Таджикистан — новая китайская провинция? Вводил ли Китай войска в Таджикистан? История территориального спора Китай вновь выдвинул территориальные требования к таджикистану.

Сразу несколько российских СМИ перепечатали сообщение, появившееся в начале мая в сетевом издании Forum.msk. Со ссылкой на неназванные источники в таджикской оппозиции издание сообщило, что китайские войска захватили восточный Памир в Мургабском районе Таджикистана и взяли под свой контроль единственную автомагистраль в регионе.

Издание сообщило также, что Таджикистан за годы независимости уже передал Китаю 1,5 тысячи квадратных километров спорных территорий, общая площадь которых составляет 28,5 тыс. кв. км. Также утверждается, что в начале года Душанбе в счет погашения внешнего долга перед Пекином готовился передать часть памирского высокогорья, которое считается непригодным для жизни, но богато месторождениями драгоценных камней, редких минералов и даже урана. В Мургабе уже начались поисковые работы, делаются карты и в ближайшее время начнется оценка месторождений, заявило. издание

“Никто точно не знает, каков объем урановых месторождений на Бадахшане, но известно, что уран там есть, - отметил главный редактор ФОРУМа.мск Анатолий Баранов. - Кроме того, там немало залежей стратегического сырья, в том числе вольфрама и редкоземельных металлов. Это правда, что для жизни Мургаб, где даже летом лежит снег, малопригоден. Но это важная стратегическая точка - Мургаб лежит на Памирском тракте, таким образом КНР будет контролировать единственную транспортную артерию на Памире. В целом Таджикистан - это пряжка солдатского ремня, которым Россия держит Среднюю Азию, и сдача позиций в Таджикистане - это сдача всего региона, до Оренбурга и Астрахани. Хотя, когда русские погранвойска выходили с таджикско-афганской границы по решению Путина, было уже ясно - Россия уходит с Востока, а на ее место обязательно кто-то придет. Китай сделал заявку, к моменту вывода войск из Афганистана, надо полагать, свой ход сделают США и Великобритания. Интересуются Иран и Пакистан. Напоминает дележку барахла покойника, кому сапоги, кому бушлат…”

Вместе с тем, информация не нашла никакого официального подтверждения ни с таджикской, ни с китайской стороны. Внятных опровержений, впрочем, также не прозвучало.

Чуть позднее ситуацию немного прояснили киргизские журналисты из портала "Вести.kg". Как сособщил им начальник Погранслужбы Киргизии Токон Мамытов, сообщения о вводе китайских войск в Таджикистан - не более чем "утка". "Я только сегодня утром разговаривал по телефону с первым зампредом ГКНБ Республики Таджикистан, главой главного управления Погранвойск Таджикистана Мирзо Шерали, и он сказал, что обстановка у них стабильная. Более того, говорить, что Китай занял Мургабский район, значит, в лучшем случае, не понимать происходящих в ЦА процессов. И Душанбе, и Пекин - члены ШОС, подписавшие в рамках этой организации серию документов о соблюдении территориальной целостности. Естественно, сведения о том, что дружественное государство вдруг ни с того ни с сего чуть ли не оккупировало земли своего соседа – ошибочны", – заявил Мамытов.

Эксперты уже высказали предположения, что сообщение могло быть попыткой оказать давление на Душанбе со стороны Москвы, которая также претендует на влияние в регионе. Однако стоит отметить, что прецеденты “тихой” передачи территорий КНР со стороны стран бывшего СССР уже имели место ранее, так что нельзя полностью исключить подобный вариант развития событий в Таджикистане.

Экономическая экспансия КНР может превратить республику в китайскую колонию

Ратификация в середине января парламентом Таджикистана договора о делимитации границы с Китаем, по которому ему досталось около 1,1 тыс. квадратных километров территории Восточного Памира, вновь привлекло внимание к проблеме китайской экспансии в Центральной Азии. Ее территориальное измерение - далеко не самое главное.

«Пограничные» уступки Китаю после распада СССР сделали все граничащие с ним страны СНГ, включая Россию. Гораздо большую тревогу вызывает экономическая экспансия КНР, способная поставить небольшие в территориальном и демографическом плане государства в критическую зависимость от Китая.

