Таблица с распорядком дня в походе. Режим дня, распорядок и движение в водном походе

Неправильный темп движения туристической группы является одной из наиболее часто встречающихся причин неудачных горных восхождений и походов. Погоня за быстротой и нерасчетливый расход сил, а также неправильное по времени распределение нагрузки — вот главные недостатки, которые наиболее часто встречаются среди начинающих альпинистов. Во время хождения по горам на самую технику шага необходимо обращать особое внимание. Нога должна становится на ступню полностью, при этом необходимо с максимальной тщательностью отнестись к выбору места для постановки ноги, ступни должны ставиться параллельно относительно друг друга, альпинист всегда должен знать, что у него под ногами, поэтому он просто обязан регулярно под них смотреть. Стоит заметить, что на всю ступню ногу следует ставить не только на равнине, но и во время движения на подъёме. Переносить вес с ноги на ногу нужно очень плавно, это поможет сэкономить ваши силы и существенно уменьшит возможность поскользнуться. Ваш шаг не должен быть чересчур широким, он должен быть мягким, а походка в целом немного пружинящей, чрезмерное раскачивание обязательно вызовет лишнюю трату драгоценных сил. Общий темп передвижения полностью зависит от сил группы в целом, и по этой причине здесь нельзя дать точных указаний. Но одно известно точно - всегда приходится ориентироваться на менее опытного и выносливого члена группы, т.к. туристы своих никогда не бросают.

Во всяком случае, можно отметить то, что темп должен быть максимально равномерным, дабы группа не ощущала даже малейшей необходимости в частых привалах. Именно поэтому нужно равняться на самого слабого ходока, гонки на опережение в условиях горного похода недопустимы.

Обычная ошибка в походах, это когда темп сбит, то есть первые с утра изо всех сил бегут вперед, и они же к вечеру еле-еле передвигаются, и им нужны частые остановки, поскольку еще сутра все их силы были растрачены бездумно и нерационально. А качества любого ходока проявляются ни в коем случае не в первый, а в последние часы ходьбы.

Также чрезвычайно важным при подъеме является соблюдение правильного темпа. Идти необходимо таким образом, чтобы недостатка воздуха вы не ощущали, не приходилось ускорять дыхание; работа сердечной мышцы должна нормализироваться через некоторое время стабильной ходьбы при определенном темпе. Все возрастающие и продолжающиеся усиления деятельности сердечной мышцы указывают на очень быстрый темп, который для вас просто неприемлем.

Темп движения можно и нужно контролировать и регулировать по пульсу. Пульс ни в коем случае не должен отличатся большой частотой (допустимое ускорение не превышает 150—200%) в сравнении с нормальной частотой пульса у данного человека на данной высоте. И самое главное, — частота пульса должна достаточно быстро приходить в спокойствие, нормальный пуль должен достигаться в течение 10—15 минут после того как была произведена остановка. Резких движений и рывков, которые срывают устойчивую работу сердечной мышцы, следует избегать. Во время подъема необходимо особое внимание обратить на дыхание и его равномерность, а также на то, чтобы оно было согласованно с движениями вашего тела. Разговоры, пение, а также крики недопустимы, потому как они сбивают дыхание. Кроме работы сердечной мышцы, для контроля темпа служит и частота дыхания: оно не должна отличатся чрезмерной частотой.

Кроме того частота остановок зависит и от уровня тренированности альпиниста. Альпинисты, которые хорошо тренированы, могут без отдыха идти по несколько часов, но нормальным, средним режимом преодолевая легкий путь, следует после каждого часа дороги отсчитывать 10-минутную остановку. По мере того, как увеличивается трудность подъема, остановки организовываются все более часто. Во время туристической работы высокой трудности — протаптывание следа в снегу, рубка ледовых или снежных ступеней, передвижение на большой высоте — рекомендуется делать короткие паузы (не садясь) для организации мелкого отдыха каждые 10 минут передвижения.

