Таинственный остров: Кладбище и плавучие дома на Канонерке. Кладбища и скверы

: на Канонерском острове создадут парк. Строго говоря, это не вполне правда: пока лишь принята поправка к Генплану, которая переводит территорию острова в зону зелёных насаждений. Что тоже, конечно, немало, но всё же ещё далеко не парк.

Канонерский остров - место кинематографическое. До 1980-х годов сюда можно было попасть только по воде, а теперь по узкому тоннелю, который опасно переходить пешком. На въезде - позднее модернистское здание бассейна «Прибой» и типовой советский торговый центр, где, кажется, мало что изменилось с 1990-х годов. В домах по большей части брежневского времени живут пять тысяч человек.

Чтобы пройти на южную часть острова, где теперь гипотетически может появиться парк, в это время года нужна непромокаемая обувь. С холма, образованного свалками мусора и талого снега, открывается индустриально-урбанистический вид на Финский залив - с проплывающими мимо кораблями, станцией аэрации на соседнем острове и маячащими вдалеке новостройками. С другой стороны возвышенности тянется тонкая, но очень длинная полоска песчаного пляжа.

Два года назад я курировала мастерские, где команды архитекторов . Самым популярным оказалось предложение построить причалы со всесезонными дебаркадерами, а на самом острове устроить парк с пляжами, видовыми ресторанами и оранжереями.

Идея не была бесконечно утопической: всепогодные плавучие дома мог бы изготавливать находящийся здесь же судоремонтный завод, а тепла, производимого очистительными сооружениями, хватило бы на обогрев оранжерей. И всё же было очевидно, что морская романтика обречена на поражение в конкуренции с грузовым портом, который собирались строить на Канонерском на частные деньги. Легко предположить, что сейчас депутаты приняли поправку в Генеральный план не в последнюю очередь потому, что надежды на активность инвесторов улетучились.

У городских властей, которые вот-вот перестанут справляться с социальными обязательствами , появился стимул идти навстречу разумным требованиям

Этой осенью экономический упадок впервые, пожалуй, стал в Петербурге очевиден на глаз: с Невского исчезают привычные вывески, дорогие гастрономы пустеют, количество рейсов из аэропорта Пулково за последние полгода сократилось на треть. И всё это в мрачных ноябрьских декорациях. Есть причины предаваться печали, но не стоит впадать в уныние.

По большому счёту, для Петербурга нынешнее плачевное состояние дел может сыграть и благоприятную роль. Уставший от советской и постсоветской бедности город легко принял парадигму, в которой всё решали короткие деньги. Не потому, что это хорошо, а потому, что невозможно без них. Город должен развиваться - таково было объяснение всему, что бы ни происходило. Мы строили бесконечные многоквартирные комплексы посреди пустырей, ведь людям нужны были недорогие квартиры, а бюджету - поступления. Мы проектировали автомобильные развязки, ведь нужно было куда-то девать постоянно растущий поток купленных в кредит машин. Мы думали, что намыв на Васильевском острове можно застроить по примеру Ленинского проспекта: застройщики иначе не смогли бы окупить свои вложения. Мы соглашались с тем, что на последнем свободном участке земли в центре построят здание судов, потому что администрация президента была готова платить за эту стройку - а иначе кто бы стал заниматься рекультивацией заражённой земли.


Проект морского парка на Канонерском острове

Общечеловеческие соображения вроде того, что среди широких дорог и уродливых гигантских домов неприятно жить, что центру нужно больше зелени, а в Озерках какие-то развлечения, помимо шопинга, казались непростительным идеализмом на фоне железобетонных прагматических аргументов. И ничто не могло остановить их напора, материализующегося в виде всё большего и большего количества стройплощадок. С этой точки зрения экономический спад выглядит как спасительная передышка. Строительство судов отложено. Рынок новостроек сокращается, а в следующем году будет делать это ещё стремительнее. На намыв на Васильевском острове пока не провели коммуникации и едва ли сделают это в ближайшее время, так что решение о его судьбе фактически отложено. Грузовой порт на Канонерском, судя по всему, строить некому.

Исчезновение или ослабление собирательного крупного инвестора автоматически усиливает значимость общественного мнения. Дискуссия об использовании тех или иных территорий, пусть даже и гипотетическом, больше не угрожает чьим-то планам и может быть более содержательной и продуктивной. У городских властей, которые вот-вот перестанут справляться с социальными обязательствами, появился стимул идти навстречу разумным требованиям. Кроме того, отсутствие больших денег открывает возможности для более тонкой и продуманной работы с проектами - скажем, поэтапно и силами нескольких участников.

