Версальский дворцовый комплекс. История создания версаля

Версаль - это прекрасный дворцово-парковый ансамбль Франции, на родном языке название столь известного исторического достояния звучит так - Parc et ch 226; teau de Versailles, данное место является бывшей резиденцией французских королей в городе Версаль, сегодня это пригород Парижа, центр туризма мирового значения, здесь ежедневно рекордное количество посетителей. Версальский дворец самый большой дворец в Европе. Версаль является главным городом департамента Сены и Уазы, и расположен в 17-ти километрах от столицы Франции, и является пригородом Парижа.

В 1623 году Версаль был очень скромным охотничьим замком, построенного по желанию Людовика XIII из камня и кирпича, и покрыт кровельным сланцем. Охотничий замок сейчас находился в том месте, где мраморный двор. Годами позже Версаль строился под строгим присмотром и руководством короля Людовика XIV с 1661 года, и стал художественно-архитектурным выражением идеи абсолютизма, и своеобразным памятником эпохи «Короля-Солнца». Над нынешним произведением искусства работали известные, в те времена, ведущие архитекторы - Луи Лево и Жюль Ардуэн-Мансар, а создателем парка стал ландшафтный дизайнер - Андре Ленотр. Дворцовый ансамбль Версаля является самым крупным в Европе, он отличается гармонией архитектурных форм, уникальной целостностью замысла и преобразованного ландшафта. С конца XVII столетия Версаль был образцом для парадных загородных резиденций европейской монархии и аристократии, но так и никто не смог повторить великий шедевр. Со временем вокруг дворца возник город.

Версаль - это часть истории развития и возрождения Франции. Он был официальной резиденцией королевской семьи с 1682 года аж до Великой французской революции -1789 года. Позже, в 1801 году Версальский дворец получил статус музея и был открыт для посещения жителей Франции и приезжих; а в 1830 году музеем стал весь архитектурный комплекс Версаля; потом во дворце открыли Музей истории Франции в 1837 году. Версальский дворец и парк были включены в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО в 1979 году.

С данным местом связано очень много значимых событий в истории Франции и, впрочем, всего мира. XVIII столетие было для резиденции местом подписания договоров, в Версале было подписано много международных договоров, одним из них был в 1783 договор о завершении Войны за независимость в США. 26 августа 1789 года, Национальным Учредительный собранием была принята Декларацию прав человека и гражданина, это самый важный документ Великой французской революции. Потом в 1871 году во время Франко-прусской войны, Франция признала свое поражение, и Версаль стал местом провозглашенья Германской империи. В 1875 году была провозглашена Французская республика. А 1919 год стал завершающим для Первой Мировой Войны, в Версальском дворце был подписан мирный договор, который положил начало политической системе послевоенных международных отношений - Версальская система.

Версальский дворец славится своими садами, по их территории разбросано множество террас, которые уходят вниз, по мере удаления от дворца. Клумбы, оранжерея, газоны, бассейны, фонтаны и многочисленные скульптуры представляют из себя продолжение дворцовой архитектуры. Парк украшают большое количество фонтанов. Одним из красивейших является - Фонтан Аполлона, где Тюби изобразил колесницу античного бога, запряженную четверкой коней, которые царственно и стремительно выходят из воды, а тритоны трубят в свои раковины, оповещая о приближении бога. Площадь парка и садов составляет 101 га, длина паркового фасада дворца - 640 м., длина Зеркальной галереи в центре дворца - 73 м, ширина: 10,6 м, высота: 12,8 м. В Версале насчитывается 17 окон с видом на парк и симметричных зеркал на противоположной стене.

Версаль – это дворцовый комплекс, славившийся своими архитектурными строениями.

Главный Дворцовый Комплекс - это резиденция королевской семьи, представляет собой прекрасный образец французского классицизма. С полукруглой Оружейной площади открывается прекрасный вид на дворец с его тремя дворами: Двором Министров, с конной статуей Людовика XIV в глубине. Королевским двором, доступ сюда был доступен только королевским каретам, и Мраморным двором, окруженным старинными корпусами охотничьего замка Людовика XIII.

Главные достопримечательности Версаля: Салон Венеры, Королевская часовня, Салон Аполлона и Зал Зеркал, или Зеркальная галерея, 17 огромных зеркал которого, расположенных напротив высоких окон, наполняют пространство светом, зрительно раздвигая стены. Опера, созданная Габриелем в 1770 году по случаю венчания Людовика XVI с Марией-Антуанеттой: помещение овальной формы украшено позолоченной деревянной резьбой по голубому фону.