Если во время подъема, когда вам нужно совершать преодоление силы тяжести, сердечная мышца подвергается нагрузке высокого уровня, то во время спуска, когда работу сила тяжести наоборот облегчает, сердечной мышце приходится испытывать нагрузку более легкую. Однако во время спуска основная нагрузка ложится на мышцы ваших ног, и темп движения определяется их работой. В случае отсутствия тренировки не стоит производить слишком быстрый спуск, однако при этом достаточно легко натрудить свои мышцы и, что представляет наибольшую опасность - натереть ноги.

На преодоление легкого пути мы даем горячую рекомендацию выступать как можно пораньше — в 5—6 часов утра. Огромное количества наших горных районов располагается на юге, а дневной жарой может быть отнято огромное количество сил, из-за чего вы можете потерять драгоценное время. По этой причине в самое жаркое время суток — с 12 до 14 часов — неплохо было бы организовать большой привал, а уже к 18—19 часам пора планировать организацию бивака для расположения на ночлег. Во время движения по трудным отрезкам местности нужно после рассвета выдвигаться в путь, дождавшись хорошей видимости, а на отрезках местности, где предстоит трудоемкая техническая работа,— выступать раньше, чем 7—8 часов не стоит, по той простой причине, холод существенно затрудняет продвижение группы; особенно трудным и опасным является лазание по обледенелым скалам. Во время перехода по лавиноопасным отрезкам пути приходится организовывать выход немного раньше.

Сразу после выхода не стоит переходить на спешку, сначала возьмите несколько замедленный темп, в процессе такого плавного разогрева организм сможет втянуться в нагрузку постепенно, а по истечении 10—15 минут после того, как вы выйдете, будет полезным организовать остановку, которая послужит для приведения в порядок и обмундирования. С утра стоит делать выход в теплой одежде, для того, чтобы в процессе повышения температуры окружающей среды снимать лишнее, дабы не мерзнуть в начале и не ощущать жару в процессе передвижения. Излишняя легкость одежды вообще не позволительная для злоупотребления штука, по той простой причине, холодом отнимается большая часть сил, а мышцы, которые охладились, показывают худшие результаты работы.

Указать абсолютные норма для пеших горных переходов я, если честно, затрудняюсь: они находятся в зависимости от тренированности человека, испытываемой нагрузки и состояния пути. Альпинисты высокого уровня тренированности делают в день по легкой дороге 60 — 70 км переходы, переходом же средней длинны, следует считать 30 км, при воздействии нормальной нагрузки. Во время подъема по склону невысокого уровня трудности средней нормой можно считать набор высоты от 1000 до 1500 м за день.

По истечению 3—4 походных дней рекомендуется организовать дневку для основательного отдыха, после совершения восхождения полагается от двух до трех дней отдыха. На время отдыха полностью снимать нагрузку тела и сердца не следует — это может вывести вас из “формы”, что усложнит спуск, возвращение и последующее продвижение, неплохим вариантом для поддержания тонуса является регулярная легкая прогулка или пробежка.

Во время пребывания в походе необходимо внимательно следить за своими ногами, в особенности данный совет касается начинающих альпинистов, которые абсолютно не привыкли к длительным переходам и ношению горной обуви. Настоятельно рекомендуем использовать нескольку пар носков одновременно, что обеспечит плотное сидение ноги в ботинке, что касается самого ботинка - он должен быть достаточно туго зашнурованным в месте подъёма ноги. Во время привалах настоятельно рекомендуем снимать для помывки ног холодной водой, подсушивания носков, в том случае, если они напитали в себя влагу, после чего они надеваются снова, но уже на чистые и высохшие ноги. В случае обнаружения первых же признаков потертостей необходимо максимально оперативно предпринять все необходимые меры: заклеить пластырем или забинтовать место, на котором возникла потертость, поправить ботинок на ноге, чтобы достигнуть комфортной .

