Где находится дворец потала. Дворец Потала в Тибете: самый высокогорный древний замок в мире

В горах Тибета, на высоте 3700 метров, посреди долины Лхаса, на холме возвышается дворец Потала. На протяжении нескольких веков он был резиденцией Далай-лам и правительства Тибета.


История дворца уходит своими корнями в далекое прошлое. Если верить легенде, здесь есть священная пещера, в которой жил бодхисаттва Ченрези (Авалокитешвара), которого на Земле представляют Далай-ламы. В этой пещере часто медитировал император Тибета Сонгтсеном Гэмпо. Поскольку место считалось священным, император решил возвести на холме дворец и объявить это место своей столицей. А было это еще в VII веке нашей эры. К сожалению, многие постройки были возведены из дерева, поэтому в VIII веке от попадания молнии они сгорели. От прежнего дворца мало что осталось. Но хорошо сохранилась пещера, и место это, как и прежде, считалось святым.

В середине XVII века по инициативе V далай-ламы началось строительство дворца, который сохранился до наших дней. В 1645-1648 годах был возведен Белый дворец, который стал резиденцией Далай-лам.



В Белом дворце находятся личные покои Далай-ламы, жилые покои регента и наставника Далай-ламы, служебные помещения правительства и библиотека, в которой собраны буддийские писания. Здесь же располагаются семинария и типография. В Большом восточном павильоне проводились официальные церемонии.



Второй составной частью дворца Потала является Красный дворец, который был построен в 1690-1694 годах. В нем молятся и проводят религиозные ритуалы.

В Красном дворце находятся восемь мемориальных ступ, в которых похоронены Далай-ламы. Кроме того, здесь есть множество больших и малых залов. Они посвящены Буддам, Ботхисаттвам и Далай-ламам. Есть залы для аудиенций и различных церемоний. В них выставлены драгоценности и реликвии, статуи божеств и Далай-лам, книги и ритуальные предметы.



Дворец Потала был резиденцией Далай-лам до 1959 года - то есть, до вторжения Китая в Тибет. XIV далай-лама вынужден был покинуть Тибет и просить убежища в Индии. Можно сказать, что дворцу здорово повезло. В отличие от большинства тибетских монастырей и храмов он не был разрушен хунвейбинами в 1960-1970-х годах. Вероятно потому, что китайское правительство внесло дворец в список культурных памятников, нуждающихся в особой защите государства.

Дворец Потала в Тибете

Дворец Потала - самый высокий древний замок в мире, расположенный на высоте в 3767 метров. Дворец Потала представляет собой огромный буддийский храмовый комплекс, занимающий 360 тыс. м 2 и состоящий из двух частей: Красный дворец, как центр, и Белый дворец, как два крыла.Высота дворца составляет 115 метров — это 13 этажей. Потала несколько столетий был главной резиденцией тибетского Далай-Ламы. Сейчас это священное место привлекает к себе тысячи паломников и туристов.Расположенный на Красной горе в центре Лхасы Потала - крупнейшее монументальное сооружение во всем Тибете, древний дворец мира.Само слово «Потала» в переводе означает «Мистическая гора».

Некогда в стенах этого огромного дворца, в окружении тишины и спокойствия, восседал религиозный правитель Тибета. Многовековое спокойствие было нарушено в 1959 году вторжением китайских войск в Тибет, в результате чего Далай-Лама XIV вынужден был покинуть страну и получил политическое убежище в Индии, где находится до сих пор.

Первое здание на месте нынешнего дворца было построено в 637 году царём Тибета Сонгценом Гампо, который решил построить небольшой дворец над пещерой Фа-Вана, где он обычно медитировал. Через некоторое время царю пришла в голову идея сделать Лхасу столицей, так что на месте старого здания был возведён большой дворец, который значительно расширился после того, как Сонгцен Гампо обручился с китайской принцессой Вэнь Чэн — по приказу царя здание дворца было расширено до 999 комнат, а вокруг него возведены высокие стены с башнями и выкопан обводной канал.

К сожалению, так как практически всё в те времена строилось из дерева, не являвшийся исключением дворец не смог пережить сильной грозы во второй половине VIII столетия, во время которой в него попала молния, а начавшийся пожар спалил все деревянные постройки. То, что осталось от дворца, окончательно сравняли с землёй междоусобные войны — до нашего времени дожили только зал Пабалакан и пещера Фа-Вана .

