Почему египетские пирамиды считаются чудом света. Первое чудо света: египетские пирамиды

Причем является единственным, сохранившимся до наших дней. Про это уникальное сооружение написано очень много фактов, и вы все их можете прочитать в Википедии. Мы же хотим обозначить общие понятия пирамиды, и интересные факты про нее.

Прежде всего, следует знать, что она является самой крупной пирамидой в Египте. Раньше ее высота была около 146 метров, а сегодня приблизительно 138 м. Дата начала постройки относится где-то к 2600 г. до н.э., хотя это неточно, и оспаривается многими ученными.

Пирамида Хеопса – первое чудо света

На сегодняшний день эта потрясающая постройка удивляет своими размерами и невероятной точностью инженерных расчетов. Такое впечатление, что древние египтяне великолепно знали принцип золотого сечения, владели тайной числа Пи и прочими научными знаниями, которые были открыты гораздо позднее.

Существует предположение, что эти каменные гиганты являются космическими обсерваториями. Ведь форма расположения пирамид в точности повторяет контуры «Орион».

Другие считают, что раньше эти строения исполняли роль мощнейших генераторов энергии. Первоначально они были покрыты известняком, и сияли на как сверхъестественные маяки.


Фрагменты облицовки, которой вначале пирамида была покрыта полностью

Внутри первого чуда света, — пирамиды Хеопса , вы обнаружите три камеры: подземную, «Камеру царицы» и «Камеру фараона». Попасть же внутрь искусственной горы можно через естественный вход, находящийся на высоте около 15 метров (где-то как 5-этажный дом) или через искусственный, который был пробит в 820 году.

Если вы хоть раз бывали на плато Гиза и видели описанные факты своими глазами, то вряд ли вы скоро забудете уникальное чудо света – пирамиду Хеопса.


Пирамида Хеопса в разрезе

У нас на сайте вы сможете найти еще одну интересную статью о том, каким образом была вскрыта самая большая египетская пирамида. Надо сказать, что многие тайны становятся понятными только при ближайшем рассмотрении.

Египетские пирамиды – самые знаменитые сооружения на Земле. И самые древние, ведь им уже пять тысяч лет! Наверное, невозможно найти человека, который о них не слышал. Разве что где-нибудь в джунглях Полинезии можно встретить людей, столь сильно оторванных от цивилизации. Однако рассказать о них что-нибудь могут очень немногие.

Эти гигантские усыпальницы четвертой династии фараонов стоят на окраине Каира как будто специально для того, чтобы туристам было удобно ездить к ним на такси. Но это, конечно же, не так. За пять тысяч лет столица Египта переезжала из города в город много-много раз, тогда как пирамиды всегда оставались на одном месте - в низовьях Нила, где пересекаются дороги, уходящие в Азию и Европу. Так что правильнее сказать, что к ним вернулась столица.

Очень-очень долго египетские пирамиды были самыми высокими строениями на Земле. Лишь в конце девятнадцатого века, когда в Париже построили Эйфелеву башню, та обогнала пирамиду Хеопса по высоте. И все равно это осталось формальной игрой цифр – слишком уж они не похожи друг на друга.

А если попробовать представить себе вес пирамиды - а весит она больше шести миллионов тонн, то это вполне соизмеримо с весом всех зданий Москвы в пределах Садового кольца. Получается, что в одной пирамиде спрятан целый город.

Но больше всего поражает то, что все это построено вручную, без механизмов. Лишь деревянные клинья да кувалды помогали людям вырубать огромные глыбы из известняка, а перетаскивали их на место с помощью канатов из папируса. Пирамиду строили двадцать лет, и каждые три месяца на стройку приходило сто тысяч рабочих. Сколько из них доживало до конца этого срока, история умалчивает. Скорее всего, их было не так уж много.

Почему же люди строили столь грандиозные сооружения, требовавших таких огромных усилий и жертв? Современному человеку очень сложно это понять, хотя загадка эта не столь и сложна.

В древние времена цари считались прямыми потомками богов, а значит – их слово было законом для всех. Поэтому правитель, как в известной сказке, вполне мог приказать своему подданному: «Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что».

Денег у него было достаточно, ведь ему несли дань и покоренные народы, и собственный народ. Пожалуй даже, правильнее сказать, что у него было много лишних денег, потому что проесть – пропить излишки он уже не мог, а мысль раздать их нуждающимся ему в голову просто не приходила. Не было в истории таких случаев.

И чтобы всем показать свое величие, приказывал правитель архитектору: «Построй такое, чего еще не было нигде в мире, столь грандиозное, чтобы возрадовались боги. И пусть эта постройка достанет до неба!» Такое задание было сложным, но не казалось невозможным. Ведь в древние времена люди были уверены, что небо твердое и находится совсем невысоко.

Мало того, на нем, как на помосте, сидят боги и смотрят на них сверху, поэтому если подняться к ним поближе, они человека обязательно увидят и услышат.

Великий архитектор древнего мира Имхотеп стал именно тем, кто смог придумать, как выполнить такое задание фараона. Он предложил построить из камня многоэтажную пирамиду, где каждый следующий этаж будет меньше предыдущего.

До этого в Египте не использовали камень для строительства, дома строили из дерева и тростника, обмазывая их глиной, а для дворцов и усыпальниц использовали необожженный кирпич. И форму все строения имели прямоугольную, как спичечный коробок. Имхотеп же предложил поставить такие «спичечные коробки» друг на друга, постепенно уменьшая их к вершине.

Но вот что интересно: такая форма оказалась вовсе не уникальной для древнего мира. Примерно в то же самое время в соседнем государстве - в Месопотамии – строили огромные зиккураты. Так называли многоэтажные пирамиды из глиняного кирпича, на вершине которых ставили храм. Наверное, надеялись, что так бог будет лучше слышать обращенные к нему просьбы.

