Что делать если задержали вылет. Что делать, если задерживают рейс на самолет? Как получить новый билет

К сожалению, задержанный рейс - явление достаточно частое и с ним может столкнуться каждый человек. Но мало кто может сориентироваться в такой ситуации. Причиной тому является незнание важной информации. Ниже представлено несколько полезных советов как вести себя в случае, если ваш рейс задерживают.

Что делать, если задержали рейс?

  1. Права любого пассажира всегда одинаковы, независимо от того, какой авиакомпанией и каким рейсом вы летите. Эти права регулируются законом о защите прав потребителей.
  2. Авиакомпания должна предупреждать о том, насколько и почему задерживают ваш рейс. Такую информацию можно получить за стойкой авиакомпании.
  3. В случае, если вы решили пожаловаться на авиакомпанию, если задержали рейс, необходимо попросить у сотрудников аэропорта специальный документ, который подтверждает, что задержка действительно была, на сколько и по каким причинам. В большинстве случаев это постой билет на самолет, но перед посадкой обязательно попросите, чтобы вам поставили штамп с точной датой вылета.
  4. Авиакомпания обязательно организовывает хранение багажа пассажиров, рейс которых задержали.
  5. Когда вы летите вместе с ребенком, младше семи лет, вам должны выделить специальную комнату.
  6. Вам будут давать бесплатные напитки, а так же возможность два раза позвонить и написать пару сообщений, если вы ждете ваш рейс больше двух часов.
  7. Если рейс опаздывает более, чем на четыре часа, вам обязаны подать горячий комплексный обед. Кормить должны регулярно.
  8. Авиакомпания обязана поселить пассажиров в отеле в том случае, если рейс задержали больше чем на восемь часов.
  9. Когда вас селят в отель, вы получаете трансфер с аэропорта до гостиницы и в другую сторону.
  10. Авиационная компания не должна селить к вам в номер других, чужих для вас пассажиров.
  11. Часто бывает, что авиакомпания находит альтернативный способ перелета, чтобы пассажиры не тратили свое время на ожидания. В таком случае, вы не обязаны ничего доплачивать.
  12. Если рейс опаздывает на длительное время, вам должны выплатить компенсацию в размере 25% МРОТ за 1 час просрочки, но не больше 50% стоимости авиабилета.

Если же ваши права нарушают, например, просят доплату за поселение или перелет на альтернативном борту самолета, вы можете легко подать иск на эту авиакомпанию, либо написать на нее жалобы в разные инстанции. Главное собирайте документальные доказательства (чеки, билеты) и вы сможете компенсировать свои затраты финансов и времени.

Наверное каждому, кто летает хотя бы несколько раз в год приходилось видеть на табло в аэропорту напротив своего рейса слова DELAYED или ЗАДЕРЖАН . К сожалению, полностью исключить задержки рейсов невозможно. Авиаперевозки это крайне сложный процесс, который включает в себя множество этапов. Сбой на любом из них способен привести к задержке рейса. Кроме того, на деятельность авиации влияет целый ряд факторов, которые едва ли можно контролировать. Ежегодно авиакомпании несут многомиллионные убытки в результате задержек своих рейсов, а пассажиры терпят значительные неудобства. В этой статье мы расскажем об основных причинах задержек рейсов, о том, что делает авиакомпания, чтобы их не допустить, что говорят пассажирам и что происходит на самом деле.

Для начала попробуем разобраться, что такое задержка рейса. Многие пассажиры ошибочно считают, что самолет должен оторваться от взлетно-посадочной полосы ровно в то время, которое указано в билете в графе «время вылета». На самом деле это совсем не так, время вылета – это время начала движения самолета со стоянки , либо время уборки трапа, зависит от технологии, применяемой в конкретной авиакомпании. Время прибытия – соответственно время установки самолета на стоянку или время подгона трапа.

Время полета по расписанию включает в себя непосредственно летное время с учетом осредненных данных о ветре, а также время на руление перед взлетом и после посадки, которое определяется статистически для конкретного аэропорта. Купив билет, например, из Домодедово в Санкт-Петербург, вы увидите, что время полета по расписанию составляет около часа и сорока минут. Ничего удивительно, ведь значительную часть этого времени самолет будет кататься по аэродрому.

А почему бы не планировать рейсы так, чтобы не было задержек? Да, безусловно, можно планировать время по расписанию на полчаса больше «на всякий случай», время стоянки между рейсами тоже можно увеличить, чтобы самолет гарантировано успели обслужить. Можно еще держать пару тройку резервных самолетов на земле на случай поломок. Вопрос в том, готов ли пассажир за это платить. Логика тут простая, если самолет не летает, он приносит убытки.

