Крушение теплохода армения. Гибель «Армении

Что скрывает экспедиция, которая может пролить свет на одну из главных военных трагедий Чёрного моря?

Поиск места трагической катастрофы теплохода «Армения» с предположительно семью тысячами человек на борту продолжается уже более 10 лет. Почему очередная экспедиция полностью засекречена, что обнаружили аквалангисты в 2005 году, заявив о находке «Армении», и могли ли организаторы экспедиций, частично профинансированных ВМС США, преследовать не только научные цели?


Находку утаили из-за золота?

Первая экспедиция по поиску теплохода «Армения» состоялась в далеком 2005 году. Тогда Институт археологии НАН Украины получил из разных источников целые три точки координат, в том числе из Центрального военно-морского архива в Москве, а также взял за основу показания очевидцев трагедии и выживших. Но самое главное, на чем базировались поиски, — это секретный отчёт, представленный некой крымской организацией, уже обнаружившей «Армению» с помощью геологографического комплекса «Поиск».

«Проведена идентификация судна с размерами, близкими по характеристике размерам судна „Армения“. Результаты дистанционной голографической идентификации доказывают, что в этом месте на глубине 520 м находится торпедированное в носовую часть судно „Армения“... Было идентифицировано санитарное судно „Армения“ по следующим параметрам: расположение затопленного судна носом на юго-восток (совпадение с генеральным курсом движения судна после выхода из порта Ялты); совпадение длины затопленного судна (около 100 метров), фрагмент оторванного носа (около 10 метров) находится на расстоянии около 40 метров от корпуса судна; фиксация большого количества человеческих останков (костей) по всему судну по характерному резонансному информационно-энергетическому спектру; фиксация характерных резонансных спектров от драгоценных металлов, находящихся в следующих местах: платины и бриллиантов — под верхней палубой в районе центральной части судна (где размещены почтово-багажные специальные помещения); золота и серебра — во многих помещениях надстройки, где находятся каюты повышенной комфортности», и т. д.

На место гибели был спущен глубоководный аппарат «Лангуст», экипаж которого подтвердил находку. Новость тут же разлетелась по всем СМИ с громкими заголовками типа «Легендарная „Армения“ найдена!» Археологический сезон был уже закрыт, зато следующее лето обещало быть богатым на артефакты, фото и видеокадры с теплохода...

Однако на следующий год поиски «Армении» возобновились уже в других районах. Объяснялось это так: дескать, находка не подтвердилась, и то, что видел экипаж Лангуста, — совершенно другое судно, совсем неинтересное. К слову сказать, отчёт, взятый за основу, был обнародован после того, как предполагаемое место гибели «Армении» украинские археологи обследовали уже с американских научных судов в 2006-2007 годах.

Согласно самой смелой конспирологической версии, груз, о котором было упомянуто в отчёте геологографической съёмки, а также который, по легенде, погрузили сотрудники НКВД в Ялте, и стал причиной утаивания информации о находке теплохода.

Хотя, возможно, всё это — не более чем домыслы...


История и трагедия

Пассажирско-грузовой теплоход «Армения» был построен на Балтийском заводе, в Ленинграде, в 1928 году. Водоизмещение 5770 тонн, длина 107,7 м, ширина 15,5 м, высота борта 7,84 м, экипаж — 96 человек. Судно относилось к классу двухпалубных, шести однотипных «крымчаков», которые работали на Крымско-Кавказской круизной линии в довоенный период («Армения», «Аджаристан», «Крым», «Абхазия», «Украина», «Грузия»). Вскоре после начала войны все шесть теплоходов были переоборудованы в санитарно-транспортные суда и переданы медицинской службе Черноморского флота.

Трагедия «Армении» произошла 7 ноября 1941 года и по числу жертв является одной из самых крупных в мировой истории. Число погибших составило, по разным оценкам, от 3 тыс. до 10 тыс. человек.

Хронология катастрофы вкратце такова. Около 17:00 6 ноября 1941 года теплоход под знаком Красного Креста вышел из Севастополя. На борту находились несколько тысяч раненных бойцов и эвакуируемых граждан. На судно были погружены также персонал главного госпиталя Черноморского флота и ряда других военных и гражданских госпиталей (всего 23 госпиталя), а также руководство и сотрудники пионерлагеря «Артек», члены их семей и часть партийного руководства Крыма. Погрузка эвакуируемых шла в спешке, точное их число неизвестно. В последний рейс «Армению» вёл капитан Владимир Плаушевский. Сопровождали теплоход два вооружённых катера и два истребителя И-153. В 2:00, 7 ноября судно прибыло в Ялту, где взяло на борт ещё несколько сотен человек (погрузка эвакуируемых также шла в спешке, поэтому точное их число неизвестно) и некий ценный груз — возможно, что, кроме документов, там были золото и ценности из крымских музеев. В 8:00 судно вышло из порта, а в 11 часов 25 минут было атаковано немецким торпедоносцем «Хейнкель He-111», принадлежавшим 1-й эскадрилье авиагруппы I/KG28. Самолёт зашёл со стороны берега и с дистанции 600 м сбросил две торпеды. Одна из них попала в носовую часть теплохода. Через четыре минуты «Армения» затонула. Спасти удалось лишь восемь человек, которых подобрал сторожевой катер.

Есть версия, что причиной катастрофы стали ошибки командования Черноморского флота. Переполненный теплоход, вместо того чтобы совершить переход к кавказскому побережью в тёмное время суток в относительной безопасности, был отправлен командованием в Ялту, хотя в Севастополе находились десятки других судов, которые могли бы произвести эвакуацию из этого города. В результате погрузка затянулась на всю ночь и капитан был вынужден выйти в море из Ялты утром. Но чем руководствовался капитан Плаушевский, выводя судно в море в светлое время суток — в нарушение приказа командующего Черноморским флотом адмирала Филиппа Октябрьского? По мнению одних, он не видел смысла оставаться в порту Ялты на день, поскольку неподвижный теплоход представлял собой отличную мишень (Ялта не имела средств противовоздушной обороны, кроме того, в любой момент она могла быть захвачена наступавшими немецкими частями, ведь немцы уже ворвались в соседний Гурзуф). Другие считают, что капитан подчинился находившимся на борту сотрудникам НКВД, которые стремились как можно быстрее покинуть Крым.

Секретность и конспирология

Несколько дней назад стартовал новый этап поиска «Армении». На этот раз под эгидой Минобороны РФ. Среди участников экспедиции и специалисты Главного управления глубоководных исследований Министерства обороны РФ, и крымские профессионалы. Хотя задача экспедиции не фокусируется лишь на «Армении»: поиск подводных лодок, кораблей и самолётов, затонувших в годы Первой и Второй мировых войн. Поставленную задачу выполняет отряд кораблей Черноморского флота, в составе которого есть судно флота КИЛ-158, предназначенное для подъёма объектов со дна. Например, в Каче планируется найти подводные лодки времён Первой мировой войны, в Евпатории — транспорт «А. Серов», в районе мыса Айя — эсминец «Безупречный», от Феодосии до Анапы — поиск эсминца «Смышлёный». Также поисковая деятельность запланирована в районах мысов Херсонес, Опук, Фонарь и в Керченском проливе.

