Знаменитая гора маттерхорн находится в альпах. Гора маттерхорн в швейцарии

На свидание с Маттерхорном (итальянский вариант названия - Монте-Червино) можно ехать зимой, весной, летом и осенью. Этот горный красавец, как знаменитая фотомодель, знаком почти всем, хотя бы заочно. Расположен Маттерхорн на границе Италии и Швейцарии, и в лучах его звездной славы купаются горнолыжные курорты двух национальностей - с одной стороны швейцарский Церматт, с другой - итальянская Червиния.

Границу переходить будете?

Обязательно и прямо сейчас.

Только не опоздайте на последний подъемник в Швейцарии, иначе назад не доберетесь... Загорелый итальянец в окошечке выдает мне ski-pass, и я отправляюсь совершать свой переход через Альпы. Ради этого мероприятия большинство людей и приезжают в Червинию. Здесь есть уникальная возможность: начинаешь кататься в Италии, продолжаешь в Швейцарии. И хотя, в отличие от Италии, Швейцария не относится к странам, где действует Шенгенское соглашение, визы тут не нужны.

Маттерхорн повернут к Италии затылком. Он совсем близко, его высота 4478 метров, и он возвышается над соседями, как учитель над первоклашками. Под Маттерхорном по широкому снежному плато на 4-километровой высоте и проходит граница. Усаживаюсь в кабинку подъемника и уже не могу представить себе, что совсем недавно, каких-нибудь пару часов назад приехала сюда из совсем другой Италии. Там на улице было градусов 20 тепла, там народ пил кофе в открытых кафешках и парочки целовались на набережной романтического озера Маджори. Впрочем, и горы солнцем не обижены. Панорама сказочная. Когда наверху, где-то под самым небом, встаешь на лыжи и начинаешь спускаться по длинному пологому плато, все коллеги-лыжники поголовно кажутся счастливыми. Легкий спуск по идеально ровному полю похож на свободный полет. А где граница? Она, оказывается, уже пройдена - об этом свидетельствуют меню в горных ресторанчиках. Тот, что я посетила первым, делал упор на пиццу и спагетти, а теперь начались разнообразные фондю. Впрочем, кофе и глинтвейн подают и там, и тут... Район Маттерхорна (Монте-Червино) совершенно заслуженно считается суперзвездой круглогодичного лыжного счастья. Катание здесь отличное, после высоких плавных рельефов на самом верху попадаешь на отличные ухоженные многокилометровые трассы, среди которых есть, например, всемирно известная трасса FIS National. И где, скажите, еще так удачно соседствуют страны-лидеры европейского туризма? Когда на расстоянии двух-трехчасовой поездки и Женевское озеро, и Лозанна, и Монтре. И великолепный строй альпийских четырехтысячников, и район Монблана, французская лыжная столица Шамони, и небольшой симпатичный итальянский курорт Курмайер. Плюс все прелести северной Италии - озерный край и романтические старинные городки вроде Стрезы или Бергамо.

Лыжи по-швейцарски: утро вечера мудренее

Церматт входит в десятку лучших лыжных курортов мира и сразу производит неизгладимое впечатление. Что это, мечта "зеленых"? Эдемский сад на северный лад? Или, напротив, страшный сон урбаниста?

Посреди городка речка. Вокруг лес. Деревянные шале, украшенные резьбой, сосновыми ветками и шишками, расставлены просторно. Тишина необыкновенная. По ровным и чистым дорожкам едут разрисованные цветочками электромобильчики и конные повозки. Автомобилям въезд в это благостное место строго запрещен. И климат здесь мягкий. И никакой перенаселенности - в Церматте постоянно живут 5 тысяч человек (плюс 11 тысяч мест для туристов). Мне очень понравился Церматт, но я долго не могла решить, что именно он мне напоминает. Потом сообразила: он похож на очень большой и очень славный санаторий, над входом которого большими буквами написано: "все для здоровья и душевного равновесия". В городке есть старая часть и, конечно же, центральная площадь, церковь, магазинчики. Но даже в самом центре всегда все чинно. Публика сплошь приличная, в основном семейная. И хотя курорт это интернациональный, кажется, будто все гости Церматта прошли тест на совместимость со здешней природой. Встают и ложатся спать рано, никто не шумит и не буянит - в восемь вечера на улицах уже пусто. Вечерняя жизнь представлена несколькими уютными барами с живой музыкой, ну и, конечно, обязательными водными процедурами. Швейцарцы знают в них толк. Хорошие сауны, бассейны, джакузи есть у всех приличных отелей, которых, кстати немало. Где поселиться. Самые изысканные гостиницы - Seiler Hotel Mont Cervin и Seiler Hotel Monte Rosa (входят в объединение "Ведущие отели мира". Очень неплохую репутацию имеет и пятизвездочный Grand Hotel Zermatterhof (необыкновенно хороши виды из окон). У состоятельных российских туристов пользуется успехом уютный четырехзвездочный Schweizerhof (находится в самом центре курорта). Трехзвездочные отели и апартаменты, разумеется, тоже имеются, но надо отметить, что Церматт отнюдь не дешевое место даже по швейцарским понятиям. Причина тому, конечно, слава Маттерхорна - паломничество к нему альпинистов и туристов началось еще в XIX веке. И теперь Церматту больше 150 лет. Зимний спорт. Сезон катания круглогодичный (летом доступно около 25 километров трасс на леднике).

Верхняя станция подъемника находится на высоте 3880 метров (это рекордная высота для Европы).

Общая длина трасс - 245 километров. Они содержатся в идеальном порядке и хороши для лыжников всех уровней подготовки. Интересно, что для начинающих имеется огромной район катания - на 3-километровой высоте и со сногсшибательными видами. В Церматте практикуется heli-ski, а также полеты на парапланах, катание на коньках, снегоходах и равнинных лыжах.