А еще замечательнее, что очень похожие пирамиды из камня с храмами на вершине строили и на другом конце Земли, в Америке. И если Египет и Мессопотамия еще могут поспорить о том, кто первый придумал пирамиду, то американцы почти наверняка придумали ее сами.

Ну а в Египте, где народом правил живой Бог, не было нужды возводить на вершине храм. Сами пирамиды всем своим видом внушали благоговение перед фараоном, тем более, что во времена Геродота они были ослепительно белыми и абсолютно гладкими.

Лишь значительно позднее, в начале четырнадцатого века в тех местах произошло сильное землетрясение, и белая облицовка осыпалась. На стенках пирамид появились уступы, по которым сегодня вполне успешно забираются туристы, вовсе не испытывающие возвышенных чувств к давно исчезнувшим фараонам.

Семь чудес света - эти слова прочно вошли в обиход повседневной жизни. Их употребляют, когда хотят подчеркнуть выдающиеся достоинства либо произведения искусства, либо грандиозного сооружения, либо научного открытия.Но почему чудес именно семь? Случайно ли выбрано это число? Число "семь" почиталось уже с глубокой древности. С тех пор, как в основу календаря был положен лунный месяц. В течение лунного месяца 28 дней. За этот срок Луна прибывает и убывает, проходя 4 фазы (четверть Луны, половина, полная Луна, новолуние). Эти фазы Луны сменяются через каждые семь дней. Семь небесных светил, включая Солнце и Луну, были связаны с определенными небесными божествами древних вавилонян. В их честь в Вавилоне была сооружена семиярусная башня. Те же вавилоняне считали, что умерший человек проходит через 7 ворот в царстве мертвых. Древние греки также придавали большое значение числу 7. В легендах о Минотавре афиняне обязаны были приносить в жертву 7 юношей и 7 девушек. Семь - это священное число Аполлона. Мудрецов, которых греки почитали, тоже было 7. С числом 7 древние греки связывали представление о чем-то законченном и совершенном.Чаще других к числу семи чудес света древние авторы относили:

  • (Египет)
  • (г. Вавилон)
  • (г. Эфес)
  • (г. Олимпия)
  • (г. Геликарнас)
  • (о. Родос)
  • (г. Александрия)
  • Семью чудесами света считаются творения, которые своими техническим или художественным совершенством вызывали восхищение людей прошлых веков. В энциклопедиях указано, что впервые чудеса света, ограничив семью, классифицировал и описал Филон.

