Все православные храмы в швеции. Религия швеции

Готовя этот материал, я искала информацию о шведской религиозной ситуации в официальных источниках, так как мое частное мнение вряд ли является полностью объективным. Однако, к моему удивлению, найденные цифры не стали для меня открытием. Довольно адекватное представление о религиозной жизни общества сложилось у меня после шести лет проживания в Гетеборге, втором по величине городе королевства Швеция.

Итак, вот реальные цифры: большая часть (около 80%) зарегистрированных верующих (или 70% от всего населения) формально принадлежит к Церкви Швеции - лютеранской церкви, отделённой от государства лишь в 2000 году. Однако по результатам опроса Евробарометра от 2005 года показано, что Швеция – третья от конца списка стран в ЕС по количеству верующих (после Чехии и Эстонии): только 23% шведов верят в Бога, 53% верят в какой-либо дух или силу жизни, 23% не верят ни в Бога, ни в какой-либо дух или силу жизни. Только 2% населения регулярно ходит в церковь, православных около 1% населения. Значительную их часть составляют сербы, греки, румыны, русские, но имеются и небольшие общины православных финнов, эстонцев, грузин. В Швеции проживает внушительное количество мусульман.

Лютеранство (или протестантизм, как принято говорить здесь) – апофеоз того, что определяет Швецию и характер людей здесь: умеренность, сдержанность во всем – в чувствах, выражениях, дизайне. Лютеранские церкви – не католические костелы или готические соборы. В городе масса церквей, старых и не очень, но внешне мало какие сравнятся красотой с самой обычной церквушкой в русской провинции. Сразу после приезда сюда я, не умеющая читать по-шведски, грешным делом принимала церкви за… крематории, настолько «нецерковный» вид некоторые из них имели. В районе, где я живу, церкви буквально на каждом шагу, только иногда их сложно отличить от жилых домов.

Бывала ли я в лютеранских церквях? Да, и даже нашла ту, где мне было радостно находиться, – это церковь Пречистой Девы Марии. В ней каждый год в конце декабря, под Рождество, проходят службы, а еще эта церковь, пожалуй, самая красивая в городе и больше всего напоминает православную.


Пение рождественских гимнов, церковь Пречистой Девы Марии, декабрь 2014 г. В кадр не попала девушка-священнослужительница, проводившая службу. Она приехала на велосипеде, а во время службы из-под белой рясы виднелись джинсы.

Каким же образом, спросите вы, 80% населения официально принадлежит к церкви? Дело в том, что детей крестят даже те родители, которые в Бога не верят и не входят в те самые 23% верующих. Я думаю, что это дань традиции, а не моде: шведская церковь – не бесплатная, каждый прихожанин в год отчисляет больше 100 евро взносов, эти деньги автоматически вычитаются из зарплаты или пособия, пожизненно, поэтому крестить ребенка просто так, ради церемонии, мало кто будет. Возможно, те, кто заявлял о своем неверии, просто постеснялись признаться, а на самом деле они верят в Бога, поэтому и детей своих крестят.


Мой холодильник завешан памятными фотографиями младенцев, как вы видите. На тех крестинах, где я бывала, обряд, сильно похожий на наш, православный, проводили приятные пожилые батюшки…

Ну а что же с тем небольшим процентом верующих, кто ходит в церковь регулярно? В моем окружении есть только одна такая семья, причем они относятся не к лютеранам, а к той ветви религии, которая тут называется христианской. Эти люди не употребляют алкоголь, не курят, молятся, их дочь-подросток Юханна – невероятной доброты девочка, о проблемах, которые обычно возникают между родителями и детьми в непростом переходном возрасте, эта семья слышала только от других.

«Ты православная? Это же прекрасно!»

«Ты православная? Это же прекрасно!» – именно такая реакция была у ста процентов моих друзей и коллег, которые узнавали, какой я веры. Разговор обычно заходил, если случайно видели нательный крестик или при обсуждении планов на Рождество. Сначала я списывала такое умиление на обычную вежливость, смущалась, говорила «спасибо» и переводила разговор на другие темы, однако оказалось, что шведам очень нравятся русские иконы и священники, «немного сердитые, но и вы все русские тоже чуть-чуть сердитые, мало улыбаетесь». Вообще же, в силу общей нерелигиозности шведского общества, представление о православии очень поверхностное: кто-то слышал о почитаемом Николае Чудотворце, кто-то – о русском Рождестве, которое отмечается в январе, а не в декабре, как у католиков и лютеран, кто-то знает, что в России был другой календарь.

Хотелось бы сказать, что такая же позитивная реакция была на то, что я русская, но пришлось бы соврать. К сожалению, политические разногласия сделали свое дело, поэтому про отношение русским писать грустно.

