Поле сожженных монсегюр. Франция

Тайна замка Монсегюр

Тогда я вам открою, - молвил отшельник. - Тот, кому назначено сидеть на этом месте, еще не зачат и не рожден, но не пройдет еще и года, как будет зачат тот, который займет Погибельное Сидение, и он же добудет Святой Грааль.

Томас Мэлори. «Смерть Артура»

«Проклятое место на святой горе», - так говорят народные предания о пятиугольном замке Монсегюр. Юго-запад Франции, где он расположен, - вообще страна чудес, изобилующая величественными руинами, легендами и сказаниями о «рыцаре чести» Парсифале, кубке Святого Грааля и, конечно же, волшебном Монсегюре. По своей мистичности и загадочности эти места сравнимы разве что с немецким Брокеном. Каким же трагическим событиям обязан Монсегюр своей славой?

В 1944 году в ходе упорных и кровопролитных боев союзники занимали отбитые у немцев позиции. Особенно много французских и английских солдат полегло на стратегически важной высоте Монте-Кассино, пытаясь завладеть замком Монсегюр, где засели остатки 10-й немецкой армии. Осада замка продолжалась 4 месяца. Наконец после массированных бомбардировок и высадки десанта союзники пошли на решающий штурм. Замок был разрушен практически до основания. Однако немцы продолжали оказывать сопротивление, хотя участь их уже была решена. Когда солдаты союзников вплотную приблизились к стенам Монсегюра, произошло что-то необъяснимое. На одной из башен взвился большой флаг с древним языческим символом - кельтским крестом. К этому древнегерманскому ритуалу обычно прибегали лишь тогда, когда нужна была помощь высших сил. Но все было тщетно, и захватчикам уже ничто не могло помочь.

Этот случай был далеко не единственным в долгой и полной мистических загадок истории замка. А началась она еще в VI веке, когда на горе Кассино, считавшейся священным местом еще с дохристианских времен, святым Бенедиктом в 1529 году был основан монастырь. Кассино была не очень высокой и скорее походила на сопку, но склоны ее отличались крутизной - именно на таких горах в старину и закладывались неприступные замки. Недаром на классическом французском диалекте Монсегюр звучит как Мон-сюр - Надежная гора.

850 лет тому назад в замке Монсегюр разыгрался один из самых драматических эпизодов европейской истории. Инквизиция Святейшего престола и армия французского короля Людовика IX почти год вели осаду замка. Но им так и не удалось справиться с двумястами еретиками-катарами, засевшими в нем. Защитники замка могли покаяться и уйти с миром, но вместо этого предпочли добровольно взойти на костер, тем самым они сохранили в чистоте свою загадочную веру.

И до наших дней нет однозначного ответа на вопрос: откуда в Южную Францию проникла катарская ересь? Первые ее следы появились в этих краях в XI веке. В те времена южная часть страны, входившая в Лангедокское графство, простиравшееся от Аквитании до Прованса и от Пиренеев до Креси, была практически независимой. Правил этой обширной территорией Раймонд VI, граф Тулузский. Номинально он считался вассалом французского и арагонского королей, а также императора Священной Римской империи, но по знатности, богатству и силе не уступал ни одному из своих сюзеренов.

В то время как на севере Франции господствовало католичество, во владениях графов Тулузских все шире распространялась опасная катарская ересь. По мнению некоторых историков, она проникла туда из Италии, которая, в свою очередь, позаимствовала это религиозное учение от болгарских богомилов, а те - от манихеев Малой Азии и Сирии. Число тех, кого потом называли катарами (по-гречески - «чистыми»), множилось как грибы после дождя. «Нет одного бога, есть два, которые оспаривают господство над миром. Это бог добра и бог зла. Бессмертный дух человечества устремлен к богу добра, но бренная его оболочка тянется к темному богу - так учили катары. При этом наш земной мир они считали царством Зла, а мир небесный, где обитают души людей, - пространством, в котором торжествует Добро. Поэтому катары легко расставались с жизнью, радуясь переходу своих душ во владения Добра и Света.

По пыльным дорогам Франции колесили странные люди в остроконечных колпаках халдейских звездочетов, в подпоясанных веревкой одеждах - катары повсюду проповедовали свое учение. Брали на себя столь почетную миссию так называемые «совершенные» - подвижники веры, давшие обет аскетизма. Они полностью порывали с прежней жизнью, отказывались от имущества, придерживались пищевых и ритуальных запретов. Зато им были открыты все тайны учения.

К другой группе катаров относились так называемые «профаны», то есть рядовые последователи. Они жили обычной жизнью, веселой и шумной, грешили, как все люди, но при этом благоговейно соблюдали те немногие заповеди, которым их научили «совершенные».

Новую веру особенно охотно принимали рыцари и знать. Большинство знатных семейств в Тулузе, Лангедоке, Гаскони, Русильоне стали ее приверженцами. Они не признавали католической церкви, считая ее порождением дьявола. Такое противостояние могло закончиться только кровопролитием…

Первое столкновение католиков с еретиками произошло 14 января 1208 года на берегу Роны, когда во время переправы один из оруженосцев Раймунда VI ударом копья смертельно ранил папского нунция. Умирая, священник прошептал своему убийце: «Пусть Господь простит тебя, как прощаю я». Но католическая церковь не простила ничего. К тому же на богатое Тулузское графство давно имели виды французские монархи: и Филипп II, и Людовик VIII мечтали присоединить богатейшие земли к своим владениям. Граф Тулузский был объявлен еретиком и последователем сатаны. Католические епископы бросили клич: «Катары - гнусные еретики! Надо огнем выжечь их, да так, чтобы семени не осталось…» Для этого была создана святая инквизиция, которую папа подчинил ордену доминиканцев - этим «псам господним» (Dominicanus - domini canus - господни псы). Так был объявлен крестовый поход, который впервые был направлен не столько против иноверцев, сколько против христианских земель. Интересно, что на вопрос солдата о том, как отличить катаров от добрых католиков, папский легат Арнольд да Сато ответил: «Убивайте всех: Бог узнает своих!»

Крестоносцы опустошили цветущий южный край. В одном только городе Безье, согнав жителей к церкви Святого Назария, они перебили 20 тысяч человек. Катаров вырезали целыми городами. Земли Раймунда VI Тулузского были у него отняты.

В 1243 году единственным оплотом катаров оставался только старинный Монсегюр - их святилище, превращенное в военную цитадель. Здесь собрались практически все уцелевшие «совершенные». Они не имели права носить оружие, так как в соответствии с их учением оно считалось прямым символом зла. Тем не менее, этот маленький (в двести человек) невооруженный гарнизон почти 11 месяцев отбивал атаки 10-тысячного войска крестоносцев! О том, что происходило на крошечном пятачке на вершине горы, стало известно благодаря сохранившимся записям допросов уцелевших защитников замка. Они таят в себе удивительную историю мужества и стойкости катаров, которая до сих пор поражает воображение историков. Да и мистики в ней хватает.

Епископ Бертран Марти, организовывавший защиту замка, хорошо понимал, что его сдача неизбежна. Поэтому еще до Рождества 1243 года он отправил из крепости двух верных служителей, которые вынесли на себе некое сокровище катаров. Говорят, что оно до сих пор спрятано в одном из многочисленных гротов в графстве Фуа.

2 марта 1244 года, когда положение осажденных стало невыносимым, епископ начал вести переговоры с крестоносцами. Крепость сдавать он не собирался, но ему очень нужна была отсрочка. И он ее получил. За две недели передышки осажденным удается втащить на крохотную скальную площадку тяжелую катапульту. А за день до сдачи замка происходит почти невероятное событие. Ночью четверо «совершенных» спускаются на веревке с горы высотой 1200 метров и уносят с собой некий сверток. Крестоносцы спешно снарядили погоню, но беглецы словно растворились в воздухе. Вскоре двое из них объявились в Кремоне. Они с гордостью рассказали об удачном исходе своей миссии, но что им удалось спасти, неизвестно до сих пор. Только вряд ли обреченные на смерть катары - фанатики и мистики - стали бы рисковать жизнью ради золота и серебра. Да и какой груз могли унести на себе четверо отчаянных «совершенных»? Значит «сокровище» катаров было иного свойства.

Монсегюр всегда являлся для «совершенных» святым местом. Это они возвели на вершине горы пятиугольный замок, попросив у прежнего хозяина, своего единоверца Рамона де Пиреллы, разрешения перестроить крепость по своим чертежам. Здесь в глубокой тайне катары совершали свои обряды, хранили священные реликвии. Стены и амбразуры Монсегюра были строго ориентированы по странам света подобно Стоунхенджу, поэтому «совершенные» могли вычислять дни солнцестояния. Архитектура замка производит странное впечатление. Внутри крепости возникает чувство, что вы находитесь на корабле: низкая квадратная башня на одном конце, длинные стены, выгораживающие узкое пространство посередине, и тупой нос, напоминающий форштевень каравеллы.

