7 чудес света краткое описание. Семь чудес света


Классический список семи чудес света известен нам еще со школьных времен, когда мы изучали Древнюю историю. До наших времен дошли только пирамиды Египта, которые может увидеть каждый, кто посетит эту страну. Пирамида Хеопса в Гизе является единственным сохранившимся чудом света. Остальные чудеса – Колосс Родосский, висячие сады Семирамиды, Александрийский маяк – разрушились в течение веков, одни при пожарах и землетрясениях, другие из-за наводнения.

В классический список чудес света входят:

  1. Пирамида Хеопса (место захоронения фараона Египта) — создали египтяне в 2540 г. до н. э. ;
  2. Висячие сады Семирамиды в Вавилоне — создали вавилоняне в 605 г. до н. э. ;
  3. Статуя Зевса в Олимпии — создали греки в 435 г. до н. э.;
  4. Храм Артемиды в Эфесе (построен в честь богини Артемиды в Турции) — создали греки и персы в 550 г. до н. э.;
  5. Мавзолей в Галикарнасе — создавали карийцы, греки и персы в 351 г. до н. э.;
  6. Колосс Родосский — был установлен греками между 292 и 280 гг. до н. э.;
  7. Александрийский маяк — построенный в IV веке до н. э. греками маяк, и названный в честь Александра Македонского.

Все ниже представленные фотографии с чудесами света, это либо макеты того, как раньше выглядели величественные сооружения, либо то, что от них осталось в настоящее время. Жаль, что они не выдержали природных катаклизмов.

Некоторое время спустя деятели культуры стали добавлять в этому списку дополнительные достопримечательности, «чудеса», которые до сих пор удивляют и вдохновляют. Так, в в конце I века римский поэт Марциал добавил в список только отстроенный Колизей. Спустя время, в VI веке христианский теолог Григорий Турский добавил в список Ноев ковчег и храм Соломона.

В разных источниках упоминаются разные комбинации чудес света, к примеру, английские и французские писатели и историки приравняли к чудесам света Александрийские катакомбы, Наклонную башню в Пизе, фарфоровую башню в Нанкине, мечеть святой Софии в Стамбуле.

Новый список чудес света

В 2007 году одна из организаций ООН организовала голосование, чтобы утвердить новый список современных чудес света. Голосовали по телефону, Интернету и смс-сообщениями. И вот какой список получился в итоге:

Колизей в Италии;
Великая Китайская Стена;
Мачу-Пикчу – древний город инков в Перу;
Тадж-Махал в Индии – великолепный мавзолей-мечеть в Индии;
Петра – древний город, столица Набатейского царства, находится в современной Иордании;
статуя Христа Искупителя, летящая над Рио-де-Жанейро в Бразилии;
пирамиды Гизы в Египте;
Чичен-Ица в Мексике, древний город цивилизации майя.

Все они сохранились с древних времен, кроме статуи Христа Искупителя, которая была окончательно построена в 1931 году прошлого века и с тех пор стала символом Бразилии и одного из самых крупных ее городов – Рио-де-Жанейро.

Как их увидеть?

Новый список чудес официально утвержден ООН, и теперь увидеть их может каждый, кто поедет в страну. Ни один экскурсионный маршрут не избежит посещения этих достопримечательностей. Их стараются тщательно сохранить для будущих поколений, но и используют для современных нужд.

Например, Колизей известен своей великолепной акустикой. Там часто выступают знаменитые певцы и музыканты со всего мира, ставятся оперы прямо на открытом воздухе.

Тадж-Махал также открыт для туристов, но это усыпальница любимой жены падишаха, поэтому его только осматривают и восхищаются красотой его архитектурных форм и внутренней росписью.

Быть в Китае и не посетить Великую Стену считается просто неприличным. К ней водят множество экскурсий, однако залезть на нее нельзя: она представляет собой огромную полосу препятствий и ходить по ней опасно. Поэтому все фотографируются у ее участков в самых живописных местах.

Пирамиды Гизы можно осмотреть снаружи и внутри, а рядом увидеть грандиозные статуи древних сфинксов.

Экскурсии в древние города Мачу-Пикчу, Петру и Чичен-Ица необычайно интересны, но физически нелегки – придется долго шагать по развалинам. Впрочем, отдых туристов в этих странах отлично организован, и вы не пожалеете, если потратите день-два на посещение этих великолепных мест.

Чичен-Ица — древний город индейцев Майя

Почему именно 7 чудес света, а не 10 или 15?

Как вы уже, наверное, заметили, раньше люди с особым отношением относились к магическому числу семь. Всем известно, что на голове человека 7 отверстий -2 глаза, 2 ноздри, 2 уха и рот. Когда человек видит одновременно семь предметов, он может их сразу пересчитать взглядом, даже не задумываясь, однако же, если их будет больше, то придется пересчитывать в уме.

Таким образом, из-за вроде бы таких примитивных умозаключений, люди стали стремиться свети количество чего-либо к семи. Например, выделить 7 дней в неделе, семь цветов в радуге, 7 тонов в звуковом ряде и так далее.

Совсем не удивляет, что древние греки выделили именно Семь Чудес Света, ведь цифра 7 была священным числом Аполлона, бога, который покровительствовал искусству.

Многие, привычные для нас с Вами вещи, тем или иным образом связаны с числом 7.

Это и семь дней недели, семь нот, семь смертных грехов, семь священных церковных таинств, «цветик - семицветик», Белоснежка и семь гномов, и многие другие. Число 7 у многих народов считается символичным, счастливым. В древних цивилизациях (вавилонской, древнегреческой) оно обозначало законченность, совершенство мира, сумму основных его составляющих (4 частей света и основу жизни в лице родителей и ребенка). Город Рим был построен на 7 холмах. Чтобы описать все подобные примеры нужно потратить уйму времени, поэтому перейдем к описанию истории возникновения 7 чудес света.

Первые упоминания о чудесах света появились в Древней Греции . Так историк и философ Геродот, живший в 5 в. до н.э., перечислил 3 чуда света:

1) Храм богини Геры на острове Самос;

2) Акведук, доставляющий воду через систему тоннелей (о. Самос);

3) Дамбу, защищающую порт от морских штормов (о. Самос).

