Охотный ряд дом. Улица охотный ряд

Создание публичных театров, библиотек, музеев (кунсткамеры).

Театр при Петре I.

Как уже было сказано раньше, произведения художественной литературы в собственном смысле почти не издавались при Петре. Правительство не имело возможности уделить ей достаточного внимания. Однако одна область искусства и литературы привлекла к себе усиленное внимание Петра и его сотрудников. Это был театр. Дело в том, что театр мог стать могучим массовым средством пропаганды политических действий Петра и новой культуры. Книга была, сравнительно с театром, малодоступным для русских людей того времени средством образования и воспитания. Она была дорога; кроме того, в России было еще слишком мало грамотных людей. Между тем театр не требовал грамотности и мог быть общедоступным по цене. Много тысяч зрителей могло пройти через него. Это понял Петр и решил создать в России театр, до него неизвестный сколько-нибудь широкой публике.

При царе Алексее Михайловиче начали ставиться в Москве спектакли; но это был только придворный театр, помещавшийся во дворце и рассчитанный на узкий круг зрителей: на царскую семью и приближенных царя. Такой театр Петру был не нужен. Он хотел организовать театр как средство массовой пропаганды и средство воспитания широких слоев городских жителей. В 1701 г. Петр послал за границу специального человека с заданием пригласить одну из хороших западных театральных трупп в Москву. С большим трудом удалось заключить в Данциге договор с актером и антрепренером одной из немецких странствующих трупп Иоганном Кунстом.

Тот взялся набрать труппу, приехать с нею а Москву и «царскому величеству всеми замыслами, потехами угодить и к тому всегда доброму, готовому и должному быти». В следующем году Кунст и набранные им актеры прибыли в Москву. Надо было строить театральное здание, и Петр сделал распоряжение об этом. Но царь был в это время далеко от своей столицы; он воевал с шведами под Нотебургом. А московские бояре и чиновники, по старине считавшие театр бесовским игрищем, не сочувствовали новой затее царя. Они начали саботировать приказ Петра и затягивали постройку театра, смущенные, конечно, и тем, что Петр велел строить «комедийную хоромину» на Красной площади, у самого Кремля, в «святом» месте, и это представлялось им кощунством. Они ссылались при этом, как водится, на «объективные» причины: то это были сомнения насчет самого Кунста, то сомнения насчет подготовлявшейся им к постановке пьесы, то сомнения насчет выбранного для постройки театра места. Царь, прекрасно понимавший уловки своих чиновников, потребовал от них выполнения приказа. Спорить с Петром было накладно, и театр был построен.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Театр при Петре I
Рубрика (тематическая категория) История

Петр I понимал, что театр должен был явиться важнейшим звеном в общем комплексе его реформаторских замыслов.

В 1697 ᴦ. в Западную Европу отправилось ʼʼвеликое посольствоʼʼ, в составе которого был и сам Петр под именем Петра Михайловича. В Амстердаме (Голландия) он видит балет ʼʼКупидонʼʼ, в Лондоне – трагедию Н. Ли ʼʼКоролевы-соперницы или Смерть Александра Великогоʼʼ (с участием первого актера труппы Беттертона). В Вене Пётр посœещает итальянскую оперу и большой маскарад. Всё это убеждает его в особенной художественной силе воздействия театра и его исключительном значении для общества. По этой причине Петр решает создать театр в России.

В 1702 ᴦ. в Москву прибыла англо-немецкая группа из 8 актеров под руководством Иогана Кунста. Спектакли проходили в доме адмирала Лефорта͵ в Немецкой слободе. Актеры играли на немецком языке. Такой театр оказался театром для избранных. Петр же хотел организовать русский общедоступный театр, понятный широкому кругу зрителœей, в связи с этим в учение к Кунсту было решено отдать 10 человек русских ребят, ʼʼневажно из каких сословий сыщутсяʼʼ. Так открылась вторая актерская школа.