В августе 1964 года спелеологи на одной из стен обнаружили какие-то значки, насечки и чертеж. Он оказался планом подземного хода, идущего от подножия стены к ущелью. Затем был открыт и сам ход, в котором нашли скелеты с алебардами. Новая загадка: кем были эти люди, погибшие в подземелье? Под фундаментом стены исследователи обнаружили несколько интересных предметов с нанесенными на них катарскими символами. На пряжках и пуговицах была изображена пчела. Для «совершенных» она символизировала тайну оплодотворения без физического контакта. Была также найдена странная свинцовая пластина длиной 40 сантиметров, сложенная пятиугольником, который считался отличительным знаком апостолов «совершенных». Катары не признавали латинский крест и обожествляли пятиугольник - символ рассеивания, распыления материи, человеческого тела (вот, видимо, откуда странная архитектура Монсегюра). Анализируя ее, видный специалист по катарам Фернан Ньель подчеркивал, что именно в самом замке «был заложен ключ к обрядам - тайна, которую «совершенные» унесли с собой в могилу».

До сих пор есть немало энтузиастов, которые ищут в окрестностях и на самой горе Кассино зарытые клады, золото и драгоценности катаров. Но больше всего исследователей интересует та святыня, которую спасли от поругания четверо смельчаков. Некоторые предполагают, что «совершенные» владели знаменитым Граалем. Ведь недаром и сейчас в Пиренеях можно услышать такую легенду: «Когда стены Монсегюра еще стояли, катары охраняли Священный Грааль. Но Монсегюр был в опасности. Рати Люцифера расположились под его стенами. Им нужен был Грааль, чтобы снова заключить его в корону их властелина, из которой он выпал, когда падший ангел был повержен с небес на землю. В момент наивысшей для Монсегюра опасности с неба явился голубь и своим клювом расщепил гору Табор. Хранительница Грааля бросила ценную реликвию в недра горы. Гора сомкнулась, и Грааль был спасен».

Для одних Грааль - это сосуд, в который Иосиф Аримафейский собрал кровь Христа, для других - блюдо Тайной вечери, для третьих - нечто вроде рога изобилия. А в легенде о Монсегюре он предстает в виде золотого изображения Ноева ковчега. По преданию, Грааль обладал магическими свойствами: мог излечивать людей от тяжелых недугов, открывать перед ними тайные знания. Священный Грааль могли видеть лишь чистые душой и сердцем, а на нечестивцев он обрушивал великие беды. Ставшие его обладателями обретали святость - кто на небе, кто на земле.

Некоторые ученые считают, что тайна катаров заключалась в знании скрытых фактов из земной жизни Иисуса Христа. Они якобы владели информацией о его земных жене и детях, которые после распятия Спасителя были тайно переправлены на юг Галлии. Согласно легенде, в Священный Грааль была собрана кровь Иисуса. В этом принимала участие евангельская Магдалина - таинственная личность, которая, вероятно, и была его женой. Известно, что она добралась до Европы, из чего следует, что потомки Спасителя и породили династию Меровингов, т. е. род Святого Грааля.

По преданию, после Монсегюра священный Грааль был доставлен в замок Монреаль-де-Со. Оттуда он перекочевал в один из соборов Арагона. Затем его якобы вывезли в Ватикан. Но никаких документальных подтверждений этому нет. А может быть, священная реликвия снова вернулась в свое святилище - Монсегюр? Ведь недаром же Гитлер, мечтавший о мировом господстве, так упорно и целенаправленно организовывал поиски Священного Грааля в Пиренеях. Немецкие агенты исследовали там все заброшенные замки, монастыри и храмы, а также горные пещеры. Но все было безрезультатно…

Гитлер надеялся с помощью этой священной реликвии переломить ход войны. Но даже если бы фюреру и удалось завладеть ею, то вряд ли бы это спасло его от поражения, также как и тех немецких солдат, которые пытались защитить себя в стенах Монсегюра с помощью древнего кельтского креста. Ведь, согласно легенде, неправедных хранителей чаши Грааля и тех, кто сеет на земле Зло и смерть, настигает Божий гнев.

Из книги 100 великих замков автора Ионина Надежда

МОНСЕГЮР - ПОСЛЕДНИЙ ОПЛОТ КАТАРОВ В июне 1209 года в Сан-Жилье, одном из городков Лангедока, совершался торжественный обряд церковного покаяния графа Раймунда Тулузского. Могущественный государь - родственник королей английского, арагонского и французского - смирялся

Из книги Милан. Путеводитель автора Бергманн Юрген

Из книги 100 великих кладов автора Непомнящий Николай Николаевич

СОКРОВИЩА ЗАМКА КЕНИГШТАЙН В ходе Пражской наступательной операции советские войска овладели крепостью Кенигштайн («Королевский камень»), лежащей в Рудных горах Саксонии. Крепость располагалась на скалистом плато, а в долине лежал небольшой городок с тем же названием;

Из книги 100 великих тайн Третьего рейха автора Веденеев Василий Владимирович

**Музеи замка Корте ДукалеВ задней части замка находятся жилые комнаты герцогов, расположенные асимметрично вокруг двух внутренних дворов: Корте Дукале (Corte Ducale) и Кортиле делла Роккетта (Cortile della Rocchetta). Здесь размещаются превосходные музейные залы, **Городские музеи замка

Из книги Средневековая Франция автора Поло де Болье Мари-Анн

Тайна лубенского замка «Начиналось его государство сразу же за Чигирином, а кончалось - гей! - у самого у Конотопа и Ромен. Но не одно оно составляло княжеское богатство, ибо, начиная от воеводства Сандомирского, князь владел землёю в воеводствах Волынском, Русском и

Из книги 200 знаменитых отравлений автора Анцышкин Игорь

Тайна замка Фогельзанг В середине 30-х годов XX века нацистская Германия стала единственной страной в мире, подчинившей всю систему государственного образования и воспитания подрастающего поколения достижению целей получить из немецких молодых людей «юных бойцов»,

Из книги КРЕПОСТИ СЕВЕРО-ЗАПАДА РОССИИ. От крепости к крепости автора Коллектив авторов

Тайны замка Фриденталь 15 марта 1942 года, на одном из совещаний в Берлине, Адольф Гитлер объявил, что к лету этого года Русская кампания будет успешно закончена Германией.- Мы расчленим Россию и заставим её встать на колени, - словно разрубая воздух ладонями, вещал

Из книги 100 знаменитых мистических явлений автора Скляренко Валентина Марковна

Тайна Кёнигсбергского замка В начале 1945 года стало уже вполне ясно, что война приближается к концу. Большинству заправил Третьего рейха тоже стало предельно ясно, каким именно окажется для них этот конец. Один Гитлер продолжал упорно верить в свою счастливую звезду и

Из книги Руководство слесаря по замкам автора Филипс Билл

Из книги автора

ТАЙНА ЗАМКА ГРИПСГОЛЬМ Его называли сумасшедшим. Возможно, он и был им, а возможно, и нет. Непомерная стыдливость, мучительные угрызения совести и при этом крайняя жестокость приводили на плаху или под кинжал самых близких друзей. Изысканная утонченность, литературный,

Из книги автора

История замка 1293 г. ? Основание Выборгского замка в результате III крестового похода шведов, организованного маршалом Торгильсом Кнутссоном.1295 г. ? Король Швеции Биргер Магнуссон в письме в Любек пишет, что купцы балтийских городов могут свободно ездить торговать в

Из книги автора

Музеефикация замка Выборгский краеведческий музей был образован в 1960 году. 30 июля 1961 года состоялось его открытие (ул. Ленина, д. 20). В 1964 году военное ведомство передало замковый комплекс в ведение Государственной инспекции по охране памятников. После ремонта началась

Из книги автора

Тайна замка Тернув Вряд ли в нашей истории отыщется более противоречивая фигура, нежели князь Иеремия (Ярема) Вишневецкий. Даже среди поляков этот чуть ли не злейший враг украинского гетмана Богдана Хмельницкого не находил однозначной оценки ни при жизни, ни после

Загадка пятиугольного замка

ПОЯВЛЕНИЕ СОВЕРШЕННЫХ

В XII-XIII веках - Лангедок независимое государство, простирающееся от Аквитании до Прованса, от Керси, до Пиренеев, имеющее владения на востоке до Триполи. Повелители Лангедока - династия графов Раймундов - настолько могущественны, что их порой называют «королями Юга», в отличие от «королей Севера», царствующей во Франции династии Плантагенетов. Во всех отношениях лангедокская цивилизация отличается от севера, и север бледнеет перед нею. В столице Лангедока Тулузе скрещиваются идеи, философии, учения и религии, пришедшие со всего Средиземноморья.