«Найденные корабли и подлодки будут объявлены воинскими захоронениями, места их гибели будут нанесены на все морские карты, и с этого момента все корабли и суда ВМФ России, проходя в этом районе, будут приспускать флаги и отдавать воинские почести погибшим защитникам Отечества», — заявил заместитель главы военного ведомства Дмитрий Булгаков.

Но официальные комментарии о ходе поисковых работ ограничились пока лишь сообщениями о том, что у южного входа в Керченский пролив обнаружен немецкий торпедный катер S-102 (8 июня 1943 года катер подорвался на мине), с которого подняли 40-мм зенитный автомат Flak 28, фрагменты корпуса катера и гребные винты. И ещё со дна достали штурмовик Ил-2 (подбит 8 ноября 1943 года, самолётом управлял Герой Советского Союза Юсуп Акаев).

Про «Армению» же — ни слова. Хотя «Крымскому Телеграфу» из собственных источников известно, что поиск теплохода запланирован как минимум в двух точках Чёрного моря. Более того, информация о подводных работах резко прекратилась и, как стало известно, на борта кораблей, участвующих в работе, отказано в допуске даже журналистам, работающим на Министерство обороны РФ. Но почему? Как объяснил источник «Крымского Телеграфа», связанный с проведением этой экспедиции: «Никто не хочет преждевременно давать даже повод для новостей. Если „Армению“ найдут, тогда да — сенсация, а пока нужно молчать. Всем, кто связан с экспедицией, запрещено разглашать информацию. Всё засекречено».

Вместе с этим появилось и ещё одно предположение истинной цели экспедиции. Якобы она связана с очисткой Чёрного моря от неких датчиков слежения или перехвата информации. Дело в том, что журналисты обратили внимание: экспедиция требует очень больших затрат, и вряд ли военные будут вкладывать огромные деньги на простое обнаружение затонувших объектов. И вспомнилось, что в 2006 году от мыса Херсонес до мыса Меганом на научно-исследовательском судне Endeavor работала экспедиция американского учёного Роберта Балларда, которого впоследствии крымские СМИ обвиняли в сотрудничестве с разведкой США. Дескать, известно, что та работа обошлась американской стороне в 2,5 миллиона долларов, а в 2007 году Баллард подключил к исследованиям океанографическое судно Pathfinder, принадлежащее Центру морских перевозок ВМС США, и расходы ещё больше увеличились. И тайной целью американцев было изучение рельефа дна и побережья в военных целях, а также установка на подводные кабельные линии связи Черноморского флота РФ специальных средств прослушивания и специальных технических средств слежения, от которых теперь нужно избавиться. Вот и снарядили экспедицию от Минобороны... Впрочем, комментируя это предположение, представитель Черноморского флота искренне рассмеялся.

Вячеслав Трухачёв, начальник отдела информационного обеспечения ЧФ РФ:

«Знаю я о такой версии. Она такая... неожиданная. И несерьёзная. Для её комментирования лучше всего к конспирологам обращаться, это их тема».

А вот другая версия истинной цели американцев звучит не так уж фантастично — это проведение геологической и гидрографической разведки возле крымских берегов под легендой археологических исследований. Это требовалось для внесения свежих данных в карты морского дна, что, безусловно, является бесценной информацией для владельцев любезно предоставленного Балларду океанографического судна.

Игорь ШИЛОВ
Максим РУСИНОВ
Материал опубликован в газете «Крымский ТелеграфЪ» № 391 от 12 августа 2016 года

7 ноября 1941 года в Чёрном море погиб советский теплоход «Армения», на борту которого находились свыше 5000 человек.

«Белое пятно» войны

Символом масштабных катастроф на море стала гибель пассажирского лайнера «Титаник», которая в апреле 1912 года унесла жизни около 1500 человек. В действительности «Титаник» не входит даже в тридцатку морских катастроф с наибольшим количеством жертв. Самые страшные трагедии подобного рода приходятся на период Второй мировой войны, когда на дно уходили транспорты с тысячами людей, не только военнослужащих, но и женщин, стариков и детей. 7 ноября 1941 года в Чёрном море погиб советский теплоход «Армения», на борту которого было несколько тысяч человек. Трагедия «Армении» и по сию пору остается одним из «белых пятен» Великой Отечественной войны, поскольку на многие вопросы в этой истории ответы так и не получены.

В середине 1920-х годов, когда страна немного отошла от шока Гражданской войны, правительство задумалось о развитии гражданского судостроения. В 1927 году на Балтийском заводе в Ленинграде было завершено строительство теплохода «Аджария», головного корабля серии первых советских пассажирских лайнеров. В 1928 году на том же Балтийском заводе были закончены работы ещё над пятью кораблями данного проекта: «Крым», «Грузия», «Абхазия», «Украина» и «Армения».
«Армения» представляла из себя судно длиной 107,7 метра, шириной 15,5 метра, с высотой борта 7,84 метра и водоизмещением 5770 тонн. Обслуживал судно экипаж из 96 человек. Теплоход мог одновременно принять на борт до 950 пассажиров.«Армения», как и другие суда проекта, предназначалась для перевозок между портами Крыма и Кавказа. Со своей задачей корабли справлялись отлично, имея очень приличную для своих габаритов скорость в 14,5 узла.

Плавучий госпиталь

С началом Великой Отечественной войны «Армению» «призвали» на военную службу. На Одесском судоремонтном заводе её срочно переделали в плавучий госпиталь, рассчитанный на перевозку и оказание неотложной помощи 400 раненым.10 августа 1941 года «Армения» начала исполнять свои новые обязанности. Капитаном судна был Владимир Плаушевский, главным врачом плавучего госпиталя назначили военврача 2 ранга Петра Дмитриевского. Главврач ещё недавно был лицом гражданским и работал в одной из больниц Одессы.Обстановка на фронте складывалась удручающая. За пять дней до того, как «Армения» официально стала санитарным судном, враг вплотную подступил к Одессе. Кораблю пришлось заниматься эвакуацией из осаждённого города не только раненых, но и гражданских беженцев. Затем «Армения» приступила к вывозу раненых из Севастополя. К началу октября судно перевезло на Большую землю около 15 тысяч человек.

К концу октября 1941 года в Крыму сложилась катастрофическая ситуация. Одиннадцатая армия Манштейна, сметая советские линии обороны, занимала один город за другим. Угроза падения Севастополя в течение нескольких дней была более чем реальной.
В этих условиях 4 ноября 1941 года «Армения» вышла из порта Туапсе в направлении Севастополя. На её борту находилось пополнение для гарнизона главной базы флота. До Севастополя «Армения» дошла благополучно. 5 ноября капитан Плаушевский получает предписание: принять на борт не только раненых, но и личный состав всех госпиталей и медучреждений Черноморского флота, а также часть медперсонала Приморской армии.

