Эксплуатанты ил 96. Авиация россии

ИЛ-96-300 и ИЛ-96-400, как явствует из названия, - две модификации одного самолета, созданного российскими конструкторами. Вторая версия должна была стать логическим продолжением первой, но в силу целого ряда причин получилась совершенно другая машина. Самолеты различаются интерьером, техническими параметрами, летными характеристиками и... судьбой.

Изначально это были лайнеры для перевозки пассажиров, соответственно, на средние и дальние расстояния. Но сейчас 300 модель служит только в президентском отряде, а 400-я... Собственно, обо всем по порядку. Технические характеристики, особенности и фотографии модели ИЛ-96-400 мы и рассмотрим.

История

В начале 80 годов ОКБ Ильюшина разрабатывает среднемагистральный самолет, получивший имя Ил-86. Машина создавалась по принятым стандартам того времени. В отличие от более раннего 62-го и некоторых разработок Туполева, двигатели 86-го находятся на пилонах под крыльями. Это широкофюзеляжный самолет, имеющий современные (на то время) моторы и системы управления. Одно но: полностью заменить морально устаревший ИЛ-62 данная машина пока не может.

В конце 80 годов появляются данные о пассажирском самолете ИЛ-96. Эта разработка должна тоже относиться к широкофюзеляжному типу, но стать дальнемагистральной машиной. Основой нового самолета должен послужить 86, но с соответствующими поправками, касающимися скорости, объема топливных баков, и возможности длительного полета. В 1988 году проводятся первые летные испытания, а с 1993 года начинается серийное производство. В 2009 году объявлено о сворачивании производства модели, как бесперспективной. За эти годы свет увидели всего 22 (по другим данным 28) машины. Из оставшихся в эксплуатации, работает на Кубе, еще несколько модифицированных версий использует авиакомпании «Россия» для обслуживания первых лиц государства.

Модель 300

После начала серийного производства новая модель, получившая индекс 300, поступает в «Аэрофлот». За машину, способную потягаться силами с ведущими разработками "Боинга" и "Эйрбаса", коллектив разработчиков получает Государственную премию. И хотя этот самолет был дешевле, безопаснее, а по некоторым параметрам даже превосходил разработки американцев, отечественные перевозчики покупали "Боинг". При этом мотивация такой покупки порой принимала самые смехотворные формы. Например, что на "Боинге" два члена экипажа, а на ИЛе три. Или же что "Боинг" более безопасен, хотя проектные испытания нашей разработки доказывали обратное.

Подробные технические характеристики самолета ИЛ-96-300 практически повторяют версию 400, просто отметим, что наличие этого лайнера позволяло "Аэрофлоту" совершать беспересадочные полеты из Москвы в любой город обеих Америк, и при этом перевозить до 300 человек (односалонная планировка).

Рождение 400

Первым грузовиком в линейке стал ИЛ-96Т. Он родился в 1997 году в рамках российско-американского договора. Россия предоставила планер, а американцы предоставили 4 двигателя от "Пратт-Уитни" (такие же использует и бортовую авионику от Коллинза. Самолет получил немного удлиненный фюзеляж, грузовое оборудование, и даже прошел сертификацию по американским стандартам FAR25. Но в дальнейшее производство так и не вышел. Именно на его основе был впоследствии сконструирован первый 400-й. В самолете установили русскую авионику и российские же двигатели.

Модель 400

На рубеже веков разработчики выпускают лайнер, способный лететь на 500 км дальше, и при этом взять на борт уже 435 человек. Но сложная финансовая обстановка в России практически ставит крест на пассажирском самолете, однако на его основе проектируется транспортная версия. Меняются пассажирские, добавляются грузовые двери, и в 2007 году на авиасалонах демонстрируется следующая разработка воронежского предприятия — ИЛ-96-400Т. Это не новая разработка, так как летные характеристики остаются неизменными. Два года самолет простаивает, меняя хозяев, как перчатки, но в 2009 году машиной заинтересовалась российская компания «Полет», и первые три самолета отправляются к ней (два были собраны ранее 2007-го и существовали, как экспериментальные образцы). Таким образом, датой начала эксплуатации принято считать 23 апреля 2009 года. Карпов, президент «Полета», планирует довести число машин до 6 штук, но в 2013 году перевозчик признается банкротом. Воронеж собрал четвертый самолет, но он, по понятным причинам, так и не был выкуплен компанией.

Но транспортной версией заинтересовался другой покупатель — ВВС России. На сегодняшний день ходят слухи о 30 транспортных самолетах и стольких же модели 300. Официальные источники из Минобороны говорят, что программа распланирована на 10 лет, с таким расчетом, чтобы последнюю машину получить в 2024 году.

Модельный ряд

За свою непростую жизнь ИЛ-96 претерпел несколько модификаций. Кроме основных моделей — 300 и 400, было выпущено еще несколько вариантов, большинство из которых было либо переделано в другие версии, либо оставлено, как опытный образец. К их числу можно отнести:

  • ИЛ-96Т — первый прототип современной 400 модели. Единственный экземпляр из всей линейки, какое-то время носивший американское оборудование.
  • Ил-96М — второй экземпляр-прототип. Основным отличием был удлиненный фюзеляж.
  • Ил-96-300 — пассажирская модель широкофюзеляжного самолета. Почти 20 лет эти модели в ограниченном числе использовались Аэрофлотом (по неофициальным данным, на балансе компании находилось всего 6 машин).
  • ИЛ-96-400 и 400Т — соответственно пассажирская и транспортная модели самолета. Либо до 92 тонн багажа, либо свыше 400 человек.
  • ИЛ-96-400ТЗ — модель переделана из предыдущей версии. Топливозаправщиком заинтересовались ВВС России. Именно в таком варианте заказана 400 модель, для планового замещения ИЛ-78.
  • Ил-96-550 — опытный образец двухпалубного самолета. Аналог Будет ли дальнейшая разработка — пока не известно.

В список специально не включены еще несколько моделей рязряда "ПУ" (пункт управления) эти модифицированные 300 и 400 модели которые служат в отдельном отряде авиакомпании "Россия" и по международной классификации именуются как "Борт №1"

Особенности

Российский самолет ИЛ-96-400 в процессе создания получил несколько особенностей, которые выгодно отличают его от самолетов других компаний.

Самолет-топливозаправщик, заинтересовавший военных, является моделью «два в одном». размещаемые в фюзеляже, подключаются к основной топливной системе и способны вместить 62 тонны дополнительного горючего. Самолет может доставить этот запас на расстояние 3 500 км. Если необходимость в топливозаправщике отпадает, его легко переделать в обычный транспортник. Дальность полета не изменится, но груза можно принять до 92 тонн.

Вторая особенность этого лайнера касается безопасности полетов. 96-й стал единственным самолетом в мире, который способен нормально сесть даже при отказе всех 4 двигателей на борту. Такая проверка проводилась при первых испытаниях российскими летчиками-испытателями. В полете выключались все 4 двигателя, после чего самолет спокойно сажали по обычной схеме посадки.

