Пять спорных территорий россии - рав авром шмулевич. Территориальные претензии: кто сколько хочет от России

Реферат на тему:

“Спорные территории”

Ученика 8”А” класса

лингвистической гимназии №13

Коростылева Владимира

Научный руководитель: Локтева Галина Ивановна

I.Введение…………………………………………стр.1

II.История открытия и освоения Курильских островов и острова Сахалин……………………..стр.2

III.Проблема “Северных территорий” после второй

Мировой войны…………………………………..стр.4

IV.Заключение…………………………………..стр.10

V.Библиография…………………………………стр.11

Начинаются процессы глобализации, страны активно друг с другом сотрудничают, но все-таки остались нерешенные проблемы, территориальные вопросы, например спор по поводу Западной Сахары между Мавританией и Марокко, по поводу острова Майоте (Маоре) между Францией и Федеральной Исламской Республикой Коморские Острова, по поводу Фолклендских (Мальвинских) Островов между Великобританией и Аргентиной, Война за независимость Палестины и т.д. Россия тоже в числе спорщиков, Япония предъявляет права на южную часть Курильского архипелага. Об этом я и собираюсь говорить в своем реферате.

Проблема “Северных” территорий

Древняя и средневековая история Сахалина и Курильских островов полна тайн. Так, сегодня мы не знаем (и вряд ли когда-нибудь узнаем), когда на наших островах появились первые люди. Археологические открытия последних десятилетий позволяют сказать только, что это произошло в эпоху палеолита. Загадкой остается и этническая принадлежность населения островов вплоть до появления здесь первых европейцев и японцев. А они появились на островах только в XVII столетии и застали на Курилах

и южном Сахалине айнов, на северном Сахалине - нивхов. Вероятно уже тогда в центральных и северных районах Сахалина жили ульта (ороки). Первой европейской экспедицией, оказавшейся у курильских и сахалинских

берегов, стала экспедиция голландского мореплавателя М.Г.Фриза. Он не только исследовал и нанес на карту юго-восток Сахалина и Южные Курилы, но и провозгласил Уруп владением Голландии, что, однако, осталось без

каких-либо последствий. Огромную роль в изучении Сахалина и Курильских островов сыграли и русские землепроходцы. Сначала - в 1646 г. - экспедиция В.Д.Пояркова открывает северо-западное побережье Сахалина, а в 1697 г. В.В.Атласов узнает о существовании Курильских островов. Уже в 10-е гг. XVIII в. начинается процесс изучения и постепенного присоединения Курильских островов к Российскому государству. Успехи России в освоении Курил стали возможны благодаря предприимчивости, мужеству и терпению Д.Я.Анциферова, И.П.Козыревского, И.М.Евреинова, Ф.Ф.Лужина,

М.П.Шпанберга, В.Вальтона, Д.Я.Шабалина, Г.И.Шелихова и многих других российских исследователей -землепроходцев. Одновременно с русскими, которые двигались вдоль Курил с севера, на Южные Курилы и крайний юг Сахалина начинают проникать японцы. Уже во

второй половине XVIII в. здесь появляются японские фактории и рыбалки, а с 80-х гг. XVIII в. - начинают работать научные экспедиции. Особую роль в японских исследованиях сыграли Могами Токунай и Мамия Риндзо.

В конце XVIII в. исследования у берегов Сахалина вели французская экспедиция под командой Ж.-Ф.Лаперуза и английская - под командой В.Р.Броутона. С их работой связано появление теории о полуостровном положении Сахалина. Свой вклад в эту теорию внес и российский

мореплаватель И.Ф.Крузенштерн, который летом 1805 г. безуспешно пытался пройти между Сахалином и материком. Точку в споре поставил Г.И.Невельской, который в 1849 г. сумел найти судоходный пролив между островом и материком. За открытиями Невельского последовало присоединение Сахалина к России. На острове один за другим возникают русские военные посты и селения. В 1869-1906 гг. Сахалин был крупнейшей каторгой в России. С начала XIX в. Сахалин и Курилы становятся объектом российско-японского территориального спора. В 1806-1807 гг. на Южном Сахалине и Итурупе русскими моряками были разгромлены японские поселения. Ответом на это стал захват японцами на Кунашире русского мореплавателя В.М.Головнина. На протяжении двух последних столетий русско-японская

граница неоднократно менялась. В 1855 г. в соответствии с Симодским договором граница прошла между островами Уруп и Итуруп, Сахалин же был оставлен неразделенным. В 1875 г. Россия передала Японии принадлежавшие ей Северные Курилы, получив взамен все права на Сахалин. Начало XX столетия Сахалин и Курильские острова встретили в составе разных государств. Сахалин входил в состав Российской империи, Курильские острова - в состав Японской империи. Вопрос о территориальной принадлежности островов был решен российско-японским

договором, подписанным в 1875 году в Санкт-Петербурге. В соответствии с Санкт-Петербургским договором Япония уступила России все свои права на Сахалин. Россия же в обмен на это уступила принадлежавшие ей Курильские

острова. В результате поражения России в русско-японской войне 1904-1905 гг. Японии удалось отторгнуть у нее Южный Сахалин. В 1920-1925 гг. под японской оккупацией находился Северный Сахалин.

