Большой обуховский мост пешеходный или нет. Панорама Большой Обуховский мост

Вантовый мост Санкт-Петербурга – это один из самых длинных мостов в России и единственный неразводной мост через Неву в Северной столице. Вантовый мост состоит из верховой части, по которой идет движение автотранспорта на восток Санкт-Петербурга и низовой части, предназначенной для автотранспорта, направляющегося на запад города. Фактически это два моста, по которым транспорт движется в противоположные стороны.

Несмотря на размеры сооружения его конструкция кажется легкой, изящной, словно парящей в воздухе.

Этот мост часто называют Большим Обуховским по названию исторического района Обухово, названному в честь Обуховского завода, одним из основателей которого был Павел Михайлович Обухов. Это название было выбрано самими петербуржцами и жителями Ленинградской области. Среди предлагаемых названий были такие, как мост Ольги Берггольц и Ижорский, Невский и Ленинградский.

Для справки: в городе на Неве есть и Обуховский мост через реку Фонтанку, построенный в 1717 году. Первоначально он был деревянным, а в 1785 году перестроен в каменный.

Описание

Вантовый мост соединяет проспект Обуховской обороны и Октябрьскую набережную, он расположен в среднем течении Невы, на границе Невского района и Всеволжского района Ленинградской области. Его особенностью является то, что он является навесным, единственным неразводным мостом через Неву и движение по нему осуществляется круглосуточно по восьми полосам.

Высота пилонов, установленных на берегах Невы, составляет 126 метров. Каждый из пилонов имеет 14 пар вант (тросов), поддерживающих проезжую часть.

Для справки: вант представляет собой пучок стальных тросов, так называемых стрендов, завернутые в пластиковую трубу. Число стрендов в каждом ванте варьируется от 13 штук - в самом ближнем к пилону до 91 единиц - в самом дальнем.

Характеристики Вантового моста

  • Общая длина сооружения – 2824 метра
  • Длина основного пролета – 382 метра
  • Высота свода над водой (подмостовой габарит) – 30 метров, что даёт возможность для беспрепятственного прохода судов класса река-море
  • Количество полос движения – 4 в каждую сторону
  • Ширина – 30 метров.

Из истории

При выборе конструкции сооружения было рассмотрено более 10 вариантов проектов. По условиям судоходства, на Неве в этом месте не должно было быть опор, поэтому было принято решение построить навесную конструкцию переправы.

Строительство началось 15 апреля 2001 года, а открытие первой очереди объекта, на котором присутствовал Президент России Владимир Путин, состоялось 15 декабря 2004 года.

К ак говорится... мы строили, строили и наконец, построили!:)))
Мост или вернее мосты (2 рядом) получились на заглядение - красавцы-близнецы.

15 декабря 2004 года в Санкт-Петербурге был официально открыт новый мост через Неву - Большой вантовый, 382-метровый красавец, соединивший Октябрьскую набережную и проспект Обуховской обороны. Второго тогда еще не было, "близнец" был открыт на три года позже, 19 октября 2007 года.

Расположен мост на границе Невского района Петербурга и Всеволожского района Ленинградской области, в среднем течении Невы и соединяет Проспект Обуховской обороны и Октябрьскую набережную.

Этот мост один из самых длинных мостов России и единственный неразводной мост через Неву.

Фактически это два одинаковых моста с противоположным направлением движения по ним. Мост построен в достаточно сложном для навигации участке Невы, неподалёку от излучины Кривое Колено, однако с широко расставленными по берегам Невы пилонами высотой 126 м и высоким пролетом. Считается, что мост совершенно незаметен для проходящих по реке судов, однако факты упрямая вещь - максимальный габарит судов, способных пройти по Неве из Ладожского озера в Невскую губу или в обратном направлении был уменьшен по высоте на 10 м. (был 40м, а после ввода моста стал 30м).

При выборе названия власти впервые обратились к жителям города. Петербуржцы не замедлили откликнуться.

