Кто построил казань. История и год основания казани Внутренняя отделка собора

Завоевательные походы татаро-монгольских народов на Русь, судя по всему, начались в XIII веке. Но и ранее различные тюркоязычные племена кочевали по территории современной России. Этот особенный период отечественной истории ознаменован не только массовыми военными конфликтами, но изменениями в культуре, политике и манере ведения хозяйства.

Разрушались и возводились прекрасные тюркские и монголо-татарские города, которые сохранившись, в дальнейшем стали русскими.

Казань

Этот город был основан в XIII-XIV веках, как пограничная крепость одной из орд, состоявших из кутригурских племён и остатков хазар. В дальнейшем поселение стало важным торговым и политическим центром в составе Золотой Орды.

Появление необычного названия окутано рядом мифов и легенд, связанных с обозначением традиционной посуды кочевых тюркоязычных племен - казана. Общее принятие пищи, скорее всего, было связано с неким ритуалом. Но многие лингвисты при этом обращают внимание на такие русские слова, как «казна» и «казнить», имеющие отношение к государственной власти.

В XV веке Казань стала столицей отдельного татаро-монгольского ханства. В городе стремительно развивалось производство кожаных, гончарных изделий, оружия и процветала торговля, в том числе с Московским царством.

В начале второй половины XVI века Казанское ханство было разгромлено войсками Ивана Грозного и вместе со своей столицей вошло в состав России.

Арт - Арск

В XIII веке на реке Казанка в 65 км к северо-востоку от Казани, ханом Батыем была основана крепость Арт, что в переводе с общетюркского означает - задний, тыльный. Артская цитадель являлась северным тыловым форпостом Казанского ханства. В 1552 году деревянная крепость, охраняемая небольшим ордынских гарнизоном, была захвачена русским отрядом, посланным Иваном Грозным. С того времени Арск - небольшой татарский городок, входящий в состав России, ныне он имеет железнодорожное сообщение и развитую инфраструктуру.

Алабуга - Елабуга

Поселение, основанное кутригурскими племенами в 1005-1010 годах на высоком правом берегу Камы, у места впадения в нее реки Тоймы, очевидно, к концу XI века уже имело каменные стены и башни, ведь одна из них сохранилась до сих пор. Возможность возведения монолитной крепости в ту раннюю пору говорит о том, что город был экономически развит и имел большое население.

Алабуга стояла на важной для волжских булгар, а затем и ордынцев, торгово-караванной дороге, соединявшей европейские земли с Приуральем. Согласно летописям, в XII веке в Алабуге была сооружена белокаменная мечеть с восемью башнями и полубашнями, от которой ныне остались руины. Археологи и архитекторы предполагают, что конструкцией эта мечеть была похожа на аналогичные средневековые мечети-крепости, отчасти сохранившиеся в тунисском в Сусе и в столице Ирака - Багдаде. А это значит, что уже тогда между приуральскими и центрально-азиатскими, а также северо-африканскими землями существовала связь, благодаря которой развивалась мусульманская культура.

Билер - Биляр

На левом берегу реки Малый Черемшан правого притока реки Большой Черемшан, впадающего в Волгу, в X-XII веках был основан город с деревянными стенами толщиной до 10 метров. В сохранившихся летописях XII века его называют «Великий Город» и судя по всему, в нём проживали славяне. Однако археологические изыскания позволили установить, что в X веке в нём была сооружена белокаменная мечеть-крепость с колоннами и минаретами.

Тогда же поблизости располагались каменные дома с оштукатуренными стенами и галереями, что нехарактерно для древнерусского зодчества, был комплекс бань, целый гончарный квартал и даже мастерская алхимика. Подобного культурного уровня в то время вряд ли можно было увидеть даже в южно-европейских полисах. На момент существования Золотой Орды Билер был одним из самых развитых городов ханства, ныне он существует только как археологический музей-заповедник.

Бахчисарай

Бахчисарай, столица Крымского ханства, был основан ордынцами в первой половине XVI века в месте пересечения других татарских поселений - территории крепости Кырк-Ер, созданной в V веке византийцами для защиты своих владений, и села Салачик.

Город Кырым, именовавшийся раньше Солхат и село Салачик своими названиями обязаны итальянцам - венецианцам и генуэзцам, которые в начале XIII века создали их в качестве своих колоний и именовали Solcati. И многие другие крымско-татарские полисы, на самом деле основаны понтийскими греками и аланами, исстари проживавшими на полуострове. Это подтверждают археологические раскопки и найденные учёными артефакты.

И только Бахчисарай, живописно раскинувшийся на склоне Внутренней гряды Крымских гор, действительно был построен татаро-монголами в качестве новой резиденции Крымского ханства.

Уже в середине XVII века Бахчисарай состоял более чем из 2000 домов, в нём были грузинские и греческие кварталы, кожевенные, портняжные, башмачные и оружейные мастерские, кузницы, винные, овощные и другие торговые ряды. Вплоть до XVIII столетия это был самый развитый тюркско-татарский город, находившийся на территории современной России.

История создания Казанского Кремля относится к XI-XII вв. Первоначально крепость строилась как оборонительное сооружение Волжской Булгарии для защиты от вражеских нападений. Здесь размещались торговые ряды, была построена мечеть, главным украшением площади был Кремль. Но все было разрушено и сожжено в 1552 году во время нападения войска Ивана Грозного. После завоевания Казани новый правитель распорядился заново отстроить на Казанском холме здание Кремля и восстановить облик административного центра.

В XVIII веке Казанский Кремль принял последнее вражеское нападение - Емельяна Пугачева в 1773 году и отстоял свои позиции. Враг отступил, но последствия разрушений археологи находят и сегодня.