Дворец Потала, который мы видим сегодня, начал возводиться лишь в 1645 году, во времена правления пятого Далай-Ламы.К 1648 году был построен Белый дворец. Красный дворец, добавили в 1694 году. Над его строительством трудилось более 7000 рабочих и 1500 художников и ремесленников. В 1922 году 13-й Далай-лама отремонтировал многие часовни и залы в Белом корпусе и внес изменения в Красный.


После завершения в 1648 году Белого дворца здесь была размещена зимняя резиденция Далай-Ламы. В Солнечном павильоне Белого дворца правитель жил и работал, а в Большом восточном павильоне принимал гостей и проводил торжественные церемонии . Белые стены символизируют мир и покой.Стены зала украшают красивые фрески и росписи.Здесь также находится статуя Поталы, самый уважаемый артефакт, привлекающий тысячи тибетских туристов. Она полностью покрыта сусальным золотом общим весом в 550 кг. и инкрустирована десятком тысяч драгоценных камней. Остальные погребальные ступы, значительно уступая в размере, но также украшены огромным количеством золота и драгоценностей.

Великий Восточный зал на четвертом этаже площадью в 725 м.кв. был местом проведения важных религиозных и политических церемоний. С трех сторон его окружают три часовни: на востоке, на севере и на юге. Пещеры Дхарма и святая часовня - единственные сохранившиеся постройки VII века со статуями Сонгцен Гампо, принцессы Вэнь Чэн и принцессы Бхрикути внутри.

Сердцем комплекса является Красный корпус (строительство которого велось с 1690 по 1694 год) - самая высокая часть в центре. Эта часть полностью посвящена религиозному образованию и буддийским молитвам. Здание состоит из множества залов, часовен и библиотек на нескольких уровнях с галереями и извилистыми коридорами. Богато украшенный живописью, драгоценными камнями и резьбой, он содержит несколько храмов и гробниц восьми прошлых Далай-лам, в том числе пагоды из 200000 жемчужин.

Дворец Потала занимает весь холм, на котором он расположен.Величественность огромного строения, растянувшегося на весь холм, до сих пор поражает как путешественников и туристов, так и самих буддистов и паломников.



Во множестве залов хранятся неисчислимые сокровища, там находятся ступы далай-лам и многих высоких учителей, немало будд и божеств.Особенно впечатляют объемные тантрические мандалы :

Самвара-Мандала

Гухьясамаджа-Мандала

Ямантака-Мандала

Калачакра-Мандала

В Потала находятся школы буддийской логики, семинария, типография, сады, дворы и даже тюрьма. На протяжении более 300 лет древний дворец хранит многие культурные реликвии, такие как фрески, ступы, статуи, танка и редкие сутры. Особое значение имеет пещера Фа-Вана, в которой еще до строительства здания читал священные тексты царь Сонгцен Гампо.

В 1994 году дворец Потала внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и назван одним из новых семи чудес мира. Сегодня комплекс ежедневно посещают тысячи тибетских паломников и путешественников со всего мира.


А так Потала выглядит ночью


В Тибете находится один из самых красивых буддийских дворцов в мире - Потала. Строение свое название получило в 11 столетии. В 1994 г. храм Потала включили в список наследия человечества Юнеско. Он расположился на высоте более 3 тыс. метров. Храм Потала является официальным зимним представительством Далай-Ламы. Именно здесь проводились все церемонии, встречи с Тибетским правительством. В настоящее время сюда приезжает очень много туристов из разных стран мира с целью увидеть своими глазами всю красоту и могущество тибетского храма, ознакомиться с редкими экспонатами.

История Потала

Этот красивый храмовый комплекс расположен в колоритной долине Лхаса на горе Марпо Ри. В Тибете он является одним из самых высоких монументальных сооружений. Согласно мифической легенде, в пещере на горе Марпо Ри занимался медитацией Сонгтсен Гэмпо (тибетский правитель в 7 веке н.э.). Позднее он решил построить на холме храмовый комплекс. Свое первоначальное обличье строение имело вплоть до 17 века. С помощью Далай-Ламы в 1648 г. храм был отреставрирован и немного реконструирован. Сегодня именно это строение могут увидеть путешественники, прибыв в Тибет. В постройке сооружения приняло участие около 7 тыс. работников и 1 000 художников.

