Останкинская башня. Строительство останкинской телебашни

Останкинская телебашня является одной из важнейших архитектурных достопримечательностей Москвы и символом российского телевидения. Благодаря этому грандиозному сооружению обеспечивается трансляция телепередач почти на всю страну. По техническому оснащению, мощности вещания и некоторым другим характеристикам телебашня не имеет себе равных. Кроме того, она считается самым высоким сооружением в Европе.

Общая характеристика

Площадь в Останкино составляет более 15 тыс. кв. метров. Здесь имеется целый комплекс телестудий, кольцевых площадок и балконов. Объем башни - около 70 тыс. метров кубических. Здание состоит из 45 этажей. Высота Останкинской телебашни - 540 метров. Она занимает восьмое место в мире по высоте свободно стоящих зданий в данный момент является дубайский небоскреб Бурдж-Халифа). Первое название башни - «Общесоюзная передающая радиотелевизионная станция имени 50-летия Октября».

История постройки

Постоянное телевещание в Советском Союзе началось в 1939 году. Изначально передача сигнала осуществлялась при помощи оборудования, которое находилось в (Шабловка). Однако увеличение объемов и качества вещания после II Мировой войны вызвало необходимость в постройке еще одной телевышки. Сначала ее построили возле Шуховской но вскоре все равно потребовалось сооружение более современной телебашни.

Разработкой проекта телерадиостанции в Останкино занималась организация «Моспроект». Строительство Останкинской телебашни начали в 1960 году. Правда, в очень скором времени оно было остановлено из-за неуверенности в том, что фундамент сооружения был достаточно надежно сконструирован. В дальнейшем проектирование телевизионной вышки доверили Центральному научно-исследовательскому институту проектирования спортивных зданий и зрелищных сооружений.

Проект башни в Останкино был придуман конструктором Никитиным всего за одну ночь. Прообразом конструкции он выбрал перевернутую лилию - цветок с толстым стеблем и крепкими лепестками. По первоначальной задумке башня должна была иметь 4 опоры, однако позже, по рекомендации немецкого инженера Фритца Леонхарда (создатель первой на планете бетонной телебашни), их число повысили до десяти. Главный архитектор Останкинской телебашни - Леонид Ильич Баталов - тоже поддержал идею об увеличении количества опор.

Окончательный проект сооружения утвердили в 1963 году. Его авторами стали архитекторы Бурдин и Баталов, а также конструктор Никитин. Специалисты решили существенно доработать предыдущий проект, в частности, было увеличено количество размещаемого в башне оборудования и ее высота. Строительство Останкинской телебашни велось с 1963 по 1967 год. В целом в постройке телевизионной станции принимало участие боле 40 разнообразных организаций. На то время телебашня Останкино стала самым высоким зданием не только в Европе, но и во всем мире.

Начало работы телебашни

Первая трансляция телевизионных программ с Останкинской башни была произведена в 1967 году. Несмотря на то что в этом году строительство Останкинской башни было окончено и сооружение официально было принято в эксплуатацию, его доработка осуществлялась еще на протяжении года. В итоге первая трансляция цветного изображения состоялась уже в 1968 году. В башне также был создан 3-этажный ресторан с символическим названием «Седьмое небо». Большинство инженеров, которые принимали участие в создании этого грандиозного телецентра, были награждены Ленинской премией.

Значение телецентра

Останкинская телебашня стала уникальным сооружением того времени, не имеющим аналогов. Кроме того, что долгое время она оставалась самым высоким зданием в мире, ее технические характеристики действительно были впечатляющими. После завершения строительства башни в зоне функционирования передатчиков проживало примерно 10 млн жителей, сейчас же телецентр охватывает площадь с населением более 15 млн человек.

Оборудование станции позволяло одновременно производить запись с нескольких разных объектов и вести трансляцию. Особая миссия выпала башне в Останкино в период проведения Олимпиады 1980 года. Здесь даже разместили специальную аппаратуру новостного канала CNN.

Между тем, у телевышки были и другие функции, не менее важные. В ее здании размещалась метеорологическая обсерватория, которой заведовал главный метеоцентр Советского Союза. Останкинская станция также обеспечивала теле- и радиосвязь между основными государственными структурами страны.

Туристическая достопримечательность

Очень скоро телецентр превратился в одну из популярнейших туристических достопримечательностей столицы. В 1982 году возле башни построили здание, которые обеспечивало экскурсионную деятельность. Тут также был оборудован современный зал заседаний на 800 персон. Усовершенствовался и ресторан «Седьмое небо». Стоит отметить, что он расположен на высоте 334 метра (а это приблизительно 112-й этаж жилого дома) и занимает целых три этажа. Из его окон открывается удивительный вид на Москву. Особенность заведения и в том, что он совершает медленные движения вокруг своей оси со скоростью в один-три оборота за 40-50 минут. Правда, в настоящее время «Седьмое небо» закрыто на реконструкцию, о сроках ее завершения пока ничего неизвестно.

Уникальная панорамная площадка

Между тем, больше всего туристов привлекает смотровая площадка Останкинской телебашни. В частности, их в телецентре имеется четыре: открытая на высоте 337 метров и закрытая - 340 метров, а также две нижние на уровне 147 и 269 метров. Работают они только в теплый сезон - с мая по октябрь. Экскурсионная группа, как правило, ограничивается 70 посетителями. На телевышке имеется 7 уровней. Панорамная площадка расположена на самом последнем. Чтобы лучше разглядеть все интересные объекты в окрестностях телецентра, туристы могут пользоваться и биноклями. При хорошей погоде можно рассмотреть не только столицу, но и ближнее Подмосковье. Стоит отметить, что пол на смотровой площадке абсолютно прозрачный (выполнен из прочного стекла), что однозначно стимулирует поступление внушительной дозы адреналина в кровь посетителей. Экскурсия на Останкинскую телебашню - это действительно впечатляющее и зрелищное событие. Примечательно, что за 30 лет функционирования башни ее успели посетить более 10 000 000 гостей.

Правила посещения

Еще с июля 2013 года экскурсии в Останкинский телецентр временно не проводили в связи с работами по реконструкции. Но в данный момент две смотровые площадки (337 и 340 метров) вновь открыты для туристов! К сведению: на экскурсию допускаются только туристы от 7 до 70 лет. Беременным женщинам на поздних сроках тоже нежелательно посещать башню. Руководство вышки также запрещает подниматься на смотровые площадки инвалидам по зрению или в том случае, если человек передвигается на коляске либо костылях.