Место для организации привала должно выбираться таким образом, чтобы отдых группы был обеспечен самыми лучшими условиями из всех возможных — во время жары стоит организовывать привал в затененном месте, при холодах — на солнечном месте, чтобы согреваться. Нельзя не при каких обстоятельствах устраиваться для привала на ветру, особенно после того, как была выполнена работа высокого уровня трудности, по той простой причине, что это грозит вам и вашим товарищам по группе простудой. Если закрытого места отыскать не удается или оно недоступно по различным причинам - следует использовать штормовки или теплые вещи. Ни в коем случае не следует устраиваться на привал кое-как, лучше потерпите, потратив немного сил на прохождение лишнего расстояния, но выберите место, где вы сможете расположиться максимально удобно - полусидя, а лучше лежа, чтобы дать своим мышцам отдых. Во время коротких передышек снимать не принято, на привалах, которые являются более продолжительными, должен быть обязательно снят или же вы должны занять сидячее положение, чтобы ваш мог опереться на что-либо, таким образом, вам удастся разгрузить свои плечи (последний вариант наиболее рекомендован для ветра, когда ваша спина вспотела). Если в ногах чувствуется сильная усталость, полезно расположить их немного повыше, к примеру, положить на снятый с плеч или же расположить на камне. В процессе отдыха не стоит сидеть полностью неподвижно, рекомендуется время от времени вставать для разминки, наиболее важным это является в том случае, когда альпинист был вынужден справляться с весьма увесистым рюкзаком.

Не стоит ни в коем случае сидеть без подстилки прямо на холодном снегу (если вам удастся отыскать теплый - сидите на здоровье!). Во время сильных морозов и большого уровня усталости группы устраивать привалы нежелательно — ослабевшим альпинистами обморозиться будет проще простого.

Перед выходом необходимо обязательно поесть, лучше всего, если это будет горячая пища, по крайней мере, если пища не была горячая - её следует запить горячим питьем. Утренний прием пищи должен быть богат калориями и витаминами, вмещать в себя полный набор нутриентов (белки, жиры и углеводы), но при этом он должен быть легко усваиваемым: шоколад, сухие фрукты, концентраты, сахар, какао. Чрезвычайно полезным во время походов является наличие в карманах кускового сахара, чернослива, сушеной кураги, кисловатых леденцов, которые гарантированно не будут лишними во время привалов для подкрепления. Во время восхождений вообще следует подпитывать организм едой максимально часть, но при этом стоит потреблять лишь небольшие порции. На длительном привале, если будет представлена такая возможность, необходимо организовать приготовление горячей пищи, вскипятить чай; в том случае, когда на эти сутки запланирован тяжелый дальнейший переход - лучше всего перенести на вечернее время самую плотную еду. После принятия солидной порции пищи лучше всего организовать отдых на час.

Во время организации больших (длительных) привалов пить можно сколько угодно, особенно в вечернее время, после того, как во время преодоления большого отрезка пути, альпинисту за день пришлось потерять огромное количество влаги путем испарения. Но в то время, когда альпинисту все же судьба предоставила, наконец, шанс утолить измучившую его жажду, пить залпом ему нельзя. Жажда должна утоляться плавно, пить нужно постепенно, принимая небольшие порции жидкости, так вы сможете не перегрузить свою сердечную мышцу. Во время пути лучше всего не пить вообще, максимум, что можно - не более чем 2— 3 небольших глотков воды, но самым рациональный решением вопросов жажды и пересохшего горла - периодическое полоскание рта и горла. Холодной водой трудно утолять жажду, для этой цели лучше подойдет теплый чай без сахара, айран и прохладное молоко. Ледниковая вода слишком пресна из-за отсутствия в её составе солей и жажду она утолить не сможет, поэтому в нее необходимо добавить клюквенный экстракт или щепотку кухонной соли. Ни в коем случае нельзя есть или глотать снег, так вы только усилите жажду, и раздражите свой рот и губы.

