Thread какая станция галереи. Пещерное метро стокгольма

До недавнего времени Воробьёвы горы у меня ассоциировались лишь с гигантским трамплином и смотровой площадкой. А вот результаты археологических раскопок свидетельствуют о существовании на Воробьёвых горах древнего городища в I тысячелетии до нашей эры. Первое известное упоминание датировано 1453 годом, тогда на вершине склона находилось "поповское село Воробьёво".


На фото: заброшенная эскалаторная галерея на склоне Воробьёвых гор

Позднее в этих живописных местах были выстроены Андреевский монастырь, царская резиденция, усадьбы богатых горожан, знаменитый в своё время ресторан Крынкина, дачи советской номенклатуры, метромост с уникальной станцией над Москвой-рекой, горнолыжный комплекс с канатной дорогой. Во время революционных событий октября 1917 года Воробьёвы горы имели стратегическое значение. Красные отряды выбили с возвышенности белогвардецйев и обстреливали Кремль из тяжёлой артиллерии.
В 1924 году с лёгкой руки наркома просвещения Луначарского (по другой версии - по инициативе дипломата Леонида Красина) Воробьёвы горы стали называть Ленинскими, а официально это название существовало с 1935 по 1999 год.

Добраться сюда проще всего на метро, станция "Ленинские горы" открылась 12 января 1959 года в составе участка Сокольнической линии "Спортивная" - "Университет". Для экономии средств (чтобы не прокладывать глубокий тоннель под руслом Москвы-реки) был разработан необычный проект с расположением станции метрополитена на нижнем ярусе моста над рекой. А по верхнему ярусу моста, построенного в 1958 году, двигались автомобили и пешеходы. Длина метромоста составляет 1179 метров, а полная длина - 2030 метров.


Строительство метромоста. 1957-1958 гг.: http://oldmos.ru/old/photo/view/40998


Современный вид с этой точки


На платформе. 1959 год: http://oldmos.ru/old/photo/view/21333

Увы, то ли спешка при строительстве, то ли предельно экономичный проект вызвали серьёзные проблемы в эксплуатации объекта. Из-за недостаточной гидроизоляции станцию затопило уже в год открытия, а вскоре обрушилась часть карниза. Конструкции моста испытывали серьёзные динамические нагрузки при разгоне и торможении поездов, коррозия съедала арматуру. Конструктивные и технологические ошибки привели к появлению трещин в перекрытиях и в 1983 году метромост закрыли на длительную реконструкцию.

Чтобы не парализовать движение по Сокольнической ветке, строители возвели дополнительные опоры с обходными путями, поезда следовали по ним без остановки на станции. Ремонтные работы затянулись на 19 лет и горожане уже стали сомневаться, что когда-то "Ленинские горы" откроются вновь. 14 декабря 2002 года созданная практически заново станция открылась уже под нынешним названием "Воробьёвы горы". Главная конструктивная особенность этого проекта - грамотное распределение нагрузок, платформа осталась на старых опорах, а движение поездов осуществляется по новым балкам, стоящим на собственных опорах.

2007 год. Ещё не демонтированы временные опоры.

С 2010 года станция является и выставочной площадкой. Здесь экспонировались кубки и другие спортивные трофеи советских атлетов из коллекции Музея спорта.

С апреля 2014 в застеклённых витринах представлены личные вещи пассажиров и сотрудников метрополитена. У каждого экспоната своя история. Вот, например, Кондратий Селиванович Ермаков приобрел в кредит в 1954 году новый заграничный костюм и гордо выхаживал в нем во время дежурства в добровольной народной дружине у станции метро «Сокольники», где и встретил свою будущую жену.

Самое необычное использование метрополитена. Ночью 22 сентября 2013 года на станции "Воробьёвы горы" прошли вполне легальные соревнования скейтбордистов, интерьеры и участники не пострадали.

В 1959 году на склоне Ленинских гор была построена 90-метровая эскалаторная галерея, которая соединила набережную с улицей Косыгина. Сооружение с тремя эскалаторами, хотя обслуживалось сотрудниками столичного метрополитена и поначалу украшалось большой буквой М, было бесплатным как для пассажиров метро, так и для всех прочих горожан, желающих подняться-спуститься по склону.


