Местонахождение герои арсенала. «Им говорили, что не надо выходить в море»

Судно ходило под панамским флагом. На борту находились украинцы, россияне и один гражданин Грузии

Обновлено 16:22

На месте крушения сухогруза «Герои Арсенала» в Черном море обнаружены тела трех погибших моряков. Их тела уже подняли на поверхность. Ранее стало известно о спасении одного члена экипажа — 35-летнего украинского моториста. У него сильное переохлаждение. Таким образом, восемь членов экипажа из 12-ти остаются пропавшими без вести.

ЧП произошло 19 апреля около 4:00 в двух десятках километров от побережья Крыма. На борту корабля находились граждане России, Украины и Грузии. По разным данным, россиян было от двух до восьми человек.

Как сообщалось ранее, четверо моряков были обнаружены в спасательных жилетах. За ними пока наблюдают, так как подойти к месту крушения спасатели не могут из-за шторма, сообщил источник ТАСС в спасательной службе. Он же рассказал, что сухогруз потерпел крушение в тот момент, когда стоял на рейде. В море действительно очень сильный шторм, но моряков об этом предупреждали, рассказала Business FM журналист радиостанции «Керчь FM» Бэлла Демидович. Она также отметила, что сухогруз был очень старым.

Бэлла Демидович журналист радиостанции «Керчь FM» «Судно это было достаточно старое, большая калоша такая. Знаете, сзади капитанский мостик, длинный-длинный такой вот борт. По словам моряков, его разломило напополам. Им говорили о том, что не надо выходить в море. Не надо стоять там, на якорной стоянке, пытаться переваливать грузы. Там просто в 12 милях от самого пролива, это называется 12-мильная зона не заходя в порт, не проходя таможню, привалка грузов есть у нас. Но, если они следовали в Турцию, возможно, у них были контракты, когда они должны будут подвезти свой груз. О том, что погода будет очень плохая и о том, что очень трудно проходимый будет пролив, говорили вчера, Кавказский центр метеорологический. И мы неоднократно печатали о том: сегодня штормовое предупреждение. Возможно, и переправа будет закрыта. Мы еще вчера предупреждали об этом».

Сухогрузу «Герои Арсенала» 37 лет. Корабль принадлежит американской компании, но управляет им турецкий оператор Gunes Shipping. Судно ходило под панамским флагом и следовало из Азова в Турцию с грузом зерна. В Gunes Shipping заявили, что корабль находился в отличном состоянии. «Судно в отличном состоянии, все документы в порядке. У экипажа сухогруза были все документы согласно международным правилам. Подробности уточняем», — сообщила ТАСС представитель компании. Но главный редактор сетевого издания «Морской бюллетень» Михаил Войтенко в этом сомневается. По его мнению, причиной крушения могло стать вовсе не техническое состояние.

Михаил Войтенко главный редактор сетевого издания «Морской бюллетень» «Состояние этого судна, конечно, не может быть хорошим, оно 1980 года выпуска, не раз меняло руки. Понятно, что его состояние было не очень хорошим, но от чего конкретно судно погибло, пока еще не ясно. Из всего того, что мы имеем на данный момент, без показаний выживших, сильно похоже на то, что судно опрокинулось, именно не раскололось надвое, а опрокинулось, потому что только это может объяснить внезапное исчезновение судна с радиолокаторов центра движения судов в Керченском проливе. В этом опрокидывании техническое состояние судна могло сыграть роль, а могло и не сыграть, сказать трудно. Сейчас начнут вешать всех собак на состояние судна, что это была обреченная развалюха».

По данным администрации Краснодарского края, в трюмах судна может находиться до 30 тонн нефтепродуктов. Власти Крыма поручили МЧС региона подготовить боновые заграждения для предотвращения загрязнения Черного моря.

Украинское судно «Герои Арсенала» затонуло в ночь на среду у берегов Крыма. К настоящему времени подтверждено спасение одного моряка. Кроме того, сообщалось о как минимум троих погибших. Судьба остальных членов экипажа неизвестна, спасательные работы продолжаются. Следственный комитет России возбудил уголовное дело по факту крушения и возможной гибели двух и более человек.

Хроника трагедии

Груженный зерном сухогруз «Герои Арсенала», перевозивший зерно из города Азова Ростовской области в Турцию, пропал с экранов радаров в 04.00 мск. За шесть минут до этого судно, на борту которого находилось 12 человек экипажа, в том числе одна женщина, подало сигнал SOS, принятый МЧС Крыма.

