День водной полиции. За порядок на воде

Впервые в структуре российских правоохранительных органов такое подразделение, как речная полиция, появилось во второй половине 19 века - проект о ее создании, как отдельного ведомства, был утвержден царем в июне 1867 года. Она вошла в состав наружной полиции как особый специальный орган для наблюдения за порядком на водных пространствах Санкт-Петербурга.
Речная полиция патрулировала водные пространства столицы Российской Империи, осуществляла надзор за объектами водного транспорта (проводила осмотры и освидетельствование судов, пристаней) и за другими водными объектами - рыбными садками, купальнями, следила за тем, чтобы «берега рек и протоков были хорошо укреплены, …чтобы шаланды от мостов близко не ставили…», а также боролась с воровством и пожарами на воде. В последующие годы подразделения речной полиции - для наблюдения за прилегающими к городам водными пространствами «в полицейском и санитарном отношении» - стали создаваться и в других российских регионах. После Октябрьской революции 1917 года речная полиция, как и большая часть правоохранительной системы царской России, была ликвидирована. Но уже 25 июля 1918 года был издан декрет Совета Народных Комиссаров «Об учреждении речной милиции». Сегодня именно эту дату и принято считать Днем создания речной полиции в России. Отделы данного подразделения организовывались в губернских городах и уездах, на территории которых протекали судоходные реки. Изначально созданная по территориальному принципу, речная полиция впоследствии, для повышения эффективности работы, стала организоваться по речным бассейнам. С началом Великой Отечественной войны появилась необходимость в централизованной водной милиции, которая и была создана 27 июня 1942 года совместным приказом НКВД и Народного комиссариата речного флота СССР. В мае 1943 года водный отдел рабоче-крестьянской милиции вошел в состав вновь образованного Управления транспортной милиции, а с 1980 года - в состав Главного управления внутренних дел на транспорте МВД СССР. В настоящее время подразделения водной полиции находятся в подчинении управлений на транспорте МВД России по федеральным округам, а также межрегиональных линейных управлений МВД России на транспорте. Как и за все время своего существования, подразделения речной полиции и сегодня проводят работу по борьбе с преступностью и правонарушениями на объектах водного транспорта России, в том числе по выявлению экономических преступлений, а также в сфере незаконного оборота оружия и наркотиков. А в связи со спецификой работы пристальное внимание сотрудников уделяется и борьбе с браконьерством. В свой профессиональный праздник все сотрудники речной полиции получают поздравления от коллег и руководства, а лучшим из них вручаются государственные и ведомственные награды.
Фото: https://дгск.мвд.рф

Речная полиция составляет значительную часть водной полиции. «Полицией» эта структура стала именоваться сравнительно недавно – всего 5 лет назад, когда на территории РФ вступил в силу закон «О полиции».

Речные полицейские осуществляют контроль водных просторов, предупреждают пожаров на воде, водных объектах, браконьерство, а также другие нарушения порядка на реке. Подразделение речной полиции тесно сотрудничает с отделами по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, оружия, отделом по экономическим преступлениям.

История

История существования этого подразделения начинается еще с конца 19 века. Указ об организации речного патруля подписан был царской рукой. Первой датой учреждения речной полиции считается июнь 1987 года. В то время речная полиция существовала в виде особенного подразделения, обязанности которого заключались в наведении порядка на водных просторах Петербурга и близлежащих регионов, а именно:

  1. Осмотр речных судов.
  2. Освидетельствование судов.
  3. Контроль за порядком на пристанях.
  4. Предупреждение браконьерства и воровства.
  5. Порядок на пляжах (купальных местах).
  6. Надежность укрепления берегов рек.

Речное отделение вскоре появилось и в других городах России. Эти подразделения были распущены после Октябрьской революции. Но уже в 1918 году речную милицию снова учредили, на этот раз уже Совет Народных Комиссаров своим декретом от 25 июня 1918 года. Эту дату принято считать датой создания речной полиции.

Традиции

Сложный и часто опасный труд речных полицейских как в царские времена, в СССР, так и сейчас был и остается в глубоком почете. Профессиональный праздник День речной полиции – это еще один замечательный повод отдать честь их нелегкому, но такому важному делу.

В этот день водные полицейские собираются за банкетными столами со своими братьями по профессии, вспоминают яркие истории из своей профессиональной жизни, принимают поздравления о начальства, вышестоящих органов. Некоторые из них награждаются медалями, похвальными грамотами, денежными премиями, повышениями в звании и должности. Иногда организуются встречи или круглые столы в учебных заведениях, где опытные полицейские водных просторов рассказывают о своей профессии. В этот день поздравления звучат с радиоприёмников, телевизоров.