Парка, словом, на Канонерском острове пока нет, но есть надежда, можно даже сказать шанс, что он всё-таки будет.

Пост написан в октябре 2014 года.

Вчера решил выбраться таки в портовую зону города. Лучше всего для этого подходит Канонерский остров, который мне еще летом советовал Сергей Сигачев. Там можно погулять, есть выходы к берегу и хорошо виден порт с морским каналом.
Канонерский остров расположен в западной части громадной петербургской портово-промышленной зоны, которая тянется юго-восточного берега Невской губы. Остров достаточно узкий, с одной стороны омывается Финским заливом, с другой петербургским Морским каналом.
Место для приезжих и туристов практически неизвестное. А посмотреть тут есть на что, особенно для любителей морской и промышленной тематики. Есть там немного и железнодорожного.

1. Вначале на 49-м автобусе доехал до конца Обводного канала, чтобы осмотреть речку Екатерингофку.
На фото виден мост Спетана Разина через сильно обмелевший Обводный канал. Мост построили в 1914 году.
В этой местности стоял какой-то странный неприятный запах. От пивкобината "Степан Разин" страшно тянуло какой-то гадостью, похожей на переженный ячмень.
Что тут есть пивзавод, я выяснил только сейчас, когда заглянул в Викимапию.

2. В этом месте Обводный канал упирается в речку Екатерингофка.

3. Вид с Гутуевского моста на Гапсальский мост через Екатерингофку.

4. База речной полиции, флаг которой сильно смахивает на северокорейский.

5. Вид на Екатерингофку в южную сторону. Везде сплошные старые, еще царского времени промзоны. Во всем чувствуется близость большого морского порта.

6. Вид с Гутуевского моста на грязный Обводный канал.

7. А это главная местная достопримечательность. Церковь Богоявления Господня (Гутуевская).
Проект каменного храма поручили арх. Василию Антоновичу Косякову, который быстро выполнил работу (с участием гражд. инж. Б. К. Правдзика), спроектировав храм в "русском" стиле по образцу церкви, возводившейся в Борках в память о спасении царской семьи в железнодорожной катастрофе 17 октября 1888 г.
29 апреля 1891 г. цесаревич Николай, наследник престола, путешествуя по Японии, подвергся нападению японского фанатика. По счастливой случайности удар саблей пришелся вскользь, и 29 апреля 1892 г. Гутуевский храм заложили в ознаменование этого события.

Освящение храма во имя Богоявления Господня митрополитом Антонием и о. Иоанном Кронштадтским состоялось 29 апреля 1899 г. 18 июля того же года был освящен придел во имя прп. Иоанна Постника, небесного покровителя главного благотворителя храма.

Этот храм хорошо виден со многих удаленных точек на Обводном канале.

8. Дальше я сел на проходящую маршрутку и отправился на Канонерский остров. Вначале мы проехали по улице Двинской на Гутевском острове, потом мимо портовых промзон - прямиком в автомобильный Канонерский тоннель под Морским каналом.
Тоннель был построен 30 лет назад. А до этого попасть на Канонерский остров можно было только на пароме.

9. Пешеходное движение похоже тут запрещено.

10. Вот я и на Канонерском острове.
После того, как выехали из тоннеля, я словно в другом городе оказался. Вокруг было побережье Финского залива с видами на строящуюся скоростную автомагистраль и южный берег Невской губы.

11. Будущая эстакада Западного скоростного диаметра.

12. Мост на остров Белый, под которым с большой скоростью шла невская вода. Ведь тут рядом устье Невы и ее вода впадает в Невскую губу, омывая все здешние острова и проливы. На острове находится питерская станция аэрации.

14. Новая канонерская гавань и ДОКи судоремонтного завода.

15. Все знают, что Санкт-Петербург прежде всего портовый и морской город. Но морской фасад в этом городе надежно спрятан за промзонами, а не стоит напоказ как например в Одессе или Севастополе. Неву и ее набережные видели все, а вот побережье Финского залива непосредственно в городе, еще надо постараться увидеть.

16. Вот это и есть устье Большой Невы . Видна также юго-западная оконечность Васильевского острова.

