Рассказы стюардесс о своей работе. Интересные истории от стюардессы «Аэрофлота

Невероятные факты

Вопреки расхожему мнению, воздушные путешествия не всегда приносят удовольствие.

Представьте себе, что вы находитесь на высоте 8000 метров, запертым, грубо говоря, в металлической трубе.

Ваш сосед слева постоянно дёргает подлокотник, а сосед справа решил подстричь ногти прямо в середине полёта.

Неприятно – это факт, однако эти мелкие неприятности - ничто по сравнению с теми жуткими и странными ситуациями, с которыми приходится сталкиваться бортпроводникам во время полётов.


Работа бортпроводником

Дебошир



"Во время одного из полетов у нас был пассажир, который, видимо, ещё до посадки был довольно пьян.

В самолёте есть туалеты, однако ему это было не важно, и на пятом или шестом часу полёта из Сан-Франциско в Сидней, парень пошёл в хвостовую часть самолёта и начал мочиться прямо в пакет, весящий на двери, никого не стесняясь.

Мы быстро отреагировали и отвели его на место. Именно тогда мы заметили возле его кресла открытую бутылку алкоголя, которой там не должно было быть.

Оставшуюся часть полёта мы кормили его и поили водой. Что касается использованного им пакета - мы просто убрали его в один из туалетов самолета."

Незнакомка



"В тот день у меня был рейс из Лондона, и работал я в бизнес-классе. Там есть полноценные спальные места с подушками и одеялами. Одна девушка сперва какое-то время бродила по салону самолёта, и мне показалось, что с ней что-то не так.

Некоторое время спустя, она попыталась лечь в постель к какому-то мужчине. Он был явно растерян, посмотрел на меня и спросил: "Что происходит?". Я поинтересовался, знает ли он эту девушку. Его ответ был, естественно, отрицательным. Я попросил её вернуться на своё место, но она никак на просьбу не отреагировала.

Могу предположить, что она была в состоянии наркотического опьянения, а еще она постоянно повторяла, что делает все, что ей захочется."

Ты знаешь, кто я?



"Женщина, летевшая с нами в тот день, очень рассердилась на меня из-за того, что я, якобы, слишком медленно наливала ей напитки.

Допив, она бросила в меня пустой стакан, который попал мне прямо в нос. Через какое-то время она совсем перестала держать себя в руках и сказала, что не может понять, почему я так подло с ней обошлась.

Потом она решила, что и этого не достаточно, и спросила у меня что-то вроде: "Ты хоть знаешь, кто я?". Моя напарница все-таки решилась узнать, кто же она. В этот момент женщина встала и, гордо удаляясь в сторону туалета, заявила: "Я танцовщица!"."

Бывший бортпроводник

Потерялся



"Я помню, как один парень встал со своего места, даже не встал, а вскочил, побежал в хвостовую часть самолета и начал судорожно выяснять у пассажиров, где он находится.

Он был явно пьян, и я попыталась объяснить ему как можно спокойнее, что мы в самолёте и только что вылетели из Далласа.

Тут он заявил, что абсолютно уверен в том, что попал не на тот рейс. Я ответила ему, что он без проблем прошел регистрацию, и его посадочный талон проверили несколько раз, так что ошибки быть не может.

Но он был непоколебим и, более того, не помнил, как прошел регистрацию и вообще попал на самолет. Позже выяснилось, что перед полетом он смешал алкоголь с каким-то легким наркотиком."

Наркотики - зло



"Однажды, во время полета, я заметил, как пара вместе зашла в туалет. В какой-то момент девушка вернулась на свое место. Она была взволнована и плакала.

Я спросила её, всё ли с ней в порядке, но она лишь ответила, что её парень все ещё в туалете. Она говорила что-то бессвязное, и ее речь не имела никакого смысла. Мы вернули её молодого человека в кресло, но немного позже они в очередной раз пошли вместе в туалет.

Мне стало интересно, что же всё-таки происходит. Я подошла к двери туалета, и оказалось, что они занимались любовью.

Борт должен был уже заходить на посадку, а по инструкции в это время все должны быть на своих местах. Когда они открыли дверь, мы с моими коллегами поинтересовались, употребляли ли они что-нибудь. Оказывается, они оба были под экстези."

Работа стюардессой

Большая потеря



"Мы были готовы к взлёту, и самолёт уже стоял в начале взлётной полосы. Ко мне подошла крошечная старушка, она была очень взволнована, потому что забыла свои вставные зубы в туалете аэропорта.

Она была расстроена, так как это был День Благодарения, и она летела к своей семье на праздничный ужин, а без зубов он превратился бы в самый обычный.

Около 10-ти минут я разговаривал с капитаном и службой охраны, мы пытались отыскать пропажу. В конце концов протез был найден, но времени совсем не было, поэтому мы были вынуждены отправить ей зубы по почте."

Бесстыжий



"Это был рейс из Сан-Франциско в Тель-Авив. Время было около полуночи, ко мне подошла женщина и тихо сказала, что ее случайно разбудил мужчина, сидящий рядом, который, как ей показалось, мастурбировал под одеялом. Мы прошли к ее креслу и убедились в том, что это действительно было так. Одеяло пришлось выбросить.

Самое неприятное в этой истории то, что рядом с ним сидела мама с детьми. Мы разбудили её, и она начала кричать на мужчину. Высказав ему все, что о нем думает, она попросила прощения у экипажа и пассажиров за доставленные криком неудобства."

Дебошир на борту самолета

Странная просьба



"Во время посадки я находилась в хвостовой части самолёта, так как отвечала за сбор спальных принадлежностей.

В какой-то момент ко мне подошла женщина, она попросила немного льда. Его у меня в тот момент не оказалось, и я предложила ей бутылку обычной воды. Она отказалась, сказав, что у нее аллергия на воду без льда."

Не уследила



"В бизнес-классе в тот день летела дама в строгом костюме и юбке. Она заснула, и чем больше она сгибалась, тем больше поднималась её юбка. Я взяла одеяло и накрыла её ноги, чтобы избежать казуса.

Она проснулась, и посмотрела на меня, как на сумасшедшую. Я удалилась к другим пассажирам и поэтому не видела выражения её лица в тот момент, когда она поняла, почему я накрыла ее."

Слишком много волос



"Не знаю, как тот парень прошел регистрацию, ведь он был сильно пьян. В салоне самолета он сел рядом с мужчиной, у которого была густая борода и волосатые руки.

Мне до сих пор интересно, почему это вызвало у него такой неподдельный интерес, но он начал дергать его за бороду, постоянно повторяя, что у этого мужчины слишком много волос.

Сочувствующие пассажиры сообщили нам об этом инциденте, и пьяного парня пришлось выпроводить из самолета.

Он даже не сопротивлялся. Через несколько часов, когда мы вернулись в тот же аэропорт, я узнала, что он буквально только что попал на другой самолет. До этого горе-путешественник пропустил несколько рейсов из-за того, что не успел протрезветь."