Конструкция телецентра

Смотровая площадка Останкинской телебашни, бесспорно, заслуживает повышенного внимания, однако хотелось бы отдельно упомянуть и о конструкции башни. Это, по сути, громадный вытянутый конус, стены которого изготовлены из армированного металлом монолитного бетона. Крыша телецентра поддерживается при помощи 149 канатов, которые прикреплены к стене башни. В центре этого конуса размещены шахты для кабелей, лестниц, лифтов и трубопроводов. К слову, в сооружении имеется семь лифтов, из них четыре - скоростные. Если не считать фундамента, то вес конструкций телебашни составляет приблизительно 32 тысячи тонн. Масса сооружения вместе с фундаментом - 55 тыс. тонн. Полезная площадь помещений в башне составляет 15 000 кв. м. При максимальной расчетной Останкинская телебашня (Москва), вернее ее вершина (шпиль), теоретически может отклоняться на 12 метров.

Технические помещения от посетителей изолированы, у них имеется отельный вход. Зал, где расположены все главные передатчики, размещен на пятом этаже. На этаж выше расположились технические помещения. От мощного электромагнитного излучения персонал телецентра защищают при помощи экранов, выполненных из специальных материалов.

Современные лифты

В телецентре размещены четыре скоростных лифта, которые могут развивать скорость до 7 м за секунду. Последний из них был запущен в 2006 году. В частности, к смотровой площадке, которая находится на высоте 337 метров, можно добраться за 58 секунд.

Пожар на Останкинской телебашне

в 2000 году телебашня пережила сильный пожар, который забрал жизни трех человек. После катастрофы Москва и Московская область на несколько дней осталась без телевизионного вещания. Изначально пожар возник на высоте 460 метров. В результате стихии три этажа были полностью сожжены. Из-за высокой температуры пламени несколько десятков тросов, которые обеспечивали преднапряжение бетонных конструкций, лопнули, но, вопреки опасениям, конструкция все же устояла. Это стало еще одним неоспоримым доказательством того, что архитектор Останкинской телебашни и все другие специалисты, которые трудились над проектом здания, были настоящими гениями. Позже все эти тросы были успешно восстановлены.

Как отмечают пожарные, затушить возгорание было очень трудно. В процессе ликвидации пожара погиб командир пожарной части Владимир Арсюков. Он решил сам подняться к очагу возгорания и дал команду лифтеру Светлане Лосевой поехать на высоту 460 метров вместе с ним. В итоге они оба погибли. Еще одним погибшим был слесарь Александр Шипилин.

По мнению экспертов, причиной возгорания стала перегрузка сетей. Однако оборудование было налажено в самые короткие сроки, вещание тоже возобновили в прежнем объеме. После пожара пришлось проводить масштабные строительно-ремонтные работы по облагораживанию территории и помещений, где проводились экскурсии. К февралю 2008 года все было восстановлено и усовершенствованно. Экскурсия на Останкинскую телебашню после катастрофы теперь стала проводиться с соблюдением особых требований: количество участвующих в ней не должно превышать 40 человек.

Спортивные мероприятия


Концертный зал

В здании экскурсионного корпуса Останкинского телецентра находится концертный зал «Королевский». В рамках экскурсионной программы это помещение используют в качестве кинозала для демонстрации фильмов о телебашне и российском телевидении. В «Королевском» также проходит сейчас множество концертов, конференций, представлений и других мероприятий.

Невероятный памятник эпохи

Останкинская телебашня и вся ее аппаратура постоянно усовершенствуется. За счет установки нескольких дополнительных антенн сейчас ее высота составляет больше 560 метров (заметим, что по первоначальной задумке ее высота была 520 метров). Используется в наше время телецентр по его основному назначению - для приема и передачи разнообразных радиосигналов и как место для размещения телевизионных студий большого количества программ.

Кроме того, Останкинская телебашня (фото этого сооружения вызывает восхищение) является важнейшим туристическим объектом столицы. Экскурсия по телецентру - это нечто действительно незабываемое. Обзор Москвы и ее окрестностей со смотровой площадки запомнится на всю жизнь.

Телецентр в Останкино по праву считается символом российского телевидения и одним из самых восхитительных зданий на планете.


Башня в Останкино знаменита тем, что, являясь одной из самых высоких в мире, представляет собой еще и самое уникальное железобетонное высотное сооружение. Конструктор башни Николай Васильевич Никитин однажды сказал, что башня будет стоять на земле, пока не надоест людям.
Необходимость строительства в Москве огромной «антенны» возникла в 1955 г. из-за множества насущных задач, требующих решения. Требовалось увеличить радиус телевизионного приема (Московский телевизионный центр на Шаболовке обеспечивал радиус только в 60 км), обеспечить междугородный и международный обмен телевизионными программами (в том числе по линиям космической связи), организовать систему УКВ радиотелефонной связи с подвижными объектами и др.
Прежде, чем обосноваться в Останкино, башня в проектах «поблуждала» по Москве - в одном из вариантов ей даже предназначалась самая высокая точка Москвы за МГУ.

На первоначальной стадии проектирования были разработаны десятки вариантов металлических антенных опор высотой до 500 м. Как правило, это были более или менее традиционные конструкции мачт с многоярусными наклонными оттяжками. Предлагались и металлические башни решетчатых конструкций. Но все они не отличались оригинальностью архитектурного решения. Только в начале 1958 г. появился проект свободно стоящей предварительно напряженной железобетонной башни оригинальной конструкции Николая Васильевича Никитина. Этот проект был принят и впоследствии доработан.
Ствол башни не должен был сильно раскачиваться под давлением ветра, потому что в противном случае антенна рассеивала бы волны и телеэкраны не давали бы устойчивого изображения. Для решения этой задачи проект Н.В. Никитина предусматривай натянутые внутри ствола башни стальные канаты. Архитектор J1.И. Баталов сформирован облик бетонного каркаса: две трети высоты башенного ствола будут неделимы и свободны от всяких подвесок, далее - первая площадка. За ней бетонный ствол поднимался еще на 70 м, чтобы завершиться куполообразным сводом, под которым шли застекленные ярусы площадок обзора, службы связи, ресторан.