Экономическое проникновение КНР в Таджикистан – явление сравнительно недавнего времени. Вплоть до середины первого десятилетия 2000-х гг. китайское присутствие в республике ощущалось очень слабо, и не в последнюю очередь – из отсутствия связывающих две страны транспортных коммуникаций. И лишь после открытия между Таджикистаном и КНР автомобильной дороги объемы двусторонней торговли начали быстро расти. Другим фактором, повлиявшим на рост экономической активности Китая в республике, стало наличие у него свободных финансовых ресурсов и готовность вкладывать их даже в те сегменты рынка, которые не представляли большого интереса для прочих инвесторов. Никто из мировых и региональных держав не проявлял готовности вкладывать средства в жизненно важную для Таджикистана инфраструктуру, а Китай не только давал кредиты, но и сам привлекал к участию в этих проектах свои компании.

Особенно бурными темпами экономическое сотрудничество двух стран стало расти во время глобального кризиса. Положение крупнейшего торгового партнера Таджикистана – России в эти годы заметно ухудшилось, что не могло не привести к снижению экономической активности. Кроме того, на российско-таджикские отношения не лучшим образом повлияла поддержка Россией в начале 2009 г. позиции Узбекистана по вопросу строительства Рогунской ГЭС. Ухудшение политических отношений негативным образом сказалось на экономике. Сам проект достройки станции был заморожен после того, как «Русал» и руководство Таджикистана не смогли достигнуть договоренности по поводу высоты плотины, а также продажи акций крупнейшего предприятия республики – Таджикского алюминиевого завода («Талко»). В результате инвестиционный проект стоимостью несколько миллиардов долларов был заморожен, а все попытки достроить ГЭС за счет кампании по продаже ее акций населению пока ни к чему не привели.

В этой ситуации таджикские власти стали искать если не замену, то экономический противовес России, единственным претендентом, на роль которого оказался Китай. На российскую «сферу влияния» он не претендовал, но охотно участвовал в тех проектах, которые не представляли для России большого интереса.

Так, в мае 2008 г. в Пекине между «Талко» и Китайской национальной корпорацией тяжелого машиностроения был подписан контракт на строительство в республике заводов по производству фтористого алюминия и криолита, которые в соответствии с первоначальными договоренностями должен был строить «Русал». Согласно контракту на территории Яванского района Таджикистана должны быть построены два завода общей стоимостью около 30 млн. дол., которые должны были обеспечить «Талко» сырьем для производства первичного алюминия, ранее импортируемого компанией из России, Прибалтики и Китая. Среди проектов, реализуемых Китаем в горнорудной области, стоит отметить также освоение золотоносных месторождений в Пенджикентском районе.

Растущий интерес со стороны КНР вызывают проекты в самой перспективной отрасли таджикской экономики – электроэнергетике. Заменить Россию в качестве главного инвестора строительства Рогунской ГЭС Китай пока не стремится. Во многом – из-за нежелания портить отношения с Узбекистаном, через территорию которого проходит трансконтинентальный газопровод «Туркмения-КНР». Однако в более мелких проектах китайские компании уже активно участвуют. В Хатлонской области Таджикистана компания «Синохидро» планирует построить Зеравшанскую ГЭС мощностью в 150 МВт, а также Нурабадскую ГЭС-2 мощностью 350 МВт. В столице республике планируется построить ТЭЦ мощностью 200 МВт, которая будет работать не на импортном газе, а на угле. Реализация этих проектов позволит снизить зависимость Таджикистана от Узбекистана в сфере поставок природного газа. Помимо этого Китай финансирует строительство высоковольтных линий электропередач «Лолазор-Хатлон» и «Юг-Север», которые позволят энергосистеме Таджикистана функционировать независимо от действовавшей вплоть до последнего времени Объединенной энергосистемы Центральной Азии, а в перспективе – начать экспорт электроэнергии в Афганистан и Пакистан.

