Крушение теплохода «Булгария. Крушение теплохода «Булгария»

Ровно 6 лет прошло с того дня, когда новостные сообщения всех СМИ вышли с пометкой «Срочно» или «Специальный выпуск». 10 июля 2011 года затонул круизный теплоход «Булгария» с пассажирами на борту. Спастись смогла только треть из них. Страшная, беспощадная весть обрушилась на людей в тот летний день, в период отпусков и каникул. Но еще страшнее было узнавать подробности трагедии, которые выяснялись в процессе расследования крушения.

Незавершенный речной круиз

Кто хотя бы раз проводил свой отпуск в речном круизе, тот обязательно его повторит. Нигде не удается так отдохнуть за короткий промежуток времени, как на воде. Чередование городов и экскурсий с расслабляющим отдыхом на палубе и вкусными обедами быстро восстанавливает утраченные за год силы. Немудрено, что многие, выбирая для себя такой вид отдыха, ждут его с нетерпением и покупают билеты заранее.

Пассажиры этого рейса, как и все путешествующие по воде, были спокойны и беззаботны. После экскурсии в городе Болгаре они отдыхали. В Казань должны были вернуться только к 10 часам вечера. Кто-то сидел в холле, ведь снаружи дождь и сильный ветер, кто-то прилег подремать после обеда, а детей собрали в музыкальной комнате для развлекательного мероприятия.

В 13 часов 30 минут по московскому времени теплоход «Булгария», совершая левый поворот, резко накренился набок, зачерпнул открытыми иллюминаторами забортной воды и через три минуты ушел под воду.

О теплоходе

Построенный на верфях Чехословакии в 1955 году и выпущенный с именем «Украина», он до катастрофы эксплуатировался на реках России 56 лет, меняя владельцев. В последние годы своей жизни ему пришлось претерпеть разные неприятные события.

Старое изношенное судно, требовавшее если не списания, то капитального ремонта, нещадно эксплуатировалось меняющимися арендаторами и субарендаторами. Ясно, что «временно свое» никто не жалел. Последним его хозяином, желающим выжать из умирающего теплохода деньги, был казанский ООО «АргоРечТур».

В 2007 году теплоход уже пробовал тонуть, «притапливался», как мягко говорили об этом люди, работавшие на нем тогда. Но в тот раз команде удалось справиться с ситуацией.

Годом позже, в начале сентября, теплоход сел на мель недалеко от речного порта Казани. Посадка оказалась столь плотной, всем корпусом, что вызволить его смог только буксир-толкач, пришедший на помощь из городского порта.

Эксперты утверждают, что к этому времени за теплоходом закрепилась дурная слава. Часто отказывали какие-либо механизмы, ломалось оборудование, плохо работали персонал и команда. Спрос на его услуги резко упал. Чтобы отсечь «негативный шлейф», теплоходу дали новое имя, как бы начав его историю с чистого листа.

Родившийся заново теплоход «Булгария» оставался таким же старым и плохо приспособленным для туризма судном. Чтобы повысить спрос на его круизы, была до минимума снижена стоимость путевок. Теперь люди стали выбирать его для 3-х дневных путешествий по Волге или Каме.

О владельце

Владелец теплохода уже много лет видел свое судно только на бумаге. «Камское речное пароходство» предпочитало отдавать проблемный теплоход в аренду. Арендаторы сменяли один другого, пока не пришла очередь казанской компании ООО «АргоРечТур», возглавляемой Светланой Инякиной.

Работая до этого в туристическом бизнесе, госпожа Инякина заслужила такой отзыв коллег: непрофессионал. Некоторые туроператоры отказывались сотрудничать с ней из-за возникающих проблем материального характера.

Несмотря на то что созданная ею новая компания не входила в Единый реестр туроператоров, то есть не имела прав на перевозки людей, директор фирмы- арендатора ООО «Бриз» Валерий Незнакин передал судно в субаренду в июне 2011 года С. Инякиной. Не приходится сомневаться в осведомленности обоих директоров о плачевном техническом состоянии теплохода «Булгария». Его даже не удалось застраховать.

