Монастырь в горах грузии. Церкви и монастыри в грузии

Нужно отметить, что грузины, как и мы (имеются в виду не татары, а русские) - православный народ. Именно этот факт после захвата турками древней Византии - привело к тому, что православные народы и царства искали помощи и защиты у Российской империи.

И чем больше турки и персы резали и угоняли в рабство христиан, тем более, Грузия и Армения тяготели к России.

Мало того, известный геноцид армян произошёл в 1915-1918гг. - а это совсем недавно по историческим меркам, а ведь мало кто знает, что кроме армян в Турецкой империи убивали и изгоняли греков, грузин, ассирийцев, курдов и другие христианские и не христианские народы.

В настоящее время, когда разгорается вокруг наших стран пояс нестабильности, вспыхивают цветные и коричневые революции - фактор агрессивного ислама может вернуть Закавказье на 500 лет назад, и тогда всё вернется на круги своя!

Троицкий монастырь у подножья Казбека

Грузинская православная церковь — автокефальная поместная православная церковь, имеющая шестое место в диптихах славянских поместных Церквей и девятое в диптихах древних восточных патриархатов.

Одна из древнейших христианских церквей в мире.

Юрисдикция распространяется на территорию Грузии и на всех грузин, где бы они ни проживали, а также на территорию частично признанных Абхазии и Южной Осетии и на север Турции. По преданию, основанному на древней грузинской рукописи, Грузия является апостольским жребием Божьей Матери.

В 337 году трудами святой равноапостольной Нины христианство стало государственной религией Грузии. Церковная организация находилась в пределах Антиохийской Церкви.

Сложным является вопрос получения грузинской церковью автокефалии. По мнению историка грузинской церкви, священника Кирилла Цинцадзе, Грузинская Церковь пользовалась фактической самостоятельностью со времен царя Мириана, но полную автокефалию получила лишь в V веке от Собора, созванного Антиохийским Патриархом Петром III.

Статья 9 Конституции Грузии гласит: «Государство признает исключительную роль грузинской православной церкви в истории Грузии и вместе с тем провозглашает полную свободу религиозных убеждений и вероисповедания, независимость церкви от государства».


Христианство как государственная религия

В период между 318 и 337 годами, скорее всего в 324-326гг. трудами святой равноапостольной Нины христианство стало государственной религией Грузии. Церковная организация находилась в пределах Антиохийской Церкви.

В 451 году, вместе с Армянской церковью, не приняла решений Халкидонского собора и в 467 году при царе Вахтанге I стала независимой от Антиохии, приобретая статус автокефальной Церкви с центром в Мцхета (резиденция верховного Католикоса).

В 607 году Церковь приняла решения Халкидона, нарушив каноническое единство с Армянской Апостольской Церковью.

(напомним, что Халкидонский собор признал догмат о единстве божественного и человеческого начала в Христе!)

При Сассанидах (VI—VII вв.) выдержала борьбу с персидскими огнепоклонниками, а в период турецких завоеваний (XVI—XVIII вв.) — с исламом. Эта изнурительная борьба привела к упадку грузинского Православия и утере церквей и монастырей на Святой земле.

В 1744 году в Грузинской Церкви прошли реформы, аналогичные реформам патриарха Никона на Руси.

Гелатский монастырь Церкви и храмы Грузии

Грузинский экзархат Российской Церкви

В 1801 году Грузия вошла в состав Российской империи. По проекту, разработанному главноуправляющим генералом А. П. Тормасовым и представленному Александру I в 1811 году, в Восточной Грузии вместо 13 епархий учреждалось 2: Мцхетско-Карталинская и Алавердско-Кахетинская.

21 июня 1811 года Святейший Синод снял сан Католикоса-Патриарха с Антония II (Теймураза Багратиони; 1762-21 декабря 1827 года).

С 30 июня 1811 года до марта 1917 года (де-факто) Церковь в Грузии имела статус Грузинского экзархата Российской Церкви; звание Католикоса было упразднено. Первым экзархом 8 июля 1811 года стал Варлаам Эристави (князь Эристов) (30 августа 1814 — 14 мая 1817; 20 марта 1825 года назначен управляющим Даниловым монастырём; † 18 декабря 1830). К концу 1810-х был упразднён также и Абхазский католикосат.

Впоследствии экзархи назначались из епископов-негрузин, что нередко приводило к трениям с местным духовенством и эксцессам, как-то, убийство Экзарха Никона (Софийского) 28 мая 1908 года в здании Грузинско-Имеретинской синодальной конторы.

монастырь Джавари Церкви и храмы Грузии

История грузинской храмовой архитектуры

История грузинской храмовой архитектуры насчитывает примерно 1500 лет, а точнее 1536 лет (на настоящий момент). Эта эпоха делится на отдельные периоды со своими особенностями. При этом, в отличие от российской, грузинская была более консервативна, не вдавалась в эксперименты, и храм VI века не всякий отличит от храма XVIII века. Грузия не знала готики, барокко, да и модернизм особенно не прижился.

Из сохранившихся храмов самый ранний был построен в 477 году, хотя есть претенденты на более раннюю хронологию. Храмов языческой эпохи не сохранилось, хотя есть что-то, претендующее на принадлежность к зороастризму. От языческих храмов кое-где остались только фундаменты, по которым сложно что-то определить.

Крупнейший - это, наверное, фундамент зороастрийского храма около монастыря Некреси.

Христианские храмы в Грузии стоились двух типов - базилика и купольный храм. Базилика, если кто не в курсе, это такое четырехугольное здание с двускатной крышей. Купольное здание чуть более сложно по конструкции. Есть гибриды: например, храм Рождества в монастыре Шио-Мгвиме был построен как купольный, потом купол разрушился и храм достроили как базилику. Успенский собор в Хобском монастыре - редкий случай крестового храма: здесь нет купола, но все же он не базилика.

КАФЕДРАЛЬНЫЙ ХРАМ В ТБИЛИСИ

Цминда Самеба - собор Святой Троицы - главный кафедральный собор Грузинской православной церкви, построенный к 2000-летию рождества Христова на холме св. Ильи в самом центре Тбилиси. Собор Цминда Самеба является третьим по высоте православным храмом в мире.

Мифы и факты

Идея строительства нового собора возникла в 1989 году, когда патриархия Тбилиси объявила архитектурный конкурс "Собор Святой Троицы". Из сотни представленных проектов была выбрана работа архитектора Арчила Миндиашвили.

План Свято-Троицкого комплекса включал церковь, часовню, монастырь, семинарию, академию, гостиницу и другие вспомогательные здания. Власти Тбилиси выделили 11 га земли на холме св. Ильи. Но из-за беспорядков в стране строительство грандиозного храма было отложено.

В 1995 году, наконец, был заложен первый краеугольный камень. По древней традиции, в основание фундамента поместили предметы, привезенные из святых мест: камни с горы Сион и реки Иордан, землю из Иерусалима и могилы Св. Георгия, и др. Священники Тбилиси возложили золотые монеты, а патриарх и президент Грузии - памятные плиты со своими именами.

