Большая ступа в санчи интересные факты. Большая ступа в санчи

В Индии множество туристических объектов разной направленности – природных, культурных, религиозных, исторических, эстетических. По ней можно путешествовать месяцами, и не переставать удивляться все новым и новым достопримечательностям.

В деревне Санчи, находится один из объектов, который индийцы считают сочетающим в себе все – древнейшая в Индии ступа с останками Будды. Мы решили проверить, так ли это, и отправились в Санчи втроем – я, муж и сестра мужа.

Почему же нужно посетить Санчи?

  1. Потому что это красиво. Гармоничное плавное сооружение на холме высотой около 100 метров, а вокруг – зеленые леса и поля. И, самое главное, – прекрасные скульптуры, украшающие ворота (первое фото поста).

Ступа Санчи. Мадхья-Прадеш. Индия.

  1. Потому что это духовно. Внутри ступы хранятся останки Будды. Даже если вы в это не верите – зато верят тысячи паломников, которые приходят сюда с молитвами и добрыми мыслями, создавая «намоленность» места.

Ступа Санчи. Мадхья-Прадеш. Индия.

  1. Потому что пропитано историей.

Ступа Санчи. Мадхья-Прадеш. Индия.

  1. Да хотя бы даже просто в копилку путешественника — как самое древнее из сохранившихся буддийских святилищ, являвшееся основным центром буддизма в Индии вплоть до 12 в. Кстати, занесенное в ЮНЕСКО.

Ступа Санчи. Мадхья-Прадеш. Индия.

Немного из истории периода возникновения ступы Санчи.

Первые ступы появились в Индии еще до Будды. Сначала они представляли собой просто надгробные холмы, и постепенно превратились в строения, внутри которых помещались останки. Согласно преданию, Будда сам попросил учеников поместить его останки в ступу. После его смерти разразился спор – где должна быть воздвигнута такая ступа. Правители, родственники, ученики Будды – все хотели получить его останки. В итоге брахман Дона предложил вариант, устроивший всех. Останки поделили на 8 частей и поместили в 8 ступ по всей Индии, в 9ю поместили пепел от погребального костра, а сам Дона попросил за свои труды сосуд, в котором был кремирован Будда, и на его основе также создал свою ступу. Через 200 лет после смерти Будды, в 3-ем столетии до нашей эры, император Ашока приказал перераспределить останки по множеству ступ. Древнейшая из известных сохранившихся ступ Ашоки – как раз наша ступа Санчи

Ступа Санчи. Мадхья-Прадеш. Индия.

Для интересующихся, подробнее о ступах: http://stupaman.org/asia-india.shtm Даже не знала, что есть поклонники ступ, создавшие о них целый сайт:)

Перед поездкой в Санчи я почитала об истории Индии соответствующего периода, и император Ашока произвел на меня неизгладимое впечатления. Поэтому уделю и ему полстранички.

Принц Ашока родился в гареме Биндусары, правителя индийской империи Маурьев. Мальчик имел низкий статус – его мать была бедной, а в гареме было множество сыновей от более знатных жен. Но ум, храбрость, энергия и талант к управлению в итоге сделали Ашоку наследником отца. Первым делом он занялся расширением империи. Убив сотни тысяч людей при завоевании Калинги (современная Орисса), в какой-то момент Ашока ужаснулся от содеянного. Чувствуя, что идет по нехорошему пути, он стал глубже обращаться в буддизм, который изучал с молодости в числе других религий и наук. Буддизм переменил жизнь молодого императора и жизнь всей империи.

Ашока решил править справедливо и всеми силами делать окружающий мир счастливее. Много внимания уделял строительству дорог, бесплатных гостиниц, иригационных систем, колодцев. Ашока навел порядок в медицине, организовал поставку медикаментов и открыл ветеринарные клиники. Принудительные работы, бесцельное выжигание лесов и бессмысленное истребление животных были запрещены. Также император создал институт правозащитников и внедрил инспекцию тюрем. Им был даже составлен список защищаемых животных: попугаи, дикие утки, летучие мыши, черепахи, рыбы, белки, лани, дикие и домашние голуби и все четвероногие твари, не годные для еды; кормящие козы, овцы и свиньи; детёныши, не достигшие шести месяцев. Сам Ашока забыл свое увлечение молодости – охоту, и предпочитал паломничество к святым местам, размышления ипутешествия по своей державе с целью инспектирования и контроля. Наибольшее внимание Ашока уделял исправлению нравов. Это было его конечной целью. Император Ашока сделал для распространения буддизма столько, сколько не сделал ни один правитель на земле.

