Где переночевать на трассе м4. Где остановиться на ночлег на трассе М4? Автомобильный туризм

) и, тем более, проехав по ней аж шесть раз, будет упущением не сделать подборку из отелей, в которых можно остановиться на ночь. Ниже я расскажу о некоторых отелях, которые удовлетворят требование тех, кто едет по этой трассе. Все они удовлетворяют требованиям:

  • парковка;
  • бесплатная возможность отмены бронирования;
  • близость к трассе;
  • комфорт, соответствующий заявленной цене.

Итак, бюджетные отели на Трассе М4 Дон – только голые факты:

Отели на трассе М4 – Московская область

1. Отель Ямской (село Ям, ул. Почтовая, д. 17, Домодедово) – самое то для транзитной остановки.

Плюсы – просторные номера, бесплатная охраняемая парковка и удобное месторасположение – прямо у трассы. Отель недалеко от аэропорта Домодедово на трассе м4, так что подойдет не только авто- но и авиапутешественникам.

Минусы – при открытых окнах шумно (отель рядом с трассой М4), отсутствие лифта и плохо работающий вай-фай. Но так ли нужен вай-фай, если отель нужен на «переночечвать»?… Вопрос спорный. Рейтинг отеля, несмотря на его «придорожность» — 8,9

2. Еще один отель на трассе М4 недалеко от аэропорта: Мастер Отель Домодедово (Белые Столбы, ул. Шебанцево, д. 2а). Отель на четвертом этаже в здании с большим количеством магазинов.

Важно – отель на 3 этаже без лифта.

Плюс – номера тихие и просторные, низкая для Подмосковья цена

Минус – парковка общественная, отсутствие завтраков (в здании есть пиццерия).

Отели на трассе М4 – Тульская область

3. Мотель Славянский (143 км трассы М4 «Дон», д. Мордвес)

Плюсы – дети до 7 лет (не занимающие отдельной кровати) заселяются и выселяются бесплатно. Весьма сговорчивый персонал, иногда снижающий цену из-за имеющихся внезапных «форсмажоров» в виде отключенной горячей воды. Удобство кроватей отмечают все останавливающиеся.

Минусы – парковка общественная, нет интернета, плохая звукоизоляция, туалет на этаже, а не в номере (если бронировать отдельный домик, а не номер, то в нем, естественно, туалет будет в личном пользовании).

Вывод – с маленьким ребенком я бы в этом отеле не остановилась из-за «коридорного» туалета. Все остальное для меня терпимо и непринципиально.


Отели на трассе М4 – Воронежская область

4. Максимум Отель (518 км трассы М4 «Дон», Воронеж)

Плюсы – отель стоит в двадцати метрах от трассы М4, звукоизоляция отличная.

Минусы – отсутствие нормального вай-фая.

Отзывы об этом отеле спорные; так что, если поедете по М4 и понадобится ночлег в Воронежской области- почитайте сами и решите, подходит вам этот мотель или нет.

5. Grand Hotel (Павловск, м-он Северный, д.18 б)

Плюсы – отель небольшой, на 10 номеров. Номера самые различные, от простеньких до шикарных. Собственная парковка и бесплатный Wi-Fi на всей территории отеля. Мебель и сантехника – хорошие.

Минусы – отель на третьем этаже многоэтажного дома, отсутствие завтрака. Один из постояльцев пожаловался на отсутствие одноразовых тапочек. В придорожном отеле?…

Вывод – мы бы с удовольствием остановились. Для придорожного отеля на М4 – великолепный выбор по не самой высокой цене.

Отели на трассе М4 — Ростовская область

6. Отель Евразийский Бизнес Центр (Ростов-на-Дону, ул.Плужная, д.16)

Плюсы: отель расположен рядом с трассой М4 и удобен для остановки как в сторону юга, так и в сторону севера. Один из немногих отелей, в котором можно более чем комфортно переночевать с детьми. Парковка под видеонаблюдением (необходимость парковки оговаривается в момент бронирования).

Минусы: не очень хороший Вай-Фай.

Комментарий : эту гостиницу выгоднее бронировать напрямую через сайт отеля, так как хозяева регулярно размещают спецпредложения.


7. Venetsia Resort (Каменск-Шахтинский, ул.Береговая, д.11)

Плюсы – хороший Wi-Fi, есть ресторан, бассейн

Минусы – с открытым окном спать будет проблематично – рядом ж/д мост.

Вывод – эта гостиница приравнивается к курортному отелю. Не ясно – насколько это нужно тем, кто едет по трассе М4 Дон и просто ищет ночлег. Но, если бы мы искали не только «переночевать», а еще и «отдохнуть», остановились бы. Цена для такого отеля невысокая. Отель новый, на Букинге с января 2016 года.


8. Отель Родина (1076 км трассы М-4 Дон-2, пос.Дорожный, в 10 км от Ростова-на-Дону)

Плюсы – возможно размещение с домашними животными, бесплатная частная парковка без предварительного заказа. Дети до 12-ти лет размещаются в этом отеле бесплатно, если не занимают отдельного спального места. Круглосуточная столовая

Минусы – не самый лучший Wi-Fi.

