Как живут четыре острова южных курил. Остров Шикотан: как мы здесь живем Жизнь на курилах

Корреспондент «Ридуса» Дмитрий Строганов посетил Курильские острова и поделился своими впечатлениями от медвежьего края.

Столица Итурупа - Курильск - малюсенький городишко (население 1800 человек), в центральной России его назвали бы скорее поселком. Чтобы обойти его вдоль и поперек вряд ли понадобится больше часа.

Зданий выше трех этажей нет - сейсмическая активность. Везде развешаны таблички, куда бежать в случае цунами или землетрясения. Правила на эти случаи просты: срочно мчитесь на возвышенность. Для особо понятливых нарисованы и стрелки, указывающие на эти самые возвышенности.

Развлечения

Развлечений в городе - лишь пара кафе при гостиницах да два спортзала, даже кинотеатра нет. Вероятно, именно поэтому молодежь активно занимается спортом. Самые популярные - сноуборд и горные лыжи. Кругом сопки, кататься можно где угодно.

Особо стоит отметить рыбалку. Вычислить рыбака среди местных очень легко: багажник застелен линолеумом. Рыбу: кумжу, горбушу семгу и прочие деликатесы здесь ловят мешками и считают хвостами. «Пару недель назад ездили на рыбу, - рассказывает мне местный „бомбила“. - За три часа взяли 80 хвостов кумжи. Ловили на спиннинг на мороженую икру. Возьмешь пару-тройку хвостов, и двигаешься дальше вдоль реки метров на 500, чтобы от медведя уходить».

Медведи - одна из главных местных проблем. Накануне, как известно, в результате действий местных живодеров эта проблема на день актуализировалась для всей страны. Медведей здесь действительно не любят и крайне опасаются. Но уважают.

«Ночью не гуляйте! Медведь задрать может!», - предупредила меня консьержка при заселении в гостиницу. Дикий край. Впрочем, частично в этой проблеме виноваты и невоспитанные туристы, разбрасывающие мусор вдоль рек. Косолапые привыкли к бытовым отходам и с удовольствием ищут пропитание в помойках, людей больше не боятся от слова совсем.

Мучителей медведя, к слову сказать, задержали весьма оперативно - да, и куда здесь скроешься, все друг друга тут знают - подозреваемых оказалось трое, правда, фамилии не называются, не любят здесь, когда чужие в местные дела лезут, впрочем, где это любят. За подозреваемыми в живодерстве приезжала оперативная группа аж из Южно-Сахалинска.

Из местной живности еще можно отметить курильских бобтейлов - смешных короткохвостых кошек со своенравными характером. Это - помесь домашних пород с камышовыми котами, многие заводят их в своих хозяйствах вместо собак.

Удивительно, но купить редкой для центральной России рыбы в этом рыбном раю сложно. Рынка - нет, а в магазинах лежат лишь кальмары да копченый палтус. Каждый ловит себе сам. Ценник же в местных лавках - запредельный. Первые слова приезжих, попавших впервые в местный магазин, «а мы думали, в Москве дорого…».

Йогурты стартуют от 120 рублей, молоко - от ста. Проехать на такси километр - двести рублей. Цена, сравнимая со столичной, установлена лишь на сигареты, лекарства да минеральную воду. Остров, все продукты - привозные: либо из России, либо из Японии.

Среди местного населения отношение к Японии неоднозначное. Большинство людей в подданство к императору не рвется.

Вне зависимости от национальности звучит - мы русские, да и все тут.

Впрочем, есть и такие, кто устроился на работу в Японии и обратно в Россию возвращаться не собирается. Доходит до того, что, когда они приезжают продлевать рабочие визы, вообще из гостиниц на улицу не выходят, только в посольство да за продуктами. «У наших детей там есть все, да и уровень жизни совсем другой», - говорят такие экспаты. Ради этих благ они согласны мириться с крошечными квартирами раза в три меньше самых маленьких малогабаритных «хрущевок» и отсутствием отпусков.

Главный продукт японского экспорта - автомобили. Самые популярные - внедорожники от тойоты да мицубиси.

Отечественный транспорт только служебный: грузовики, рейсовые «пазики» и «бухантеры» скорой помощи, полиции и МЧС. Единственное исключение - замызганный уазик, попавшийся раз на пути. Судя по его внешнему виду, он попал на Курилы еще в эпоху исторического материализма.

Отдельно стоит отметить дороги. Они - великолепны, сравнимое по качеству дорожное полотно мне встречалось только в столице.

