Заповедник качановка. Усадьба в качановке

Усадьба была основана российским полководцем, графом Румянцевым-Задунайским в 1770-х годах, как одна из резиденций генерал-губернатора Малороссии.

Второй строительный период усадьба переживает в 1808-1824 годах при новом владельце - украинском помещике Григории Почеке (1765-1816). Расширяется территория усадьбы, дворец перестраивается в стиле русского классицизма, возводятся новые здания различного назначения, закладывается пейзажный парк.

В 1824 году, после вступления во владения Качановкой помещиков-меценатов Тарновских, начинается самый интересный период в истории поместья. Продолжавшийся более 70-ти лет, он и принес славу этому волшебному уголку малороссийского края, как своеобразной культурно-художественной ячейке, которая привлекала лучших представителей творческой интеллигенции. Этому способствовало архитектурно-художественная среда, приветливое гостеприимство хозяев и неповторимость украинской природы, олицетворенной в огромном усадебном парке площадью свыше 600 га.

В Качановском альбоме для гостей оставили автографы Н. Гоголь, П. Кулиш, Н. Костомаров, М. Врубель, Д. Яворницкий, М. Маркевич и много других славных художников, ученых, общественных и культурных деятелей. Всего же в альбоме более 600 автографов.

Летом 1838 года в Качановке плодотворно работал над оперой «Руслан и Людмила» Михаил Глинка. Здесь он писал песни, романсы, кантату в честь Г. Тарновского «Гимн хозяину». Некоторые произведения впервые исполнялись в сопровождении местного крепостного оркестра, которым дирижировал сам маэстро. После отъезда Глинки в усадьбе навсегда утвердился культ композитора. И сейчас на холме, возле Майорского пруда, стоит стройная, белокаменная беседка, названная его именем.

Знаменательно, что Тарас Шевченко в мае 1843 года, во время своего первого путешествия по Украине, ехал из Петербурга прямым назначением в Качановку, куда перед тем переслал свою лучшую картину «Екатерина». Последний визит Великого Кобзаря в имение Тарновских датирован 21 августа 1859 года, когда он оставил в альбоме автографов запись: «И тропинка, где ты ходила, колючим терном поросла...». В усадебном парке сохранилась поляна, где под вековым дубом поэт общался с местными крестьянами и крепостными музыкантами.

Качановский ансамбль - один из крупнейших, и пожалуй, самый яркий образец усадебной архитектуры на территории Левобережной Украины, созданный в лучших традициям мирового дворцово-паркового искусства.

Качановка Черниговской области
Чтобы окунуться в красоту старого Петергофа или Царского села, не обязательно ехать в Россию. Наши украинские глубинки по сей день хранят не менее прекрасные и хорошо сохранившиеся дворцовые комплексы. Среди них Качановка - один из старейших, его создание датируется 1772 годом. Знаменита Качановка и своим парком, и крупнейшей коллекцией украинских древностей, собранных семьей Тарновских. Усадьба расположена на окраине села в двух уровнях. Верхнее плато занимают дворцовые постройки, нижнее — огромный живописный парк с 12 прудами, павильоном, скульптурой, мостиками, «руинами» и альтанками. Расположена н а юго-востоке Черниговской области в Ичнянском районе, на берегах реки Смош. Из Киева на автомобиле вы доберетесь до нее всего за два часа (трасса Киев-Прилуки-ИчняКачановка).