Тогда же была начата постройка первого публичного театра в Москве, в Кремле, слева от Никольских ворот. Дьяки из Посольского приказа пытались этому помешать. Тогда Петр распорядился построить ʼʼкомедийную хороминуʼʼ на Красной площади. Дьяки противились и этому, попутно они пытались дискредитировать и Кунста. Οʜᴎ предлагали поставить ʼʼкомедийную хороминуʼʼ на Неглинной улице. Но воля Петра была непреклонна. Здание вмещало несколько сот зрителœей, но а этом ʼʼзалеʼʼ никогда не было аншлага. Публика ходила в театр неохотно. Не помогал и указ о том, чтобы не взимать пошлины с лиц, ходивших по городу в ночное время.

Причиной непопулярности театра была его оторванность от русской жизни, что проявилось в репертуаре. Это были пьесы третьестепенных немецких драматургов XVIII в., лишенные глубокого идейного содержания, малодейственные с напыщенной риторикой. А пьесы Кальдерона, Мольера шли в переводах-переделках, далеких от оригинала. Спектакли часто шли на немецком языке. А переводные пьесы были не на современном разговорном языке, а на языке, близком к церковнославянскому, что тоже затрудняло понимание.

В 1703 ᴦ. Кунст умер, его труппа была отпущена домой.

С 1704 ᴦ. во главе театрального дела становится Отто Фюрст (Артемий Фиршт); под его руководством играют две труппы – русская и немецкая. В немецкой труппе играют женщины-актрисы.

В русской труппе известны некоторые имена актеров – Федор Буслаев, Семен Смирнов, Никита Кондратов и др.

Русские актеры жаловались, что Фюрст их ничему не научил и не мог научить, так как ʼʼиноземец не знает их русского поведенияʼʼ. При этом за эти жалобы актеров наказывали.

Само театральное дело постепенно приходит в упадок, спектакли перестают собирать публику. И в 1706 ᴦ. предприятие Фюрста закрывается.

Создавая в России театр, Петр намеривался осуществить следующие цели:

1. Театр должен был пропагандировать его реформаторскую и политическую деятельность;

2. Театр должен был содействовать ознакомлению русского общества с европейской культурой, ᴛ.ᴇ. выполнять культурно-просветительские функции.

Но ни с одной из этих задач театр не справился. Немецким актерам были чужды политические задачи русского царя. В их репертуаре не было пьес на библейские сюжеты, к чему до этого были приучены русские зрители. Театр играл исключительно светские пьесы – переделки комедий Мольера, английских, испанских, французских драматургов. Задумывалось, что эти пьесы познакомят русскую публику с новинками европейской драматургии. Книжное дело в России того времени было развито слабо, грамотных людей было недостаточно, и театр в этих условиях должен был служить средством популяризации художественной литературы, а также воспитывать в зрителœе высокие чувства, изящество в их проявлении, деликатность в общении и т.д. Но и эту культурно-просветительную задачу театр тоже не выполнил, потому что оригиналы пьес произвольно сокращались и упрощались, на первый план выдвигались сцены сражений, убийств, казней. Зрителю нередко приходилось догадываться о том, что происходит на сцене, – так извращалось сокращенное содержание пьес.

16 мая 1703 ᴦ. под стенами только что взятой шведской крепости Ниеншанц был заложен Петром Санкт-Петербург, начинается строительства новой столицы русского государства. В 1707 ᴦ. сюда переезжает царский двор.
Размещено на реф.рф
А с 1712 ᴦ. Санкт-Петербург становится официально столицей России, и сюда переезжают всœе государственные учреждения.

А что же с театром?

Еще одна попытка использовать немецких комедиантов для создания публичного театра была сделана Петром в Петербурге в 1719-1722 гᴦ. Здесь давала спектакли труппа Манна. Но и эта попытка не удалась по тем же причинам, что и московская.

В Москве же само театральное здание (ʼʼкомедийная хороминаʼʼ) с 1707 по 1713 гᴦ. уже находилось в полуразрушенном виде, и в 1713 ᴦ. его окончательно сносят. Но сестра Петра 1 Наталья Алексеевна приказывает ʼʼвсё театральное уборствоʼʼ перевезти к себе во дворец, в село Преображенское. Сюда же пришла и русская актерская труппа, и спектакли были продолжены.