Император призывал уважать любую религию и продвигал буддизм мягко. Не только в Индии, но и за ее пределами. Лишь в последние годы правления Ашоки случился перекос: он занялся более жестким внедрением буддизма, гонением представителей других религий и пожертвованием на буддизм колоссальных сокровищ из царской казны. В итоге он был практически отстранен от правления.

В лучшие годы Ашока возвел множество буддийских сооружений: ступ, храмов, монастырей и так называемых колонн Ашоки. Это колонны с выгравированным на них посланием людям – эдикты Ашоки. Они устанавливались по всей стране. Рядом обычно находился буддист, разъясняющий смысл текста людям. Это наиболее ранний сохранившийся в Индии памятник письменности и первое достоверное свидетельство существования буддизма.

…Вдоль дорог я посадил баньян, чтобы давал тень, и заложил манговые рощи. Через каждые восемь кроса устроил колодцы и гостиницы, и в разных местах водные резервуары для людей и зверей. Но это лишь малые достижения. Подобные блага творили и прежние цари. Я же сделал это для того, чтобы люди следовали дхарме…

Ступа Санчи. Мадхья-Прадеш. Индия.

Ступа Санчи.

Ашока возвел знаменитую ступу в 45-ти километрах от города Бхопала, столицы штата Мадхья-Прадеш, рядом с деревней Санчи. В ступе находились останки Будды, а рядом — монастырь и колонну с одним из наставлений императора.

Ступа Санчи. Мадхья-Прадеш. Индия.

То, что мы видим сегодня, разительно отличается от первого варианта Ашоки. Его ступа была из кирпича и значительно меньше. Сейчас то древнее тоже есть, оно находится внутри. Увидеть нельзя, но, главное, знать, что оно там.

Ступа Санчи. Мадхья-Прадеш. Индия.

Позднее, во 2-1-м в. до н.э., ступа была увеличена и украшена. Было достроено ограждение, образующее между ступой и внешним миром дорожку для паломников. Появились четверо ворот, символизирующих 4 стороны света. Вокруг разместились новые ступы и монастыри.

Ступа Санчи. Мадхья-Прадеш. Индия.

В 4-м веке, при правлении династии Гупта, вокруг ступы появились новые монастыри, храмы, колонны. До 12-го века святилище поддерживалось и реставрировалось, а с 14-го века оказалось абсолютно заброшенным. Брахманы, не любившие ни буддизм, запрещавший жертвоприношения, ни самого Ашоку, выпихнувшего их с главенствующих ролей, сделали все, чтобы его имя было забыто историей.

Ступа Санчи. Мадхья-Прадеш. Индия.

Во времена правления мусульман, памятники буддизма и индуизма активно уничтожались, изображения животных стирались. Но святилище смогло дожить до наших дней, хоть и пришло в упадок. Саму ступу пришлось серьезно реставрировать. Вокруг осталось больше каменных обломков, нежели строений. Давно уже исчез первый деревянный монастырь, в котором проводила время жена Ашоки, Деви. Именно сюда приезжал перед началом большого путешествия с целью распространения буддизма сын Ашоки, Махендра. Обойдя ступу, он отправился с миссией на Цейлон, откуда буддизм был после распространен на Яву, в Тайланд, Бирму, Суматру и другие страны.

Ступа Санчи. Мадхья-Прадеш. Индия.

Сегодня ступа выглядит очень симпатично. Она отреставрирована и покрыта песчаником. Часть скульптур, покрывающих самое красивое, что есть в этом комплексе – ворота – перенесены в музеи, но заменены на качественные копии. Ворот четверо. Они символизируют четыре стороны света. На них изображены сцены с Буддой, реальные и мифические животные, символы буддизма – колесо дхармы, дерево, слоны, омывающие мать Будды – символ его рождения, сцены с Ашокой. Такое плотное количество скульптуры размещалось ранее на деревянных воротах, и на каменных выглядит слегка массивно и рискованно. Тем не менее, ворота прожили более 2х тысяч лет. Эти скульптуры — одни из древнейших сохранившихся в Индии до наших дней — стали образцом для потомков. Например, стиль изображения пышногрудых женщин.