Вывод – отель очень удобно расположен на трассе и вполне подходит для одной ночевки. Мы бы однозначно остановились.


9. Hotel Terem (826 км трассы М4 «Дон», Грай-Воронец,)

Плюсы – частная парковка без предварительного заказа. Дети до 6 лет, спящие с вами, бесплатно. На территории – мини-зоопарк и пляж, завтрак вкусный, но сильно сытный.

Минусы – заявленный вай-фай работает не всегда.

Вывод – качество полностью соответствует заявленной цене. Один из лучших отлей на трассе М4 но не прямо на ней, так что шума машин слышно при открытых окнах не будет. Заезжать к нему удобно с обеих сторон.


10. Гостиница 858 километр (Первый Правый поворот между 857 и 858 км трассы М4 «Дон» , Миллерово)

Недорогой и достаточно комфортный отель.

Важно – завтраки за доп.плату (от 150 рублей)

Плюсы – в номерах есть холодильник. На ресепшене можно круглосуточно налить кипятка, перед отелем – детская площадка.

Минусы – парковка частная, но стоит 100 рублей в сутки. Пожалуй, это единственный минус данного отеля.


11. Отель Триумф (993 км+800м трассы М4 «Дон»)

Плюсы – бесплатная частная парковка без предварительного заказа, дети бесплатно в том случае, если им не исполнилось 12 лет и спать они будут на вашей кровати. Отель стоит рядом с трассой М4. Но за забором, и ощущения «трассы» нет. Бесплатная баня и бассейн.

Минусы – завтра поздний, с 8 утра, что не всем подходит. И почти все останавливающиеся отмечают не самую лучшую работу уборщиц. Вай-фай есть, но тоже оставляет желать лучшего. Оплата только наличными. Не во всех номерах есть окна и мало места в столовой (если все придут завтракать одновременно, мест не хватит).

Вывод – отель не для отдыха, а именно для того, чтобы «переночевать и уехать».

12. Hotel Dio Lakrua (ул. Дачная 329, Шахты, Россия)

Дороже предыдущей гостиницы.

Плюсы – завтрак с 6 утра (несколько вариантов) включен в стоимость, можно размещаться с животными. Рядом с отелем – заправка. Не совсем понятно, частная или общественная парковка, но охраняемая и бесплатная. Через дорогу есть неплохой ресторан.

Минусы – вытекают из плюсов. То есть в ресторане может играть музыка и с открытым окном в номере будет шумно.


13. Отель Меридиан-Юг (Акскайский Район, Красный Колос, Улица Мира 37, Красный Колос)

Плюсы – дети до шести лет размещаются бесплатно на вашей кровати. Дети до четырех лет – бесплатно в любом случае. Если ребенку нужна отдельная кровать и ему от 4 до 6 лет, придется заплатить 300 рублей. Отель находится прямо на трассе М4. Завтрак с 6:30.

Минусы – полы с подогревом. С учетом того, что все люди разные и всем нужна разная температура, в номере может казаться жарковато. Других минусов вроде бы и нет.

В целом по отелю более чем хорошие отзывы, почему-то преимущественно зимние. Мол, «ездили в Приэльбрусье кататься на лыжах, остановились и отдохнули».


14. Guest House Dom (ДНТ «Труд» ул. 16 линия уч. 1368, Красный Сад, Россия)

18 километров от Ростова-на-Дону. Один из самых дешевых отелей с высокой оценкой. Точнее, это не отель, а один из немногих, возможных к бронированию, гостевой дом на трассе М4. Совсем новый, летом 2015 года только достраивался. Но, судя по отзывам, стройка совершенно не мешает, все отмечают удобство и радушие хозяев.

Плюсы – частная парковка ЭПО ПРЕДВАРИТЕЛЬНОМУ ЗАКАЗУ. Дети до 12 лет, не занимающие отдельной кровати – бесплатно.

Минусы – нет интернета но, возможно, это временное явление.

Отели на трассе М4 – Краснодарский край

15. Гостиный дом (1196 кмтрассы М4 «Дон» , стан. Павловская)

Плюсы – дети до 7 лет бесплатно (на имеющихся кроватях), можно попытаться договориться о размещении с домашними животными, парковка с предварительным заказом.

Минусы – скудный завтрак и слишком дорогой ресторан рядом с отелем.

В целом отель оправдывает себя в качестве придорожного.


16. Мини-отель Чижик (Советская улица 71, Красный Партизан)

Плюсы: Судя по отзывам, отель замечательный. Многие останавливаются в нем по несколько раз.

Минусы – оплата только наличными. Цена несколько выше средней, но в пределах разумного.


И бонусом последний отель:

17. Гостевой Дом Казачка (Ростовское шоссе 21, Краснодар)

Плюсы: тихие номера, можно хорошо отдохнуть, хороший вай-фай, утром предлагают вкусный завтрак

Минусы: бывают проблемы с горячей водой, номера не всегда хорошо убраны, неудобный подъезд. Однако для «переночевать» и ехать дальше по отнюдь не простой трассе М4 отель вполне подходит.