Китай активно участвует в строительстве автомобильных дорог, с помощью которых Таджикистан стремится повысить свои транспортно-коммуникационные возможности и снизить зависимость от Узбекистана, через который в настоящее время осуществляется большая часть автомобильных перевозок. Ключевым проектом в этой сфере является восстановление международной автотрассы «Душанбе-Кульма», которая соединяет Хатлонскую область с Горным Бадаханом, а далее - с автотрассой Каракорум (КНР). Помимо всего прочего эта автодорога должна способствовать социально-экономическому развитию южной и западной части республики. Из 51,6 млн. дол., составляющих стоимость первой фазы проекта, 49 млн. профинансировано экспортно-импортным банком Китая и 2 млн. – Таджикистаном. Кроме того, Эксим банк КНР выделил большую часть средств на реконструкцию автомобильной дороги «Душанбе-Худжанд-Чанак», ведущей к границе с Узбекистаном. Стоимость работа по этому проекту составила 295,9 млн. дол., из которых 281,1 млн. дол. предоставил Китай, и 14,8 млн. – правительство Таджикистана. Китайская сторона финансирует строительство автодороги Душанбе–Джиргаталь–Ош в направлении Киргизии, а также тоннелей под перевалами Шахристан и Шар-Шар, соединяющего Душанбе с Хатлонской областью. Строительные работы по этим проектам выполняются китайскими компаниями, которые предпочитают использовать китайских рабочих.

Присутствие Китая в других отраслях таджикской экономики менее ощутимо, хотя и довольно значимо для республики. Как во всех странах СНГ, на рынке Таджикистана активно присутствуют китайские производители телекоммуникационного оборудования - ZTE и Huawei Technologies Co. Ltd. Кроме того, в республике работают две сотовых компании, созданных с участием китайской стороны - «М-Теко» и «ТК-Мобайл», единственным учредителем которого выступил ZTE. В отличие от других сотовых операторов, учредителями которых выступают российские и американские компании, «М-Теко» и «ТК-Мобайл» работают в стандарте CDMA, распространенном в Китае и странах Юго-Восточной Азии. По сравнению с принятым в России стандартом GSM он считается более экологичным, но слабая распространенность CDMA-сетей на пространстве СНГ ставить в невыгодное по сравнению с GSM-операторами конкурентное положение.

Наиболее ярко экономическая экспансия КНР в Таджикистане проявилась в сфере торговли. Если в первые годы после распада СССР объемы двусторонней торговли были незначительны, то с середины «нулевых» они стали расти лавинообразно.

По данным министра иностранных дел Таджикистана Хамрохона Зарифи, озвученным им во время визита в Китай в апреле 2010 г., в течение первого десятилетия независимости рост объемов двусторонней торговли был не очень значительным: если в 1993 г. она составляла 8,9 млн. то в 2003 г. - 38,8 млн. дол. Однако в течение следующих нескольких лет объем торговли между Китаем и Таджикистаном стал удваиваться едва ли не ежегодно. В 2004 г. он составил 68,8 млн. дол., в 2005 г. - 157,8 млн., в 2006 г. - 323,7 млн. а в 2007 г. - 524 млн. дол. Рекордным стал 2008 г., когда внешнеторговый оборот двух стран преодолел миллиардную отметку и достиг 1 млрд. 679,8 млн. Несмотря на кризис, в следующем 2009 г. масштабы торговли сократились весьма незначительно и составили 1 млрд. 450 млн. дол. Всего же за 16 лет этот показатель увеличился в 116 раз, благодаря чему Китай с 2005 г. прочно вошел в тройку основных внешнеторговых партнеров Таджикистана, по размеру инвестиций в экономику страны занял первое место.

Однако структура двустороннего товарооборота остается крайне несбалансированной. Таджикистан поставляет в Китай почти исключительно алюминий и хлопковолокно, то есть сырье, тогда как в обратном направлении идут товары широкого потребления и продовольствие. При этом объемы китайского импорта в разы превышают экспорт. По данным Института политического анализа и прогноза (г. Бишкек) в 1999-2004 гг. импорт из Китая в Таджикистан вырос в 22,8 раза, тогда как таджикский экспорт в КНР – всего в 2,44 раза. В 2006 г., например, Китай поставил в Таджикистан товаров на 69,2 млн. дол., а Таджикистан – всего на 5,5 млн. дол. Интернет-ресурс «Центральная Евразия» оценивает китайский экспорт в Таджикистан за 2008 г. в 646 млн. дол., а таджикский в КНР – в 109 млн. дол. В итоге на долю ввезенных из Китая товаров пришлось 20% импорта Таджикистана, а поставок таджикской продукции в КНР – всего 7,3% экспорта. В отличие от России, Казахстана, Узбекистана и Туркмении, богатых углеводородами, Таджикистану просто нечего предложить в обмен на китайский ширпотреб, промышленное оборудование и инвестиции, в связи с чем его торговый баланс постоянно является дефицитным.