Тысячи беженцев и секретный груз

С учётом того, что в этот момент бои за Севастополь только разворачивались, приказ выглядел несколько странно. Кто же будет спасать жизни раненых?Историки, изучавшие этот вопрос, полагают, что командующий Черноморским флотом адмирал Филипп Октябрьский считал участь города предрешённой и решил начать эвакуацию.Но 7 ноября 1941 года Октябрьский получил директиву Ставки, в которой говорилось: «Севастополя не сдавать ни в коем случае и оборонять его всеми силами».Однако до 7 ноября распоряжений из Москвы ещё не было, потому «Армения» принимала на борт эвакуируемых медиков и не только их. На борт поднялись актёры местного театра имени Луначарского, руководство и сотрудники пионерлагеря «Артек» и многие другие.Никаких точных списков тех, кто поднялся на борт «Армении», не было. Капитан Плаушевский получил ещё один приказ: после погрузки в Севастополе зайти в Ялту, где принять на борт беженцев и местный партийный актив. Уже после отхода из Севастополя пришло дополнительное распоряжение: зайти в Балаклаву и забрать специальный груз. Ящики на борт были доставлены в сопровождении сотрудников НКВД. Возможно, это было золото или ценности из музеев Крыма.

«Смелые лезли на судно по вантам»

Из Севастополя «Армения» вышла в 17:00 6 ноября, а в Ялту прибыла в 2:00 7 ноября.Здесь корабль ждали толпы беженцев. Вот что об этом вспоминала Вера Чистова, которой в 1941 году было 9 лет: «Папа купил билеты, и мы с бабушкой должны были уйти из Ялты на теплоходе "Армения". Ночью 6 ноября на молу было полно народа. Вначале грузили раненых, потом пустили гражданских. Билетов никто не проверял, и на трапе началась давка. Смелые лезли на судно по вантам. В суете с борта скидывали чемоданы, вещи. К рассвету погрузку закончили. Но на «Армению» мы так и не попали. Сотни людей остались на молу. Мы с бабушкой пошли в мастерскую отца на набережной. Там я уснула».В тот момент остающимся попавшие на борт «Армении» казались счастливчиками. На самом же деле всё обстояло в точности наоборот.
Сколько людей к тому времени оказалось на «Армении»? По самым скромным оценкам, около 3000 человек. Верхней планкой является показатель в 10 000 человек. Скорее всего, истина где-то посередине, и на борту было от 5500 до 7000 человек. И это при том, что даже в своей «пассажирской» версии теплоход был рассчитан всего на 950 человек.

На самом деле «Армения» могла бы успешно эвакуировать и подобное количество людей, если бы отправилась из Ялты в тёмное время суток. Но погрузка была завершена около 7 часов утра.Выход в море днём фактически без прикрытия был равносилен самоубийству. Адмирал Октябрьский позднее писал, что капитан «Армении» получил строгий приказ оставаться в порту до вечера, но нарушил его.Но у капитана Плаушевского, по сути, выбора не было. Порт Ялты, в отличие от Севастополя, не имел мощной системы ПВО, а значит, суда здесь становились прекрасной мишенью для авиации. Кроме того, немецкие моторизованные части были уже на подходе к городу и заняли его всего через несколько часов. Поэтому в 8 часов утра 7 ноября «Армения» вышла в море. Теплоход затонул за 4 минуты

Прежде,чем говорить о том, что случилось дальше, нужно заметить, что историки до сих пор не определились, можно ли считать «Армению» законной военной целью.По законам войны санитарное судно, несущее соответствующие опознавательные знаки, к таковым не относится. Одни утверждают, что «Армения» была обозначена красным крестом, а значит, атака на теплоход – ещё одно преступление гитлеровцев. Другие возражают: свой статус «Армения» нарушила наличием на борту четырёх 45-мм зенитных пушек. Третьи и вовсе уверены, что теплоход, занимавшийся не только перевозкой раненых и беженцев, но и военных грузов, не имел знаков санитарного судна.В качестве прикрытия «Армению» сопровождали два катера-сторожевика, а в небе находились два советских истребителя И-153.

Обстоятельства роковой атаки на теплоход тоже противоречивы. Долгое время считалось, что «Армения» стала жертвой нападения нескольких десятков бомбардировщиков. Об этом рассказывала одна из выживших пассажиров, жительница Ялты Анастасия Попова: «Выйдя в море, теплоход был атакован вражеской авиацией. Начался сущий ад. Взрывы бомб, паника, крики людей - всё смешалось в неописуемом кошмаре. Люди метались по палубе, не зная, куда укрыться от огня. Я прыгнула в море и поплыла к берегу, теряя сознание. Как оказалась на берегу - даже не помню».Однако, сегодня более достоверной кажется версия о том, что самолёт был всего один: немецкий торпедоносец Не-111, принадлежавший к первой эскадрилье авиагруппы I/KG28. Это не была целенаправленная атака на «Армению»: торпедоносец искал любое из транспортных советских судов на линии «Крым – Кавказ».Зайдя со стороны берега, Не-111 сбросил две торпеды. Одна прошла мимо, а вторая в 11 часов 25 минут попала в носовую часть теплохода.«Армения» затонула всего за четыре минуты. Спасти удалось всего восемь человек из тех, кто был на борту. Могилой для тысяч стало дно Чёрного моря.

Найти не удалось

Загадки «Армении» на этом не закачиваются. Спустя 75 лет после трагедии точное место гибели судна так и не обнаружено.Официальный рапорт о гибели «Армении» гласит: «В 11 ч. 25 м. (7 ноября 1941 года) ТР "Армения", шедший в охранении двух сторожевых катеров из Ялты в Туапсе с ранеными и пассажирами, был атакован самолётом-торпедоносцем противника. Одна из двух сброшенных торпед попала в носовую часть корабля и в 11 ч. 29 м. он затонул в ш = 44 гр.15 мин. 5сек., д = 34 гр.17 мин. Спасено восемь человек, погибло около 5000 человек».Предполагаемое место гибели теплохода изучали неоднократно. В 2006 году к поискам подключился Роберт Баллард, нашедший на дне Атлантики «Титаник». На Украине сообщали, что «Армению» вот-вот найдут, но этого не произошло. Следов погибшего судна обнаружено не было.Есть предположение, что настоящее место гибели «Армении» не там, где указано в документах. Согласно этой версии, капитан Плаушевский направил судно не в Туапсе, а в Севастополь, под защиту ПВО базы флота, но по пути был атакован торпедоносцем.

Это, однако, только предположение, как и многое другое в истории гибели «Армении».
Раскрыть все тайны можно будет только тогда, когда последнее пристанище корабля всё-таки будет найдено.
Крушение, превзошедшее по числу жертв «Армению», произошло в конце войны. В ночь на 16 апреля 1945 года советская подводная лодка Л-3 под командованием Владимира Коновалова торпедировала на выходе из Данцигской бухты фашистский транспорт «Гойя». Из более чем 7000 человек, находившихся на его борту, спаслось менее 200.

Андрей Сидорчик

Прочитал сообщение уважаемого блогера Адама от 01.07.2018 “Эпроновец 17” - “По следам катастрофы” о том, что 06.05.2018 было найдено и локализовано место гибели затонувшей 30 мая 1909 года подводной лодки “Камбала”, о планируемом изучении места ее гибели с помощью подводных роботов, и презентации книги В. Бойко “Подводная лодка “Камбала”
Отрадно, что, наконец, нашли эту подводную лодку, трагически погибшую при ночной учебной атаке эскадры Черноморского флота, когда лодка оказалась на курсе атакуемых кораблей эскадры и была перерезана пополам линейным кораблем "Ростислав", - “…близ Севастополя, на створе Инкерманских маяков…”, как это написано на мраморной доске, установленной в Свято-Никольском Морском соборе Санкт-Петербурга.

