Самые красивые готические соборы франции. Особенности готики франции, готические соборы франции

», сегодня мы рассмотрим развитие и зарождение готики непосредственно во Франции.

Итак Франция, провинция Иль-де-Франс, именно здесь изначально возникло и развивалось готическое искусство. В большей части это было связано с ростом городов, укреплением королевской власти и могуществом французского государства. Париж — главный город провинции Иль-де-Франс, благодаря расцвету литературы, науки и ремесел, превратился в столицу европейской культуры. Вот как называл Иль-де-Франс один их современников той эпохи: «Печь — где выпекается духовный хлеб человечества».

Нотр-Дам де Пари — главный собор Парижа отражает основные черты готической архитектуры. Собор был основан в 1163 году, его строительство длилось на протяжении столетий вплоть до XIV века. Нотр-Дам де Пари сочетает в себе готический и романский стили. Массивные башни собора относятся к романскому стилю, а вот использование аркбутанов, контрфорсов, стрельчатых арок и многочисленных окон — это основные черты архитектуры готики.

Одним из красивейших в Европе считается собор в Шартре. Город Шартр пользовался особым покровительством короля Людовика IX, благодаря находящимся в нем драгоценным реликвиям Богоматери. Король даже подарил собору большое окно-розу, а витражи пожертвовали собору ремесленники города. Помимо огромного количества витражей, которые занимали площадь более двух с половиной тысяч квадратных метров, собор славился «королевским порталом», который является классическим образцом готической скульптуры.

Соборы в Реймсе и Амьене являются выдающимися произведениями зрелой готической архитектуры. Собор в Реймсе по праву можно считать величественным памятником королевской власти и могущества, потому как именно здесь короновались французские короли. Что же касается собора в Амьене, то он знаменит своими впечатляющими размерами — длинна 145 метров, а высота 42,5 метра — это самый крупный собор Франции.

Подтверждением великолепия и восхищением готической архитектурой являются слова искусствоведа П. П. Гнедича: «Эти бесконечно переплетающиеся аркады и своды, кажется, ведут куда-то в иной мир. Все стремится к чему-то высшему, гигантскому... на колоссальные столбы, над ними нависают воздушные переходы; своды вздымаются выше и выше; нал ними идут колокольни, далее колокольни еще и еще, и их острые башенки, кажется, теряются в облаках. Внутри, под сводами стрельчатых дуг, бесконечный ряд колонок, переходов, статуй и гробниц окутан кружевом изящного орнамента... То высшее проявление готики, до которого дошла средневековая архитектура, может бесспорно быть названо парадоксальным. Это не здания, это какие-то ювелирные работы, трактованные в колоссальном размере».

XIV — XV вв. являются завершающим периодом средневекового искусства во Франции. Этот период получил название поздней, или как ее еще называют «пламенеющей» готики.

Думаю будет не лишним “пройтись” по самым красивым готическим постройкам Франции. Поверьте, оно того стоит!)

Готический стиль возник во Франции в середине XII века. Наиболее значительными произведениями готического стиля во Франции считаются соборы Шартра, Амьена и Реймса, но вообще во Франции осталось огромное количество памятников готического стиля, от часовен до огромных соборов. В XV веке наступил период так называемой “пламенеющей готики”, от которой до нас дошли лишь отдельные образцы, такие как один из порталов Руанского собора или башня Сен-Жак в Париже.

Шартрский собор

Шартрский собор или Собор Шартрской Богоматери - самый известный памятник города Шартра, в 90 км к юго-западу от Парижа. Собор считается одним из прекраснейших готических зданий.


На месте современного Шартрского собора издавна стояли церкви. С 876 года в Шартре хранится Святая плащаница Девы Марии.

Вместо первого кафедрального собора, сгоревшего в 1020 году, был возведён романский собор с огромной криптой. Он пережил пожар 1134 года, разрушивший практически весь город, но сильно пострадал во время пожара 10 июня 1194 года. От этого пожара, занявшегося от удара молнии, уцелели только башни с западным фасадом и крипта. Чудесное спасение от огня священной плащаницы было сочтено знамением свыше и послужило поводом для строительства нового, ещё более грандиозного, здания.


Возведение нового собора началось в том же 1194 году на пожертвования, стекавшиеся в Шартр со всей Франции. Городские жители добровольно доставляли камень из окрестных каменоломен. За основу был взят проект предыдущего сооружения, в который были вписаны сохранившиеся части старого здания. Основные работы, включавшие в себя строительство главного нефа, были завершены в 1220 году, освящение собора состоялось 24 октября 1260 года в присутствии короля Людовика IX и членов королевской семьи.

Шартрский собор храм сохранился до наших дней практически нетронутым. Он избежал разрушений и ограблений, никогда не реставрировался и не перестраивался.


Отличительной чертой собора является то, что его две башни сильно различаются между собой. Северная башня имеет типичное древнеготическое основание (с контрфорсами и небольшим количеством отверстий) и шпиль в стиле пламенеющая готика, выполненный несколько позже. Южная башня, напротив, имеет основание уже готического стиля и увенчана более простым шпилем.

Амьенский собор

Амьенский собор или Собор Амьенской Богоматери - один из самых известных готических соборов в мире и один из самых крупных во Франции.

Существовавший здесь ранее собор романской архитектуры сгорел дотла в 1218 г. при пожаре, вызванном ударом молнии. А вот находящаяся вблизи собора небольшая церковь уцелела. В ней хранились мощи святого Фирмина, первого епископа города Амьена, поэтому церковь нельзя было снести до завершения строительства нового собора, куда впоследствии и перенесли мощи святого.

Согласно первоначальному плану башни собора предполагалось выстроить в два раза шире и гораздо выше существующих. Однако их возвели только до половины запроектированной высоты, в результате чего башни едва поднимаются над кровлей собора. В 1366 г. было начато возведение шатра над южной башней, а северная башня была достроена лишь в начале XV века. Разные по высоте и рисунку, они придают фасаду собора необычайную живописность.

Амьенский собор прекрасен со всех сторон. Стройный башенный шатер фонаря над средокрестием усиливает общее впечатление устремленности ввысь и подчеркивает высоту готической конструкции. Изящные легкие контрфорсы, увенчанные пинаклями, поднимаются от основания собора к его кровле.