Редакция попутно начинает серию материалов о людях, для которых туризм и путешествия стали полноценной работой. Наше первое интервью - с Татьяной Кисельчук, журналисткой, главным редактором bit.ua и видеолектория WiseCow , а в прошлом - стюардессой авиакомпаний « Аэросвит » и « Харьковские авиалинии » .

Сразу стоит учесть важный факт: я не работаю стюардессой уже три года, и есть призрачная надежда, что что-то могло измениться. Есть много людей, которые улетают работать, например, в Эмираты и абсолютно счастливы. Для меня это никогда не было вариантом, ведь контракт подписывается на три года, а в моей голове я не существую нигде за пределами Украины. Но мои коллеги неоднократно говорили мне, что там у бортпроводников достойные зарплаты, адекватные пассажиры, нормальные условия и они действительно довольны своей работой.

После университета я хотела стать журналистом, но у меня не было опыта, не было знакомых, ничего не было. Как у Бротигана: no publication, no money, no star, no fuck. Поэтому мне нужно было найти любую другую работу.

Я никогда не питала романтических иллюзий по поводу авиации и по собственному желанию не пошла бы ни тогда, ни сейчас, но тотальное ощущение бесполезности и непонимания, куда себя деть, которое остается после нашего высшего образования (привет, авиационный!), толкает на любую работу. Но если бы жизнь не заставила, я бы никогда не стала стюардессой.

Однажды после пьянки мне позвонили и сказали: « Татьяна Михайловна, мы приглашаем вас на собеседование, наденьте черную юбку и белую рубашку » . И положили трубку. Я так обрадовалась, что меня позвали на собеседование, что не спросила куда. Можно было в принципе догадаться, потому что это происходило в Борисполе.

С утра я накатила рюмашку и пришла на собеседование. Там сидело сорок девушек. Я спросила, мол, а куда тут на работу устраиваться. Все смотрели в листки, повторяли что-то по-английски, на меня смотрели как на идиотку.

Захожу я в кабинет, а там сидит 12 человек — пилоты, психологи, старшие бортпроводники, и они начинают надо мной измываться.

Меня, правда, не заставляли танцевать и раздеваться (а некоторых заставляли).

Просили что-то показать на карте и спрашивали, почему у меня волосы распущены. А я недолго думая нашла карандаш на столе и им волосы подколола. Говорю: « Ну, так красиво теперь, нормально? » Авиационную делегацию это позабавило.

Видимо, поэтому меня и взяли, это проверка на стрессоустойчивость и на решения задач нестандартным путем.

В общем, из моей группы в 40 человек (а было утреннее и дневное собеседование) взяли меня и еще двух девушек: все остальные ушли, роняя крокодильи слезы. Ни тогда я не могла понять их отчаяния, ни уж тем более во время работы. Может, то, что они не прошли то собеседование, лучшее, что с ними произошло.

Затем начался второй круг ада, и имя ему медкомиссия. Десятки врачей, анализов и тестов. Некоторые из врачей были настолько неадекватны, что впору лечить их, а не нас. Психиатр считала нас всех психами. Гинеколог свято верила, что все девушки, у которых был секс, но не было кольца, были шлюхами, о чем срочно нам сообщала. Лор был глухой, у стоматолога были гнилые зубы, медсестры орали, очереди были длинными и томными, как Доронин. Через неделю ада все отметки о твоей физической пригодности стояли, потому что, как известно, медкомиссию не сдают только мертвые и жадные.

Третий этап, как по мне, был наиболее занимательным. Подготовительные курсы длительностью в полтора месяца ежедневных занятий. Так как обучение проходило в Борисполе, мы с ребятами сняли какую-то захудалую квартирку в городе и стали учиться. Предметов было много: авиационная безопасность, первая помощь, воздушный кодекс, авиационный английский, etc. Мне тогда было всего 21, и я как праведный человек училась честно и много.

Параллельно с теорией была практика: мы прыгали с трапов, надували плот в бассейне, ходили на самолет «вооружать двери» в штатных ситуациях и «выбрасывать» их в нештатных, учились убирать пилота от штурвала в случае так называемого pilot incapacitation, надевали маски, имитировали аварийные ситуации и кричали команды, знакомились с кухонным и аварийно-спасательным оборудованием.


Заключительный этап перед полетами — это экзамены. Накануне я где-то спионерила вопросы, выучила все билеты и сдала на 100 баллов. Из двух параллельных групп общим числом 30 человек сдали все.

У каждого бортпроводника есть свой номер и свои обязанности. На Боинге 737 в основном летает четыре человека, на Боинге 767 — восемь, но бывает усиленный или двойной экипаж. На 737 четвертый номер отвечает за аварийно-спасательное оборудование в хвосте самолета, за стационарные огнетушители в туалете и за безопасность в половине салона. Третий номер отвечает за кухонное оборудование и за прием питания, а второй номер тусуется в носу самолета. Надо сказать, что на борту царит дедовщина. Во-первых, второй номер сносит нападки первого номера, который работает очень долго, а во-вторых, впереди еще два пилота, которые тоже над тобой измываются. Ты должен приносить им чертов чай, еду или еще какую херню. Например, пилот говорит тебе: « Сделай мне зеленый чай ». И ты сразу в панике, ищешь бокс, зеленый чай, вспоминаешь там — без сахара, без лимона, делаешь, достаешь пакетик или не достаешь (и только попробуй не вытащить пакетик вовремя — смерть тебе), вставляешь палочку, чтоб размешивать, и приносишь. А пилот говорит тебе: « Значит так. Я тебе сказал — без сахара, без лимона, чтоб у меня не было никаких консервантов в чае. А ты взяла мне и пластиковую мешалку вставила в чай. Ты что, тупая, скажи мне? » И ты стараешься просто не расплакаться.

Это твоя основная задача на борту — не расплакаться.

Я не помню свой первый рейс, да и все первые девять рейсов тоже. Напряжение достигало критических величин, мозг имеет свойство забывать то, что нам не нравится.

Ты летаешь девять стажерских рейсов с инструктором (девятый — экзамен), после этого становишься полноценной летной единицей. Хотя в ростере (авиационном расписании) еще три месяца тебе доставляют букву N, и экипаж наперед знает, что летит с новичком — еще сезон продолжается дедовщина. Потом ты по чуть-чуть становишься «своим».

Перед каждым рейсом проходит брифинг: ты приходишь в «летный домик», скуриваешь 100 сигарет (хотя курить в форме, конечно, нельзя), а потом у тебя спрашивают: « Так, Таня, девять шагов при аварийной посадке » . И еще сто миллионов вопросов: как открывается кислородный баллон, как его подавать, что такое прием Хаймлиха, бла-бла-бла. Там 600 страниц мануала, и ты должен их знать, иначе тебя снимут с рейса. Проверяют твой внешний вид, например, соответствует ли помада маникюру. Лютый архаизм, но делать было нечего: если красные ногти, то и губы должны быть красными. Всем плевать, что ты с красной помадой выглядишь как дешевая шлюха. Правила есть правила. Потом проверяют пачку документов, потом паспортные контроли, и начинается предполетная проверка аварийно-спасательного оборудования, прием питания и т. д. А потом приходят пассажиры.

