Всемирное наследие тадж махал. История строительства мавзолея Тадж-Махал

Тадж-Махал (Индия): архитектура, строительство, мифы

Тадж-Махал - это мечеть, совмещенная с мавзолеем, расположена в Агре на берегу местной реки Джамна. Доподлинно неизвестно о том, кто именно является архитектором данного здания. Это сооружение было построено по приказу Шах-Джанаха, который является прямым потомком знаменитого Тамерлана. Падишах Империи Великих Моголов возвел Тадж-Махал для своей супруги Мумтаз-Махал, которая скончалась при родах 14 ребенка. Впоследствии тут был захоронен и сам Шах-Джахан.


Тадж-Махал (его еще называют просто «Тадж») является самым известным примером стиля архитектуры, который зародился в Монголии. Он вобрал в себе элементы исламского, индийского и персидского стилей архитектуры, так как в культуре монголов вообще много заимствований. Тадж-Махал получил статус объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО в 83-ем году ХХ столетия. Его считают общепризнанным шедевром и жемчужиной мусульманской культуры, которой восхищаются люди с разных стран планеты.


Тадж-Махал является структурно интегрированным комплексом. Его строительство началось в 1632 году, а окончены работы были только к 1653 году, то есть длились более двух десятилетий. Над строительством объекта трудились около двадцати тысяч мастеров и обычных рабочих. Строительством также руководили ведущие архитекторы того времени, но доподлинно неизвестно, кто именно внес основной вклад в итоговый результат. Творцом этого знаменитого строения обычно считают Лахаури, но некоторые сведения говорят о том, что главным архитектором был уроженец Турции Мухаммед Эфенди. В любом случае на этот вопрос вряд ли уже удастся получить ответ.


Внутри мавзолея можно увидеть гробницы шаха и его супруги. Но на деле они захоронены не под гробницами, а чуть ниже, под землей.


Тадж-Махал - это пятикупольное здание, высота которого достигает 74 метров. Построено она на платформе с четырьмя минаретами по углам. Минареты имеют небольшой наклон в сторону от гробниц, чтобы в случае обрушения не повредить ее.


Рядом расположен сад с фонтанами. Стены выложены из полупрозрачного мрамора, который приходилось привозить сюда издалека. Кладка выполнена с инкрустацией из самоцветов. Благодаря этому стены при дневном свете выглядят белоснежными, на заре кажутся розовыми, а в лунную ночь имеют серебристый оттенок.


Строительство данного здания проходило в течение долгого времени и на объекте успели поработать более двадцати тысяч человек из разных концов страны, а также из других государств Азии и Ближнего Востока. Каждый из них внес свой вклад в итоговый результат.


Тадж-Махал возвели чуть южнее от Агры, которая была окружена высокой стеной, охранявший город. Шах-Джахан лично занимался выбором участка и обменял на него огромный дворец, который расположен в самом центре Агры. В итоге, строительство началось на площадке площадью примерно 1,2 гектара. Для начала землю перекопали и заменили грунт, а потом соорудили площадку, которая поднялась на пять метров выше уровня берега местной реки. В дальнейшем началось сооружения фундамента, который должен был стать основой массивного здания и при его возведении применялись самые современные на тот момент технологии. Основательно строили даже леса, которые были не бамбуковыми, как обычно, а кирпичными. Они получились настолько массивными, что мастера боялись, что после окончания строительства их придется разбирать в течение нескольких лет. Но получилось все несколько иначе. Придание говорит о том, что Шах-Джахан объявил о том, что любой может взять себе столько кирпича, сколько хочет и леса разобрали едва ли не за одну ночь, так как в те времена это был востребованный строительный материал.


Мрамор транспортировался с помощью специального пандуса, сооруженного из спрессованной земли. По нему тридцать быков тащили каждый блок к месту строительства. На нужный уровень блоки поднимали с помощью специально сконструированных механизмов. Близость реки также позволяла быстро добывать воду. Специальная канатная система позволяла наполнять резервуары максимально быстро, после чего из резервуаров вода по специально проложенным трубам транспортировалась непосредственно к месту строительства. Работа в этом смысле была проделана огромная.


