Индийское путешествие на поезде. Где купить билеты и какой вагон выбрать? WL – Waiting List – лист ожидания

Железные дороги — прекрасный способ перемещаться по Индии. В отличие от автобуса, который может ехать вдвое дольше обещанного, поезд идет относительно по расписанию. Опоздание 40-часового поезда может составлять 4 часа — по меркам других видов транспорта это мелочи. Кроме того, поезд очень дешев. Стоимость билета во второй спальный класс (SL) — около ¼ рупии за километр (17 копеек), и при длительных переездах поезд вообще вне конкуренции. Что касается комфорта, то, несмотря на обычную индийскую грязь, у поезда есть перед автобусом три существенных козыря. Во-первых, он не тормозит как автобус перед каждой разворачивающейся рикшей (после тысячи торможений-троганий чувствуешь себя так, как будто тебя ударили по голове пыльным мешком). Во-вторых, в поезде всегда есть вода и туалет. В-третьих полотно железной дороги не содержит ухабов и поезд идет без тряски.

После нескольких долгих часов в индийском автобусе чувствуешь себя так, как будто тебя ударили по голове пыльным мешком.

Вокзал Виктория города Мумбай

Поезд едет в пригородах Варанаси.

Кто-то предпочитает для путешествий по Индии комфортный и быстрый самолет. Но если у вас не много денег, то почему бы не посмотреть через открытое окно на безграничные рисовые поля, пальмовые плантации до горизонта и закат солнца среди бамбуковых стеблей, на сельскую Индию без суеты и толп за окном? Если вы хотите испытать один из этапов погружения в Индию, увидеть одну из важных граней этой страны — езжайте на поезде.

Классы индийских поездов и виды билетов
Индийские поезда разделяются на классы. Первый класс (1st) очень дорог — примерно в 10 раз дороже, чем демократичный второй спальный (SL). Первый класс похож на спальные вагоны «СВ» и Люкс в России: вагон разделен на 2-4 местные купе с дверью. Он присутствует не во всех поездах и по цене сравним с самолетом. На практике, если вы не магнат, при путешествиях выбор из нескольких, весьма разных(!) подклассов второго класса, описанных ниже. Местные сокращенные названия классов приводятся в скобках.

Собственно второй класс (2nd) он же general class — это вагоны с сидячими местами, похожие на электричку. Такие вагоны есть и в пригородных поездах и во всех поездах дальнего следования. Билеты без мест, и никогда не заканчиваются: можно купить билет хоть за 5 минут до отхода поезда, если в другие классы уже нет билетов. Поэтому в вагонах general класса может быть много пассажиров. Очень много. Они могут занимать проходы и тамбуры, а также свисать из дверей. Народная молва говорит, что если встать с места в вагоне, вторично сесть уже невозможно. Индусы четко представляют, что у них такое же право сидеть на этом месте, что и у вас, и ведут себя непробиваемо. Выбирайте general класс, если ехать всего несколько часов или в случае крайней необходимости. Заранее покупать такие билеты смысла нет. Цена примерно на 30 процентов ниже, чем во втором спальном (SL).

Устройcтво электрички (2nd class)

Позитивные пассажиры пригородной электрички

Второй спальный класс (SL) — прекрасный бюджетный выбор и наиболее многочисленный класс в Индии. Вагон похож на российский плацкарт, только третья полка не багажная, а спальная. И решетки на окнах. В плацкартном купе 8 мест (6 обычных и два боковых). В вагоне 9 купе (72 места). Белье не выдается, хорошо иметь спальный мешок/простыню/одеяло а еще лучше и пенку. Полки грязноватые — если не стелить свою пенку, приятно хотя бы протереть влажной тряпочкой. Верхняя полка в купе обеспечивает максимальный комфорт — можно спать и никто не потревожит. Средняя днем складывается, и все обитатели купе, а зачастую и посторонние, сидят весь день на нижней полке. Верхняя боковая полка позволяет не только лежать весь день, но и сидеть, однако боковая полка и уже и короче — она хороша для низких людей. Все стекла в вагоне открываются, окна забраны решетками. Вид и вентиляция на ходу очень хорошая, бывает даже чрезмерно хорошая. В окнах бывают щели, а некоторые окна открываются сами, так что ночью на севере Индии без одеяла некомфортно. Туалеты грязноваты, но в меньшей степени, чем рисует народная молва. Мусорных корзин в вагоне нет. Объедки и даже пластиковый мусор индусские пассажиры выкидывают в открытые окна.

Вагон второго спального класса (SL)

Второй кондиционированный класс с 3 полками (3AC) по компоновке похож на предыдущий класс SL (72 места, 9 купе). Стекла на окнах не открываются, нет решеток, работает кондиционер и выдают белье. Стоит в 2 раза дороже, чем SL. В нем можно отдохнуть от жары, влажности (особенно во время муссона) и вечного индийского шума. Полки, туалеты и обстановка в 3АС чище и цивильнее, чем в SL. Пассажиры более богатые и образованные. Но на полу бывает грязно: мусорных корзин не предусмотрено, а окно закрыто.

Второй кондиционированный класс с 2 полками (2AC) отличается от 3AC только количеством полок. В нем ездят еще более состоятельные люди, и там чище всего, хотя в первом классе еще чище. Купе отделяется от прохода занавеской. Стоит в 3 раза дороже, чем SL

В дневных поездах бывают другие подклассы, например сидячие вагоны (chair-car) с креслами как в самолете и кондиционером.

Покупка билетов
Билеты в general class купить просто: в кассах unreserved tickets на вокзале в любое время, хоть за 5 минут до отправления. Там же продаются билеты на электрички.

Билеты в остальные классы (с местами) — в кассах reserved tickets (работают с 8 утра до 7 вечера, и в воскресенье с 8 утра до обеда) и в интернете. Турагентства также заказывают билеты через интернет и берут за свои услуги от 30 до 80 рупий с билета в случае честного агентства. А нечестное билет класса SL на 1000 километров вместо 300 рупий может продавать за 1200.