В последний раз российско-японская граница претерпела изменения в 1945 г., когда наша страна в результате победы во второй мировой войне вернула себе Южный Сахалин и Курильские острова. В августе-сентябре 1945 года Советы с одобрения США оккупировали все Курилы, и в 1946 году Оккупационная Администрация США объявила японскому правительству, что вся цепь Курил, включая Хабомаи, исключена из территории Японии. В 1951 году Япония начала мирные переговоры со США и их союзниками. Москва участвовала первое время, но затем вышла из переговоров под предлогом разногласий относительно действий США в холодной войне. Несмотря на это окончательный текст Сан-францисского мирного договора устанавливает совершенно однозначно, что Япония "отказывается от всех прав, претензий и п1ритязаний на Курильские острова".

В это время ведущий переговоры с японской стороны премьер-министр Сигеру Йосида публично заявил, что Япония недовольна такой формулировкой, особенно в отношении южной части островов. В административном отношении Хабомаи и Шикотан под японским управлением

всегда относились к Хоккайдо, а не к Курилам. Что касается Итурупа и Кунашира, то историческая судьба этих двух островов отличается от судьбы остальных Курил, права России на которые были признаны Японией еще в 1855 году.

Тем не менее Йосида подписал договор. Все, чего ему удалось добиться от американцев, представленных ярым антикоммунистом госсекретарем Джоном Фостером Даллесом, было заявление, что если уж Япония питает столь сильные чувства к Хабомаи, она может попытаться

обратиться Международный суд. Относительно японских претензий на остальные острова - ответом было очень громкое молчание.

В 1955 году Япония начала попытки заключить отдельный мирный договор с Москвой. Япония понимала слабость своей позиции относительно островов. Но она надеялась, что есть возможность получить хоть какие-то

уступки относительно Хабомаи и Шикотана и добиться того, чтобы США, Франция и Британия признали, что хоть эти острова не относятся к Курилам, от которых Япония отказалась в 1951 году.

К удивлению Токио Советы согласились с таким требованием: они хотели остановить Токио от сближения со США. Но консерваторы в МИД"е, боясь любого японо-советского примирения, немедленно вмешались и включили Итуруп и Кунашир в перечень территориальных претензий. Москва сказала "нет", и консерваторы успокоились.

Тем не менее в 1956 году премьер-министр Итиро Хатояма решил попытаться вырваться из тупика и послал своего консервативного министра иностранных дел Мамору Сигэмицу в Москву с полномочиями вести мирные переговоры.

Сигэмицу начал со стандартных уже японских требований Итурупа и Кунашира, - - получил немедленно отказ. Однако Советы вновь предложили вернуть Шикотан и Хабомаи при условии, что будет подписан мирный

договор. Сигэмицу решил принять это предложение. Однако когда новости о возможном соглашении просочились наружу, токийские антикоммунистические

консерваторы вновь приступили к решительным действиям.

Сигэмицу был отозван и на пути домой был "перехвачен" все тем же Джоном Фостером Даллесом, который всего за пять лет до того заставил японцев отказаться от Курильских островов, включая большую часть того, что ныне зовется Северными территориями. Даллес предупредил, что, если Япония перестанет претендовать на все Северные территории, США не

станет возвращать японцам Окинаву. Токио тут же разорвал переговоры с Москвой.

Ученые немало спорили о том, как же это Даллес умудрился сделать такой поворот на 180 градусов. Одна из теорий утверждает, что в 1951 году США знали, что если они не станут соблюдать ялтинские соглашения по Курилам, Москва может перестать соблюдать ялтинские

соглашения по Австрии - проблема эта практически исчезла к 1956. Еще одна интересная теория, выдвинутая профессором Кимитадой Мива из Университета Софии в Токио утверждает, что американская позиция 1951 года была результатом сделки с Советами, закрепившей решением Совета безопасности ООН Микронезию за США тремя годами ранее.