После создания Республики Татарстан в 1992 году Казанский Кремль стал первой резиденцией президента. Началась активная деятельность по восстановлению культурно-исторического наследия: реставрировались здания, открывались музейные комплексы. В 2000 году уникальный музей под открытым небом был внесен в список культурного наследия ЮНЕСКО.

Главные достопримечательности Кремля

Одной из ярких достопримечательностей Казанского Кремля стала мечеть Кул Шариф. Построенная из белоснежного мрамора, мечеть украшена голубыми куполами и минаретами. Свое название мечеть получила в честь национального героя Татарстана - имама Хул Шарифа. Имам принял непосредственное участие в защите мечети во время нападения войск Ивана Грозного и был убит. Мечеть была сожжена и вновь отстроена к 1000-летию Казани. Строительство заняло долгих 9 лет и стало главным событием в юбилейный год столицы. Комплекс Кул Шариф занимает территорию около 19 тыс. кв.м. и состоит из мечети, закладного камня и административного здания. Мечеть вмещает 1500 человек, а прилегающая территория - до 10 000 человек.

Спасо-Преображенский монастырь и Благовещенский собор Казанского Кремля были построены в середине XVI века, последний - несколько раз перестраивался, реконструировался и реставрировался. В настоящее время ведутся работы по присоединению этих комплексов к Музею археологии Татарстана.

Еще одна достопримечательность Казанского Кремля - башня Сиюмбике, которая входит в состав Президентского комплекса. Башня, высотой 58 метров, имеет своеобразный наклон в сторону на 1,8 м от оси. Благодаря произведенным укрепительным работам в 1998 году удалось остановить падение башни.

Экскурсии по Казанскому Кремлю

Казанский Кремль находится в центральной части столицы республики. Добраться сюда можно на общественном транспорте до остановки «ЦУМ», или на метро до станции «Кремлевская».

Вход на территорию Казанского Кремля свободный для всех посетителей. Здесь можно заказать как групповую, так и индивидуальную экскурсию. Вас проведут по всем значимым местам и расскажут много интересных сведений из истории крепости.


Казанская история полна различных моментов: славных и трагичных. Казань была частью Волжской Булгарии, Золотой Орды, Московского царства, Российской империи и CCCР. Сегодня город является важным экономическим и культурным центром новой России.

Казань – это не только главный город Татарстана, а место встречи Европы и Азии, православия и ислама. Это мегаполис с многовековой историей. Наша статья посвящена истории Казани от основания до наших дней.

История названия

Современное Приволжье когда-то было землей Волжской Булгарии. В северной части этого государства и построили крепость, в которой сошлись в один узел торговые караваны из Киевской Руси, Византийской империи и Ближнего Востока. Крепость получила название "казан". Точно так же называли и называют сейчас котел с толстыми стенками. Если такая связь кажется для вас странной, значит, вы ничего не слышали об основании Казани и об истории ее названия.

Одна из легенд гласит, что населенный пункт назвали в честь реки Казанки. Есть и более прозаичное объяснение: сын местного правителя захотел набрать в речке воды и уронил туда свой котелок.

По альтернативной версии появления названия города считается, что на месте постройки населенного пункта зарыли казан, символизирующий собой благополучие и достаток. Есть и совсем сказочная версия основания Казани. Колдуны велели залить в котелок воду, казан установить в телегу и зажечь под емкостью огонь. Воз при этом должен был ехать. Там, где вода закипела, и решили основать город.

Казань в составе Волжской Булгарии

История Казани тесно связана с историей Волжской Булгарии, исторического государства в Среднем Поволжье и бассейне Камы. Это государство возникло на рубеже 9-10 веков. Население Булгарии состояло из поволжских угров и финнов и тюркоязычных племен, которые проникали в этот край.

Булгары вначале были кочевниками, но затем перешли к оседлому способу жизни. Северный кордон Булгарии примыкал к речке Казанке – там и возникла крепость Казань. В цитадели находился относительно небольшой гарнизон, основной задачей которого была охрана важного участка Великого Волжского Пути.

В советское время историки держались теории, согласно которой Казань основал хан Улу-Мухаммад. Произошло это в конце 1 части 15 века.

Будто бы раньше здесь была Старая Казань, или на татарском – Иске-Казан. Считалось, что Старая Казань находилась на месте татаро-булгарского поселения, что возле населенных пунктов Русский Урмат и Камаево.

В 70-х годах прошлого века в ходе проведения раскопок перед дворцом губернатора археологи выявили напластования города, относящиеся к татаро-монгольскому периоду.

Казанcкое ханство

С 1438 года история Казани стала неотделимой от истории Золотой Орды, одного из самых могущественных государств всех времен и народов. В этом году цитадель, выстроенная булгарами, пала под натиском войск хана Улу-Мухаммеда. Волжская Булгария становится частью золотоордынского государства.

Постепенно город отстроился и даже развился, став важным экономическим центром новой державы. В этом время здесь стремительно развивалось гончарное, кожевенное ремесло, изготовление оружия. Казань имела налаженные экономические отношения с Турецким государством, Московским царством и Крымским Ханством.

Экономическому благосостоянию Казани благоприятствовало подходящее географическое расположение города на перекрестке торговых караванов, соединявших разные державы и цивилизации. В Казани даже чеканились свои монеты, на каких указывалось и место чеканки: "Булгар аль-Джадид", другими словами "Новый Булгар".

