Виляновский дворец — маленький Версаль в Варшаве. Как доехать до дворца и парка Королевские Лазенки

В 1677 году польский король Ян Собеский решил построить загородный дворец. Архитектором он выбрал Августина Лоцци. Пять лет строительства и разбивки парка. Король самолично сажал тополя. Датой создания комплекса Вилянув считается 1682 год.

Это очень красивое место.
Сам дворец, построенный по схеме курдотёр (центральный почётный двор между главным входом и двумя крыльями здания), окружает великолепный парк. Архитектура стиля барокко.

Дворец Вилянув после смерти своего создателя много раз переходил в собственность разных семей. В 1720 году к Елизавете Сенявской. Она нанимает архитекторов и достраивает здание. Скульпторы Компаретти, Ф. Фумо и Плерш по её заказу украшают здание сложнейшим декором.

Кроме Елизаветы, хозяевами дворца Вилянув в Варшаве были: король Август II, потом семья Чарторыжских. От них здание переходит к роду Любомирских. Отметились в Вилянуве и князья Потоцкие. Все эти владельцы добавляли новые постройки и интерьеры. Комплекс уникален своей связью с разными временами и известными личностями.

Удивительно то, что за время с 1720 по 1970 годы общая композиция дворцово-паркового комплекса Вилянув всеми достройками и переделками не была затронута. Сохранилось большинство зданий. Менялись только отдельные узлы и рисунки.

Снаружи Вилянув украшен бюстами, пилястрами, лепниной и колоннами. Лепнина и бюсты изготовлены скульптором Шванером. Внутри живописные плафоны Шимигиновского и скульптуры Шлютера. Огромные окна до пола дают иллюзию открытого пространства, которую дополняет конный памятник основателю замка внутри помещения. По внутренним помещениям можно гулять, как по парку, любуясь коллекциями скульптур, расписными изразцами, инкрустированной мебелью, фресками…

Но и парк стоит отдельного восторга. Он выполнен во французском стиле и органично продолжает дворец. Безукоризненные формы, строгость разбивки выигрышнее всего смотрятся со второго этажа. Прогуляться по парку тоже очень приятно, тут можно отдохнуть от суеты дел Варшавы.

Вторая мировая сильно навредила этому архитектурному шедевру. Но после окончания войны, Вилянув под надзором архитектора Герарда Циолека был полностью восстановлен.

Дворец Вилянув находится в юго-восточном предместье Варшавы и окружён прекрасными естественными пейзажами. И пусть это не центр, но здесь всегда много гостей. Дворец сравнивают с Версалем.

Сюда очень хорошо приезжать семьёй. Остановиться можно в TWW Mokotow – Apartments или EURO DOM RESIDENCE WARSZAWA. Рядом и Hotel Wilanów Warszawa by DeSilva, с которым поделился именем сам дворец, а в центр несложно добраться на общественном транспорте.



Как добраться

На автобусах 116 и 180 от Королевской площади Варшавы или от Площади трех крестов на этих же автобусах (от Трех крестов - 17 остановок, правда, по нашим меркам - коротких). Билет у водителя стоит 2,80 злотых (около 27 рублей). Зимой вход в парк бесплатный, в теплое время года - 5 злотых, по четвергам бесплатно. Автобусы проходят мимо парка Лазенки, можно на обратном пути выйти и посмотреть и этот дворцовый комплекс.

Приехав в Виллянув (это конечная, тут автобусы разворачиваются), не пугайтесь - прямо у остановки кладбище. Вам нужно перейти дорогу, ориентируясь на костел святой Анны, вход в парк расположен сразу за ним.

История

Дворцово-парковый ансамбль Вилянув живописно расположен на юге Варшавы, на территории прежней деревни Миляново. Дворец построен в 17 веке как летняя резиденция короля Яна III Собеского и первоначально назывался «Villa Nova». Дворец строился этапами. Вначале (в 1677-1979 годах) была построена одноэтажная усадьба с четырьмя угловыми эркерами. Затем были достроены бельэтаж и две галереи, завершенные башнями, и последним добавлен этаж над центральной частью и богатый декор, что придало всему зданию барочный характер. Строительство было завершено в 1696 году.

