Сицилийская мозаика. Обзор путешествия


Сначала хотели арендовать машину в прокатной конторе самостоятельно, но в поселке Летояни ренткаров нет, а ехать специально в ближайший город Таормину по жаре было лень. Поэтому решили для путешествий на машине по Сицилии воспользоваться услугами нашего гида. По цене выходило то же самое с небольшой разницей, но плюсом было то, что гид обещала договориться с ренткаром самостоятельно и помочь разрулить ситуацию в случае непредвиденных обстоятельств и мы ей как-то поверили.
В назначенное время с утра к нам в номер позвонили с ресепшн и сообщили, что нас ожидает представитель ренткара с договором и машиной. Условия аренды по договору нас вполне устроило, страховка была полная и я его подписал без каких-либо сомнений. При этом у меня никто ни какой суммы на карте не блокировал и никакого задатка я не вносил. Расплатился наличкой сразу на месте. До этого в интернете много было написано, что на Сицилии, чтобы взять машину на прокат, необходимо обязательно иметь пластиковую карту с приличной суммой денег и обязательно МВУ. МВУ у меня было, но не понадобилось. В договоре представитель ренткара, милая обаятельная женщина, записала мой домашний адрес, причем, не вдаваясь в подробности, а нам дала свой номер телефона, чтобы быть на связи, если что-то случится в дороге. При всём при том, она нас заверила, что страховка у нас полная, без франшизы и что любые царапины или повреждения будут не нашей совести. Таким образом у нас в договоре в разделе страховка было указано: CDW+TLW.
После этих формальностей пошли к машине. Заказывали мы «Ситроен С4», но нам пригнали «Fiat Punto», что нас не очень и расстроило. В принципе, мне без разницы, на чем рулить, лишь бы не огромный джип. Представитель ренткара показала, где что в машине находится, отметила, сколько бензина в баке, сказала, чтобы вернули с тем же уровнем. Вобщем, всё, как обычно. Стоимость дня аренды нам обошлась в 80 евро в сутки плюс бензин по цене 1,85 евро за литр 95-ого. В день возврата машины мы просто отдали ключи дежурной на ресепшн. Через час проходили мимо - машины уже не было.

На Сицилии паркуются как и во всей Европе - на слух и разбитый бампер не является повреждением.

Итак, поехали. До поездки начитался в интернете, что итальянцы на дорогах ездят вообще «без башни», как им Бог на душу положит и соблюдением правил дорожного движения особо не заморачиваются. Даже такую фразу помню, что кто по Москве ездил, того таким поведением на итальянских дорогах не удивишь. На деле всё оказалось иначе. Думаю, что если итальянца запустить на московские дороги, он бы точно офигел. Да, на Сицилии ПДД не очень-то соблюдают, но у них это происходит все деликатно, без наглости и хамства. Никто никого не подрезает и на пролом не лезет. Если кто-то где-то замешкался или затупил, все терпеливо дождутся, пока ты сообразишь что к чему. Например, где-нибудь в деревушке или поселке водила на узкой улице встанет посреди дороги и пойдет поздороваться с другом, то это никого не раздражает, считается такое поведение в порядке вещей. Вообще итальянцы по натуре пофигисты, они никуда не торопятся и не лезут напролом.


Дорога к вулкану Этна.


Сицилийский серпантин.

Дороги на Сицилии очень хорошие, особенно платные автобаны, трафик не напряженный, машин не много. Плата за проезд по ним мизерная, порядка 1-1,5 евро за участок в 15-20 км. При въезде на платный участок перед шлагбаумом нужно нажать красную кнопку и выползет талончик.


Въезд на платный автобан. Если сверху написано "Telepass", туда заезжать не надо.

При съезде с автобана подаешь этот квиток тётеньке в будке и она озвучивает сумму оплаты, например, 1 евро. Всё очень просто. С непривычки горные серпантины могут привести в ступор. Но когда на такую извилистую тропу заезжаешь, то понимаешь, что обратно дороги нет и ехать всё равно надо. И ты едешь и чувствуешь себя настоящим сицилийцем. До сицилийских дорог я был уверен, что повидал серпантинов достаточно, но таких, как здесь я точно не видел. Но, привыкаешь к ним быстро и путешествие по Сицилии на машине становится не так уж и страшно. На крутых поворотах установлены выпуклые зеркала и виден скрытый участок дороги к тому же желательно перед таким изгибом немного побибикать, чтобы встречная машина, если таковая будет, обратила на тебя внимание. В некоторых городках и поселках встречаются настолько узкие улицы, что, кажется, физически здесь две машины не разъедутся, однако каким-то чудом практически в расстоянии полмиллиметра вы разъезжаетесь и к тому же без последствий.
Уже много лет ездим по Европе и всегда без навигатора. На этот раз решил им воспользоваться, чтобы узнать, как это выглядит. Собственно навигатора у меня не было, был (и есть) телефон LG P-500 со встроенным навигатором. Перед поездкой закачал карту Италии «Novitel». Вполне можно было бы обойтись на Сицилии и без навигатора, но разницу я почувствовал сразу, особенно в городах. Девушка Марина в навигаторе уверенно прокладывала путь и вовремя предлагала свернуть в нужном месте. Прокололась она лишь в одном месте, когда мы проезжали нужный нам поселок. В тот момент, когда мы проносились по бетонный эстакаде над нужной нам деревушкой, Марина уверенным голосом сообщила, что цель поездки достигнута. В принципе, она была права, мы действительно находились в нужном нам населенном пункте, но только на высоте пары десятков метров над ним. В итоге пришлось рулить ещё километров семь до съезда с платной эстакады и возвращаться назад, чтобы попасть в нужное место.
На Сицилии большинство парковок платные. Существует их три вида. Место парковки, обозначенное синим цветом всегда платное. Видите такой синий квадрат на дороге возле тротуара, можете смело парковаться, но при этом сразу ищите поблизости паркомат, о нем чуть ниже. Место парковки обозначенное белым цветом принадлежит резидентам, т.е. тем, кто проживает поблизости или имеет специальный парковочный «чек». На таких местах парковаться не стоит, в противном случае получите под стекло протокол штрафа о нарушении правил парковки на Сицилии.


Тётенька-полицейский выписывает штраф.

Даже в небольших поселках и деревеньках мы видели тётенек полицейских, уверенно выписывающих такие протоколы и подсовывающих их под стеклоочистители на машины. И третий вид парковки обозначается желтым цветом. Это места для инвалидов, скорой помощи или иных муниципальных служб. За парковку на таких местах вы также получите штраф. Ну и, разумеется, можно парковаться на улицах везде, где нет никаких разметок или запрещающих знаков стоянка или остановка запрещена. Таким образом, внимательнее осматривайте место своей будущей парковки, ищите синий знак с буквой «Р».


Квитанцию о штрафе кладут на лобовое стекло.


Парковочный чек для резидентов.