Верховный глава Тибета в 1922 г. произвел ремонт залов и других культовых помещений в Белом дворце, также рабочие отреставрировали Красный Дворец. Это величайшее строение пострадало только один раз - в 1959 г. при вторжении китайцев.

Кроме того, храм остался в прекрасном состоянии и после разбоев хунвэйбинов, которые разрушили многие тибетские дворцы в 60-70 гг. 20 века. В храмовом комплексе Потала все экспонаты и святилища в это время остались целы.

Когда-то в замке обучали администраторов и религиозных наставников. В Белом Дворце находятся небольшие часовни, которые ценятся за свою сохранность и священность.

Белый Дворец

Храм Поталы состоит из Белого и Красного дворца. В Белом дворце можно увидеть комнаты монахов Верховного главы Тибета, Солнечный и Большой восточный Павильоны.

Стоит отметить, что Солнечный Павильон состоит из восточной и западной части. В западной части расположились комнаты тринадцатого Верховного главы Тибета, а в восточной - комнаты четырнадцатого Далай-Ламы. Туристы смогут увидеть в Солнечном Павильоне парчовые одеяла, приборы для чая из яшмы и золота, фарфоровые скульптуры, статуи Будды Шакьямуни и многое другое.

Большой восточный Павильон является самым большим в Белом дворце. Именно здесь проходили культурные торжества и политические встречи. Стены Большого восточного павильона украшают фрески на темы: «история жизни принцессы», «как обезьяна превратилась в человека». В центре большого Павильона стоит большая статуя Далай- Ламы.

Красный Дворец

В Красном Дворце читали молитвы во имя Будды Шакьямуни монахи Далай-Ламы. Здесь можно увидеть много павильонов с мемориальными святилищами и другие необычные комнаты.

Красный Дворец имеет восемь святилищ, среди которых стоит выделить комнаты тринадцатого Далай-Ламы и пятого Верховного главы Тибета. Их внешний вид просто удивляет. Они настолько большие и роскошные, что любой турист точно запомнит мемориальные святилища в Потале на всю жизнь. Ступа пятого Далай-Ламы имеет высоту более четырнадцати метров (пятиэтажный дом). Она полностью сделана из настоящего золота. Одни только тибетские мемориальные святилища являются большой частью мирового богатства.

Ступа тринадцатого Далай-Ламы возвышается в высоту около 14 м. Она была построена в 1934 г.

В Красном Дворце путешественники увидят различные атрибуты, уникальные священные писания, необычные изделия и поделки, иконы буддийских святых, фрески, на которых запечатлены действия строительства тибетского храмового комплекса.

Самым высоким и просторным залом Красного Дворца считается его западная часть. Здесь когда-то Далай-Лама принимал гостей, устраивал торжественные мероприятия и проводил жертвоприношения. Среди экспонатов представлен транспарант с императорской росписью, полотнища из парчи и золотых нитей. Также можно увидеть статую многорукой и многоликой Авалокитешвары, сделанную из серебра и золота.

Самая древняя достопримечательность храмового комплекса - павильон Пабалакан (Авалокитешвар) и пещера Фавана (27 кв. км.) Павильон располагается прямо над пещерой, что позволяет туристам рассмотреть красоты комплекса. В пещере Фавана находятся редкие статуи принцесс Туфаньского царства: Лудунцзана, Чицзуль и Вэньчэн.

Большинство кровель павильонов дворца покрыты позолотой и имеют традиционную китайскую форму с влетающими углами, которые часто украшены животными из легенд.

Дворец Потала является памятником буддийской архитектуры. Многие экспонаты здесь уникальны и удивительны. Побывав в этом Дворце, путешественники хотят вернуться сюда снова.

Дворец Потала высится на фоне горного хребта, что с юга надвигается на город . Дворец стоит на Красном холме (Марпо Ри) посредине долины, он - только часть громадного укрепленного комплекса, включающего еще и огороженную прямоугольную территорию у подножия горы.
Главная и центральная часть комплекса представлена Белым дворцом (Потранг Карпо) на востоке и Красным (Потранг Марпо) - на западе.
Дворец Потала создан как символ тибетской государственности. Это произошло в те времена, когда страну вновь сплотило управление буддистских далай-лам.
Чтобы окончательно возвысить над всеми смертными и без того высокий храм-дворец, находящийся еще и высоко в горах, он назван в честь принадлежавшего покровителю Тибета, буддийскому божеству Авалокитешваре, мифического дворца на юге Индии, стоявшего на вершине горы, на побережье Индийского океана (в китайском буддизме - рай Путо на острове в Восточно-Китайском море). Согласно буддийской мифологии, Потала - это рай, где живут бодхисатвы Авалокитешвара и Тара.