О техническом состоянии

По словам арендатора теплохода В. Незнакина, судно ежегодно проходило технический осмотр, но находилось «в эстетически старом состоянии». Если бы только в эстетически… Выжившие члены команды рассказывали о том, что поломки происходили постоянно. Ремонтники на теплоходе не сидели без дела.

Там же выяснилось, что аренда обошлась С. Инякиной дешевле в 2 раза от первоначальной стоимости, так как она брала на себя ремонт двигателя, который был необходим. А кроме того, других желающих взять этот теплоход в аренду не было…

По итогам расследования Ространснадзор опубликовал информацию, что с 8 июля 2011 года на судне не работал левый главный генератор. На протяжении круиза ремонтная бригада как раз и была занята решением этой проблемы. Эта проблема вызывала крен судна на правый борт на 4 градуса.

О команде

Гневные, обвинительные слова в адрес капитана Александра Островского из-за гибели теплохода «Булгария» слышались наиболее яростно в первые, самые эмоциональные дни. Горе было таким большим и нестерпимым, что хотелось обвинять всех и вся. А уж капитана в первую очередь.

Человек с 1978 года водил корабли по реке. Сначала теплоходы, потом скоростной «Метеор», потом опять теплоход. Приходилось плавать и по спокойной реке, и по штормовым водохранилищам, и по Ветлуге, реке стремительной и извилистой.

Когда он перешел на «Булгарию», все заметили перемены в нем. Он замкнулся, часто раздражался из-за сложных отношений с арендатором, платил свои деньги за ремонт судна и зарплату команде. Дельных ребят хотел этим удержать, но текучка была большая. По словам семьи, он не мог уволиться, так как был «финансовым заложником», ему не выплачивали денег, но подбадривали обещаниями.

Непонятно, почему такой опытный человек не отдал команду задраить иллюминаторы, которые были открыты из-за духоты в помещениях. Неопытные туристы могли и не понимать грозящей опасности. Но все было распахнуто и в служебных помещениях.

Как говорят очевидцы, во время катастрофы теплохода «Булгария» он был единственным человеком из команды, который пытался изменить ситуацию. Оставаясь у штурвала, он вел судно к мели, но все произошло слишком быстро. Если бы «Булгария» проплыла еще 40 метров, она попала бы на мель и, возможно, последствия были бы не столь ужасающими. Капитан остался на своем судне.

Пассажиры спасались сами, как могли. Раскрывшиеся два плота и круги помогли кому-то. Но вот члены экипажа были заняты спасением себя и членов своих семей. В порядке ли были спасательные средства и безупречна ли дисциплина на корабле у строгого капитана А. Островского - вопросы, на которые и сегодня ответить трудно.

Гибель теплохода «Булгария» на Волге

Возвращение в Казань сопровождалось плохими, но допустимыми поначалу для плавания погодными условиями. В 13 часов 30 минут совпало несколько событий, которые поодиночке не нанесли бы вреда кораблю. Но вот вместе они привели к катастрофе, признанной крупнейшей на реке за период новой истории.

На судно, находящееся в 3 километрах от берега Куйбышевского водохранилища, обрушился грозовой фронт с ливнем и шквалистым ветром. Входя в левый поворот, судно накренилось вправо. Сочетание этого крена с уже имеющимся из-за технических проблем и усиленное бортовым ударом ветра накренило теплоход с 4 до 9 градусов. Этого оказалось достаточно для того, чтобы вода хлынула в открытые иллюминаторы. Последовавшее за этим увеличение угла крена позволило обрушиться внутрь потоку воды, и судно ушло ко дну за считанные минуты.

Спасение утопающих…

На теплоходе плыл 201 человек. Спастись посчастливилось только 79. Остальные туристы и члены команды не смогли выбраться из помещений.