Люди на земле нормальные, но как только заходят на борт самолета — в них вселяется нечистый . А с людьми, которые заходят на чартер, тем более что-то происходит, потому что это заведомо люди, которые летают редко и в основном на курорты. И все, что они делают, так это неистово поглощают томатный сок и бесконечно возмущаются.

Как говорит Луи Си Кей: “раньше люди 30 лет ехали из Нью-Йорка в Калифорнию, и за это время кто-то рожал детей, а кто-то умирал, а тут у него задержка рейса на пару часов, и он уже орет как невменяемый”. Когда-то мы с большой задержкой прилетели в Стамбул, и одна милая женщина, выходя, сказала: « Я желаю, чтобы вы разбились » .

Когда ты официантка в баре, ты можешь снять фартук, бросить его в лицо клиенту, послать начальника и уйти. А с самолета ты никуда не выйдешь, и вот это давление доводило до безумия.

Ни в одной украинской авиакомпании, насколько я знаю, нет разделения вроде новички летают в Бердянск, а старожилы — в Нью-Йорк. Здесь все более или менее честно. Но если ты был вхож в условные « высшие » круги и хотел больше рейсов в определенный город, ты шел к планировщику полетов и говорил: «Нужен рейс в Тель-Авив», — и заносил деньги, выпивку, конфеты или что там еще носят, и как-то все прокручивалось. Далеко не всегда это было кумовством и коррупцией, и делалось по доброте душевной. Однажды мы с моей подругой попросили поставить нам совместный рейс в Бангкок, так как нам очень хотелось потусить вместе, и нам его поставили.

«Ты, наверное, полмира повидала». Сколько раз я слышала эту фразу! Отчасти это, конечно, правда, но здесь нужно прояснить ситуацию. Рейсы делятся на короткие, «средние» и трансмагистральные. Короткий — это, например, Киев — Прага, время полета около 2 часов. Такого определения, как «средний», не существует, я так объясняю рейсы, на которых ты мог выходить в другом городе, но время на погулять критически короткое, например, ночной Копенгаген или Стокгольм — у тебя есть часов 15, не больше. Трансмагистральные — это Пекин, Бангкок, Нью-Йорк, после полета более 9 часов ты проводишь в стране от 3 до 12 дней.

Есть хорошая авиационная штука : «Как тебе, нравится работа? — Да, нравится, только дорога утомляет».

Бывали «квадраты» — это, например, тебя отправляют в Одессу, и ты оттуда летаешь: Одесса — Стамбул, Стамбул — Днепропетровск, Днепропетровск — Стамбул, Стамбул — Одесса — получалось четыре leg-а в один день. На маленьком самолете 130 человек. На четырех рейсах это 530 пассажиров и 530 раз даже просто сказать « добрый день » и « до свидания » — уже хочется выть. А идут задержки, которые увеличивают рабочий день, люди опаздывают, злятся. Если ты летаешь так четыре дня подряд, то в конце можно застрелиться.

Не помню, насколько вообще законны такие объемы работы, но у авиакомпании была лазейка. Ты подписываешь бортовой журнал на брифинге, где написано, что ты не против летать больше 90 часов в месяц.

С одной стороны, нас отлично учили, постоянно напоминали о том, что «в авиации все написано кровью людей», потому любое маленькое правило, которое кажется незначительным, обязательно к исполнению. С другой стороны, вся система была построена так, что даже если бы ты хотел исполнять все правила (а ты хотел, ведь был молод, горяч и свято верил в важность своего дела), то шансов у тебя немного.

Например, на проверку всех карманчиков кресел, столиков, жилетов и полок на предмет инородных предметов отводится около трех минут. Это физически невозможно: залезть под каждое кресло, потрогать каждый жилет, попутно дотягиваясь к юниту у окна, открыть каждый столик, заглянуть в каждый карманчик и полку — как бы ты ни старалась, пропустить, допустим, нож, который могли засунуть в развлекательный журнал в карманчике, очень просто.

К счастью, у нас не террористическая страна, хотя один террористический акт был: я летала с бортпроводницей Сюзанной, которая принимала участие в освобождении пассажиров. Но за всю историю независимости не было ни одной катастрофы с украинскими авиалиниями. В 90-х только были ужасные истории про братков в малиновых пиджаках, разборки прямо на полосах и полное отсутствие контроля, но сейчас, хвала небесам, такого нет.

У нас был крутой инструктор по авиационной безопасности, который рассказывал отличные байки, например, о том, как для поиска наркотиков тренировали пчел.

Когда пчелы находили кокаин, они выпускали жало и умирали, то есть если на чемодане куча дохлых пчел — там, значит, кокаин, такая история.

Когда я начинала работать, нам даже пластиковые наручники не выдавали и учили связывать руки буйным пассажирам мужскими ремнями. Потом появилась лазейка, и нам в полет все-таки выдавали пачку наручников. Правда, все это бесполезно, потому что когда пассажир начинает буянить, сдержать его подручными средствами практически невозможно.

У нас действительно старый авиапарк, но это не так ужасно, как говорят. В « Аэросвите » была следующая ситуация: у них был только один свой самолет. Это был Боинг 737-200, который даже в мое время не летал, но эта « двухсотка » была нужна для существования компании. По международных правилам, у авиакомпании должен быть куплен хотя бы один самолет. Все остальные самолеты были взяты в «сухой » лизинг , то есть остальные 9 бортов были арендованы. Когда-то я спрашивала у пилотов, мол, что делать, летаем на корытах. Но все наши пилоты были прожженные ребята, которые отлетали в свое время не один год в Африке, перевозя на дырявых кукурузниках туалетную бумагу и колбасу, поэтому говорили, что на старых самолетах лучше летать. Они, мол, проверены, и ты их знаешь. Я не могу судить, потому что не пилот, но стоит сказать, что все самолеты проходят многоразовые проверки, вплоть до практически полного чека всех узлов раз в несколько лет. Ну и, конечно, после каждого полета самолет проверяют и подкручивают. Правда, однажды мы потеряли кусок реверса. Прилетели в Калининград, сели без него и стояли долго — крутили, вертели, отремонтировали и полетели обратно.

Моя любимая тема — закат «Аэросвита». Помню случаи, когда у нас реально не было керосина для заправки, и только один самолет стоял блестящий при параде, на коне, красивый , который летал на Барбадос (кто знает — тот поймет).

Самолеты «Аэросвита» постоянно арестовывали, потому что компания должна была денег всем аэропортам за аэропортовые сборы, за «подкручивание» шасси, за кейтеринг, за вот это все. Например, в Новосибирске мы простояли пять часов с пассажирами на ВПП в уже запаянном самолете, поили их, бедных, водой и ничего не могли сделать. У всех свадьбы, похороны, люди опаздывают, орут, самолет арестован — и все это в закрытом пространстве.