17. Парадный въезд на Канонерский остров.

18. На острове помимо прочего, стоит открытый всем балтийским ветрам, жилой микрорайон. Здешнее муниципальное образование так и называется - "Морские ворота".

19. Старое здание портовой конторы.

20. А это уже восточная сторона этого узкого острова, которая представлена Путиловской набережной петербургского Морского канала.

21. По Морскому каналу два мощных буксира тянут морское судно под панамским флагом.

22. Все судоходство по Неве осуществляется через этот Морской канал.

24. На той стороне Морского канала виден громадный петербургский морсклй порт.

25. Бесчисленные гавани, портовые краны, подъздные жд пути, склады, все это тянется в глубину на несколько километров. Там же находится территория Кировского завода, которая своей задней частью выходит как раз на морской порт.

28. В портовой зоне находится железнодорожная станция Новый Порт.

29. На станцию даже электрификация подведена, что делат возможным заход сюда магистральных грузовых электровозов.

30. Дома на Путиловской набережной.

33. А это задняя сторона домов, которая обращена к Финскому заливу.

34. Финский залив или Невская губа. Холодный ветер просто пронизывает насквозь.

35. Формально это уже считается Балтийским морем, хоть и вода тут пресная.

36. Северо-Западная ТЭЦ в Приморском районе города. Это северное побережье Невской губы.

37.Строящийся ЗСД

38. Южное побережье Невской губы. Там находятся Стрельна и Петергоф.

39. Что это, купол Морского собора в Кронштадте?

С его старинными промзонами, периодически сверяясь с картой. По плану Перископа, завершить маршрут планировалось на Гутуевском острове, где расположена дирекция Санкт-Петербургского порта. И тут на этой же карте я углядел, что следующий за Гутуевским - Канонерский остров. О Канонерке я знал опять же из репортажей Перископа, и предложил сделать вылазку и туда.
А что там, на Канонерке? Там - совсем другой мир, от Северной столицы обособленный гораздо сильнее, чем пригороды. Среди петербуржцев здесь бывал дай бог если каждый сотый, среди туристов, наверное, не каждый тысячный. Но для Питера это место не менее важное, чем Невский проспект с Эрмитажем - ведь совсем рядом находится порт, второй по величине в России, то самое "Окно в Европу", прорубленное Петром.

Поход на Канонерку завершил моё четырёхдневное путешествие в Петербург и Петрозаводск, посвящённое старинной промышленности. Постом о Канонерке же я рассказ об этом путешествии открываю.

Для начала - небольшая схема, чтобы было понятно, что это такое-то - Канонерский остров:

Он обознаечн здесь цифрой "1" - длинный, узкий, вытянутый параллельно берегу. Ширина Канонерки - не более 650 метров, длина - 5 километров. Под цифрой "2" - Гутуевский остров, отделённый от города рекой Екатерингофкой, превращенной в пролив. Южнее Гутуевского - Морской порт, занимающий огромную территорию - хорошо виден его бассейн и многочисленные молы. Между Гутуевским и Канонерским - Морской канал, прорытый ещё в 1870-е годы - при глубине 15 метров он позволяет пройти даже гигантским лайнерам, и это единственный путь к питерским портам. Ну а цифрой "3", чтоб было понятнее, я обозначали Московский вокзал, куда прибывают поезда со стороны столицы.
Но главное - Канонерский остров связан с центром только через километровый тоннель под каналом, прорытый в 1983 году. До этого здесь была режимная территория, а добраться можно было только на катере. На карте хорошо виден "язычок" на севере Канонерки - это Канонерский судоремонтный завод, основаанный в 1883 году как мастерские для ремонта землечерпалок, а ныне специализирующийся на ремонте арктического и антарктического флота. Здесь можно увидеть дизель-электроход "Обь", раз в год доставляющий полярников в Антарктиду.

В районе судозавода - одно из двух на Канонерке замеченных мной старинных зданий. Возможно, дирекция:

А это - так называемое Гнездо Маршруток. Единственный на Канонерке узел общественного транспорта, откуда "Газельки" и редкие автобусы бегают по нескольким маршрутам за тоннель. Мы, например, отсюда укатили прямиком на Сенную:

Жилая часть Канонерки - в сущности, единственный, хотя и чрезвычайно многоэтажный квартал с грандиозной общагой:

Контингент тут, как мне показалось, весьма специфический. В одном из дворов нас окликнули двое пацанчиков принаркошенного вида: "Э, вы чо снимаете?!". Вечером тут гулять я бы не рискнул. Визуально же Канонерка больше всего напоминает спальные районы . Кстати, официально Канонерский и Гутуевский острова называются округом Морские Ворота, и кирпичный домик слева - его управа (в пристройке - магазин и кафе).