Гробница и платформа были построены за 12 лет, а все остальные части комплекса строились еще десять. Строительство было поделено на этапы и во многом благодаря этому удалось добиться своевременной сдачи всех объектов. Силы не распылялись, а аккумулировались на конкретном виде работ.



Тадж-Махал в 1865 году

Строительные материалы свозились сюда со всей Индии и даже из соседних держав Азии, поэтому использовалось более одной тысячи слонов для их перевозки. Тадж-Махал строили действительно всей страной, и на его возведение ушло огромное количество сил, времени и денег.



Тадж-Махал в 1890 году


С самого начала своего существования Тадж-Махал был не только источником всеобщего восхищения, но и отличным поводом для создания мифов и легенд на его основе. Как известно, любую красивую историю окружает множество сопутствующих повествований, часть которых является правдой, а другая полной чушью и выдумкой. Порой невозможно разобраться, где правда, а где вымысел. Что именно является правдой, да и количество самих легенд не поддается исчислению, мы остановимся на самых примечательных.


Самый распространенный миф заключается в том, что Тадж-Махал должен был стать не единственным мавзолеем. Согласно легенде напротив него должен был появиться еще один мавзолей, но уже из черного мрамора. Вырасти новое здание должно было на другом берегу реки, но этому помешали определенные обстоятельства. Так, рассказывают, что Шах-Джахан банально не успел закончить строительство по причине того, что был низвергнут с престола собственным сыном и законным наследником Аурангзебом. Эту легенду подкреплял и тот факт, что на противоположенном берегу реки действительно со временем обнаружились руины из чёрного мрамора. Но все встало на свои места в конце двадцатого века, когда раскопки и исследования дали понять, что черный мрамор на самом деле является всего лишь почерневшим от времени белым мрамором. При этом пруд в Лунном саду (там должен был согласно приданию находиться второй мавзолей) был реконструирован, выяснилось, что отражение Тадж-Махала в воде пруда выглядит черным и его можно рассмотреть без проблем. Возможно, пруд был построен только для этих целей.

Нет доказательств и тому, что после завершения строительства архитектору отрубили руки, чтобы он не мог воссоздать такую красоту. По другой версии, строители подписывали специальный договор, что никогда не будут строить ничего похожего на Тадж-Махал. Подобные легенды сопровождают почти любое известное сооружение и являются фантазией чистой воды.

Еще одна легенда касается того, что в середине девятнадцатого века Уильям Бентинк планировал полностью уничтожить мавзолей и продать его мрамор на крупном аукционе. Скорее всего, данный миф возник после того, как Бентинк продал мрамор из конструкции одного из фортов в городе Агра, но подобных планов относительно усыпальницы у него не было.

Часто приукрашивают реальность и путеводители, согласно которым, Шах-Джахан после того, как был свергнут своим сыном, любовался Тадж-Махалом прямиком из-за решетки своей темницы. На самом деле ничего подобного не было, так как Шах-Джахана содержали в более чем комфортабельных условиях в Красном форе, расположенным в Дели. Оттуда Тадж-Махал, конечно, невозможно увидеть. Здесь рассказчики умышленно подменяют делийский Красный форт тем, что расположен в Агре. Из Красного форта в Агре действительно виден Тадж. Получается, что большинство мифов и историй про знаменитый мавзолей являются не более, чем самыми обычными выдумками, пускай и очень красивыми.


Построенный во второй половине XVII века Шах-Джиханом великолепный мавзолей Тадж-Махал, считается вершиной архитектурных сооружений мусульманского типа. Стиль в котором построен Тадж-Махал это смесь индийской, персидской и исламской архитектуры. В комплекс входят пять основных элементов: ворота, сад, мечеть, джаваб и сам мавзолей. Считается, что Шах-Джахан тщательно выбирал и корректировал проект мавзолея, а над проектом работали лучшие на то время зодчии Востока. Основной замысел всего комплекса проработал Устад Мохаммед Иса Эффенди - византийский турок. Шах-Джахан лично выбрал место для постройки мавзолея, ниже Агры на правом берегу реки Джамуны. Стройка продолжалась с 1631 по 1647 год, на ней постоянно работало более 20 тысяч рабочих.