Названий предложили множество, от смешных до страшных. Большинство советовало назвать мост "Ладожским". Затем шли названия - Рыбацкий" и "Смоленский", но были и оригинальные идеи. Например, было предложено назвать новый мост «Русь» (где «птицей-тройкой» мчатся…); «Буревестник» (поскольку гордо реет над седой равниной); имени Кулибина, создавшего проект однопролетного моста через Неву еще 1776 году; "Кольцевой", (потому что находится на Кольцевой дороге); имени Сахарова (потому что в лучах заходящего солнца мост напоминает картину ядерного взрыва); "Антиблокадный" или "Алиби" (потому что с его появлением фраза "Мосты разведены" потеряла свою актуальность) а еще "мост Ольги Берггольц", "Ижорский", "Невский", "Ленинградский" и т.п. Была даже безумная идея назвать мост «Спартак» (по названию ближайшего сада), предлагали, конечно и имя «Зенит», потому что … сами понимаете…

Топонимическая комиссия задумалась... и выбрала безупречный для петербургского уха вариант - "Большой Обуховский". А сейчас рядом с первым мостом, уже второй и такой-же близнец красавец:)))


Фото (С) ivan_smelov

Автодорожные развязки с Октябрьской набережной и проспектом Обуховской обороны весьма причудливы и сложны, и если первая раскинулась на несколько сотен квадратных метров на ещё свободном правом берегу Невы, то вторая построена на небольшом клочке земли между жилыми домами.

В журнале "Территории бизнеса"№ 5 (20) за июль 2008 опубликована статья-беседа "Вантовые мосты - летящие конструкции high tech" корреспондента Ирины Кирилловой с заместителем генерального директора по проектированию ЗАО "Институт Гипростроймост Санкт-Петербург" Олегом Скориком, в которой, в том числе рассказывалось о строительстве вантового моста в Петербурге: в настоящее время в мировой практике мостостроения существуют две технологии устройства вант, благодаря которым срок эксплуатации вантовых сооружений по нормативам составляет не менее 100 лет - это ванты цельноготовые с параллельными проволоками и ванты, формируемые на монтаже, изготовленные по монострендной технологии. Именно второй тип технологий применен на вантовом мосту через Неву. Одними из основных несущих элементов вантовых мостов являются пилоны. 126-метровые металлические пилоны Большого Обуховского моста - самые высокие сооружения Санкт-Петербурга, которые выше шпиля собора Петропавловской крепости. Для отечественного мостостроения с его мощностями и оборудованием возведение вантовых мостов является существенным новшеством. А металлические пилоны даже в практике мирового мостостроения применяются достаточно редко. Специально для их сооружения генподрядчик строительства "Мостоотряд-19" приобрел кран Potain грузоподъемностью 40 т и высотой 160 м. Субподрядной компании ОАО "Мостотрест", работавшей на сооружении правобережного пилона, также пришлось купить специальное оборудование - кран Libher на гусеничном ходу грузоподъемностью 300 т.

Сдать первую очередь планировалось к 300-летнему юбилею города - к 28 мая 2003 г. Установленные сроки сооружения мостового перехода диктовали целый ряд его конструктивных особенностей, в том числе выбор металла в качестве материала для производства пилонов, хотя традиционно используют железобетон, так как выполненные из него конструкции обладают лучшей демпфирующей способностью и меньшей стоимостью. В качестве материала для изготовления балки жесткости моста тоже был использован металл. Такое конструктивное решение обычно применяется при величине пролета свыше 600 м. Длина центрального пролета Большого Обуховского моста составляет 382 м, и сталежелезобетон был бы более экономичным решением. Решение о применении цельнометаллической балки жесткости было продиктовано желанием подрядчиков отказаться от бетонирования железобетонной плиты проезжей части в зимнее время. Во всех проектах вантовых сооружений используются металлоконструкции из низколегированных конструкционных сталей.

Величина центрального пролета в 382 м также была продиктована директивными сроками строительства мостового перехода, поскольку при увеличении пролета до 500 м (возможность устройства обоих пилонов на берегах Невы) увеличивались бы и сроки его строительства.