В 1714 ᴦ. Наталья Алексеевна переезжает в Петербург, в свой дворец на берегу Невы, а рядом с ним она приказывает соорудить театр.
Размещено на реф.рф
Труппу составили 10 русских актеров (из села Преображенского), никогда не бывавших за границей. Репертуар этого театра составляли пьесы духовного содержания и пьесы, переделанные из переводных светских романов. Несколько пьес было написано самой Натальей Алексеевной. Этот репертуар – важное звено между переводным репертуаром при Грегори-Кунсте-Фюрсте и будущим русским репертуаром – пьесами Сумарокова, Ломоносова, Тредиаковского, Озерова.

В Москве театральное дело не прекратилось. Его продолжает царица Прасковья Федоровна (вдова Иоанна Алексеевича, брата Петра) и ее старшая дочь Екатерина Иоанновна. Под их руководством организуются спектакли в селœе Измайлове, во дворце Прасковьи Федоровны. Здесь выступали первые русские крепостные актеры и придворные любители, в т.ч. ʼʼблагородные дамы и девицыʼʼ, то есть первые русские актрисы. Это был полупубличный – полупридворный театр, оказавшийся предшественником будущих великосветских спектаклей. Он прекратил свое существование со смертью Прасковьи Федоровны (1723).

Со смертью Петра (1725 ᴦ.) государственная забота о развитии русского профессионального театра прерывается на долгое время. Но интерес к театру уже не пропадает.

Театр при Петре I - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Театр при Петре I" 2017, 2018.

  • - III. Радиорелейные средства связи

    II. Беспроводные средства связи I. Проводные средства связи Ø Городскую телефонную связь Ø Прямая телефонная связь (селекторная)Ø Радиотелефонная связь («Алтай») Ø Индуктивная связь (ЭКВ связь «Дистон», «Нальмэс») Ø... .


  • - Расход материалов на 1 км дороги с асфальтобетоном покрытием IV типа

    Таблица 15 Таблица 14 Таблица 13 Таблица 12 Таблица 11 Дороги Движения по сложным процентам в различные годы эксплуатации Величины коэффициентов m, K0, K0m при росте интенсивности Таблица... .


  • - III. Время 90 минут.

    Занятие №5 Тормозная система Тема №8 Механизмы управления По устройству автомобильной техники Проведения группового занятия План – конспект Преподаватель цикла ПОПОН подполковник Федотов С.А. "____"... .

  • После кратковременного расцвета театрального искусства в России при царе Алексее Михайловиче и работ Иоганна-Готфрида Грегори наступило время забвения театра, продолжавшееся более 25 лет. Царь Петр I, при первой же возможности, постарался возобновить театральное дело своего отца. Во время своего заграничного путешествия, в Вене, Амстердаме, Лондоне, Петр посещал театры, в том числе постановки итальянской оперы, и прекрасно понимал важность театральных представлений для культурной жизни европейского общества, которое он строил в России.

    Как некогда полковник Николай фон Стаден, так теперь служащий Посольского приказа капитан Ян Сплавский был коммандирован заграницу с поручением навербовать группу актёров и музыкантов. В 1701 году в Данциге (Гданьске) Сплавский познакомился с антрепренёром одной из театральных трупп Иоганном-Христианом Кунстом, но первая попытка оказалась неудачной, актёры в последний момент отказались ехать. На следующий год Сплавский и его помощник Сергей Ляпунов всё же заключили контракт с Кунстом, обязанности которого состояли в том, чтобы "Его Царское Величество всеми вымыслами и потехами увеселять и для того всегда бодрым, трезвым и готовым быть", и привёзли его в Россию в июне 1702 года. Вместе с Кунстом приехала его жена - Анна Кунст, первая актриса на русской сцене, и 7 человек актёров.

    По прибытии Кунсту была присвоена должность "Его Царского Величества комедиальный правитель" и он, после жалобы на своих сопровождающих о том, что они не дали ему времени набрать актёров, которые "искусны в поючих действах" (т.е. в операх), приступил к постройке в Москве театра. Ответственным за театральное дело был назначен боярин Фёдор Алексеевич Головин, начальник Посольского приказа. Для театра было выбрано место на Красной площади, поначалу дьяки Посольского приказа, в чьём ведении находилась постройка, не проявили особого рвения и всячески отнекивались от выполнения этой работы, но после окрика Петра театр был постороен за 2 месяца и был готов к концу 1702 года. Обстановка внутри была по тому времени шикарная, костюмы роскошные. Театр был общественным и вмещал до 400 зрителей, представления давались дважды в неделю - понедельник и четверг и, по царскому указу, в эти дни ворота в городе и в кремле не запирались пока не заканчивался спектакль. Стоимость мест составляла 3,5,6,10 копеек, посетить его мог каждый.