Тадж-Махал был построен на участке земли к югу от окружённой крепостной стеной Агры. Шах-Джахан обменял понравившийся ему участок земли, принадлежащий в то время махарадже Джай Сингху, на дворец в самом центре Агры.

Участок размером приблизительно в три акра (1,2 гектара) был перекопан, произведена замена грунта для уменьшения проникновения воды из рядом протекающей реки. Уровень стройплощадки был поднят на 50 метров над уровнем берега реки. В том месте, где сегодня расположился мавзолей были выкопаны колодцы, которые, заполнили бутовым камнем, образуя фундамент сооружения.

Вместо лесов из перевязанного бамбука (стандартно используемого в Индии и сегодня) были возведены масштабные леса из кирпича, которые окружили гробницу по периметру. Интересный факт заключается в том, что строительные леса были настолько внушительные по размерам, что мастера, заведующие строительством, опасались, что разборка их может занять годы. Но согласно легенде Шах-Джахан озвучил, что любой может взять себе и оставить столько кирпичей, сколько пожелает, и леса были разобраны крестьянами практически за ночь.

Здание мавзолея Тадж-Махал вместе с окружающим его парком и прочими строениями занимает площадь равную 17 га. Доступ к мавзолею открыт с южной стороны сада, там на одной линии стоят два входных портала. Пройдя вторые ворота, вы попадает на территорию четко спланированного сада, который разделен на квадраты четырьмя каналами, а точкой пересечения служит бассейн в центе парка.

Мавзолей Тадж-Махал стоит на искусственной платформе близ берега реки Джамна. Автором мавзолея считается индийский архитектор Устад Ахмад Лахори. Тадж Махал представляет собой компактное здание из белого мрамора с традиционными для индийской архитектуры срезанными углами, венчает которое купол и четыре чаттри по углам крыши. Здание целиком выполнено из белого мрамора, а искусственная платформа лишь облицована мрамором, но совместно они идеально отражают солнечные лучи, заливая солнечным светом все вокруг.

С восточной и западной стороны от мавзолея Тадж-Махал, строго по поперечной оси расположены две постройки из красного песчаника с тремя белыми куполами. Постройка справа – это «Джаваб» – приют для паломников, а слева – мечеть, где служили поминальные службы, здания симметричны и идеально вписываются в комплекс.

В центре искусственной платформы расположена гробница, если смотреть сверху, то это квадрат со скошенными углами. Внутри, стены огибает обходной коридор с 8-угольными камерами на каждом угловом повороте. В самом центре находится погребальная камера, над которой подняты два купола – один в другом. Внешний купол увенчан шпилем, а внутренний (меньших размеров) служит для соблюдения пропорций. Внутрь погребальной камеры ведут порталы, по одному с каждой стороны.

Войдя внутрь погребальной камеры, вы увидите кенотафы, окруженные ажурной мраморной оградой, подлинные захоронения находятся непосредственно под погребальной камерой.

Снаружи сооружение увенчано луковичным куполом, высоко поднятым над пологой крышей погребальной камеры. Простые пропорции определяют соотношение вертикалей: ширина постройки равна ее общей высоте 75 метров, а расстояние от уровня пола до парапета над арочными порталами составляет половину всей высоты.

Внутренние поверхности Тадж-Махала сделаны с таким изяществом, что смотреть на цветочные орнаменты выполненные в камне можно часами. В отделке Тадж Махала применялись самоцветы и разноцветный мрамор, поставки материалов осуществлялись со всего мира.