Предельная масса рюкзака, который альпинист переносит на себе, в первую очередь, определяется физическими качествами и тренированностью конкретного альпиниста. Однако у каждого альпиниста данный предел во многом зависит от высоты, на которую планируется подъём, а также от характера пути, который предстоит пройти и, конечно же, от трудностей на нем.

Написано по материалам сайта outdoorukraine.com

Примерный распорядок дня.

  1. 7.00-8.00 – подъем, умывание, купание, уборка места ночлега.
  2. 9.00-13.30 – движение по маршруту.
  3. 13.30-15.30 – обед, отдых, купание, сбор грибов, ягод.
  4. 15.30-18.30 – переход по маршруту.
  5. 18.30-20.00 – подготовка к ночлегу, ужин.
  6. 20.00-22.30 – свободное время.
  7. 22.30-7.00 – сон.

Режим походного дня должен обеспечивать необходимую ритмичность в чередовании нагрузок и отдыха.

В водном путешествии во многом зависит от конкретного маршрута, условий погоды и применяемых плавсредств.

Например, путешествующим во время дождя можно «сломать» режим и не выходить с ночлега до его окончания, но можно и выйти на переход, дождавшись лишь небольшого прояснения, чтобы загрузить лодки.

Возобновление дождя и даже переход его в обложной не страшны туристам-водникам, если они имеют надежные накидки, груз хорошо укрыт, а байдарки имеют водонепроницаемые деки и фартуки. в этих условиях стоит двигаться без обеда, но на ночлег встать пораньше, так как поиски сухого топлива и приготовление ужина под дождем будут затруднены. Помешать туристам, сбивая темп движения, может сильный встречный, либо боковой ветер, особенно на озерах и крупных реках, где может начаться сильное волнение.

Ветер при возможности лучше переждать, сократив утренний переход и соответственно увеличив вечерний, так как вечером ветер обычно стихает. Также на режим путешествия, особенно летом, может повлиять жара и солнце – во избежание получения солнечного или теплового удара и солнечных ожогов лучше устраивать в середине дня большой привал, а на маршрут выходить пораньше с утра, на ночлег же останавливаться попозже. И наконец, большое значение имеет характер района путешествия.

Так, лучше остановиться на удобном для ночлега месте, чем остановиться точно по времени. Это особенно важно на реках с ограниченным числом удобных для стоянки мест. Порядок движения. На лодках и байдарках путешествуют кильватерной колонной с дистанцией 30-50 м между судами. При движении по узким рекам и при высокой скорости попутного течения дистанция увеличивается до 100-150 м (не более). Препятствия следует проходить поочередно.

При подходе к ним вперед выдвигается судно с наиболее опытным экипажем. За ним, не отдаляясь далеко от берега, чтобы можно было пристать, идут остальные суда. В случае опасности, экипаж впереди идущей лодки высаживается и с берега делает разведку. Просмотр препятствия заключается в определении его характера, в выборе способа и порядка прохождения группы через преграду. Для лучшей разведки водного потока можно бросить в него палки, бревна. На малых реках можно оценить глубину и найти фарватер при помощи длинного шеста. При сложном фарватере и незаметных с воды препятствиях на берегах полезно установить вехи или поставить «махальщиков», которые укажут экипажам проходящих судов направление поворотов. В случае необходимости ниже опасного места выставляются посты со спасательными средствами.

Линия движения.

Линия движения в туристском плавании зависит от характера воды. На небольших равнинных реках, наиболее удобных для путешествий малоопытных туристов, линией движения судов является главный поток. Здесь надо идти по глубоким местам, чтобы полностью использовать скорость течения и по фарватеру преодолевать различные препятствия. На крупных реках туристы должны соблюдать Правила плавания по внутренним судоходным путям и держаться вблизи правого по ходу берега, чтобы не мешать движению крупных судов. На быстрых и сложных реках желательно строить линию движения так, чтобы направлять лодку с мыса на мыс, пересекая фарватер на плесах. Во всяком случае, важно при подходе к крутым поворотам или препятствиям не оказаться в главном потоке, который моет навалить лодку на прижим, либо затащить ее в высокие стоячие валы, а то и бросить на препятствие или перевернуть.