    (2550 г. до н. э.)
    Всем известно, как много интересных, порою поразительных научных открытии сделали учёные на древней египетской земле. Массу чудесных находок дали ее гробницы и храмы. Но самым большим чудом Египта, поражавшим людей ещё в древности, были пирамиды - эти удивительные искусственные горы - гробницы древних египетских царей. Путешественникам, плывшим по жёлтым водам Нила, всегда бросалась в глаза резкая грань там, где Нильскую долину с её зелеными полями и финиковыми рощами сменяют горячие пески мёртвой Ливийской пустыни.
    Ещё дальше на западе видны удивительные горы. Они правильной формы и тянутся на десятки километров - от современного города Каира до Фаюмского оазиса.
    Это - египетские пирамиды . Они словно вырастают из песков пустыни - колоссальные, величественные, подавляющие человека необычайными размерами и строгостью очертаний. Стоя у подножия пирамиды, трудно себе представить, что эти огромные каменные горы созданы руками людей. А между тем они были действительно сложены из отдельных каменных глыб, как в наше время дети складывают пирамиды из кубиков. Тысячи рук рабов и подвластных фараону египтян были заняты тяжёлым и бесполезным трудом - созданием огромной каменной горы, которая должна была скрыть в своих недрах мертвое тело египетского царя. Созданием вечной усыпальницы фараон обеспечивал своему бессмертному духу вечное жилище.
    Первым из египетских царей, воздвигнувшим над своей гробницей пирамиду, был фараон Джосер. Эта самая древняя пирамида Египта состоит из шести огромных ступеней. До постройки первой пирамиды в Египте воздвигались гробницы с массивной прямоугольной надземной частью, сложенной из камня. По форме они напоминают арабские скамейки - мастабы - и под этим названием и вошли в науку. Пирамида Джосера по существу представляла собой шесть таких мастаб, поставленных одна на другую, уменьшавшихся кверху. Создание первого в мире каменного сооружения таких значительных размеров (высота около 60 м) приписывается Имхотепу - замечательному учёному-медику, математику и архитектору, бывшему визирем царя Джосера. Слава Имхотепа была столь велика, что уже через несколько столетий его имя было окружено легендами. От более позднего времени сохранились статуэтки, изображающие этого замечательного зодчего. По-видимому, сам фараон Джосер был настолько доволен построенной Имхотепом небывалой ещё усыпальницей, что разрешил высечь имя архитектора на цоколе своей статуи - честь, совершенно неслыханная в древнем Египте. При раскопках заупокойного храма, находившегося возле пирамиды Джосера, учёные нашли обломки нескольких статуй фараона и среди них пьедестал, на котором было написано имя Имхотепа.
    Раскопки возле пирамиды Джосера открыли целый "город мёртвых", окружавший усыпальницу фараона. Вокруг были построены мастабы - гробницы членов царской семьи и приближенных к фараону вельмож. Здесь же находился и заупокойный храм, где совершались жертвоприношения в честь умершего фараона. При раскопках храма археологами был открыт зал, украшенный самыми древними в мире колоннами. Правда, это были ещё не обычные круглые колонны, они лишь наполовину выступали из стен, но Имхотеп задолго до греческих архитекторов создал прообраз строгой и стройной дорийской колоннады.
    Заупокойный храм и пирамида были обнесены стеной из белого известняка и, по замыслу архитектора, составляли единый архитектурный ансамбль.
    Самая большая пирамида, была построена фараоном Хуфу (или по-гречески Хеопсом), жившим в XXVIII в. до н.э.
    Почти пять тысяч лет стоит эта огромная пирамида. Высота её достигала 147 м (сейчас из-за обвала вершины её высота равна 137 м), а каждая из сторон по длине составляет 233 м. Для того чтобы обойти пирамиду Хуфу кругом, нужно пройти около километра. Вплоть до конца XIX в. пирамида Хуфу являлась самым высоким сооружением на земле. Её грандиозные размеры поражали всех, кто был в Египте. Недаром первые русские путешественники, попавшие в Египет, называли пирамиды "рукотворными горами".
    Учёные подсчитали, что пирамида Хуфу была сложена из 2"300"000 огромных глыб известняка, гладко отшлифованных, причём каждая из этих глыб весила больше двух тонн. Тщательно отесанные и отшлифованные известняковые глыбы были столь мастерски пригнаны одна к другой, что в щель между двумя камнями невозможно просунуть лезвие ножа.
    Камни плотно примыкали один к другому и держались собственной тяжестью. Точность работы каменотёсов и шлифовальщиков достойна удивления, особенно если представить себе, что древние ремесленники, создавшие такие грандиозные памятники человеческого труда, пользовались ещё каменными орудиями. В каменоломнях на правом берегу Нила, недалеко от древней столицы Египта Мемфиса, тысячи рабочих добывали камень для постройки пирамиды. По обозначенным на известняковой скале границам каменного блока рабочие выдалбливали в камне глубокие борозды. Эта работа отнимала много сил и труда. Выдолбив углубления в борозде, рабочие забивали в них клинья из сухого дерева и поливали их водой. Мокрое дерево начинало разбухать, трещина увеличивалась, и глыба откалывалась от скалы. Отколотый камень вытаскивали из шахт каменоломен с помощью толстых канатов, сплетенных из папируса (такие канаты были найдены в древних каменоломнях). Известняковые глыбы затем отесывались специалистами-каменотесами здесь же на вместе. Каменотесы работали с помощью целого набора инструментов, изготовленных из дерева, камня и меди. Этот труд, конечно, был более лёгким, чем работа по добыванию камня, но и тут приходилось от зари до зари трудиться под палящим солнцем. Блоки белого облицовочного известняка на ладьях перевозили на другой берег Нила. К месту постройки их подвозили, погрузив на специальные деревянные салазки.
    Древнегреческий историк Геродот, посетивший Египет в V в. до н.э., был первым учёным, который подробно сообщил собранные им сведения о пирамидах. Труд Геродота представлял собой обширное повествование, состоящее из девяти книг, в одной из которых он описывал своё путешествие в Египет.
    По рассказу Геродота, для того, чтобы втащить наверх каменные глыбы, строилась наклонная насыпь. Впоследствии её разравнивали. По ней строители, подгоняемые палками надсмотрщиков, тянули на канатах тяжёлые камни, которые с помощью деревянного рычага устанавливали на место. Сколько людей погибало под тяжестью сорвавшейся каменной глыбы, сколько было искалечено при укладке камней, сколько умирало от непосильного труда здесь же, у недостроенных ещё стен пирамиды! И это в течение долгих двадцати лет. Когда кладка пирамиды была закончена, её ступени, закладывались облицовочными блоками. Их привозили из каменоломен, находившихся в Верхнем Египте, возле Асвана. По уступам пирамиды облицовочные блоки поднимали наверх и укладывали их сверху вниз. Затем их полировали. Под лучами южного солнца они сияли ослепительным блеском на фоне безоблачного египетского неба. Геродот рассказывает, что постройка пирамиды Хуфу длилась около двадцати лет. Через каждые три месяца менялись рабочие, число которых достигало 100"000 человек. Плети надсмотрщиков, изнурительный зной, нечеловеческий труд делали своё дело. Ведь никаких машин для поднятия двухтонных известняковых глыб не было. Всё делалось только с помощью живой человеческой силы. Даже если принять во внимание, что Геродот допустил ряд явных преувеличений и неточностей, то всё равно приведенные им цифры дают представление о грандиозном размахе работ, предпринятых Хеопсом для создания колоссальной усыпальницы.
    Всё погребальное сооружение представляло собою почти сплошную каменную кладку. Вход в пирамиду всегда находился на северной её грани, на высоте около 14 м от земли. Внутри пирамиды было несколько камер, из которых только две были погребальными. Одна, нижняя, как предполагают учёные, предназначалась для супруги царя. Вторая, несколько больших размеров (10.6 Х 5.7 м), находившаяся на высоте 42.5 м от основания пирамиды, служила усыпальницей самого фараона. В ней стоял саркофаг из красного полированного гранита. Над погребальной камерой царя одна над другой расположены пять глухих камер, предназначенных, по-видимому, для распределения давления над камерой. В толще пирамиды проложено несколько узких и длинных ходов, ведущих в камеры, находящиеся внутри пирамиды, и в камеру, вырытую под её основанием. Учёными были прослежены также и две вентиляционные щели, пронизывавшие толщу каменной кладки и шедшие из камеры самого Хеопса. При расчистке поверхности пирамиды на многих блоках были обнаружены пометки, сделанные красной краской и содержавшие имя фараона Хуфу. Части древней облицовки были открыты археологами при расчистке нижней части пирамиды, занесенной песком. Притеска облицовочных камней была так совершенна, что невозможно было сразу определить места их соединения. А при фотографировании этой облицовки исследователям пришлось специально обвести краской швы, где смыкались блоки. Можно смело сказать, что ни один из царей, правивших после Хуфу, не смог превзойти его гробницу по размерам и величию, но имя фараона, который решил прославить себя постройкой небывалой по великолепию пирамиды, в течение многих столетий было ненавистно населению Египта.