И, наконец, есть такая теория, что коварный Даллес все обдумал и спланировал заранее. Его намерением с самого начала было заставить Японию отказаться от Курил в 1951 году и, зная, что японцы станут позднее пытаться вернуть острова, включить в мирный договор статью,

Позволяющую США обратить в свою пользу любую уступку, которые японцы могли бы в будущем сделать русским. Короче говоря, если Япония позволяет Советам удержать хоть часть Курил, США удерживают Окинаву. Сегодняшняя японская позиция полностью игнорирует все описанные выше тонкости. Она попросту утверждает, что Северные территории есть исконные японские земли ("кою но рёдо") и как таковые должны быть возвращены. В том же, что касается Сан-Францисского договора, Токио выдвигает два крайне спорных аргумента. Первый заключается в том, так как в договоре не сказано, кто именно должен получить те самые Курилы, от которых Япония отказалась, то на них может претендовать кто угодно, в том числе и сама Япония. Другой аргумент - что Северные территории не относятся к тем Курилам, от которых Япония отказалась, да и не могут относиться, будучи опять же "исконными японскими землями". С последним аргументом, однако, не все в порядке. Если бы Япония в самом деле не отказывалась от Северных территорий в 1951, то почему бы это Йосида заявлял всему миру в 1951, что он-де огорчен потерею Северных территорий? По возвращении из Сан-Франциско он предстал перед парламентом и получил запрос, включает ли термин "Курильские острова", использованный в Сан-Францисском договоре, Итуруп и Кунашир. Управление по договорам министерства иностранных дел, отвечая официально на этот запрос по поручению премьер-министра, ответило парламенту 19 октября 1951: "к сожалению, да, включает". В течение последующих лет официальные представители МИД"а комментировали этот ключевой момент так: что ответ парламенту 19 октября был: а) неправильно понят, б) устарел, и, наконец, в) был "кокунай муки", то есть "для внутреннего употребления", - иначе говоря, иностранцам вроде меня не следует совать свой нос в такие дела. Официальные представители МИД"а также любят указывать энергичную поддержку со стороны США, которые, начиная с 1956 года официально утверждают, что Итуруп и Кунашир определенно не относятся к территориям, от которых Япония отказалась в Сан-Франциско. Ясно, что США, говорящие прямо противоположное тому, что они же говорили в 1951, попросту применяют маленькую уловку в стиле холодной войны, чтобы держать Токио и Москву на ножах, - но такое предположение вежливо игнорируется. Но не только США участвовали в этом процессе. В 1951 году Британия сыграла важную роль в том, чтобы заставить Японию отказаться от Курил, и британское посольство в Токио имеет в своих архивах доклад от 1955 года, где неожиданное требование японцами Итурупа и Кунашира названо "забавным и наивным". Сегодня же Британия поддерживает то же самое требование как совершенно разумное. Австралия, которая в 1951 году предпринимала усилия для того, чтобы предотвратить какие либо уступки Йосиде по территориальным вопросам (из опасения, что послевоенная Япония использует любую неопределенность с границами в качестве предлога для милитаризации) сегодня также безоговорочно поддерживает японскую позицию. Короче говоря, то, что началось как мероприятие по наказанию Японию за агрессию времен войны ревратилось в успешнейшую операцию холодной войны по удержанию Японии в лагере Запада. Я не предлагаю полностью отбросить японскую позицию. Если бы Токио сослался на ту неохоту, с какой Йосида отказывался от Курил, и особенно от южной их части в Сан-Франциско и представил бы некие секретные документы, демонстрирующие, чем именно США принудили его сдаться, - это составило бы хорошую юридическую базу для того, чтобы добиваться пересмотра этой части мирного соглашения. Но сегодня Япония находится в ловушке собственных заявлений о том, что она якобы никогда не отказывалась от Северных территорий, так что не смеет более сказать правду о том, что же именно произошло в 1951 году. Для нее легче валить все на бывший Советский Союз, чем на США. Она тщетно настаивает на возврате Москвой этих "исконных земель", не понимая, что перед лицом именно такого требования Москва не может уступить, даже если бы и хотела, - из боязни создать прецедент, который позволит другим ее соседям предъявить права на бывшие "исконные земли". Предложение Хасимото, что Москва может контролировать территории еще несколько лет при условии, что она признает японский над ними суверенитет, показывает, насколько неадекватно в Токио воспринимают как законы международной дипломатии, так и русский менталитет. Тем временем большинство японцев, даже образованных, совершенно забыли, что именно случилось тогда, в 50-е годы, и пребывают в убеждении, что требования Токио абсолютно законны. Правительство понуждают продолжать переговоры в жестком ключе и игнорировать регулярные намеки Москвы, что она все еще готова вернуть Шикотан и Хабомаи. Такой спор обречен на вечное продление. А Джон Фостер Даллес хихикает себе в гробу.

Я считаю, что Курилы должны принадлежать России, т.к. Япония отказалась от них в 1951 году и уже поздно отказываться от своих решений она проиграла в войне и должна стерпеть лишения, связанные с этим. Ведь если все народы будут требовать свои земли, то не станет таких государств как США, Великобритания, Россия и т.д. А во-вторых, Россия с Японией всё еще в состоянии войны, и с начала нужно подписать мирный договор, а только потом разговаривать о территориальных спорах.

Территориальный спор - международный спор между государствами по поводу юридической принадлежности определенной территории. Не являются территориальным спором демаркационные разногласия сторон, а также односторонняя территориальная претензия.