Взятие Казани

Расцвет Казани совпадает с увеличением мощи русского княжества. Длительная борьба между ними за господство в регионе заканчивается взятием Казани армией Ивана IV. Случилось это в 1552 году. Для Казани взятие стало тяжелейшим бедствием: завоеватели снесли немалую часть города, а местных переселили на Кабан-озеро. Такое переселение дало старт развитию .

Казань в составе Русского государства

Таким образом, после 1552 года начинается новая история города Казани, теперь в Московском царстве, а позднее – в Российской империи и СССР.

По распоряжению Ивана IV здесь начинается возведение белокаменного . Правитель Московии инициирует целое переселение: из других русских населенных пунктов сюда переводились кустарных дел мастера, торговцы, простолюдины, а также дворяне, попавшие в опалу к царю.

В 1708 году населённый пункт стал главным городом большой губернии. Во времена Петра Первого здесь построили суконную мануфактуру и кожевенную фабрику, а также адмиралтейство, которое занималось выпуском судов разного типа. В 1722 году сюда приезжает сам император.

В 18 столетии в Казани возникают деревянные мостовые, а через местные речки строят мосты. 3 мая 1749 года в истории Казани случилось огромное ЧП: из-за мощного пожара пострадала Старо–татарская слобода, а также остальные районы. Затем Лука Конашевич, местный епископ, попытался выгнать татар из их района. Для этого он начал строить в слободе семинарию.

Татары переселились с территорий, которые прилегали к семинарии. Это дало начало новому району города – Ново-Татарской слободе. Позже Епископ Лука пострадал от своего же решения: императрица Елизавета Петровна перевела его в Белгород.

В 1766 году прошла реформа местной власти: городом стала управлять муниципальная дума. Царица Екатерина II издала во многом либеральные относительно города указы. Так, она отменила действовавшие до нее ограничения на возведение национальных публичных зданий и мечетей из камня, издала декрет "О терпимости вероисповеданий". Благодаря этому в Казани ее и до сих пор называют царицей-бабушкой.

В 1774 году началось восстание Емельяна Пугачева, которое непосредственным образом затронуло и город. Войска повстанцев зашли в Казань. Под контролем правительственных войск остался лишь Кремль. Однако после того, как в Казани случился сильный пожар, Пугачеву пришлось отдать приказ воинам выйти из города. Спустя три дня его войска были разбиты на Арском поле.

В 18–19 столетиях Казань стремительно меняется. Здесь появляются:

  • омнибусы, в России тогда их почти не было (1854);
  • газовое освещение (1874);
  • освещение с помощью электричества (1897);
  • трамвай (1899);
  • телеграф (1859);
  • телефон (1881);
  • водопровод (1874).

Казань в XIX–XX веках

История Казани 19 столетия сопряжена с открытием целого ряда образовательных учреждений общегосударственного уровня и с значительными открытиями в сфере науки.

В 1804 году открыли Казанский университет. Он стал 3 во всей империи по значению и времени основания. Длительный период ВУЗ также был наиболее восточным в стране. В 1844 году Карл Клаус, профессор местного университета, открыл хим. элемент рутений. Он был окрещен в честь империи.

В 1841 году тут начал свою деятельность институт благородных девиц, а в 1858 году – женское училище с духовным уклоном.

В середине 19 столетия здесь возникает Училище для незрячих деток. В данном помещении сегодня находится вторая муниципальная инфекционная лечебница.

В 1859 году муниципальные власти открыли в Казани Мариинскую Первую казанскую женскую гимназию. Учебное заведение получило уровень училища первого разряда.

1874 году отметился началом работы местного Ветеринарного института, который прославился своими научными экспериментами.

В 1875 году здесь основывают Реальное училище, а в 1905 – Коммерческое. Те, кто закончил реальное училище могли идти дальше учиться исключительно в политехнический ВУЗ. С 1901 году в Казани имеется собственная обсерватория.

В 1890 году в Казани возникло еще одно учебное заведение технического характера – Химико-технологическое училище. Наиболее известным выпускником училища стал Сергей Миронович Киров. Будущий революционер был сиротой, поэтому за его образование платило одно из благотворительных обществ. Уже после октябрьской революции, в 1919 году на основе училища создали КПИ – Казанский политех.

В 20 столетии город выдержал немалые испытания. Казань "породила" не одного революционера. 2 марта 1917 году главным выборным органом Казани сделался здешний совет солдатских и рабочих депутатов. Новая власть "демонтировала" должность губернатора – его обязанности стал исполнять специально назначенный красный комиссар.

В 1918 году белая и красные армии воевали не только за сам населённый пункт, но и за золото империи, которое оказалось в городе, а затем пропало без следа.

27 мая 1920 года – это дата появления Татарской АССР. Главный город новоиспеченного территориального образования – город Казань. 30-е годы 20 столетия ознаменовались бурной промышленной революцией. Население Казани резко возросло, а сам мегаполис разросся на север от Казанки.

Во времена Великой Отечественной Войны в город переводят большое количество предприятий, эвакуируют ученую элиту державы. До Великой Победы здесь была Академия Наук СССР, Конструкторские бюро и различные НИИ.

Активный рост населенного пункта продолжался и в мирное время. Так, в 1979 году число жителей перевалило за 1 миллион человек. К Казани добавили окружающие поселки, в частности, Юдино и Дербышки. Планировка мегаполиса практически стала радиально-круговой. В Казани возникли два очень крупных спальных района: Новое Савиново и Горки.

Казань получила статус одного из наиболее крупных речных портов в стране, здесь построили новый аэродром.

Казань сегодня

Современная история Казани началась в 1990 году., когда мегаполис стал главным городом Татарстана. В 2008 году Казань была объявлена 3 столицей РФ, "столицей отечественного спорта" и "общемировой столицей татар".