Технические параметры

Ниже рассмотрим другие особенности и параметры самолета ИЛ-96-400. Технические характеристики транспортной версии:

  • длина — 64 м;
  • высота — 15, 7м;
  • ширина — 6,1м;
  • размах крыла — 60,1м;
  • площадь крыла — 392 кв. м;
  • взлетная масса (max) — 270 т;
  • крейсерская скорость — 850 км/час;
  • потолок — 13100 м;
  • дальность — 10000 м;

  • пассажировместимость — 435 человек (для одного класса размещения);
  • ВПП для взлета — 2600м, для посадки — 1980 м.

Запрет полетов

Не обошлась история этого самолета и без кратковременного, но тем не менее принесшего большие убытки российским перевозчикам, запрета на полеты. Решение было принято в результате инцидента в августе 2005 года, когда при вылете из Финляндии президентский борт не смог набрать необходимой для отрыва скорости. По мнению главного конструктора, данное решение было неправомерным. Дело в том, что у самолета ИЛ-96-400 характеристики предусматривают возможные отказы агрегатов по разным причинам. Гидравлика имеет резерв, превышающий потребление, в 4 раза. Такого запаса вполне хватит для поддержания штатного режима торможения для всех 12 колес лайнера, даже при выходе системы из строя на одном или двух колесах. Их функции переключатся на другие.

Заключение

В силу целого ряда причин самолет ИЛ-96-400, разработанный изначально как дальнемагистральный лайнер, перешел на военную службу. В то же время в силу пассажирского прошлого, ВВС получают машину, которая способна выполнять несколько задач: от обычного транспортника до самолета сопровождения. Сложись ситуация иначе, эти стальные птицы летали бы по территории бывшего Союза на средние и дальние дистанции. Ведь вся линейка 96 изначально планировалась, как замена двум машинам: Ил-86 и Ил-62.

В течение нескольких десятков лет отечественный самолёт ИЛ-96 демонстрирует высокие показатели надёжности. Весь мир признаёт его одним из наиболее безопасных авиалайнеров, при эксплуатации которого не погибло ни одного человека.

Многочисленные модификации, в момент представления публике, поражали своей эргономикой, техническими и лётными характеристиками, однако некоторые из них не поступили в серийный выпуск, а производство замораживалось.

История создания

Труды над созданием отечественного широкофюзеляжного самолёта, предназначающегося для пассажирских авиаперевозок велись ещё в начале 70-х годов прошлого столетия.

В тот период для дальних перелётов использовался .

Его существенным недостатком была малая вместительность, что увеличивало нагрузку на взлётно-посадочные линии. Кроме этого, он значительно уступал иностранным аналогам по комфорту и безопасности. Именно это послужило основной причиной начала работы над проектирующимся следующим поколением моделей.

ОКБ им. Ильюшина осуществляло разработки современного пассажирского самолёта большой вместительности . Было принято решение создать новый проект для дальних перевозок, получивший маркировку 86Д, он практически не отличался от базового варианта, но на конвейер не попал. К концу десятилетия, ставится задача проектирования новой модели, выгодно превосходящей аналоги.

Конструкция самолёта была существенно изменена, что стало причиной повышенного технического превосходства над ранними моделями отечественного производства.

Однако, технологии того времени так стремительно развивались, что после каждого окончания работ, конструкторы приступали к проекту заново, так как только что созданный ими проект уже отставал от своих иностранных конкурентов.

Первая модель ИЛ-96 300 полетела лишь осенью 1988 г, а сертифицированное признание получила после четырёхлетних испытаний.

Краткое описание

Фюзеляж самолёта ИЛ-96 300 диаметром 6.08 м, вместительность в зависимости от расположения пассажирских кресел от 235 до 300 человек. В стандартном варианте, при 300 местах, отсек разделён на 2 салона. В одном находятся 234 места, в другом переднем – 234.


Модели с меньшей вместительностью пассажиров имеют разделённый на 3 части отсек: первый, бизнес-класс и эконом. Сравнение уровня комфорта с иностранными аналогами, отечественный вариант нисколько не уступает.

60-ти метровый размах крыльев модели с подкрылками, занимающими часть нижней кромки и двухщелевые закрылки превосходят величину раннего ИЛ-86. Нижняя часть занята грузовыми палубами для транспортировки авиаконтейнеров и штучного груза.

3 основные шасси под центропланом самолёта и передняя стойка одинакового диаметра, удерживают машину на взлётной полосе и разгоняют её при взлёте.


Спальная зона в самолете

Описание характеристики пилотажно-навигационного комплекса ИЛ-96 300 поражало своей интеллектуальностью. С его помощью возможно управлять моделью самолёта втроём, без штурмана.

Впервые была установлена электронная система управления полётом ВСУП 85 4, новые электронные табло и индикаторы, ЭДСУ, противообледенительная электроимпульсная система.

Паспортные данные

Самолёты с двумя двигателями в каждом крыле имели длину 55,346 м, высоту 17,457 м, размах крыла 60,106 м, диаметр фюзеляжа 6,079 м. И как говорилось ранее, 4 силовых установки ТРДД марки ПС-90А с максимальной тягой 16 000 кгс.

Максимальный вес, разрешённый для взлёта данной модели самолёта, составляет 250 т, а полезная нагрузка не более 40. Объём топливных баков авиалайнера при этом 150 000 л.


Что касается лётных характеристик, здесь модели свойственна оптимальная скорость 860 км/ч, рекомендуемая высота над уровнем моря между 9 100 до 13 100 м, а дальность при максимальной полезной нагрузке не более 9 800 км.

Согласно проведённым испытаниям, ресурс использования самолёта ИЛ 96-300, а также ИЛ-96 400, может выдержать 25 лет эксплуатации или 10 000 полётов, что в переводе на время проведённое в воздухе составляет 70 000 часов.

Такой срок использования авиалайнера был регламентирован разработчиком: ОКБ имени Ильюшина.

Модельный ряд

Самолёт ИЛ-96 300 и следующая 400-я серия, изначально были спроектированы как пассажирские. Предназначались они для осуществления перелётов средней дальности.


Кабина Ил-96

Однако, судьба поступила иначе, на сегодняшний момент ранняя версия авиалайнера практически не эксплуатируется, а следующая, более модернизированная и укомплектованная электроникой – полностью перешла в руки военных.

Однако на их платформе было разработано и выпущено несколько модификаций, летающих и сейчас.

Модели 300-й серии

Начиная с момента первого признания, было выпущено 22 самолёта ИЛ-96-300.


Многие из них используются на сегодняшний момент:

  • ИЛ-96 300ПУ – является спецпроектом, предназначенным для транспортировки Президента РФ, всего собрано 5 экземпляров. С внешней стороны практически не отличается от пассажирских аналогов, кроме небольшого желоба в верхней части. Имеет оборудование, позволяющее управлять ВС страны, укомплектован «ядерным чемоданчиком».
  • ИЛ-96 300 96 Т – разработанный на базе предшественника в 1997 г. Многократно показывался как грузовой авиалайнер компании «Аэрофлот», хотя к авиаперевозчику никогда не имел никакого отношения. Единственный экземпляр поднимался в воздух один раз, во время испытаний, заказов не поступало, поэтому самолёт был переделан в ИЛ-96 400 Т.