Честь и отвагу этих необыкновенных людей ставят в пример подрастающему поколению.

25 июля в России отмечается День речной полиции. Это профессиональный праздник людей, отвечающих за охрану общественного порядка и борьбу с преступностью на внутренних водных артериях страны. Речная полиция входит в структуру транспортной полиции МВД России, но задачи у нее особые, а самостоятельна и очень интересна. Праздничная дата установлена в честь декрета Совета Народных Комиссаров «Об учреждении речной милиции», который был опубликован как раз 25 июля 1918 года, ровно 99 лет назад. Но на самом деле, хотя современная речная полиция отсчитывает свое существование именно с этого декрета, история охраны порядка на реках и озерах России более продолжительная и началась в дореволюционную эпоху.

Еще в начале XIX в. российские власти вплотную озаботились вопросом об упорядочении управления водными коммуникациями. В 1809 г. по решению императора Александра I была создана Дирекция водных и сухопутных коммуникаций. Российскую империю разделили на 10 округов под руководством директоров водных и сухопутных коммуникаций, в распоряжении которых находились полицейские команды. Это был прообраз созданной значительно позже речной полиции.

Во второй половине XIX века в Российской империи продолжалось совершенствование правоохранительной системы, в первую очередь - полицейских служб. Распространение революционных идей в обществе, появление народнических организаций, рост преступности - все эти обстоятельства сильно тревожили российскую власть и способствовали укреплению российской полиции.

27 июня 1867 года была создана особая речная полиция. Первоначально она существовала только в Санкт-Петербурге - для охраны общественного порядка в российской столице, но вскоре появилась также в Риге, Одессе и Николаеве. О необходимости повышения мер охраны на реках и каналах Санкт-Петербурга власть задумывалась уже давно, и вот в 1866 г. была собрана специальная комиссия под руководством генерала князя Александра Аркадьевича Суворова, который в 1861-1866 гг. занимал пост санкт-петербургского военного генерал-губернатора и был хорошо знаком с особенностями организации охраны порядка в российской столице. После покушения Д. Каракозова на императора Александра II в 1866 г. должность военного генерал-губернатора Санкт-Петербурга была упразднена, а Суворов стал генерал-инспектором пехоты, но это не помешало ему возглавить комиссию по созданию речной полиции.

Перед речной полицией были поставлены задачи административного и полицейского характера. Она должна была отвечать за исполнение законодательства в сфере судоходства, охрану порядка на воде и в береговой зоне, наблюдать за нагрузкой товаров и их выкаткой на берег, проверять на исправность паровые и гребные суда, предназначенные на случай наводнения, бороться с воровством и бродяжничеством на водных артериях Санкт-Петербурга, определять правила закрытия навигации и обеспечивать безопасность прохода по льду. Кроме того, на речную полицию возлагались и спасательные функции в отношении тонущих людей и терпящих крушение судов.

Штатный состав речной полиции Санкт-Петербурга не отличался большой численностью. Речная полиция подчинялась обер-полицмейстеру Санкт-Петербурга, а непосредственное руководство ее деятельностью осуществлял управляющий. Ему подчинялись 3 офицера - помощника, нижние чины и команда матросов, прикомандированная Морским министерством. Управляющий речной полицией по чину был штаб-офицером флота, а его помощники - обер-офицерами флота. Назначение управляющего и его помощников также осуществлялось по взаимному соглашению Морского министерства и обер-полицмейстера Санкт-Петербурга. Первым управляющим речной полицией Санкт-Петербурга был назначен капитан-лейтенант флота Владимир Иванович Коростовец.

Эксперимент по созданию речной полиции в Санкт-Петербурге оказался удачным, поэтому власть решила создать речную полицию и на других водных артериях Российской империи. Так, в мае 1882 г. было принято решение о создании Нижегородской речной полиции, которой предстояло отвечать за порядок на реках Ока и Волга. Комитет речной полиции возглавил сам нижегородский губернатор, в состав комитета вошли вице-губернатор, полицмейстер, начальник речной полиции, начальник отделения путей сообщения, инспектор судоходства, городской голова, архитектор, управляющий ярмарками. Непосредственное руководство речной полицией осуществлял начальник речной полиции с помощниками и подчиненными нижними чинами. Личный состав речной полиции Нижнего Новгорода находился на службе в Министерстве внутренних дел Российской империи, правда ставки жалованья в Нижнем Новгороде, как и в других провинциальных городах, были несколько ниже, чем в Санкт-Петербурге, но это и понятно - и столичная жизнь была дороже, и ответственности у столичных речных полицейских больше.