«Еще три года здесь были только грунтовки, потом начали класть асфальт. Все - на гарантии, и строители к вопросу качества подошли очень ответственно. За три года только пару заплаток пришлось сделать», - отметил в беседе мэр Курильска Игорь Карпман. Кое-где по городу грунтовки еще остались, но строительство дорог идет полным ходом.

В паре километров от Курильска - главный местный курорт - «Ванночки». В 1986 геологи пробурили там две скважины с минеральной водой: одна из горячего источника, вторая из холодного. С тех пор можно с удовольствием отмокать в минеральном кипятке с видом на Охотское море. Говорят, очень полезно для суставов. Курс - 10 дней, разовое посещение без временного ограничения стоит 200 рублей с человека. Вода по вкусу и запаху похожа на Ессентуки.

В виду последних событий многие жители планеты интересуются, где находятся Курильские острова, а также кому они принадлежат. Если конкретного ответа на второй вопрос по-прежнему нет, то на первый можно ответить вполне однозначно. Курильские острова представляют собой цепь островов протяженностью приблизительно 1,2 километров. Она проходит от полуострова Камчатка до островного участка суши под названием Хоккайдо. Своеобразная выпуклая дуга, состоящая из пятидесяти шести островов, располагается двумя параллельными линиями, а также отделяет от Тихого океана Охотское море. Общая территориальная площадь равняется 10 500 км 2 . С южной стороны протянута государственная граница между Японией и Россией.

Рассматриваемые земли имеют неоценимое экономическое, а также военно-стратегическое значение. Их большая часть считается частью Российской Федерации и относится к Сахалинской области. Однако статус таких составляющих архипелага, среди которых Шикотан, Кунашир, Итуруп, а также группа Хабомаи, оспаривается японской властью, которая относит перечисленные острова к префектуре Хоккайдо. Таким образом, можно найти Курильские острова на карте России, однако Япония планирует узаконить владение частью из них. Данные территории имеют свои особенности. Например, архипелаг целиком относится к Крайнему Северу, если смотреть юридические документы. И это несмотря на то, что Шикотан располагается в одной широте с городом Сочи и Анапа.

Кунашир, Мыс Столбчатый

Климат Курильских островов

В рамках рассматриваемой местности преобладает умеренный морской климат, который скорее можно назвать прохладным, чем теплым. Основное воздействие на климатические условия оказывают барические системы, которые обычно формируются над северной частью Тихого океана, холодного Курильского течения, а также Охотского моря. Южная часть архипелага охвачена муссонными атмосферными потоками, например, там также главенствует азиатский зимний антициклон.


Остров Шикотан

Стоит отметить, что погода на Курильских островах достаточно изменчива. Ландшафты здешних широт характеризуются меньшей тепло обеспеченностью, чем территории соответствующих широт, но по центру материка. Средняя минусовая температура зимой одинакова для каждого острова, включенного в состав цепочки, и составляет от -5 до -7 градусов. Зимой часто случаются продолжительные сильные снегопады, оттепели, повышенная облачность и метели. Летом температурные показатели меняются в рамках от +10 до +16 градусов. Чем южнее располагается остров, тем выше будет температура воздуха.

Основным фактором, влияющим на летний температурный показатель, считается характер гидрологической циркуляции, свойственной прибрежным водам.

Если рассматривать составляющие средней и северной группы островов, стоит отметить, что температура прибрежных вод там не поднимается выше пяти – шести градусов, поэтому для данных территорий характерен самый низкий летний показатель для Северного полушария. На протяжении года на архипелаг выпадает от 1000 до 1400 мм осадков, которые равномерно распределяются по сезонам. Также можно говорить о повсеместно избыточной влаге. В южной стороне цепочки летом показатель влажности превышает девяносто процентов, из-за чего появляются плотные по своей консистенции туманы. Если внимательно рассмотреть широты, где находятся Курильские острова на карте, можно сделать вывод, что местность отличается особой сложностью. Она находится под регулярным воздействием циклонов, которые сопровождаются чрезмерными осадками, а также могут стать причиной возникновения тайфунов.


Остров Симушир

Население

Территории заселены неравномерно. Круглогодично население Курильских островов проживает на Шикотане, Кунашире, Парамушире и Итурупе. На других участках архипелага нет постоянного населения. Всего насчитывается девятнадцать населенных пунктов, среди которых шестнадцать сел, поселок городского типа под названием Южно-Курильск, а также два крупных города, среди которых Курильск и Северо-Курильск. В 1989 году зафиксировано максимальное значение количества населения, которое приравнивалось к 30 000 человек.

