Транспортная инфраструктура крыма. Транспортный комплекс крыма

Крымоведение 9 класс: «Транспортная система, её модернизация. Транспортные «артерии» Крыма, морские порты, аэропорты». Практическая работа №9 «Нанесение на контурную карту основных объектов транспортной системы Крыма» (обучающая).

Планируемые результаты:

личностные: развивать способности к анализу, сопоставлению, формировать умения обобщать и делать выводы, расширять кругозор;

метапредметные: развивать умение выделять главное;

предметные: узучить особенности транспортной системы Крыма, пути её модернизации; ознакомиться с транспортными артериями полуострова, морскими портами, аэропортами с закреплением знаний в работе на контурной карте.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: демонстрационная карта Крыма, учебник «Крымоведение: социальный и экономический обзор», тетрадь с печатной основой под редакцией А.В. Супрычева, атлас, мультимедийный комплекс с прямым доступом в Интернет.

Ход урока.

I . Организационный момент.

Подготовка учащихся к уроку.

II . Изучение нового материала.

Транспорт обеспечивает хозяйственные связи и занимается перевозкой пассажиров. «Кровеносной системой» называют транспортный комплекс, который влияет на экономическое развитие отдельных территорий. Осуществляя обмен продукцией между различными регионами, транспорт завершает процесс географического разделения труда. Расположение Крымского полуострова между Черным и Азовским морями способствовало развитию ещё в глубокой древности морских сообщений. Все основные города Крыма располагались на побережье и были портами. Внутри полуострова были гужевые дороги и горные тропы. Удобное географическое положение Крыма привело к тому, что здесь проходили караванные торговые пути, связывающие Китай с Европой. По Шелковому пути колесили купцы, торговые люди, продававшие китайский шелк (первый период в истории развития транспортной системы).

Со второй половины XIX века до первой половины XX века – второй период формирования транспортного комплекса Крыма. После отмены антикрепостнической реформы 1861 года развёртывается строительство железных дорог: Лозовая – Севастополь, Джанкой – Феодосия, Владиславовка – Керчь. Большое значение имела дорога на Севастополь, т.к. она стала каркасом, вокруг которого формировалась транспортная сеть полуострова.

Со второй половины XX до начала XXI века продолжается третий период формирования транспортной системы полуострова. В 1950 году закончилось строительство автодороги Москва – Симферополь. В 1955году построена железнодорожная переправа через Керченский пролив, сократившая путь от Крыма до Кавказа. Сеть магистральных газопроводов, линии электропередач, быстрое развитие воздушного транспорта. Строительство моста через Керченский пролив до декабря 2018 года – главный и долгожданный автомобильный и железнодорожный пути, которые ещё крепче соединят Крым с материковой Россией. Сегодня главной автомобильной осью полуострова является магистраль Симферополь – Феодосия – Керчь, соединяющая полуостров с паромной переправой «Крым». Важными автомобильными дорогами являются Симферополь – Евпатория, Симферополь – Алушта –Судак –Феодосия, Симферополь – Алушта –Ялта –Севастополь. Большая интенсивность движения по автомагистрали Симферополь – Красногвардейское – Джанкой. Больное место автодорог - их малая ширина.

После воссоединения Крыма с Россией изменилась роль железнодорожного транспорта. Перевозки этим видом транспорта сократились, а перевозки пассажиров в основном осуществляются в пределах пригородного сообщения.

Традиционным для полуострова является возросшая роль морского транспорта. Именно он помогает осуществлять самые важные и значимые межрегиональные связи: порт Кавказ – Керченский морской рыбный порт; порт Новороссийск – порт Севастополь; порт Новороссийск – Керченский торговый порт. Керченская паромная переправа – «дорога жизни» для Крыма. После строительства моста через Керченский пролив изменится роль железнодорожного транспорта, его значение для Крыма увеличится. После отмены санкций, конечно, станет большим «вес» традиционного для полуострова морского транспорта с основными портами: Севастополь, Керчь, Ялта, Евпатория, Феодосия – осуществляющие торговые, пассажирские, грузовые перевозки. Федеральная целевая программа предусматривает возобновление деятельности всех морских портов республики.

Хорошо развит в Крыму воздушный транспорт. Симферополь – крупнейший аэропорт России. После реконструкции в 2018 году здесь ежегодно смогут обслуживать около 7 млн. пассажиров. Аэропорт под Севастополем Бельбек используют для приёма правительственных самолётов.

Трубопрводный транспорт - самый молодой. Он используется предприятием «Черноморнефтегаз» для подачи газа потребителям. Протяженность газотранспортной сети составляет 1361км.

Успешно развивается в Крыму троллейбусное сообщение не только в городах, но и между ними. Первая в Европе горная троллейбусная трасса Симферополь – Алушта – Ялта была введена в эксплуатацию в 1961году.

Демонстрация видеоролика «Крым. Троллейбус. Симферополь –Ялта» от 29.11.2014г., продолжительность 12 мин. (первую минуту пропустить, а затем и география, и история – интересно!).

Для курортов Крыма расположенных в горной местности используют канатные дороги, лифтоподъёмники, доставляющие отдыхающих к морю.

По словам министра курортов и туризма Крыма Сергея Стрельбицкого на полуострове в ближайшем будущем будет создана единая ретро – транспортная система. В Крыму запустят ретро – технику 1950-1970 годов: трамвай, троллейбус, автобус, поезд, теплоход, такси, самолёт. Туристы смогут получить незабываемые впечатления от возможности проехаться на ретро - транспорте, а также познакомиться с культурно – историческим наследием Крыма.

В перспективе в Крыму транспортный комплекс продолжит развитие и он обязательно должен быть экологически безопасным, чтобы сохранить рекреационные ресурсы и имидж республики не только как «музея под открытым небом», но и как популярного места отдыха.

III . Закрепление теоретической части урока.

    Какую роль транспорт играет в жизни людей и территорий?

    Какие три этапа в развитии транспортного комплекса выделяют в Крыму?

    Как изменилась роль ведущих видов транспорта после присоединения Крыма к России? Дать краткую характеристику главным видам транспорта полуострова.

    Какие проблемы и перспективы стоят перед транспортным комплексом полуострова?

IV . Выполнение практической работы № 9 «Нанесение на контурную карту основных объектов транспортной системы Крыма» (стр.77 тетрадь с печатной основой). Работая в парах показать на карте каркасные автомобильные дороги, железные дороги, газопроводы, морские порты, аэропорты.

V . Подведение итогов урока с выставлением оценок активным обучающимся.

VI . Домашнее задание: параграф 26, выполнить практическую работу № 9.