На сегодняшний день производство 300-ой серии продолжается, благодаря тому, что она используется для транспортировки первого лица государства.

Последний борт Воронежский завод передал в 2015 г, примерно в то же время поступил ещё один госзаказ с получением в конце 2018 г.

Модели 400-й серии

Модернизированные, более совершенные «Илюшки»-96 400 получили большее признание. Они успешно эксплуатируются в Министерстве Обороны, «Аэрофлоте».

Однако такая востребованность постигла не все модификации самолёта. Некоторые из них так и не стали популярными и далее, чем один пробный экземпляр не производились.

Модификации маркированные данной серией представлены ниже:

  • ИЛ-96 400 – признан улучшенной модернизированной версией предшественника. Получил новый силовой агрегат ПС-90А-1 с соответствующей улучшенной тягой. Отличается длинным фюзеляжем, меньшим расходом топлива, новой авионикой.
  • ИЛ-96 400Т – грузовая версия своего прототипа, сохранившим лётные и технические характеристики. Производство осуществляется с 2007 г. в Воронеже. Первые 3 экземпляра успешно эксплуатировались местной авиакомпанией «Полёт», выполняющей международные грузовые рейсы. В июле 2014 г. списаны и разобраны на переработку. На текущий момент планируется возобновить серийное производство для государственного заказа, полученного от Министерства Обороны РФ.
  • ИЛ-96 400ТЗ – МО РФ заключило договор о поставке 2 штук, укомплектованных универсальными приборами авиационной заправки УПАЗ-1, устанавливающихся на ранние версии самолёта ИЛ-78. Планируется использовать их для транспортировки топлива в радиусе 3 500 км.
  • ИЛ-96 400 ВКП – замена устаревшей модели ИЛ-86 ВКП (воздушный пункт стратегического управления 3-его поколения) для ВС РФ.
  • ИЛ-96 400 М – первая отечественная авиаразработка вместе с иностранными представителями. Серийное производство не осуществлялось, единственный созданный в 1993 г, отличался от прототипа заключается в длинном фюзеляже, силовом агрегате «Pratt&Whitney», иностранной авионике. В 1997 г. получил сертификат в Америке, много раз показывался на мировых авиасалонах как самолёт с маркировкой ИЛ-96 400 с новым силовым агрегатом.
  • ИЛ-96 400МД – комплектовался американскими двигателями, используемыми в данное время на « ».
  • ИЛ-96 400МК – 4 турбореактивных мотора НК-92.

По состоянию на 2017 г, всего произведено 30 экземпляров самолётов. Причём наиболее востребованной продукция «Воронежского акционерного самолётостроительного общества» была в период с 2004 по 2009 гг.

В это время было собрано 6 авиалайнеров.

Самые известные факты

Так называемый двухэтажный отечественный авиалайнер является действующей легендой российского и советского авиастроения, с его эксплуатацией связано много рассказов и интересных фактов.

Одни из них противоречивые и негативно характеризуют самолёт, другие напротив – положительные, превозносящие модели ИЛ-96 над иностранными аналогами.

Наиболее распространённые из них представлены далее:

Модель ИЛ-96М являющаяся совместной разработкой с американскими конструкторами считается безукоризненным лидером среди отечественных пассажирских авиалайнеров прошлого десятилетия.

Это самый большой ИЛ самолёт, его пассажировместимость достигает 435 человек, максимальная масса позволяющая взлёт – 270 т, длина перелёта – 12 800 км на одной заправке.

Борт президента маркированный «ИЛ-96 300ПУ», расшифровывается как «Пункт управления». Отсюда можно следить за ситуацией в мире, самолёт оборудован системой ПВО, тепловой пушкой, фюзеляж покрыт материалами, обеспечивающими отражение радиосигналов систем слежения.

Внутри модели есть всё необходимое для комфортного передвижения, а при необходимости и жизни в течение некоторого времени. Однако, несмотря на повышенные меры безопасности авиалайнера, именно с ним связаны 2 из 3 негативных инцидентов из его многолетней истории.


Первый случай с самолётом произошёл 05.10.2004 г. в аэропорту Лиссабона. При взлёте произошло столкновение со стаей голубей, результатом чего стало непредвиденная отмена рейса. После осмотра технического состояния модели, обнаружилось накопление конденсата на трубках СКВ, попавшего в приборную панель авиалайнера.

Это повлияло на показания датчиков и стало причиной остановки. В дальнейшем последняя версия была признана официальной.
Португальский инцидент произошёл без присутствия Президента на борту самолёта, однако 02.08.2005 г. в Турку (Финляндия), он вынужден был пересесть на резервный.

Причиной стала неисправность системы рулевого управления. Последующее разбирательство привело к тому, что был наложен запрет на полёты всех модификаций ИЛ-96 300, длившийся 42 дня. Одна из деталей тормозного механизма авиалайнера оказалась бракованной, потому систематически отказывала вся система торможения.

Произошло это из-за несоответствия конструкции модели с исходными чертежами.

Огромные убытки авиакомпаний стали причиной отставки генерального директора ВАСО Вячеслава Саликова.

03.06.2014 г. не эксплуатирующийся авиалайнер ИЛ-96 300, стоявший в зоне технической стоянки аэропорта Шереметьево, загорелся. Самовозгорание произошло в кабине пилотов, пострадавших не было, а остов был распилен на металлолом.


Более негативных ситуаций в многолетней истории использования борта не наблюдалось.

Основная причина того, что модели ИЛ-96 не получили своего мирового признания это неудачное время разработок. Основные работы происходили в период, когда страна находилась на рубеже веков и пребывала в нестабильной ситуации.

Именно это не позволило авиалайнеру занять лидирующую позицию на мировом рынке и уступить американскому самолёту «Boeing 777», отличающемуся своей аварийностью.

Видео

Создание Ил 96 конструкторами было ещё одной попыткой остановить наметившееся лидерство компаний Airbus и Boeing в производстве дальнемагистральных машин. В 90-е годы, когда Россия переживала экономический спад появился дешёвый в производстве, но всё же уступавший по эффективности западным самолётам, российский лайнер Ил 96 .

История создания самолёта Ил 96

С ростом пассажирских перевозок в конце 80-х выросла потребность в новом широкофюзеляжном самолёте.

К концу первой половины 70-х годов дальние рейсы выполнялись на самолётах Ил-62 , но расширившийся поток пассажиров заставил увеличить количество рейсов, возросла нагрузка на аэропорты и стало очевидно, что Ил-62 как дальнемагистральный самолёт не справляется с возникшими трудностями. Да и комфорт на «Ильюшине» далеко не тот, который предлагал первый широкофюзеляжный самолёт в мире Boeing 747, эксплуатировавшийся уже с конца 1969 года.