В 1885 году была увеличена численность Санкт-Петербургской речной полиции. В ней ввели должности младшего помощника управляющего речной полицией, двух старших городовых и десяти младших городовых. В 1894 году, помимо речной полиции, была создана еще одна структура, отвечавшая за охрану порядка и безопасность на водах и побережье - портовая полиция. Портовые надзиратели, портовые старшины и портовые полицейские несли службу в крупных военных портах Российской империи, обеспечивая безопасность и борясь с преступностью.

В начале ХХ в. в речной полиции Санкт-Петербурга числилось уже 104 сотрудника. Были введены следующие должности: управляющий речной полицией, четыре помощника управляющего речной полицией, один инженер-механик, один корабельный инженер, один письмоводитель, двадцать старших городовых и семьдесят пять младших городовых, один машинист. Однако в период навигации численность личного состава петербургской речной полиции увеличивалась до 304 человек - добавлялись еще 88 младших городовых, 1 машинист, 5 рулевых и 5 кочегаров, 5 матросов. В 1902 г. в речную полицию были включены 28 портовых стражников, обеспечивавших безопасность Санкт-Петербургского порта. У речной полиции Санкт-Петербурга были свои суда - 2 парохода, 8 катеров, 1 паровая шлюпка, 2 гребных спасательных вельбота и 33 гребные шлюпки.

Специфика службы речной полиции подчеркивалась и ее обмундированием. Оно напоминало морскую форму, а на эмблеме присутствовал якорь, что свидетельствовало о выполняемых функциях. Служащие речной полиции, прикомандированные из Морского министерства, сохраняли военно-морские чины. Как правило, для службы в речной полиции подбирали наиболее опытных и благонадежных военных моряков, способных по своим качествам выполнять возложенные на них обязанности.

Февральская и Октябрьская революции 1917 года стали серьезнейшим ударом для всей правоохранительной системы российского государства. Полная ломка прежних государственных институтов не обошла стороной и полицию. Более того, ее революции коснулись в первую очередь, поскольку полиция считалась оплотом самодержавия, ее ненавидели революционеры всех политических партий. Тем не менее, сразу же после Октябрьской революции большевики столкнулись с необходимостью возрождения системы борьбы с преступностью и охраны общественного порядка. Резко возросшее количество преступлений, в том числе и на транспорте, не оставляло иного выбора, как воссоздания прежних органов охраны порядка, пусть и в измененном в соответствии с господствующей идеологией облике. 25 июля 1918 года был принят декрет «Об улучшении речной милиции», который закладывал нормативно-правовые основы охраны общественного порядка на водных артериях Советской России.

В соответствии с декретом 25 июля 1918 года, была создана речная милиция, входившая в состав Народного комиссариата по внутренним делам РСФСР. 23 апреля 1919 г. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК) принял Положение «О речной советской рабоче-крестьянской милиции», а в 1920 г. был создан особый отдел водной милиции в составе милиции РСФСР. Первоначально речная милиция формировалась по территориальному принципу, как и обычная милиция, однако затем была реорганизована и приспособлена к выполнению функций применительно к речным и морским путям. Речная милиция была переименована в водную.
В последующие два года водная милиция претерпела достаточно масштабные реорганизации.

Сначала, в сентябре 1920 г., часть личного состава водной милиции была переведена в состав Войск внутренней службы и переименована в Водную милицию внутренней службы. Уголовный розыск, работавший на водных артериях и входивший в состав водной милиции, был преобразован в Водную следственно-розыскную милицию. Но уже в том же 1920 году были выявлены все слабые стороны произошедших преобразований, после чего водную милицию передали из состава Войск внутренней службы в состав войск Всероссийской чрезвычайной комиссии. В марте 1921 года Управление железнодорожной и водной милиции было передано из ВЧК в состав Главмилиции. Однако затем, в декабре 1921 года, водная и железнодорожная милиции были ликвидированы, а функции по охране водной и железнодорожной инфраструктуры передавались охране Народного комиссариата путей сообщения и Всероссийской чрезвычайной комиссии.