Высокая заселенность территорий во времена Советского Союза объясняется дотациями тех регионов, а также большим количеством военнослужащих, которыми были населены острова Симушир, Шумшу и так далее.

К 2010 году показатель существенно снизился. Всего территории заняло 18 700 человек, из которых приблизительно 6 100 проживают в рамках Курильского округа, а 10 300 – в Южно-Курильском округе. Остальные люди заняли местные села. Численность населения значительно снизилась из-за отдаленности архипелага, однако свое сыграл и климат Курильских островов, который выдерживает далеко не каждый человек.


Необитаемые острова Ушишир

Как добраться до Курил

Добираться сюда удобнее всего по воздуху. Местный аэропорт под названием «Итуруп» считается одним из наиболее важных авиационных объектов, возведенных в постсоветские времена с нуля. Он построен и оборудован в соответствии современным технологическим требованиям, поэтому ему присвоен статус международного авиа пункта. Первый рейс, ставший в последствии регулярным, был принят 22 сентября 2014 года. Им стал самолет компании «Аврора», прилетевший из Южно-Сахалинска. На борту всего находилось пятьдесят пассажиров. Данное событие негативно было воспринято японскими властями, которые относят данную территорию к своей стране. Поэтому споры о том, кому принадлежат Курильские острова, продолжаются по сей день.

Стоит отметить, что путешествие по Курилам необходимо планировать заранее. Составление маршрута должно учитывать, что всего архипелаг включает пятьдесят шесть островов, среди которых наибольшей популярностью пользуется Итуруп и Кунашир. Добрать на них можно двумя способами. Удобнее всего долететь на самолете, однако билеты стоит купить за несколько месяцев до намеченной даты, поскольку рейсов отправляется достаточно мало. Второй способ – это путешествие на теплоходе из порта города Корсаков. Путь занимает от 18 до 24 часов, однако приобрести билет можно исключительно в кассах Курил или Сахалина, то есть онлайн продажа не предусмотрена.


Уруп является необитаемый остров вулканического происхождения

Интересные факты

Несмотря на все сложности жизнь на Курильских островах развивается и растет. История территорий началась в 1643 году, когда несколько участков архипелага были обследованы Мартеном Фрисом и его командой. Первые сведения, полученные российскими учеными, датируются 1697 годом, когда состоялся поход В. Атласова по Камчатке. Все последующие экспедиции под руководством И. Козыревского, Ф. Лужина, М. Шпанберга и других были направлены на планомерное освоение местности. После того как стало понятно, кто открыл Курильские острова, можно ознакомиться с несколькими интересными фактами, связанные с архипелагом:

  1. Чтобы попасть на Курилы, туристу потребуется специальное разрешение, поскольку зона является пограничной. Данный документ выдается исключительно пограничным управлением ФСБ Сахалинска. Для этого потребуется прийти в учреждение в 9:30 – 10:30 со своим паспортом. Разрешение будет готово уже на следующий день. Поэтому путешественник обязательно задержится в городе на один день, что следует учесть планируя поездку.
  2. Из-за непредсказуемого климата, посетив острова, можно застрять тут надолго, ведь при плохой погоде аэропорт Курильских островов и их порты прекращают свою работу. Частой помехой становится высокая облачность и туманность. При этом речь идет совсем не о пару часовой задержке рейса. Путешественник всегда должен быть готов провести тут лишнюю неделю или две.
  3. Для гостей Курил работает все пять отелей. Гостиница под названием «Восток» рассчитана на одиннадцать номеров, «Айсберг» - три номера, «Флагман» - семь номеров, «Итуруп» - 38 номеров, «Остров» - одиннадцать номеров. Необходимо бронировать места заранее.
  4. Японские земли видно из окон местных жителей, однако лучше всего обзор открывается на Кунашире. Чтобы проверить этот факт, погода должна быть ясной.
  5. Японское прошлое тесно связано с этими территориями. Тут остались японские кладбища, заводы, побережье со стороны Тихого океана густо выстелено осколками японского фарфора, который существовал еще до войны. Поэтому здесь часто можно встретить археологов или коллекционеров.
  6. Также стоит понимать, что спорные Курильские острова, прежде всего, представляю собой вулканы. Их территории состоят из 160 вулканов, из которых действующими остаются около сорока.
  7. Местная флора и фауна поражает. Вдоль автомагистралей здесь произрастает бамбук, недалеко от елки может расти магнолия или дерево шелковицы. Земли богаты ягодой, здесь обильно растет черника, брусника, морошка, княженика, красника, китайский лимонник, голубика и так далее. Местные жители утверждают, что тут можно встретить медведя, особенно недалеко от вулкана Тяти Кунашира.
  8. Практический каждый местный житель имеет в своем распоряжении автомобиль, однако ни в одном из населенных пунктов нет заправок. Топливо поставляется внутри специальных бочек из Владивостока и Южно-Сахалинска.
  9. Из-за высокой сейсмичности региона его территории застроены преимущественно двух- и трехэтажными зданиями. Дома высотой пять этажей уже считаются высотками и большой редкостью.
  10. Пока решится, чьи Курильские острова, у россиян, проживающих тут, длительность отпуска будет составлять 62 дня в год. Жители южной гряды могут пользоваться безвизовым режимом с Японией. Данную возможность за год использует около 400 человек.