К чести шведов, они не ищут, в чем разница между православием и другими ветвями той же церкви, православный – значит, не мусульманин, не мормон, значит, наш. Когда я просила описать одним словом, в чем для них отличительная черта именно русской Церкви, то самый распространенный ответ был «серьезность». Надо сказать, что лютеране в этом смысле большие либералы (не буду затрагивать тему однополых браков), вот вам случай из жизни: моя подруга Лиза всерьез убеждала священника изменить текст брачной клятвы «Клянешься ли ты быть с рабом Божьим… пока смерть не разлучит вас» на «Пока ты не почувствуешь, что несчастлива с ним». Попробуйте представить, что вы с такой просьбой придете в православную церковь! Получилось? У меня не получилось. Когда я, немного шокированная, спросила у Лизы, почему вообще она решила переписать текст и как к этому отнесся священник, Лиза ответила: «Священник отказался, не понимаю почему. Уж он-то должен был меня понять, ведь сам женат третий раз».

Когда-то давно, живя в России, я водила шведских коллег, тех, кто просил, в церкви. Конечно, цель была скорее экскурсионная, чем религиозная. Храмы Москвы производили впечатление, но скорее как музеи, а вот из действующих церквей я не раз выводила плачущих взрослых мужчин и женщин, которые шли посмотреть на красивые странные иконы и «попов в дорогих одеждах» (священников во время богослужения), а попадали в атмосферу настоящей Церкви, с запахом свечей, ладана, ликами святых, особым светом. Они испытывали невероятное потрясение, некоторые говорили, что не плакали десятки лет до этого, а тут вроде ничего не болит, ничего не случилось, а слезы ручьем.

Мне кажется, что в глубине души именно потому, что в Русской Православной Церкви есть обряды, каноны и та самая серьезность, православие вызывает такое уважение.

На главном фото — православный храм в Стокгольме

Вконтакте

Православие третья в мире после католичества и протестантизма христианская религия по популярности. Во всём мире православие исповедуют примерно 225 300 миллионов человек, в основном в Восточной Европе (страны Балкан и постсоветское… … Википедия

Проверить информацию. Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье. На странице обсуждения должны быть пояснения … Википедия

ПРАВОСЛАВИЕ - одно из основных направлений христианства. Хотя православными, или ортодоксальными (от греч. orqodoxa православие), называли себя в 1 м тысячелетии обе ветви христианства восточная и западная, принявшие постановления Халкидонского собора, после… … Юридическая энциклопедия

православие - Пасхальное богослужение в Патриаршем Богоявленском соборе, которое проводит Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Москва, 7 апреля 1991. православие, одно из основных направлений христианства. Хотя православными, или ортодоксальными (от… … Энциклопедия «Народы и религии мира»

Норв … Википедия

Собор в Уппсала Религия в Швеции (швед. Religion i Sverige) совокупность … Википедия

- (швед. Ryssar i Sverige) граждане русского происхождения и/или носители русского языка, проживающие в Швеции. По некоторым оценкам, на территории Швеции проживает около 18 тысяч российских соотечественников. Некоторая часть выходцев из… … Википедия

Домовая церковь Церковь в честь Преображения Господня швед. Kristi förklarings ortodoxa kyrka … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Храм Святого Наума (значения). Православный храм Храм Святого Наума … Википедия

Сербская православная церковь серб. Епархија британско скандинавска … Википедия

Книги

  • Одиночество Алины Воробьевой , Драган Мияилович , Автор романа священник Сербской православной церкви Драган Мияилович родился в Белграде в 1953 г. Его родители расстались, когда он был ребенком, и несколько лет еговоспитывала русская… Издатель: Алетейя ,

Материал из Азбука паломники

Короле́вство Шве́ция (швед. Konungariket Sverige ), Шве́ция (швед. Sverige ) - государство в Северной Европе на Скандинавском полуострове. Форма правления - Конституционная монархия. Название страны происходит от староскандинавского Svea и Rige - «государство свеев». Столица - Стокгольм. По площади (449 964 км²) Швеция занимает пятое место среди стран Европы.

Крупнейшие города

  • Стокгольм
  • Гётеборг
  • Мальмё
  • Уппсала

Православие в Швеции

Православие в Швеции (швед. Ortodoxi i Sverige ) - одна из традиционных христианских деноминаций, получившая распространение на территории Швеции с XVII века. Православие исповедует около 0,6 % населения страны (~63,5 тыс. человек на 2013 год).

История

Первые семена христианства были принесены в Швецию в IX веке первым её просветителем - епископом Ансгаром. Благодаря торговым связям с Великим Новгородом, а также династическим бракам православие было хорошо известно в средневековой Швеции.

В XII-XIII веках русские православные купеческие храмы, освящённые в честь святителя Николая, появились в Сигтуне и на острове Готланд.

С 1617 года, после заключения Столбовского мирного договора, в Стокгольме при русском торговом дворе была устроена купеческая домовая церковь.