Во время Великой французской революции, когда скульптуры и рельефы разбивались тысячами, пострадали многие соборы Франции. Однако благодаря усилиям влиятельных горожан Амьена, которые перекрыли революционерам доступ в собор, потери там были минимальными.

Несмотря на то что в готическом стиле возводились многие храмы как во Франции, так и в других странах Европы, именно Амьенский собор является одним из наиболее смелых, оригинальных и гармоничных строений готической церкви.


Реймсский собор

Реймсский собор или Собор Реймской Богоматери является одним из самых известных образцов готического искусства во Франции благодаря своей архитектуре и скульптурным композициям. Это классический образец архитектуры высокой готики в период ее наивысшего расцвета.

Cобор всемирно известен тем, что начиная с периода средневековья и вплоть до XIX века здесь проходили коронации практически всех французских монархов.


Собор в Реймсе имеет древнюю историю. Самое старое здание собора на этом месте датируется 401 годом. В IX веке на месте обветшавшего старого храма началось возведение нового. Однако грандиозный пожар 1210 года полностью уничтожил его. Тогда начался третий этап строительства, в результате которого появилось то величественное сооружение, которое и дошло до наших дней.


Две 80-метровые башни западного фасада Реймсского собора - самые высокие во Франции. Они могли бы быть еще выше, поскольку первоначально планировалось увенчать их высокими шатрами со шпилями, но этот замысел не осуществился. Кроме того, хотели возвести еще пять башен, но этот план тоже не был реализован.

Особенность Реймсского собора - прославившие его скульптуры. Только в “Галерее королей” представлено более пятисот фигур. Большая часть их создана в XIII в. Это скульптурные изображения святых, епископов, рыцарей, королей, ремесленников. Реймсский собор часто называют “собором ангелов” - из-за множества скульптур, их изображающих. Наиболее известна фигура улыбающегося ангела над северным порталом. Реймсский собор сильно пострадал в эпоху Великой Французской революции. Еще более тяжкий урон был нанесен собору во время Первой мировой войны. Полностью восстановительные работы завершились только лишь к 1996 году.

В наши дни величественный и вместе с тем гармоничный собор продолжает оставаться замечательным памятником французской готики, скульптуры которого послужили образцом для других храмов Франции, Италии и Испании.


Руанский собор

Руанский собор или Собор Руанской Богоматери - один из важнейших памятников готической архитектуры Франции. Массивные стены собора идут вдоль всей улицы Сан-Романо, одной из наиболее престижных в средневековом Руане.

Любая, даже самая скромная фотокамера легко и непринужденно передает всю красоту и мощь этого невероятного сооружения, веками вдохновлявшего писателей и художников самых разных калибров. Люди на фоне собора выглядят маленькими, как червячки. Массивные входные двери кажутся крошечными как пробитые гвоздем дырочки на холсте.


Собору сильно досталось во время войны. Перед высадкой в Нормандии союзники устроили ковровое бомбометание на целую ночь. Одна из боковых башен завалилась и повредила несущие колонны. По идее, собор должен был рухнуть и рассыпаться в пыль, но он чудом устоял. Ремонт занял двенадцать лет. В 2000 году не то та же, не то другая башня обрушилась снова. Это произошло в пять утра, и собор, к счастью, был пуст, а то случилась бы беда. Конечно, за такой древней конструкцией приходится следить постоянно.

Руанскому собору более 800 лет. Центральная башня со шпилем отстоит на 70 метров вглубь от фасада - она размещена ровно по пространственному центру собора, что очень необычно.

На площадь перед фасадом собора выходят две башни: левая, построенная в XII-XV веках, и правая, датированная 1506 годом, которая была построена всего за 20 лет. Этот более поздний стиль со множеством мелких деталей и усложненной формой называется “пламенеющей готикой”.


Внутреннее убранство собора

За свой более желтый цвет правую башню прозвали масличной. Несмотря на то, что известняка в Нормандии более чем достаточно, камень для Масличной башни везли из Уэлльса. Помимо цвета, у названия башни есть и иное объяснение: по легенде, деньги на ее постройку взяты из доходов от продажи индульгенций. А больше всего индульгенций церковь продавала за нарушение правил Великого Поста. Руанцы любили кушать сливочное масло и не отказывали себе в этом удовольствии даже в дни поста. К тому же, главам зажиточных семей приходилось раскошеливаться на индульгенции для всех домочадцев.


Центральный шпиль пристроен позже всех в середине 19 века. Его высота 151 метр.

Густав Флобер, будучи уроженцем Руана, прожил в этом городе наиболее значительный период своей жизни. В частности, в Руане была написана “Госпожа Бовари”. Он наблюдал строительство шпиля и выразился ехидно в том смысле, что подобная архитектура - каприз взбесившегося изготовителя паровых котлов. Вблизи шпиль действительно выглядит чересчур технологично, но от этого не менее оригинально.

Башня Сен-Жак

Башня Сен-Жак - это уцелевшая колокольня разрушенной в годы революции (в 1797 году) грандиозной церкви Сен-Жак-де-ла-Бушри. Из этого красиво звучащего названия видно, что посвящена она была святому Иакову (имеется в виду апостол) и что построена на деньги гильдии мясников (“бушри” - мясная лавка). В Англии этого апостола называют Сент-Джеймс, в Испании - Сантьяго. Католическая традиция считает, что именно в Испании, в одноименной церкви Сантьяго-де-Компостелла захоронен этот святой.


Церковь служила местом сбора паломников, следовавших по пути Святого Иакова к конечному пункту - гробнице апостола Иакова в Сантьяго-де-Компостела в Испании. Церковь перестраивалась в XVI веке, поменяв стиль с романского на готический, тогда же к ней была пристроена колокольня - нынешняя башня Сен-Жак.

Церковь, объявленная народной собственностью, была продана революционным правительством и разобрана на доходный товар - камни - в 1797 г. Колокольня была сдана в аренду мастеру для отлива охотничьей дроби: расплавленный свинец, падая с 50-ти метровой высоты через специальную решётку, застывал маленькими шариками в подставленных бочках с водой.


С башней Сен-Жак связаны имена двух великих людей: Николы Фламеля и Блеза Паскаля. О Николе Фламеле говорили как о единственном алхимике, постигшем тайну философского камня и научившемся превращать свинец в золото. Он совершил отсюда паломничество в Испанию, а похоронен был в снесённой позже де-ла-Бушри. В 1648 году французский учёный Блез Паскаль проводил на башне Сен-Жак замеры атмосферного давления. Французы почтили память Паскаля, установив ему в башне статую; также в нишах башни сохранились 19 статуй разных святых. С 1981 г. на башне и в сквере установлена метеостанция.