Лыжи по-итальянски: не спи, замерзнешь

После Церматта итальянская Червиния кажется ну почти дискотекой. Едешь себе по склону, а рядом кто-то поет во весь голос. А уж вечером... Место это демократичное, здесь отдыхает много итальянцев. Они-то, конечно, приезжают на машинах, заставляют ими стоянки и обочины улиц. Они выходят компаниями, шумят, перемещаются сначала в ресторан, потом в бар, потом еще в один бар. Иностранные туристы тоже ведут себя вполне по-итальянски, они тоже не спят и тоже поют. (Однажды я видела на улице одетых в килты и распевающих национальные песни шотландцев. К шотландцам пристраивались другие любители вокала, так что в конце концов образовалось целое хоровое шествие.)

Устроен сам городок Червиния занятно. Маленький, компактный. Достаточно одного дня, чтобы в нем обжиться. Расположен он на 2-километровой высоте, но очевидно, что это уже именно город, а никакой не санаторий. Домики каменные, улицы застроены плотно, на каждом шагу отель, магазин, бар или ресторан. И, как во многих итальянских городах, снаружи все строго (разумеется, эта строгость не лишена изящества), зато внутри - бесконечные придумки и художества. Роскошных интерьеров нет, но расписанные пейзажами стены или, скажем, странный ресторанный зал с зеркалами и отражающимися в них десятками свечек в разномастных подсвечниках - пожалуйста. И кухня - при том что здесь цены не слишком высоки по курортным понятиям - хороша и разнообразна. Имеется несколько ночных дискотек. Чего в Червинии немножко не хватает (особенно после знакомства с Церматтом), так это комфорта. Самая большая проблема по этой части: на главных подъемниках здесь нет лыжных хранилищ. И многие отдыхающие таскают снаряжение на себе, штурмуют в лыжных ботинках скользкие лесенки и дорожки. (Совет: чтобы избежать этой трудной доли, обращайтесь в лыжный прокат рядом с нижней станцией главного подъемника - в его помещении можно будет оставлять снаряжение.)

Где поселиться. Пятизвездочных отелей в Червинии нет. Среди самых симпатичных четырехзвездочных отелей - Bucaneve, Chalet Valdotain и Grand Hotel Cristallo (он, правда, расположен за пределами городка, зато комфортен и отлично оборудован). Апартаменты, пансионы, трех- и двухзвездочные отели представлены на любой вкус. Зимний спорт. Сезон катания непосредственно в Червинии длится с декабря по апрель. Верхняя станция подъемника находится на высоте 3448 метров. Протяженность трасс 200 километров, среди них примерно половина трассы средней сложности. Имеются детские школы, трассы для начинающих и очень интересные черные трассы. Единый ski-pass Церматт-Червиния стоит около $250 на 6 дней.

Из других спортивных развлечений: коньки, снегоходы, равнинные лыжи (25 километров трасс). Состояние склонов в районе Червинии вполне приличное, хотя, конечно, до швейцарского качества им далеко. Для людей в хорошей форме это не проблема: из Червинии можно выезжать в Швейцарию каждый божий день и смотреть Маттерхорну прямо в лицо. Только запаситесь теплым обмундированием: наверху бывает очень ветрено и холодно. Впрочем, если с погодой не заладится, можно спуститься вниз и через полчаса оказаться в долине Аоста с ее знаменитыми замками (кроме замков поблизости есть казино). До Милана (да здравствует шоппинг!) всего 190 километров, до озера Маджори примерно столько же - выходишь на берег озера, гуляешь под пальмами, в очередной раз удивляешься: другая планета. И в этом отдельная прелесть Червинии - наверху очень высокие горы, внизу очень теплая погода. И повсюду - Италия.

Маттерхорн - одна из самых труднодоступных альпийских вершин - имеет довольно скверную репутацию. Ежегодно при восхождениях на нее погибают несколько альпинистов. Так, с 1981 по 2011 год жертвами Маттерхорна стали 223 человека, причем 203 из них разбились при падении. Также были зафиксированы смерти в результате камнепадов, обморожений. Всего же при попытках покорения Маттерхорна погибли более 500 человек. А открывается этот мартиролог именами четверых альпинистов, первыми покоривших смертоносную гору.

Вершина неприступна

Маттерхорн - вершина в Пеннинских Альпах, на границе Швейцарии и Италии. Высота - 4478 метров над уровнем моря. Гора имеет форму неправильной четырехсторонней пирамиды с очень крутыми стенами, практически вертикальными ближе к вершине. Еще в конце XVIII века швейцарский геолог Орас Бенедикт де Соссюр, исследуя Маттерхорн, пришел к выводу, что восхождение на эту вершину невозможно. С тех пор она долгое время считалась неприступной, внушая альпинистам благоговейный ужас.
Порой находились смельчаки, дерзавшие бросить вызов Маттерхорну, но все попытки оканчивались неудачей: кого-то останавливала высокая техническая сложность восхождения, кого-то - капризы погоды. К середине XIX века Маттерхорн оставался последним непокоренным альпийским четырехтысячником.