«Южнофранцузская» - проще говоря, провансальская - нация не только проделала во время средневековья «ценное развитие» но даже стояла во главе европейского развития. Она выработала, первая из всех новейших наций, литературный язык. Её поэзия для всех романских народов, и даже для немцев и англичан, служила тогда недостижимым образцом... в промышленности и торговле она нисколько не уступала итальянцам. Она не только развила «одну фазу средневекового бытия» в самом «блистательном виде», но воскресила даже среди глубочайшего средневевья отблеск древнего эллинства», - писал в своё время Энгельс, оценивая значение провансальской культуры.

Но наиболее отличается Юг от Севера в области религии - все жители Лангедока примкнули к новой вере. Её последователей называют катарами (по-гречески "чистыми", "совершенными") или альбигойцами (по центру движения, городу Альби)*

«Нет одного бога, есть два, которые оспаривают господство над миром. Бог Добра и Бог Зла. По духу, составляюдему его величие, человек принадлежит к первому, по бренному телу он подчиняется второму...»

Эта странная по тем временам философия таинственными путями проникла с далёкого Востока во Францию, но она подобна югу, где, как на арене, чётко противопоставляются солнце и тень...

Социальные барьеры в Лангедоке менее непроницаемы. В шумных и цветущих городах Юга, торгующих с Арабским Востоком, сеньёры разделяют власть с выбранными в муниципалитеты горожанами. Женьщины свободны и уважаемы, в их честь слагаются баллады, песни, расцветает знаменитая поэзия трубадуров. Высокое развитие школьного и университетского образования, расцвет медицины, математики, астрономии, философии, распространение арабского языка и знакомство с греческими и римскими авторами, поэзия трубадуров и литература на национальном провансальском языке «ок » - всё это способствует складыванию наюге Франции своеобразной и высокой культуры, подобной которой нигде в Европе нельзя найти.

Исследователи альбигойской научной мысли утверждают, что властителем их дум был легендарный перс по имени Мани. «Этот персидский пророк, - объясняет французский историк Кармен Энеш, - пытался сплавить в одно целое христианские доктрины, религию Зороастры и буддизм. Возведя в принцип дуализм, он признавал извечное существование двух начал: Добра, символизируемого светом, и Зла, воплощённого в мраке и косной материи. Это религиозное течение - манихеизм - получило широкое распространение в Римской империи в начале III века новой эры, оно жестоко преследовалось ранней христианской церковью и просуществовало вплоть до X века».

А в X-XII веках почти вся Европа оказывается охваченной десятками новых ересей: появились катары, вальденсы, богомилы. Наибольшее влияние на них оказала доктрина манихеизма. В Южной Франции катары появляются в X веке.

В настоящее время историки располагают всего тремя источниками по альбигойской ереси, ускользнувшими как от зоркого ока пресвятой инквизиции, так и от архивов Ватикана. Эти несколько уцелевших источников скупо скупо повествуют об истории катар, их мировоззрении, организации, таинственных обрядах.

«Мир существует вечно, он не имеет ни начала, ни конца... Земля не могла быть сотворена богом, ибо это значило бы, что бог сотворил порочное... Христос никогда не рождался, не жил и не умирал на земле, так как евангельский рассказ о Христе является выдумкой католических попов... Крещение бесполезно, ибо оно проводится над младенцами, не имеющими разума, и никак не предохраняет человека от грядущих грехов... Крест не символ веры, а орудие пытки, в Риме на нём распинали людей...»

Вот чему учат люди, подпоясанные верёвкой, одетые в чёрное, в высоких восточных конических шапочках, неутомимо бороздящие дороги Лангедока. Катары делились две категории: Совершенные и верующие. Совершенные вели подвижническую жизнь, полную лишений и невзгод, проводили время в молитвах и постах. Что касается Верующих, они жили обычной жизнью, вступали в браки, рожали детей, ели любую пищу, но слушали и соблюдали заповеди, которым их учили Совершенные.

А Совершенные - апостолы катаров - были настоящими эрудитами: это астрономы и астрологи, философы и врачи, математики и строители. Сеньёрам, стремящемся к знаниям, они рассказывали о Платоне и Аристотеле, о философии и истории Древнего Египта, Персии, Палестины; детей бедняков они учили грамоте в созданных ими самими школах; крестьянам они помогали в полевых работах, а после этого читали лекции в Тулузском университете. Под эгидой просвящённых графов Тулузы, города более древнего, чем Рим, эти люди мечтали создать осторовок цивилизации среди моря варварства и средевековья.

Совешенные полны рвения, однако скупы на откровенность. Каковы их обряды? Где они совершают свои богослужения и совершают ли они их? Этого никто не знает... Их правило: «Jura, perjura, secretum prodere noli!» - Клянись и лжесвидетельствуй, но не раскрывай тайны!»

- Катары - гнусные еретики, - гремят католические епископы. Голоса звучат потому так громко, что проповеди раздаются почти в полупустых храмах.

- Отнюдь нет! - возражают Совершенные. - Мы подлинные христиане. Мы остаёмся верны закону любви и добра, тогда как римская церковь погрязла в роскоши и разврате!

В ЛАГЕДОК, ЗА ЖЕНЩИНАМИ И МАНДОЛИНАМИ!

На всём Юге царит закон любви, и катарам, проповедующим любовь святую, эхом отвечают трубадуры, воспевающие любовь мирскую. От графа Тулузы до простого поселянина каждый предан новой вере. Но в Лангедоке появляется соглядатый папы - испанский моных Доминик, ставший впоследствии «святым Домиником». Он пытается победить Совершенных их же оружием - чистотой нравов и силой аргументов. Увы, слову божьему больше не верят в Лангедоке! Не достигнув успеха, он ушёл убеждённым, что Совершенные уступят только силе. Так возникает - по личному приказу папы - орден доминиканцев, возглавивший новое детище римской церкви - пресвятую инквизицию.

Папа Иннокентий III и король Франции Филипп II Август - два железных характера, они решают действовать сообща: одному нужно с корнем выкорчевать опасную ересь, охватившую пол-Европы, другому - присоеденить к королевскому домену богатый Лангедок. Объявлен крестовый поход против еретиков! В июле 1209 года в Лангедок устремляется «разбойничий зброд негодяев» - армия верующих приблизительно из 50.000 человек.

Это одна из самых страшных и отчаянно жестоких войн в истории Франции. Два папы и три короля, сменяющие друг друга, по очереди теряют свои силы. Осыпая проклятиями проклятых еретиков, они чуть ли не объявляют «тотальную мобилизацию» всего христианского воинства, как это было в походах на Восток. Лангедок, покоренный, восстает снова и снова, его вновь побеждают, но он опять поднимает знамя восстания. Наконец, после 60 лет борьбы, страну якобы ставят на колени. Возглавляемая жестоким Симоном де Монфором и не менее жестоким папским легатом Арнольдом из Сито, армия крестоносцев грабит и насилует, жжет и убивает. Хроника рассказывает, что после взятия одной из катарских крепостей кто-то из главарей крестоносцев, пришедший в ужас от кровавой резни, учиненной солдатами Монфора, обратился к посланнику папы с вопросом:

Святой отец, как отличить катаров от добрых католиков?

Ответ папского легата вошел в историю:

Убивайте всех: бог узнает своих!

700 жителей, втом числе женщины и дети, были убиты на улицах. Город горел три дня. Ночью можно было увидеть и освещенные пожарами знаменитые стены древнего Каркассона, где произошла вторая битва.

Катары...Катары отступают в горы. Здесь они решают дать последней бой, в их руках осталось только одно гнездо сопротивления, орлиное гнездо, бросившее вызов всей огромной армии интервентов. Монсегюр!

ПОЛЕ СОЖЖЕННЫХ

Монсегюр всегда был для Совершенных святым местом...

Это они возвели на вершине горы пятиугольный замок, попросив его прежнего хозяина, единоверца Рамона Пиреллу, перестроить крепость по их чертежам. Здесь в глубокой тайне катары совершали свои обряды (по крайней мере так одно время считали ученые). Теперь они безнадежно цеплялись за него.

В мае 1243 года крестоносцы осадили Монсегюр, куда укрылись последние Совершенные во главе со старым катарским епископом Бертраном д’Ан Марти. Среди защитников крепости было всего 100 человек профессиональных воинов. Остальные - философы, филологи, врачи и астрономы - как следует не могли даже владеть оружием. Тем более что апостолы Совершенные не имели права носить его, так как оружие, считали катары, являлось прямым символом зла... И тем не менее 10 тысяч крестоносцев топчутся в равнине, и, не смотря на свое численное превосходство, все их атаки успешно отбиваются. Целый год держится Монсегюр...