Оборотной стороной этих процессов является растущая экономическая зависимость Таджикистана от КНР. Тенденции развития их сотрудничества таковы, что в ближайшее время Китай станет главным экономическим партнером Таджикистана. По данным таджикской статистики за первое полугодие 2010 г., основными внешнеторговыми партнерами республики являлись Россия (402 млн. дол.), Китай (359,4 млн. дол.), Турция (170,5 млн. дол.), Казахстан (117,4 млн. дол.) и Иран (94,1 млн. дол.). Учитывая темпы прироста китайского импорта, для того, чтобы догнать Россию, КНР осталось совсем немного. Возможно, это произойдет уже в этом или следующем году. А смена главного экономического партнера неизбежно повлечет за собой изменения во внешней политике. К тому же Таджикистан в течение последних лет оказался в сильной долговой зависимости от КНР. На конец 2010 г. внешний долг республики достиг 1 миллиард 790,4 млн. дол., 655 млн. из которых пришлось на долю Китая, 378 млн. – Всемирного банка, 325 млн. – Азиатского банка развития и 85 млн. – Исламского банка. В Таджикистане сосредоточено 2/3 всех кредитов, предоставленных КНР странам Центральной Азии. Способствуя развитию таджикской экономики, они вместе с тем увеличивают долговую нагрузку. Не случайно министерство финансов одной из главных своих целей считает недопущение роста внешнего долга в размере более 40% ВВП, что создаст угрозу бюджету.

Возможно, что территориальные уступки, на которые недавно пошел Таджикистан, являются лишь первым случаем, свидетельствующим о его растущей экономической зависимости от КНР. При обсуждении договора о делимитации границы выяснилось, что в республике никто толком не знает, какую именно часть Горного Бадахшана будут передавать Китаю. Считается, что это будет незаселенная людьми территория Мургабского района, расположенная на высоте 5 тыс. метров над уровнем моря. Однако известный таджикский академик Р. Масов предположил, что территория к югу от перевала Уз-Бель, уступленная КНР, богата залежами редкоземельных металлов - урана, золота, никеля, ртути и т.п. По оценкам геологов, расположенные в этом районе территории долины Маркансу или озера Рангкул богаты месторождениями рассыпного золота и драгоценных металлов. Так что уступка определенного участка территории Китаю может быть совсем не случайной. В любом случае часть высокогорья, расположенного в непосредственной близости от границ Индии, Пакистана и Афганистана с его американскими базами может иметь для КНР важное геополитическое и тем более военно-стратегическое значение.

Китай взял под контроль часть Горно-Бадахшанской автономной области Таджикистана в счет оплаты внешнего долга Таджикистана.
Войска Китайской Народной республики вошли на территорию Таджикистана и установили контроль над большим участком земель в Горно-Бадахшанской автономной области страны.
Об этом сообщает портал News-Asia.
По данным издания, Китай начал ввод своих войск еще 6 мая. Также стало известно, что территории Таджикистана были переданы в счет погашения внешнего долга. Всего же за годы независимости Таджикистана китайцам было отдано 1,5 тысячи квадратных километров земли, которая, по сути, является спорной территорией.
Горно-Бадахшанская автономная область известна своей оппозиционной позицией относительно центральной власти, ее жители не всегда подчинялись решениям официального Душанбе, зачастую вызывая недовольство руководства страны.
Также напомним, что летом 2012 года в автономии разгорелся конфликт, спровоцированный центром, в котором погибли в том числе и мирные люди. Горный Бадахшан встал на защиту своих полевых командиров, преследуемых властями страны.


Если экспансия с привлечением военных со стороны Китая будет продолжена, не исключено, что в регионе вспыхнет очередной конфликт, отмечают эксперты.
В начале 2013 года многие аналитики предупреждали, что официальный Душанбе готовит акт о передаче земель Китаю, однако информацию тогда никто не воспринимал всерьез. Эксперты же утверждали, что территории будут отданы КНР в счет погашения внешнего долга. В перспективе - оформление за Китаем высокогорных земель, непригодных для жизни. Однако Китай видит в этих землях хорошую перспективу, поскольку они якобы богаты месторождениями драгоценных камней, урана и минералов.
Китайцы уже приступили к геологоразведочным работам, а действия Пекина в Таджикистане узаконили, приняв поправки к закону "О недрах", легализовав разработку месторождений юридическими лицами из-за рубежа.
Также стало известно, что на территорию Таджикистана уже начали пребывать не только военные, но и гражданские лица. Последние будут осваивать земли, где в свое время проживали этнические таджики.