Ступа Санчи. Мадхья-Прадеш. Индия.

Подробные фото фрагментов скульптуры с описаниями можно посмотреть на сайте археологического сообщества Индии: http://asi.nic.in/asi_monu_whs_sanchi_images.asp#

Вокруг ступы разбит ухоженный парк. То тут то там виднеются остатки древних храмов, монастырей, колонн, просто каменных блоков.

Ступа Санчи. Мадхья-Прадеш. Индия.

Ступа Санчи. Мадхья-Прадеш. Индия.

Ступа Санчи. Мадхья-Прадеш. Индия.

Множество ступ выросло там, где раньше стояла одна.

Ступа Санчи. Мадхья-Прадеш. Индия.

Ступа Санчи. Мадхья-Прадеш. Индия.

Паломники со всего мира стремятся в Санчи, чтобы обойти ступу по кругу, по направлению движения солнца. 1 раз, 108 или даже несколько дней наматывать круги. Буддисты и индусы считают, что такой обход улучшает карму J Можно внести гармонию в свою жизнь, очистить себя от различных пороков и развить в себе добродетели. Разрушение ступы считается деянием, подобным одному из «пяти грехов незамедлительного воздаяния», а именно, пролитию крови Будды, и влечёт за собой неотвратимое перерождение в аду сразу после этой жизни. Поэтому, в основном ступы не разрушались, а перестраивались.

Ступа Санчи. Мадхья-Прадеш. Индия.

Что касается нашей троицы – меня, Анджула и Анджули, мы приехали в Санчи на такси из Бхопала. Бхопал – крупный город, столица штата, как ни как. Не думаю, что путешественникам стоит там задерживаться без необходимости. Это нам, дикарям, было в радость пройтись по цивилизованным магазинам, поесть в мак-даке и посетить пару моллов.

Мак-дак. Бхопал. Столица штата Мадхья-Прадеш.

Кстати, в Бхопале есть неплохое место развлечений — открытый People’s mall – большой торговый молл+центр развлечений на открытом воздухе. Он находится рядом с университетом, студенты которого возвели в парке внушительные копии индийских памятников – Тадж-Махала, фортов, пещер и т.д. Есть кафешки, лавочки, даже аквапарк. Там любит гулять индийская молодежь и семьи с детьми.

People’s mall. Бхопал. Столица штата Мадхья-Прадеш.

People’s mall. Бхопал. Столица штата Мадхья-Прадеш.

Как туристы мы прокатились по городу, посмотрели на знаменитое озеро. Красиво, но ничего особенного. Выйти не смогли, так как парковка запрещена абсолютно везде. Проехали мимо множества мечетей, старых районов, современных моллов. В душу запал только длиннющий забор, каждый блок которого был украшен граффити. Очень качественным и смелым для Индии. Против курения, наркомании, проституции и т.д. В следующий раз найду и пофоткаю.

Бхопал. Столица штата Мадхья-Прадеш.

Из Бхопала посещать Санчи удобнее всего. Туда регулярно ходят поезда, автобусы, то же такси. В зависимости от транспорта – не более 2-х часов пути точно, это если на самом захудалом. Вполне можно не останавливаться в Санчи на ночь, а посетить его одним днем.

Мы приехали рано утром, и с удовольствием погуляли до толпы и до жары. На осмотр и отдых в парке ушло часа 2-3. Оставалось только попить чаю в маленькой кафешке, покопаться в бессмысленных сувенирах, и можно было ехать. Только вот в музей мы не смогли попасть. Он не открылся, а нам еще предстоял 6-ти-часовой переезд домой, в Кхаджурахо.

Ступа Санчи. Мадхья-Прадеш. Индия.

Несмотря на то, что Санчи сама по себе достаточно небольшая деревенька, она невероятна важна не только для Индии, но и для общемировой истории, а все дело в том, что здесь собралось большое количество памятников раннебуддийской архитектуры, одним из которых является выдающаяся Ступа (Sanchi Stupa), которая была возведена еще в III веке до н.э. Считается, что именно она стала прообразом для всех последующих ступ.

Ступы, как правило, выполняют роль памятных монументов, которые возводятся для того, чтобы обозначить ту или иную важную дату для буддизма.

Как можно посетить?

