Достижения ацтеков – достояние человечества. Достижения культуры ацтеков Научные знания и технологии ацтеков


Введение
В ацтекском мире существовала особая группа интеллектуалов, создавших утонченные метафоры, поэмы и хранивших древние традиции. Они назывались "знатоками вещей" - тламатинами.
Достижение тламатинов состояло в том, что они смогли противопоставить жестокому воинскому, мистико-военному способу служения богам свой собственный путь: постижение сокровенной части небес через создание возвышенных поэм и эстетических работ.
Тламатинами могли быть и живописцы, скульпторы, создающие образы, и философ, поднимающийся духом к небесной вершине, и музыканты, слышащие мелодии небесных сфер, и астрологи, знающие пути богов, - все те, кто ищет истину во Вселенной.
Среди тламатинов особо выделялись Ашайа Кацин-Ицкоатль (1468-1481) - шестой правитель Теночтитлана и Монтесумо Л Шокойцин (тлакатекутли времен Конкисты).
Ацтеки создали зрелую литературу. Главную роль в литературе ацтеков играла проза. Она религиозна, в ней слабо выражена индивидуальная психология автора, практически отсутствует любовная тема.
Наиболее распространенным из жанров была историческая проза: записи о странствиях мифических предков, встречах и перечисление пройденных мест, в которых реальность переплеталась с мифами. Большой популярностью пользовались эпические произведения: эпос о происхождении индейцев, мировых эрах, потопах и о Кетцалькоатле.
Разновидностью прозы были дидактические трактаты. Они представляли собой назидания старцев и обобщали опыт ацтеков в самых различных областях жизни. В этих текстах сильны нравственные критерии и стремление укрепить моральные принципы.
Настоящей жемчужиной поэзии был философский жанр. Его основной мотив - кратковременность человеческой жизни. Самая яркая звезда ацтекской поэзии, образец правителя, человека, законодателя и философа - Постящийся Койот (Незаукойотль, 1418-1472). Речь ацтеков была цветиста и элегантна, а язык - красноречив, метафоричен и богат риторическими приемами.
Существовало особое понятие - "древнее слово". Оно представляло собой своеобразное клише, образец для выступлений, специально запоминалось и приурочивалось к определенным случаям, праздникам. Назначение "древних слов" состояло в наставлении ацтеков в вопросах поведения, обучения и повседневного быта. По знанию правильного ответа на них можно было определить принадлежность человека к определенному социальному слою.
"Древние слова" записывались особым письмом (сочетание пиктографических и иероглифических элементов) на выделанной оленьей коже или на бумаге, изготовленной из агавы. Листья подклеивались друг к другу, и получались книги-"раскладушки".
Существовало два типа общественных школ с целостностью педагогической системы. Они имели массовый обязательный характер: все достигшие возраста 15 лет должны были поступать в то или иное учебное заведение в зависимости от наклонностей или обета, который давали при его рождении.
Первый тип назывался Телпочкалли. Здесь учили сражаться и трудиться. Главные предметы - воинское дело, сооружение каналов, плотин и укреплений.
Второй тип школы - Калмекак - существовал при святилищах и давал более высокий уровень образования, в них больше внимания уделялось интеллектуальному развитию. Юношам давали глубокие знания по математике, летосчислению, астрономии и астрологии. Их учили риторике, стихосложению, законодательству и истории. Учащимся прививали двойной характер мышления: строгий математический склад ума и тонкое чувственное восприятие мира. Юноши и девушки воспитывались по отдельности и с большой строгостью. Целью образования и воспитания было дать им мудрый ум, твердое сердце. Это был ацтекский идеал человека, который в поступках ориентировался на свою душу. Учащиеся Калмекака обычно пополняли слой священнослужителей.
Все вышеприведенные факторы обуславливают актуальность и значимость тематики работы на современном этапе, направленной на глубокое и всестороннее изучение шедевров искусства ацтеков.
Тематика сущности и особенностей слабо изучена отечественными, поэтому актуальным является посвятить работу систематизации, накоплении и закреплении знаний о шедеврах искусства ацтеков.
В связи с этим целью данной работы является систематизация, накопление и закрепление знаний о шедеврах искусства ацтеков.

Краткий исторический экскурс. Средние века, о которых будет идти речь в статье, заняли период в истории человечества с X по XVI столетие. Их началом стало крушение мощнейшей в Европе мировой империи – Западной римской. А конец XIV столетия ознаменовался господством на значительной части Мезоамерики империи ацтеков, или, как их называли соседние племена, – теночек.

Топонимика проживаний ацтеков часто изменялась, ведь из-за своей воинственной агрессивности они не уживались с ближними племенами, народами. Им приходилось кочевать с места на место. Каковы же были достижения цивилизации ацтеков в средние века?