С тех пор люди все чаще стали описывать самые грандиозные и значимые архитектурные постройки, поэтому список Геродота через два столетия полность обновился и расширился.

Писатель из г. Сидона (Финикия) Антипатр, в третьем веке до н.э., стал автором нового списка 7 чудес света античного мира, который практически без изменений дошел до нашего времени. Путешествую по разным странам он оставлял отзывы о каждой из них, уделяя важнейшим архитектурным памятникам особое внимание. Он мог рассказать нам лишь о тех архитектурных шедеврах, которые не были разрушены природными катаклизмами, либо военными действиями, иначе список чудес света мог бы стать гораздо более объемным. Также в классической интерпретации списка 7 чудес света , не вошли сооружения, построенные человеком позднее 3 века до н.э.

Так не попали в список такие грандиозные рукотворные архитектурные проекты как: Вавилонская башня , стены города Вавилон , Александрийская библиотека , Дворец Кира в Персеполе, Афинский акрополь со статуей богини Афины, храм царя Соломона , римские Колизей, Капитолий и многие другие.

Перейдем к описанию чудес света в классическом варианте по хронологии.

1) Пирамида Хеопса , построенная египтянами около 2550 г. до. н.э.. Располагается в долине Гиза (Египет), и предназначенная как усыпальница для фараона Хеопса. Это одно из семи чудес света, которое практически в первозданном виде сохранилось до нашего времени и пользуется огромной популярностью у туристов со всех уголков Земли.

2) Висячие сады Семирамиды, были построены примерно в 600 г. до. н.э. в городе Вавилоне, (современный Ирак). Сады были преподнесены в качестве подарка жене царя Навуходоносора II. До наших дней этот памятник архитектуры не сохранился, так как был разрушен землетрясением спустя 200 лет после постройки.

3) Храм Артемиды в Эфесе , построенный в 550 г. до. н.э. греками, лидийцами и персами близ города Эфес (Турция). Данный храм был возведен в честь древнегреческой богини Артемиды. Храм Артемиды 2 раза подвергался разграблению и разрушению (вначале Геростратом в 370 г. до н.э., а затем племенами готов в 3 в н.э.). В результате, пожара храм полностью сгорел.

4) Статуя Зевса , созданная древнегреческим скульптором Фидием в 435 г. до н.э. первоначально была установлена в Олимпии (Греция) , где каждые 4 года проходили олимпийские игры, в храме Зевса. Бог Зевс изображен в виде восседающей на троне статуи, сос скипетром, на котором расположен посланник Зевса Орел. Впечатляющая по своим размерам, исполнению и стоимости храмовая статуя была разрушена во время пожара, произошедшего на Ипподроме города Константинополя в V в н.э.

5) Мавзолей в Галикарнасе возведен совместно карийскими, персидскими и греческими зодчими в 351 г. до н.э. под руководством архитектора Пифея. Мавзолей представлял собой гробницу правителя Карии - царя Мавсола и его супруги, Артемисии и располагался близ города Галикарнас (Турция). До наших дней сохранились лишь архитектурные фрагменты и фундамент мавзолея, разрушенного в 1494 году сильным землетрясением. Чудом уцелели 2 статуи - царя Масола и царицы Артемисии. В настоящее время они хранятся в Лондонском британском музее.

6) Колосс Родосский огромная 18 метровая статуя в бронзовом корпусе, посвященная богу Солнца Гелиосу, в честь победы жителей острова Родос (Греция) над войсками Диметрия Полиокрета в 304 г. до н.э. Работа была завершена в 280 г. до н.э. Статуя простояла чуть более 66 лет, после чего при землетрясении несколько элементов статуи отвалились. В 7 в. н.э. бронзовый корпус статуи был полностью разобран.

7) Александрийский маяк , возведенный в III в. до н.э. по указанию Александра Македонского. Маяк располагался на острове Фарос, близ вновь построенного города Александрия (Египет). Он был грандиозным архитектурным сооружением более 130 метров в высоту. Венчала его статуя бога Зевса. Маяк позволил осуществлять навигацию не только в дневное, но и в ночное время. От названия острова на котором он располагался (Фарос) в 19 в. были названы осветительные приборы для автомобилей - фары. Простоявший более тысячелетия, маяк все же пал под напором стихии. В 783 году н.э. Александрийский маяк был разрушен сильным землетрясением. А на его месте в 15 в. турками была построена крепость, сохранившаяся и поныне.

В наше время принято называть чудом света уникальные художественные и технические творения, которые своим уровнем исполнения вызывают восхищение большинства специалистов. Но справедливости ради следует исправить этот ошибочный подход - к чудесам света относятся конкретные объекты, созданные людьми в далекой древности.

Ниже приведен список 7 чудес света древнего мира...

1. Пирамиды Хеопса (Гиза)

Пирамида фараона Хуфу (в греческом варианте Хеопса), или Великая пирамида - величайшая из египетских пирамид, древнейшее из семи чудес света античности и единственное из них, дошедшее до нашего времени. Свыше четырёх тысяч лет пирамида была самым большим зданием в мире.

Расположена пирамида Хеопса в дальнем пригороде Каира Гизе. Рядом находятся ещё две пирамиды фараонов Хафра и Менкаура (Хефрена и Микерина), по сообщениям античных историков, сыновей и преемников Хуфу. Это три самые большие пирамиды Египта.

Следуя античным авторам, большинство современных историков считает пирамиды погребальными сооружениями древнеегипетских монархов. Некоторые учёные полагают, что это были астрономические обсерватории. Прямых доказательств того, что в пирамидах были захоронены фараоны, нет, но другие версии их предназначения менее убедительны.

На основании древних «царских списков» установлено, что Хеопс правил около 2585-2566 гг. до н.э. Строительство «Священной высоты» продолжалось 20 лет и закончилось после смерти Хуфу, около 2560 г. до н.э.

Другие версии сроков строительства, основанные на астрономических методах, называют даты от 2720 до 2577 гг. до н.э. Радиоуглеродный метод показывает разброс в 170 лет, от 2850 до 2680 гг. до н.э.