Вы, конечно, можете добраться до этого колоритного места самостоятельно, однако из-за его особенности, лучшим решением будет воспользоваться услугами опытного гида и добраться сюда в составе экскурсионной группы. Тем более, что вам в этом случае удастся услышать множество интересных и таинственных историй.

Учтите то, что вам придется путешествовать через заросли джунглей в привычную для Индии погоду, жаркую и влажную. Так что стоит выбрать для этого путешествия удобную легкую одежду и позаботиться о головном уборе.

Интересные факты

  • Осмотрев рельефы, которые декорируют стены этой ступы, вы сможете обнаружить не только древних жителей Индии, но и греков, а все потому, что Ашока Великий, по приказу которого была возведена эта ступа, имел дипломатические отношения с Грецией того времени.
  • На протяжении очень долгого времени эта ступа, как и большинство иных буддийских памятников, была забыта. Её заново открыли англичане только в 1818 году.
  • Изначально эта ступа была цельной и монолитной постройкой, внутрь которой нельзя было зайти.
  • Здесь вы сможете увидеть множество восхитительных скульптур и монументов, которые изображают легендарных существ, богов и простых людей того времени.
  • Считается, что в каждой из ступ, возведенных Великим Ашокой, при строительстве были размещены священные реликвии Будды, которые принадлежали ему при жизни.

Как добраться?

Самым удобным способом добраться до этой достопримечательности станет арендованный на время автомобиль или вызванное такси.
Сюда достаточно часто ходят разнообразные экскурсионные туры, так что вы вполне можете воспользоваться услугами гида и, вместе с остальными экскурсантами, послушать множество интересных историй об этом древнем и загадочном месте.

Адрес: Санчи, Индия

Деревня Санчи находится в 9 км. от города Видиша и в 46 км. от Бхопала - административного центра индийского штата Мадхья-Прадеш. Она уникальна не только наличием самых совершенных и хорошо сохранившихся ступ, в числе которых Большая ступа Санчи , но и предлагает широкие образовательные области изучения зарождения, расцвета и упадка буддийского искусства и архитектуры на протяжении почти тринадцати столетий, начиная с 3 века до н. э. до 12 века н. э., практически охватывая весь спектр индийского буддизма.

Удивительно, но Санчи не была как-либо освящена в жизни Будды. Сюань Цзан, который так тщательно записывал детали связанные с буддийскими памятниками, молчит об этом. Единственная возможная отсылка на Санчи содержится в хрониках Шри-Ланки, в соответствии с ними Махинда, сын императора Ашоки и королевы Деви, посещал свою мать в Видише, которая, в свою очередь, отвела его к прекрасному монастырю. Махинда остался там в течение месяца, а после отправился в Шри-Ланку распространять учения Будды.

Император Ашока всячески способствовал распространению буддизма в Индии. За время своего правления он построил множество ступ - буддийских святилищ, одного из трех главных типов буддийской архитектуры. Одним из таких строений является Большая ступа в Санчи воздвигнутая правителем на том месте, откуда его сын отправился в Шри-Ланку.

Большая ступа Санчи имеет полусферическую форму и лишена внутренних помещений. Она стоит на платформе диаметром 31 метр с расположенной на ней террасой, которая служила местом проведения церемоний. Так же как и платформа, ступа сделана из камня и кирпича, а внутри неё хранятся реликвии связанные с Буддой. Большая ступа Санчи послужила прообразом всех последующих ступ.

Первоначально ступа имела белый цвет, а ворота и терраса - красный. В древние времена её окружали монастырские строения, не сохранившиеся до нашего времени. Форма ступы имеет символическое значение. Полусфера символизирует небесный свод, а на её вершине находится хармика - небольшая надстройка с квадратным основанием, которая символизирует священную гору Меру. Над хармикой находится проходящий через весь купол стержень с надетыми на него круглыми зонтиками, последовательно уменьшающимися в диаметре. Стержень символизирует мировую ось, а зонтики три священных неба.

В ограде святилища, по четырем сторонам света, расположены ворота, украшенные скульптурой. Через них проходили торжественные процессии для совершения священного обряда: он состоял из обхода вокруг ступы и восхождения процессии на верхнюю часть платформы. Ворота ограды Большой Ступы являются выдающимся произведением древнеиндийской архитектуры. В сюжетах скульптур ворот Санчи тесно переплетаются древнеиндийские мифологические сказания и буддийское вероучение.