Нижний вестибюль эскалатора. 1960 год: http://oldmos.ru/old/photo/view/28787


Лестница эскалатора. 1969 год: http://oldmos.ru/old/photo/view/39770
На самом деле, людей было не столь много, как на постановочном кадре из фильма "Подсолнухи" (в кадре где-то в толпе народа спускается сама Софи Лорен).

Как и собственно станцию, эскалаторный павильон преследовал злой рок. Сначала эскалаторы пустили позже запланированного срока, а со временем оказалось, что и место выбрано неудачно, оползни угрожают безопасности конструкций галереи. Обслуживание горожан прекратилось вскоре после закрытия на ремонт станции метро "Ленинские горы", здание было признано аварийным, механизмы со временем демонтированы и сейчас здесь остались только бетонные стены и основания.

Отсутствие подъёмника доставляет массу неудобств горожанам, желающим попасть с набережной на улицу Косыгина. Людям приходится наматывать в обход лишние сотни метров, а по кратчайшему пути ко Дворцу пионеров под эстакадой метромоста способны подняться лишь туристы-скалолазы. Хотя в Правительстве Москвы периодически появляются планы восстановления эскалатора (в том числе уже в собянинские времена), руина на Воробьёвых горах продолжает оставаться руиной.

В начале ХХ века в имении С.Грачева располагался "офис" Московского общества горно-лыжного и водного спорта (М.О.Г.-Л. и В.С.). Трёхэтажная дача Грачёва как пример богатой дачной застройки сохранилась на пересечении нынешней улицы Косыгина и проспекта Вернадского, но в ней квартируют не лыжники-физкультурники, а отдел ДПС ГУВД.

Центральная станция (Centraal station, Централ стасьон) - центральный железнодорожный вокзал Амстердама, но не только. Это место можно назвать главным транспортным узлом, где пересекается множество людских потоков.

Почти все линии трамваев начинаются или заканчиваются здесь. Рядом имеется множество автобусных остановок, под землей и водой находится станция метро.

24 июля 2018 года в Амстердаме была открыта новая пятая линия метро «Север-Юг-Линия». Это первая подводная магистраль Амстердама. Ее строительство велось 15 лет, в течение которых работа вокзала не прекращалась ни на день. Непосредственно под зданием вокзала эта новая линия метро соединилась с тремя проходящими здесь, уже существующими линиями метро.

Центральная станция расположена на берегу реки Эй (IJ), куда причаливают паромы, переправляющие пассажиров на противоположный берег.

Хотя слово «берег» здесь весьма условно - здание почти полностью находится на том месте, где раньше была река Эй (IJ). К слову, название «IJ» происходит от древнегерманского языка и является не только названием данной конкретной реки, но и вообще обозначением воды. Значение воды настолько велико для голландской культуры, что IJ - это диграф, то есть одна буква. Соответственно оба символа пишутся заглавными.

На Центральную станцию приходят поезда из аэропорта Схипхол (почти все они транзитные и следуют еще куда-нибудь в Нидерландах или в соседние страны). Поэтому знакомство с городом у большинства туристов начинается именно с этого здания.

Уходя немного в сторону, стоит сказать, что вообще-то есть другой альтернативный и даже более удобный способ добраться из Аэропорта - это автобус номер 397. Он особенно удобен, если ваша гостиница находится в районе Лейдсеплейн (Лейденской площади) или рядом с ней.

Толпы людей на Центральной станции иногда просто поражают. Это не случайно, ведь мало кто из нидерландцев работает и живет в одном городе.

Многие живут соседних городах таких, как Эйдховен, Делфт и Лейден, Заандам или Утрехт, а работают в Амстердаме . Благо, что поезда в Нидерландах ходят очень быстро и почти всегда по расписанию. Поэтому добраться на них можно недорого (по европейским меркам) и быстро.

Как покупать билет в Нидерландах

Еще, уходя в сторону, проведу небольшую инструкцию, как покупать билет на поезд. Это совсем несложно. В аэропорту Схипхолл , на Центральной станции множество терминалов по продаже билетов. Вы просто выбираете начальный и конечный пункт и оплачиваете карточкой.

Стоит иметь в виду, что оплатить популярными у нас Мастеркарт или Визой можно только в Амстердаме, аэропорту и, может быть, в других крупных городах. На маленьких станциях и даже в Роттердаме (!!!) оплата принимается только картой Maestro.