Помощь опоздала: судно затонуло в 27 километрах от побережья Крыма в районе Керченского пролива.

Кто был на борту затонувшего судна

Экипаж «Героев Арсенала» состоит из 12 человек, из которых девять - граждане Украины, два гражданина РФ и один моряк из Грузии. Список моряков судна «Герои Арсенала»: граждане Украины - Бицюра, Ганчевский, Глазко, Гончаренко, Меснянкин, Пантюхов, Синюк, Свечкарь, Черненко (спасен); гражданин Грузии Каджая; граждане РФ - Ведерников и Патеев.

Какая погода была в районе крушения

Сейчас можно с высокой долей уверенности говорить, что одной из возможных причин трагедии стал шторм, бушевавший в районе крымского побережья. В момент крушения сухогруз стоял на рейде в районе Керченского пролива, где вечером 18 апреля было объявлено штормовое предупреждение. Скорость ветра ночью достигала 25 м/с.

Как спасали моряков

Как сообщили в республиканском МЧС, спасением моряков занимались специалисты Южного регионального поисково-спасательного отряда, в том числе шесть водолазов, был также задействован подводный аппарат «Фалькон». Также в поисках пропавших моряков участвовали 139 специалистов Новороссийского и Темрюкского пожарно-спасательного гарнизона, была задействована спецтехника.

Кого удалось спасти

В 05.34 утра на борт одного из судов, выдвинувшихся в район трагедии, был поднят первый и, похоже, пока единственный спасенный моряк - 35-летний украинец по фамилии Черненко, работавший на судне мотористом.

Информацию о еще четырех спасенных моряках, появившуюся в некоторых СМИ, в МЧС не подтвердили. Из неофициальных источников известно, что спасатели якобы обнаружили еще четырех человек в спасательных жилетах, но не смогли до них добраться из-за шторма.

О судьбе остальных моряков пока неизвестно. При этом надо учитывать, что в районе крушения продолжается шторм, порывы ветра достигают до 20 м/c., навигация временно прекращена, а температура воды в Керченском проливе не превышает 8°C.

Как сообщили в Морской дирекции, отвечающей за паромное сообщение в Керченском проливе, по прогнозу шторм продолжится два дня.

Уголовное дело

По факту крушения Южное следственное управление на транспорте Следственного комитета РФ возбудило уголовное дело по третьей части статьи 263 УК РФ «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц». Отметим, официально гибель людей в этом крушении пока не подвержена, операция, которая продолжается в Керченском проливе, считается спасательной.

Возможные причины крушения

Помимо шторма, бушевавшего в районе Керченского пролива, опасным фактором, по мнению экспертов, оказался сам груз, поскольку зерно при неправильной загрузке во время сильного может пересыпаться с борта на борт, создавая разбалансировку и провоцируя разлом или переворачивание судна.

Также многие пользователи Интернета отмечают, что сухогруз был достаточно старый, ему было 37 лет. При этом для старых советских судов это далеко не предельный возраст, они отличаются достаточной надежностью. При этом неизвестно, насколько профессионален был экипаж, и достаточное ли количество денег владелец вкладывал в ремонт судна и в поддержание его в рабочем состоянии.

Что известно о судне

Сухогруз «Герои Арсенала» принадлежит турецкой фирме Gunes Shipping & Trading, судно плавало под панамским флагом.

Это сухогрузный теплоход типа «Волго-Балт», проект 2-95A/R. Судно было построено в 1980 году на Словенском судостроительном заводе. Первое время корабль был приписан к Северо-Западному речному пароходству Минречфлота РСФСР и базировался в Калининграде.

В 1988 году судно было переведено в Херсон (тогда Украинская ССР, ныне - Украина), вошло в межотраслевое государственное объединение «Укрречфлот» и получило название «Герои Арсенала», в честь рабочих киевского завода «Арсенал», поднявших восстание против украинской Центральной рады в январе 1917 года.

До 2013 года судно эксплуатировалось «Укрречфлотом», который затем перепродал его турецкой компании Gunes Shipping. С февраля 2015 года судно официально называлось Geroi Arsenala.

В марте - апреле 2017 года сухогруз ходил по маршруту Хереке (Турция) - Азов - Ростов-на-Дону - Поти (Грузия) - Азов. В свой последний рейс судно вышло 15 апреля из Азова.