Причин задержек может быть множество, однако, обычно, в аэропорту пассажирам озвучивают только три. Это позднее прибытие самолета, метеоусловия или техническая причина. Поговорим о каждой из них подробнее.

Позднее прибытие самолета.

Самая безобидная с точки зрения пассажира задержка, чем нередко злоупотребляют авиакомпании. По-хорошему, такая задержка должна быть выдана за несколько часов до вылета вашего рейса, если ее дали за полчаса до вылета – знайте, позднее прибытие тут скорее всего не при чем.

Позднее прибытие возникает следующим образом. На каждый рейс авиакомпания назначает конкретный самолет. Большинство авиакомпаний старается минимизировать простой самолета, поэтому рейсы планируются с минимальными интервалами. Для самолетов класса А320 и Б737 это около часа в базовом и 40-50 минут в транзитном аэропорту между рейсами, этого времени достаточно на подготовку самолета к следующему рейсу. Теперь представим, что предыдущий рейс прибывает с задержкой. Конечно, авиакомпания попытается оперативно разменять самолеты с тем, чтобы не допустить задержку других рейсов. Но если такой возможности нет, следующий рейс будет задержан «поздним прибытием самолета».

Метеоусловия.

Итак, что же может помешать современному лайнеру выполнить взлет и посадку. Самый распространенный вариант – ограниченная видимость, как правило, туман или сильный снегопад. При заходе на посадку устанавливается так называемая высота принятия решения, и если летчик на этой высоте не увидит полосу, он не имеет права продолжать снижение. Очевидно, что нет смысла вылетать, если экипаж уже заранее знает, что будет вынужден уходить на запасной аэродром. Не редки случаи, когда самолет одной авиакомпании вылетает, а рейсы других перевозчиков в тот же самый аэропорт сидят на земле и ждут погоды. Это нормально. Погодные минимумы для конкретного экипажа, самолета и даже аэродрома у всех свои. И кстати, туман – это часто локальное явление погоды, вполне возможно, что нигде кроме аэропорта его нет. Поэтому не стоит говорить, что вас обманывают, поверьте, ни одна авиакомпания не будет прикрываться метеоусловиями. Кроме тумана, возможны задержки из-за сильного ветра, который превышает ограничения самолета для посадки, а также по причине низкого коэффициента сцепления на полосе, часто из-за сочетания первого и второго. Для каждого воздушного судна установлены ограничения по попутной (самолету выгоднее взлетать и садиться против ветра) и боковой составляющей ветра. Превышать их опасно. Если же полоса обледенела и дует даже не особо сильный боковой ветер, садиться нельзя.

Если речь идет о коротком рейсе (менее 2-х часов), то часто бывает так, что задержки выдаются на небольшое время, а потом многократно продлеваются, связано это с тем, что для таких рейсов решение принимается по фактическим метеоусловиям (сводки фактической погоды выходят каждые полчаса). Если же полетное время составляет более двух часов, решение принимается по прогнозу, с тем чтобы прилететь под прогнозируемое улучшение. Для таких рейсов задержки могут выдаваться сразу на несколько часов. Все зависит от конкретного командира, одни предпочитают выдать задержку сразу на два часа и спокойно ждать, другие будут держать пассажиров на борту, надеясь на улучшение.

Техническая причина.

Самолеты ломаются, это данность. Неважно, это импортный самолет или отечественный, новый с завода или сменивший несколько авиакомпаний. Если рейс задержан по технической причине, не стоит пугаться, это еще не значит, что у самолета в воздухе отвалятся крылья. Как правило, речь идет о незначительных с точки зрения безопасности неисправностях, которые исправляются в течении получаса. Производитель самолета дает четкие инструкции, с каким неисправным оборудованием можно летать и как долго. Например, можно летать с одним неисправным реверсом двигателя и это будет абсолютно безопасно, просто необходимо выполнить перерасчет потребных дистанций для взлета и посадки. Если самолет ломается в базовом аэропорту авиакомпании, то скорее всего при наличии запчастей его починят в течении нескольких часов. Гораздо хуже если поломка случается вне базы в каком-нибудь маленьком аэропорту. В этом случае, скорее всего, придется ждать пока за вами пришлют другой самолет.

Нередко авиакомпания старается скрыть от пассажиров задержку по технической причине. Во-первых, это репутационные потери, во-вторых, это пугает многих пассажиров. Если самолет сломался после посадки пассажиров, то здесь, конечно уже все очевидно. А вот если до посадки пассажиров, то навряд ли вы когда-нибудь об этом узнаете.

Задержки связанные с работой наземных служб.