Есть и экзотические мнения, высказываемые сторонниками теорий посещения Земли инопланетянами, существования древних працивилизаций, или адептами оккультных течений. Они определяют возраст пирамиды Хеопса от 6-7 до десятков тысяч лет.

2. Висячие сады Семирамиды (Вавилон)

Существование одного из чудес света - , многие учёные подвергают сомнению и утверждают, что это не более, чем плод воображения древнего летописца, идею которого подхватили его коллеги и начали старательно переписывать из летописи в летопись. Аргументируют своё утверждение они тем, что наиболее тщательно описывают сады Семирамиды как раз те, кто их в глаза не видел, в то время как историки, побывавшие в древнем Вавилоне, о возведённом там чуде умалчивают.

Проведённые археологические раскопки показали, что Висячие сады Семирамиды все же существовали.

Естественно, на верёвках они не висели, а представляли собой четырехэтажное здание, построенное в форме пирамиды с огромным количеством растительности, и являлись частью дворцового корпуса. Своё название — это уникальное сооружение получило из-за неправильного перевода греческого слова «kremastos», которое в действительности означает «свисающий» (например, с террасы).

Уникальные сады возвели по приказу вавилонского правителя Навуходоносора II, жившего в VII в. до н.э. Построил он их специально для своей жены Амитис, дочери Киаксара, царя Мидии (именно с ним вавилонский правитель заключил союз против общего врага, Ассирии - и одержал над этим государством окончательную победу).

Амитис, которая выросла среди гор зелёной и плодородной Мидии, пыльный и шумный Вавилон, расположенный на песчаной равнине, не понравился. Вавилонский правитель оказался перед выбором - перенести столицу поближе к родине своей жены или сделать так, чтобы её пребывание в Вавилоне стало более комфортным. Им было принято решение построить висячие сады, которые напоминали бы царице о родине. Где именно они находятся, история умалчивает, а потому существует несколько гипотез:

  • Основная версия говорит о том, что это чудо света находится возле современного города Хилла, что расположено на реке Эфрат в центре Ирака.
  • Альтернативная версия, основанная на повторной расшифровке клинописных табличек, утверждает, что Висячие сады Семирамиды находятся в Ниневии, столице Ассирии (находилась на севере современного Ирака), которая после своего падения отошла к вавилонскому государству.

Сама идея создать висячие сады посреди сухой равнины выглядела как по тем временам просто-таки фантастичной. Эта задача местным архитекторам и инженерам древнего мира оказалась по силам - и висячие сады Семирамиды, которые впоследствии вошли в список семи чудес света, были построены, стали частью дворца и находились с его северо-восточной стороны.

Говорят, статуя Зевса в Олимпии оказалась настолько величественной, что когда Фидий, создав её, спросил у своего творения: «Доволен ли ты, Зевс?» - грянул гром, а чёрный мраморный пол у ног бога треснул. Громовержец оказался доволен.

Несмотря на то, что до нас дошли только воспоминания об одной из самых величественных статуй такого масштаба, одно лишь описание монумента, который являлся в своём роде самым настоящим ювелирным шедевром, не может не потрясать воображение. Как до, так и после создания статуи Зевса Олимпийского, памятника такого масштаба люди не создавали - и не факт, что когда-либо создадут: слишком уж дорогим по стоимости и огромным по масштабам оказалось это чудо света.

Уникальность этого монумента состоит также в том, что статуя Зевса Олимпийского - единственная из всех чудес древнего мира находилась на территории континентальной Европы, в греческом городе Олимпии, что расположен на Балканском полуострове.

Статуя Зевса в Олимпии создавалась довольно долго: Фидий потратил на неё около десяти лет. Когда она предстала перед жителями и гостями Олимпии в 435 году до н.э., то являла собой самое настоящее чудо света.

Точные размеры статуи до сих пор не определены, но судя по всему, её высота составляла от 12 до 17 метров. Обнажённый до пояса Зевс сидел на престоле, ноги его находились на скамейке, которую поддерживали два льва. Пьедестал, на котором был расположен трон, был довольно огромен: его размеры составляли 9,5 на 6,5 м. Для его изготовления использовали чёрное дерево, золото, слоновую кость и драгоценности.

Сам престол украшали изображения сцен из жизни греческих небожителей, на его ножках танцевали богини победы, а на перекладинах были запечатлены сражения греков с амазонками и, естественно, не обошлось без Олимпийских игр (росписью занимался Панен). Изготовили Громовержца из эбенового дерева, при этом всё его тело покрыли пластинами из слоновой кости наивысшего качества. Материалы для своей статуи мастер отбирал чрезвычайно придирчиво.

На голове верховного бога находился венок, а в одной руке он держал золотую Нику, богиню Победы, в другой - скипетр, украшенный орлом, символизирующий верховную власть. Одежда бога была изготовлена из золотых листов (всего для изготовления скульптуры ушло около двухсот килограмм золота). Плащ громовержца украшали изображения представителей животного и растительного мира.

В наше время мраморную копию одного из чудес света можно увидеть в Эрмитаже, куда она была привезена из Италии в 1861 году. Судя по всему, эта статуя Зевса была создана римским автором в первом веке до нашей эры, и была она найдена во время археологических раскопок в окрестностях Рима в конце XVIII века. Она примечательна тем, что на сегодняшний день является одной из наибольших античных скульптур, что находятся в музеях мира - высота памятника составляет 3,5 метра и весит при этом 16 тонн.

Скульптуру приобрел в начале XIX века один из итальянских коллекционеров, маркиз Д. Кампаны.

Простояла у него она недолго, поскольку через некоторое время он разорился, его имущество было конфисковано и продано с аукциона. Перед проведением торгов, директору Эрмитажа удалось уговорить итальянские власти дать ему возможность приобрести некоторые вещи до распродажи, таким образом, лучшие экспонаты из коллекции разорившегося маркиза, в т. ч. и статуя Громовержца, оказались в Эрмитаже.

