик Рима (наряду с собором св. Петра, собором св. Иоанна Латеранского и базиликой Санта-Мария-Маджоре). В отличие от всех остальных расположена за Аврелиановыми стенами, в южной части Вечного города. В 1980 г. внесена в Список всемирного наследия. В отличие от остальных патриарших базилик, собор св. Павла за стеной не претерпел существенных изменений ни во времена Возрождения, ни в эпоху барокко, однако 15 июля 1823 г. выгорел почти дотла. Среди потерь числится мозаика Пьетро Каваллини в апсиде, но мозаика V века (заказ Галлы Плацидии) чудом уцелела. Восстановление храма продолжалось до 1840 г., причём был выстроен совершенно новый классицистический фасад. Малахит и лазурит для воссоздания алтаря прислал царь Николай I . Повторное освящение храма состоялось только в 1855 г.

Интерьер базилики

Базилика Санта-Мария Маджоре Санта Мария Маджоре (итал. Basilica di S.Maria Maggiore) - церковь, папская базилика, одна из четырёх главных базилик Рима. С её основанием связана интересная легенда. В одну из летних ночей 352 года папе Либерию и богатому римлянину Джованни Патрицио явилась во сне Мадонна и приказала построить на том месте, где назавтра выпадет снег, церковь. На следующее утро, 5 августа 352 года, на Эсквилине, там, где теперь стоит базилика, лежал снег. После этого и стали возводить церковь. Её сменила базилика, построенная в 440-х гг. папой Сикстом III и посвящённая Богоматери.