Не всегда ввод войск иностранным сопредельным государством на территорию своего соседа выглядит как агрессия. Например, на днях, а точнее, начиная с 6 мая, Китайская Народная Республика тихо и незаметно ввела свои войска в… Горно-Бадахшанскую автономную область Таджикистана. Так Поднебесная расширила свою территорию, взяв под свой военный контроль обширные земли, некогда принадлежавшие Советскому Союзу.

Такая, с позволения сказать, «тихая агрессия» на языке дипломатии звучит как передача Таджикистаном своих территорий Китаю в счет погашения внешнего долга жадному до чужой земли соседу. За годы своего постсоветского существования Душанбе передал китайцам 1,5 тысячи квадратных километров земли.

Потеря таджиками своих земель вызвана сепаратистскими тенденциями, которые имеют место в Горно-Бадахшанской АО. Местная элита не поделилось властью с официальным Душанбе. Результат - налицо: теперь, по всей вероятности, жители ГБАО будут изучать китайский язык. Ведь яростно выкрикиваемые лозунги о желании жить самостоятельно не означают априори экономического процветания. Конечно, много ума не надо для того, чтобы игнорировать решения, принимаемые в политическом центре, т.е. в Душанбе. Много ума нужно, чтобы на деле остаться самостоятельными и стать процветающей страной.

Реальность сурова: пустопорожние горлопаны, не гнушающиеся с оружием в руках выступать против центральной власти и проливать кровь, вынуждены отдать свою землю мощному соседнему государству, теряя политическую и все иные формы независимости. Происходящее можно расценивать как по-восточному изощренную месть официальной власти Таджикистана местным главарям вооруженных антиправительственных формирований: мол, не хотите быть с нами, то… пусть вас проглотит Китай… В общем, вы допрыгались, господа несогласные… А Душанбе остается в каком-никаком выигрыше - по меньшей мере долгов Китаю будет меньше.

В свою очередь Китай заинтересован не столько в новых площадях (ведь речь идет о малопригодных для жизни горных районах), сколько богатствами земных недр. Глубины земель ГБАО хранят в себе запасы драгоценных камней, месторождения урана и других минералов, столько необходимых для бурно развивающейся экономики Китая. Китайские спецы уже приступили к активным геолого-разведочным работам.

Появилась информация о том, что 6 мая Китай установил контроль над Мургабским районом Горно-Бадахшанской области Таджикистана, которая передаётся в счёт погашения внешнего долга Душанбе перед Пекином.

Издание ссылалось на неназванные источники в таджикской оппозиции и уточняло, что официального подтверждения этой информации нет.

В то же время глава погранслужбы Киргизии Токон Мамытов эти сведения опроверг и назвал газетной «уткой». Он заявил киргизским журналистам из портала «Вести.kg» , что общался с главой Главного управления погранвойск Таджикистана Мирзо Шерали , и тот сообщил, что обстановка в Таджикистане стабильная.

Мамытов в корне отверг само предположение о том, что Китай мог вдруг взять и оккупировать какие-либо земли своего соседа, учитывая дружественные отношения между странами и серию документов о соблюдении территориальной целостности, которые обе страны подписали в рамках ШОС.

Однако, несмотря на эти опровержения, некоторые СМИ продолжают распространять неподтверждённую информацию о «вторжении» КНР в Таджикистан.

История вопроса

Прежде всего обозначим тот факт, что КНР претендует на все территории, которые ранее входили в империю Цин .

Эта династия была последней династией монархического Китая и правила с 1616 по 1912 годы.

Помимо собственно Китая, в империю Цин входили часть Монголии, часть Средней Азии, Тайвань и другие земли.

Китай уже долгое время желает вернуть так называемые «утраченные территории» и имеет претензии ко всем своим соседям. Вопрос о спорных территориях в Приамурье между Россией и Китаем был решён ещё в 2005 году.

Вопрос же о границе Китая с Таджикистаном решался постепенно. При этом решался он дипломатическим путём.

В 1999 году было подписано соглашение «О таджикско-китайской государственной границе», по которому Таджикистан сохранял контроль над спорным участком в районе перевала Карзак, но передавал Китаю около 200 квадратных метров долины реки Маркансу.