Ничего не подобрали? Попробуйте поискать и другие варианты и вопрос, где переночевать на трассе М4 отпадет: Где искать необычные экскурсии?

Для водителей, проводящих много времени за рулем, да и просто для любителей путешествовать на колесах первостепенное значение имеет ночлег. Остановка в пути, полноценный отдых и восстановление сил очень важны для безопасности передвижения на дороге.

Например, для водителей, которые едут из очень важным является ответ на вопрос: "Где остановиться на ночлег на трассе М4?"

Трасса «Дон»

Каждая трасса имеет свои особенности, из которых складываются ее черты, говорящие о качестве дорожного покрытия, безопасности при плохих погодных условиях, красоте окружающего пейзажа и качественном сервисе.

Трасса М4 «Дон», отзывы о которой самые противоречивые, имеет протяженность 1589 км, и о каждом километре дороги у водителей есть собственное мнение. Этот достаточно долгий путь из Москвы в Новороссийск пролегает сразу через несколько больших областей: Московскую, Тульскую, Липецкую, Воронежскую, Ростовскую, а также Краснодарский край.

Видно, что на карте пересекает такие крупные реки, как Ока, Дон, Сосна, Кубань, и Воронежское водохранилище. В реальности через эти реки перекинуты мосты грузоподъемностью до 80 тонн. Для более быстрого передвижения построены объездные дороги, позволяющие оставить такие большие города, как или Краснодар, позади без заезда в них. Естественно, для дальнобойщиков и автолюбителей насущным является вопрос: "Где остановиться на ночлег на трассе М4, чтобы качественно поесть и хорошо выспаться?"

Качество дороги и пробки

Качество дороги определяется по нескольким факторам:

  • Во-первых, само дорожное покрытие. На трассе М4 оно качественное и позволяет развивать скорость до 130 км/ч там, где это позволено.
  • Во-вторых, безопасность, которая определяется тем, насколько хорошо видна разделительная полоса, переходы и светофоры при плохой видимости. Также имеет значение наличие крутых виражей. Трасса М4 «Дон» (отзывы постоянных путешественников это подтверждают) имеет несколько опасных участков, на которые может сойти лавина или где может произойти блокировка из-за сильных снежных заносов. Бывало неоднократно, когда эта трасса закрывалась на несколько суток в связи с плохой погодой.
  • В-третьих, нагрузка транспортного потока в различное время года. Хотя трасса М4 на карте выглядит большой и безопасной, а в реальности еще и очень качественной, тем не менее она не справляется с нагрузками, особенно в летний период. С одной стороны, машины сплошным потоком везут отдыхающих к морю, с другой - с юга грузовики везут овощи и фрукты в Москву и другие города. Пробки, переполненные отели и гостиницы, аварийные ситуации - все это сильно влияет на состояние водителей, поэтому их главный вопрос в этот период заключается в том, где остановиться на ночлег на трассе М4.

  • В-четвертых, качество трассы также определяет сервис на всем протяжении пути. Так как дорога от Москвы до Черного моря долгая, то дозаправка, ночлег, столовые или кафе, больницы или пункты оказания срочной помощи должны быть расположены по пути следования автомобиля или в нескольких сотнях метров от дороги. Уставший водитель - это угроза всему транспортному потоку трассы. Из-за ДТП не только гибнут люди, но и останавливается все движение до полного выяснения обстоятельств аварии.

Это основные показатели качества трассы, но на самом деле их намного больше, и основной фактор, говорящий о состоянии пути, - это человеческий.

Опасные участки трассы М4

Хотя трасса М4 оборудована 4 широкими дорожными полосами с разделителями, есть участки, где они сменяются на 2 полосы, где скорость ограничена, а обгон запрещен. Для безопасности движения на протяжении всего пути стоят дорожные камеры, которые передают на посты ДПС все, что происходит во время движения. Если какой-то водитель решится на опасном промежутке дороги на обгон, у него просто конфискуют права, которые придется возвращать после суда и выплаты штрафа.

Как отмечают сами водители, участки с плохой видимостью находятся на 26-м, 49-м, 95-м и 364-м км, и это самые достоверные данные от тех, кто ездит там регулярно.

Платные участки

Часть пути по трассе М4 - платные участки, но их немного, и они короткие. Стоимость проезда зависит от времени суток, категории и грузоподъемности автомобиля:

  • Легковые автомобили с прицепом до 2 м или без него, а также мотоциклы смогут проехать за 30 и 50 рублей.
  • Пикапы, фургоны, мини-фургоны и среднегабаритные транспортные средства заплатят по 45 и 75 рублей.
  • Автобусы любой категории, машины для перевозки крупных грузов заплатят 60 и 100 рублей, а если это крупногабаритные транспортные средства и автобусы класса 2, то ставка составит 120 и 200 рублей.