Однажды под покровом ночи крестоносцам удается установить на маленьком выступе скалы тяжелую катапульту, захваченную в бою под Каркассоном. Громадные камни заваливают крепость... В марте 1244 года Монсегюр пал. Оставшимся защитникам крепости пообещали жизнь, если они отрекутся от своей веры. А чтобы катары не могли обмануть крестоносцев, верные своему принципу «Клянись и лжесвидетельствуй, но не раскрывай тайны!», они предложили катарам пройти через испытание. Каждый из них должен был перерезать горло собаке, чтобы нарушить основной принцип катарской веры - непролитие крови невинного существа. Пленные единодушно ответили отказом: лучше быть сожженными, чем отречься!

Вечером 16 матра 1244 года длинная процессия спустилась в маленькую долину у подножия горы, где для еретиков был приготовлен огромный костер. Двести пятьдесят семь человек, мужчин и женщин, стариков и детей, переживших осаду, спокойно и торжественно взошли на костер. Это место и по сей день носит название Поля сожженных.

Потрескивая, догорает в ночи огромный костер - аутодафе для вероотступников. В молчании стоит огромное каре «воинов христовых». Они победили: последний оплот еретиков пал!

За их спинами, не замеченные никем, четыре бесшумные тени скользнули вниз по веревке со скал Монсегюра. Они бежали из замка, унося с собой тяжелый сверток. Это подлинный исторический факт. Об этом под пыткой сообщил пресвятому трибуналу комендант крепости Арно-Роже де Мирпуа. Сохранились записи... Он сказал: «Бежавших звали Гюго, Амьель, Экар и Кламен. Это были четверо Совершенных. Я сам организовал их побег, они унесли с собой наши сокровища. Все тайны катаров заключались а этом свертке».

ОТКРЫТИЕ «СОЛНЕЧНОГО ЗАМКА»

С 1956 года, - рассказывает Фернан Коста, глава Ариежского спелеологического общества, - мы начали исследовать Монсегюр. Мы извлекали из раскопов гвозди, глиняные изделия, различную утварь, обломки оружия. Но это не то, что нам было нужно. Мы не искали сокровищ, хотя местные крестьяне считали нас кладоискателями.

В августе 1964 года ариежские спелеологи обнаружили у подножия крепостных стен шесть естественных сбросов. В оном из них, расположенном в 80 метрах от крепости, были найдены остатки метательной машины и груды камней, принесенных на гору из долины. Расчищая завал, исследователи с изумлением обнаружили на внешней стороне стены значки, насечки и какой-то чертеж. Он оказался черновым планом... подземного хода, идущего от подножия стены к ущелью. Видимо при перестройке замка этим чертежом руководствовались строители. А затем последовало открытие подземного хода, скелеты с алебардами и новая загадка: кто эти погибшие при выходе из подземелья люди?..

Один из исследователей крепости, роясь под фундаментом стены, извлек целый ряд интересных предметов с нанесенными на них катарскими символами. Так, на пряжках и пуговицах была выгравирована пчела, для Совершенных она символизировала оплодотворения без физического контакта. В числе находок была и свинцовая пластина длинов в 40 сантиметров, сложенная пятиугольником. Пятиугольник - основной символ манихеизма - был отличительным знаком у апостолов Совершенных. Известно, что катары отрицали латинский крест и обожествляли пятиконечник, который являлся для них символом вечной диффузии - рассеивания, распыления материи, человеческого тела. Эти находки еще раз подтвердили преемственность катарами идей и философии манихеизма и указали на теперь уже понятную странность в конструкции пятиугольного замка.

Но подлинного своего Шлимана развалины Монсегюра нашли в лице Фернана Ниэля, вышедшего в отставку французского инженера-математика. Ниэль знал историю края, был знаком с источниками по катарской проблеме, со специальной литературой, (Сейчас Фернан Ниэль считается во Франции одним из наиболее сведущих историков катаризма.)

Необычная планировка замка привлекла внимание Ниэля. Зачем Совершенные попросили хозяина замка перестроить его по их собственным четрежам? Только ли для того, чтобы выразить в конструкции крепости символ своей странной веры - пятиугольник?

В Монсегюре, - говорит Фернан Ниэль, - повсюду тайна, прежде всего она в самой конструкции замка - это самое странное сооружение, которое когда-либо существовало. Несомненно, в нем самом был заложен ключ к обрядам - тайна, которую Совершенные унесли с собой в могилу.

Впрочем, - соглашается Ниэль, - давайте 21 или 22 июня, в день летнего солнцестояния, совершим восхождение на пик Монсегюр. Что мы замечаем, поднявшись на вершину? Прежде всего - пятиугольник замка очень вытянут: по диагонали - 54 метра, в ширину - 13 метров. Такое впечатление, что его строители сознательно не заботились об укреплении замка, так как площадка, на которой располагается крепость, достойна лучшей цитадели. Судя по технике строительства и конструкции, это были опытные зодчие, и не заметить просчета в защитных качествах крепости они не могли. Значит, на первый план здесь выступало что-то иное...

Теперь давайте спустимся к цитадели, пересечем внутренний двор и поднимемся в башню. Не забывайте, что сегодня день летнего солнцестояния! Вот одна из подставок для лучника - можно сесть на любую из них. Какую бы амбразуру мы ни выбрали, ей точно соответствует такая же в противоположной стене. Восходит солнце... В узком отверстии амбразуры появляется краешек огненного светила. Можно подумать, что оно является сюда на свидание в строго определённый час... То же самое можно наблюдать и через амбразуру северного фасада башни; для этого достаточно сесть на подпоры противоположных стоек для стрелков...

Таким образом, изучая башню, - продолжает Фернан Ниэль, - я обнаружил ансамбль из четырех точек для наблюдения за восходом солнца в день летнего солнцестояния. Естественно, это может случиться только один раз в году... Известно, что для катаров солнце было символом Добра, и я утверждаю: Монсегюр - солнечный храм! В противном случае почему его стены, двери, окна и амбразуры сориентированы на восход солнца?

На северо-восточной стене замка Ниэль заметил одну любопытную деталь. Стена длиной в 53 метра образует угол в 176 градусов, хотя ничто не мешает ей быть совершенно прямой. На внешней стороне угла, на каменистой кладке, ученый увидел глубокую вертикальную насечку. Четкая прямая линия спускалась от вершины до трети стены и обрывалась. Зачем? Какую роль она выполняла? И тут исследователю помогла его прежняя специальность - инженера-математика. Его интересовали архитектурные пропорции, числовые величины, размеры, градусы, содержащиеся в конструкции замка. Расчеты, проведенные Фернаном Ниэлем, позволили ему сделать сенсационный вывод: замок Монсегюр таил в своей конструкции любопытные свойства - путем только одного наблюдения восхода солнца в день летнего солцестояния здесь можно было устанавливать месяц и день любого времени года. Словом, это был своеобразный календарь и астрономический прибор, уникальный в своем роде. В течение семи с половиной веков он не потерял своей огромной научной ценности, открыл для исследователей неизвестные страницы истории человеческого знания и мысли.

«НЕЗЕМНОЕ СОКРОВИЩЕ»

Что касается таинственных стражей поземелья, чьи алебарды преградили путь спелеологам, о них можно сказать следующее. Вернее всего, это были кто-то из Совершенных, бежавших из замка в мартовскую ночь 1244 года. Фернан Ниэль так комментирует сообщение хроники:

Думаю, что сокровище, спасенное в ту трагическую ночь, не может быть ни золотом, ни драгоценными камнями, то есть сокровищем в обычном смысле слова. Из хроник известно, что все ценности осажденных еще до прихода войска крестоносцев были перенесены в замок Юссон близ испанской границы. Несомненно, это было религиозное сокровище Совершенных. Священные книги? Драгоценные реликвии? Символы? Неизвестно. Известно только одно: ОНО было спрятано в одном из гротов горы, а гроты в этой местности насчитываются тысячами...

По мнению других ученых, сокровище катар - не что иное, как сказочная «неземная реликвия», о которой мечтали в средние века. Это Святой Грааль.

Легендарная чаша Святого Грааля! Средневековые летописцы утверждали, что эта реликвия будто бы наделена многими магическими свойствами. Высеченная из цельного смарагда, она излучала волшебный свет и наделяла своих хранителей бессмертием и вечной молодостью. Якобы она была спрятана в крепости Монсальват под охраной самого безупречного и чистого рыцаря - Парсифаля, отца Лоэнгрина. Якобы после смерти Парсифаля «неземная реликвия» вознеслась на небо...