При плавании по открытым водным пространствам (крупные озера, водохранилища) приходится постоянно учитывать возможность сильных ветров, больших волн, прибоя и план перехода строить в зависимости от конкретных условий, не отдаляясь далеко от берега, чтобы при необходимости пристать к нему.

Движение против течения.

Связано с большими затратами сил. Линия движения на гребном судне против течения выбирается, по возможности, там, где скорость потока наименьшая. Встречные быстрины со скоростью свыше 2-3 м в секунду преодолеваются с помощью проводки. Для этого надо вылезти в воду (ноги обуты) и, взявшись за лодки, провести их вброд по мелководью. На равнинных реках с сухими незалесенными берегами удобнее движение на бечеве – крепкой веревке длиной до 20-30 м. Один из туристов буксирует байдарку, идя по берегу, а второй, сидя в ней, помогает направлять ее веслом.

Другой вариант – второй турист идет по берегу и длинным шестом направляет нос байдарки в нужную сторону. На мелких реках с густой береговой растительностью иногда применяют технику хождения против течения на шестах. При этом шестами работают два туриста: один, стоя на носу, а второй –на корме, они согласованно толкаются в дно реки шестами и проводят судно вперед. Если ни один из этих приемов не применим, приходится обносить (волочить) лодки по берегу.

Важнейшим элементом организации похода является разработка его плана. Собственно говоря, планирование необходимо в любом виде деятельности, если мы хотим достигнуть нужного результата. Не исключение и туристская деятельность в целом, и организация похода в частности. Грамотно составленный план похода - залог эффективного достижения походных целей и решения поставленных задач. Следовательно, мы можем говорить о том, что составление плана похода является важным элементом походной тактики, реализуемым в подготовительный период. Понятие плана похода мы рассмотрим на примере рекреационно-оздоровительного похода (его сущность принципиально не отличается и в случае иных по целям походов).

Что же представляет собою план похода? Фактически этот документ призван ответить на следующие вопросы: что, как и когда надо сделать, чтобы выполнить поставленные перед походом цели и задачи? В рекреационном походе следует решить задачи по эффективному оздоровлению, отдыху его участников и познавательные (образовательные) задачи. Следовательно, план похода должен ясно указать способ выполнения данных задач средствами туризма. План похода это понятие комплексное; он обычно включает в себя следующие разделы: график движения по маршруту, план-график экскурсионно-познавательных и рекреационных мероприятий на маршруте (эти два графика объединяются понятием плана-графика похода ), режим движения и питания на маршруте, план распределения весовых нагрузок на участников похода. Рассмотрим указанные компоненты плана по отдельности.

Рис. 2

Что представляет собою календарный план график похода и как он составляется? График движения по маршруту или, как его часто называют календарный план-график - это график движения по маршруту и график осуществления запланированных походных мероприятий . График движения основан на разработанном маршруте (соответствует дневным переходам). Он определяет дату и время прибытия к началу маршруту и отъезда от конечной точки маршрута; количество дневных переходов и даты ночевок в намеченных пунктах; даты и пункты организации дневок и полудневок на маршруте. Кроме того, походный план-график определяет сроки посещения и время осмотра рекреационных объектов; проведения экскурсий и рекреационных мероприятий (состязаний, игр, пляжно-купального отдыха и пр.).