Присмотревшись, можно увидеть, что углы башни завершают фигуры, символизирующие евангелистов: орёл, лев, телец и - самый высокий - ангел. Церковь после революционного разграбления восстановили лишь в 1854 году, т.е. уже во времена II империи. Судьба её могла сложиться и иначе. Гюго в “Соборе Парижской богоматери” (изданном в 1831 году) писал: “Вот уже несколько дней, как башня церкви Сен-Жак-де-ла-Бушри покрыта строительными лесами, а в ближайшее утро там заработает кирка”. Видимо, в те времена церкви ещё не взрывали, а разбирали. Экономили стройматериал…


Богатое культурное и историческое наследие Франции делает страну интересной в плане туризма разных направлений. Готическая архитектура – один из важных факторов привлечения гостей в страну. Соборы, спроектированные в этом стиле, не выбиваются из современной застройки, напротив, подчёркивают достоинства окружения.

Практически все они связаны с важными вехами становления государства, формирования городов в том виде, в каком их знают и любят теперь. Традиционно внешние особенности готических религиозных сооружений дополняются соответствующим внутренним убранством. Даже не имея изначальной цели посетить пару-тройку соборов, сложно остаться равнодушными, проезжая мимо, и не сделать остановку хотя бы для короткого знакомства с миром архитектурной готики.

Самые красивые готические соборы Франции

Готический стиль во Франции. Особенности архитектуры храмов и церквей, фото и описание!

Реймсский собор

Назван в честь города, где и находится. Построен в XII веке. Один из самых высоких соборов, башни достигают высоты в 80 м. Являлся местом коронации большинства французских монархов. В данный момент ведётся реставрация, которая не мешает туристической деятельности. Некоторые элементы отделки собора (статуи, шпалеры и пр.), частично пострадавшие во время Второй мировой, собраны в отдельном зале.

Руанский собор

Находится в одноименном городе. Отдельные его части построены в разные века, самая старая – северная башня, датированная 1145 годом. От неё остались лишь стены после Второй мировой. Собор много раз страдал от набегов, пожаров, непогоды. Каждый раз повреждённые части фасада восстанавливались. Внутреннее убранство подчёркнуто строгое, без лишних деталей. Имеются древние статуи.


Собор Парижской Богоматери

Является не только достопримечательностью, но и действующим религиозным объектом. Находится в Париже, основан в 1163 году. Здесь происходили свадьбы монархов, передача власти, панихиды государственного масштаба. Соборная площадь богата на знаковые места: нулевой километр, префектура, Крипта паперти Нотр-Дам, где выставлены археологические артефакты, найденные при раскопках около собора.


Церковь Сен-Вульфран в Абвиле

Основана в 1488 году. На этом месте раньше находилось другое религиозное строение. Некоторое время церковь была лишь историческим памятником, но в итоге богослужения начали проводиться вновь с 1998 года. Высота колокольни – почти 56 м. Всего три этажа, на первом привычно высокие потолки. Часовни тоже три с именными богато украшенными алтарями и мавзолеем.


Шартрский собор

Находится в городе Шартр, основан в 1145 году. Редкое религиозное сооружение, сохранившееся в неизменном виде и без крупных реставрационных работ. 10 тысяч скульптур и прочих элементов из камня и стекла составляют убранство собора. Северная и южная башни очень различаются по высоте и по стилю в целом. Особая реликвия – плащаница Девы Марии. Ещё одна особенность – астрономические часы XVI века.


Турский собор (Собор Святого Гатиана Турского)

Назван в честь города, где является главной достопримечательностью. Начало строительства – 1170 год. Полное название включает имя Святого Гатиана – первого епископа Тура. Хотя башни фасадов выглядят издали симметричными, их высота различается: 68 м и 69 м соответственно. Поскольку раньше здесь был другой храм, а позднее вносились изменения, собор имеет некоторые черты романской эпохи и Возрождения.


Амьенский собор

Находится в одноимённом городе, носит имя Богоматери. Построен в первой половине-середине XIII века. Представитель чистой готики. Высота свода больше 42 м. Интерьер спроектирован таким образом, чтобы визуально расширить пространство, сделать его более светлым и неделимым на сектора. В убранстве используется множество скульптурных элементов. В том числе из дерева.


Клермон-Ферранский собор

Находится в регионе Овернь, назван в честь вознесения Девы Марии. Основан в 1248 году. Тёмное, практически чёрное здание очень контрастирует с постройками вокруг и, в том числе благодаря габаритам и расположению на вершине холма, видно из любой точки. Античные саркофаги, фрески средних веков, ценные литургические предметы, уникальные элементы отделки стен – особенности собора.


Собор Святого Креста в Орлеане

Начало строительства – 1601 год. Многократно перестраивался и реконструировался. Во время Второй мировой незначительно пострадал, но главный колокол пришёл в негодность. Его заменили на новый в 2012 году. В окрестностях проводились раскопки, чтобы больше узнать об этапах становления собора. Он косвенно связан с историей Жанны Д’Арк, которая посещала его во время осады города.


Собор Эврё

Находится в одноименном городе. Строительство началось в XI веке. Нынешний облик сложился позже: первый собор дважды горел и был перестроен в готическом стиле. Через крытую галерею собор связан с дворцом епископов. После реставрации на прежнее место вернулась колокольня. Внутренние интерьеры контрастируют между собой: например, неф выполнен в романском стиле, а хор относится к готическому.


Аббатство Сен-Дени

Находится в одноименной коммуне. Основано в XII веке. За время существования на этом месте религиозных построек, здесь захоронили 25 французских монархов. Часть гробниц уничтожили, часть перезахоронили, но потом вернули в Сен-Дени. Некоторые кости королей и членов их семей оказались в оссуарии аббатства. С 2004 года здесь покоится сердце Людовика XVII, который так и не взошёл на престол.


Мецский собор

Находится в городе Меце. Имеет второе название – собор Святого Стефана. Основан в 1240 году. Его база – романская церковь, к которой пристроили неф. Позже появились хоры и поперечный неф. Громоздкое здание с множеством остроконечных колонн и узких башен стоит на площади оружия. Собор знаменит своими широкими расписными витражами. 19 из них изготовил художник Шагал.


