Проект «Ямал СПГ» – пример успешной международной кооперации РФ с европейскими государствами. Отзывы: "Ямал СПГ", российская газодобывающая компания

Конкурентные преимущества

    традиционные запасы высокой концентрации, расположенные на суше

  • хорошо изученная геология и отработанные технологии разработки
  • очень низкий уровень затрат на разработку и добычу
  • высокая эффективность процесса сжижения благодаря низкой среднегодовой температуре
  • доступ к рынкам стран Европы и АТР
  • государственная поддержка, в том числе налоговые льготы


Инфраструктура проекта

Проект разработки месторождения предусматривает бурение 208 скважин на 19 кустовых площадках. Газ, добываемый на месторождении, будет поставляться на международный рынок в форме СПГ, для чего будет построен завод по сжижению газа, состоящий из четырех технологических линий. Первая линия завода мощностью 5,5 млн т СПГ в год введена в эксплуатацию в декабре 2017 года. Инфраструктура для отгрузки СПГ на экспорт состоит из отгрузочной эстакады с двумя причалами в порту Сабетта, оборудованном ледозащитными сооружениями. Для транспортировки СПГ используются танкеры усиленного ледового класса «Arc7».

Статус реализации проекта

Окончательное инвестиционное решение по проекту принято в декабре 2013 года.

Производство СПГ на первой технологической линии завода начато 5 декабря 2017 год. «Ямал СПГ» отгрузил первую партию сжиженного природного газа объёмом 170 тыс. кубических метров 8 декабря 2017 года. В августе 2018 года «Ямал СПГ» отгрузил первую партию СПГ после запуска второй технологической линии завода. В ноябре 2018 года «Ямал СПГ» произвел первый СПГ на третьей технологической линии.

А меня опять потянуло на север, далеко-далеко, за Полярный круг на полуостров Ямал в Сабетту, где реализуется один из самых масштабных проектов в нефтегазовой сфере за последние годы - «Ямал СПГ». Для понимания, в него уже инвестировано 22 млрд $ (всего планируется порядка 27 млрд $). Сам завод по производству сжиженного природного газа (СПГ) будет работать на ресурсной базе Южно-Тамбейского месторождения, а его мощность составит 16,5 млн тонн в год. В мае прошлого года я уже был в этих краях , тогда общая готовность по всему проекту составляла где-то 51,3 %, а готовность по первому этапу - 64,4%. Как же обстоят дела сегодня, я всё покажу и расскажу, благо компания ПАО «НОВАТЭК», акционер проекта, в этом деле весьма открыта и меня не боится:).


2. Испытал на мгновенье дежавю. В качестве спикера и в этот раз был уже знакомый мне Дмитрий Монаков, первый заместитель директора проекта.

3. И сразу к цифрам. На данный момент общая готовность по всему проекту составляет 77-78 %, а по первой очереди завода уже - 88 %. Вот так, собственно, и должна выглядеть первая очередь к концу года.

Южно-Тамбейское месторождение расположено на Северо-Востоке полуострова Ямал и относится к Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции. Оно было открыто ещё в 1974 году. Месторождение состоит из 5 газовых пластов неглубокого залегания и 37 газоконденсатных пластов глубокого залегания. Глубина залежей варьируется от 900 до 2850 м. Размеры месторождения с юга на север где-то 70 км и с востока на запад - около 30-35 км. Всего на месторождении планируют пробурить 208 эксплуатационных скважин с горизонтальным окончанием на 19 кустовых площадках (для первой очереди уже пробурили необходимые 58 скважин, а всего на данный момент уже пробурено 78. При этом для второй очереди нужно всего 35 скважин, а для третей тоже порядка 35-38. Остальные должны будут поддерживать необходимый расход для полноценной работы завода). Доказанные и вероятные запасы составляют порядка 1,3 трлн кубических метров газа и 60 млн тонн конденсата. Лицензия на разработку месторождения принадлежит компании «Ямал СПГ» и действительна до 2045 года. Этой ресурсной базы должно хватить, как минимум на 25-30 лет уверенной работы.

Завод «Ямал СПГ» будет состоять из трёх технологических линий сжижения газа производительностью 5,5 млн тонн в год каждая, т.е. общая мощность составит 16,5 млн тонн. Кроме этого производственный комплекс будет включать установки фракционирования сжиженных углеводородных газов, парки хранения стабильного конденсата и хладагентов, а также другие общезаводские инженерные системы и факельные установки.