Вилянув, по замыслу его создателей, призван был славить короля Яна III Собеского. Скульптурное оформление связано с королевской персоной. Античные фигуры символизируют достоинства короля, представленные эпизоды победных битв воспевают его мужество и разгром турецкой армии под Веной. Часть декора посвящена королевской супруге Марии Собеской – Марысеньке. Статуи греческих богинь отражают ее добродетели: мудрость, красоту, верность и плодовитость. Король Ян III Собеский не любил пребывать в шумной Варшаве, ему нравилась сельская жизнь среди природы.

В конце войны немцы заняли дворец под казармы и госпиталь. Они разорили здание, парк, скульптуры, Отступая, оккупанты вывезли большинство ценностей. После освобождения государство национализировало владения, и ныне здесь находится филиал Национального музея. Значительную часть собраний удалось вернуть обратно. Летом по воскресеньям на террасе дворца устраиваются концерты. (c) http://www.gardener.ru/page_1174.html

На территории парка расположены также костел св. Анны (1772 год) и неоготический мавзолей Александры и Станислава Потоцких.

Мавзолей

Вход в парк

По зимнему времени смотреть в парке особо нечего, если бы мне пришлось за это заплатить, то я бы на поляков обиделась)) а так мы славно погуляли по морозцу.

отметка наводнений

небольшой водопадик, не промерзший даже при -10 - под корочкой течет вода

Вилянувский дворец - настоящий шедевр барокко, построенный в 1677-1698 годах Августином Лоцци для короля Яна III Собеского. Расположен на юго-востоке Варшавы в районе Вилянув.

Как создавалась роскошная резиденция

Ян III Собеский приобрел поместье в Вилянове. Современники считали, что уплаченная цена завышена, потому что поместье находилось в жалком состоянии. Король, несмотря на это, именно там представлял свою будущую резиденцию.

Главным строителем был назначен инженер-любитель Августин Лоцци. Сначала было построено небольшое одноэтажное здание. Спустя четыре года было решено превратить скромную усадьбу правителя в представительную резиденцию, для чего в Вилянув пригласили выдающихся архитекторов Франции и Италии.

Микеланджело Паллони украшал потолки и стены. Со всей Польши съезжались ремесленники. Специальные агенты по всему миру искали произведения искусства. Множество ценных предметов преподнесли послы и дипломаты. Поместье стало настоящей достопримечательностью Польши и гордостью короля.

Судьба Вилянувского дворца после смерти короля

В июне 1696 года, после смерти Яна III Собеского, дворец унаследовали юные королевичи Константин и Александр, но из-за финансовых проблем поместье перешло во владение вдовы великого гетмана, Эльжбете Синявской.

В 1733 году Вилянувский дворец разрушили русские войска, которые бесцеремонно ограбили его интерьеры. В этом плачевном состоянии дворец достался Станиславу Костке Потоцкому. Граф открыл резиденцию короля для свободного посещения, восстановил прежнюю роскошь дворца, посвятил памяти Яна III Собеского некоторые комнаты. Интерьеры пополнились произведениями искусства Рембрандта, Рубенса, Ван Дейка и Веласкеса.

В ходе Первой мировой войны здесь был устроен штаб и военный госпиталь. Немецкие оккупанты приступили к грабежу и разрушению польского национального достояния. Немцы обмазывали маргарином табуреты XVIII-го века, укрывались гобеленами эпохи рококо, на позолоченные столы разливали суп. К 1945 году осталось лишь пятая часть оформления интерьеров.

Дворец после освобождения Варшавы перешел к государству. Началась реставрация разрушенного здания.

Дворец-музей в Вилянуве

Лишь в 1962 году первые посетители смогли посетить дворцовые комнаты. Сейчас это одна из самых замечательных культурных и туристических достопримечательностей Варшавы.