Неверский собор

Находится в департаменте Ньевр. Основан в X веке. Имеет ряд других названий, например, собор Сер-Сир. Нынешний облик – симбиоз стилей и последствий реконструкций. Западные аспида, хоры, стены фасада – романский стиль, неф – готика, башни фасада – поздняя готика. Каждое окно имеет уникальную роспись. Витражи, также, как и другие элементы отделки, относятся к разным историческим периодам.


Страсбургский собор

Находится в одноименном городе. Строительство началось в 1015 году. На протяжении более чем ста лет был лютеранским собором. Достопримечательность – астрономические часы. Они украшены всевозможными фигурами и орнаментами. Имеют множество дополнительных функций. Площадь перед собором – место проведения концертов в летний период. Стены подсвечиваются разными цветами, меняющимися в тон музыки.


Нотр-Дам в Лане

Первый храм был построен здесь в VIII веке. Позже появилось сооружение в романском стиле. С развитием города потребовалось его расширить. Готических черт становилось больше: неф, трансепт, хоры. Отличие этого Нотр-Дама от соборов в других городах: светлые стены, так использовался местный известняк, и галереи по бокам. Малые хоры тоже необычны, их прямоугольная форма характерна для архитектуры Англии.


Собор святого Петра и Павла в Нанте

Первый камень заложен в 1434 году. До этого здесь поочерёдно существовали три церкви. Строительство растянулось, более чем на 450 лет. Постепенно готические элементы поглощали романские черты. Стены здания почти белоснежные. Собор связан с легендой о Синей бороде и с историями о д’Арданьяне. Особая ценность – двойное надгробие представителей дома де Дрё – шедевр французской скульптуры.


Собор Сен-Луи в Блуа

Основан в 1544 году. Имеет черты классицизма. Строился этапами на протяжении трёх столетий. Одна из капелл сооружена ещё в XII веке, т.е. до закладки Сен-Луи. При этом функционировал. Исторические витражи не сохранились и были заменены копиями в 2000 году. В склепе хранятся саркофаги каждого из местных епископов. Достопримечательность рядом – замок Блуа.


Собор Святого Петра в Бове

Основан в 1225 году. Его готические хоры самые высоки из существующих. Придать собору внушительный вид было одной из целей архитекторов. На месте его нефа расположена романская церковь. Южный фасад – классический пример поздней готики. В интерьере и украшении фаса есть свои особенности: резные деревянные двери, богатые на детали астрономические часы, стеклянные витражи, гобелены средних веков.


Собор Святых Юста и Пастора

Строительство началось в 1272 году в Нарбонне. Здание числится в незавершённых, хотя на протяжении веков здесь велась служба. Его серовато-коричневые стены прекрасно вписаны в архитектуру города при плотной застройке улиц. Каждая из часовен чем-то отличается: особенным алтарём, скульптурной композицией, собранием картин на религиозную тематику, предметами для литургии и т.д.


Буржский собор

Находится в Бурже. Освящён в 1324 году, хотя продолжал достраиваться. Отсутствует трансепт, что нетипично для таких храмов: не имеет крестообразной формы. Поскольку собор почти не пострадал во время войн и революций, сохранились 22 оригинальных витража. В крипте содержатся в идеальном состоянии древние надгробия. А астрономические часы не останавливаются на протяжении более чем 500 лет.


Аббатство Сент-Уэн

Находится в Руане. Основано в 553 году, много раз перестраивалось и реставрировалось. Готические черты появились в XIV веке. Некоторые здания аббатства использовались не по назначению: в одном мэрия, в другом фабрика. Сейчас помещения используются для выступлений классических музыкантов и выставок. В садах рядом есть пруд со скульптурной композицией и копия рунного камня.


Базилика Сен-Никола-де-Пор

Основана в 1481 году. Город на тот момент носил название Пор. Строилась в честь обретения Лотарингией независимости. Повторно храм освятил Папа римский Пий XII, после чего он и стал базиликой. После Второй мировой реставрация заняла 15 лет, в том числе были заменены почти все витражи. Без малого 200 лет официально является историческим памятников Франции.


Тульский собор (Туль)

Строительство началось в XIII веке. Фасад полностью выполнен в готическом стиле, однако впоследствии появились две часовни, относящиеся к периоду Возрождения. Во время революции и Второй мировой были утрачены некоторые элементы убранства, в том числе уничтожены крыша и орган. Рядом находился монастырь. Религиозные мероприятия не проводятся, популярный объект туризма.


Собор Святой Цецилии в Альби

Год основания – 1282. Одно из самых крупных кирпичных зданий в мире. Изначально планировалось использовать его, как крепость. Рядом построены колокольня и врата Доминика Флорентийского. Неф – самый широкий в стране. Маленькие часовни, выстроенные в ряд, заменили классические проходы в интерьере. Вход перенесён на южную сторону, хотя в готике обычно он находится на западе.


Собор в Сен-Поль-де-Леон

Находится в Бретани. Начало строительства в нынешнем виде – XII век, до этого здесь существовала древняя церковь. Хор и аспида появились гораздо позже основанной части собора. Гаргульи на фасаде имеют необычный вид. Баптистерий сделан преимущественно из дуба. Алтари каждой из часовен – произведения искусства. Витражи показывают различные сцены из Библии и жития святых.


Базилика Святого Михаила в Бордо

Начало строительства – XIV век. Благодаря колокольне является одним из самых высоких соборов Франции – 114 м. Здесь собраны произведения искусства разных веков, в том числе и Пьета с изображение Святой Урсулы. Местный склеп – самостоятельный выставочный зал для саркофагов и останков, найденных при археологических раскопках неподалёку.


Церковь Сент-Эсташ

Находится в Париже. Дата основания – 1532 год. Фасад выполнен преимущественно в стиле классицизм, его дополняет ренессанс, а готика прослеживается в деталях внутренней отделки. В склепе хранятся останки Тиберио Фьорилли – театрального актёра, жившего в XVII веке. Гордость церкви – орган из 8 тысяч труб. При его сборке использовались элементы старых инструментов. Здесь регулярно проходят органные концерты.