Весь завод будет построен из 360 модулей, из них технологических модулей будет 111 штук. Первый подобный модуль был доставлен на стройплощадку 21 сентября 2015 года. Это основное оборудование производится на 7 китайских и 3 индонезийских верфях. Общий вес СПГ-завода составляет 650 тыс. тонн, из них 150 тыс. тонн - это эстакады, и 500 тыс. тонн - сами технологические модули.

Осенью 2016 года все необходимые для первой очереди 78 модулей, включая центральную операторную, были доставлены в Сабетту. Тем не менее на территорию завода осталось ещё зависти 57 модулей (для второй и третей очереди), которые здесь появятся по плану до конца 2017 года.

8. В этот день здесь было под минус 30, а на высоте ещё очень сильный ветер, но разве это может остановить меня, влюбленного в нашу промышленность? Поэтому почти вслепую, так как все очки запотели, покоряю и покоряю все злачные высоты завода:-)

9. Да, ну за год и натворили тут делов, чего только не понастроили, молодцы, так держать, удивили одназначно!

11. Стесняться не стали, погуляли и внутри...

Начало производства СПГ на первой линии запланировано на 2017 год, при этом первые поставки сжиженного природного газа отсюда должны состоятся уже до конца текущего года.

16. Резервуары для хранения сжиженного газа, всего их тут четыре таких (4х160 000 м3). В условиях вечной мерзлоты каждый резервуар построен на основании из 948 свай глубиной 24 метра каждая, рядом с каждой установлен термостабилизатор. В 2016 году все они были построены и прошли необходимые гидроиспытания. На двух первых резервуарах установлены главные платформы насосного оборудования.

18. На один из резервуаров мы и поднялись. Их высота 54 метра. Кстати, в прошлом году я и внутри него был, а сейчас уже туда путь заказан.

20. Важной составляющей проекта является и собственная генерация. Здесь будет построена новая ГТЭС мощностью 376 МВт, тепловая составит - 160,0 МВт. Видите, справа виднеется оранжево-сине-белое здание с трубами, это она и есть. Первую газовую турбину, мощностью 47 МВт должны запустить уже весной этого года. Тем самым она создаст энергетический фундамент для запуска первой очереди завода. Не секрет, что к энергетике я неравнодушен, поэтому про неё напишу отдельный пост.

Что касается производственного процесса вкратце его можно описать следующим образом. От скважин газ транспортируется к заводу по системе трубопроводов. Они здесь надземные. Попадая на территорию СПГ завода, газ слегка подготавливают, чтобы процесс сжижения происходил наилучшим образом. Для этого из газа отделяют конденсат (это жидкие фракции, которые при давлении в пласте в газе просто растворены и находятся в состоянии, как пар), метанол (используется для добычи, типа смазки) и другие ненужные примеси. Кстати, конденсат тоже остаётся при деле, он по системе трубопроводов идёт в специальные резервуары (здесь для этого предусмотрены 3 ёмкости по 50 000 м3) и когда приходит специальный танкер, его отгружают тоже потребителям. Чистый (подготовленный) идеально сухой газ поступает на сжижение и далее на хранение в резервуары. Кроме этого, чтобы получить качественный конечный продукт, убирается выделившийся в процессе очистки углекислый газ и ртуть.

13 ноября 2016 года в Саббету были доставлены криогенные теплообменники для второй и третьей очереди завода, а вот для первой линии подобный теплообменник уже установлен на нужном месте. Главный криогенный теплообменик считается "сердцем" завода СПГ, ведь именно внутри него и осуществляется окончательное охлаждение природного газа до жидкого состояния. Сам теплообменник изготовлен из алюминевого сплава и состоит из нескольких трубных пучков, навитых на центральный сердечник. Общая длина трубок превышает 43 км.

35. Сейчас на стройке работает около 27 500 человек.

41. Между прочим, благодаря Ямал СПГ, грузопоток по Северному Морскому Пути увеличился вдвое. А всего в морской порт Сабетта с 2012 года уже было доставлено более 10 млн. тонн грузов.

44. На данный момент полностью закончено строительство объектов подготовительного периода, необходимых для завоза модулей завода СПГ. Построено шесть грузовых причалов и активно продолжается строительство причалов для отгрузки СПГ и газового конденсата.

Как и планировалось по графику в 2017 году, в начале декабря произошло знаковое событие, первый сжиженный газ от ОАО "Ямал СПГ" был отгружен на материк. Кнопку начала отгрузки газа нажал главный инициатор и вдохновитель этого масштабного проекта - наш президент Путин В.В. Не все верили в эту затею, но были люди, которые рискнули, и в итоге выиграли - так и сказал на итоговой конференции Владимир Владимирович.