Проект башни сначала испугал строителей из-за отсутствия привычного для высотного сооружения фундамента глубокого заложения: подошва толщиной всего 3.5 м! Даже для обычной заводской трубы фундамент углублялся не менее чем на 5 м. Фундамент всегда выступал противовесом наземной части всякого сооружения, а здесь роль фундамента исполняла наземная нижняя чаоть башни. Именно это труднее всего укладывалось в сознании.
Предмет гордости Никитина - идея превратить четыре опорные ноги башни в «когти», которыми башня «вцепится» в грунт. Сухожилия стальных тросов заставляют каждую опору вжиматься в землю с такой силой, что опоры никогда не расползутся под гигантским давлением бетонного ствола. Сбалансированное натяжение тросов организует работу опор и связывает в единую систему всю конструкцию башни. Такой принцип строительства еще не применялся.
27 сентября 1960 г. в основании башни был заложен первый кубометр бетона. В 1966 г., когда строители вышли на отметку 385 м и закончили монолитную часть башенного ствола, над Москвой проносился сильный ветер. Верхняя площадка ходила под ногами. как палуба при сильной качке. Но едва к внутренней стене ствола башни прижались стальные канаты, для сохранности покрытые пушечным салом, башня замерла.

Опыта эксплуатации подобных сооружений тогда не существовало, поэтому, еще в период строительства Останкинской башни, было решено начать исследования, чтобы понять, как поведут себя конструкции на практике. Главный конструктор Н.В. Никитин, абсолютно уверенный в том, что башня выстоит в любой ураган, разработал программу наблюдений за башней.
С того момента, как в эфир из Останкина пошли первые сигналы, начались непрерывные наблюдения специально созданной службы. Каждый день определяется воздействие температуры, ветра, солнца. Специалисты считают, что железобетонные конструкции испытывают большие напряжения не только от ветра, но и от солнца. В соответствии с его суточным циклом и проводятся наблюдения. Большая часть наблюдений проводится автоматически - приборами. Результаты заносятся в журналы. Наблюдатели уверены, что заполненные цифрами и графиками страницы журналов заинтересуют инженеров будущего. Здесь отражены точные сведения о поведении бетона и стали на больших высотах и при самых сильных нагрузках, собран опыт эксплуатации сверхвысотных сооружений.
4 ноября 1967 г. государственная комиссия подписала акт о приемке 1-й очереди Останкинского общесоюзного телецентра имени 50-летия Октября. Высота башни в момент окончания ее строительства составила 533,3 м. (В 1999 г. Останкинская башня «подросла» до 540 м.) Вес ее фундамента - 55 000 т. Допустимое отклонение вершины под действием ветра - 11,65 м.

Когда в апреле 1971 г. над Москвой пронесся сильнейший ураган, какой бывает раз в сто лет, амплитуда колебаний башни достигла максимальной зарегистрированной величины - 3,5 м. Тем не менее на конструкциях это никак не сказалось, и это дало повод строителям башни утверждать, что она простоит пятьсот лет и больше. Эти слова полностью подтвердились во время катастрофического пожара в августе 2000 г.: несмотря на то, что даже лопнула часть держащих башню тросов, она устояла. Мрачные прогнозы не оправдались.
В башне 44 этажа - больше, чем в любом здании Москвы. Общая полезная площадь внутренних помещений составляет более 15 тысяч кв. м. Часть из них находятся в фундаменте сооружения, другая - в коническом основании высотой 63 м.
Важной частью конструкции является ее железобетонный фундамент. Он позволил понизить центр тяжести башни почти до уровня земли. Общий объем фундамента - 7800 куб. м. Главным его элементом является десятиугольная плита, размещенная на глубине 3,5 м. Толщина плиты около 3 м, диаметр - 70 м. Эта плита армирована 1040 предварительно напряженными проволочными пучками. Кроме того, фундаменты подведены под витражную часть, железобетонный центральный стакан и главную лестницу.

В коническом основании телебашни на 17 этажах до высоты 63 м размешаются вестибюль, аппаратные радиотелевизионных передающих станций, встроенные трансформаторные электроподстанции, различные технические этажи, включая кухню и подсобные цеха ресторана «Седьмое небо». Между отметками 117 и 147 м находятся аппаратные радиорелейных линий связи и вспомогательные технические службы. На десяти этажах самой верхней отстройки вокруг железобетонного ствола на высоте 321-360 м располагаются смотровая площадка, круглые залы ресторана «Седьмое небо», высотная трансформаторная подстанция и различные технические помещения. Внутри железобетонного ствола находятся вертикальные шахты четырех скоростных лифтов, электрокабели, кабели связи и антенные фидеры, сантехнические трубы и магистрали. Для подъема посетителей высотного ресторана и смотровой площадки, размещенной на высоте 337 м, используются фи лифта грузоподъемностью до 1000 кг.

С самого начала Останкинская телебашня стала объектом, привлекающим туристов. Со смотровой площадки открывается прекрасная панорама города.
До 1975 г. Останкинская башня являлась самой высокой телевизионной башней в мире, уступив первенство канадской «С-Эн Тауэр», построенной в Торонто в 1973- 1975 гг.

Николай Васильевич Никитин -

Главный конструктор Останкинской телебашни

Н.В. Никитин родился в городе Тобольске. Он прожил нелегкую трудовые жизнь, наполненную частыми и резкими переменами. Когда Николаю было всего 17 лет (в 1924г.), незадолго перед окончанием школы, его в тайге укусила змея в ногу ниже голени. Это несчастье отложило свой печальный след на всю его жизнь.

После успешного окончания школы с хорошей "характеристикой - - рекомендацией", молодого Никитина приняли в Томский технологический институт. Там он впервые познакомился с курсом лекций по "Технологии железобетона". Следует отметить, что искусственный материал ""железобетон" в современном представлении во многом отличается от того строительного материала, подобие которого было широко известно еще в Древнем Риме и даже раньше. О нем неоднократно забывали в прошлом древние цивилизации и этот универсальный материал многократно "открывали" вновь, каждый раз совершенствуя его качество.

Еще будучи студентом, Н.В. Никитин принимал активное участие в расчетах армированных конструкций опор, балок и плит. Он занимался разработкой методики расчета рамных конструкций гражданских и промышленных объектов. После окончания архитектурною отделения строительного факультета Томского технологического института в 1930г. началась его трудовая жизнь на строительстве ряда объектов в Сибири. Уже в те далекие годы его творческий подход к решению многих инженерных задач отличало нестандартное мышление и критическая оценка конструктивных решений.

В начале 30-х годов Н.В. Никитин познакомился с Юрием Васильевичем Кондратюком, весьма необычным, одаренным человеком того времени, который в глубинке занимался разработкой проектов, расчетов и изобретением механизмов, начиная от элеваторов, шахтных копров и до расчетов траекторий космических кораблей для межпланетных полетов.

В 1932г. после объявления Наркоматом тяжелой промышленности и энергетики открытого конкурса на проект мощной ветроэлектростанции в Крыму, которую намечали построить на вершине горы Ай-Петри, по приглашению Юрия Васильевича Кондратюка, Николай Васильевич приехал в Москву. Вскоре вся проектная группа специалистов отправилась в Крым на разработку и реализацию проекта на месте строительства.