У украинцев как всегда виноваты «оккупанты»

В настоящий момент спасательная операция и следственные действия продолжаются, но пользователи украинского сегмента соцсетей уже нашли виновного, и да, вы правильно догадались - это «оккупанты», то есть Россия, в состав которой входит Крым вместе с Керченской переправой. Дескать, недоглядели, а значит виноваты. И уже попрекнули, что помощь пришла не сразу, хотя известно, что крушение произошло в условиях сильного шторма, и спешившие на помощь суда просто не могли подойти к терпящему бедствие сухогрузу

Самое, скажем мягко, грустное, что некоторые украинские пользователи заодно поспешили обвинить, возможно, погибших сограждан в предательстве. При этом некоторые пользователи охотно тиражируют фейки, что якобы украинские суда не допускают к спасательной операции.

Вот примеры таких комментариев:

Молодцы, украинцы. Затопили вражеский сухогруз, не пожалев жизни. Вероятно тот, которого спасли, скоро будет давать на РТ интервью с повествованием о своей правосековской («Правый сектор» 1 , деятельность организации запрещена в РФ - прим. ФАН) деятельности, а в ФСБ отрапортуют о поимке еще одного СБУшного шпиона.

Мост укрепился! По-нахимовски!

Да хрен с ним, зерном (54 вагона), на затонувшем в керченском проливе судне 9 украинцев, а спасать украинцев никто не берется, т.к. /россияне/ не дают. Украинские спасательные суда не пускают! Еще обвинят в экстремизме!

И ответы:

Чему радуетесь, идиоты? Судно под панамским флагом, большинство экипажа - украинцы. Продолжайте скакать, /нехорошие люди/.

Обслуживать корабли надо, а не на майдане скакать!

И, похоже, не услышанный крик души одного из пользователей:

Опомнитесь! Люди погибли!

1 Организация запрещена на территории РФ.

Последнее обновление: 20.04.2017 г.

19 апреля в акватории Черного моря в районе Керченской переправы . Сигнал был принят Центром управления в кризисных ситуациях в 03:54 по местному времени. Последний раз экипаж судна вышел на связь в 14 километрах от берега, глубина моря в этом районе достигает 100 метров.

Карта района поисковой операции на месте кораблекрушения сухогруза «Герои Арсенала» в акватории Черного моря. Фото: РИА Новости / МЧС РФ

Что стало причиной крушения?

По предварительным данным, причиной крушения грузового судна «Герои Арсенала» в акватории Черного моря стали неблагоприятные погодные условия в районе Керченской переправы. Как сообщает пресс-служба Федерального агентства морского и речного транспорта России (Росморречфлот), сухогруз в условиях сильного шторма раскололся надвое, после чего затонул.

Сколько человек было на борту?

На его борту находились 12 человек. По данным СМИ, удалось спасти одного члена экипажа и достать из воды тела еще трех человек, а также обнаружить два пустых гидрокостюма. Об этом сообщил начальник морского спасательно-координационного центра Новороссийск (МСКЦ Новороссийск) Алексей Кухоль. Как сообщает агентство «РИА Новости», из 12 членов экипажа девять являются гражданами Украины, двое — граждане России, один — Грузии.

Состав экипажа

А. Ведерников (Россия)
Д. Патеев (Россия)
Л. Каджая (Грузия)
А. Бицюра (Украина)
Н. Ганчевский (Украина)
И. Глазко (Украина)
А. Гончаренко (Украина)
А. Меснянкин (Украина)
А. Пантюхов (Украина)
Д. Синюк (Украина)
К. Черненко (Украина)
М. Свечкарь (Украина).

Что представляет собой сухогруз?

«Герои Арсенала» — сухогрузный теплоход. Судно построено в 1980 году на Словенском судостроительном заводе Комарно в Югославии.

Длина судна — 114 метров, ширина — 13 метров, осадка — 3,86 метра, дедвейт — 3 тысячи 553 тонны. На судне было два двигателя Skoda, позволявшие ходить сухогрузу с максимальной скоростью 8,7 узла (около 16 километров в час).

Восемь лет судно работало в Калининграде, после чего было переведено в Херсон. Судно было переименовано в честь рабочих киевского завода «Арсенал», устроивших восстание против украинской Центральной рады в январе 1917 года.

