Большой петергофский дворец история. Большой Петергофский дворец: адрес, описание, экскурсии

Дата публикации или обновления 21.08.2017

  • К оглавлению - храмы Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
  • Строительство и отделка перкви Большого Петергофского дворца
  • Живописное убранство церкви Большого Петергофского дворца
  • Обручения и бракосочетания великой княжны Ольги Николаевны
  • Продолжение традиций в церкви Большого Петергофского дворца
  • Заключительные страницы в истории церкви Большого Петергофского дворца

  • С использованием материалов из книги «Церковь Святых Апостолов Петра и Павла Большого Петергофского дворца», Государственный музей-заповедник «Петергоф», Буланая Н.Б., ИП Верхов С.И., фотосъемка Кульгун А.А., Королев В.С., 2011 г.


    Придворная церковь Святых Апостолов Петра и Павла играла особую роль в истории русского императорского двора. В летние месяцы, когда Петергоф превращался в своеобразную «загородную столицу» Российской империи, этот храм становился средоточием религиозной жизни страны.

    На протяжении полутора столетий здесь проводились богослужения по поводу официальных государственных праздников - таких, например, как дни тезоименитств, восшествий на престол и коронаций российских монархов.

    Тут же совершались обряды крещений и венчаний младших представителей императорской фамилии, служились панихиды по усопшим Романовым и, разумеется, отмечались все традиционные русские православные праздники, которые приходились на летние месяцы. В честь крупных событий во внешней политике, благоприятных для Отечества, а также юбилеев военных побед в Петропавловской церкви устраивались торжественные богослужения. Нередко здесь венчали молодые пары и крестили новорождённых из семей придворных и высшей аристократии. В качестве «посажёных родителей» или «восприемников от купели» часто выступала августейшая чета.

    История этого храма началась весной 1747 года, когда императрица Елизавета Петровна отдаёт распоряжение перестроить и расширить Петергофский дворец. Она поручает осуществление проекта Франческо Растрелли, который ещё в 1730 году был назначен придворным архитектором и руководил строительством в Санкт-Петербурге , Москве и других городах.

    Старый петровский дворец к тому времени уже стал своеобразным мемориалом, напоминавшим о создателе приморской резиденции - императоре Петре I , и по желанию его дочери должен был сохраняться в неприкосновенности. Зодчий задумал возвести над петровскими «палатами» третий этаж, пристроив по сторонам два вместительных флигеля с примыкавшими к ним одноэтажными галереями, завершёнными изящными трёхэтажными корпусами-павильонами. В восточном корпусе и планировалось устроить придворную церковь.


    Иконостас церкви Святых Апостолов Петра и Павла Большого Петергофского дворца.

    Именно с храма решено было начинать реконструкцию дворца. В 1747 году 7 апреля Растрелли сообщал: «Ея Императорское Величество... повелела подготовить фундамент, во-первых, для флигеля, при котором назначена быть церковь, но... фундамента не закладывать, так как при закладке государыня изволит быть сама».

    Действительно, первый камень в основание здания был заложен в присутствии императрицы 30 мая 1747 года.

    В соответствии с первоначальным замыслом архитектора дворцовый храм должен был иметь одноглавое завершение, но по настоянию Елизаветы Петровны , которая внимательно следила за ходом работ, церковный купол был увенчан пятью главками, традиционными для древнерусского зодчества.

    Великолепный Большой Петергофский дворец, возвышающийся над грандиозным Большим каскадом фонтанов, является архитектурным символом Петровских побед России на Балтике. Дворец и сформировавшийся рядом город Петергоф были официальной государственной летней резиденцией русского двора почти два столетия, вплоть до 1917 года. Балы, маскарады, театральные представления, фейерверки, официальные мероприятия, дипломатические приемы, словом, вся светская жизнь летнего сезона проходила здесь.

    Краткая история дворца

    В 1715 году архитектор Браунштейн по приказу Петра Великого начал строить двухэтажный дворец на вершине холма, называемый Нагорными палатами. Особенность здания была в том, что Петр изначально не планировал его для повседневной жизни - богато украшенный дворец предназначался для светских развлечений и приемов. По своему обыкновению, преобразователь России «мешал дело с бездельем», и в анфиладе парадных залов был запланирован рабочий кабинет Петра. Строительство продолжали зодчие Леблон и Микетти. При Анне Иоанновне архитектор Земцов пристроил две галереи по бокам дворца. Менялись правители и моды, в 1740-е годы Елизавета Петровна нашла отцовский дворец слишком тесным и скромным для любимых ею пышных церемоний. Императрица приказала придворному архитектору Франческо Бартоломео Растрелли перестроить дворец, вместе с тем повелев сохранить петровский кабинет, что и было исполнено. Строительство длилось с 1745 по 1755 гг. Позже, в годы правления Екатерины Второй, несколько залов Большого дворца были отделаны заново Фельтеном и Валленом-Деламотом Почти век спустя император Николай Первый, готовясь к приему в Петергофе жениха своей дочери Ольги, решил переделать восточный флигель дворца и надстроить над ним третий этаж, что и было поручено архитектору Андрею Штакеншнейдеру.