Как мы уже сказали, стыковочное время между рейсами для самолетов типа А320 в базовом аэропорту составляет около часа. За этот час происходит следующее. Самолет встает на стоянку, подгоняется трап, подъезжают автобусы для пассажиров, высаживаются пассажиры, снимается багаж и груз, приходит новый экипаж, выполняется заправка топливом и водой, делается уборка салона, загружается бортпитание, багаж пассажиров следующего рейса. Это лишь основные звенья цепочки обслуживания самолета на земле.

Если же в этой цепи происходит какой то сбой, образуется задержка. Например, поздно начали заправку, а пока ее не закончат, пассажиров сажать нельзя. Часто в аэропорту скапливаются очереди на регистрации, досмотре, паспортном контроле. Все это является результатом неудовлетворительного планирования или просто неэффективной работы соответствующих служб и выливаются в позднюю посадку пассажиров на борт, а значит задержку рейса. Все службы по тем или иным причинам чаще или реже не справляются или допускают ошибки, для авиакомпании все это выливается в задержку рейса.

Время вылета прошло, а мы сидим в самолете, никуда не едем, почему?

Вариантов опять же несколько. Самый распространенный. На вылет скопилась очередь и чтобы не жечь топливо в очереди перед ВПП, диспетчер не дает разрешения на запуск двигателей. Действительно нет смысла вставать в очередь десятым, если можно подождать на стоянке и взлететь без очереди. Кстати, в Европе такой же механизм работает и с воздушным пространством. Мощнейший компьютер оценивает загруженность европейского неба и в случае если в нем пока нет места для вашего рейса, выдает слот, т.е. время задержки. Представьте себе, что такая система работала бы для автомобильного движения. Каждый водитель подает план своего маршрута и желаемое время вылета. Если система увидит, что дороги перегружены, будет выдана задержка или предложен другой маршрут. Вот так в европейском небе борются с пробками.

Второй вариант, какого-то пассажира сняли с рейса (возможно, он не явился на посадку или явился пьяный), а багаж этого пассажира остался на борту. В целях безопасности багаж пассажиров отсутствующих на борту должен быть снят. Не важно, что его уже досмотрели. В багажниках самолета россыпью лежит, скажем,150 чемоданов, требуется найти нужный, это занимает время.

Вылетели вовремя, а прилетели с опозданием, почему?

Да, такое случается и очень часто. Возможных причин несколько. Как правило – сильный встречный ветер. Ветер на больших высотах запросто может достигать 200 километров в час, и если он встречный, то прилетите вы значительно позже. Влияние ветра особенно ощутимо на длинных рейсах.

Конечно, среднее значение скорости и направления ветра учитывается при формировании расписания, но невозможно заложить в расписание какие-то экстремальные случаи. Еще одна причина, это вынужденное удлинение маршрута, это может быть связано с обходом опасных метеоявлений (например гроз) или закрытием определенных районов для полетов.
И последнее, это ожидание очереди на посадку. Вообще, во всем мире кроме России, это происходит исключительно из-за форс-мажорных обстоятельств, например, закрывается одна из взлетно-посадочных полос или метеоусловия не позволяют выполнить посадку, в результате чего скапливается очередь. В России ко всему выше перечисленному добавляется отсутствие адекватного планирования со стороны аэропорта, то есть аэропорт подтверждает слоты (слот — временной интервал для вылета или прилета рейса) для большего количества рейсов, чем фактически может обеспечить.

Как борются с задержками авиакомпании?

В любой авиакомпании есть операционный отдел, который отслеживает текущие рейсы и в случае задержек может оперативно разменять следующие рейсы между собой и предпринять другие меры с целью минимизации времени задержки. В крупных авиакомпаниях есть целые отделы, которые отвечают за расследование задержек. В любом случае, если есть виноватые, в их отношении применяются разного рода санкции.

Если авиакомпания отменила вылет или перенесла его, первое столкновение с такой ситуацией вызывает панику. Особенно когда это происходит с трансферным рейсом (промежуточный перелет с пересадкой), подразумевающим определенное время прибытия. Однако билет на самолет – вид соглашения с авиакомпанией, подтверждающий список обязанностей перевозчика.

К ним относятся:

  • доставка пассажира в согласованное место и сроки;
  • забота о клиентах в случае нарушения их интересов.

Знание нюансов позволит сориентироваться в незапланированной ситуации, а также решить проблему задержки рейса либо аннулирования наиболее эффективным способом.

Причины отмены рейсов

Когда перелет признан недействительным, виновником аннулирования не всегда является авиаперевозчик. До выдвигания требований выплаты компенсации за отмену в офисе организации следует узнать причину такого решения.