Новая машина создавалась на базе Ил-86 , где оставили ту же пассажироёмкость и дальность полёта в 9 тыс. км. У самолёта, получившим обозначение Ил-86Д , увеличили площадь крыла и оснастили двигателями НК-56 , от которых впоследствии отказались в пользу пермских моторов ПС-90 . Поэтому конструктор машины Новожилов уменьшил длину фюзеляжа, сократил количество пассажирских мест и сделал несколько меньшей площадь крыла.

Самолёт, названный Ил-96-300 , поднялся впервые в воздух 28 сентября 1988 года под руководством командира экипажа Героя Советского Союза С. Близнюка. Эта машина перелетела через Северный полюс в Портленд за 15 часов и совершила беспосадочный полёт Москва – Петропавловск-Камчатский – Москва, преодолев 14800 км.

Описание самолёта Ил 96

Хоть Ил-96 внешне похож на прародителя Ил-86 , но отличия всё же заметны. У него низко расположенное крыло суперкритического профиля с размахом 60,1 м2 и уменьшенной стреловидностью. На концах плоскостей расположены винглеты, уменьшающие индуктивное сопротивление.

От Т-образного хвостового оперения на широкофюзеляжном самолёте отказались, но для улучшения путевой устойчивости в случае выхода из строя двигателя, высота киля увеличена на полтора метра. Крыло оснащено механизацией, спереди по всему носку расположены предкрылки, а сзади двухщелевые закрылки. Эти устройства создают необходимую подъёмную силу на больших углах атаки без срыва воздушного потока.

Кабина Ил 96

В планере использованы новые композитные материалы, снизившие вес конструкции и позволившие продлить ресурс. Шасси машины сконструированы по трёхопорной схеме: основные стойки тормозные четырёхколёсные, носовая двухколёсная не тормозная.

Ил-96 оснащён четырьмя двигателями ПС-90А с тягой на взлётном режиме по 16 тыс.кг каждый. Силовые установки располагаются на подкрыльных пилонах по два с каждой стороны фюзеляжа. Особенность двигателей – электронная система управления «Диагноз-90», разрешающая контролировать параметры работы силовой установки, расход топлива и предупреждать возникновение помпажа.

Благодаря пилотажно-навигационному комплексу и электронной системе управления полётом ВСУП-85-4, экипаж Ил-96 состоит из трёх человек (без штурмана). В кабине пилотов находятся дисплеи, отражающие информацию о параметрах полёта и навигационную обстановку, на центральной панели ещё два дисплея с индикацией параметров работы силовых установок. Управление самолётом электродистанционное, трёхканальное.

В отличие от Ил-86 на новом самолёте стоят топливные баки с вдвое увеличенной ёмкостью: по четыре бака в каждой консоли и один внутри фюзеляжа. Система кондиционирования воздуха автоматическая, подающая на каждого пассажира по 25,7 кг/час.

Крыло и хвостовое оперение оборудованы электроимпульсной противообледенительной системой, защищающей их передние кромки. Воздухозаборники двигателей обогреваются горячим воздухом от компрессорной камеры.

Салон Ил 96

Комфортный пассажирский салон вмещает 300 человек, но для конфигурации из двух классов вместимость составляет 235 пассажиров. Нижняя палуба разделена на три отсека, предназначенных для багажа и груза.

Лётные характеристики Ил 96 400

Глубокой модернизацией «Ильюшина» стал Ил-96-400 , ниже приведены характеристики для этой модификации:

  • Размах крыла – 60,1 м.
  • Площадь крыла – 391,6 м2.
  • Длина самолёта – 63, 961 м.
  • Взлётный вес максимальный – 265 т.
  • Общий вес полезной нагрузки – 58 т.
  • Дальность полёта – 10 тыс. км.
  • Крейсерская скорость – 870 км/час.
  • Крейсерский эшелон – 12 тыс. м.
  • Количество пассажиров – 436 чел.
  • Силовые установки – ПС-90А1.
  • Членов экипажа – 3 чел.

Интересные факты из эксплуатации самолёта Ил 96

  1. Ил-96 единственный самолёт с широким фюзеляжем, созданный в СССР.
  2. В истории эксплуатации Ил-96 не произошло лётного происшествия связанного с гибелью людей – это надёжный широкофюзеляжный лайнер.
  3. Одной из модификаций этого самолёта является Ил-96-300ПУ, который служит воздушным пунктом управления для президента РФ.
  4. Многие машины из числа Ил-96 получили собственные имена в честь знаменитых лётчиков и космонавтов.
  5. В истории эксплуатации Ил-96 лишь один раз произошёл запрет на полёты из-за заводского брака у шасси президентского самолёта. Запрет продолжался 42 дня – Аэрофлот понёс значительные убытки в результате этого прецедента.
  6. Площадь теннисного корта в полтора раза меньше площади крыла Ил-96.

Видео: Ил 96 400 тяжёлая посадка при боковом ветре

Среди многочисленных моделей воздушных средств, изготовленных отечественными производителями, особой надежностью и отменными характеристиками выделяется Ил-96. Согласно аналитическим данным, подтвержденными мировыми экспертами, именно эта модель продемонстрировала безопасность при эксплуатации, учитывая, что не было ни единого случая гибели людей на борту.

Отечественные производители представляли на обозрение общественности несколько модификаций Ил-96 . После анализа летных характеристик и внутреннего оснащения практически все модели получили высокую оценку экспертов. Однако по разным причинам серийное производство некоторых воздушных средств было заморожено.

Инженерами, работающими в конструкторском бюро Ильюшина, еще в начале 80-х годов прошлого столетия был разработан самолет Ил-95 для обслуживания длительных пассажирских рейсов. В качестве базы для новой модели было решено задействовать Ил-86.

При создании усовершенствованного воздушного транспорта специалисты внесли некоторые изменения в базовую разработку, в чем можно убедиться, просматривая фото. К примеру, фюзеляж был укорочен, а длина киля, напротив, увеличена, также лайнер был оснащен современной авионикой и мощным силовым агрегатом.

В серийное производство модель Ил-96-300 была запущена в начале 1990-х годов, и спустя всего лишь год, авиалайнер начал обслуживать пассажиров . Отечественные авиапроизводители построили и запустили в эксплуатацию 22 единицы надежных и безопасных самолетов рассматриваемой серии. Более того, одна из моделей данной серии Ил-96 300 ПУ была задействована для воздушной перевозки президента Российской Федерации.

К сожалению, дальнейшая судьба авиапроекта оказалась довольно сложной. Первый удар по дальнейшему развития проекта нанесло российское правительство, одобрив приказ относительно снятия обязательного взноса с самолетов, изготовленных иностранными конструктами, при ввозе техники на территорию нашей страны.

Всеми известная авиакомпания «Аэрофлот» в ответ на принятие нового закона выступила с заявлением, что если пошлины действительно будут снижены, то компания готова купить самолеты Ил-96. Вопрос относительно снятия пошлин был решен, но, к сожалению, «Аэрофлот» не сдержал своих обещаний, то есть не выкупил большую партию воздушных судов.