История парка Качановка
В начале XVIII века здесь был только водяной млын и маленький хутор вокруг него. В 1742 г. это скромное хозяйство приобрел певчий императорского двора Федор Иванович Каченовский, отчего и пошло название «Качановка». В 1770 году ее купил фельдмаршал Румянцев Задунайский, выстроил в ней большой неоготический дворец, вокруг которого разбил парк и высадил сад в регулярном стиле, положивший начало тому обширному парку, которым и славится Качановка. К западному фасаду примыкала главная парковая поляна с могучими дубами, с восточной стороны был плодовый сад, для поддержания которого фельдмаршал специально «выписал»
садовника из Батурина. Но настоящая слава в Качановку пришла с появлением камер-юнкера Тарновского, получившего усадьбу по наследству в 1824 году. С этого периода начинается «золотой век» Качановки. При Григории Степановиче планировка придворцовой части становится более парадной. Фруктовый сад отодвигается от дворца, в бывших лесных участках имения появляется много парковых дорог и мостов. Расширяется Майорский пруд и насыпают два острова для гуляний, соединенные каменным мостом. А чтобы в пруду плавали белые лебеди и росли декоративные водные растения, Тарновский переселяет крестьян с их гусями и утками подальше в соседнее село. Кстати сказать, все хозпостройки, не обслуживающие парк, по велению хозяина, были вынесены в окрестные села. Тарновский всячески поддерживал людей искусства, потому Качановка становится элитарным парком столичной богемы. «Подъезжали к поместью с нескольких сторон по стройным аллеям из пирамидальных тополей; дом большой каменный, стоял на возвышении; огромный, прелестно раскинувшийся саде прудами и вековыми кленами, дубами и липами величественно ласкал зрение все обличало излишнюю расчетливость бездетного хозяина, владевшего 9000 душ и большим капиталом». Такой увидел Качановку Михаил Глинка в 1836 году. Хозяева развлекали гостей прогулками, иллюминациями и танцами. А катанье по руду начиналось с лодочной пристани придворцовой парковой поляны, с обязательным посещением «островков отдыха». После реформы 1861 года Тарновские продолжали растить свой сад с помощью наемного труда. В парке появились хвойные деревья которые ранние не встречались в этих краях: сосны крымская, веймутова и черная, сосна кедровая или кедр сибирский. Большие сенокосные поляны опоясывались дорогами по краю и засаживались разнообразными видами декоративных кустарников или
плодовых деревьев. А среди зелени выстроена беленькая украинская хатка с соломенной крышей, с характерными перелазами через плетень, огородом и полной обстановкой — «Хата-порада» - свидетельство «народного романтизма» в паркостроительстве. Мосты над глубокими дорогами, легкие беседки в отдаленных частях парка, пандусы в местах с крутым рельефом — все было предусмотрено для чудесных прогулок и отдыха. После революции 1917 года для усадьбы начались тяжелые времена. Охраны в парке больше нет, потому собрание мраморных и каменных статуй и бюстов было разграблено и практически уничтожено. «Руины» и альтанка Глинки разбирались местными на кирпич. Основная часть парка передается «на баланс» Лесхоззага. Все зарастало самосевом, терялись композиционные акценты, исчезали лучшие парковые перспективы. После второй мировой парком продолжали заниматься непрофессионалы. Большие пейзажные поляны Лесхоз засадил дубами и грабами, что нанесло парку дополнительный вред. Со временем саженцы разрослись и стали вытеснять старые деревья - стержни всей ландшафтной композиции. Они не только закрыли пейзажные группы и виды, но даже изменили его микроклимат. Декоративные плодовые кустарники выродились, уменьшилось количество птиц. С тех пор знаменитые качановские ивы, дубы и каштаны поражены болезнями. Новая жизнь началась с 1984 года, когда Качановка получила статус Государственного историко-культурного заповедника, а специалистами разработана специальная проектная документация на реставрацию дворца и восстановление парка. Лучшие парки мира .

Ландшафтные особености Качановки

Качановский парк размещен на 568, 63 га, из которых 125, 5 га - водное плесо. Главная его черта - природность: парк организован так, что воспринимается, как творение самой природы. «В Качановке объединено пейзажное и регулярное планирование, - рассказывает заместитель гендиректора по научной работе заповедника Тарас Шевченко. - Регулярная часть с геометрическим планированием возле дворца - небольшая по размерам и состоит из аллеи от дворца до церкви, партера, сквера и площадки. Такое построение характерно для усадеб конца XVII начала XVIII века. Две главные аллеи, что ведут в усадьбу с севера (от Иваници и Прилук), и с южной (Парафиевка, Ичня) высажены каштанами, которым сегодня более 70 лет. Парк спланирован в пейзажном стиле и построен на контрасте больших горизонтальных больших светлых полян и узких, удлиненных и тенистых балок. Композиционными центрами здесь являются большие поляны, а акцентами - природные овраги и небольшие балки, насыпные горки и искусственно созданные для эффекта неожиданности глубокие дороги, альтанки над прудом, видовые площадки, одинокие деревья старейшины. Огромная площадь парка условно разделена на 10 ландшафтных районов («Березина», «Пустой колодец», «Подковоподобная», «Дубина», «Мандола», «Судине», «Большой пруд», «Торфяное болото», «Заозерье», «Три балки»). А озера и овраги связывают все это в единую ландшафтную композицию».