Тбилисская Цминда Самеба стала символом новых достижений Грузии и консолидации нации. Средства на строительство собирали всем миром: кто пожертвованиями, кто помощью в строительстве, многие предприятия предоставляли строительные материалы и необходимое оборудование.

За несколько лет над старым Тбилиси вырос золотой купол огромного собора высотой более 100 м (без надкупольного креста 98 м и крест 7,5 м), общей площадью более 5000 кв.м и вместимостью 15 тысяч прихожан. Освящение собора состоялось в 2004 году, ровно через 9 лет после закладки в день Святого Георгия патриархом Грузии Илией II.

Ананури Церкви и храмы Грузии

ХРАМЫ И ЦЕРКВИ ГРУЗИИ

Грузия - страна каменного зодчества. С такой историей, если бы в Грузии строили из дерева, следы пепелищ давно и безвозвратно заросли бы и затерялись.

Грузии не было нужды возводить пирамиды - природа сделала это за нее. Человеку осталось увенчать природную пирамиду. И, думаю, не будет большим преувеличением с моей стороны сказать, что в Грузии практически на каждом мало-мальски высоком холме можно увидеть или крепость или храм.

Немного лет тому назад

Там, где сливаяся, шумят,

Обнявшись будто две сестры

Струи Арагвы и Куры,

Был монастырь...

М.Ю. Лермонтов

На самом деле не немного лет, а без малого 16 столетий... был и есть храм, один из древнейших и красивейших на Кавказе. А вот Кура и Арагви там действительно сливаются, журчат неутомимо и ласково, как описал поэт.

Иногда даже границу между глинистыми водами Куры и зеленоватыми водами Арагви видно невооруженным глазом, как на фото.

Арагви и Кура Церкви и храмы Грузии

Потрясающее, невероятное место. Место, откуда открывается космос. В последние годы в Джвари практически непрерывно присутствуют группы туристов, что, конечно, отвлекает и портит впечатление, поэтому позволю себе дать два совета - поднимайтесь к храму рано утром, пока людей еще не много, и поднимайтесь обязательно пешком. Поверьте, оно того стоит.

Манглиси Церкви и храмы Грузии

Что за бесценный завет

был нам оставлен веками!

И безграничен свет,

и гармоничен камень.

Г. Табидзе

Один из красивейших храмов Грузии (хотя, на мой взгляд, они все прекрасны), - Манглиси (храм Успения Пресвятой Богородицы).

Баракони

Грузинские храмы поражают своей идеальной вписанностью в окружающую природу, гармонией с ней. Они не подавляют величием, подобно готическим соборам Европы, не сверкают богатством красок и позолотой куполов Востока. Их простота многомерна и гениальна, она дарит ни с чем несравнимое ощущение единения человека и природы с Создателем всего сущего.

Кацхис свети

Средневековые грузинские зодчие творили, приспосабливаясь к рельефу, вливаясь в него, каким бы разнообразным и удивительным он ни был.

Небольшая церковь Максима Исповедника была сооружена в IX веке на природном скальном острове, известном как Кацхис свети.

Ванис Квавеби Церкви и храмы Грузии

Часовня в расщелине скалы (Ванис Квавеби, VIII в.).

Монастырский комплекс Давид Гареджа.

Кладка пытает взгляд,

словно скрывает клад.

Скальное кружево

кем отутюжено?

Музыку кто ваял?

Тот, кто обломки скал

переколдовывал

в церковь...

Г. Табидзе

Кажущаяся простота и бедность убранства при приближении оборачиваются такой вот музыкой в камне. Завоеватели приходили и уходили, унося с собой золото и серебро, бесценные иконы и реликвии. Камень остался. Остался зачастую единственным зримым подтверждением былой славы и величия.

Никорцминда

Кто расписал тебя,

с кисти питал, любя,

выпестовал, корпя,

Церковь Никорцминда?

Г. Табидзе

Собственно, все стихи Галактиона, процитированные выше и ниже по тексту, взяты из похвалы именно ей - церкви Никорцминда (Святого Николая, построена в 1010-1014 гг.). Росписи, в отличие от каменных узоров, гораздо более хрупки и многое безвозвратно утеряно или безнадежно испорчено. Фрески горели в пламени пожарищ, их закрашивали, "украшали" надписями типа "здесь был Вася". То немногое, что сохранилось в Бетании, Бодбе, Бугеули, Вардзии, Гелати, Кинцвиси, Никорцминде заставляет поражаться равно силе человеческого гения и его же, человека, варварской агрессивности.

Кватахеви купол Церкви и храмы Грузии

Ровно двенадцать лампад

смотрят в двенадцать окон.

Что за огни горят

в доме твоем высоком?

Г. Табидзе

Некоторые храмы снабжены солнечными часами. Маленькими, незаметными, но дающими понять, что помимо гармонии с рельефом и пространственной ориентации сооружений их создатели предусмотрели и многое другое.

Шио-Мгвиме Церкви и храмы Грузии

Мастер был смел и строг:

огонь сей - в душе стерёг,

душу - меж стен сберёг

церкви Никорцминда.

Г. Табидзе

Иногда в строительство вкладывали не только душу. Но об этом позже...

Светицховели Церкви и храмы Грузии

Храм твой громокрылат,

Своды его непреклонны,

Годы его хранят,

Гулко поют колонны.

Г. Табидзе

В лоне Светицховели начинается одиннадцатый по счету век...

Всегда прекрасен этот храм. Утром, освещаемый солнцем, он отливает цветом ящерицы; к закату весь омыт золотом; а в сумерки, когда на него глядит звездный свод, контуры его, полные суровой гармонии, как бы рассекают небо.

Неизвестный мастер высек на стене изображение правой руки человека, держащей наугольник. Подпись под ней гласит: "Рука раба Константина Арсакидзе, во отпущение грехов".

Около этой надписи высечена фигура одетого в грузинскую чоху безусого юноши.

Вон тот безусый и есть Константин Арсакидзе, строитель Светицховели. Покажу тебе изображение еще одного человека...

Он принес древнюю грузинскую монету. На ней был изображен всадник с ястребом на правом плече. Надпись на обороте монеты, сделанная заглавными буквами, гласила: "Царь царей Георгий - меч Мессии".

Вот и все...

К. Гамсахурдиа

Взгляните направо! - очнулся экскурсовод. - Перед нами - Светицховели!... Зодчему, который построил этот собор, по приказу царя отсекли десницу...

Это почему же? - спросил Нестор.

Интрига... Кто-то донес на него...

Никак присвоил стройматериалы? - сказал водитель.

Н. Думбадзе

Во всем мире существуют легенды о зодчих, которых покарали вместо того, чтобы наградить за создание шедевра. Дедал, запертый в созданном им лабиринте, ослепленные создатели храма Василия Блаженного, отсеченная рука Константине Арсакидзе - явления (или мифы) одного порядка, несущие древний, сакральный смысл - создание шедевра творец должен выстрадать, уравновесить свой дар великой жертвой и великим страданием.