и отзывы о "Ямал СПГ" специалистов

В декабре 2017 года запущена первая очередь строительства завода, еще по одной очереди будет запущено оно в 2018 и 2019 годах. После этого будет построена четвертая - полностью на российских технологиях. По оценкам экспертов, спрос на газ в мире будет только расти, и через 20 лет потребление вырастет, ориентировочно, на 40 %, а конкретно СПГ - на 70 %. Интерес к сжиженному газу настолько велик, что на запуск первой очереди прилетел шеф-директор мощнейшей национальной Саудовской нефтяной компании Saudi Aramco. Что может заинтересовать компанию из Саудовской Аравии, основного поставщика газа в мире на севере России? Конечно, наш следующий возможный газовый проект в арктических широтах "Арктик СПГ-2". Саудиты не скрывают своего интереса в сотрудничестве по финансированию и освоению месторождения. Запуск дорогостоящего, уникального комплекса в местечке Яр-Сале на Ямале - эпохальное событие в мировом масштабе. Не секрет, что наша страна, наши стратегические нефтяные и газовые компании подвергнуты санкциям, в том числе, на технологии и поставку оборудования. Тем более ценно, что в таких жестких условиях первая очередь проекта была выполнена в срок и, что удивительно для нашей страны, первоначальная сметная стоимость не была превышена. Это вызвало массу одобрительных отзывов о "Ямал СПГ". Кстати, американцы аналогичный проект на Аляске пока не смогли запустить.

История ОАО "Ямал СПГ"

Ямал и прилегающие к нему территории по разведанным запасам газа занимает лидирующие позиции в России. На сегодня более 20 % российского газа находится на Ямале, так что местным месторождениям уготовано быть основной территорий по добыче этого топлива. 12 лет назад создано ОАО "Ямал СПГ", где акционерами стали компания "Новатэк" - 60 % акций, Total - 20 % акций и CNPC - 20 % акций. Недавно "Новатэк" продал 9,9 % акций Фонду "Шелковый путь", но контрольный пакет акций 50,1 % сохранил. Основное строительство развернулось в 2012 году. Суммарный объем инвестиций на все три очереди комплекса составляет 27 млрд долларов.

Технологии интегрированной схемы по добыче, сжижению и реализации газа

Подрядчиками "Ямал СПГ" был реализован комплексный подход к проекту российской газодобывающей компании. В Сабетта, крохотном поселении местного народа ненцев, первые вахтовики появились еще в 1980 году. Но развитие поселок и прилегающие территории получили только с освоением проекта. Начали строить морской порт, завод по сжижению газа, современный и сам поселок Сабетта, где уже проживает более 20 тысяч человек.

Газ из скважин по трубам, проложенным над землей, поступает на завод по сжижению газа. На заводе из газа отделяют газовый конденсат (жидкие примеси), метанол и другие посторонние фракции. Очищенный, идеально сухой газ идет на сжижение и потом по трубам в хранилища, в резервуары. Их здесь четыре по 160000 кубических метров. Сердцем каждой очереди завода является криогенная установка (она непосредственно сжижает газ) - сложнейшее оборудование, одних труб в ней более 40 километров. Газовый конденсат тоже находит свое применение, его направляют в специальные емкости и соответствующие танкеры транспортируют конденсат потребителям.

Морской порт компании "Ямал СПГ"

Для отгрузки сжиженного газа выстроен уникальный морской порт Сабетта. Он является ключевым звеном технологической цепочки и основной базой транспортного узла по освоению нефтегазовых месторождений Ямала и Обской губы. Порт уже сейчас обеспечил навигацию по круглый год. Порт компании "Ямал СПГ" Сабетта - это ворота в Арктику, это ключевое звено в строительстве возводимого объекта.

Транспортировка сжиженного природного газа

По отзывам, "Ямал СПГ" при выходе на проектную мощность должен отгружать 16,5 млн тонн сжиженного газа (по 5,5 млн тонн каждая очередь). Для транспортировки таких внушительных объемов газа будет создан целый флот уникальных судов из пятнадцати специально спроектированных танкеров усиленного ледокольного типа, вместимостью 173000 кубических метров каждый. Контракт на поставку газовозов стоимостью более 5 млрд долларов заключен с судостроителями из Южной Кореи. Головной танкер, который уже загрузился и ушел к заказчикам, носит имя Кристофа де Манжени - имя президента компании Total, трагически погибшего в 2014 году. Во многом это заслуга президента компании - в том, что, несмотря на санкции, французская Total осталась в проекте. Их знания, опыт и технологии очень важны в строительстве. По плану, в конце 2018 года ежемесячно должно загружаться десять газовозов. Время погрузки одного судна составляет около 20 часов.