ТРАНСПОРТ

Транспорт, наряду со связью, образованием, энергетикой, составляющей частью комплекса инфраструктурных отраслей, обеспечивающих базовые условия жизнедеятельности общества, и является важнейшим инструментом достижения социальных, экономических и других приоритетов региона. Призваний реально влиять на экономический рост , транспорт сокращает время доставки, тем самым ускоряет товарооборот, влияет на развитие и размещение производительных сил, и, как следствие, на увеличение продуктивности труда. Благодаря расширению транспортной сети улучшается доступность для населения услуг социальной инфраструктуры, улучшаются условия использования свободного времени, увеличивается качество жизни в целом.

Потому уровень развития транспорта в регионе определяет и уровень социально-экономического развития. Функционирование транспортного комплекса Автоном­ной Республики Крым обеспечивают 32 тысячи человек, что составляет почти 8% численности работников отраслей экономики республики.

В составе транспортной системы 6,7 тыс. км автомобильных дороге твердым покрытием, и том числе 2,3 тыс. км автомагистралей; 0,7 тыс. км железных дорог, из которых 0,3 тыс. км электрифицировано. Протяженность магистральных газопроводов составляет более 0,6 тыс. км. Объем работ, выполненных различными видами транспорта Крыма, приведен в таблице.

Перевезено грузов

Перевезено пассажиров

Грузооборот

Пассажирооборот

Тыс. т. за 2005г.

Тыс. за 2005г.

Млн. ткм. за 2005г.

Всеми видами транспорта

Железнодорожный

Автомобильный

Авиационный

В настоящее время в составе транспорта Крыма главным в перевозке грузов и пассажиров является автомобильный транспорт, на долю которого приходится более 90% внутрирегиональных перевозок. На 70,0 % возрос пассажиропоток через автостанционную сеть. Этому способствовало развитие маршрутной сети и увеличение количества отправления автобусов с заменой подвижного состава на автобусы более высокого уровня комфортабельности, открытие новых международных и межобластных маршрутов.

Главной осью сети автомобильных дорог Крыма является автомагистраль Харьков-Симферополь. Кроме того, в разряд ведущих каркасных образований системы входят автодороги Симферополь-Севастополь; Симферополь-Алушта-Судак-Феодосия; Симферополь-Феодосия-Керчь; Симферополь-Евпатория; Симферополь-Алушта-Ялта-Севастополь.

Основными автомобильными путями регионального значения на территории Крыма являются дороги Симферополь-Красноперекопск-Армянск и далее на Херсон-Николаев-Одессу. Особенно возросла роль этой дороги после строительства автомоста через р. Днепр в районе г. Херсон.

Внутрирегиональные пассажирские и грузовые перевозки обес­печиваются по дорогам: Красноперекопск-Джанкой-Нижнегорск; Ев­патория-Черноморское и другим. Для этих дорог преобладающим является асфальтно-бетонный тип покрытия и лишь незначительная часть (21,3%) имеет черно-гравийное покрытие.

Средняя плотность автодорожной сети Крыма, рассчитанная относительно общей площади, равняется 244 км на 1000 км, против 234 км по Украине. Густота автомобильных дорог с твердым покрытием по районам колеблется в значительных пределах.

Проблемы дальнейшего совершенствования территориальной структуры автодорожной сети и снижения разрушающего воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду, сокращения масштабов отчуждения под дороги сельскохозяйственных угодий в Крыму следует решать следующим образом: повсеместным улучшением качества покрытия дорог местного значения, в реконструкцией полосы движения и совершенствованием покрытий на дорогах межрегионального и республиканского значения, в расширением полосы движения, в ликвидацией многочисленных грунтовых дорог, дублирующих по направлению движения основные автомагистрали республиканского и местного значения.

Железнодорожный транспорт занимает ведущее положение в перевозке сырья, топлива, строительных материалов и других массовых грузов, а также пассажиров в межрегиональном обмене. Крымское отделение Приднепровской железной дороги относится к числу наиболее грузонапряженных магистралей благода­ря выходу к незамерзающим теплым морям и на Кавказ. Развернутая эксплуатационная длина главных железнодорожных путей составляет более одной тысячи километров, а развернутая длина стационарных путей - около 0,5 тыс. км.

Главные участки железных дорог Крыма: Симферополь-Джанкой (91 км), Симферополь-Сева­стополь (77 км), Джанкой-Владиславовка (101 км), Владиславовка-Порт Крым (108 км), Симферополь-Остряково-Евпатория (82 км).

Ведущие транспортные узлы - Севастополь, Феодосия, Керчь и Евпатория - осуществляют перевалку грузов с морского транспорта на автомобильный, железнодорожный и наоборот. Наиболее грузонапряженными участками Крымского отделения Приднепровской железной дороги являются: а)Симферополь-Джан­кой, б)Джанкой-Владиславовка, в)Владиславовка-Керчь. Самую большую грузонапряженность на один километр пути имеет участок Джанкой-Новоалексеевка, поскольку находится на главном направ­лении межрегионального обмена. Довольно высокая интенсивность движения грузов наблюдается на участке Джанкой-Вадим. Формирование грузопотока в этом направлении определяется распо­ложением в северной части Крыма крупных предприятий химической промышленности межрегионального значения.

К основным грузам, которые перевозятся железнодорожным транспортом относятся: каменный уголь, кокс, нефть и нефтепродукты, железные и марганцевые руды, руды черных металлов, лом черных металлов, лесные грузы, химические и минеральные удобрения, зерно, цемент и др.

Развитие железнодорожной транспортной подсистемы Крыма в настоящее время по интенсивности общественного функционирования достигло своего максимального значения. Даль­нейшее совершенствование территориальной структуры и на­ращивание потенциала железнодорожной сети региона должны осу­ществляться на основе решения следующих задач: а) увеличения про­возной и пропускной способности железных дорог на базе строитель­ства вторых путей, двухпутных вставок, а в более отдаленной перс­пективе - и трехпутных вставок, что позволит не изымать из сельско­хозяйственного оборота дополнительные земельные ресурсы; б) строительства в ближайшей перспективе вторых путей на участках-перегонах Симферополь-Джанкой-Керчь; в) реконструкции и увеличения на этой основе пропускной способности Керченской паромной переправы или строительства новых железнодорожных линий: Красноперекопск-Раздольное-Черноморское-Евпатория, Бахчисарай (ст. Сюрень)-Ялта, Нижнегорск-Белогорск.

Увеличению пропускной способности и заметному снижению уровня негативного влияния железнодорожного транспорта на окру­жающую среду может способствовать электрификация железнодо­рожной ветки Джанкой-Керчь-Порт Крым на всем протяжении.