Дети, собранные внизу для развлекательного мероприятия, не имели никаких шансов подняться оттуда. Родители, бросившиеся вниз спасать их, остались в коридорах.

Некоторые выжившие при крушении теплохода «Булгария» рассказывали о том, что кого-то смывало водой за борт, кому-то помогали выбраться чужие, незнакомые люди, кто-то сам выхватывал кого-то из кают по пути к спасению. Все произошло слишком быстро.

Помощь идет или проплывает мимо

Легко представить себе ужас оказавшихся в воде людей при бушующей вокруг грозе. Отчаянный страх за близких, далекий берег, может быть, неумение плавать. Разве можно представить, что в такой ситуации тебе не протянут руку помощи? Тем более что угрозы спасителям никакой нет.

Два судна прошли мимо, не отреагировав на крики из воды. Капитаны сухогруза «Арбат» и толкача «Дунайский 66» решили, что погибающие люди - не повод прекращать движение.

Спасение пришло от экипажа круизного теплохода «Арабелла». Они подняли людей на борт, оказали помощь, доставили на берег.

Спасательные работы

На том месте, где затонул теплоход «Булгария», были организованы спасательные работы. Несколько дней водолазы доставали со дна тела погибших людей. Все это время на берегу оставались их родные и близкие. Наконец, все утонувшие люди были найдены. 122 человека остались внутри тонущей «Булгарии», с ними остался капитан Александр Островский.

Для подъема самого корабля, учитывая его дряхлость и угрозу развалиться при попытке достать его из воды, «оборонщиками» были придуманы «стальные полотенца», которые изготовили в кратчайшие сроки в Санкт-Петербурге.

26 июля в результате технологически сложной работы водолазов и служб, находящихся на плавсредствах, был поднят на поверхность теплоход «Булгария». Фото с места событий опубликовали все СМИ.

Расследование

  • нарушение правил безопасности (неисправность судовых механизмов, плавание при силе ветра, превышающей допуски для подобных судов, и т. д.);
  • низкая квалификация и недисциплинированность членов экипажа (открытые иллюминаторы, отключение без команды левого двигателя, осуществление поворота судна без учета имеющегося крена и т. д.).

Следственный комитет РФ по факту катастрофы на Волге теплохода «Булгария» возбудил несколько уголовных дел. Наказание понесли следующие лица:

  • Светлана Инякина, субарендатор судна - 9,5 лет.
  • Рамиль Хаметов, старший помощник капитана «Булгарии» - 6,5 лет.
  • Яков Ивашов, эксперт, выдавший разрешение на эксплуатацию теплохода, - 5 лет.
  • Ирек Тимергазеев, Владислав Семенов, специалисты, выдавшие заключение о готовности ООО «АргоРечТур» к перевозке пассажиров, - 6 и 5 лет соответственно.
  • Юрий Тучин и Александр Егоров, капитаны прошедших мимо судов, - штраф в размере 130 и 190 тыс. рублей соответственно.

О них помнят

Трагедия теплохода «Булгария» не оставила равнодушным никого. Наши соотечественники, правительства и простые люди разных стран выражали сочувствие близким погибших. Жители Казани в первые часы после гибели теплохода соорудили стихийный мемориал в порту. Сюда несли цветы, игрушки и свечи.

10 июля 2012 года на берегу реки, напротив места трагедии, открыт памятник, соединивший в себе стену памяти с 122 именами погибших людей, площадь с часовней и мечетью.

На месте гибели судна установлен буй, проплывая мимо которого, суда дают длинный гудок.

мои соболезнования, всем кто потерял в этот день своих родных, близких, знакомых...

10 июля 2011 года в Татарстане произошла крупнейшая речная катастрофа на Волге с начала 80-х годов. Недалеко от Булгара в считанные минуты затонул туристический теплоход «Булгария», совершавший круиз выходного дня по Волге. На судне 1955 года постройки, по последним данным находилось 208 человек, спасено 79 человек.