Доминанта района - труба недостроенной котельной, которую некогда облюбовали сталкеры. Было несколько несчастных случаев, поэтому в итоге лестницу перерезали на каждом ярусе. Однако, говорят, желающие залезть наверх бывют тут до сих пор.

Восточную сторону Канонерки ограничивает Морской канал, перспектива которого от Гнезда выглядит так:

Как известно, изначально петербургский порт находился на Васильевском острове, и видимо, в 18 веке это было актуально. Но прогресс шёл, тоннаж судов увеличивался, а глубина Невской бухты с её пресной водой - нет. К середине 19 века 4/5 грузооборота Петербурга приходилось на Кронштадт, но так как последний сам был на острове, грузы перегружали на небольшиее суда, что сильно удорожало процесс. Первым не выдержал Николай Путилов, владелец крупнейшего в Российской империи завода, пробивший решение о переносе порта на Гутуевский остров (поближе к своему заводу) и постройки глубоководного канала, что и было сдеелано в 1878-1885 годах. Стоит сказать, что сам Путилов своим проектом не воспользовался, так как умер в 1880 году.
Ну а мы, прежде чем отправляться в поход по каналу, затарились едой и пошли на другую сторону Канонерки, устроив привал с видом на Финский залив - ведь позади осталось не менее 12 километров пешего пути вдоль Обводного.

Вид с Канонерки открывается почти строго с севера на юг, вдоль городского побережья. С другой стороны едва-едва просматриваются Кронштадт и Петергоф. Впереди хорошо виден пассажирский порт с круизными лайнерами - примерно за крайним правым из них должен вырасти новый газоскрёб в Лахте. А непосредственно к Канонерке примыкает Белый остров, где находится очистная станция (о её внутренней территории ):

Вдалеке - пассажирский терминал и дома на северной стороне бухты:

А за бухтой видна Северо-Западная ТЭЦ (1994-2000), одна из самых современных в России (в частности, это была первая в стране ТЭЦ с парогазовым циклом, то есть для вращения турбин использующая не только пар, но и сами продукты горения).

В целом же, "ближний" пляж на Канонерке - не лучшее место для отдыха: вода грязная, берег замусоренный. Привал сделать - самое то, а купаться и загорать здесь я бы не стал. Но это лишь малая часть Канонерки, а всё самое интересное - дальше. До южной оконечности острова - около 4 километров. Мимо второго на Канонерке дореволюционного домика (как пояснили в комментариях - это дом бакенщиков 1893 года постройки, где в четырёх поколениях жила семья бакенщиков Тухловых) мы отправились вдоль Морского канала на юг:

Вот по такой дороге - канал слева, море справа за кустами:

Берег канала и рыбаки, которых здесь неописуемо много. Выйти к берегу, не потревожив какого-нибудь дядьку с удочкой, тут просто невозможно:

Постепенно раскрывается порт и раскинувшаяся за ним промзона на материке - Кировский завод (изначально Путиловский) и верфь.

Канал работает тремя тактами поочередно: "в Петербург", "из Петербурга" и внутрипортовой навигации. На рейде за несколько часов скапливается очередь в среднем от десяти до сорока судов, которые затем идут караваном - это очень эффектно, и мы это ещё увидим. Но здесь мы шли во время внутрипортового такта, когда навигация довольно вялая.

А здесь хорошо видны дореволюционные корпуса Путиловского завода - из города их увидеть почти невозможно, хотя гигантский завод скрывает их на своей территории немало. Впрочем, о Кировском заводе будет в другом посте.

Потом мы почувствовали в порту какое-то движение, что-то явно изменилось, и минут через десять в сторону Петербурга прошлое первое крупное судно:

За широким бассейном порта - Раздельная дамба, на которой устроен контейнерный терминал. Петербург - второй по величине порт нынешний России с грузооборот около 60 миллионов тонн (после , которому уступает вдвое), но при этом по занимемой площади питерский порт намного больше новороссийского и сравним с . В окрестностях есть ещё два порта ( и Высоцк), грузооборотом превосходящие Мурманск, строится третий - Усть-Луга. Всё это делается не от хорошей жизни - раньше тот же самый грузопоток шёл через Ригу, Таллин, Вентспилс, и на создание аналогичной инфраструктуры у себя России понадобилось двадцать лет.