Мозаика из разноцветных кусочков агата, сердолика, оникса, бирюзы, янтаря, яшмы и кораллов воспроизводит цветочные гирлянды, букеты, украшающие стены погребального зала. Черным мрамором выполнен эпиграфический декор, воспроизводящий суры Корана.

Тадж-Махал — это мавзолей-мечеть , которая находится в Индии в городе Агра . В мечети можно увидеть элементы как индийского, так и персидского стиля. Индийский Тадж-Махал является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО с 1983 года.

Самый известный компонент мечети — это, безусловно, белый купол. Двадцать тысяч мастеров и ремесленников работали над ним. Стройка продолжалась с 1632 по 1953 год. Тадж-Махал представляет собой пяти купольное сооружение высотой 74 метра, на платформе, в углах мечети находятся четыре минарета. На прилегающей территории также есть бассейны, фонтаны и сад. Стены Тадж-Махала сделаны из полупрозрачного полированного мрамора, инкрустированного самоцветами. При строительстве были использованы такие камни, как агат, малахит, бирюза, сердолик и другие. При ярком солнечном свете мрамор кажется белым, на заре — розовым, а в лунную ночь — серебристым.

История создания Тадж-Махала романтична и печальна, она рассказывает об истории любви падишаха и его жены. Мечеть стала последним пристанищем Мумтаз-Махал, жены падишаха Шах-Джахана, которая скончалась в тридцать восемь лет во время родов, производя на свет четырнадцатого ребенка. В девятнадцать лет ее выдали замуж, и она стала третьей и самой любимой женой падишаха. Тадж-Махал – символ их вечной любви. Горе утраты было очень велико для Джахана. Он поседел, утратил смысл жизни и даже задумывался о самоубийстве. Перед смертью своей любимой жены он пообещал построить такой монумент, который бы передавал всю нежность и красоту Мумтаз. Именно в честь Мумтаз-Махал был построен Тадж-Махал.

Экстерьер Тадж-Махала не менее удивителен. Резные фигурки, разнообразные краски, каменные инкрустации и штукатурка использовались как декоративные элементы. Немаловажным декоративным элементом является то, что по всему комплексу используются отрывки из Корана. В постаменте, воротах, поверхностях могил, минаретах и мечети используются абстрактные формы. Также есть изображения виноградной лозы и цветов.


Внутри Тадж-Махала находятся две гробницы: гробница Мумтаз-Махал и ее мужа. Но похоронены они не в них, а глубоко под гробницами. Кенотафий Шах-Джахана находится рядом с Мумтаз-Махал, он выше и больше только потому, что достроен намного позже. Но украшен он точно так же, как и гроб Мумтаз. Похоронены тела супругов не в них, так как украшать могилы запрещено. Их тела лежат в обычных склепах, а лица повернуты к мекке. На крышке гробницы Мумтаз находится треугольный ромб, который был создан, чтобы писать на нем. Каллиграфические надписи на надгробии восхваляют покойную жену падишаха. Несмотря на немалый гарем, вся любовь и нежность Джахана принадлежала только ей.

У Шах-Джахана было шесть жен и несколько наложниц. Остальные жены похоронены в отдельных мавзолеях, находящихся вне стен центрального помещения. Также в одном из таких мавзолеев похоронен любимый слуга Мумтаз-Махал.

С течением времени и из-за загрязнения окружающей среды белые стены этого волшебного здания стали желтеть. А из-за движения почвы были даже замечены трещины на стенах. Несмотря на все это, мечеть-мавзолей Тадж-Махал в городе Агра была и остается одним из самых любимых туристами мест в Индии и по праву считается одним из 7 чудес света!

Рабиндранат Тагор описал Тадж-Махал как «слезу на щеке бессмертия», Редьярд Киплинг – как «олицетворение всего непорочного», а его создатель император Шах Джахан сказал, что «солнце и луна уронили слезы из своих глаз». Каждый год туристы численностью, вдвое превышающей население Агры, проходят через ворота города, чтобы хоть раз в жизни увидеть здание, по праву названное многими самым красивым в мире. Мало кто уходит разочарованным.