    В 1918 году Большой Петергофский дворец был превращен в музей. В годы Великой Отечественной войны город Петергоф был оккупирован фашистами, дворец дважды горел, был взорван и разграблен. Реставраторы и музейные сотрудники воссоздали памятник буквально из пепла. Восстановление длилось несколько десятилетий, в 1964 году пять первых залов были открыты для посетителей.

    Залы дворца

    Прогулка по Большому Петергофскому дворцу начинается на первом этаже, где на выставочных стендах кратко представлена история здания. Далее посетители поднимаются по парадной лестнице на второй этаж, где начинается большая парадная анфилада залов. Залы дворца наглядно иллюстрируют смену мод и политических веяний при русском дворе. Первый зал, открывающийся перед изумленным взором туриста - Танцевальный. Созданный по проекту Растрелли, он воплощает идею имперской роскоши. Пространство зала украшено прихотливой позолоченной резьбой, свет, льющийся из двух рядов окон, отражается в зеркалах, красочный плафон, написанный итальянским художником Бартоломео Тарсия, прославляет мудрое царствование Елизаветы Петровны. Этот роскошный и вычурный стиль барокко спустя двадцать лет сменился строгим и спокойным классицизмом, которому отдавала предпочтение Екатерина Вторая. Классические Чесменский зал и Тронный зал, оформленные Юрием Фельтеном, также прославляют Российскую империю и возвеличивают императрицу Екатерину Вторую, но совершенно другими художественными средствами. Прежде всего это живопись: в Чесменском зале представлены двенадцать полотен Я.-Ф. Хаккерта, изображающие Чесменское сражение. Это самая блестящая победа русского флота над турецким флотом в екатерининскую эпоху. В огромном Тронном зале сразу же притягивает внимание портрет самой Екатерины, написанный Вигилиусом Эриксеном. Он довольно необычен для восемнадцатого века: императрица предстает перед зрителем в военной форме, верхом на коне, в день дворцового переворота, решившего судьбу государства. Следующий зал, Статс-дамская или Аудиенц-зал, сохранил отделку растреллиевских времен. Белая столовая отделана довольно просто и вместе с тем изысканно - гладкие белые стены украшены лепкой, а на большом банкетном столе выставлен замечательный сервиз работы знаменитой фабрики Веджвуда. Стены центрального зал анфилады, Картинного, от пола до потолка украшает живопись итальянского художника Пьетро Ротари, коллекцию этого мастера приобрела Екатерина Вторая. За Картинным залом начинается ряд личных покоев, предназначенных для отдыха, эти комнаты более скромны по размерам, но отделаны не менее роскошно.

    Китайские кабинеты Большого дворца

    Западный и Восточный китайские кабинеты, как и располагающийся между ними Картинный зал, относятся к самой старой, петровской части дворца. Начал собирать восточные редкости Петр Великий. При Екатерине Второй Валлен-Деламот оформил два зала дворца в китайском вкусе. Восточная экзотика была в большой моде при всех европейских дворах во второй половине XVIII века. Кабинеты украшены створками лаковых ширм из Китая; росписи стен и плафона в китайском стиле выполнены в России талантливым мастером Федором Солнцевым. Представлена также китайская мебель, фарфор и керамика.

    Дубовый кабинет Петра I

    История Дубового кабинета тоже начиналась в петровское время. Этот интерьер мемориальный, который Елизавета Петровна потребовала сохранить в неизменном виде в память об отце. Над оформлением Дубового кабинета работал в первой четверти 18 века французский мастер Николя Пино. Идея оформить рабочий кабинет царя, словно каюту корабля, резными дубовыми панелями, принадлежала знаменитому французскому архитектору Леблону. В кабинете хранятся вещи, принадлежавшие Петру Великому: часы, дорожная чернильница. Копии русских и шведских знамен напоминают о победе России в Северной войне.