Дижонский собор

Находится в одноименном городе. Построен в конце XIII-начале XIV веков. В освящении храма, стоявшего здесь ранее, участвовал Папа римский Евгений III. В склепе покоятся останки Филиппа III и часть мощей Святого Венигна, в честь которого собор носит официальное название. В убранстве преобладает аскетизм: меньше декора, чем обычно. Высота хора и нефа вкупе с витражами визуально увеличивают пространство.


Нотр даме де Санлис

Находится в центре Санлиса. Построен во второй половине XII века. С тех пор серьёзной переделке подвергся только купол, хотя дополнительные элементы декора появлялись вплоть до XVIII века. Для стен использовали светлый известняк. Высота колокольни – 78 м. Важная деталь украшения интерьера – оригинальные росписи стен и потолков. Такие фрески нетипичны не только для современности, но и для того времени.


Родезский собор

Находится в городе Родез. Впервые упоминается в 516 году. В прошлом одна из его стен была частью городской стены. Новый собор начал отстраиваться в XIII веке. Процесс растянулся из-за чумы, пожаров и войн. Хотя на окончание работ ушли столетия, стиль выдержан один. Колокольня – самое современное из строений композиции. Она украшена статуей Девы Марии в окружении четырёх ангелов.



Готическая архитектура во Франции - архитектурный стиль, который был широко распространен на территории современной Франции с 40-х годов XII века до начала XVI века, когда ему на смену пришёл Ренессанс. Зародившись в центре страны, готический стиль быстро распространился на территорию всей Франции и за её пределы. Мастерство архитекторов достигло своего пика в середине XIII века, после чего развитие шло путем применения прикладных ремесел, в частности, обработки камня.

Готика как французский стиль стала образцом для подражания на территории большинства стран Западной и Центральной Европы, в которых она приобретала черты, характерные для их архитектурных традиций.

Отдельные архитектурные памятники в готическом стиле или же исторические ансамбли, включающие готические сооружения, главным образом, соборы, были включены в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО во Франции.
Вот краткий обзор. Обратите внимание на общее, когда невозможно с первого взгляда понять, какой конкретно собор на фотографии, и на различия, по которым легко все-таки узнать, что за собор перед тобой... Особую сложность в опознании представляют собой отдельные скульптуры и даже скульптурные группы.

СОБОР ПАРИЖСКОЙ БОГОМАТЕРИ - НОТР ДАМ де ПАРИ.





Строить собор начали в 1163 году на месте, где стоял римский языческий храм, по приказу и с благословения папы Александра III. Строительство растянулось на целых два столетия. По замыслам папы римского, Собор Парижской Богоматери в Париже своей красотой должен был затмить все другие подобные строения, что уже существовали на Земле.
Размеры Собора Парижской Богоматери потрясают с первого взгляда: длина – 130 м, ширина – 48 м, высота – 35 м, высота западного фасада – 43 м, ширина западного фасада – 41 м, вес колокола Эмануэль – 13 тонн. Войти в собор можно через портал Богоматери, который украшен искусной композицией, состоящей из статуй монархов и святых. Легкости собору придают высокие стрельчатые окна. Западное окна-роза - символ Богородицы. Она окружена ветхозаветными персонажами. В центре витража находится медальон, мерцающий красным и синим цветами. Медальон символизирует Богородицу. Южное окно отведено Христу.


Главный или центральный неф Нотр Дам де Пари расположен напротив окруженного колоннами портала Страшного Суда. Высота центрального нефа поражает воображение. Длинный пресвитерий (алтарная часть) каменной перегородкой отделен от остальной части собора.


Сегодня сбереглись только ее фрагменты, украшенные рельефами известных евангельских сцен, которые относят к XIV столетию. В пресвитерии находятся престол епископа и места для почетных гостей оформленные резьбой эпохи барокко. Настоящим украшением собора являются: «Пьета», скульптура Богородицы с младенцем, экспрессивная «майская» живопись Шарля Лебрена...
Чтобы оказаться на верху собора Нотр Дам де Пари нужно подняться на 387 ступенек, предварительно пройдя через широкие пятнадцати метровые контрфорсные арки в галерею, что тянется вдоль двух западных башен. Перила галереи украшают, или устрашают, маскароны (выпуклый лепной орнамент в виде маски или человеческого лица).


Внешнюю часть собора украшают различные химеры и гаргульи.




Если вам удалось преодолеть все эти препятствия, то можете насладиться, открывшейся перед вами с высоты Собора Парижской Богоматери, прекрасной панорамой Парижа. Кто знает, может быть события бессмертного романа великого Виктора Гюго пришли к нему именно в тот момент, когда он, поднявшись на крышу Нотр Дам де Пари, взглянул на столицу Франции с высоты птичьего полета...


Крыша собора Парижской Богоматери - отсюда прекрасно видно другой символ Парижа и Франции - Эйфелеву башню.
С собором связано и много легенд. Например, по одной из них колокол «Эммануэль» был отлит в 1600 году из украшений, подаренных собору женщинами, чтобы получить уникальный звон. Но свою известность в нашей стране собор получил благодаря Виктору Гюго.

ШАРТРСКИЙ СОБОР



Шартрский собор или Собор Шартрской Богоматери - самый известный памятник города Шартра, в 90 км к юго-западу от Парижа. Собор считается одним из прекраснейших готических зданий.


На месте современного Шартрского собора издавна стояли церкви. С 876 года в Шартре хранится Святая плащаница Девы Марии.

Вместо первого кафедрального собора, сгоревшего в 1020 году, был возведён романский собор с огромной криптой. Он пережил пожар 1134 года, разрушивший практически весь город, но сильно пострадал во время пожара 10 июня 1194 года. От этого пожара, занявшегося от удара молнии, уцелели только башни с западным фасадом и подземная часовня (крипт. Чудесное спасение от огня священной плащаницы было сочтено знамением свыше и послужило поводом для строительства нового, ещё более грандиозного, здания.


Возведение нового собора началось в том же 1194 году на пожертвования, стекавшиеся в Шартр со всей Франции. Городские жители добровольно доставляли камень из окрестных каменоломен. За основу был взят проект предыдущего сооружения, в который были вписаны сохранившиеся части старого здания. Основные работы, включавшие в себя строительство главного нефа, были завершены в 1220 году, освящение собора состоялось 24 октября 1260 года в присутствии короля Людовика IX и членов королевской семьи.