Матч Англия – Италия

Соотечественники-альпинисты Эдуарда Уимпера недолюбливали. Этот молодой нахал с прозрачными холодными глазами выпадал из всей устоявшейся системы британского альпинизма. Профессор Джон Тиндаль, признанный лидер английских покорителей вершин, и его сторонники полагали, что нужно изучать горы, постигать их природу, любоваться их красотой, но никак нельзя превращать их в место состязаний, споров, пари. А Уимпер был человеком совсем иного склада. Он стремился не изучать горы, а покорять их, быть первым любой ценой. Он совершил восемь неудачных попыток восхождения на Маттерхорн. Гора как будто отталкивала его, смеялась над ним. Но Уимпер стремился к цели с маниакальным упорством фанатика.
13 июля 1865 года в 5:30 утра группа альпинистов в составе Эдуарда Уимпера, лорда Фрэнсиса Дугласа, Дугласа Роберта Хэдоу, Чарльза Хадсона, проводников Мишеля Кро и двух Петеров Таугвальде-ров (отца и сына) вышла из швейцарского горного курорта Церматта, чтобы взойти на Маттерхорн по гребню Хёрнли. Люди очень спешили, их подгоняло известие, что практически одновременно с ними с противоположной стороны горы намеревалась стартовать группа итальянских альпинистов. Кто победит в этом своеобразном матче Англия - Италия? Кому покорится Маттерхорн?


Погода была ясная и безветренная. Группа Уимпера через шесть часов пути подошла к основанию гребня Хёрнли. В полдень альпинисты разбили лагерь на высоте около 3350 метров над уровнем моря. Младший Таугвальдер и Кро отправились на разведку, чтобы проложить наиболее оптимальный маршрут на следующий день и сэкономить время. Через несколько часов они вернулись довольные, уверяя товарищей, что дальнейший путь не представляет особой сложности.
На следующее утро, едва рассвело, группа продолжила восхождение. Первая часть пути действительно была не очень тяжелой и походила, по словам Уимпера, на большую лестницу. К 10 часам утра альпинисты достигли отметки 4270 метров. Несколько раз они сворачивали с гребня на северную стену, где было легче пройти. Чем ближе к вершине, тем труднее было продвигаться.
14 июля в 13:40 Уимпер и Кро одновременно ступили на вершину Маттерхорна. Прежде всего Эдуард осмотрел снежный покров. Он был девственно чистым, никаких следов. Значит, он первым из людей покорил гору, считавшуюся неприступной!
Через некоторое время англичане увидели итальянцев далеко внизу. Те, в свою очередь, заметили соперников на вершине - и решили повернуть назад, посчитав дальнейшее восхождение бессмысленным. Итак, 1:0 в пользу Англии!

Первые жертвы

Группа Уимпера находилась на вершине около часа. Построив пирамиду из камней, альпинисты начали спуск. Первым в связке шел Мишель Кро, за ним Хэдоу, Хадсон, Дуглас, Таугвальдер-стар-ший, Уимпер и Таугвальдер-младший. Но дух Маттерхорна вовсе не собирался выпускать из своих владений дерзких двуногих, осмелившихся нарушить его многовековой покой. Спустя несколько минут после начала спуска Хэдоу поскользнулся и упал вниз, сбив с ног Кро. Они потянули за собой в пропасть Хадсона и Дугласа. Уимперу и Таугвальдерам удалось удержаться на склоне. Напрягая все силы, они старались спасти себя и товарищей, но все же неумолимо, сантиметр за сантиметром, скатывались к краю пропасти. В этот момент оборвалась веревка, соединяющая Таугвальдера-старшего и Дугласа. Четверка альпинистов рухнула в бездну.
Через некоторое время оставшиеся в живых, потрясенные разыгравшейся на их глазах трагедией, продолжили спуск. Не успев завершить его до наступления темноты, они вынуждены были провести ночь на склоне горы и в Церматт вернулись только на следующий день. Место падения товарищей им так и не удалось найти.
16 июля была организована спасательная экспедиция. Тела Кро, Хэдоу и Хадсона были найдены на леднике Маттерхорн более чем в 1000 метрах по вертикали вниз от места, откуда они сорвались вниз. Дугласа среди них не было, обнаружили только пряжку от его ремня. Спасатели сочли, что Дуглас застрял где-то в скалах или провалился в глубокую трещину. Поисковый отряд похоронил тела троих альпинистов под снегом на леднике. Спустя три дня, 19 июля, они были перенесены вниз и похоронены на церковном кладбище в Церматте.


Мать Фрэнсиса Дугласа, маркиза Квинсберри, и другие высокопоставленные родственники настойчиво просили продолжить его поиски. Джон Тиндаль взялся организовать экспедицию и принять в ней участие. Он закупил в Женеве 900 метров веревки с целью провесить ее с вершины вниз по северной стене, чтобы спасатели спустились и просмотрели все скальные участки. Однако настоятель местной церкви отец Ру-ден, который был фактически верховной властью в том районе, запретил местным жителям-проводникам участвовать в этом мероприятии. По официальной версии - «во избежание новых жертв». Но только ли поэтому? Или за этим кроется нечто большее?

Кто виноват?