Поэтому, если Вы собираетесь скататься на один день в Заансе-Сханс , Делфт или другой очаровательный голландский городок, то покупайте сразу билет туда-обратно (day return). Ради справедливости, надо сказать, что оплатить билет указанными картами все же можно, но только в кассе, куда часто бывает очередь, а на совсем маленьких станциях касс и вовсе нет.

Получив билет, его надо приложить к одному из терминалов перед посадкой на поезд, а также и на той станции, куда Вы прибыли. На центральной станции такие терминалы невозможно пропустить, они похожи на турникеты и стоят в подземном переходе, ведущем к платформам, но всегда открыты.

На маленьких станциях такие терминалы находятся на платформах, около входа, выхода, начала подземного перехода и прочих местах. Неопытные туристы часто забывают прикладывать свои билеты, отчего они могут считаться недействительными. Контролеры в поездах редки, но штрафы большие, поэтому ездить «зайцем» не стоит.

Центральная станция – краткое описание

Здание вокзала было построено в 1889 году по проекту голландского архитектора Питера Кейперса, а помогал ему Адольф Леонард ванн Гендт, Здание Центральной станции является одним из важных архитектурных сооружений Амстердама.

Грунт, на котором сооружался вокзал, отличался влажностью и неустойчивостью, поэтому при строительстве в фундамент было вбито более 8 тысяч свай. Здание сооружено из красного кирпича в стиле неоренессанса и выглядит как сказочный замок или дворец.

Главный вход и две башни вокзального комплекса выступают перед основным корпусом, что, по замыслу автора, создает ощущение входа в «городские ворота». Посмотрите на башню справа, на ней установлены часы, многие гости города думают, что и на левой – тоже часы, но видимо, сломанные, поскольку их стрелки все время вертятся. На самом деле, это прибор, показывающий направление ветра, то есть флюгер.

Башни вокзального комплекса украшены барельефами, а в центре фасада – герб Нидерландов, ниже по горизонтали изображены гербы городов, с которыми на момент строительства было ж/д сообщение. Центральный шпиль выполняет роль своеобразного маяка.

Фасад вокзала выходит в сторону города, а с обратной северной стороны находятся терминалы для маленьких паромов, следующих на противоположный берег реки Эй, и причалы речных круизных судов.

Под крышей вокзала находится 6 перронов и 15 железнодорожных путей, также имеются залы ожидания, магазины и множество кафе и ресторанов.

На пути к железнодорожным платформам расположено несколько кафе и магазинов, торгующих сэндвичами, кофе и легкими закусками, которые можно съесть во время дороги, благо, что все кресла в поездах оснащены удобными столиками.

Как полагалось в XIX веке, залы ожидания были 1, 2 и 3-го класса, оформленные с разной степенью комфортности. Самым привилегированным было восточное крыло здания, в котором располагался Королевский зал для самых важных особ.

На платформе 2А сохранилось кафе первого класса. Сегодня оно доступно не только пассажирам первого класса, но и всем желающим. Чтобы посетить его, не надо покупать билет на поезд. Вас поразит роскошный интерьер, который сложно найти даже в очень дорогих ресторанах. Впрочем меню кафе вполне достойное, а цены приемлемые (соответствуют средним ресторанным в городе).

Также обратите внимание на здание над первой платформой чуть в стороне от центрального здания, стоящее на ножках, кажущимися очень хлипкими.

Это еще один шедевр строительства в Амстердаме. В данном задании находится отель Ibis. Кстати, с сравнительно недорогими ценами и не шумный, несмотря на то, что номера находятся непосредственно НАД железнодорожными путями (проверено собственным опытом). Завтрак проходит на нулевом (по нашему первом этаже), и во время трапезы можно заглядывать в окна поездов, которые останавливаются «окно в окно».

Слева от Центральной станции (если смотреть на фасад со стороны центра города) находится трехэтажная (!!!) велосипедная парковка, которая становится объектом многочисленных фотосессий и фоном для фильмов.

Интересно, что токийскую делегацию так восхитила Центральная станция Амстердама, что позже, в 1914 году в Токио по проекту японского архитектора Тацуно Кинго было сооружено здание ж/д вокзала, аналогичное голландскому. Хотя, конечно, токийцы утверждают, что их вокзал единственный и неповторимый.

Самая большая глупость, которую может допустить турист, приехавший в Стокгольм, это не посетить его уникального метро. Я это знаю по себе! Во время моего первого посещения города, мы с Катей везде ходили пешком, а потом машину взяли. В итоге так в метро и не заглянули. Лишь две недели спустя, я случайно увидел где-то в ЖЖ фотографии грандиозных станций этой подземой системы, которую называют самой длинной галереей искусства в мире!