Авиакомпания виновна в случае, когда снятие перелета связано:

  • с нестыковками в расписании;
  • с неподготовленностью самолета к рейсу или опоздания осуществления уборки до времени вылета;
  • непрохождением регистрации пассажиром из-за овербукинга: так происходит, когда количество проданных билетов превышает действительное число мест;
  • отсутствием выгоды для предприятия;
  • невозможностью приведения доказательств, доказывающих удовлетворительную причину отмены вылета.

Вины перевозчика нет, если на произошедшее повлияли:

  • погодные условия;
  • природные катаклизмы;
  • действия военных;
  • переход государства в военное положение;
  • ввод запрета или ограничения на определенные маршруты перевозки;
  • забастовка работников авиакомпании;
  • повреждение самолета, угрожающее жизни клиентов.

Если снятие вылета произошло по причине неудовлетворительных метеоусловий, алгоритм действий включает в себя следующие этапы:

  1. До выезда в аэропорт уточните, что перелет состоится. Эта опция доступна в онлайн-табло на сайте аэроузла.
  2. Сделайте все возможное для приезда без опозданий. В ситуации наибольшего количества заторов на дорогах, воспользуйтесь услугами метрополитена.
  3. Пройдите процедуру регистрации на сайте, принадлежащем авиаперевозчику. Такая мера предосторожности обеспечит запас времени, что очень выручит при задержке в пути до аэропорта. По умолчанию прибыть на процедуру регистрации нужно не менее чем за полтора часа до назначенного вылета. Если присутствует распечатанный посадочный талон, срок сократится до 40 минут.

Отмена рейса по вине авиакомпании

Когда у компании отсутствуют доказательства, что на аннулирование перелета повлияли непредвиденные обстоятельства, пассажир вправе претендовать на получение выплаты в размере 3% от цены авиабилета. Ставка начисляется за каждые 60 минут, проведенные в ожидании.

Величина возмещения прописана в ст. 28 российского законодательства, регламентирующего потребительские права (ст. 5). Более высокие суммы не предусмотрены в случае отмены рейса, однако покупателю обязаны вернуть количество потраченных на билет средств или обменять талон на альтернативный из доступных у перевозчика.

Ответственность авиакомпании в РФ

Регламент, установленный законодательством РФ, одинаково распространяется на все компании, которые осуществляют авиаперевозки граждан. Это не зависит от наименования фирмы.

Освобождены от ответственности по ст. 794 ГК авиаорганизации в случаях:

  1. Стихийных бедствий.
  2. Изменений условий жизни общества (вспышка эпидемии или военные операции).
  3. Начала забастовок (отраслевых, либо национальных).
  4. Введение государством ограничения на перелеты по определенным направлениям.
  5. Снятие или перенос времени посадки из-за дефекта воздушного судна, если это несет угрозу здоровью клиентов.

Важно! В большинстве случаев авиафирмы ссылаются на эти причины, поскольку в этом случае ответственность перевозчика минимальна. Удостоверьтесь, что предоставленная информация соответствует действительности.

Ответственность авиакомпании в ЕС

Как и российские аэроузлы европейские воздушные причалы не отвечают за аннулирование или опоздание рейса по чрезвычайным обстоятельствам, если они были неизбежными даже при условии принятия всех допустимых мер.

Когда ситуация связана с овербукингом (нарушение со стороны перевозчика), нестыковок составленного расписания и других внутренних процессов, виновник – аэрокомпания. Действия и права компаний, предоставляющих услуги авиаперелетов, а также их пассажиров регламентированы постановлением парламента 231.

Алгоритм, которому стоит следовать при опоздании времени вылета в европейском аэропорту аналогичен возникновению такой ситуации в РФ. Предложенной альтернативой станет другой рейс, либо перенесение посадки на более поздний срок.

Пассажиру в это время должны предоставить:

  • еду и питье (в пределах разумного);
  • гостиничный номер (при задержке на 1 и более ночей);
  • доставку от аэроузла до места проживания;
  • 2 звонка по телефону, факсимильную и электронную почту.

Внимание! Работники авиаорганизации должны информировать клиентов об алгоритме действий, предусмотренном для той или иной ситуации. Если произошел форс-мажорный случай, и компания не имела возможности повлиять на ход событий, пассажиру обязаны вернуть затраченные на покупку билета деньги, поскольку предоставления услуги не было. Поставьте на талоне отметку, что произошла задержка рейса или отмена.