В галерее военных битв находится 30 эпических живописных полотен, посвященных торжеству французского оружия. Вдоль стен установлены бюсты 82-х полководцев, а на 16 бронзовых пластинах выгравированы имена героев.

Большой Трианон - дворец из розового мрамора, построенный Людовиком XIV для его возлюбленной Мадам де Ментенон. Здесь монарх любил проводить свое свободное время. Позже дворец был домом для Наполеона и его второй жены.

Малый Трианон - дворец, построенный королем Людовиком XV для Мадам де Помпадур. Позже Малый Трианон занимала Мария Антуанетта, а еще позднее сестра Наполеона.

До Версаля можно доехать с вокзала «Gare Montparnasse» на электричке, и на метро «Montparnasse Bienvenue» – это двенадцатая линия метро. Выход на вокзал прямо из метро, ехать надо до остановки Versailles Chantiers, это займет приблизительно 20 минут. Потом пешком еще 10-15 минут и Вы в величественном дворцовом комплексе Франции – Версаль. Билет на транспорт стоит 5 евро туда и обратно.

Замок посещают начиная с мая и по сентябрь, со вторника по воскресенье с 9:00 утра до 17:30. А фонтаны работают с начала апреля по начало октября по воскресеньям, а с 1 июля по 30 сентября и по субботам. Ежегодно Версаль принимает 4 000 000 посетителей.

Версальский дворец был политической столицей Франции на протяжении более века и домом для королевского двора с 1682 по 1789 года. Сегодня дворцовый комплекс является одной из популярнейших туристических достопримечательностей .

Мифы и факты

Окутанный множеством легенд, Версаль стал символом абсолютной монархии Людовика XIV. Согласно преданиям, молодой король решил построить новый дворец за пределами города, так как в парижском Лувре в то время было небезопасно. И с 1661 года в городе Версаль, ныне являющимся пригородом Парижа, Людовик начал превращение скромного охотничьего домика в сверкающий дворец. Для этого пришлось осушить более 800 га болот (вся территория, занимаемая комплексом), куда перенесли целые леса для создания 100 га садов, алей, клумб, озер и фонтанов.

Версальский дворец служил политическим центром Франции. Он стал домом для 6000 придворных! Людовик XIV убаюкивал своих подданных, предоставляя щедрые развлечения и вознаграждая королевской милостью. Так Людовик старался удалиться от политических интриг Парижа, поэтому создал место, где аристократия могла бы жить под его бдительным оком. Грандиозные размеры дворца и выставленные напоказ богатства демонстрировали абсолютную власть монарха.

На строительство дворца потребовалось около 30 000 рабочих и 25 млн. ливров, что в общем счете составило 10 500 тонн серебра (по расчетам экспертов, в переводе на современные деньги, эта сумма равна 259,56 миллиардов евро). Это несмотря на то, что строительство велось с крайней экономностью и по самым низким ценам, из-за чего впоследствии не работали многие камины, не закрывались окна и жить во дворце зимой было крайне неуютно. Но дворяне были вынуждены жить под присмотром Людовика, так как те, кто покидал Версальский дворец, терял свои чины и привилегии.

Что посмотреть

Архитектурный комплекс воплотил идеи абсолютизма - идеально рассчитанные, расчерченные по линейке. В главном здании находятся Большие залы и спальни, оформленные Шарлем Лебреном с показной роскошью. Каждый уголок, потолок и стены дворца покрыты детальной и мрамору, украшены фресками, картинами, скульптурами, бархатными драпировками, шелковыми коврами, золоченой бронзой и тонированным стеклом. Эти салоны посвящены греческим божествам, таким как Геракл и Меркурий. Комнату Аполлона, бога солнца, Людовик выбрал в качестве тронного зала Короля-Солнца (как называли Людовика XIV во Франции).

Самым зрелищным из всех является Зеркальный зал . На стене длиной 70 метров находится 17 огромных зеркал с золочеными скульптурами-светильниками между ними. В те времена в качестве зеркал во Франции еще использовали тщательно отполированную латунь или металл. Специально для строительства Зеркального зала в Версале Жан-Батист Кольбер, французский министр финансов, привез венецианских работников, чтобы начать производство зеркал во Франции.