Это действительно памятник, прекрасный во все времена года. Есть те, кому очень нравится вид Тадж-Махала в Шарад Пурнима, первое полнолуние после муссонов, в безоблачный вечер в октябре, когда свет самый ясный и самый романтичный. Другие любят смотреть на него в разгар самых сильных дождей, когда мрамор становится полупрозрачным, а его отражение в каналах садов, окружающих мавзолей, размывается в покрытой рябью воде. Но он производит завораживающее впечатление в любое время года и в любой момент дня. На рассвете его цвет меняется от молочного до серебристого и розового, а на закате он выглядит, словно сделанный из золота. Взгляните на него также в сиянии полудня, когда он ослепляюще-белый.

Рассвет над Тадж-Махалом

История

Мумтаз-Махал и Шах-Джахан

Тадж-Махал был построен Шах Джаханом в память о его третьей жене Мумтаз Махал, которая умерла, рожая ему 14-го ребенка, в 1631 г. Смерть Мумтаз разбила сердце императору. Говорят, что он поседел за одну ночь. Постройка Тадж-Махала началась на следующий год. Считается, что главное здание было построено за 8 лет, но весь комплекс закончили только в 1653 г. Незадолго до окончания строительства Шах Джахан был свергнут своим сыном Аурангзебом и заключен в форт Агры, где провел оставшиеся дни, глядя на свое творение через окно темницы. После смерти, в 1666 г., Шах Джахан был похоронен здесь, рядом с Мумтаз.


Всего на строительстве было занято около 20 000 человек из Индии и Центральной Азии. Специалистов привезли из Европы, чтобы те сделали красивейшие резные мраморные панели и украсили их в стиле пьетра-дура (инкрустация с использованием тысяч полудрагоценных камней) .

В 1983 г. Тадж-Махал был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и сегодня выглядит так же безукоризненно, как и после окончания строительства, хотя масштабная реставрация была проведена в начале XX века. В 2002 г. вследствие того, что здание постепенно потеряло цвет из-за сильной загрязненности города, его освежили, применив древний рецепт косметической маски для лица, которым пользовались индийские женщины для сохранения красоты кожи. Эта маска называется multani mitti - смесь земли, крупы из зерновых злаков, молока и лимона. Теперь в пределах нескольких сотен метров вокруг здания разрешено ездить только на экологически чистом транспорте.

Панорама Тадж-Махала

Архитектура

Персидская каллиграфия

Точно неизвестно, кто именно был архитектором Тадж-Махала, однако честь его создания часто приписывают индийскому архитектору персидского происхождения по имени Устад Ахмад Лахори. Строительство началось в 1630 году. Из Персии, Османской империи и стран Европы были приглашены лучшие каменщики, ремесленники, скульпторы и каллиграфы. Комплекс, находящийся на юго-западном берегу реки Ямуна в Агре, состоит из пяти основных построек: это дарваза, или главные ворота; багееча, или сад; мастжид, или мечеть; наккар зана, или дом отдыха, и рауза, сам мавзолей, где находится гробница.

Цветы, высеченные в мраморе

Уникальный стиль Тадж-Махала сочетает элементы персидского, среднеазиатского и исламского характера архитектуры. Среди достопримечательностей комплекса - мраморный пол в черно-белую шахматную клетку, четыре 40-метровых минарета по углам мавзолея и величественный купол в центре.

Арочный свод

Написанные вокруг арочных проемов суры из Корана кажутся одинакового размера, независимо от того, на каком расстоянии от пола они находятся - эта оптическая иллюзия создается при помощи более крупного шрифта и расстояния между буквами по мере увеличения высоты надписи. В мавзолее Тадж-Махал есть и другие оптические иллюзии. Внушительные украшения из pietra dura включают геометрические элементы, а также изображения растений и цветов, традиционные для исламской архитектуры. Уровень мастерства и сложность работы над памятником становятся ясны, когда начинаешь рассматривать мелкие детали: например, в некоторых местах на одном декоративном элементе размером 3 см использованы более 50 драгоценных инкрустаций.