Романтические руины
К румянцевским постройкам в парке относились модные в XVIII веке «руины» — бутафорская крепость на манер «потешных» крепостей Петра I. Можно предположить, что к этому же периоду относится и великолепный регулярный боулингрин у дворца, с фонтаном в центре, обсаженный по периметру шпалерой из стриженого граба. Во времена Григория Тарновского была добавлена еще и «зеленая» альтанка.

Альтанка Глинки и PS

Еще при Румянцеве на высоком холме был построен восьмигранный павильон со стрельчатыми окнами, получивший впоследствии название «Альтанка Глинки». Павильон возвышается на мстилобате, который приподнят за счет платформы из насыпного грунта. Фельдмаршал Румянцев называл его «грот для оным над гульбища залом». В зале - исключительная акустика, поэтому неудивительно, что именно здесь любил работать Михаил Глинка. В частности, в Качановке были созданы «Баллада Финна» и «Марш Черномора» к опере «Руслан и Людмила». Впервые эти части оперы были исполнены музыкантами Тарновского в парадной столовой под управлением самого Глинки. По приказанию хозяина усадьбы в одном из парковых павильонов был установлен рояль специально для уединенной работы композитора. Этот павильон до сих пор носит название «беседка Глинки». Когда-то в далекие 90-тые годы XIX века в парке была каменная оранжерея с застекленными рамами, две каменные теплицы, деревянный домик смотрителя парка и каменный дом садовника и даже своя школа садоводства! А сегодня из всего этого в Качановке сохранился лишь каменный дом садовника и пейзажные композиции деревьев.

Автор: Анастасия Белоусова

На берегу реки Смош в Ичнянском районе Черниговщины расположен Национальный историко-культурный заповедник «Качановка» – один из известнейших культурных центров своего времени и яркий образец усадебной архитектуры.

История заповедника

Государственный заповедник «Качановка» был создан в 1981 году на основе дворцового ансамбля и парка дворянской усадьбы.

Первое упоминание о Качановке относят к началу 40-х годов 18 века. Именно тогда певчий Императорского хора Федор Каченовский купил небольшие хутора в Черниговской губернии, а местность соответственно получила название «Качановка». Свою историю Качановка начала с усадьбы, которую основал граф, известный русский полководец Петр Александрович Румянцев-Задунайский.

Усадьба являлась одной из резиденций президента Малороссийской коллегии и генерал-губернатора Малороссии. Вскоре украинский зодчий Максим Мосцепанов по заказу графа возвел здесь роскошный дворец в романтическом стиле и заложил великолепный парк.

Однако славу культурно-художественного центра «Качановке» принес 1824 год, когда усадьбой владели помещики-меценаты Тарновские. Именно меценат Василий Тарновский превратил этот живописный уголок в настоящую архитектурно-художественную жемчужину.

Парковый ансамбль сегодня

Сегодня площадь усадебного парка составляет 600 гектаров, более ста из них покрыты прудами.

Сейчас дворцово-парковый ансамбль «Качановка» входит в Государственный реестр национального культурного достояния, национальной системы туристического маршрута «Ожерелье Славутича», а с 2001 года имеет почетный статус Национального заповедника.

Также в Качановке реставрируют левую фасадную часть дворца, парадную столовую и комнату «Фонарик», в которой жил украинский живописец-пейзажист Василий Штернберг.

К слову, для гостей заповедника в его пределах уже переоборудовали под гостиницы четыре старинные постройки и организовали места для отдыха с мангалами.

Что можно увидеть в «Качановке»

На территории заповедника удалось сохранить овеянные легендами горки Любви и Верности, «Романтические» руины на берегу Большого пруда – уникальный памятник садово-паркового искусства 18 века, беседку с гротом известную как беседку Михаила Глинки. Вы также увидите здесь Георгиевскую церковь 1816–1828 годов и дворец с флигелями конца 17–начала 20 веков.

Особого внимания заслуживает дворец с флигелями. Его парадные залы, жилые и гостевые комнаты всегда были наполнены духом искусства. Во всех комнатах на стенах висели картины и иконы.

Говорят, в спальне графа когда-то находилась картина Рафаэля и еще три полотна на сюжет «Тайная вечеря». Те произведения искусства, которые удалось спасти, сегодня находятся в разных музеях по всей Украине.

Заповедник «Качановка» всегда привлекал творческих людей и любознательных туристов.