Именно здесь, в Зеркальном зале, в 1919 году был подписан знаменитый Версальский договор между Германией и союзными державами, решившим судьбу послевоенной . В бело-золотистой часовне в стиле барокко венчались Людовик XVI и Мария Антуанетта в 1770 году. Версальский дворец также знаменит своими , оперой и театром с огромным овальным залом, освещенным 10000 свечей.

Не менее интересно окружение дворца. На создание садов в Версале потребовались легионы рабочих и гений ландшафтного дизайнера Андре Ленотра, воплотившего эталон французского классицизма. Дворцовый парк еще при строительстве пытались копировать монархи , (), . Но никому не удалось превзойти размах и красоту Версальского парка.

Центральной осью сада проходит Большой канал длинной 1,6 км с западной ориентацией, чтобы заходящее солнце отражалось в водной поверхности. Вокруг него высажены геометрически стриженые деревья, клумбы, разбиты дорожки, пруды и озера. К завершению строительства в парке было 1400 фонтанов. Самый впечатляющий из них - колесница - еще один памятник во славу Короля-Солнца.

По бокам аллей тянутся рощи, где придворные танцевали в летнее время на фоне садовых камней, раковин и декоративных ламп. Мраморные и бронзовые статуи выстроились вдоль дорожек. Зимой более 3000 деревцев и кустарников переносили в оранжерею Версаля.

Два меньших дворца стоят на противоположной стороне сада. Людовик XIV построил розовый мраморный Большой Трианон для отдыха от этикета придворной жизни ("Трианон" означает место для уединения, тихого времяпрепровождения). В главном дворце, например, король обычно обедал один в присутствии сотен зрителей. Торжественные обеды проходили строго по протоколу соответствующего ранга. Для приготовления пищи постоянных банкетов во дворце содержалось 2000 работников на кухне.

Малый Трианон был любовным гнездышком, построенным Людовиком XV для мадам дю Барри. Позднее этот неоклассический мини-дворец приглянулся Марии-Антуанетте, которой тоже хотелось укрыться от жесткой формальности в главном дворце. Рядом, для развлечения Марии-Антуанетты, была построена крохотная деревенька с молочной фермой. Небольшие домики с соломенными крышами, водяная мельница и озера соответствовали королевской фантазии о крестьянской жизни.

По иронии судьбы, щедрые подарки и легкомыслие этой королевы после такого дорогостоящего строительства дворцового комплекса практически ликвидировали казну Франции и привели к падению королевской монархии в 1789 году.

Если вы рассчитываете провести здесь целый день, лучше приобрести комбинированный билет стоимостью 21.75 евро, который включает проезд и посещение всех и парков комплекса. Похожие комбинированные предложения вы встретите в замках Фонтенбло, д"Овер и Лувре. Не забудьте посетить , с популярностью которого может соперничать только .

Версальский дворец (Château de Versailles) открыт с апреля по октябрь: с 9.00 до 18:30 ежедневно, кроме понедельника, (кассы закрываются в 17.50). Сад открыт ежедневно с 8.00 до 20.30. В зимнее время: с 9.00 до 17.30. Сад – до 18.00.

Стоимость: 15 евро (включая пользование аудиогидом на одном из 10 языков). Дети школьного возраста и студенты Евросоюза - 13 евро. Каждое первое воскресенье в зимнее время вход в музей бесплатный.
Комплексный билет стоит 18 евро (посещение дворца, Малого и Большого Трианонов). Во время Музыкальных праздников и праздников фонтанов стоимость комплексного билета 25 евро.
Как добраться: на метро до станции Versailles-Rive Gauche, находится в 15 мин. ходьбы.
Официальный сайт:

Дворец Версаль и его великолепные вечерние сады стали квинтэссенцией модели для дворцов в Европе. В эпоху абсолютной монархии Версальский дворец был разработан, чтобы им восхищались. Король Людовик XIV хотел, чтобы его дворец вызывал зависть в каждом короле и трепет в каждом крестьянине.

Сам город расположен в 20-ти км от столицы. Первые записи о нем уходят в середину 11-го века о местном монастыре Сен-пер-де-Шартр. К окончанию одиннадцатого века Версаль был маленьким селом обволакивающим замок, однако, процветал до тринадцатого века.