Таким образом, к 1924 г. в СССР была создана ведомственная милиция НКПС. В крупных портовых городах, по образцу царской России, были созданы отделы портовой милиции, которые содержались теми предприятиями, которые эта милиция обслуживала. Одновременно водные отделения были созданы в составе территориальных органов милиции - для охраны общественного порядка и борьбы с преступностью на водном транспорте и водных артериях. В таком виде водная милиция просуществовала полтора десятилетия, до начала Великой Отечественной войны. Обстановка военного времени потребовала создания единой и централизованной системы управления водной милицией, поскольку возрастала необходимость в контроле ситуации на водных путях, борьбе с диверсантами, преступниками и саботажниками, охране грузов.

27 июня 1942 г. Народный комиссариат внутренних дел СССР и Народный комиссариат речного флота СССР издали совместный приказ о создании централизованной водной милиции. Перед новой структурой ставились задачи по охране общественного порядка, борьбе с общеуголовной преступностью и хищениями социалистической собственности на водном транспорте. В составе Главного управления рабоче-крестьянской милиции в было создано Управление транспортной милиции, куда в мае 1943 года был включен особый Водный отдел.

Дальнейшие преобразования ожидали водную милицию уже после окончания Великой Отечественной войны и были связаны с общими реорганизациями правоохранительной системы страны. так, 19 июня 1947 г. функции по охране общественной безопасности и правопорядка на железнодорожных и водных коммуникациях были переданы Главному управлению охраны на железнодорожном и водном транспорте, созданному в составе Министерства государственной безопасности СССР 19 июня 1947 года. Таким образом, за охрану правопорядка на воде стало отвечать ГУО МГБ, взявшее на себя и функциональные обязанности по контрразведывательному обеспечению железнодорожного и водного транспорта.

Когда 14 августа 1953 года было образовано объединенное Министерство внутренних дел СССР, в его составе вместо Главного управления охраны на железнодорожном и водном транспорте были созданы 6-е Транспортное управление МВД СССР, которое взяло на себя контрразведывательные функции на транспорте и предприятиях транспортных отраслей, и Управление транспортной милиции Главного управления милиции МВД СССР, которое занималось непосредственным обеспечением охраны общественного порядка, борьбой с преступностью и с хищениями социалистической собственности на транспорте.

Соответственно, сотрудники в Управление транспортной милиции были переведены из упраздненного ГУО, а вместо званий госбезопасности им были присвоены специальные звания советской милиции. Через четыре года, в 1957 году, функции охраны общественного порядка на водном транспорте и водных артериях были переданы республиканским органам внутренних дел, а водные подразделения милиции включены в состав региональных управлений внутренних дел союзных республик, автономных республик, краев и областей Советского Союза.

Свой современный вид система охраны общественного порядка на водном транспорте приобрела в 1980 году, когда было создано Главное управление внутренних дел на транспорте МВД СССР. Сейчас его преемником является Департамент обеспечения правопорядка на транспорте МВД Российской Федерации. Сотрудники водной полиции сегодня несут службу во всех городах и населенных пунктах Российской Федерации, где существуют линейные отделы полиции на водном транспорте. Их служба менее заметна, чем других подразделений транспортной милиции, с которыми граждане сталкиваются чаще, но от этого не является менее сложной и почетной.

25 июля 2018 года свой профессиональный праздник отмечают сотрудники речной полиции. До федерального закона 2011 года о переименовании милиции в полицию праздник носил название «День речной милиции». Данное подразделение работает в России более 150 лет.

В современной России специальные подразделения речной полиции подчиняются управлениям на транспорте МВД РФ в федеральных округах и межрегиональным линейным управлениям МВД РФ на транспорте.

Водная полиция занимается борьбой с преступлениями и нарушениями правопорядка на объектах, связанных с реками, озёрами и различными водоёмами страны. В работе им часто приходится сталкиваться с незаконным оборотом наркотических средств и оружия, а также с экономическими нарушениями. Речная полиция делает весомый вклад в борьбу с браконьерами, которые наносят государству огромный ущерб.

В День речной полиции руководство поздравляет своих подчинённых. Проводится награждение государственными и ведомственными наградами отличившихся сотрудников данного подразделения. В честь праздника некоторые офицеры могут получить очередное звание чуть быстрее.

Речная полиция празднует 151 год со дня основания

В 1867 году император Александр II утвердил приказ о создании отдельного подразделения в органах правопорядка, которое будет заниматься борьбой с нарушениями на водном пространстве Санкт-Петербурга.

Сотрудники речной полиции ежедневно досматривали весь водный транспорт в столице, контролировали деятельность рыбаков, предупреждали разрушения мостов и набережных, боролись с возгораниями водных объектов. Работу ведомства высоко оценили. Через несколько лет, отделы речной полиции стали появляться и в других городах Российской империи.