Несмотря на такой неприятный инцидент, российский авиалайнер весьма заинтересовал потенциальных зарубежных покупателей . Что, впрочем, не удивляет, ведь даже просматривая фото салона Ил-96, можно заметить сильные стороны. Не меньше поразил покупателей пилотажно-навигационный комплекс, созданный по особой конструкции, которая позволяла пилотам управлять авиалайнером без помощи штурмана.

Российские конструкторы решили именно эту модель оснастить новейшим оборудованием:

  • системой управления последнего поколения ВСУП-85-4;
  • новейшими индикаторами;
  • модернизированными электронными табло.

Кабина Ил-96 довольно просторная и предусматривает наличие современной системы кондиционирования, которая подает в отсек воздух, поступающий от двигателей.

В начале 2009 года было решено прекратить производство Ил-96-300, так как данную модель признали бесперспективной . Однако несколько авиалайнеров этой серии были приобретены покупателями из Кубы, и согласно данным, эти самолеты отечественного производителя и в настоящее время используются по назначению.

Кабина Ил-96-400

Создание более усовершенствованной модели

Российские конструкторы в начале 2000 года создали Ил-96-400 в качестве обновленной модели ранее разработанного авиалайнера. При создании данной модификации были внесены несколько изменений:

  • самолет мог разместить на борту намного больше пассажиров;
  • дальность полета в значительной степени увеличилась;
  • технические характеристики были улучшены.

Согласно сообщению, опубликованному изданием «Известия», возобновление производства Ил-96 начнется в ближайшее время. Ведь уже подписано деловое соглашение между «Воронежским акционерным самолетостроительным сообществом» и специальным летным отрядом «Россия» на поступление нескольких единиц Ил-96-400 М к 2020 году. В сообщении было отмечено, что одна из обновленных моделей самолета будет использована в качестве президентского транспорта.

В настоящее время авиалайнер успешно прошел все испытания как заводские, так и наземные. Эксперты отметили отличные летные и технические характеристики, а также комфортный салон и надежность воздушного транспорта.

Схема салона Ил-96 предусматривает расположение кресел, которое показано ниже на фото.

Пассажиры во время полета находятся в удобных креслах. На каждом лайнере предусмотрены 8 туалетных комнат и помещение для буфета.

Отличительные характеристики

При разработке модели Ил-96-400М российские инженеры внесли немало изменений в ранее созданную модель воздушного транспорта, благодаря чему новый самолет разительно отличается от многих воздушных судов, созданных иными авиакомпаниями:

  1. Немало военных подразделений заинтересовались рассматриваемой моделью, отнеся его к категории самолетов-топливозаправщиков. Данная модель оснащена дополнительными баками для топлива, которые размещаются в фюзеляжном отсеке. Дополнительная топливная система при необходимости просто подключается к основной, а ее вместимость позволяет дополнительно перевозить около 62-х тонн горючего. Такая модель рассматривается в качестве «два в одном», ведь если услуги топливозаправщика не потребуются самолет довольно просто можно перевоплотить в обычный воздушный транспорт. Причем видоизменения не повлияют на дальность, которую может преодолеть самолет нового модельного ряда.
  2. Не менее важно отметить и вторую особенность Ил-96 – безопасность авиаперелета. На испытаниях пилот смог без повреждений посадить по обычной схеме посадки самолет, на котором специально были отключены все 4 силовых агрегата.

Такими особенностями может похвастаться далеко не каждый воздушный транспорт, созданный руками самых известных мировых авиапроизводителей.

Фото: Алексей Петров / @aviationcolors / https://twitter.com/aviationcolors?s=20

История отечественных аэробусов, сейчас их чаще называют широкофюзеляжными самолётами, начинается в 1967 году, когда в октябре месяце вышло Постановление Совета Министров СССР, давшее старт разработке первого советского среднемагистрального широкофюзеляжного самолёта Ил-86 пассажировместимостью на 350 человек.

Первый отечественный аэробус Ил-86

Проектирование самолёта было поручено ОКБ им. Ильюшина. На начальном этапе прорабатывался вариант увеличенного до 250 кресел Ил-62-250 с удлинённым на 6,8 метра фюзеляжем. Дальнейшего развития этот проект не получил. Для размещения 350 пассажиров требовалось увеличить количество кресел в ряду, а чтобы сохранить уровень комфорта, достигнутый на Ил-62, прорабатывались варианты двухпалубного самолёта и однопалубный с овальным фюзеляжем и двумя раздельными пассажирскими кабинами. Эти исследования также остались только на бумаге.

22 февраля 1970 года ОКБ им. Ильюшина было выдано техническое задание на разработку широкофюзеляжного пассажирского самолёта на 350 мест. 9 марта 1972 года Совет Министров СССР принял постановление № 168-68 о начале работ по самолёту Ил-86. Отличительной особенностью первого советского аэробуса была возможность перевозки багажа по принципу «багаж при себе». Совместно с ЦАГИ был проведён обширный комплекс исследований по выбору диаметра фюзеляжа. В результате был спроектирован фюзеляж с девятью креслами в ряду и двумя широкими проходами. Крыло оснастили предкрылками и трёхщелевыми закрылками, которые позже были заменены на двухщелевые. Такая механизация обеспечивала высокую подъёмную силу и давала возможность выполнять взлёт с относительно коротких ВПП.

Первый полёт опытный Ил-86 выполнил 22 декабря 1976 года. В июне 1977 года самолёт был показан на авиасалоне в Ле-Бурже. Заводские испытания завершились в конце сентября 1978 года, после чего начались сертификационные испытания. Заявка на получение сертификата лётной годности была подана 15 мая 1974 года, а сам сертификат получен 24 декабря 1980 года. Через два дня Ил-86 выполнил первый регулярный рейс по маршруту Москва - Ташкент - Москва.

Более 30 лет этот комфортабельный красавец-гигант возил пассажиров на самых загруженных авиамаршрутах. В 80-х за его создание ОКБ Ильюшина получило Государственную премию.

На начало 2017 года в эксплуатации находилось четыре самолёта Ил-86. Все они использовались в ВВС страны и пассажирских перевозок не выполняли. Всего было выпущено 104 серийных самолёта и два прототипа.

Ил-86 RA-86140 , SVO, 4 октября 2009 г. Перед рейсом Москва - Хургада - Москва

Широкофюзеляжный дальнемагистральный самолёт Ил-96-300

С ростом объёма авиаперевозок в Советском Союзе встала необходимость создания отечественного дальнемагистрального самолёта большой вместимости. В зарубежных авиакомпаниях значительную часть парка дальнемагистральных самолётов составляли широкофюзеляжные лайнеры, которые при многочасовых перелётах предоставляли пассажирам значительно более высокий уровень комфорта, чем дальние узкофюзеляжные ВС.