Специалисты по средневековой литературе установили, какие подлинные факты могли породить эту легенду. В результате тщательного анализа материалов хроник они пришли к выводу, что легенда о волшебном Граале возникла, по всей видимости, из смешения восточных и христианских элементов где-то в Испании или на юге Франции в начале XII века (на языке «ок» чаша, сосуд звучит как «грааль»). И вполне возможно, что волшебный замок Монсальват (что означает «солнечный», «утопающий в лучах света») и Монсегюр одно и то же. Кстати, в Монсегюр в свое время приезжал композитор Вагнер, когда он писал музыку к своему «Парсифалю»...

Может быть, в древнем подземелье французские спелеологи действительно встретили останки стражей легендарного Грааля, прикрывавших отход своих товарищей. И быть может, «неземная реликвия», не «вознеслась» на небо, а до сих пор лежит где-то на северных склонах Пиренеев, надежно упрятанная от жадных рук крестоносцев? Не будучи в этом абсолютно уверенными, мы не можем не признать. что это волнующие совпадения. Как сказал поэт, здесь «легенда вплетается в историю...» Но в сегодняшнем Лангедоке никто больше не удивляется ни тайнам, ни совпадениям, и это, быть может, одна из самых больших побед Совершенных.


Гора Монсегюр (Château de Montségur) в плане моей поездки по Провансу была обозначена, как место для обязательного посещения.

Считается, что в древности здесь находился храм солнца, позже в эпоху мрачного Средневековья Монсегюр стал крепостью (само название горы и переводится как «несприступная») и последним прибежищем катаров — альтернативного христианского учения, последователи которого были уничтожены в ходе Альбигойского крестового похода () .

Однако привлекал (и, кстати, продолжает привлекать) Монсегюр странников и искателей загадок тем, что, согласно местным легендам, именно здесь хранилась Чаша Грааля, ну или по крайней мере, именно тут ее видели в последний раз.

Многие в легенду верят, к примеру, исследователь Отто Ран — автор книги «Крестовый поход против Грааля», вдохновившей Дэна Брауна на написание романа «Код да Винчи», провел в горах близ Монсегюра несколько лет, пытаясь выяснить, насколько правдиво древнее предание.

На фото: камень с высеченными на нем именами крестоносцев

Добраться до Монсегюра без автомобиля практически невозможно. Путь к неприступной крепости лежит по дорогам менее крутых гор, расположенных в значительном отдалении от маршрутов любого общественного транспорта. Сама гора, когда оказываешься у ее подножия, выглядит как крупная шишка. Взойти на вершину можно лишь пешком, узкие тропы для автомобилей не предназначены.

Официально вход на Монсегюр открыт до 19.00, на практике же это означает, что человек в будке, расположенной на середине пешего подъема в гору, до семи часов вечера продает билеты на вход в крепость. В 19.00 его рабочий день заканчивается, он уходит домой, а вход на Монсегюр становится бесплатным; именно поэтому с наступлением сумерек число желающих взобраться на гору не уменьшается, а наоборот увеличивается, да и карабкаться на вершину с наступлением вечерней прохлады все-таки приятнее.

На фото: поднимаюсь на вершину Монсегюра

Преодолев первую, самую покатую часть подъема, оказываемся на поле костров. Свое говорящее название оно получило после событий марта 1244 года, когда именно тут были сожжены более 200 катаров — последние защитники крепости Монсегюр.

Когда в 1208 папа Инокентий III объявил о начале Крестового похода против альбигойской ереси, в Провансе и Лангедоке насчитывалось около миллиона человек, исповедующих это вероучение.

На фото: карта распространения катарцизма в Европе

Являясь по сути последователями учения Христа, катары полагали, что наш мир — творение рук не Бога, а Сатаны, живем мы не один раз, но постоянно перевоплощаемся после смерти в другие тела (именно поэтому многие катары были вегетарианцами), рая же можно достичь только в том случае, если отринуть все земное, тогда человек выходит из цепи реинкарнаций и приобщается к Раю — миру, сотворенному Богом.

За более чем десятилетие крестовых войн армия Рима успела уничтожить население, исповедующие катарцизм, практически всех городов южной Франции, а заодно и учредить позже «прославившуюся» охотой на ведьм инквизицию.

Последние последователи катарцизма укрылись в крепости Монсегюр, которую вначале войн пытался взять предводитель армии Папы Симон де Монфор, но ему это так и не удалось. Летом 1243 года крестовая армия снова пошла на штурм Монсегюра (причиной этого стало убийство противниками папы нескольких инквизиторов). Гору взяли в плотное кольцо, и защитники крепости оказались в осаде. Монсегюр продержался в осадном положении год, столь длительный срок объясняется в том числе тем, что защитники крепости знали потайные тропы, позволяющие поставлять в замок провизию.

Однако крестовая армия сумела подойти к стенам крепости, и 16 марта 1244 года Монсегюр вынужден был сдаться. Крестоносцы предложили катарам помилование, в том случае, если они отрекутся от своих убеждений, но желающих сделать это не нашлось. Сейчас на месте массовой казни установлен катарский крест, напоминающий о трагедии.

Далее — долгий поход в гору по узким тропам, выложенным камнями. Во время подъема становится понятно, почему Симону де Монфору, взявшему все крепости в округе, не удалось покорить Монсегюр: катапульты, бывшие главным орудием бомбежки крепостных стен, в гору так просто не затолкаешь. Да и в крестоносцам удалось окружить стены замка только после того, как предатели показали им тайные тропы, не зная которых взобраться наверх практически нереально.

От самой крепости сейчас остались одни руины: выложенные из серых камней стены, где живут ящерицы, да основания башней, — время довершило то, что было начато крестоносцами, а захватчики по приказанию Папы Римского разрушили крепость почти до основания.

На фото: крепостные стены Монсегюр, сохранившиеся до наших дней

Считается, что именно за этими стенами прекрасная дева Эсклармонда хранила древнюю реликвию — Священный Грааль, однако, когда крепость пала, Грааль крестоносцами обнаружен не был. Местные жители рассказывают легенду, что в ночь накануне штурма крепости недра одной из гор разверзлись, и Эсклармонда бросила в их глубины чашу Грааля, после этого девушка обернулась голубкой и улетела на восток.

Однако в правдивость этой легенды не верили даже крестоносцы. Они, надо думать, не без оснований полагали, что в ночь перед штурмом несколько людей с сокровищем спустились по отвесной стене крепости и укрылись в окрестных лесах (эта версия изложена и в советском фильме «Ларец Марии Медичи»). Так или иначе, с тех пор никто Грааль не видел, и никто даже точно не знает, как он выглядит.

Мы встретили у стен крепости закат. Вид, открывающийся с вершины, особенно красив в вечернее время суток: солнце, спускаясь, золотит зеленые макушки гор, над которыми носятся стаи ласточек, легкая сизая дымка тумана, поднимающаяся с земли, подергивает пронзительно синее небо серебристой полупрозрачной вуалью. Несмотря на все, произошедшие здесь трагичные события, Монсегюр не производит впечатления мрачного места. Скорее таинственного и безмерно печального.

Понравился материал? Присоединяйтесь к нам на фейсбук

Юлия Малкова - Юлия Малкова - основатель проекта сайт. В прошлом главный редактор интернет-проекта elle.ru и главный редактор сайта cosmo.ru. Рассказываю о путешествиях для собственного удовольствия и удовольствия читателей. Если вы являетесь представителем отелей, офиса по туризму, но мы не знакомы, со мной можно связаться по емейл: [email protected]

Второй день в Каркассоне. С утра Ив заехал за нами, наша цель – знаменитый замок катаров, замок Монсегюр. По дороге к замку, мы заехали в одно интересное местечко Фанжо.

По легенде, жители проживающие в долине, ходили на службу за несколько км от поселения в монастырь на горе, но однажды один монах увидел в небе огненный шар, местные жители решили, что то был Знак с Небес и построили на месте появления огненного шара женский монастырь внизу долины.

Вид сверху действительно открывался удивительный. С утра был туман, но, под лучами солнца туман рассеялся и, нашему взору открылась живописная долина.

Через некоторое время мы увидели как католический священник привел группу детей на экскурсию, нам даже удалось с ним сфотографироваться.

Мы немного погуляли по самому городку Фанжо и обратили внимание, что во всех городках, через которые мы проезжали, много закрытых ставень.