«Мейд ин» в доколумбовой Америке

Уровень развития этой Америки невозможно сравнить с европейским уровнем того же времени. В лучшем случае сопоставим с Древним Востоком — Вавилоном или Египтом. Подобный труд рабов, хотя больше было свободных земледельцев, ремесленники, объединение населения в общины. Возрастало влияние правителей и религиозных деятелей в лице жрецов. Правда, цивилизации Мезоамерики больше строились на труде неутомимых племен, чем на захватах ими чужих материальных ценностей. Это можно сказать и об очень воинственных ацтеках.

Озеро Шочимилко в бывшей столице ацтеков — единственное сохранившееся до сих пор, названное позже Венецией Нового света. Сеть искусственных островов, множественные каналы, – все это было создано руками ремесленников и рабов. Так эти племена, между налетами на чужие земли за рабами, пытались цивилизованно обустроить свою жизнь. И сейчас мексиканцы оберегают его как заповедные места площадью в 12 миллионов квадратных метров.

Инки, ацтеки, майя: достижения и изобретения древних

Так что весь мир должен знать, что подарили ему инки, майя, ацтеки и другие индейские цивилизации центральной и южной части Американского континента. Когда европейцы покупают чистый шоколад или шоколадные конфеты, картофель, кукурузу, подсолнечное масло и еще десятки других наименований, должны помнить: все это пришло к ним из индейской Латинской Америки.

Однажды древние племена попробовали плоды какао и оценили их вкус. Какао придавало организму крепости и улучшало настроение. Их стали высаживать целыми плантациями, годами добиваясь улучшения качества бобов. Бобы шли на изготовление «чоколатля». Так зародился будущий шоколад.

Вскоре зерна какао поднялись в своеобразной цене, что стало служить деньгами. За них можно было купить и животное, и раба. Они стали экспортными, — корабли везли зерна какао на кораблях, забив ими все трюмы. Майя вырастили огромные плантации этих деревьев, которые плодоносят дважды в год в течение восьмидесяти лет. А ацтеки решили по-другому: обложили данью производителей какао-бобов на захваченных территориях. Плата – бобами!

Она была для индейцев тем же, что и хлеб для европейцев. Исследователи Нового света отыскали древнейший початок кукурузы, установив его возраст в 7000 лет. С тех пор длина початка выросла в 10 – 15 раз!

Но сегодня он в большинстве случаев служит кормом для скота и птицы. Для пищи зерна перерабатываются, — в тот же поп-корн или кукурузные палочки.

Оттуда пришел в Европу и подсолнечник. Но его вывод из дикой среды и окультуривание происходили ближе к нашим временам – всего 2500 лет. Но сложная селекция, направленная на улучшение качества семян и повышение урожайности, ведется без остановки во времени.

Конечно же, курильщики благодарны индейцам за табак. Он рос сам по себе шесть тысяч лет, пока аборигены не поняли его значение для человека.

Никто до этого не анализировал, как индейцы жили среди растений табака и не придавали ему особого значения. Но через какие-то сто лет о нем узнали индейцы с других территорий, а испанские завоеватели привезли его в Старый свет.

Текила

Сегодня крепкий спиртовой напиток текила завоевал если не весь мир, то многие территории. Текилу в современном ее понимании изобрели не майя или ацтеки. Из агавы «пульке» индейцы первоначально получали выброженный сок крепостью четыре – шесть градусов спирта. По-нашему, – это была брага, которую там называли «даром богов».

Министерство образования Российской Федерации

Новгородский государственный университет

имени Ярослава Мудрого

по Этнологии

тема: Ацтеки

Выполнила:

студентка V курса ФППРР группа 9253

Говорова Е.С.

Проверил:

Десятсков К.С.

Великий Новгород

Введение

Название «ацтеки» (букв. «люди Астлана») напоминает о легендарной прародине племени теночков, откуда они совершили многотрудное путешествие в долину Мехико. Ацтеки были одним из многих бродячих или полуоседлых племен чичимеков, которые мигрировали из пустынных районов северной Мексики (или даже более отдаленных) в плодородные сельскохозяйственные области Центральной Мексики.

Мифологические и исторические источники указывают, что скитания теночков заняли более 200 лет с начала или середины 12 в. до 1325. Покинув остров Астлан («Место Цапель»), теночки дошли до Чикомостока («Семь пещер»), мифической отправной точки странствий многих бродячих племен, в том числе тлашкаланцев, тепанеков, шочимилько и чалько, каждое из которых когда-то отправилось из Чикомостока в длительное путешествие на юг, в долину Мехико и близлежащие долины.

1. История цивилизации

Ацтекские города-государства возникли на обширном горном плато под названием «долина Мехико», где теперь расположена столица Мексики. Эта плодородная долина площадью ок. 6500 кв. км простирается приблизительно на 50 км в длину и ширину. Она лежит на высоте 2300 м над у.м. и со всех сторон окружена горами вулканического происхождения, достигающими в высоту 5000 м. Во времена ацтеков своеобразие ландшафту придавала цепь соединяющихся озер с самым обширным из них, озером Тескоко. Озера питались горными стоками и ручьями, и периодические наводнения создавали постоянные проблемы для населения, жившего на их берегах. Вместе с тем озера давали питьевую воду, создавали среду обитания рыб, водоплавающих птиц и млекопитающих, а лодки служили удобным средством передвижения.