Эта альпийская трагедия не дает покоя исследователям вот уже полтора столетия. Почему оборвалась веревка? Что это: несчастный случай, преступная халатность или... преднамеренное убийство? В мемуарах «Восхождения в Альпы в 1860-69 годах» Эдуард Уимпер счел виновниками происшедшего Таугвальдеров, утверждая, что они недостаточно внимательно подобрали веревки. Веревка, которую Питер Хэдоу, наименее опытный член экспедиции, протянул через крепления первых четверых альпинистов, оказалась слишком короткой, из-за чего он и сорвался, увлекая за собой товарищей. Так ли это, установить невозможно, поскольку ту веревку найти не удалось. Возможно, она обмоталась вокруг тела Дугласа.
Кроме того, Уимпер пишет, что Таугвальдеры повели себя в этой ситуации, как трусы. Сразу после падения несчастных проводники застыли от страха, «плакали как дети и дрожали всем телом, как будто пытаясь напугать нас ужасной участью наших попутчиков... несколько раз старик Питер оглядывался на меня и с пепельно-белым лицом и тряской во всем теле значительно произносил: „Я не могу“».
Чем вызвано такое поведение проводников: шоком от случившегося, боязнью того, что именно их обвинят в гибели людей?
По Церматту поползли сплетни, что Таугвальдер-старший специально перерезал веревку, чтобы расправиться со своим конкурентом - проводником Кро. Надо признать, что такая версия при всей ее циничности все же могла иметь право на существование. В середине XIX века Альпы переживали туристический бум. Альпинизм стал модой, тон в которой задавали англичане. В нищей в то время Швейцарии, только что пережившей серьезный военный конфликт между католиками и протестантами, люди были рады любому заработку, всегда были готовы услужить богатому туристу. Между горными проводниками существовала жесточайшая конкуренция, они пускались на всяческие ухищрения, чтобы переманить клиентов.
Но люди, хорошо знавшие Таугвальдеров, категорически утверждают, что это порядочные люди, не способные на преднамеренное убийство. Возможно все же, что Таугвальдер-старший мог перерезать веревку, спасая себя и своего сына. Однако Эдвин Хаммонд, член Альпийского клуба, 77-летний историк, специализирующийся на Альпах, считает, что эта версия может существовать лишь с большой натяжкой. Если Таугвальдер и виновен, то лишь в том, что уделил недостаточно внимания проверке снаряжения.
Швейцарский писатель Ханнес Таугвальдер (потомок семьи проводников) считает, что в гибели людей повинен сам Уимпер: его непомерные амбиции, суетливость, поспешность в подготовке экспедиции, стремление во что бы то ни стало обогнать итальянцев.
Тайна этой альпийской трагедии до сих пор не раскрыта и, возможно, так и останется неразгаданной. А Маттерхорн жаждет новых жертв.

Швейцарию и Италию разделяет живописный район провинции Валле-д’Аоста, на границе которого возвышаются Пенинские Альпы. Многие туристы едут суда за незабываемыми пейзажами высоких заснеженных пиков или покататься на лыжах, но только некоторые из них отваживаются на восхождение на вершину Альп.

Одна из наиболее популярных гор не является самой высокой. Ее немецкое название Маттерхорн, а итальянское — Монте Червино. Она привлекает туристов своим необычным внешним видом, напоминающим пирамиду, развернутую по четырем сторонам света. Пик находится недалеко от небольшого озера и стоит особняком от остальных возвышенностей.

Высота горы Маттерхорн составляет 4478 метров над уровнем моря.

Первый замер провели в 1792 году, используя длинную цепь. Фактически Маттерхорн имеет две вершины примерно одинаковой высоты. По решению обоих стран было закреплено их местоположение четко на общей границе.

Восхождение

Ближайшие населенные пункты от горы Маттерхорн — Церматт (Швейцария) и Брёй-Червиния (Италия). Что интересно, раньше они были маленькими ничем не примечательными деревеньками, но после покорения вершины стали набирать популярность у туристов.

Как правило, если альпинист приезжает в Церматт, то восхождение проходит по хребту Хернли, таким образом, повторяя подъем первопроходцев. Если в итальянский Брёй-Червиния, то по хребту Лион. Второй вариант считается более сложным и подходит для подготовленных спортсменов.

Склоны пика отвесные, поэтому на них не задерживается лед и снег. В этом кроется большая опасность для человека, поднимающегося на него. Множество лавин обрушивается в течение года вниз, унося с собой все, что попадается им на пути. Также по этой причине на нижнем уровне находятся четыре ледника, расположенных со всех сторон горы. Одни из самых крупных — Тифматтен и Маттерхорн у западной и северной стены.

Подъем по классическому треку на швейцарскую вершину начинается на высоте 3260 метров от приюта Хернли. Дорога в обе стороны занимает около 12 часов. На самых крутых участках оборудованы стойки с натянутыми веревками. Примерно на середине маршрута стоит еще один приют для отдыха на группу до 10 человек с рацией для экстренных вызовов.

Также побывать у подножья Маттерхорн можно менее экстремальным способом, используя горную железную дорогу или подъемники.

История

История покорения пика Маттерхорн начинается с многократных попыток взойти на гору. Из-за своего уровня сложности она стала одной из самых последних в Альпах, на верхней точке которой оказались альпинисты. Знаменательное событие произошло 14 июля 1865 года, когда со швейцарской стороны группе спортсменов Эдуарда Уимпера удалось взойти на пик. В дальнейшем из семи человек обратно спустились только трое.

Через три дня был покорен итальянский склон Маттерхорн альпинистами Жаном-Батистом Бик и Жаном-Антуаном Каррель. Многие считают, что эти восхождения ознаменовали конец «золотого века альпинизма» и все сложнейшие пики были покорены человеком.

Как добраться

Чтобы увидеть пик Маттерхорн с близкого расстояния весь маршрут можно разделить на две основные части. Для начала необходимо добраться до деревни Церматт, а уже оттуда отправиться к вершине. Ближайшие международные аэропорты от Церматт находятся в Женеве и Цюрихе на расстоянии 230-250 километров. Для поездки можно купить билет на поезд или арендовать автомобиль.

Поезда

Поезда в Швейцарии считаются наиболее комфортными, к тому же, маршруты по которым они идут очень живописные. Цена проезда составит около 65 — 80 евро, а время в пути 3-4 часа. Отправление с вокзала Корнавен в Женеве или Центрального железнодорожного вокзала в Цюрихе .