Основная тактика при покупке билетов на дальние расстояния — купить билет заранее, пока есть места. Максимальный срок продажи — 60 дней, но и за 1-3 недели как правило билеты еще есть (исключение — праздники). Если передумаете, билет можно сдать обратно. Некоторые турагентства выкупают билеты заранее для продажи их перед поездом втридорога, а оставшиеся сдают обратно.

Покупка бумажных билетов на вокзале начинается с заполнения бланка запроса (reservation slip): откуда, куда, каким поездом, каким классом и сколько человек поедут. Один билет можно купить на большую компанию пассажиров, паспорта при покупке не спрашивают. Данные паспорта и даже адрес пассажиров заносятся в бланк запроса, но в билете регистрируются только имена и возраст, остальное никто не проверяет. Чистый бланк можно получить в кассе или в справочном бюро (enquiry) без очереди, а заполнить в очереди в кассу. Стоящие рядом индусы помогут. Если на какой-то поезд или в какой-то класс не окажется мест, кассир скажет вам, что следует исправить в бланке. Главное — убедить кассира, что вам очень нужно ехать именно в этот город к такому-то сроку. В Индии, если вы не уговариваете, не повторяете по 3 раза — значит вам не так уж и нужно. При четвертом повторе вы сразу почувствуете, что вас выделили из толпы других, на вас обращают внимание и готовы помочь. Для женщин в кассу бывает отдельная очередь, но если ее нет, то можно встать в начало обычной.

В Индии, если вы не уговариваете, не повторяете по 3 раза — значит, вам не так уж и нужно.

Купить электронный билет (e-ticket) можно на http://cleartrip.com/trains/ (с небольшой наценкой, но есть поиск по названию города, а не станции, а также проверка наличия билетов) или на дочернем сайте индийских железных дорог http://irctc.co.in — здесь сначала надо зарегистрироваться, а при заказе точно указать название станции (а не города) отправления и назначения (можно выяснить поиском на предыдущем сайте). На втором сайте из огромного разнообразия средств оплатить билет (счет в индийском банке, всевозможные виды переводов, множество платежных шлюзов) для карт Visa classic хорошо работает шлюз AXIS PG. Не перепутайте e-ticket c i-ticket-ом: первый покупается по интернету, и вы получаете форму для распечатки, и это то, что нужно; второй доставляется курьером по почтовому адресу.

Сдать бумажный билет можно в кассе на вокзале, а электронный — только на сайте, где вы его купили (деньги вернут на карточку). Более 24 часов до отправления потеря составит 20-30 рупий, от 4 до 24 часов возвращается 75%, менее 4 часов — 50%.

После подготовки чарта (списка пассажиров) за 4-6 часов до отправления билеты с местами перестают продаваться, даже если есть свободные места. Но можно купить билет general класса (без места), а потом пойти в ticket collector office и попросить сконвертировать его в билет спального или AC-класса. При наличии свободных мест берут разницу стоимости, выдают квитанцию о конвертации в другой класс (с указанием мест) и вписывают ручкой ваше имя в распечатку чарта.

Поезда иногда опаздывают, поэтому, если планируется пересадка с одного поезда на другой, разумно заложить запас примерно в 10-20% от общего времени движения поезда. Длительные поезда, могут опаздывать на более долгое время, чем короткие.

Покупка билетов, если нет мест: квоты и листы ожидания
Все места, в отличие от России, подразделяются на несколько групп — квот (quota), одна квота может уже закончиться, а по другой места еще доступны. Общая квота (general quota) продается всем желающим в интернете, и в кассах за 60 дней и эти билеты обычно кончаются первыми. Билеты по квоте tatkal (с наценкой около 30% к тарифу) начинают продаваться за 2 дня до поездки. Почти всегда рано утром за 2 дня можно купить эти билеты с наценкой, даже если в общей квоте давно нет мест. Tatkal-билеты продаются всем и в интернете, и в кассах. Foreign quota продается только иностранцам и только в кассах вокзалов (если на вокзале несколько касс, то такие билеты могут продаваться толко в одной). Эта квота есть не на все поезда, но часто бывает нераскупленной, так как большинство иностранцев покупает билеты через интернет и турфирмы. Стоимость билета как в general quota, требуется паспорт. Есть много других малополезных квот: ladies — для женщин (я не видел, чтобы при отсутствии билетов по general quota, когда-нибудь были в наличии женские билеты), defence — для индийских военных, senior citizen — для пожилых людей.

Количество доступных билетов по general и tatkal квотам проще всего узнать на сайте http://cleartrip.com/trains/ . Узнать количество билетов по foreign quota сложнее. Сначала нужно узнать номер поезда на вышеупомянутом сайте, далее на сайте http://indianrail.gov.in можно узнать наличие билетов на этот поезд по любой квоте. Если билетов по запрошенной квоте нету, вы увидите статус WL (лист ожидания) или RAC (reservation against cancellation). Билет со статусом RAC обычно означает наличие мест, но не полностью. Например двум RAC-пассажирам (даже абсолютно посторонним) могут выдать одну нижнюю полку на двоих в расчете на то, что они будут сидеть на ней, а не лежать. Если в пути какие-то места освободятся — контролер придет и выдаст каждому отдельное место. WL — означает отсутствие места. Покупая такой билет, вы не получаете место, но автоматически становитесь в очередь на него. Если какие-то пассажиры сдают билеты, то сначала RAC — пассажиры получат отдельные места, а оставшиеся места раздадут пассажирам WL. Билет со статусом WL 30, это значит, что если 30 людей сдадут билеты, то вы получите место, если нет — не получите. Если до отхода поезда осталась неделя и в листе ожидания несколько десятков мест, есть реальная возможность получить место. Но гарантии нет.

Практика проезда

Если у вас билет с местом (статус confirmed, номер вагона (coach) и места (berth) указан в билете), то вам не о чем беспокоиться. Номера вагонов SL-класса (спального): S1, S2, S3, 3AC-класса: B1, B2, B3, 2AC-класса: A1, A2, A3. На крупных вокзалах на платформах висят табло, отображающие, какой вагон остановится в этом месте платформы. На более мелких на платформе размечены места остановки вагонов по счету от локомотива, и, на каком месте остановится ваш вагон, можно узнать в справочном бюро. На вагоне висит наклеенный чарт (chart) — список пассажиров вагона.