Однако там им пришлось вести борьбу с местными племенами, главный вождь которых Кулуакан, правитель города Кошкоштли, весьма недружелюбно к ним относился. Для того чтобы прочно обосноваться, ацтеки строят на одном из островов в 1325 году город Теночтитлан, названный ими в честь вождя Теноча. Город делился на четыре квартала: Теопан, Мойотлан, Куэпопан и Астакалько, посередине которых высился храм главного ацтекского бога Уицилопочтли. Однако и после этого борьба не утихла, чему в немалой степени способствовали раздоры среди самих ацтекских племен. Но в 1376 году ацтеки, наконец, избирают верховного вождя Акамапичтли (1376-1395), который укрепил как внешнее, так и внутреннее положение страны. Последующие после его смерти смуты приводят к образованию союза, конфедерации, состоящей из ацтеков, тепанеков и жителей Тескоко.

Тройственный союз подчинил своей власти огромную территорию от северных областей нынешней Мексики до границ Гватемалы, включавшую разнообразные ландшафты и природные зоны – относительно засушливые районы севера долины Мехико, горные ущелья нынешних штатов Оахака и Герреро, Тихоокеанские горные хребты, прибрежные равнины Мексиканского залива, буйные влажные тропические леса полуострова Юкатан. Тем самым ацтеки получили доступ к разнообразным природным ресурсам, которых не было в местах их первоначального проживания.

Обитатели долины Мехико и некоторых других ареалов (например, тлашкаланцы, жившие на территории нынешних штатов Пуэбла и Тласкала) говорили на диалектах языка науатль (букв. «благозвучие», «складная речь»). Он был принят как второй язык у ацтекских данников и стал языком-посредником почти во всей Мексике в колониальный период (1521–1821). Следы этого языка обнаруживаются в многочисленных топонимах типа Акапулько или Оахака. По некоторым оценкам, ок. 1,3 млн. человек до сих пор говорят на языке науатль или его варианте науат, чаще называемом «мехикано». Этот язык входит в семью макронауа юто-ацтекской ветви, распространенной от Канады до Центральной Америки и включающей около 30 родственных языков.

Ацтеки были большими любителями словесности и собирали библиотеки пиктографических книг (т.н. кодексов) с описаниями религиозных обрядов и исторических событий либо представляющих реестры сбора дани. Бумага для кодексов изготовлялась из коры. Подавляющая часть этих книг была уничтожена во время конкисты или сразу после нее. В целом во всей Месоамерике (так называется территория от севера долины Мехико до южных границ Гондураса и Сальвадора) сохранилось не более двух десятков индейских кодексов. Некоторые ученые утверждают, что до наших дней не дошло ни одного ацтекского кодекса доиспанской эпохи, другие полагают, что таковых два – Бурбонский кодекс и Реестр податей. Как бы там ни было, но и после конкисты ацтекская письменная традиция не умерла и применялась для различных целей. Ацтекские писцы фиксировали наследственные титулы и владения, составляли донесения испанскому королю, а чаще описывали быт и верования соплеменников для испанских монахов, чтобы облегчить им задачу христианизации индейцев.

2. Социальная организация

Ацтекское общество было строго иерархичным и делилось на два основных класса – наследственную аристократию и плебс. Ацтекская знать жила в роскоши в пышных дворцах и имела множество привилегий, в том числе на ношение особых одежд и знаков отличия и на многоженство, посредством которого устанавливались союзы с аристократией других городов-государств. Знати были уготованы высокие посты и самые престижные виды деятельности, ее составляли военачальники, судьи, жрецы, учителя и писцы.

Низший класс составляли земледельцы, рыбаки, ремесленники, торговцы. В Теночтитлане и соседних городах они жили в особых кварталах под названием «калпулли» – своего рода общинах. Каждый калпулли имел собственный надел земли и своего бога-покровителя, собственную школу, платил общинную подать и выставлял воинов. Многие калпулли были сформированы по профессиональной принадлежности. Так, например, мастера по выделке птичьих перьев, резчики по камню или торговцы проживали в особых районах. Некоторые земледельцы были приписаны к владениям аристократов, которым платили трудом и податями больше, чем государству.

Однако, при всей своей прочности, классовые барьеры можно было преодолеть. Чаще всего путь наверх открывали военная доблесть и захват пленников на поле боя. Иногда сын простолюдина, посвященный какому-либо храму, со временем становился жрецом. Искусные ремесленники, изготовлявшие предметы роскоши, или торговцы могли, несмотря на отсутствие наследственных прав, заслужить благосклонность правителя и разбогатеть.

В ацтекском обществе было распространено рабовладение. В качестве наказания за воровство или невыплату долга виновного могли на время отдать в рабство пострадавшему. Нередко случалось, когда человек на оговоренных условиях продавал в рабство себя или членов своей семьи. Иногда рабов покупали на рынках для человеческих жертвоприношений.

