Главная площадь самарканда. Площадь Регистан в городе Самарканд: описание


Древние свидетели истории Самарканда

"Горит рассвет, блеснув из облаков сверкающей зеленью куполов.
И минареты дивной красоты красуются повсюду как цветы..."

Алишер Навои

Площадь Регистан , в переводе означает "Песчаное место" . Регистан - административный и торгово-ремесленный центр восточного города. Регистан в Самарканде - один из выдающихся образцов градостроительного искусства Средней Азии, сложившийся в XVII веке и состоящий из трех медресе - Улугбека (1417-1420 гг.), Шер-Дор (1619-1636 гг.) и Тилля-Кари (1647-1660 гг.). На нем можно "перелистать страницы" многотысячной истории Самарканда. Здесь отразилась и вся история средневекового города. С северо-восточной стороны расположено торговое сооружение Чорсу , построенное в XVIII веке. Говорят, что все дороги ведут в Рим . Бесспорно, все дороги Самарканда ведут к Регистану. К площади сходились шесть радиальных улиц, на пересечении которых в начале XV века был построен тим "Тильпак-Фурушан" . С северной стороны площади Улугбеком возводится караван-сарай, названный Мирзои. Все прилегающие к нему улочки были забиты мелкими мастерскими и лавочками .

Спустя четыре года после строительства караван-сарая на месте, где сейчас стоит Шер-Дор , Улугбек строит ханаку. В связи с этим пришлось разобрать торговый пассаж. Каждого, кто вступает на эту площадь, охватывает особое настроение: кажется, через столетия долетают сюда зазывные крики ремесленников , гул восточного базара, голоса глашатаев , зачитывающих указы правителей...

Во времена Амира Тимура Регистан - главная торговая площадь города. Во времена правления Мирзо Улугбека она приобретает парадно-официальный характер. Однако значение центра общественной жизни, торговли и ремесленной деятельности города Регистан сохраняет и по сей день .
Выдающимся достижением творческой мысли XV века являются архитектурные ансамбли. В это время важнейшая градостроительная задача - архитектурное оформление площади Регистан.

"О, чудо! Громада его , подобная горе, твердо стоит, поддерживая небо. Величественный фасад по высоте - двойник небес, от тяжести хребет земли приходит в содроганье" , - слова из старинного таджикского стиха, которые подчеркивают масштабность медресе. Построенное в 1417-1420 гг. медресе Улугбека (медресе - духовное заведение мусульман от арабского "мадраса" - место преподавания) при жизни выдающегося ученого было крупнейшим научным учебным заведением Средней Азии XV века. Здесь изучались, помимо богословия, математика, астрономия, философия. Лекции читали виднейшие ученые того времени. Так, например, курс астрономии читал "Платон своей эпохи" Салахуддин Муса ибн-Мухаммед Казы-Заде-Руми. Есть сведения, что и сам Мирзо Улугбек преподавал в этом училище, где неоднократно проводил диспуты со студентами и учеными. Здесь слушал лекции Алишер Навои, учился Абдурахман Джами. Таким образом, медресе стало центром среднеазиатского просвещения.

К XV в. были разработаны основные планировочные приемы медресы. И свое наиболее блестящее, подлинно классическое решение тип среднеазиатского медресе получает в медресе Улугбека. Архитектура сооружения позволяет судить о большом мастерстве. Автором проекта считается придворный зодчий Шахруха, отца Улугбека, Кавамаддин Шерази, автор знаменитых ансамблей в Герате и медресе в Харгирде . Размеры медресе (81х51 м, двор 30х30 м) создавали образ самоутверждающего величия, не уступавший постройкам эпохи Тимура. Медресе имеет прямоугольный план. В сторону площади обращен главный фасад медресе, композицию которого определяет портал, два минарета и отрезки соединяющих их стен, над которыми вздымались купола двух помещений для занятий. Спиралевидный, сокращающийся вверх орнамент подчеркивает стройность минаретов, соразмерность их, усиливает ощущение устремленности ввысь. Северо-восточный минарет был выпрямлен в 1932 году по схеме академика В.Г. Шухова, по проекту и под руководством Михаила Федоровича Мауэра . М.Ф.Мауэр разработал уникальную систему поворотного круга и с его помощью выпрямил не только наклоняющийся, но и разворачивающийся при наклоне вокруг своей оси минарет. Это был беспрецедентный случай в инженерной практике.

Исключительно богат, разнообразен архитектурный декор медресе . На фоне желтоватой клади стен разнообразные геометрические штрихи, выложенные глазурованными кирпичами, эффектны мозаичное панно на щеках и щипце портала и майоликовый жгут, обрамляющий арку. Тимпан портала украшен орнаментом из пятиконечных и десятиконечных звезд, изображающих стилизованное звездное небо.

Сочетание смелости, простоты идеи, несложности технической арматуры и точности расчета делают честь достижениям мастеров того времени.
Реставраторы переложили тимпан портала, восстановили орнамент, расчистили и облицевали мрамором основания стен, восстановлена облицовка портала, ведется реставрация дворика медресе, а выпрямление юго-восточного минарета было проведено в 1965 г. по проекту инженера Э.М. Генделя.

На месте обветшалой и разрушенной ханаки Мирзо Улугбека с восточной стороны площади, Ялангтуш-Бахадур () - (военачальник, ловкий политик, правитель крупного феодального удела, энергичный наместник бухарских ханов в Самарканде) строит медресе, почти зеркально отражающее фасад противоположного медресе Улугбека. Самаркандский хаким старался ни в чем не уступить великим предкам - ни в пышности, ни в масштабах сооружения. Основание Шер-Дора на 1,5 м выше площади времени Улугбека. Планировка медре составляет 70х56 м, двор 30х38 м. Композиция двора традиционна: обведен двумя этажами худжр (помещений, где жили обучавшиеся в медресе), четыре айвана, по главному фасаду - две дарсхоны (учебные помещения).