Архитектурный образ Крымской Ветроэлектростанции (ВЭС) созданный с участием Н.В. Никитина был очень лаконичен, оригинален и выглядел весьма современным. Он получил первую премию. ВЭС напоминала могучий двухмоторный самолет, парящий над землей, как бы повернутый из горизонтальной в вертикальную плоскость. Вращением своих двух мощных винтов, установленных на разных уровнях, электростанция создавала большое (по тем временам) количество электроэнергии, так необходимой для освещения городов и лазурного побережья Крыма.


Набросок Крымской ветряной электростанции (ВЭС) проектной высотой 165 м. Рисунок Н. В.Никитина.

На этом объекте Н.В. Никитин впервые приступил к разработке ряда основополагающих теорий и расчетов конструкций для сооружений башенного типа, в том числе исследованию статического и динамического воздействия ветровой нагрузки на высотное гибкое сооружение. Были продуманы вопросы практического применения высокоармированных железобетонных конструкций, основных несущих элементов узлов, в том числе и основы их возведения в скользящей опалубке.

По целому ряду причин реальный проект ВЭС в то время не был реализован, однако теоретические предпосылки, некоторые особенности теории расчета высотных башенных сооружения на воздействие статических и динамических нагрузок, необходимость учета гармонических колебаний и целый ряд других проблем, легли в последующем в основу расчета Останкинской телевизионной башни, значительно большей высоты, чем проект Крымской ВЭС.


Николай Васильевич много и упорно работал в период Отечественной войны, участвуя в разработке проектов восстановления перемещенных на восток фабрик и заводов, продукция которых была так необходима для фронта.

И послевоенные годы также были не из легких. Необходимо было восстанавливать города, заводы и промышленные объекты, в короткий срок построить миллионы квадратных метров жилых и производственных площадей. А это можно было сделать лишь на индустриальной основе с применением новых методов строительства и с использованием заводских железобетонных элементов - плит, балок и ферм различных типовых пролетов и размеров. Николай Васильевич принимает активное участие в этом весьма важном деле и за разработку проекта монолитных "шедовых" конструкций для промышленных зданий получил высокую государственную премию - звание Лауреата Сталинской (Государственной) премии. Он имел также правительственные награды.

В последующие годы Н.В. Никитин принимал непосредственное участие в проектировании и разработках конструктивных схем сооружений, ранее не встречавшихся в мировой практике строительства уникальных объектов.

В 1945 году началось строительство здания МГУ на Ленинских горах. Как главный конструктор Промстройпроекта, Никитин принимал участие в его возведении. Более того, никитинские коробчатые фундаменты подводились под все шесть высотных зданий Москвы. Но позже, разрабатывая башенную структуру Дворца науки и культуры в Варшаве, вместо коробчатого фундамента Никитин уже применил мощную, предварительно напряженную железобетонную плиту, на которую монтировался квадратный каркас башни.



В этом проекте Никитин сумел повысить допустимые пределы жестких связей и соединить центр жесткости всей конструкции дворца с органично распределенными по всем узловым точкам здания нагрузками. Дворец-башня напоминает лестницу, своими уступами, как ступенями, устремленную в "поднебесную". Принципиально новая коробчатая система связей с квадратным основанием в нижней части, опирающаяся на четыре угловых пилона, также рассматривалась в качестве первоначального варианта основания телебашни в Останкино.

За активное участие во внедрении новых методов строительства с использованием заводских железобетонных элементов – плит, балок, ферм различных типовых пролетов и за разработку проекта монолитных "шедовых" конструкций для промышленных Н.В. Никитин в составе творческого коллектива был удостоен звания лауреата Сталинской (впоследствии – Государственной) премии. Он имел также многочисленные правительственные награды.

В 1957 г. Николай Васильевич Никитин стал главным конструктором Моспроекта, членом-корреспондентом Академии строительства и архитектуры. В последующие годы Н.В. Никитин принимал непосредственное участие в проектировании и разработках конструктивных схем сооружений, ранее не встречавшихся в мировой практике строительства уникальных объектов. Его идеи и конструкторские разработки применялись при сооружении грандиозного монумента "Родина-мать" на Мамаевом кургане в Волгограде и целом ряде других объектов.



Следует отметить необычайно широкий крут его творческих интересов во всех областях строительной науки и техники.Но главным образом, имя Николая Васильевича Никитина неразрывно связано с созданием Останкинской телевизионной башни, получившей высокую оценку и всемирное признание. Впервые в СССР, в 1967 г. была построена башня, которая по своей высоте почти в два раза превысила всемирно известную башню Эйфеля в Париже. Об этом проекте написана статья, которая с энтузиазмом была воспринята многими специалистами на очередной сессии Международной Федерации по предварительно напряженному железобетону (ФИП) в 1966 г. Авторскому коллективу под руководством Н.В. Никитина, в который входили Б.А. Злобин, М.А. Шкуд, Д.И. Бурдин и Л.Н. Щипакин за проект железобетонной предварительно напряженной телебашни в Останкино, была присуждена Ленинская премия в области строительства за 1990 год.

Останкинская телебашня-это главный центр радиотелевизионного вещания в Москве и России, который является самым крупным многопрофильным предприятием, располагающим мощным технологическим оборудованием, обеспечивающим трансляцию 9 программ радио и 11 каналов телевидения по разветвленным радиорелейным линиям и системам космической связи. Останкинская телебашня пользуется большой популярностью среди специалистов, москвичей и многочисленных туристов, приезжающих в столицу со всех стран мира.

К 30-летию успешной эксплуатации Останкинской телебашни написано и опубликовано десятки статей, о ней написана книга - "Самая высокая телебашня в Европе", которую можно купить на телебашне по адресу: Москва, ул. Академика Королева, д.15.(Телеф. для справок 283-43-90 или 282-43-40).

Будучи гениальным талантливым конструктором, Н.В. Никитин щедро и широко делился своими знаниями со многими специалистами, работающими в области строительства высотных сооружений.К нему приезжали за консультациями многочисленные группы из Японии, которые намеревались построить город-башню высотой 4 км. У Н.В. Никитина были специалисты - проектанты из Канады, которые разрабатывали проект железобетонной телебашни высотой 350 м, а фактически, после встречи с Николаем Васильевичем, увеличили ее высоту до 553 м, всего на 13 м выше нашей Останкинской телебашни. Во время строительства телебашни в Останкино Н.В. Никитин принимал многочисленные группы специалистов из ближнего и дальнего зарубежья, щедро делясь с ними богатым опытом строительства.