апд.12 июля
Работы по подъему потерпевшего крушение теплохода "Булгария" со дна Волги начнутся 16 июля .

Последовательность событий после крушения на Волге теплохода:

День первый, 10 июля 2011 года, воскресенье
13.58 На Куйбышевском водохранилище около села Сюкеево Камско-Устьинского района Татарстана, во время дождя, сильного ветра и волнения (высота волны - два метра) затонул - в течение от трех до пяти минут - на глубину 20 метров двухпалубный теплоход "Булгария", построенный еще в 1955 году в Чехословакии. Прогулочное судно следовало из города Болгар в Казань.

Полтора часа спустя

На следующем в Казань трехпалубном теплоходе «Арабелла» прозвучала команда капитана «Человек за бортом!». В полутора километрах от судна были замечены красные спасательные боты. Первым на борт «Арабеллы» был поднят старпом «Булгарии», который кричал: «Давайте плывите вперед, там женщины и дети!». Команда «Арабеллы» действовала слаженно и профессионально, быстро поднимая на борт с ботов всех, кто остался жив. Были спасены 78 человек.

Всего на борту

208 человек

По путевкам 148

Спасено 50

Экипаж 35

Спасено 23

Не зарегистрированные 25
(информация уточняется)

Спасено 6


АПД.11.июля 12.00
В результате крушения судна погибли и пропали без вести около 120 человек. На борту судна в момент крушения находились 196 человек, причем часть из них - незарегистрированные туристы. Из воды удалось спасти 80 человек.

Перевозчик не имел лицензии на осуществление круизных прогулок на теплоходе "Булгария", затонувшем 10 июля в Куйбышевском водохранилище. Туристическая поездка была проведена незаконно, сообщил в ходе заседания оперативного штаба по ЧС представитель приволжской транспортной прокуратуры.

Также перевозчик допустил серьезные нарушения правил эксплуатации плавсредства: допустимое количество пассажиров судна было превышено на 50 человек. При этом судно отправилось в рейс с неисправным левым двигателем, и за три часа до крушения теплоход сильно накренился на правый бок.

Следователи намерены изъять необходимую документацию у владельца судна и компании-арендатора, а также дать правовую оценку деятельности работников диспетчерской службы государственного бассейнового управления о своевременности информирования о крушении теплохода. Известно, что в районе бедствия прошли два судна, однако они не помогли тонущим людям по неизвестной причине.

Развитие событий:

Суббота, 16.15 Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды направляет Главному управлению МЧС России по РТ штормовое предупреждение. Синоптики сообщают о том, что вечером 9, а также ночью 10 июля, ожидаются грозы, сильные ливневые дожди, шквалистые усиления ветра 22 - 27 м/с, крупный град."В связи с ухудшением погодных условий воздержаться от поездок, - сказало в сообщении. - В случае ухудшения погодных условий владельцам маломерных судов в связи с плохой видимостью, а также осложненной обстановкой на воде необходимо воздержаться от выезда на своих плавсредствах без особых на то причин".
Воскресенье, 14.00 В ЦУКС Главного управления МЧС России по РТ от диспетчера движения Казанского водного пути поступает сообщение от капитана проходившего теплохода о том, что у деревни Сюкеево Камско-Устьинского муниципального района потерпел бедствие и затонул прогулочный теплоход «Булгария». Теплоход «Булгария» следовал рейсом из Болгар в Казань. Люди, потерпевшие бедствие, находились на плаву на плотах и других самодельных плавсредствах.
Около 14.30-15.00 На место выезжают силы Камскоустьинского гарнизона пожарной охраны, Центра ГИМС и Поисково-спасательной службы. Из Казани вылетает вертолет Ми-8 авиазвена МЧС России с группой спасателей на борту.
16.00 МЧС обновляет данные - с теплохода спасены 78 человек из 173 находившихся на теплоходе, из них 140 пассажиров и 33 члена команды. Их переправляют в Казань на 3-х палубном судне «Арабелла», на метеоре. Также из Казани выехал теплоход ОМ-249. Одного пострадавшего доставили в районную больницу Булгар, становится известно, что одна женщина утонула.
Сотрудники МЧС докладывают - теплоход затонул на глубину 20 метров. Место ЧС от берега на расстоянии 3 км Камско-Устьинский район.