Хотя, для заказчиков, наверное, смысл был куда более прозаическим, и заключался в том, чтобы не платить строителям за выполненную работу.

Марткопи Церкви и храмы Грузии

Крыльев бы, крыльев нам,

Силы - живым крылам,

Правь же пространством, храм,

Г. Табидзе

Монастырь Марткопи, одиноко стоящий на вершине, среди лесов. Само название "Марткопи" означает "уединенный".

Моцамета

Собрат Марткопи по уединенному расположению и архитектуре - монастырь Моцамета (Мучеников Давида и Константина). Один (Марткопи) расположен в Восточной Грузии, другой (Моцамета) - в Западной.

Алаверди

Выше бы! - к облаку,

к высшему ко благу

рвёшься крыльями

синими, сильными.

Г. Табидзе

Кафедральный собор Святого Георгия или в просторечии Алаверди, построенный в начале XI века, - самая грандиозная стройка средневековой Грузии. Собор виден практически со всех концов Алазанской долины, посреди которой стоит, его высота, рекордная для всей грузинской расположенной в сейсмоопасном регионе архитектуры - 50 метров. Слово "Алаверди" - тюрко-арабского происхождения и переводится как "дарованный Богом". Вокруг храма, за исключением крепостной стены - одни развалины: останки дворца, трапезной, колокольни, гарнизонной казармы и даже общественной бани.

В Грузии два главных храмовых праздника - Светицховлоба (14 октября) и Алавердоба (28 сентября). Алавердоба - храмовый праздник Алаверди - отмечается с VI века. С точки зрения церковной традиции праздник посвящен основателю Алаверди Иосифу, одному из 13 сирийских отцов, заложивших традиции монашества в Грузии. С точки зрения истории и крестьян, которые испокон веков в этот день приносили в храм плоды нового урожая, проводили скачки и устраивали жертвоприношения - это, скорее, древний языческий праздник урожая, совмещенный с церковной историей и в таком виде продолживший существование уже в христианскую эру.

Гергети Самеба

Пусть шествуют века

и поколенья мимо

сокрытого от глаз

приюта моего.

И. Абашидзе

Если Алаверди - самый высокий храм Грузии, то Церковь Святой Троицы (Самеба) в Гергети - самый высокогорный. Церковь возведена на высоте 2170 метров предположительно в XIV веке. Фоном для храма служит почти всегда покрытая снегом и льдом гора Мкинварцвери (в России более известная как Казбек).

В исторических хрониках Гергетскую Троицу иногда называют "хранилищем Мцхетского сокровища" - во времена набегов и войн, сюда по крутым горным тропам поднимали, дабы охранить от захватчиков, главную грузинскую святыню - Крест Святой Нино.

В одной из пещер высоко в горах был найден клад с церковными рукописями - кто-то из монахов поднял и спрятал его там. Горы всегда были для народа Грузии домом, защитой, убежищем, родными стенами.

Но и они не всегда спасали...

Кватахеви

Дикие леса карабкались по ступеням гор. Отвесные скалы обрывали настойчивые набеги врагов, и, соблазненный этой охраной, царь Давид Строитель воздвиг над крутизной Кватахевский монастырь.

Сменялись цари, убегали века...

Но однажды налетела желтая буря... И молили колокола о помощи, но лежала разбитая Грузия под голубыми сапогами беспощадного Тимурленга... напрасно умоляли колокола, напрасно с бойниц свистели стрелы, напрасно трупы защищали вход в монастырь. Пали тяжелые ворота. Хлынул в них желтый поток...

А.А. Антоновская

Монахинь связали всех вместе и сожгли заживо, монастырь разграбили. С тех пор женская нога не ступала больше в Кватахеви. Вход разрешен только мужчинам.

Никогда не понимала, зачем было устраивать костер из уже беззащитных женщин. Как не понимаю и тех людей, что называют сыновей Тамерланами, в честь хромого кровожадного уродца. Как не понимаю средневековых церковных иерархов, решивших больше не впускать в монастырь ни одну женщину, во избежание осквернения памяти невинно убиенных инокинь.

Мартвили

Как далеко, а виден до сих пор

Мартвили, недостигнутый Мартвили,

Высокий белый стих Одишских гор.

И. Абашидзе

Очень приятная небольшая церковь X века Мцире Чиквани (монастырь Мартвили). Ее крыши и купол покрывает черепица. На многих других храмах еще с советских времен из соображений экономии крыши перекрыты металлом. Мне кажется, черепица смотрится, гораздо лучше, нежнее, гармоничнее.

Ниноцминда

И снова кладка. На этот раз рельефная. Такая кладка характерна именно для Восточной Грузии (Греми, Сигнаги, Бодбе). И еще одна характерная особенность - купол, сложенный из того же материала, что и стены. Построенный в VI веке храмовый комплекс сильно разрушен землетрясением в первой половине XIX века.

Цугругашени

Творение времен царствования Лаша-Георгия, законченное уже после первых появлений монголов в Грузии (1213-1222 гг.). Согласно ктиторской надписи, выстроено неким Хасаном Арсенидзе. Последние вспышки света перед погружением во тьму восьмисотлетней пропасти практически непрерывных нашествий и разорений. Дальше все чаще приходилось не строить, а восстанавливать.

Над обрывистой Метехской скалой, там, где ныне восседающий на каменном коне Горгасали поднятой десницей предупреждает водителей быть поосторожнее на повороте и откуда в былые времена отчаявшиеся тбилисцы совершали свой последний путь в жизни - с камнем на шее в мутные воды Мтквари, раньше стоял Метехский замок (слово "замок" здесь следует понимать в смысле "тюрьма").

Н. Думбадзе

Название квартала - Метехи - появилось в XII веке и означает "окрест дворца". В храме находится захоронение Святой Шушаник, первой христианской мученицы Грузии, армянки по происхождению. А рядом с Метехи в 1961 году был установлен памятник основателю города царю Вахтангу Горгасали.

Метехский храм, построенный в 1278-84 гг. при царе Деметре II Самопожертвователе, сначала был дворцовой церковью грузинских царей, с XVII века находился на территории крепости, с присоединением Грузии к России крепость переоборудовали в тюрьму, а в середине ХХ века тюрьму снесли.

Сам храм неоднократно разрушали и отстраивали вновь. В XIII веке церковь сравняли с землей монголы, но она быстро была восстановлена. В XV веке ее разрушили персы, а в XVI-XVII веках она постоянно перестраивалась грузинскими царями. Во времена Берии при сносе крепости-тюрьмы хотели снести и церковь (за протесты против её сноса художник Дмитрий Шеварднадзе заплатил жизнью, так что в этой части сюжет "Покаяния" документален).

Метехи

И тотчас зазвенели колокола тбилисских храмов. Каждый звонарь вызванивал колокольные фразы своего храма.

Кар...тли...я...ли...я... Кар...тли...я...ли...я, - отзванивала Анчисхатская церковь.

Эгрэ...ихо...эгрэ...ари... Эгрэ...ихо...эгрэ...ари, - гудел Сионский собор.