    Дворец в XIX-XX веках

    К свадьбе Великой княгини Ольги Николаевны внутренние покои восточной части дворца были заново отделаны Андреем Штакеншнейдером в 1840-е гг. Николай Первый, ее отец, очень любил Петергоф и проводил здесь с семьей каждое лето. Продолжая традиции восемнадцатого века, императорская семья жила в более скромных малых дворцах, а Большой Петергофский дворец использовали для официальных торжеств и размещения высоких гостей. После революции дворец стал историко-бытовым музеем, но, что интересно, порой использовался советским руководством для официальных приемов и банкетов. 23 сентября 1941 года фашисты захватили Петергоф, дворец был сожжен и разрушен. В войну уцелела примерно половина экспонатов музея. Сегодня эта достопримечательность представляет не только историческое наследие, но и самоотверженный труд послевоенных реставраторов и музейного коллектива, возродивших Большой Петергофский дворец для будущих поколений.

    Как добраться и когда лучше посетить Большой Петергофский дворец

    Большой Петергофский дворец - один из немногих памятников на территории Петергофа, открытых круглый год. Поэтому, если Вам позволяет время, лучше посетить музей зимой, когда фонтаны не работают и поток посетителей уменьшается. Самый комфортный вариант посещения Большого Петергофского дворца - с заранее организованной экскурсией. Добраться до Петергофа можно несколькими способами: на маршрутном такси или муниципальном автобусе от станции метро «Автово», на электричке от Балтийского вокзала. Самый простой и короткий путь, если вы решили отправиться в Петергоф летом - от центральных невских набережных на корабле типа «метеор». На «метеоре» можно добраться до причала в Нижнем парке Петергофа всего за 35 минут.

    Не так давно отпраздновал свое 300-летие. На протяжении нескольких столетий бывшая летняя парадная резиденция императоров была неразрывно связана с историей страны. Приморский возводился в качестве грандиозного триумфального памятника, прославлявшего величие Российской Империи, которая в ходе Северной войны завоевала такой необходимый ей выход к Балтийскому морю. Большой дворец является всемирно известной достопримечательностью, которая манит к себе людей со всего мира. Созданный самим памятник долгие годы восторгал публику своей роскошью и торжественностью.

    Из исторических сведений о дворце

    Большой дворец, Петергоф, замышлялся как загородная резиденция императора Петра Великого. Первоначально это было весьма скромное здание, которое носило название Нагорные (Верхние) палаты. Место для возведения современной достопримечательности подбирал сам Петр Великий. Монарх также обозначил и архитектурный облик дворца. Это должен был быть дворец, выстроенный в стиле, именуемом петровским барокко, который широко применялся в новой столице государства Санкт-Петербурге. Строился Петергоф на протяжении 1714-1725 годов. Сначала над его проектом работал Жан-Батист Леблон, а позже - Николо Микетти. Во времена правления Елизаветы Петровны объект был перестроен: в качестве образца была использована модель самого Версаля архитекторов Жюля Ардуэна-Мансара и Луи Лево.

    Существует и другая дата создания достопримечательности. Так, Большой дворец - Петергоф - начали возводить еще в 1710 году. Но этот старт оказался в итоге провальным. Работавший над проектом архитектор Иоганн Браунштейн не учел особенностей территории, и постройка начала давать осадку. В результате строительные работы были поручены Леблону. В его проекте во внимание был взят отвод грунтовых вод, что сводило на нет оседание грунта под зданием. Новый зодчий расширил дверные проемы и окна, благодаря чему дворец стал выглядеть более величественно. Достраивать резиденцию пришлось уже Николо Микетти. Его заслугой стали симметричные галереи, предусмотренные с обоих боков по длине Петергофа.

    Сегодня же мы видим дворец таким, каким в 1747-1754 годах возвел его Бартоломео Растрелли.

    Красота - страшная сила

    Большой дворец, Петергоф - это действительно невероятно красивое сооружение. Его называют «приверженцем» линейной симметрии, так как 300 метров базового фасада барочной конструкции объекта устремлено на Финский залив. Площадка с балюстрадой, располагающаяся на террасе дворца, служила тем местом, с которого было принято засматриваться на Большой каскад или на Морской канал. Первый в свое время отыгрывал роль дворцовой парадной лестницы.

    Возведение и оформление Петергофа было продумано до самых мелких деталей, создание объекта было гениальной идеей, которая воплотилась в жизнь более чем удачно. Сам же дворец настолько изумительно вписался в окружающий ландшафт, что главный зодчий Петербурга Леблон однажды сказала о том, что достопримечательность относится к тем чудесам, которые необходимо видеть, чтобы иметь право судить об их красоте.