Последние три месяца нам не платили зарплату от слова «совсем». Большинству не заплатили до сих пор и не заплатят никогда. Это украинская авиация, детка. Помню, в Канаду экипажи летали на девять дней без суточных и питались мивиной или вообще отказывались от этих рейсов. Казалось бы, кто в здравом уме отказывается от рейсов в Канаду? А вот.

Как-то мы прилетели в Таиланд, я хорошо помню этот рейс: у нас зима, а тут +40, стоим мы — три пилота и десять бортпроводников, дышать нечем, все никакие — и за нами не приезжает автобус. Потому что автобусу в Бангкоке тоже не заплатили. У нас был «орехокол» — телефон для переговоров. Капитан достает, звонит кому-то, но никто ничего не знает, ничего не происходит, «вы не заплатили» — и все. И мы стоим возле аэропорта, а рядом экипажи — английский там, русский, еще какой-то. И их по очереди приезжают и забирают, а мы стоим, курим. Уже 18 часов на ногах, стоим, пошатываемся. Кто-то достает бутылку вискаря, другой шепчет, мол, нельзя по форме пить, но тут капитан — коренастый шеф-пилот с налетом более 100 тысяч часов — говорит «дай глотнуть», и бутылка начинает передаваться по кругу.

А потом, когда спустя три часа кто-то за вами приезжает и отвозит в гостиницу, там тоже не селят, потому что — внезапно! — не заплатили. Потом все это решается, конечно, но происходит через большое унижение, причем и через национальное тоже.

Самая большая трагедия развала «Аэросвита» — это люди, которые так и не смогли найти себя «на земле». Я знаю всего пять человек, включая меня, которые профессионально счастливы.

Для меня уход из авиации был самым правильным поступком в жизни. Для большинства же это затяжная драма. Люди работают в колл-центрах, в такси, постоянно пытаются вернуться. Возвращаются — и застают такую же ситуацию.

Буквально несколько дней назад я встретила своего коллегу, с которым летала в двух авиакомпаниях. Сейчас он летает в третьей и говорит, что суточные им выплачивают с задержкой в год (!). У меня нет цензурных слов, чтобы выразить свою позицию на этот счет.

Отдельная история — о доносах. Может, конечно, три года прошло, и что-то изменилось, но в авиации всегда очень напряженная обстановка внутри коллектива. Она создана искусственно, и в старом «Аэросвите» такого не было, пока не набрали новичков вместе со мной. Но когда набрали около 200 новых людей, старый сплоченный состав нас по началу на дух не переносил. Но так как мы были все юными, мы все терпели и у нас даже не возникало мысли кому-то перечить.

Был один паренек, который любил настучать на коллектив. Стоит сказать, что «послеполетные разборы» в авиации — это просто черные пьянки. И однажды экипаж в Нью-Йорке прилично накидался (время отдыха позволяло), а гостиница находилась в Китайском квартале, здание очень высокое. И два бортпроводника, мужики под 40 лет, свесили этого парня головой вниз с балкона. Как в фильме — Нью-Йорк, несется движение, и чувак висит вниз головой. «Будешь еще стучать, скотина? — Не-не, пацаны, больше никогда». И они обратно его втащили. По-моему, больше и не стучал.

В МАУ, насколько я знаю, ситуация была еще хуже. Туда не брали много бортпроводников из «Аэросвита», потому что в нем была более расслабленная атмосфера, а в МАУ все по струнке смирно ходили. И моя любимая история — как одна стюардесса смыла паспорт другой в вакуумный туалет на борту.

Меня всегда удивляло, почему люди вокруг считали, что работать стюардессой — это круто. У мужчин загораются глаза, потому что они сходу хотят затащить тебя в постель, а у женщин наблюдается дикий восторг, потому что они тоже хотят быть стюардессами. И все вокруг почему-то думают, что тебе хорошо живется, потому что ты еще мелкий, опыта у тебя никакого, ты зарабатываешь свою тысячу долларов, и всем почему-то кажется, что это окей. А на самом деле ты разносишь чай. РАЗНОСИШЬ ЧАЙ, КАРЛ. И можно, конечно, рассказывать, мол, да, я отвечаю за безопасность, но как ты отвечаешь? Посчитал жилеты, посмотрел, что давление в кислородном баллоне в норме? Ну, молодец, че.

За время моих полетов была парочка неприятных историй. Однажды не выпустились шасси, а как раз накануне нам рассказали, как польские пилоты посадили самолет «на брюхо» и им дали за это героев страны. Потому что это невероятно сложный маневр: от двигателей до земли очень маленькое расстояние, самолет при посадке перекатывается, если зацепить двигателем полосу — самолет сгорает дотла за 90 секунд. Но по итогу шасси выпустились, просто приборы отчего-то не показали. Сели мы вполне достойно.

В целом, как бы я ни относилась к внутренней кухне украинской авиации, статистика не врет: самолет действительно самый безопасный вид транспорта.

Меня послушать, так это самая хреновая работа на свете. Но даже я кое-что любила в этой работе. Мне нравилось оказываться в разных точках мира, даже если это был рейс туда-обратно. Я называла это “синдром глобуса” — просто представляла, на какой я точке земного шара, и как быстро здесь оказалась. Мне нравилось во время отдыха на трансмагистральных рейсах садиться в бизнес классе и записывать свежие впечатления о странах, в которых только что побывала. Нравилось взлетать и садиться в кабине пилотов, особенно во время заката. Нравилось брать с собой книжки и фотографировать их на борту. Нравилось наблюдать за бесконечными изменениями небесного ландшафта: пялиться в окно на борту — святое занятие.

Не так давно я летала и поняла, что спустя три года я помню на борту все до последней детали. Я могу различить толчок выпуска шасси и обычную болтанку, даже если оба толчка происходят почти в одно и то же время, могу различить командира воздушного судна и второго пилота по темпу речи, могу узнать в лицо депортированного пассажира. Я все еще помню все приветственные и промежуточные тексты наизусть, помню аварийные процедуры и команды, которые нужно подавать. Я могу успокоить человека с аэрофобией, могу подать кислород и надуть трап тоже могу. Видимо, определение «бывших стюардесс не бывает» верное, и что бы я ни говорила, авиация — неотъемлемая часть меня. И это навсегда.

Еще об авиации:

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Ксения с детства хотела стать стюардессой, но осуществить задуманное решилась только в 21 год. Девушка без труда прошла собеседования сразу в четыре авиакомпании, выбрала из них одну и навсегда попрощалась со специальностью «менеджер международного туризма», которой когда-то училась. За шесть лет, что она отдала новой профессии, многое изменилось, причем не в лучшую сторону. Неизменными остались только зарплаты и беспочвенные придирки пассажиров. Сейчас девушка находится в декрете и почти каждый день задается вопросом: «стоит ли возвращаться?»