    Второй по величине после гробницы Хуфу считается пирамида фараона Хафра (Хефрена). Она на 8 м ниже, но зато менее разрушена. Верх пирамиды сохранил часть полированной облицовки. Остальные пирамиды значительно меньше, и многие из них сильно разрушились.
    Вблизи от пирамиды Хафра поднимается из песка пустыни холм. Высота его около 20 м, длина около 60 м. Приблизившись к холму, путешественники видят огромную статую, высеченную почти целиком из скалы. Это знаменитый большой сфинкс - фигура лежащего льва с человеческой головой. Лицо его потрескалось, нос и подбородок отбиты. Так мусульмане арабы покалечили статую, простоявшую тысячелетия. Арабы верили, что в статуях древних египетских богов живут злые духи, и поэтому старались уничтожить как можно больше их изображений. С таким гигантом, как большой сфинкс, справиться им было не под силу, но изуродовали они его основательно.
    "Отец ужаса" - так называют большого сфинкса жители пустыни. Наибольший страх он внушает им ночью, освещённый яркой луной, когда глубокие тени придают его чертам особую выразительность.
    В древнем Египте не всякий смертный имел право приближаться к пирамиде - этому "вечному горизонту", за который "зашёл" фараон (о фараоне не говорили, что он умер, - он "заходил" за горизонт, подобно солнцу; египетские цари называли себя сыновьями солнца). Для того чтобы желающие могли почтить память умершего фараона, не оскорбляя его величия, на некотором расстоянии от пирамиды воздвигался заупокойный храм - нечто вроде приёмной залы умершего царя. Массивные прямоугольные столбы из полированного гранита поддерживали потолок. Гранитные стены и пол здания были тщательно отполированы.
    Для того чтобы сохранить от тления тело царя, которое было обиталищем его души (у египтян она называлась Ка), его бальзамировали.
    Родственники фараона и жрецы заботились о том, чтобы умершему не грозила опасность в загробном мире, чтобы он мог свободно передвигаться внутри своей гробницы и чтобы боги приняли его как равного. Поэтому часто стены помещений внутри пирамид испещрены молитвами и заклинаниями. Особенно тщательному заклятию подвергались двери, которые вели из одного помещения в другое или из коридора в камеру. На стенах, прилегающих к дверям, помещены изображения стражей дверей-павианов, волков, львов, и заклятия против них и злых демонов, угрожающих умершему фараону. Эти тексты, обнаруженные в большом количестве, являются одним из самых древнейших произведений религиозной литературы. Учёные назвали их по месту находки "текстами пирамид".
    Заботясь о безопасности духа умершего в загробном мире, его родственники не забывали и о жизненно необходимых вещах. В особых помещениях хранились драгоценности и различные предметы, принадлежавшие фараону. Ведь древние египтяне верили, что умерший продолжает жить и после смерти, что он нуждается во всех тех вещах, которые были ему необходимы при жизни. И великолепная гробница царя служила ему домом, как при жизни домом был роскошный дворец.
    В дни праздников в память умершего фараона торжественная процессия направлялась к его пирамиде. В зале с колоннами перед изображением фараона, "воссевшего рядом с Ра", совершались моления и приносились жертвы. В эти дни в "городе мертвых" возле больших пирамид было шумно и оживлённо.
    К пирамиде - освящённому месту упокоения фараона, ставшего божеством, - простой смертный не смел приближаться. Однако богатства, наполнявшие кладовые царской усыпальницы, были большим соблазном для грабителей. Строители пирамид предусмотрели и это. Вход в склеп закрывался изнутри тяжёлым замковым камнем. После окончания погребальных церемоний из-под камня выбивались подпоры и вход в центральный покой пирамиды, где стоял великолепный гранитный саркофаг с телом фараона, замыкался навсегда.
    Такой же огромный камень, спущенный вниз по наклонному ходу в склеп, закрывал ход в коридор.
    Колодец, по которому спускались люди, после того как были замурованы все входы и выходы, засыпался. Царская могила была недоступна для людей и демонов. Фараон мог мирно покоиться под стометровой громадой пирамиды, нависшей над сводчатым склепом.
    Но все предосторожности оказались напрасными. Царские гробницы были ограблены ещё в древности, и до наших дней сохранились лишь пустые залы и сложные переходы внутри пирамид.
    Но хотя тексты пирамид восхваляли божественное могущество фараона, хотя мощные стены пирамиды надёжно укрывали погребение царя, огромные гранитные саркофаги в пирамидах царей Хуфу и Хафра пусты. Ещё в древности были разрушены храмы при пирамиде Хафра. Огромные статуи фараона Хафра были разбиты и брошены в колодец, откуда их извлекли археологи при раскопках. Было ясно, что не от времени пострадали эти великолепные статуи из тёмного твёрдого камня. Они были намеренно испорчены, разбиты на куски, искалечены.
    В Египте даже самый знатный человек не смел помышлять о постройке такого погребального сооружения, как пирамида. Только фараон, сын Солнца, мог иметь такую грандиозную гробницу. Усыпальницы знатных египтян либо вырубались в скале, либо строились из камня или кирпича. Это были невысокие прямоугольные сооружения, построенные над склепом. Гробницы египетской знати обычно теснятся вокруг пирамид, словно вельможи и после смерти хотели быть поближе к фараону.
    В этих гробницах-мастабах обычно было несколько помещений. В главном находился саркофаг с телом умершего. В одной из комнат были сложены вещи, принадлежавшие хозяину гробницы. В маленьком помещении обычно стояла статуя умершего. Стены мастаб украшались росписью или раскрашенными рельефами. Краски росписей поражают своей яркостью и свежестью. Живость и тонкость рисунка были удивительны. А ведь египетские художники работали с помощью довольно грубых кистей, сделанных из кусков волокнистого дерева. С одного конца такой кусок разбивали камнем до тех пор, пока он не размочаливался, образуя грубую бахрому. Вот такими примитивными кистями (несколько кистей с остатками красок на них найдено в гробницах) художники создавали изящные, живописные изображения, украшавшие стены гробниц.
    Здесь можно увидеть сцены повседневной жизни - жатву, посев, ремесленников и земледельцев за работой, охоту, катание по Нилу на лодке, танцы девушек, пляску воинов. Простые люди, трудолюбивые и талантливые, - такими были египетские труженики, изображенные за своими обычными занятиями.
    И не вельможи - владельцы богатых, украшенных росписями мастаб, которые хвастливо перечисляли свои заслуги перед фараоном, обессмертили себя постройкой этих гробниц, а скромные труженики, имена которых не названы в надписях.
    Они строили оросительные каналы и плотины, они высекали великолепные статуи, воздвигали прекрасные храмы, украшали стены здания замечательными рельефами, полными жизненной правды. И в этих картинах повседневной жизни они увековечили себя, свой незаметный труд, без которого не могла бы существовать вся тысячелетняя культура Египта. Сами того не зная, они сохранили до наших дней на каменных страницах стен рассказы о своей тяжелой трудовой жизни, о подневольном существовании одних и благоденствии других, о своих горестях, забавах и развлечениях.