В своей статье “О черноморских подводниках Первой мировой войны, и как они приводили на буксире в Севастополь плененные ими турецкие суда”, размещенной в блоге 27.08.2016, я немного рассказал о судьбе этой подводной лодки, ее экипажа, приводил фотографии памятника, установленного 29 мая 1912 года на месте захоронения моряков на Карантинном кладбище в Севастополе.
Тогда над их могилой в виде памятника, на каменном цоколе установили подлинную рубку «Камбалы», в которой повесили образ с теплящейся перед ним неугасимой лампадой.
Рубка «Камбалы» была увенчана фигурой Cкорбящей матери из белого мрамора. В период Войны 1941-1945гг памятник серьезно пострадал, мраморная фигура Скорбящей была утеряна.

Надо отметить, что этот памятник является сейчас единственным в России памятником подводникам Императорского Российского флота, если не считать, установленной мраморной доски в Свято-Никольском Морском соборе. Санкт-Петербурга.
Хочу пожелать удачи дальнейшей поисковикам “Камбалы”.

Сегодня мне хочется поднять тему трагической гибели теплохода “Армения”.

За всю историю мореплавания по Черному морю по разным оценкам погибло и затонуло более 50 000 различных кораблей, судов, других плавсредств, из них более 10 000 парусных судов.
В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Черноморский флот потерял 1151 единицу боевых кораблей и вспомогательных судов.

Самая крупная морская трагедия на Черноморском флоте в годы войны произошла 7 ноября 1941г. , когда немецким торпедоносцем "Хейнкель-111" в 11 часов 29 минут был потоплен санитарный транспорт-теплоход «Армения», который только в восемь утра 7 ноября вышел из Ялты в охранении всего одного сторожевого катера СКА-041 (по некоторым данным двух катеров).

Теплоход "Армения"

Эта была одна из самых крупных морских катастроф не только Великой Отечественной войны, но и в морской истории вообще, но которую согласно традициям советских времен, замалчивали долгие годы.

6 ноября 1941г в Севастополе на «Армению» было погружено около 300 раненых, медицинский и хозяйственный персонал Севастопольского военно-морского госпиталя, 2-й военно-морской и Николаевский базовые госпитали, медико-санитарные cклад №280, санитарно-эпидемиологическая лаборатория, 5-й медико-санитарный отряд, были приняты на теплоход часть медперсонала Приморской и 51-й армий, а также эвакуированные жители Севастополя.

(После гибели «Армении» Черноморский флот практически остался без медицинского обеспечения, пришлось создавать новый госпиталь, базовые лазареты и пр.
В конце декабря 1941г.- начале января 1942 г. было принято решение восстановить прежнюю организацию медицинской службы. В Севастополь были вновь переброшены два морских госпиталя, группа хирургов и восстановление медслужбы Севастопольского оборонительного района продолжалась до мая 1942г.
Зачем был эвакуирован весь медперсонал флота из Севастополя, оборона которого только началась - это отдельный вопрос к Командующему ЧФ.
Севастополь героически оборонялся еще целых восемь месяцев).

В 19.00 6 ноября теплоход «Армения» вышел из Севастополя в Туапсе. По пути поступила команда зайти в Балаклаву и забрать там раненых и медперсонал. Затем теплоход зашел в Ялту, где на борт приняли раненых, советский и партийный актив Большой Ялты, гражданское население города.

В Ялте на теплоход было погружено также несколько десятков ящиков. Существует предположение, что в некоторых из них находились ценности из Крымских музеев, в частности часть экспонатов передвижной выставки из Русского государственного музея, которую война застала в Алупке.
Я решил проверить это предположение, и в 2015 году обратился в Русский государственный музей в Санкт-Петербурге, получил официальный ответ:
“…Государственный русский музей отправил в 1941 году Алупкинскому дворцу – музею передвижную выставку “Основные этапы развития русской живописи XVIII- XIXв.” К началу Великой Отечественной войны выставка не была вывезена из Алупки….
Впоследствии было установлено, что часть произведений была расхищена, часть возвращена из Германии и возвращена в музей Русский музей.
Полностью все произведения выставки в Русский музей так и не вернулись”.
Как видим, предположение оказалось верным, выставка была и вполне часть ее могли эвакуировать на “Армении”.
Всего на борту “Армении” находилось, по разным оценкам, находилось от 4500 до 7000 человек. Спаслось всего 8 человек!

Адмирал Ф.С.Октябрьский вспоминал:
"Когда мне стало известно, что транспорт собирается выходить из Ялты днём, я сам лично передал приказание командиру, ни в коем случае из Ялты не выходить до 19.00, то есть до темноты. Мы не имели средств хорошо обеспечить прикрытие транспорта с воздуха и моря. Связь работала надёжно, командир приказание получил и, не смотря на это, вышел из Ялты в 08.00.
В 11.00, он был атакован самолётами торпедоносцами и потоплен. После попадания торпеды "Армения" находилась на плаву четыре минуты".

Почему капитан «Армении» (Плаушевский) нарушил приказ и вышел а море рано утром - еще одна тайна гибели теплохода.

Но учтем, что Ялтинский порт был к этому времени полностью беззащитен перед авиацией.
В Ялте к причалам были ошвартованы два эсминца "Бойкий" и "Безупречный" и "Армения" была вынуждена встать на якорь в ожидании погрузки. На эсминцы были загружены орудия 17-й противокатерной батареи и все зенитные орудия, прикрывавшие Ялту.

Оставаться в порту было равносильно самоубийству. На подступах к порту уже находились немецкие войска (первые немецкие части вошли в Ялту к вечеру того же дня.)

Помимо этого, существует еще ряд предположений: на капитана оказывали давление высокие чины НКВД и партийные чины, оказавшиеся на борту теплохода в Ялте и даже угрожали расправой.

Гибель «Армении» долгое время была тайной за семью печатями, а документы о гибели теплохода, находящиеся в Центральном Военно-Морском архиве, в 1949 были уничтожены.

Нужно отметить, что в период нахождения Крыма в составе Украины, предпринимались попытки найти теплоход «Армения».

В этих поисках, в 2006 году принимала участие и американская сторона во главе с Робертом Баллардом-директором Института океанографии штата Массачусетс, нашедшим «Титаник», линкор «Бисмарк» и авианосец «Йорктаун».
Американский ученый заключил договор с Национальной академией наук Украины. Пришло научно-исследовательское судно «Эндевер», оборудованное современными гидролокаторами и телеуправляемыми роботами.
Был обследован громадный район моря, примерно 20 на 20 миль, найдено более 400 объектов, но обнаружить затонувший теплоход не удалось.
Имеющиеся в музее Черноморского флота координаты место гибели «Армении» (44 ° 17 "сш., 34°10" вд), видимо, весьма приблизительны.