Основные потребители

По контракту, часть газа будет закупаться учредителями акционерного общества - компаниями Total и CNPC. Среди покупателей: "дочка" Газпрома, сингапурские, испанские, английские, индийские, французские компании. Причем 96 % процентов будущих поставок уже законтрактованы и, известно, что 70-80 % сжиженного газа будет уходить в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Пока Россия имеет в рамках мировой торговли СПГ небольшую долю. Но, если все намеченные проекты реализуются, мы станем заметным игроком на рынке, и с нами будут считаться. До уровня крупнейшего в мире поставщика СПГ - Катара, мы не дотянемся, но стать одним из мировых лидеров вполне по силам. Президент компании "Новатэк" заявил, что запуск "Арктик СПГ-2" в 2022-2023 годах реален.

Арктические месторождения стимулируют развитие России

По мнению экспертов, освоение месторождений полуострова Ямал, Обской губы, будет являться драйвером роста экономики России. Как в XIX веке Менделеев сказал: "Богатство России будет прирастать Сибирью", так теперь богатство нашей страны будет прирастать Арктикой. Ведь для освоения этих территорий потребуются научные исследования и технологии от многих НИИ по всей стране, заказами будут загружено множество предприятий и компаний России. Тем более в условиях санкций происходит вынужденное импортозамещение, что в конечном счете оборачивается нам во благо.

Специальные технологии строительства

Этапы строительства завода "Ямал СПГ" показывают, что, несмотря на то, что санкции, безусловно, сказываются на финансировании и технологическом обеспечении, Россия нашла альтернативное финансирование и смогла самостоятельно создать необходимое оборудование. Для того чтобы смонтировать и запустить завод в условиях вечной мерзлоты, требуются уникальные технологии. Даже привлеченные иностранные специалисты по строительству подобных проектов часто не в силах были помочь. Завод монтируется из гигантских модулей, их более 300 штук. Модули создаются на материке, вес их достигает десятков и сотен тонн. Эти суперблоки перевозятся специальными судами, для выгрузки создан сверхпрочный причал, выдерживающий нагрузку более 10 тонн на 1 кв. метр. Из модулей на месте монтируется завод. Из-за вечной мерзлоты весь монтаж модулей производится на площадках, установленных на сваях, уходящих вниз на десятки метров.

Так как на Ямале нет связи с большой землей, кроме как по морю и воздуху, все здесь автономно. Должна быть собственная генерация энергии и тепла. В стадии строительства находится ГТЭС мощностью 370 мВт электроэнергии и 150 мВт тепловой энергии. Даже поезда, которые вскоре пойдут по железной дороге до Сабетты, будут единственными в мире, использующими в качестве топлива СПГ.

Сабетта - поселок вахтовиков

Сегодня по численности населения и условиям проживания Сабетта - уже не поселок, а город. Изначально название поселения было Сабета (с одним "т"), потом как-то итальянонизировалось. В 90-е годы, когда количество буровых и геологоразведывательных работ сильно сократилось, население поселка упало до нескольких десятков человек. Но с 2012 года, с началом строительства Ямальского проекта, пошел бурный рост населения, и поселок превратился в город. В условиях вечной мерзлоты созданы достойные условия для работы и отдыха работников газодобывающей компании. Большинство проживающих здесь работают вахтовым методом, и условия жизни специфичны: работа-дом, работа-дом. Дом - это общежития с комнатами на 4-8 человек. Условия жизни достойные, просторные столовые, большие спортивные и тренажерные залы для тех, у кого остались силы после напряженной смены. Для всех строгий сухой закон, нарушил - "до свидания", на материк.

Перспективы "Ямал СПГ" и других арктических проектов

События, происходящие сейчас на Ямале, бывают раз в сто лет. Значимость развития проекта сравнима с освоением Западной Сибири 50-60 лет назад. Надо учитывать все возрастающую роль СПГ в газовом балансе мира. В связи с тем, что самые быстрорастущие рынки находятся в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, организовать в эти страны поставки газа по трубам часто просто невозможно. По оценкам экспертов, если все намеченные нашими газодобытчиками планы осуществятся, к 2030 году доля рынка мирового СПГ у России может достичь 15 %. А все Ямальские месторождения могут выйти на объемы 70 млн тонн сжиженного газа. Даже сейчас отзывы о Ямал СПГ - самые восторженные. по проекту через несколько лет выйдет на грузооборот 30 млн тонн. Уже сегодня, благодаря постройке круглогодичного порта на Ямале, объем перевозок по северному морскому пути вырос в два раза. Кроме продукции газовой отрасли порт будет обрабатывать и другие грузы, необходимые для северных территорий. Безусловно, он будет задействован и в интересах министерства обороны России, т. е. имеет стратегическое значение.