Экскурсионные группы бронируют билеты, как минимум, за один месяц до посещения. Потому есть смысл заранее забронировать и гостиницу в Варшаве . Во дворце Вилянуве для туристов и жителей Польши можно организовать элегантный прием, концерт или симпозиум. Для этой цели предлагаются Белый зал и апартаменты супруги маршала Изабеллы Любомирской, расположенные в южном крыле дворца.

Информация для посетителей

Адрес: Stanisława Kostki Potockiego 10/16, 02-958 Варшава.

Как добраться: автобусы, которые курсируют в Вилянувский дворец и парк - № 116, 130, 131, 139, 163, 164, 180, 200, 251, 264, 317, 339, 379, 519, 710, 724, 725, E-2.

График работы

Вилянувский дворец вне туристического сезона открыт с 1 января по 13 апреля и с 15 октября по 14 декабря:

  • ежедневно, кроме вторника - 9:30 - 16:00;
  • с 17 декабря по 11 января - Вилянувский дворец закрыт.
  • понедельник, среда, суббота и воскресенье - 9:30 - 18:00;
  • вторник, четверг и пятница - 9:30 - 16:00.

*Кассы прекращают продажу билетов за час до закрытия.

Сады открыты для посетителей круглый год, ежедневно в 9:00, а часы закрытия зависят от сезона. Также во время сильных ветров парк временно закрывается для безопасности туристов.

  • сентябрь - 9:00 - 19:00;
  • 13-31 октября - 9:00 - 17:00;
  • 1 ноября - 25 февраля - 9:00 - 16:00;
  • 26 февраля - 24 марта; 1-12 октября - 9:00 - 18:00;
  • 25 марта - 30 апреля - 9:00 - 20:00;
  • май и август - 9:00 - 21:00;
  • июнь, июль - 9:00 - 22:00.

Стоимость билета

Постоянная выставка во дворце и доступ в парк - 20 PLN (4,70 €), для льготников - 15 PLN (3,50 €);

Вход только в парк - 5 PLN (1,20 €), для льготников - 3 PLN (0,70 €).

Актуальные цены на билеты можно посмотреть на официальном сайте дворца Вилянув .

Продолжая осмотр дворцов Варшавы, можно отправиться в более новое здание - Дворец Сташица , который был построен в 1820-1823 годах. Ныне передан Польской академии наук.

В Варшаве есть много интересных мест, и одно из них — дворец в Вилянуве . Когда-то он располагался на краю Варшавы, но сейчас город сильно вырос и добраться до него не составляет труда. От Старого города примерно десять километров. Конечно, лучше и быстрее всего туда добраться можно на автобусе № 116 или 180 до конечной остановки Wilanow.

Я приехал туда рано утром и провёл там целый день, до заката солнца. Я просто бродил по тропинкам парка, наблюдал за утками, которые живут в пруду и озере на парковой территории и, конечно, фотографировал сам дворец. Погода была настолько замечательная, что я даже не зашёл внутрь дворца, о чём сейчас немного жалею.

Это вход на территорию парка и дворца. Его охраняют охранники, которые, несмотря на добродушность, всё равно не дали мне разрешения аккуратненько забраться на травку, чтобы пофотографировать цветы.

Вилянувский дворец был построен в конце семнадцатого века как загородная резиденция короля Яна Собеского . Этот король заключил "вечный мир" с Россией в семнадцатом веке.

Галерея увита лианами винограда с листьями красного цвета. Для меня их цвет очень необычен!

Недалеко от входа расположен красивый фонтан.

Этот дворец построен как символ любви между королём и его женой Марией Казимирой Луизе де Гранж д’Аркьен , которая принесла ему четырнадцать детей.

А познакомились они незадолго до её свадьбы с князем Яном Замойским. Тот был бабником и кутилой, и такой образ жизни принёс ему смерть от сифилиса. Марысенька же все шесть лет замужества переписывалась с королём Яном Собеским, и в конце концов они, как в сказке, поженились после смерти князя. Свадьба произошла тайно, но всё тайное становится явным. Негоже королю скрывать своё семейное положение. Пошли слухи, и вот они идут к алтарю официально. Ян решил сделать своей молодой жене королевский подарок и построить большой особняк в красивом месте.

Марысенька была француженкой, и для здания был выбран стиль барокко, модный в то время.