История

В шестнадцатом веке семьи Гонди начали править Версалем и он начал приобретать известность. В 1622 году будущий король Франции Людовик XIII приступил к постройке небольшого кирпичного домика, после того, как впервые увидел эти места. Спустя десяток лет он стал править Версалем и начал расширять свою резиденцию. После этого он выкупил большую часть земли и сокровища семьи Гонди.

В 1662 году новый король Людовик XIV проявил серьезный интерес к Версалю. Он думал над переносом его королевской резиденции вдаль от дворца Лувра, так как она находилась в регулярной политической нестабильности. По большей мере он был инициатором расширение здания, которое нам знакомо сегодня. Для проектирования и строительства дворца он нанял Луи Ле Вау и художника Шарля Лебренома. В итоге он стал ярким примером для остальных европейских замков. Главным за проектирование сада дворца был Андре Лентор.

После того, как Ле Вау умер, управление строительством перешло к архитектору Жюлю Адруэн-Мансару. Благодаря ему было возведено несколько крыльев и большой дворец. Более позднее строительство включило в него оперу и малый Трианон. В 1790 бесценная серия картин, скульптур и иных предметов, которые находились в замке, были перевезены в музей Лувра, а львиную долю его мебели пустили на аукцион.

В начале 19-го века замок стал излюбленным местом Наполеона. В середине 19-го король Луи-Филипп сделал из него музей, который был посвящен славе его страны. Часовня и зал зеркал были сохранены, но большую часть его комнат разрушили, чтобы дать пространство для выставочных залов. Во второй половине 20-го века Пьер Верле отвечал за доставку мебели обратно в дворец и было отреставрировано много комнат. Сегодня для туристов доступна большая часть его территории, а также его знаменитый сад.

На что посмотреть в Версале

Зал зеркал


Этот зал внес наибольший вклад в развитие дворца. Главной его изюминкой является 17 зеркальных арок, которые отсвечивают великолепный сад в 17 оконных одинаковых аркадах. Каждая арка наполнена 21 зеркалом. Этот зал более 70 метров в длину, более десяти метров в ширину и высотой около 12-ти метров. Скульптуры в нем расположены по линии стены. Он занял важное место в истории после окончания мировой войны.

Королевская часовня


Нынешняя часовня замка является пятой. Её постройка затянулась примерно на два десятилетия. К услугам гостей доступна терраса на одном уровне с комнатами королей. С нее открывается потрясающий вид на церковь, где сидели короли, когда ходили на мессу. Её стиль содержит в себе контраст готики и барокко. Многие черты часовни сделаны в стиле средневековых соборов, такие как горгульи и остроконечная крыша. Но другие характеристики более напоминают эпоху, в которой её построили.

Королевская опера

Её помещение полностью оборудовано из дерева. Хоть она и не предназначалась для широкой аудитории, но сможет вместить свыше 750 посетителей. В дизайне оперы преобладает золотой и бордовый цвет. Впервые ее использовали для празднования свадьбы короля и Марии-Антуанетты. Также опера обладает эксклюзивной системой, что делает возможным поднять пол до пределов сцены. Сегодня её все еще используют для разного рода представлений.


В 17-м веке около 100 гектаров сада Версальского дворца спроектировал Андре Лентор. Он выложил геометрический орнамент из кустов и деревьев. Также Лентор высушил территорию и сделал несколько бассейнов. На территории парка находятся пара интересных фонтанов. Самыми популярными являются фонтан Латоны и фонтан со скульптурой Людовика XIV. Третьим по известности является фонтан Нептун. Они служили для развлечений множества гостей, которых приглашал король на свои яркие вечеринки. Еще одна изюминка сада – это колоннады, которые спроектировал Жюль Ардуэн-Мансар.

Также на территории дворца находится несколько небольших дворцов. На то время в замке работало свыше 10-ти тысяч человек, что делало это место не конфиденциальным. Поэтому король приказал начать строительство большого Трианона. В итоге он должен был стать столь ярким, как и основной дворец, где он смог бы избегать лишних глаз при встречах с любовницей. Его наследник построил малый Трианон с теми же целями.

Точный адрес : Place d’Armes, 78000 Версаль, Франция.

Способы проезда . Поезд с вокзала Монпарнас до станции “Versailles-Chantiers”. С вокзала Сен-Лазар до станции “Versailles-Rive droite”. На метро до станции “Pont de Sèvres” + автобус No171 до остановки “Château de Versailles”.