Сжатыми сроками реализации проекта продиктовано также и разделение работ на очереди строительства. В силу того, что по КАД должно осуществляться движение по восьми полосам (по 4 полосы в каждом направлении), было принято решение о строительстве двух мостов под четыре полосы движения каждый с расстоянием между осями 36,4 м. С точки зрения аэродинамики возведение двух мостов в непосредственной близости друг от друга - задача достаточно неординарная. В мире немного примеров подобных решений.

Технология устройства вант тоже была определена сроками окончания работ по объекту. Цельноготовые ванты имеют некоторые эксплуатационные преимущества по сравнению с формируемыми на монтаже, но их проектирование требует детальной проработки конструкции до момента начала строительства. Проектирование мостового перехода через Неву совпало по времени с процессом строительства. Поэтому на Большом Обуховском мосту использован тип вант, формируемых на монтаже. Ванты, выполненные по монострендовой технологии также являются металлоконструкциями. Основу стренда составляют семь высокопрочных проволок диаметром 5 мм каждая.


Обуховский мост, вид вверх по течению
59°55′18″ с. ш. 30°19′04″ в. д. H G Я O L
Пересекает река Фонтанка
Место расположения Московский проспект
Конструкция
Тип конструкции сплошной двухшарнирный железобетонный свод
Основной пролёт 18 м
Ширина моста 30,88 м
Эксплуатация
Открытие (каменный по типовому проекту);
(существующий)
Медиафайлы на Викискладе
Объект культурного наследия России регионального значения
рег. № 781711018850005 (ЕГРОКН)
объект № 7802260000 (БД Викигида)

Название моста

История

Первый деревянный мост через реку Фонтанку в створе современного Московского проспекта был построен в 1717 году . Мост имел посредине поперечную щель шириной 70 см, предназначенную для прохода мачтовых судов; днём эту щель закладывали досками. В 1738 году переправа была перестроена.

В 1785 году был построен новый каменный мост, один из семи типовых каменных трёхпролётных мостов через Фонтанку. Большинство литературных источников называют автором проекта французского инженера Ж.-Р. Перроне (хотя документально это не доказано). Мост был трёхпролётным, с арочными боковыми пролётными строениями и деревянным разводным пролетом в середине. Над речными опорами были возведены открытые гранитные башни, завершённые куполами. В них помешались механизмы разводного пролета. В 1865 году по проекту инженера Михайлова деревянный разводной пролёт заменён постоянным кирпичным сводом, а надмостные гранитные башни разобраны. По конструкции мост стал трёхпролётным, с каменными сводчатыми пролётными строениями, отверстия в свету которых по продольной оси составляли 13,9; 9,17 и 14 м. Боковые пролёты перекрывались гранитными сводами коробового очертания со стрелой подъёма в свету 2,35 м. Толщина сводов в замке равнялась 85 см, в пятах она колебалась от 95 до 120 см. Средний пролёт, очерченный по дуге круга, был выложен из кирпича с гранитной облицовкой; его стрела подъёма равнялась 1,52 м. Береговые устои и речные опоры также были каменными, облицованными гранитом. Перильные ограждения были металлическими и представляли собой обычные прямые стержни, между которыми вверху и внизу были вставлены небольшие кольца. Продольная ось моста составляла направлением граней опор угол 67° 15’.

К концу 1930-х годов возникла необходимость перестройки моста, так как его ширина, не достигавшая 16,5 м, ограничивала движение по Международному проспекту шириной 30,6 м. Кроме того, в кирпичных сводах центрального пролета наблюдалось проседание с раскрытием швов до 25 мм. В 1937 году проектный сектор Конторы по эксплуатации мостов и набережных начал разработку проекта нового моста. Авторами стали инженер В. В. Демченко и архитектор Л. А. Носков . В 1939 году мост был открыт для движения.