Вакансии вахтой

Завод "Ямал СПГ" развивается и, естественно, требуются специалисты на возводимом производстве. Требуются инженеры, рабочие, операторы самых разных специальностей. Заработная плата начинается от 85000 рублей, для ведущих специалистов - в 2-3 раза больше. Контакты "Ямал СПГ": Ямало-Ненецкий Автономный округ, Ямальский район, село Яр-Сале.

ФКУ ИК-18 УФСИН России по ЯНАО - Сабетта, ЯНАО

20 000 - 60 000 руб.

...Работа на территории работодателя: пгт. Харп, Ямало- Ненецкий автономный округ В ФКУ ИК-18 УФСИН России по Ямало-Ненецкому автономному округу "Полярная Сова" (пгт. Харп/ район Крайнего Севера) требуются кандидаты на должности рядового и младшего начальствующего состава ...

21 день назад

50 000 - 60 000 руб.

...С Предприятие. МЫ ПРЕДЛАГАЕМ: вахтовый метод работы 2 месяца/21 день; работу на крупном строительном объекте ОАО " Ямал СПГ" ; оформление согласно ТК РФ; оплачиваемый проезд/перелет до места работы и на межвахтовый отдых; организованное проживание ...

27 дней назад

ПОЛАТИ - Сабетта, ЯНАО

50 000 руб.

...лидер Российского рынка по монтажу строительных лесов;. Работа на строительных и производственных объектах мирового значения (ЯМАЛ СПГ, ЛАХТА-ЦЕНТР); Первый в России учебный центр по монтажу строительных лесов "POLATI TRAINING CENTER"). Требования: Высшее ...

22 дня назад

Сабетта, ЯНАО

55 000 руб.

...В крупную строительную компанию, для работы на объекте « ЯМАЛ-СПГ» , срочно требуются разнорабочие на строительную площадку. Условия: Официальное трудоустройство, согласно ТК РФ, полный соц.пакет+ДМС; Проезд от места жительства к месту работы, и обратно, за счет ...

2 дня назад

Велесстрой - Сабетта, ЯНАО

70 000 - 80 000 руб.

...программы MS Excel. Мы предлагаем: Вахтовый метод работы 2 мес/21 день; работу на объекте строительства завода по сжижению газа « Ямал СПГ» ; оформление согласно ТК РФ; полностью официальную заработную плату; оплачиваемый проезд/перелет до места работы и на межвахтовый ...

12 дней назад

КА "Пчела" - Сабетта, ЯНАО

85 000 руб.

На Ямал СПГ п.Сабетта, Срок вахты 60/30, компания оплачивает проживание, питание, спец.одежду, проезд от места жительства. (Так же оплачивается меж.вахта). НЕОБХОДИМЫЕ ДОКУМЕНТЫ: военный билет (все заполненные страницы), паспорт (главная, прописка), ИНН, СНИЛС, удостоверения ...

1 день назад

Сабетта, ЯНАО

85 000 - 90 000 руб.

...конструкциях Дополнительная информация по вакансии: Строительство дорог, коммуникаций на объектах Газпром в поселке Сабетта СПГ-Ямал. ...

14 дней назад

Общество с ограниченной ответственностью "Кадровое агентство... - Сабетта, ЯНАО

85 000 руб.

...Дополнительная информация по вакансии: Строительство дорог. Общестроительные работы на объекте Газпром в поселке Сабетта СПГ-Ямал. Дополнительные бонусы: Официальное трудоустройство, полный соц.пакет, своевременная зарплата. Питание, проживание, проезд ...

23 дня назад

Лентелефонстрой-УМ - Сабетта, ЯНАО

80 000 руб.

...отчетности по безопасности движения. 55. Предоставление ежемесячной отчетности в области ОТ, ПБ и ООС, отчет по транспорту в ОАО « Ямал СПГ» . 56. Участие в еженедельных совещаниях в ОАО «Ямал СПГ». Доведение информации о происшествиях, событиях, нововведениях и других изменениях ...

13 дней назад

Fircroft Engineering Services Limited - Сабетта, ЯНАО

28 руб./час

...электротехнического отдела. Требования: ~7+ лет опыта работы в аналогичной должности и не менее 3 лет в нефтегазовой отрасли или на заводах СПГ; ~ Значительный опыт реализации СПГ или крупных нефтегазовых проектов, включающих проектирование, строительство, пусконаладку и ...