В Главном управлении МЧС РФ по РТ создан оперативный штаб.
Работает телефон горячей лини: 227-46-56 для уточнения текущей обстановки и списков спасенных и пострадавших.

19.00 Обновляются данные о спасенных. По состоянию на 19.00 известно, что спасены 77 человек. По последним данным, на теплоходе «Булгария» находились 148 туристов, из них трое детей.

МЧС России направляет в Татарстан Ил-76 с водолазами на борту. В том месте, где произошла катастрофа, ширина Куйбышевского водохранилища составляет 7,5 км, теплоход затонул ориентировочно в 3 км от берега на глубине около 20 м. Параллельно со спасательной операцией ведется расследование обстоятельств случившегося: Следственный комитет РФ по факту ЧП с теплоходом возбудил уголовное дело по статье «нарушение правил безопасности эксплуатации судов». По одной из версий, озвученной федеральными телеканалами, причиной ЧП могла стать разгерметизация днища судна. В интервью телеканалу НТВ директор компании ООО «Агороречтур» (арендатор судна) Светлана Имякина утверждала, что «Булгария» находилась в технически исправном состоянии. Судно выполняло тур выходного дня по маршруту Казань-Булгар. Стоимость путевок (основной оператор их продажи - казанское агентство Интурволга) составляла от 1200 до 5000 рублей в зависимости от уровня каюты. Сегодня теплоход должен был доставить пассажиров в Казань, а завтра отправиться в Самару. Судя по расписанию, опубликованному на сайте агентства «Интурволга», этим летом предполагалась очень интенсивная эксплуатация теплохода. Гендиректор агентства Александр Елисеев сообщил РИА Новости, что пассажиры «Булгарии» не были застрахованы.
В блоге lyan_lyanych сообщается следующее:
«Щас выяснили, что мы не раз с Димычем на этом теплоходе "развлекателями" работали. Правда раньше он назывался "Украина". И вот что я вам скажу- этот теплоход не просто старый, а очень старый. Скорость у него очень низкая, из-за этого он постоянно опаздывал в порты, и вот шли мы например в Нижний, вместо 6 остановок- ну там монастырь Дивеево например- не останавливались потому, что шли оочень медленно. А медленно шли потому, (повторюсь) что он - старый. 50-ых годов выпуска. Раритет, ага. Как-то мы на нём встали на мель, дёрнуло адски, внизу потом матросы латали и чинили до глубокой ночи.
Там вообще нарушений столько, что можно завести стописят уголовных дел если что. Нарушения на каждом шагу, пассажиров всегда берут больше, во всех рейсах где были мы спали пассажиры на матрасах на полу, про качество жрачки молчу. В каждом порту они его ремонтировали, латали- ну о чём вообще речь! И главное на всех сайтах реклама ему такая www.straus-69.ru/index.php/-lr »
Затонувший теплоход "Булгария"
Вот отзыв о недавнем путешествии на «Булгарии».
"Старая калоша, помпезно именуемая "Булгария", по всем правилам не должна вообще допускаться к пассажирским перевозкам. 3 июля он возвращался из круизного рейса по маршруту Казань - Пермь - Казань. За время рейса трижды глох двигатель. Последний раз за сто метров до причальной стенки казанского порта. При отключении двигателя система электропитания обесточивалась. Так что, не работала даже радиосвязь (спрашивается, где аварийные аккумуляторы?!). Оправление в этот злополучный рейс было задержано на неделю, пока не собрали деньги за путёвки, чтобы за счёт них залатать технические огрехи. В результате на питание туристов денег не хватило. Даже хлеба вдоволь не было. Пока теплоход стоял в шлюзе ГЭС (г.Чайковский) матросы команды бегали за хлебом. На борту в качестве питьевой воды пассажиры пили забортную волжскую (камскую). Скорость передвижения этой старой калоши оказалась такой, что всякий раз она опаздывала с приходом в порт на несколько часов. Из-за этого сокращались или вообще отменялись экскурсии. Но хозяева этой посудины, не желая терять свои барыши, уже продали билеты на следующий рейс. Чтобы вовремя успеть вернуться в порт Казани, были отменены запланированные и обещанные пассажирам экскурсии в Чайковском, Сарапуле, зелёная стоянка. При том, что пассажирами в этом рейсе были инвалиды и пенсионеры - люди, весь год копившие деньги на эту поездку. Они просили капитана (который, кстати, за весь рейс ни разу не вышел к публике) не лишать их обещанных экскурсий. Но тот был непреклонен и исполнял волю барыги-хозяйки, навёрстывая опоздание. Но есть справедливость в свете! И за 100 метров до причала в очередной раз заглох двигатель. Вот и пришлось подавать электропитание с буксира для подъема якоря. И двумя буксирами ставить Булгарию к причальной стенке. Нельзя обижать невиновных и наживаться за их счёт, получая деньги за не оказанные услуги и очень ненавязчивый "сервис"!"