Мозаичная часть на портале медресе гласит:
"Военачальник, полководец, справедливый Ялангтуш! Если прилетела стрела, восхваляющая его совершенство, - это изящный язык, полный жемчуга. Он соорудил такую мадрасу, что земля доведена им до зенита неба , - это знамя взаимного их украшения. Годами не достигнет высокой вершины его портала мощью и усердием искусных крыльев орел ума. Веками не достигает верха запретных его минаретов искусный акробат мысли по канату фантазии. Когда архитектор точной правильности воздвиг изгиб арки портала, небеса, приняв за новую луну, прикусили палец от удивления ".

Наряду с этой надписью в более скромном месте белыми буквами на черном фоне начертано: "Абдул Джаббар, зодчий" , фантазией которого и трудом народных мастеров воплощены в камне и цвете честолюбивые замыслы Ялангтуша. Медресе Шер-Дор задумано архитектором в стиле "кош" (композиция из двух противостоящих зданий).

Медресе Шер-Дор строилось на двести лет позже своего оригинала. И несмотря, казалось бы, на однотипный фасад, в нем имеется много нового, характерного для строительства техники XVII века, несшей в себе наряду с прогрессивными приемами, ускоряющими и удешевляющими процесс строительства, некоторое снижение качества художественной выразительности. Однако цветовое решение и исполнение отдельных панно говорят нам о высоком мастерстве строителей, воздвигших это великолепное здание.

Планировка его повторяет общую композицию медресе Улугбека, однако в деталях есть отличие. Особый интерес представляет тимпан над большой портальной аркой. Тигр золотисто-охристого цвета устремляется за белой ланью . Солнце изображено в форме белого диска, с раскосыми миндалевидными глазами. Лик его окаймлен золотистым сиянием. Вся композиция расположена на синем фоне со спиралеобразными побегами бирюзовых и золотистых тонов с разбросанными по полю белыми цветами. Запоминающийся рисунок тимпана и определил название медресе Шер-Дор, что означает "Украшенное тиграми".
От полного разрушения тимпан был спасен реставраторами, закончившими работу в 1962 году. Исследователи собирали декор по мельчайшим фрагментам. Там, где не сохранилась мозаика, фиксировались гнезда от выпавших кусочков, оставшиеся части с одной половины тимпана накладывались на другую так, чтобы рисунок был симметричным.

Закончив строительство медресе Шер-Дор, Ялангтуш-Бахадур десятью годами позже начал сооружение медресе-мечети, которое в дальнейшем получило название Тилля-Кари. Оно строилось не менее 14-15 лет .

Сооружением Тилля-Кари окончательно сформировался замечательный ансамбль Регистана. Чтобы достигнуть единства и цельности всех сооружений площади, зодчий подчинил архитектуру медресе Тилля-Кари уже существующим постройкам и растянул фасад таким образом, чтобы получилось зрительно замкнутое пространство . Такое решение мог предложить архитектор, обладающий большим мастерством.
Казалось, что мечеть должна была бы занять центральное место в общей композиции медресе-мечети, но зодчий не пошел на создание еще одного центра на симметричной площади. Архитектура фасадной части Тилля-Кари воспринимается как достойный фон двум расположенным друг против друга медресе. Мечеть композиционно сбита с главной оси и расположена с западной стороны замкнутого двора с худжрами в один этаж. Главный фасад решен в два этажа, что помогает уравновесить большие по объему здания медресе Улугбека и Шер-Дор.

Главный входной портал , обращенный к площади, прорезан глубокой пятигранной нишей с двумя входами, ведущими в большой замкнутый двор. Симметрия композиции во дворе подчеркнута небольшими порталами по центрам дворовых фасадов. Слева от входа по западному фасаду расположена большая мечеть. Через главный вход в портальной нише можно попасть в центральный зал мечети, площадь которого увеличивается за счет открытия боковых стенок арочно-купольной галереи , примыкающей к мечети с двух сторон. Напротив входа расположен михраб, облицованный мрамором, рядом с михрабом ниша, указывающая на Мекку, а справа от него - своеобразная кафедра (минбар - место для проповедника) с высокими мраморными ступенями. Двор мечети также служит для проведения пятничных молений.
В интерьере мечети использована живопись кундаль (техника многокрасочной, с позолотой росписи на рельефном орнаменте). Чрезмерная насыщенность центрального зала мечети рельефной росписью и позолотой , вплоть до населения ее на мраморные панели, свидетельствует о стремлении поразить роскошью и богатством. Обилие позолоты и определило название медресе - Тилля-Кари, что означает "Покрытое золотом".
Облицовка медресе была в большей части утрачена. Реставраторам пришлось много потрудиться, чтобы спасти уцелевшие фрагменты и по ним восстановить разрушенные части. В 1979 году была завершена работа по восстановлению золочения росписи в интерьере мечети. Между медресе Шер-Дор и Тилля-Кори распологается монументальное мраморное надгробие - Дахма Шейбанидов, свое время установленная над семейной усыпальницей первой узбекской династии XVI столетия.

Регистан (Узбекистан) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры в Узбекистан
  • Туры на майские по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Площадь Регистан, «сердце» древнего Самарканда - наверное, самая известная достопримечательность города, да и всей Средней Азии. Пожалуй, трудно встретить место столь же красивое, сколь и исторически важное. Взоры изумленных путешественников неизменно привлекают ярко-синие купола мечетей, изящные высокие минареты и монументальные порталы, богато декорированные мозаикой, росписью и даже позолотой. Здесь сосредоточено три медресе, которые были построены в разное время, и каждая из них красива и примечательна по-своему. Невозможно побывать на этой древней, высушенной солнцем площадью, и не почувствовать величественного дыхания древности, ощутить дух давно ушедших дней, одним словом, буквально прикоснуться к истории. Недаром этот великолепный ансамбль считается гордостью не только Самарканда, но и всего Узбекистана.