Архитектором назначили итальянского мастера Августина Лоцци. Здание было построено, но из любовного гнёздышка его решили перестроить во дворец-резиденцию, служащий для приёмов, и со всех сторон потекли архитекторы, скульпторы и художники, которые превратили Вилянувский дворец в настоящий шедевр барокко.

Дворцовый розарий, полон цветов и статуй.

Приятно прогуливаться по двухуровневому барочному саду, украшенному пирамидальными кустиками и множеством цветов. Ян Собеский лично ухаживал за садом и неплохо разбирался в искусстве садовничества.

Я планировал провести здесь весь день и никуда не спешил. Поэтому решил понаблюдать за жизнью насекомых.

В итальянском саду множество античных статуй, а некоторые фигуры символизируют районы Польши. Некоторые статуи привезены из музея Биркенау.

Аккуратно подстриженные клумбы создают на земле настоящие лабиринты из узоров.

А вокруг дворца множество тенистых аллей, ведущих к воде.

На территории парка расположен Вилянувский пруд. Здесь тишина и спокойствие. Только ветер шумит в кронах.

Для усталых туристов по периметру стоит множество белых лавочек. Берега пруда укреплены брёвнами, на которых уткам очень удобно сидеть.

Птицы подпускают довольно близко, но предупредительно покрякивают, когда к ним приближаешься.

В итоге не выдерживают и спускаются на воду. Там безопаснее.

На противоположной стороне озера находится ландшафтный парк Морисин. Там я не побывал, но видел, как люди жарили шашлыки на привезённом мангале — отличное место для пикника с видом на королевский парк.

На поверхности озера плавают листья — это розовые водяные лилии, символизирующие любовь короля. Он прожил с Марией в браке тридцать лет. Жаль самих цветов я не увидел.

Вдали видна электростанция ТЭЦ "Секирки". Построена в середина двадцатого века, работает в основном на угле. Эти трубы вдали — единственное, что напоминает о близости города.

В озере множество рыбы. Конечно, она совсем мелкая, но обязательно вырастет)

Здание оранжереи и прудик с фонтаном рядом — здесь проходит выставка изделий прикладного искусства, где выставляются богато украшенные вещи ручной работы из фарфора, керамики и других материалов. Немного странно, что нет никаких статуй.

Погода после обеда немного испортилась: набежали тучи и пруд стал почти черным. Это тоже Вилянувское озеро и Английский сад вокруг.

"Есть в графском парке черный пруд..."

Старинные ступени покрыты мхом. Тяжесть веков явственно отпечаталась на них.

Китайская беседка, которую построили для графа Станислава Костки Потоцкого .

Ей тут самое место, отлично вписана в ландшафт.

А рядом с Китайской беседкой самое место утке-мандаринке.

Вдали виднеется Римский мост.

Прямо рядом с парком располагаются частные дома. Великолепное соседство.

Приятно, наверное, кататься по этим местам на собственной лодочке.

Если пройти по Римскому мосту, то можно выйти на полуостров, окружённый озером.

На нём располагается памятник Рашинской битве 1809 года. "Рашинская битва — сражение между войсками Австрийской империи и армией герцогства Варшавского под командованием Юзефа Понятовского 19 апреля 1809 года." Ссылка на Википедию.

На кустах возле тропинки множество ягод — они просто пылают.

Хорошо тут, тихо и спокойно. Поют птицы в ветвях, и шума города совсем не слышно. Я даже сделал автопортрет на этой лавочке. Как-нибудь покажу)

Огромное дерево, которому множество лет. Возможно, сам король помогал ему расти?

Насосная станция больше похожа на маленький замок.

А рядом можно арендовать лодку. И самостоятельно покататься по озеру.

Знаете как называется эта площадка? Курдонёр , или "почётный двор". Такие дворы часто стали строить во времена "барокко".

За века дворец много раз достраивали и перестраивали. Им владели многие члены королевских семей. В начале девятнадцатого века резиденция королевской семьи стала музеем и каждый простой человек смог там побывать и прогуляться по саду и парку.