Самым традиционным видом транспорта Крыма, обеспечива­ющим как внутрирегиональные, так и межгосударственные пере­возки, является морской. Основу экспортно-импортного грузо­оборота портов региона составляют железная руда, зерно, машины, оборудование, продукция химической промышленности и другие мас­совые грузы, на долю которых приходится более 2/3 экспортных това­ров. В импорте первенствуют машины и оборудование, консервы, чай и другие продукты питания. Через крымские морские порты осущест­вляются перевозки разнообразных грузов более чем с 40 странами мира.

В малом каботаже перевозятся нефть и нефтепродукты, железная руда, агломерат, марганцевая руда, соль, строительные материалы, рыба и другие морепродукты. Несмотря на более чем тысячекиломет­ровую протяженность береговой линии Крымского полуострова, доля этого вида транспорта во внутрирегиональных перевозках пассажиров и грузов невелика. Такое положение объясняется преимущественным тяготением основных народнохозяйственных структур регионального комплекса к материковой части и неразвитостью приморскою производственного ядра. Более того, рекреационная специализация прибрежных территорий не гармонирует с большинством общественно-производственных структур полуострова и тормозит морские грузопотоки. Морские транспортные перевозки Крыма осуществляются через следующие главные морские порты: Севастополь (торговый, рыбный, пассажирский, база военных флотов России и Украины), Керчь(рыбный, торговый, паромная переправа), Феодосию(военный. грузовой), Ялту(пассажирский, в меньшей степени грузовой), Евпаторию(пассажирский, грузовой).

Услугами агентования и фрахтования морского торгового флота пользовались 55 стран мира, что составило 9.1% услуг предприятий транспортного комплекса. Наиболее тесные связи с Россией(19.8% всего объема экспорта услуг), Швецией(14.5%) и Панамой(12.4%).

Достаточно хорошо развит в Крыму воздушный транспорт. Симферополь не только единственный крупный узел воздушных линий региона, но и один из крупнейших аэропортов Украины, не намного уступающий по объему перевозок Киеву, а также известным аэропортам Москвы и Санкт-Петербурга.

В 2005г. перевозка пассажиров самолетами Симферопольскою авиапредприятия превысила 2,2 млн. чел.

В составе транспортной системы Крыма важное место принадлежит трубопроводной сети газового хозяйства. Общая протяженность газопроводов более 800 км. С открытием и освоением в 1966 г. месторождений природного газа в пределах Крыма был введен в действие первый газопровод Глебовка-Симферополь. В тот период общая протяженность газопровода в республике составляла 159 км. И 1967 г. была проложена ветка газопровода Симферополь-Севастополь, а к 1970 г. - Джанкой-Симферополь. Со строительством указанных газопроводов была частично решена проблема газоснабжения городом Крыма природным газом за счет местных запасов природного газа.

Самыми большими по протяженности магистральными газопро­водами являются Голицыно-Глебовка-Симферополь; Джанкой-Симферополь. На стадии разработки находится газопровод на Фео­досию и Керчь. На современном этапе развития хозяй­ства Крыма растущие потребности в газе могут частично удовлетво­ряться за счет местных ресурсов. В связи с этим было построено ответ­вление на Красноперекопск от газопровода Шебелинка-Днепропетровск-Кривой Рог-Измаил. С вводом в 1975 г. газопровода Красноперекопск-Джанкой крымская газопроводная система соединилась с межрайонной газопроводной сетью Украины, что обеспечило беспере­бойное снабжение потребителей природным газом. Планируется про­ложить газопровод по дну Каркинитского залива от месторождения "Штормовое", находящегося на шельфе, к Глебовскому газо­хранилищу. Это позволит ослабить топливную проблему в Крыму.

Совершенствование территориальной структуры газопроводной сети возможно при решении следующих проблем: 1) расширении су­ществующей системы газопроводов на основе создания разветвленной многониточной сети с охватом восточных территорий Крыма; 2) строительстве (дополнительно к Глебовскому) подземных хранилищ, позволяющих более полно и равномерно подавать в течение года природный газ всем потребителям региона; 3) сооружении газопровод­ной сети, имеющей оптимальный диаметр труб (более 500 мм), что позволит не только снизить расход труб, но и значительно сократить разрушающее воздействие газопроводов на сельскохозяйственные угодья.

Следует отметить, что часть услуг по грузопассажирским перевозкам всеми видами транспорта АР Крым в общем объеме экспорта комплекса незначительна. Так, на услуги морского транспорта заграничного и каботажного плавания приходится 5.4%, авиационного транспорта – 1.1%, городского и автодорожного транспорта – 0.6%, железнодорожного транспорта – 0.1%. Но по сравнению с 2004 годом намечается тенденция увеличения объемов экспорта вышеуказанных услуг.

К 2007 году прогнозируется увеличить объем перевозок всеми видами транспорта: по перевозке пассажиров - на 1,0 %; по перевозке грузов - на 2,0 %.Прогнозы обусловлены прежде всего вводом в эксплуатацию железнодорожной переправы через Керченский пролив; активизацией работы субъектов предпринимательской деятельности всех форм собственности на рынке международных автомобильных перевозок; открытием новых авиалиний из аэропортов Автономной Республики Крым в страны СНГ и другие зарубежные страны; реализацией государственной программы "Сельский автобус"; заменой пассажирского автопарка малой вместимости на автобусы средней и большой вместимости.


Транспортный комплекс Крыма - 2.9 out of 5 based on 9 votes

Вершицкий А.В. 1 , Салабутин А.В. 2

1 ORCID: 0000-0002-9628-070X, Доцент, Кандидат экономических наук, 2 ORCID: 0000-0003-1830-2958, Студент кафедры государственного и муниципального управления, Институт экономики и управления (структурное подразделение) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского»

НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Аннотация

В статье рассмотрены актуальные проблемы, связанные с транспортным обеспечением и туристской информационной средой в Республике Крым. В результате анализа и изучения факторов развития туризма выработаны основные методы решения проблем, а также отражены главные преимущества нововведения. Обоснована необходимость в модернизации транспортной системы, использовании информационно-коммуникационных технологий, способствующих развитию внутреннего и въездного туризма, который воздействует на экономику государства и развитие региона.

Ключевые слова: туризм, транспортное обеспечение, Республика Крым, туристский регион, интеллектуальная транспортная система, информационно-коммуникационные технологии.