    Последние оценки: 1 5 5 5 1 5 5 5 5 5

    Во все века люди гордились и бережно охраняли достижения своих цивилизаций. Память об этих достижениях дошла и до наших дней, став достоянием всемирной . Семь чудес света – это классический список выдающихся творений рук человеческих.

    Интересен факт, что он был хорошо известен еще до нашей эры. В древних школах детей обучали разным наукам, и знание 7 чудес света было обязательным.

    В данной статье мы предоставим вам не только список 7 чудес света, но и сделаем краткое описание каждого из них.

    Список 7 чудес света

    Ну, а теперь фото и описание шедевров древности, которые мы называем не иначе, как семь чудес света .

    1 чудо света - Пирамида Хеопса

    Точная дата постройки этого грандиозного сооружения неизвестна. Однако ученые предполагают, что это около 2600 г. до н.э.

    Изначальная высота пирамиды Хеопса равнялась 146 метрам (это как 5 девятиэтажных домов), в то время как сейчас это приблизительно 138 м. Угол наклона стен – от 51° до 53°. Средний вес блоков, из которых построена пирамида, равен 2,5 тонн, хотя некоторые блоки достигают 80 т.

    Никакого цемента или другого связующего вещества при постройке не использовалось. Каменные блоки первого чуда света просто уложены друг на друга. Поверхность пирамиды была облицована плитами из известняка. На сегодняшний день покрытие почти полностью разрушено.

    Внутри пирамиды имеется три камеры: подземная, «Камера царицы» и «Камера фараона». Вход внутрь этого сооружения был всего один, и находился он на высоте 15 метров от земли. Но в 820 г. был проделан еще один, искусственный вход в пирамиду Хеопса.

    Назначение этой потрясающей постройки неизвестно до сих пор. Раньше считалось, что пирамиды играли роль усыпальниц для фараонов. Однако такой упрощенный взгляд на столь величественную и сложную конструкцию давно не воспринимается всерьез.

    Есть также предположения, что пирамида Хеопса являлась древней космической обсерваторией, или была мощнейшим генератором энергии.

    2 чудо света - Висячие сады Семирамиды

    Висячие сады Семирамиды считаются 2 чудом света. Построено это удивительное сооружение в 605 г. до н.э., однако уже в 562 г. до н.э. оно разрушилось из-за наводнения.

    Несмотря на то, что висячие сады Вавилона названы по имени ассирийской царицы Семирамиды (800 г. до н.э.), Навуходоносор II строил их в честь своей жены Амитис.

    Но в список 7 чудес света висячие сады вошли с именем Семирамиды.

    Конструкция состояла из четырех этажей. Все они были обустроены прохладными комнатами для царских прогулок. Колонны высотой 25 м поддерживали каждый ярус.

    Террасы покрывали специальными свинцовыми листьями и заливали асфальтом, чтобы вода для полива растений не просачивалась. Сверху все это присыпалось землей такой толщины, чтобы там свободно могли расти деревья. Можно только представить, какой вес выдерживали колоны нижнего яруса.


    Вода для полива закачивалась наверх из реки Евфрат при помощи хитрой системы. Рабы постоянно крутили колесо для подачи воды, так как величественная постройка с потрясающими воображение садами требовала много влаги.

    Чтобы увидеть место, на котором располагалось 2 чудо света – висячие сады Семирамиды, вам придется съездить в Ирак, так как руины древнего Вавилона найдены именно там.

    3 чудо света - Статуя Зевса в Олимпии

    По названию 3 чуда света – статуи Зевса, нетрудно догадаться, кому этот архитектурный шедевр был посвящен. Дело в том, что греки построили храм языческому богу Зевсу в 465 г. до н.э., а вот статуя Зевса, которая считается одним из 7 чудес света, появилась там только через 30 лет.

    Сама статуя Зевса была сделана из слоновой кости и достигла в высоту 17 метров (как пятиэтажный дом). В основании монумента была квадратная плита, шириной 6 м и высотой 1 м.

    Эффект, произведенный на греков третьим из чудес света, был потрясающим. Дело в том, что соотношения размеров самого храма и статуи Зевса внутри него были такими, что казалось, будто сейчас Зевс поднимется и проломит крышу храма, так как в противном случае он бы просто не смог распрямиться.


    Простояла статуя Зевса в Олимпии около 800 лет. В начале 5 века нашей эры храм был разрушен, а статуя в целях сохранения культурного наследия была транспортирована в Константинополь. В 425 г. она погибла во время пожара.

    4 чудо света - Храм Артемиды в Эфесе

    В древнегреческом городе Эфес в 560 г. до н.э. был возведен храм Артемиды Эфесской, впоследствии ставший одним из 7 чудес света.

    Высота храма составляла 18 м, ширина – 52 м, длина – 105 м. Крыша поддерживалась 127 колоннами.

    Над созданием этого архитектурного шедевра трудились одни из лучших мастеров античности. Сама статуя Артемиды была сделана из золота и слоновой кости.