Образование и образ жизни. Приблизительно до 15-летнего возраста дети получали домашнее образование. Мальчики осваивали военное дело и учились управлять хозяйством, а девочки, которых в этом возрасте часто выдавали замуж, умели готовить, прясть и вести домашнее хозяйство. Кроме того, и те и другие получали профессиональные навыки в гончарном ремесле и искусстве выделки птичьих перьев.

Большинство подростков отправлялись в школы в 15 лет, хотя некоторые начинали школьное обучение в 8 лет. Детей знати отправляли в калмекак, где под руководством жрецов они обучались военному делу, истории, астрономии, управлению, общественным установлениям, обрядам. В их обязанности вменялось также собирать дрова, наводить чистоту в храмах, участвовать в различных общественных работах, жертвовать кровь во время религиозных обрядов. Дети простолюдинов посещали телпочкалли своего городского квартала, где обучались главным образом военному делу. И юноши и девушки ходили также в школы под названием «куикакалли» («дом песни»), предназначенные для обучения литургическим песнопениям и танцам.

Женщины, как правило, занимались воспитанием детей и домашним хозяйством. Некоторые обучались ремеслам и акушерству или же посвящались в религиозные таинства, после чего становились жрицами. По достижении 70-летнего возраста мужчины и женщины окружались почетом и получали ряд привилегий, в том числе дозволение без ограничений употреблять алкогольный напиток пульке.

Вера в жизнь после смерти сопровождалась определенными представлениями о том, что ждет умершего. Воина, погибшего в бою или принесенного в жертву, ожидала честь сопровождать Солнце на его пути от восхода к зениту. Женщины, погибшие при родах – так сказать, на своем поле битвы, – сопровождали Солнце от зенита к закату. Утопленники и убитые молнией попадали в цветущий рай, обитель бога дождя Тлалокан. Большинство же умерших ацтеков, как считалось, не выходили за пределы низшего подземного мира, Миктлана, где правили бог и богиня смерти.

Завоевательные войны и управление империей. Каждый ацтекский город-государство имел одного или нескольких правителей под названием «тлатоани» («оратор»). Власть была наследственной и переходила от брата к брату либо от отца к сыну. Впрочем, наследование почетных титулов происходило не автоматически, а требовало одобрения высших кругов городской знати. Таким образом, легитимность власти каждого нового правителя обеспечивалась как божественным правом наследования, так и публичным признанием его достоинств. Правители жили в роскоши, но не в праздности, поскольку были обязаны осуществлять управление, выносить вердикты в сложных судебных случаях, наблюдать за должным исполнением религиозных ритуалов и защищать подданных. Поскольку некоторые города-государства подпали под власть других, одни правители считались выше других, а главным из них признавали правителя Теночтитлана.

На службе правителей состояли советники, военачальники, жрецы, судьи, писцы и прочие должностные лица. Имперские захваты потребовали расширения бюрократического аппарата за счет сборщиков дани, наместников и начальников гарнизонов. Покоренные народы пользовались относительной свободой. Городам-государствам, как правило, позволялось сохранять правящие династии при условии аккуратной выплаты дани. Новые территории входили в состав империи различными путями – одни народы теночки завоевывали и принуждали к регулярной выплате дани, других склоняли к союзу переговорами, брачными связями и дарами. Города-государства, покоренные тройственным союзом в раннюю эпоху его существования, к началу 16 в. были уже глубоко интегрированы в имперскую структуру. Их правители участвовали в захватнических войнах теночков, получая награды в виде титулов и земель.

Война составляла важнейшую сферу жизнедеятельности ацтеков. Успешные войны обогащали империю и предоставляли возможность отдельным воинам продвинуться вверх по социальной лестнице. Главной доблестью считался захват пленного для жертвоприношения; воин, взявший в плен четырех воинов противников, повышался в чине.

3. Религия

Ацтекский политеистический пантеон включал в себя множество богов и богинь. Богов-демиургов представляют таинственный непредсказуемый Тескатлипока («Курящееся Зеркало»), бог огня Шиутекутли и знаменитый Кецалькоатль («Пернатый Змей»), «давший людям маис». Поскольку жизнь ацтеков во многом зависела от земледелия, они поклонялись богам дождя, плодородия, маиса и т.п. Боги войны, как, например, Уицилопочтли теночков, ассоциировались с Солнцем.

Каждому божеству ацтеки воздвигали храмы, где жрецы и жрицы отправляли его культ. Главный храм Теночтитлана (46 м высотой) был увенчан двумя святилищами, посвященными Уицилопочтли и богу дождя Тлалоку. Этот храм возвышался посреди обширной огороженной территории, где находились другие храмы, палаты воинов, жреческая школа и площадка для ритуальной игры в мяч. Изощренные религиозные ритуалы включали в себя празднества, посты, песнопения, танцы, воскурение благовоний и каучука, а также ритуальные драматические действа, нередко с человеческими жертвоприношениями.

Согласно ацтекской мифологии, Вселенная делилась на тринадцать небес и девять преисподних миров. Сотворенный мир прошел четыре эпохи развития, каждая из которых завершилась гибелью человеческого рода: первая – от ягуаров, вторая – от ураганов, третья – от всемирного пожара, четвертая – от потопа. Современная ацтекам эпоха «Пятого Солнца» должна была завершиться страшными землетрясениями.