Vershitskiy A.V. 1 , Salabutin A.V. 2

1 ORCID: 0000-0002-9628-070X, Associate professor, PhD in Economics, 2 ORCID: 0000-0003-1830-2958, Student of department of the public and municipal administration, Institute of Economics and Management of the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education «V.I.Vernadsky Сrimean Federal University»

MODERNIZATION DIRECTIONS OF TRANSPORT SYSTEM IN THE REPUBLIC OF CRIMEA

Abstract

The article considers urgent issues related to the transport service and tourist information environment in the Republic of Crimea. As a result of analysis and studying the tourism development factors the basic methods of problem solving are worked out, as well as reflects the main advantages of the innovation are presented. The necessity to modernize the transport system as well as the use of information and communication technology to promote the development of domestic tourism, which affects the economy of the state and development of the region are justified.

Keywords: tourism, transportation services, Republic of Crimea, tourist region, intellectual transport systems, information and communication technologies.

Туризм оказывает непосредственное воздействие на экономику государств и развитие регионов, является важным источником денежных поступлений, способствует увеличению занятости, улучшению инфраструктуры, влияет на повышение деловой активности, обеспечивает рост доходов и повышение уровня благосостояния граждан. Развитие туризма и транспорта взаимно обусловленный процесс, в котором транспортное обеспечение является важнейшим элементом туристской инфраструктуры и входит в основной комплекс услуг, включающий туристские перевозки, трансфер, обслуживание программных мероприятий.

Российская Федерация обладает высоким туристским потенциалом, который включает в себя уникальность самобытных природных комплексов, богатое культурно-историческое прошлое, разнообразие природно-климатических, туристских и курортных зон. По данным погранслужбы России отмечается положительная динамика увеличения количества иностранных туристов в первом полугодии 2016 г. на 10% по сравнению с аналогичным периодом 2015 г. Однако в структуре российского ВВП доля туризма пока остается низкой: 1,5%, при среднемировом значении 10% .

Вследствие этого возникает необходимость в модернизации отечественного туризма. Особое внимание стоит уделить проблемам развития туризма в новом, перспективном субъекте Российской Федерации – Республике Крым, вошедшей в 2014 году в состав России и входящей в пятёрку наиболее популярных туристских регионов страны . Согласно Федеральной целевой программе «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года» в Крыму существуют актуальные проблемы, нуждающиеся в практическом решении, к которым относятся недостаточно комфортная туристская информационная среда, а также отсутствие современного автотранспортного обеспечения.

Целью исследования является выявление основных методов решения актуальных проблем, связанных с обеспечением и предоставлением услуг туристского транспорта.

Становление нового субъекта Российской Федерации и изменение правового статуса Республики Крым непосредственно отразилось на состоянии туристского сектора региона, сосредоточенного на развитии внутреннего и въездного туризма, чему способствует увеличение турпотока: количество посетивших регионов 2016 г. составило 5,57 млн. туристов, что на 21,2% выше уровня 2015 г. . Самым молодым и активно развивающимся видом транспорта является воздушный, демонстрирующий существенный потенциал. В аэропорту Симферополя наблюдается увеличение турпотока, который будет и в дальнейшем демонстрировать исключительно положительную динамику (рис. 1).

После реконструкции аэропорта в Симферополе, он сможет принять 6,5 млн. пассажиров в год, с возможностью увеличения этого показателя до 10 млн. человек. Увеличение количества парковочных мест и двухполосных дорог перед терминалами, закупка нового оборудования, а также спецтехники для служб аэропорта значительно повысит уровень комфорта туристов. В связи с наметившейся тенденцией увеличения использования авиатранспорта наблюдаются значительные проблемы, касающиеся предоставления автотранспортных услуг.

Рис. 1 – Количество туристов, прибывших авиатранспортом в аэропорт г. Симферополь

Туристам, прибывшим в аэропорт города Симферополь, предоставляются транспортные услуги для перемещения по безрельсовым путям в виде временной аренды частного автотранспортного средства, трансфера, использование общественного транспорта. Отсутствие должного современного рейсового транспорта – автобусов обеспечивающих перемещение специально для туристов в Республике Крым оказывает негативное воздействие на развитие туризма. Согласно справочной информации о развитии туристской отрасли Республики Крым в 2016 г., среди причин выбора отдыха в Крыму на последнем месте расположилось качество обслуживания, в котором заметную роль играет и транспортное обслуживание .

2016 год объявлен годом экологии в Российской Федерации и поэтому также актуальным является переход сферы транспорта на новые экологически чистые технологии, вследствие того, что Крым на данный момент является «бензиновым регионом». До 80% объема продаж на АЗС приходится на автомобильный бензин. Поэтому автобусы должны соответствовать современным экологическим стандартам «Евро-5», регулирующим содержание вредных веществ в выхлопных газах. Возможно использование гибридных автотранспортных средств, способных снижать расход топлива, а также электрических автобусов, например автобусов марки ЛиАЗ-5292, которые является наиболее экологически безопасными автобусами в России.

Современные транспортные средства, предназначенные для перевозки туристов должны быть экологичными, обладать повышенным комфортом и безопасностью, иметь в оснащении инновационные технологии, использовать интеллектуальные транспортные системы (ИТС). Интеллектуальные транспортные системы представляют собой системную интеграцию современных информационно-коммуникационных технологий и средств автоматизации с транспортной инфраструктурой, транспортными средствами и пользователями, ориентированную на повышение безопасности и эффективности транспортного процесса, комфортности для водителей и пользователей транспорта . Мировой опыт демонстрирует целенаправленное продвижение ИТС в качестве метода осуществления транспортной политики, начиная с 80-х годов в странах Европы и США.

Создание интеллектуальных транспортных средств основывается на модернизации существующих транспортных систем, формировании единой системы информационного обмена, стандартизации используемых средств, процедур связи и управления. Транспортные средства, оборудованные с использованием инновационных технологий, способствуют повышению безопасности, предоставляют возможность контролировать и регулировать транспортные потоки в реальном масштабе времени. ИТС уже используются в регионах Российской Федерации (внедрены в 60 регионах, более чем в 240 городах России) с целью повышения эффективности работы транспортного комплекса. Внедрение в Крыму новых ИТС обеспечит безопасность туристских перевозок, создаст единую туристскую транспортную сеть.

Для возможности распределения турпотока направляющегося в туристские города Крыма, необходимо во время оформления заказа о покупке авиабилета указать город, в который направляется турист по прилете в Крым. Анализ и синхронизация полученной информации минимизирует финансовые потери, вследствие не укомплектованности транспортного средства, а также поспособствует оптимизации расписания движения новых автобусов.

Развитие транспорта – одна из приоритетных задач в Республике Крым, которую не решить без современной и качественной техники. И как показывает практика, такая техника у нас есть, причем не только иностранного, но отечественного производства. Автобусы должны быть экологичными и современными, что поспособствует решению проблемы связанной с отсутствием современного транспортного обеспечения, предназначенного для туристов.