Разметка платной парковки.

Чтобы оплатить парковку на Сицилии через паркомат, нужно вставить в специальную щель монетку из расчета 1 евро в час (в разных городах цена разная). На экране появится время окончания вашей оплаченной парковки. Например, вы кидаете один евро в 17.00. На экране высвечивается дата и время 18.00. Добавляете ещё 1 евро и время меняется на 19.00. Затем нажимаете кнопку «ввод» и в ответ из другой щелочки выползет талончик с обозначенным временем окончания парковки. Этот талончик необходимо обязательно положить под лобовое стекло. Эти паркоматы принимают только монеты, поэтому желательно заранее запастись мелочью в сумме примерно 10-15 евро. Она пригодится вам и для оплаты для проезда по платным автобанам.


Парковочный автомат.



Если вы решили посетить и посмотреть Сицилию, то без автомобильного транспорта тут не обойтись. Железные дороги соединяют далеко не все интересные места и города, а поезда ходят достаточно редко. Удобнее всего взять машину в прокат и объехать остров на ней. Однако у поездки на машине по Сицилии много важных особенностей.

// think-head.livejournal.com


Прокат .Начать стоит с выбора прокатной конторы, в интернете очень много отзывов о проблемах с этим действом. Южные итальянцы очень хитрые и любят чужие деньги, скорее всего на вас постараются заработать - включить разные опции в стоимость, повесить царапины и тому подобное. Этим грешат все итальянские конторы, которых не устраивают ваши жалкие 100 евро за аренду авто. Однако и крупные международные компании тоже оказываются не очень честны. Меня лично на 325 евро обманул Budget/Avis (в Италии эта одна контора). Несмотря на оплаченную аренду, мне навключали после сдачи машины всяких пунктов - другой класс авто, административные сборы, бензин и тд и тп. Пытаюсь вернуть деньги до сих пор, сам офис компании отказывается со мной общаться. А административные сборы за любые услуги там просто астрономические. А получив машину не забудьте проверить ее состояние, при дополнительном осмотре мы нашли около 10 царапин, вмятин и тд, можете не сомневаться, после сдачи авто их повесят на вас. Поэтому проверяйте внимательно что подписываете и не отказывайтесь от доп.страховки - сторонней компании или прокатной конторы, чтобы ездить спокойно, тем более на Сицилии все машины сильно поцарапаны и помяты, не поцарапаете вы, поцарапают вас.

// think-head.livejournal.com


Дороги . Дороги на Сицилии плохие. Говорят, что такое их состояние поддерживает сицилийская мафия, которая с этого хорошо имеет. Плохое состояние выражается в постоянных дырах на дорогая, ремонте отдельных участков, отсутствия в определенных местах осфальта и тд. Проехать можно, но с ветерком проехаться можно мало где. Особенно весело на магистралях, где можно ездить 130, а местные гоняют и под двести. Там полно участков-испытаний я подвески - дыры, ухабы, неровности. Относительно хорошие трассы между Поццало и Катанией, трасса от Катании до Палермо, от Катании до Мессины, Мессина-Палермо и Палермо-Трапани, то есть север острова, южнее середины (Трассы Катания-Палермо) все гораздо хуже. Предполагаемая скорость там по навигатору 50-70 км в час. Съезжаете с трассы и дальше может быть все, что угодно. Особенно сложно в темное время суток - дороги не освещаются совсем, светоотражатели есть не везде, многие туннели не освещаются, без дальнего света фар видимость на 10 метров вперед, я молчу про осевую разметку, указатели и ограничения, про них тут любят забывать.

// think-head.livejournal.com


// think-head.livejournal.com


Есть на Сицилии и платные участки дороги . Их два и по качеству полотна они нисколько не лучше бесплатных. Первый - трасса Катания - Мессина. Там в основном одни туннели, длинна участка около 150 км. Участок от Катании до Таормины (середина) стоит 2 евро, от Таормины до Мессины - еще 2 евро. А вот за проезд по трассе от Мессины до Палермо (185 км до соединения с трассой Катания-Палермо) вам придется отдать 10 евро и 10 центов. Советую Вам сделать небольшой крюк и ехать по бесплатной трассе Катания-Палермо, она получше даже будет.

Пользоваться ими просто. Подъезжая к платному участку, где расположены пропускные коридоры, старайтесь выбирать крайне левые проезды, а не те, где указан только Telepass - автоматическая система расчетов, которая есть только у местных. В вашем случае вам нужен проезд, где вы подъезжаете, нажимаете кнопку (или автомат сам выдает) и получаете талончик. На въезде на трассу такие кнопки должны быть во всех проёмах. А вот покидая платный участок дороги, вы выбираете проезды, где нарисованы деньги или кассир. То есть, в будке сидит живой человек, вы отдаете талон, вам высвечивается стоимость и вы платите. Вроде кроме кассиров есть еще и автоматы, принимающие кредитки, но, если вы заедите в проход, где только система Telepass и оплатить нельзя, то ждите штрафа. В целом, ничего сложного, перед въездом всегда есть место и время, чтобы подумать куда именно вам надо. Я предпочитаю иметь дело с живым человеком. Первый раз, когда я въехал на платную трассу, я не взял талончик...однако при оплате сказал откуда я еду и заплатил 2 евро без всякого талона.

// think-head.livejournal.com


Въезжая на платную трассу убедитесь, что вам ничего не надо - тут есть только телефоны для экстренной связи, здесь нет кафе, заправок, мастерских или чего-то еще, просто дорога и еще карманы.

Ориентирование . В целом, остров небольшой, дорог не так много, указатели, в основном есть. Можно ездить и без навигации и карт, но лучше сделать пару распечаток, следить по геолокации или использовать навигатор, как минимум, он подскажет кротчайший путь. Однако во всех трех случаях поплутать все же придется. А если вы едите в небольшой городок, развалины древнего города и что-то подобное, то маршрут надо прокладывать заранее, на мелкие объекты указатели только за пару километров.

// think-head.livejournal.com


Правила вождения . Дорожной полиции я на дорогах не видел. Камеры есть, они двух типов - нависают над дорогой и их видно из далека и несколько, которые направлены на вас с противоположной полосы. Работают они или нет - я не знаю. Местные носятся невзирая ни на какие ограничения, но в каких-то местах они ползут как черепахи. Скорость в городе 50, на обычных дорогах 90, на трассе 130. Но из-за плохого покрытия очень много ограничений, вплоть до 30 км в час. Если их все соблюдать, вы никуда не доедете. В остальном все понятно, особо знаками тут дорогу не перегружают.