Этот новый собор сохранился до наших дней практически нетронутым. Он избежал разрушений и ограблений, никогда не реставрировался и не перестраивался.


Отличительной чертой собора является то, что его две башни сильно различаются между собой. Северная башня имеет типичное готическое основание (с контрфорсами и небольшим количеством отверстий) и шпиль в стиле пламенеющая готика, выполненный несколько позже. Южная башня, напротив, имеет основание уже готического стиля и увенчана более простым шпилем.

АМЬЕНСКИЙ СОБОР.


Амьенский собор или Собор Амьенской Богоматери - один из самых известных готических соборов в мире и один из самых крупных во Франции.

Существовавший здесь ранее собор романской архитектуры сгорел дотла в 1218 г. при пожаре, вызванном ударом молнии. А вот находящаяся вблизи собора небольшая церковь уцелела. В ней хранились мощи святого Фирмина, первого епископа города Амьена, поэтому церковь нельзя было снести до завершения строительства нового собора, куда впоследствии и перенесли мощи святого.

Согласно первоначальному плану башни собора предполагалось выстроить в два раза шире и гораздо выше существующих. Однако их возвели только до половины запроектированной высоты, в результате чего башни едва поднимаются над кровлей собора. В 1366 г. было начато возведение шатра над южной башней, а северная башня была достроена лишь в начале XV века. Разные по высоте и рисунку, они придают фасаду собора необычайную живописность.

Амьенский собор прекрасен со всех сторон. Стройный башенный шатер фонаря над средокрестием усиливает общее впечатление устремленности ввысь и подчеркивает высоту готической конструкции. Изящные легкие контрфорсы, увенчанные пинаклями, поднимаются от основания собора к его кровле.


Во время Великой французской революции, когда скульптуры и рельефы разбивались тысячами, пострадали многие соборы Франции. Однако благодаря усилиям влиятельных горожан Амьена, которые перекрыли революционерам доступ в собор, потери там были минимальными.

Несмотря на то что в готическом стиле возводились многие храмы как во Франции, так и в других странах Европы, именно Амьенский собор является одним из наиболее смелых, оригинальных и гармоничных строений готической церкви.


РУАНСКИЙ СОБОР


Руанский собор или Собор Руанской Богоматери - один из важнейших памятников готической архитектуры Франции. Массивные стены собора идут вдоль всей улицы Сан-Романо, одной из наиболее престижных в средневековом Руане.

Любая, даже самая скромная фотокамера легко и непринужденно передает всю красоту и мощь этого невероятного сооружения, веками вдохновлявшего писателей и художников самых разных калибров. Люди на фоне собора выглядят маленькими, как червячки. Массивные входные двери кажутся крошечными как пробитые гвоздем дырочки на холсте.

Собору сильно досталось во время войны. Перед высадкой в Нормандии союзники устроили ковровое бомбометание на целую ночь. Одна из боковых башен завалилась и повредила несущие колонны. По идее, собор должен был рухнуть и рассыпаться в пыль, но он чудом устоял. Ремонт занял двенадцать лет. В 2000 году не то та же, не то другая башня обрушилась снова. Это произошло в пять утра, и собор, к счастью, был пуст, а то случилась бы беда. Конечно, за такой древней конструкцией приходится следить постоянно.

Руанскому собору более 800 лет. Центральная башня со шпилем отстоит на 70 метров вглубь от фасада - она размещена ровно по пространственному центру собора, что очень необычно.

На площадь перед фасадом собора выходят две башни: левая, построенная в XII-XV веках, и правая, датированная 1506 годом, которая была построена всего за 20 лет. Этот более поздний стиль со множеством мелких деталей и усложненной формой называется “пламенеющей готикой”.

Внутреннее убранство собора

За свой более желтый цвет правую башню прозвали масличной. Несмотря на то, что известняка в Нормандии более чем достаточно, камень для Масличной башни везли из Уэлльса. Помимо цвета, у названия башни есть и иное объяснение: по легенде, деньги на ее постройку взяты из доходов от продажи индульгенций. А больше всего индульгенций церковь продавала за нарушение правил Великого Поста. Руанцы любили сливочное масло и не отказывали себе в этом удовольствии даже в дни поста. К тому же, главам зажиточных семей приходилось оплачивать индульгенции всех домочадцев.

Центральный шпиль пристроен позже всех в середине 19 века. Его высота 151 метр.

Прославил собор знаменитый художник Клод Моне, создав серию видов собора в различное время суток.

И наконец уже хорошо знакомый нам РЕЙМСКИЙ СОБОР


Реймсский собор или Собор Реймской Богоматери является одним из самых известных образцов готического искусства во Франции благодаря своей архитектуре и скульптурным композициям. Это классический образец архитектуры высокой готики в период ее наивысшего расцвета.

Cобор всемирно известен тем, что начиная с периода средневековья и вплоть до XIX века здесь проходили коронации практически всех французских монархов.

Собор в Реймсе имеет древнюю историю. Самое старое здание собора на этом месте датируется 401 годом. В IX веке на месте обветшавшего старого храма началось возведение нового. Однако грандиозный пожар 1210 года полностью уничтожил его. Тогда начался третий этап строительства, в результате которого появилось то величественное сооружение, которое и дошло до наших дней.

Две 80-метровые башни западного фасада Реймсского собора - самые высокие во Франции. Они могли бы быть еще выше, поскольку первоначально планировалось увенчать их высокими шатрами со шпилями, но этот замысел не осуществился. Кроме того, хотели возвести еще пять башен, но этот план тоже не был реализован.

Особенность Реймсского собора - прославившие его скульптуры. Только в “Галерее королей” представлено более пятисот фигур. Всего скульптур насчитывается около 2000. Большая часть их создана в XIII в. Это скульптурные изображения святых, епископов, рыцарей, королей, ремесленников. Реймсский собор часто называют “собором ангелов” - из-за множества скульптур, их изображающих. Реймсский собор сильно пострадал в годы Великой Французской революции. Еще более тяжкий урон был нанесен собору во время Первой мировой войны. Полностью восстановительные работы завершились только лишь к 1996 году. Мне повезло. Я была там в 1997 году.

В наши дни величественный и вместе с тем гармоничный собор продолжает оставаться замечательным памятником французской готики, скульптуры которого послужили образцом для других храмов Франции, Италии и Испании.