Недостаточно комфортная туристская информационная среда выражается в недостатке и разрозненности информационных ресурсов о туристских программах региона, а такженевозможности предварительного бронирования и покупки билетов через Интернет. Низкий уровень информационного обеспечения тормозит развитие въездного и внутреннего туризма в Республике Крым. Осуществить информирование туристов о туристских программах, достопримечательностях, а также курортах Крыма возможнов рамках туристского транспортного обеспечения. Современные автобусы будут соответствовать туристским потребностям в качестве предоставляемых услуг и обеспечивать:

  1. Показ фильмов о живописных местах, легенды, история Крыма;
  2. Показ роликов или слайд-шоу туристских программ регионов;
  3. Объявление текущей и следующей остановки;
  4. Вывод времени, температуры воздуха, бегущей строки, срочной информации на экран;
  5. Озвучивание и предоставление информации осуществляется на русском и английском языках.

Высокая активность интернет-пользователей и широкое распространение использования Интернет демонстрирует потребность в предоставлении возможности предварительного бронирования и покупки билетов через Интернет, путем внедрения данной функции в терминалах, а также на сайтах учреждений и через мобильное приложение.

Вследствие наличия российской спутниковой системы ГЛОНАСС в современных автобусах, станет возможным реализация дополнительной туристской услуги, путемсоздания мобильного приложения, которое позволит проводить мониторинг туристского транспорта, отправляющегося в наиболее распространенные туристские города и обратно, с помощью с мобильного устройства, имеющего доступ в интернет. Приложение позволит отслеживать движение, маршрут, местонахождение и расписание туристского транспорта в режиме реального времени, предоставит возможность планирования времени, путем построения графика перемещения с оповещением времени прибытия и отправления транспортного средства. Наличие полной, достоверной и актуальной информации способствует увеличению темпов развития туризма.

Источником финансирования и реализация проекта может стать курортный сбор, который планируется ввести в Республике Крым.

Реализовав перечисленные методы для решения проблем, путем модернизации транспортного обеспечения и создания туристской комфортной информационной среды, можно осуществить переход Крыма на новый уровень в развитии туризма. Положительная динамика турпотока в республике, в частности в аэропорту Симферополя, способствует повышению доли туризма в структуре ВРП, а также ВВП государства, что доказывает важность исследуемой темы и приоритетность решения социально-экономических проблем, которые затрудняют развитие туристской индустрии.

Республика Крым обладает всеми необходимыми, а также уникальными туристскими ресурсами, однако низкий уровень транспортного обеспечения сдерживает реализацию потенциальных возможностей региона. Именно поэтому развитие транспорта является важной задачей Республики Крым, которую не решить без современной и качественной техники. Внедрение инновационных технологий предоставляют возможность использовать экологичные автобусы, обладающие повышенным комфортом и безопасностью.

Современные автобусы, организующие транспортное обеспечение исключительно для туристов во взаимодействии с информационно-коммуникационными технологиями способны не только решить существующие проблемы, но и стать визитной картой Крыма, что непосредственно отразится на развитии туризма.

Список литературы / References

  1. Добродомова Т. Н. Оценка развития рынка туристских услуг в России / Т. Н. Добродомова, Ю. В. Келиоглу // Актуальные проблемы экономики в условиях реформирования современного общества. – 2016. – С. 423–427.
  2. Национальный туристический рейтинг 2016 [Электронный ресурс] – URL: http://rustur.ru/nacionalnyj-turisticheskij-rejting (дата обращения: 17.02.17).
  3. Справочная информация о количестве туристов, посетивших Республику Крым за 2016 год [Электронный ресурс] – URL: http://mtur.rk.gov.ru/file/spravochnaya_informatsiya_13012017.pdf (дата обращения: 17.02.17).
  4. О развитии туристской отрасли Республики Крым в 2016 году [Электронный ресурс] – URL: http://mtur.rk.gov.ru/file/o_razvitii_turistskoy_otrasli_respubliki_krim_v_2016_godu_1.pdf (дата обращения: 17.02.17).
  5. Козлов Л. Н. О концептуальных подходах формирования и развития ИТС в России / Л. Н. Козлов, Б. Е. Циклис, Ю. М. Урличич // T–Comm: Телекоммуникации и транспорт. – 2009. – № 6. – С. 8–14.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Dobrodomova T. N. Ocenka razvitija rynka turistskih uslug v Rossii / T. N. Dobrodomova, Ju. V. Kelioglu // Aktual’nye problemy jekonomiki v uslovijah reformirovanija sovremennogo obshhestva . – 2016. P. 423–427.
  2. Nacional’nyj turisticheskij rejting 2016 – URL: http://mtur.rk.gov.ru/file/spravochnaya_informatsiya_13012017.pdf (accessed: 17.02.17).
  3. Spravochnaja informacija o kolichestve turistov, posetivshih Respubliku Krym za 2016 god – URL: http://mtur.rk.gov.ru/file/spravochnaya_informatsiya_13012017.pdf (accessed: 17.02.17).
  4. O razvitii turistskoj otrasli Respubliki Krym v 2016 godu – URL: http://mtur.rk.gov.ru/file/o_razvitii_turistskoy_otrasli_respubliki_krim_v_2016_godu_1.pdf (accessed: 17.02.17).
  5. Kozlov L. N. O konceptual’nyh podhodah formirovanija i razvitija ITS v Rossii / L. N. Kozlov, B. E. Ciklis, Ju. M. Urlichich // T–Comm: Telekommunikacii i transport . – 2009. – № 6. – P. 8–14.

Крымоведение 10 класс

Тема урока: «Транспортная система, её модернизация. Транспортные «артерии» Крыма, морские порты, аэропорты». Практическая работа №9 «Нанесение на контурную карту основных объектов транспортной системы Крыма» (обучающая).

Планируемые результаты:

личностные: развивать способности к анализу, сопоставлению, формировать умения обобщать и делать выводы, расширять кругозор;

метапредметные: развивать умение выделять главное;

предметные: узучить особенности транспортной системы Крыма, пути её модернизации; ознакомиться с транспортными артериями полуострова, морскими портами, аэропортами с закреплением знаний в работе на контурной карте.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: демонстрационная карта Крыма, учебник «Крымоведение: социальный и экономический обзор», тетрадь с печатной основой под редакцией А.В. Супрычева, атлас, мультимедийный комплекс с прямым доступом в Интернет.

Ход урока.

I . Организационный момент.

Подготовка учащихся к уроку.

II . Изучение нового материала.