План-график движения по маршруту - это один из компонентов эффективного достижения намеченных целей. Грамотно составленный план-график должен учитывать конкретные особенности группы (возрастной состав, физические возможности участников, их увлечения и интересы и пр.). В частности график движения должен планироваться с учетом необходимых и достаточных оздоровительных физических нагрузок на участников похода. Так, мы уже упоминали выше о том, что в оздоровительных пеших походах выходного дня обычные дневные переходы не превышают 20км (в среднем 15км), с учетом, что средняя скорость движения группы составит 3-5 км/час. Целесообразно планировать первый-второй переход многодневного похода не более 15км, следует планировать сокращенные по протяженности переходы на сложных участках маршрута, в дни намеченных экскурсионных, развлекательных мероприятий.

План-график движения по маршруту является непременным атрибутом походной документации: содержится в маршрутном листе похода выходного дня, маршрутной книжке многодневного похода. Пример плана графика движения по маршруту учебного лыжного похода со студентами БГУФК представлен в таблице 2. План проведения рекреационно-познавательных мероприятий и общественно-полезной работы в походе так же вносится в маршрутный лист рекреационного похода с указанием места и сроков проведения каждого мероприятия.

Таблица 2

План график движения по маршруту

День и дата похода

Участок маршрута

Протяженность (км)

Способ передвижения

Минск - г Логойск

г Логойск - д. Алешники - в. 315

в. 315 - м/к Хатынь - лесной массив вблизи д. Ячное.

д. Ячное - м/к Дальва - оз. Домашковское

оз. Домашковское; учебные занятия

оз. Домашковское - д. Заборье - р. Ночвиха

р. Ночвиха - пос. Октябрьский - р. Илия

р. Илия (кв. 12).- пос. Хоруженцы - г. Лысая (высота 340)

г. Лысая - пос. Беларучи - г. Острошицкий городок.

г. Острошицкий городок. - г. Минск

Итого активными способами передвижения - 135км.

Что означает понятие «режим движения» туристской группы? План похода определяет так же режим движения группы по маршруту похода. Режим движения туристов на маршруте обуславливает следующие количественные показатели: время начала и окончания движения в каждый ходовой день; количество запланированных в день переходов; продолжительность отдельных переходов (в минутах); продолжительность малых и больших привалов. Режим движения не должен быть излишне напряженным для участников рекреационных походов и должен позволить выполнить необходимые рекреационно-познавательные задачи. Режим движения естественно, как и иные компоненты плана строится в зависимости от состава туристской группы, протяженности светового дня в период похода, сезона похода и плана мероприятий каждого конкретного дня похода. В летний период до обеденного большого привала группа в оздоровительном походе осуществляет 4-5 переходов, продолжительностью от 30 до 50 мин, после обеденного привала 3-4 перехода. На малые привалы отводится 10-15 минут. Большой привал занимает 1.5-2 часа. В зимний и осенний период количество переходов в день в целом сокращается и может сокращаться время, отведенное на обеденный привал. Количество и продолжительность переходов изменяется в соответствие с планом рекреационно-познавательных мероприятий. В случае проведения экскурсий, развлекательных оздоровительных мероприятий количество переходов в конкретный день похода может существенно сокращаться или же группа может остаться на месте развернутого лагеря на дневку.

Что означает понятие «нагрузочный режим»? Нагрузочный походный режим нельзя просто определить временем движения по маршруту - он определяется объемом и интенсивностью физической и иной работы, выполняемой туристами в данный день похода, или в данный дневной переход . Участки маршрута не равноценны по своей технической, физической, психологической сложности и, соответственно, по затрачиваемой энергии на единицу времени (нагрузке) для их преодоления. Оптимальная тактическая схема для рекреационного похода может предусматривать как равномерный, оздоровительный нагрузочный режим на протяжении всего похода, так и некоторую вариацию нагрузочного режима (уменьшенные нагрузки в первый день (дни) похода с постепенным их возрастанием в середине похода и убыванием к концу похода). В любом случае планирование походного нагрузочного режима должно вести к выполнению оздоровительной цели похода, т.е. нагрузки не должны выходить за рамки физической рекреации для данного контингента туристов. Разрабатываемый маршрут является основой для регулирования нагрузочного режима в конкретные походные дни. Величина физической нагрузки может измеряться в виде энергетических затрат организма туриста для выполнения определенной работы на маршруте (в ккал), а ее контроль на маршруте может осуществляться по простым физиологическим показателям (например, по частоте сердечных сокращений).