Время работы Версальского дворца: с 9:00 до 18:30 (апрель-октябрь). С 9:00 до 17:30 (ноябрь-март).

Последняя экскурсия за 30 мин до закрытия. Замок закрыт по понедельникам, также 1 и 5 января, и 25 декабря.

До сих пор Версаль, этот шедевр Короля-Солнца Людовика XIV, считается настоящим достоянием культуры. Было предпринято множество попыток создать подобие Версаля (например, дворец под Петербургом, построенный по приказу Петра, мечтавшим возвести русский Версаль). Однако все равно именно это строение Франции остается неповторимым произведением архитектурного искусства.

Место расположения Версаля

До того, как был возведен Версальский дворцовый комплекс, сама местность была мало примечательной. Вот как о ней отзывался Сен-Симон: «Никогда раньше я не встречал более унылого и неблагодатного места - без воды, без земли, без леса». Местность была действительно песчаной и . До того, как на землях Версаля взвели дворцовый комплекс, ничего примечательного здесь не было.

Старейшая деревня Иль-де-Франс Версаль упоминается в исторических документах Х века. Там говориться, что это была даже «не деревня, а очень скромная деревушка, спрятавшаяся за склоном холма, таких вокруг столицы разбросано великое множество».

Версаль пересекала дорога, ведущая из Нормандии в Париж, до которого было примерно 18 км. Именно поэтому здесь часто останавливались путники. В историю деревушка Версаль вошла благодаря тому, что здесь произошла встреча Екатерины Медичи с будущим королем Генрихом IV.

Сыну Генриха, Людовику XIII, нравилось проводить в Версале время со своими друзьями. Историки отмечали, что по характеру Людовик был человеком очень робким, и ему нравилось уединение. Именно здесь на месте бывшей ветреной мельницы был построен небольшой охотничий домик, который в последствии разросся до великолепного Дворца.

История Версаля

Версаль (административный центр департамента Ивелин) - селение в 24 километрах от Парижа, был выбран королем Людовиком XIII для строительства скромного охотничьего замка. Однако его более честолюбивый сын Людовик XIV, недовольный прочими своими дворцами (среди которых были и , и Тюильри), в 1660 году принял решение перестроить Версаль в роскошный дворцово-парковый ансамбль. Здесь все должно было поражать великолепием и размахом - ведь король хотел, чтобы здесь разместился весь царский двор. Строительные работы начались в 1661 году. За первые два года Людовик XIV, вошедший в историю как Король-Солнце, потратил несметные суммы денег из казны.

Возведение Версаля продолжалось несколько десятилетий и потребовало не только невероятных денежных расходов, но и привлечения многих тысяч рабочих рук. В разгар строительных работ в Версале недоставало рабочих, поэтому на помощь часто призывались солдаты и матросы.

Первым архитектором Версаля был Луи Лево, в последствии его сменил Жюль Ардуэн-Монсар, руководивший строительством в течение тридцати лет. Оформление парков было поручено Андре Ленотру.

Начиналось все с титанической работы по осушению болот, по нанесению на их место земли, песка и камней, по выравниванию и созданию искусственных террас. Потом рабочие стали рыть каналы и строить водопровод, который уже в первоначальный период строительства Версаля предназначался фонтанов и каскадов, которые в последствии и прославят Версальский дворец.

На первой террасе было построено пять бассейнов полных водой, в них «плавали» разнообразные искусственные цветы из золоченой меди. На другой террасе тоже было пять бассейнов, полных водой, а в воде - морская лошадь и люди, изо рта которых бьет вода. Вокруг бассейнов расположились каменные лягушки и обезьяны. Ниже строители установили круглый бассейн, вокруг которого представлены скульптуры, символизирующие четыре времени года. Каждое время года имело своих животных, которые выдували из пастей воду.

Людовик XIV умер в 1715 году. Его наследник Людовик XV нанял придворным архитектором Жака Анжа Габриэля. Среди многих его работ в Версале следует назвать здание Оперы и знаменитый Малый Трианон - изящный, миниатюрный замок, в котором жила впоследствии Мария Антуанетта. При Людовике XVI к нему была пристроена еще и элегантная библиотека.

В известном смысле весь дворцово-парковый ансамбль являл собой грандиозную сцену, где королевский двор отдыхал с большим размахом. Эта традиция была продолжена преемниками Людовика, в особенности Марией Антуанеттой. Она построила здесь свой собственный театр, где любила в последствии развлекаться с друзьями.