    Храм имел не просто религиозное значение, но был также культурным и экономическим центром.

    Кто сжег храм Артемиды Эфесской?

    Летом 356 года до н. э. храм Артемиды, являющийся одним из 7 чудес света, был сожжен жителем города Эфеса. Имя поджигателя храма – Герострат.

    Вы спросите, для чего Герострату понадобилось уничтожать столь уникальный памятник архитектуры?

    По его собственному признанию, он сделал это для того, чтобы войти в историю и навсегда увековечить свое имя. Несмотря на то, что его казнили за это злодеяние, имя Герострата действительно дошло до наших дней.


    Однако великий полководец Александр Великий восстановил храм Артемиды Эфесской в прежнем виде, выделив для этого дела колоссальные средства.

    В 263 году четвертое чудо света было разграблено и уничтожено готами.

    Останки храма Артемиды из Эфеса можно найти в Турции, в городе Сельчук, провинции Измир.

    5 чудо света - Мавзолей в Галикарнасе

    Галикарнасский мавзолей, попавший в список 7 чудес света, появился в 351 г. до н.э. Автором идеи является царь Карии по имени Мавсол вместе со своей женой – царицей Артемисией.

    Таким образом, они решили увековечить свое имя по примеру египетских фараонов. Надо сказать, что его затея оказалась успешной, так как пятое чудо света до сих пор связано с его именем.

    Здание мавзолея было трёхъярусным.

    Первый ярус представлял собой массивный цоколь, опоясанный по периметру статуями древнегреческих героев. Внутри, после смерти Мавсола и его жены, должны были быть помещены их гробницы.

    Второй этаж использовался в качестве храма для служения языческим культам. На нем располагалось 36 колонн, которые держали верхнюю, главную часть Галикарнасского мавзолея.

    Третий ярус имел вид пирамиды, состоящей из 24 ступеней. На самом верху была установлена основная ценность мавзолея: величественная статуя, представлявшая собой колесницу с царем Мавсолом и его супругой Артемисией.


    Это кажется невероятным, но в музее Британии можно увидеть неплохо сохранившиеся до наших дней статуи обоих царственных супругов.

    Мавзолей в Галикарнасе, ставший одним из семи чудес света, был разрушен в 13 веке вследствие масштабного землетрясения.

    В турецком курортном городе Бодрум можно найти место, где когда-то стоял Галикарнасский мавзолей.

    6 чудо света - Колосс Родосский

    Колосс Родосский вошел в классический список семи чудес света практически сразу после своего создания в 280 г. до н.э.

    Но сначала расскажем предысторию появления шестого чуда света. Деметрий I практически сразу после смерти Александра Великого напал на Родос – один из крупнейших портовых городов.

    Продержав осаду города больше года, он по непонятным причинам бросил все, что у него там было, и ушел со своим войском.

    В знак благодарности жители Родоса решили продать оказавшееся в их руках огромное имущество и на вырученные деньги построить памятник Гелиосу – богу солнца.

    Главным архитектором и скульптором этого шедевра был Херес. Первоначальная задумка жителей Родоса сводилась к тому, чтобы построить статую, которая была бы в 10 раз выше среднего роста человека, то есть 18-метровую.

    Но потом они решили удвоить высоту, для чего выделили Хересу еще большую сумму денег. Но и их не хватало для продолжения строительства. Однако Херес уже не мог остановиться.

    Он занимал колоссальные деньги у богатых друзей и родственников и продолжал неутомимо трудиться над созданием памятника, который впоследствии пополнит семь чудес света.

    В конечном счете, через 12 лет титанического труда, мир увидел 36-метровый Колосс Родосский. Он состоял из железного каркаса, отделанного глиной, и был облицован бронзой. Располагался Колосс прямо у входа в гавань, и был виден со всех близлежащих островов.

    Интересно заметить, что судьба самого скульптора Хереса была трагичной. После завершения своего шедевра, он подвергся преследованию со стороны кредиторов. В конечном счете, он покончил жизнь самоубийством.

    В целом для возведения Колосса Родосского было использовано 13 тонн бронзы и 8 тонн железа. Однако через 65 лет после своего появления, около 225 г. до н.э. Колосс Родосский рухнул в море, переломившись в районе колен. Кстати, выражение «колосс на глиняных ногах» появилось именно после этого.


    Очевидцы оставили сведения о том, что один только палец статуи был такой толщины, что его едва могли обхватить два взрослых человека.

    Высота колосса составляла приблизительно 60 м (как восемнадцатиэтажный дом). В лежачем положении родосская статуя пролежала почти 900 лет. Потом она была разобрана и продана арабами, захватившими к тому времени Родос.

    В конце следует лишь заметить, что никаких точных данных о том, как на самом деле выглядел Колосс Родосский, вошедший в семь чудес света, не существует.

    7 чудо света - Александрийский маяк

    Последним, седьмым чудом света является Александрийский маяк, построенный в 3 веке до н.э. По-другому его еще называют Фаросский маяк.

    Идея создания этого маяка была вполне практическая. Дело в том, что недалеко от Александрии располагался остров Фарос с важной бухтой. Она в то время имела большое значение для проходящих мимо торговых судов.

    Вероятно Сострат Книдский (главный архитектор маяка) мечтал о том, что его детище войдет в семь чудес света и прославит в веках его имя.

    Реализован проект был во время правления египетского Птолемея II. На строительство отводилось 20 лет, но Сострат выполнил работу всего за 5.

    Интересен факт, что когда от Сострата потребовали запечатлеть на Александрийском маяке имя Птолемея, он поступил очень хитро. Сначала он высек на камне свое имя, а сверху из штукатурки выложил имя правителя.

    Через несколько десятилетий штукатурка разрушилась, и жителям предстало имя подлинного мастера и автора седьмого чуда света.

    Состоял Александрийский маяк из трех башен.