Специалисты Государственного специализированного проектного института (ГСПИ-РТ), которые запроектировали десятки различных радиотелевизионных башен по всей нашей стране, отмечали, что железобетонные башни в г.г. Таллинне, Вильнюсе, Баку, Новороссийске и других, являются как бы вторым поколение башен. Они запроектированы и построены с учетом расчетно-теоретических предпосылок и проектных разработок, которые в свое время были осуществлены под руководством Н.В.Никитина и успешно внедрены при строительстве Останкинской телебашни высотой 540 метров.

Н.В. Никитин принимал активное участие в работе ряда зарубежных симпозиумов, конференций и конгрессов, посвященных высотным сооружениям, достойно представляя и защищая приоритет советской науки и строительной техники того времени.

Он удостоен целого ряда правительственных наград, награжден Государственной и Ленинской премиями, имел звание профессора, доктора технических наук, Заслуженного строителя РСФСР. Его последователи успешно трудятся в АО ЦНИИЭП имени архитектора Б.С. Мезенцева, где он работал многие годы, и где с благодарностью помнят о нем.

Менее известны другие уникальные проекты Н.В. Никитина в области строительных конструкций: всех «сталинских» высоток, Мемориала в Ульяновске, дворца Культуры и науки в Варшаве, здания Совмина в Ташкенте, неосуществленного Дворца Советов в Москве и множества других.

Идеи Н.В. Никитина в области строительной техники, индустриализации промышленного и гражданского строительства, новые методы расчета строительных конструкций, исследования конструктивных схем сооружений и поиски рациональных конструктивных форм, не известных ранее в мировой практике, работы по теории железобетона и динамике сооружений являются этапами в развитии отечественной строительной науки и техники. Причастность к решению наиболее важных строительных проблем и сами работы Н.В. Никитина оказали большое влияние на формирование отечественной инженерной школы.

Работы Н.В. Никитина по высотному строительству в Москве продолжают его ученики. Они осуществляют создание «Центра-Сити», многих других высотных зданий, украсивших столицу в последние годы. Сам Н.В. Никитин успел рассчитать возможность построения небоскреба высотой в тысячу метров (именно на такую высоту собираются поднять новые небоскребы в США на месте башен Всемирной торговой организации).

Инженер-конструктор Н.В. Никитин намного обогнал свое время не только в задуманном, но и осуществленном. Однако, имя великого созидателя, в шестидесятые-семидесятые годы прошлого столетия удивлявшего мир, сегодня незаслуженно забыто. Даже в Москве, где он самоотверженно работал большую часть своей жизни, его именем не названа ни одна улица, нет памятных мест, связанных с его именем… Нет даже мемориальной доски на доме, в котором он жил. В разные годы соратниками поднимался вопрос о присвоении (по традиции) Останкинской башне имени ее автора, но и это предложение осталось неосуществленным.


СТАТЬЯ И ИНТЕРВЬЮ С Н.В. НИКИТИНЫМ

Случайный высотник

Как-то так получилось, что познакомился я с Никитиным всего-то за год до его кончины, когда он уже был и лауреатом Ленинской и Государственной премий, орденоносцем и автором проекта построенной к тому времени Останкинской телебашни, самого высокого тогда сооружения в мире. О нем уже много было написано восторженных слов, вернее - о самом главном проекте жизни, об этой самой башне, и о других стройках, в которых он принимал участие: Дома культуры и науки в Варшаве, Московского государственного университета на Ленинских горах, монумента Матери-Родине на Мамаевом кургане в Волгограде и многих других, уже введенных в строй проектов или только существовавших в кальках, но так и не осуществленных, бывших по своим размерам и значению не менее грандиозными.

Поэтому и сам он представлялся под стать этим проектам, если не столь внушительных размеров, то уж во всяком случае, значительным видом своим, манерой поведения. Ведь очень часто дела человека невольно переносишь и на него самого. Хотя это не всегда совпадает.

Действительность оказалась несколько отличной от той, что нарисовало воображение. Не то, чтобы совершенно не соответствовала моим представлениям - просто она была другой. Даже вид учреждения, где он тогда работал, не соответствовал своему звучному имени: Управление строительства спортивных и зрелищных сооружений Москвы. На самом деле это было унылое приземистое неказистое зданьице в один или два этажа (сейчас даже не помню точно), которое стояло вдоль улицы Кирова между Кисельным переулком и Сретенским бульваром, как раз напротив Главпочтамта. Вскоре после нашей встречи его снесли и на много лет поставили зеленый деревянный забор, который должен был показывать прохожим, что за ним что-то строится, хотя на самом деле ничего не строилось, но так уж было принято.

Кабинет Никитина напоминал прорабскую на какой-нибудь заурядной стройке, куда приходят на текущие совещания, где подписывают наряды и выбивают хорошие процентовки. Средних размеров комната с простыми шкафами для бумаг, незатейливым рабочим столом и стульями. Никаких излишеств, никакого показного богатства - все рассчитано на деловое общение, обмен мнениями и быстрое совещание по текущим вопросам. Поговорили о насущном - и за работу.

Хозяин держался естественно. Сказать, что он выявил радость в связи с моим визитом - было бы преувеличением, хотя встретил он меня вполне благожелательно, готовый ответить на все интересующие вопросы. Можно сказать, с пониманием того, что у журналиста такая работа и что ему требуется помощь, вот он и помогал.

Внешне Никитин выглядел не то чтобы суровым - скорее человеком серьезным. Но это относилось не только к посетителю, но, как я позже понял, и к самому себе.

Естественно, мой первый вопрос касался его "высотной" ориентации, приверженности к высотному проектированию.

Это случайно так совпало, - поправил меня Николай Васильевич. - Меня всю жизнь интересовал по-настоящему только железобетон. Его поведение в разных условиях строительства. А во всех этих высотных сооружениях железобетон использовался. Так что меня приглашали принять участие в проектах как специалиста по этому материалу. Ну и еще как спеца по ветровым нагрузкам - очень сложной проблеме в таком строительстве.

- Но все-таки как-то так получалось, что в первую очередь обращались к вам, а не к какому-то другому "железобетонщику" или "высотнику". Вот и японцы, когда собрались строить супервысотную телевизионную опору, вас попросили поработать над таким проектом. А здание в триста этажей!..

И, тем не менее, меня всегда интересовал в жизни только бетон, а все остальное было производное от него. Это очень интересный материал. В нем еще скрыто для меня столько неясного, хотя сорок пять лет жизни я отдал проектированию сооружений из него.