Как память об этом теплоходе остались кадры из кинофильма «Сокровище затонувшего корабля» 1935г., в котором он снят.

В свою очередь в течение 2015-2016 гг. я трижды официально обращался в Русское Географическое общество с предложением об организации в рамках проекта “Подводные исследования” поиска теплохода “Армения”.
Я получал любезные ответы, что мое предложение направлены в Центр подводных исследований РГО для рассмотрения и ответа.
Но, ни никакого ответа из этого Центра не поступило.

Понимаю, что это весьма затратная операция, требующая соответствующего организационного и финансового обеспечения. Но думаю, что она этого стоит.
Ведь катастрофа "Армении" - это самая крупная морская трагедия в годы войны, и вообще в морской истории, унесшая по разным оценкам около 7000 человеческих жизней
Почему спрашивается, Украина смогла найти средства организовать и обеспечить эти поиски в 2006 году, (к сожалению безрезультатно), а Россия этого сделать не может?!!!

Считаю, что это наш долг памяти павшим, и мы должны найти место гибели " Армении"- эту братскую могилу нескольких тысяч человек, и в целях увековечивания памяти объявить это место морским военным захоронением.
Обращаюсь в Редакцию “Эпроновца” с убедительной просьбой,поддержать это предложение.

7 ноября 1941 года, в день традиционного парада на Красной площади, у южного берега Крыма разыгралась новая страшная трагедия. О катастрофе «Армении» было строжайше запрещено что-либо сообщать. Нынешнему поколению трудно постигнуть смысл сокрытия правды войны от народа, что, несомненно, было на руку врагу, но таковы были «законы» тех лет.

У книги «Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Чёрном море», изданной историческим отделом Наркомата ВМФ СССР ещё в 1946 году, гриф «совершенно секретно» был снят лишь в 1989 году. В ней скупо, всего в несколько строк, сообщалось время гибели и координаты боевых кораблей и судов, оказавшихся на дне моря, в том числе и теплохода «Армения». Мы предлагаем вниманию читателей расследование катастрофы на море, проведённое капитаном 2-го ранга Сергеем Алексеевичем Соловьёвым, учёным секретарём Военно-научного общества Севастополя, который одним из первых подробно изучил документы и показания очевидцев того страшного события.

«Армения» была спроектирована морскими инженерами Ленинградского Центрального бюро морского судостроения под руководством главного конструктора Я. Копержинского, спущена на воду в ноябре 1928 года и вошла в шестёрку лучших пассажирских судов Чёрного моря, состоящей из «Абхазии», «Аджарии», «Украины», «Армении», «Крыма» и «Грузии».

Что касается «Армении», то она имела дальность плавания 4600 миль, могла перевозить в классных каютах 518 пассажиров, 125 «сидячих» и 317 палубных пассажиров, а также до 1000 тонн груза, развивая при этом максимальную скорость - 14,5 узла (около 27 километров в час). Все эти суда стали обслуживать «экспрессную линию» Одесса - Батуми - Одесса, исправно перевозя тысячи пассажиров вплоть до 1941 года.

С началом войны «Армению» срочно переоборудовали в санитарно-транспортное судно: рестораны 1-го и 2-го класса были превращены в операционные и перевязочные, курительный салон - в аптеку, в каютах установлены дополнительные подвесные койки. Капитаном «Армении» был назначен 39-летний Владимир Яковлевич Плаушевский, старпомом Николай Фадеевич Знаюненко. Экипаж судна состоял из 96 человек, плюс 9 врачей, 29 медсестёр и 75 санитаров. Главврач железнодорожной больницы Одессы, которого многие в городе хорошо знали, Пётр Андреевич Дмитриевский был назначен руководителем медперсонала в звании военврача 2-го ранга. На бортах и на палубе ярко-красной краской были нанесены огромные кресты, хорошо видимые с воздуха. На грот-мачте был поднят большой белый флаг также с изображением международного Красного Креста.

Но это не спасало госпитальные судна. С первых дней войны авиация Геринга совершала налёты на них. В июле 1941 года были повреждены санитарные транспорты «Котовский» и «Антон Чехов», а атакованный пикирующими бомбардировщиками «Аджария», весь объятый пламенем, на виду у всей Одессы выбросился на мель близ Дофиновки. В августе такая же участь постигла и судно «Кубань».

Теснимая противником Красная армия в тяжёлых боях несла большие потери. Раненых было очень много. Днём и ночью в любую непогоду на борту «Армении» до изнеможения трудился медперсонал. Корабль совершил пятнадцать невероятно тяжёлых и опасных рейсов с ранеными защитниками Одессы и перевёз около 16 тысяч человек, не считая женщин, детей и стариков, которых члены экипажа размещали в своих каютах.

В обстоятельствах гибели «Армении» много загадочного. В упоминаемой уже «Хронике Великой Отечественной…» говорится, что свои рейсы из Одессы «Армения», а также «Кубань» и учебное судно «Днепр» совершала в сопровождении эсминца «Беспощадный», что, несомненно, уберегало эти суда от дерзких атак немецкой авиации.

Наступление 2-й армии Манштейна на Крым было стремительным, к чему командование ЧФ и в том числе и вице-адмирал Ф. С. Октябрьский были не готовы. Все учения флота перед войной сводились к «уничтожению» крупных морских десантов и боевым походам кораблей Черноморского флота. Никому и в голову не приходило, что оборонять Севастополь придётся со стороны суши.

В октябре и ноябре 1941 года всюду царила неразбериха. Из Севастополя спешно эвакуировали всё, что надо и не надо. Госпитали, оборудованные в штольнях и самом городе, были забиты ранеными, но кто-то дал приказ срочно эвакуировать весь медперсонал. И сейчас, уже в наше время, подъезжая к Севастополю, из окна вагона или автобуса в районе Инкермана можно видеть огромные глыбы и нагромождения камней взорванных расположенных в штольнях госпиталей. По приказу Сталина оттуда были эвакуированы на корабли только легкораненые. Как свидетельствует медсестра этого госпиталя Е. Николаева, «дабы раненые не достались врагу», штольню взорвали вместе с «нетранспортабельными». Взрывными работами руководил представитель СМЕРШа. Два врача отказались покинуть раненых и погибли вместе со всеми.

Сам вице-адмирал Ф. С. Октябрьский держал постоянно при себе быстроходный эсминец «Бойкий» и почти всегда «отбояривался» от задач по формированию конвоев и от охраны пассажирских и госпитальных судов при переходе морем, считая, что этим должны заниматься руководители гражданского флота. Самоустранение Октябрьского от столь важной и ответственной задачи и было одной из причин, что на дно Чёрного моря отправлено столь большое количество лучших пассажирских судов с людьми.

Согласно найденным документам и показаниям очевидцев, удалось восстановить многие события, предшествующие выходу «Армении» в море из Севастопольской бухты 6 ноября 1941 года.

Теплоход стоял на внутреннем рейде и спешно принимал на борт многочисленных раненых и эвакуированных граждан. Обстановка была крайне нервозной. В любую минуту мог начаться налёт вражеской авиации. Основная масса боевых кораблей флота по приказу Октябрьского вышла в море, включая и крейсер «Молотов», на котором была единственная на флоте корабельная радиолокационная станция «Редут-К».