Большая Курильская дуга окружена подводными вулканами, некоторые из которых регулярно дают о себе знать. Любое извержение становится причиной возобновления сейсмической активности, которая провоцирует «моретрясение». Поэтому местные земли подвержены воздействию частых цунами. Сильнейшая волна цунами высотой около 30 метров в 1952 году полностью уничтожила город на острове Парамушир под названием Северо-Курильск.

Прошлый век также запомнился несколькими природными катастрофами. Среди них наиболее известным стало цунами 1952 года, случившееся на Парамушире, а также Шикотанское цунами 1994 года. Поэтому считается, что столь прекрасная природа Курильских островов, также очень опасна для человеческой жизни, однако это не мешает местным городам развиваться, а населению расти.

От Москвы до спорных Курильских островов 9500 километров. « Google Карты» пессимистично утверждают: «пройти пешком и проехать на автомобиле здесь не получится» и «общественный транспорт здесь не ходит». Для обычного жителя России Курилы — край света, а бытовая жизнь и привычки курильчан не более известны, чем повадки антарктических пингвинов. Ранее «Телеграф» рассказывал об истории территориального конфликта между Россией и Японией, а затем выяснял , хотят ли русские курильчане стать гражданами Японии (спойлер: не хотят). На этот раз мы собрали рассказы местных жителей о бытовых вопросах, чтобы спорные территории стали ближе и понятнее.

Девочка плачет, «фарик» улетел

Транспортная недоступность Курильских островов остается самой главной проблемой региона. Связь с большой землей трудна, непредсказуема и при этом чрезвычайно дорога. Современные аэропорты начали появляться на островах только в последние годы, но до сих пор не оборудованы всепогодными навигационными системами, поэтому их работа возможна лишь в отсутствие тумана и сильного ветра, что на Курилах случается нечасто.

Более предсказуем водный путь на Курилы. С Сахалина на острова Кунашир, Итуруп и Шикотан ходит теплоход «Игорь Фархутдинов» (в простонародье «фарик»), названный в честь погибшего при крушении вертолета МИ-8 в 2003 году губернатора Сахалина. Время отплытия судна, вмещающего всего 140 пассажиров и отправляющегося два раза в неделю, сильно зависит от погодных условий, количества пассажиров и перевозимого груза. Дорога до Кунашира в зависимости от маршрута занимает 1-1,5 суток — корабль долго стоит в порту Шикотане. Кроме того, теплоход, уже добравшись до места назначения, не всегда может подойти к причалу из-за сложной погодной обстановки.

На этом неудобства не заканчиваются. В проливе Екатерины, отделяющем Кунашир от острова Итуруп, склонным к морской болезни пассажирам приходится нелегко из-за сильной корабельной качки. Ветер может достигать скорости 30 м/с, и в этот момент перемещаться по кораблю невозможно. Остается только лежать на койках и сдерживать рвотные позывы.

Для туристов подобные приключения во время путешествия на край света добавляют дополнительного адреналина в кровь, а курильчане вынуждены тщательно планировать каждую поездку на материк, которая стоит 4000 рублей в 4-местной каюте на нижней палубе с удобствами в коридоре.