В 2002 году было подписано дополнительное соглашение «О демаркации границы и урегулировании территориальных споров», в соответствии с которым Таджикистан должен был уступить Китаю 1 тысячу квадратных километров земель в Восточном Памире (Мургабская область Таджикистана), хотя изначально Китай претендовал на 28 тысяч квадратных километров.

В 2011 году Таджикистан передал КНР эти земли. Эксперты отмечали, что Душанбе уступил их в целях поддержания добрососедских отношений с Пекином, поскольку Китай является основным инвестором в экономику Таджикистана. Тогда было сказано о том, что в территориальном споре поставлена точка.

Правительство республики отдало КНР в счет погашения внешнего долга часть земли Таджикистана.

Горно-Бадахшанская автономная область Таджикистана обещает стать очередным конфликтным центром в связи с действиями официального Душанбе. Последний, по данным таджикских оппозиционеров (большая часть из которых представляет интересы полевых командиров ГБАО – прим. авт.), отдал сотни гектаров земли Китаю в счет погашения внешнего долга. Среди территорий, якобы переданных Китайской Народной Республике, – часть земель горно-бадахшанского Мургабского района. Для Китая они имеют особое значение, поскольку представляют собой важный стратегический потенциал, позволяют контролировать вопросы безопасности на спорных территориях, также в этом районе, по некоторым данным, расположены месторождения драгоценных камней и минералов.

Оппозиция ГБАО отмечает, что неделю назад, 6 мая, официальный Пекин начал экспансию на территорию Таджикистана, перебросив в регион китайских военных. Они должны обеспечить порядок в процессе освоения земель гражданскими лицами. Известно, что при строительстве стратегических объектов, разработке месторождений, запуске производства Китай практикует использование в качестве рабочей силы собственные войска. Так, например, Пекин намеревался строить железную дорогу через Киргизию при помощи строительных войск КНР. Аналогичная ситуация имеет место быть сегодня и в Таджикистане.

Всего за 20 с лишним лет независимости РТ, Душанбе отдал более 1,5 тысячи квадратных километров собственных территорий. Так, в середине января 2011 года парламент республики ратифицировал протокол о демаркации своей границы, по сути, отдав китайцам почти 1,1 тысячи квадратных километров спорных территорий, что составило почти 0,8 процента от территории самого Таджикистана. Получается, что за два десятилетия руководство страны подарило Китаю около 1 процента от общей площади государства. Этот факт тогда широко освещался средствами массовой информации двух стран. Позже все тот же парламент внес изменения в закон «О недрах», разрешив зарубежным инвесторам заниматься разработкой месторождений на территории РТ.

Официально подтверждить факт очередной передачи земли, которую уже освоили китайские военные, в Душанбе отказались, однако и не опровергли. Об этом, к слову, общественность Таджикистана периодически предупреждали многочисленные эксперты, однако прогнозы так и остались на уровне псевдо-заявлений. Между тем, как уверяют источники в ГБАО, сегодня Китай ведет активную геологоразведку в Мургабе и на близлежащих территориях. В регион начали въезжать китайцы, которые со временем могут и вовсе вытеснить из района коренных жителей.

– Правительство Таджикистана должно было провести референдум в Горном Бадахшане по этому вопросу, – высказал свое мнение «Новому Региону-Азия» Хуршед Атовулло, председатель центра журналистских расследований РТ. – Я считаю эту сделку незаконной. Реакция на это решение правительства видна всем. Известно, что Бадахшан давно считается нестабильной частью Таджикистана. Во всех переговорах с бывшими полевыми командирами из этого региона правительство Таджикистана постоянно поднимает вопрос о незаконной передаче части области Китаю.

Экспансия подтверждается и статистикой. Так, еще в 2007 году в страну, согласно информации миграционной службы Таджикистана, въехали порядка 30 тысяч китайских рабочих-мигрантов, которых трудоустроили при строительстве дорог и электроподстанций. Многие из них по завершении проектов не вернулись на Родину и предпочли остаться в РТ. На начало 2010 года численность выходцев из Китая в республике превысила 80 тысяч человек. Претензии на земли Таджикистана со стороны Китая были зафиксированы историками еще в конце XIX века. Известно, что в 1884 году Китай и Россия подписали соглашение под названием «Новый Маргелан», согласно которому власти нынешней КНР претендовали более чем на 28 тысяч квадратных километров таджикской территории, из которых сегодня сумели присвоить лишь двадцатую часть.