Вообще я должен сказать, что в жизни многое происходит случайно. Вот тоже здание в триста этажей. Пришел как-то корреспондент и давай просто жилы тянуть, что, мол, нового придумали. Я крепился-крепился и, в конце концов, рассказал об этом здании в триста этажей. Между прочим, в нем нет ничего сенсационного или сверхъестественного. Все просто и объяснимо: все хотят жить в центре городов, поближе к работе, магазинам, увеселительным заведениям и так далее. Нынешние мегаполисы разрослись в ширину, достигли невероятных размеров и уже не отвечают многим требованиям жителей. А вот в такой башне, вернее, доме-башне, можно сразу разместить и офисы, и жилые квартиры, и рестораны, и магазины, и спортивные залы, и гаражи для личных автомобилей - все. Не надо далеко ходить на работу, ни отдыхать, ни за покупками - все под рукой, все рядом. Очень удобно. Тем более, что современные материалы разрешают строить такие сооружения...

- Это будет ваш любимый бетон?

Нет. Во всяком случае, бетон будет использоваться в самых небольших количествах, там, где без него нельзя обойтись. А в основном это здание будет сооружено из легких металлических панелей, стекла и пластиков, композитных материалов. Все должно быть прочным, легким. Короче, доказать, что такое строительство необходимо и возможно, совсем не трудно. В нем нет фантазий - чистый прагматизм. И если журналисты видят в таком сооружении что-то особенное, сенсационное, то строители и конструкторы - только продолжение поиска своих предшественников. На новом уровне, разумеется.

К слову сказать, если присмотреться к разного рода новинкам, то легко увидеть преемственность, развитие идеи, аналогию того, что было использовано ранее. Вот в старые, еще дореволюционные, времена строили дома по очень разумной и простой схеме: две стены наружу, две - внутри, а между ними - перегородки. Время от времени эти поперечные перегородки можно было перестраивать, перемещать, превращая помещение то в деловое учреждение, то в гостиницу, то в жилое помещение. За свою жизнь они много раз менялись функционально, но всегда оставались в одних и тех же стенах. Менялась начинка, а сам дом оставался внешне нетронутым.

Вот и огромное здание на триста этажей можно будет перекраивать под самые разные функции, оставляя его все тем же самым. Так что напрасно мы стремимся к оригинальности ради самой оригинальности. Аналогия может дать много полезного.

- А Останкинскую телебашню вы проектировали по аналогии или все-таки придумали от начала до конца? - не удержался я от вопроса.

Можно сказать, там было и то, и другое. Незадолго перед тем, как я попал на обсуждение проектов строительства телевизионной опоры, я был в командировке в германском городе Штутгарте и видел тамошнюю телевизионную вышку. Построена она была из железобетона, чем, собственно, и привлекла мое внимание. В ней все было понятно: как работает каждый элемент, как распределены нагрузки и прочее. Я прикинул прямо там же, в кафе, что подобную можно было построить и большей высоты. Не как штудгартская - всего 210 метров, а метров на пятьсот и даже больше. Так что, когда шло обсуждение и предлагались самые фантастические варианты вплоть до того, что вышку замышляли построить наклонной из стали, я высказался за железобетонный вертикальный вариант...

- А наклонная могла быть построена?

Конечно, можно было построить и такую, но она занимала бы огромную площадь, и при эксплуатации возникли бы дополнительные сложности. Так что мой вариант показался всем предпочтительней, и мне сразу предложили в недельный срок представить уже более менее обоснованный проект. Я его представил, по нему и стали работать. Журналисты выжали из этой детали сенсацию. Они почему-то не учитывали, что эту башню - вернее, как она может выглядеть, как должна строиться - я уже давно выносил в своих мыслях и набросках. Просто так, для души. Оставалось перенести эти мысли на ватман...

- Но разница в высоте - 210 и 535 метров - все-таки налагала свои особенности. Не думаю, что это была прямая аналогия, простое увеличение в два с половиной раза...

Разумеется, это не было повторением, только в несколько иных масштабах. Пришлось вести новые расчеты. Но я говорю о принципе построения. Тут речь идет об аналогии не как о слепом повторении, а как об использовании уже найденного, опираясь на которое, можно было бы идти дальше.

Между прочим, можно в качестве примера привести историю с радиовышкой, которая была построена по проекту инженера Шухова на Шаболовке в Москве. Тогда тоже обсуждался проект для антенн радиовещания.

В учреждение, где работал Шухов, привезли новые плетеные из ивовых прутьев корзины для бумаг. Вечером, когда все служащие ушли по домам, а он сам что-то задержался на работе, он увидел, как уборщица, протирая полы, поставила тяжелый горшок с цветами на перевернутую корзину, и та устояла под такой нагрузкой. Тогда Шухов сел на корзину - она выдержала и этот вес, хотя была приспособлена совсем для другого. Казалось бы, такие хрупкие на вид ивовые прутики должны сломаться, но сплетенные по формуле гиперболоида вращения оказались удивительно прочными. Вот и башня, построенная по этому принципу, стоит уже многие десятки лет.

Так что аналогия - вполне достойная вещь.

О пользе сомнений

Не знаю, как это определить, но Никитин в чем-то противоречил себе и не всегда оказывался последовательным. Во всяком случае, мне так показалось. Его старший товарищ (разница в возрасте десять лет) Юрий Кондратюк восхищал Николая Васильевича как раз тем, что старался всегда на каждую вещь или ситуацию смотреть "наоборот". Они познакомились, когда Никитин окончил Томский политехнический институт, и на пару ездили по стране, участвуя в проектировании и строительстве различных промышленных объектов. На Алтае они возводили элеваторы, в Сибири и на Урале - заводские и фабричные корпуса. Кондратюк (настоящее имя и фамилия - Александр Игнатьевич Шаргей), не имевший официально выданного диплома, приходил на новое место работы и сообщал, что является инженером, а каким - это покажет его работа. На долю Никитина обычно доставались расчеты ветровой нагрузки и поведения железобетона.

Пожалуй, самым фантастическим проектом, над которым им довелось работать вместе, было сооружение гигантской ветряной электростанции на горе Ай Петри в Крыму. Так верный себе Кондратюк предложил оригинальную схему расположения ротора и статора.

Я уж не помню, как там все было устроено, только знаю, что все, что обычно стоит на месте, у него вертелось, а все вращающиеся части - крепились намертво. Юрий Васильевич доказал, что это даст определенные преимущества.