Религия ацтеков была кровожадной, поглощавшей бесчисленные человеческие жертвы. Ацтеки верили, что божества повелевают силами природы и действиями людей. Богов они изображали похожими на людей, но придавали им гротескные чудовищные черты, иногда звериные. Верховным божеством считался бог солнца, источник всякой жизни. Восход солнца жрецы встречали псалмами и кровавыми жертвами. Грозный бог войны Уицилопочтль почитался особо: этот омерзительный бог, едва появившись на свет, запятнал себя Кровью собственной семьи: он отрубил головы своим братьям и сестре.

Человеческие жертвы ацтеки приносили следующим образом. Четыре жреца, размалеванные в черный цвет, в черных одеждах, хватали жертву за руки и за ноги и бросали ее на жертвенный камень. Пятый жрец, облаченный в пурпурные одеяния, острым кинжалом из обсидиана распарывал ей грудную клетку и рукой вырывал сердце, которое затем бросал к подножию статуи бога. У ацтеков существовало ритуальное людоедство: сердце поедали жрецы, а туловище - члены аристократических родов во время торжественных пиршеств. Едва ли не каждый день отмечался праздник какого-нибудь бога, поэтому человеческая кровь лилась непрерывно. Дик и ужасен был культ бога огня. В честь него жрецы разжигали огромный костер в храме этого бога, и, связав военных пленников, бросали в огонь. Не дожидаясь" пока они погибнут, вытаскивали их крючьями из пламени, клали себе на спину и исполняли ритуальный танец вокруг костра, Только после этого жрецы закалывали их на жертвенном камне: Религия ацтеков не щадила даже детей. Младенцев, купленных у нищих родителей, жрецы убивали ножами во время засухи, надеясь, что бог дождя смилостивится.

Ацтекскому государству постоянно приходилось беспокоиться о том, чтобы обеспечить ненасытных богов жертвами. Особая группа воинов только тем и занималась, что доставляла пленников в храмы. Когда Монтесуму спросили, почему он терпел в близком соседстве независимое государство тласкаланцев, он ответил; "Чтобы оно поставляло нам людей для жертв богам". Во время торжественного освящения храма бога войны в Теночтитяане, состоявшегося в 1486 году, было убито 20 тысяч пленников, а на коронации Монтесумы приняли смерть 12 тысяч воинов.

Исторические факты говорят о том, что массовые человеческие жертвы были введены ацтеками только в начале XIV века, когда племенная община уже разложилась, а правящая верхушка во главе с королем воспользовалась древним ритуалом как орудием террора для удержания власти. Поэтому можно утверждать, что страшная религия ацтеков была религией ацтекской аристократии.

4. Достижения науки и искусства

Ацтеки имели циклический счет времени. Солнечный 365-дневный календарь они сочетали с ритуальным 260-дневным календарем. Согласно первому, год делился на 18 месяцев по 20 дней каждый, к которым в конце добавлялось 5 т.н. несчастливых дней. Солнечный календарь применялся к сельскохозяйственному циклу и основным религиозным обрядам. Ритуальный календарь, употреблявшийся для пророчеств и предсказаний человеческой судьбы, содержал 20 наименований дней месяца («кролик», «дождь» и т.п.) в сочетании с цифрами от 1 до 13. Новорожденный вместе с наименованием дня своего рождения (вроде «Два Олень» или «Десять Орел») получал также предсказание своей судьбы. Так, считалось, что Два Кролик будет пьяницей, а Один Змея заслужит славу и богатство. Оба календаря соединялись в 52-летний цикл, по завершении которого прожитые годы исчезали подобно тому, как ветер уносит связанный пучок из 52 тростин, и начинался новый цикл. Окончание каждого 52-летнего цикла грозило гибелью Вселенной.

Ацтеки создали обширный корпус устной литературы, представленной жанрами эпической, гимнической и лирической поэзии, религиозных песнопений, драмой, легендами и сказаниями. По тону и тематике эта литература также весьма разнообразна и варьирует от воспевания воинской доблести и подвигов предков до созерцания и размышлений о сущности жизни и предназначении человека. Поэтические упражнения и диспуты постоянно практиковались в среде знати.

Ацтеки проявили себя как искуснейшие строители, скульпторы, резчики по камню, гончары, ювелиры, ткачи. Особым почетом пользовалось искусство изготовления изделий из ярких перьев тропических птиц. Перьями украшали щиты воинов, одежды, штандарты, головные уборы. Ювелиры работали по золоту, жадеиту, горному хрусталю и бирюзе, проявляя необычайное мастерство в создании мозаик и орнаментов.