    Общее описание

    Большой дворец в Петергофе, архитектор которого указан выше, - это центр целостного архитектурного ансамбля Петергофа. Это утонченное трехэтажное строение с галереями располагается на краю природной 16-метровой террасы и достигает в длину 300 метров. Высота центральной части дворца равна 17 метрам. Она декорирована рельефным щитом с монограммой Петра I под короной императора.

    Вызолоченная ваза увенчивает крышу. Церковный и Гербовый корпуса с фигурными злачеными куполами симметрично разместились с двух сторон центрального корпуса. Вращающийся флюгер, изображающий трехголового орла с раскинутыми крыльями и держащего в лапах скипетр и державу, заканчивает купол Гербового корпуса. Православный крест, поднимающийся на 27-метровую высоту, увенчивает ведущий купол пятиглавого Церковного корпуса. Одноэтажные галереи связывают центральную часть дворца с обоими корпусами.

    Купить билеты в Большой Дворец Петергофа стоит еще и для того, чтобы посмотреть на творчество гениального Растрелли. Великий архитектор был приглашен во дворец Елизаветой Петровной, которая едва заняв престол, начала переустраивать резиденцию. В 1745 году Бартоломео приступил к разработке новых чертежей. Центр дворца оставили таким, каким он был и при императоре Петре. Изменения коснулись боковых галерей, которые дополнили Гербовым и Церковным корпусами.

    Растрелли было приказано по-особенному украсить Танцевальный зал. Он должен был быть как можно богаче, и в нем следовало использовать позолоту. Архитектор справился с заданием: он создал восхитительные хоромы, превосходившие по пышности сам Версаль. Елизавета Петровна осталась работой гения невероятно довольна, но не заплатила зодчему ни единой копейки.

    30 залов дворца

    В распоряжении дворца находится приблизительно 30 залов, которыми по праву может гордиться и восхищаться. Залы Большого дворца в Петергофе вместили в себе всю роскошь этого строения. Все основные комнаты здания разместились четко по «регламенту палаца» - на втором этаже. Так, к примеру, Чесменский зал являлся такой себе комнатой ожидания начала той или иной церемонии. Зеркальная галерея самого Версаля стала прообразом для обустройства Танцевального зала в Петергофе. Зеркальные поддельные окна-обманки были изюминкой подобных помещений.

    Самым большим по пространству был Тронный зал. Его площадь достигает 330 метров квадратных. Эта комната была обустроена для концертов, балов и приемов официального характера. Картинный зал считается самым старым дворцовым помещением. К тому же, изначально он был и крупнейшей парадной комнатой. Среди парадных апартаментов Собственной половины были спальни, туалетные комнаты, императорские кабинеты и салоны. Только приближенным особам был открыт доступ в эти помещения.

    Кабинеты во дворце

    Невероятно интересной для многих туристов может оказаться экскурсия в Петергоф с посещением Большого дворца. Неимоверный восторг вызовут Китайские кабинеты и Дубовый кабинет Петра I. Первые представляют собой комнаты, лучащиеся и переливающиеся золотом, словно китайские лакированные картинки. А Дубовый кабинет сохранился в качестве исторической реликвии и восстановлен с максимальной аутентичностью.

    Дворец в XIX-XX столетиях

    Большой дворец в Петергофе, стиль которого обозначается как с 1845 по 1850 год был немного перестроен архитектором А. И. Штакеншнейдером. Он занимался надстройкой восточного крыла и в итоге сделал композицию дворца уравновешенной и придал ей симметрии.

    После окончания Великой Октябрьской революции дворец превратился в историко-художественный музей. Великая Отечественная война практически уничтожила достопримечательность: фашисты похитили значительную часть экспонатов музея, а дворцовое здание было подвергнуто пожару и обстрелам.

    Архитекторы, историки, реставраторы и разные мастера в 1952 году собственными силами восстановили из руин Большой дворец. А в 1956 году на нем были вновь установлены золоченые купола. Портретный зал стал первой доступной комнатой для осмотра в музее Большого дворца. Случилось событие в 1964 году.

    Ныне достопримечательность является историко-художественным музеем.

    Экскурсия во дворец

    Экскурсия в Петергоф, Большой дворец - мероприятие, которое в период высокого туристического сезона простой публике посетить довольно непросто. В это время достопримечательность занята, главным образом, иностранными туристическими группами. Март и апрель - это те месяцы в году, когда побывать в нем могут российские экскурсанты. Во все остальные месяцы объект посещают в основном группы из-за рубежа.

    Билеты на экскурсию стоят недешево (от тысячи рублей). Их стоимость зависит от типа приобретаемого пропуска. Также в расчет берется то, является посетитель иностранцем или нет и его социальная принадлежность.