В 2013 году «Герои Арсенала» был продан турецкой компании US Deepblue Shipping. С февраля 2015 года сухогруз ходил под панамским флагом и управлялся турецкой компанией Gunes Shipping.

Какой был маршрут следования сухогруза?

Сухогруз «Герои Арсенала», ходивший под флагом Панамы, следовал из города Азов в Турцию с грузом зерна.

Кто участвует в спасательной операции?

В поисках экипажа участвуют около 140 спасателей, которые используют 17 единиц техники. На месте происшествия находятся суда «Епископ», «Армада Навигатор», «Барнет», «Айгас» и «Аэлос», вертолет Ми-8, двое водолазов, подводный аппарат Falcon 300. Также к поисковой операции подключился буксир «Демидов». Поиски сухогруза осложняются погодными условиями, на море шторм в четыре балла.

По факту крушения судна возбуждено уголовное дело по ст.263 УК России.

В среду, 19 апреля 2017 г., около 3 часов утра, в Черном море, к югу от Керченского пролива, приблизительно в 27 км от Крыма затонул теплоход «Герои Арсенала». По имеющимся данным спасти удалось 1 члена экипажа. Остальные, 11 членов экипажа, вероятно погибли.

Погодные условия.

Погодные условия в районе гибели судна. Ветер юго-западный, до 20 м/сек, порывами до 25 м/сек. При таком направлении и скорости ветра, средняя высота волн около 7 метров. Однако может достигать и 10 метров. Данные погодные условия классифицируются как шторм силой 9 баллов по шкале Бофорта.

Описание судна.

Теплоход «Герои Арсенала» был построен на судостроительном заводе в Комарно, в Словакии, в 1980 г и с постройки назывался «Волго-Балт 224».

Суда типа «Волго-Балт» относятся к судам «Река-море». Это однопалубное, четырех-трюмное, двухвинтовое судно. Два двигателя, мощностью по 515 кв каждый. Длина судна 114 метров. Ширина 13 метров. Высота борта 5.5 метров. Осадка 3.86 метра. Грузоподъемность 3500 тон. Скорость судна 10 узлов. Что касается скорости, то 10 узлов судно могло развивать с новыми двигателями. В возрасте 36 лет, с «убитыми» двигателями, максимум, что можно ожидать это около 7,5 узлов.

Судно было спроектировано в начале 60-х годов прошлого столетия. Первый «Волго-Балт» было построено в 1967 году. Ровно 50 лет назад. Судно проектировалось с учетом предполагаемой эксплуатации во время летней навигации на внутренних водных путях Европейской части СССР. С выходом в моря: Белое, Балтийское и Азовское. Причем со следующими, очень существенными ограничениями, как по удалению от ближайшего порта убежища, так и по погодным условиям. Для справки: «порт убежище» – это любой порт, в который судно может зайти в случае непогоды. Балтийское море: Финский и Рижский заливы, 20-мильная прибрежная зона вдоль южного и восточного побережья до порта Калининград. Белое море: Онежская, Двинская и Кандалакшская губы, и 20-мильная прибрежная зона до устья р. Мезень. Плавание допускалось при силе ветра 5 баллов , что соответствует скорости ветра 8 – 10,7 м/секунду , при высоте волны до 2,5 м . Максимальное удаление от ближайшего порта убежищ до 50 миль. Суда типа «Волго-Балт» имели класс Регистра – «М-СП», который разрешал эксплуатацию судна при вышеприведенных условиях. Со временем, район эксплуатации судов типа «Волго-Балт» расширялся, и к концу 80-х, суда уже ходили: в Балтийском море во все порты с выходом пролив Каттегат до линии мыс Скаген – порт Гетеборг; через Кильский канал выходили в Северное море до портов Гамбург и Бремен. В Черном море – через Босфор и Дарданеллы выходили в Эгейское море и заходили в порты Греции и Турции. Во времена СССР, можно сказать, что в общем, условия эксплуатации соблюдались. Капитанам, нарушавшим правила эксплуатации, грозили суровые наказания. А в случае гибели судна – реальный тюремный срок. Да в общем-то и смысла не было рисковать. На судах радисты регулярно принимали прогнозы погоды, и капитан принимал решение идти или отстаиваться в ожидании улучшения погоды. В зимнее время надо сказать отстаивались по долгу, иногда и неделями. С точки зрения нынешних понятий неприемлемо, зато для моряков было сравнительно безопасно!