Автомобиль

Доехать на автомобиле до самой Церматт не получится, так как проезд на транспортных средствах по улицам деревни запрещен. Как правило, машину оставляют в соседнем поселке Теш на терминале. Подробнее о режиме работы и расценках можно узнать на официальном сайте . Оттуда пересаживаются на поезд и проезжают еще пять километров до Церматт. В среднем это занимает всего 15 минут.

Самый быстрый способ добраться из Женевы — шоссе с платными участками «A9». Преодолеть дистанцию в 230 километров можно всего за три часа.

Маршрут из Цюриха до Теш проходит по трассам «A1», «A4» или «A8». Среднее время в пути порядка четырех часов, расстояние 250 километров.

Горная железная дорога «Горнерграт»

Из Церматт проложена специальная горная железная дорога. Ее дистанция составляет девять километров до возвышенности Горнерграт. Своих пассажиров поезд доставляет на высоту 3090 метров, где находится смотровая площадка. Он сам по себе уже стал одной из главных достопримечательностей этого курорта.

Стоимость индивидуального билета составляет от 67 до 100 евро в обе стороны. Цена варьируется от туристического сезона. Подробнее с расписанием и ценами на билеты можно ознакомиться на официальном сайте.

Фуникулер до пика Ротхорн

Один из лучших видов на гору Маттерхорн открывается с другого пика — Ротхорн. На высоте 3130 метров находится верхняя станция фуникулера. Цена проезда составит от 32 евро.

Канатная дорога Matterhorn glacier paradise

Большой популярности у отдыхающих пользуется канатная дорога Matterhorn Glacier Paradise, оттуда открывается вид не только на гору Маттерхорн, но и остальные пики вокруг, в том числе Монблан. Стоимость проезда начинается от 60 евро.

Маттерхорн (итал. Monte Cervino, фр. Mont Cervin) – гора в Альпах, на границе Швейцарии и Италии. Ее высота 4 478 м (14690 футов), что делает Маттерхорн одной из самых высоких альпийских вершин. Четыре крутых откоса горы, которые возвышаются над окружающими ледниками, подобно компасу, «смотрят» на четыре стороны света.

С горы открывается вид на город Церматт, который расположен на северо-востоке, в кантоне Вале, а на юге, в долине Аоста, лежит курорт Брей-Червиния. Перевал Теодул (Theodul), расположенный на восточной стороне вершины, является самым низким проходом между северной и южной частью горы.

Вершина Маттерхорна была одной из последних в Альпах, которую смогли покорить люди. Это восхождение ознаменовало конец золотого века альпинизма. Его совершила в 1865 году группа во главе с Эдуардом Уимпером (Edward Whymper). Но при спуске, в результате разрыва веревки, погибли четыре человека. До 1931 года все попытки подняться с северной стороны горы были безуспешными. Этот маршрут является одним из шести самых крутых северных подъемов в Альпах. Маттерхорн - одна из самых опасных и смертоносных гор. С момента первого поднятия на нее в 1865 году и до 1995 года здесь погибли 500 альпинистов.

Гора стала своеобразной эмблемой Альп. С конца XIXвека, когда была построена железная дорога, сюда стали приезжать все больше туристов и альпинистов. Каждое лето они пытаются подняться на Маттерхорн через северо-восточный хребет (the Hörnli ridge) – самый популярный маршрут на вершину.

Название

Название горы происходит от немецкого слова Matte, что означает «луг», и Horn, означающее «пик». Итальянское и французское название (Cervino и Cervin) происходят от Mons Silvius (или Mons Sylvius) - от латинского слова «silva», что означает «лес». Изменение первой буквы «s» на «c» относят к имени Горация Бенедикта де Соссюра, который считал, что это слово связано с оленем (фр. cerf и итал. cervo).

В космографии Себастьяна Мюнстера (Sebastian Münster"s Cosmography), опубликованной в 1543 году, перевал «the Theodul Pass» получил название «Matter». Этот факт и подтверждает немецкое происхождение современного названия горы. На топографической диаграмме Мюнстера этот регион называется Аугшталберг (Augstalberg – «Aosta mountain», гора Аоста) и Монс Сильвий (Mons Silvius). Гипотеза Иосии Симлера, опубликованная в 1574 году в «De Alpibus Commentarius», о происхождении названия «Mons Silvius», была принята Фаринетти (T. G. Farinetti): «Сильвий (Silvius), вероятно, был Римским лидером (правителем), который пребывал со своими легионами в землях Саласси (the Salassi) и Седуни (the Seduni), а затем прошел через перевал Теодул. Возможно, этот Сильвий и был тем Сервием Гальба (Servius Galba), который получил приказ от Цезаря, найти перевалы (проходы) в Альпах, чтобы поставить крест на жизненно опасных маршрутах, которые в те времена преодолевали торговцы. Сервий Гальба, выполняя приказ Цезаря, прошел со своими легионами путь из Allobrogi (Савойя) до Octodurum (Мартини) в Вале, где разбили свой лагерь. Те перевалы, которые ему удалось обнаружить, не могут быть иными, как Святого Бернарда, Симлон, Теодул и Моро. Поэтому вполне вероятно, что гора была названа в честь Сервия, откуда идет Сильвий, а позже Сервин (Servin или Cervin)». Не совсем точно известно, в какой именно период новое название Servin или Cervin заменило старое, от которого оно, по всей вероятности, происходит.

Этническая группа Valdôtains называет Маттерхорн Гран Бекка (Gran Becca), а люди, которые говорят на Вальзер диалекте (Walliser German), дали горе название Хору (Horu).

Высота

Маттерхорн - изолированная гора. Она лежит на главном Альпийском водораздельном хребте. Из-за ее высоты, погода на вершине Маттерхорна резко меняется. Кроме того, с подветренной стороны, от гребня горы или изолированной вершины, образуются стационарные орографические облака, которые принимают форму баннера или флага. Создаются подветренные вихри, которые поднимают воздух выше уровня конденсации.