Памятники Санчи были заброшены на протяжении многих столетий, пока вновь не были открыты англичанами в 1818 г. Через столетие здесь открылся музей, а в 1989 г. Санчи была занесена в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Б ольшая Ступа в Санчи (Махаступа) была построена гораздо южнее тех мест, где жил и проповедовал Будда, и не соотносится напрямую с его деятельностью. Пришедший к власти в третьем веке до н.э царь Ашока стал возрождать уже начавший угасать к тому времени буддизм, сделав его практически основной религией государства. Он идентифицировал по остаткам сооружений многие места, связанные с деятельностью Будды и по всей стране возвёл множество культовых буддийских сооружений, в общей сложности более восьмидесяти тысяч.

К этому времени относится строительство множества ступ. В отличие от других типов буддийских построек, жилых помещений – вихар, и молитвенных залов – чаитий, которые имели внутренние помещения, ступа была монолитной.

Большая Ступа в Санчи – первая из построек подобного рода, послужила прообразом для всех остальных.

Именно эта ступа считается старейшей из всех буддийских ступ, сохранившихся до наших дней.

Внутрь ступы в Санчи, в самый её центр, заложена кубическая урна с останками Будды. По легенде, Будда, когда его спросили о форме его будущей гробницы, будто бы вместо ответа сложил в несколько раз свой плащ, на который водрузил, перевернув вверх дном, свою круглую чашу для сбора подаяний и увенчал всё это своим посохом. В такой форме и построено большинство ступ в Индии. Первоначально ступы служили именно для хранения реликвий или останков, позднее же стали интерпретироваться как символическое воплощение космоса.

В довольно сложной конструкции ступ ― а со временем они стали гораздо более замысловатыми, чем первые чашеобразные формы, ― нет ни одного элемента, начиная от ступеней основания и заканчивая положением рук скульптурных изображений Будд или украшениями на их одеждах, которые не имели бы своего определённого значения.

Цоколь ступы в Санчи, с террасой, служившей для проведения церемоний, обозначает Землю, со всеми присущими ей страстями и искушениями. Сама ступа построена в форме идеальной полусферы, символизирующей небесный свод и, соответствующий ему, мир богов. Через весь купол проходит начинающийся от основания стержень, символически обозначающий Мировую Ось, Мировое Древо, гору Меру. На вершине купола столб окружает хармика ― миниатюрная копия основной ограды, скрывающая «ось мира» от нескромных взоров.

Сокрытие центрального столпа обусловлено древним индийским обычаем огораживать сакральные объекты, такие как священное дерево или храм. Центральный столб наверху украшен тремя зонтами: атрибутами, в буддизме означающими высший уровень вселенной, доступный лишь существам, достигшим просветления, трёх верхних небес. Кроме того, три зонтика символизируют три драгоценности: Будду, Дхарму и монашескую общину, или Сангху.

Во II веке до нашей эры ступа была расширена вдвое против первоначального размера и окружена массивной каменной оградой ― ведикой (символ охраны святыни), лишённой всяких украшений.

При династии Сатаваханов (I в. до н. э.) вокруг большой ступы были выстроены мощные квадратные ворота (торана), ориентированные по сторонам света «выходы во вселенную». Каждые из ворот ― это филигранное произведение искусства, они создавались с разрывом в десятилетия. Сначала были построены южные ворота, позднее северные, восточные и последними - западные.

Капители колонн выполнены в виде фигур четырех слонов, львов или карликов-якш, поддерживающих поперечные балки. Многочисленные изображения на воротах, покрытых обильной резьбой, рассказывают о жизни Будды Шакьямуни, воспроизводят сюжеты джатак, то есть рассказов о его предыдущих рождениях. Сам Будда в многочисленных сюжетах не всегда предстаёт в человеческом облике, часто его присутствие передаётся через символы ― лотос, колесо, дерево. Лотос означал его рождение, Дерево Бодхи ― просветление, колесо ― его учение, а отпечатки ног и трон ― его присутствие. Например, сцена просветления изображает лишь пустой трон. Другое изображение показывает обезьяну, предлагающую Будде (представленному как Дерево Бодхи) чашу с мёдом. Такой подход был характерен для раннего буддизма. Можно часами ходить вокруг ступы, изучая причудливые барельефы, сюжеты которых рассказывают о способах избавления от страдания, связанных с круговоротом в сансаре.