21 день назад

Cornerstone Russia - Сабетта, ЯНАО

...Инжиниринг); Знание ПО для проектирования и расчета строительных конструкций: Autocad, SCAD, Lira, Staad Pro и т.д.; Английский язык – средний уровень владение (pre-intermediate). Условия: ~ Работа вахтой 28/28 Сабетта (Ямало- Ненецкий АО) ...

14 дней назад

Ямал СПГ - Сабетта, ЯНАО

...проектирования, пусконаладки, эксплуатации и технического обслуживания вращающегося оборудования. Желательно наличие опыта работы на заводах СПГ; Опыт работы: более 10 лет опыта работы в нефтегазовой отрасли и на заводах СПГ. Минимум пять лет работы с газовыми турбинами и ...

Более 2 месяцев назад

93 155 - 134 557 руб.

...либо иное техническое образование с подтверждением опыта работы в службе эксплуатации, ПНР или отдела технического обучения на заводах СПГ. Наличие свидетельства о пройденном обучении и наличие соответствующего аттестата (свидетельство образца TAE-40110 или NVQ.D32/D33).3 ...

ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ЯМАЛ СПГ" - Сабетта, ЯНАО

104 159 - 150 453 руб.

...Должностные обязанности: функцию Технического контролера в постоянной организационной структуре Завода по электрооборудованию Завода СПГ (в отсутствие главного энергетика - начальника отдела), включая следующее: рассматривать и согласовывать всех ключевые технические ...

18 дней назад

ОАО "ЯМАЛ СПГ" - Сабетта, ЯНАО

104 159 - 150 453 руб.

...работы по специальности: более 15 лет, из них не менее 10 лет на предприятиях нефтегазовой отрасли и на предприятиях по производству СПГ. 3 группа инвалидности при отсутствии в ИПРА противопоказаний или ограничений для работы вахтовым методом в условиях Крайнего Севера. ...

Быстрый отклик 18 дней назад

ОАО "ЯМАЛ СПГ" - Сабетта, ЯНАО

104 159 - 150 453 руб.

В ходе рабочей поездки в Ямало-Ненецкий автономный округ Владимир Путин ознакомился с ходом строительства сооружений второй и третьей очереди завода по сжижению природного газа «Ямал СПГ» в посёлке Сабетта, расположенном на побережье Карского моря.

Глава государства дал старт загрузке первого танкера-газовоза на заводе «Ямал СПГ». По команде Владимира Путина топливо начало поступать в резервуары (вместимость 172 000 м³) судна «Кристоф де Маржери ».

Судно способно круглогодично следовать по Севморпути без помощи ледоколов на запад от Ямала, в европейские порты, и в течение шести месяцев (с июля по декабрь) – на восток, в порты стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Ранее период летней навигации в акватории восточного сектора Севморпути ограничивался четырьмя месяцами и только при наличии ледокольного сопровождения.

«Кристоф де Маржери» преодолел Северный морской путь за рекордное время >>

Первый груз проекта «Ямал СПГ» был куплен британским отделением малайзийского энергетического гиганта Petronas. Сейчас ледокольный СПГ-танкер «Кристоф де Маржери» направляется из порта Сабетта в датский порт Скаген, куда ориентировочно прибудет 17 декабря.

Там сжиженный газ будет перекачан на обычный СПГ-танкер, не ледового класса. Этот перевозчик и доставит первый груз проекта «Ямал СПГ» на регазификационному терминалу Dragon LNG в Милфорде, принадлежащий Petronas LNG UK.

Данная продажа была осуществлена на спотовой основе, такими же будут и все последующие до апреля следующего года. А в апреле начнутся поставки в соответствии с долгосрочными контрактами, сообщает LNG World News. И как отметила китайская корпорация CNPC, около 4 млн тонн сжиженного газа, производимого проектом «Ямал СПГ», будет отправляться в КНР.

Кроме того, «Ямал СПГ» и бельгийская Fluxys подписали 20-летний контракт на перегрузку до 8 млн тонн СПГ в год в порту Зебрюгге. Эти объемы будут затем отправляться на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона.

В беседе с работниками завода по сжижению природного газа «Ямал СПГ» Владимир Путин сказал: «Теперь мы смело можем заявить, что Россия в этом и в следующем 100-летии будет прирастать Арктикой. Здесь основные крупнейшие запасы минерального сырья. Здесь будущая, уверен, очень хорошая и эффективная транспортная артерия – Северный морской путь. Поэтому такой шаг, который вы сделали, очень важен для страны в целом, не только для энергетики и не только для СПГ проектов, но и в целом. Новые рабочие места, развитие инфраструктуры, комплексное освоение. Это очень важно, повторяю, для России ».