Конструкция

Мост трёхпролётный, со сплошными двухшарнирными сводами параболического очертания. Снаружи пролётное строение и опоры облицованы гранитными плитами. Продольная ось моста составляет с направлением граней опор угол 60°. Пролётная формула моста: 14,4+18+14,4 м. Ширина моста между перилами равна 30,88 м, ширина проезжей части - 24,6 м, тротуаров - по 3 м. Речные опоры и береговые устои железобетонные, на деревянных свайных основаниях. Под ними забито 1600 деревянных свай, длиной 11 м. Покрытие тротуаров - гранитные плиты, проезжей части - асфальтобетон. Первоначально под верховым тротуаром был проложен газопровод ленинградской газовой сети. В 1950 году из-за утечки газа произошёл взрыв, разрушивший часть гранитных плит тротуара. Оставшуюся часть трубы заглушили и засыпали песком. После этого случая было принято решение о заглушке газопроводов на других мостах города - Ново-Петергофском , Комсомольском и других. В качестве перильных ограждений установлены сплошные гранитные парапеты. На устоях установлены гранитные обелиски с круглыми стеклянными фонарями на кронштейнах.

Обуховский мост, один из старейших мостовых строений Петербурга, перекинут через Фонтанку, и располагается в створе Московского проспекта. Если идти от моста в сторону центра города, то можно выйти на Садовую улицу и Сенную площадь. Следуя же в обратном направлении, попадаешь к станции метро «Технологический институт» и Загородному проспекту.

Своим названием Обуховский мост обязан фамилии «посадского человека» Обухова, в 1717 году выстроившего здесь первую переправу - деревянный балочный мост. У этого деревянного строения посредине имелась поперечная щель, шириной в семьдесят сантиметров, предназначавшаяся для прохода мачтовых судов. С целью безопасного движения, на дневное время суток это отверстие закладывали досками.

В 1738 году Обуховский мост подвергся перестройке, и вместе с тем - переименованию, после которого он стал называться Саарским, исходя из близлежащей дороги, ведущей на Саарскую мызу, известной в наше время как Царское село. Однако название это не прижилось, и мост вновь стал носить фамилию подрядчика строительных работ Обухова, сохраняя память о нем, и по сей день. Более того, от Обуховского моста произошли и другие Петербургские названия, как, например, Обуховская площадь, расположенная на Московском проспекте у Фонтанки, или же Обуховский проспект, который в 19 веке занимал часть современного Московского проспекта, от Сенной площади и до Фонтанки.

В 1785-1786 годах это мостовое строение было снова перестроено. Теперь уже строительство Обуховского моста производилось по типовому проекту, по которому были выстроены семь постоянных мостов через Фонтанку, таких как Чернышев мост, Старо-Калинкин и другие. К слову сказать, только этим двум упомянутым мостам, удалось сохраниться до наших дней в первоначальном своем виде, не претерпев за годы эксплуатации каких-либо значительных изменений.

1865 год принес Обуховскому мосту очередную реконструкцию, выполненную по проекту инженера Михайлова. Тогда был заменен его разводной пролет постоянным кирпичным сводом, а надмостные башни демонтированы. В таком, относительно скудном архитектурном виде, мост просуществовал более 70-ти лет, пока в 1939 году не произошла очередная замена конструкции этого сооружения. В ходе этой перестройки, проект которой был разработан инженером В. В. Демченко и архитектором Л. А. Носковым, Обуховский мост стал трехпролетным железобетонным сооружением, имеющим сплошные эллиптические своды и гранитную облицовку фасадов. Такое оперативное и кардинальное вмешательство было вызвано тем, что с шириною всего в 16,5 метров, мост стал сильно ограничивать пропускную способность Московского проспекта, ширина которого была вдвое больше, и достигала практически 31-го метра. После реконструкции ширина Обуховского моста сравнялась с шириной проспекта, в створе которого он расположен, и стала так же 31 метр, при длине сооружения в 67 метров. Въезды на мост украсили установленными гранитными обелисками с фонарями и гранитными парапетами, которые придали мосту визуальную тяжеловесность. Примечательно, что по продольной оси Обуховского моста грани его опор направлены под углом в 60 градусов, так как Фонтанка, через которую он построен, так же пересекает Московский проспект с угловым наклоном.

Текст подготовила Анжелика Лихачева