Транспорт обеспечивает хозяйственные связи и занимается перевозкой пассажиров. «Кровеносной системой» называют транспортный комплекс, который влияет на экономическое развитие отдельных территорий. Осуществляя обмен продукцией между различными регионами, транспорт завершает процесс географического разделения труда. Расположение Крымского полуострова между Черным и Азовским морями способствовало развитию ещё в глубокой древности морских сообщений. Все основные города Крыма располагались на побережье и были портами. Внутри полуострова были гужевые дороги и горные тропы. Удобное географическое положение Крыма привело к тому, что здесь проходили караванные торговые пути, связывающие Китай с Европой. По Шелковому пути колесили купцы, торговые люди, продававшие китайский шелк (первый период в истории развития транспортной системы).

Со второй половины XIX века до первой половины XX века – второй период формирования транспортного комплекса Крыма. После отмены антикрепостнической реформы 1861 года развёртывается строительство железных дорог: Лозовая – Севастополь, Джанкой – Феодосия, Владиславовка – Керчь. Большое значение имела дорога на Севастополь, т.к. она стала каркасом, вокруг которого формировалась транспортная сеть полуострова.

Со второй половины XX до начала XXI века продолжается третий период формирования транспортной системы полуострова. В 1950 году закончилось строительство автодороги Москва – Симферополь. В 1955году построена железнодорожная переправа через Керченский пролив, сократившая путь от Крыма до Кавказа. Сеть магистральных газопроводов, линии электропередач, быстрое развитие воздушного транспорта. Строительство моста через Керченский пролив до декабря 2018 года – главный и долгожданный автомобильный и железнодорожный пути, которые ещё крепче соединят Крым с материковой Россией. Сегодня главной автомобильной осью полуострова является магистраль Симферополь – Феодосия – Керчь, соединяющая полуостров с паромной переправой «Крым». Важными автомобильными дорогами являются Симферополь – Евпатория, Симферополь – Алушта –Судак –Феодосия, Симферополь – Алушта –Ялта –Севастополь. Большая интенсивность движения по автомагистрали Симферополь – Красногвардейское – Джанкой. Больное место автодорог - их малая ширина.

После воссоединения Крыма с Россией изменилась роль железнодорожного транспорта. Перевозки этим видом транспорта сократились, а перевозки пассажиров в основном осуществляются в пределах пригородного сообщения.

Традиционным для полуострова является возросшая роль морского транспорта. Именно он помогает осуществлять самые важные и значимые межрегиональные связи: порт Кавказ – Керченский морской рыбный порт; порт Новороссийск – порт Севастополь; порт Новороссийск – Керченский торговый порт. Керченская паромная переправа – «дорога жизни» для Крыма. После строительства моста через Керченский пролив изменится роль железнодорожного транспорта, его значение для Крыма увеличится. После отмены санкций, конечно, станет большим «вес» традиционного для полуострова морского транспорта с основными портами: Севастополь, Керчь, Ялта, Евпатория, Феодосия – осуществляющие торговые, пассажирские, грузовые перевозки. Федеральная целевая программа предусматривает возобновление деятельности всех морских портов республики.

Хорошо развит в Крыму воздушный транспорт. Симферополь – крупнейший аэропорт России. После реконструкции в 2018 году здесь ежегодно смогут обслуживать около 7 млн. пассажиров. Аэропорт под Севастополем Бельбек используют для приёма правительственных самолётов.

Трубопрводный транспорт - самый молодой. Он используется предприятием «Черноморнефтегаз» для подачи газа потребителям. Протяженность газотранспортной сети составляет 1361км.

Успешно развивается в Крыму троллейбусное сообщение не только в городах, но и между ними. Первая в Европе горная троллейбусная трасса Симферополь – Алушта – Ялта была введена в эксплуатацию в 1961году.

Демонстрация видеоролика «Крым. Троллейбус. Симферополь –Ялта» от 29.11.2014г., продолжительность 12 мин. (первую минуту пропустить, а затем и география, и история – интересно!).

Для курортов Крыма расположенных в горной местности используют канатные дороги, лифтоподъёмники, доставляющие отдыхающих к морю.

По словам министра курортов и туризма Крыма Сергея Стрельбицкого на полуострове в ближайшем будущем будет создана единая ретро – транспортная система. В Крыму запустят ретро – технику 1950-1970 годов: трамвай, троллейбус, автобус, поезд, теплоход, такси, самолёт. Туристы смогут получить незабываемые впечатления от возможности проехаться на ретро - транспорте, а также познакомиться с культурно – историческим наследием Крыма.

В перспективе в Крыму транспортный комплекс продолжит развитие и он обязательно должен быть экологически безопасным, чтобы сохранить рекреационные ресурсы и имидж республики не только как «музея под открытым небом», но и как популярного места отдыха.

III . Закрепление теоретической части урока.

    Какую роль транспорт играет в жизни людей и территорий?

    Какие три этапа в развитии транспортного комплекса выделяют в Крыму?

    Как изменилась роль ведущих видов транспорта после присоединения Крыма к России? Дать краткую характеристику главным видам транспорта полуострова.

    Какие проблемы и перспективы стоят перед транспортным комплексом полуострова?

IV . Выполнение практической работы № 9 «Нанесение на контурную карту основных объектов транспортной системы Крыма» (стр.77 тетрадь с печатной основой). Работая в парах показать на карте каркасные автомобильные дороги, железные дороги, газопроводы, морские порты, аэропорты.

V . Подведение итогов урока с выставлением оценок активным обучающимся.

VI . Домашнее задание: параграф 26, выполнить практическую работу № 9.

Транспортная система, являясь кровеносной системой полуострова вносит весомый вклад в развитие полуострова. В Крыму присутствуют все виды транспорта за исключением речного. Изменение правового статуса Крыма больше всего отразилось на транспорте и логистике региона. Ранее абсолютное большинство поставок осуществлялось с материковой части Украины. В данный момент поставки с этого направления осуществляются, но их объем значительно упал. Учитывая сложившуюся ситуацию в Крыму необходимо формирование новых путей поставки материалов и логистических центров. Учитывая различную специфику товаров (скоропортящиеся, габаритные, взрывоопасные и т.д.) нужен грамотный подход к реструктуризации транспортной сферы. Немаловажным остается и вопрос обеспечение должного пассажиропотока в Крым во время курортного сезона в Крыму.