Велит...мепес... мепес... велит...гамарджвебит...мепес...велит... - заливалась Метехская церковь.

А.А. Антоновская

Сиони Церкви и храмы Грузии

Так было... так есть... - означает в переводе колокольная фраза Сионского собора. Сиони стоит почти столько же, сколько Тбилиси - с V века - и все эти полтора тысячелетия разделяет судьбу города.

Первый храм на этом месте был снесен арабами. После освобождения Тбилиси от арабов в 1112 году Сиони возвели заново. В 1226 году город был захвачен шахом Хорезма Джалал-ад-Дином. Шах приказал снять с Сиони купол, бросить иконы на мосту и заставить жителей Тбилиси пройти по ним. Сто тысяч мучеников, отказавшихся переступить через святыни, Грузия ежегодно поминает 13 ноября на Метехском мосту, там, откуда летели в Мтквари (Куру) отрубленные головы казненных.

Тамерлан разрушил Тбилисский Сиони в конце XIV века, но церковь была восстановлена.

В 1522 году по приказу шаха Измаила из Сиони вынесли икону Богоматери и бросили в реку. Икона была найдена и возвращена в собор. В 1724 икону снова похитили, на сей раз мусульманский правитель Кахетии Али-Кули-Хан.

В 1668 году храм сильно пострадал от землятрясения, но был вновь восстановлен.

В 1726 году турецкий султан приказал превратить Сиони в мечеть. Князь Гиви Амилахвари сумел убедить султана отказаться от его намерения ценой дорогих подарков.

После нашествия персов под предводительством Ага-Мухаммед-Хана в 1795 году собор был восстановлен князем Цициановым. Посетивший Сиони в 1817 году Минай Медичи писал, что "он обширный и великолепный, разрисован внутри картинами из Библии". Часть фресок в храме выполнена русским художником Г.Г. Гагариным.

Сиони стоял и будет стоять, пока стоит Тбилиси, пока жива вера народа. Здесь хранится Крест Святой Нино.

храм Баграти

Бачана убрал руку с пульса и приложил ее к сердцу. Сердце молчало...

Так у тебя была всего лишь ишемия задней стенки, а у него не стенка, а развалины Баграти!

Н. Думбадзе

Баграти - второй из четырех кафедральных соборов средневековой Грузии (собор Успения Пресвятой Богородицы), построенный в X веке царем Багратом III и взорванный турецкими войсками в 1691 году.

В 2007 году было принято решение воссоздать храм. Именно воссоздать, потому что то, что от него осталось, никак не тянет на осторожное понятие "реконструкция". На первом этапе работ было найдено женское захоронение, судя по обилию драгоценностей, принадлежащее особе царских кровей. Было даже высказано предположение о том, что, наконец-то обнаружена могила царицы Тамар, однако захоронение оказалось древнее (VIII век).

Храм Баграти внесён ЮНЕСКО в список объектов Всемирного культурного наследия и именно благодаря этому факту воссоздание дважды приостанавливалось. Причиной первой остановки в 2010 году послужило использование новых современных материалов, что противоречит самой концепции сохранения культурного наследия в первоначальном виде. Причиной второй остановки стало появление в макете стеклянного лифта.

Еще одна из ключевых проблем воссоздания заключалась в том, что не сохранилось изображений, дающих четкое представление о том, как выглядело наиболее сильно разрушенное взрывом западное крыло храма. Есть и сторонники того, чтобы законсервировать развалины, но мне кажется, уж лучше пусть будет лифт, чем так.

В сентябре 2012 года основной этап реставрационных работ завершился.

Не могу не вспомнить о первом из четырех кафедральных соборов - Ошки (кафедральный собор Иоанна Крестителя). Построенный в Х веке, чуть раньше Баграти и Манглиси, этот прекрасный храм очень похож на них по стилю. Увы, находящийся сейчас на территории Турции, храм медленно погибает. Все переговоры правительства и Католикос-Патриарха Грузинской православной церкви пока не привели к положительному решению. Власти Турции отказываются не только допустить священнослужителей для отправления службы, но даже разрешить Грузии на собственные средства провести реставрацию.

______________________________________________________________________________________

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:

Команда Кочующие.

http://world.lib.ru/d/dia/georgian_temples.shtml

Joerj, Алексей Мухранов,

Irina Kalatozishvili, Skitalаc, taki-net, tetri info,

World monument fund, Ivane Goliadze, paata.ge,

Paata Liparteliani, Tina Sitnikova.

http://allcastle.info/asia/georgia/

Монастырь Бодбе или Святой Нино в Грузии (Bodbe Monastery of St. Nino, Kakheti, Georgia), расположенный недалеко от в Кахетии, привлекает паломников со всей страны и мира. Ведь именно здесь покоятся мощи Нино, принесшей христианство в эти земли, покровительницы и просветительницы Грузии. Территория монастыря заслуживает отдельного внимания – ухоженные зеленые аллеи, с которых просматривается , и видны горы с заснеженными верхушками.

Святая Нина

Появилась на свет в богатой семье в Каппадокии (нынешняя турецкая территория). В возрасте 12 лет девочка была отдана на воспитание христианке, служащей при храме Гроба Господня. Та рассказала, что в Иверию (современную Грузию) перенесен Хитон Господень. Через два года произошло явление Нине во сне Богородицы, та поведала об избрании девушки для поиска Ризы и проповедования Слова Божьего в том краю.

Нино удалось силами молитв исцелить грузинскую царицу Нану и царя Мириана, ее мужа, после чего правитель принял Христа. Спустя несколько лет, в 324 г. Грузия стала православной. Святая же отправилась в Кахетию и прибыла в селение Бодбе, где несколько лет жила в палатке и обращала в христианскую веру грузин, жителей окрестностей. Умерла она примерно в 335 г., завещав похоронить ее в Бодбе, что и было сделано. На месте ее палатки в 50-е годы IV в. возвели храм (не сохранившийся до наших времен), в последующем разросшийся до монастыря.

По легенде, царь Мириан вознамерился переместить мощи усопшей Нино из Бодбе в в Мцхете, однако двум сотням человек не удалось сдвинуть их с места.

История монастыря

Правители царских династий всегда почитали это место и проявляли особую заботу о его благосостоянии и процветании. Со временем культурное и религиозное влияние сделало Бодбийский монастырь центром Бодбийской епархии.

Время наивысшего расцвета Бодбе пришлось на XV век. Монастырь стал местом коронования кахетинских царей. После он пережил много разных событий:

  • В XVII в. монастырь Бодбе разорил персидский правитель Аббас; восстановивший ее царь Теймураз I открыл здесь семинарию. В ее стенах хранилось самое значительное в Грузии количество книг на религиозную тематику.
  • В XVIII в. монастырь Святой Нино стал мужской обителью.
  • В 1811, после того, как Грузия стала частью Российской империи, епархия была упразднена, земли изъяты, а место пришло опустело.