Кроме «Армении», в Карантинной бухте грузился ещё один бывший «рысак», теплоход «Белосток», а у причала Морзавода грузили оборудование и людей на транспорт «Крым». Погрузка шла непрерывно. Капитан Плаушевский получил приказ выйти из Севастополя 6 ноября в 19 часов и следовать в Туапсе. Для сопровождения был выделен только небольшой морской охотник с бортовым номером 041 под командованием старшего лейтенанта П. А. Кулашова.

«Начальник отделения Главной базы 5 ноября получил приказание… госпитали и лазареты свернуть. На „Армению“ было погружено около 300 раненых, медицинский и хозяйственный персонал Севастопольского военно-морского госпиталя (крупнейшего на флоте), во главе с главврачом его, военврачом 1-го ранга С. М. Каганом. Здесь же оказались начальники отделений (с медперсоналом), рентген-техники… Здесь же разместились 2-й военно-морской и Николаевский базовый госпитали, санитарный склад № 280, санитарно-эпидемиологическая лаборатория, 5-й медико-санитарный отряд, госпиталь от Ялтинского санатория. Были приняты на теплоход часть медперсонала Приморской и 51-й армий, а также эвакуированные жители Севастополя…»

Капитан Плаушевский знал, что при отсутствии охранения только тёмная ночь может обеспечить скрытность плавания и не даст возможность авиации противника атаковать «Армению». Каковы же были его удивление и досада, когда ему передали приказ Военного совета флота выйти из Севастополя не в вечерних сумерках, а на два часа раньше, то есть в 17 часов, в светлое время суток. Такой приказ сулил гибель, и некоторые историки склонны были считать, что он исходил из недр абвера адмирала Канариса, от его спецслужб, занимавшихся «дезой».

«Армения», выйдя из Севастополя в 17 часов, ошвартовалась в Ялте только через 9 часов, то есть около 2 часов ночи. Оказывается, в пути последовал новый приказ: сделать заход в Балаклаву и там забрать работников НКВД, раненых и медперсонал, ибо немцы продолжают наступать.

Капитану Плаушевскому доложили, что в Ялте ожидает погрузки «партактив», работники НКВД и ещё одиннадцать госпиталей с ранеными.

Из записок адмирала Ф. С. Октябрьского: «Когда мне стало известно, что транспорт „Армения“ собирается выходить из Ялты днём, я сам лично передал приказание командиру ни в коем случае из Ялты не выходить до 19.00, то есть до темноты. Мы не имели средств хорошо обеспечить прикрытие транспорта с воздуха и моря. Связь работала надёжно, командир приказание получил и, несмотря на это, вышел из Ялты. В 11.00 он был атакован самолётами-торпедоносцами и потоплен. После попадания торпеды „Армения“ находилась на плаву четыре минуты».

Отсутствие документов, уничтоженных в 1949 году и позднее, бросает тень на адмирала Ф. С. Октябрьского, потому что любой историк может заподозрить, что адмирал ищет себе оправдание задним числом, спустя годы после ужасной трагедии. Однако следует признать, что он, как командующий флотом, знал оперативную обстановку на театре, знал, где находится «Армения», знал и время, когда она отвалила от причала, запружённого людьми, знал он и то, что при господстве немецкой авиации в воздухе «Армения», лишённая охранения, представляет собой идеальную мишень для торпедоносцев и пикирующих бомбардировщиков. Поэтому весьма вероятно, что приказ и даже очень строгий «ждать ночи» он действительно передал капитану Плаушевскому, но на «Армении» произошло какое-то зловещее событие, заставившее капитана нарушить приказ Октябрьского. В этом кроется ещё одна тайна гибели теплохода.

Исследуем события и вернёмся назад. Достоверно известно, что первоначальный приказ капитану Плаушевскому был чётко сформулирован: забрать раненых и медперсонал и из Севастополя следовать в Туапсе в ночное время суток. Затем последовал срочный приказ: следовать в Ялту для спасения партактива и раненых. Время выхода теплохода из Севастополя было изменено на два часа. Третий приказ, переданный капитану Плаушевскому, заставил его, не заходя в Балаклавскую бухту, также забрать представителей местной власти и раненых. Четвёртый приказ, переданный капитану «Армении» рано утром Ф. С. Октябрьским 7 ноября, предписывал покинуть Ялту не ранее 19 часов, оказался странным образом нарушен, и капитан отправился в плавание без охранения навстречу своей гибели.

Несомненно, что капитан Плаушевский не подчинился приказу командующего флотом только потому, что вынужден был подчиниться другой власти, оказавшейся на борту, каковой были принятые на борт «Армении» сотрудники НКВД и СМЕРШа. Оставшиеся на причале люди видели, как капитан, прежде чем дать команду отдать швартовы, был разъярён, как загнанный зверь, и громоподобно ругался на чём свет стоит. И это был капитан Плаушевский, которого все сослуживцы характеризовали как исключительно хладнокровного и выдержанного человека. Несомненно, ему угрожали те, кто торопился покинуть Ялту, а за отказ подчиниться угрожали расправой.

Вышедшая рано утром из Ялты «Армения» в сопровождении морского охотника не прошла и тридцати миль, как была атаковала двумя торпедоносцами.

Обратимся к следующему свидетельству катерника с морского охотника МО-04 М. М. Яковлева: «7 ноября, около 10 часов утра, в районе мыса Сарыч над нами пролетел немецкий разведчик, а через непродолжительное время над водой, на бреющем полёте, едва не касаясь гребней волн (погода была штормовой и нас болтало основательно), в наш район вышли два вражеских торпедоносца. Один из них начал делать разворот для торпедной атаки, а второй пошёл в сторону Ялты. Открыть огонь мы не могли, так как крен катера достигал 45 градусов. Торпедоносец сбросил две торпеды, но промазал и они взорвались в прибрежных камнях мыса Айя. Нас поразила сила взрыва - не видели мы до этого более мощного, и почти все разом сказали, что если второй торпедоносец достанет „Армению“, то ей несдобровать».

После торпедирования «Армения» была на плаву четыре минуты. Спаслось лишь несколько человек, в том числе старшина Бочаров и военнослужащий И. А. Бурмистров. Видел гибель теплохода и командир морского охотника старший лейтенант П. А. Кулашов, которого по возвращении в Севастополь целый месяц допрашивали в НКВД, после чего выпустили.

Через немецких ветеранов пытались найти экипаж торпедоносца, атаковавшего «Армению», дабы уточнить детали и координаты гибели теплохода, так как немецкие архивы славятся большой сохранностью документов. Ответ пришёл неожиданный: «архив люфтваффе вывезен в СССР».

В конце сентября 1941 года нацистские войска под командованием Эриха фон Манштейна захватили Перекопский перешеек и проникли вглубь Крыма. Захват полуострова имел большое значение для Адольфа Гитлера — это позволило бы лишить советскую армию авиационных баз и открыло бы немцам беспрепятственный доступ к нефтяным месторождениям Кавказа. К концу октября нацистские войска укрепили свои позиции на полуострове и вынудили советскую армию отступить к Севастополю — главной черноморской базе. В начале ноября началась осада города. Советское командование приняло решение эвакуировать мирное население морским путём по маршруту Севастополь — Туапсе.