4. Храм Артемиды Эфесской (Эфес)

Согласно древнегреческой вере Артемида была богиней охоты и плодородия, покровительницей всего живого на земле. Она присматривала за зверями в лесу, стадами домашних животных, растениями. Артемида обеспечивала счастливый брак и помощь при родах.

В честь Артемиды в Эфесе на месте бывшего святилища карийской богини, также отвечающей за плодородие, был построен храм. Храм Артемиды в Эфесе был настолько большим, что сразу же попал в список семи чудес света античного мира. Финансирование строительства покрыл лидийский царь Крез, строительными делами руководил архитектор из Кносса Харсифрон. При нем успели возвести стены и колонны. После его смерти пост главного архитектора принял его сын Метаген. Последним этапом строительство руководили Пеонит и Деметрий.

Строительство храма Артемиды Эфесской было завершено в 550 году до нашей эры. Перед местными жителями открылось восхитительное зрелище, подобного здесь не строили никогда. И хотя в настоящее время нельзя воссоздать былое убранство храма, можно быть уверенным, что лучшие мастера своего времени, занятые здесь на работах, не могли оплошать. Сама статуя виновницы постройки была выполнена из слоновой кости и золота.

Воссоздать образ былого величественного храма богини Артемиды в Эфесе удалось только после проведения археологических раскопок. Храм имел размеры 105 на 51 метр. Крыша сооружения поддерживали 127 колонн, каждая высотой 18 метров. По легенде каждая колонна была подарена одним из 127 греческих властителей.

Кроме религиозных служений в храме кипела финансовая и деловая жизнь. Это был независимый от властей центр Эфеса, подчиняющийся местной коллегии жрецов.

В 356 году до нашей эры, когда родился знаменитый Александр Македонский, храм Артемиды сжег эфесский житель Герострат. Мотив этого подвига — остаться в истории в память потомкам. Поджигателя после поимки ждала высшая мера наказания. В дополнение к ней было также решено искоренить имя этого человека из истории. Но то, что запрещено, еще прочнее усаживается в памяти людей, а имя Герострата сейчас является нарицательным.

К III веку до нашей эры чудо света храм Артемиды в Греции удалось восстановить по инициативе вышеупомянутого Александра Великого, но с приходом готов он снова подвергается разрушению. Позже с запретом языческих культов власти Византии закрывают храм. Затем начинают постепенно разбирать на строительные материалы, в результате чего храм уходит в небытие. На его месте была возведена христианская церковь, но ее также ждала участь разрушения.

31 октября 1869 года английскому археологу Вуду удается найти расположение былого храма Артемиды в Турции, и начинаются раскопки. Сейчас на его месте стоит одна восстановленная из обломков колонна. Несмотря на это, место все равно привлекает тысячи туристов.

5. Мавзолей в Галикарнасе

Перенесемся в древний город Галикарнас. Он был столицей Карии и, как причитается столице государства, славился своей красотой и величием. Храмы, театры, дворцы, сады, фонтаны, живая гавань гарантировали городу почет и уважение. Но особое внимание здесь занимала гробница царя Мавсола, одно из семи чудес света в древнем мире. Итак, чудо света мавзолей в Галикарнасе.

Царь Мавсол, правящий Карией в 4 веке до н.э. (377-353 годы), по опыту египетских фараонов начал строительство своей гробницы еще при жизни. Она должна была стать уникальным сооружением. Расположенная в центре города, среди дворцов и храмов, она символизирует могущество и богатство царя. А для поклонения покойному царю, она должна сочетать в себе одновременно и гробницу и храм. На строительство были выделены лучшие архитекторы и скульпторы — Пифий, Сатир, Леохар, Скопас, Бриаксид, Тимофей. После смерти царя его жена, царица Артемисия, еще интенсивнее подошла к строительству вечного памятника великому мужу.

Постройка была закончена в 350 году до н.э. Ее внешний облик сочетал в себе сразу несколько архитектурных стилей того времени. В мавзолее выделялось три уровня общей высотой в 46 метров. Первый ярус представлял собой массивный цоколь из кирпича, облицованного мрамором. Далее на нем возвышался храм с 36 колоннами. Колонны подпирали крышу в виде пирамиды с 24 ступенями. На вершине крыши располагалась скульптура царя Мавсола и Артемисии в колеснице, запряженной 4 конями. Вокруг постройки располагались статуи всадников и львов. Красота строения завораживала, не случайно, что мавзолей в Галикарнасе быстро вошел в семь чудес света древнего мира.

Сама гробница Мавсола с женой располагалась в помещении нижнего яруса. Для поклонения царю было сооружено верхнее помещение с колоннами и статуей Мавсола. Статуя сохранилась до наших дней, и полноценно отражает образ царя-деспота. Скульптор в чертах лица тонко передал характер Мавсола — злобный, жестокий, способный получать все, что ему нужно. Не случайно это был очень богатый человек. Рядом со статуей Мавсола находилось изваяние царицы Артемисии. Ее же скульптор приукрасил, подал в величавом, мягком образе. Работал над ней известный скульптор того времени Скопас. Обе эти статуи сейчас считаются одними из лучших в греческой культуре IV века до нашей эры. Отдельно стоит упомянуть и про верхнюю часть основания мавзолея. Скульпторы украсили его сценами из греческого эпоса — битва с амазонками, охота, битва лапифов с кентаврами.

Мавзолей — слово, произошедшее от имени царя Мавсола, в настоящее время является нарицательным среди всех народов.

Спустя 18 веков мавзолей был разрушен землетрясением. Позже его развалины использовались для постройки замка Святого Петра рыцарями-иоаннитами. Когда пришли турки, замок стал крепостью Будрун, в настоящее время называемой Бодрумом. Раскопки здесь были проведены в 1857 году. Были найдены рельефные плиты, статуи Мавсола и Артемисии, статуя колесницы. В настоящее время они выставлены в Британском музее.