В годы великой Французской революции Версальский дворец несколько раз подвергался разграблению, многие шедевры были утрачены. В 1837 году по приказу Луи-Филиппа гигантский дворцовый комплекс отреставрировали. В нем открыли Музей истории Франции.

Особенности архитектуры и внутреннего интерьера Версаля

Парки Версаля раскинулись на площади в 101 гектар. Благодаря открытой планировке он прекрасно обозрим, так как вся территория идеально ровная - ни холмика, ни бугорка на нем найти невозможно.

В дворцовом парке Версаля множество смотровых площадок, аллей и променадов, есть даже свой Большой канал, а вернее, целая система каналов, которую назвали «маленькой Венецией». Перед фасадом дворца, перед окнами знаменитой Зеркальной галереи, на совершенно открытом пространстве симметрично раскинулись два сильно вытянутых бассейна, заключенных в гранитные рамы. Эти бассейны сразу же приковывают к себе взгляды. За этими бассейнами начинался спуск по Большой лестнице. У ее подножия расстилается пространство, на котором среди гигантских зеленых партеров, украшенных четырьмя «античными» вазами, находится круглый бассейн с «Фонтаном Латоны» (в честь нимфы Латионы, возлюбленной Зевса, которая вынуждена была бежать, спасаясь от преследований ревнивой Геры). Этот фонтан представляет собой большая скульптурная группа из свинца местами позолоченного.

От «Фонтана Латоны» к широкому зеленому газону, обрамленному купами вековых деревьев, ведет центральная аллея. В глубине газона располагается знаменитый бассейн с фигурой Аполлона, выезжающего на колеснице навстречу своей матери. «Фонтан Аполлона» создавался скульптором Тюби по эскизам Ш. Лебрена. Под большим напором центральная струя с силой выбрасывается вверх на высоту 25 метров, а пятнадцатиметровые боковые струи, устремляясь ввысь, вырисовывают цветок лилии - эмблему французских королей.

К северу от версальского дворца расположился Северный партер, украшенный бронзовыми скульптурами «Точильщик» и «Присевшей Венерой». От Северного партера лестница ведет к круглым бассейнам «Корона» и «Сирены» и к сказочному по замыслу и красоте фонтану «Пирамида» с позолоченными тритонами и дельфинами.

Знаменитую «Аллею Воды», которую называют еще «Театром Воды», сконструировал Ж. Ардуэн-Мансар. Ее окаймляют четырнадцать маленьких круглой формы беломраморных , ступенями следующих друг за другом. Их украшают бронзовые фигурки детей, поддерживающих наполненную фруктами и цветами чашу. «Аллея Воды» приводит к самому высокому фонтану версальского парка - «Дракону», центральная струя которого бьет вверх на 47 метров.

Сам Версальский дворец тоже поражает своими размерами: длина только одного паркового фасада составляет 640 метров. Главный дворцовый комплекс (Chateau de Versailles) был построен в 17-ом веке королем Людовиком XIV, который хотел перебраться сюда из небезопасного Парижа. Роскошные комнаты богато украшены мрамором, бархатом и деревянной резьбой действительно впечатляют даже искушенного посетителя.

Главные достопримечательности здесь - Королевская часовня, Салон Венеры и Салон Аполлона. Оформление парадных залов было посвящено греческим богам. Салон Аполлона был первоначально тронным залом Людовика.

Колоннада - круг мраморных колонн и арок, расположенный в черте садов, продолжает тему богов Олимпа. Место являлось любимой обеденной короля на открытом воздухе.

Малый Трианон - одно из многочисленных любовных гнездышек, построенных королем Людовиком XV для Мадам де Помпадур. Позже Малый Трианон занимала Мария Антуанетта, а еще позднее - сестра Наполеона.

Мраморный двор - сюда выходили главные покои короля. Перед балконом Людовика разыгрывались театральные представления. На этой «сцене» труппа Мольера впервые играла «Мизантропа». Над высокими окнами королевских покоев были установлены часы, которые остановили в момент смерти короля. До середины XVII века они показывали час смерти Людовика.