В 2005 году в мегаполисе с огромным размахом был отмечен миллениум. К празднику построили метрополитен, мост Миллениум, новоиспеченный ипподром, "Татнефть-Арену" и иные важные сооружения.

Казань приобрела статус важного отечественного центра туризма, а Кремль – памятника ЮНЕСКО. В мегаполисе открыли отделение , Институт культуры. Тут систематически проводят Мировой татарский конгресс.

В 2013 году здесь прошла летняя универсиада, а в 2015 – Чемпионат по водным типам спорта. В следующем, 2018 году Казань будет одним из городов, которые примут ЧМ по футболу.

Казань сегодня – это современный населённый пункт с древними корнями. Тут есть на что посмотреть и есть где и как роскошно отдохнуть. Приглашаем вас в Казань!

История строительства Казанского кафедрального собора — важнейшая веха в истории петербургского градостроительного искусства. Возведенный за очень короткий срок, величественный памятник русского зодчества поражает своим великолепием и красотой многие поколения людей. Казанский собор возводился по проекту архитектора Андрея Никифоровича Воронихина с 1801 по 1811 гг. Он строился на том месте Невского проспекта, где находилась скромная церковь Рождества Богородицы. В этой церкви хранилась одна из главных петербургских святынь — чудотворная икона Казанской Божией Матери. Строился собор по повелению императора Павла I именно для этой иконы, как кафедральный собор Санкт-Петербурга. По желанию Павла I внешними очертаниями собор напоминает храм Святого Петра в Риме. Наглядным свидетельсвом этому явлется нехарактерная для православных храмов московского периода однокупольность и наличие наружной колоннады. На строительстве собора были задействованы тысячи рабочих. В основном это были оброчные крепостные крестьяне. Среди них было немало талантливых каменщиков, гранильщиков, кузнецов. Собор строился из материалов исключительно отечественного, преимущественно карельского, происхождения. Условия труда были крайне тяжелые, техника практически отсутствовала. Несмотря на это, в течение десяти лет был возведен самый большой в то время храм Санкт-Петербурга — высотой 71.5 м с уникальными внутреннимии внешними колоннами, высеченными из огромных гранитных монолитов, весом до 30 тонн каждая, выдающийся памятник русской архитектуры. Вместе с тем, Казанский собор является памятником труда русских мастеров, простых людей, которые сделали все возможное во имя Родины и православной веры. Строительство Казанского собора стало важнейшей вехой в истории петербургского градостроительства. Именно с него начинается золотой период российского зодчества, а Петербург окончательно принимает вид столицы великой империи. Невский проспект становится не просто "першпективой", соединяющей Александро-Невскую лавру с центром города, а парадной городской магистралью. Строительство собора стало школой мастерства новых поколений архитекторов, инженеров и градостроителей. Без опоры на этот опыт невозможно было бы создание таких величественных архитектурных сооружений, как творения К. Росси, О. Монферана, В. Стасова и других архитекторов первой половины XIX в.

Церковь Рождества Богородицы.