Проект Кондратюка был принят, а все иные отвергнуты, ибо не смогли конкурировать с его предложением. Шефство над строительством взял Серго Орджоникидзе, курировавший в те времена всю тяжелую промышленность. Когда Орджоникидзе не стало, начались репрессии, коснувшиеся многих специалистов, которые находились под его покровительством. Никитина и Кондратюка беда миновала, но строительство ветровой станции прекратили. Вскоре началась война, и все заглохло окончательно. К проекту ветряной электростанции не возвращались. А Кондратюк, ушедший в первые месяцы войны в народное ополчение, погиб, где и как точно до сих пор неизвестно.

Привычка Кондратюка посмотреть на вещи с иной стороны нравилась Никитину, хотя он был не против поступать и по аналогии.

Несговорчивый оппортунист

Главным пристрастием его жизни, как я говорил, был железобетон. Он пронес верность ему, если можно так выразиться, через всю жизнь, и было странно слышать, как об этом скучном, в общем-то, предмете, он говорил столь вдохновенно. Удивительно, что при всем своем опыте он не навязывал свое мнение об этом материале, как обязательное, единственно верное. Он как бы допускал и другие суждения, готов был их выслушать, но... Его книга, которую он написал в самом конце жизни, так и называлась: "Некоторые соображения по поводу строительства бетонных сооружений". Она как бы приглашала к спору, к высказыванию иной точки зрения, будто бы он не был уверен в своей правоте, допускал существование и иной точки зрения, иных мыслей. Я не удержался и сказал ему об этом.

Видите ли, - ответил Никитин, - я абсолютно уверен в своей правоте и могу доказать любое свое утверждение расчетами. Но пусть люди высказывают и свои резоны, если таковые имеются.

- Выходит, вы не особенно уверены в своих выкладках? Так во всяком случае читается название вашей книги.

Нет, в своем мнении я абсолютно уверен. Но надо дать возможность и другой стороне высказать свое мнение... Меня за это внимание к взглядам оппонентов называют порой оппортунистом...

- А если чужие доводы все-таки не убедили? Что тогда?

Ну если чьи-то доводы оказались менее убедительными, тогда бьюсь до конца...

Никитин всегда и во всем был трудоголиком. Правда, в те времена, когда мы с ним встречались, этот термин не имел такого широкого хождения, как сейчас. Но если сделать поправку на время, теперь о нем сказали бы именно так. Он был все время чем-то занят, его руки, его голова постоянно работали.

О самом себе он старался говорить поменьше, и, если что-то сообщал, то это носило как бы информационный характер, без желания выпятить свою фигуру. Каждый день он вставал в шесть часов утра, чтобы до работы успеть над чем-то подумать для души. Это "для души" могло носить очень серьезный характер, хотя и не относилось к его основному делу, его официальной должности. Как ни странно, чаще всего это был все тот же железобетон.

Свою Государственную премию он получил вот за такую внеурочную работу: внедрение подвижной опалубки в промышленное строительство. Кажется, скучнее не придумаешь, а Никитину не было скучно. Своим примером он лишний раз доказывал, что всюду можно найти применение своим силам и способностям - было бы желание.

И других людей, как я понял, он оценивал все по тому же критерию: как они относились к труду. Мы говорили о его школьных учителях, институтских преподавателях, товарищах по работе, и если они, с его точки зрения, были верны своему делу, он, давая им характеристику, обязательно добавлял: "Очень достойный человек" или "Человек самых достойных качеств". И когда я расспрашивал о подробностях, оказывалось, что самым главным качеством этих людей оказывалось умение трудиться.

Я думаю, это уважение к труду шло от родителей. Люди они были малообразованные. Отец всю жизнь был писарем в судебной палате. Малограмотный, но почерк имел красивый, вот и колесила с ним семья по Западной Сибири, перебиваясь на его скромные заработки. Мать всю жизнь оставалась домохозяйкой, на ее плечах держалось все благополучие домочадцев. Она, как я понял, была глава дома. И получение сыном диплома инженера стало великим праздником и торжеством: их сын стал ученым. До самых последних лет Никитин сожалел, что не успел порадовать мать никакими крупными успехами в работе.

Останкинская башня могла бы стать таким подарком, но родители не дожили до этого дня.

2. Необходимость постройки высокой телебашни назрела еще в 50-е годы. Останкинская телебашня должна была охватывать территорию Москвы и области, для этого нужно было построить сооружение высотой порядка 500 метров. Среди множества вариантов был выбран не имеющий аналогов проект Никитина из предварительно напряженного железобетона.
Глубина фундамента Останкинской телебашни всего 4,6 метра, и эта громадина прочно стоит на своем месте.

3. Центр тяжести телебашни находится на высоте около 100 метров. Прочность обеспечивают натянутые внутри башни стальные тросы. Шпиль башни отклоняется при порывах ветра максимум на 6 метров, при расчетах отклонение было заложено с запасом — до 12 метров.

4. Бетонная часть башни составляет 385 метров. Когда создателя спросили, сколько лет простоит Останкинская телебашня, он ответил: «Лет триста точно простоит, а там посмотрим». Опыт эксплуатации показал, что запас прочности заложен колоссальный. Башня даже без особых потрясений пережила пожар в 2000 году. Бетон с годами набирает прочность.

5. Внутри башни ходит несколько лифтов. Скорость пассажирских лифтов 7 метров в секунду. На кнопках — отметки высоты.

6. Мы поднимаемся на высоту 337 метров. Здесь располагается смотровая площадка. Вся Москва как на ладони.

7. Виды сногсшибательные. Погода не идеальная, но в целом нам повезло.

8. ВДНХ. Фонтан «Дружба Народов».

9. Павильон «Космос».

10. Жилая застройка.

11. В хорошую погоду функционирует еще и открытая смотровая площадка, она расположена чуть выше.

12. Тут же можно прикупить сувенирную продукцию.

13. Под смотровой площадкой находится ресторанный комплекс с вращающимся полом.

14. Идеальное место для романтических историй.

15. Специфика ресторана: из соображений безопасности многие блюда готовятся внизу на уровне 44 этажа и поднимаются на скоростных лифтах. Столики крутятся вместе с полом, можно любоваться круговой панорамой, не вставая с места.

16. Полный оборот площадка совершает примерно за сорок минут.

17. Электрички Октябрьской железной дороги.

18. Московский завод плавленых сыров. Никогда не знал, что он рядом с телебашней.

19. Кормят в ресторане очень вкусно. Меню составляют с учетом того, что вкусовые ощущения на высоте отличаются от ощущений на уровне земли. Такой же эффект наблюдается в авиации.

20. Первый канал.

21. Монорельс. Один из способов добраться до Останкинской телебашни.

22. Павильон «Армения» и опять фонтан.

23. Музей Космонавтики и кусочек гостиницы «Космос».

24. Десерт шикарный.