На горе Маттерхорн есть две вершины, которые расположены на 100-метровом скалистом хребте. В его восточной части находиться швейцарская вершина (4477.5 м), а в западной – итальянская вершина (4476.4 м). Свои названия они получили в результате первых восхождений, а не из-за их географического месторасположения. В августе 1792 года женевский геолог и исследователь Гораций Бенедикт де Соссюр впервые измерил высоту горы, используя секстант и 50-футовую цепь. Она составила 4501.7 м. В 1868 году итальянский инженер Феличе Джордано провел измерение высоты с помощью ртутного барометра, который он взял с собой на вершину. Его результат был 4505 м. На карте Дюфор, которую впоследствии разработали итальянские геодезисты, высота горы составляет 4482 м (14704 футов). Самые последние измерения были проведены в 1999 году с использованием «глобальной системы определения местоположения» (Global Positioning System technology), которая позволяет получить данные с точностью до одного сантиметра. Был получен результат 4477.54 м (14690 футов).

География

Маттерхорн имеет пирамидальную форму. Четыре стороны горы направлены на четыре стороны света. Северная и восточная стороны, соответственно, выходят на долину Зматт (the Zmutt valley) и хребет Горнерграт (Gornergrat ridge) в Швейцарии. Южная часть горы направлена на курортный городок Брей-Червиния, а западная – в строну горы Дент Деран (Dent d"Hérens), через которую проходит граница. Северный и южный горные склоны формирую на вершине небольшой восточно-западный хребет. Склоны (стороны) Маттерхорна очень крутые. На них лежат небольшие участки снега. Из-за регулярных лавин у подножья горы на ледниках накапливаются снежные массы. У западной стороны Маттерхорна расположен крупнейший ледник Цмутт (the Zmutt Glacier). Подняться на гору можно по маршруту, который проходит через хребет Хёрнли (the Hörnli ridge).

Самыми популярными и известными являются восточный и северный склоны горы, которые можно видеть из Церматта. Высота восточной стороны составляет 1000 м. Это «длинный, монотонный склон с камнями». Из-за высокого риска камнепадов, восхождение с этой стороны очень опасно. Высота северного склона 1200 м. Он является самым опасным в Альпах из-за частых штормов и камнепадов. Через южный склон проходит множество различных маршрутов. Его высота 1350 м. По западной стороне горы, высота которой составляет 1400 м, проходит наименьшее количество маршрутов.

Четыре грани, которые разделяют четыре стороны горы, являются основными альпинистскими маршрутами. Технически менее сложный подъем проходит через хребет Хёрнли (Hörnligrat), который находится между восточным и северным склоном горы. К западу, между северной и восточной стороной Маттерхорна, расположен хребет Цмутт (Zmuttgrat). Коломб (Collomb) считает, что «это классический маршрут на гору, который лежит через длинную гряду разрозненных вершин». Итальянский маршрут на Маттерхорн проходит через хребет Льва (Cresta del Leone), который расположен между южным и западным склоном, и вершину Тиндаля (Pic Tyndall). Об этом Коломб говорил: «Превосходный хребет, самый короткий на горе. Благодаря большому количеству веревок, которые удалось зафиксировать, можно подняться гораздо выше, по сравнению с маршрутом через хребет Хёрнли ». Южную сторону Маттерхорна, от восточной, отделяет хребет Фурген (Furggengrat), который Коломб назвал «самым сложным из хребтов… Но он имеет по-прежнему отличную репутацию. Не так сложно совершить подъем в хороших условиях ».

На границе между Италией и Швейцарией лежит главный Альпийский водораздел, отделяющий бассейн реки Роны на севере (Средиземное море) и реки По на юге (Адриатическое море). Перевал Теодул (3300м), который расположен между Маттерхорном и Кляйн Маттерхорном (Klein Matterhorn), является самым низким проходом между Вальтурнанш и долиной Матерталь. Римляне и кельты, в период с 100 г до н.э. и до 400 г н.э., использовали этот проход в качестве торгового пути.

В то время, как гора Маттерхорн является кульминационной точкой Вальтурнанш на юге, на севере, в долине Матерталь, она является одной из многих вершин, среди которых: Вайсхорн (4505 м), Дом (4545 м), Лискам (4527 м), Монте-Роза (4634 м). Все вершины гор образуют «корону» вокруг Церматта. Заледеневший регион между Маттерхорном и Монте-Розой причислен к списку федеральных ландшафтов и природных памятников.

Геология

Маттерхорн, кроме его подножья, состоит из гнейсов, принадлежащих к Дент-Бланш покрову (the Dent Blanche klippe) – изолированной части Астроальпийского покрова (the Austroalpine nappes), который лежит поверх Пенниникийского покрова (the Penninic nappes). Астроальпийские породы являются частью Апулийской тектонической пластины – маленького континента, который откололся от Африки до эпохи Альпийского горообразования. Поэтому Маттерхорн длительное время популяризировали в качестве африканской горы. Астроальпийские покровы, в основном, распространены в Восточных Альпах.

Швейцарский исследователь и геолог Гораций Бенедикт де Соссюр, вдохновленный видом на Маттерхорн, предсказал современные теории геологии:

«Какая сила необходима, чтобы разрушить и смести недостающие части этой пирамиды; ибо мы не видим вокруг кучи осколков; видны только вершины, приросшие к земле, чьи стороны, в равной степени, указывают на огромные массы мусора, следов которого мы не видим в районе. Без сомнения, этот мусор – это галька, валуны и песок, который наполняет наши долины и равнины ».