    Самая нижняя часть представляла собой технический этаж, где жили рабочие и солдаты, а также хранился весь инвентарь по уходу за маяком.

    Вторая часть имела вид восьмиугольной башни, вокруг которой располагался пандус. По нему подавали топливо для огня.

    Самый верхняя, ключевая башня маяка, была оборудована сложнейшей системой зеркал, благодаря которым свет от огня был виден так далеко.

    Общая высота Фаросского маяка была около 140 метров. На самой макушке была установлена статуя бога морей – Посейдона.


    Следует упомянуть об отзывах современников, видевших Александрийский маяк лично. Так некоторые путешественники рассказывали об удивительных статуях, которые располагались на маяке.

    Первая из них поднимала руку с восходом солнца, указывала на него на протяжении всего дня, а после захода рука опускалась.

    Вторая – 24 раза в сутки издавал звук с последней секундой каждого прошедшего часа.

    Третья указывала направление ветра.

    Александрийский маяк в ночное время суток освещал водную гладь на расстояние свыше 60 км. Днем же от него поднимался столб дыма, что также служило важным указателем для кораблей.

    В 796 г., простояв почти 1000 лет, седьмое чудо света – Фаросский маяк, почти полностью разрушился от землетрясения. В 15 веке султан Кайт-бей, обосновал на его фундаменте крепость, которая существует до сих пор.

    Интересен факт, что в 2015 году властями Египта был одобрен проект по строительству маяка заново.

    Ну что же, вот и все семь чудес света . Конечно, этот список в разное время оспаривался теми или иными деятелями, однако он считается классическим до сих пор.

    Подписывайтесь на . Развивайтесь с нами!

    «Всё на свете боится времени, а время боится пирамид».

    Арабская пословица

    Величайшие памятники архитектуры

    Самое известное архитектурное чудо света - это комплекс пирамид Гизы в Египте. Крупнейшие пирамиды этого комплекса - Великая пирамида Хеопса, пирамиды Хефрена и Микерина. Они были возведены в период с 2540 года до н. э. по 2450 год до н. э. на левом западном берегу Нила в городе Эль-Гиза. По сей день эти пирамиды поражают своим великолепием, мощью, являются отражением человеческой силы и мужества.

    Первый строитель пирамид

    Пирамиды строились как усыпальницы египетских фараонов. Они должны были свидетельствовать о мощи и величии страны и правителя. Правители обрекали народ Египта на изнурительное строительство, повлекшее за собой множество жертв, унесшее тысячи жизней. Около 2600 года до н. э. архитектор Имхотеп спроектировал ступенчатую пирамиду для погребения фараона Джосера, основателя III династии. Эта пирамида считается самой древней. Первоначально Имхотеп планировал построить обычную мастабу, но уже в процессе строительства она превратилась в шестиступенчатую пирамиду.

    Эль-Гиза расположена в 8 км от Каира на западном берегу Нила. На окраине Эль-Гизы из пустыни вырастают большие и малые пирамиды.
    Сфинкс расположен там же.

    Солнечная ладья была построена из кедра без единого гвоздя.

    От предыдущих усыпальниц эта пирамида отличалась также строительным материалом - впервые использовался камень. После смерти фараон Джосер был помещен в возведенную для него гробницу, но позднее его мумия была похищена.

    Солнечная ладья

    В 1954 году археологом Камалем аль-Малахом на южной стороне Великой пирамиды Хеопса была найдена деревянная Солнечная ладья. Для чего она была создана неизвестно. Судя по следам ила, обнаруженным на ней, незадолго до смерти фараона она плавала по Нилу. По поверьям египтян, на такой лодке фараон после смерти мог путешествовать по небу вместе с богом солнца Ра, именно поэтому ладья названа «солнечной».

    Священная пирамида

    Верховным божеством древних египтян был бог солнца Ра, он почитался как царь и отец богов. Фараоны, поклонявшиеся ему, строили пирамиды, чтобы после смерти вознестись на небо и обрести вечную жизнь. Они верили, что их души устремятся на вершину пирамиды, где бог Ра будет ожидать их на своем солнечном корабле.

    Погребальная маска Тутанхамона выполнена из чистого золота, украшена лазуритом и цветным фаянсом.
    Гриф и кобра, венчающие головной убор, считаются символами Верхнего и Нижнего Египта.

    Пирамида Микерина, внука Хеопса, высотой 66 м. Три маленькие пирамиды рядом с ней возведены для трех женщин - членов семьи фараона.

    Пирамида Хефрена, сына Хеопса. Пирамида на несколько метров ниже пирамиды Хеопса, но из-за расположения кажется выше.

    Великая пирамида Хеопса - одно из древнейших достояний архитектуры, входит в число семи чудес света.

    Исследования ученых

    На основании исследования астрономов, расположение пирамид соответствует положению звезд на небе. Некоторые ученые отмечают сходство их расположения с созвездием Ориона. Четыре угла Великой пирамиды Хеопса называют на четыре стороны света. Вход в нее, в соответствии с религиозными предписаниями, размещен на северной стороне.

    Великая пирамида Хеопса

    Великая пирамида Хеопса является практически монолитным сооружением, за исключением погребальных камер, ведущих к ним коридоров и узких вентиляционных шахт, а также разгрузочных камер над так называемой «камерой царя». Ее длина - 10,5 м, ширина - 5,3 м и высота - 5,8 м. Она выложена из гранита и не имеет никаких украшений. В этой камере размещен огромный пустой гранитный саркофаг без крышки. Другая погребальная камера, расположенная ниже, традиционно называется «камерой царицы».