  • В 1889 г., побывавший здесь император Александр III, настолько был очарован Бодбе, что приказал восстановить религиозный центр. Монастырь стал женской обителью, ему были снова отведены земли. Здания Бодбе отреставрировали, открыли школу рукоделия и художественное училище. Первые монахини в количестве 12 человек приехали сюда из разных частей России. В последующем служительниц в Бодбе стало около 300.
  • В 1924 г. большевики, пришедшие к власти, закрыли святыню, упразднив службы и разрушив строения, в том числе сломав соборный купол. Монастыре был заброшен вплоть до 1991 г., когда его вновь начали возрождать.
  • В 1995 решено было обновить монастырь. В это время на территории Бодбе стали проводиться археологические раскопки, идущие по сей день и явившие на счет ценные реликвии и части старинных зданий.

С 1924 по 1991 гг. в Бодбийском монастыре работала больница. Одна из самых почитаемых в Грузии, икона Иверской Божией Матери, использовалась в качестве стола, на котором проходили операции, об этом свидетельствуют оставшиеся на ней следы скальпеля.

Территория монастыря

Монастырь Святой Нино в Грузии занимает большую площадь. На территории расположены основные постройки и ухоженный парк со большим количеством растительности и мощеными дорожками. По периметру построен небольшой забор, вход в монастырь закрывается в 19.00.

Перед монастырем Бодбе находится парковка. Рядом есть кафе «Пилигрим», где можно заказать национальные блюда, приготовленные по монастырским рецептам. По местным правилам здесь не подают блюда из мяса, а также под запретом алкоголь. Вырученные средства идут на нужды религиозного комплекса.

Изначально возведенный на месте палатки Святой Нины храм, в Бодбе не сохранился. На его месте в IX в. возвели кафедральный собор во имя Георгия-победоносца и равноапостольной Нины. Это главная достопримечательность комплекса, в южном пределе которого и расположены мощи Святой. Здание представляет собой кирпичную классическую базилику. Здесь находится икона Иверской Божией Матери, источающая миро, и останки военачальника Василия Гулякова. Генерал, герой кавказской войны, знаменит тем, что победил в битве с дагестанцами у реки Иори в 1803 г.

За храмом Святого Георгия в Бодбе расположена смотровая площадка. С нее можно полюбоваться живописными видами, открывающимися с высоты. Отсюда начинается спуск к источнику Святой Нины с целебной водой – второй по важности достопримечательности монастыря Бодбе.

Также на территории находятся:

  • Колокольня XIX в.
  • Церковная лавка.
  • Резиденция патриарха.
  • Кельи монахинь.
  • Кладбище.
  • Хозяйственный постройки.

Родник расположен в ущелье, ниже монастыря, добраться до него можно либо на автомобиле по горной дороге, либо пешком. Ведет к нему извилистая лестница, идущая через лес. Расстояние до источника немалое – около трех километров, и если спуск к роднику несложен, то тяжелый подъем не всем по силам. На этот случай у источника дежурят таксисты.

Внизу расположена маленькая церковь во имя родителей Нино Завулона и Сосанны и купальня. Для того, чтобы окунуться, потребуется рубашка (хитон), его можно купить тут же. У источника всегда много народа – все хотят исцелиться и набрать святой воды.

Как добраться

Расстояние Тбилиси – Бодбе составляет 110 км. Первый и самый простой способ добраться до монастыря – взять экскурсию (они ежедневно отправляются из Тбилиси и других крупных городов), попутно побывав в других интересных местах Кахетии. Можно также воспользоваться услугами такси. Время в пути составит около 2 часов.


Монастырь Святой Нино, Бодбе находится всего в 2 км от Сигнахи, до города из Тбилиси ездят маршрутки. Расстояние от Сигнахи до монастыря в можно преодолеть на попутке или пройти пешком.

Монастырь Бодбе (Грузия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры в Грузию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Величественная, грозная, красивая и нежная как сама мать Грузия полнится святыми местами. Каждый уголок этой красивой страны может похвастать светлой и тихой обителью, древним храмом, своими святыми и праведниками. Вот и Сигнахи - небольшой город в винном краю Кахетии - не исключение. Ведь именно здесь, буквально в 2 км от центра, расположен старинный монастырь Бодбе, который на всю Грузию знаменит благодаря Святой Нино.

Из жития Святой Нино мы знаем, что после обращения в христианство царя Мириана, ему явились четыре звезды, разлетевшиеся по четырем горам Грузии. И одна из них была близ Бодбе - туда-то и отправилась праведница с целью воздвигнуть крест. Жила она здесь тихо, скромно, в небольшой палатке примерно с 342 по 347 г., где и умерла. Разумеется, местная христианская община захотела похоронить Святую Нину именно в Бодбе, но царь Мириан воспротивился. Однако уже запряженные с ее телом волы неожиданно встали, как вкопанные, и не смогли сдвинуть телегу. Так Нино и захоронили на том самом месте, где стояла ее скромная палатка, после чего возвели храм, до нашего времени, увы, не сохранившийся.

Немудрено, что со временем вокруг небольшого храма возник монастырь, быстро ставший важным культурным центром региона. Впоследствии здесь короновали и некоторых кахетинских царей. Говорят, что даже персидский шах Аббас бывал в Бодбе на коронации Теймураза I, что не помешало ему чуть позже монастырь разрушить. И все же долгое время Бодбийская епархия была одной из самых знаменитых и богатых в Грузии, пока в 1837 г. после отмены автокефалии грузинской церкви российская администрация не ликвидировала епархию. Здесь остались служить несколько монахов, отобрали землю и монастырь пришел в упадок.

Но в 1888 г. Бодбе посещает император Александр III, повелевший уже в 1989 монастырь восстановить. Что и сделали, вернув ему пахотные земли и населив русскими монахами. Которые своим праведным трудом и молитвами превратили Бодбе в крупнейший монастырь в Кахетии.

Монастырь Святой Нино смотрится величественно и опрятно, однако не за архитектурными красотами стремятся сюда паломники. А ради возможности поклониться могиле этой святой, испить чудесной воды из источника ее имени, отдохнуть душой в светлой и радостной обители.

Разумеется, и в наши дни монастырь Святой Нино смотрится величественно и опрятно, однако не за архитектурными красотами стремятся паломники в местный храм Святого Георгия. А ради возможности поклониться могиле этой святой, испить чудесной воды из источника ее имени, отдохнуть душой в светлой и радостной обители.

Могила Святой Нины находится внутри, в правой части алтаря, фотографировать запрещено. Неподалеку - еще одна могила, в которой лежит генерал Василий Гуляков, тот самый, что брал штурмом Белоканы и разбил дагестанцев на Иори.

К востоку от церкви можно найти смотровую площадку с живописными видами на Алзанскую долину, а также лестницу, которая ведет к роднику Святой Нины. Идти далеко, но оно того стоит. Источник представляет собой небольшое кирпичное сооружение, где сверху находится храм Завулона и Сосаны (родители Святой Нины), а под ним бассейн, где можно окунуться.