6. Колосс Родосский (Родос)

Колосс Родосский - огромная статуя, ставшая одним из семи Чудес света. Благодарные жители острова Родос решили построить её в честь бога солнца Гелиоса, который помог им выстоять в неравной борьбе с захватчиками. Осада прекрасного острова длилась почти год и вероятность победы была ничтожна мала, но покровитель помог победить островитянам. За это Гелиос был увековечен в обличии огромной статуи. Для жителей Родоса статуя олицетворяла независимость и свободу, точно так же, как Статуя Свободы в Нью-Йорке для американцев.

Остров Родос имел выгодное географическое положение, его жители свободно торговали со многими странами, что обеспечило богатство города в целом и каждого горожанина в отдельности. С момента основания и до III в. до н.э. Родосом поочередно правили знаменитый царь Мавсол, персидские правители и Александр Македонский. Никто из них не угнетал город и не мешал ему развиваться. Однако, после смерти Александра Македонского, его наследники в кровавой борьбе начали делить унаследованные земли.

Остров Родос отошел Птолемею, но другой наследник (Антигон) посчитал это несправедливым и отправил своего сына уничтожить город. Это помогло бы сравняться в могуществе с Птолемеем. Деметрий, сын Антигона, собрал огромную армию, которая численно превосходила островитян. Только неприступные стены помешали солдатам сразу попасть в столицу и уничтожить её. Враги использовали осадные башни - огромные деревянные катапульты, которые устанавливали на кораблях. Жителям Родоса удалось задержать врагов до прибытия армии Птолемея и защитить свою Родину.

Продав осадные машины и сохранившиеся корабли захватчиков, жители Родоса решили возвести огромную статую бога Гелиоса, своего покровителя. До этих пор колоссами называли любые статуи, но после Колосса Родосского так стали величать только самые большие из них.

Строительство Колосса начали в 302 г. до н.э. и закончили только через 12 лет (по другим источникам через 20 лет). Установили статую на искусственной насыпи, преграждавшей вход в гавань. За этим холмом долгое время отдельные части скульптуры были скрыты от любопытных глаз. Насыпь со статуей превратились в своеобразные ворота в город. Некоторые поэты описывали Колосс стоящим на двух холмах. Корабли же должны были проплывать между ног Гелиоса. Однако, такая версия считается сомнительной. Устойчивость подобной скульптуры была бы слишком малой, а большие корабли не смогли бы причалить в порту.

До наших дней статуя не сохранилась, но многочисленные описания современников свидетельствуют, что Колосс стоял на одном из берегов, а вовсе не в виде арки, как её изображают художники. В руке великана находилась чаша с пылающим огнем. В основании располагались три столба, служившие опорой. Два из них строители инкрустировали бронзовыми деталями, чтобы замаскировать в ногах Гелиоса. Третий столб находился в том месте, куда опускался плащ или часть простыни величественного Колосса.

Жители хотели, чтобы статуя указывала рукой вдаль, но скульптор понимал, что это снизит устойчивость конструкции, поэтому статуя словно прикрывает ладонью глаза от солнца. Торс и основные элементы были изготовлены из листов железа и бронзы. Их закрепили на опорных столбах. Пространство внутри заполняли крупными камнями и глиной, чтобы повысить устойчивость. Свободное пространство присыпалось землей, чтобы рабочие могли свободно перемещаться по поверхности и закреплять следующие части. Всего на изготовление Колосса потребовалось 8 т железа и 13 т бронзы. Получившаяся статуя достигала в высоту 34 м.

Статуя Колосса Родосского была настолько огромной, что её видели из проплывающих вдали кораблей. По описаниям современников, она представляла собой высокого юношу с лучистым венцом на голове. Одна рука юноши прикрывала глаза, а другая подхватывала спадающее одеяние.

Другой поэт - Филон - описывал Колосса иначе. Он утверждал, что статуя находилась на мраморном постаменте и поражала размером ступней. Каждая из них сама была размером с небольшую статую. На вытянутой руке находился действующий факел. Его зажигали по ночам, чтобы освещать дорогу морякам.

Ученые по сей день пытаются обнаружить, где же находится Колосс Родосский или где точно он был установлен. В конце XX века у побережья острова Родос были обнаружены огромные валуны, которые напоминали по форме обломки статуи. Однако теория о том, что это элементы древнего изваяния, не подтвердилась. А вот исследовательница Урсула Веддер предположила, что Колосс стоял вовсе не возле берега, а на холме Монте-Смит. Здесь сохранились развалины храма Гелиоса, а у его фундамента есть подходящая платформа, на которой мог возвышаться Колосс.

7. Александрийский маяк (Фарос)

Лишь одно из семи чудес древнего мира имело практическое предназначение - Александрийский маяк. Исполнял он сразу несколько функций: позволял кораблям без особых проблем подойти к гавани, а наблюдательный пункт, расположенный наверху уникального сооружения, давал возможность следить за водными просторами и вовремя замечать неприятеля.

Местные утверждали, что свет Александрийского маяка сжигал вражеские судна ещё до их приближения к берегу, а если им и удавалось подойти к побережью, статуя Посейдона, находящаяся на куполе удивительной конструкции, издавала пронзительный предостерегающий крик.

Высота старинного маяка составляла 140 метров — намного выше окружающих зданий. В древности здания не превышали трёх этажей и на их фоне Фаросский маяк казался огромным. Тем более что на момент окончания строительства оно оказалось самым высоким зданием древнего мира и являлось таковым ещё чрезвычайно длительное время.

Александрийский маяк был построен на восточном побережье небольшого острова Фарос, расположенного возле Александрии - главного морского порта Египта, построенного Александром Македонским в 332 г. до н.э. Также он известен в истории как Фаросский маяк.

Место для возведения города великий полководец выбирал чрезвычайно тщательно: он изначально задумал построить в этом регионе порт, который являлся бы важным торговым центром.

Чрезвычайно важно было, чтобы он находился на пересечении как водных, так и наземных путей трёх частей света - Африки, Европы и Азии. По этой же причине здесь нужно было построить не менее двух гаваней: одну для кораблей, прибывших со стороны Средиземного моря, а другую - для приплывших по Нилу.

Поэтому Александрия была построена не в дельте Нила, а немного в стороне, на двадцать миль южнее. При выборе места для города, Александр учитывал местонахождение будущих гаваней, особое внимание при этом уделил их укреплению и защите: очень важно было сделать всё для того, чтобы воды Нила не забивали их песком и илом (специально для этого впоследствии была сооружена дамба, соединяющую континент с островом).