    1. Пирамидон
    2. Воздуховод
    3. Разгрузочные камеры
    4. «Камера царя»
    5. «Камера царицы»
    6. Большая галерея
    7. Вход в пирамиду
    8. Гранитные блоки
    9. Дорога, выложенная из балок
    10. Облицовка блоков

    Передвижение камней

    При строительстве Великой пирамиды Хеопса применялись гранитные монолиты и известняковые блоки. Большая часть камня добывалась в каменоломнях близ Каира и сплавлялась на баржах в период паводка, когда вода простиралась до края пустыни. Тяжелые камни, выгруженные на причал, перекладывались на деревянные сани, которые с помощью канатов тащили к месту строительства многочисленные рабочие. Чтобы передвинуть таким способом один блок средних размеров (весом до 2,5 т), требовалось около 50 человек. Основным строительным приспособлением была рампа, наклонная плоскость, которая выстраивалась по разным сторонам пирамид. С помощью таких рамп блоки поднимали.

    Каменная кладка

    Из твердых пород камня каменотесы делали блоки с помощью бронзовых или медных пил, тяжелых молотов и шаров из долерита. Используя кварцевый песок, стороны блоков полировали. Каменные блоки подгоняли так, что между ними не могло пройти даже лезвие ножа. Первоначально пирамида была облицована более твердым, чем основные блоки, белым известняком. Верх пирамиды венчал позолоченный камень - пирамидон. В XII веке Каир был разграблен, жители города сняли облицовку с пирамиды, для того чтобы построить себе новые дома.

    Храм усопших

    Храм усопших располагался к востоку от главной пирамиды.
    Он состоял из двух частей: внешней (с входными воротами и двором, окруженным колоннами) и внутренней (с нишами для статуй фараона).
    Из храма усопших длинная дорога вела к Нилу.
    Здесь на берегу реки стоял храм с причалом для судов, в нем усопшего бальзамировали.
    Руины храма усопших были обнаружены в 1939 году.

    Жизнь после смерти

    Египтяне верили, что душа после смерти тела продолжает жить до тех пор, пока она находится в своем «доме» - в теле. Поэтому большое значение они придавали сохранению тела после смерти - мумификации. После смерти тело правителя тщательно бальзамировали, подготавливая его к жизни в загробном мире, извлекали внутренности, мозг и обматывали льняными повязками.

    Внутренности умершего помещали в плотно закупоренные сосуды (канопы).

    САРКОФАГ

    Это каменный ящик в форме гроба, в который укладывали мумию. Покрытие саркофага, выполненное из гипса, повторяло фигуру умершего.

    Кто такие фараоны?

    Фараон в земном существовании олицетворял бога Гора. Считалось, что после правления на земле он вернется к богам. Власть полностью принадлежала фараону. Он вел государственные дела, решал военные вопросы, распоряжался государственной казной, был главным священником, Верховным судьей. Египтяне считали, что фараон несет ответственность даже за плодородие земли, поэтому собирать первый урожай всегда отправлялся фараон. Египетского фараона венчали короной, которая символизировала силу и мощь правителя.

    Кто построил пирамиды?

    Пирамиды строили крестьяне Египта, которые во время ежегодных разливов Нила были свободны от сельскохозяйственных работ. Они работали в карьерах, участвовали в передвижении камней. За свой труд крестьяне получали жилье, одежду, пищу и скромное жалованье. Квалифицированные мастера (архитекторы, каменщики) работали на строительной площадке в течение всего года. Древнегреческий историк Геродот утверждал, что сооружение Великой пирамиды Хеопса длилось 20 лет, однако, по мнению современных ученых, на возведение пирамиды было достаточно и менее 10 лет.

    Сфинкс был построен фараоном Хефреном. Эта монументальная скульптура представляет собой лежащего на песке льва с головой человека. Задача Сфинкса - охранять место захоронения фараона. Головной убор Сфинкса подобен головному убору фараонов. Когда-то Сфинкс даже носил царственную фараонову бороду.

    ФАКТЫ и СЛОВАРЬ

    Правители Древнего Египта построили около 60 пирамид. Самые знаменитые из них - пирамиды Гизы: Великая пирамида Хеопса, пирамида Хефрена и пирамида Микерина.

    Крупнейшая из них - Великая пирамида фараона Хеопса.

    Ее высота: 137 м (первоначально 146 м).

    Длина боковой грани: 230,4 м.

    Объем каменной массы: 2,5 млн. м³.

    Вес: прибл. 7 млн. т.

    Количество каменных блоков: 2,3 млн.

    Средний вес каменного блока: 2,5 т (есть блоки весом 15 т).

    Выходы из шахт Великой пирамиды Хеопса имеют ориентацию на созвездия Орион, Сириус, Большая и Малая Медведица, что, несомненно, имеет тайный смысл.

    Великая пирамида Хеопса имеет большую площадь основания, на котором с легкостью могли бы разместиться одновременно пять крупнейших соборов мира: собор Святого Петра в Риме, собор Святого Павла и Вестминстерское аббатство в Лондоне, а также флорентийский и миланский соборы.

    Мастаба - погребальное здание прямоугольной формы со скошенными стенами и плоским верхом с подземной погребальной камерой. Мастабы появились в период первых династий как специальные «дома после жизни».

    Долерит - вулканическая порода.

    Корона фараона. После объединения Египет считался двойным царством, у него было две короны: Белая - символ власти над Верхним Египтом, Красная - символ власти над Нижним Египтом. Как правители «обеих стран» фараоны по торжественным случаям носили двойную корону.

    На внутренних стенах пирамиды можно видеть изображения богов и египетские иероглифы.
    Кроме того, в гробнице помещался сборник религиозных текстов «Книга Мертвых».

    Загадка пирамиды

    Более 3500 лет внутрь Великой пирамиды Хеопса никто не проникал: все входы в нее были тщательно замурованы. Первым в 831 году в пирамиду проник багдадский халиф аль-Мамун. Он решил поискать сокровища в этой пирамиде. При этом он не принял во внимание предостережения местных жителей, утверждавших, что «пирамида охраняется духами», которые убивают расхитителей. Однако халиф так и не нашел в Великой пирамиде Хеопса никаких сокровищ, возможно, потому что усыпальница Хеопса была разграблена еще до него древними египтянами.