Воротами к садам мавзолея можно восхищаться как отдельным шедевром, с изящными мраморными арками, куполообразными камерами на четырех угловых башнях и двумя рядами 11 маленьких чаттри (купола-зонтики) над самым входом. Они представляют собой прекрасное обрамление для первого взгляда на весь ансамбль.

Чар-Багх (четыре сада) - неотъемлемая часть Тадж-Махала, в духовном смысле символизирующие рай, куда вознеслась Мумтаз-Махал, а в художественном смысле подчеркивающие цвет и текстуру мавзолея. Темные кипарисы усиливают блеск мрамора, а каналы (в тех редких случаях, когда они полны) , сходящиеся на широкой центральной площадке для обозрения, не только дают прекрасное второе изображение памятника, но и, поскольку в них отражается небо, добавляют на рассвете и закате мягкую подсветку снизу.

К сожалению, вандалы похитили все сокровища гробницы, но все же сохранилась нежная красота роз и маков в богато инкрустированных плитах из оникса, зеленого хризолита, сердолика и агата различной расцветки.

Минарет

По обе стороны от мавзолея расположены два почти одинаковых здания: к западу - мечеть, к востоку - здание, которое, возможно, служило павильоном для гостей, хотя его основная цель состояла в том, чтобы обеспечить полную симметрию всему архитектурному ансамблю. Каждое из них смотрится прекрасно - попробуйте посмотреть на павильон на восходе солнца, а на мечеть - на закате. Выйдите также к задней части Тадж-Махала, к террасе, откуда открывается вид на реку Джамна до самого форта Агры. На рассвете лучшая (и дешевая) точка обозрения находится на противоположном берегу реки, где, согласно популярной (но, вероятно, недостоверной) легенде, Шах-Джахан планировал установить зеркало из совершенно черного мрамора, отражающее Тадж-Махал. У берега выстроилась вереница лодок, готовых перевезти туристов через реку.

Навершие Тадж-Махала

Сам Тадж-Махал стоит на приподнятой мраморной платформе в северном конце декоративных садов, задней стороной к реке Ямуна. Приподнятое расположение означает, что «выше только небо», - это изящный ход конструкторов. Декоративные 40-метровые белые минареты украшают здание со всех четырех углов платформы. По прошествии более чем трех веков они чуть наклонились, но, возможно, так специально было задумано (установка под небольшим углом от здания) , чтобы в случае землетрясения они упали не на Тадж-Махал, а в сторону от него. Мечеть из красного песчаника с западной стороны - важный храм для мусульман Агры.

Кенотаф Мумтаз-Махал

Мавзолей Тадж-Махал возведен из полупрозрачных белых мраморных блоков, на которых вырезаны цветы и выложена мозаика из тысяч полудрагоценных камней. Это превосходный образец симметрии - четыре одинаковых стороны Таджа с великолепными арками, украшенными резным орнаментом из завитков в стиле пьетра-дура и цитатами из Корана, вырезанными каллиграфическим шрифтом и украшенными яшмой. Вся конструкция венчается четырьмя маленькими куполами, окружающими знаменитый центральный луковичный купол.

Сразу под главным куполом находится кенотаф Мумтаз-Махал, надгробие (ложное) тонкой работы, окруженное перфорированными мраморными плитами, украшенными десятками разных полудрагоценных камней. Здесь же установлен, нарушая симметрию, кенотаф шаха Джахана, погребенного свергшим его сыном Аурангзебом в 1666 г. Свет проникает в центральную комнату через резные мраморные ширмы. Настоящие могилы Мумтаз-Махал и шаха Джахана находятся в закрытой комнате на цокольном этаже под главным залом. Их нельзя увидеть.