В 1733-1737 гг. на Невском проспекте была построена церковь Рождества Богородицы по образцу Петропавловского собора. Ее автором предположительно был архитектор М.Г.Земцов, создатель церкви святых Симеона и Анны. В нее были перенесена Казанская икона Божией Матери, и потому эту церковь часто именовали Казанским собором. Прямоугольное в плане здание было вытянуто вдоль проспекта. Над входом возвышалась многоярусная колокольня со шпилем, которую уравновешивал высокий восьмигранный барабан с куполом. В храме совершались не только обычные службы, но и архиерейские богослужения, а также бракосочетания лиц царственной династии. 3 июля 1739 г. в нем было совершено "законное бракосочетание Ея Высочества благоверныя государыни принцессы Анны с его светлостью принцем Антоном Ульрихом, герцогом Брауншвейг-Люнебургским". С церковью Рождества Богородицы связано одно из самых драматических событий русской истории XVIII в. — приход к власти Екатерины II в 1762 г. в результате дворцового переворота. 28 июня в 8 часов утра гвардия, Сенат и Синод присягнули новой императрице в стенах Казанского собора (церкви Рождества Богородицы). Нередко в храме праздновались такие события, как заключения мира, победы над неприятелем и другие. Так, после завершения русско-турецкой войны 1768-1774 гг. императрица обратилась к Санкт-Петербургскому архиепископу со следующими словами: "Преосвященный Владыко Гавриил! Намерена я завтрашний день, то есть в воскресенье, принести благодарственные Всевышнему молитвы за дарованный мир в церкви Казанской Богородицы. Екатерина. 1774. 2 августа. С.-Петербург" Здесь же был отслужен благодарственный молебен по случаю блестящей победы А.В.Суворова под Фокшанами над превосходящими силами турок. Из других важных событий, связанных с историей церкви Рождества Богородицы, следует отметить венчание в ней будущего императора Павла I с принцессой Гессен-Дармштадтской, при святом миропомазании нареченной Великой Княгиней Натальей Алексеевной. Венчание, как и присоединение к православию невесты, совершал преосвященный Гавриил. Сохранилось несколько описаний церкви Рождества Богородицы, данные жившими в Петербурге иностранцами. По ним можно судить, что храм действительно был одним из самых заметных в Петербурге. Вот что пишет аббат Жоржель об интерьере храма: "Казанский собор очень богато украшен: государи щедро оделяли его драгоценностями. В торжественные дни я видел там более тысячи горящих свечей, кроме множества зажженных лампад из золота или серебра, которые пылают перед алтарем". "…Колокольня над церковью деревянная и с покрытым жестью шпицем имеет вышины 28 сажен. На колокольне бьют часы в колокол по стенным часам, в церкви находящимся. В сей церкви отправляются летом благодарственные молебствия за благополучие приключения при дворе и в государстве". Однако время идет и церковь Рождества Богородицы постепенно ветшает. К тому же на Невском проспекте появляются роскошные дворцы петербургской знати. Среди них выделяются дворец графа Строганова, построенный великим Растрелли. Появляются и замечательные храмы, только инославные — костел святой Екатерины архитектора Валлен-Деламота, армянская церковь святой Екатерины архитектора М.Фельтона. Необходимо было создать на Невском проспекте православный храм, который был бы великолепнее всех окружающих его зданий. Впервые задумались над этим наследник престола Великий Князь Павел Петрович. В 1781 г. наследник престола отправился путешествовать по Европе. Внимание Великого Князя привлекает Рим — "вечный город", манящий к себе художников и поэтов. Заметим, что будущий император обладал прекрасным художественным чутьем. Павла Рим восхитил своими памятниками и сохранившимися следами великой Империи. Рим был когда-то и всемирным центром христианства. Здесь, на Ватиканском холме, в 67 г. от Рождества Христова был распят и погребен верный ученик Христа — апостол Петр, брат первого крестителя скифско-славянских земель и основателя будущей Константинопольской церкви святого Андрея Первозванного, во имя которого был утвержден первый и высший орден Российской Империи. Петр по-гречески означает "камень". Это имя даст за твердость в вере сам Христос, горячо любящему Его Симону, сыну Ионину: "И Аз же тебе глаголю, яко ты еси Петр, и на сим камени созижду Церковь Мою, и врата адовы не одолеют ей". (Евангелие от Матфея, 16, 18). И вот на месте погребения святого Апостола Петра, "камня веры", в XVI веке возводится величественный храм по проекту Микель-Анджело Буонаротти, Браманте, Рафаэля. Он произвел потрясающее впечатление на наследника российского престола. Величие храма и красота его художественной отделки, великолепие колоннады Бернини, образующей площадь святого Петра — все это привело его в восторг. Обращаясь к своим спутникам, "граф Северный", ибо таково было инкогнито августейшего путешественника, выразил пожелание, чтобы "архиепископ Московский в таковой церкви в Москве служил". Эта мысль глубоко запала в сердце православного Цесаревича. Вернулся он к ней и после своего восшествия на престол. Но теперь идея создания храма, подобного римскому, принимает иные очертания.
Местом его строительства должен быть Санкт-Петербург, а не Москва. Российский "град святого Петра" должен стать северным Римом. Большую роль в принятии такого решения сыграли не только политические соображения, но и религиозные настроения Государя. Рим после французской революции, а особенно после вторжения наполеоновских полчищ в Италию, надолго потерял значение духовного центра католической Европы. Папа становится пленником вождя республиканской и фактически атеистической Франции. Посылая в Италию войска во главе с великим Суворовым, Павел мечтает выполнить миссию освободителя христианской Европы от республиканско-атеистического нашествия. Чтобы подчеркнуть свою солидарность с католической Европой, он, Царь православной Руси, становится Великим Магистром католического ордена святого Иоанна Иерусалимского. Идея о том, что Петербургу должно взять у Москвы державные права древнего Рима, все более овладевает мыслями Императора. Именно в столице Великой Православной Империи должен быть храм, подобный римскому. Но поскольку в столице уже был храм во имя святого апостола Петра, то новый храм должен быть посвящен Пресвятой Богородице.

Конкурс проектов нового собора.