25. И другой тоже очень ничего. Но ладно, хватит смотреть на рестораны.

26. На служебном лифте спускаемся на отметку 85 метров. Сюда экскурсии пока не водят, но именно тут лучшее место для осмотра башни изнутри. Фактически это полая бетонная труба, усиленная стальными канатами. Таких канатов 145.

27. Здесь можно встретить телефоны времен наших дедушек.

28. Отметка 85 метров.

29. Рядом с лифтовой шахтой проходят фидеры, по которым сигнал поступает к передатчикам. Фидеры похожи на очень толстый коаксиальный кабель. Еще бы, мощность передатчиков доходит до 40 киловатт. Всего на телебашне порядка 80 передатчиков.

30. А вот по этому телефону вызывается служебный лифт.

31. Про техническое устройство телебашни нам рассказал один из старейших сотрудников Останкино Анатолий Григорьевич Волков.

32. Сейчас на Останкинской телебашне активно развивается экскурсионное направление. В день приходит до 1300 человек. Одновременно на башне может находиться не более 270 человек, это связано с требованиями безопасности, после пожара отошение ужесточилось. На каждого посетителя есть комплект защитного снаряжения.

33. Среди посетителей много школьников и туристов из-за рубежа. В мире существует даже отдельное направление - башенный туризм. Есть Всемирная федерация высотных башен, в которую входит и Останкинская телебашня. Попасть в федерацию могут не все высотные сооружения, а только те, у которых есть обзорные площадки.

34. Экскурсия очень понравилась, спасибо сотрудникам Останкинской телебашни за замечательный рассказ, обязательно приду сюда еще вместе с семьей. Всячески рекомендую.
На всякий случай, выкладываю контакты башни в социальных сетях.
Адрес экскурсионного корпуса: Москва, ул. Академика Королева, дом 15, корп. 2.

Останкинская башня в Москве - это телевизионная и радиовещательная башня, имеющая высоту 540 метров. Среди высотных сооружений мира она занимает четвёртое место после небоскрёба Бурдж Халифа в Дубае, телебашен в Гуанчжоу и в Торонто (в Канаде). Останкинская башня в Москве остается самой высокой в Европе и Азии.

Останкинская башня в Москве – история

В 1957 году было принято решение о сооружении телебашни для того, чтобы разместить на ней антенну телевидения. Для качественного приема радиосигнала разместить ее нужно было на высоте не менее 380 метров. Главным конструктором являлся Н. Никитин. Проект телебашни был придуман им за одну ночь. Перевёрнутая лилия, цветок с крепкими лепестками и стержнем, стала образом задуманного сооружения. Устойчивость телебашни определяется тем же принципом, что и в Ваньке-Встаньке. Главный архитектор - Л. И. Баталов. Также в строительстве принимали участие архитекторы Д. И. Бурдин, М.А. Шкуд и Л. И. Щипакин. Телебашню строили с 1963 по 1967 годы. 5 ноября 1967 года началась трансляция четырех телевизионных и трех радиовещательных программ. Мощные передатчики обеспечили прием программ на расстоянии 120 км от башни. Заработал и новый телецентр на улице Академика Королева, 12. Тогда телебашня стала самым высоким сооружением в мире.

Останкинская башня в Москве – характеристики

Конструкция телебашни представляет собой полую железобетонную трубу, сжатую стальными тросами. Телебашня состоит из двух частей - тяжелого основания и более легкой мачты. Такое решение сделали ее конструкцию простой и прочной. Также прогрессивной идеей было использование неглубокого фундамента. Его глубина – около 4,6 метров. Идея Н. Никитина состояла в том, что телебашня должна была практически стоять на земле. Устойчивость обеспечивается за счёт многократного превышения массы основания над массой мачтовой части. Сначала планировалось построить телебашню с 4 опорами, затем для повышения устойчивости их число увеличили до 10. Смотровая площадка находится на высоте 337 метров. Ее диаметр – 21 метр. Основное оборудование передающих станций со всеми техническими службами расположено на 16 этажах нижней конической части сооружения. Над смотровой площадкой находятся еще четыре уровня, на которых размещаются трансформаторы, насосы для подачи воды и прочее оборудование. Масса телебашни с фундаментом – около 55 тысяч тонн. Полезная площадь помещений составляет 15 000 кв.м. Максимальное отклонение вершины телебашни при 14-ти бальном ветре – урагане составляет 12 метров. В настоящее время на телебашне работают 5 из 7 лифтов. 4 скоростных немецких лифта развивают скорость до 7 м/сек. Два пассажирских лифта имеют 13 остановок, грузовой – 47, ресторанный – 9. Служебный лифт построен на Щербинском лифтостроительном заводе. В хорошую погоду радиус просмотра со смотровой площадки составляет около 60 км. Можно увидеть столицу и ближнее Подмосковье. На смотровой площадке устроен стеклянный пол.

Пожар на Останкинской башне в Москве

27 августа 2000 года на высоте 460 метров из-за возгорания трансляционного оборудования начался пожар. В огне погибло 3 человека - полковник внутренней службы Владимир Арсюков, лифтер Светлана Лосева и технический работник Александр Шипилин, спасавшие посетителей и персонал телебашни. От высокой температуры оборвался трос лифта, и кабина, в которой они находились, рухнула вниз с высоты 250 метров. Из помещений телебашни во время пожара было эвакуировано более 350 человек.

Ресторан «Седьмое небо» на Останкинской башне в Москве

После экскурсии на смотровую площадку посетители телецентра могли хорошо пообедать в ресторане. На высоте 328 - 334 метров под смотровой площадкой телебашни находится ресторан «Седьмое небо». Он занимает три этажа и находится приблизительно на уровне 112 этажа обычных домов. Залы ресторана имеют диаметр 18 метров. Кольцеобразные помещения ресторана совершали круговые вращения вокруг своей оси со скоростью 1-3 оборота в час. За время работы телебашни ресторан посетили более 10 миллионов человек. В настоящее время ресторан не работает. Для его ремонта и восстановления необходим инвестор.

Останкинская башня в Москве – информация для туристов

Если Вы приобрели билет на экскурсию на телебашню, Вы посетите здание телецентра. Узнаете об истории создания, архитектуре и технических возможностях телебашни. Также осуществите подъем за 58 секунд на скоростном лифте к смотровой площадке, находящейся на высоте 337 метров. В лифте два индикатора. Один показывает уровень высоты, а другой - метры. На телебашне семь уровней. Смотровая площадка находится на седьмом уровне. На площадке можно воспользоваться биноклями и подзорными трубами.

Останкинская башня в Москве является одним из символов столицы и России.