Цены не первой свежести

Удаленность Курил ощутимо сказывается на цене и доступности земных благ, к которым жители остальной России привыкли уже давно. В первую очередь, из-за трудностей с доставкой крупногабаритных грузов страдает строительство. Когда курильчане говорят об отделке квартир, то понятие «хороший ремонт» подразумевает использование обоев и краски, небогатые курильчане довольствуются голыми стенами. Предметом роскоши здесь считаются стеклопакеты, поэтому рамы хозяева продают отдельно от квартир. А в населенных пунктах часто можно увидеть пустые глазницы окон — дефицитному товару «приделывают ноги», как только жильцы покидают дом.

«Люди не убегают отсюда. Привыкли к этим местам. Даже страшное землетрясение 94-го года не напугало их. Отстроились заново и живут», — объясняет блогер Стася Светлая в своем видеоочерке об острове Шикотан.

Цены на продукты — любимая тема курильчан. По сравнению с материком цены завышены в несколько раз, потому что продукты доставляются только кораблями и только, когда позволяет погода. С Владивостока приходят большие грузы, а из Сахалина — мелкие товары. Хлеб островного производства стоит 35-40 рублей, хлеб с материка — 60-80 рублей. Яйца продаются по 110-130 рублей. Сахар — 90 рублей за кг. Огурцы, помидоры и прочие фрукты-овощи в 2-3 раза дороже, чем на московских рынках. Но появлению новых продуктов здесь рады даже несмотря на дороговизну. В этой связи на Итурупе часто вспоминают весну 2014 года, когда Пасху пришлось отмечать без традиционных пасхальных яиц, так как до середины мая бухта была забита льдами.

«Продукты привозят пароходом, они за время перевозки портятся, приходят несвежие, вялые, приходится покупать только такое! Раскупили сразу то, что привезли, потом приходится опять ждать свежего. В магазинах вроде бы все есть, но цены кусаются, высокие! Пусть такие, как и в Москве, но там работа есть и зарплаты выше, чем у нас», — рассказала Нина, работающая на острове Кунашир поваром за 10 тыс. рублей в месяц.

Первые автозаправки на островах появились совсем недавно. Бензин здесь стоит около 70 рублей за литр. Многие владельцы автомобилей до сих пор заказывают его из Владивостока в бочках. Дизельное топливо обходится дешевле (45 рублей), поэтому автолюбители в основном предпочитают машины на дизеле. Откуда он берется, местные жители предпочитают умалчивать, лишь намекая, что его много у военных и на госпредприятиях.

За несколько лет до АЗС на островах появился первый асфальтовый завод, а до того времени населенные пункты на Курилах соединяли только грунтовые дороги. Из-за этого едва не случился всероссийский казус. Во время визита премьер-министра Дмитрия Медведева на Кунашир ему предстояло ехать по пыльной грунтовой дороге в аэропорт Менделеево. У местных чиновников возникли опасения, что машина охраны премьера, которая поедет впереди кортежа, поднимет облако пыли, из-за чего Медведев ничего не увидит. Дорогу планировали поливать из шлангов перед эскортом. Но накануне приезда главы правительства начался дождь, который не переставал идти в течение суток. Медведев увидел Кунашир и даже остался доволен увиденным.

«Работы на Шикотане вообще нет. Есть только два способа заработать денег — служить в армии или работать на одном из двух местных рыбозаводов. За счет чего местные живут, я не понимаю. Серьезных работодателей там нет. Только собственным делом можно заниматься — рыбу ловить или продукты с большой земли поставлять», — удивляется блогер Бока Типик.

Из танков по трепангам

Южные острова связаны с военными самым тесным образом. Здесь проходит граница с Японией, страной, которая в прошлом веке несколько раз воевала с Россией и до сих пор не подписала мирный договор. На острове Шикотан с тех времен сохранились точки долговременной обороны — старые танки ИС-2, стволы которых повернуты в сторону Японии. Машины глубоко вкопаны в сопку, между ними прорыты окопы, которые в некоторых местах забетонированы. Местные жители уверяют, что орудийные механизмы до сих пор находятся в исправном состоянии.

Сейчас сотрудники пограничной службы ФСБ есть почти на каждом из островов. На некоторых из них нет ни населенных пунктов, ни дорог, ни даже деревьев — только пограничные отделения. Одна из главных задач пограничников — пресечение незаконного вылова морских биоресурсов — краба, трепанга, морского ежа. Японцы считают, что ежедневное употребление трепанга продлевает жизнь как минимум на десять лет, потому и стоит он дорого. Пограничники рассказывают случай, как однажды задержали три японских шхуны. На допросе нарушители признались, что всего три браконьерских выхода позволили им построить себе большой дом с бассейном.