В ноябре 1800 года Павел I повелел воздвигнуть вместо церкви Рождества Богородицы соборный храм во имя Казанской иконы Божией Матери. Этому решению предшествовал конкурс на лучший проект нового храма, проведенный в 1799 г. В этом конкурсе участвовали: выдающийся зодчий строгого классицизма Чарльз Камерон, только что прибывший в Россию архитектор Жан Тома де Томон и живописец-декоратор, мастер паркостроения, Пьетро Гонзаго.
Однако ни одному из конкурсантов не удалось найти решения, которое бы удовлетворило требованию монарха включить в проект колоннаду, подобную римской. Более всех проектов Павлу понравился проект Ч.Камерона, который задумал охватить невысокими колоннадами площадь перед западным фасадом собора без выхода на Невский проспект. В ноябре 1800 года Павел предписывает петербургскому губернатору фон Палену: "Я поручил архитектору Камерону составить проект Казанской церкви в Петербурге. Уведомляю Вас о сем для того, чтобы вы оказали ему содействие, сделав распоряжение. Благосклонный к Вам Павел". Однако вскоре произошел неожиданный поворот. 14 ноября того же года император утвердил другой проект Казанского собора, составленный малоизвестным русским зодчим А.Н.Воронихиным. Бывший крепостной графа А.С.Строганова в 1797 г. получил от Академии художеств звание академика перспективной и миниатюрной живописи и только в 1800 г., по представлению президента Академии Строганова, — звание архитектора. Не исключено, что в выборе Павла I между проектами Камерона и Воронихина сказывалась его неприязнь к Камерону, пользовавшемуся благосклонностью Екатерины II. В то же время император считался с мнением графа Строганова, который сыграл решающую роль в утверждении проекта Воронихина.
После долгих творческих поисков, Воронихин находит оригинальное решение. Проект Воронихина действительно очень напоминает собор святого Петра в Риме. Однако колоннады римского храма, пристроенные Бернини через сто лет после долголетнего строительства собора святого Петра, играют вспомогательную роль, лишь формируя площадь перед собором. А колоннады Воронихина органически связаны с массивом собора и включают собор в ансамбль Невского проспекта. Купол более стройный и легкий, чем купол собора святого Петра, и во многом напоминает купол парижского Дома инвалидов или церкви св.Женевьевы (Пантеон). Кроме того, колоннады Казанского собора скрывают определенную асимметрию храма. По православной традиции главным входом в собор является западный, напротив которого, с восточной стороны, размещается алтарь. Поэтому у Казанского собора, представлявшего в плане латинский (вытянутый) крест, основной вход ориентирован не на Невский проспект — парадную коммуникацию города, а на узкую Большую Мещанскую улицу. Купол же расположен не в центре храма, а значительно сдвинут от него в сторону востока. Эта асимметрия скрыта колоннадами. Само здание собора скрывается за ними. Виден только купол, находящийся между двумя крылами колоннады, создающих зрительную иллюзию его центрального положения в самом здании. По проекту предполагалось возведение двух колоннад — с северной и с южной стороны храма и создание вокруг храма трех площадей — с северной, южной и западной сторон. Колоннады завершаются боковыми порталами — проездами со стороны набережной Екатерининского канала и Большой Мещанской улиц. В связи с начавшимся строительством была реконструирована вся прилегающая территория. Собор возводился южнее церкви Рождества Богородицы, которая оставалась на месте до конца строительства собора. Работы развернулись 22 ноября 1800 г., через восемь дней после утверждения проекта Воронихина. Павел I приказал: "Для построения Казанской церкви по конформированному нами плану повелеваем составить особую комиссию, в которой присутствовать президенту Академии художеств, действительному тайному советнику графу Строганову, генералу от инфантерии и генерал-прокурору Обольянинову, тайному советнику Чекалевскому, а производить строение архитектору Воронихину". К январю 1801 года была составлена расходная смета и определены сроки строительства. Комиссия определила расходную смету в сумме 2 843 434 руб. и, подчиняясь повелению Императора, обязалась построить собор в три года. Павел собственноручно определил жалование архитектору три тысячи рублей в год. Сумма по тем времена большая, учитывая, что рабочий каменщик получал не более трехсот рублей в год.

Строительство ансамбля Казанского собора.

Через две недели после утверждения проекта Воронихин составил опись работ и реестры материалов, необходимых для начала строительства. С первых же дней строительства собора Комиссия поручила контроль над ним известному архитектору Ивану Егоровичу Старову, как "производившему великолепные здания и знающему совершенно в практике укреплять строения". Руководителем чертежной мастерской был назначен академик Михайлов, земляными работами ведал Чижев, каменными работами иностранцы Руиджи и Руска, проверкой добротности материалов было поручено заниматься академику Филиппову, на отливку воды и забойку свай Воронихин поставил испытанных людей, зарекомендовавших себя честностью и трудолюбием, десятников Железнякова и Попова. Дело началось с очистки площади под строение. На участке, где должен был поместиться собор, теснились одиннадцать мелких домиков. Их владельцам было выдано при переселении по пятьсот рублей. Зимой приступили к рытью рвов. Подрядчик Карпов обязался вынуть четыре тысячи кубических сажен земли. По словам графа А.И.Рибопьера: "Павел I начал стройку Казанского собора; план составил русский архитектор Воронихин; он же строил его под руководством обер-камергера графа А.С.Строганова. Павел спешил, понукая рабочих; однако ему не пришлось достроить собор: он был окончен при Александре Павловиче". Действительно, вскоре происходит событие, изменившее много в истории России, но не коснувшееся Казанского собора. 11 марта 1801 года скончался Павел I. Воронихин побаивался, что новый император прекратит строительство, однако Александр I вполне разделял мысли своего отца на значении нового храма в жизни столицы. Шла большая и сложная работа по откачке воды из Екатерининского канала с помощью хитроумного изобретения смекалистого вологодского землекопа Чусова, а затем не менее сложное и трудоемкое закрепление сваями грунта под фундамент. Павел I не успел до своей кончины произвести закладку здания, хотя была заготовлена позолоченная с золотыми литерами доска, возвещающая о том, что "благочестивейший, самодержавнейший Великий Государь Император Павел Первый всея России в царствование его пятое лето, а Великого Магистерства в третье лето, — основание святому храму положил". Однако закладывать храм пришлось Александру I. Царь отнесся в закладке как к первому важнейшему событию своего царствования. 27 августа 1801 г. Император, вдовствующая Императрица Мария Федоровна, Великие Князья в окружении виднейших вельмож присутствовали на закладке здания. Император положил первый кирпич с вензелем и серебряной лопаточкой плеснул на него раствор извести. Через две недели после этого Император отправился в Москву на коронацию, а строительство собора шло полным ходом. Одновременно с закладкой фундамента начались работы по добыче камня. Основным строительным материалом был пудостьский камень, добывавшийся недалеко от Гатчины в деревне Пудость. Он имел сходство с итальянских камнем травертино, которым были облицованы стены собора святого Петра. Этот камень легко добывается, его можно пилить и резать. Добытый из земли, он быстро затвердевает. По поводу использования пудостьского камня при строительстве вышел спор между Воронихиным и контролером над строительством Старовым. Последний считал, что пористость и ноздреватость камня, к тому же различающегося по цвету на три сорта, опасна при петербургском климате. Воронихин при поддержке Строганова вышел победителем в споре. По совету опытного каменщика Самсона Суханова, он прибег к своеобразной шпаклевке — затиранию поверхности пудостьского камня рижским алебастром и покрытию наружной стороны серовато-желтой краской, имитирующей основной оттенок пудостьского камня. Этим камнем облицованы наружные стены собора, из него сделаны капители наружных колонн, фриз, наличники и т.д.