Два тарифа указывают на дневную и ночную сумму оплаты, и, чтобы сэкономить деньги на трассе М4, платные участки пути можно «переспать» в каком-нибудь отеле.

Автозаправки, медпункты и посты ДПС

По уровню развития инфраструктуры и качеству обслуживания определяют водители комфортность трассы. Так как от Москвы до Черного моря путь неблизкий, важно, чтобы шофер получил максимум необходимого, не теряя на это время.

Трасса М4, заправки которой с каждым годом улучшают качество обслуживания клиентов, делает путь водителя приятным. Если раньше на АЗС можно было только заправиться, то сегодня это еще и место с мини-макетом, где можно пополнить запасы воды и еды, с туалетом и душевыми кабинками, чтобы освежиться и привести себя в порядок.

На трассе М4 приблизительно каждые 20-30 км находятся заправки, автосервисы, кафе, стоянки для отдыха, мотели и гостиницы. Медпункты, к сожалению, попадаются значительно реже, чем посты ДПС.

Для безопасности движения трасса М4 проверяется не только по камерам слежения, передающим сигналы на пункты дорожной службы, но и досмотрами машин и личного имущества пассажиров и водителей. Все это проводится для пресечения возможных перевозок контрабандных или запрещенных товаров.

Инфраструктура трассы М4

Когда водители думают о том, они ожидают найти место со вкусной домашней едой, чистой уютной комнатой с мягкой и удобной кроватью.

Далеко не все места по пути следования из Москвы до Новороссийска могут гордо называться отелем, мотелем или гостиницей. По отзывам водителей, достаточно много мест, рассчитанных на то, что усталый шофер не будет брезгливым и требовательным, а пассажиры сегодня здесь, завтра там, так что серьезными клиентами их назвать нельзя.

Но есть ряд заведений для отдыха, которые приятно посетить не единожды, и у них всегда есть постояльцы.

Мотели Тульской области

На территории Тульской области есть несколько заведений для отдыха, которые заслуживают внимания автолюбителей. Недалеко друг от друга находятся мотели, предоставляющие путникам не только горячую воду и туалет, но и уют, внимание и заботу.

На 238-м км расположен гостиничный комплекс «Рябинушка». Здесь автомобилисты могут восстановить свои силы в русской парной, после чего отвести душу за игрой в бильярд после вкусной трапезы.

Большое кафе предоставляет широкий выбор блюд по доступной цене, на территории комплекса есть автосервис, где можно привести в порядок машину. Прачечная позволяет привести вещи в порядок, а персонал старается, чтобы каждый отдыхающий уехал из гостиницы отдохнувшим, посвежевшим и бодрым.

1-4-местные номера имеют все удобства для комфортного сна и времяпрепровождения.

На 241-м км дороги расположен мотель «Русь», где также серьезно относятся к потребностям клиентов. Здесь можно не только остановиться на отдых с ночевкой, но и просто принять душ и перекусить тем, кто очень спешит.

Светлые и уютные номера со всеми удобствами, русская баня, большое разнообразие блюд домашней кухни делают мотель «Русь» приятным местом, куда снова хочется вернуться.

Мотели Липецкой области

В Липецкой области тоже порадует водителей трасса М4. Гостиницы «Жемчужина» и «Самолет», расположенные здесь, имеют свои изюминки, хорошо известные бывалым автопутешественникам.

Главная «фишка» «Жемчужины» в том, что она расположена за небольшим лесочком, который создает иллюзию, что трасса где-то далеко. Здесь круглосуточно работает кафе с домашней кухней (борщ, лапша, летом окрошка, жаркое, отбивные и многое другое). Номера двухместные, с отдельными удобствами, трехместные, с туалетом и душем на этаже. Мягкая мебель, чистое белье, телевизор и круглосуточно работающий бар дают возможность водителю поспать, а пассажирам - хорошо провести время.

Настоящий Ан-24 является лицом гостиничного комплекса «Самолет». Заведение пользуется успехом благодаря вкусной и недорогой кухне, уютным номерам, красивой облагороженной территории с клумбами и фонтаном. Здесь можно послушать живую музыку и хорошо выспаться.

Мотели Воронежской области

Воронежская трасса которой расположены с 477-го по 679-й километр, имеет в своей коллекции гостиничный комплекс «Галкино» с широким спектром услуг. В этом мире уюта и комфорта есть бассейн, мягкая мебель, которая гарантирует хороший сон, вкусная еда, сауна и бильярд. Что еще нужно уставшему путешественнику для полноценного отдыха?

Отель «Максимум» на 518-м км трассы полностью оправдывает свое название. Современные благоустроенные номера, выдержанные каждый в своем стиле, хорошая еда, сауна, качественная мягкая мебель - все это создает желание снова и снова приезжать сюда отдохнуть.

Мотели Ростовской области

Ростовская трасса М4 предлагает любителям байков и рока, и не только им, на удивление комфортное и достойное кафе.