Самим хранителям российской границы тоже грех жаловаться на финансовые трудности. По местным меркам, с зарплатой от 120 тыс. рублей они почти что олигархи. Могут позволить себе путешествие на большую землю при первой необходимости и летать в отпуск в Сочи.

Япония близкая и недоступная

Японскую тему на Курилах обсуждают очень аккуратно. В 90-е годы японские власти активно помогали выжить российскому населению, когда регион испытывал перебои с электроэнергией и поставкой продуктов. Старожилы с благодарностью вспоминают гуманитарную помощь, в том числе неимущим пенсионерам: шоколад, муку, сахар, масло, рис. Построенные японцами электростанции до сих пор продолжают обеспечивать светом дома курильчан.

«Было время, когда на острове не было магазинов, и товары завозили из Японии. Раньше сюда часто заходили корабли, люди часто ездили в соседнюю страну. В некоторых домах до сих пор сохранилась японская бытовая техника. Холодильники, микроволновки — все сохранилось с 90-х годов, все работает. Сейчас не везут ничего, потому что сильно выросли таможенные пошлины», — рассказывает Стася Светлая.

На Курильских островах везде проглядывается японское прошлое. Есть бывшие японские заводы, японские кладбища, а тихоокеанское побережье Кунашира около устьев рек усыпано осколками довоенного японского фарфора и пустыми бутылками японского пива.

Для жителей южных островов Курильской гряды (Итуруп, Кунашир, Шикотан и группа Хабомаи) действует безвизовый режим с Японией. Однако на самом деле местные редко пользуются этим правом — в среднем за год туда с Курил ездят около 400 человек (менее 0,25% населения региона).

Сейчас никто не хочет обижать близких соседей, дома которых отлично просматриваются в ясную погоду с курильских сопок. Но и отдавать территорию местные жители категорически не согласны. Абсолютное большинство из них, несмотря на бытовые трудности, поддерживает президента страны Владимира Путина и верит, что в ближайшие годы Курилы догонят по уровню жизни остальные регионы страны. Япония для них — только хороший пример, но никак не родная гавань, в которую стоит вернуться.

Всем привет! Если я прямо сейчас не продолжу рассказы о Большом Курильском Приключении этого сезона, то я их так и не успею дорассказать до начала сезона следующего:) Посему мы сейчас делаем небольшой заплыв на 50 километров на юго-запад от Бухты Броутона вдоль восточного побережья Симушира (30 километров по прямой) — и прибываем на осмотр и созерцание вулкана Заварицкого, названного […]

Октябрь 11, 2019

А я возвращаюсь к освещению Большого Курильского Приключения-2019. Напомню, что мы попрощались с островом Симушир и двинулись дальше на юго-запад по вектору нашего движения. Следующими островами в этом направлении будут 1) ничем не примечательный остров Броутона (как и одноимённая бухта названный в честь британского мореплавателя и исследователя Уильяма Броутона); и 2) пара небольших островов с весьма примечательными именами. Оба острова вместе […]

Октябрь 9, 2019

Будете в Ливане — никоим образом не пропустите совершенно волшебные пещеры Джейта (Jeita grotto), которые находятся всего в получасе езды от центра Бейрута. Две пещеры. Верхняя с огромных размеров залами и сухая, нижняя — поменьше размерами, но длиннее (примерно 2 и 7км) и по ней течёт поздемная река. Всё это выглядит вот так. Верхняя пещера:

Октябрь 7, 2019

Наверняка у большинства из вас бренд «Бейрут» вызовет не самые позитивные когнитивности. К сожалению, для этого есть вполне себе объективные причины. Всё очень просто. Здесь очень долго и совсем недавно была война. Которая, как сказано у рок-классика — «война без особых причин…». И есть разные мнения по этому поводу, не хочу лезть в эти истории… […]

Октябрь 7, 2019

Продолжаю исторически-археологическую ветку рассказов из Ливана. Тем более, что здесь есть что увидеть на эту тему. Именно здесь ведь стоят несколько древнейших городов мира, и один из них — Библ (или Библос). Сколько лет ему на самом деле — доподлинно неизвестно. Но интернеты врут рассказывают, что люди здесь жили аж 9 тысяч лет назад! Местные […]

От Москвы до спорных Курильских островов 9500 километров. « Google Карты» пессимистично утверждают: «пройти пешком и проехать на автомобиле здесь не получится» и «общественный транспорт здесь не ходит». Для обычного жителя России Курилы — край света, а бытовая жизнь и привычки курильчан не более известны, чем повадки антарктических пингвинов. Ранее «Телеграф» рассказывал об истории территориального конфликта между Россией и Японией, а затем выяснял , хотят ли русские курильчане стать гражданами Японии (спойлер: не хотят). На этот раз мы собрали рассказы местных жителей о бытовых вопросах, чтобы спорные территории стали ближе и понятнее.