Среди местных ходит страшная и красивая легенда о площади Регистан. Говорят, что с 15 века и вплоть до прихода русских войск, то есть до конца 19 столетия, здесь проходили публичные казни. Поскольку в ходе этого жуткого действа вся площадь была залита кровью, ее посыпали песком, чтобы кровь лучше впитывалась. Собственно, в поддержку этой версии говорит и само название - Регистан, что в переводе на русский означает «место, покрытое песком». Конечно, древняя площадь существовала не только для проведения экзекуций. Здесь бывало многолюдно, когда читались указы правителей.

Что интересно, великолепные памятники средневековый архитектуры, включенные ввиду своей ценности в список всемирного наследия Юнеско, появились на Регистане в разное время, в основном в течение 15-17 столетий.

Площадь широко известна прежде всего своим знаменитым ансамблем из трех медресе (духовные школы) - Тилля-Кари, Улугбека и Шердор. Первым из этих величественных гигантов на замощенной кирпичом и посыпанной в то время песком площади возникло медресе Улугбека.

Невозможно побывать на этой древней, высушенной солнцем площадью, и не почувствовать величественного дыхания древности, ощутить дух давно ушедших дней, одним словом, буквально прикоснуться к истории.

Медресе Улугбека

Случилось это в 1417-1420 гг. по приказу внука Тимура, за свою мудрость прозванного Улугбеком («великим правителем»). Волей-неволей это здание внушает уважение. Среди местных бытует такое высказывание про медресе: что оно настолько тяжело, что деже земной хребет трещит от его груза. Чудесным образом этот исполинский объект дошел до наших дней практически в первоначальном виде. Величественный портал, который возвышается на площадью, украшен прекрасного вида стрельчатой аркой, яркой и витиеватой мозаикой, плиткой из майолики, резным мрамором. Фасад медресе Улугбека расписан письменами очень тонкой каллиграфической работы. Надписи эти представляют из себя в основном цитаты из Корана и восхваления мудрого правителя Улугбека, который очень много внимания уделял развитию науки и покровительствовал молодым и не очень ученым.

Обязательным элементом медресе считаются высокие минареты по бокам и красивые голубые купола. Естественно, их также украшает традиционная мозаика. Внутри расположена мечеть, аудитории для лекций, а также кельи, где жили послушники.

В свое время медресе Улугбека считался лучшим университетом исламского востока.

Медресе Шердор

Медресе Шердор, или в переводе на русский язык «обитель львов», была построена много позже медресе Улугбека. Строительство здания началось в 1619 и закончилось 1636 г., и проводилось под руководством архитектора Абдул Джаббара. Неизвестно, насколько хорош был в деле этот зодчий, который взялся за довольно-таки непростую задачу - повторить медресе Улугбека, но, по всей видимости, что-то пошло не так с пропорциями и оригинальное здание не простояло и нескольких десятилетий. Медресе хоть и не разрушилось полностью, но стало выглядеть потрепанным. Восстановительные и реставрационные работы начались здесь лишь в начале 20 столетия. Благодаря тонкой и кропотливой работе реставраторов и архитекторов, к 1960-м прошлого века удалось восстановить практически весь архитектурный ансамбль медресе Шердор. Сегодня посетителей встречает портал, украшенный символом власти - барсом, что несет солнце на спине, изображением свастики и надписью «Господь Всемогущ!». Стены медресе испещрены цитатами из Корана, украшения выполненные при помощи мозаик, глазурованного кирпича, а яркая бирюза куполов, которая порой кажется даже ярче самого неба, не может никого оставить равнодушным.

Арки, что находятся во дворе духовного училища, покрыты изысканным цветочным орнаментом в традиционном стиле. Но для того, чтобы учащихся ничто не отвлекало от учения и молитвы, комнаты, в которых они проживали, отделаны весьма аскетично: здесь кроме белых стен глазу зацепиться за что-либо довольно сложно, особенно после того великолепия и буйства красок, что можно наблюдать снаружи.

Медресе Тилля-Кари

Следующее по старшинству здание носит название медресе Тилля-Кари, что означает «отделанное золотом». Строительство его началась еще в 1646 г. на месте, где еще с давних времен правления Улугбека остался фундамент, который служил основой для караван-сарая Мирзои. Главный фасад здания выходит на площадь и состоит, собственно, из портала и двух крыльев с двумя этажами худжр и угловых башен. Двор имеет форму квадрата и со всех сторон окружен галереями и жилыми этажами.

Это медресе не случайно зовется «покрытым золотом», действительно, стены и своды испещрены здесь не только традиционной живописью и орнаментом из мозаики, но и обильной позолотой. В свое время позолотой были покрыты и специальная молитвенная ниша, называемая михраб, и возвышение для имама - минбар. Однако, в начале позапрошлого столетия в Самарканде случилось сильное землетрясение, которое разрушило и так изрядно заваливающийся главный портал медресе. Реставрация началась здесь в первой четверти 20 века. Были отреставрированы как постройки, так и их уникальный орнамент, все работы проходили с соблюдением традиционных технологий, что помогло органично вписать новые элементы к уже существовавшим ранее.

Окончательно восстановительные работы были завершены в конце 50-х, благодаря чему сегодня мы можем видеть «отделанное золотом» медресе почти в том самом виде, каким оно предстало перед удивленными жителями Самарканда несколько сот лет назад.

Регистан

Мавзолей Шейбанидов, купол Чорсу и другие достопримечательности Регистана

Несмотря на все прелести медресе, достопримечательности площади Регистан ими не ограничиваются. Внимание туристов привлекает, например, знаменитый мавзолей Шейбанидов, в котором находится огромное количество древних захоронений. Фамильная усыпальница представителей рода Шейбани, династии, которая сменила долгое время правивших здесь Тимуридов - потомков знаменитого завоевателя и правителя Тамерлана. Другой объект, не обделенный вниманием - это торговый купол Чорсу, построенный еще в далеком 15 веке, но перестроенный почти через 300 лет. В 2005 была проведена реставрация этой архитектурной жемчужины, и сегодня купол Чорсу предстает пред нами посвежевшим, но не помолодевшим. Внутри располагается галерея изобразительного искусства, коллекцию которого составляют работы узбекских художников и скульпторов.