За Раздельной дамбой - Угольная гавань, где находится терминал "генеральных грузов" (то есть сыпучих и занимающих большие объёмы), будь то уголь или зерно. Для их хранения построены вон те грандиозные пакгаузы:

Здесь Канонерка сужается до 150 метров, и этот "язычок" (он хорошо виден на карте), судя по всему, был насыпан искусствено при Путилове. У него есть хребет - каменная дамба:

Кладка очень капитальная и вызывает ассоциации с древними цивилизациями. А что - похоже на руины Гипербореи:

За травами Канонерки - высокий фасад Васильевского острова:

А это уже застройка северной стороны - хорошо видны высотка "Атлантик-Сити" (105м - первое в Петербурге 100-метровое здание, не считая Исаакиевского и Петропавловского соборов) и ЖК "Золотая Гавань" в правой части кадра. А в левой - уже знакомые лайнеры, достойные многоэтажных домов. Сфера в центре кадра - строящийся аквапарк, самый большой в России.

С другой стороны - устье Морского канала, куда заходит очередная посудина:

Остров сужается до 40 метров:

Тропа сквозь "пьяный лес", потрёпанный балтийскими ветрами:

По дороге встретился пикник. Кто эти ребята - я не совсем понял, но ё-моё, как же это классно, когда человек в тельняжке - не хиппи, а МОРЯК:

Россыпь кирпичей дореволюционного производства:

Вот мы и вышли к окончанию Канонерского острова - каменному "языку", вдающемуся в море:

На другой стороне - въездой знак. А Вы ещё помните, что Петербург в обозримом прошлом был Ленинградом?

Вид вперёд - за небольшой перемычкой тянется ещё одна дамба длиной 400 метров - зимой на неё тоже можно выйти:

А похоже на руины какой-нибудь шведской крепости:

Очень красивое небо. На Стрельну снизошла благодать:

Петропавловский собор в Петергофе чернеет одиноким тризубцем:

На маяке - какие-то работы:

Туда-сюда всё время носился катер - вероятно, МЧС:

С другой стороны - Финский залив и Петербург. Лайнеры грандиозны! Отдельно от других стоит, если я ничего не путаю. "Навигатор морей" - один из пяти гигантских лайнеров класса "Вояджер", спущенный на воду в 2002 году и до 2004 остававшийся крупнейшим пассажирским судном в мире. Его длина - 311 метров, ширина 47 метров, высота - 79 метров, водоизмещение - 137 тыс. тонн (для сравнения, у авианосца "Энтерпрайз" - 78 тысяч, хотя последний крупнее по длине и ширине). Перископу в один из прошлых походов довелось увидеть "Навигатора" на Морском канале, и наверное это неповторимое впечатление - когда рядом проходит махина высотой с 20-этажный дом. Сейчас этого уже не увидеть - в 2010 году для лайнеров пробили отдельный канал, соединяющийся с Морским каналом напротив Стрельны.

Вид назад - квартал на Канонерке и Канонерский завод:

Петербург, телебашня (326 метров, построена в 1958-62 годах) и шпиль Морского вокзала (1982, не путать с пассажирским портом, где стоят круизники):

А нам навстречу шёл караван судов - одно за другим, бесконечной цепочкой. Стоило было одному судну пройти мимо нас, как на горизонте сразу возникало другое: ведь канал начинается у Кронштадта, тянется по дну, и поэтому суда идут строго по одной линии.

Почти всё - контейнеровозы, и почти все вот такого типа, как это "Вердер Бремен" из Гамбурга (длина 121 метр, водоизмещение 7,4 тыс. тонн):

Почти весь караван состоял из однотипных судов, исключение составлял "Маерск Ванкувер ", опять же из Гамбурга (хотя на корме написано - Гибралтар). Этот выделялся размером - 178 метров в длину, водоизмещение 22 тысячи тонн. Как видите, по сравнению с круизными лайнерами игрушка, но по сравнению с нами, сидящими на берегу - монстр:

Перископ посчитал на глаз количество контейнеров - "Ванкувер" везёт около 10 000 тонн грузов:

Проходит мимо нас... А вот танкеры сюда не пускают - для них есть Высоцк и Приморск.