Прочитаем внимательно, еще раз, условия, при которых разрешалась эксплуатация новых судов данного класса Регистра, и сравним с погодными условиями в районе гибели судна, 19 апреля 2017 г. Вывод очевиден: судно оказалось в условиях, при которых невозможна его безопасная эксплуатация.

Техническое состояние судна на момент гибели

Как уже упоминалось, судно эксплуатировалось с 1980 г, то есть 36 лет. Много это или мало? Отвечаю с полным пониманием: «Очень, критично, не допустимо, много!» . Суда такого типа были спроектированы, как уже упоминалось выше, в основном, для эксплуатации в летнюю навигацию на внутренних водных путях. Для краткости будем употреблять аббревиатуру – ВВП. Навигация на ВВП в европейской части СССР-России осуществляется, в основном с апреля/мая по ноябрь/декабрь, в зависимости от региона. Размеры судна обусловлены габаритами шлюзов на ВВП, особенно на Беломорско-Балтийском канале. Поэтому длина судна 114 м, а ширина 13 м. Проектная, продольная прочность корпуса судна, обеспечивает безопасную эксплуатацию при изложенных выше условиях. Набор корпуса судна сварен из стального профиля толщиной около 6 – 8 миллиметров. Корпус судна сварен из стальных листов толщиной 10 – 12 мм. Для проектных условий этого было вполне достаточно. Разумный срок эксплуатации судов «река-море» около 25 лет, при условии качественных, плановых ремонтов судна, с соблюдением правил технической эксплуатации. За время эксплуатации продольная прочность у судов типа «река-море» существенно снижается. Это происходит в следствии следующих причин: усталость металла, разрушение корпуса и набора под воздействием коррозии, не соблюдение правил погрузки судна. Так как суда в основном предназначались для эксплуатации на ВВП, то балластные танки не окрашивались. Соответственно, под действием коррозии набор и корпус сильно повреждался. Менять набор дело весьма дорогостоящее, поэтому начиная с начала 90-х, в основном ограничивались мелкими корпусными ремонтами. Местами набор сгнивал полностью, оставалась одна окалина. А уж дырок и трещин в наборе, и в корпусе было полным-полно. Боцман с матросами ставили цементные ящики десятками! На одном судне, в 1987 году, у нас было 40 трещин в корпусе! Когда судно было в грузу, то балластные насосы работали регулярно, откачивая поступающую через трещины забортную воду.

После распада СССР, флот приватизировали и началась его эксплуатация без соблюдения каких-либо ограничения. «Волго-Балты» можно было встретить и в Ла-Манше, и в Бискайском заливе и в Гибралтаре, и в Средиземном море, и на Каспии! Необходимо также отметить, что для получения большей прибыли, грузоподъемность почти всех судов данного типа была увеличена и, следовательно, нагрузка на корпус возросла больше проектной. Однако контроля со стороны государственных надзорных органов практически не осуществлялось. Все действовали по принципу «Одобрям-с!», а теми, кто был против, сами знаете, как поступали. Очевидно, что при такой эксплуатации судна, к 36-ти годам, состояние корпуса стало весьма ветхим, следовательно, прочность корпуса существенно ниже проектной. Возможно, что сказанное выше, не позволяет представить полную картину состояния судна. Выразим коротко. Состояние судна было весьма ветхим, можно сказать печальным.

Принимая во внимание состояние судна и погодные условия, можно сделать вывод, что у судна было очень мало шансов выдержать шторм такой силы. Судно было спроектировано для безопасной эксплуатации при максимальном волнении до 2,5 метров. Реальная высота волн была около 5-7 метров, а временами и более. Изношенный и ослабленный корпус мог не выдержать изгибающих моментов и переломиться.

Пока нет достоверных данных о том, что корпус переломился, нельзя исключать вероятность опрокидывания судна от потери остойчивости, вызванной смещением груза зерна. Если не были соблюдены правила безопасной перевозки зерна, и в трюмах были значительные, не заполненные объемы, то в условиях качки зерно могло сместиться, судно потеряло остойчивость и опрокинулось.

Вообще, необходимо отметить, что для «Волго-Балта», в открытом море, шторм, силой 9 баллов это не просто много, это чрезвычайно много! Это, как столкновение 36-ти летних Жигулей с новым Кразом! Ну или примерно так.