После смерти Александра Македонского (который по легенде родился в день разрушения Храма Артемиды в Эфесе) через некоторое время город оказался под властью Птолемея I Сотера - и в результате умелого управления превратился в успешный и процветающий город-порт, а возведение одного из семи чудес света значительно приумножило его богатства.

Александрийский маяк давал возможность кораблям без проблем заплывать в порт, успешно обходя подводные камни, отмели и другие препятствия залива. Благодаря этому после возведения одного из семи чудес объёмы торговли света резко возросли.

Маяк также служил дополнительным ориентиром для моряков: пейзаж египетского побережья довольно-таки разнообразен - в основном одни лишь низменности и равнины. Поэтому сигнальные огни перед входом в гавань были как нельзя кстати.

С этой ролью успешно бы справилось и более низкое сооружение, поэтому Александрийскому маяку инженеры отводили ещё одну немаловажную функцию - роль наблюдательного пункта: враги нападали обычно с моря, поскольку страну со стороны суши неплохо защищала пустыня.

Установить такой наблюдательный пункт на маяке нужно было ещё и потому, что возле города не было никаких природных возвышенностей, где это можно было бы сделать.

Александрийский маяк прослужил с 283 года до н.э. до XV века, когда вместо него возвели крепость. Таким образом, он пережил не одну династию египетских правителей, видел римских легионеров. На его судьбу это особо не повлияло: кто бы ни правил Александрией, все заботились о том, чтобы уникальное сооружение простояло как можно дольше - восстанавливали разрушившиеся из-за частых землетрясений детали здания, обновляли фасад, на который негативно влияли ветер и солёная морская вода.

Время сделало своё дело: маяк перестал работать в 365 году, когда одно из сильнейших землетрясений Средиземного моря вызвало цунами, затопившее часть города, а число погибших египтян, по свидетельствам летописцев, превысило 50 тыс. жителей.

После этого события, маяк значительно уменьшился в размерах, но простоял ещё довольно долго - вплоть до XIV века, пока очередное сильнейшее землетрясение не стёрло его с лица земли (через сто лет султаном Кайт-бей на его фундаменте была возведена крепость, которую можно увидеть и в наши дни). После этого пирамиды в Гизе остались единственным древним чудом света, дожившим до наших дней.

В середине 90-х гг. остатки Александрийского маяка были обнаружены на дне залива при помощи спутника, а ещё через какое-то время учёные, используя компьютерное моделирование, смогли более-менее восстановить образ уникального сооружения.



Современному человеку подвластно многое: люди покоряют космическое пространство, раскрывают все новые и новые загадки природы - всего и не перечислить. Поразить воображение современного человека все труднее, ведь на его глазах осуществляются самые дерзкие мечты, когда-либо созданные неудержимой человеческой фантазией.

Однако то, что сегодня кажется необыкновенным чудом и вершиной творческой мысли, спустя несколько десятков лет станет таким же обыденным и привычным, как, например, телевидение для нас с вами сейчас. Тем не менее, остаются вещи, которые способны удивлять вне зависимости от времени, на которые через многие поколения будут как сегодня смотреть с восхищением и, наверное, трепетом. Вы наверняка догадались, что я говорю о «чудесах света» .

Как известно, существовало семь чудес света, которые теперь принято называть «чудесами света древнего мира». До наших дней сохранилось лишь одно из них - это легендарные пирамиды Гизы в Египте. Поэтому по инициативе швейцарца Бернара Вербера был организован проект , призванный определить, какие из существующих ныне сооружений и достопримечательностей достойны называться «чудесами света».

Некоммерческой организацией «New Open World Corporation» было проведено всемирное голосование, в котором приняли участие более 90 миллионов человек по всему миру. Из нескольких десятков претендентов на звание одного из семи чудес света были выбраны победители, а итоги конкурса объявлены в Лиссабоне 7 июля 2007 года, в «день трех семерок».

Итак, приглашаем Вас посмотреть фото новых семи чудес света, а также почитать их краткие описания:

Местоположение: Китай

Это самое крупное архитектурное сооружение в мире, протяженность стены составляет 8851,8 километров. была построена для защиты северных границ Китайской империи от набегов кочевников. Сегодня стена по праву считается одним из величайших сооружений, когда-либо построенных человеком. Это самая посещаемая достопримечательность в мире – более 40 миллионов туристов в год приезжают в страну, чтобы своими глазами увидеть Великую китайскую стену. Кстати, один из участков стены проходит недалеко от столицы Китая - Пекина .

Местоположение: Италия, Рим

Это самый крупный из древнеримских амфитеатров, полноправный символ Вечного города , едва ли не самый узнаваемый памятник архитектуры в мире. Его второе название – Амфитеатр Флавиев - получено в честь династии Флавиев, правившей тогда в Древнем Риме и организовавшей постройку амфитеатра. В Колизее долгое время проводились гладиаторские бои и другие увеселительные зрелища для гостей и жителей Рима.

Местоположение: Перу

Легендарный древний город инков, расположенный на территории современного Перу. Мачу-Пикчу получил прозвище «город среди облаков» благодаря своему местоположению – он находится на вершине одного из горных хребтов, на высоте 2450 метров над уровнем моря. Город был построен правителем инков Пачакутеком как императорская резиденция – «священный горный приют».


Местоположение: Иордания

Знаменитый высеченный из камня город Петра, расположенный на территории современной Иордании. Город разместился в долине Арава, в каньоне Сик, со всех сторон окруженном отвесными скалами. Войти в долину можно только через узкие ущелья, которые являются своеобразными воротами города. Большинство построек города выдолблено в скалах из красного песчаника – даже название города «Петра» переводится как «скала». Более полумиллиона туристов в год приезжают посмотреть на таинственный город из камня. Кстати, финальные сцены знаменитого фильма Стивена Спилберга «Индиана Джонс и последний крестовый поход» снимались именно здесь, в Петре.