Поведение на дороге . Местные не соблюдают правил вождения совсем - гоняют как хотят, поворотники не включают, могут ослеплять дальним светом, обгонять, подлезать, перестраиваться как хотят, не смотреть на вас перед поворотом, влезать куда-то. Особенно тут плохо с приоритетами, на многих дорогах их нет - кто кому должен уступить - непонятно. Вас пропускать не будут. Кто первый влез на дорогу, тот и прав. На трассе еще не так страшно, а в городе сложно, будьте очень внимательны. Особенно следите за мопедами, они едут как хотят и на любой свет (автомобилисты тоже не всегда смотрят), вылезти могут с любой стороны.

Вдоль трассы . Заправок вдоль дорог тут почти нет, в основном они стоят на съездах или в населенных пунктах. Будьте внимательны и следите за уровнем топлива. Кафе и магазинчики тоже редки, только если вы не едете через город (явно не магистраль). Так же на дороге вы едва ли найдете шиномонтаж или сервис..я на Сицилии пробил колесо и 4 дня ездил с временным, шиномонтаж нашел только в Мессине в центре города, на дороге их нет и это очень странно.

// think-head.livejournal.com


Безопасность . На каждом углу вас предупредят, что оставлять что-то в машине - хоть шляпу, хоть пустой пакет - нельзя, велика вероятность, что в машину залезут. Есть улицы и районы где вероятность ограбления равна почти 100%. В прокатной конторе, например, я увидел список таких улиц. Местные жители тоже советуют ничего не оставлять. Если паркуетесь, то выбирайте людные и освещенные места.

Заправки . Заправок достаточно много, но они обычно в населенных пунктах или при въезде, на трассах их почти нет - хозяевам просто неудобно туда ездить, с учетом, что большинство - частные. Ходят слухи, что и тут вас могут обмануть, недолить, обсчитать...особенно вблизи аэропорта, где сдают авто. Я, вроде, не сталкивался. Заправиться можно дизелем и бензином 95, дизель может быть двух категорий, премиум дизель стоит как бензин. Интересная особенность итальянских заправок, тут можно заправляться самостоятельно. Далеко не везде есть сотрудники, а вечером и в выходные там точно никого нет. Значит, заправляетесь сами. Подъезжаете к нужной колонке, где указан self-service, находите рядом автомат, туда вставляете карточку или купюры - 5/10/20/50, затем нажимаете на номер колонки и потом только идете вставлять шланг с нужным топливом. Тут важно не перепутать порядок! Если вы сначала вставить шланг, а потом оплатите, то автомат съест ваши деньги и выдаст чек. Чек на предъявителя на колонке, если сотрудник есть, отдаете ему, получаете деньги, если никого нет...ну, вы сами поняли. Я знал об этом и на последней заправке меня отвлекли и я нажал не ту кнопку, а потом взял пистолет. Автомат выдал чек на 20 евро и получить деньги на этой заправке я уже не мог. Помогли в гостинице, там хозяин взял чек и отдал деньги. Ну, мы договорились, но это было единственный шанс.

Так же бывают случаи, что как только вы отходите от автомата, к нему подъезжают, делают отмену, берут чек и уезжают. В остальном все просто, после того, как вы вставите шланг и нажмете собачку, пойдет топливо ровно на внесенную сумму. Если сразу после оплаты нажать кнопку чека, то после заправки вам выдадут чек со стоимость бензина. Можно заправиться и у человека, если он есть, но обычно в таком случае литр стоит от 12 до 25 центов дороже, а это от 10 до 40% от общей стоимости. Но такое есть не везде и лучше все делать самому, так и никто не обманет. А вот как сделать полный бак, оплачивая самому - я не знаю...если у вас место на 5 литров, а вы оплатили 10, то либо у вас начнет выливаться топливо, либо вам выдадут чек с неизрасходованным количеством, поле того, как бак заполнится. Будьте внимательны, возвращая авто вечером или в выходные, найти заправку с заправщиком будет сложно, мне в такой ситуации пришлось мудрить - набрать бумажек по 5 евро и заправляться так, чтобы перед офисом сдачи авто у меня показывало полный бак. Возможно, кредиткой можно оплачивать более избирательно, но определить сколько тебе надо литров до полного бака самостоятельно сложно.

// think-head.livejournal.com


Парковка . С парковкой в Италии и на Сицилии сложно, здесь на каждой улице либо можно парковаться, либо нельзя. Если можно, то обычно платно. Улочки узкие, места мало, а местных и так много автомобилей. В сезон тут совсем плохо, в другое время полегче. Ориентируйтесь по знакам, если на улице стоит знак парковки, то под ним указаны условия и стоимость, если есть. Обычно стоят ограничения по времени и по дням недели, например, в выходные бесплатно. Но встречаются парковки и только для резидентов. Платные места обычно отмечают синей краской, белые - бесплатные. Желтые - для инвалидов. Если вы встали на платную парковку, то ищите паркомат, где оплачиваете нужное количество часов. В среднем парковка стоит от 60 центов до 1 евро в час. Затем чек кладете под лобовое стекло, чтобы было видно проверяющему.

Однако обычно вокруг много парковок и бесплатных - у торговых центров, магазинов, на площадях, вдоль обычных улиц и проспектов. Днем на временную остановку проблем точно нет, вечером уже надо смотреть, старайтесь выбирать гостиницы с частными парковками. Если вы не уверены, платная это парковка или нет, посмотрите под стекло у соседних припаркованных машин, есть квиточек - платная - нет - бесплатная. Иногда на бесплатных парковках парковаться можно только на пару часов, под знаком специальный значок. Который совпадает с картонными часами у вас под стеклом (есть на всех арендуемых авто). На часах под стеклом вы выставляете время приезда и возвращаетесь, соответственно, не позже требуемого времени (через 2 часа, например) или просто меняете время, проходя мимо.

// think-head.livejournal.com


Под запрещающими знаками остановиться на полчаса-час можно без проблем, так и делают и местные, но на сутки машину тут, конечно, не оставишь. Однако парковщиков или эвакуаторов я на Сицилии не видел.

Да, и при выборы машины в прокате лучше Хаммер не брать - поставить его будет сильно сложнее. Выбирайте лучше итальянские малометражки.

Еще раз напоминаю, что в машине нельзя ничего оставлять, я, правда, оставлял чемодан, но делал это днем и в приличных местах, просто в багажник он не влезал уже.

// think-head.livejournal.com


В крупных городах на бесплатных парковках орудуют помощники, итальянцы или мигранты, которые оказывают непонятные услуги...обычно услуга заключается в том, что он машет тебе рукой, типа здесь свободно, заезжай...все. Они не будет машину охранять, следить, помогать выезжать или что-то еще, при мне машина выезжала и прилично задела другой автомобиль, этот стоял рядом и вообще не реагировал. За услуги они хотят денег..говорят, что одного евро достаточно, но я слышал, как они и 5 просили. Я на таких парковках парковался редко и денег не давал. Вообще неприятно, проезжаешь мимо, а какой-то чумичка тебе машет. А когда уезжаешь, он бежит к тебе, трясет деньгами, всем видом показывает, что ему надо заплатить. Правда, они держат парковки постоянно и не должны вредить авто в случае неуплаты, а чтобы платили, я особо не видел.