Так какие общие черты, и какие принадлежат конкретным соборам? Надеюсь, не слабО ответить! Дерзайте!

Зарождение готики

Готика зародилась в Северной Франции в середине XII в . и достигла расцвета в первой половине XIII в. Её возникновение было обусловлено формированием города как самостоятельной политической и экономической силы и новыми потребностями городской жизни; быстрому развитию французской готики способствовал национальный подъём, связанный с начавшимся объединением страны.


Символами централизованного королевства и независимости растущих городов стали каменные готические соборы, получившие во Франции свою классическую форму. Необычайно высок и просторен интерьер, озарённый цветным светом витражей: ряды стройных столбов, мощный взлёт остроконечных стрельчатых арок, убыстрённый ритм арочек верхней галереи (трифория) порождают чувство неудержимого движения ввысь и вперёд, к алтарю; контраст высокого светлого главного нефа с полутёмными боковыми нефами создаёт живописное богатство аспектов, ощущение беспредельности пространства.

Конструктивной основой собора служит каркас из столбов (в зрелой готике принимающих вид пучка колонн) и опирающихся на них стрельчатых арок. Структура здания складывается из прямоугольных ячеек (травей), ограниченных 4 столбами и 4 арками, которые вместе с диагонально перекрещивающимися ребрами (нервюрами) образуют остов крестового свода, заполняемый облегчёнными распалубками. Боковой распор свода передаётся связующими косыми арками (аркбутанами) на мощные наружные столбы (контрфорсы). Освобожденные от нагрузки стены в промежутках между столбами прорезались арочными окнами.

Вынесение наружу конструктивных элементов, нейтрализующих распор свода, позволило создать ощущение лёгкости и пространственной свободы интерьера, стремительного вознесения его вертикалей, умеряемого междуярусными членениями. В свою очередь обнажённые конструкции, окружающие собор с юга, востока и севера (и не видимые ни в интерьере, ни с фасада), впечатляют наглядным выражением действия тектонических сил, мощью своего ритма. Двухбашенные западные фасады французских соборов с тремя глубокими "перспективными" порталами и узорным круглым окном ("розой") в центре сочетают устремление ввысь с ясностью и уравновешенностью членений.

На фасадах бесконечно варьируются стрельчатые арки и архитектурно-пластические мотивы - ажурные фронтоны (вимперги), башенки (фиалы), завитки (краббы) и т. д. Ряды статуй на консолях перед колонками порталов и в верхней арочной галерее, рельефы на цоколях и в тимпанах порталов образуют цельную символическую систему, в которую входят персонажи и эпизоды Священного писания, аллегорические образы. Весь декор ритмически организован, строго подчинён архитектурным членениям. Этим обусловлены тектоника и пропорции статуй, торжественность их поз, сдержанность их жестов.

Лучшие статуи на фасадах соборов (Реймс, Амьен, Страсбург, порталы трансепта в Шартре) проникнуты одухотворённой красотой, искренностью и человечностью чувства. Другие части здания также украшались рельефами, статуями, растительным орнаментом, изображениями фантастических животных ("химерами"); характерно обилие светских мотивов (сцены труда ремесленников и крестьян, гротескные и сатирические изображения). Разнообразна и тематика витражей, в гамме которых преобладали красные, синие и жёлтые тона.

Франция. Готика во Франции

С конца XII в. Франция становится центром европейской образованности. Парижский университет скоро занял одно из ве-дущих мест в научной жизни Европы. В области архитектуры и изобразительных искусств Франции также принадлежит главная роль. В XIII в. в Париже насчитывается 300 цехов. Главный заказчик произведений искусства теперь не церковь, а города, гильдии купцов, цеховые корпорации и король. Основным типом сооруже-ния становится, в свою очередь, не монастырская церковь, а городской собор.

С XIV в. всё большее значение приобретали городские и монастырские церкви зального типа (с равной высотой нефов), замковые и дворцовые капеллы. Все они невелики, просты в плане, но по их сводам ("сетчатым", "сотовым", "звездчатым" и т. д.) стелются сложные, иногда криволинейные узоры нервюр. Характерен для поздней ("пламенеющей") готики и прихотливый, напоминающий языки пламени узор оконных переплётов (церковь Сен-Маклу в Руане, 1434-70).


Пьер Робен,1434-1470) является эталоном поздней, или «пламенеющей готики». Западный фасад церкви выделяется резными дверьми работы Жана Гужона с изображениями библейских сюжетов. Сразу за церковью Св. Маклоу находится одна из главных достопримечательностей Руана - кладбище Сен-Маклу - редчайший пример средневековых захоронений жертв чумы.


Возрастает значение светского городского зодчества, в котором использовались не столько конструктивные особенности готики, сколько её композиционные и декоративные приёмы: на главной площади города строятся ратуши с обильным декором и часто с башней (ратуша в Сен-Кантене, 1351-1509), замки превращаются в богато убранные внутри дворцы (дворец пап в Авиньоне, 1334-52; замок Пьерфон, 1390-1420), строятся особняки ("отели") богатых горожан (дом Жака Кёра в Бурже, 1443-1451). Каменную скульптуру на фасадах храмов сменили алтари в интерьерах, объединяющие деревянную раскрашенную и позолоченную скульптуру и темперную живопись на деревянных досках.

Французская базилика Сен-Дени (Basilique Saint-Denis) настоящее произведение архитектурного искусства, жемчужина Франции среди соборов и духовный оплот всей нации


Франция, особенно ее центр Иль де Франс, по праву считается колыбелью готики. Еще в XII в. (1137—1151) при перестройке церкви Сен Дени здесь был впервые применен нервюрный свод (обход и капеллы).

Самым большим храмом периода ранней готики был Собор Парижской Богоматери — пятинефный храм вмещал до 9000 человек. В конструкции Собора Парижской Богоматери отчетливо прослеживаются основные принципы готики: нервюрный стрель-чатый свод центрального нефа, высота которого 35 м, стрельчатые окна, аркбутаны. Но от тяжеловесной романской архитектуры остались массивная гладь стен, приземистые столбы центрального нефа, преобладание горизонтальных членений, грузные башни, сдержанный скульптурный декор.

Шартрский собор (1194—1260) являет собой пример перехода к зрелой готике и соединения разновременных фасадов. «Королев-ский портал» западного фасада принадлежит первой половине XII в., в начале XIII в. завершена южная башня, в XIV в.- северная, интерьер — число готический.