С 1969 года на территории Швеции была учреждена Шведская митрополия Константинопольского патриархата, а с 1990 года - Британско-Скандинавская епархия Сербской православной церкви.

С 1980-х годов греческий старостильный Синод противостоящих открыл в Швеции свою миссию, возгравляемую епископом Мариопольским Иоанном (Деурлоо). В составе миссии действует храм свв. Константина и Елены в Стокгольме, Успенский храм в Уппсала и женский монастырь святой Филофеи Афинской (ведутся работы по строительству мужского монастыря). С 1988 года миссия издаёт журнал на шведском языке «Ortodoxt kyrkoliv».

В 2007 году Румынский Патриархат учредил на территории Швеции Северо-Европейскую епархию.

С 1962 года в Стокгольме издаётся православный журнал на шведском языке «Ortodox tidning».

Константинопольский Патриархат

Константинопольский патриархат представлен на территории страны Шведской и Скандинавской митрополией, возглавляемой митрополитом Стокгольмским и Скандинавским Клеопой (Стронгилисом).

В исторической части Стокгольма греками был приобретён построенный в 1890 году собор католической апостольской церкви, заново освящённый в 1970 году в честь св. Георгия Победоносца. 9 ноября 2014 года был учреждён Никольский монастырь в посёлке Реттвик.

На 2013 год митрополия насчитывала 17,5 тысяч зарегистрированных членов и издавала ежемесячный листок на греческом языке.

Западноевропейский экзархат

В 1931 году русский Преображенский приход перешёл в юрисдикцию Константинопольского Патриархата и в настоящее время входит в состав Архиепископии русских приходов в Западной Европе.

В 2000-е годы в состав приходов Архиепископии в Швеции вошли шведоязычные приходы: в Эверкаликсе, Гётеборге, также действует женский Крестовоздвиженский скит. Преображенским приходом в Стокгольме издаётся богословско-информационный приходской журнал «Свято-Преображенский православный храм» («Kristi Förklarings ortodoxa kyrka») в русском и шведском вариантах.

Финский православный приход

После Второй мировой войны в Швецию из Финляндии выехало около 6 тысяч православных финнов, основавших в нескольких городах финские православные общины.

К настоящему времени, из-за ассимиляции и сокращения численности православных финнов, в стране остался лишь один приход - святителя Николая в Стокгольме.

Приход входит в юрисдикцию греческой Шведской и Скандинавской митрополии, а 25 декабря 2014 года митрополит Клеопа (Стронгилис) в Георгиевском кафедральном соборе в Стокгольме рукоположил в сан священника Николаоса Хаммарберга, ставшего новым настоятелем финского Никольского прихода.

Антиохийский Патриархат

Антиохийская Православная Церковь представлена в Швеции рядом арабских православных приходов, входящих в состав Центральноевропейской епархии, возглавляемой с 2013 года митрополитом Игнатием (Аль-Хуши). В городе Гётеборге действует Воскресенский приход.

Московский Патриархат

Русская Православная Церковь была официально представлена в Швеции c 1617 года благодаря первому русскому храму в честь Похвалы Пресвятой Богородицы, основанному при русском торговом дворе по Столбовскому мирному договору. Позднее церковь перешла в разряд посольской и была освящена в честь Преображения Господня.

Русские священнослужители - протоиерей Арсений Судаков и священник Василий Архангельский осуществили первые переводы Литургии Иоанна Златоуста и Василий Великого, заложив основу в дело перевода православных богослужебных и вероучительных книг на шведский язык.

В 1980-е годы в Стокгольме возникло Общество преподобного Сергия Радонежского, которое, войдя в 1996 году в юрисдикцию Московского Патриархата, послужило основой Сергиевского прихода Русской православной церкви в Стокгольме. С конца 1990-х годов русские приходы действуют в Швеции в городах: Гётеборге, Вестеросе, Умео, Уппсала и других и объединены в Шведское благочиние Московского Патриархата. С 2004 года благочинием руководит Представитель Московского Патриархата в Финляндии протоиерей Виктор Лютик.

Сербский Патриархат

В 1960-е годы в связи с массовой трудовой эмиграцией в Швеции оказалось более 26 тысяч выходцев из Сербии. В 1970-е годы на территории Швеции была учреждена Британско-Скандинавская епархия Сербского Патриархата, объединившая на территории Швеции около двух десятков православных приходов: в Стокгольме, Гётеборге, Мальмё, Хельсинборге, Хальмстаде, и др.

Действует мужской сербский Георгиевский монастырь в Улофстрёме.

Численность сербской диаспоры на 2014 год оценивалась в Швеции ~39 тысяч человек (из них ~20 тысяч в регионе Стокгольма).