Отношения с руководством

Руководство всех компаний всегда принимает сторону пассажиров. Если раньше нас поддерживали хотя бы на словах, подбадривали — «девочки, держитесь», то сейчас, если пассажир написал жалобу, с тебя просто снимают деньги со словами: «Ты напиши извинение, а мы его переправим». Жалобы поступают часто, поскольку все стараются экономить, загружают на борт минимум продуктов.

Мы не наливаем пассажиру 5 стаканов сока не потому, что нам жалко или мы его спрятали у себя в телеге, а потому, что другим может просто не хватить. Девочки не предлагают зеленый чай или алкоголь, поскольку их просто нет на борту. Поверьте, мы бы рады дать всем курицу, но ее опять же иногда может не хватить на всех. Некоторые считают, что у бортпроводников всегда есть лишние порции. Ничего подобного! Иногда, чтобы избежать конфликта, нам просто приходится отдавать еду, предназначенную для летного экипажа. Увы, люди никак не могут понять, что самолет — это не ресторан и не магазин.

Самое обидное, что своими жалобами пассажиры никак не влияют на ситуацию с питанием или с пледами, которых тоже постоянно не хватает — с нас просто вычитают деньги, а проблемы остаются.

Все с собой

Взять презент с самолета для большинства пассажиров считается обычным делом. Многие без зазрения совести пытаются унести плед. Есть люди, которые обязательно забирают с собой неоткрытое питание — «а что такого, я же заплатил?» На это очень смешно смотреть, особенно если вы летите, например, сингапурскими авиалиниями. Бортпроводники там в шоке от российских туристов, поскольку те постоянно у них что-нибудь просят. Но не для того, чтобы съесть, а чтобы положить в сумку и унести. Когда такие люди потом летают отечественными авиалиниями, они искренне удивляются, почему у нас нет подушек, носков, пледов и, естественно, негодуют. Кстати, если на рейсе пропал плед, его стоимость потом могут удержать из зарплаты бортпроводника. А их крадут не один и не два за месяц!

Наказания рублем

Размер штрафа для каждого сотрудника, по сути, устанавливается с потолка, поскольку в России подобные вещи в принципе запрещены законом. Но все хитро придумано: вычет делают из премии. Также в качестве наказания тебя могут поставить на не самые хорошие рейсы, которые низко оплачиваются или просто короткие. Например, вместо одного ты делаешь два рейса в день — у нас это называется «кольцо». Например: Москва — Петербург — Москва, Москва — Казань — Москва. Это очень тяжело.

Голый оклад

Некоторые считают бортпроводниц официантками на борту, хотя наш труд легким не назовешь. Например, тележка с питанием весит от 80 кг, с напитками — от 120. Попробуй такую потолкай.

Не так давно убрали вредность труда, т.е. приравняли нашу профессию к работе на земле. А это значит, что больше нет никаких доплат и дополнительных дней отпуска, как раньше! То же самое произошло с ранним выходом на пенсию. Те девчонки, которые сейчас приходят в авиацию, должны будут работать до стандартного пенсионного возраста — 55 лет. Раньше достаточно было налетать 6000 часов и оформлять пенсию. Да, она была небольшой — около 5000, но все же была. Сейчас и ее отменили.

Зарплаты у нас остались на уровне 2011 года — в среднем от 50 до 80 тыс. в месяц. Ради этих денег нужно провести 80-90 часов в небе. Мой оклад 4500 рублей, их я получаю гарантированно, все остальное нужно еще налетать.

«Все включено»

В самолете все пассажиры немножко меняются, становятся не такими, как на земле. Всему виной замкнутое пространство, скопление людей, иногда большая продолжительность полета. Одни из самых сложных рейсов — чартерные, которые специально выкуплены под определенный курорт. На них люди летят отдыхать и почему-то считают, что система «все включено» начинается с самолета.

С китайцами бывает непросто, поскольку они воспитаны в других традициях: то, что мы считаем некультурным, у них нормально. Знаете, рядом с крылом есть аварийные выходы с довольно широкими проходами. Никто из русских не ляжет там, а китайцы спокойно это делают и очень удивляются, если вы просите их занять свое кресло. Но это еще полбеды — если мы в туалете средства личной гигиены, использованную бумагу выкидываем в урну, в крайнем случае, в унитаз, то некоторые китайцы могут выкинуть такие вещи на пол, в раковину! Для них бортпроводница — синоним уборщицы, они думают, что я должна убрать после них. Но это не входит в мои обязанности, хотя иногда, конечно, приходится заниматься и такими вещами.

Туалеты — больная тема бортпроводников. Иногда люди просто закрывают крышку унитаза и делают свои дела сверху. Кинуть использованный памперс в унитаз — обычное дело. Никто не отдает себе отчет в том, что может образоваться засор, и я просто закрою кабинку, поскольку ею нельзя будет пользоваться. Мало кто понимает, что туалет может настолько засориться, что следующий рейс не сможет улететь, поскольку его придется чинить. Бортпроводники между собой шутят: кто работает в авиации, в цирке не смеётся и в зоопарк не ходит. А все потому, что нам цирка и зоопарка хватает в самолете.

Бизнес-класс

Для меня нет разницы между пассажирами эконом и бизнес-класса. Неважно, какой статус у человека: я его накормлю, напою, улыбнусь. Сейчас практика в российских авиакомпаниях такова, что людей иногда пересаживают из эконома в бизнес. Увы, некоторым такой подарок судьбы просто сносит голову. Когда пассажир понимает, что ему дали чуть больше дозволенного, начинается: «налейте мне еще алкоголь», «сделайте это», «подайте то». Предприниматель, который постоянно летает бизнес-классом, просто выпьет чашечку кофе или стаканчик воды, а пассажир, попавший туда бонусом, будет просить налить алкоголь, принести еды и неважно, что время 7 утра — надо пользоваться, пока дают. Некоторые просто начинают с тобой надменно разговаривать, даже элементарно не говорят «спасибо». Очень неприятно, когда ты, например, предлагаешь сок, а человек даже не смотрит в твою сторону, просто что-то бурчит себе под нос. А когда ты его переспрашиваешь, потому что на самом деле не расслышала, все-таки в самолете много посторонних шумов, он тебе во второй раз еще обиднее отвечает.

Девушка, дайте телефончик

Единственная вещь, которая выводит меня из себя — это постоянное желание мужчин познакомиться. То и дело кто-то спрашивает телефон, предлагает выпить чашечку кофе, оставляет свой номер на посадочном талоне или визитку. Наверное, когда ты одинок — это приятно. Некоторые девушки у нас даже замуж вышли благодаря профессии. Лично я не готова знакомиться с пассажирами.

В принципе, вся форма бортпроводника по стандартам антисексуальная, чтобы не вызывать желание, чтобы стюардесса была бесполой. Но как бы ни старалось наше руководство, девушка в форме — это девушка в форме: мужчины всегда обращали и будут обращать на нее внимание.