С приходом большевиков к власти в стране, подразделения речной полиции прекратили существование, как и все остальные государственные организации царского периода. 25 июля 1918 года специальным декретом в России ввели речную милицию. Для удобства было принято решение привязать подразделения не к городам, а к определённым речным бассейнам.

Давно известно, что в России опасно болеть. Но в последнее время становится понятно, что куда опаснее, чем болеть - обращаться к врачам. Однажды престарелая мать комсомольчанки пожаловалась дочери на сердечные боли. Само собой, рука женщины потянулась к телефону, чтобы вызвать скорую помощь. Нет, не пугайтесь, машина с медиками выехала вовремя, не застряла в пробках и […]

Думаю, многие из нас в курсе разоблачительных материалов политического и общественного деятеля всея Руси Алексея Навального. Недвижимость Медведева за границей, нецелевые расходы главы ВТБ Костина и его журналистки Наили Аскер-заде, космические богатства главы Роскосмоса Рогозина, засекреченные миллиарды премьера Мишустина и прочее тому подобное. Что говорить, Навальный и К проделали и продолжают проводить масштабную и дорогостоящую […]

В ДК Авиастроителей 22 февраля, состоялся ежегодный конкурс «Мужчина года». Конкурс проводится уже в течение 22 лет, и совпадение этой цифры с датой можно считать символичным. На получение почётного звания на этот раз претендовали семеро заводчан. Для одного из них, Анатолия Язвенко, конкурс стал уже вторым. Принять участие в состязании оказалось не так просто - […]

Комсомольский НПЗ ввел в эксплуатацию цифровую платформу реального времени на установках изомеризации и механической очистки. Разработанная в Компании аналитическая платформа обеспечивает в режиме онлайн оперативный обмен данными всех ключевых технологических процессов в едином информационном пространстве. Благодаря внедрению уникальной разработки среднее время получения доступа к текущим данным для всех ответственных сотрудников предприятия в настоящее время составляет […]

Юбилейные медали к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне вручили ветеранам 26 февраля в Краеведческом музее. Награду из рук губернатора Сергея Фургала получили 15 человек. Всего же на момент выхода номера в Комсомольске насчитывался 609 ветеранов. До Дня Победы все они получат эти памятные знаки. За плечами у всех награждённых тяжёлые военные годы и тягостные […]

Большинство призывников, отправляющихся на службу в армию, остаются исполнять свою воинскую обязанность в пределах края. Некоторым удается остаться в родном городе. Хорошо это или плохо? Мнения об этом расходятся. Ко дню защитника отечества мы рассказываем о призывнике, который остался в родном городе. По мнению КВНщика Андрея Ерошенко, в такой службе есть как свои минусы, так […]

Спектакль «Вы не по адресу» по пьесе знаменитого французского драматурга Марка Камолетти с успехом прошел в прошлые выходные на большой сцене Комсомольского-на-Амуре театра драмы. Мы в Париже, господа, в доме Жоржетты (заслуженная артистка России Евгения Ярцева). В прозрачном лиловом пеньюаре, с которым она управляется очень ловко, наша любимая актриса вытворяет весьма и весьма пикантные вещи, […]

Открытие двух производственных зданий для резидентов ТОСЭР стало напоминанием о том, что программа социально-экономического развития Комсомольска всё ещё действует. Церемония прошла 23 февраля на территории микрорайона Парус. Строительство этих зданий началось в апреле 2018 года. Не прошло и двух лет, как здесь выросли корпуса, в которых, как ожидается, разместятся два предприятия, которые решили войти в […]

По данным Российского союза автостраховщиков (РСА), средняя стоимость полисов ОСАГО в Хабаровском крае снизилась на 4,7% (с 6 086 до 5 800 рублей за 12 месяцев 2019 года). Тем не менее регион входит в «красную» зону рейтинга регионов РСА (неблагоприятную с точки зрения убыточности, ситуации с судами, аварийности и др). Это может быть связано с […]

С этого года по указу президента при рождении первого ребёнка семьям будет выплачиваться материнский капитал. Пока данная выплата ещё не осуществляется, выдача сертификатов на получение начнётся ориентировочно в марте-апреле. Однако существуют и другие меры поддержки семей, в которых появился первенец. Речь о них пойдёт ниже. Информацию о выплатах предоставили специалисты Центра социальной поддержки населения. Единовременная […]