Формирование

Образование Маттерхорна (и Альп) началось с распада континента Пангеи 200 млн. лет назад в Лавразию (где находиться Европа) и Гондвану (Африка). Породы, которые формировали близлежащую гору Монте-Роза остались в Лавразии, а скалы, из которых состоит Маттерхорн, оказались в Гондване. Горы были разделены вновь образовавшимся океаном Тетис.

Сто миллионов лет назад расширение океана Тетис остановилось. Апулийская тектоническая пластина откололась от Гондваны и двинулась к Европейскому континенту. Это привело к закрытию западной части Тетис в результате субдукции пластины Апулии. У основания горы и сегодня видны следы субдукции океанической коры. Горообразование началось после завершения океанической субдукции, когда Европейский континент столкнулся с Апулийской тектонической плитой. Современная пирамидальная форма Маттерхорна образовалась в результате естественной эрозии в течение последнего миллиона лет. В начале периода формирования альпийской складчатости, гора Маттерхорн была округлой, как холм. Так как ее высота превышала снеговую линию, горные склоны практически круглый год были покрыты льдом. В теплое время лета часть льда таяла и просачивалась в коренные породы. С приходом морозов влага превращалась в лед, в результате чего на склонах образовывались трещины. С течением времени породы разрушались. Так образовались четыре стороны Маттерхорна. Благодаря своей узнаваемой форме, многие подобные горы по всему миру получили прозвище «Маттерхорн».

Породы

Большая часть подножья горы расположена на остатках океанической коры (офолитах) Пьемонт-Лигурия и осадочных породах. До 3400 м Маттерхорн состоит из последовательных слоев офолитов и осадочных пород. С 3400 м и до вершины лежат гнейсовые породы (the Dent Blanche nappe). Они делятся на сланцы из серии Аролла (ниже 4200 м) и зону Вальпеллин (вершина). Другие горы в регионе (Вайсхорн, Циналротон, Дент-Бланш, Монт-Колон) также принадлежат к «Dent Blanche nappe».

Туризм и экскурсии

С восемнадцатого века Альпы привлекают все больше и больше людей – очарованных поколения исследователей и альпинистов. До 1865 года Маттерхорн оставался малоизвестным. Но успешное восхождение на гору экспедиции Эдварда Уимпера, а затем трагическая гибель его товарищей, вызвали небывалый интерес к горе.

В 1888 году началось строительство железной дороги, соединяющей деревню Церматт и город Висп. Первый поезд прибыл в Церматт 18 июля 1891 года. Вся железнодорожная линия была электрифицирована в 1930 году. С этого года деревню и Сент-Моритц соединял экскурсионный поезд «Glacier Express». Однако с поселком Брей-Червиния, на итальянской стороне, нет никакого соединения. Чтобы пересечь 3300 м оледеневшего перевала Теодул, который разделяет два курортных городка, путешественники должны нанимать гидов. К городу Цермат можно добраться только на поезде. В городе совершенно нет выхлопных газов. (Электрические транспортные средства используются локально).

Железные дороги и фуникулеры были построены, чтобы некоторые из горных вершин стали более доступными. Железнодорожная станция Горнерграт расположена на рекордной высоте 3100 м. Она была открыта в 1898 году. Местная канатная дорога является самой высокой транспортной системой в Европе. Она находиться на высоте 3883 м и обслуживает районы Унтароторн (the Unterrothorn) и Кляйн Маттерхорн (the Klein Matterhorn). Горная хижина «Hörnli Hut» построена на высоте 3260 м. Она является начальным пунктом маршрута, который лежит через «Hörnli ridge». К хижине легко добраться от озера Шварцзе (Schwarzsee), которое находится на высоте 2600 м. Курорты Церматт и Червиния предоставляют возможность всем желающим круглый год кататься на лыжах. Они соединены между собой с помощью подъемников. На 2014 год запланировано строительство канатной дороги, которая должна соединить Теста Гриджия (Testa Grigia) и Кляйн Маттерхорн. Это, наконец, сможет обеспечить связь между швейцарской и итальянской стороной Маттерхорна.

Маттерхорнский музей (Церматт) рассказывает об истории и развитии альпинизма и туризма в регионе. В музее, который построен в виде восстановленной горной деревни, посетители могут узнать о первом трагическом восхождении на Маттерхорн и увидеть вещи, которые принадлежали первопроходцам.

Путешествие на Маттерхорн длится около 10 дней. Некоторые считают, что одними из самых интересных маршрутов являются древние тропы, которые на протяжении веков связывали швейцарские и итальянские долины. Во время похода необходимо пересечь альпийские луга, преодолеть горные тропы, лиственные леса и ледниковые переходы. Можно посетить шесть долин, в которых представлены три различных языковых культуры. Подниматься на вершину горы следует только при хорошей погоде. После прибытия в деревню Зинал, к которой можно подняться по тропам Аугстборд и Майден, путешественники должны пересечь Торрент (the Torrent), чтобы дойти к деревне Арола. Затем на пути к Прараер нужно пройти Кол Колон и еще один переход на пути в Брей-Червинию. Назад в Церматт можно вернуться только через Теодул. В общей сложности, необходимо преодолеть семь довольно сложных переходов на высоте между 2800 и 3300 м.

en.wikipedia.org/wiki/Monte_Cervino
Перевод Татьяны Горбань

И вот пришло время завершающего рассказа о Швейцарии:)

Да, не так уж много я там и увидел. Да и не всё, что видел — фотографировал. Ведь не только в фотографиях впечатления:)

Ну и логично было бы завершить рассказ самым главным, что есть в Швейцарии — горой Маттерхорн.