Местоположение: Индия

Мавзолей-мечеть Тадж-Махал из белого мрамора расположен в городе Агра в Индии, на берегу реки Джамна. Это настоящая жемчужина мусульманского мира, лучший пример архитектуры индийского, персидского и исламского стилей. Великолепный мавзолей построен императором Шах-Джаханом в честь жены, умершей при родах.

Согласно одной из легенд, на противоположном берегу реки должно было быть построено абсолютно идентичное здание из черного мрамора, а соединять их должен был мост из серого мрамора. Сегодня Тадж-Махал посещают миллионы туристов в год, он, несомненно, заслуженно занял свое место в списке новых семи чудес света.

Местоположение: Бразилия, Рио-де-Жанейро

Следующее чудо света – великолепная статуя Христа-Искупителя на вершине горы Корковаду в бразильском Рио-де-Жанейро. Статуя считается символом Рио и всей Бразилии, входит в число высочайших скульптур в мире. Высота статуи составляет 38 метров, размах рук – 30 метров, вес статуи – 1145 тонн.

Местоположение: Мексика, Юкатан

Древний город Чичен-Ица – политический и культурный центр государства майя, расположенный на полуострове Юкатан в Мексике. По мнению археологов, Чичен-Ица был одним из религиозных центров, так называемых «мест силы» культуры майя.

Местоположение: Египет

Формально Пирамиды Гизы не входят в число семи новых чудес света, но присутствуют здесь как внеконкурсный, почетный кандидат. Египетские пирамиды – единственное из семи чудес света древнего мира, дошедшее до наших дней. Экскурсии к пирамидам регулярно проводятся из столицы Египта и пользуются большой популярностью у туристов.

Всем известно, что было всего в мире семь чудес света. Какие из них сохранились, а какие канули в лету?

Шесть из семи чудес света, к сожалению, не сохранилось. И лишь одно осталось радовать взор туристов. Причем, чудо света, которое продержалось до наших дней, является самым древнем. Сколько ему лет, где оно находится? Мы обязательно ответим на этот вопрос Но сначала вспомним их все, причем по порядку, начиная с самого молодого – построенного в III веке до нашей эры.

Шесть чудес света, недоживших до наших дней

Колосс Родосский – гигантская (колоссальная), по тем временам, античная статуя древнегреческого бога Солнца Гелиоса, воздвигнутая на острове Родос (в Эгейском море), в городе с одноимённым названием.


Статуя была заказана жителями Родоса у скульптора Харесу. Изначально они планировали, что она будет в десять раз выше человеческого роста, но впоследствии увеличили высоту проекта до 36-и метров.

Строительство началось 292-м году до н. э и продолжалось 12 лет. Колосс Родосский стоял на мраморном постаменте, имел железный каркас и был облицован бронзовыми пластинами, а внутренний объём был заполнен глиной. При этом известно, что на его строительство ушло около 8-ми тонн железа и примерно 13-ть тонн бронзы.

Колосс Родосский простоял всего лишь около 55-ти лет и был разрушен землетрясением примерно в 225 году до нашей эры.

Александрийский маяк был построен в третьем веке до нашей эры в древнем Египте на острове Фарос в Средиземном море недалеко от берегов Александрии. Строился он от 5-ти до 20-ти лет (тут данные разнятся) во времена правления царя Египта Птолемея II. Примерным годом завершения строительства считается 283 год до новой эры. Известно имя архитектора, им был Сострат Книдский.


Александрийский маяк был сделан из мрамора (или облицован) и имел три уровня:

  • нижний уровень был прямоугольным и имел жилые помещения
  • средний уровень был восьмиугольным
  • верхний уровень – цилиндр, в котором горел огонь маяка

Другое название Александрийский маяк получил в честь острова, на котором был построен – Фаросский маяк. Он был высотой порядка 130 метров, а его свет был заметен для кораблей, по разным данным, на расстоянии от 50-ти до 80-ти километров.

Маяк в целостности простоял до 796 года нашей эры. В этот год сильное землетрясение сильно повредило его. Он был восстановлен, но не в полном объёме. Известно, что 14-м веке его высота составляла всего 30 метров. А в веке 15-м султан Аль-Ашрафом Саиф аль-Дин Кайт-бей построил на этом месте крепость “Кайт-Бей”, которая существует по сей день.

Мавзолей в Галикарнасе – надгробный памятник Мавсола, правителя карийского народа. Древний город Галикарнас, где был построен мавзолей, располагался на территории современной Турции (город Бодрум).


Возведение мавзолея заказала жена Мавсола Артемисия III ещё при жизни супруга. За строительство взялись греческие архитекторы Сатир и Пифей. Также к работе были привлечены известные в то время скульпторы Бриаксид, Леохар, Скопас и Тимофеос.

Мавзолей строился восемь лет с 359-го по 351-й год до нашей эры. Мавсол не дождался завершения строительства и умер в 353 году.

Получившееся сооружение было 45 метров высотой, первый уровень украшали 36 колонн и множество статуй, над ним возвышалась пирамида, на вершине которой находилась мраморная квадрига – двухколёсная колесница с четырьмя запряжёнными в неё конями.

Галикарнасский мавзолей простоял 19 веков и бал разрушен сильным землетрясением в 13-м веке.

Для справки: слово “мавзолей” произошло от имени Мавсол.

Олимпийские игры, в честь бога грома и молний - Зевса, проводились в древней Греции с 776 года до нашей эры. Они пользовались огромной популярностью. И вот спустя 300 лет греки решили построить храм в честь своего главного бога и покровителя олимпийских игр. В 470 году до новой эры они начали собирать пожертвования на его постройку.


Когда средства были собраны, началось строительство храма, которое продолжалось десять лет между 466 и 456 годами до нашей эры. Храм Зевса получился поистине грандиозным: мраморную крышу размером 27 на 64 метра поддерживали 34 колонны из известняка. Каждая колонна была 10.6 метров в высоту и более 2-х метров в диаметре. А общая площадь здания составляла 1728 квадратных метров.