В настоящее время примерно 50 стран мира оспаривают те или иные территории у своих соседей. По подсчетам американского исследователя Дэниела Пайпса, в Африке насчитывается 20 подобных споров, в Европе - 19, на Ближнем Востоке - 12, в Латинской Америке - 8.

На постсоветском пространстве самый серьезный территориальный спор возник из-за Нагорного Карабаха , территории на юго-западе Азербайджана, населенной армянами. В 1991-1994 гг. между Арменией и Азербайджаном велась война за территорию Нагорного Карабаха. В наше время Нагорный Карабах является де-факто независимым государством, именующим себя Нагорно-Карабахской Республикой. Азербайджан и международное сообщество считают Нагорный Карабах частью Азербайджана.

В декабре 1963 г. в связи с обострением отношений между кипрскими греками и турками, вызванным вмешательством извне во внутренние дела Кипра , прекратилась совместная деятельность греческих и турецких членов Палаты представителей. Турки-киприоты не участвуют в работе Палаты представителей, Совета министров и других государственных органов Кипра. Греческая общинная палата упразднена в марте 1965 г. Турки-киприоты в декабре 1967 г. создали “временную турецкую администрацию”.

Исполнительный совет “временной турецкой администрации” во главе с вице-президентом республики осуществлял исполнительную власть в турецких районах Кипра. 13 февраля 1975 г. руководство турецкой общины провозгласило в одностороннем порядке в северной части острова так называемое “Турецкое федеративное государство Кипр”. Рауф Денкташ был избран “первым президентом” “Турецкого федеративного государства Кипр”. В июне 1975 г. турецкой общиной была одобрена конституция этого “государства”. 15 ноября 1983 г. законодательная ассамблея “Турецкого федеративного государства Кипр” провозгласила в одностороннем порядке т. н. независимое турецко-кипрское государство, которое называется “Турецкая республика Северного Кипра”. “Турецкая республика Северного Кипра” до сих пор признана только Турцией.

Некоторые острова Курильской гряды являются предметом территориальных претензий Японии к России. Заключение мирного договора японцы увязывают с решением проблемы Южных Курил .

Кашмир является спорной областью на крайнем севере Индийского субконтинента. Индия предъявляет права на всю ее территорию. Пакистан и Китай оспаривают права Индии, причем Пакистан вначале выдвигал претензии на обладание всей областью, а в настоящее время фактически включил в свой состав северо-западную часть Кашмира. Под китайским контролем находится северо-восточная часть территории Кашмира. Остальную часть занимает индийский штат Джамму и Кашмир.

Одной из самых важных проблем в отношениях между Китаем и Индией на протяжении последних пятидесяти лет остается неразрешенный территориально-пограничный спор вокруг Тибета . 25 августа 1959 г. произошел первый получивший широкую огласку китайско‑индийский вооруженный инцидент. Вслед за этим инцидентом КНР предъявила Индии значительные территориальные притязания.

Не урегулирован конфликт между Сирией и Израилем за Голанские высоты . В 1967 году они были оккупированы Израилем. В 1973 г. ООН установила буферную зону между войсками Сирии и Израиля. В 1981 году высоты аннексированы Израилем. Новый статус не признан мировым сообществом.

Аргентина претендует на Фолклендские (Мальвинские) острова в Южной Атлантике. Споры между Аргентиной и Великобританией о принадлежности островов начались в начале 19 века, когда на островах появились первые британские поселенцы.

Между Канадой и Данией разгорается спор о территориальной принадлежности острова Ханс , расположенного вблизи Гренландии. На шельфе между Гренландией и Хансом были обнаружены крупные залежи нефти и газа, и обе страны претендуют на эти ресурсы.

Имеющие стратегическое значение острова Басса да Индиа, Европа, Хуан де Нова и Глориозо (Индийский океан вблизи африканского побережья Мадагаскара) являются предметом спора между Францией и Мадагаскаром. Ныне контролируются Францией.

В декабре 1996 года скалы Имиа (греческое название) или Кардак (турецкое) в Эгейском море стали поводом для конфликта между Грецией и Турцией. Конфликт был остановлен международным сообществом, но обе страны не отказались от своих претензий.

Архипелаг Чагос в Индийском океане, состоящий из 65 островов, крупнейший из которых - Диего-Гарсия, площадью 40 кв. км, является предметом спора между Маврикием и Великобританией.

Архипелаг Спратли в Тихом океане - предмет спора между Китаем, Тайванем, Вьетнамом, Малайзией и Филиппинами. На часть архипелага с 1984 года также претендует Бруней. Борьба за эти острова многократно приводила к вооруженным конфликтам. В частности, в 1974 году произошло морское сражение между ВМФ Китая и Южного Вьетнама.

Парасельские острова в Южно-Китайском море являются предметом спора между Китаем и Вьетнамом. Китай захватил острова в 1974 году, в настоящее время там располагается военно-воздушная база, построенная Китаем.