Нелишней будет фотография табло, где четко видна информация об аннулировании вылета или его опоздании. Это упростит процедуру возврата средств и получения компенсирующей выплаты. При столкновении с овербукингом, перевозчик должен предложить добровольный отказ от перелета всем клиентам, которым не хватило мест. Им положено возмещение в размере от 250 до 600 евро. Сумма зависит от расстояния перелета.

При отсутствии нужного количества добровольцев покупателя снимут с рейса принудительно и вернут ему полную сумму, затраченную на билет.

Если отмена произошла за несколько дней

Во время звонка работник авиакомпании предложит заменяющий вариант перелета, осуществление которого может производиться силами изначального перевозчика, либо стороннего. Альтернативный рейс бывает запланирован на другую дату, а вместо прямого маршрута использоваться вылет с пересадкой.

Внимание! Если предложение вас не устраивает, потраченные средства возвращаются полностью. Это условие продиктовано приказом 82 Минтранса. Для стыковочных разновидностей рейсов предусмотрены отдельные нюансы.

Примером служит ситуация отмены перелета до пункта пересадки. Вернут лишь часть денег, поскольку услуга не оказана наполовину. Вторые билеты сдаются клиентами самостоятельно в соответствии с общими правилами. При невозможности вылета со стыковочного аэроузла перевозка считается в принципе неосуществимой, поэтому пассажир получит полный возврат средств.

Если отмена произошла в день вылета

Если по прибытии в аэропорт вы видите на табло уведомление об отмене вашего рейса, незамедлительно обратитесь к работникам у стойки авиакомпании. Они предложат иной вариант перелета позже на несколько часов или сделают возврат денег, затраченных на приобретение билета.

Важно! Если предоставлен выбор другого вида вылета, решайте вопрос сразу же, так как мест может не остаться из-за бронирования остальными пассажирами, которые также прибыли на посадку отмененного рейса.

Для тех клиентов, кто согласен ждать следующий самолет, действует ряд преимуществ. Если вам придется ждать свыше 2 часов, рассчитывать можно на следующее:

  1. Отдельная комната для матери с ребенком до 7 лет.
  2. Два отправленных письма по электронной почте или телефонных вызова.

Для ожидания от 4 часов пассажиры вправе получать горячую пищу с интервалом в 6 часов днем и 8 часов – ночью. При опоздании посадочной процедуры более чем на 8 часов днем и в ночное время – от 6 часов, список привилегий включает в себя:

  • проживание в гостиничном номере за счет авиаорганизации;
  • доставку до отеля транспортными средствами аэропорта и обратно (когда предоставление жилья не обременено внесением дополнительной оплаты);
  • бесплатное хранение личного багажа.

Внимание! Обязательно проставьте отметку у представителя компании о задержке перелета или отмене. После прохождения паспортного контроля найти его можно около гейта, что зарезервирован для посадки на ваш самолет.

На какую компенсацию можно рассчитывать

Претендовать на получение компенсации можно лишь в случае отсутствия доказательств у компании своей непричастности к возникновению форс-мажорной ситуации.

В РФ

Закон, регулирующий защиту потребительских интересов, обязывает авиаорганизации возмещать пассажирам каждый час ожидания рейса в размере 3% от цены билета (ст. 28, п.5). Максимальная сумма выплаты не превышает ½ стоимости посадочного талона. Это продиктовано Воздушным кодексом (ст. 120).

В зоне Евросоюза

На территории ЕС размер выплат прописан в постановлении Парламента и Консульства. Правила указаны в регламенте № 261. Они едины для всех организаций, предоставляющих услуги авиаперевозок. Это не зависит от места регистрации предприятия, поскольку все полеты над зоной ЕС, перелеты на территорию или вылеты с аэроузлов Евросоюза в любом из направлений попадают в список постановления.

Выплаты предусмотрены для всех пассажиров, граждан любых государств. Сумма возмещения связана с протяженностью перелета в километрах и периода нестыковки с согласованным расписанием.

Для европейских аэропортов тарифы на компенсационные выплаты приведены в таблице ниже.

Важно! Если об отмене вас предупредили заранее (от 14 дней), то право на получение выплаты отсутствует. В случае меньших сроков компенсация выплачивается в зависимости от времени, на которое задержали вылет и расстояние перелета.

Возмещение при уведомлении от 7 до 13 суток до назначенного вылета и предложения альтернативного.

В случае предупреждения в семидневный срок и ранее.

В США

Если ситуация происходит на территории США, то еда, звонки или напитки пострадавшим пассажирам не являются обязательным условием, поскольку в законодательстве нет такой информации. Однако все зависит от политики отдельной компании.