Если же вы купили билет со статусом RAC или WL, то перед отправлением нужно посмотреть актуальный статус своего билета в другом чарте (на стенде или в конторе ticket collector office). Также его можно узнать в справочном бюро на любой станции или на сайте http://indianrail.gov.in , введя номер, напечатанный на билете в графе PNR.

Бумажный WL-билет можно сдать и получить полную сумму, а можно ехать по нему без места. Электронный билет, все пассажиры которого остались в чарте со статусом WL, автоматически аннулируется и деньги возвращаются на карточку (если хотя бы один пассажир имеет статус RAC или confirmed, ехать могут все, но с местом будет только один). Если у вас электронный билет со статусом WL в чарте (то есть, недействительный для проезда), а ехать обязательно надо — купите в кассе бумажный билет со статусом WL в ваш класс или билет в general class. Ехать без места в менее переполненном SL — классе комфортнее, чем в общем (хотя и на 30% дороже).

В поезде пассажиры без мест выискивают, куда бы сесть. На нижней полке (3 места) днем может сидеть до 6 человек. Вечером хозяева мест укладываются спать и сгоняют лишних пассажиров. Любые требования нужно много раз (не менее трех) повторять по-английски: «вы должны сидеть на своем месте!», «вы должны класть багаж под свое место!». Если вы хотите спать, а на вашу верхнюю полку сложили багаж, нужно попросить снять его, но долго разбираться не стоит — просто снимайте чужой багаж со своей полки и бросайте в проход. В Индии такая наглость считается нормальной. Если же вы едете без места, то вы можете спать днем на верхней полке, когда индусы все равно сидят на нижней. Ночью придется спать на полу или сидя.

Если вы хотите спать, а на вашу верхнюю полку сложили багаж, нужно попросить снять его, но долго разбираться не стоит — просто снимайте чужой багаж со своей полки и бросайте в проход. В Индии такая наглость считается нормальной.

Проводников в вагонах нету, и при посадке билеты и документы не проверяют. Более или менее регулярно проходит контролер (TTE — train ticket enquiry). Он проверяет билеты и решает конфликты из-за мест. Проверка билетов состоит в сопоставлении имени на билете, в паспорте и в чарте. Для электронного билета достаточно иметь паспорт хотя бы одному из пассажиров в билете. В бумажном билете фамилии вообще не печатаются, только пол и возраст, но паспорт по правилам все равно иметь надо.

Слово контролера — веский аргумент. Он может вам помочь, например, если у нескольких людей билеты в разных вагонах и нужно с кем-нибудь поменяться. Иногда могут и выдать неизвестно откуда взявшиеся места. Главное — убедите контролера, что его помощь вам очень нужна, что вам некомфортно спать с индусом на одном месте, что вы на него надеетесь, что если вдруг что освободится... и повторять это разными словами много раз. Многие индусы в поезде говорят, что контролер поможет, если дать ему немного денег — рупий 50 или 100, но мы встречались и с контролером, который наотрез отказывался брать деньги, потому что помогал нам из чистого гостеприимства. Некоторые контролеры, впрочем, деньги берут.

Если у вас билет со статусом confirmed, вы можете спокойно ехать на своем месте

Быт на колесах
Багаж складывается под нижнюю полку, но рундуков нету, так что принято от воров пристегивать сумки к петлям под полкой специальными цепями (продаются вагонными торговцами и на вокзалах). Рюкзаки от «наглой кражи» (взял чужую сумку и пошел) можно пристегивать боковыми стяжками, но для безопасности принято на ночь брать сумку с собой на верхнюю и среднюю полку. Индусы обыкновенно спят на сумке, даже на большой, как на подушке. Мне удобнее спать головой к проходу и класть рюкзак вдоль в ногах ближе к стенке. На верхней полке в SL-классе его можно даже пристегнуть к решетке сверху в полувисячем состоянии. Спать с сумкой на узкой и короткой верхней боковой полке очень неудобно. В крайнем случае можно брать с собой на полку только рюкзачок с ценными вещами.

Проводников в поезде нету, двери вагонов и туалетов всегда открыты. В каждом вагоне 4 туалета и два дополнительных умывальника в тамбуре, так что очереди в них я никогда не замечал. Если есть кружка, можно из нее мыть голову, иначе за сутки жаркого-пыльного-ветренного пути загрязняешься очень сильно.

Брать еду в поезд или наедаться перед посадкой не нужно. Персонал вагона-ресторана регулярно разносит горячие блюда. Цены нормальные и блюда как минимум съедобны (а бывают и вообще кулинарные шедевры, вроде традиционных пирожков самоса c пылу с жару). Тарелка тали стоит 40-50 рупий, два пирожка — 10 рупий, чай и кофе — 4-5 рупий маленький стаканчик, омлет — 15 рупий. Многочисленные самодеятельные разносчики (отличаются отсутствием формы) также разносят еду по поезду и на станциях через окно вагона, но она обычно не горячая, за исключением пирожков. Особенно часты разносчики чая, которые работают примерно с 5 часов утра до часу ночи, так что в любое время суток вагон наполнен выкриками «Ча! Ча!» (чай, чай!). Также продается вода в бутылках, соки, фрукты, сладости и даже ласси в заводской упаковке (кисломолочный напиток «снежок»).

B любое время суток вагон наполнен выкриками «Ча! Ча!» (чай, чай!)

Популярный салат из бобовых и лука женщина готовит, расстелив скатерть прямо на полу тамбура. Еда из вагона-ресторана надежнее (разносчики ее носят клечатую форму).

Очень пригодится в поезде туалетная бумага, мыло и пакеты для мусора (если вы не хотите, уподобляясь индусам, выбрасывать пластиковый мусор в окно). В любом классе полезен легкий спальный мешок или одеяло: в спальном вагоне по ночам дует из окон, а в AC наяривает кондиционер. Индусы, опасаясь кражи, не оставляют обувь на полу: владельцы верхних полок кладут ее на решетку вентилятора под потолком, а нижних — прямо на полку в ноги или сбоку.