Про это заведение можно сказать, что у него есть все, чтобы прекрасно отдохнуть, хорошо и вкусно поесть, привести в порядок себя и транспорт, и все это в байк-рокерском стиле. Запоминается не только оригинальный мотель, но и его замечательный персонал.

Для путешественников, желающих не просто переночевать и уехать, а полноценно отдохнуть, трасса М4 (Ростовская область - одна из тех, которые она пересекает) предлагает отель «Белый дом». Здесь каждый может выбрать себе коттедж по душе или просто комнату в нем, поесть блюда домашней кухни, причем заказать можно все заранее, так что к приезду горячая и вкусная еда будет ждать клиентов. Чистые уютные домики из сруба по доступной цене позволяют здесь не только переночевать, но и полноценно отдохнуть несколько дней.

Достопримечательности

Среди святых мест, которые можно посетить, проезжая по трассе М4, нужно отметить Костомаровский женский пещерный монастырь и мужской Дивногорский Успенский монастырь. Тем, кто желает насладиться красотой природы, навсегда запомнятся загадочные дольмены в Краснодарском крае, которым более 6000 лет, и водопады на речке Жане.

На всякий случай расскажу, как мы ехали по трассе М4, может кому-то пригодится, эдакий отчет. Итак, весь путь в 1500 км занял у нас 3 дня и по пути мы еще заезжали в Дивногорье на день, оно почти по дороге. В принципе данный путь от Москвы до Геленджика/Сочи/Анапы можно преодолеть за сутки (18-25 часов), но я не любитель таких долгих перемещений за один присест, особенно по ночам и когда тебя некому сменить, риск неоправдан. Перегоны по 500 км самое оно, водитель не теряет концентрацию. К тому же, мы поездку воспринимали, как путешествие, поэтому некуда было торопиться.

Если же хочется побыстрее и без остановок, то уж лучше самолетом (через /), действительно, быстрее и при этом намного безопаснее. Тем более, когда речь идет об отпуске в пару недель, не так уж много надо вещей с собой, для семьи из трех человек должно хватить 3-х чемоданов по 20 кг. Но тут уж хозяин барин, кому как нравится. Мы-то на месяц поехали, а то и больше, поэтому нам нужно много барахла с собой и машина на месте для перемещений.

Краткие впечателения

Наш маршрут немного изменился под конец. Решили заехать в Анапу, чтобы побыть на песчаных пляжах несколько дней, а в итоге застряли тут на реабилитацию, на которую удалось вписаться в последний день. Поэтому в Анапе будем еще 3 недели, а дальше двинем в сторону Геленджика в (если не похолодает) и в Сочи. Ну, это если опять не изменится ничего.

После нашей последней такой поездки в Геленджик 2 года назад, я написал целый страдальческий пост про . Впору его переписывать. Насколько было сложно ехать тогда, настолько легче было сейчас. Все познается в сравнении. Да, Егор по-прежнему не спит в автокресле, но он может сидеть в нем целый день! Если, конечно, ему постоянно подкидывать развлечения:) Все-таки, он стал по-спокойнее и его можно уже хоть чем-то занять, например, конструктором Лего, который мы купили прям перед поездкой. И останавливаться теперь нужно было на один дневной сон, а не на два. В общем, я очень боялся повторения предыдущего раза, но его не случилось. С ребенком ехать сложнее, чем без него, но уже вполне реально и по силам даже нам. Особенно, если ехать с ночевками.

Самыми топовыми впечатлениям по-прежнему остаются туалеты с их паркингами и дымящиеся фуры, в этом плане за 5 лет ничего, к сожалению, не поменялось. Из приятного — лучше стала дорога, и никуда не делись открывающиеся взору просторы вокруг. Но об этом ниже.

Маршрут Москва-Воронеж-Ростов-Анапа-Геленджик-Сочи

Если ехать с двумя ночевками, то самыми оптимальными будут остановки в районе Воронежа и в Ростова-на-Дону. Таким образом, путь поделится на 3 участка по 500 км. С одной стороны, в этих городах полно жилья на том же (по ссылке мой подробный пост о сервисе и бонус 20$ ), c другой стороны, въезд в город и выезд из него занимает время, поэтому для его экономии лучше будет останавливаться не в внутри города, а в придорожных отелях.

Учтите, в городе есть возможность сэкономить, так как нормальная квартира стоит 1500-2000 руб (рекомендую квартиру , ), а сопоставимый отель будет стоить раза в два дороже.

Как вариант, распланировать маршрут только с одной ночевкой, например, выехать днем из Москвы, добраться к вечеру до Воронежа, заночевать перед ним в отеле, и с раннего утра двинуть дальше сразу до моря. Или планировать единственную ночевку перед Ростовом, там как раз трасса проходит сквозь несколько населенных пунктов, где есть мотели и жилье у частников.

Непривередливые путешественники могут вообще ночевать в палатке, где угодно по пути (в лесополосах), а «дальнобойщики» ехать часов 18-25 без отдыха и ночевки. Мне лично не хочется рисковать семьей, поэтому я стараюсь не делать больших перегонов, так как устаю и теряю концентрацию, особенно ночью. Да, я мог бы проехать эти 1500 км за один присест, но не вижу смысла.