    Для того, чтобы спектакли проходили на русском языке, была организована театральная школа, куда были направлены 10 "русских робят всяких чинов, к этому делу годных". Вслед за первыми актёрами, из Гамбурга были выписаны 7 музыкантов и производился дальнейший набор и комплектование оркестра, а также обучение русских музыкантов. Известно, что для организации оперы Кунст требовал дополнительных расходов на декорации и механизмы, однако точного доказательства, что в этом театре проводилась полноценная опера, нет. Тем не менее, многие поставленные Кунстом пьесы включали в себя арии, хоры и оркестровое сопровождение.

    Однако Кунсту недолго пришлось управлять театром, в 1703 году он умер и труппа была распущена, остались только его вдова и один из актёров, которым было поручено продолжать его дело, и театральная школа. В 1704 нашёлся новый руководитель театра Отто Фирст, который не имел ничего общего с театром, а был золотых дел мастером и хорошо знал русский язык. Под его началом с 1705 года все постановки стали только на русском языке. Но он был слабым управляющим, на него жаловались актёры и ученики школы за разгульную жизнь и незнание русского быта.

    Московский театр с первых лет существования стал опускаться, основной причиной явился переезд царского двора в новую столицу Санкт-Петербург. В 1707 году театр закрылся и всё его имущество было перевезено в Преображенское, так сказать, русское драматическое искусство вернулось к своим корням - на место первого театра Иоганна Грегори. Театр из публичного стал частным театром сначала царевны Натальи Алексеевны, а после отъезда её в Санкт-Петербург был перевезён в Измайлово для вдовствующей царицы Прасковьи Фёдоровны и там просуществовал до 1723 года. По примеру членов царской семьи, а некоторые ещё раньше, бояре и дворяне организовывали свои крепостные театры, в которых помимо крестьян также выступали и работали приезжие из Европы артисты.

    Однако потребность в общественном театре в Москве оставалась и попытка возродить его была предпринята начальником Московского госпиталя на Яузе доктором Бидло (Быдловым). Он всеми силами старался переманить в свою хирургическую школу учеников славяно-латинской академии и это ему удавалось. В число средств входило и театральное искусство, до которого были охочи студенты академии, ведь в их традиции входили "школьные действия". Представления в этом театре давались по праздникам, репертуар был академический с пением и музыкой, т.е. своего рода оперы, а также ставились светские сюжеты, в том числе работы Иоганна Грегори. Театр просуществовал как минимум до 1742 года и был открыт для публики.

    В это время в Петербурге Петр I уделял гораздо меньше внимания театру, заботы о том, как сделать Российское государство сильнее, а русский народ беднее, практически не оставляли времени для утех, да и здоровье начало ухудшаться. Однако театральная жизнь пышно развивалась и здесь, его младшая сестра Наталья Алексеевна была страстной театралкой и привезла с собой театральную труппу из Москвы, в которой также выступали заезжие артисты. Пётр, со своей стороны, был недоволен современным репертуаром, он требовал от актёров коротких пьес, которые имели бы не более трёх действий и были бы не слишком грустны, не слишком серьёзны, не слишком веселы. Он желал, чтобы пьесы шли на русском языке, и распорядился вместо немцев нанимать поляков и чехов (в том числе с целью экономии), однако заботы о правлении отвлекли от его благого намерения. В 1723 году в Петербург прибыла группа из Германии под управлением некоего Манна, которому покровительствовала Екатерина I. Театр размещался где-то на Мойке и, по словам современника, труппа состояла "из весьма дурных комедиантов, которые однако в зрителях не имели недостатку".