Девочка плачет, «фарик» улетел

Транспортная недоступность Курильских островов остается самой главной проблемой региона. Связь с большой землей трудна, непредсказуема и при этом чрезвычайно дорога. Современные аэропорты начали появляться на островах только в последние годы, но до сих пор не оборудованы всепогодными навигационными системами, поэтому их работа возможна лишь в отсутствие тумана и сильного ветра, что на Курилах случается нечасто.

Более предсказуем водный путь на Курилы. С Сахалина на острова Кунашир, Итуруп и Шикотан ходит теплоход «Игорь Фархутдинов» (в простонародье «фарик»), названный в честь погибшего при крушении вертолета МИ-8 в 2003 году губернатора Сахалина. Время отплытия судна, вмещающего всего 140 пассажиров и отправляющегося два раза в неделю, сильно зависит от погодных условий, количества пассажиров и перевозимого груза. Дорога до Кунашира в зависимости от маршрута занимает 1-1,5 суток — корабль долго стоит в порту Шикотане. Кроме того, теплоход, уже добравшись до места назначения, не всегда может подойти к причалу из-за сложной погодной обстановки.

На этом неудобства не заканчиваются. В проливе Екатерины, отделяющем Кунашир от острова Итуруп, склонным к морской болезни пассажирам приходится нелегко из-за сильной корабельной качки. Ветер может достигать скорости 30 м/с, и в этот момент перемещаться по кораблю невозможно. Остается только лежать на койках и сдерживать рвотные позывы.

Для туристов подобные приключения во время путешествия на край света добавляют дополнительного адреналина в кровь, а курильчане вынуждены тщательно планировать каждую поездку на материк, которая стоит 4000 рублей в 4-местной каюте на нижней палубе с удобствами в коридоре.

Цены не первой свежести

Удаленность Курил ощутимо сказывается на цене и доступности земных благ, к которым жители остальной России привыкли уже давно. В первую очередь, из-за трудностей с доставкой крупногабаритных грузов страдает строительство. Когда курильчане говорят об отделке квартир, то понятие «хороший ремонт» подразумевает использование обоев и краски, небогатые курильчане довольствуются голыми стенами. Предметом роскоши здесь считаются стеклопакеты, поэтому рамы хозяева продают отдельно от квартир. А в населенных пунктах часто можно увидеть пустые глазницы окон — дефицитному товару «приделывают ноги», как только жильцы покидают дом.

«Люди не убегают отсюда. Привыкли к этим местам. Даже страшное землетрясение 94-го года не напугало их. Отстроились заново и живут», — объясняет блогер Стася Светлая в своем видеоочерке об острове Шикотан.

Цены на продукты — любимая тема курильчан. По сравнению с материком цены завышены в несколько раз, потому что продукты доставляются только кораблями и только, когда позволяет погода. С Владивостока приходят большие грузы, а из Сахалина — мелкие товары. Хлеб островного производства стоит 35-40 рублей, хлеб с материка — 60-80 рублей. Яйца продаются по 110-130 рублей. Сахар — 90 рублей за кг. Огурцы, помидоры и прочие фрукты-овощи в 2-3 раза дороже, чем на московских рынках. Но появлению новых продуктов здесь рады даже несмотря на дороговизну. В этой связи на Итурупе часто вспоминают весну 2014 года, когда Пасху пришлось отмечать без традиционных пасхальных яиц, так как до середины мая бухта была забита льдами.

«Продукты привозят пароходом, они за время перевозки портятся, приходят несвежие, вялые, приходится покупать только такое! Раскупили сразу то, что привезли, потом приходится опять ждать свежего. В магазинах вроде бы все есть, но цены кусаются, высокие! Пусть такие, как и в Москве, но там работа есть и зарплаты выше, чем у нас», — рассказала Нина, работающая на острове Кунашир поваром за 10 тыс. рублей в месяц.

Первые автозаправки на островах появились совсем недавно. Бензин здесь стоит около 70 рублей за литр. Многие владельцы автомобилей до сих пор заказывают его из Владивостока в бочках. Дизельное топливо обходится дешевле (45 рублей), поэтому автолюбители в основном предпочитают машины на дизеле. Откуда он берется, местные жители предпочитают умалчивать, лишь намекая, что его много у военных и на госпредприятиях.