Индусы-пассажиры очень любопытны и даже чрезмерно открыты. Они будут заводить с вами разговоры, самое меньшее — интересоваться, из какой вы страны. Некоторое поведение индусов совершенно непривычно нам: например, мужчины могут ехать, обняв друг друга или держа за руку. Никаких намеков на нетрадиционную ориентацию это не несет, таким образом они только выражают мужскую дружбу и доверие друг к другу. Если вы сядете вплотную к индусу, он не будет отодвигаться — для него ехать тесно бок о бок с незнакомым человеком — нормально. Если же вы отодвинетесь, между вами может сесть еще один индус. Никакой зоны личного пространства снаружи индуса не существует. Не удивляйтесь, если сосед по купе положит вам руку на колено с выкриком «Name!» или «From?!». Просто он плохо знает английский, а говорить громко или даже кричать — это нормальная интонация голоса. В переводе на русский: «Как звать-то тебя, родной?», «Откуда приехал, хлопец?», любопытство, нормальное расположение, доверие. Если же индус попытается прикоснуться к женщине, она отреагирует пронзительным, душераздирающим, предупредительным визгом: «Не подходи близко!». Поэтому, чтобы избежать лишнего шума, для женщин выделяются отдельные купе и вагоны, и при покупке билета вы обязательно увидите вопрос про пол каждого пассажира. Некоторые индусы будут проходить мимо европейской женщины нарочито неловко, чтобы прикоснуться к ней под видом случайного столкновения.

Никакой зоны личного пространства снаружи индуса не существует.

По поезду ходят нищие. Некоторые поют и трясут громкими погремушками, изображая музыку (с берушами будет спокойнее), другие подметают вагон: ползают в грязной одежде под полками с веником или грязной тряпкой, после чего просят денег. Иногда подметальщики ходят очень часто: чаще, чем раз в час. Деньги давать не обязательно, да и вредно по-моему поддерживать такой нечеловеческий и унизительный способ заработка. Опять же, следите за своей обувью, а лучше кладите ее на полку.

Полезные свойства вокзалов

Входы в вокзал и прилежащие территории грязные, много назойливых нищих, а по ночам прямо на тротуаре вповалку спят индусы. Кроме того, здесь работают вокзальные зазывалы, навязчиво предлагая свою рикшу или турагентство или гостиницу. Не обращайте на них внимания и не объясняйте, что вы ищете, иначе в ответ вам скажут, что ваша гостиница на ремонте (но у них есть другая хорошая на примете), а касса для иностранцев давно сгорела (но они могут показать вам, где можно достать билеты). Вход в вокзал и вход в кассы — разные.

Внутри вокзала уже гораздо спокойнее, а на платформе — совсем полный покой. Многие индусы в ожидании поезда спят, завернувшись в одеяло, прямо на платформе.

На вокзале практически всегда (мы не проверяли только на совсем маленьких станциях) есть камера хранения (cloakroom), которая работает круглосуточно с тремя-четырьмя перерывами по 15 минут. Плата за место — 10 рупий за одни сутки. Камера хранения хороша, если при стыковке поездов есть свободный день — тогда можно погулять по незнакомому индийскому городу налегке. Если предупредить персонал заранее, то можно хранить багаж, скажем, 20 дней, плата при этом рассчитывается по таблице, например 19 дней стоит 277 рупий. В камере хранения на станции Локмания-Тилак (Мумбай) при этом нас предупредили, что забрать багаж нужно до истечения календарного месяца.

В зале ожидания можно помыться и воспользоваться розеткой, туалеты, также, часто находятся в залах ожидания. Залы ожидания подразделяются по классам в зависимости от билетов. Для женщин предусмотрен отдельный зал, в котором впрочем можно увидеть и мужчин. Есть отдельные залы ожидания с кроватями (dormitory), стоимостью __ рупий в сутки за кровать, а также вокзальные комнаты отдыха, которые сдаются целиком по принципу гостиничных номеров.

В Ticket collector office можно проверить статус своего билета перед отходом поезда, если сами вы не нашли чарт на стенде или не смогли в нем разобраться. Кроме того, сюда, в отличие от справочного бюро, никогда не бывает очереди.

Кафе на индийских вокзалах — не чета сосисочным и закусочным на российских, обычно не хуже чем в городе. В любое из них можно без опасности для кошелька и желудка заходить. Даже на совсем маленьких станциях, где останавливается один поезд в сутки, будет хотя бы кафетерий (tea stall). Кафе на вокзалах как и вагоны-рестораны принадлежат IRCTС — тому же подразделению индийских железных дорог, которое продает электронные билеты. На крупных вокзалах есть и альтернативные кафе, тоже приличные.

Пассажиры на плаформе ждут поезда

! На 365 дней, мульти!
Для граждан РФ и Украины полная стоимость со всеми сборами = 8200 руб .
Для граждан Казахстана, Азербайджана, Армении, Грузии, Молдавии, Таджикистана, Узбекистана, Латвии, Литвы, Эстонии = 6900 руб

Эта справочная информация будет полезна тем, кто еще не покупал билет на поезда в Индии и не знаком с загадочной классификацией индийских вагонов.

Вся Индия с севера до юга (кроме высокогорных районов) опутана сетью железных дорог. Путешествовать по Индии на поездах очень удобно, это один из самых популярных видов транспорта здесь. На поезде можно добраться практически до любого населенного пункта. Билеты можно купить как в кассе, так и через интернет.

Вагоны обозначаются так: 1АС, 2АС, 3АС, SL, CC, GC.
Цены, как и у нас, зависят от класса вагона. Самые дорогие — 1АС, самые дешевые – GC.
Полки индийских поездов длиннее, шире и комфортнее, чем наших, шире и сами вагоны.
Все вагоны АС – кондиционированные, с тонированными стеклами, непрозрачными снаружи, у каждого места — своя розетка.
1АС – как наш купейный, бывает с 4-мя либо с 2-мя полками.
2АС –как наш плацкартный, но купе и боковые полки отделены от прохода плотными занавесками.