Зеркальная галерея - это самое большое помещение Версаля. Его длина 73 метра, в высоту -12,8 метра, а ширина составляет 10, 5 метра. В этом зале отмечали королевские дни рождения, бракосочетания, устраивали роскошные балы, принимали иностранных послов. Зал Зеркал содержит 17 огромных зеркал, отражающих высокие арочные окна и хрустальные канделябры.

Роспись Зеркальной галереи была поручена Лебрену., который был наделен полной независимостью творческой деятельности. На стенах галереи художник расположил 12 медальонов и 6 . Здесь изображены важные события того времени: реформы, восстановление навигации и т. д. Были здесь и сцены из мифологии. Герой каждой композиции - король, который может предстать в образе какого-нибудь античного героя. Росписи потолочного плафона, выполненные Лебреном, возвеличивают деяния Людовика XIV в период с 1661 по 1678 год.

Салон Изобилия - во время официальных приемов использовался как буфетная, в обычные дни здесь хранилась коллекция монет Людовика. Здесь также хранятся полотна Тициана, Веронезе и Карачи.

Тронный зал - здесь проводились аудиенции короля, торжественные приемы, встречи с послами. Именно здесь был установлен огромный трон Людовика в идее кресла с балдахином.

Оранжерея - была построена по проекту Ардуэна-Мансара. Имеет форму буквы «П». Тут по велению короля выращивали различные редкие растения. Гордостью королевской оранжереи были 3 000 апельсиновых, мандариновых и гранатовых деревьев. Обслуживали эту оранжерею более 200 садовников.

Конечно, постройка шикарного комплекса в Версале обошлась Франции в круглую сумму. Во времена Людовика было потрачено на возведение Версаля более 80 000 ливров, что было просто колоссальной суммой. Однако ничего не потеряла, а наоборот, только приобрела. В 1830 году ансамбль Большого Версальского дворца стал Национальным музеем Франции. Теперь Версаль - это настоящее сокровище, которое считается не только достоянием Франции, но и культурной ценностью всего человечества.

Можно ли найти еще одно такое же эстетически гармоничное место, как Версальский дворец?! Его внешнее оформление, изящество интерьера и парковая зона выполнены в едином стиле, весь комплекс заслуживает, чтобы по нему прогуливались представители аристократии. Каждый турист непременно почувствует дух времен правления королей, так как на дворцово-парковой территории легко примерить на себя роль могущественного самодержца, во власти которого целая страна. Ни одно фото не способно передать истинного изящества, так как каждый метр этого ансамбля продуман до мелочей.

Кратко о Версальском дворце

Наверно, нет людей, не знающих, где находится уникальное сооружение. Знаменитый дворец – гордость Франции и самая узнаваемая королевская резиденция в мире. Она расположена недалеко от Парижа и ранее представляла собой отдельно стоящее строение с парковой зоной. С ростом популярности этого места у аристократии вокруг Версаля появились многочисленные дома, в которых проживали строители, прислуга, свита и прочие люди, допускаемые ко двору.

Идея создания дворцового ансамбля принадлежала Людовику XIV, известному как «Король-Солнце». Он сам изучал все планы и картинки с набросками, вносил в них коррективы. Правитель отождествлял Версальский дворец с символом власти, самой могущественной и нерушимой. Только король мог олицетворять собой полное изобилие, поэтому роскошь и богатство чувствуются во всех деталях дворца. Его основной фасад раскинулся на 640 метров, а парк занимает более ста гектаров.

В качестве главного стиля был выбран классицизм, бывший на пике популярности в 17 веке. Несколько лучших архитекторов привлекалось к созданию этого масштабного проекта, пережившего несколько этапов строительства. Только известнейшие мастера трудились над оформлением внутри дворца, созданием гравюр, скульптур и прочих ценностей искусства, которые до сих пор его украшают.

История строительства знаменитого дворцового комплекса

Сложно сказать, когда был построен Версальский дворец, так как работа над ансамблем велась даже после того, как король поселился в новой резиденции и устраивал балы в изысканных залах. Официально статус королевской резиденции постройка получила в 1682 году, но лучше упомянуть об истории создания культурного памятника по порядку.

Изначально с 1623 года на месте Версаля был небольшой феодальный замок, где располагались королевские особы с небольшой свитой во время охоты в местных лесах. В 1632 году владения французских королей в этой части страны расширились за счет покупки близлежащего поместья. Небольшие строительные работы рядом с деревушкой под названием Версаль велись, но глобальная перестройка началась лишь с приходом к власти Людовика XIV.