Блестящий пример зрелой француз-ской готики — собор в Реймсе (1212—1311). В облике Реймского собора видна тяга к вертикализму всех линий, что усиливает буквально целый «лес» пинаклей и вимпергов (даже «роза» на фасаде имеет стрельчатое завершение). Весь западный фасад сплошь декорирован скульптурой, камень приобрел ажурность, поистине он напоминает кружево. Заметим, однако, что в отличие от поздней готики это «кружево» не скрывает конструкцию здания.

Амьенский собор в центре Пикардии -- это одна из крупнейших "классических" готических церквей XIII в. Собор выделяется целостностью своего плана, красотой трехярусного внутреннего пространства и, в особенности, прекрасным собранием скульптуры на главном фасаде и в южном трансепте.


Самый большой и высокий готический собор во Франции — Амьенский . Его длина 145 м, высота свода центрального нефа 42,5. Амьенский собор строился 40 лет, с 1218 по 1258 г., Робером де Люзаршем, Тома де Кормоном и Рено де Кормоном. Амьенский собор часто называют «готическим Парфеноном».

К середине XIII в. размах строительства во Франции ослабевает. В конце XIII - начале XIV вв. строительство соборов переживало кризис: архитектурные формы становятся суше, декор - обильнее, статуи приобретают одинаковый подчёркнутый изгиб и стандартную слащавость. Одновременно возникают новые разнообразные и не претендующие на универсальность художественной формы; в них отразились рост самосознания бюргерства, стремившегося создать собственную культуру, и аристократизация феодальной знати, возрастающая утончённость придворного быта. Последнее замечательное творение готики в этот период — капелла Людовика IX (в сердце Парижа, на острове Ситэ), «святая капелла (часовня)» Сен Шапель (1243—1248). Ее строитель — Пьер де Монтро. Однонефная капелла имеет два яруса: в нижнем этаже — капелла Бого-матери, в верхнем хранилище реликварий с терновым венцом Христа.

С XIV в. начинается период поздней готики , во Франции он длится два столетия (XIV—XV вв.). XV век в готической архитектуре называют еще пламенеющей готикой . В позднеготическом искусстве складывается новый эмоциональный строй образов: манерная стилизация и экспрессия, экзальтированный драматизм, пристрастие к сценам страданий, изображенных с жестокой натуральностью. В то же время возникают светские росписи (дворец пап в Авиньоне, XIV-XV вв.), портрет ("Иоанн Добрый", около 1360), а в миниатюрах богослужебных книг и особенно часословов знатных лиц ("Малый часослов герцога Беррийского", около 1380-85) намечается стремление к одухотворённой человечности образов, к передаче жизненных наблюдений, пространства и объёма. К лучшим образцам французского готического искусства принадлежат мелкая скульптура из слоновой кости, серебряные реликварии, лиможская выемчатая эмаль, шпалеры и резная мебель. Позднеготические сооруже-ния перегружены декором, сложной декоративной резьбой и замыс-ловатым узором нервюров (собор в Руане, XIV—XV вв.).

Из готических монастырей особенно знаменито аббатство Мон Сен Мишель у границы Нормандии и Бретани, расположенное на высокой скале как неприступная крепость.

Феодальные замки в конце XIII в. строились уже только с разрешения короля, в XIV в. это вообще становится привилегией короля и его приближенных, в замковых комплексах появляются роскошно убранные дворцы. Замки постепенно превращаются в увеселительные резиденции, в охотничьи шато.

Но городское строительство (ратуши, цеховые здания, жилые дома) не уменьшается. Сохранился частный дом (XV в.) — это особняк банкира короля Карла VII Жака Кёра в городе Бурж .

Готика - период расцвета монументальной скульптуры, в ко-торой возрастает значение статуарной пластики, хотя фигуры и не свободны от фона стены. Все чаще появляется постановка фигуры по так называемой «готической кривой» (S-видная поза, от латин-ской буквы «S»): средневековое искусство дает свой парафраз греческому хиазму. В рельефе наблюдается тяга к высокому рельефу — горельефу. Вырабатывается определенный канон композиции, определенные сюжеты предназначены для определенных мест здания. Так, в алтарной части изображаются сцены из жизни Христа, на южном фасаде трансепта — Но-вого Завета, на северном — Ветхого, на западном фа-саде всегда размещается изображение «Страшного суда» и «конца мира». Примером ранней готики может служить скульптура западного фасада Собора Парижской Богоматери (1210—1225); история Ма-рии, «Страсти Христовы», «Страшный суд». Фасады трансепта украшены уже в период высокой готики.

В Шартрском соборе можно проследить эволю-цию от раннеготической скульптуры к периоду зре-лой готики. Так, западный фасад украшают столпо-образные, вытянутые по вертикали, статичные фигуры, стоящие в строго фронтальных позах. Постепенно скульптура отделяется от стены, приобретает округлый объем. Но и при скованности поз, при лаконизме форм поражает выразительность пластики, сдержанное величие образов, иногда даже появляется индивидуализация облика (св. Иероним, св. Георгий, св. Мартин портала южного фасада трансепта). В Шартре в течение многих десятилетий работали не только разные артели, но разные поколе-ния мастеров.

Со второй половины XIII в. пластика соборов становится более динамичной, фигуры — подвижнее, складки одежды передаются в сложной игре светотени. Изображения иногда исполнены с подлин-ным совершенством, с восторгом перед красотой человека. Не случайно, например, благославляющего Христа на западном фасаде Амьенского собора назвали прекрасным Богом. В таких сценах, как времена года и знаки зодиака, все чаще дают о себе знать реальные жизненные наблюдения (Амьенский собор).

Высшей точкой расцвета готической скульптуры является декор Реймского собора . Иосиф из сцены «Принесение во храм» и ангел из «Благовещения» напоминают светских людей, полных земных радостей. В образах Марии и Елизаветы («Встреча Марии с Елизаветой», 1225—1240) явственны отзвуки античного искусства. Для позднеготической скульптуры, как и для архитектуры этого времени, характерна измельченность, дробность форм (напри-мер, так называемая «Золоченая мадонна» Амьенского собора, около 1270 г.), но в ней чувствуется несомненный интерес к портретным изображениям, в целом не свойственный французско-му средневековому искусству.


Свет и кружева французской готики. Руанский собор (внутри)