Заключение

Ацтеки - название народов, населявших долину Мехико незадолго до испанского завоевания Мексики в 1521. Этот этноним объединяет многие племенные группы, которые говорили на языке науатль и обнаруживали черты культурной общности, хотя имели свои собственные города-государства и царские династии. Среди этих племен главенствующее положение занимали теночки, и “ацтеками” иногда называли только этот последний народ. Под ацтеками также имеют в виду могущественный тройственный союз, созданный теночками Теночтитлана, аколуа Тескоко и тепанеками Тлакопана, установившими свое господство в Центральной и Южной Мексике в период с 1430 по 1521.

Культура ацтеков была последним звеном в длинной цепи развитых цивилизаций, процветавших и приходивших в упадок в доколумбовой Месоамерике. Самая древняя из них, культура ольмеков, развивалась на побережье Мексиканского залива в 14–3 вв. до н.э. Ольмеки подготовили почву для формирования последующих цивилизаций, поэтому эпоху их существования называют предклассической. Они имели развитую мифологию с обширным пантеоном богов, воздвигали массивные каменные сооружения, были искусны в резьбе по камню и гончарном ремесле. Их общество отличалось иерархичностью и узкой профессионализацией; последнее проявлялось, в частности, в том, что религиозными, управленческими и хозяйственными вопросами занимались специально обученные люди.

Эти черты ольмекского общества получили дальнейшее развитие в последующих цивилизациях. Во влажных тропических лесах юга Месоамерики на сравнительно краткий исторический срок пышно расцвела цивилизация майя, оставившая после себя обширные города и множество великолепных произведений искусства. Приблизительно в то же время похожая цивилизация классической эпохи возникла в долине Мехико, в Теотиуакане – огромном городе площадью в 26–28 кв. км и с населением до 100 тыс. человек.

Служение и почитание бога заключалось, в первую очередь, в принесении ему человеческих жертв из числа пленников. По верованиям ацтеков человеческая кровь являлась пищей богов, и поэтому чем больше людей, именно людей, а не животных, повергалось на алтарь, тем добрее к ацтекам должен был быть бог. Подсчитано, что всего за несколько лет умерщвлялось таким путем до 150 тысяч человек. При ведении войны ацтеки старались не убивать, а захватить врагов в плен, чтобы принести их в жертву. У этого народа цена человеческой жизни была сведена на нет, и даже простые нравственные установки полностью были отвергнуты. На фоне этих зверств процветали искусство и культура, возводились великолепнейшие дворцы с садами и галереями, огромные храмы-пирамиды, уходившие в поднебесье, каналы, дамбы, школы. Развивались поэзия и философия, но народ, не имеющий фундамента веры в истинного Бога, не мог долго существовать. Началась его деградация, страшный разврат и жестокость наполнила жизнь ацтеков.

Список использованной литературы

  1. Вайан Дж. История ацтеков. М., 1949.

  2. Кинжалов Р. Искусство древней Америки. М., 1962.

    Кинжалов Р. Орел, кецаль и крест. М., 1991.

    Леон-Портилья М. Философия нагуа. М., 1961.

    Опарин А.А. Древние города и Библейская археология. М.: Прометей, 1991.

    Соди Д. Великие культуры Месоамерики. М., 1985.

1. История культуры ацтеков

Культура ацтеков была последним звеном в длинной цепи развитых цивилизаций, процветавших и приходивших в упадок в доколумбовой Месоамерике. Самая древняя из них, культура ольмеков, развивалась на побережье Мексиканского залива в 14-3 вв. до н.э. Ольмеки подготовили почву для формирования последующих цивилизаций, поэтому эпоху их существования называют предклассической. Они имели развитую мифологию с обширным пантеоном богов, воздвигали массивные каменные сооружения, были искусны в резьбе по камню и гончарном ремесле. Их общество отличалось иерархичностью и узкой профессионализацией; последнее проявлялось, в частности, в том, что религиозными, управленческими и хозяйственными вопросами занимались специально обученные люди.

Эти черты ольмекского общества получили дальнейшее развитие в последующих цивилизациях. Во влажных тропических лесах юга Месоамерики на сравнительно краткий исторический срок пышно расцвела цивилизация майя, оставившая после себя обширные города и множество великолепных произведений искусства. Приблизительно в то же время похожая цивилизация классической эпохи возникла в долине Мехико, в Теотиуакане - огромном городе площадью в 26-28 кв. км и с населением до 100 тыс. человек.

В начале 7 в. Теотиуакан был разрушен в ходе войны. На смену ему пришла культура тольтеков, расцвет которой приходится на 9-12 вв. Тольтекская и прочие позднеклассические цивилизации (включая ацтекскую) продолжали тенденции, заложенные в предклассическую и классическую эпохи. Избытки сельскохозяйственной продукции способствовали росту населения и городов, богатство и власть все больше концентрировались в верхних слоях общества, что привело к формированию наследственных династий правителей городов-государств. Усложнялись религиозные обряды, основанные на политеизме. Возникли обширные профессиональные прослойки людей, занятых интеллектуальным трудом и торговлей, а торговля и завоевательные походы распространяли данную культуру на обширную территорию и приводили к образованию империй. Доминирующее положение отдельных культурных центров не мешало существованию других городов и поселений. Такая сложная система социальных взаимосвязей уже прочно устоялась во всей Месоамерике ко времени появления здесь ацтеков.