История

Тибетский храм-дворец Потала построен на месте огромного (более 1000 комнат) дворца царя Ярлунгской династии Тибета Сонгцэна Гампо, правившего в 604-650 гг. и принесшего буддизм народу Тибета. Сегодня посетителям Поталы показывают пещеру Чогьял Друпук, в которой медитировал царь Сонгцэн Гампо, и зал Пхакра Лхакханг как уцелевшие фрагменты того древнего дворцового комплекса. Сонгцэн Гампо считался реинкарнацией Авалокитешвары.
Идейный вдохновитель и инициатор начала строительства Поталы в 1645 г. - Нгаванг Лобсанг Гьяцо (1617-1682 гг.) - пятый далай-лама, или Великий Пятый, тибетский религиозный и политический деятель. Он также считался реинкарнацией Авалокитешвары. Следовательно, дворец Потала - рай на земле - становился наглядным подтверждением целостности и возрождения тибетского государства.
Однако в строительстве дворца Потала заметен еще и очевидный политический подтекст. Первая половина XVII в. стала периодом жесточайшей борьбы соперничавших школ тибетского буддизма, поддерживаемых правителями разных районов Тибета. Именно в 1642 г. Далай-лама Пятый получил верховную власть над всем Тибетом: его школа тибетского буддизма гелуг победила всех остальных, появилось новое верховное тибетское религиозное правление. Столицей объявили Лхасу, где и воздвигли дворец для новой знати.
Первым из всего комплекса построен Белый дворец в 1645-1648 гг.: Далай-лама Пятый превратил его в свою зимнюю резиденцию.
Красный дворец воздвигнут в период между 1690 и 1694 гг.
Перед началом строительства подготовили площадку: гребень горы выровняли, применяя традиционную для тибетской горной архитектуры технику вырубки нисходящих террас. Таким образом достигнут поразительный эффект «вырастания» здания из горы.
В том, что касается строительной технологии и материалов, дворец Потала похож на обычные крестьянские дома Тибета.
Мощные внешние несущие стены сложены из грубо обработанных камней. Они скреплены глиной. В стены вставлены толстые деревянные балки, поддерживающие пол и потолок. В помещении балки подпираются деревянными колоннами.
Покатые внешние стены также типичны для домов простых жителей Тибета: стены скошены вовнутрь на 6-9°. Пространство между внешней и внутренней стенами достигает 5 м (!), оно заполнено землей, камнями и переплетенными ветками ивняка.
Дворец Потала одним своим видом должен внушать благоговение и покорность воле богов и их представителям на земле. Поэтому он и вознесен на холм посреди долины высоко в горах Тибета.
Созданный при поддержке монголов, дворец Потала в своем облике соединил индийские корни тибетского буддизма, китайский архитектурный декор и традиционную тибетскую строительную технологию.
С 1951 г. входит в состав КНР на правах автономной области. Его духовный лидер - далай-лама - с 1959 г. пребывает в изгнании. Но дворец Потала сохранился: в отличие от большинства тибетских монастырей и храмов, Потала не был уничтожен хунвейбинами и китайской армией, благодаря личному распоряжению первого премьера Госсовета КНР Чжоу Эньлая (1898-1976 гг.).
Потала и сегодня остается архитектурным воплощением буддийской сущности Тибета.
Белый дворец состоит из просторного Восточного павильона, Солнечного павильона, жилых покоев регента и наставника далай-ламы, а еще служебных помещений правительства Тибетской автономной области. Большой Восточный павильон всегда использовался для официальных церемоний. В Солнечном павильоне находились личные покои далай-ламы, тут он жил и работал, читал священные тексты, решал вопросы управления.
Красный дворец служил местом молитвенных собраний и проведения религиозных ритуалов. Здесь также есть несколько павильонов.
В западной пристройке Красного дворца находится гробница Тхуптэна Гьяцо - Далай-ламы Тринадцатого (1876-1933 гг.), правившего с 1895 по 1933 г.
Такой чести он удостоился еще и за то, что в 1912 г. добился провозглашения независимости Тибета и образования независимого Тибетского государства.
Стены дворца Потала покрыты слоем извести в Белом дворце и охры - в Красном. Стены всегда выглядят как новые, потому что их обливают сверху, а вместо кистей используют жгуты из шерсти яков.
Всегда можно узнать, каким местам во дворце придается особое значение: у них небольшие позолоченные китайские крыши, но при этом с золочеными индийскими орнаментами, в старину выполненными руками непальских мастеров.
Окна дворца занавешены коврами из черной шерсти яка.
Очень важными для дворца и храма Потала считаются восемь мемориальных ступ с забальзамированными телами далай-лам. Среди них есть и ступа Далай-ламы Пятого - строителя Белого дворца.
Дворец Потала стоит в окружении монастырских жилых помещений (сосредоточенных в западном крыле), кладовых и внешних фортификационных сооружений. Из-за скученности построек иногда трудно судить о том, к какому периоду они относятся, но, по всей вероятности, это конец XVII в. Следует учесть, что дворец-храм постоянно достраивали, внося изменения в общий комплекс.
Попасть в комплекс дворца Потала посетители могут через узкие ворота, к которым ведут несколько ступенчатых пандусов.
Во внутренних помещениях дворца деревянные балки и колонны, а также стены украшены сложной резьбой и рисунками. Залы наполнены множеством реликвий: это пространственные мандалы для созерцания, поминальные ступы, статуи далай-лам и учителей, статуи божеств и йидамов, книги, ритуальные предметы.
За все века своего существования дворец Потала никогда не оказывался ощутимо поврежденным. Его прекрасный внешний вид и хорошее состояние интерьеров поддерживаются только необходимым ремонтом.
В течение последних десятилетий Лхаса заметно разрослась, в ней появилось много зданий в современном стиле, но Потала, как и в старину, все так же величественно возвышается над меняющимся городским ландшафтом.
Дворец Потала внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1994 г.