    Точно не доказано входили ли в репертуар театров Петровского времени полноценные оперы, зато установлен несомненный факт существования рукописного либретто оперы "Дафна" - отголоска первой в мире оперы, поставленной Джулио Каччини и Якопо Пери, и широко разошедшейся по Европе, либретто было переведено с итальянского на польский, с польского на русский в начале 18-го века. Неизвестно, исполнялась ли "Дафна" на сцене.

    К новой жизни театр возродился во времена правления императрицы Анны Иоановны, которая почти 20 лет провела в Курляндии и очень любила развлекаться. Её царствование ознаменовалось огромными расходами на увеселительные мероприятия, в том числе на театр. В годы её правления в России прошла первая опера, жанр полюбился зрителями и закрепился на русской сцене - начался итальянский период истории оперы в России.

    Ещё с 18 века в Москве работали иноземные театральные труппы, в основном французские и итальянские. Это были частные антрепризы. Помещения они строили свои или оборудовали частным образом какие-либо чужие постройки.

    В 1702 году Пётр I построил в Москве на Красной площади близ Никольских ворот Кремля первый в России публичный общедоступный театр, который просуществовал до 1706 или 1707 года и назывался «Комедиальная храмина». Для него было построено длинное одноэтажное здание. Зрительный зал вмещал до 400 человек. Представления давались по понедельникам и четвергам и сопровождались музыкой и сценическими эффектами.. Театр предназначался для выступлений иностранных (в первую очередь немецких) лицедеев. Это была труппа И. Кунста, который вскоре организовал и первую русской труппу и первую в России драматическую школу. Затем его сменил тоже немецкий антрепренёр О. Фюрст (по другим написаниям Отто Фиршт). При нём и ещё в течение последующих лет на придворной сцене в Петербурге и в Москве выступали исключительно иностранцы: итальянская опера с балетом Ф.Арайи, немецкие труппы Манна, К. Аккермана, К. Нейбер, французская - под руководством Сериньи и др. B 1704 году русские актёры показали в театре три пьесы на родном языке. Однако надо учесть, что эти зрелища больше напоминали рыночный балаган. Под истинными театрами понимали действа иноземных комедиантов.

    РУССКИЙ ТЕАТР (ТЕАТР РОССИИ)

    8 февраля 1673 на масленице состоялось новое зрелище – балет на сюжет истории Орфея и Эвридики. Искусству балета актеров обучал инженер Николай Лим. К лету (с 15 мая по 16 июня) немецкие актеры были заменены русскими. История сохранила их имена – Васька Мешалкин, Николай и Родион Ивановы, Кузьма Журавлев, Тимофей Максимов, Лука Степанов и др., – поскольку они подписались под письменным обращением к царю. «Милосердный государь, царь и великий князь Алексей Михайлович! Пожалуй нас холопей своих, вели государь нам свое великого государя жалованье на пропитание поденной корм учинить, чтоб нам холопем твоим будучи у того комедийного дела, голодною смертью не умереть. Царь государь смилуйся, пожалуй». Царь пожаловал выдавать по «4 деньги» на день каждому из своих комедиантов.

    Спектакли стали одним из самых любимых развлечений при московском дворе. Русских актеров было 26 человек. Юноши играли женские роли. Роль Эсфири в Артаксерксовом действе играл сын Блюментроста. И иноземцы и русские актеры проходили подготовку в специальной школе, которая была открыта 21 сентября 1672 во дворе дома Грегори в Немецкой слободе. Обучать русских и иностранных учеников оказалось сложным, и во второй половине 1675 начали работать две театральные школы: при польском дворе – для иноземцев, в Мещанской слободе – для русских. Репертуар театра: Артаксерксово действо (1672), Комедия о Товии-младшем (1673), Иудифь (1674), Темир-Аксаково действо (1675), Малая прохладная комедия об Иосифе (1675), Комедия о Давыде с Голиафом (1676), Комедия о Бахусе с Венусом (1676) и др.

    16 февраля 1675 Грегори умер. Его приемником стал Юрий Гютнер, от него руководство перешло к Блюментросту и бакалавру Ивану Волошенинову. Позднее, по рекомендации смоленского воеводы князя Голицына, руководителем стал учитель латинского языка Стефан Чижинский.