Проход через такие ворота к ступе уже сам по себя можно считать священнодействием. Но у посетителей есть возможность совершить и полную парикарму, обойти ступу и даже подняться на второй круг.

Вокруг большой ступы в Санчи имеется два круговых обхода: первый ― на уровне земли между ступой и оградой, а второй ― на верхней террасе платформы вокруг купола ступы. Верхний обход огорожен невысокой оградой, подобной внешнему ограждению и имитирующей стиль деревянных ограждений древности. Несмотря на то, что во внешней ограде имеется четверо ворот, ведущих к нижнему круговому обходу, попасть на верхний уровень можно только через единственный вход с двумя лестницами, устроенный с южной стороны ступы. Отсюда, со «второго этажа», уже легче мысленно перенестись, на площадку, находящуюся на куполе под тремя зонтами, то есть на символическом уровне совершить восхождение от нашего земного мира, полного страстей, в мир, в котором обитают просветлённые существа.

Архитектурный план ступы полностью отражает свастику в движении. На плане контуры входов и географические оси образуют символическую фигуру ― мандалу в форме свастики ― солярный символ, столь важный для древних народов. Линии, соединяющие стороны света, символизируют пространство, а входы, изогнутые входы, повторяющие направление движения звезд, ― время. Совершающий парикарму монах или паломник, входя в мандалу, становится частью мирового порядка. Его энергия вписывается в космический вихрь, вращающейся вокруг мирового центра, центра мандалы.

Со временем в Санчи был сооружён целый комплекс из семи ступ, из которых до нашего времени сохранились ещё две, остальные же были практически разрушены.

Вторая ступа, построенная в сотом году до нашей эры, находится на середине западного склона. Она имеет изогнутые входы их Г-образная форма в плане также складывается в изображении правильной свастики, закрученной по часовой стрелке и являющейся геометрическим выражением гармонии, созидания, порядка.

Поскольку идеальная форма ступы не допускает никаких украшений, то у ранних ступ декорироваться могла только ограда - геометрическим или растительным орнаментом, изображениями мифологических животных, сценами из священных текстов. Археологи предполагают, что это место использовали учителя общины дабы уединятся от суеты, именно поэтому ступа поставлена в полукилометре от основного комплекса.

Третья ступа находится северо-восточнее и по оформлению во многом копирует Большую Ступу, но по размеру она значительно меньше. Путь к ней обозначается единственными резными воротами. Эта ступа содержала останки двух главных учеников Будды: Шарипутры и Маудгальяяны. В 1853 году их перевезли в Лондон, но позднее вновь вернули в Индию. Сейчас они покоятся в специально построенной для этого на территории парка вихаре (буквально слово «вихара» переводится как «гробница»).

Ступы были окружены деревянными монастырскими строениями, но до нашего времени они не сохранились. Самые первые монастыри строили из дерева, и они давно разрушились. Обычно они состояли из центрального дворика, окружённого монашескими кельями. До сегодняшнего дня сохранились только дворики и каменные фундаменты.

Комплекс Санчи включает в себя и другие старинные архитектурные достопримечательности ― есть тут и так называемая Колонна Ашоки, и многовековые храмы, а также археологический музей с коллекцией древностей. Интересны крохотные пещерные храмы, высеченные в очень твёрдых каменных породах.

Во времена Ашоки комплекс Санчи был крупным религиозным центром. Ступы были оштукатурены и покрашены, а во время праздников их щедро украшали цветами и прочими ритуальными подношениями. Сюда стекались многолюдные процессии, состоявшие не только из монахов, но и из мирян.

Рельеф на северных воротах Махаступы изображает большую торжественную процессию с дарами и музыкальными инструментами, направляющуюся к святыне. Во главе процессии идут слоны. На этом рельефе мы можем увидеть, как выглядела ступа, украшенная гирляндами и цветами. В древнем Санчи кипела религиозная жизнь, а монахи постоянно общались со своими светскими покровителями.