3АС – как наш плацкартный, но полки расположены в три этажа, т.е. всего в купе шесть полок. Боковых – две.
Вообще, если вы едете один или вдвоем, то удобнее всего ехать на боковых полках.
Каждая боковая полка в вагонах 2АС и 3АС закрывается отдельной плотной занавеской, и получается такая маленькая комнатка.
SL – слипер-класс – внешне как 3АС, только не кондиционированный и без занавесок, т.е. в купе – полки в три этажа, боковые – в два этажа. На потолке – вентиляторы.

СС — бывает в поездах, курсирующих по Индии на недальние расстояния (часов 5-6 пути). Это очень удобный сидячий кондиционированный вагон с мягкими сиденьями с откидывающимися спинками, с большим расстоянием для ног, с электрическими розетками. Здесь постоянно кормят-поят (за время пути – несколько раз).

GC – дженерал-класс – общий вагон. Это вагон типа SL, куда набивается неимоверное количество народа.
Туалетов в вагонах– четыре, по два с каждой стороны: европейский и индийский. Кроме того, в тамбуре — отдельный умывальник.

Индийские ж/д вокзалы

В небольших городках ж/д вокзалы обычно довольно чистые и безлюдные:

Но в мегаполисах, подобных Дели, Мумбаи и Варанаси, вокзал выглядит примерно так:
вокзал Мумбаи

вокзал Варанаси

Система оповещения о прибытии поездов

Система оповещения пассажиров устроена в Индии очень комфортно.
Вдоль всего перрона – электронные табло, на которых высвечивается номер прибывающего поезда, его название и номер вагона (все индийские поезда, кроме номера, обязательно имеют название). Даже на маленьких ж/д станциях вдоль перрона стоят указатели с номерами вагонов. Когда приходит поезд – каждый вагон останавливается четко напротив своего указателя. Это очень удобно, особенно когда стоянка недолгая, — не надо бежать вдоль поезда в поисках своего вагона. Стоишь спокойненько возле указателя — твой вагон остановится точно напротив тебя.
На ж/д вокзале в Кхандве, например, висит такое электронное табло:

Здесь сверху – номер поезда, его название, время прибытия, номер платформы. Ниже – номера стоек на перроне, а под ними – номер того вагона, который остановится напротив данной стойки. Например, у вас билет в вагон 2АС класса (кондиционированный вагон второго класса), обычно он обозначается буквой В. Смотрите в билете номер вашего вагона, например, В2. По табло видно, что он остановится у стойки №17. Идете на 2-ую платформу, находите стойку №17 и ждете. Ваш вагон остановится напротив вас. На вагоне будет висеть список пассажиров, там будет ваша фамилия.

WL – Waiting List – лист ожидания

В системе продажи билетов на поезда в Индии существует такое понятие как Waiting List. Когда заканчиваются билеты в вагон конкретного класса, открывается Waiting List (Лист ожидания). Вам продадут билет, на котором будут стоять буквы WL и рядом цифра. Допустим, WL8 – это значит, что после того как закончились места в этом вагоне, билеты продали еще семерым. Вы – восьмой. Если кто-то сдает билет, или снимается какая-либо бронь, то ваша очередь двигается. Вполне возможно, что она додвигается до билета с местом. А может и нет.
Теоретически — если до отхода поезда остается еще много дней, при этом WL у вас меньше 10, то скорее всего вы уедете с местом. А если остается пара дней, а WL двузначный, то шансов практически нет. В этом случае вы сдаете билет, и вам возвращают его стоимость.
В Индии очень популярно ездить на поездах, причем часто ездят целыми большими семьями, билеты берут заранее (ж/д билеты в Индии начинают продавать за три месяца). Штраф за возврат билета – символический. Поэтому, видимо, заранее покупается много билетов, и какая-то часть из них потом сдается.
Часа за два до отправления поезда на вокзале вывешиваются списки пассажиров, которым достался билет с местом.

Где купить билет на поезд в Индии

На любой железнодорожной станции есть касса. В крупных городах на вокзалах существуют специальные кассы для туристов (например, на ж/д вокзале в Дели касса для туристов находится на втором этаже, открыта с 8:00 до 20:00).
Также билеты на поезд можно купить в любом туристическом агентстве (travel agency), только надо иметь в виду, что там возьмут агентские комиссионные, которые иногда равны стоимости самого билета.
Через интернет купить билеты можно на сайте cleartrip.com. Если вам нужны билеты на ближайшие дни, а их нет, то имейте в виду, что за двое суток до отправления открывается квота Tatkal (немного дороже, чем General квота, главное — успеть их поймать).
Расписание поездов можно посмотреть здесь indianrail.gov.in/inet_metro_trns.html.

Запись опубликована 21.02.2014 автором в рубрике с метками , .

В данной статье рассмотрим экстремальный вид туризма. Я расскажу как мы путешествовали по Индии на поезде. Знакомство с индийским поездом у меня произошло в Тивиме (штат Гоа). Мы тогда только начали свое путешествие по Индии и решили выехать из Гоа в Карнатаку. В Гокарне нас ждали друзья и мы держали свой курс туда. С расписанием и билетами там дела обстоят непросто и запутанно, поэтому мы решили не покупать билеты и просто дождались поезд и сели в него. Поезд загудел и тронулся, все мы были в хорошем настроении. Мы ехали около часа и затем разговорились с попутчиками из Индии.

    Where you going?

    Gokarna, and you?

    Mumbai

Но что-то во взгляде нашего попутчика настораживало и мы задумались: А туда ли мы вообще едем? Начали спрашивать у всех куда идет поезд и оказалась, что карма нас наказала за билеты, которые мы не купили. Поезд, который ехал в Мумбаи мчал в противоположном направлении.

С некоторыми индийцами общаться не так просто, даже если хорошо знаешь английский. Мы интересовались у новых индийских друзей как нам попасть в Гокарну. На что нам ответили: выходите и садитесь на поезд в другую сторону. Это вполне логично, но что произошло дальше нас сильно позабавило. Мы выходим со своими вещами, кстати нас было 9 человек, поезд отъезжает, а на той стороне где должна быть станция, нет ничего. Просто лес. Мы вышли на станции, на которой редко кто останавливается.