Прохождение "Ванкувера" Перископ даже заснял на видео .
Контейнеровозы уходили в Угольную гавань:

Вот и следующий, а за ним ещё, и ещё, и ещё:

Смотреть на это можно бесконечно, но нам пора было возвращаться. Контейнеровозы за деревьями шли чуть-чуть быстрее нас:

Мы инициировали сбор подписей за поправку в Генплан Санкт-Петербурга о создании парковой зоны на Дамбе Канонерского острова . Рассмотрение будет уже в ближайшие дни.

Дамба Канонерского острова — это уникальное место находится в десятиминутной доступности от центральной части города. Многие годы эта небольшая часть Петербурга была зарезервирована под портовые сооружения. Сейчас вокруг выросли дома, рядом работает Морской порт. Отсюда открываются живописные виды на залив, приморские районы города, а также на корабли, проходящие по Морскому каналу.

Куратор: Сергей Падалко (АМ «Витрувий и сыновья). Команда: Анна Кутилина (СПбГАИЖСА), Ксения Тяжкова (СПбГАИЖСА), Никита Тимонин (СПбГАИЖСА), Анастасия Лакрисенко (СПбГАИЖСА), Наталия Салтан (СПбГАИЖСА), Анна Дельгядо (АБ11)

Мы предлагаем разместить вдоль косы стоянку для плавучих домов - дебаркадеров. Этот апарт-отель может стать жильем для туристов, яхтсменов, жителей домов, расселяемых из-за строительства ЗСД, маневренным жилым фондом для работников верфей и просто романтиков. «Канонерский Морской Парк» с рыбными ресторанами и зонами отдыха вдоль пляжа, соединение озера каналами с морем (как это было раньше) создаст уникальные условия для морской рыбалки и причальные места для лодок и яхт. Сам парк будет органично вырастать из окружающего промышленного пейзажа: фонари из корабельных труб, детские площадки из старых кораблей, якорные цепи и горизонтальное колесо обозрения на портовых кранах. Внутри парка появятся общественные пространства - летний кинотеатр, спортивные площадки, аэро-лифт и 5 км пляжей с велодорожками и кафе.

Куратор: Валерий Нефедов. Команда: Герасимова Надежда (СпбГАСУ), Жукова Вероника (СпбГАСУ), Зезюлинская Валерия (СпбГАСУ), Курильченко Виктория (СпбГАСУ), Мансурова Валерия (СпбГАСУ), Холошенко Валентина (СпбГАСУ), Нигматуллина Виктория (СпбГАСУ)

У нас возникла идея - создать на основе ресурсов острова многофункциональный парк, который способен трансформироваться в зависимости от формата мероприятия. Это становится возможным за счет строгого зонирования территории. Мы разделили парк на четыре зоны: синюю (на основе существующего пляжа), желтую (на основе набережной), зеленую (на основе озера), красную (на зеленых незастроенных территориях).

Синяя зона расположена вдоль береговой линии и предназначена для водных видов спорта и организации досуга. Также она является местом для проведения временных экспозиций на баржах (фестиваль садов). Предусмотрены смотровые площадки и оборудованный пляж.

Желтая зона состоит из двух перпендикулярных друг другу осей острова и является центральным местом для прогулок, с включением сюда коммерческой, спортивной и образовательной функций. Здесь могут появиться теплицы, библиотеки, мини-ярмарки, кафе, магазины, и проводиться большие ярмарки и спортивные соревнования (бег, лыжи).

Зеленая зона, расположенная вокруг озера, представляет собой трансформируемое каркасное пространство, с вариативным сценарием и функциями, которые могут меняться как в течение года, так и одного дня. Мы предлагаем расположить здесь кафе, коворкинги, хостел, мини-офисы и мини-магазины. Здесь могут проводиться концерты, кинопоказы, шоу на озере, а зимой - ледовый каток.

Красная зона в глубине острова представляет собой систему обустроенных пространств для проведения спортивных игр. Эта территория включает в себя канатный парк, экстрим-зону, пейнтбол, скалодром. Здесь могут быть организованы самые различные мероприятия, к примеру - снежная крепость и бои снежками, инсталляции, кинопоказы, лазерные шоу, концерты, соревнования по экстремальному спорту.