На Сабетте морозно, с учётом ветра температура ниже -30°С, все участники торжественных мероприятий знали, что едут в ямальскую Арктику. В составе высоких гостей, кроме министров Правительства России, – правительственные делегации Франции, Китая (партнёры НОВАТЭКа по проекту «Ямал СПГ» - представители французской Total, китайских CNPC и Фонд Шёлкового пути), губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин, министры и депутаты России.

Приехал на торжественное мероприятие и министр нефти Саудовской Аравии Халид аль-Фалиха. Ранее аль-Фалих признавался, что он хочет посетить Ямал, но для этого ему нужна соответствующая экипировка. «Я надеюсь, что поеду на запуск СПГ-завода в Россию, мне нужна теплая одежда », - говорил он неделю назад журналистам. Министр не зря беспокоился о теплой одежде. В пятницу температура воздуха на Сабетте составляла -26°С. Летом этого года аль-Фалих уже пытался посетить СПГ-завод в Сабетте (Ямал), однако не смог добраться до него из-за плохой погоды.

«Покупайте наш газ, сэкономите нефть », - сказал президент министру нефти Саудовской Аравии Халиду аль-Фалиху. Саудовский министр поздравил с запуском проекта «Ямал СПГ», а на предложение Путина отреагировал словами, «поэтому я здесь». После этого, президент и министр шепотом обменялись несколькими фразами, которые окружающие журналисты уже не могли слышать.

По словам Путина, сотрудничество России и Саудовской Аравии в области энергетики превратит страны из конкурентов в партнеров, что позитивно скажется на работе обоих государств, заявил президент РФ Владимир Путин. «Мы, если так же дальше будем работать, то мы из конкурентов превращаемся в партнеров, и от совместной работы все получают только выгоду », - сказал Путин на церемонии погрузки первой партии сжиженного природного газа на заводе «Ямал СПГ» в ходе общения с министром нефти Саудовской Аравии Халидом аль-Фалихом.

Министр со своей стороны отметил, что такое сотрудничество изменит мировой энергетический рынок. По его словам, Россия и Саудовская Аравия работают в области нефти, но нефть и газ тесно взаимосвязаны. «Надеемся, Российская Федерация и Саудовская Аравия будут работать сообща вместе. Наши компании из наших стран будут работать сообща », - сказал министр.

Газовозы для Ямал СПГ «Борис Вилькицкий» и «Федор Литке» поставлены заказчику >>

Напомним, что 5 декабря 2017 года, завод «Ямал СПГ» (п. Сабетта, ЯНАО) начал производство сжиженного природного газа (СПГ) на первой технологической линии проектной мощностью 5,5 млн тонн СПГ в год . Проект реализуется на полуострове Ямал за Полярным кругом на базе Южно-Тамбейского месторождения.

Капитальные затраты проекта составили $27 млрд, из них акционерами было вложено порядка $13 млрд. В «Ямал СПГ» было также привлечено $19 млрд внешнего финансирования от Фонда национального благосостояния, Российского агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций, Сбербанка, Газпромбанка, Банка развития Китая, Экспортно-импортного банка Китая, итальянского банка Intesa, итальянского и французского экспортно-импортных агентств, Японского банка международного сотрудничества, австрийского банка Raiffeisen, германского агентства Euler Hermes и шведского агентства EKN.

Оператором проекта является ОАО «Ямал СПГ» – совместное предприятие ОАО «НОВАТЭК»(50,1%), концерна TOTAL (20%) и Китайской Национальной Нефтегазовой Корпорации (20%) и Фонда Шелкового пути(9,9%).

Начало строительства международного арктического производственного комплекса с морским портом Сабетта ознаменовалось закладкой памятной капсулы в июле 2012 года. Символический камень в основание стратегического объекта заложили министр транспорта России Максим Соколов, губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин и председатель Правления ОАО «НОВАТЭК» Леонид Михельсон. Намерение создать высокотехнологичный центр добычи сжиженного природного газа на Ямале поддержал Президент России Владимир Путин и Правительство РФ. Международный проект реализован в заявленные сроки, демонстрируя ответственное сотрудничество с партнёрами из разных стран. «Уровень, которого мы добились в совместной работе, будет и дальше способствовать совместной эффективной деятельности на благо и компаний, которые принимают в этом участие, на благо наших стран. Будут поддерживать устойчивый уровень на международном энергетическом рынке, создавать благоприятные условия для развития мировой экономики », – отмечал Владимир Путин, комментируя уровень взаимодействия всех участников.