Этот рассказ — о ней. И о том, как я пытался её увидеть, забравшись на соседние вершины . Не так-то там всё просто:)

Обычно, чтобы насладиться видом Маттерхорна и огромного количества других гор, выше 3 и 4 тысяч метро в — поднимаются на соседнюю с Матттерхорном вершину — Горнерграт (3089 метров) .

Те, кто ленивее — поднимаются на специальном поезде, ветка которого («горнергратбан») идёт ровно от Церматта до вершины Горнерграта.

1.

Эта железная дорога — зубчатая. Поезд имеет специальное зубчатое колесо по центру и цепляется им за специальный зубчатый рельс. Таким образом поезд может преодолевать более крутые подъёмы, чем обычный поезд.

И, кстати, это вторая по высоте железная дорога в Европе (первая и третья — тоже в Швейцарии) . И одна из основных туристических достопримечательностей Церматта.

Стоит поездка по этой дороге соответственно своей крутизне — 4 000 рублей туда-обратно. (*Да, бесплатно тоже можно))) но не спрашивайте меня как))) так могут и оштрафовать. я прокатился только обратно, с вершины вниз…но могли и поймать))) наверное… :))

2.

Если вы такой же бюджетный спортсмен, как и я ))), то вы идёте на вершину горы, как и я — пешком !

Что, впрочем, даёт вам + к ловкости, силе, выносливости, здоровью и + к способности охать и ахать от красивых видов;)

3.

Для начала был освоен простой маршрут на соседнюю с горнергратом вершину — 2-3 часа в одну сторону и 1-2 часа обратно.

4.

Но погода задалась только в начале, а Маттерхорн всё время смущённо прятался…

5.

Пришлось изучить его повадки, чтобы он всё-таки предстал во всей красе:)

Маттерхорн — это пирамидальная гора расположенная на границе Италии и Швейцарии, в 10 километрах от деревни Церматт. Она достигает высоты 4 478 метров и у нее две вершины, удаленных друг от друга на 100 метров.

Хотя гора и относится к Центральным Альпам, Маттерхорн стоит в одиночестве, без близкого соседства. Именно поэтому гора так великолепно смотрится со всех сторон и так живописна.

Некоторые удачно описали Маттерхорн, сравнив его с обелиском. Он располагается своими гранями на четыре стороны света, каждая грань отчетливо отделена гребнем. Что также делает его интересным для множества альпинистов — маршрутов восхождения много.

Но не стоит недооценивать эту гору…пытаясь взойти на неё — погибли около 600 человек ! Сейчас, конечно, такие случаи происходят редко, но всё же…

6.

Я всё-таки не удержался и захотел объять необъятное:)

7.

Выходить на маршруты, конечно же, надо максимально рано. 5 утра — идеально. Но можно и в 7-7:30, сразу после завтрака.

Когда мы только шли вверх — кто-то уже спускался. Такого быть, конечно, не должно :)

8.

9.

Кажется, что ясное небо будет всё время ясным…но Маттерхорн такой непредсказумый… :)

10.

По пути наверх вас будет встречать множество кафе и ресторанов:)

11.

И, конечно же, главное растение гор и их символ — эдельвейс:

12.

Идеальный вид на Маттерхорн:)

13.

Как видите — было солнечно, а стало пасмурно и пошёл дождь:) За полчаса всё изменилось кардинально. Таковы уж горы…

14.

Кстати, здесь даже высоко в горах можно снять номер в отеле или даже целый дом:)

И не удивительно, ведь сюда приезжает невероятное количество туристов, а количество пеших маршрутов для них здесь просто зашкаливает . И на каждом маршруте где-нибудь посреди — будет кафе или мини-гостиница.

15.

16.

Восхищаться Маттерхорном можно вот с таких вот комфортных мест:)

17.

Ну и так как погода испортилась совсем, то пришлось идти следующим утром пораньше… Что, впрочем, тоже не сильно помогло)))

Как обычно, сначала было идеально:)

18.

19.

Местами, в сторону лучше было не наступать…

20.

В том, чтобы подниматься пешком, есть особый шарм — всегда можно не спеша оценить свои достижения в восхождении:)

Вид на Церматт:

21.

И это был последний проблеск голубого неба, увы:)))

22.

23.

Тем не менее, из спортивного интереса — нужно уже было дойти:)

Церматт остался где-то там внизу, а это в горах — 4* отель:

24.

Местами, тропы были очень уж фантастичными:

25.

26.

Но я бы предпочёл ни облачка, ибо фантастику облаков я уже видел… спасибо, хватит )))

27.

Не знаю, поверите ли вы, но я стоял на том же месте, с которого сделана фотография ниже (и за минуту до этого), но вообще не видел озера! Совсем! Его просто не существовало:(А потом облако слегка подвинулось на 5 минут… Видимость в 15-20 метров в горах совсем не радует , ибо не то что красота прячется, а даже то, что под своим носом — не видишь.

28.

29.

Но всё же… В итоге!

Высота в 3100 метров покорена полностью пешком:) Ура:)

Правда видно с этой высоты было в основном шикарные белые облака…окутывающие вокруг густой белой пеленой)))

30.

Уже на обратном пути, лениво спускаясь на поезде))), нижняя часть видов слегка показалась нам…

31.

Ледников там много…но в июле их не так просто увидеть:

32.

Одна из станций зубчатой железной дороги:

33.

А здесь, естественно, станция канатной дороги для лыжников:) Я — капитан очевидность, конечно, но летом их ещё не видел:)

34.

35.

Ну вот и всё…видите железную дорогу, петляющую по горам? Ну, я поехал!

36.

А где вам случалось по пути к мечте попасть в ненастную погоду? :)


Чтобы не пропустить следующие мои рассказы о путешествиях по Европе — нажмите на , чтобы подписаться на мой блог.