Что означает понятие «режим питания»? Режима питания в походе определяет дневной распорядок приема пищи . В рекреационном походе, в зависимости от его продолжительности, сезона похода и ряда других обстоятельств обычно применяется трехразовый режим горячего питания (завтрак, обед, ужин) в совокупности с «карманным» холодным питанием во время дневных переходов или четырехразовый режим питания (три раза горячее питание и перекус холодным питанием) в совокупности с карманным питанием. В сезон с коротким световым днем режим питания может трансформироваться в двухразовое усиленное горячее питание (завтрак и ужин) и большой обеденный перекус с горячим чаем в совокупности с карманным питанием.

Что мы определяем понятием «динамика весовых нагрузок»? Целесообразно бывает планировать и динамику весовых нагрузок , приходящихся на участников рекреационных походов. Естественно, что масса рюкзака на маршруте изменяется с течением времени. Расходным содержимым рюкзака туриста являются продукты питания, и, если поход проходит по безлесному району, топливо для туристских нагревательных и осветительных приборов. Перед началом похода устанавливается стартовая масса группового снаряжения и питания (общественный груз) в расчете на одного участника (участницу). В рекреационном походе весовая нагрузка на участницу на старте похода обычно планируют в расчете 50-75 % от нагрузки на участника. Абсолютная стартовая масса группового снаряжения и питания, приходящегося на взрослого (18 лет и более) участника, в многодневном оздоровительном походе не превышает обычно 10-12кг.

Снижение весовых нагрузок поддается в определенных пределах планированию. Общим принципом является в целом равномерное снижение массы рюкзака (расход переносимых продуктов) у участников похода. Однако, «расходные» грузы в первую очередь должны изыматься у наименее физически подготовленных участников и у участников, несущих наиболее тяжелое не расходное групповое снаряжение по всему маршруту (например, у участников, несущих палатки). Как указывалось выше, снижение весовых нагрузок можно планировать за счет удачно подобранной тактики: пополнения запасов продуктов на маршруте (и, соответственно, снижения стартового веса рюкзака, использование радиальных выходов (без тяжелых рюкзаков) на маршруте, организацию одной или нескольких продуктовых «забросок» по ходу маршрута).

Как оформить маршрутный лист туристской группы? Из лекции, посвященной организации похода, Вы знаете, что основным маршрутным и заявочным документом группы в спортивном тризме является маршрутная книжка. В принципе, самодеятельный оздоровительный поход по «родному краю» (поход выходного дня) может проводиться без всякой специальной документации. Однако если поход организует и осуществляет туристская организация (т.н. «проводящая поход» организация), то маршрутным документом туристской группы служит «маршрутный лист» порядок оформления которого и его содержание мы рассмотрим в этом разделе занятия. Маршрутный лист служит формальным подтверждением того, что в поход отправляется организованная туристская группа.

В маршрутный лист (первая страница) заносится состав группы, ее маршрут, сроки проведения похода. Это - своеобразный паспорт группы на маршруте: все сведения в нем должны быть заверены подписью ответственного лица и печатью «проводящей» поход организации.

Выглядит первая страница следующим образом (Рис. 3)

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ №______________

на поход выходного дня

Группа туристов__________________________________________________

(наименование организации)

в составе _____ человек следует по маршруту:

__________________________________________

(указываются основные пункты следования)

в сроки с ______________________________по _____________________ 20__ г..

Руководитель группы: _____________________________________________

(подпись, фамилия, имя, отчество)

Маршрутный лист выдан ___________________________________________

(наименование проводящей организации)

М. п. Подпись ответственного лица

20___ г.