Спущен на воду второй танкер класса arc7 «Штурман Малыгин» >>

В реализации проекта приняли участие почти 700 отечественных предприятий из 60 регионов России, большой профессиональный коллектив специалистов.

Ещё на стадии строительства завода морской порт «Сабетта» заработал в штатном режиме. Только за 2016 год ямальской гаванью было принято и обслужено около 1 200 судов различного класса и около 3 млн тонн грузов, новый импульс развития получил Северный морской путь.

Строительство порта Сабетта по своим масштабам является крупнейшим инфраструктурным проектом в мире, реализуемом в арктических широтах . Он представляет собой создание подходного канала в северной части Обской губы длиной около 50 километров, шириной 300 метров, глубиной 15 метров, непосредственно самой акватории порта Сабетта, его площадь порядка 130 гектаров.

В 2015 году были проведены дноуглубительные работы в акватории порта, подходном и морском каналах, общий объем намытого грунта превысил 16 млн м³. Для защиты акватории порта шло строительство юго-восточного ледозащитного сооружения длиной более 2 км, на котором велось устройство отгрузочной эстакады для СПГ и стабильного газового конденсата.

Порт Сабетта сможет отгружать до 17 млн тонн для транспортировки грузов по Северному морскому пути. Мощность завода предполагает производство СПГ до 16,5 млн тонн, которое будет достигнуто в I квартале 2019 года после запуска второй линии завода. При этом также было принято решение о строительстве четвертой линии на 1 млн тонн на основе российской технологии по производству СПГ.

На текущей момент компания завершила строительство половины мощностей электростанции для проекта, которая может достигнуть 376 МВт. В проекте «Ямал СПГ» участвует 15 стран и 650 российских предприятий. При этом объем заказов в России уже на текущий момент превысил 648 млрд рублей. На объекте работают около 32 000 человек.

И вот сегодня, 8 декабря, уникальный в своём исполнении танкер-газовоз «Кристоф де Маржери» класса «Arc7», загруженный сжиженным природным газом, готовится к первому рейсу для поставки топлива потребителям.

Напомним, в разработке арктического танкера принимали участие российские и зарубежные классификационные общества и ведущие проектные и конструкторские институты, судоверфи и компании-судовладельцы. Танкер обладает системой двойного действия – носовая часть приспособлена для навигации в открытой воде и в условиях тонкого льда, а кормовая оптимизирована для самостоятельной навигации в сложных ледовых условиях. Планируется, что подобных судов будет построено 15.

Cо стапеля Балтийского завода сошел второй крупнейший в мире атомный ледокол >>

Арктический танкерный флот, изготовленный по специальному заказу для ямальского проекта, также будет работать на СПГ-топливе. Планируется, что танкеров, подобных «Кристоф де Маржери», будет изготовлено 15. Сегодня же в Сабетте загрузки ожидает ещё один танкер-газовоз, нареченный именем легендарного исследователя Арктики «Борис Вилькицкий».

Примечательно, что ещё при начале реализации проекта были заключены долгосрочные контракты на реализацию 95% СПГ.

СПГ – топливо будущего, и Ямал является уникальным местом в Арктике по его добыче, производству и транспортировке в страны АТР и Европы по Северному морскому пути, тем более с учетом перспектив развития центров СПГ на полуострове Ямал и на Гыдане (ЯНАО). «Ямал богат своими запасами, уникален своим расположением. Производство СПГ может превысить 70 миллионов тонн. В регионе уже формируется производственно-логистический хаб с перспективной долей на мировом рынке более 15 процентов по СПГ », – считает губернатор региона.

Благодаря Ямал СПГ в ЯНАО уже формируется производственно-логистический хаб с перспективной долей на мировом рынке более 15%, отметил Кобылкин. Следующие шаги в этом направлении уже определены - это будут новые СПГ-заводы. Ресурсы для этого есть и на полуострове Ямал, и на Гыданском полуострове, сообщил глава ЯНАО.

Статьи, которые Вам могут быть интересны:

Магистраль «Белкомур» даст возможность реализовать 40 крупных инвестпроектов >>

Северному широтному ходу быть >>

Атомный ледокол провел в Арктике первое судно с антрацитом >>

В Баренцевом море создадут четыре искусственных острова >>

Cемь причин высокой эффективности развития «Северного потока - 2» >>

СМОТРИТЕ ВИДЕО:

Судно ярусного лова Атомный лихтеровоз "Севморпуть" Спуск атомного ледокола "Арктика" Атомные реакторы для ледоколов