    В 1676 Алексей Михайлович умер. Вдохновитель идеи театра боярин Матвеев был сослан. 15 декабря 1677 последовал царский указ: «Над аптекарским приказом палаты, которые заняты были на комедию, очистить и что в тех палатах было, органы и перспективы всякие комедийные припасы; все свезть во двор Никиты Ивановича Романова».

    Еще в 19 в. И.Е.Забелин отмечал сходство сюжета Комедии об Эсфири с судьбой Натальи Кирилловны Нарышкиной. Пьеса защищала воспитателя царицы боярина Матвеева от дворцового боярина Хитрово. В записках сына Матвеева есть подтверждение этой версии. Боярин Хитрово одним из первых содействовал ликвидации театра и театральной школы и был в числе тех, которые оглашали царский указ о закрытии театра.

    Одним из первых драматургов при Алексее Михайловиче был Симеон Полоцкий Его пьесы отличались от школьных близостью к жизни и отсутствием аллегорических образов и представляли собой лирические произведения. Царя привлекли возможности политической пропаганды в «декламациях», он пригласил ученого монаха в Москву. Полоцкий становится учителем в Заиконоспасской школе, а также начинает обучать царских детей. Он организовал типографию и составил проект московской Славяно-греко-латинской академии. Под его влиянием сам царь пробовал писать стихи. Именно его пьесами начинался русский национальный литературный театр. В пьесе Беседы пастушеские на смену простой монологической декламации пришел настоящий развитый диалог, сделана попытка разработать образы пастухов: один простоват, другой смышлен и т.д. Но персонажи еще не имели собственных имен и не получили законченных очертаний. Комедия притча о блудном сыне развивала евангельское сказание. Пьеса О Навходоносоре царе, о теле злате и о триех отроцех, в пещи не сожженных являлась переделкой Пещного действа. Из биографии Симеона Полоцкого известно, что при царе Федоре Алексеевиче он продолжал писать декламации, которые исполнялись его учениками, что означало продолжение существования придворного театра Алексея Михайловича. Другие историки утверждают, что театр перестал существовать и был возрожден в начале петровской эпохи, поскольку был ориентирован на очень ограниченный круг придворных.

    Появление первого придворного театра совпало с рождением Петра I (1672), который в детстве видел последние спектакли этого театра. Вступив на престол и начав огромную работу по европеизации России, Петр I не мог не обратиться к театру как средству пропаганды своих новаторских политических и социальных идей.

    Петровский театр.

    С конца 17 в. в Европе вошли в моду маскарады, которые нравились молодому Петру I. В 1698 он, переодевшись в костюм фрисландского крестьянина, участвовал в венском маскараде. Петр решил через искусство театра популяризировать свои реформы и нововведения. Он задумал построить в Москве театр, но не для избранных, а открытый для всех. В 1698–1699 в Москве работала труппа кукольного театра, которую возглавлял Ян Сплавский и которому Петр в 1701 поручил пригласить из-за границы комедиантов. В 1702 в Россию приезжает труппа Иоганна Кунста (Куншта), 6 августа 1702 боярин Головин оглашает царский указ «О строительстве комедиального дана в Кремле городе». К концу года на Красной площади с левой стороны от Никольских ворот была построена «комедиальная, деревянная храмина, а в ней театрум, и хоры и лавки и двери и окна, и внутри ее потолок подбит и кровля покрыта, а снаружи обита тесом». Пока строилось здание, спектакли шли в Немецкой слободе в доме генерала Лефорта, где был сооружен театр. Главным недостатком труппы Кунста было то, что актеры не знали русского языка и этим ограничивали круг своих зрителей, что никак не устраивало Петра, т.к. общенародного веселья не получалось. В театре Кунста было восемь человек. Под их руководством была открыта русская театральная школа. На святки 1702 состоялось открытие «комедиальной храмины». По документам известно, что 23 декабря 1702 играли спектакль уже на русском языке. Спектакли шли дважды в неделю: немецкие чередовались русскими. «Хоромина» на Красной площади имела длину 18, в ширину 10 сажен (36 × 20 м), освещалась сальными свечами. Техническое оснащение сцены было на высочайшем для того времени уровне. В конце 1703 Кунст умер, а управление театром и школой взяла на себя его вдова Анна и актер Бендлер. Справиться с труппой они не смогли, и в марте 1704 их заменил Артемий Фиршт (Отто Фюрст). Однако проблемы оставались прежние: немцев большинство зрителей не понимало, а русские ученики не могли удовлетворить вкусы публики. В 1706 театр закрылся. Из репертуара театра Кунста – Фюрста сохранились пьесы: Сципио Африкан, вождь римский, и погубление Сафонизбы, королевы Нумидийския; Честный изменник, или Фридерико фон Поплей и Алоизия, супруга его; Принц Пикель-Гяринг, или Жоделет, самый свой тюрьмовый заключник; Комедия о Франтаписе, короле Эпирском, и Мирандоне, сыне его и о прочих. Сохранились некоторые имена русских артистов русской труппы: Федор Буславев, Семен Смирнов, Никита Кондратов, Василий Теленков (по прозвищу Шмага-пьяный) и др. Театр был платный. За места платили от 3 до 10 копеек. Рядом были построены избы для людей, приезжающих издалека. В зимние и летние вечера театр собирал 400–500 зрителей, а осенью и весной около 50. Все это не удовлетворяло Петра. В 1707 «за именным Великого Государя указом», «комедиальную храмину» на Красной площади стали разбирать. Театральная репутация за этим местом сохранится: при Анне Ивановне здесь будут сооружать новый «комедийный дом».