Однако нам повезло, на станции были индийские полицейские. Они договорились с микроавтобусом который, не бесплатно конечно, но недорого отвез нас к начальной точке нашего путешествия в Тивим. До Гокарны мы решили добираться уже не на поезде.

Чистота

Усвоив урок, в следующий раз мы взяли билеты. И хотелось бы коснуться вопроса чистоты в поездах. Когда вспомнил меня аж передернуло, потому что некоторое время по Индии мы ходили босиком. А в поездах Индии царит жуткая антисанитария. Перед тем как поесть иногда приходится стряхнуть со стола таракана, а в ногу порой может врезаться крыса. Но индийцы с любовью трепетом относятся ко всему живому и даже подкармливают обитателей поездов.

Сколько времени стоим?

Как я уже говорил с расписанием поездов в Индии творится что-то невообразимое. Однажды услышав, что стоянка составит приличное время, мы решили перейти в другой вагон чтобы занять места поудобнее. Но когда мы шли по перрону поезд тронулся и стал стремительно набирать скорость. Многие еще пытались втиснуться в двери движущихся вагонов, поэтому мы побежали в другие двери. Со всеми нашими вещами.

Я нес свой рюкзак и сумку девушки. Добежал до двери и закинул сумку, быстро поднялся по ступенькам. Ни разу не видел чтобы состав так быстро трогался. Непонятно куда спешил машинист, ему было абсолютно все равно что не все сели. Девушка бежала с ребенком на руках. Я дотянулся, взял ребенка и повалился на людей в тамбуре. Поезд набрал такую скорость что девушка уже не успевала добежать. Но протянутые руки индийцев ее схватили и затащили в вагон. Что я тогда чувствовал словами передать вряд ли получиться. Мы хорошенько пощекотали себе нервы и немного успокоиться помогла только выкуренная биди.

Как кильки в банке

И еще помню момент когда нам нужно было доехать в Ришикеш. Поезд был бесплатный или что-то вроде того. Но ехать нужно было сутки. Было жарко и мы решили закрутить чарас в тамбуре. Двери не закрывались и дул освежающий ветерок.

Нам настойчиво говорили индийцы, чтобы мы заняли места. На следующей станции мы поняли почему. Там на перроне людей было больше, чем в метро. Все зашли и без стеснения сели на пол, на двери. В общем люди были везде и плотно прижимались друг к другу. Но не парились и пели песни. Кстати очень красиво пели. Всю ночь поезд издавал гудки, потому что в Индии не оборудованы железнодорожные переезды.

Индийцы спрашивали меня:

  • It is iphone? A how much?
  • I don`t no, - отвечал я, - It`s present.

Понимая, что если скажу «тысячу баксов», могу и не доехать до следующей станции. Ближе к концу поезд ки, освободилось место на верхней полке для вещей и я смог прилечь туда и отдохнуть.

Внимание

Индия хоть и располагает атмосферой расслабленности и умиротворения, но иногда нужно быть предельно внимательным. Так на ЖД вокзале в Варанаси у нашей подруги украли сумку в которой была камера стоимостью около 150 тысяч рублей (она работала фотографом), деньги и паспорт.

Билетов нет

Иногда в Индии проводятся большие праздники на которые съезжаются паломники со всей страны и из-за рубежа. В такие моменты если ты не «мэстный», тебе не продадут билет. Так чуть не сорвалась одна наша поездка, но мы встретили доброго человека который помог нам добраться до нужного места.

Вывод

Вот примерно такие впечатления у меня о путешествие на поезде по Индии. И конечно же несмотря ни на что, все это было интересно и увлекательно, но если вы любите комфорт, тогда поезда не ваш транспорт. Хотя, если вы действительно любите комфорт, тогда наверное, Индия не та страна в которую вам лучше отправиться.

Не смотря на то, что Индия вторая по населению страна на планете, по загруженности железнодорожных линий она неизменно занимает первое место, намного опережая Китай. Роль железнодорожного сообщения для Индии трудно переоценить, его можно сравнить с ролью кровеносной системы для человеческого организма. По самым скромным подсчетам в год Индийские поезда перевозят около 6 миллиардов человек и около 350 миллионов тонн грузов. Само собой разумеется, что поезда это самый популярный вид транспорта в Индии.

Путь на в любом случае лежит через Индию. Не исключено, что во время своего путешествия на Андаманы Вы захотите прокатиться на поезде. Здесь нет ничего удивительного ведь это удобно, недорого и весьма интересно. Цены на билеты на поезд в Индии значительно ниже, чем в России, хотя конечно и здесь существует множество классов отвечающих за уровень комфорта. Как и во всем мире: чем выше комфорт – тем выше цена. В индийских поездах есть вагоны, которые больше напоминают дворцы на колёсах и есть такие, где можно ехать практически бесплатно, конечно если вас не смущает соседство с толпой индийских бродяг.

Пассажирские классы в поездах

Всего существует 10 классов: 1A, 2A, First, 3A, 3E, CC, EC, SL, 2S, UR. Здесь они выстроены в порядке убывания комфорта и стоимости, начнём с самого низа, там самое интересное.