// think-head.livejournal.com


Вдалеке стоят двое африканцев, они держат эту парковку на набережной Палермо

Зона ZTL (Zona Traffico Limitato). Это головная боль Италии и куча нервов и испорченного настроения. В Италии и на Сицилии города обеспечивают свое место для транспорта тем, что запрещают нерезидентам въезжать в определенные части города. Подъезжаешь ты к центру - "бац", впереди знак и камера. Где-то этой зоны нет, где-то зона только у собора, а где-то полгорода в ней. Заехал и получи штраф от 40 до 120 евро. В интернете карты этой зоны есть только на крупные города и то не на все. Под знаками обычно висят условия проезда, иногда нерезидент может въехать рано утром или поздно вечером, но обычно лучше с этим не сталкиваться и объезжать центр города, чтобы навигатор не говорил. Иногда, если вы живете в центре в крупной гостинице, то администрация может направить в полицию бумагу и штраф не возьмут, но не всем это охота делать и не все гостиницы имеют на это право, лучше не связываться, я считаю.

// think-head.livejournal.com


Иногда я рассматривал вариант, чтобы при въезде скрывать задние номера бумажкой или тряпочкой, тоже самое при выезде, но это крайний случай, поймают..берегитесь! Сам я таких махинаций не видел.

Небольшое послабление с зоной есть вне сезона, как утверждают местные жители, зимой, а я ездил в январе, система не работает...в итоге я один раз въехал в зону. В Интернете рассказывают, что часто въезд в зону находится на узкой улице, откуда потом не ведешь и проехать можно только вперед, я с таким не сталкивался. Знаки висят очевидно, часто предупреждают и в основном в самом центре.

Если через город проходит трасса, пускай и мимо собора - то не проблема, зон там не будет. Однако лучше не искушать и в самый центр не ехать, оставлять машину на окраине городка или в пределах центра. Да, надо будет пройтись, но так спокойнее.

// think-head.livejournal.com


На Сицилии в основных городах с зоной следующая ситуация. В Катании ZTL только вокруг собора и на паре соседних улиц. Попасть в нее сложно. В Таормине весь город в зоне, как добраться в город на горе без машины - я не знаю. Ну, не потащите же вы чемодан пару километров вверх. Именно тут я заехал, хотя кучу времени потратил на выяснения, ходьбу и тд, альтернативных путей нет. В Мессине на основных улицах без проблем. В Палермо зона есть только в старом городе, паркуйтесь сразу после въезда в центр - 2 км вокруг собора, но самые оживленные улицы не содержат ограничений, только небольшие улочки, подъезды к домам. В Монреале въехать в центр не получится. В Рагузе машину надо оставить на кольцевой вокруг Старого (нижнего) города, но там все очевидно. В Сиракузах смело въезжайте на остров Ортига, где Старый город, только самые центр острова закрыт, основные дороги с множеством бесплатных парковок свободны для проезда. В итоге, если быть внимательным, проблем быть не должно.

Надеюсь, что этот мой подробный рассказ поможет без проблем посетить Сицилию и объехать все, что нужно.

// think-head.livejournal.com


think_head
01/02/2016 11:00



Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.

#travel #rentcar #italy
Завершая о нашем непростом, но, в общем-то, удачном опыте первого авто-путешествия по Европе, мне бы хотелось отдельно поговорить об особенностях перемещения на машине именно по Сицилии. Хотя допускаю, что многое из этого поста можно применить и ко всей Италии.

Навигатор: друг или враг?

Одной из самых больших проблем в нашем авто-путешествии стал навигатор, который впоследствии был прозван наФигатором за все «хорошее», что он для нас сделал! Вроде бы дорогой, толковый, с обновлёнными картами Европы, сначала он вообще отказывался принимать сигналы от спутника. Это уже потом опытные пользователи объяснили, что такое часто случается при использовании «мудрёной машины» на новом месте, а тогда мы не на шутку испугались. Однако на этом проблемы не закончились. Вот какие ещё сюрпризы преподнёс наФигатор…

    Неверная информация о максимально допустимой скорости на трассах
    В этом смысле всегда полагайтесь только на дорожные знаки, потому как очень часто навигатор даёт совсем иную разрешённую скорость, а вот штрафы придётся оплачивать уже вам, а не ему!

    Расчёт маршрута без учёта ремонтных работ и объездных дорог
    Опять же смотрите на знаки и руководствуйтесь ситуацией на дороге. Информация о ремонтных работах и вариантах их объезда обновляется медленнее, чем происходит сам процесс ремонта (странно, правда?)))

    Проблемы с ориентированием в маленьких городках
    То ли из-за слабого сигнала от спутника на узких улицах, то ли из-за частых поворотов и разворотов между короткими переулками, в маленьких итальянских городках наш наФигатор совсем терялся и сам не успевал понять, где же мы находимся. Здесь можно лишь посоветовать не забираться в центр таких городов на машине, а если уж попали туда, то двигаться медленно, не обращая внимания на клаксоны нетерпеливых местных жителей.

    На перекрёстках и на круговом движении навигатору надо «доверять, но проверять»
    Иными словами, в тех местах, где дорога расходится в разные стороны и есть несколько вариантов маршрута, нужно не только слушать навигатор, но и включать логику, смотреть на указатели, а иногда ещё и в карту (это должен делать штурман). Часто бывает такое, что электронный путеводитель не видит каких-то дорог и, например, на круговом движении советует уйти на первый поворот направо, а на самом деле вам нужен второй поворот, просто о первом навигатор не знает.

    Неверный расчёт наиболее короткого маршрута
    Однажды наФигатор повёл нас из одного прибрежного города в другой практически через центр острова. Сначала мы слепо доверились ему и двинулись по предложенному маршруту, однако на половине пути опомнились, схватились за карту и поехали уже так, как диктовал здравый смысл. Поэтому всегда сверяйте с планом местности тот маршрут, который предлагает вам «адская машина».

    Не доверяйте временным расчетам электроники
    Поскольку навигатор редко знает максимально допустимую скорость на трассе и уж тем более ему неизвестно, с какой скоростью реально можно передвигаться по горному серпантину, то полагаться на временные расчёты электроники никак нельзя. К сожалению, в горах даже самим сложно предугадать, сколько часов уйдёт на прохождение того или иного участка дороги. Самым тяжёлым переездом для нас стали 160 километров серпантина, которые мы преодолевали целых четыре с половиной часа! Где-то было невозможно ехать со скоростью более 50 километров в час, где-то стояли ограничительные знаки. Плюс пара остановок на отдых: на таких дорогах тяжело и водителям, и особо чувствительным пассажирам. Ну, и как всегда, поправка на блуждания по навигатору, который единственный ориентировался между бесчисленными подъёмами и спусками, но явно заставил нас накрутить лишние 10-20 километров. В данном случае посоветовать можно лишь одно: смотрите на карту и старайтесь избегать горных дорог там, где это возможно. Лучше проехать более длинный участок по нормальной трассе, чем более короткий по серпантину.