Бассейн находится в небольшой комнате, куда по очереди пускают по пять человек сначала мужчин, а потом женщин. Окунаться принято в белых рубашках, которые можно привезти с собой, купить здесь же либо использовать местные (они специально лежат для паломников в корзинах у источника). Многие, выбравшись из воды, не выжимая, аккуратно снимают с себя рубашки и забирают домой, так как вода эта считается лечебной.

Вода очень холодная, переодеться можно только прямо в комнате с источником, а снаружи, как правило, ждет очередь. Стоит заранее подумать, что надеть, дабы не заставлять паломников долго ждать, да и самим не мучиться с неудобной одеждой на мокрое тело.

Монастырь Бодбе

Координаты

Как добраться: из Сигнахи пешком или на такси около 2 км. Выйти из города в сторону Тбилиси и не пропустить указатель на Бодбе. Из Тбилиси до Сигнахи ходят маршрутки, водителя можно попросить, чтобы остановился у поворота на монастырь. Однако не стоит бояться получасовой прогулки до монастыря - по дороге открываются потрясающие виды на город, которые обязательно пропустишь на машине.


Страницы: 1

Шио-Мгвимский монастырь я планировал посетить еще в свой первый приезд в Мцхету, но тогда таксист отговорил нас под предлогом, что после дождя 10 км грунтовки будут совсем мучительны, и вместо Шио мы попали в крепость Ананури. В этот же раз я сам был на колесах, поэтому отговорить меня было некому. Возле монастыря Самтавро, о котором был рассказ в посте про Мцхету, второстепенная дорога уходит в гору - это и есть единственный автомобильный путь к монастырю.


Дорога здесь одна, поэтому заблудиться не получится. Лишь в одном месте она раздваивается, но вторая часть ведет на какой-то режимный объект, огороженный шлагбаумом, это видно. Не знаю как тут во время дождей, но в сухое время мы легко одолели все 10 км на малолитражке.

Летом здесь, думаю, очень красиво:

// vartumashvili.livejournal.com


// vartumashvili.livejournal.com


В какой-то момент дорога идет вдоль Куры:

// vartumashvili.livejournal.com


И вскоре заканчивается прямо у ворот монастыря.

// vartumashvili.livejournal.com


Шио-Мгвимский монастырь - средневековый монашеский архитектурный комплекс, неподалеку от города Мцхета. Он расположен в узком известняковом ущелье на северном берегу реки Мтквари (Кура), примерно в 30 км от Тбилиси. Первая монашеская община на этом месте была основана в VI веке монахом Шио, одним из тринадцати ассирийских отцов, которые прибыли в Грузию в качестве христианских миссионеров. Святой Шио провел свои последние годы, отшельником в глубокой пещере возле Мцхеты, впоследствии названной Шиомгвиме (Пещера Шио). Шио-Мгвимский монастырь быстро превратился в крупнейшую монашескую общину Грузии, и к концу VI века его населяли более, чем 2000 монахов. Монастырь стал оживлённым центром культурной и религиозной деятельности и находился под личным патронажем католикоса Грузии. Падение единого грузинского царства и непрекращающееся чужеземные вторжения привели монастырь в упадок. Период относительного оживления наступил когда грузинский царь Георгий VIII (правил 1446-1465) предоставляет Шио-Мгвимский монастырь и его земли благородному семейству Зевдгинидзе-Амилахвари, которые до 1810-х гг. использовали его в качестве семейной усыпальницы. Несколько раз монастырь опустошался и разорялся, а в конце концов и вовсе был закрыт советской властью, хотя богослужения тайно продолжались. Сейчас монастырь действует и привлекает много паломников и туристов.

// vartumashvili.livejournal.com


Уже на входе понимаешь, что монахи здесь не бездельничают. Словно в подтверждение этих мыслей я замечаю одного из них, несущего на себе в гору полную двадцатилитровую канистру.

// vartumashvili.livejournal.com


// vartumashvili.livejournal.com


// vartumashvili.livejournal.com


Начну с того, что сразу бросается в глаза - большая церковь, необычной для грузинских храмов архитектуры. Верхняя церковь (Земо Эклесия) названная в честь Божией Матери является центральной частью Шио-Мгвимский монастыря и построена на рубеже XII века по приказу царя Давида IV. Первоначально купольная церковь, она была впоследствии уничтожена иностранным вторжением и восстановлена в 1678 году, как базилика.

// vartumashvili.livejournal.com


Вход. Внутри храма можно увидеть хорошо сохранившиеся фрески, но фотографировать там нельзя. Хотя запрет легко обойти, скрывшись за одной из колонн, я все же не стал этого делать.

// vartumashvili.livejournal.com


У церкви есть балкончик. Наверное, там какие-то бытовые помещения.

// vartumashvili.livejournal.com


В окне виден популярный в Грузии крест из виноградной лозы (крест Св. Нины) и терновый венок:

// vartumashvili.livejournal.com


К храму примыкает здание, похожее на резиденцию какого-нибудь высшего церковного чина. Здание спрятано за воротами и заходить туда нельзя.

// vartumashvili.livejournal.com


А напротив церкви, предполагаю, расположены кельи. Так я решил, потому что больше им просто негде быть. Интересно, а где в славные времена жили 2000 монахов, если сейчас места хватит от силы на несколько десятков?

// vartumashvili.livejournal.com


Здания на территории монастыря построены будто ступенями - Верхняя церковь соответственно на верху, если спуститься ниже, то можно увидеть небольшую и с виду невзрачную церквушку. На самом деле это один из древнейших храмов в стране, к тому же сохранившийся почти в первозданном виде.

Самая ранняя постройка на территории монастыря - храм Святого Иоанна Крестителя (построен в 560-580 годах). Это крестообразная в плане церковь, очень проста и строга по своей конструкции. К тому же времени относятся и вырытые монахами пещеры и сейчас видимые вокруг монастыря и вдоль дороги ведущей к монастырскому комплексу. Церковный купол опирается на восьмиугольный барабан и покрыт конической крышей. Внутри храма был размещён богато украшенный каменный иконостас со сценами жития преподобного Шио, находящийся сейчас в тбилисском Государственном Музее искусств Грузии. Колокольня храма возведена в 1733 году.

// vartumashvili.livejournal.com


Роспись церкви. Здесь мне разрешили фотографировать.

// vartumashvili.livejournal.com


Под решеткой - яма, в которой жил и умер святой Шио. Шио Мгвимский - анахорет, пустынник, один из наиболее почитаемых святых Грузинской церкви, основатель монашества в Грузии. Почитается как чудотворец в христианстве. Я не буду рассказывать о его жизни, иначе пост будет длинным.

// vartumashvili.livejournal.com


К храму примыкает трапезная, построенная между XII и XVII веками, и соединенная переходом с пещерой святого Шио.

// vartumashvili.livejournal.com


Вид от трапезной:

// vartumashvili.livejournal.com


Украшение трапезной:

// vartumashvili.livejournal.com


Вид на храм Иоанна Крестителя снизу, с "низшей ступени". Здесь позволю себе высказать свое "фи" тем, кто проводил (а заодно тем, кто заказывал, оплачивал и принимал) реставрацию монастыря. Черепица это, конечно, красиво, но здесь как раз тот случай, что не всегда: во-первых, такие объекты надо реставрировать в максимальном соответствии с тем, как оно было раньше, а, во-вторых, без этой черепицы церковь (как и остальные постройки) смотрелась куда солиднее и древнее.