Справка

Дизель-электроход «Булгария» проекта 785 был построен в 1955 году, первоначально принадлежало Волжскому пароходству, затем было передано в Камское пароходство (порт Чайковский). С 2003 по 2010 гг. судно не эксплуатировалось. В навигацию 2010 г. работало от компании «Водафлот», с 2011 г. - от ООО «АргоРечТур» (Казань). С момента постройки и до февраля 2010 г. называлось «УКРАИНА».

Основные характеристики:

Количество палуб: 2

Скорость хода: 20,5 км/ч

Мощность двигателя: 273 кВт

Количество двигателей: 2

Класс речного регистра: "о"

Пассажировместимость: 233

Длина: 80,2 м

Ширина: 14 м

Осадка: 1,9 м

Дата Время

≈13 часов 30 минут

Погибших

122 человека

Пострадавших

79 спасено, из которых 9 человек госпитализировано в связи с порезами и ушибами, 5 после оказания первой помощи направлены на амбулаторное лечение.

Крушение теплохода «Булгария» - кораблекрушение , произошедшее 10 июля 2011 года примерно в 13 часов 30 минут по московскому времени в Куйбышевском водохранилище в районе села Сюкеево Камско-Устьинского района Республики Татарстан .

Общая информация

Теплоход «Булгария»

Двухпалубный теплоход «Булгария » проекта 785 (построен в Чехословакии в 1955 году), совершавший круиз по маршруту Казань - Болгар - Казань , затонул в Волге в районе села Сюкеево Камско-Устьинского района Татарстана .

Два судна - сухогруз «Арбат» и толкач «Дунайский 66» прошли мимо плотов с пассажирами и экипажем теплохода «Булгария». Первым судном, пришедшим на помощь терпящим бедствие, являлся круизный теплоход «Арабелла» , экипажем которого и была проведена спасательная операция. На борту теплохода «Арабелла» выжившим была оказана первая медицинская помощь, предоставлены еда, горячее питье и сухая одежда. Несколько тяжело пострадавших были отправлены в Казань на «Метеоре» .

На протяжении нескольких дней со дня трагедии продолжалась операция по подъему теплохода «Булгария» со дна Куйбышевского водохранилища и по поиску тел погибших. В район крушения были стянуты значительные силы МЧС России , Министерства транспорта России , МВД России , Минздравсоцразвития и коммерческих структур. В итоге теплоход «Булгария» был поднят и транспортирован в ближайший судоремонтный завод в Куйбышевском затоне. Параллельно были обнаружены все тела погибших.