Если конечная цель Сочи, то без предварительного перерыва ехать по участку Туапсе-Сочи мало приятного, там серпантины, пробки, и этот отрезок может занять прилично времени, в 2-3 раза больше привычного (если сравнивать с пологими участками). В идеале по нему проезжать рано-рано утром, пока еще машин мало, или ночью. Когда я ехал в Сочи, то средняя скорость вышла 45 км/ч, встречались участки с односторонним движением (ремонты), плюс фуры хоть и пропускают иногда на подъемах, но в целом все равно быстро ехать не получалось. Только ближе к Сочи и после него нормальная скорость. В населенных пунктах (а они там сплошняком) часто ограничение в 40 км/ч, на трассе 70 км/ч.

В Геленджик же я обычно езжу через Джубгу, мне там больше нравится, спокойная дорога, но есть вариант поехать через Новороссийск. В Анапу лучше ехать, уйдя с трассы М4 через километров 100 после Ростова на станицу Каневская, и далее проехать через Тимашевск, Славянск-на-Кубани, придерживаясь Темрюкского направления, но дорога там так себе. После Славянска надо будет уйти на Анапу.

Время в пути

Как я уже написал выше, все зависит от того, сколько вы захотите делать ночевок по дороге и захотите ли вообще. Туда мы ехали все вместе с семьей, поэтому делали 2 ночевки, в итоге дорога заняла в очень расслабленном темпе 3 дня.

Обратно я ехал один (семейство улетело самолетом) из Адлера и до Москвы. Добрался за 26 часов, из которых около 5 проспал в машине. То есть сама дорога заняла 21 час. Вполне нормально я считаю. Где-то на 20-25 часов и стоит рассчитывать, без учета длительных остановок на сон.

Трасса М4

Полосы и покрытие

По дороге до Черного моря я уже ездил несколько раз, автостопом туда-обратно, и раза 3 на машине. Трасса медленно, но меняется к лучшему. Прежде всего, почти сделали две полосы в каждую сторону от Москвы до Горячего Ключа. Но, к сожалению, есть еще участки с одной полосой. Например, в Воронежской области в районе поселков Лосево-Павловск-Верхний Мамон, участок длиной порядка 70 км. Причем, там нет ремонта, просто по полосе в каждую сторону и нет намека на расширение. И еще кусок ближе в Ростовской обалсти. Также идет ремонт в Ростовской области уже после Ростова-на-Дону между поселками Самарское и Кущевская (кусок порядка 40 км). Еще в Ростовской области исчезает периодически металический разделитель со встречкой, пропадает разметка, появляются неровности, трещины и прочее (ехал уже в темноте, совсем неудобно), впрочем как и в Воронежской области. На самом деле лучший кусок М4 между Москвой и Воронежем, по идее такая она должна быть на всем протяжении. Будем ждать:)

После Горячего Ключа однополосное движение с периодической полосой для обгона. Она там довольно часто появляется. С Джубги до Туапсе примерно такая же схема, только небольшой серпантин и третья полоса встречается довольно редко. От Туапсе до Сочи конкретный серпантин и почти нет возможности обогнать. С Джубги до Геледжика тоже одна полоса, но там почти нет серпантина, поэтому участок проходится быстро.

С Ростова до Анапы однополоска с кучей фур и старых камазов, и только после поворота с темрюкской трассы на Анапу, они исчезают. Мы пытались по навигатору проехать объездными дорогами (ехали с Ростова на Азов и далее в объезд городов), но там местами плохая дорога, в целом длиннее расстояние, но плюс, что машин мало. Выиграли или нет, не знаю.

Штрафы и камеры

Камер по дороге очень много, поэтому нарваться на штраф при несоблюдении скоростного режима, не проблема. Но оно и к лучшему, мы все живее будем. Я везде двигался со скоростью максимум +15 к разрешенной, то есть если разрешено 90 км/ч, то я ехал 115 км/ч. Везде, кроме платных участков, как раз именно такое ограничение. На платных же — 110 км/ч и на одном из них целых 130 км/ч (то есть можно 145 к/ч ехать, если есть такое желание).

За всю дорогу туда и обратно мне пришел всего один штраф на 500 руб. Где-то в Воронежской области ехал вместо 83 км/ч в населенном пункте. Странно, обычно там я уж точно притормаживаю.

Платные участки

Всего сейчас на М4 восемь платных участков. Все они между Моской и Воронежем, но планируют делать еще. Визуально они почти ничем не отличаются от других участков трассы, каких-то серьезных отличий я не заметил. Только на одном куске сделали разрешенную скорость 130 км/ч, на остальных 110 км/ч, как и на всем остальном отрезке М4, который позиционируется, как автомагистраль.

По цене: 35-120 руб за участок, ночью тарифы дешевле. Причем, на одном из участков надо при выезде чек опять показать, так что чеки не выбрасывайте.