  • UR (Unreserved)

    Это самый низший класс размещения в индийских поездах. Билеты сюда стоят копейки, но их все равно мало кто покупает. Как правило, индийская железнодорожная полиция смотрит сквозь пальцы на «зайцев», которые осмеливаются путешествовать этим классом. Дело в том, что обычно кондукторы не могут даже втиснуться в эти вагоны, чтобы проверить билеты. Вагоны этого класса забиты разными индийскими бродягами и нищими. Приготовьтесь работать локтями и стоять на кончиках пальцев. Здесь можно стать свидетелем того, как люди забираются в вагон буквально по головам. Однако если очень нужно ехать дальше, а приобрести билет не удалось, то это решение может вас выручить, особенно если ехать предстоит всего несколько часов.
  • 2S (Seater class) — здесь у пассажира появляется своё место, куда можно элементарно сесть. Место для сидения не отличается комфортом и о кондиционере в вагоне можно только мечтать, однако для поездки на 2-4 часа вполне сгодится.
  • SC (Sleeper class) – это самый популярный класс для пассажирских поездок в Индии. Как правило больше всего вагонов в поезде отводятся именно под этот класс, поэтому приобрести на него билеты проще. Из названия становится понятно, что это класс где можно даже поспать. Его можно сравнить с нашими плацкартными вагонами, только потолки здесь выше, и третья полка тоже отводится под место для пассажира. Здесь уже стараются гонять безбилетников и даже иногда прибираться. Кондиционеров нет, но вагон хорошо обдувается из окон и оснащён множеством вентиляторов под потолком, которые не дают воздуху раскалиться в то время когда поезд стоит. Если вы планируете путешествовать этим классом на дальние расстояния, то рекомендуем прихватить с собой какую-нибудь накидку или простыню, чтобы можно было постелить на полку и поспать.
  • EC (Executive class chair car) Этот класс доступен только на определённом виде поездов — Shatabdi Express. Здесь вас ждут удобные кресла, расположенные по 4 в ряд и кондиционер. Используется для дневных поездок.
  • AC (AC chair car)

    Это примерно тоже самое что и предыдущий класс. Здесь вас ждёт кондиционер и удобные сиденья, похожие на те, что устанавливаются в самолетах. Здесь относительно чисто, как на местах, так и в уборных комнатах. Используется чаще всего для дневных поездок.
  • 3E (AC three tier) Это такой плацкартный вагон повышенной комфортности. Здесь тоже по три полки на каждой стороне, но все чище и приятней чем в SC. Плюс к этому вагон оборудован кондиционером. Жалко, что пока этот класс встречается только на поездах Garib Rath Trains. Такие вагоны могли бы быть отличной альтернативой для тех, кто не хочет переплачивать за купе, но боится оказаться на грязной полке. Постельные принадлежности не входят в стоимость билета на поезд.
  • 3А (AC three tier)

    Из названия уже можно догадаться, что этот класс может похвастаться наличием кондиционера. Здесь тоже относительно чисто и опрятно. Для сравнения снова придётся привести наши плацкартные вагоны, только здесь по три мягкие полки в отделении плацкарта и по две вдоль правой стенки. Так называемых «зайцев» в этом классе уже не встретишь. Данные вагоны, пожалуй, являются наиболее популярными у европейских туристов, путешествующих по Индии. Постельные принадлежности уже входят в стоимость билета.
  • FC (First class) Сейчас этот класс на железной дороге Индии встретить очень сложно. Только на узкоколейных поездах где-нибудь в глубинке. По сути это купейные вагоны с четырьмя койками со всеми удобствами, но без кондиционера.
  • 2А (AC-Two tier) Этот класс представляет собой нечто среднее между плацкартным и купейным вагоном. Он может похвастаться кондиционером и тем, что в отделениях всего по две мягкие полки с каждой стороны. Помимо этого здесь есть такие приятные мелочи как лампы для чтения и розетки для подзарядки электронных гаджетов. Главное отличие от купе в том, что вместо стен и дверей от коридора отделения огорожены только занавеской.
  • 1А (First class AC)

    Ну и наконец, самый дорогой и самый комфортный способ путешествовать по Индии – первый класс. Не трудно догадаться, что это купе с четырьмя полками в каждой, с кондиционером, лампами для чтения, с индивидуальными розетками, бельем, столиком и т.д. Ухоженные туалеты европейского типа и чистые напольные ковры. Такими вагонами комплектуются поезда в Индии, которые курсируют между крупными городами. Несмотря на высокую стоимость достать билеты в этот класс не так просто.

Кроме стандартных поездов с вагонами перечисленных классов, по железной дороге Индии курсируют шикарные поезда с индивидуальным интерьером. У каждого такого поезда как у корабля есть своё имя, например: The Golden Chariot, Palace on Wheels, Indian Maharaja, Royal Rajasthan on Wheels и так далее. Так например легендарный поезд «Экспресс Махараджей» может похвастаться шикарной меблировкой из дорогих пород дерева и кожи, роскошными коврами. Кроме ресторана и спален с двухместными кроватями и душем, гостям предлагаются кабинеты для деловых переговоров. Стоимость недельного путешествия на этом поезде через всю Индию может достигать 20000$

Благодаря возросшему в последние годы потоку доступной информации об Индии, можно больше узнать о ее истории, городах и курортных зонах. Получить сведения о том, как попасть в эту страну и где отдохнуть. А как по ней путешествовать?

Традиционно, наиболее удобным видом транспорта для путешествий по большой стране считается железная дорога. Она намного дешевле, нежели более скоростная авиация, но гораздо комфортнее переездов на автобусах. В Индии система в этом смысле похожа на российскую, только надо учитывать определенные особенности железных дорог страны.

Общая информация

Индийские железные дороги - абсолютная монополия государства. Общая протяженность железнодорожных путей приближается к 70 тыс. км, уступая только трем странам - США, России и КНР. Ежедневно по железным дорогам перемещается 30 млн. человек. Число работников, занятых в железнодорожной отрасли - 2 млн. человек. Крупнейшие вокзалы страны ежедневно обслуживают миллионы пассажиров. К примеру, вокзал Мумбаи каждый день оказывает услуги 3 млн. человек.

Расписание поездов

Спланировать свою поездку по Индии железнодорожным транспортом довольно удобно, воспользовавшись официальным сайтом индийских железных дорог: indianrail.gov.in . Помимо общего расписания поездов здесь функционирует интерактивная карта местных железных дорог. Программа поиска позволяет не только запланировать достаточно удобные переезды, но учитывает даже возможные пересадки.

Правда, нужно принять к сведению, что указанное расписание используется нечетко. Поезда из-за этого не только опаздывают с прибытием на станцию, но даже отправляются не по графику. Из этого вытекает, что данным сервисом можно пользоваться только в качестве заготовки предстоящего путешествия.