Острова Сенкаку в Восточно-Китайское море ныне являются предметом спора между Японией, Китаем и Тайванем, но контролируются японским ВМФ. Вблизи них обнаружены запасы нефти.

Острова в заливе Кориско Бэй на побережье Западной Африки, крупнейшим из которых является остров Багне, площадью несколько сот квадратных метров, являются предметом спора между экваториальной Гвинеей и Габоном. Причина спора - в неурегулированности государственных границ, образовавшихся еще в колониальную эпоху.

Острова Сан-Андрес и Провиденсиа в Карибском море являются предметом спора между Никарагуа и Колумбией. Этот территориальный спор крайне сложно разрешить, потому что от принадлежности островов зависят морские границы не только Никарагуа и Колумбии, но и Коста‑Рики, Гондураса, Ямайки и Панамы.

Остров Абу Муса и острова Танб (Индийский океан, Персидский залив, Ормуздский пролив) - предмет спора между Ираном и Объединенными Арабскими Эмиратами. Ныне острова контролируются Ираном, который взял их под контроль в 1971 году. Конфликт между Ираном и ОАЭ периодически разгорается и переходит в фазу обмена резкими заявлениями.

Наиболее мирно протекает спор за территории Антарктиды , на которые претендуют семь государств: Австралия, Франция, Норвегия, Новая Зеландия, Аргентина, Чили и Великобритания, причем последние три страны оспаривают ряд территорий ледового континента друг у друга. Так как все претенденты на территорию являются участниками Договора по Атлантике, подписанного в 1959 году, признающего шестой континент зоной мира и международного сотрудничества, свободной от оружия, то переход этих споров в военную стадию практически невозможен.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

В 2014 году Крым «вернулся в родную гавань». Насколько это правомерно, с точки зрения международного права, мы рассуждать не будем. Но факт остается фактом: Украина считает это аннексией, и маловероятно, что в ближайшем будущем признает эту территорию за Россией. Это означает одно: спорные приграничные территории России надолго будут камнем преткновения в международной политике. Однако Украина - не единственная держава, которая имеет претензии к нам. Спорные уже много лет создают трудности в международной политике. Какие государства и почему хотят откусить кусок земли от нас? Постараемся разобраться.

В состоянии войны

Мало кто знает, но де-юре наша страна находится официально в состоянии войны с соседской страной. Нет, не с Украиной, как многие могут подумать. Несмотря на громкие высказывания «оккупации Россией», никакого объявления со стороны режима Порошенко не последовало. Агрессивная риторика звучит только для внутреннего электората.

Мы на сегодняшний день в состоянии войны с Японией по двум причинам:

  • Россия официально является правопреемникам СССР. Это значит, что все международно-правовые договоры единой теперь относятся напрямую к нам. Одни говорят, что это несправедливо. Мол, республик было много, а отвечает одна Россия. Но об этом надо было спрашивать наших депутатов в начале девяностых, которые получили весь золотой запас Союза и место постоянного члена в Совете Безопасности с правом вето на любые решения ООН.
  • Именно мы владеем землями, доставшимися нам после развала СССР, на которые претендует восточный сосед.

Что от нас хочет Япония?

Спорные территории России и Японии находятся среди Курильских островов и на Сахалине. Курилы включают в себя четыре острова, которые являются частью нашей страны: Итуруп, Кунашир, Шикотан и архипелаг Хамобаи. В 1956 году СССР готов был передать два острова (Хамобаи и Шикотан). Себе же мы хотели оставить Итуруп и Кунашир, в которых уже создана мощная военная инфраструктура, а сами острова считаются стратегическими объектами. Страна восходящего солнца уже была готова на уступки, однако вмешались США. Они потребовали от Японии не заключать подобные соглашения и настаивали на возвращении всех островов. Однако СССР на это не пошел. В итоге никто никому ничего не передал. Спорные территории России и Японии находятся у нас. Углубимся в историю. Когда именно возникла проблема?

Синодский трактат о дружбе и торговле

Спорные территории России (Курильские острова) не всегда нам принадлежали. В 1855 году Николай I подписал с Японией договор о торговле, по которому Российская империя не имеет исторических претензий на четыре спорных острова. Современные скептики считают, что это был вынужденный шаг. Россия была втянута в Крымскую войну, в которой мы воевали сразу против всех развитых стран Европы. То есть Николаю I пришлось искать союзников на Востоке, однако кроме Японии там никого не было. Да и она была еще слаба в военном и экономическом отношении. Только-только начала выходить из самоизоляции.

Позиция противников передачи Курильских островов основана на том, что именно Россия открыла эти острова, что не совсем верно. Между ними и основными японскими территориями расстояние такое, что они наблюдают друг друга из подзорной трубы. «Открывать» эти территории японцам смысла не было. Они и так были, по сути, открыты и находились под их управлением еще в 17 веке.