Отдых в пути и заправки

Мы в основном останавливались на Лукойле, потому что там есть цивильный туалет, минимаркет, детская площадка и столики на улице для перекусов. По крайней мере на первой половине М4 заправки Лукойл именно так оснащены, далее они идут уже помельче и без такого набора. На карте на всякий случай отметил очень крупный Луйкойл после Воронежа, где можно нормально поесть и постоять в тени. В предыдущих Лукойлах в кафе были только кофе/чай и плюшки, а тут прям блюда.

Лукойл молодцы — на многих заправках есть детские площадки и столики для перекусов

Вокруг русские просторы… На заднем плане М4

Территория данной заправки была очень большая и многие стояли в дальнем её конце, где есть тень и лавочки со столиками. Так вот, чтобы не ходить никуда, народ тут же справлял нужду за перегородку, от чего стояла дикая вонь, жара же. Удивила даже не лень пройти 100 метров до туалета, а то, что вонь никого не смущала, люди там спокойно сидели и кушали. Мда.

Если кто не в курсе, то по пути есть еще и паркинги. Но они, мягко говоря, не очень приятные: много мусора и вусмерть загаженные туалеты. Причем, если на паркинге есть какая-то инфраструктура, например, нелегальные кафешки, то срача гораздо больше. Поэтому лучше таки останавливаться передохнуть, либо на заправках, либо просто по пути в лесополосе, либо на паркингах, где нет кафе. И еще такой минилайфхак, если все-таки задумаете сходить в туалет из красного кирпича, то лучше не ходите в него на паркинге, ходите на автобусной остановке, там они тоже есть, но чище.

Прочие нюансы

Заметил такую особенность, поток по левой полосе едет где-то 140-160 км/ч, по правой 80 км/ч. Поэтому, если хочется ехать 100-120 км/ч, то не подходит ни одна из полос, приходится вечно перестраиваться из одной в другую. Неудобно, однако.

После Ростова-на-Дону меня задолбала однополосная дорога, но это больше актуально для тех, кто едет в Анапу, Темрюк, (Порт Кавказ), то есть уходит с М-4 вправо. Мы очень долго этот последний отрезок ехали, сплошные фуры (видимо идут как раз в Порт Кавказ). Фуры убитые, мало того, что тащишься за ней 50-60 км/ч, так еще и в клубах дыма, никакие салонные фильтры не спасут. А если у меня астма была бы? И обогнать тяжело, поток сплошной. Сначала перевышают разрешенную нагрузку, загружая товара в 2-3 раза больше по весу, так что машина в горку заползти не может и убивается, а потом покупают талон государственного ТО, хотя это уже не машина, а паровоз, и ездят себе дальше.

Еще почему-то Мегафон по всей дороге ловит довольно плохо. Останавливаешься на заправке, чтобы Егор поспал и поел, хочешь заодно почту проверить, фоточку запостить, а интернет в лучшем случае EDGE, то есть почти мертвый. В Ростове-на-Дону в самом центре, именно в том месте, где снимали квартиру, такая же ситуация (на след день отъехали квартал и он заработал). По дороге Тимашевск-Славянск-на-Кубани-Анапа H+ почти не появлялся. В Джемете (поселок рядом с Анапой) точно также 3G и H+ ловится местами. Помню в 2011 году был у нас , я еще заметки по пути делал, обчертыхался, так как невозможно было ничего запостить, жаль, мало что изменилось с тех пор.

Радио везде, мягко говоря, на любителя, либо русское ретро, либо шансон. Надо брать с собой диски или флешку. И кстати, не каждая магнитола будет устойчиво ловить сигнал при таких расстояниях от крупных городов.

Яндекс Навигатор ведет кратчайшим путем, даже если это грунтовка, нет там выбора «быстро» или «коротко». И, если для поездки по М4 навигатор не особо нужен (негде там потеряться), то для осмотров каких-либо окрестностей в стороне от трассы, лучше пользоваться нормальными навигаторами. У меня они все удалились со сменой телефона, надо заново поставить.

Видео

Короткая зарисовка, как выглядит туалет на самой современной трассе в России, на М4.

P.S. Когда доберемся до Сочи, а потом поедем назад, возможно еще что-то дополню.

P.P.S Каким приложением для автонавигации по России пользуетесь?

Как мы выбирали отели

Ростов - город большой, в час пик собираются серьезные пробки, поэтому лучше выбить отель на окраине, а еще лучше на трассе М4, чтобы не тратить время на петляние по улицам Ростова-на-Дону. Дорога до Ростова довольно тяжелая, потому что поток машин большой, расстояние внушительное, поэтому гулять вечером по городу вам вряд ли захочется.

Вот ряд отелей, расположенных вдоль трассы:

Отель Родина - симпатичная гостиница с отличным сервисом, комфортными и неубитыми номерами, супер кроватью с хорошим бельем. Рядом круглосуточная дешевая столовая (ужин на троих обошелся в 700 руб.), что важно для раннего выезда.