Во время Первой мировой войны здание дворца служило военным госпиталем. Также там располагался штаб.

Вторая Мировая война принесла много несчастья в страну, дворец разграбили, а интерьеры были безжалостно уничтожены. Но большая часть коллекции вернулась на законное место после Победы над фашистами.

Почти двадцать лет потребовалось для восстановления дворца и парковой территории. Но теперь каждый может полюбоваться этим архитектурным шедевром и по праву настоящей гордостью поляков.

Солнце село, и включилась архитектурная подсветка.

А парк совсем опустел. В тёмных аллеях летают летучие мыши.

А по ночам включается оросительная система.

Ведущие во дворец ворота в неоготическом стиле.

Мавзолей святых Станислава Костки и Александры Потоцких. За деревьями виден купол костела Святой Анны. Они похоронены на Вилянувском кладбище, а это скорее памятник родителям, который установил их сын.

Ночная улочка неподалёку от входа.

День прошёл замечательно, и я рад, что провёл его здесь. Отличное, тихое место, позволяющее отдохнуть от шума улиц.

Источники некоторых исторических фактов — "

А история создания этого архитектурного шедевра, построенного в 1677—1698гг. достаточно интересна.

Ян III Собеский и красавица Мария Казимира познакомились случайно на балу и эта первая встреча стала решающей не только в их личной жизни, но и в ходе истории.

Юной француженке было всего 17 наследнику престола — 27. Через два месяца после их встречи Марысенька вышла замуж за другого — князя Яна Замойского. Ее муж был пьяницей и бездельником, однако имел два значительных преимущества — бесстрашие в бою и миллионное состояние в стране. Его он щедро тратил на женщин и пиры. Жене приходилось терпеть измены мужа и его постоянное отсутствие.

Статный сосед Ян Собеский время от времени разделял одиночество Марии Казимиры, отправляя письмо за письмом. Просьба Марысеньки сжигать ее письма после прочтения, Ян игнорировал. В 1661 году, во время очередной встречи, пара обменялась кольцами.

Между тем, спустя 6 лет муж Марии умирает от сифилиса. Теперь влюбленным ничто не мешает пожениться. Поженились они тайно, однако это вызвало скандал среди польской шляхты, и пара вдруг идет к алтарю уже публично, несмотря на все сплетни.

Для жены Марии Казимиры Де Ла Гранж король Речи Посполитой, на берегу Вислы строит загородный дворец — Вилянув , окруженный парком, водными каналами и розарием. Любовное гнездышко решили строить во французском стиле. Сейчас это один из самых ценных образцов архитектуры барокко в .
Главным строителем был назначен инженер-любитель Александр Лоцци. Сначала построили небольшое одноэтажное здание. Через четыре года решено было превратить скромную усадьбу правителя в представительскую резиденцию, для чего в Вилянув пригласили выдающихся архитекторов из Франции и Италии. Микеланджело Паллони украшал потолки и стены. Со всей Польши приезжали ремесленники и привозили свои изделия, а специальные агенты по всему миру искали произведения искусства, которые до сих пор украшают имение. Множество ценных подарков преподнесли послы и дипломаты. Замок стал настоящей гордостью короля.На аллегорических картинах, которые находятся на потолке в одной из галерей, можно прочитать историю любви Яна III Собеского и его жены Марысеньки. Скульптурное оформление дворца превозносит мужество своего хозяина и красоту хозяйки. Античные фигуры символизируют отвагу короля, непобедимость, ведь здесь показаны эпизоды выигранных битв, в частности разгром турецкой армии под . Другая часть декора посвящена королевской жене. Статуи греческих богинь отражают ее мудрость, обаяние, верность, материнство.Мария с Яном прожили в счастливом браке почти 30 лет, родив 14 детей. Легенды и предания об их любви захватывают всех романтиков до сих пор.
Каждый новый хозяин переделывал дизайн и сады дворца на свой вкус. По инициативе Изабеллы Любомирской на территории ансамбля были возведены два боковых крыла, кухонный и ванный корпус.