Обмен территориями

Синодский трактат (1855 г.) не решал вопрос о Сахалине. На этой территории жили как японцы, так и русские. Исторически получилось так, что наши соотечественники заселили север, а азиаты - юг. В результате Сахалин стал совместной территорией, однако де-юре прав не было ни у кого. Положение изменил договор 1875 года. По нему все острова на Курилах передавались Японии, а Сахалин отходил к нашей стране. Таким образом, исторически спорные территории России (Курильские острова) должны принадлежать Стране восходящего солнца, если бы не дальнейшие события.

Русско-японская война

Русско-японская война 1904-1905 закончилось подписанием По нему Россия отдавала южный Сахалин. Это дает повод сторонникам империализма утверждать, что трактат 1905 года зачеркнул все предшествующие. Из этого следует, что предыдущие соглашения о передаче Курильских островов можно не соблюдать. Однако царский режим, Временное правительство и коммунисты в 1917 году документально не оспаривали данные территории.

Вторая мировая война

Великая Отечественная война закончилась в мае 1945 года. Однако Вторая мировая еще продолжалась. Япония была сильнейшим государством на Тихом океане после США. Квантунская армия в Манчжурии, Корее и Монголии насчитывала до миллиона человек с высоким моральным духом. Советский Союз согласился на переброску армии из Германии на восток при санкционировании союзниками обратной передачи Южного Сахалина и спорных Курильских островов. После одобрения Запада наши деды вместо того, чтобы разойтись по домам и налаживать мирную жизнь, еще до 2 сентября были втянуты в военные действия. Из-за этого, как и предполагалось, появились спорные территории России.

Итоги противостояния с Японией

Современные прозападные правозащитники в один голос утверждают о «незаконной оккупации» Курильских островов. Конечно, исторически можно согласиться, что они не принадлежали нашей стране изначально. Однако правозащитники забывают, что после поражения в Русско-японской войне 1904-1905 гг. Южный Сахалин отошел к азиатскому государству. Результатом войны часто являются территориальные приобретения. Если использовать данный принцип в построении международных границ, то многие страны должны полностью перекроить свои границы.

«Екатерина, ты была не права?»

Существуют ли спорные территории России и США? Каждый российский патриот скажет - «конечно». Аляска, которую продала, а некоторые даже утверждают, что отдала в аренду якобы императрица Екатерина II. Откуда идет такой миф? Непонятно. Но продажа Аляски состоялась относительно недавно. В 1867 году Россия продала эту территорию за 7.2 млн долларов. Конечно, можно сказать, что тогда это были большие деньги. Но на самом деле это не так. Все территории, которые США отвоевывали у других стран (Англия, Испания, Мексика) впоследствии были куплены. И суммы эти были в два раза больше - от 14 млн долларов. Фактически Александр II продешевил в два раза. Однако попытаемся разобраться, зачем это было сделано?

О своих намерениях продажи Аляски император Александр заявлял за 10 лет до этого. Историки нашли переписку с братом Константином. В ней император советовался по поводу продажи североамериканских владений. Зачем он это сделал? Была ли в этом необходимость? Если говорить объективно, то да, так как целесообразность такому договору подтверждается следующими фактами:

  • Слабость России в военном, экономическом плане. Наша страна физически не могла закрепиться на этой территории. Кроме того, необходимо было выбирать: закрепляться в Америке или на Дальнем Востоке. Потеря и того и другого была реальностью. Правительство правильно решило, что сохранение Америки при потере Дальнего Востока впоследствии приведет и к потере первой составляющей.
  • Набирающие силы Соединенные Штаты. Конечно, к 1867 году сами США не собирались забирать Аляску у России, как они это сделали с Мексикой, Испанией и Францией. Но идея «единой Америки» уже тогда летала в воздухе. Аляска была лишь делом времени. К 1867 году Штатам было просто не до России с северными территориями. К тому же экспансия населения на Аляску создавала угрозу бесплатного воссоединения с остальными Штатами населением. В этом случае Россия не получила бы ничего.
  • Союзнические отношения с США и враждебность Старой Европы. Россия в это время окружила себя врагами. Крымская война показала, кто есть кто. В этой ситуации император принял решение передать североамериканские территории своим союзникам за деньги, так как вероятность захвата этой территории со стороны Англии или Франции была велика. Наш парусный флот уже не мог противостоять пароходам, тем более на столь отдаленных землях от столицы.

Итог: Аляску продали за половину стоимости, которую США платили врагам после войны за присоединения. Выводы напрашиваются сами. США эта территория в это время тоже не особо была нужна. Конгресс не хотел ее покупать. О том, что будет через 100-150 лет, мало кто предполагал. Об огромных природных богатствах этой территории тоже никто не догадывался.

Однако наличие спорных территорий России и США есть и без Аляски.