Общая информация

Местонахождение : юго-восток Тибета.
Административное местонахождение : город Лхаса, Тибетский автономный район, КНР.
Статус : культовое сооружение, исторический памятник.
Строительство : VII, XVII, XIX вв.
Языки : тибетский, китайский.
Этнический состав : тибетцы, ханьцы.
Религия : буддизм.
Денежная единица : юань.

Цифры

Общая площадь дворца : 360 000 м 2 (вместе с передним двором и прудом).
Общая высота комплекса : 117 м.
Длина : 400 м.
Ширина : 350 м.
Толщина стен : 3-5 м.
Этажи : 13.
Высота над уровнем моря : 3650 м.
Площадь Восточного двора (террасы) : 1600 м 2 .
Площадь пещеры Чогьял Друпук : 27 м 2 .
Количество монахов (монастырь Намгьял) : 200.

Климат и погода

Горный.
Средняя температура января : -2,5°С.
Средняя температура июля : +15°С.
Среднегодовое количество осадков : 420 мм.
Относительная влажность воздуха : 60%.

Достопримечательности

Комплекс дворца и храма Потала (VII, XVII вв.).
Белый дворец (1645-1648 гг.)
Красный дворец (1690-1694 гг.)
Гробница Тхуптэна Гьяцо - Далай-ламы XIII (1934-1936 гг.)
Прочие сооружения : монастырские жилые помещения, кладовые и внешние фортификационные сооружения (конец XVII в.).