Самой точной информацией обладают агентства, которые реализуют билеты, сайты их бронирующие, вокзальные кассы и бесплатные справочные стойки, находящиеся под вывесками «MAY I HELP YOU».

Как купить билет на поезд в Индии

Приобрести проездные билеты можно по-разному. Их предлагают специальные конторы, вокзальные кассы . Они также бронируются на сайтах и заказываются в отелях . При их приобретении проводится обязательная процедура оформления, где в специальном формуляре указываются личные данные каждого пассажира, номер и имя требуемого состава, класс нужного вагона. В агентствах данный формуляр служащие заполнят сами, во всех остальных случаях будущий пассажир делает это лично. При приобретении электронного варианта требуемые данные отправляются на сайт соответствующего сервиса.

Имеется возможность покупки билета через посредника , но тогда с ним нужно договориться о размере комиссии, которая потом будет отражена в билете. Но с ними необходимо быть аккуратным. Воспользовавшись слабой информированностью иностранцев, индийцы могут сбыть билет в разы больше стоимости номинала.

Вариант бронирования билетов через сайт indianrail.gov.in для иностранных туристов неактуален, т.к. сделать это можно, если есть индийская банковская карта. Но есть альтернатива - это посредники. Например, сайты makemytrip.com или cleartrip.com . Они наиболее удобные, надежные и недорогие среди массы им подобных помощников.

Забронировать билет желательно по квоте General. На официальном сайте железных дорог имеется возможность проверить наличие брони по электронной копии с номером PNR, который там указан.

Сверху: самый дешевый билет общего вагона (General Class), снизу – самый дорогой билет первого класса с кондиционером (First class Air-Conditioned)

При самом неудачном раскладе с покупкой билетов можно воспользоваться услугой «wait list» , по которой проездные билеты продаются без номеров места и вагона. Однако благодаря им пассажир может сесть в нужный ему поезд в соответствующий класс. Уже находясь в вагоне, пассажир может обратиться к проводнику и с его помощью получить подходящее место.

Кстати, билет, приобретенный через всемирную сеть, желательно поскорее обменять в кассе вокзала на обычный бумажный, иначе рискуешь остаться вообще без места, даже оплатив его. Таковы реалии индийских железных дорог.

Категорически следует отвергать помощь «добровольных помощников» из числа личностей, блуждающих поблизости от вокзала. Все разговоры можно вести только с официальными работниками вокзала в униформе и с жетоном либо с полицейскими. Все остальные с большой вероятностью - жулики, желающие подзаработать.

Следует также знать, что на вокзалах крупных городов работают особые офисы, обслуживающие иностранных граждан - foreign treveller office . Здесь чисто, спокойно и всегда можно приобрести билеты в нужном направлении.

Задача этих International Tourist Bureau - обеспечивать иностранцев билетами, однако, если быть приветливым, открытым и улыбаться, можно получить дополнительные привилегии: на время оставить вещи, отдохнуть на диванчике, получить консультацию, узнать стоимость такси.

Подобные бюро работают только на вокзалах 15 крупнейших городов страны. Узнавать об их местонахождении надо только у официальных работников вокзала или у полицейских.

Вагоны

При всем многообразии вагонного парка индийских железных дорог под привычные стандарты более-менее подходят два типа: SLIPPER CLASS и АС 3 .

В тамбуре вагона обосновалась индийская семья

Вагоны ниже уровня тип Second Class General Compartment соответствуют общим вагонам. Билеты на них экстремально дешевы, однако и удобств в них нет практически никаких. Интернет пестрит видео с вагонами этого класса. Достаточно один раз это увидеть, чтобы отказаться от экономии средств. Единственным плюсом является то, что с билетом General Class имеется возможность забраться в любой вагон и, поговорив с проводником и соответственно доплатив, перейти в более комфортный вагон. Примерная цена поездки: 1 доллар - 500 км.

Second Class Sleeper предполагает вагоны, приближающиеся по комфортабельности привычным плацкартным, правда, с некоторыми оговорками. В одном купе располагается 8 спальных мест (2 места на трех полках). На нижних полках не поспишь, так как приходится делить их с другими пассажирами. Желательно не брать билеты в начале и конце вагона из-за близости туалетов, которых здесь 4. Проводники здесь отсутствуют, постельного белья никто не выдает. Приблизительная цена поездки: 5 долларов - 1000 км.

AC 3 Tier конструктивно близок к вагону предыдущего класса, но есть и отличия. Окна не открываются, работает кондиционер, проводник выдает постельное белье бесплатно. Чаще всего есть свободные места. Приблизительная цена поездки: 10 долларов - 1000 км.

AC 2 Tier максимально приближен по комфортности к плацкарту, но значительно дороже предыдущих классов. Четырехместное купе отгораживается от прохода обычной шторкой. Приблизительная цена поездки: 20 долларов - 1000 км.

First class Air-Conditioned является вагон 1-ого класса, по комфортности приближающийся к купейному. Из-за дороговизны билетов их включают в состав только поездов, следующих на дальние расстояния. Приблизительная цена поездки: 30 долларов - 1000 км.

Главным смотрящим в поезде является кондуктор или TTI . Он проверяет билеты, рассматривает жалобы и просьбы пассажиров, прилично разговаривает на английском языке. За небольшое вознаграждение «разрулит» сложную ситуацию в нужную сторону. Он же по вашей просьбе официально поменяет за определенную доплату билет General Class на место в более комфортабельном вагоне.

Насчитывается более 20. Из России чаще всего прилетают в Дели и Даболим.

Читайте о первом путешествии туриста, как он добирался до Гоа. Отзыв находится .

Возможно это звучит и странно, но путешествовать железной дорогой по Индии легко и удобно, несмотря на непростые индийские реалии. Постарайтесь не отвергать сразу привычные для местных жителей стандарты, попробуйте понять их, и ваше путешествие по Индии наполниться радостью и познанием необычного. Кроме того, надо быть общительным, доброжелательным, чаще улыбаться, и тогда можно будет избежать проблем и неприятных неожиданностей в пути, найти наиболее удобный вариант поездки и сэкономить деньги.

Короткое Видео, вагон Sleeper Class