В 18 веке он и перешел в руки Станислава Потоцкого. Граф открыл резиденцию короля для свободного посещения, восстановил роскошное убранство дворца, посвятил памяти Яна III Собеского некоторые комнаты. Интерьеры пополнились работами Рембрандта, Рубенса, Ван Дайка и Веласкеса. Семья Потоцких перестроила придворную церковь Святой Анны и построила рядом с дворцом фамильную усыпальницу.

Во время Первой мировой войны в Вилянуве находился штаб и военный госпиталь. Во время Второй мировой войны немецкие оккупанты грабили и уничтожали польское национальное достояние. Немцы мазали маргарином табуреты XVIII-го века, прикрывались от выстрелов гобеленами эпохи рококо, на позолоченных столах бросали еду. До 1945 года уцелела лишь пятая часть оформления интерьера.
Вилянувский дворец после освобождения Варшавы перешел в государственную собственность. Началась реставрация разрушенного здания. Только в 1962 году первые посетители смогли посетить комнаты дворца. Сейчас это одна из самых замечательных культурных и туристических достопримечательностей Варшавы. Во дворце можно увидеть оригинальную мебель, фрески, портреты и скульптуры, которые были приобретены еще при Яна III Собеского.
Летом на террасе дворца устраивают концерты. Прогуливаясь зелеными аллеями, можно увидеть и другие сооружения, например, Китайский павильон или оранжерею. В оранжерее работает выставка изделий прикладного искусства, где можно увидеть ценные образцы европейской керамики, фарфора, стекла, мебели, столовое серебро и другие вещи ручной работы.

Главная задача выставки — продемонстрировать уникальные образцы декоративно-прикладного искусства, принадлежащих коллекциям дворца, и познакомить туристов со вкусами и предпочтениями бывших владельцев Вилянува. Также гости могут увидеть воочию предметы быта, которыми хозяева пользовались ежедневно.

На территории 45-гектарного парка находятся сады в разных стилях: двухуровневый барочный сад, итальянский сад, английский ландшафтный сад и англо-китайский ландшафтный сад.

Началось их создание во времена Яна III Собеского, параллельно со строительством дворца. Природные возможности места соответствовали всем требованиям, чтобы воспроизвести здесь барочный сад. Террасное размещения пространства и наличие системы водоснабжения обеспечивают интересную перспективу осмотра и связывают сад с окружающим ландшафтом. Во время своего правления Ян III лично ухаживал за декоративными растениями и деревьями, любил любоваться их красотой.


К этой эпохе относятся создание и итальянских садов, находящихся на террасе сверху и снизу между дворцом и озером Вилянув. Украшенные партеры на верхней террасе является композиционным продолжением королевских апартаментов.

Уже после Второй мировой войны в Вилянув привезли скульптуры XVIII века из музея Биркенау, что в Силезии, которые заменили утраченные фигуры времен Яна III.


В конце XVIII века создан англо-китайский сад, расположившийся южнее дворца. Сад отходит далеко от геометрии барокко, создана впечатляющая ось осмотра, где единичные деревья контрастируют с открытым пространством. В англо-китайском саду можно увидеть ценные образцы монументальных деревьев (дуб, гинкго билоба), искусственное озеро (создано еще до Яна III Собеского), а также более поздние (с начала XIX века) здания.
Именно Станислав Потоцкий создал на берегу озера Вилянув, с северной стороны, английский сад, который мягко наклоняется к воде. В нем находятся парковые здания — Китайская беседка и насосная станция. Оси объединяют отдельные элементы сада. Одна из самых красивых связывает китайскую беседку с римским мостом, ведущим на остров. На острове стоит памятник в честь битвы под Рашином в 1809 году. На противоположной стороне озера Станистлав создал другой ландшафтный парк — Морисин. Сегодня это природный заповедник, где обитают редкие животные и находятся ценные реликты ландшафтной композиции XIX века. Лучшее, что сохранилось с этого периода это неоготические ворота, расположенные на оси резиденции Вилянув.
Кроме, красивых садов и дворца, можно посетить выставки в галерее современной скульптуры, которые находятся в здании бывшей оранжереи, и Музей плаката.