Дома везде невысокие, стоят, как правило, прижавшись плотно друг к другу, вдоль единственной дороги, пролегающей через этот городок. У нас бы такие поселения, с такой численностью, назывались бы деревнями, поселками…

Проезжаешь какой-либо такой город и удивляешься его тишине, безлюдию, но! При этом потрясающей чистоте, уюту и отсутствию бездомных собак и кошек))) Собак встречали много и всяких, но все на поводке и с хозяином, а кошки с ошейником и колокольчиком. Ну, очень много нежилых помещений, или собственники после окончания курортного сезона съехали или дома стоят нежилые? Ив не смог дать вразумительного ответа. Через пару дней мы узнали, что Каркассон – юг Франции, считается депрессивным районом, здесь нет больших предприятий, поэтому молодежь уезжает на север и запад страны, а здесь в основном проживают пенсионеры. Хотела бы я на пенсии жить в таком депрессивном местечке…))

Все восемь дней путешествуя по Франции мы встречали, вы не поверите, в основном путешествующих пенсионеров. Они ведут энергичный, здоровый образ жизни. Но, более того, многие из них имеют возможность путешествовать по Миру. А потом, долгими осеннее — зимними вечерами, собираются компанией за бокалом вина и делятся друг с другом впечатлениями и воспоминаниями о своих поездках)).

ПОЧЕМУ у нас такое не возможно? Почему я не имею возможность самостоятельно откладывать себе на пенсионный счет, как это делают на Западе? Да потому, что «за время пути»… и экономических катаклизмов она испарится в инфляции, да и зарплаты у нас такие, что нет возможности откладывать. Почему, вот уже 23 года мы не можем организовать стабильную экономику? Уже целое поколение выросло!!! Не думаю, что у наших детей дела будут обстоять лучше. Печально всё это осознавать.

Извините, я отвлеклась.

Погуляв по маленькому Фанжо, мы зашли в его Храм, я давно заметила, что энергетика у них совсем другая, чем у наших церквей. Совсем другая – строгая, величественная.

Дальше мы проехали по городку Мирпуа, такой же уютный, даже домашний, много зелени и опять — дома с закрытыми ставнями… Сюда возят туристов на экскурсии, так как он знаменит своими постройками из дерева, которым уже 1000 лет! Представляете? Оказывается, оно имеет прочность за счет того, что (пардон) вымачивалось в моче крупно рогатого скота. И здесь этой самой корове памятник есть. Ещё Мирпуа знаменит своим базарчиком, здесь продают экологически чистые овощи, фрукты, зелень. Обратите внимание на цены. Кризиса мы не увидели и не почувствовали.

Мы приехали в городок накануне Праздника Яблок, местные жители наряжали яблоками фигурки животных. Яблоки такие аппетитные, что я не удержалась и попросила для нас несколько штук. Здесь же, в центре у них торговые лавки тех, кого мы называем индивидуальными предпринимателями)). В каждом магазинчике свой ассортимент, и хозяйка тут же сидит и что-то шьет, мастерит. Мы подметили с Леной сразу – отсутствие китайцев))) и китайского ассортимента. Всё как-то по- домашнему, по семейному уютно, жители сидят, попивают вино, чай, ведут неспешные разговоры…

Удивительная атмосфера спокойствия, благополучия… И поверьте, подобное благополучие и гармонию мы увидели не только в этом городке.

Здесь тоже свой Храм, один из самых крупных. Что мне понравилось, здесь и в последующих Храмах везде есть макеты которые рассказывают история постройки того или иного Храма, например с 10 века и до наших дней. Очень интересно наблюдать, как они видоизменялись, от простого к величественному. И энергетика внутри такая, что испытываешь трепет, восхищение, но и ощущаешь себя рабом божьим…

Всё это предисловие к самому важному нашему путешествию – замку катаров, замку, где Мария Магдалина провела последние свои восемь лет с дочерью Вестой.

После смерти Христа Магдалина покинула землю, отнявшую у неё самого дорогого на свете человека. Она ушла, уводя с собой малышку — дочь Весту, которой было в то время всего-навсего четыре года. А её восьмилетнего сына Светодара тайно увезли в Испанию рыцари Храма, чтобы он, во что бы то ни стало, остался в живых и смог продолжить великий Род своего отца.

Мария родилась в долине Магов, она была из династии Меровингов.

Меровинги – северные русы, пришедшие учить свободных франков (франки – свободный) военному искуству, правлению страной, политике и науке.

Назывались они правильно – меровинглии. Мы — в — Ра – Инглии.

Мы, дети РА, несущие свет в родной, первозданной Инглии. Потом это слова намеренно упростили и оно стало звучать, как меровинги. Это была династия магов и колдунов.

Учеников Марии люди называли катарами, что переводится, как – чистые.

Рая этому слову дала свою расшифровку, и она мне тоже нравится: Ка – дух, Тара – Берегиня Земли Русской.

Они были монахами, строгих нравов, с чистыми помыслами, много трудились, помогали всем. Учение Марии Магдалины, приверженцами которого они были, несло в мир любовь к людям, неприятие зла. Катары свято хранили в своих сердцах истинную летопись жизни Радомира и поклялись сохранить его жену и детей, чего бы им этого не стоило. За что позже, 2 столетия спустя, все до одного поплатились жизнью.

Более полно и подробно об этом вы можете прочитать в книге Светланы Левашовой «Откровение» или просто найдите в инете информацию. Должна сразу вам признаться, что я читала книгу Светланы три года назад в инете, это создает нагрузку для глаз, поэтому я прочитала полностью только её первую часть, а потом последующую информацию просто пробегала глазами, выискивая места, где рассказывалось о Кристалле – Ключе Знаний Богов. Все мы тогда увлекались поисками кристаллов)). Поэтому подробностей гибели Магдалины и катаров я не знала.

Монсегюр находится 1200 метров над уровнем моря, он возвышается на вершине горы и виден издалека. Это замок-святилище, храм Солнца, обсерватория.

Раньше замки – крепости ставили на живых точках силы, это хорошо ощущалось здесь, в Монсегюре. Замок притягивал к себе и звал, я с интересом поглядывала на него и думала: что за тайну ты мне приготовил? О чем хочешь поведать?

На поляне перед горой мы увидели постамент с катарским крестом и надпись от 1244 года:

«Мы, катары, последователи учения Христа и никогда не станем католиками».

Рядом мы увидели три огромных камня в окружении четырех березок. Я подошла, приложила руки и поприветствовала их, а в ответ услышала: Не отвлекай нас…

Я рассмеялась, такого ещё не было, обычно камни легко идут на контакт. Ну, нет, так нет…)) Мы сфотографировались у подножия горы, и начали подъем, а нам навстречу уже спускались французы – пенсионеры.)) По тропинке нам встретилось очень много ящерок, Хранителей Знаний катаров.

Замок построен из пяти стен (число пять было священным для катаров), с прорезями, в которые в течении дня по очереди проникают лучи Солнца, поэтому замок освещен Солнцем весь день.

Мы с Леной и Ивом быстро совершили это восхождение, я выпустила из виду Раю и Свету. В замке мы все разбрелись, изучая каждый уголок. Замок небольшой в размерах, я ходила и старалась представить – как здесь жили…учились, трудились…любили… С вершины горы открывался нашему взору потрясающий вид на Долину Магов.

В один момент встретилась с Раей, та настойчиво стала меня спрашивать: Ира, у тебя есть мысли по поводу нашей работы здесь? Что ты предлагаешь?

Скажу честно – никаких мыслей не было, мне хотелось просто раствориться в этих вибрациях, светило солнце, Ив с Леной присели на камушек, а мне очень захотелось разуться и лечь, чтобы слиться с этим Пространством. Это трудно описать. Я легла и сделала запрос: надо ли нам проводить здесь работу?

В ответ услышала: на кладбище не работают…

Ответ удивил меня и обрадовал одновременно, не хотелось ничего делать, а просто лежать и слушать окружающее Пространство.

Неожиданно возникло видение – замок, тучи, дым от костров, у стены замка две группы катаров – 4 и 5 человек. Они стоят прижавшись к стене и…поют! Я слышала мелодию!

С удивлением, я старалась вслушаться в неё, понимая, что это прощальная песня катаров перед смертью. Пришло понимание, что они должны сгореть, заживо… Я слушала и слушала, стараясь запомнить, чтобы потом, если доведется где услышать – узнать эту мелодию. В горле стоял комок слез, настолько это видение и песня были реальны. Я попрощалась с ними и вдруг услышала – помни, ты одна из нас!

Я встала, пытаясь успокоиться, решила пройтись немного дальше и посмотреть что там, за камнями, а мне в спину звучало и отдавалось в затылке – помни, ты одна из нас…не забывай…не забывай…не забывай… Даже сейчас пишу эти слова и переживаю всё заново…опять ком в горле.

Увидев, чуть ниже, среди камней площадку, я села, чтобы прийти в себя и мгновенно передо мной открылся Портал, в нем я увидела Глаз, а это верный Знак, что я могу задать вопрос и тут же получить на него ответ.

Я спросила первое, что пришло в голову: На счет меня и катар – верная информация?

Получила моментальный ответ: Да!

Подошла Леночка, я рассказала ей о Портале и предложила тоже сделать какой-либо запрос.