Рис. 3 Форма первой страницы маршрутного листа туристской группы.

На второй страничке листа указывается список туристской группы по обычной форме: таблица с колонками № п/п; ФИО; Домашний адрес, телефон. На третьей странице листа приводится план-график похода с указанием представленной нами выше информации: дата походного дня; участок маршрута (дневной переход); расстояние в километрах; способ передвижения. Эти данные можно вносить в форме таблицы (см. таблицу 2). Кроме того, в маршрутный лист записывают основные экскурсионные объекты, вид планируемой общественно полезной работы. Наконец, на четвертой, последней странице маршрутного листа следует от руки нарисовать схему маршрута, чтобы лучше себе представить нитку маршрута и трассу движения на дневных переходах. Масштаб выдерживать необязательно, но основные пропорции в расстояниях необходимо сохранить. Нитка маршрута обозначается на схеме красной линией; места ночевок - красными треугольниками с порядковым номером бивака.

Наиболее удобное время для передвижения - первая половина дня, с 8- 9 до 12-13 ч, и с 16 до 19 ч. В это время нежарко и нетрудно идти. Распорядок дня группы школьников VIII- X классов рекомендуется следующий:

7.00-8.00 - подъем, зарядка, уборка территории лагеря, туалет
8.00-9.00 - завтрак, подготовка к выходу по маршруту или
работа по плану
9.00-12.00 - переход, экскурсии, краеведческая работа
12.00-16.00 - большой привал, приготовление обеда, обед; починка снаряжения, обуви; уборка территории, отдых, подготовка к выходу или к работе по плану
16.00-18.00 - передвижение, экскурсии, работа по плану
18.00-20.00 - подготовка мест ночлега, приготовление ужина, ужин
20.00-22.00 - свободное время, записи в дневник, беседа у костра
22.00-22.30 - вечерний туалет, подготовка ко сну
22.30 - отбой

Примерно этим же распорядком можно пользоваться и взрослым начинающим туристам. Для квалифицированных групп продолжительность ходового времени следует увеличить за счет более раннего подъема и увеличения ходового времени до большого привала и после него. Однако остановку на ночлег надо делать так, чтобы приготовление бивуака, ужина окончить засветло. В походах средней сложности (разрядные группы) время распределяется следующим образом: подъем в 7.00, подготовка к движению до 9 ч, движение до 13 ч; обед, отдых, сборы до 15.30, передвижение до 19 ч; устройство бивуака, ужин до 22 ч.

При проведении горных походов такого режима придерживаться трудно, особенно при преодолении перевалов, передвижении по снегу, организации переправ через реки. Следует иметь в виду, что переправы лучше проводить в утренние часы, до таяния снега, так как уровень воды в реках в это время ниже. Проходить участки пути, опасные камнепадами, также лучше утром.

Для таких условий можно рекомендовать следующий режим: подъем в 4-5 ч, передвижение до 10-11 ч или до тех пор, пока не будет пройден опасный участок, до удобного места организации большого привала. В некоторых случаях длительность большого привала сокращается до 1-1,5 ч. На обед используется сухой паек, чтобы засветло добраться до безопасного места на ночлег. Движение по обстоятельствам до 18-19 ч. Если такая нагрузка повторяется несколько дней подряд, то через каждые 3 дня пути рекомендуется делать дневку для отдыха.

Немаловажное значение в походе имеет организация движения. Направляющим группы идет руководитель или опытный турист. Его задача - выбирать путь, давать темп движения, ориентируясь на слабоподготовленных в группе. Замыкающим идет наиболее сильный и выносливый турист. Его задача - не допускать отставания, помогать уставшим, при необходимости перераспределить груз на привале. За направляющим располагаются наиболее уставшие, недостаточно тренированные туристы.

В походе туристы готовятся к инструкторской деятельности, поэтому руководитель вместо себя может ставить ведущими поочередно разных участников, а сам идти вторым или третьим, наблюдая за действиями ведущего.