Храм был построен. Спустя некоторое время встал вопрос о создании достойной бога Зевса статуи. За её создание взялся знаменитый афинский скульптор Фидий. Для этого ему понадобилась гигантская мастерская равная по площади самому храму, которую построили в 80-ти метров от него.

Открытие статуи Зевса в Олимпии состоялось в 435 году до н. э. Она была выполнена в технике хрисоэлефантинной скульптуры: деревянный каркас был обклеен пластинами из слоновой кости, а накидка, скипетр с орлом в левой руке, статуя богини Ники в правой руке, и оливковый венок на голове, были покрыты золотом. И при всём при этом Зевс сидит на золотом троне. Сведения о высоте статуи разнятся: вместе с постаментом она составляла 12-17 метров.

Статуя просуществовала более 800 лет. Последнее письменное свидетельство о ней датируется 363 годом. А в 11-м веке историк Георгий Кедрин утверждал, что в 5-м веке статуя ещё была цела. Её могли перенести в Константинополь, где она сгорела во время пожара в 476 году. По другой же версии её никуда не перевозили, и она погибла вместе с храмом в пожаре 425-го года.

Храм Артемиды Эфесской, как несложно догадаться, находился в древнегреческом городе Эфесе, неподалёку от современного города Сельчук (крайний запад Турции). Храм был воздвигнут в честь Артемиды – богини охоты и плодородия, и покровительницы всего живого на Земле.


Средства на постройку храма пожертвовал лидийский царь Крёз, а проект разработал архитектор Херсифрон. Он воздвиг стены и колоннаду храма. Не дождавшись завершения строительства Херсифрон умер. Строительство продолжил его сын Метаген, а закончили возведение храм архитекторы Пеоний и Деметрий.

Храм Артемиды был построен примерно в 550 году до нашей эры. А в 356 году до н. э он был уничтожен пожаром, который устроил, согласно легенде, житель Эфеса по имени Герострат. Таким образом, Герострат просто хотел прославиться и добился своего.

К 323 году до нашей эры храм Артемиды в Эфесе был полностью восстановлен архитектором Александром Дейнократом. А средства на это выделил Александр Македонский. Храм получился точно таким же, как и его прежняя версия, за исключением того, что он был поднят на более высокое ступенчатое основание. Крышу поддерживали 127 колонн, стоящих в восемь рядов и имевших 18-ти метровою высоту. Длинна храма была 105 метров, а ширена – 52. Внутри храм был украшен скульптурами, барельефами и картинами.

Храм Артемиды в Эфесе благополучно просуществовал несколько веков, до того, как в 263 году уже нашей эры был разграблен готами. А в конце 4-го века был закрыт и разрушен христианами, в связи с запретом язычества.

Висячие сады Семирамиды – самое противоречивое чудо света. Доподлинно неизвестно существовали ли они вообще. Причем, если и существовали, то не в то время, когда жила царица Семирамида.


Легенда такова: вавилонский царь Навуходоносор II заключил военный союз с Киаксаром, царем Мидии, и чтобы закрепить союз, женился на дочери Киаксара, которую звали Амитис (Аманис). Амитис переехала к мужу в Вавилон (руины Вавилона расположены у окраины современного города Эль-Хилла в Ираке), который был пыльным и сухим пустынным городом.

Амитис скучала по своей горной и зелёной родине – Мидии. И чтобы погасить эту скуку Навуходоносор II приказал возвести зелёные висячие сады. Они были предположительно созданы в 605 году до нашей эры.

А Семирамида - легендарная царица Ассирии, супруга царя Нина, жила на два века раньше. Так что “висячие сады Семирамиды” правильнее называть “висячими садами Амитис”. Что же касается термина “висячий сад”, то он предполагает сад, который расположен на крыше, галерее или специальных каменных опорах. Растения в нём растут на насыпном почвенном слое.

Если верить легендам висячие сады Семирамиды просуществовали вплоть до первого века нашей эры.

Пирамида Хеопса – самое древнее и самое высокое чудо света. И к тому же единственное которое сохранилось до наших дней. А значит и самое прочное. Находится она на плато Гиза в основании дельты Нила, не далеко от Каира, в Египте.


Хотя с момента строительства прошло уже около 4500 лет, мы знаем (насколько достоверное это знание - вопрос) кто был её архитектор. Им был племянник Хеопса - Хемиун. Предположительно строительство было закончено где-то около 2540 года до нашей эры и заняло порядка 20-ти лет.

Доподлинно нельзя утверждать точную дату начала строительства пирамиды Хиопса. Разные методы её определения дали разные результаты, которые укладываются в следующий период: 2850 – 2560 года до н.э. При этом в Египте празднуют официальную дату начала строительства: 23 августа 2560 года до н. э.

Пирамида Хеопса сделана из блоков гранита и известняка (в основном из известняка). Сейчас она имеет ступенчатый вид, но изначально она была облицована белым известняком (т. н. Юрский мрамор) и имела покатые склоны. Кое где эта облицовка сохранилась. Склоны пирамиды сияли на солнце персиковым цветом, а вершину венчал позолоченный камень – пирамидион.

Высота пирамиды 135.5 метров (изначально - 146,6 метров). Длинна сторон основания примерно равна 230 метров. Площадь основания - около 53 000 квадратных метров. А средняя масса одного каменного блока - 2.5 тонн. При этом самый тяжёлый блок весит 35 тонн. Всего в пирамиде около 2,3 миллионов блоков. Общий вес пирамиды составляет 6,5 миллионов тонн.

На протяжении более 3000 лет пирамида Хеопса была самым высоким творением человека, а в 1311 году в Англии был построен Линкольнский собор, шпиль которого возвышался уже на 160 метров. Правда, в 1549 году шпиль рухнул. Сейчас высота собора не превышает 83-х метров.

Что же касается предназначения пирамиды Хеопса, то оно доподлинно неизвестно. Логично предположить, что она является усыпальницей фараона Хеопса (Хуфу), но никаких мумий в ней найдено не было.

Восьмое чудо света

Официально восьмого чуда света не существует. Этим термином принято называть некоторые грандиозные сооружения человечества, которые могли бы претендовать на звание чуда света, но … но чудес света всего семь и этот список расширить нельзя.