Договор 1867 года хоть и отчуждал от нас североамериканские земли, однако пограничная морская линия не была окончательно определена. Стороны предлагали разные методы разграничения:

  • Россия - локсодромию. На карте прямая линия, изгиб на плоскости.
  • США - ортодромию. На карте изгиб, на плоскости прямая.

В результате сошлись на альтернативном варианте: линия была посередине между локсодромией и ортодромией. Однако до конца этот конфликт не урегулирован. США воспользовались слабостью СССР, и навязали новый договор в 1990 году, который значительно ухудшал наше положение в этом регионе. Но до сих пор договор не был ратифицирован нашей страной, что дает право считать его ничтожным. Сейчас эта территория считается спорной, а действия, которые хоть как-то могут обострить отношения на этой территории, не предпринимаются.

Спорные территории России с другими странами

Однако Япония и США - не единственные страны, с которыми возникают подобные проблемы. Наличие спорных территорий со затормаживают международное сотрудничество. Какие еще государства имеют к нам претензии? Их на самом деле не так уж и мало:

  • Норвегия;
  • Украина;
  • Эстония;
  • Китай;
  • Дания;
  • Канада;
  • Исландия;
  • Швеция;
  • Финляндия;
  • Азербайджан;
  • Туркменистан;
  • Казахстан;
  • Иран;
  • Литва;
  • Латвия;
  • Монголия.

Список, конечно, внушительный. Но почему столько много стран? Дело в том, что спорные территории России и сопредельных государств - это не только земли, острова, но и водные шельфы, морские приграничные районы. Много стран относится к Арктическим державам. Сегодня идет битва за новый континент. Пока только юридическими и научными методами.

Битва за Арктику

Сразу несколько государств борются за Арктику. Это единственный материк, который не участвовал в колониальном разделе. Оно и понятно: кому нужны льды? Так было до того момента, пока человечество не могло технически и экономически развивать новые месторождения углеводородов на севере. Но ситуация поменялась. Высокие цены на нефть, развитие науки и техники сделало выгодным извлечение газа и нефти с северных льдов. Сразу несколько стран втянулись в новый колониальный раздел: Россия, Канада, США, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия. В общем, те страны, кто непосредственно граничит с Арктикой.

На юге акваторию Каспийского моря не могут поделить Иран, Казахстан, Россия, Азербайджан, Туркменистан.

Спорные территории России и Финляндии: дело не только в Арктике

Россия и Финляндия имеют претензии не только по поводу Арктики. Камнем преткновения с северным соседом является Карелия. До Зимней Кампании 1939 года советско-финская граница проходила чуть севернее Санкт-Петербурга. Руководство СССР понимало, что в случае надвигающейся войны эта территория будет хорошим плацдармом для вторжения в нашу страну. После некоторых провокаций началась Зимняя война 1939-1940-х годов.

В результате СССР понес большие людские потери и не готов был к такой войне. Однако результат был положительный: территория Карелии вошла в состав Союза. Сегодня финские реваншисты требуют от России возвращения этих земель.

«Ты что, царская твоя морда, казенными землями разбрасываешься?»

Хочется вспомнить знаменитую фразу из знаменитой кинокомедии. Но тут не до смеха. До 2010 года существовали спорные территории России и Норвегии в акватории Баренцева моря. Речь идет о бассейне в 175 тыс. кв. км. До 2010 года стороны нашли компромисс: обе страны занимаются рыболовством здесь, а добыча углеводородов оказалась под запретом. Все бы ничего, но геологи нашли здесь огромнейшие запасы. И здесь, как говорится, «снесло крышу» нашим чиновникам. Россия добровольно отказалась от 175 тыс. кв. км. акватории рыболоведческих промыслов в обмен за совместную добычу газа и нефти. Шаг недальновидный, особенно при сегодняшних низких ценах на нефть. Кроме того, целая отрасль северного рыболовства была уничтожена одной подписью.

Все для Китая?

Норвегия - не единственная страна, которая получила щедрый территориальный подарок от нас. Существовали спорные территории России и Китая. В 2004 году наша страна отдала «поднебесной» спорный остров Тарабаров и часть острова Уссурийский. Однако не все так просто. Получив одну часть территории, Китай сразу же требует другую. Теперь мы должны, по словам китайских историков, отдать часть территории на Алтае и на Дальнем Востоке. А про огромные территории в Забайкалье, которые отдали в аренду на полвека, мы говорить не будем. Сегодня это наши территории, пока еще, но что будет через 50 лет? Время покажет.

"Огонек" представляет десятку завершенных и пока не решенных территориальных споров между субъектами Российской Федерации


Подготовила Ольга Шкуренко


1. Сунженский и Малгобекский районы


Конфликт возник в 1992 году после разделения Чечено-Ингушской АССР. Ингушский президент Руслан Аушев договорился с лидерами Ичкерии, что они не будут "делить районы". С тех пор вопрос о границе между регионами не решен. Конфликт обострился в 2012-м, когда глава Чечни Рамзан Кадыров, обвинив соседей в захвате "исконно чеченских земель", пообещал документально доказать свои притязания. Сейчас в Сунженском районе учреждены две администрации — чеченская и ингушская, а Малгобекский находится под управлением Магаса.