В американских законах даже при длительном опоздании компенсации не предусмотрены. Большая часть перевозчиков обменяет рейс на альтернативный (или поможет с перелетом при помощи воздушного судна стороннего предприятия). В случае большей стоимости нового билета, разницу придется оплатить из своих средств. Вернуть деньги или выплатить возмещение могут лишь в случае овербукинга.

Список документов для получения выплат

Выдача денежных компенсаций осуществляется при предоставлении:

  • сведений о рейсе (номер, маршрут и время);
  • номера брони (обязательный момент для большинства авиаперевозчиков);
  • талона посадки;
  • письма, подтверждающего бронирование;
  • билета.

Варианты получения

Алгоритм самостоятельного получения компенсации состоит из нескольких шагов:

  1. Оформление претензии на английском языке.
  2. Приложение доказательств и подтверждающей документации.
  3. Отправка жалобы с пакетом бумаг на электронный ящик предприятия, по факсу или через официальный сайт.

Если ответ так и не изменился, допускается обращение в органы, контролирующие соблюдение потребительских прав и интересов.

Избежать неприятных вариантов развития событий можно при заблаговременном обращении в справочный сервис авиафирмы или представительство с целью уточнения актуальных сведений о запланированном рейсе.

Полностью исключить форс-мажорные случаи не получится, поэтому заранее возьмите с собой:

  • дополнительный аккумулятор для телефона;
  • устройство для зарядки сотового;
  • непортящиеся продукты питания;
  • книги, сканворды, журналы и т. п.;
  • средства для личной гигиены;
  • сумму для покупки другого билета.

Не выбрасывайте чеки или билеты. Следует также ознакомиться с внутренним регламентом компании. Вероятность отсутствия ответственности, если рейс отменят, не исключена. Это обычная практика бюджетных авиалиний. В случае нарушения интересов обращайтесь в суд.

Когда стоит оформлять исковое заявление в суде

По регламенту п.1 ВК вынесение решения по запросу на выплату возмещения должно произойти в тридцатидневный срок (ст. 128). Если авиаорганизация отклонила заявку, предусмотрена возможность подачи в судебные органы в течение 3 лет со дня задержания или отмены вылета. Об этом говорится в ст. 196 ГК.

Для этого нужно предъявить пакет документов:

  • заявление истца;
  • билет с проставленной отметкой об аннулировании или опоздании сроков посадки;
  • квитанции за питание, гостиничные номера, телефонные звонки в этот период;
  • бумаги, способные подтвердить, что в результате действий авиакомпании пассажиру нанесен ущерб морального или финансового характера;
  • жалоба в письменной форме, ранее отправленная перевозчику (желательно доказательство получения и отправки);
  • ответное послание от авиакомпании.

Внимание! Если вы не уверены в своих силах, постарайтесь решить вопрос в досудебном порядке. Маловероятно, что проживание в номере класса люкс и завышенные расходы на питание возместятся. При корректном поведении представители аэроузлов сделают максимум усилий для компенсации убытков.

Сроки возврата

Точный период получения возмещения законодательством РФ не установлен для случая вынужденных отказов клиента от перелета. У каждой фирмы индивидуальная политика в отношении сроков, но часто потраченные деньги на билет поступают обратно на пассажирский счет в течение 60 дней. Некоторые разбирательства затягиваются до полугода.

Для европейских рейсов максимальное время обработки запроса на возврат и компенсации не превышает 7 дней (ст. 10 и ст. 2).

Заключение

Если организация виновна:

  1. В опоздании посадочной процедуры от 2 до 4 часов, напомните о праве на 2 послания работникам аэроузла. Если с вами ребенок, не достигший 7 лет, попросите предоставить комнату.
  2. Задержка на 4 часа и более. Вы вправе настаивать на получении бесплатного питания.
  3. Если вылет откладывается (на 6 и более часов ночью или на 8 и более часов днем), требуйте доставки до гостиницы и назад транспортом перевозчика, а также оплаты гостиничного номера.
  4. В зоне ЕС задержка более 5 часов дает право на возврат, доставку в исходный пункт маршрута (для стыковочных рейсов) и компенсацию.

Не забывайте документально фиксировать каждый факт нарушения: сохраняйте чеки и фотографируйте табло рейсов.

При планировании путешествия на самолете, могут возникнуть форс-мажорные обстоятельства. Ввиду многих из них авиаперевозчики отменяют авиарейс или объявляют о его задержке. Как должны поступить путешественники в этом случае?

Права авиапассажира при задержке рейса

Задержание вылета или прилета авиасудна происходит по различным причинам. О нем сотрудники авиаперевозчика оповещают клиентов, которые уже приобрели билеты. Для этого в аэропорту есть специальная служба. Если вылет самолета отменили, компания делает рассылку СМС-сообщений.