С её слов, она спросила: Жила ли я здесь когда-то?

Ответ: Да, ты жила здесь, иначе бы не попала сюда с этой группой.

Вопрос: Могу ли заниматься этими Знаниями дальше?

Ответ: Не можешь, а должна!

Обменявшись информацией, мы начали искать своих спутниц – Раю и Светлану, и нашли их у спуска с Монсегюра. Я отметила про себя, что Света выглядела бледной, даже с какой-то желтизной. Рая рассказала, что во время подъема Светлане стало очень плохо, кружилась голова, слабость во всем теле, она почти теряла сознание. Рая всё это время её опекала, посадила в тень, напоила водой и Свете стало легче.

Я посмотрела на Свету, она со мной поделилась, что её, как будто, не отпускают с горы…

Я: Ты что-то в прошлом тут не отработала, не доделала, и тебя не случайно привели сюда второй раз. Ты сейчас должна это сделать.

Света ответила, улыбнувшись: Знаю, в прошлом году, с группой Метатроновцев, я даже на гору не поднялась. И я чувствую, что должна была поехать с вами и именно сюда, в замок Монсегюр.

Я посоветовала Свете задать вопрос о своем состоянии здесь и спросить, что её здесь держит?

Рассказала им о своем видении, Света подтвердила: Да, их всех сожгли.

У меня ёкнуло и сжалось в груди, мы начали спускаться, а в голове у меня продолжала звучать прощальная песня катаров.

Я поделилась со Светой информацией об этой песни, она заинтересовалась: А напеть можешь? Как она звучит?

Я не мастер петь песен, но если когда-нибудь услышу, то обязательно узнаю. А Светлана начала рассказывать, что перед поездкой ей почему-то захотелось закачать в телефон мелодию. Она включила мне её, и я с удивлением для себя начала узнавать фрагменты из песни катар. Нет, конечно, это была другая музыка, другой тональности, но, что-то неуловимое у них было общим….какие-то аккорды, сочетание нот (не знаю, как правильно сказать).

Тут нас догнала Леночка и начала делиться своими ощущениями – в те далекие времена она была среди этих катар, причем, она «уходила» последней…ей и сейчас хотелось идти последней в нашей группе, а ещё у неё в замке было сильное желание – прижаться к стенам спиной.

У меня моментально вспыхнула картинка – я вижу, как они стоят — прижавшись спинами к стене…

А ещё в голове у Лены во время подъема на гору, зазвучала мелодия, и она её нам напела. Вы, очевидно, уже догадались – она была очень сильно похожа на ту, что я услышала, вернее, опять неуловимые эти несколько нот… Меня начало потряхивать и полились слезы, я вновь переживала увиденную картинку гибели катар.

Все пошли вниз, а мы со Светой задержались, она не получила ответа на свой вопрос, и я решила ей помочь. Мы сели, взялись за руки, я используя свою Мастер — технику, повела Светлану…

Очень быстро я увидела: Солнце, гора, вижу юношу лет 19-ти на другой стороне горы. Он стоит прижавшись к скале и смотрит вверх…там люди. Я чувствую его страх и чувство вины. Я понимаю — он их предал! Вернее сказать – продал, за очень большие деньги.

Я рассказала Светлане о своем видении, умолчав об ощущениях, но она прочувствовала всё сама и произнесла это вслух: Я их предала.

Не буду описывать всего подробно, но мы обе плакали, просили прощение друг у друга, и тут я увидела, как в небе засверкали молнии, разряды молний! И я почувствовала – у катаров нет зла и обиды. Они сказали – это должно было произойти, мы были обречены, это было неизбежно.

Мы со Светой, обе заплаканные, обнялись, а успокоившись, продолжили спуск уже с другим настроением, на душе стало легче.

Внизу, у подножия горы, ещё раз взглянув на замок, я не удержалась и прокричала: Монсегюр, я люблю тебя!

Немного перекусив, мы поехали дальше, через небольшой городок, который располагается у подножия горы, в Долине Сожженных. Это я узнала уже по приезду домой, из инета, как и то, что катары, действительно погибли в результате предательства. Церковь заплатила огромные деньги одному из местных пастухов, и он показал им тайную тропу.

Но, ведь, в момент моего посещения замка я этого не знала!!!

По дороге нам повстречалась интересная пещера, из неё вытекала река. Ив сказал, что это пещера исчезающей воды. Мы ничего не поняли, а я из любопытства поспешила зайти в пещеру по мостику. Вот тут меня и настигло))), уровень воды в пещере очень быстро начал подниматься, я не успела выскочить и промочила ноги. Это было интересное зрелище…

Франция — замок Монсегюр

«Проклятое место на святой горе», - так говорят народные предания о пятиугольном замке Монсегюр. Юго-запад Франции, где он расположен, - вообще страна чудес, изобилующая величественными руинами, легендами и сказаниями о «рыцаре чести» Парсифале, кубке Святого Грааля и, конечно же, волшебном Монсегюре. По своей мистичности и загадочности эти места сравнимы разве что с немецким Брокеном. Каким же трагическим событиям обязан Монсегюр своей славой?

«Тогда я вам открою, - молвил отшельник. - Тот, кому назначено сидеть на этом месте, еще не зачат и не рожден, но не пройдет еще и года, как будет зачат тот, который займет Погибельное Сидение, и он же добудет Святой Грааль».

В 1944 году в ходе упорных и кровопролитных боев союзники занимали отбитые у немцев позиции. Особенно много французских и английских солдат полегло на стратегически важной высоте Монте-Кассино, пытаясь завладеть замком Мосегюр, где засели остатки 10-й немецкой армии. Осада замка продолжалась 4 месяца. Наконец после массированных бомбардировок и высадки десанта союзники пошли на решающий штурм.

Замок был разрушен практически до основания. Однако немцы продолжали оказывать сопротивление, хотя участь их уже была решена. Когда солдаты союзников вплотную приблизились к стенам Монсегюра, произошло что-то необъяснимое. На одной из башен взвился большой флаг с древним языческим символом - кельтским крестом.

К этому древнегерманскому ритуалу обычно прибегали лишь тогда, когда нужна была помощь высших сил. Но все было тщетно, и захватчикам уже ничто не могло помочь.

Этот случай был далеко не единственным в долгой и полной мистических загадок истории замка. А началась она еще в VI веке, когда на горе Кассино, считавшейся священным местом еще с дохристианских времен, святым Бенедиктом в 1529 году был основан монастырь. Кассино была не очень высокой и скорее походила на сопку, но склоны ее отличались крутизной - именно на таких горах в старину и закладывались неприступные замки. Недаром на классическом французском диалекте Монсегюр звучит как Мон-сюр - Надежная гора.

850 лет тому назад в замке Монсегюр разыгрался один из самых драматических эпизодов европейской истории. Инквизиция Святейшего престола и армия французского короля Людовика IX почти год вели осаду замка. Но им так и не удалось справиться с двумястами еретиками-катарами, засевшими в нем. Защитники замка могли покаяться и уйти с миром, но вместо этого предпочли добровольно взойти на костер, тем самым они сохранили в чистоте свою загадочную веру.

И до наших дней нет однозначного ответа на вопрос: откуда в Южную Францию проникла катарская ересь? Первые ее следы появились в этих краях в XI веке. В те времена южная часть страны, входившая в Лангедокское графство, простиравшееся от Аквитании до Прованса и от Пиренеев до Креси, была практически независимой.

Правил этой обширной территорией Раймонд VI, граф Тулузский. Номинально он считался вассалом французского и арагонского королей, а также императора Священной Римской империи, но по знатности, богатству и силе не уступал ни одному из своих сюзеренов.

В то время как на севере Франции господствовало католичество, во владениях графов Тулузских все шире распространялась опасная катарская ересь. По мнению некоторых историков, она проникла туда из Италии, которая, в свою очередь, позаимствовала это религиозное учение от болгарских богомилов, а те - от манихеев Малой Азии и Сирии. Число тех, кого потом называли катарами (по-гречески - «чистыми»), множилось как грибы после дождя.

«Нет одного бога, есть два, которые оспаривают господство над миром. Это бог добра и бог зла. Бессмертный дух человечества устремлен к богу добра, но бренная его оболочка тянется к темному богу» - так учили катары. При этом наш земной мир они считали царством Зла, а мир небесный, где обитают души людей, - пространством, в котором торжествует Добро. Поэтому катары легко расставались с жизнью, радуясь переходу своих душ во владения Добра и Света.

По пыльным дорогам Франции колесили странные люди в остроконечных колпаках халдейских звездочетов, в подпоясанных веревкой одеждах - катары повсюду проповедовали свое учение. Брали на себя столь почетную миссию так называемые «совершенные» - подвижники веры, давшие обет аскетизма. Они полностью порывали с прежней жизнью, отказывались от имущества, придерживались пищевых и ритуальных запретов. Зато им были открыты все тайны учения.