Во втором и первом веках до нашей эры Санчи оставался важным религиозным центром, однако, после был заброшен. Всё здесь заросло джунглями. Главным буддийским центром северной Индии Санчи стал уже при династии Гуптов, в 5 веке нашей эры. В этом время ремонтируются ступы, воздвигаются новые храмы. На рубеже тысячелетий буддизм в Индии начал угасать, поглощаясь индуизмом. Археологические находки 13-го века носят уже совершенно индуистский характер. В 14-м веке это место окончательно запустевает.

В 1818 году эти постройки были открыты и описаны англичанами. Позднее, в 1851 г., полковником английской армии Александром Каннингемом на холме Санчи были обнаружены останки двух наиболее известных проповедников буддизма - Шарипутры и Маудгальяяны. Весь комплекс существенно пострадал в результате непрофессиональных попыток вскрыть ступы. В 1822 г. капитан Джонсон взломал «Махаступу», пробив брешь в одной из её сторон, что привело к значительному разрушению памятника. Монолитная колонна Ашоки, расколотая на части местными вандалами, использовалась в качестве пресса для сахарного тростника.

С 1881 по 1884 г. под руководством майора Коула был проведён ряд восстановительных работ. Была заделана брешь в стене «Великой ступы», заново установлены и отреставрированы разрушенные ворота. В двадцатых годах двадцатого века ступам был придан их нынешний вид. Сейчас на этом месте открыт музей, а комплекс Большой Ступы в Санчи считается одним из выдающихся историко-культурных памятников страны.

Согласно плану Ашоки, комплекс задумывался как место медитации и самосозерцания. Он должен был расположиться вне суеты крупных городов и поселений монахов, но одновременно в пределах досягаемости для всех желающих. Деревня Санчи идеально подходила для реализации этого проекта. Расположенная изолированно и в то же время недалеко от города Видишья, она стала идеальным местом для практики на многие века.

Здесь даже тот, кто не является приверженцем буддизма, чувствует удивительную энергию и не может не восхищаться прошедшими сквозь тысячелетия древними строениями, несущими память о мировой гармонии, о великом космическом порядке. Уже ради этих ощущений, ради вида каменных громад, несущих в себе энергию практики многих поколений, стоит ехать в Индию – загадочную страну, сберёгшую для нас столько ценного.

Санчи - деревня в индийском штате Мадхья-Прадеш, в 46 км к северо-востоку от Бхопала, где сохранились сохранился целый комплекс строений и, по крайней мере, три ступы. Наибольшая среди них - Ступа I, или Большая ступа, перестраивалась несколько раз, и сохранившаяся часть датируется примерно I веком до н. э. При императоре Ашоке, буддизм в был признан государством религией. Ашока всячески способствовал распространению буддизма. Индо-персидские мотивы времени Ашоки вступили во взаимодействие с другими, и на протяжении следующего века они оформились в широко разработанную изобразительную систему, теперь уже в индийском стиле. К этому времени относится строительство множества ступ - буддийских святилищ, одним из трех главных типов буддийской архитектуры. В отличие от других двух - жилые помещения (вихара) и молитвенного зала (чайтья), - в которые можно было войти внутрь, ступа была цельной монолитной постройкой.

Большая Ступа в Санчи расположена в нескольких километрах к северу от города Бхопал. Ступа в Санчи была воздвигнута по велению индийского правителя Ашоки Маурия в II веке до нашей эры на том месте, откуда, по преданию, его сын отправился на остров Ланку (ныне Шри Ланка) для распространения там буддизма. Ступа в Санчи - сооружение полусферической формы, лишенное внутреннего помещения. Она стоит на круглом цоколе диаметром в 31 метр с террасой, служившей для проведения церемоний. С южной стороны на террасу ведут лестницы. Так же, как и платформа, на которой она покоится, ступа сложена из крупного кирпича и камня. В ступе хранятся священные остатки Будды и другие реликвии, связанные с его деятельностью.

Первоначально ступа была выкрашена в белый цвет, а терраса и ворота - в красный. Некогда весь комплекс святилища окружали деревянные монастырские строения, но до нашего времени они не сохранились. Форма ступы строго подчинена канонам, имевшим глубоко символическое значение. Полусфера символизирует небесный свод. На вершине купола находится хармика - надстройка с квадратным основанием в, форме балкончика - она символизирует священную гору Меру. Над хармикой возвышается проходящий через весь купол до его основания стержень с надетыми на него круглыми зонтами, последовательно уменьшающимися в диаметре снизу вверх. Стержень символизирует мировую ось, зонты означают три священных неба. Ступа в Санчи, очень простая по своим округлым очертаниям, кажется скорее вылепленной, чем построенной.