Судовладельцы

Согласно официальным данным судовладельцами судна является компания, зарегистрированная в Турции: US DEEPBLUE SHIPPING INC.

Техническую эксплуатацию и управление в соответствии с требованиями Международного кодекса о безопасной эксплуатации судов (ISM), осуществляла также компания, зарегистрированная в Турции: GUNES DENIZCILIK NAKLIYAT. У компании официально 5 судов. За последние 3 года суда проверялись около 30 раз. Задержаний судов не было.

Судно было зарегистрировано в Панаме и несло соответственно Панамский флаг. Классификационное общество осуществляющее надзор – Dromon Bureu of Shipping.

Последний раз судно подтверждало класс в августе 2015 г. Все судовые документы имели действующие сроки. Международное свидетельство о безопасности грузового судна по конструкции действительно до 10.04.2020. Так что формально все соответствовало требованиям.

Анализ ситуации

Судно совершало регулярные заходы в Российские порты и регулярно, приблизительно, раз в 6 месяцев, подвергалось обязательным проверкам, в соответствии с требованиями Парижского меморандума и Средиземноморского меморандума. Последний раз судно проверялось в порту Темрюк 11.01.2017. Проверяющим было выписано 6 замечаний. Для судна, возрастом 36 лет, замечания, можно сказать несущественные. Перечислим их все:

  1. Записи в журнале операций с нефтесодержащими водами не соответствуют требованиям.
  2. Снабжение спасательных шлюпок не соответствует требованиям.
  3. Не ведется журнал определения поправок компасов.
  4. Не соблюдается температурный режим хранения продуктов.
  5. Отсутствуют записи еженедельных проверок кают, места отдыха команды, провизии и питьевой воды.
  6. Защитные устройства движущихся частей механизмов не соответствуют требованиям.

Скажем прямо, очень несущественные замечания. На основании этих замечаний создается впечатление, что судно находилось в удовлетворительном состоянии. Однако не все так просто. Идем дальше по списку проверок. С 2014 года судно проверялось 10 раз. Из них 7 раз в Российских портах: Темрюк, Ейск, Таганрог, Азов и Ростов-на-Дону. Так вот во всех рапортах о проверках в наших портах отсутствуют какие-либо замечания, отражающие техническое состояние судна. И только в рапорте о проверке в Стамбуле по Средиземноморскому меморандуму от 12.08.2016 г имеется замечание о повреждениях в районе грузовых судов, которое влияет на конструктивную прочность судна.

Какой вывод можно сделать? Вывод простой. Проверки носят формальный характер. Делается это в угоду коммерческой выгоде и в ущерб безопасности экипажа, а также создает угрозу загрязнения моря дизельным топливом, смазочными маслами и другим мусором, которого на старых судах полно.

В результате гибели судна, дизельное топливо и все остальное попало в море вблизи Анапы и Крыма.

Формально судно не имеет никакого отношения к России, за исключением того, что несколько членов экипажа являлись гражданами России. Однако, последний порт захода был в России и судно находилось вблизи берегов России. Имелась возможность не выходить в Черное море и переждать шторм в Азовском море. Но почему-то этого не сделали. Возможно, что этому препятствовали таможенные или пограничные формальности.

Заключение

Гибель очередного судна типа «река-море» в Черном море должна обратить внимание органов государственного контроля за состоянием судов, заходящих в порты России. Черное море, можно сказать, стало буквально кладбищем судов «река-море». Почти весь флот судов российских судовладельцев находится в Черноморском регионе и Каспийском море. Состояние судов ужасное, суда зарегистрированы под всякими экзотическими флагами. Это позволяет их владельцам сократить эксплуатационные расходы. Однако тем самым они создают угрозу жизни экипажам судов и угрозу загрязнения окружающей среды.

В настоящее время средний возраст судов «река-море» перевалил за 30 лет и превысил нормативные и разумные сроки эксплуатации. Можно сказать, что, за исключением нескольких десятков сравнительно судов «река-море», все остальные, несколько сотен, находятся в аварийном состоянии и представляют потенциальную опасность для людей и окружающей среды. Необходимо как можно интенсивнее вести строительство новых судов, выводить из эксплуатации наиболее «убитые» суда и усилить контроль за техническим состоянием и правилами эксплуатации всего флота судов «река-море».