Дважды в год на этой древней площади проводится грандиозный музыкальный фестиваль «Шарк тароналари», что означает «Мелодии Востока». На это красивое и интересное мероприятие съезжаются музыканты и певцы со всей Азии. Кроме того, здесь регулярно проходят и другие праздничные события, а по будням идет бойкий торг, так что можно смело сказать, что площадь Регистан не ушла в историю, а продолжает жить своим чередом.

Исчезли почти бесследно, а регистаны городов типа Карши достаточно скромны. Само это название обычно переводят как "песчаное место", "пустырь" (то есть Марсово поле - это Петебургский регистан), но есть и другая версия, возводящая "реги-" к "rex" - тогда уже это Царское место. Ну а Регистан с большой буквы один, и он в Самарканде. И для начала - всемирно известный вид, как Красная площадь с Василием Блаженным, как Великая Китайская стена на холмах Бадалина, как панорама Флоренции с черепичным куполом Санта-Мария-дель-Фьоре... Слева направо три медресе: Улугбека (1419-27), Тилля-Кари, или Позолоченное (1646-60) и Шер-Дор, или Львиное (1619-36). Ансамбль, совершенный не только своими постройками, но и их расположением: айваны двух медресе на одной оси, которую делит ровно пополам ось симметрии третьего медресе, и над всем этим два почти одинаково смещённых вправо голубых купола. Размеры собственно площади - 100 на 60 метров, а вход на неё платный - 12 тысяч сумов, то есть порядка 130 рублей, как и в остальных главных музеях Самарканда.

Хотя Самарканд славится зодчеством Тимуридов, ко временам Тамерлана здесь не относится ничего, а Шер-Дор и Тилля-Кари и вовсе 17 век, эпоха Аштарханидов - правившей в Бухаре династии потомков правителей Астрахани: их зодчество отличалось невероятной вычурностью, раз так в десять более плотной, чем у самого высокого барокко в Европе.
А на кадре ниже - осколки изразцов и план Регистана до последней реконструкции. Мечеть Алике Кукельташа (по нашему говоря Алика Чекиста - "кукельташем" называли ответственного за безопасность хана) известна с 13 века, вероятно с неё город начал отстраиваться на новом месте после нашествия Чингисхана, и представляла собой что-то вроде - двор размером 90 на 60 метров с сотнями куполов над галереями. Другие три здания построил уже Улугбек: ханаку с необычайно высоким куполом, полудеревянную Резную мечеть (Мукатта) и караван-сарай, напоминавший о том, что Регистан всегда был в первую очередь торгом:

Но сохранилось лишь медресе Улугбека, одно из трёх построенных ханом-учёным - другие два в Бухаре и "городе гончаров" , причём бухарское старше по времени основания, но моложе по времени завершения. К началу ХХ века самаркандское медресе лежало в руинах облупленным и одноэтажным, и нынешний облик - результат десятилетий советской реставрации:

Впечатляют минареты по всем 4 углам: один стоит прямо, от другого остался пень, третий лишился головки и стал похожим на заводскую трубу, четвёртый накренился. Наверх полулегально водит мужик, дежурящий у кассы... в принципе, подобные bonus-level есть на многих достопримечательностях, например теоретически есть мужичок, который водит в его заброшенную часть, но там такого встретить мне не повезло. Оплата сдельная, мне сначала выставили цену в 22 тысяч сумов, и хотя до поездки предупреждали, что больше 10 давать не надо, ниже 17 тысяч сбросить цену я так и не смог.

Водят именно на правый, накренившийся минарет, и что удивительно - у него нет площадки, просто высовываешься из люка по пояс и смотришь пл сторонам. Вот такая же, только без люка, верхушка левого минарета, "выпрямленного" реставраторами в 1965 году:

Виды города я показывал в прошлой части, а здесь и не подряд покажу лишь виды на сам Регистан. Самое слабое в его ансамбле то, что он лишился контекста - сто лет назад вокруг были глиняные лачуги и лавки из чего придётся, а сейчас и вовсе скверы. Регистан раскрывается на юг, в сторону далёких гор Зерафшанского хребта, и обратите внимание на сцену и пологие ступени - по вечерам здесь проходят светомузыкальные представления "Я - Регистан" с диалогом 3 медресе; по-русски они бывают редко, и говорят, изрядно устарели. В один из дней я вполне мог сходить глянуть на это действо из-за трибун, но поленился:

Само Улугбек-медресе. Его размер 81 на 51 метр, при том что двор всего-то 30 на 30. Крупнейшим в Средней Азии оно уступает (при других пропорциях) по периметру всего на пару метров, но почти втрое - числом келий (50) и учеников (соответственно 100), так как на каждого тут приходилось гораздо больше места и видимо учебного времени:

Двор медресе. Все постройки Регистана ныне сочетают роли музея и сувенирного базара. Второй этаж, целиком воссоздан при Советах - в конце 18 века его снёс бухарский наместник, сочтя его удобной площадкой для обстрела своего дворца, а оставшуюся часть здания серьёзно переломали два землетрясения в начале и конце 19 века.

Кельи второго этажа. По заботе о комфорте студентов средневековое медресе явно даст фору общагам многих современных вузов.