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ:

  • Автомобильный транспорт;
  • Морской транспорт;
  • Авиатранспорт;
  • Логистика;

ПРОБЛЕМЫ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ:

  • Морально устаревшие транспортные средства;
  • Трудности с наличием эффективных каналов грузооборота и пассажиро0борота с регионами РФ;
  • Осложнение экспортно-импортной деятельности полуострова в связи с частичным признанием Крыма в качестве субъекта России;

ПРЕИМУЩЕСТВА РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТА В КРЫМУ:

  • Уход ряда крупных компаний из Крыма;
  • Снижение цен на топливо (бензин, ДТ, газ, керосин);
  • Льготная налоговая политика в Крыму;
  • Развитие паромного сообщения;
  • Развитие авиационного транспорта с льготными ценами для пассажиров;
  • Развитие круизного транспорта;
  • Необходимость в организации новых логистических каналов для поставки товаров в Крым и из него;

ЭРА КРЫМ формирует рабочую группу по развитию транспортной системы и логистики в Крыма.

Об отрасли:

Выгодное географическое положение, специфика территориальной организации хозяйства, естественные условия оказывали содействие развитию в Крыму морского, железнодорожного, автомобильного и трубопроводного видов транспорта, которые составляют единую взаимосвязанную и взаимодополняющую систему.

Транспорт и связь – важнейшая сфера экономики, имеющая стратегическое и приоритетное значение для развития региона. Этот вид экономической деятельности выступает одним из важнейших факторов и интеграционных процессов, ведущих к активизации международных отношений и отвечающих как внешним, так и внутренним экономическим интересам Украины.

Транспорт и связь в Республике Крым занимают второе после промышленности место (15,7%) в формировании Валового регионального продукта. В деятельности транспортного комплекса Республики Крым за последние годы наметились положительные сдвиги, а именно увеличение объема перевозок грузов, развитие пассажироперевозок и др. Изменение правового статуса Крыма естественным образом повлечет за собой развитие новых транспортных потоков, а также развитие морского вида транспорта.

Наряду с этим существуют факторы, сдерживающие развитие транспорта, к которым можно отнести: недостаточный объем инвестиций в отрасль (12,1 % общего объема инвестиций Республики Крым); значительный износ основных фондов по всем видам транспорта, морально устаревшая производственная база, в частности подвижного состава (износ 60 %), несоответствие их технического уровня нормативным требованиям. Из действующих на территориях приоритетного развития и СЭЗ «Порт-Крым» 43 инвестиционных проектов 7 направлены на развитие транспортной инфраструктуры (развитие вспомогательных транспортных услуг) с предусмотренным объемом инвестиций в 14,2 млн. дол. США (в том числе Алушта – 0,8 млн., Керчь -7,4 млн., Судак – 6,0 млн.), или 6,8 % от общего объема инвестиций по ТПР и СЭЗ республики.

В существующей транспортной системе Республики Крым железнодорожный транспорт занимает одно из ведущих мест. Основу железнодорожной сети составляют магистрали Севастополь-Симферополь, Севастополь-Симферополь-Киев, Измаил-Одесса-Николаев-Херсон-Джанкой-Керчь. На сегодняшний день также начала активно развиваться ветка Краснодар-Керчь-Симферополь-Джанкой. Основные железнодорожные узлы – Симферополь и Джанкой.

В системе железнодорожного транспорта функционирует 70 линейных станций и разъездов. Общая длина железнодорожных путей, учитывая станционные, подъездные и специальные пути в границах Республики Крым, составляет 1,35 тыс. км, в том числе длина эксплуатационных путей 0,64 тыс. км.

Железнодорожным транспортом, на долю которого приходится более 24% общего объема грузоперевозок (второе место после автомобильного транспорта) отправлено 6,8 млн. т грузов. Особенности природно-ресурсного потенциала полуострова обусловили преобладание в перевозках железнодорожным транспортом строительных материалов (природный камень, гипс, известь), соды и др., а с целью обеспечения населения и хозяйственного комплекса республики значительна транспортировка нефти, нефтепродуктов, черных металлов и др.

Республика имеет пассивный транспортный баланс железнодорожных перевозок, т.е. прибытие грузов превышает их отправление. По объему перевезенных пассажиров железнодорожный транспорт уступает автомобильному и электротранспорту и на его долю приходится 10,2% всего количества пассажиров Республики Крым (около 23 млн. чел.)

Наибольший объем пассажироперевозок осуществляется станциями Симферополь – 37,3%, Джанкой – 15,4%, Евпатория – 13,0%, Феодосия – 4,5 % и др.

Автомобильный транспорт. Длинна сети автодорог общего пользования в республике составляет 6,2 тыс. км; плотность сети – 243 км/тыс. км2, что ниже среднего показателя по Украине (273 км/тыс. км2). Наибольшая плотность автодорог в зоне г. Ялты (950,4 км/тыс. км2) и г. Алушты (402,2 км/тыс. км2), наименьшая в Белогорском (180,5 км/тыс. км2) и Ленинском (164,9 км/тыс. км2) районах.

По территории Крыма проходят автомобильные дороги государственного значения: Симферополь-Феодосия-Керчь, Симферополь-Ялта-Севастополь, Херсон-Красноперекопск-Севастополь и др. Объем перевезенных автомобильным транспортом грузов в общем объеме грузоперевозок за 2004 г. составил 67,9% (19,1 млн. т), первое место среди всех видов транспорта.

Наибольшее количество грузов было перевезено автопредприятиями Симферополя (28%), Ялты (7%) и Сакского района (12%). По числу перевезенных пассажиров автомобильный транспорт занимает лидирующее место – 119 млн. пассажиров (или 53,7%), в том числе услугами субъектов предпринимательской деятельности (физические и юридические лица) воспользовалось около 70 млн. пассажиров. Основной объем перевезенных пассажиров приходится на предприятия городов Симферополь и Керчь – 64,0% (среди них: ВАТ «Симферопольское АТП-14329», АТП-39359, ВАТ «Керченское АТО 14364» и др.)

Электротранспорт. В Крыму действует единственная в Украине междугородная троллейбусная линия Симферополь-Ялта (предприятие электротранспорта «Крымтроллейбус». По числу перевезенных пассажиров у этого вида транспорта 2-е место после автомобильного (35,6 %)

Трубопроводный транспорт – единственный вид транспорта по транспортировке значительных объемов газа в Республике Крым (магистральный газопровод Центр-Крым). Эксплуатационная длина трубопроводов составляет 1174,5 км; объем транспортированного газа за 2004 г составил 1407,0 тыс. т (5,0% общего объема грузоперевозок). К основным предприятиям трубопроводного транспорта относятся Феодосийское линейное производственное управление магистральных газопроводов (г.Феодосия), Государственное акционерное общество «Черноморнефтегаз» (г. Симферополь) и др.

Морской транспорт – играет значительную роль в формировании внешнеэкономических связей Республики Крым и является видом транспорта, который имеет валютный ресурс. На территории республики размещено четыре морских торговых порта – Евпаторийский, Керченский, Феодосийский, Ялтинский.