    В 1720 Петр делает новую попытку создать театр в России, но теперь в Петербурге. Он приказывает «нанять из Праги компанию комедиантов, которые умеют говорить по-славянски или по-чешски. В Петербурге инициатива создании театра принадлежит и Наталье Алексеевне. В конце 1723 приехала группа Манна, но спектакли игрались на немецком языке. Петр часто посещает их спектакли, но труппа не оправдывает его ожиданий. Петр «пообещал однажды награду комедиантам, если они сочинят пьесу трогательную, без этой любви, всюду вклеиваемой, которая ему уже надоела: и веселый фарс без шутовства». Даже поощрение не имело результатов. Актерский состав труппы был слаб, а репертуар старомоден. В этот период важную роль играл городской демократический театр учеников московского госпиталя во главе с доктором Бидло. Он принимал к себе учеников московской Славяно-греко-латинской академии. В 1719–1722 из академии в медицинскую школу перешло 108 учеников. Они принесли с собой опыт участия в школьных спектаклях академии. Театр помещался в сарае. Его посещали как русские, так и иностранцы, бывал на спектаклях и сам Петр. Репертуар госпитального театра был разнообразным, но еще были очень сильны традиции школьного театра. Последние сведения об этом театре относятся к 1740-м годам.

    При Петре I начало спектаклям в Сибири было положено митрополитом Тобольским Филофеем Лещинским. В рукописной летописи под 1727 сказано: «Филофей был охотник до театральных представлений, славные и богатые комедии делал, когда должно на комедии зрителем собиратца, тогда он владыко в соборные колокола на сбор благовеем производил, а театры были между Соборною и сергиевского церквами и взвозу, куда народ собирался». Нововведение митрополита Филофея продолжили его приемники, некоторые из них были питомцами Киевской академии.

    Петру не удалось создать постоянного публичного театра, и московская, и петербургская попытки не дали серьезных результатов. С его смертью государственная забота о развитии русского профессионального театра прерывается. Придворный театр переживал полосу застоя до вступления на престол Анны Ивановны, когда произошло заметное оживление театральной жизни при дворе. К ее коронации прибудут итальянские комедианты, актер Томазо Ристори и композитор Рейнгард Кейзер, в 1737 в Зимнем дворце построят театральный зал и сцену.

    Анна Иоанновна тратила громадные суммы на разные празднества, балы, маскарады, торжественные приемы послов, фейерверки, иллюминации и театрализованные шествия. При ее дворе оживилась шутовская культура, продолжающая традиции «оседлых» скоморохов – у нее были великаны и карлы, шуты и шутихи. Самым известным театрализованным праздником стала «курьезная» свадьба шута князя Голицына с шутихой калмычкой Бужениновой в Ледяном доме 6 февраля 1740.


    Похожая информация.