До 1941 года по Чёрному морю ходили прогулочные и туристические «крымско-кавказские» теплоходы. Первые теплоходы — «Абхазия», «Грузия», «Украина», «Аджария», «Крым» и «Армения» — появились в середине 1920-х годов. Часть из них строилась в Германии, а часть — в Ленинграде на Балтийском судостроительном заводе. После начала войны «крымчаки», как их называли в народе, были переделаны в санитарно-транспортные суда и отданы медицинской службе Черноморского флота. На них перевозились раненые, дети, женщины и медицинский персонал. Судно «Армения» было самым крупным среди переоборудованных теплоходов. Его водоизмещение составляло около 6 тыс. тонн, длина — 112 метров, а вместимость — около тысячи пассажиров. Под руководством опытного капитана Владимира Плаушевского в течение августа-сентября «Армения» перевезла около 15 тыс. раненых солдат из Одессы на Большую землю. В первых числах ноября войска Манштейна вели обстрелы Севастополя с суши, воздуха и воды. Возникла реальная угроза сдачи города врагу. Руководители обороны Севастополя решили эвакуировать госпитали, лазареты и часть мирного населения в Туапсе на судне «Армения».

Таинственный груз в Балаклаве

Эвакуация началась 6 ноября согласно приказу, поступившему от высшего командования днём ранее. Участник обороны Севастополя, полковник медицинской службы Александр Власов вспоминал о первых днях эвакуации:

«Начальник отделения Главной базы 5 ноября получил приказание... госпитали и лазареты свернуть. На «Армению» было погружено около 300 раненых, медицинский и хозяйственный персонал Севастопольского военно-морского госпиталя (крупнейшего на флоте) во главе с главврачом его, военврачом 1 ранга С.М. Каганом. Здесь же оказались начальники отделений (с медперсоналом), рентгенотехники... Здесь же разместились 2-й военно-морской и Николаевский базовый госпитали, санитарный склад №280, санитарно-эпидемиологическая лаборатория, 5-й медико-санитарный отряд, госпиталь от Ялтинского санатория. Были приняты на теплоход часть медперсонала Приморской и 51-й армий, а также эвакуированные жители Севастополя».

Как только стало известно, что судно готовилось к отправке в Туапсе, в городе началась паника. Каждый хотел спастись, выбраться из-под нескончаемых обстрелов, но небольшая вместимость судна не позволяла взять на борт всех. По разным оценкам, на «Армении» оказались от 4,5 тыс. до 7 тыс. человек, что существенно превышало допустимое число пассажиров. На маршруте Севастополь — Туапсе предполагалась одна плановая остановка в Ялте, однако сразу после отплытия, в 17:00, капитан «Армении» Владимир Плаушевский получил приказ по пути остановиться в Балаклаве. Там судно поджидали катера НКВД для погрузки секретных ящиков, в которых, по одной из версий, находилось золото и ценности из крымских музеев, в частности, картины известных российских художников.

«На «Армению» мы так и не попали»

7 ноября в 2 часа ночи «Армения» прибыла в Ялту. Нацистские войска беспрерывно атаковали город. Е.С. Никулин, человек, не попавший на судно, вспоминал о его прибытии:

«С вечера мы о теплоходе «Армения» ещё ничего не знали. Ночью, часа в два, нас разбудили и повели почти строем по середине улицы в порт. В порту стоял громадный теплоход. Вся пристань и мол заполнены людьми. Мы влились в эту толпу. Посадка на теплоход шла медленно; за два часа мы с пристани продвинулись на мол. Давка неимоверная! Погрузка шла примерно с двух часов и до семи утра. Поперёк мола стояли бойцы НКВД с винтовками и пропускали только женщин с детьми. Иногда прорывались через оцепление мужчины ».

Вместе с ранеными, сотрудниками пионерлагеря «Артек», персоналом главного госпиталя Черноморского флота на борту оказались представители партийного руководства Крыма. В ожидании, пока начальство прибудет к месту посадки, судно простояло в порту на несколько часов дольше запланированного времени. Вера Чистова, которой не удалось попасть на «Армению» в тот день, вспоминала:

«Папа купил билеты, и мы с бабушкой должны были уйти из Ялты на теплоходе «Армения». Ночью 6 ноября на молу было полно народа. Вначале грузили раненых, потом пустили гражданских. Билетов никто не проверял, и на трапе началась давка. Смелые лезли на судно по вантам. В суете с борта скидывали чемоданы, вещи. К рассвету погрузку закончили. Но на «Армению» мы так и не попали».

После того как все оказались на переполненной палубе, судно готово было продолжить путь по маршруту Севастополь — Туапсе. Но адмирал Филипп Октябрьский отдал приказ отправиться после 19:00, с наступлением темноты. В светлое время суток судно могло подвергнуться ударам с воздуха. Однако капитан «Армении» Плаушевский осмелился не выполнить приказ, так как прекрасно понимал, что находиться в незащищённом с воздуха порту было смертельно опасно. В любой момент лётчики вермахта могли нанести удар. По другой версии, давление на капитана со стороны сотрудников НКВД, находящихся на борту, также могло стать причиной более раннего отбытия. Партийные руководители хотели скорее покинуть полуостров, чтобы спастись самим и не позволить нацистам захватить секретный драгоценный груз. 7 ноября в 8 часов утра в сопровождении двух вооружённых катеров и двух истребителей И-153 «Чайка» «Армения» отплыла из Ялты.

«Начался сущий ад»

В июле 1941 года воздушные силы вермахта бомбили госпитальные суда в Чёрном море. Тогда обстрелу подверглись «Котовский» и «Антон Чехов», а позже, в августе, в результате воздушных налётов затонули «Аджария» и «Кубань». В надежде на предотвращение возможных атак с воздуха на борту «Армении» поместили отличительный знак госпитального судна — огромный красный крест. Корабли, на которых изображён такой крест, согласно нормам международного права, не должны были подвергаться обстрелу. Но это не останавливало нацистов. Для защиты от возможных налётов на палубе «Армении» были размещены четыре зенитные пушки «21-К», но и они не спасли её от гибели. Через три с половиной часа после отплытия в 11:25 утра в нескольких километрах от Ялты судно настиг нацистский торпедоносец Heinkel He-111, сбросивший на «Армению» с высоты 600 метров две торпеды. Одна попала в воду, а вторая угодила прямо в носовую часть теплохода. Через несколько минут корабль затонул.

По другой версии, «Армению» разбомбили сразу восемь нацистских Junkers Ju 87. Из всех находившихся на борту (напомним, это порядка 4,5-7 тыс. человек) выжить удалось лишь восьмерым. Среди них была Анастасия Попова. Несмотря на жуткий холод, она, беременная, самостоятельно доплыла до берега. О страшных минутах трагедии Анастасия вспоминала так:

«6 ноября 1941 года я по совету знакомых решила эвакуироваться из Ялты. С большим трудом меня взяли на борт, поскольку «Армения» была и так переполнена ранеными и беженцами. Выйдя в море, теплоход был атакован вражеской авиацией. Начался сущий ад. Взрывы бомб, паника, крики людей — всё смешалось в неописуемом кошмаре. Люди метались по палубе, не зная, куда укрыться от огня. Я прыгнула в море и поплыла к берегу, теряя сознание. Как оказалась на берегу, не помню».