Не повторите мою ошибку! Будьте готовыми ездить по стокгольмскому метро и просто глазеть.

1 Система метро в Стокгольме отркылась в 1950е. Она состоит из линий трёх цветов, пересекающихся в центре города. Правда каждый цвет разветвляется на несколько отдельных маршрутов в пригородах, так что если вам надо ехать не в центр, то следите за конечными направлениями. Все маршруты (их семь) так же продумерованы - в этом плане метро похоже на наше нью-йоркское , где каждый цвет тоже представляет несколько маршрутов.

Система работает с пяти утра до часу ночи. С этим надо осторожно летом, так как дни тут очень длинные. Кажется, только стемнело, а метро уже перестало ходить.

2 Снаружи станции выглядят не очень примечательно. Символ системы - буква "Т" в кружочке (по-шведски метро называют Tunnelbana, или "железная дорога в туннеле".)

3 Сегодня в системе 100 станций. Большинство из них на входе выглядят абсолютно нормально, ничего особенного в них нет - турникеты как везде. Примерно половина станций подземные (в основном они в центре), а другая половина - над землёй.

4 Спускаясь на эскалаторе вниз можно заметить переход от обычной станции к необычной. Видите там впереди туннель становится красным, а потолок - неровным?

5 Это и есть начало пещеры. Какое-то количество стокгольмских станций решили выдолбить в камне, но никак не облицовывать, оставив грубые каменные стены и своды, и лишь покрасив их.

6 Такие остановки самые красивые и уникальные. Лично я нигде подобного больше не видел.

7 У каждой из станций свой преобладающий цвет, и своя система раскраски.

8 Есть совсем пёстрые!

9 Легче всего увидеть такую "пещеру" на центральной остановке, T-Centralen. Главное спуститься на нижний уровень, где ходят поезда синей линии.

10 Фотографы любят снимать эскалаторы станций - их гладкий металл интересно гармонирует с окружающим грубым камнем.

11 Красота!

12 Снова центральная станция.

13 На Kungsträdgården построили целый античный город.

14 Новенькие голубые вагоны здорово смотрятся на этой станции. Да и на других тоже неплохо.

15 Но крашеным камнем тут не ограничились. На многих платформах есть различные арт-объекты.

16 Статуи под античность...

18 Руины несуществующих городов...

19 Различные миниатюрки.

20 Есть даже миниатюрный Белый Дом!

21 А вот кто-то на своде пещеры оставил бронзовые башмаки.

22 На T-Centralen наскальные рисунки изображают рабочих, строящих метро.

23 Поезд на платформе Kungsträdgården.

24 Бывают станции попроще, хотя практически везде в центре пытаются как-то украсить перроны. Именно поэтому шведы говорят о своём метро, как о самой длинной в мире галерее.

25 Разноцветные мозаики.

26 На верхнем уровне T-Centralen всё попроще. Именно поэтому я в первый визит так и не увидел не отной пещерной станции! (Не будьте как Лёва!)

27 Вы всё равно скорее всего приедете сюда из аэропорта (местный Аэроэкспресс приходит именно на центральную станцию). Чтоб полюбоваться на красоту достаточно спуститься на нижний уровень.

28 А вот в Старом Городе метро идёт по улице, так что особой красоты на этой остановке нет (это ещё один повод, почему я изначально ничего не увидел!)

29 Есть совсем простые перроны. Завешанные рекламой.

30 Но и на таких станциях вывешивают какое-то искусство.

31 И представляют странные экспонаты.

32 Скамейка странной формы.

33 Машины по продаже билетов. Так дешевле, чем покупать их в кассах.

34 А в супермаркете можно купить безлимитный билет на трое суток. Метро в Стокгольме недешёвое, такой билет стоит около $30. Но если вы собираетесь много кататься по городу, он может иметь смысл. Я в итоге на его стоимость так и не наездил (мы много пешком ходили).

35 Внутри вагоны выглядят вот так:

36 Местные бывают крайне симпатичными.

37 Кондуктор!

А вы бывали в стокгольском метро? Как вам? Чисто внешне, оно мне понравилось больше московского. (А про нью-йоркское и говорить нечего - некрасивое оно у нас,