Здесь написал свои лучшие произведения талантливый украинский художник Василий Штернберг, работал над оперой «Руслан и Людмила» Михаил Глинка, писал картину «Вечерницы» Илья Репин. Также сюда наведывался украинский поэт Тарас Шевченко.

Как доехать

Национальный заповедник «Качановка» находится в Черниговской области. Добраться сюда лучше собственным авто, поскольку заповедник находится вдали от больших дорог и транспортных узлов.

Попасть в «Качановку» можно и общественным транспортом. Вы можете воспользоваться электричкой, которая выезжает из . В городе вам нужно будет выйти и пересесть на автобус, который идет до села Иваница. Второй способ добраться до заповедника – с автостанции Дарница маршруткой Киев – Талалаевка или Киев – Тростянец доехать до автостанции Парафиевка, а дальше добираться попуткой или на такси.

К сожалению, в 20 веке Украина пережила немало войн и революций. Это не могло не наложить свой разрушающий след на произведениях архитектуры, которые уничтожались по идеологическим либо военным соображениям. Пожалуй, единственным целостным архитектурным ансамблем, который не подвергся изменениям, является дворец и парк Тарновских в Качановке. Качановка – это национальный заповедник историко-культурного значения, который располагается в Ичнянском районе Черниговской области. Создан заповедник был на базе старинной усадьбы дворянского периода (примерная дата постройки 1770-е годы). В данный момент этот уникальный объект практически единственный сохранившийся представитель украинских усадеб востока Украины.

Основателем усадьбы является граф Румянцев-Дунаевский. Первоначальным назначением построек была резиденция президента малороссийской коллегии. В 1824 г. владелец сменился. Им стал Григорий Степанович Тарновский. Его семья хозяйствовала на территории усадьбы более 70-ти лет. В конце XIX в. Тарновские были вынуждены продать имущество по финансовым причинам. Усадьба досталась миллионеру Павлу Харитоненко, который выложил за нее не малую по тем временам сумму в 1 миллион золотых рублей. Это был очень хозяйственный человек. Он завершил застройку поместья, при чем, новые постройки были выполнены в том же стиле, что и оригинальные строения. К зданиям подвели водопровод и канализацию, телефон и электричество. После революции 1917 г. Территорию национализировали, и она использовалась как детская колония, госпиталь, и санаторий – от этого дворец очень пострадал. Звание заповедной территории и памятника истории были присвоены усадьбе лишь в 1988.

Усадьба находится на живописном склоне возле реки Смош. Парадный двор состоит из Дворца, водонапорной башни и двух флигелей. К дворцу ведет дорожка, покрытая плиткой. Семейной усыпальницей Тарновских служила, единственная в своем роде церковь Георгия Хозевита. Тарновские были фанатами украинской культуры и фактически превратили свою усадьбу в музей. Большую часть коллекции составляли казацкие реликвии, среди которых были личные вещи гетманов Б. Хмельницкого, И. Мазепы, П. Полуботка и многих других. Это место любили посещать все, кто интересовался культурой Украины. Среди гостей Тарновских такие имена как Николай Гоголь, Михаил Глинка. Культовый украинский писатель Тарас Шевченко устраивал здесь чтения своих стихотворений. В его честь даже был посажен молодой дуб. Живописная природа местности привлекала художников, таких как Михаил Врубель, Илья Репин.

В настоящий момент нетронутыми остались дом управляющего, дом садовника, каретный двор. Строения поражают воображение своей роскошью, не свойственной для такой глуши. К сожалению, интерьеры помещений сохранить не удалось. Кроме интересных строений XVIII в. Качановка – это 560 гектаров парковой зоны. Основы парка составляют хвойные породы деревьев, среди которых много уникальных для этой территории. Любителям гулять на свежем воздухе доставит истинное удовольствие прогулка по романтичным руинам и интимным скверикам, пешеходным мостикам и таинственным тропинкам. Можно посидеть в беседке Глинки, которая украшена персонажами его оперы «Руслан и Людмила». Особенностью парка является то, что он вобрал в себя все лучшие образцы паркового искусства своего времени. На территории есть несколько озер, в которых можно ловить рыбу. Кроме того, в парке обустроено множество площадок для пикника, так что можно перекусить и даже взять напрокат мангал. Особенно хорошо усадьба выглядит в осенний период, когда деревья покрываются золотом.