За несколько лет до АЗС на островах появился первый асфальтовый завод, а до того времени населенные пункты на Курилах соединяли только грунтовые дороги. Из-за этого едва не случился всероссийский казус. Во время визита премьер-министра Дмитрия Медведева на Кунашир ему предстояло ехать по пыльной грунтовой дороге в аэропорт Менделеево. У местных чиновников возникли опасения, что машина охраны премьера, которая поедет впереди кортежа, поднимет облако пыли, из-за чего Медведев ничего не увидит. Дорогу планировали поливать из шлангов перед эскортом. Но накануне приезда главы правительства начался дождь, который не переставал идти в течение суток. Медведев увидел Кунашир и даже остался доволен увиденным.

«Работы на Шикотане вообще нет. Есть только два способа заработать денег — служить в армии или работать на одном из двух местных рыбозаводов. За счет чего местные живут, я не понимаю. Серьезных работодателей там нет. Только собственным делом можно заниматься — рыбу ловить или продукты с большой земли поставлять», — удивляется блогер Бока Типик.

Из танков по трепангам

Южные острова связаны с военными самым тесным образом. Здесь проходит граница с Японией, страной, которая в прошлом веке несколько раз воевала с Россией и до сих пор не подписала мирный договор. На острове Шикотан с тех времен сохранились точки долговременной обороны — старые танки ИС-2, стволы которых повернуты в сторону Японии. Машины глубоко вкопаны в сопку, между ними прорыты окопы, которые в некоторых местах забетонированы. Местные жители уверяют, что орудийные механизмы до сих пор находятся в исправном состоянии.

Сейчас сотрудники пограничной службы ФСБ есть почти на каждом из островов. На некоторых из них нет ни населенных пунктов, ни дорог, ни даже деревьев — только пограничные отделения. Одна из главных задач пограничников — пресечение незаконного вылова морских биоресурсов — краба, трепанга, морского ежа. Японцы считают, что ежедневное употребление трепанга продлевает жизнь как минимум на десять лет, потому и стоит он дорого. Пограничники рассказывают случай, как однажды задержали три японских шхуны. На допросе нарушители признались, что всего три браконьерских выхода позволили им построить себе большой дом с бассейном.

Самим хранителям российской границы тоже грех жаловаться на финансовые трудности. По местным меркам, с зарплатой от 120 тыс. рублей они почти что олигархи. Могут позволить себе путешествие на большую землю при первой необходимости и летать в отпуск в Сочи.

Япония близкая и недоступная

Японскую тему на Курилах обсуждают очень аккуратно. В 90-е годы японские власти активно помогали выжить российскому населению, когда регион испытывал перебои с электроэнергией и поставкой продуктов. Старожилы с благодарностью вспоминают гуманитарную помощь, в том числе неимущим пенсионерам: шоколад, муку, сахар, масло, рис. Построенные японцами электростанции до сих пор продолжают обеспечивать светом дома курильчан.

«Было время, когда на острове не было магазинов, и товары завозили из Японии. Раньше сюда часто заходили корабли, люди часто ездили в соседнюю страну. В некоторых домах до сих пор сохранилась японская бытовая техника. Холодильники, микроволновки — все сохранилось с 90-х годов, все работает. Сейчас не везут ничего, потому что сильно выросли таможенные пошлины», — рассказывает Стася Светлая.

На Курильских островах везде проглядывается японское прошлое. Есть бывшие японские заводы, японские кладбища, а тихоокеанское побережье Кунашира около устьев рек усыпано осколками довоенного японского фарфора и пустыми бутылками японского пива.

Для жителей южных островов Курильской гряды (Итуруп, Кунашир, Шикотан и группа Хабомаи) действует безвизовый режим с Японией. Однако на самом деле местные редко пользуются этим правом — в среднем за год туда с Курил ездят около 400 человек (менее 0,25% населения региона).

Сейчас никто не хочет обижать близких соседей, дома которых отлично просматриваются в ясную погоду с курильских сопок. Но и отдавать территорию местные жители категорически не согласны. Абсолютное большинство из них, несмотря на бытовые трудности, поддерживает президента страны Владимира Путина и верит, что в ближайшие годы Курилы догонят по уровню жизни остальные регионы страны. Япония для них — только хороший пример, но никак не родная гавань, в которую стоит вернуться.