Портал айвана ещё более феерически красив, чему у медресе Улугбека:

Боковой зал, возможно бывшая домовая мечеть, где ныне ковровая лавка афганца из первой части:

Шер-Дор чуть-чуть уступает медресе Улугбека в размерах (70 на 56 метров), но его кельи (коих тут то ли 54, то ли 48 - сам не считал, пишут разное) были одноместные, масштаб здания совершенно не соразмерен числу студентов, это в чистом виде дом-памятник. Но всё же выдающаяся персоналия нашлась и здесь - правда, не узбек, а татарин, богослов и просвятитель 19 века Шигабудтин Марджани , в честь которого там названа старейшая мечеть Казани.

Ось симметрии кош-медресе:

Айван с обратной стороны, на 180 градусов от двух прошлых кадров:

А этот айван где - уже и не помню, но точно во дворе Шердора:

В любом тексте о самаркандской старине скажут, что Шердор больше медресе Улугбека, но уступает ему совершенством отделки, однако мне Шердор показался красивее и запомнился самым зрелищным зданием Средней Азии. Возможно, потому что в силу меньшего возраста он лучше сохранился, и в нём больше подлинных элементов. Орнаменты танцуют и трещат в ушах, как фейерверк.

Но куда уж без торговли? Белые стены - вроде бы, в коридорах у выхода и того золочёного зала:

Третье медресе Тилля-Кари строилось позже других и не входило в кош, поэтому выглядит совершенно иначе. Более того, чисто по размерам (75 на 75 метров) оно крупнее хивинского медресе Мухаммеда Амина... но опять же не является "крупнейшим медресе Туркестана", так как и не совсем медресе - фактически это была Джума-мечеть с учебным корпусом при ней, построенная взамен грандиозной тамерлановой Биби-Ханум (1399-1405), к тому времени пришедшей в аварийное состояние - она, также отреставрированная при Советах, видна тут на заднем плане:

Фасад Тилля-Кари:

И вид из арки на "смотровой" минарет Улугбека. Здесь архитектура уже куда более бухарская, аштарханидская, особенно изразцовые спирали по углам:

Тот же фасад с обратной стороны:

Вот не знаю, что за колонны - возможно, фрагменты "до-ялангтушевских" построек Регистана?

В целом, тут тоже натуральная площадь, а под синим куполом собственно Джума-мечеть:

И вот почему медресе называется Позолочённым!

Это если не самый красивый, то уж точно самый роскошный интерьер Средней Азии:

Кажется, что многие его детали светятся, хотя на самом деле всего лишь блестят:

В коридорах декор уже скромнее, вернее его тут попросту нет. С экспонатам под стеклом, тимуридскими изразцами и керамикой, соседствуют вещи на продажу, как например эталонное ургутское сюзане слева:

В одной из них нашёлся не сувенирный, а продуктовый киоск с сюзане на потолке, и бутылка лимонада или минералки по мне так на среднеазиатском солнце актуальнее всех сувениров:

У Тилля-Кари самые эффектные и внешние стены:

А в углу между ним и Шердором притаилась дахма Шейбанидов. "Дахма" в данном случае не зороастрийская "башня молчания", а подиум для надгробий, Шейбаниды - сменившая Тимуридов в 16 веке узбекская династия. Хан Убайдулла перенёс в 1533 году столицу в Бухару, устроив там главный некрополь близ мавзолея Накшбанди, но в Самарканде правила их параллельная ветвь, и как я понимаю, на дахме - могилы эмиров Самарканда, а вдоль стены - их многочисленной родни:

Ещё одно здание по соседству - местный Чорсу, торговый , его можно увидеть за минаретом Шердора на фото №14. "Чор-су" значит "Четыре потока", то есть иносказательно Стечение или Перекрёсток, да и строились они обычно в центре городской системы арыков. Для разнообразия дореволюционный вид - таким был Регистан в начале ХХ века, Чорсу хорошо заметен:

На месте базара теперь сквер, а Чорсу служит выставочной галереей:

То же место, что на дореволюционном кадре. Слева за куполом Чорсу медресе Шердор и Улугбека с линией трёх накренившихся минаретов, а справа Тилля-Кари:

Шер-Дор и Улугбек с другой стороны да в сумерках:

Они же, только там на переднем был Шердор, а тут - медресе Улугбека:

Лучший "непарадный" вид на Регистан - от начала пешеходного мостика через шумную Дагбитскую улицу (названную, кстати, по кишлаку, где Ялангтуш похоронен) в бывшей Кок-Сарай - Голубой дворец Тамерлана. Регистан отсюда выглядит как целый лес минаретов, как чудо-завод, выпускающий волшебные лампы для джиннов и мечи-кладенцы из адамантовой стали:

А так выглядит Регистан с опушки сельвы махаллей, и кажется с этой стороны его реже всего видят туристы. Впрочем, в этом слабость Регистанского ансамбля - он рассчитан на взгляд лишь с одной стороны, а с любых других теряет стройность:

Немного погуляем по окрестным скверам. Симпатичный резной киоск с мороженным, наверное, знаком ещё пассажирам советских туристических поездов . Популярен настолько, что к вечеру мороженного не хватает на всех, и потому я здесь так и не приобщился:

Странный подум со львами "у которого все фотографируются":

В углу сквера скромно стоит маленький мавзолей Абу Мансура Матируди ... впрочем, возможно, это ошибка, так как этот святой, известный всему исламскому миру богослов 9-10 веков из Самарканда, вряд ли может быть похоронен так скромно, да и мемориал его имени есть ещё и на старинном кладбище ближе к окраине. Может, это просто тёзка? Таких мавзолеев я немало видел в Бухаре и Хиве на пыльных улицах, а тут он среди сквера и новостроек:

Сами новостройки на стыке местного зодчества с конструктивизмом (!) образуют целый торговый городок, на его краю торгуют лепёшками, а в одном из павильончиков таки нашлось мороженое - как уже говорилось в прошлой части, самое вкусное на моей памяти.