Куратор: Рафаэль Даянов. Команда: Долгова Дарья (СпбГАСУ), Захаржевская Лариса (СпбГАСУ), Кислова Татьяна (СпбГАСУ), Коннов Арсений (СПбГУ/СПб НИУ ИТМО), Куцаева Дарья (СПБГАИЖСА), Мыльников Иван (СПБГАИЖСА), Соловьева Виктория (СПбГАСУ)

Южная часть острова является весьма ценной с экологической точки зрения. Ее мы планируем оставить максимально нетронутой, однако внести элементы благоустройства, которые необходимы для комфорта посетителей и защиты ландшафта. Пешеходные дорожки мы пустим на высоте 50 сантиметров надо уровнем земли - так мы оградим ландшафт от негативного воздействия.
В предложенной системе зонирования степень комфорта, тишины и экологичности растет по направлению от участка ЗСД и достигает максимума на косе.

Есть и другие проекты и материалы по развитию Дамбы Канонерского острова: http://vk.cc/3Qgw2y

В случае реализации подобных планов Дамба Канонерского острова могла бы стать крупнейшей зоной отдыха с выходом к Финскому заливу в непосредственной близости от центральной части города, примыкающей к Адмиралтейскому и Кировскому районам города .

В ближайшее время парламент Петербурга рассмотрит поправки в Генеральный план города. Одной из поданных к проекту поправок предлагается изменить существующую зону объектов водного транспорта (И4) на зону зелёных насаждений общего и ограниченного пользования (Р2).

Мы предлагаем поддержать данную поправку, сохранить уголок живой природы и подарить горожанам прибрежный парк!

Петербургский парламент одобрил соответствующее предложение оппозиционных депутатов

Депутаты Законодательного собрания Петербурга поддержали идею о переводе 50 га на Канонерском острове в зону зеленых насаждений общего пользования. Соответствующая поправка к законопроекту о зеленых насаждениях была принята на сегодняшнем заседании парламента.

Зеленая Канонерка

Поправки были внесены группой независимых депутатов (Владиславом Бакулиным, Ольгой Галкиной, Ириной Комоловой, Вячеславом Нотягом, Максимом Резником и Сергеем Трохманенко). Ранее О.Галкина говорила, что дамба Канонерского острова - идеальное место для рекреационной зоны. «Жители Канонерки называют свой микрорайон «петербургские Канары». Эта территория - идеальное место для создания как минимум рекреационной зоны, а в некоторых местах - даже новой особо охраняемой природной территории», - сказала она. За создание парка с выходом к Финскому заливу, кстати, уже собрано более 1,5 тыс. подписей горожан.

Стоит напомнить, что РБК Петербург в рамках форума «Будущий Петербург» еще в 2013 году проводил форсайт на тему развития территории Канонерского острова. Свои проекты видения территории тогда предложили пять команд молодых архитекторов, каждая из которых сосредоточилась на разных проблемах этого перспективного места. Команда Рафаэля Даянова предложила создать новые жилые комплексы, в том числе для маломобильных групп населения, команды Никиты Явейна и Валерия Нефедова — благоустроить территорию, команда Игоря Матвеева предложила разместить на Канонерском острове крематорий с местом захоронения «Остров памяти», а команда Сергея Падалко (архитектурная мастерская «Витрувий и сыновья») превратить остров в парк и стоянку для плавучих домов.

Кладбища и скверы

Сегодня большинство депутатов также поддержали поправки о включении в перечень зеленых насаждений сада Нева (Полюстрово), Пулковского парка, территории бывшего Фарфоровского кладбища и бывшего Митрофаньевского кладбища. Кроме того, приняты поправки об увеличении территории Парка Авиаторов.

При этом ЗакС не принял в законопроект 323 поправки. Среди отклоненных оказались и поправки по увеличению площади парка Малиновка (всего их было три). «Несмотря на то, что отменено постановление о строительстве храма, и общине дают другой участок. И несмотря на публично заявленную позицию Смольного, в лице вице-губернатора Албина, в поддержку этих поправок. Позорище. Другого слова нет, — прокомментировал ситуацию Борис Вишневский. — Это — полное презрение к мнению жителей Красногвардейского района, поставивших 30 тысяч подписей за сохранение парка. Что же, если часть депутатов так наплевательски относятся к воле избирателей, то я надеюсь, что избиратели ответят им адекватно — голосованием на выборах».