В Российской Федерации

При отмене или задержании вылета самолета любая авиакомпания имеет определенные обязательства перед своими клиентами.

Независимо от того, насколько по времени был задержан рейс, каждый пассажир имеет определенные права. Они установлены законодательством Российской Федерации.

При задержании рейса на 5-15 минут путешественникам с детьми до семи лет предоставляется специальное помещение - комната «Матери и ребенка». Она оборудована специально для отдыха, кормления и других нужд.

Если вылет воздушного судна задерживают не более чем на 2 часа, каждый из путешественников имеет право совершить два бесплатных телефонных звонка. Сотрудники авиакомпании должны предоставить воду и другие напитки.

Если рейс задерживают на 4 и более часов, ожидающим путешественникам должны предоставить талоны на горячее питание. В дневное время пассажиры должны питаться каждые 6 часов, в ночное - каждые 8 часов.

Если рейс задерживают на 8 и более часов, авиакомпания должна разместить людей, ожидающих самолета, в гостинице. Их трансфер, хранение багажа - ее обязательства.

Не нужно ждать, пока сотрудники компании принесут напитки или выдадут талоны на бесплатное питание. К ним нужно подойти самостоятельно.

Не стоит задавать вопросы сотрудникам аэропорта. Их организация является посредником, и предоставляет услуги только по оформлению билетов, проверке багажа, посадке на рейс.

В Европе и за границей

Работу Европейских авиакомпаний регулирует «Постановление Европейского парламента и Совета ЕС» № 261/2004. Оно действует только на территории Европейского союза и для компаний, зарегистрированных на его территории.

Авиаперевозчики своим клиентам должны предоставить бесплатное питание и напитки в таких случаях:

  • При задержании вылета воздушного судна на 2 и более часов. При этом протяженность полета составляет до 1500 км.
  • Если рейс задерживают на 3 и более часов, а перелеты осуществляются только по территории ЕС. Их протяженность достигает 1500-3500 км.
  • Если рейс задерживают на 4 и более часов.

Пассажир может совершить два бесплатных телефонных звонка. В том случае, если вылет или прилет самолета задерживается на одни или несколько суток, авиакомпания предоставляет номер в гостинице. Компенсацию можно получить только в том случае, если рейс задержан на 3 и более часов по вине авиаперевозчика. Эти правила установлены парламентом ЕС.

Чтобы ускорить процедуру компенсации за задержку, отмену рейса или отказ в посадке из-за овербукинга, рекомендуем обратиться в Compensair через форму ниже. Это надежный сервис, который специализируется на авиакомпенсациях за проблемы с рейсами европейских авиакомпаний в течение последних 6 лет.

Компенсация за задержку авиарейса в России

Даже самое незначительное опоздание в вылете может быть чревато для путешественника материальными затратами. Например, была пропущена важная встреча или нарушены договорные обязательства.

В этом случае предусмотрена компенсация за задержку рейса самолета. Она выплачивается в Российской Федерации в том случае, если опоздание произошло по вине авиакомпании.

Важно. Материальная компенсация не выплачивается, если самолет опоздал или не вылетел по причине нелетных погодных условий.

Также ее не выплатят в таких случаях:

  • начались отраслевые забастовки сотрудников;
  • появились изменения в общественной жизни, которые влияют на безопасность перелетов (война, эпидемия и прочее);
  • установлены государственные ограничения на осуществление воздушных перевозок;
  • выявлена неисправность летательного аппарата, которая может повлечь за собой угрозу крушения.

В РФ в установленных правилах задержки рейсов самолетов по вине авиаперевозчика размер компенсации составляет 25-50% от суммы минимальной заработной платы. Процент материальной выплаты зависит от многих обстоятельств.

Совет! Чтобы воспользоваться правом на выплату компенсации в полном объеме, необходимо у сотрудника авиакомпании поставить специальную отметку.

Размер компенсации за задержку авиарейса в ЕС

В Европейском Союзе размер компенсации фиксированный. Он зависит от дальности полета и времени задержки рейса.

Для получения в проездном документе должна быть проставлена отметка. Это выполняет сотрудник аэропорта или авиакомпании. При сборе больших доказательств, можно сфотографировать табло, на котором высветилась информация о задержке рейса.

Интересно! Если авиаперевозчик предупреждает клиента об отмене или задержке рейса за 14 дней до него, компенсация не выплачивается. Если же этот период меньше, пассажир может рассчитывать на материальную выплату в размере, что и при задержке рейса.