Напоследок пройдёмся по Регистанской улице, спускающейся здесь с холма. В прилегающих к площади кварталах - ещё и довольно крупное лежбище коллективных такси, отсюда я уезжал и в с французом Фабрисом, и в Шахрисабз с Лидой abyaneh и Сашей. Сооружение, похожее на медресе точно напротив Регистана на викимапии значится картинной галереей и домом художников - уж не знаю, годная это стилизация или же действительно бывшее медресе века так 18-го. Обратите внимание ешё и на магазин в окне пятиэтажки:

Не очень помню, где эти сталинки но вроде бы тоже на Регистанской. Да, Самарканд - не Бухара и не Хива, нетронутой дорусской среды тут нет, и вокруг Регистана в основном хрущовки и частный сектор:

Здесь же как-то затесался домик, где при Советах, но до строительства Душанбе (перенявшего у Самарканда роль центра таджикской культуры) жил Садриддин Айни - крупнейший таджикский писатель ХХ века, революционер и борец с пантюркизмом (вернее, вовлечением в него таджиков). В творчестве его, правда, лучше раскрыта Бухара, в описаниях которой я его даже цитировал:

Мозаика в сквере:

И симпатичное панно пятиэтажки у начала широкой площади на той самой Дагбитской улице. На холме вдали башни Регистана, на холме левее кадра руины Тамерланова дворца Кок-Сарай, на холме правее кадра - Тамерланов мавзолей Гур-Эмир, а за спиной начинается Русский Самарканд. Настоящий центр - здесь, а не на Регистане:

Но об этом - в следующей части.

САМАРКАНД-2015
и .
Ташкент, Бухара, Хорезм - см. оглавление.
. Встречи в дороге.
Самарканд .
. История, колорит, традиции, ремёсла.
Регистан.
Кук-Сарой и Гур-Эмир. Центр города.
От Регистана до Сиаб-базара.
Афросиаб и окрестности.
Махалли народов.
Древности по окраинам.
Русский Самарканд. Вокзал и храмы.
Русский Самарканд. Дома и улицы.
Окрестности Самарканда .
.
.
Перевал Тахта-Карачач и спуск в Кашкадарью.
Южный Узбекистан - будет отдельная серия.

Самаркандский Регистан – один из самых выдающихся образцов градостроительного искусства на всем феодальном Востоке. Парадные фасады всех трех медресе замыкают площадь, но сама площадь активно включается в композицию. Взаимное равновесие всех трех зданий, величие архитектурных форм, богатство, разнообразие декора сливаются в торжественном аккорде. Здесь все настолько отвечает внутреннему смыслу и общественному назначению главной площади большого города, что с полным правом можно назвать Регистан форумом Самарканда.

Проблема городского ансамбля была одной из главнейших в архитектуре Самарканда XV в. Монументальные ансамбли определяли его основные композиционные узлы и как бы ставили высотные акценты в его силуэте.

Творческий гений большого коллектива искусных зодчих, каменщиков, специалистов декоративной отделки обогатил множеством величественных, богато оформленных зданий. Достижения этой эпохи сказались в решении больших градостроительных задач, разработке сложных, комплексных зданий, движении конструктивно-технической мысли, вызванном масштабами самих строительных задач, развитии и совершенствовании приемов архитектурного декора, наконец, формировании нового архитектурного стиля, возникновение которого ощущали уже сами современники.

Тенденции этого стиля были продолжены в первой половине XV столетия, получив при Улугбеке свою классическую завершенность.

В правление Улугбека оформляется центр тимуридского Самарканда — площадь Регистан , лежащая у скрещения шести главных городских магистралей. До этого она была стиснута торгово-ремесленными кварталами и лишь круглый базарный пассаж — тим Туман-ака выделял этот ответственный участок столичного города. На протяжении второго — четвертого десятилетий XV в. здесь осуществляется полная перепланировка. Тим разобрали и, поскольку он был пожалован устроительницей в вакф, его воздвигли заново в другом месте. Площади придали прямоугольный план. Первым зданием, воздвигнутым с ее западной стороны, было медресе Улугбека . Из всех построек, оформивших в XV веке Регистан, одно лишь это здание, причем со значительными утратами, дошло до наших дней.

Медресе Улугбека (1417 — 1420 )

Медресе Улугбека в архитектурном отношении — классический образец этого рода высших учебных заведений мусульманского Востока. Прямоугольный в плане, с замкнутым квадратным двориком, на осях которого лежат глубокие сводчатые айваны, служившие летними аудиториями, он был обведен двумя этажами келий- худжр, обращенных во двор сводчатыми лоджиями. В углах располагались крестообразные аудитории-дарсханы, а в западной части — продолговатая мечеть. Три входа — один на главной и два на поперечной оси — вели во двор. Углы фланкированы стройными минаретами — двухзвеньевыми, а возможно, как в современных им гератских постройках, и трехзвеньевыми. Главный, восточный фасад, обращенный на площадь, выделен стройным пештаком с глубокой сводчатой нишей; отрезки стен между ними и минаретами разработаны настенными двухъярусными арочками. Боковые фасады гладкие, несут крупный геометрический узор. Соотношения всех архитектурных форм в медресе Улугбека удивительно гармоничны, пропорции стройны, декор богат, разнообразен, но не пестр. Выкладки из цветных глазурованных кирпичей на фоне строительного кирпича, многоцветные майолики и мозаики, резной мрамор образуют единое художественное целое. В орнаментике преобладают звездчатые гирихи и надписи, быть может, в этом нашли свое косвенное отражение просветительские тенденции Улугбека и его увлечение астрономией.

Отстроенное в качестве высшего духовного учебного заведения, медресе фактически стало центром светской научной мысли. В его аудиториях читались не только лекции по теологии, но и по астрономии, философии, математике. В составе лекторов были Казы-Заде-Руми, сам Улугбек.