Во II веке до нашей эры ступа была расширена вдвое против первоначального размера и окружена массивной каменной оградой-ведикой (символ охраны святыни - древа Бодхи), лишенной всяких украшений. Во второй половине I века до нашей эры были построены четверо ворот по четырем сторонам, соответствующим четырем сторонам света, в ограде сделаны ворота, богато украшенные скульптурой. Каменная ограда вокруг ступы в Санчи, возведенная уже в 1 в. до н.э. по типу старинных деревянных сельских оград, также имела четверо традиционных ворот – торана, ориентированных по четырем направлениям света. Сначала были построены южные ворота, позднее северные, восточные и последними - западные. Они создавались с промежутками около десятилетия.

Через ворота в святилище входили торжественные процессии для совершения священного обряда: он состоял в обходе вокруг ступы и восхождении процессии на верхнюю часть платформы. Ворота ограды Большой Ступы (они называются торана) - выдающееся произведение древнеиндийской архитектуры. В целом скульптурное оформление ворот можно подразделить на три основные группы.

Первая - скульптура, являющаяся частью конструкции ворот. Это так называемые слоновые капители и рядом с ними - консоли в виде женских фигур. Капители, которые соединены с балками и квадратными колоннами внизу, окружены четырьмя полуфигурами слонов с восседающими на них фигурками мужчин и женщин. Эти прекрасные скульптурные группы, так называемые слоновые капители, создают переход от нижней к верхней части ворот и ко всей остальной, более мелкой скульптуре. Композиционное значение слоновых капителей в архитектонике тораны усилено крупными фигурами врикшак, занимающими на северных и восточных воротах наружный прямой угол между столбами.

Вторая - круглая скульптура, венчающая ворота: символические фигуры, а также фигуры львов, всадников. Ворота увенчаны символическим изображением «трех сокровищ» (триратна): лотос (Будда) увенчивает колесо (дхарма, буддийское учение), опирающееся на четырехступенчатую пирамиду (буддийская община). По бокам Колеса Будды стоят Стражи стран света в виде мужских фигур с опахалами на плече и буддийские символы на лотосе. Здесь же фигурки якщей - низших божеств, олицетворяющих силы природы, - и крылатых львов. Все они завершают убранство ворот как декоративного целого.

Квадратная нижняя часть ворот представляет собой колонны, обильно покрытые резьбой, - сюжеты из джатак, фигуры воинов и элементы современной светской архитектуры.
Третья - более крупные рельефы, хорошо видные с земли, расположенные на столбах и в местах пересечения столбов и архитравов, а также миниатюрные рельефы, сплошной массой покрывающие балки архитравов. Эти многочисленные изображения повествуют о прежних воплощений Будды в виде змеи, птицы, животного и человека, постоянно жертвующих собой для других, представляют сцены почитания буддийских святынь - ступ, дерева Бодхи, колеса дхармы и являют картину буддийского мира - людей, животных и растений, радостно приветствующих явление Будды. Этот мир населен также персонажами добуддийских верований - якшами, превращенными в ревностных почитателей буддизма. Сам Будда изображен в человеческом облике только в джатаках. Сюда относятся фигуры львов, восседающих на волютах, и всадники, помещенные в тесных пространствах между вертикальными перемычками, соединяющими горизонтальные балки. На столбах вверху в более высоком рельефе изображены фантастические животные: слева - пара крылатых лошадей, а справа - крылатая антилопа.

В сюжетах ворот Санчи тесно переплетаются буддийское вероучение и древнеиндийские народные мифологические сказания. Тораны святилища в Санчи составляют целый своеобразный сборник религиозно-символических, исторических и бытовых сцен и образов, народных преданий и легенд о Будде. Тораны в Санчи можно назвать буддийскими лишь формально, поскольку они связаны с объектом буддийского культа, ступой, а сюжеты рельефов описывают события из жизни Будды. Но встречаются изображения низших божеств и добуддийского происхождения, широко распространенных в древнейших народных верованиях.

Заброшенные на протяжении столетий, памятники Санчи были вновь открыты и описаны англичанами в 1818 г. Сто лет спустя здесь открылся музей, а в 1989 г. местные достопримечательности были занесены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.