Король-Солнце рано стал правителем Франции и навсегда запомнил восстание Фронды, которое отчасти стало причиной того, что резиденция в Париже вызывала у Людовика неприятные воспоминания. Более того, будучи молодым, правитель восхитился роскошью замка министра финансов Николя Фуке и пожелал создать Версальский дворец, превосходящий красотой все ныне существующие замки, чтобы никто в стране не усомнился в богатстве короля. На роль архитектора был приглашен Луи Лево, уже зарекомендовавший себя при выполнении других масштабных проектов.

В течение всей жизни Людовика XIV велись работы над дворцовым ансамблем. Помимо Луи Лево, над архитектурой работали Шарль Лебрен и Жюль Ардуэн-Мансар, парк и сады принадлежат руке Андре Ленотра. Главным достоянием Версальского дворца этого этапа строительства считается Зеркальная галерея, в которой картины чередуются с сотнями зеркал. Также во время правления Короля-Солнце появились Галерея битв и Большой Трианон, была возведена часовня.

В 1715 году власть перешла пятилетнему Людовику XV, который вместе со свитой вернулся в Париж и долгое время не занимался перестройкой Версаля. За годы его правления был завершен Салон Геркулеса, созданы Малые апартаменты Короля. Большим достижением на этом этапе строительства считается возведение Малого Трианона и завершение Зала Оперы.

Составляющие дворцово-парковой зоны

Описать достопримечательности Версальского дворца просто невозможно, так как все в ансамбле настолько гармонично и изысканно, что любая деталь является настоящим произведением искусства. В ходе экскурсий обязательно стоит посетить следующие места:

  • Большой Трианон (использовался для отдыха на природе);
  • Малый Трианон (являлся домом фаворитки Людовика XV);

  • Ферму Марии-Антуанетты;
  • Покои Короля;
  • Зеркальную галерею.

У парадного входа на территорию дворцового комплекса установлены ворота из золота, украшенные гербом и короной. Площадь перед дворцом украшена скульптурами, которые встречаются также внутри основного помещения и на всей территории парка. Можно найти даже статую Цезаря, культ которого ценился французскими мастерами.

Отдельно стоит упомянуть про парк Версаля, так как он является исключительным местом, чарующим своим многообразием, красотой и целостностью. Здесь встречаются удивительно украшенные фонтаны с музыкальной аранжировкой, ботанические сады, оранжереи, бассейны. Цветы собраны в необычные клумбы, а кустарникам ежегодно придают определенные формы.

Значимые эпизоды в истории Версаля

Хотя в качестве резиденции Версальский дворец использовали непродолжительное время, он сыграл значимую роль для страны – в 19 веке получил статус национального музея, куда перевезли многочисленные гравюры, портреты, картины.

С поражением во Франко-прусской войне хоромы перешли в собственность немцев. Они избрали Зеркальный зал для провозглашения себя Германской империей в 1871 году. Французы были задеты выбранным местом, поэтому после поражения Германии в Первой мировой войне, когда Версаль был возвращен Франции, мирный договор подписали в том же помещении.

С 50-х годов 20 века во Франции появилась традиция, по которой все приезжающие главы стран должны были встречаться с президентом в Версале. Только в 90-х годах было решено отойти от этой традиции из-за большой популярности Версальского дворца у туристов.

Монархи других стран, посещавшие французскую достопримечательность, дивились изяществу и роскоши королевской резиденции и часто по возвращении домой пытались воссоздать не менее изысканные дворцы с похожей архитектурой. Конечно, аналогичного творения в мире нигде не встретишь, но многие замки Италии, Австрии и Германии имеют некоторую схожесть. Даже дворцы в Петергофе и Гатчине выполнены в том же классицизме с заимствованием ряда идей.

Из исторических описаний известно, что во дворце было очень сложно хранить тайны, так как Людовик XIV предпочитал знать, что на уме у его придворных, чтобы избежать заговоров и восстаний. В замке есть много скрытых дверей и потайных ходов, о которых было известно только королю и архитекторам, их проектировавшим.

Во время правления Короля-Солнце практически все решения принимались в Версальском дворце, ведь здесь круглосуточно находились государственные деятели и приближенные лица самодержца. Чтобы стать частью свиты, приходилось проживать в Версале регулярно и присутствовать на ежедневных церемониях, в ходе которых Людовик нередко раздавал привилегии.