// vartumashvili.livejournal.com


"Домик" для свечей на могиле возле старого храма:

// vartumashvili.livejournal.com


Когда святой Шио появился в этих местах и о монастыре еще никто и не думал, он поселился в одной из пещер в северной части монастыря у самого основания навесающей скалы. Впоследствии многие его последователи и монахи брали с него пример и жили здесь в пещерах.

В Светлый, пасхальный, понедельник мы ходили с парижанкой Аллой (паломницей, которая тоже останавливалась в монастыре на Елеоне) на службу в Свято-Троицкий собор.

Он - в ведении Русской Духовной миссии в Иерусалиме. Московского Патриархата.

2


В 7 часов утра в храме была Божественная литургия,



затем — Крестный ход вокруг собора.

1


1


1


Пел прекрасный хор Троице-Сергиевой Лавры, приехавший сюда.

1


Давно я не слышала такого чудесного пения!

Церковные службы Светлой седмицы — короткие.

Даже странно, ведь службы в Великий пост (в монастырях) длились по 5 и более часов утром и по 2-3 часа — вечером. А тут — где-то около часа.

Нам с Аллой после монастырских длинных служб с частыми земными поклонами (Великий пост ведь шел!) было как-то непривычно. Но - все Слава Богу!

Свято — Троицкий собор.

3


Строительство этого храма было начато в 1860-м году к северо-западу от Старого города. Совсем недалеко от него. Пешком можно дойти.

В 18-м веке русские паломники остро нуждались в своем русском храме, где они могли молиться на родном языке.

В этом, 2017-м, году, кстати сказать, празднуется 145 лет со дня освящения Свято — Троицкого собора.

Вообще этот 2017-й год богат на наши юбилеи в Иерусалиме.

Помимо 145-летнего юбилея в Свято-Троицком соборе, будет празднование 135 — летия со дня основания Императорского Православного Палестинского общества.

А также празднование 200 — летия со дня рождения архимандрита Антонина Капустина, первого начальника Русской Духовной миссии, который так много сделал для физического русского присутствия на Святой земле.

Он покупал земельные участки по всей Палестине, строил паломнические дома для русских православных людей, храмы, приюты.

После утренней службы в Свято-Троицком соборе мы с Аллой пошли в Старый город к Яффским воротам и встретили там паломницу, москвичку Марину, с которой мы имели «хождение по мукам» в Старом граде Иерусалиме в ночь перед схождением Благодатного Огня (я об этом подробно рассказывала в моей 6-й части).

Марина приехала в Иерусалим в… 16 (!) раз!

Она убедила нас идти в монастырь Святого Креста (еще монастырь называют монастырем Животворящего Креста), который построен на месте, где росло Древо, из которого впоследствии был сделан Крест Христов, на котором Его распяли.

Этот монастырь расположен в красивой долине Креста в западной части Иерусалима. Монастырь Святого Креста — по дороге на Хадассу (медцентр), как ехать в Русский Горненский монастырь, в район Эйн-Керем.

Этот монастырь расположен недалеко от Кнессета (израильского парламента). Эта часть Иерусалима называется Новым городом. И мы шли туда пешком от Старого города.

Монастырь Святого Креста — один из древнейших монастырей Иерусалима.

5


5

Очень величественный и красивый. Напоминает монастыри Афона.

Жаль, не догадалась прогуляться по окрестностям и издалека сделать снимок монастыря и его крепостных стен.

Действительно, внушающе. Очень похож на крепость: стены — из крупных блоков, небольшие окна, единственный вход — узкие и низкие ворота.

2

Его древние пожелтевшие от времени стены манят к себе…

2

Он очень долгое время был закрыт для всех.

И только в 1985-м, по распоряжению Патриарха Иерусалимского открыл свои двери посетителям.

Но перед тем, как мы переступим порог этого чудо-монастыря, расскажу кратко, тезисно, его историю

КЕМ И КОГДА БЫЛ ОСНОВАН МОНАСТЫРь?

Тут несколько легенд на сей счет:

1. В 4-м веке императором Св. Константином и его матерью Св. Еленой.

2. 4-й век. Грузинским христианским царем Мирианом 3-м, который совершил паломничество на Святую землю.

3. Монастырь построен в 6-м веке византийским императором Ираклием. Он победил персов и отнял у них Крест Господень, на котором Он был распят.

4. Был построен в годы царствования византийского императора Юстиниана в 6-м веке. Именно 6-й век был «золотым веком» монашества на Святой земле.

Видите, как много легенд возникновения этого монастыря, какой он древний?

Без сомнения то, что монастырь Святого Креста был основан в Византийский период истории Иерусалима.

В одной из рукописей библиотеки Иерусалимской Православной церкви упоминается этот монастырь и его местоположениe в 6 — 7-м веках.

Самым страшным для христиан было время арабского правления халифа аль-Хакима из династии Фатимидов. В 1009-м году по его приказу в Иерусалиме были разрушены большинство монастырей и церквей.

Были сильно разрушены и опустошены Храм Воскресения Христова (Храм Гроба Господня - другое его название) и монастырь Святого Креста.

ВРЕМЕНА ГРУЗИНСКОГО УПРАВЛЕНИЯ МОНАСТЫРЕМ

Пришедший в упадок монастырь после времен халифа аль-Хакима был вновь отстроен на средства грузинского царя Баграта 3-го и большими стараниями и талантом грузинского монаха с Афона Прохорa.

Это было до вступления крестоносцев в Иерусалим (до 1099 г.).

Монахи, населившие монастырь после восстановления его, были греками и грузинами, многие из них пришли с Афона, из Греции.

Oчень помогал грузинский царь Давид 4-й Строитель (жил около 1073-1125)

В то время в монастыре жили около 100 монахов. Монастырское хозяйство было крепким. Монастырь покупал все новые и новые земли себе.

Правда, когда пришли крестоносцы, поотнимали они земли православных в пользу католиков.

Особенно расцвел монастырь Святого Креста после того, как крестоносцы оставили Иерусалим.

В 12-м веке, в правление Грузией царицы Тамар, расцветал монастырь.

4


В Иерусалим прибыл грузинский знаменитый поэт Шота Руставели, написавший эпическую поэму «Витязь в тигровой шкуре». Царский двор послал его с миссией реставрации монастыря, пострадавшего после крестоносцев.

Во время пребывания Шота Руставели там число монахов значительно выросло. Много было ученых монахов, писавших богословские трактаты, переписывающих древние манускрипты.

При Шота Руставели были обновлены настенные фрески. Они были выполнены в иконографическом стиле.

4


Интересно, что сам поэт тоже был изображен на первой церковной колонне справа.