Реквием в мраморе


Махал означает «дворец», но в данном случае Тадж-Махал - уменьшительное имя Мумтаз-Махал драгоценный камень дворца») , который подарили двоюродной сестре Шах-Джахана, когда она вышла за него замуж. Дочь брата его матери, она была его постоянной спутницей задолго до того, как он получил трон, а позже она была первой дамой среди сотен других в его гареме. За 19 лет брака она родила ему 14 детей и умерла при родах последнего ребенка в 1631 г.

Легенда гласит, что борода Шах-Джахана - ему было 39 лет, всего на год старше жены, - побелела фактически за одну ночь после ее кончины, и он продолжил носить траур в течение нескольких лет, одеваясь в белое в каждую годовщину ее смерти. Для строительства Тадж-Махала понадобилось двенадцать лет его неустанной работы с персидским архитектором и мастерами, привезенными из Багдада, Италии и Франции, - срок, который можно считать высшим выражением его скорби. «Империя не имеет для меня теперь никакой сладости, - писал он. - Сама жизнь потеряла для меня всякий вкус».

Мифы о Тадж-Махале


Тадж - индуистский храм

Популярная теория о том, что Тадж на самом деле был храмом Шивы, построенным в ХII в. и позже был трансформирован в известный всем мавзолей Мумтаз-Махал, принадлежит Пурушоттаму Нагеш Оуку (Purushottam Nagesh Oak). Он просил открыть запечатанные цокольные комнаты Таджа, чтобы доказать свою теорию, но в 2000 г. Верховный суд Индии отверг его прошение. Пурушоттам Нагеш также заявляет, что Кааба, Стоунхендж и папство тоже индуистского происхождения.

Черный Тадж-Махал

Это история о том, что шах Джахан планировал построить двойник Тадж-Махала из черного мрамора на противоположной стороне реки как свой собственный мавзолей, и эту работу начал его сын Аурангзеб после того, как заточил своего отца в крепости Агры. Интенсивные раскопки в районе Мехтаб Багх не подтвердили это предположение. Не было найдено никаких следов строительства.

Расчленение мастеров

Легенда говорит, что после окончания строительства Таджа шах Джахан приказал отрубить руки и выколоть глаза мастерам, чтоб те никогда больше не могли повторить ее. К счастью, эта история не нашла никакого исторического подтверждения.

Оседающий Тадж-Махал

Некоторые эксперты утверждают, что, по некоторым данным, Тадж-Махал медленно клонится в сторону русла реки и вызвано это изменениями в почве из-за постепенного высыхания реки Ямуна. Археологическая разведка Индии объявила имеющиеся изменения по высоте здания незначительными, добавив, что не было обнаружено никаких структурных изменений или повреждений за 70 лет с момента первого научного исследования Тадж-Махала, проведенного в 1941 г.


Музей Тадж-Махал

В комплекс Тадж-Махал входит маленький, но замечательный музей Таджа (вход 5 рупий; 10:00-17:00 суббота-четверг) . Он расположен в западной части садов. В музее хранятся оригиналы могольских миниатюр, пара портретов шаха Джахана и его любимой жены Мумтаз Махал из слоновой кости (XVII в.) . Здесь же несколько хорошо сохранившихся золотых и серебряных монет того же периода, архитектурные чертежи Таджа и несколько изящных тарелок из селадона, которые, по слухам, разлетятся на куски или изменят цвет, если в еде на тарелке окажется яд.

Лучшие виды Тадж-Махала

На территории Таджа

За удовольствие придется выложить 750 рупий, но только внутри комплекса вокруг Тадж-Махала вы сможете в полной мере ощутить всю красоту и мощь самого красивого здания на земле. Обязательно обратите внимание на мозаику (пьетра дура) внутри ниш с арками (пиштаков) на четырех внешних стенах. Не забудьте взять с собой фонарик, чтобы получше рассмотреть похожие орнаменты внутри темного центрального зала мавзолея. Обратите внимание на белый мрамор и полудрагоценные камни, вкрапленные в него.