Серпантинный подъём в городок Савока, Сицилия
Фото сайт

Дорога в горах Ле Мадоние, на подъезде к городку Изнелло, Сицилия
Фото сайт

Трасса, проходящая по территории природного парка Ле Мадоние, Сицилия
Фото сайт

Платные дороги

С платными дорогами на Сицилии мы столкнулись всего лишь дважды, в общей сложности потратив на них 3,5 евро (по 10 центов за километр). Причём функция прокладывания маршрута по платным дорогам в нашем наФигаторе была выключена! Комментарии излишни)))

Ничего страшного в платных дорогах мы не заметили, хотя изначально старались их избегать. В первый раз навигатор привёл на платный участок на пути из Палермо в Чефалу (трасса Палермо-Мессина). Сперва ехали по обычной дороге, хотя на картах она обозначалась как платная, а потом вдруг увидели указатели «Telepass» и через пару километров оказались уже перед пропускным пунктом. Далее действовали по : поехали в те «ворота», где НЕ было надписи «Telepass» (это только для тех, кто имеет специальные карты для оплаты дорог), в автомате взяли талон, после чего открылся шлагбаум и мы въехали на платную автостраду. Через 9 километров снова замаячил пропускной пункт, подъехали туда, где была изображена оплата наличными или по банковской карте (а не «Telepass»!), отдали работнику в окошко свой талон, заплатили 90 центов и поехали дальше.

Второй раз на автостраду заезжали уже сознательно, потому что устали крутиться по бесплатным дорогам, которые идут через все города и городки, где наФигатор обязательно теряется и пытается отправить нас куда-нибудь не туда. Так мы попали на платную трассу по дороге из Катании в Мессину. За это удовольствие пришлось заплатить уже больше – 2,6 евро (судя по всему, за 26 километров пути). Кстати, обратно мы ехали уже по бесплатной и более живописной дороге вдоль моря. Красиво, конечно, но намного более заморочно и медленнее, при этом наФигатор отчаянно ругался и снова пытался загнать нас вглубь острова!

Потрясающая трасса, причём ещё и бесплатная! Где-то на юге Сицилии..
Фото сайт

Парковка в городах

Вопрос парковки в итальянских городах зачастую становится самой большой проблемой для авто-путешественников. Именно поэтому мы заранее постарались найти наибольшее количество бесплатных или платных (но организованных!) парковок в тех пунктах, где собирались останавливаться.

В Италии существует несколько видов парковок :

  • Большие многоэтажные паркинги , довольно дорогие, но зато там всегда есть свободные места. Оплата осуществляется следующим образом: при въезде в автомате перед шлагбаумом нужно взять специальный талон, на основании которого потом рассчитаться в кассе перед тем, как забрать машину.
  • Оборудованные авто-стоянки обойдутся немного дешевле, места на них меньше, но у нас с этим проблем не было. Оплата обычно производится по той же схеме, что и с паркингом, хотя мы получали талон не при въезде, а в самой кассе после того, как поставили машину.
  • Парковочные места на улицах и площадях городов в свою очередь делятся на три категории: бесплатные (очерчены белым цветом), платные (очерчены синим) и приватные, закреплённые за организациями или жилыми домами (обозначаются жёлтым цветом). Последние занимать категорически нельзя. С бесплатными парковочными местами всё просто: пришёл, увидел, победил занял, если повезёт. Однако на оживлённых улицах больших городов или в районе знаковых достопримечательностей найти бесплатную парковку сложнее, чем иголку в стоге сена. Поэтому иногда приходилось вставать на платные синие места, стоимость которых всегда указывается под знаком парковки (обычно от 50 центов до 1 евро за час). Здесь же существуют и вариации на тему оплаты :

оплата «смотрителю» парковки наличными прямо в руки. Тарификация бывает как посуточная (около 2-3 евро), так и почасовая (0,50 — 1 евро в час).

оплата в автомате , которая нам, к счастью, не встречалась! В этом случае, наверное, проще обратиться за помощью к местным жителям, чем пытаться разобраться с автоматом. Итальянцы (а сицилийцы особенно!) в большинстве своём очень добры и отзывчивы, поэтому единственная проблема, которая может возникнуть – это незнание итальянского. Но в случае с почасовой оплатой парковки вас спасёт ручка и бумага: написать и понять, в какое время вы хотите забрать машину, можно на любом языке!

оплата специальными купонами , которые можно приобрести в ближайшей табаккерии, она обычно расположена неподалёку. Для начала прикиньте, на какое время вы хотите оставить машину на парковке, а затем сообщите о своих планах продавцу в табаккерии, который сам определит, сколько и чего вам необходимо приобрести. Обычно один купон соответствует одному часу парковки, но существуют также и варианты на полдня, на день, на неделю и т.д. Сначала купон со множеством цифр вызовет у вас панику, но на самом деле разобраться с ним нетрудно. Здесь как в лотерейных билетах монеткой нужно стереть защитный слой в соответствующих графах (см. фото ниже). В первой строчке необходимо отметить год (anno), ниже – месяц (mese), а затем – число (giorno). Ещё ниже стираете час (ora) и в последней строке – минуты (min). Так обозначается дата и время, когда вы оставляете машину, а затем по номиналу купона можно определить, на какое время оплачена парковка. Мы вообще не стали заморачиваться и попросили продавца табаккерии помочь разобраться со всеми этими цифрами. А потом оставалось лишь положить купон под лобовое стекло и идти гулять.

Купон на оплату парковки в Мессине, Сицилия
Фото сайт

Нужно также сказать и о сиесте , которая существует даже для платных парковочных мест! В будние дни примерно с 13 до 15 часов вся Италия отправляется на обед, на это время стоянка на платных синих парковках часто становится бесплатной. Аналогичные поблажки действуют иногда в ночное время и в выходные дни, а около достопримечательностей – в перерыве между туристическими сезонами, например, зимой. Однако точное расписание и ценники всегда нужно смотреть на специальных табличках, размещённых под знаком парковки! Для лучшего их понимания рекомендую выучить или выписать, как по-итальянски обозначаются месяцы и дни недели.

Нам повезло попасть на такую полубесплатную парковку в центре Мессины. Оставляя машину на три часа на платных синих местах, мы приобрели купон только на оплату первого часа, 20 минут нам простили, а потом как раз начиналось обеденное время, в течение которого парковка становилась бесплатной. Получилось очень выгодно!