Порты связывают регион с южными областями Украины, Краснодарским краем России, Грузией, через Волго-Донской судоходный канал – с Каспийским, Белым, Балтийскими морями, со странами Черноморского бассейна, а через проливы Босфор, Дарданеллы и Гибралтарский – практически со всеми странами мира. Все порты имеют ограниченные глубины на транзитных и подходных каналах.

Феодосийский морской торговый порт занимает первое место в Крыму по объемам перевалки нефти и нефтепродуктов (до 4-5 млн. тонн в год). Территория порта составляет 13,4 га. В порту два грузовых района: один предназначен для перегрузки сухих грузов, другой – нефти и нефтепродуктов. Порт имеет разветвленную сеть железнодорожных путей, одиннадцать причалов, из которых два выполняют пассажирские перевозки.

Проектная мощность порта позволяет перерабатывать 6,5 млн. тонн грузов в год, из них сухих – до 1 млн. тонн. Сейчас порт ежемесячно перерабатывает 400 тыс. тонн грузов. Структура грузов порта следующая: металлопродукция, пиломатериалы, зерно, удобрения, цемент, металлолом.

Керченский морской торговый порт Мощности порта позволяют перерабатывать 2,5 млн. тонн грузов в год. В порту функционируют перегрузочные контейнерные комплексы, восемь крытых складов емкостью до 8,3 тыс. тонн грузов, открытые склады общей площадью около 140 тыс. м2, семь причалов общей протяженностью 1224 м.

Подъездные железнодорожные пути позволяют обрабатывать грузы по фронту и в тылу причалов. Структура грузов порта – металлопродукция, оборудование, ферросплавы, чугун, металлолом, окатыши, контейнеры, колесная автотехника, зерно насыпью. Наряду с морским торговым портом в г. Керчи размещается Морской рыбный порт и государственная судоходная компания «Керченская паромная переправа», осуществляющая автомобильно-пассажирские перевозки в направлении Крым-Кубань.

Евпаторийский морской торговый порт

Территория Евпаторийского морского торгового порта составляет 6,6га, а грузового района, который расположен в Донузлаве – 1,9 га. Общая длина причальной линии около 939 м, пассажирских причалов – 438м. На грузопассажирском комплексе принимают автопаромные и пассажирские суда. В настоящее время востребованность в таких перевозках невелика и составляет около 70 тыс. пассажиров в год.

В грузовом районе Донузлава перегружают песок, который добывают в Донузловском озере. Мощности порта позволяют перерабатывать 800 тыс. тонн грузов в год. Основной груз песок (75%), который добывают в Донузлаве, а также перевозка автомобилей (23%) и прочие (2%). Железнодорожной ветки к порту нет, ближайшая железнодорожная станция находится в 4 км от порта.

Ялтинский морской торговый порт – это круизные ворота Крыма.

Порт является членом международной ассоциации круизных портов Средиземного моря « Medcruise» и специализируется на обслуживании иностранных круизных судов. Кроме того, порт осуществляет перевозки пассажиров между населенными пунктами Южного берега Крыма и перевалку грузов.

Ялтинский морской торговый порт включает: пассажирский район, который расположен в центре города (с причальной линией – 1230 м); грузовой район в Массандре (с причальной линией – 850м); портопункты и причалы Ялтинского порта, которые служат для выполнения экскурсионных пассажирских перевозок, в основном, в летний сезон и находятся в Форосе, Симеизе, Алупке, Мисхоре, Ливадии, Гурзуфе, Алуште, Малоречанском, Судаке и др. Перегрузочным комплексом в грузовом районе порта в Массандре было переработано около 218 тыс. тонн строительных грузов. Флот порта может перевозить до 1,5 млн. пассажиров в год, однако реальный годовой объем перевозок снизился до 0,4 млн. человек. В 2004 году из общего объема морских грузоперевозок Украины (9 млн. тонн) на порты Республики Крым приходилось около 9 % (без Севастопльского МТП) или около 800 тыс. тонн грузов.

Из общего грузооборота морских торговых портов Украины (111,5 млн. тонн) на порты Республики Крым приходится более 13 %, или около 9,5 млн. тонн (из них: Феодосийский морской торговый порт — 5,3 млн. т, или 55,8% в общем грузообороте портов Республики Крым; Керченский – 2,6 млн. т. или 27,4 %; Евпаторийский – 1,3 млн. т или 13,7%; Ялтинский – 0,3млн. т или 3,1%).

Объем перевезенных пассажиров морским транспортом незначителен и составил за 2004 год 1,2 млн. пас. (0,5 % в общем количестве пассажиров перевезенных транспортом Республики Крым).

Максимальный показатель по объему пассажироперевозок приходится на «пик» курортного сезона (около 86%)

Авиационный транспорт представлен государственным международным аэропортом «Симферополь», выполняющим прием и вылет пассажирских и грузовых самолетов и вертолетов, коммунальным предприятием «Аэропорт «Керчь», выполняющим международные пассажирские и грузовые авиаперевозки, ООО «Авиакомпанией «Ветеран» (аэродром «Джанкой» выполняет грузовые перевозки), Крымским государственным авиационным предприятием «Универсал-Авиа», обслуживающим местные авиалинии.

Авиационный транспорт существенно не влияет на общий объем грузопассажироперевозок в Крыму. За 2009 г. авиационным транспортом перевезено 11,9 тыс. тонн. грузов соответственно 0,02 % в общем объеме грузоперевозок Республики Крым. В данный момент Симферопольский аэропорт начал осуществлять ряд пасажирских рейсов с регионами РФ (Москва, Санкт-Петербург, Мурманск, Калуга, Белгород и др. Для развития авиатранспорта установлены льготные цены на пользование авиатранспортом.

На перспективу намечается развитие Крыма как транспортно-коммуникационной системы, включающей строительство новых автотрасс, железнодорожных путей, расширение и строительство новых портов с развитым портово-складским хозяйством, сооружением нефтяных терминалов для перекачки нефти и нефтепроводов.

Дальнейшее развитие отрасли связано с необходимостью значительных инвестиционных вложений для разработки инновационных решений, что обеспечит внедрение интенсивных и ресурсосберегающих технологий, развитие базы информатики и информационных технологий, модернизацию подвижного состава и инфраструктуры международных перевозок, создание новой информационной инфраструктуры – телекоммуникационной сети, развитие сети связи на базе оптоволоконных инженерных коммуникаций.

Учитывая, что связь является одной из благоприятных для инвестиционных и инновационных процессов отраслью, концептуальной основой ее развития является ориентация на привлечение инвесторов, владеющих современными информационными технологиями и инвестициями.