Внутренняя отделка собора.

Что же касается внутренней отделки собора, то здесь Воронихин широко использует мрамор из Олонецкой и Выборгской губернии, а также порфир, яшму и особенно финский гранит, добывавшийся в районе Пютерлакса под Выборгом. Всеми работами по мрамору и граниту руководил все тот же Самсон Суханов, уже широко известный своими работами в Петербурге, Царском Селе, где он создал великолепную террасу, Павловске. Основные работы по мрамору в Казанском соборе, прежде всего, тончайшая резьба по мрамору, украшающая царское место — дело рук талантливого самоучки Самсона Суханова. Основанием здания служит высокий цоколь из крупных монолитов серого сердобольского (сортавальского) гранита. Пол внутри здания облицован серым рускеальским мрамором из-под Сортавалы и розовым белогорским мрамором (из-под Кондопоги в Карелии). Полы и ступени алтаря, амвона, царского места облицованы малиновым шокшинским кварцитом (Карелия). Эта же порода вместе с черными шунгитовыми сланцами была использованы в виде вставок в полах собора. Кроме того, в отделке собора использованы эстонские доломиты, алтайские порфиры и другие породы исключительно отечественного происхождения. Особого внимания заслуживает внутренние колонны собора, являющиеся одновременно его главной несущей частью и главным декоративным украшением. Воронихин сам побывал на приисках и карьерах, где добывался камень, применяемый при строительстве собора. Осенью 1801 года во дворце А.С.Строганова состоялась свадьба Воронихина и чертежницы Мэри Лонд. В свадебное путешествие новобрачные направились на Карельский перешеек. Посетив эти места, Воронихин пришел к выводу, что прочный и красивый выборгский гранит станет лучшим материалом для изготовления колонн в интерьере строящегося собора. Выборгский гранит по-фински называется рапакиви, что означает — "гнилой камень". Видимо он назван так в связи с тем, что выходы его на поверхность земли часто были в болотах, пахнувших гнилью. Выборгский гранитный массив рапакиви — крупнейший в мире. Ломка гранита близ Выборга началась в 1803 г. На ломках работали люди, присланные комиссией из Петербурга. В основном это были русские крестьяне из Ярославской, Вологодской и других близлежащих губерний. Численность рабочих на выборгской ломке достигало 350 человек. Техника выломки гранита в начале XIX в. мало чем отличалась от времен античности: металлические клинья и штанги для бурения, кувалды, вороты, полиспасты, бревенчатые катки. Процесс выломки требовал много времени, опыта и сноровки каменотеса. Сначала снимался верхний слой скалы, подвергавшийся длительному воздействию солнца, мороза, дождей и ветров, обнажая гранит в первозданном виде. Затем в отвесной скале очерчивалась по размерам форма параллелепипеда, предполагаемого к отделению от скалы. Затем шла длительная, кропотливая и опасная обработка. С помощью катков и ваг заготовки колонн погружали на корабли, которые доставляли их в Петербург. Долгий путь заканчивался на берегу Невы у Адмиралтейства. После разгрузки колонны снова при помощи катков перемещали в мастерскую на Конюшенной улице, где в результате обработки они приобретали завершенный вид. Выломка, обработка и доставка одной колонны высотой 10,7 м обходилась в сумму 3 000 рублей. Всего было доставлено и установлено 56 колонн. Иностранцев, живших в России, изумляли русские рабочие, строившие Казанский собор. "Им, этим простым мужикам в рваных полушубках, не нужно было прибегать к различным измерительным инструментам: пытливо взглянув на указанный им план или модель, они точно и изящно ее копировали. Глазомер этих людей чрезвычайно точен. С окончанием постройки торопились; несмотря на зимнее время и 13-15 градусов мороза работы продолжались даже ночью. Крепко зажав кольцо фонаря зубами, эти изумительные работники, забравшись на верх лесов, старательно исполняли свое дело. Способность даже простых русских людей в технике изящных искусств поразительна". Между тем, становилось ясно, что в изначальный, установленный Павлом I срок, собор не построить. Слишком обширным был объем работ, а средств явно не хватало. К тому же на темпы строительства отрицательно влияли внешнеполитические события, те беспрерывные войны, которые вела Россия в начале XIX в. Тем не менее работы велись широким фронтом и темп их нарастал. Большие трудности принес Воронихину 1804 г., когда возник его спор со Старовым по поводу прочности спроектированных им подкупольных перекрытий и перекрытий проездов колоннады. Дело дошло до того, что пришлось строить модель проезда в одну треть натуральной величины из тех же материалов. Модель прекрасно выдержала испытания, что укрепило авторитет Воронихина, но не могла не сказаться на темпах строительства. Только в 1808 г., после смерти Старова, Воронихин был введен в комиссию и получил широкую самостоятельность. Здесь опять же сказалась его поддержка графом Строгановым. В том же 1808 г., который начался с перерасхода в 832 000 рублей, выяснилось, что для завершения работ понадобится еще 1 352 384 рубля. Правительству пришлось выпускать новые ассигнования. Однако работа пошла быстрее. Наступил 1811 г. Был уже возведен купол, и заканчивались внутренние отделочные работы. В городе с восторгом говорили о новом соборе, о нем часто писали в периодической печати. "Все огороженное место вокруг строящегося храма, — писал современник, — равно как и вход во внутренность его…оставались открытыми для любопытных… Мне иногда случалось входить в достаивающееся здание и нельзя было не подивиться богатству, расточаемому для его внутреннего убранства". В связи с этим в марте 1811 г. Комиссия обратилась к Строганову с письмом, в котором просила запретить допуск в собор посторонних лиц, как мешающих строительству. К осени 1811 г. строительство собора было в основном закончено. Правда предстояли еще большие доделочные работы, а долг Комиссии достигал 176 500 рублей, но Строганов надеялся получить не только эту сумму, но и добиться разрешения на работы второй очереди, стоимость которых превышала 2 миллиона рублей. Речь шла, прежде всего, о сооружении южной колоннады собора. Но основная цель строительства была достигнута — храм был возведен. 15 сентября 1811 г., почти через 10 лет после закладки собора, в день коронации Александра I собор был торжественно освящен. Освящение совершал сам митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Амвросий. Два года спустя была разобрана и находящаяся уже на территории нового собора церковь Рождества Богородицы. Жизнь нового храма началась.