  • Бесплатные нерасчерченные парковочные места пугают больше всего, поскольку не всегда понятно, можно там стоять или нет. В этом случае снова приходилось обращаться за помощью к местному населению. Поэтому тем, кто не владеет итальянским языком, советую также выучить фразу «Mi scusi, signor / signora! Il parcheggio qui è gratuito? «. С ответом «si » или «no «, думаю, проблем не возникнет)

В заключение темы парковок хочу также отметить, что за оставленные в машине ценные вещи ответственность нести никто не будет, даже на платных парковках или паркингах. Поэтому фотоаппараты, ноутбуки, а также золото-бриллианты всегда носите с собой. Кроме того, не рекомендуется оставлять на видном месте сумки и пакеты, так что старайтесь по максимуму всё убирать в багажник или прятать в бардачок, только не забывайте потом о спрятанном)


Фото сайт

Традиционный итальянский стиль парковки)))
Фото сайт

Заправочные станции

Больше всего нам повезло с топливом, а точнее с тем, что арендованный Citroën-3 питался дизелем, ценник на который всегда ниже, чем на бензин. На момент нашего путешествия примерные цифры были таковы:
бензин – 1,83 евро за литр
дизель – 1,72 евро за литр (хотя встречалось и дороже, и дешевле)

Что касается заправочных станций , то таковых было обнаружено два типа:

  • автоматические, где можно заправиться только на определённую сумму, но невозможно задать литраж или, например, залить полный бак, что стало для нас небольшой проблемой;
  • традиционные неавтоматические, ничем не отличающиеся от своих российских коллег.

Нам повезло: на всех заправках можно было расплатиться с живыми людьми, собственно, с теми, кто и обслуживал машину, причём они даже не брали чаевые, видимо, не принято. Однако, судя по отзывам других авто-путешественников, ночью и в выходные дни (а на севере страны даже днём!) большинство заправок работает в автоматическом режиме, поэтому будьте готовы к общению с автоматом или старайтесь заправляться в будние дни в светлое время суток. Исключение составляют лишь комплексы AutoGrill, расположенные преимущественно на крупных автострадах, здесь можно найти не только круглосуточную неавтоматическую заправку, но и кафе, туалеты и даже небольшой магазин.

Средние цены на топливо в Италии
Фото сайт

Особенности национальных дорог и стиля вождения

Дороги по всему острову довольно хорошие, причём все: от платных автострад до деревенских дорог, от горного серпантина до улиц в маленьких городках. Поговаривают, что это всё дело рук сицилийской мафии, которая с некоторых пор старается содержать остров в порядке, в том числе и дороги))) Единственные сильные изъяны встречались нам лишь в районе северного склона Этны, однако видно было, что дорога сама по себе хорошая, поэтому все её «вспученности» мы отнесли на совесть частых в этом районе извержений и землетрясений.


Зато на южном склоне Этны с дорогами всё в порядке!
Фото сайт

Разметка дорог тоже порадовала, особенно наличие светоотражателей, которые сильно помогли при движении в тёмное время суток. Отмечу, что ночью нас занесло как раз на неглавную дорогу, но за счёт грамотной разметки ехать по ней было вполне комфортно.

Отдельная история – сицилийские дорожные знаки , на привыкание к которым может уйти некоторое время. Самая большая проблема заключается в том, что не всегда понятно, куда именно направлен знак или указатель на тот или иной населённый пункт. Пару раз нам даже приходилось останавливаться и сверяться с картой: куда мы направляемся и что по этому поводу говорит указатель.

Дорожные знаки в городке Корлеоне (да-да, том самом!)
Фото сайт

На соблюдение правил дорожного движения местные жители заморачиваются не сильно. Обычно нарушают скоростной режим; обгоняют там, где это запрещено; редко пользуются поворотниками; паркуются как попало, иногда под знаками «стоянка запрещена», но чаще вторым и даже третьим рядом на «аварийке» (хотя и её включают далеко не всегда). Однако перенимать итальянский дурной тон я бы не рекомендовала. Помните о том, что они нарушают правила в собственной стране, а вот вам ещё предстоит получать шенгенские визы, на которые наличие штрафов может повлиять не самым лучшим образом.

Несмотря на частые нарушения и вообще немного хаотичную ситуацию на сицилийских дорогах, аварии на острове случаются намного реже, чем в России. Вероятно, главной причиной тому является взаимопонимание между всеми участниками движения . Зачастую становится неважным, по какой дороге вы едете (главной или нет), вам могут уступить или наоборот аккуратно попроситься вперёд. Многое здесь решается на уровне взглядов, жестов (исключительно приличных!) и вежливого отношения к другим водителям. Все стараются друг другу уступать, особенно на узких улицах или при подъёме в горку. К неправильной парковке (вторым-третьим рядом) или нарушению правил со стороны пешеходов относятся снисходительно. Также нередки случаи, когда двое водителей слишком увлечённо болтают на светофоре и не успевают среагировать на переключившийся зелёный свет, или, например, стоя в пробке, кто-нибудь за рулём встречает знакомого пешехода и, разговорившись с ним на пару-тройку минут, тормозит и без того медленное движение. Всё это на Сицилии в порядке вещей и реагировать на такие ситуации принято терпеливо. Однако если вы замешкаетесь на развилке или будете слишком долго парковаться на улице, вам могут и посигналить. Логика здесь необъяснима, но воспринимать всё нужно спокойно, всё-таки вы в данном случае в гостях.

Плотное движение на дорогах случается, особенно в рабочее время и в больших городах (Палермо, Катания, Мессина). Правда, если вспомнить Петербург или Москву, то итальянские пробки скорее можно охарактеризовать как «небольшие заторы». А вот если вы вдруг попадёте в плотное движение на скоростной трассе, помните, что в Европе существует правило: последняя подъезжающая машина должна включить аварийный сигнал, чтобы следующие за ней автомобили успели заблаговременно снизить скорость. Это позволяет избежать аварий с участием большого количества машин.

Другие аварийные ситуации могут создать животные , беспрепятственно попадающие на дорогу с многочисленных пастбищ. Мы пару раз так наталкивались на собак, но страшнее всего была встреча со стадом лошадей, прогуливающихся прямо по нашей полосе, причём против движения машины! Правда, надо отдать им должное, при виде нас животные быстренько мобилизовались, перешли на встречную полосу и продолжили шагать хотя бы по правилам дорожного движения. Кроме собак и лошадей на дорогах Сицилии можно также встретить коров (об этом везде стоят предупреждающие знаки), реже – овец.

«Коровьи» предупреждающие знаки разбросаны по всем дорогам Сицилии
Фото сайт

А вот и «виновница торжества», прогуливающаяся вдоль трассы
Фото сайт

И, наконец, последняя особенность итальянских дорог заключается в их размерах и наклонах относительно линии горизонта. Поскольку бОльшая часть страны расположена на горной местности, а города с тесными улочками строились много веков назад, у жителей российских равнин могут возникнуть некоторые конфликты с окружающей действительностью. Первые касаются узких дорог, которые в большинстве своём односторонние, однако бывают и исключения. Поэтому если вы двигаетесь по улице или дороге, где помещается только ваша машина, это ещё не значит, что из-за поворота вам навстречу никто не выедет. Другой неожиданностью обычно становятся резкие подъёмы и спуски, как на горном серпантине, что ожидаемо, так и в больших городах или маленьких деревеньках. Причём неважно, насколько опытный ваш водитель, итальянские дороги могут удивить даже тех, кто многое повидал за рулём!