Главное - "попасть"

Из Мехтаб Багха

Туристам больше не разрешается свободно гулять по набережной на противоположном берегу реки Ямуны, но все еще можно любоваться Тадж-Махалом сзади, из парка Мехтаба Багха (XVI век) по ту сторону реки. Тропа, ведущая вниз к реке, приведет вас к месту, откуда такими же видами можно наслаждаться бесплатно, хоть и в ограниченном ракурсе.

Вид с южного берега реки

Это отличное место для наблюдения за закатом. Идите по тропе, которая тянется вдоль восточной стены Тадж-Махала, вниз до маленького храма у реки. Там вы найдете лодки, на которых можно прокатиться по реке и насладиться еще более романтичными видами. Приготовьтесь заплатить примерно 100 рупий за лодку. В целях безопасности лучше не отправляться сюда в одиночку на закате.

С крыши кафе в Тадж Гандже

Отличный вариант для фотографирования на рассвете - крыши кафе в Тадж Гандже. Снимки получаются очень красивые. Нам кажется, что кафе на крыше отеля Saniya Palace - лучшее место. Расположение отличное, вокруг много зелени. Но в принципе таких хороших мест много, и все они предлагают в качестве бонуса вид на Тадж-Махал, которым можно любоваться за чашечкой утреннего кофе.

Территория Тадж-Махала

Из форта Агры

Имея при себе фотоаппарат с приличным объективом, можно сделать роскошные фотографии Тадж-Махала из форта Агры, особенно если вы готовы встать на заре и застать момент, когда солнце поднимется из-за его стен. Пожалуй, лучшие места для съемки - это Мусамман Бурдж и Кхас-Махал, восьмиугольная башня и дворец, куда посадили шаха Джахана и где он провел последние восемь лет своей жизни.

Информация для посетителей

Время работы Тадж-Махала

Мавзолей открыт ежедневно с 6 утра до 19.00, кроме пятницы (В этот день он открыт только для тех, кто приходит на пятничную службу в мечеть на территории Тадж-Махала).

Также Тадж-Махалом можно полюбоваться при лунном свете – за два дня до и два дня после полнолуния мавзолей открыт в вечерние часы – с 20.30 до полуночи.


Вход

Вход в Тадж-Махал стоит 750 INR (примерно 12$) , детям до 15 лет – вход свободный.

Лучшее время для посещения Тадж-Махала

Тадж-Махал великолепен на рассвете. Это определенно лучшее время для посещения, и людей в эти часы меньше. Закат - другое волшебное время, когда можно насладиться чудесными видами. Можно рассматривать Тадж в течение пяти ночей в период полнолуния. Количество входов ограничено. Билеты нужно покупать за день до посещения в Офисе археологической разведки Индии (12227263; www.asi.nic.in; 22 Молл; индийцы/иностранцы 510/750 INR) . Подробности читайте на их сайте. Учтите, что среди водителей рикш этот офис известен как Taj Mahal Office.

Фото- и видеосъемка

Фото- и видеосъемка профессиональной аппаратурой запрещена (зеркальные фотоаппараты из-за большой популярности среди туристов, как правило, не считают за профессиональную аппаратуру, но могут быть проблемы, если у вас уж очень большой объектив) . Разрешение на съемку обычной камерой обойдется в дополнительные 25 INR .

Залитый солнцем Тадж-Махал

Как добраться

Тадж-Махал расположен в индийском штате Уттар-Прадеш в городе Агра – это примерно 200 км. от Дели.

Из Дели до Агры ходят следующие поезда:

  • Shatabdi Express - уходит со станции New Delhi Station в 6:00 утра, обратно в 20:40 (время в пути 2 часа).
  • «Taj-Express» - отходит со станции Nizamuddin Station в 7:15, обратно в 18:50 (время в пути 3 часа).
  • Помимо них, через Агру идут все поезда на Калькутту, Мумбай и Гвалиор.

Кроме того, до Агры можно доехать и на автобусе (экспресс от 3 часов), такси (2000 INR) или заказав групповой тур (от 1500 INR, включая входные билеты).

Уже из самой Агры до Тадж-Махала можно доехать на рикше или такси.