Первоначально предполагалось, что дальнемагистральный аэробус будет дальнейшим развитием самолёта Ил-86 и сохранит с ним максимально возможную конструктивную общность. В соответствии с таким подходом новый самолёт, получивший обозначение Ил-86Д ("дальний"), имел одинаковую с Ил-86 конструкцию фюзеляжа, оперения, основных бортовых функциональных систем. Это позволяло сократить сроки создания новой машины, быстро внедрить её в серийное производство параллельно с производством самолёта Ил-86. От своего предшественника Ил-86Д отличался только площадью крыла (470 м 2) и новыми двигателями НК-56 с большой степенью двухконтурности и малым удельным расходом топлива в крейсерском полёте.

В 1978 году, используя результаты работ по проекту Ил–86Д, в ОКБ приступили к разработке самолёта Ил–96 с Т–образным оперением, крылом большого удлинения сверхкритического профиля и площадью 387 м 2 . Проработка такого варианта дальнемагистрального аэробуса велась в ОКБ до 1983 года. К этому времени в области авиационной науки и авиастроении был достигнут прогресс, который позволил отказаться от идеи создания самолёта Ил–96 с использованием в его конструкции многих готовых агрегатов и систем самолёта Ил–86. В ОКБ было принято решение разрабатывать принципиально новый широкофюзеляжный самолёт Ил–96–300.


Первоначально предполагалось оснастить новый самолёт четырьмя двигателями НК-56 со взлётной тягой 18000 кгс каждый. Но из-за многочисленных сложных и противоречивых причин министр авиапромышленности И.С. Силаев своим силовым решением сделал ставку на единый для пассажирской авиации двигатель Д-90 (ПС-90), разрабатывавшийся пермским ОКБ под руководством П.А. Соловьева. Было дано распоряжение прекратить разработку НК-56, одновременно ОКБ им. С.В. Ильюшина получило указание перепроектировать Ил-96 под четыре двигателя Д-90. Тяга разрабатывавшегося пермского двигателя (13500 кгс) оказывалась недостаточной. По требованию "Ила", П.А. Соловьев согласился довести её до 16000 кгс.

Ильюшинцам пришлось уменьшить длину самолёта, отказаться от Т-образного оперения и увеличить площадь киля за счёт увеличения его высоты на полтора метра. Необходимость увеличения площади вертикального оперения обуславливалась требованием обеспечить путевую устойчивость в случае отказа одного двигателя. Размах крыла увеличили до 60 м и уменьшили его стреловидность, при этом площадь крыла сократилась до 350 м 2 . На законцовках крыла появились винглеты высотой 3,1 метра и углом отклонения от горизонтальной оси 15 o .

Крыло и конструкция планера

Крыло Ил-96-300 оснащено сложной и эффективной взлётно-посадочной механизацией, состоящей из предкрылков вдоль всего его размаха, внутреннего двухщелевого и наружного однощелевого закрылков, а также органов поперечного управления: внутренних элеронов и интерцепторов. С целью снижения износа силовых элементов крыла и большей сопротивляемости самолёта болтанке была разработана система демпфирования колебаний крыла, в которой задействованы внешние элероны, работающие в автоматическом режиме, в поперечном управлении самолётом они не участвуют, креном управляют внутренние элероны.

Конструкция силового кессона крыла разработана с использованием монолитно-сборных панелей с более высоким, чем на Ил-86, уровнем расчётных напряжений при обеспечении требуемой прочности, ресурса и живучести. Это достигнуто путём применения в конструкции панелей новых материалов как с повышенными характеристиками вязкости разрушений, малоцикловой усталости, с низкими скоростями роста трещин, так и высокопрочных, с повышенной прочностью на разрыв и хорошими усталостными характеристиками.

Для сокращения числа продольных и поперечных стыков, являющихся основным источником усталостных трещин, в конструкции планера самолёта Ил-96-300 применяются длинномерные и широкие полуфабрикаты. Другой особенностью крыла является большой объём применения сотовых конструкций. Из них изготавливаются носовая и хвостовая части крыла, створки отсеков шасси, различные элементы механизации крыла: интерцепторы, элероны, часть закрылков.

С целью снижения лобового сопротивления гондол двигателей, потерь тяги и, в конечном итоге, для уменьшения расхода топлива в крейсерском полёте, гондолы двигателей Ил-96-300 имеют плавные, а не ступенчатые внешние обводы, характерные для гондол двигателей с большой степенью двухконтурности, которые устанавливались до этого на отечественных и зарубежных самолётах. И хотя выигрыш от гондол такой формы сравнительно невелик, он выражается весьма существенной экономией топлива при выполнении дальних полётов.

Фюзеляж Ил-96-300 такого же диаметра, что и у Ил-86 - 6,08 м. Однако конструкция фюзеляжа существенно изменена для повышения его надёжности, обеспечения безопасности при повреждении, уменьшения скорости роста трещин, обеспечения заданного ресурса, снижения массы и улучшения качества наружной поверхности.

Уменьшение длины фюзеляжа привело к сокращению пассажировместимости. Различная компоновка пассажирского салона предусматривает вместимость от 235 до 300 человек. Стандартная компоновка эконом-класса позволяет разместить в двух салонах 300 кресел: в первом - 66 и во втором - 234 кресла с шагом 870 мм по девять в ряд с двумя проходами шириной 550 мм. Компоновка на 235 мест предусматривает трёхклассный салон: в первом классе - 22 кресла с шагом 1020 мм, в бизнес-классе - 40 кресел и в экономклассе - 173.

Кабина экипажа, авионика и оборудование

На Ил-96 применяется система управления по схеме «стеклянная кабина», включающая современный российский цифровой комплекс авионики с шестью цветными многофункциональными дисплеями, электро-дистанционная система управления с резервной механической СУ, инерциальная навигационная система и средства спутниковой навигации. Самолёт оснащён комплексной системой выдачи экипажу на мониторы информации о работе систем лайнера. Бортовой пилотажно-навигационного комплекс обеспечивает практически полную автоматизацию самолётовождения в сложных метеорологических условиях над любыми районами земного шара и выполнение автоматической посадки в условиях, соответствующих категории IIIA ИКАО. Управляет самолётом экипаж из трёх человек: командир воздушного судна, второй пилот и бортинженер.

При разработке кабины экипажа перед инженерами ОКБ Ильюшина ставилась задача снизить утомляемость пилотов при длительной работе в дальнем многочасовом перелёте, повысить надёжность, безопасность и регулярность полётов. Как и на Ил-86, здесь применён хорошо зарекомендовавший себя в эксплуатации принцип впередсмотрящего экипажа, размещённого в единой группе, при котором обеспечивается взаимоконтроль и взаимопомощь между его членами. Все средства отображения информации и органы управления размещаются в доступных и обозримых местах. Такой подход потребовал объединения отдельных сигнализаторов, индикаторов и органов управления в единую многофункциональную информационно-управляющую систему, обеспечивающую выдачу сигналов (световых, звуковых, речевых), отображение параметров пилотажно-навигационного комплекса, силовой установки и самолётных систем, а также управление работой систем и бортового оборудования.