Фанатики

Мне кажется, что в авиации работают только фанатики. Наверное, мы будем ходить на работу, даже если нам вообще перестанут платить, и готовы еще доплачивать, лишь бы нам разрешали летать. Когда ты поднимаешься в небо, видишь облака, солнце — все становится хорошо. Там спокойно и тихо. И это так здорово, просто непередаваемые ощущения! Обычный человек не понимает, как круто встретить рассвет в Париже, потом закат — в Москве, а проснуться вообще в Иркутске. Каждый рейс — это маленькая жизнь, и мы отдаемся всеми эмоциями, всеми силами пассажирам, чтобы они запомнили хорошее, чтобы они радовались. Конечно, когда мой супруг спрашивает: «Какой смысл работать за копейки? Не видеть семью, не видеть ребенка», — я понимаю, что он прав. Но все равно еще верю, что вернусь в профессию, моя форма пока висит в шкафу и ждет своего часа.


Вы сюда работать пришли, а не путешествовать

В первое время был энтузиазм, хотелось везде поездить, все посмотреть. Сейчас хочется просто выспаться в отеле. Те же маршруты, те же города, я все уже видела. Если рейс короткий, после посадки в самолете делается уборка и сразу летим обратно. Если полет длится больше пяти часов - это называется «командировка». Тогда перерыв между перелетами может длиться от 12 часов до четырех дней, включая отдых. Чаще всего успеваем только поспать в гостинице, сходить в магазин и поесть. Никто не запрещает вместо сна поехать смотреть страну, но на следующий день ты будешь никакая. Как нам говорят: «Вы сюда работать пришли, а не путешествовать».

Посмотреть мир можно в отпуске. Главный бонус работы в авиакомпании - мы платим примерно 30% от обычных тарифов. Нам дают билеты «на подсадку»: если нет мест - не улетаем. Но можно заранее посмотреть загрузку на самолет и прикинуть шансы. Один раз мест не было, и я летела на «станции» (откидное место для бортпроводников). Мы, летный состав, имеем право. А вот у наземных работников авиакомпании, которым также дают скидочные билеты, такого права нет. Привилегия сомнительная: практически восемь-девять часов сидеть на табуретке.

Некоторые стюардессы, когда летят пассажирами, умудряются помогать «своим» на кухне. Это опасно: если там заметят человека без формы - могут оштрафовать. А некоторые, наоборот, отдыхают на всю катушку. Как-то наши бортпроводники летели в отпуск, напились и буянили. Их, правда, не уволили, но бессрочно лишили права на билеты со скидкой.

Жаловаться нельзя - сразу вычислят

Отношение к нам со стороны начальства абсолютно наплевательское. Осталась всего одна крупная авиакомпания - на одну вакансию теперь десятки претендентов. Если пассажир пишет жалобу, в 90% виновата ты. Есть целый отдел, который, разбирает жалобы, обзванивает пассажиров - спрашивают, уточняют... Все для клиента. Если решат, что ты виновата, урежут зарплату на полгода либо будешь летать по России - каждый день в Самару, например.

А куда денешься? Где еще возьмут без опыта на зарплату в 70 000 рублей? Только если проституткой стоять. Вот и делаешь, что тебе скажут. Так, сейчас в связи с тем, что «в мире накаленная обстановка», мы сами убираем самолеты - в Питере, Екатеринбурге. Почему «накаленная обстановка» влияет именно на эти города - неизвестно. Если высказываешь недовольство, в открытую говорят: «Пиши заявление, будешь по России летать полгода».

Бастовать нельзя, жаловаться нельзя - сразу вычислят. Один раз я в социальной сети оставила иронический комментарий к посту об улучшении условий работы сотрудников авиакомпании, меня сразу вызвали в отделение: «Ты, девочка, ничего не перепутала?» Недавно еще запретили выкладывать в интернет фотки в форме.

Лучше лететь больным

При трудоустройстве мы проходим серьезную медкомиссию, почти как космонавты. Проверяют слух, зрение, вестибулярный аппарат, психику. Зато потом всем начхать на наше здоровье. Например, считается, что перелет через Атлантику очень вреден из-за накапливающегося радиационного излучения. Раньше разрешали летать туда только раз в полгода. Сейчас за этим никто не следит, могут поставить четыре Нью-Йорка подряд.

Если полет долгий, один из пилотов идет спать в «бизнес» - для них выделяются специальные места. Мы работаем без отдыха, хотя в десятичасовых рейсах у нас есть два места в конце «эконома». Учитывая, что бортовое питание предлагается каждые три часа, а в команде 12 человек, получается всего 20 минут отдыха на каждого, поэтому никто этим правом не пользуется.

Бывает, что мы спим всего несколько часов за двое суток. Например, недавно на Сахалине была плохая погода, пришлось разворачиваться, чтобы приземлиться в Хабаровске. После вынужденной посадки нас вместе с пассажирами развезли по гостиницам, объявив, что через несколько часов погода улучшится и мы попробуем взлететь снова. Наконец самолет благополучно приземлился в Сахалине. Там нас должна была сменить другая команда на обратный рейс. Вдруг командир говорит: «Сейчас люди выйдут, зайдут новые, и вы полетите обратно в Москву» - и мы работали еще девять часов. Это как раз был мой второй рейс после отпуска - такое ощущение, что и не отдыхала.

Если во время медосмотра перед рейсом у бортпроводника скачет давление, с рейса снимают. Летишь обратно пассажиром, потом едешь в больницу обследоваться - тебе за это ничего не будет, но и не заплатят. Если же просто болит голова или легкая простуда, лучше лететь больным.

Пилотов никто не любит

Каждый день, когда я прихожу на работу, у меня новые коллеги. Штат 10 000 человек, 20 рейсов в одном направлении в день - невелика вероятность, что попадешь в один самолет с тем, с кем летали раньше.

Пилотов никто не любит. Нам лететь, например, полтора часа, у нас полный бизнес-класс, а им плевать: «Покормите меня». Понимающие пилоты - редкость. Я стараюсь по минимуму общаться с ними, и, если работаю в бизнес-классе, договариваюсь со старшей, чтобы я готовила, а она относила.

Пилоты в основном переговариваются с диспетчерами, выставляют высоту. Обычно их двое - командир и второй пилот. Мы должны каждые 15 минут заходить проверять, чтобы они не заснули. Если кто-то из них выходит из кабины, один из нас садится на его место. Это правило ввели год назад, после того как в Германии пилот закрылся и разбил самолет с пассажирами.

У меня не было отношений с пилотами. Хотя многие подолгу встречаются, даже женятся. Нередко пилоты летают с женами-стюардессами или с любовницами - можно попросить, чтобы вас вместе планировали в рейс.

Поменять класс обслуживания за взятку

По правилам запрещено находиться на борту в нетрезвом состоянии. Если мы видим, что кто-то налегает на спиртное, отбираем бутылку и возвращаем только после рейса. Но часто алкоголь подливают из распечатанных пакетов Duty Free втихаря. Бывает, замечаешь, что стакан мокрый (бумажные стаканчики промокают от крепкого алкоголя) или что от человека пахнет, но что-то предпринять имеешь право, только если видишь бутылку с соответствующей этикеткой. Нельзя сказать: «Я знаю, что у вас в коле виски» - не докажешь, да еще и жалобу могут написать. Максимум можно сделать замечание.