Меридиан Юг - расположена на М4, не доезжая Ростова-на-Дону. Попроще, чем Родина, но вполне приличная, на мой взгляд.

Гестхауз Bingo - бюджетный вариант

Гостевой дом 17 - дизайнерский гестхауз, расположен более далеко от трассы, чем предыдущие варианты

Отель Тихое озеро - spa вариант ночевки в дороге

Мы выбрали ночевку в Родине, когда ехали в Адыгею. В предыдущий раз, направляясь в Геленджик, я решила остановиться на ночевку в гестхаузе в Азове, расположенном в 20 минутах езды от Ростова. Такое решение пришло мне в голову после мониторинга в течение нескольких дней ситуации на трассе до моря. Все указывало на то, что в Геленджик мы поедем не по М4 Дон, а через Тихорецк и Крымск. Соответственно, ночевать в Азове было весьма выгодно, чтобы двигаться через станицы.

Плюс ко всему в Азове стоимость отелей ниже, чем в Ростове. Мы останавливались в гостевом доме «Азов» за 1800 руб в сутки. За эти деньги мы получили огромный номер с мини-кухней (хоть и номинальной), двуспальную кровать, хорошую ванную комнату, парковочное место.

Также в Азове можно вполне бюджетно остановиться в Амаксе .

О гостевом доме Азов

В Азов мы приехали около 9 вечера. Гестхауз расположен на улице с частными домами, опознавательных знаков нет, поэтому пришлось созваниваться с хозяином. К счастью, нас ждали и встретили. Номера предоставляют в большом новом современном частном доме. Каждый номер представляет собой квартиру-студию с железной дверью. Дизайн выполнен в современных тенденциях, на мой вкус симпатичные номера. Для отдыха есть все самое необходимое, единственное, что не забудьте купить заранее воды, либо придется заказывать из ресторана за бешенные деньги.

В комнате стоит тумбочка и кровать, на стене висит телевизор. Нам больше ничего и не надо было. В коридоре установлен встроенный полноценный шкаф.


Гостевой дом Азов

На мини-кухне есть чайник, плита и раковина, но мы не пользовались. Решили просто заказать пиццу, потому что сил идти в ресторан не было абсолютно.


Гостевой дом Азов

Ванная комната с душевой кабиной, полотенца и банные принадлежности имелись в наличии.


Безусловными плюсами гостевого дома являются:

Наличие закрытой парковки

Просторный номер

Новый и современный ремонт

Удобное расположение для продолжения дороги в Геленджик

Из минусов могу отметить, пожалуй, отсутствие лифта.

Ночевка в отеле Родина в Ростове-на-Дону

Отель Родина удобно расположен для путешественников на машине, на трассе М4 Дон. Представляет собой новое здание с современными номерами. На большой площадку стоит здание гостиницы, а также парковка, лавочки и столики для отдыха и круглосуточная столовая.


Родина Ростов-на-Дону

При входе мы видим симпатичный ресепшен и бойких и вежливых девушек-администраторов.


Родина Ростов-на-Дону


Родина Ростов-на-Дону

Нас оперативно зарегистрировали, выдали ключи, рассказали об услугах и номере. Мы бронировали два номера: один с двуспальной кроватью и одноместный.

Наш номер оказался с большой кроватью, отличным бельем и четырьмя подушками. Одноместный номер содержит две односпальные кровати.


Родина Ростов-на-Дону


Родина Ростов-на-Дону

Площадь номера вполне комфортная для двоих. Здесь нет шкафа, но для ночевки он и не нужен. Зато есть тапочки, бесплатный чай-кофе-вода. Даже лед по запросу вам могут принести в номер.


Родина Ростов-на-Дону


Родина Ростов-на-Дону

Чай, кофе и вода предоставляются бесплатно.


Родина Ростов-на-Дону

Вообще, в Родине существует много таких приятных мелочей. Например, вы можете бесплатно попросить дополнительное одеяло, халат, гель для бритья и другие гигиенические принадлежности. Основное лежит в номере по умолчанию: гель для душа, зубная щётка и паста, полотенца, фен.


Родина Ростов-на-Дону


Родина Ростов-на-Дону

Родина Ростов-на-Дону

В номере есть кондиционер, окна также открываются.

Претензий к номеру у меня нет, за 2500 руб мы получили очень комфортные условия для отдыха.

В соловой в любое время можно дешево и вполне вкусно поесть. Мы ужинали втроем, отдали около 700 руб. за всех.


Родина Ростов-на-Дону


Родина Ростов-на-Дону

Цены примерно такие: салаты 30-40 руб, супы - около 100 руб, гарниры - 40-60 руб, котлета 100-120 руб.


Родина Ростов-на-Дону

К минусам отеля могу отнести недостаточную шумоизоляцию - все разговоры в коридоре слышно очень сильно. К сожалению, многие люди не понимают того, что они не одни в отеле, что люди хотят отдыхать, а не слушать их вопли.

А в остальном нас полностью устроил отель, хорошо отдохнули и поехали дальше.