В медресе Улугбека занимался основоположник узбекской классической литературы Алишер Навои. Алишер Навои – великий узбекский поэт. Впитав в себя лучшие традиции таджикской, персидской и азербайджанской литературы, владея в совершенстве персидским и арабским языками, он вместе с тем бесконечно любил узбекский язык, который довел в своих произведениях до большого совершенства. Им были созданы такие великие классические творения узбекской литературы, как «Фархад и Ширин», «Лейли и Меджнун» и другие. В поэзии он был непревзойденным мастером меткого слова, изящного выражения и яркого образа. Будучи человеком феодальной эпохи, что наложило отпечаток на всю его жизнь, он, вместе с тем, намного выше своих современников, даже наиболее выдающихся из них, был проникнут прогрессивными идеями.

Медресе Улугбека имеет квадратный двор (33 х 33 м), вокруг которого размещено в два этажа по 28 келий-худжр, каждая рассчитана на два ученика.

Медресе значительно пострадало во время смут и событий в 20-е годы XVIII века. Были разрушены второй этаж и наружные купола.

Оба минарета на медресе Улугбека выпрямлялись, так как оба грозили рухнуть. Правый, северо-западный выпрямлялся в 1932 году по проекту инженера Шухова. Вершина минарета отклонилась от нормального положения на 180 см при общей высоте минарета 33 м. При помощи специального подъемного винта-домкрата минарет был приведен в свое прежнее вертикальное положение.

17 февраля 1965 года юго-восточный минарет, который даже в путеводителях называли «падающим», также был выпрямлен. Эта уникальная задача была решена коллективом самаркандских реставраторов под руководством автора проекта выпрямления Э.Генделя.

В 1424 году напротив медресе возводится ханака Улугбека, у юго-западного угла которой располагалась издавна почитаемая могила Имама-Джафара. Развернутому фасаду и стройным минаретам медресе противостоял компактный и сильный объем ханаки, выделенный входным порталом и увенчанный огромным куполом, который не склонный к преувеличениям Бабур называет «самым большим в мире».

Северную сторону площади Регистан замкнул караван-сарай Мирзои, планировку которого в XVII в. во многом повторило медресе Тилля-Кари. Он включал просторный, обведенный навесами и худжрами двор и был, по-видимому, оформлен по главному фасаду входным пештаком и угловыми башенками.

К югу от Регистана в 30-х годах XVв. видный вельможа Алике Кукельташ, воспитатель Шахруха, возвел, очевидно, на месте пришедшей в упадок домонгольской мечети новую джума-мечеть. Она имела прямоугольный план (около 90х60 м), включала вытянутый двор, обведенный галереями с 210 куполами, основанными на кирпичных устоях и каменных колоннах, фрагменты которых найдены в 1936 году во время земляных работ при разбивке Регистанского сквера. Вблизи располагалась еще одна, небольшая по размерам, мечеть — Масджиди-Мукаттаъ («Резная»), обязанная своим названием изысканной декорировке резным деревом ее стен и потолков.

Сочетание разнообразных зданий (сюда включалось также водное зеркало хауза и, вероятно, зелень древесных насаждений), подчиненное определенной композиционной идее, формировало центральный архитектурный ансамбль тимуридского Самарканда, подобного которому не было на всем мусульманском Востоке.

Шейбаниды

Новая династия, сменившая Тимуридов, и получившая свое название от предка Мухаммеда правила страной со времени воцарения Шейбани-хана с кратковременным перерывом до конца XVI в. С переносом столицы государства в Бухару Шейбаниды утрачивают интерес к застройке Самарканда. И хотя официальная историография повествует о том, что Абдулла-хан в 1581 и 1587 годах отдавал распоряжения о ремонте построек, очевидно, более объективен самаркандский источник XVII в., который сообщает, что Абдулла-хан, напротив, был повинен в разрушении некоторых зданий. Как бы то ни было, к концу XVI в. ханака Улугбека и мечеть-джами Алика Кукельташа находились в полуразрушенном состоянии, что не могло не нарушить целостности архитектурного ансамбля, сложившегося у площади Регистан.

В XVII в. вновь оживает строительная деятельность в Самарканде. Было построено несколько медресе, мавзолеев, мечетей.

В пору нарастающего сепаратизма удельных владетелей и ослабления центральной ханской власти в Средней Азии возрастает роль сильных узбекских родов. Ялангтуш Бахадур, которого Имамкули-хан поставил на должность хакима (правителя) Самарканда, был видным военачальником, прославившимся не только одержанными победами, но и жестокостью расправ с побежденными.

Регистан (узб. Registon; от рег - песок и стан - место ; буквально - место, покрытое песком ) - площадь в центре Самарканда. «Регистаном» называли главные (парадные) площади в городах Среднего Востока. Самаркандская площадь является самым известным регистаном благодаря расположенному на ней знаменитому архитектурному ансамблю XV-XVII веков, центром которого являются медресе Улугбека (1417-1420), медресе Шердор (1619-1636) и медресе Тилля-Кари (1646-1660). Ансамбль из трёх медресе является уникальным примером искусства градостроительства и замечательным образцом архитектурного оформления главной площади города. Является одним из ярчайших примеров персидской архитектуры. В 2001 году этот ансамбль вместе с другими древними историческими зданиями Самарканда был включён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Медресе Улугбека

Медресе Улугбека на площади Регистан

Медресе Улугбека является старейшим медресе на площади Регистан и было возведено в 1417-1420 гг. правителем государства Тимуридов и учёным-астрономом Улугбеком. Возведение этого сооружения, а чуть позже и обсерватории, принесло Самарканду славу одного из главных центров науки средневекового Востока.

Медресе было построено в западной части площади Регистан, напротив него несколькими годами позже была возведена ханака Улугбека, а северная сторона была занята караван-сараем. Два последних сооружения простояли около двух столетий, а потом на их месте в начале XVII века появились дошедшие до наших дней медресе Шердор и медресе Тилля-Кари.