И что вы думаете? Я так увлеклась там колодцами и добыванием воды из них (рассказ и показ ниже), что не осмотрела по — хорошему настенные фрески в церкви и знаменитые мозаичные полихромные полы (там виден, говорят, даже древний мозаичный пол 6-го века). И я, балда, прошла мимо всей этой красоты! Естественно, фот нет. К великому моему сожалению. Даст Бог, в следующий мой приезд в Иерусалим снова пойду в этот монастырь тщательно лицезреть его красоту.

Но вернемся к Шота Руставели.

Есть еще одно предание, что не посылал его царский двор с поручениями в Иерусалим. Он сам прибыл сюда за гробом горячо любимой им царицей Тамар, которая завещала быть погребенной на Святой земле. И здесь царедворец Шота Руставели принял монашеский постриг. А затем с братией монастыря тоже расписывал стены церкви монастыря.

Есть версия, что именно в этом монастыре поэт написал своего «Витязя в тигровой шкуре». Говорят, что в этом монастыре он умер и похоронен прямо за алтарем. Но точное место его захоронения неизвестно.

Как, впрочем, и неизвестно погребена ли царица Тамар в этом монастыре. По одному из преданий, - да, погребена. По другому преданию, - она упокоилась в Гелатском монастыре в Грузии.

В монастыре Святого Креста есть единственный "автопортрет" Шота Руставели.

Он изобразил себя маленькой фигуркой, преклоняющейся перед двумя святыми- Максимом Исповедником (слева) и Иоанном Дамаскиным (справа). Здесь же — надпись на грузинском: «Расписавшему сей храм Шоте Руставели да простит Бог грехи, аминь. Руставели».

В 13-м веке пришли мамлюки, захватили монастырь, изгнали всех монахов из монастыря, церковь православную превратили в мечеть, а монастырь — в школу для дервишей.

Слава Богу, в этом же веке монастырь, церковь и его владения были возвращены православным вмешательством византийского императора Андроника 2-го.

Но монастырь был реорганизован. Монашеская грузинская община была устроена по образцу греческих православных общин Иерусалима того времени.

Монастырь процветал с начала 14-го и до начала 16-го веков. Потом Палестина перешла под власть турок.

До 16-го века в Иерусалиме было много грузинских монастырей. Не один только монастырь Святого Креста.

Но долг грузинской общины стал расти и достиг огромных размеров. Начали продавать земли, сдавать в аренду грузинские монастыри другим христианским общинам, которые стали со временем присваивать их себе.

В 17-м веке у грузинской общины в Иерусалиме оставался всего один монастырь — монастырь Святого Креста.

4


И тот вскоре попал в руки кредиторов.

Грузинских монахов оставалось очень мало в монастыре. Сам настоятель монастыря проживал в Грузии. Не в монастыре в Иерусалиме.

Монастырю в это тяжелое время помогла греческая Иерусалимская Православная Патриархия.

Долги монастыря ими были выплачены. И грузинский монастырь перешел под юрисдикцию Иерусалимского Патриархата. Монастырь стал принадлежать грекам.

Грузины владели монастырем 7 веков. Вы только вдумайтесь в эту цифру…

МОНАСТЫРь СВЯТОГО КРЕСТА С 18-ГО ВЕКА И ПО НАШИ ДНИ

В течение всего 18-го и до половины 19-го веков монастырь был действующим. Здесь проживало много монахов, несмотря на постоянные угрозы мусульман.

В 1848 году к Иерусалимскому Патриарху обратилась Русская Православная Церковь за разрешением об учреждении в монастыре Святого Креста Русской Dуховной миссии. Но у Иерусалимского Патриарха были свои виды на монастырь.

Здесь была образована богословская школа.

В 18-м веке было достроено 3 этажа, перестроена трапезная, переделаны монашеские кельи, создан музей.

Это был первый музей в Иерусалиме, где среди церковных экспонатов были выставлены многочисленные археологические находки.

В бывшем (теперь уже можно так сказать) монастыре была крупнейшая библиотека во всей Палестине.

Богословская школа для подготовки духовенства действовала более 50-ти лет, до 1908 года, когда ее закрыли из-за экономических трудностей.

Многие десятилетия здесь проживал только один настоятель, который был и сторожем.

За эти долгие годы безвестности здание монастыря (и снаружи, и изнутри) было повреждено временем. Полихромные мозаичные полы разрушались, замечательные настенные росписи исчезали. Значительная часть памятников и древностей монастыря оказалась утраченной.

В 70-х годах прошлого века проводилось полное восстановление здания, частичная консервация настенных фресок.

С 1985 года — это монастырь-музей.

Вот такая долгая история монастыря Святого Креста. По которой можно и политическую жизнь страны отслеживать. Не только жизнь монастыря.

А теперь зайдем в монастырь и исследуем его.

2

Монастырь стоит на том месте, где, по преданию, Лот вырастил дерево из трех пород (сосна, кипарис и кедр).

Эти три дерева срослись так, что стали одним древом. И именно из этого Древа был сделан Крест Христов для Его распятия.

А было так, как рассказывает нам Библия.

Лот с семейством покинули проклятый Богом Содом, убегая в Сигор.

Его жена по пути оглянулась (а это было запрещено Господом) и превратилась в соляной столб.

Лот остался с двумя дочерьми и поселился в сигорской пещере.

Эти дочери думали, что Всевышний истребил весь род людской за грехи его и что остались только они втроем.

И дочери Лота, чтобы продлить род свой, напоили отца своего вином и соблазнили его. (Бытие., гл. 19) И родили от него каждая по сыну. От которых пошли моавитяне и аммонитяне.

Лот был в отчаянии, когда узнал, что натворили его дочери. И вот здесь заканчивается Святое писание о Лоте и продолжается его история в преданиях церкви.

Господь хотел наказать Лота за такой грех. Но потом Он дал Лоту 3 ростка и повелел посадить их, поливать и растить.

Лот 40 лет носил воду аж из Иордана и поливал деревья.

Они срослись в одно. И выросло то Крестное дерево.

Что только ни хотели из него сделать. Но ни для чего не подходило оно, потому что изначально это Dрево предназначалось для Крестного распятия Христа.

В этом монастыре есть место, где, по преданию, и росло Dрево Лота.

3


3


А еще там есть колодцы.

Мы нашли два на территории монастыря.

2

Один из них — в монастырской трапезной.

2

Мы даже сумели зачерпнуть эту воду из колодца и взять водицу с собой.

Но очень авантюрно у нас происходило добывание воды.

Мы увидели неподалеку восточный кувшин. Связали свои 5 головных платков узлами, привязали к кувшину и опустили его в колодец.

И воду мы добыли!

1

2

Хороша водица! Мы налили ее в бутылочки, что принесли с собой, испили водицы и даже умылись ею.

Трапезная — место, где отчетливо чувствовалось прошлое.

Там — каменные столы. За ними сидела братия, ела простую, непритязательную пищу, пили воду из колодца (вот из которого мы сейчас пьем!).

Во время трапезы монах нес послушание — громко читал молитвы. Так было положено. Слышу голос этого монаха из глубины веков…

Мы с паломницами пьем воду. Молчим…

3