Использование на Ил-96-300 многоканальных резервированных систем с автоматическим отключением или переключением неисправных каналов в основном освобождает экипаж от каких-либо действий при возникновении отказов. Система отображения информации оповещает экипаж о произошедшем отказе и лишь в некоторых случаях экипажу необходимо продублировать вручную работу автоматики. Только в отдельных случаях, когда несвоевременное включение или выключение наиболее ответственных систем, таких, как двигатели или вторая и третья очереди пожаротушения, может существенно влиять на безопасность полёта, автоматика не используется и принятие решения возлагается на экипаж.

Вся информация о работе бортовых систем, а также индикация данных, необходимых для пилотирования и навигации, объединены в единую систему отображения информации, основой которой являются две подсистемы - экранной индикации и комплексной информационной сигнализации.


Кабина экипажа Ил-96-300

Система экранной индикации входит в состав пилотажно-навигационного комплекса и её основными средствами представления информации экипажу являются четыре цветных экранных индикатора по краям приборной доски, два из которых предназначены для командира корабля и два - для второго пилота. Каждая пара этих индикаторов состоит из комплексного пилотажного индикатора и комплексного индикатора навигационной обстановки, которые предоставляют экипажу информацию, необходимую для пилотирования самолёта и навигации.

Индикаторы комплексной информационной системы сигнализации расположены в средней части приборной доски. Правый экран предназначен, в основном, для индикации параметров работы двигателей, а левый - для сигнальной информации.

Кроме того, имеется возможность ручного вызова на каждый из этих экранов любой информации, которой располагает система. Она имеет запоминающие устройства, которые позволяют после полёта выдать на экраны информацию об отказах и неисправностях бортовых систем, имевших место во время полёта. Для оперативного документирования отказов и неисправностей на борту самолёта имеется печатающее устройство, которое в случае необходимости выдаёт бланк с перечнем отказавших в полёте систем и агрегатов для наземного обслуживающего персонала и экипажа.

Топливная система Ил-96-300 разработана на базе топливной системы его предшественника - Ил-86. Топливная система работает автоматически, не требуя участия экипажа, и только при необходимости обеспечивается ручное управление. Топливо располагается в девяти кессонных крыльевых баках, из которых восемь расположены в консолях крыла и один - в центроплане.

Топливная система выполнена раздельной для каждого из четырёх двигателей, в свою очередь, каждый двигатель питается топливом из расходного отсека своего бака. Расходные отсеки на протяжении всего полёта заполнены топливом, что обеспечивает его надёжную подачу в двигатели на всех режимах полёта. Выработка топлива из консольных баков производится с задержкой для разгрузки крыла и увеличения критической скорости флаттера.

Шасси Ил-96-300 состоит из трёх основных опор, расположенных сзади центра масс самолёта, и передней опоры, расположенной в носовой части фюзеляжа. Каждая из трёх основных опор снабжена четырёхколесной тележкой с тормозными колесами, а передняя опора имеет два нетормозных колеса. Все четырнадцать колёс одинакового размера 1300х480 мм и давление в пневматиках 11,5 кг/см 2 .

Современное состояние программы Ил-96

На 1 января 2017 года в эксплуатации находилось 15 самолётов Ил-96. Из них - 4 лайнера в версии Ил-96-300 эксплуатирует кубинская национальная авиакомпания Cubana de Aviacion (один из них находится на хранении), два самолёта Ил-96-400 и 9 Ил-96-300 - в специальном лётном отряде "Россия". Самолёты используются для перевозки первых лиц (RA-96019, RA-96102). Самолёт Ил-96-300ПУ, бортовой номер RA-96019 - это Борт № 1, Пункт Управления, на котором летает президент страны, борт RA-96102 предназначен для министра обороны.

Самолёт Ил-96-400Т – грузовая модификация Ил-96-300. Длина фюзеляжа самолёта Ил-96-400Т увеличена на 9,35 м по сравнению с базовым самолётом Ил-96-300.

Основное отличие грузового самолёта Ил-96-400Т от его пассажирской версии состоит в том, что пассажирская кабина переоборудована в грузовую с усилением пола кабины и с установкой дополнительных рельсов для крепления напольной механизации, предназначенной для загрузки-разгрузки международных авиационных поддонов и контейнеров. Компоновка грузовой палубы Ил-96-400Т позволяет использовать при размещении груза различные схемы погрузки и средства пакетирования. Максимальная коммерческая нагрузка составляет 92 т.

Регулярных пассажирских перевозок в нашей стране на этом типе ВС не производится. В конце 2013 года руководство Аэрофлота предложило совету директоров компании отказаться от эксплуатации Ил-96, мотивируя своё предложение экономическими соображениями.

30 марта 2014 года лайнер Ил-96-300 авиакомпании «Аэрофлот» с бортовым номером RA-96008, выполнявший рейс из Ташкента, совершил последнюю посадку в аэропорту «Шереметьево». Больше эти самолёты на регулярных рейсах пассажиров не перевозили.

На 1 января 2017 года в сборочных цехах "Воронежского акционерного самолётостроительного общества" (ВАСО) строились пять Ил-96 - три Ил-96-400Т и два Ил-96-300, в планах ОАК - выпускать по два-три самолёта в год на период до 2023-2025 годов.

ПАО "Ил" по заданию Минобороны разрабатывало топливозаправщик Ил-96-400ТЗ на базе грузовой модификации Ил‑96–400Т. Планировалось, что это будет "чистый" топливозаправщик с верхним расположением бака, способный передать свыше 65 тонн топлива на удалении до 3,5 тыс. км от своего аэродрома базирования. Однако в мае 2018 года стало известно, что военное ведомство отказалось от разработки этой машины в пользу топливозаправщика Ил-78М-90А 2 .


Самолёт Ил-96-400М
Размеры
размах крыла (м) 60,105
длина самолёта (м) 63,939
высота самолёта (м) 15,717
площадь крыла (м 2) 350
угол стреловидности крыла по линии 1/4 хорд (град) 30
диаметр фюзеляжа (м) 6,08
Основные характеристики двигателя
количество и модель двигателя 4 х ПС-90А3М 1
максимальная взлётная тяга, не менее (кгс) 4 х 17400
соответствие нормам ИКАО Прил.16, Гл.4
Массовые характеристики
максимальная взлётная масса (т) 265
58
максимальная ёмкость топливных баков (л) 152620
Летно-технические характеристики
крейсерская скорость (км/ч) 870
дальность полёта при максимальном количестве пассажиров (км) 10000
высота полёта (м) 9000-12000
взлётная дистанция (м) 2700
посадочная дистанция (м) 1650
Число мест
лётный экипаж 3 (2)
пассажирских одноклассная компоновка - 436
двухклассная компоновка - 386
трёхклассная компоновка - 315

Ил-96-400М

В мире есть только три производителя, которые способны выпускать широкофюзеляжные лайнеры - американский Boeing, европейский Airbus и российский "Ильюшин". И евроатлантической дуополии совсем ни к чему конкурент в лице нашей страны.