По совету одного колдуна, булгары должны были возить огромный чан с водой, и в том месте, где вода закипит, нужно возводить город. И чудо произошло на берегу озера Клебан. Это было началом зарождения Казанского Ханства.

Как все начиналось

Это лишь одна из множества красивых легенд, которые окружают основание Казани. Есть версии и про череп благочестивого мусульманина, из которого бьет чудодейственный родник, и про страшного огнедышащего дракона, который неизменно изображается на гербе на протяжении многих столетий, и многие другие интересные истории.

Точный год основания Казани, к сожалению, назвать пока никто не может. Первые упоминания о ней в русской летописи датируются 1376 и 1391 годами, а в восточных источниках - 15 веком. Географ Рачков предполагал, что Казань основана после смерти Батыя в 1255 году.

Но официальным считается совсем другое время, когда произошло основание Казани. Дата 1005 года основывается на результатах археологических раскопок в Казанском Кремле.

Долгое время, возведенная как пограничная крепость Волжской Булгарии, Казань входила в состав Золотой Орды. Это был период ее экономического роста. Благодаря географическому положению и развитию многих видов ремесел были налажены торгово-экономические связи с Турцией, Крымом, Москвой и др.

Новая эпоха

Потом был период довольно непростых отношений с Москвой. И несмотря на то, что между городами поддерживались дипломатические отношения, войны избежать не удалось.

В 1552 году войска Ивана Грозного взяли Казань. Многочисленные человеческие потери в августовском сражении, а затем продлившаяся более месяца осада не оставили Казани шансов. Это был самый тяжёлый в истории города год. Основания Казани, её жизненный уклад были полностью пересмотрены, и после падения города в октябре 1552 г. началась новая эпоха развития города в составе государства Российского.

Местное население было за пределами города, а место их поселения стало называться Старо-Татарской слободой. Саму же Казань активно начали заселять переселенцы из российских городов. В 1556 году по приказу Ивана Грозного началось строительство Казанского Кремля. Город застраивался и экономически развивался. Появлялось множество ремесленных слобод, возводились мосты, создавались первые мануфактуры.

В период правления Петра Первого Казань получила статус столицы Казанской губернии. А открытие постоянного театра и (1791 г. и 1804 г.) закрепили за городом звание культурного и научного центра.

Но были в Казани и трагические события. Пожар в период восстания Пугачева и последующие возгорания в 1815 и 1842 годах трижды сжигали город практически до тла.

Достопримечательности

Сегодня Казань заслуженно считается Этот уникальный многонациональный город сочетает в себе разнообразие культур и религий.

Несмотря на столь давний год основания, Казани не удалось сохранить действительно исторических памятников.

Большая часть древних построек и архивных документов об управлении Казани была уничтожена многочисленными пожарами и разрушительными войнами, и основной ансамбль архитектурных строений представлен постройками 19 и 20 в.

Но несмотря на это достопримечательностей в Казани действительно очень много.

  • Музей Ислама (в нем представлены археологические памятники 10-11 веков);
  • Памятник (возведен по приказу Екатерины Второй);
  • Храм всех религий;
  • Петропавловский собор (возведен в честь покровителей Петра Великого - Петра и Павла);
  • Крестовоздвиженский храм;
  • Азимовская мечеть;
  • Дом Шамиля;
  • Свято-Успенский Зилантов монастырь;
  • Казанский университет;
  • (первая каменная мечеть, построенная в Казани после ее взятия Иваном Грозным. Разрешение выдано самой Екатериной Второй);
  • Гостиный двор Казани (расположен на месте средневекового караван-сарая);
  • Парк 1000-летия Казани;
  • Голубое озеро;
  • Храм Нерукотворного Образа Спасителя (находится на острове посреди Казанки, построен в память о русских воинах, погибших при и многие другие.

И, конечно же, самый посещаемый туристами Казанский Кремль. Эта постройка включена в перечень объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Заложенный в 1556 году, он и сейчас является главным административным зданием. В нем находится резиденция президента.

Внушительный юбилей

В 2005 году наступила круглая и важная дата - отмечалась тысячелетняя история Казани. Основание города (дата) привлекло в город много людей. Только официальных лиц, посетивших столицу Татарстана в честь юбилея, было 10 тысяч. На сценах города шли праздничные концерты.

К юбилею были открыты новый ипподром, сказочный каскад музыкальных фонтанов. Также жителей города ожидал долгожданный подарок в виде открытия Завершал празднование великолепный тысячезалповый салют.

Глядя на сегодняшнее великолепие древнего города, даже трудно себе представить, каким будет 2000-й год основания Казани.