2. Пригородный район


Осенью 1992 года спор о принадлежности Пригородного района вылился в вооруженной конфликт между осетинами и ингушами, прекратившийся лишь после введения федеральных войск и унесший жизни свыше 500 человек. Район был передан Северной Осетии в 1944 году после депортации ингушей и ликвидации Чечено-Ингушской автономии. Конфликт остается в замороженном состоянии, также не решен вопрос о возвращении беженцев, покинувших свои дома в 1992 году.

3. Норильск


С 1992 года власти Красноярского края и Таймырского автономного округа спорили о распределении налогов от норильского ГМК. Дело в том, что расположенный на территории округа Норильск в 1953 году указом Президиума Верховного Совета РСФСР был передан в краевое подчинение. Дважды — в 1995 и 2002 годах — в спор лично вмешивались президенты РФ, поддержавшие Красноярск. После последнего обострения возникла идея об объединении регионов, ее реализация свела конфликт на нет.

4. Сокольский район


В феврале 1994 года Совет Федерации одобрил передачу Сокольского района Ивановской области под юрисдикцию Нижегородской. Местные жители добивались этого еще с 1950-х годов, поскольку после заполнения Горьковского водохранилища они оказались отсеченными от основной территории Ивановской области. В 1993 году был проведен местный референдум, на котором 80 процентов участников высказались за переход. После этого власти регионов договорились об изменении границ.

5. Шереметьево, Щербинка и МКАД


С середины 1990-х Москва и Московская область не могли договориться о принадлежности около 30 участков. Предпосылкой традиционно была правовая неопределенность времен СССР. Самые острые споры развернулись вокруг территории аэропорта Шереметьево (в 2006 году Высший арбитражный суд РФ закрепил ее за Подмосковьем), 390 га в Щербинке (в 2008 году Верховный суд отдал ее Москве) и земель, прилегающих к внешней стороне МКАД. Только в 2011 году в рамках процесса расширения Москвы стороны договорились об урегулировании взаимных претензий.

6. Черные земли


В январе 2003 года президиум Высшего арбитражного суда признал незаконными притязания Калмыкии на "Черные земли" --390 000 га на границе с Астраханской областью. Дело инициировала Элиста, которая давно пыталась получить эти территории. Истоки спора лежат в событиях 1940-1950-х годов, когда Калмыцкая АССР была на время ликвидирована, а ее земли разделены между соседями. В 2004 году после продолжительных переговоров Калмыкия также отказалась от притязаний на семь островов на Каспии, включая Малый Жемчужный.

7. Устье реки Немды


В декабре 2006 года Костромская облдума обратилась к президенту с просьбой рассудить спор с Ивановской областью о прохождении границы в районе богатого рыбой устья реки Немды. Конфликт был заложен в 1956 году, когда указом Президиума Верховного Совета РСФСР устье было отнесено к Костромской области, а на составленной на основе указа карте — к Ивановской. В 2007 году костромчане подготовили обращение в Конституционный суд, но о его подаче не сообщалось. Последние переговоры сторон прошли в 2011 году.

8. Село Заречное


В феврале 2007 года Совет Федерации одобрил передачу Еврейской автономной области села Заречное, ранее входившего в состав Амурской области. Поселение изначально располагалось на территории ЕАО, но в 1940-х годах из-за ошибки картографов попало в подчинение соседей. В 2006 году на сельском сходе жители Заречного проголосовали за переход под юрисдикцию Биробиджана, который обеспечивал их светом, теплом, связью и транспортом. Но в ведении Благовещенска остались пахотные земли, которые сельчанам теперь приходится арендовать.

9. Поселки Центральный и Груздевский


В 2008 году губернаторы Нижегородской и Владимирской областей создали рабочую группу для урегулирования вопроса вокруг поселков Центральный и Груздевский, а также торфопредприятия "Большое". Ситуация сложилась из-за того, что вследствие расширения населенные пункты перешагнули через административную границу. Вопрос предполагается решить путем обмена: Центральный полностью отойдет к Нижегородской области, а Груздевский и "Большое" — к Владимирской.

10. Пастбища в Нефтекумском районе


В 2012 году полпредство президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе занялось решением спора о принадлежности пастбищ в Нефтекумском районе Ставрополья. В 1954 году постановлением Совмина СССР эти земли были переданы дагестанским колхозам. В 1990-х перешли в краевое подчинение, и в 2009-м местные власти на основе конкурса сдали участки ставропольским арендаторам. Попытки занимавших их ранее дагестанских хозяйств отстоять свое право в судах успехом не увенчались. Для решения спора создана рабочая группа.