Как добиться выплаты: подробная инструкция

К сожалению, не все авиаперевозчики стремятся сохранить свою положительную репутацию. Они не только не предоставляют путешественникам напитки и бесплатные талоны на питание, но и не торопятся отвечать на вопросы по поводу компенсации.

Самостоятельно

Если все требования пассажиров были проигнорированы, вы можете собрать пакет документов, и обратиться в суд.

Подтверждающие документы:

  • копия билета с отметкой об отмене или задержке рейса;
  • письма или пригласительные, если планировалось путешествие за границу к родственникам или на важное мероприятие;
  • копии билетов на экскурсии;
  • квитанции или чеки за проживание в гостинице и питание за все время ожидания рейса.

Также необходимо написать претензию. Ее вручают сотруднику авиакомпании вместе с собранным пакетом документов.

Совет. Лучше отправить все это по почте заказным письмом. Так у путешественников будет на руках доказательство того, что они подали жалобу.

Некоторые ксерокопируют претензию. На ее втором экземпляре расписывается сотрудник авиакомпании, которому ее передали. Он указывает дату обращения и свои данные (ФИО, должность).

Обратиться за компенсацией можно непосредственно после того, как точно установлено время задержки вылета воздушного судна. Но не позднее 6 месяцев со дня отмены или задержки рейса. В ЕС этот период установлен для каждой авиакомпании индивидуально.

Через Compensair

Также вы можете обратиться к компаниям, которые специализируются на авиакомпенсациях от европейских авиалиний. Например, компания Compensair помогает путешественникам получить компенсацию до 600 евро в случае отмены или задержки рейса, а также при отказе в посадке. При этом компенсацию можно получить за проблемы с авиарейсами европейских авиакомпаний в течение последних 6 лет. Для получения компенсации заполните форму ниже.

Срок рассмотрения жалобы

Согласно законодательству Российской Федерации, жалобы на работу авиакомпании рассматриваются на протяжении 30 дней. По истечении этого периода авиаперевозчик либо возмещает ущерб, либо отказывается от выплаты компенсации. При этом он должна предоставить неоспоримые доказательства своей невиновности.

Примечание. В правилах транспортировки пассажиров воздушным транспортом не указано точное время, в которое компенсация должна быть выплачена. Иногда этот процесс затягивается на месяцы.

В европейском Союзе дело обстоит иначе. Авиакомпании выплачивают компенсацию не позднее 7 дней после рассмотрения жалобы.

Судебные разбирательства

Самостоятельно «сражаться» с авиакомпанией за право получения компенсации - сложная задача. В штате такой организации работают опытные юристы. Они хорошо справляются со своими обязанностями. И порой получить долгожданную компенсацию не удается.

Совет. В этом случае нужно обратиться за помощью к профессиональным юристам. Они помогут собрать достаточное количество доказательств вины авиакомпании.

Суду необходимо предоставить подтверждающие документы. Обратиться с исковой жалобой можно в течение 3 лет со дня задержки вылета.

Что делать, если из-за задержки одного рейса пассажир опоздал на другой

Исход ситуации зависит от того, как путешественник оформил свой билет. Например, он совершает полет из Краснодара в Минск с пересадкой в г. Москва. В этом случае авиакомпания несет ответственность за рейс «Москва - Минск». Они посадят путешественника на ближайший самолет, который летит в этом направлении.

Важно. Получение компенсации из-за сложившейся ситуации возможно, если пассажир прибыл в пункт назначения с опозданием на 3 часа и больше.

Если приобретались документы на два отдельных рейса («Краснодар - Москва» и «Москва - Минск») за опоздание на второй самолет авиаперевозчик ответственности не несет.

Что делать, если авиакомпания не предоставила гостиницу

Такая ситуация происходит довольно часто. Что делать, если задерживают рейс на самолет на сутки и более? А авиакомпания при этом игнорирует свои обязательства.

Первое, что нужно сделать, это проставить отметку о задержке рейса у сотрудника компании. Далее, необходимо собирать все чеки: на питание, хранение багажа. При заселении в гостиницу попросить выдать подтверждающие документы с указанием суммы оплаты. Они будут доказательством материальных трат, которые должна возместить компания-перевозчик.

Пассажир по прибытии в авиакомпанию пишет заявление установленного образца. Его можно взять у сотрудника. К нему он прикладывает копии собранных документов. Также необходимо предоставить копию билета, на котором стоит отметка о задержке или отмене рейса.

На сайте многих авиакомпаний есть возможность подать такую жалобу в онлайн-режиме. Как показала практика, лучше передавать заявление лично или отправлять посредством почты (оформить заказное письмо). Так будет больше шансов, что претензию рассмотрят в срок, а также примут по ней решение.