В 1495 г., когда испанские корабли показались у побережья Нового мира, на этом большом континенте жило множество индейских племен и народностей, имеющих разный уровень развития. Большинство из них были охотники, рыболовы, простые земледельцы. Только в двух, сравнительно небольших областях Западного полушария - в Мезоамерике (Мексика, Гватемала, Сальвадор, Гондурас) и в Андах (Боливия, Перу) - испанцы встретили индейскую цивилизацию высокого уровня. На их территории родились самые высокие достижения доколумбовой Американской культуры.

Так в Европу попали картофель, табак, помидоры, кукуруза, какао, а так же хинин, каучук и др. Инки, перед тем как встретились с европейцами, использовали бронзовые оружия и орудия труда. А в Мезоамерике металлы (исключая железо) были найдены в начале I тысячелетия и использовались для украшений и производства культовых потребностей.

Индейцы Перу не имели своей письменности (точно это неизвестно), а в Средней Америке может быть уже 3 тысячи лет назад была создана местная письменность индейцев, так же оригинальный способ записывания дат. Майа, ацтеки оставили кодексы, которые содержат информацию Мексиканского государства в предколумбийском периоде. В пустыне Наска (Перу) были найдены огромные рисунки (например, 120-метровая птица, 200-метровая ящерица, в другом месте - обезьяна-великан).

Возникновение концепций культурно-исторических типов

В числе первых, кто развивал концепции типологии культур, можно назвать немца Генриха Риккерта (1863-1936) и русского историка Н.Я. Данилевского (1822-1885). Позже типологические концепции культуры развивали О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин...

Культура ацтеков

Культура Древней Греции

Культура Зигмунда Фрейда

Одной из областей приложения психоаналитического учения Фрейда стала философия истории и культуры. Считая, что с помощью психоаналитического исследования отдельного человека можно осветить многие загадки истории человечества...

Культура и цивилизация

В центре внимания истории культуры находится реальный процесс преемственности культурного развития различных эпох, стран и народов. Она дает богатый материал, касающийся многообразия культурных достижений и ценностей...

Массовые зрелища: традиции и современность

Обратимся к истолкованию основного объекта нашего изучения - именно зрелища. Зрелище (от древнерусского зьрти, зьрю - видеть, вижу...

Национальная культура и её основные компоненты

Украинцы начали развивать свою национальную культуру задолго до принятия христианства. Вместе с христианством Византия принесла нам свою культуру...

Понятие и сущность культуры, история ее изучения

1. Историческое развитие представлений о культуре Слово «культура» является одним из наиболее употребляемых в современном языке. Но это говорит скорее о его многозначности, чем об изученности и осмысленности скрывающихся за ним значений...

Скинхеды, их происхождение и характеристика

Первая волна «Скинхэды» конца 60-х были можно сказать продуктом «мод-культуры», которые культивировалась под воздействием ямайской культуры, приносимой в Англию иммигрантами рудебойями. «Моды» (mods) -- это не только музыкальный стиль...

Советские и российские синологи о керамике культуры Яншао

Наиболее древние памятники, которые можно причислить к произведениям искусства, были обнаружены на севере Китая. Они относятся к IV - III тысячелетиям до н.э...

Современная культура Чувашии

Во второй половине 19 -- нач. 20 вв. активно развивалась национальная культура чувашей. В 1881 был выпущен первый чувашский букварь. Появились первые национальные поэты и писатели: К.В. Иванов, И.Я. Яковлев, Н.И. Шелеби и др...

Становление, развитие и современное состояние молодежной культуры "хип-хоп"

Хип-хоп? это молодежная субкультура, состоящая из нескольких взаимосвязанных между собой составляющих: стиль одежды, граффити, искусство ди-джеев, собственно рэп, брейк-данс. Другие элементы включают битбоксинг, хип-хоп моду и сленг...

Управление сферой культуры в Нижегородской области

Культура представляет собой сложное многосистемное образование, захватывающее все сферы жизни общества. В значительной степени этим обусловлено многообразие определений исследуемого феномена. Слово cultura (лат.) обозначает «обработка»...

Условия и причины зарождения культурологического знания

Этнокультурные аспекты проведения мероприятий, посвященных Дню славянской письменности и культуры на примере МОУ "Волжский городской лицей"

Краткий исторический экскурс. Средние века, о которых будет идти речь в статье, заняли период в истории человечества с X по XVI столетие. Их началом стало крушение мощнейшей в Европе мировой империи – Западной римской. А конец XIV столетия ознаменовался господством на значительной части Мезоамерики империи ацтеков, или, как их называли соседние племена, – теночек.

Топонимика проживаний ацтеков часто изменялась, ведь из-за своей воинственной агрессивности они не уживались с ближними племенами, народами. Им приходилось кочевать с места на место. Каковы же были достижения цивилизации ацтеков в средние века?