Прямоугольное в плане медресе имело четыре айвана и квадратный внутренний двор, по периметру которого были расположены глубокие ниши, ведущие в двухъярусные кельи, где жили студенты. Задняя сторона двора была занята мечетью, над угловыми учебными аудиториями медресе возвышались четыре купола, а по углам здания располагались четыре минарета. Здание обращено к площади величественным восточным порталом с высокой стрельчатой аркой, над которой находится мозаичное панно с геометрическим орнаментом, выполненное из цветных кирпичиков, поливной и резной керамики.

Медресе Улугбека было одним из лучших духовных университетов мусульманского Востока XV века. По преданию, в нём обучался знаменитый поэт, учёный и философ Абдурахман Джами. В учебном заведении читались лекции по математике, геометрии, логике, естественным наукам, сводам учений о человеке и мировой душе и богословию и читали их известные учёные того времени: Кази-заде ар-Руми, Джемшид Гияс ад-Дин Ал-Каши, Ал-Кушчи, а также сам Улугбек.

Медресе Шердор

Фрагмент мозаики на портале медресе Шердор с изображением барса с солнцем на спине

Медресе Шердор было построено на месте ханаки Улугбека, возникшей в 1424 году в восточной части площади напротив медресе Улугбека. К началу XVII века ханака наряду с другими зданиями площади обветшала и пришла в негодность. По распоряжению правителя Самарканда Ялангтуша Бахадура было начато строительство медресе Шердор и Тилля-Кари. Медресе Шердор (медресе «с тиграми», «Обитель львов») было возведено зодчим по имени Абдул-Джаббар, мастер декора Мухаммед Аббас.

Медресе Шердор почти зеркально повторяет стоящее напротив медресе Улугбека, хотя и в искажённых пропорциях. Его отличает непомерно большой по размеру купол, что могло послужить причиной постепенного разрушения здания уже через несколько десятков лет после его сооружения. Стены медресе покрыты цитатами из Корана, на входном портале изображён герб Самарканда - барсы с солнцем на спине, в центре арки помещена свастика, а наверху особым арабским шрифтом записано «Господь Всемогущ! ». Украшение наружных и внутренних фасадов выполнены из глазурованного кирпича, мозаичных наборов и росписей с обилием позолоты. Отделка медресе Шердор заметно уступает в изысканности медресе Улугбека, возведённому в XV веке, на который пришелся «золотой век» архитектуры Самарканда. Тем не менее, гармония больших и малых форм, изящный рисунок мозаики, монументальность, чёткость симметрии - все это ставит медресе в один ряд с лучшими архитектурными памятниками города.

Медресе Тилля-Кари

Медресе Тилля Кари

Медресе Тилля-Кари было возведено в северной части площади через десять лет после медресе Шердор на месте караван-сарая 1420-х годов. Главный фасад квадратного в плане здания симметричен и состоит из центрального портала и двухъярусных фронтальных крыльев с арочными нишами и угловыми башнями. Просторный двор застроен по периметру небольшими жилыми кельями, худжрами . С западной стороны двора расположено купольное здание мечети с двумя смежными галереями на столбах.

Здание медресе богато отделано мозаикой и майоликой с геометрическим и растительным орнаментом. В декорации интерьера обильно использована позолота, что и дало название медресе, означающее - «отделанное золотом». В мечети позолочены михраб и минбар, поверхность стен и сводов покрыты росписью кундаль с обильным применением золота.

На протяжении всей своей истории медресе Тилля-Кари было не только местом обучения студентов, но и выполняло роль соборной мечети.

Другие сооружения

Мавзолей Шейбанидов

Мавзолей Шейбанидов

К востоку от медресе Тилля-Кари расположен мавзолей Шейбанидов, представляющий собой нагромождение надгробий, старейшее из которых относится к XVI веку. Основателем державы Шейбанидов был внук Абул Хаира, Мухаммед Шейбани, который в 1500 году, с поддержкой Чагатайского Ханства, обосновавшегося тогда в Ташкенте, завоевал Самарканд и Бухару, свергнув правивших там последних правителей из династии Тимуридов. После этого Шейбани обратился против своих благодетелей и в 1503 году захватил Ташкент. В 1506 году он захватил Хиву и в 1507 году напал на Мерв (Туркмения), восточную Персию и западный Афганистан. Шейбаниды остановили наступление Сафавидов, которые в 1502 году завоевали Аккойунлу (Иран). Мухаммад Шейбани был лидером кочевых узбеков. В течение последующих лет они прочно обосновались в оазисах Центральной Азии. Узбекское вторжение XVI века было последним компонентом в этногенезе современной узбекской нации.

Торговый купол Чорсу

Позади медресе Шердор расположен древний торговый купол Чорсу , подтверждающий статус площади Регистан как торгового центра средневекового Самарканда. Дошедшее до наших дней шестигранное купольное здание было построено в XV веке, а в начале XVIII веке перестроено. В 2005 году торговый купол был отреставрирован, при этом был счищен трёхметровый слой грунта, чтобы восстановить полную высоту здания. Сейчас в нём расположена галерея изобразительного искусства, где выставлены работы узбекских художников и скульпторов.

Легенды и мифы

Говорят, что название площади - место, усыпанное песком - произошло от того, что земля здесь была усыпана песком, чтобы впитывать кровь жертв публичных казней, которые якобы совершали на этом месте вплоть до начала XX века. Ещё говорят, что Регистан был местом, где Тамерлан выставлял напоказ головы своих жертв, которые были наколоты на штыри, а также местом, где народ собирался, чтобы послушать королевские указы, перед чтением которых громко трубили в медные трубы. Однако следует помнить, что во времена Тимура, который умер в 1405 году, на той площади не было ни одного из существующих ныне зданий, считающихся шедеврами восточной архитектуры.

Галерея

Регистан в нумизматике

  • В 1989 году в СССР отчеканена юбилейная монета номиналом 5 рублей, посвященная Регистану.