К другой группе катаров относились так называемые «профаны», то есть рядовые последователи. Они жили обычной жизнью, веселой и шумной, грешили, как все люди, но при этом благоговейно соблюдали те немногие заповеди, которым их научили «совершенные».

Новую веру особенно охотно принимали рыцари и знать. Большинство знатных семейств в Тулузе, Лангедоке, Гаскони, Русильоне стали ее приверженцами. Они не признавали католической церкви, считая ее порождением дьявола. Такое противостояние могло закончиться только кровопролитием...

Первое столкновение католиков с еретиками произошло 14 января 1208 года на берегу Роны, когда во время переправы один из оруженосцев Раймунда VI ударом копья смертельно ранил папского нунция. Умирая, священник прошептал своему убийце: «Пусть Господь простит тебя, как прощаю я». Но католическая церковь не простила ничего. К тому же на богатое Тулузское графство давно имели виды французские монархи: и Филипп II, и Людовик VIII мечтали присоединить богатейшие земли к своим владениям.

Граф Тулузский был объявлен еретиком и последователем сатаны. Католические епископы бросили клич: «Катары - гнусные еретики! Надо огнем выжечь их, да так, чтобы семени не осталось...» Для этого была создана святая инквизиция, которую папа подчинил ордену доминиканцев - этим «псам господним» (Dominicanus - domini canus - господни псы).

Так был объявлен крестовый поход, который впервые был направлен не столько против иноверцев, сколько против христианских земель. Интересно, что на вопрос солдата о том, как отличить катаров от добрых католиков, папский легат Арнольд да Сато ответил: «Убивайте всех: Бог узнает своих!»

Крестоносцы опустошили цветущий южный край. В одном только городе Безье, согнав жителей к церкви Святого Назария, они перебили 20 тысяч человек. Катаров вырезали целыми городами. Земли Раймунда VI Тулузского были у него отняты.

В 1243 году единственным оплотом катаров оставался только старинный Монсегюр - их святилище, превращенное в военную цитадель. Здесь собрались практически все уцелевшие «совершенные». Они не имели права носить оружие, так как в соответствии с их учением оно считалось прямым символом зла.

Тем не менее, этот маленький (в двести человек) невооруженный гарнизон почти 11 месяцев отбивал атаки 10-тысячного войска крестоносцев! О том, что происходило на крошечном пятачке на вершине горы, стало известно благодаря сохранившимся записям допросов уцелевших защитников замка. Они таят в себе удивительную историю мужества и стойкости катаров, которая до сих пор поражает воображение историков. Да и мистики в ней хватает.

Епископ Бертран Марти, организовывавший защиту замка, хорошо понимал, что его сдача неизбежна. Поэтому еще до Рождества 1243 года он отправил из крепости двух верных служителей, которые вынесли на себе некое сокровище катаров. Говорят, что оно до сих пор спрятано в одном из многочисленных гротов в графстве Фуа.

2 марта 1244 года, когда положение осажденных стало невыносимым, епископ начал вести переговоры с крестоносцами. Крепость сдавать он не собирался, но ему очень нужна была отсрочка. И он ее получил. За две недели передышки осажденным удается втащить на крохотную скальную площадку тяжелую катапульту. А за день до сдачи замка происходит почти невероятное событие.

Ночью четверо «совершенных» спускаются на веревке с горы высотой 1200 метров и уносят с собой некий сверток. Крестоносцы спешно снарядили погоню, но беглецы словно растворились в воздухе. Вскоре двое из них объявились в Кремоне. Они с гордостью рассказали об удачном исходе своей миссии, но что им удалось спасти, неизвестно до сих пор.
Только вряд ли обреченные на смерть катары - фанатики и мистики -стали бы рисковать жизнью ради золота и серебра. Да и какой груз могли унести на себе четверо отчаянных «совершенных»? Значит «сокровище» катаров было иного свойства.

Монсегюр всегда являлся для «совершенных» святым местом. Это они возвели на вершине горы пятиугольный замок, попросив у прежнего хозяина, своего единоверца Рамона де Пиреллы, разрешения перестроить крепость по своим чертежам. Здесь в глубокой тайне катары совершали свои обряды, хранили священные реликвии.

Стены и амбразуры Монсегюра были строго ориентированы по странам света подобно Стоунхенджу, поэтому «совершенные» могли вычислять дни солнцестояния. Архитектура замка производит странное впечатление. Внутри крепости возникает чувство, что вы находитесь на корабле: низкая квадратная башня на одном конце, длинные стены, выгораживающие узкое пространство посередине, и тупой нос, напоминающий форштевень каравеллы.

В августе 1964 года спелеологи на одной из стен обнаружили какие-то значки, насечки и чертеж. Он оказался планом подземного хода, идущего от подножия стены к ущелью. Затем был открыт и сам ход, в котором нашли скелеты с алебардами. Новая загадка: кем были эти люди, погибшие в подземелье? Под фундаментом стены исследователи обнаружили несколько интересных предметов с нанесенными на них катарскими символами.

На пряжках и пуговицах была изображена пчела. Для «совершенных» она символизировала тайну оплодотворения без физического контакта. Была также найдена странная свинцовая пластина длиной 40 сантиметров, сложенная пятиугольником, который считался отличительным знаком апостолов «совершенных». Катары не признавали латинский крест и обожествляли пятиугольник - символ рассеивания, распыления материи, человеческого тела (вот, видимо, откуда странная архитектура Монсегюра).

Анализируя ее, видный специалист по катарам Фернан Ньель подчеркивал, что именно в самом замке «был заложен ключ к обрядам - тайна, которую «совершенные» унесли с собой в могилу».

До сих пор есть немало энтузиастов, которые ищут в окрестностях и на самой горе Кассино зарытые клады, золото и драгоценности катаров. Но больше всего исследователей интересует та святыня, которую спасли от поругания четверо смельчаков. Некоторые предполагают, что «совершенные» владели знаменитым Граалем. Ведь недаром и сейчас в Пиренеях можно услышать такую легенду:

«Когда стены Монсегюра еще стояли, катары охраняли Священный Грааль. Но Монсегюр был в опасности. Рати Люцифера расположились под его стенами. Им нужен был Грааль, чтобы снова заключить его в корону их властелина, из которой он выпал, когда падший ангел был повержен с небес на землю. В момент наивысшей для Монсегюра опасности с неба явился голубь и своим клювом расщепил гору Табор. Хранительница Грааля бросила ценную реликвию в недра горы. Гора сомкнулась, и Грааль был спасен».

Для одних Грааль - это сосуд, в который Иосиф Аримафейский собрал кровь Христа, для других - блюдо Тайной вечери, для третьих - нечто вроде рога изобилия. А в легенде о Монсегюре он предстает в виде золотого изображения Ноева ковчега. По преданию, Грааль обладал магическими свойствами: мог излечивать людей от тяжелых недугов, открывать перед ними тайные знания. Священный Грааль могли видеть лишь чистые душой и сердцем, а на нечестивцев он обрушивал великие беды. Ставшие его обладателями обретали святость - кто на небе, кто на земле.

Некоторые ученые считают, что тайна катаров заключалась в знании скрытых фактов из земной жизни Иисуса Христа. Они якобы владели информацией о его земных жене и детях, которые после распятия Спасителя были тайно переправлены на юг Галлии. Согласно легенде, в Священный Грааль была собрана кровь Иисуса.

В этом принимала участие евангельская Магдалина - таинственная личность, которая, вероятно, и была его женой. Известно, что она добралась до Европы, из чего следует, что потомки Спасителя и основали династию Меровингов, т. е. род Святого Грааля.

По преданию, после Монсегюра священный Грааль был доставлен в замок Монреаль-де-Со. Оттуда он перекочевал в один из соборов Арагона. Затем его якобы вывезли в Ватикан. Но никаких документальных подтверждений этому нет. А может быть, священная реликвия снова вернулась в свое святилище - Монсегюр?

Ведь недаром же Гитлер, мечтавший о мировом господстве, так упорно и целенаправленно организовывал поиски Священного Грааля в Пиренеях. Немецкие агенты исследовали там все заброшенные замки, монастыри и храмы, а также горные пещеры. Но все было безрезультатно...

Гитлер надеялся с помощью этой священной реликвии переломить ход войны. Но даже если бы фюреру и удалось завладеть ею, то вряд ли бы это спасло его от поражения, также как и тех немецких солдат, которые пытались защитить себя в стенах Монсегюра с помощью древнего кельтского креста. Ведь, согласно легенде, неправедных хранителей чаши Грааля и тех, кто сеет на земле Зло и смерть, настигает Божий гнев.