Большая машина на маленькой улице в городке Монреале, Сицилия
Во время съёмки этого кадра пострадало два балкона жилого дома.
Фото сайт

Алкогольные нормы

В Италии максимально допустимая норма алкоголя в крови водителя составляет 0,5 промилле. Поэтому если не увлекаться, то по вечерам можно дегустировать разнообразные местные вина или даже что-нибудь покрепче. Однако молодым и неопытным водителям я бы посоветовала более подробно изучить итальянские правила дорожного движения, потому что как раз недавно нашла информацию о дополнительных ограничениях именно для такой категории людей.

Общение с дорожной полицией

Стражей правопорядка на дорогах Сицилии замечено было немного, но с одним из них нам всё же посчастливилось пообщаться. Полицейский остановил нас как раз в тот момент, когда мы ругались с наФигатором и пытались понять, куда же дальше ехать. То ли по кошмарно произнесённому «бонжорно», то ли по нашим испуганным лицам итальянец сразу понял, что имеет дело с иностранцами и перешёл на английский. Странно, что он вообще знал этот язык! Сначала спросил, откуда мы, затем уточнил, что машина взята напрокат, а потом отпустил, пожелав хорошего дня. Я не успела даже сильно испугаться и накинуть ремень безопасности, который на заднем сидении очень не хотелось пристёгивать, хотя вообще-то надо. Больше нас никто не останавливал, но надо заметить, что и правила дорожного движения мы не нарушали. То есть ВООБЩЕ не нарушали, даже по мелочам (непристёгнутый ремень на заднем сидении — не в счёт)))

На этом всё на сегодня! Остаётся лишь подвести итог нашего авто-пробега по Сицилии, но это будет уже в следующий раз вместе со всеми численными показателями путешествия, которые многие из вас просили опубликовать. Так что я пойду считать евро-литры-километры, а вы ждите нового поста! До встречи)

На машине в Италию !
Каждый год мы с друзьями отправляемся в автомобильные путешествия. Намотали уже не один десяток тысяч километров по дорогам Европы. Как правило, маршрут прокладываем через города с известными музеями, памятниками архитектуры, другими достопримечательностями. То есть, не пляжный отдых.

В этом году решили совместить полезное с приятным. В промежутке между музеями и прочими объектами духовной пищи провести неделю на берегу моря на Сицилии. На острове мы уже бывали, останавливались в отеле в Таормине (Taormina). Мне пришла мысль, почему бы не попробовать найти хорошую виллу на берегу моря, и чтобы непременно был бассейн. На сайте www.homelidays.com нашел то, что нужно. Отличная вилла с большим бассейном, с собственным пляжем прямо на берегу моря южнее Катании. Созвонился с владелицей, и договорился, что мы прибудем к ней 2-го мая.
Купили билеты на паром из Финляндии в Германию и обратно. Каюта А-класса на четверых с видом на море и провоз автомобиля обошлись в 860 евро. Отели бронировать не стали. Вдруг захочется изменить маршрут.

23 апреля погрузили в машину багаж и отправились к финской границе. Повезло. Долго торчать в пробке на таможне не пришлось. Двинулись в сторону столицы Финляндии. Если раньше паром в Росток (Rostock) отходил из Ханко (Hanko), то теперь из маленького городка под Хельсинки, что на 160 км ближе к границе. Мелочь, но приятно. В 20-00 мы уже расположились в своей каюте. Отчалили в 21-00.

Сутки с лишним плавания и в 23-00 следующего дня наш автомобиль выехал из чрева парома на землю Германии. Первый отель, который попался по пути, был «Ibis» в Ростоке. Так как было уже поздно, решили остановиться в нем. Метрдотель долго выискивал в компьютере свободные номера, оправдываясь, что первый день на работе, и еще не во всем разбирается. Наконец, выдал нам карточки-ключи от двух соседних «даблов» по 78 евро за каждый. Вставил я карточку в щель и не мог понять, в чем дело. Дверь сама открылась и застыла в таком положении. Через секунд 15-20 закрылась сама собой. Все стало ясно, когда я зашел в санузел и увидел поручни вокруг унитаза. Это были номера для инвалидов.

Рано утром были уже в машине, так как предстоял длительный перегон в 960 км до Инсбрука (Innsbruck) в Австрии. Прибыли туда около 7-ми вечера. С отелем повезло. Он располагался живописном месте, окруженном высокими горами, на склонах которых, не смотря на теплую погоду, было еще предостаточно снега. Воздух чистый горный с легкой примесью запаха свежего навоза. Австрийцы, жившие по соседству с гостиницей, держали во дворах коров. Получили большой четырехместный номер на последнем этаже. Что нам особенно в нем понравилось, так это терраса со стеклянной крышей.
На утро выехали в Италию, в Верону (Verona). Там встретили друзей, которые путешествовали автобусом. Вместе с ними осмотрели город. Римский амфитеатр, Кафедральный собор 12-го века, памятник Данте Алигьери. Зашли во дворик дома Джульетты.

Распрощались с друзьями и направились во Флоренцию (Firenze). Прибыли поздно ночью. Заночевали опять же в «Ибисе» в пригороде. Наутро отправились в центр города. Нашли отель, в котором останавливались 5 лет назад. Мало того, и номер нам дали тот же. Два дня провели в этом замечательном городе. Посетили знаменитый музей «Уффици», посмотрели собор Санта Мариа дель Фьоре, Баптистерий, посвящённый Иоанну Крестителю, Базилику Санта-Кроче, Понте Веккио - самый древний мост города Флоренции.

У нас не было изначально в планах ехать в Бари (Bari). Но все же решили отклониться от маршрута и посетить знаменитую Базилику Святого Николая. Великолепный храм. Очень в нем демократичная атмосфера. Идет служба, а туристы снуют туда-сюда. Понравился зальчик, где за стеклом выставлены бесценные экспонаты. Среди прочих серебряная лампадка русского императора Николая II. Что особенно приятно, надписи на экспонатах продублированы на русском языке. Ночевать в Бари не стали, двинулись в сторону Сицилии. Нашли отель в Таранто (Taranto).