«Число погибших — около 7000 человек»

В день трагедии, 7 ноября, в Москве на Красной площади прошёл парад в честь празднования 24-й годовщины Октябрьской социалистической революции. Во время войны и после её окончания факт трагедии замалчивался, поэтому достоверной информации о месте гибели «Армении» и числе погибших долгое время не было.

Пётр Моргунов — один из организаторов обороны Севастополя — в 1970-х годах в своих мемуарах «Героический Севастополь» о трагедии упомянул вскользь:

« 6 ноября из Севастополя вышел санитарный транспорт — теплоход «Армения» с ранеными бойцами, работниками главного госпиталя и эвакуированными гражданами. Он зашёл в Ялту, где также забрал часть эвакуированных из Симферополя, и утром 7 ноября вышел курсом на Кавказ. В 11 часов 25 минут недалеко от Ялты транспорт, хотя имел отличительные знаки санитарного судна, был торпедирован фашистским самолётом и через четыре минуты затонул. Погибло много жителей, врачей и раненых».

В конце приведённого отрывка имеется сноска на дело №19, хранящееся в Центральном военно-морском архиве. Недавно историкам стало известно , что в 1949 году (по другим данным в 1947 году) оно было засекречено и уничтожено. Некоторая информация о трагедии содержится в третьем томе «Итогового отчёта по боевой деятельности Черноморского флота за время Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.», опубликованном в 1956 году. В очерке сообщалось, что 7 ноября 1941 года на «Армении» погибли 7 тыс. человек, спаслись лишь восемь человек.

Наконец, в книге «Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Чёрном море», изданной историческим отделом Наркомата ВМФ СССР ещё в 1946 году, но лишившейся грифа «совершенно секретно» только в 1989 году, приводятся сведения о времени и координатах нахождения судна во время обстрела. Единственная зацепка для будущих поисков появилась в 1991 году. Ею стала выписка из документа, хранящегося в материалах Музея медицинской службы Черноморского флота. В нём речь шла о 7 тыс. погибших на теплоходе «Армения», подвергшихся атаке с воздуха у посёлка Гурзуф в районе Медведь-горы (Аю-Дага).

Специальное расследование, посвящённое поиску места гибели «Армении», провёл в советские годы капитан II ранга, учёный секретарь Военно-научного общества Севастополя Сергей Соловьёв. Ему удалось ознакомиться с частично сохранёнными архивными документами и с показаниями очевидцев, среди которых было свидетельство катерника с морского охотника «МО-04» М.М. Яковлева, сопровождавшего судно:

«7 ноября, около 10 часов утра, в районе мыса Сарыч над нами пролетел немецкий разведчик, а через непродолжительное время над водой на бреющем полёте, едва не касаясь гребней волн (погода была штормовой и нас болтало основательно), в наш район вышли два вражеских торпедоносца. Один из них начал делать разворот для торпедной атаки, а второй пошёл в сторону Ялты. Открыть огонь мы не могли, так как крен катера достигал 45 градусов. Торпедоносец сбросил две торпеды, но промазал, и они взорвались в прибрежных камнях мыса Айя. Нас поразила сила взрыва — не видели мы до этого более мощного, и почти все разом сказали, что если второй торпедоносец достанет «Армению», то ей несдобровать».

Из этого рассказа следует, что судно «Армения» в то самое утро, 7 ноября, возможно, находилось на пути из Ялты не в Туапсе, а обратно в Севастополь, потому что мысы Сарыч и Айя находятся западнее Ялты, по направлению к Севастополю. Таким образом, письменные свидетельства позволили определить несколько предположительных мест гибели судна, но так или иначе все они находятся в районе ялтинского побережья.

«Возможно, в одной из экспедиций мы проходили мимо «Армении»

В 2005 году группа украинских археологов под руководством Сергея Воронова начала подводные исследования в районе Ялты с целью обнаружения затонувшего судна. В 2006 году к поискам приступил знаменитый американский исследователь Роберт Баллард, который в 1985 году обнаружил «Титаник», а в 1989 году обломки немецкого линкора «Бисмарк». Несмотря на наличие дорогого оборудования и техники, ему не удалось обнаружить «Армению».

По сообщениям СМИ, последняя попытка поиска судна предпринималась в конце июля 2016 года специалистами Главного управления глубоководных исследований Министерства обороны РФ. Результаты поисков до сих пор не известны.

За подробностями о поиске «Армении» RT обратился к Виктору Вахонееву — заведующему отделом подводной археологии Черноморского центра подводных исследований. Он сам являлся участником самых первых поисков судна, которые проводились с 2005 года силами украинских, российских и американских специалистов. В интервью RT Вахонеев отметил, что работы велись на разных глубинах:

«Главная причина, по которой судно не удавалось найти в 2005-2006 годах — это свал глубин. У черноморского дна очень гористый рельеф. Вполне возможно, что в одной из экспедиций мы проходили мимо «Армении», но её крайне сложно идентифицировать среди подводных скал. При сканировании дна образуются зоны теней, где может теоритически находиться судно. Но из-за имеющегося свала процесс сканирования усложняется».

Виктор Вахонеев пояснил, что экспедиции не располагают точными данными о расположении судна. Это связано с тем, что дело о гибели «Армении» в 1947 году было изъято из архивов и сейчас оно под грифом «совершенно секретно» находится в архиве ФСБ. Специалист отметил:

«Мы исходили из времени, когда «Армения» вышла из порта, приплюсовав к нему три часа до момента её затопления. Затем умножили на минимальную, среднюю и максимальную скорость хода. На основе полученных данных прочертили радиус, куда судно могло уйти. Логичнее всего, что «Армения» ушла в сторону Гурзуфа (восточнее Ялты), горы Аю-Даг вдоль берега. Но мы также сканировали дно не только в этой местности, но и в центральном районе Ялты».

По поводу версии о том, что судно направлялось из Ялты обратно в Севастополь, Вахонеев пояснил, что в ней закралась путаница. Катерник, свидетельствующий о том, что он видел «Армению» в районе мыса Сарыч, перепутал его с другим теплоходом — «Лениным». Он подорвался в этой местности на мине в июле 1941 года. По словам Виктора Вахонеева, акватория Сарыча хорошо изучена и следов «Армении» там не обнаружено.

По одной из версий, судно может находиться под слоем ила. Собеседник RT выразил сомнение:

«Это невозможно. Высота борта судна была слишком большой. Ила такой высоты, которая бы превышала параметры судна, просто не бывает. Единственная трудность, препятствующая поиску судна, — горный рельеф дна».

В заключении Виктор Вахонеев отметил, что история гибели «Армении» полна загадок. Так, он выразил сомнение относительно свидетельств Анастасии Поповой, которая сумела доплыть до берега в холодной воде.

До сих пор не известно, удалось ли найти обломки «Армении» во время последних поисков летом 2016 года. Остаётся надеяться, что однажды и в этой истории будет поставлена точка.

Эдуард Эпштейн