Раньше на борту могли поменять класс обслуживания за взятку, разрешить покурить на кухне. Сейчас за этим строго следят, и каких-то способов заработать нет. Хотя как-то раз мы летели в Ниццу и одна семейная пара припрятала свою бутылку вина. Люди солидные, было очевидно, что напиваться не собираются. Он пришел на кухню, протягивает тысячу: «Можно нам льда, пожалуйста, стаканчик?» Был еще случай, когда мужчины нам духи подарили просто так. Но такое очень редко бывает.

Если парочка уединяется в туалете, нет правил, по которым мы должны ее выгонять. Так что можно воспользоваться... Правда, мне ни разу не пришлось, хотя пять лет уже в небе. Один раз летела в бизнес-классе в отпуск со своим парнем и была такая мысль, но постоянно были люди на кухне (она рядом) - как-то неудобно. Лучше, чтобы не было никого на кухне или все спали. Хотя туалет очень просто открывается, без ключа. Но это если крайний случай.

Серьезные проблемы доставляют только пьяные. После Нового года был рейс в Пхукет, летела семья: жена, муж и маленький ребенок. Родители напились, поссорились и стали драться. Мы отобрали у них бутылку, сделали замечание - и все. На самом деле полагается вызвать в аэропорту полицию и сопровождать их в участок. Но кому охота ехать не пойми куда после долгого рейса, тратить на это свое время? Если сильно буянят и есть риск для пассажиров, решение принимает командир. Может, например, совершить экстренную посадку - все билеты аннулируют, виновник оплачивает потраченное на посадку топливо, его забирают в полицию.

Должна присесть, чтобы быть ниже пассажира

Как правило, нас заранее распределяют: в команду набирают кого-то из обычных бортпроводников и тех, кто сдал экзамен на работу в бизнес-отделении. Если таких нет (кроме старшей стюардессы), выбирают по стажу или добровольцев - далеко не всем нравится работать в «бизнесе».

Когда принимаешь заказ в бизнес-классе, ты должна присесть, чтобы быть ниже пассажира, а не сверху спрашивать: «Что вы будете?» Поэтому, если ты хочешь гнуть спину, иди в «бизнес». Это не обязательно, но рекомендовано.

Некоторые пассажиры требуют к себе особенного отношения. У авиакомпании есть золотая, серебряная, платиновая карточки. Они выдаются тем, кто часто летает, и означают разного рода привилегии: VIP-зал ожидания, более комфортное кресло, программы скидок и бонусов… Но на самолете эти карточки ничего не значат. Максимум, что мы можем сделать для такого пассажира, - пересадить его в более комфортное кресло, если остались свободные.

Самые веселые - китайцы

На самом деле самые ужасные пассажиры - русские: постоянно что-то просят и спрашивают. Иностранцы более спокойные. Китайцы самые классные: все время веселые, ни по-русски, ни по-английски не разговаривают, только улыбаются. Сейчас, в кризис, в основном одни иностранцы летают.

Больше всего раздражает, когда пассажиры спрашивают всякую ерунду. Предлагая напитки, всегда перечисляем ассортимент: сок яблочный / томатный/ апельсиновый, вода, «Кола», «Спрайт», но всегда найдется кто-то, кто спросит: «А ананасовый есть?» Или, допустим, долгий рейс, в начале полета мы раздаем меню на обед и ужин. Когда развожу еду, спрашиваю у пассажира: «Что будете?» «А что есть?» Да все то же самое, что написано в меню, ничего не подвозили!

Или вот еще. В багажном отсеке находится специальное отделение для животных. Некоторые зовут нас и просят: «Посмотрите, как он там?» Так и хочется сказать: «Сейчас, только из самолета выйду, залезу в багажный отсек и посмотрю».

В бизнес-классе есть гардероб, в «экономе» - нет. То есть есть, но только для наших вещей. Но из персонала всегда находятся «добрые люди», которые говорят: «Ладно, давайте я ваше пальто повешу». И начинается: «Мне в прошлый раз повесили, а вы, такая-сякая, не хотите!» Так что я сразу веду себя как «злая», никому ничего не разрешаю. На всякий случай.

На вопрос, когда появилась новая женская профессия "стюардесса", у историков пассажирской авиации нет четкого ответа. Но во многих справочных изданиях первой в мире стюардессой называется американка Элен Черч (Ellen Church), дипломированная медсестра из штата Айова. Она сумела уговорить руководство Boeing Air Transport привлечь к работе женщин‑медиков. В 1930 году для полетов отобрали восемь медсестер. Элен Черч вышла в рейс Сан‑Франциско ‑ Чикаго первой из них ‑ 15 мая 1930 года (на самолете Boeing Model 80). Стюардессы (которых тогда называли Sky Girls ‑ "небесные девушки") должны были не только оказывать первую медицинскую помощь или, мило улыбаясь, подавать кофе, но выполнять ряд других обязанностей, непростых и для мужчин. В должностной инструкции было сказано, что стюардессы должны были приветливо встречать пассажиров, компостировать их билеты, взвешивать самих пассажиров и их багаж, заниматься погрузкой и разгрузкой этого багажа. Перед вылетом стюардессы должны были убрать в салоне и пилотской кабине, проверить ‑ надежно ли пассажирские кресла прикреплены к полу, при необходимости перебить мух. В полете раздавать жевательную резинку, одеяла, шлепанцы, чистить ботинки пассажирам, убирать туалет после посещения пассажирами. В местах промежуточных посадок они должны были таскать ведра с топливом для заправки авиалайнера. А когда самолет прибывал в конечный пункт, должны были помочь наземному персоналу закатить его в ангар. Девушки работали по 100 часов в месяц, получая 125 долларов. Boeing Air Transport принял стюардесс на работу с трехмесячным испытательным сроком, однако практика оказалась настолько удачной, что их не только зачислили в штат, но и решили в дальнейшем принимать на должность бортпроводников в основном женщин. Требования к претенденткам были следующие: быть незамужними, иметь диплом медсестры, возраст ‑ не старше 25 лет, вес ‑ не более 52 кг, рост ‑ не выше 160 сантиметров.

Сегодня каждая авиакомпания выдвигает к претенденткам на должность стюардессы свои требования, однако существуют и общие правила. Претендент должен быть приятной внешности, без изъянов, у него должен быть приятный тембр голоса, плавная речь без дефектов, он должен иметь правильный прикус, пропорциональные черты лица, отсутствие на лице родинок и родимых пятен, должен быть здоров. Зрение должно быть корректируемым в пределах 20/30% или лучше. Возраст кандидатов на место стажера варьируется от 19 до 29 лет (в некоторых компаниях возрастная планка колеблется от 18 до 24 лет). Вес должен соответствовать росту и медицинским нормам. Для молодых людей рост - от 170 до 190 сантиметров, у девушек ‑ от 160 до 175 сантиметров.