Любопытные факты

■ В 1652 г. Далай-лама Пятый, строитель Поталы, прибыл в Пекин, где специально для него построили Жёлтый дворец. Правивший тогда Китаем император Шунь-чжи из династии Цин в знак особой признательности присвоил Далай-ламе Пятому титул Проникающий, несущий громовой скипетр, подобный океану лама. В благодарность Далай-лама Пятый наградил императора титулом Небесный бог, Манджушри, Наивысший, Великий владыка.
■ Строительный камень доставляли на стройку из каменоломни к северо-востоку от Лхасы. Доставляли носильщики - на собственных спинах и в волокушах. Глина, используемая как раствор, добывалась прямо на месте, а оставшиеся ямы превратили в пруд, названный Бассейном царя-дракона.
■ Далай-лама Тринадцатый играл очень важную роль в так называемой Большой игре - дипломатическом и военном противостоянии России, Великобритании и Цинской империи в конце XIX - начале XX в. При этом он находился на стороне России. В 1904 г., после британского вторжения в Тибет, далай-лама бежал в Ургу, столицу Монголии. Обратившись в русское консульство, он попросил у царского правительства разрешение переселиться в Россию. Далай-лама получил отказ: если бы эту просьбу удовлетворили, Россия надолго, если не навсегда, испортила бы отношения с Китаем.
■ Главное отличие архитектуры Поталы от стен традиционных тибетских домов в том, что стены небольших бастионов в восточном и западном крыле закругленные, а не прямые.
■ Только прилежным следованием тибетским традициям домостроительства в Потале можно объяснить наличие на плоских крышах вертикального парапета, в чью лицевую поверхность вставлены ветки ивы и тамариска, концами направленные наружу и покрашенные в красный цвет. Они символизируют вязанки хвороста и охапки сена, которые и в наши дни тибетские крестьяне складывают на крышах своих простых домиков.
■ В нижнем цокольном ярусе сохранилось подземное святилище древней добуддийской религии Бон.
■ Реликвии Поталы - сто священных свитков на пальмовых листьях из древней Индии. Они написаны более тысячи лет назад, при этом использовались золотые и серебряные чернила, красители из жемчуга, железного порошка, кораллов, морских ракушек и медной пыли. Бумага свитков не поддается порче насекомыми или сыростью.
■ После реинкарнации Далай-ламы Пятого (кончины и поиска нового) его приближенные скрывали это почти десять лет, опасаясь, что народ взбунтуется и перестанет работать над строительством дворца Потала.
■ Ступа Далай-ламы Пятого занимает четвертый этаж, ее высота - около 15 м, она выполнена из золота.

В буддийской мифологии рай, где живут бодисатвы Авалокитешвара и Тара (соответствует китайскому раю Путо) … Большой Энциклопедический словарь

- (санскр. potala, potalaka, pautalaka), в буддийской мифологии название рая, где обитают Авалокитешвара и Тара. По индийским и тибетским источникам, находится на вершине горы на побережье Индийского океана, в китайском буддизме на острове в… … Энциклопедия мифологии

ПОТАЛА, в буддийской мифологии рай, где живут бодхисатвы (см. БОДХИСАТТВА) Авалокитешвара (см. АВАЛОКИТЕШВАРА) и Тара (см. ТАРА (в мифологии)) (соответствует китайскому раю Путо) … Энциклопедический словарь

- (санскр.) 1) в будд. мифологии название рая, где обитают бодхисаттва Авалокитешвара и его женская энергия Тара; 2) дворец и зимняя резиденция далай ламы в Лхасе (до 1959), одна из гл. святынь Тибета; названа в честь рая бодхисаттвы Авалокитешвары … Буддизм

Потала - в будд. миф. назв. рая, где обитают Авалокитешвара и Тара. По инд. и тибетским источ., находится на вершине горы на побережье Индийского океана … Древний мир. Энциклопедический словарь

потала - и, ж. З їдання, знищення. || Лихоліття, лихо, біда. Віддавати на поталу … Український тлумачний словник

потала - іменник жіночого роду … Орфографічний словник української мови

Координаты: 29°39′35″ с. ш. 91°07′01″ в. д. / 29.659722° с. ш. 91.116944° в. д. … Википедия

Город на Ю. З. Китая, ц. Тибетского авт. р на. Является главным религиозным центром ламаизма (одной из форм буддизма) в Азии, что и отражено в названии: тибет. лха бог, са земля, т. е. божественная, священная земля. Географические названия… … Географическая энциклопедия

Город Лхаса 拉薩, 拉萨, Lāsà Страна КитайКитай Статус … Википедия

Книги

  • Самые знаменитые места мира , К. Альенде, Ф. Амальфи, Т. Гомес. Романтический Тадж-Махал, таинственный Стоунхендж, древние пирамиды Гизы, священная гора Кайлас, затерянные города инков и майя, святой город Иерусалим, жемчужинаВостока Самарканд,…
  • История Рампы , Т. Лобсанг Рампа. "Брат мой, мы должны донести до ведома многих истину о том, что одна личность может добровольно покинуть свое тело и позволить другой личности занять и оживить покинутое тело. Твоя задача…