Шведское благочиние

В 1980-е годы в составе епархии было учреждено шведское благочиние, состоящее из 4 приходов, в которых литургическим и разговорным языком является шведский - приход святой Анны Новгородской, приход святого Димитрия в Кристианстаде и других.

В 2001 году архимандритом Дорофеем (Форснером) в местечке Бредаред, близ города Буроса был основан шведоязычный Свято-Троицкий мужской монастырь.

Румынский Патриархат

Приходы Румынского патриархата на территории Швеции входят в состав Северо-Европейской епархии и управляются епископом Скандинавским Макарием (Дрэгой).

В Стокгольме румынской общиной основаны приходы в честь святого великомученика Георгия Победоносца (район Vanadisplan), Успения Божией Матери (район Bredäng), Свято-Троицкий и Иоанна Крестителя (в районе Сольна). Румынские приходы имеются в городах: Бурос (в честь свв. архангелов Михаила, Гавриила и Рафаила), Гётеборге (в честь Святого Духа), на Готланде (в честь свт. Николая), в Хальмстаде, Хельсингборге, Хиллерстурпе, Йёнчёпинге (в честь Покрова Божией Матери), Кристианстаде (в честь архидиаконов Стефана и Лаврентия), Линчёпинге (в честь Георгия Победоносца), Мальмё (в честь Святого Духа), Эребру, Сёльвесборг (в честь святых мучеников Афанасия, Василия), Умео, Уппсала (в честь Трёх Святителей), Вестерос (в честь свв. Константина и Елены) и Векшё (в честь Воздвижения Креста).

Македонская Православная Церковь

Македонская Православная Церковь представлена в Шведском королевстве несколькими приходами, относящимися к Европейской епархии и управляемые митрополитом Пименом (Илиевским).

В январе 1973 года в городе Мальмё македонцами был основан приход в честь святого Наума Охридского, а в 2006 году закончено строительство вместительного храма в честь святого Наума.

На 2012 год македонский приход насчитывал около 4 тысяч членов.

Православный собор Святого Георгия – одна из посещаемых достопримечательностей в столице Швеции. Храм расположен в центре Стокгольма, по адресу: улица Биргер Ярлсгатан, 92.

Православие в Швеции

Швеция – католическая страна, однако православие занимает здесь особое место. История этой религии в Швеции имеет глубокие корни. В Стокгольме еще в XYII веке русские из Московии получили разрешение построить церковь. Это культовое здание стало первым в Западной Европе православным храмом. Находилась церковь на территории ратуши. Сейчас же на ее месте расположился городской музей. В подвале этого здания сохранилась надпись, сделанная на русском языке.

Расширение контактов и влияние на православие в Швеции

Стимулом к развитию контактов со Швецией послужила торговля. В 1700–1721 годах царь Петр активно «прорубал» окно в Европу и особенно в Швецию.

Во время Второй мировой войны в Швецию приехало много православных из Польши и Прибалтики, а позднее – греки, югославы и болгары. Уже в наше время, в 1990-е годы прошла новая волна эмиграции. С этих пор в Швеции живут тысячи православных, а поэтому в Швеции, да и в самом Стокгольме, много православных церквей.

Свято-Георгиевский православный собор

В Георгиевском храме много икон и фресок, связанных с именем этого святого. Родители великомученика Георгия были богатыми людьми. Место рождения религиозного деятеля – город Бейрут. Георгий был воином. Он отличался храбростью, силой, красотой и стал приближенным императора Диоклетиана.

Император хотел вернуть язычество и преследовал христиан. Георгий стал за них вступаться и обвинять императора в жестокости. Тогда Диоклетиан подверг преследованиям самого Георгия. Его посадили в тюрьму и жестоко пытали. Он мужественно переносил страдания. По приказу императора Георгия казнили. Великомученику народ присвоил имя «Победоносец» за духовную победу над врагами христианства. Мощи святого хранятся в Палестине, в городе Лида.

На многих иконах Георгий сидит на белом коне и поражает змея. Эта икона – изображение легенды о змее, который убивал девушек и юношей. Когда змей хотел убить дочь правителя, то появился юноша на белом коне, спас девушку и убил врага. Это был Георгий Победоносец.

Символ мужества

В Стокгольме жители считают Георгия покровителем города. Ему установлен памятник, представляющий собой скульптурную группу – Георгий на коне убивает дракона. Рядом преклонила колена спасенная принцесса. Оригинал в 1489 году был сделан из дорогого дерева и с нанесением позолоты. Это самая старая деревянная скульптура в Европе. Хранится она в храме святого Николая.

В 1912 году была поставлена в центре города бронзовая статуя, полная копия деревянной. Она установлена на Ратуше. Памятник имеет скрытый смысл – Святой Георгий воспринимается как символ мужества шведов, дракон – вражескую злобу, принцесса – это Швеция, нуждающаяся в защите.

Показать больше