Авиалинии предпочитают нанимать стюардесс, которые имеют опыт в общении с людьми. От будущих бортпроводников требуются такие качества, как коммуникабельность, дипломатичность, толерантность, эмоциональная сдержанность. Один из основных критериев у российских авиаперевозчиков ‑ хорошее владение русским языком и одним или несколькими иностранными языками. Особенно авиакомпании заинтересованы в специалистах, которые имеют среднее специальное образование. Приветствуются такие профессии, как медицинский работник, педагог, лингвист, официант, бармен и повар. В последние несколько лет при наборе отдается предпочтение тем, кто имеет высшее образование.

Претендентов экзаменует специальная комиссия, которая принимает решение о приеме. Если после собеседования и тестов члены комиссии одобряют кандидатуру претендента, ему предстоит пройти врачебно‑летную экспертную комиссию (ВЛЭК). На основании протокола заседания конкурсной комиссии и заключения ВЛЭК кандидат зачисляется на должность бортпроводника‑стажера и направляется в учебно‑тренировочный центр для прохождения курсов первичного обучения. Обучение в учебном комплексе и медицинская комиссия ‑ платное, хотя многие работодатели оплачивают теоретическую подготовку своих потенциальных кадров. Правда, на разных условиях: одни безвозмездно финансируют процесс, другие планируют вычесть издержки из заработной платы новичка или вообще не вмешиваются в материальные затраты стажеров.

Программа обучения и ее оригинальные методики направлены на быстрое и успешное введение в профессию, тем более что учебников мало. В среднем же обучение длится около 2 месяцев, однако на длительность обучения влияет уровень владения иностранными языками. Если работодатель готовит сотрудников для международных чартерных рейсов, то срок обучения возрастает до 3 месяцев. Однако на курсах бортпроводники не получают классических знаний иностранного языка ‑ они с ними уже приходят. Стажеров подковывают профессиональной фразеологией, разговорной лексикой, а страноведение знакомит новое поколение бортпроводников с политикой и культурой разных государств, с менталитетом и привычками иностранцев.

Сегодня, чтобы соответствовать международным стандартам, авиакомпании готовят стюардесс к общению с пассажирами не только на международном английском языке, но и на французском, и немецком. Авиакомпания "Аэрофлот", например, являясь одним из членов альянса, специально обучает стюардесс японскому, китайскому, корейскому на базе Восточного университета РАН. А стюардессы немецкой авиакомпании Lufthansa, работающие на российских рейсах, в ответ на пожелания российских пассажиров начинают учить русский язык.

На курсах юношей и девушек учат создавать доброжелательную атмосферу в салоне самолета, предугадывать вопросы и желания пассажиров, демонстрировать неподдельный интерес к душевному состоянию своих подопечных. По многим пунктам обучение стажера зависит от типа воздушных судов авиакомпании, где в перспективе он собирается работать. Нужно знать конструкцию самолета, чтобы в случае каких‑то непредвиденных ситуаций (воздушные ямы, гроза) уметь объяснить пассажирам причину тряски самолета, успокоить их, не компрометируя экипаж и компанию. Преподаватели доводят до автоматизма умение будущих бортпроводников пользоваться аварийно‑спасательными средствами. Они отрабатывают аварийные посадки на сушу и воду, учатся погружать пассажиров на плот, эвакуировать через надувной трап, открывать двери и люки самолета.

В "школе стюардесс" молодых девушек учат, как правильно подавать еду, сервировать тележку, стандартно обслуживать пассажиров первого и бизнес‑класса. Их обучают на настоящих атрибутах (тележки, посуда, напитки, еда, салфетки) и на тренажерах, макетах и муляжах. Помогают в работе знания по практической психологии. Уже при встрече и размещении пассажиров бортпроводники должны отметить настрой пассажиров, чтобы к каждому найти специальный подход (кто‑то спокоен и доволен, кто‑то раздражен, возбужден).

Помимо технических знаний и умений будущие хозяйки судна проходят воздушно‑правовую и медицинскую подготовку. Они также тренируются тушить пожары.

Профессиональная деятельность обязывает бортпроводников безупречно выглядеть на рабочем месте: с достоинством носить форму, демонстрировать безупречные манеры. С этой целью в образовательную программу введены обязательные посещения театров и музеев. После окончания курсов Учебно‑тренировочный комплекс выдает стажерам теоретическое свидетельство. С оценкой ниже "хорошо" стажер не проходит технологическую практику. Если в этом документе будет тройка, перед стажером закроют двери все авиакомпании страны. Только владельцам хороших оценок предложат пройти практику под эгидой инструктора. Обычно испытательный срок заканчивается, когда новичок налетает не менее 30 часов. Квалификационная комиссия выдает окончательное свидетельство и присваивает статус бортпроводника 3‑го класса.

Раз в год стюардессы проходят медицинский осмотр. Известно, что труд авиационных специалистов предъявляет повышенные требования к здоровью, это относится и к состоянию здоровья стюардесс, тем более что по некоторым параметрам неблагоприятные факторы полета оказывают на них несколько большее влияние, чем на других членов летных экипажей. Неблагоприятными являются такие условия труда: физическое напряжение в полете; работа стоя и на ходу; перепады температуры; нарушение режима труда, отдыха и питания; постоянная смена климатических зон и часовых поясов; утомляемость. Помимо перечисленных факторов профессиональные обязанности и социальные условия вызывают нервно‑эмоциональное напряжение в связи с высокой требовательностью к исполнению служебных обязанностей, строгой дисциплиной, обслуживанием привередливых и грубых пассажиров. Карьера женщин заканчивается где‑то в возрасте 45 лет, мужчины летают до 50.

Принято считать, что стюарды и стюардессы ‑ лицо авиапредприятия: от их работы зависит признание той или иной авиакомпании на международном рынке. Два раза в год на основе заполненных пассажирами анкет, непосредственно в процессе оказания услуг на борту авиакомпаний‑участников проводятся исследования Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA Survey of Flights in Europe, SoFiE). Анкетирование проводится на основных европейских языках: русский, английский, французский, немецкий. Исследование охватывает европейский регион, полеты короткой и средней продолжительности. Пассажирами оценивается обслуживание на борту воздушного судна как бизнес‑класса, так и экономического, процесс посадки на борт и время отправления, комфортабельность салона, питание и напитки. В 2006 году экспертами ведущей международной консалтинговой компанией мира SkyTrax, специализирующейся на исследованиях в области авиационной индустрии и контролирующей уровень сервиса на бортах во всем мире, авиакомпания "Аэрофлот" была признана лучшей авиакомпанией мира в категории "Улучшение бортового сервиса" (Onboard Service Improvement Excellence). По итогам маркетингового исследования "Обзор континентальных рейсов: Европа (SoFiE)", проводившегося в первой половине 2008 года, компания "Аэрофлот - российские авиалинии" вошла в пятерку европейских авиакомпаний по рейтингу потребительской удовлетворенности качеством сервиса на европейских маршрутах.