За годы после развала СССР Россия многое потеряла в области гражданской авиации. Зачастую позиции промышленности сдавались добровольно, но по большей части антипромышленное лобби приложило немало усилий для уничтожения российского авиапрома. Результаты этой "плодотворной" работы мы имеем сейчас - подавляющее количество самолётов в российских авиакомпаниях - иностранного производства.

В 2010 году опытнейший пилот «Аэрофлота», налетавший свыше 20 тысяч часов, командир экипажа Ил-96 Владимир Сальников рассказывал, что компания Airbus в контракте на продажу самолётов прямо указывает: посредник получает 10 процентов от суммы сделки. Корпорация Boeing, ничуть не стесняясь, сообщает, что в 2009 году потратила 72 миллиона долларов на подкуп чиновников в СНГ. И если, например, «Аэрофлот» вместо Ил-96 приобретает несколько «Боингов» или «Эйрбасов» на миллиард долларов, 100 миллионов из них сразу разойдутся по карманам заинтересованных людей.

Кроме прямого подкупа чиновников прилагаются усилия и по ограничению полётов для отечественных самолётов в Европу и США, и начались такие ограничения не вчера. Достаточно вспомнить конец 50-х годов, когда в Европе в целях повышения безопасности был введён запрет на реактивные самолёты с двумя двигателями. Эта мера явилась ответом на появление в СССР прорывного реактивного пассажирского лайнера Ту-104. Туполевскому КБ для преодоления этого ограничения пришлось разработать самолёт Ту-110 с четырьмя двигателями.

Введённые в 2014 году и постоянно продлеваемые Вашингтоном и Брюсселем санкции направлены, в том числе, и на ограничение ввоза в Россию новых технологий, которыми наша страна не обладает. В таких условиях России ничего иного не остаётся, кроме как заботиться и об укреплении обороны и о средствах поддержания воздушного сообщения между европейской частью страны и её восточными рубежами. Нужен обновлённый вариант широкофюзеляжного дальнемагистрального лайнера.

Сообщения о возобновлении производства Ил-96 в версии Ил-96-400М и проработке проекта ШФДМС - широкофюзеляжный дальнемагистральный самолёт, появились почти одновременно в 2014-2015 годах. Первоначально было не совсем понятно, зачем понадобилось разрабатывать два похожих самолёта. Полную ясность внёс в сентябре 2016 года Дмитрий Рогозин, который в ходе визита в Воронеж сообщил, что в период до создания стратегически нового пассажирского самолёта (российско-китайский CR929), а это примерно 2027 год, Ил-96–400М закроет основные потребности России как по дальнемагистральным полётам на Дальний Восток из европейской части, так и чартерные перевозки в курортный сезон в те страны, куда нужны вместительные ВС.

Ил-96-400М разработан на базе транспортной версии "-400Т", поэтому его фюзеляж будет длиннее на 9,35 м по сравнению с базовым самолётом Ил-96-300 и составит 63,939 метра.

Главные отличия версии "-400М" от предыдущих модификаций - это два лётчика в кабине экипажа и замена двигателей ПС-90А1 на двигатели следующего поколения ПД-14М, который развивает взлётную тягу 16-17 тонн. Как известно, базовый ПД-14 тягой 14 тонн разработан для установки на лайнер МС-21, а вариант с индексом «М» разрабатывается для военно-транспортного самолёта Ил-214 (в июне 2017 года самолёт Ил-214 (МТА/СВТС) получил официальное название Ил-276 1). Замена ПС-90А1 на ПД-14М сулит значительное уменьшение расхода топлива и затрат на техническое обслуживание силовой установки.

Примечание Авиации России: информация о перспективной замене двигателя взята из журнала ОАК "Горизонты" №4 2016 (#12) стр.31, где эти данные приводит заместитель начальника бюро эскизного проектирования компании «Ил» Ольга Круглякова. По нашему мнению, мощности ПД-14М не хватит для нового Ил-96, и речь может идти о перспективных ПД-18Р со взлётной тягой 18-20 тс. Вероятно, пока не будет создан, испытан и сертифицирован новый двигатель тягой не менее 18 тс, на самолёт будут устанавливаться всё те же проверенные временем ПС-90А1.

В начале марта 2017 года генеральный директор пермского «Авиадвигателя» Александр Иноземцев сообщил, что двигатель ПС-90А1 будет модернизирован в версию ПС-90А3М , который в конечном итоге и будет устанавливаться на Ил-96-400М 1 .

Дополнительно повысить топливную эффективность самолёта позволит перекомпоновка пассажирского салона. При наличии бизнес-класса вместимость составит 370 мест, а в экономичном варианте - 436.

Эти улучшения приблизят Ил-96-400М по операционной экономике к популярным западным моделям Airbus A330-300 и Boeing 777-200.

ОКБ им. Ильюшина провело сравнение Ил-96-400М, в варианте на 332 пассажирских кресла и серийного Airbus A330. Расчёты показали что, с учётом всего комплекса планируемых улучшений, показатель ПЭР (прямые эксплуатационные расходы, на западный манер - direct operational costs, DOC) практически сравнялся. «Самолёты оказались близки по операционной экономике. А с учётом разницы цен в связи с изменением валютного курса, российская машина выходит на конкурентоспособный уровень», - утверждает Генеральный конструктор "Ила" Николай Таликов.

Вносить какие-либо другие серьёзные изменения в проверенные временем планер и системы не предполагается. Также не требуются дополнительные испытания. Самолёт имеет высокий подтверждённый ресурс конструкции в 70 тысяч часов. Максимальный взлётный вес ВС последовательно увеличивался с 235 до 250 и, затем, до 270 тонн. Повышаться далее он также не будет.

В 2019 году на мощностях ВАСО будет собран первый опытный образец пассажирского самолёта Ил-96-400М, одновременно с этим самолёт получит новое обозначение - Ил-496, по сообщениям из ПАО "ИЛ", принципиальное решение об этом уже принято 3 , на реализацию проекта производства Ил-96-400М на период до 2021 года планируется направить около 50 млрд рублей. С 2020 по 2023 г. пять новых самолётов должна принять Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК). Ожидается, что они будут эксплуатироваться на линиях между Москвой и Владивостоком с Хабаровском.

18 января 2019 года генеральный директор ПАО "Ил" Алексей Рогозин обозначил приоритеты на год, одним из которых назвал запуск в серийное производство широкофюзеляжного дальнемагистрального пассажирского самолёта Ил-96-400М 4 .

Весной 2018 года на ВАСО началось изготовление деталей для первого опытного образца Ил-96-400М. Тогда же был освобождён стапель для сборки фюзеляжа самолёта, который до этого занимал фюзеляж недостроенного пятого Ил-96-400Т. Изготовление опытного Ил-96-400М должно завершиться до конца 2019 года, в первой половине 2020 года пройдут предварительные и сертификационные испытания лайнера, которые к июню 2020 года должны завершиться выдачей дополнения к сертификату типа - одобрения главного изменения конструкции 3 .