«Мейд ин» в доколумбовой Америке

Уровень развития этой Америки невозможно сравнить с европейским уровнем того же времени. В лучшем случае сопоставим с Древним Востоком - Вавилоном или Египтом. Подобный труд рабов, хотя больше было свободных земледельцев, ремесленники, объединение населения в общины. Возрастало влияние правителей и религиозных деятелей в лице жрецов. Правда, цивилизации Мезоамерики больше строились на труде неутомимых племен, чем на захватах ими чужих материальных ценностей. Это можно сказать и об очень воинственных ацтеках.

Озеро Шочимилко в бывшей столице ацтеков - единственное сохранившееся до сих пор, названное позже Венецией Нового света. Сеть искусственных островов, множественные каналы, – все это было создано руками ремесленников и рабов. Так эти племена, между налетами на чужие земли за рабами, пытались цивилизованно обустроить свою жизнь. И сейчас мексиканцы оберегают его как заповедные места площадью в 12 миллионов квадратных метров.

Инки, ацтеки, майя: достижения и изобретения древних

Так что весь мир должен знать, что подарили ему инки, майя, ацтеки и другие индейские цивилизации центральной и южной части Американского континента. Когда европейцы покупают чистый шоколад или шоколадные конфеты, картофель, кукурузу, подсолнечное масло и еще десятки других наименований, должны помнить: все это пришло к ним из индейской Латинской Америки.

Однажды древние племена попробовали плоды какао и оценили их вкус. Какао придавало организму крепости и улучшало настроение. Их стали высаживать целыми плантациями, годами добиваясь улучшения качества бобов. Бобы шли на изготовление «чоколатля». Так зародился будущий шоколад.

Вскоре зерна какао поднялись в своеобразной цене, что стало служить деньгами. За них можно было купить и животное, и раба. Они стали экспортными, - корабли везли зерна какао на кораблях, забив ими все трюмы. Майя вырастили огромные плантации этих деревьев, которые плодоносят дважды в год в течение восьмидесяти лет. А ацтеки решили по-другому: обложили данью производителей какао-бобов на захваченных территориях. Плата – бобами!


Она была для индейцев тем же, что и хлеб для европейцев. Исследователи Нового света отыскали древнейший початок кукурузы, установив его возраст в 7000 лет. С тех пор длина початка выросла в 10 – 15 раз!

Но сегодня он в большинстве случаев служит кормом для скота и птицы. Для пищи зерна перерабатываются, - в тот же поп-корн или кукурузные палочки.

Оттуда пришел в Европу и подсолнечник. Но его вывод из дикой среды и окультуривание происходили ближе к нашим временам – всего 2500 лет. Но сложная селекция, направленная на улучшение качества семян и повышение урожайности, ведется без остановки во времени.

Табак

Конечно же, курильщики благодарны индейцам за табак. Он рос сам по себе шесть тысяч лет, пока аборигены не поняли его значение для человека.

Никто до этого не анализировал, как индейцы жили среди растений табака и не придавали ему особого значения. Но через какие-то сто лет о нем узнали индейцы с других территорий, а испанские завоеватели привезли его в Старый свет.

Сегодня крепкий спиртовой напиток текила завоевал если не весь мир, то многие территории. Текилу в современном ее понимании изобрели не майя или ацтеки. Из агавы «пульке» индейцы первоначально получали выброженный сок крепостью четыре – шесть градусов спирта. По-нашему, – это была брага, которую там называли «даром богов».

К этой примитивной технологии испанские моряки добавили европейский метод получения спирта. В 1600 году уже заработала фабрика по выпуску текилы. Власти сразу же обложили ее налогом. И текила пошла на экспорт под маркой «Jose Cuervo». Данный бренд жив до сих пор.

Гомеопатия

Индейцы, как и все другие люди, подвержены болезням, тем более - в древности. А чем лечиться? Средства от различных недугов искали в растительном мире. С тех времен берет свое начало гомеопатия.

Племена хорошо изучили всю палитру цветов и других растений, испытывали на себе. Одни изгоняли из груди кашель, другими снимались желудочные колики и всевозможные расстройства, третьими заживляли воспаленные раны, четвертые использовали бактерицидные свойства жаб.

Можно и еще назвать множество древних рецептов, которые прошли апробацию в Мезоамерике. И весь мир перенял опыт индейцев этого региона. В российских деревнях и сегодня лечат ангину и другие болезни полости рта, дыша на земляную жабу, кожа которой бактерицидная. Это помогло создать препарат буфариан как раз для лечения названных заболеваний. О силе древней индейской медицины свидетельствует такой факт. Если за лечение ран брались индейцы, после их обработок раны затягивались быстрее.

Медики племен майя преуспели в древнем врачевании, при этом у них зародилась существующее в наши дни медицинское разделение труда. Одни были травматологами, другие – стоматологами. Внешние повреждения как-то проще было устранить даже с каменным медицинским оборудованием, а вот как с зубами - трудно представить. Собственно, как во многих случаях поступают стоматологи и сейчас: если заболел зуб, то его надо вырвать!

Перечень достижений древних индейцев этим списком не исчерпывается.