Рано утром, позавтракав, поехали в сторону острова. Часа в два дня прибыли в порт Вилла Сан Джованни (Villa San Giovanni). Руководствуясь указателями, нашли терминал отправки паромов. Стали в длинную очередь, где наряду с легковыми автомобилями было немало автобусов и большегрузов. Простояли часа полтора, но очередь не продвинулась ни на метр. Я стал сомневаться и спросил у водителей соседних машин, правильно ли мы стали здесь. Они отвечали: “да, это очередь на паром”. К счастью мимо проезжали полицейские. Я обратился к ним. Услышал от них: “вам нужно на Сицилию? Поезжайте вон туда”. И указали рукой направление. Покинув очередь, мы проехали буквально метров 100, свернули налево, и въехали на пустую площадь с небольшим павильоном, который оказался билетной кассой. Заплатили 23 евро за машину и спокойно въехали на паром. До сих пор для меня остается загадкой, почему так много людей стояли в той длинной нескончаемой очереди, когда совсем рядом есть другой, совершенно свободный, терминал. Паром тронулся, и минут через 20 мы уже съехали в Мессине(Messina).

Поехали по северному побережью острова на запад в сторону Палермо(Palermo). Ближе к ночи подъехали к Чефалу(Cefalu). Красивейший древний город с собором, апсиду которого украшает знаменитая мозаика XII века «Христос Пантократор». Решили проехать в центр города. Ночь. Выехали на узенькую улочку, ведущую вниз, в конце которой виднелась маленькая освещенная площадь. Вдруг замечаю, что автомобили слева и справа стоят передними бамперами в нашу сторону. Понимаю, что двигаемся против одностороннего движения. Ничего, думаю, внизу развернусь. Подъезжая к площади, замечаю на ней полицейскую машину. Один из стражей порядка бежит навстречу, размахивая руками. Ну, думаю, попали. Впереди долгие разбирательства и штраф. Нет, все обошлось. Говорю полицейскому: “извините, ищем отель, заблудились”. Он кричит напарнику: “Эй, Марио, тут ищут гостиницу. Ты не знаешь, есть что-нибудь поблизости?” Его напарник подходит, и между ними начинается непереводимая игра слов с интенсивной жестикуляцией. Постепенно нашу машину окружает около 30 сочувствующих из числа местных жителей. Спорят. У каждого своя версия. Никто не хочет уступать. Каждый хочет помочь заблудившимся туристам из России найти ночлег. Причем все указывают разные направления. Подошел пожилой дядька в пиджаке, накинутом на плечи, как бурка. У меня, говорит, есть тут поблизости “bed and breakfast”, он полон, ничем помочь не могу. Наконец, один длинноволосый парень в черном костюме звонит по мобильнику. Кого-то зовет. Пробираясь через толпу, к нам подходит высокий бритоголовый молодой человек. Представляется – Франческо. Садится к нам в машину и показывает дорогу к его дому. Дом XII века в три этажа с крошечным двориком-колодцем. Две квартиры в доме занимает он и брат с семьей. Остальные сдает. Повсюду разбросаны древности типа византийских каменных крестов и всяких амфор. Двухэтажные апартаменты обошлись нам на четверых всего в 70 евро.
Наутро посетили собор, осмотрели город, побывали на чудесной набережной, попрощались с Франческо, и двинулись в Палермо.

В столице ночевать не стали, хотелось быстрее оказаться на вилле. Но на календаре только 1-ое мая. А мы договорились об аренде со 2-го по 9-ое. Звоню хозяйке. Все в порядке. За символические 50 евро согласилась впустить нас на день раньше. Спрашиваю, как найти виллу. Отвечает, что самостоятельно это сделать трудно. Говорит, на 30-ом километре трассы Катания (Catania) – Сиракузы (Siracusa) есть заправка Esso, там и ждите. Прибыли в условленное место, ждем. Минут через 30 приехала хозяйка виллы на мотоцикле с корзиной в руках. Оказалось, что в корзине всякие вкусности, приготовленные ее матерью для нас. За рулем сидел ее муж со знакомым уже именем Франческо. Впоследствии нам часто случалось сталкиваться с этим именем. Создалось впечатление, что на Сицилии “Франческов” не меньше, чем “Донов Педро” в Бразилии. Проследовав за мотоциклом, прибыли на виллу.
Перед поездкой у меня были опасения, что красочные фотографии на сайте преувеличивают реальные достоинства виллы. Что на самом деле она окажется не столь привлекательной. Оказалось наоборот. Действительность превзошла все ожидания. Вилла оказалась удивительно красивой и уютной. Комфортный прохладный дом. Двухуровневый ландшафт. Просторная терраса. Прекрасный бассейн. Замечательный сад с экзотическими растениями. Вид вулкана Этна с заснеженной вершиной. Открыв калитку, можно было по крутым ступенькам спуститься к морю.
Провели 8 прекрасных дней. Поздние завтраки на залитой солнцем террасе. Купания в бассейне. Долгие ужины во дворе со знаменитым сицилийским вином “nero diavollo”. Теплые черные ночи.

Но мы не сидели безвылазно на вилле. Поездили по острову. Посетили окрестности. Побывали в соседних городах. Отдельно хочется сказать об особенностях местного вождения. Нам кажется, что российские водители самые худшие и безбашенные. Это далеко не так. По сравнению с сицилийскими наши просто агнцы божьи. Из всех правил, как мне показалось, южане придерживаются только одного – остановку на красный свет. И то не все. На остальные мелочи, такие как, например, сплошная полоса, запрет парковки и прочее мало кто обращает внимание. Вот один из примеров. Центральная улица небольшого городка Аугуста(Augusta). Два ряда движения в одну сторону, два в другую, разделенные сплошной полосой. Довольно интенсивное движение. Крайние ряды заняты припаркованными автомобилями. Так что остается только по одному ряду в каждую сторону. Едет дамочка. Вдруг замечает магазин на противоположной стороне. Она и не думает разворачиваться. Просто резко сдает влево, пересекает сплошную полосу, встает во встречном, единственно свободном, ряду, включает аварийку и неспешно топает в магазин. И для сотен автомобилей на этой улице остается всего один ряд для движения в обе стороны.

9-го мая, попрощавшись с гостеприимной хозяйкой виллы, тронулись в обратную дорогу. Пересекли пролив и оказались в материковой Италии. К вечеру добрались до окрестностей Неаполя, городка Казерта(Caserta). Оказались на каком-то религиозном празднике. Толпа двигалась по улицам, неся на платформе скульптуру богоматери с ребенком. Впереди толпы большой духовой оркестр залихватски исполнял Чайковского.

На следующий день был длинный перегон в Инсбрук. Переночевали и отправились в Мюнхен. Посетили в очередной раз Пинакотеку. Затем провели два дня в Амстердаме. После отправились в Гамбург.

15-го вечером прибыли в Росток. В ночь на 16-е загрузились на паром. 17-го утром уже катили из Хельсинки домой в Питер.

Всего намотали около 7500 км. Поездка на автомобиле в Италию удалась. Осталось много приятных воспоминаний. Вилла настолько понравилась, что думаем посетить ее и в следующем году. Но маршрут, естественно изменим. В планах побывать в Португалии, где еще не были.