По окончательным данным, из 201 человека, находившегося на борту, спаслось 79. Гибель остальных 122 человек подтверждена. Среди погибших и капитан теплохода «Булгария» Александр Островский.

Следственным комитетом Российской Федерации в связи с крушением теплохода «Булгария» было возбуждено несколько уголовных дел, а также привлечён к уголовной ответственности целый ряд должностных лиц:

Все фигуранты упомянутых уголовных дел, за исключением двух капитанов, не оказавших помощь терпящим бедствие и старшего помощника капитана теплохода «Булгария» Рамиля Хаметова, были помещены под стражу.

Несколько ведомств представили общественности свои заключения по результатам проверок по факту крушения теплохода «Булгария» (см. раздел )

Крушение теплохода «Булгария» имело большой общественный резонанс в России и остальном мире, что в свою очередь стало причиной начала массовых проверок в отрасли речного флота, в органах Речного регистра и Ространснадзора.

Хронология событий

Память

В течение нескольких дней после крушения теплохода «Булгария» многие жители Казани приходили в Казанский речной порт, где был сооружен стихийный народный мемориал памяти, состоящий из тысяч мягких игрушек, цветов и горящих свечей.

10 июля 2012 года на берегу Волги возле села Сюкеево Камско-Устьинского района напротив места, где затонул теплоход «Булгария», открыт мемориал в память о жертвах этой трагедии. Комплекс включает в себя стену памяти и центральную площадь, а также часовню и мечеть. Стена памяти сделана из монолитного бетона, облицованного гранитом. На ней изображен затонувший теплоход «Булгария» и золотыми буквами выбиты имена 122 погибших .

На месте крушения установлен буй . Проплывающие мимо суда должны давать длинный звуковой сигнал (гудок), тем самым отдавая дань памяти погибшим на теплоходе.

Родители пятилетнего Кирилла Чернова, погибшего при крушении теплохода «Булгария», объявили, что на компенсационные средства возведут детский городок вблизи посёлка Красногорский Республики Марий-Эл .

Итоги расследования

Ространснадзор

Из резолютивной части заключения проверки:

Комиссией сделан вывод, что причинами аварии явилась совокупность следующих факторов:

1. Невыполнение судовладельцем и капитаном судна требований нормативных документов, регламентирующих безопасность судоходства при планировании, подготовке и осуществлении рейса, в ходе которого не обеспечивалась безопасность плавания судна. Так судовладельцем и капитаном судна сознательно были нарушены ограничения Российского Речного Регистра к судам данного проекта, запрещающие их эксплуатацию:

2. Низкая квалификация и недисциплинированность членов экипажа судна, выразившаяся:

  • в непринятии необходимых мер безопасности при выходе судна в водохранилище и при получении штормового предупреждения. На судне не были задраены иллюминаторы правого и левого борта, в том числе в машинном отделении, где несли вахту только члены экипажа;
  • в самовольном, без получения команды с мостика, отключении старшим механиком главного дизель-генератора правого борта;
  • в выводе из строя судовых механизмов вследствие несоблюдения Правил технической эксплуатации;
  • в несоблюдении общепринятых приёмов и способов управления судном. Маневр поворота влево был осуществлён без учёта: особенностей остойчивости судна, уже имевшегося крена в 4° на правый борт; дополнительно возникающего крена на правый борт, вызванного центробежной силой при циркуляции влево; дующего в левый борт крепкого ветра и большой парусности судна;
  • в нарушении капитаном судна требований пунктов 15 и 16 Порядка диспетчерского регулирования движения судов на внутренних водных путях Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 1 марта 2010 г. № 47 «Об утверждении прядка диспетчерского регулирования движения судов на внутренних водных путях Российской Федерации» (капитан не проинформировал диспетчера и не получил диспетчерское разрешение на движение судна).

Официальный представитель СК РФ Владимир Маркин :

Следственный комитет официально заявляет, что окончательно установить причину затопления судна будет возможно только по результатам судебной комиссионной судоводительской и инженерно-технической экспертизы, которая в настоящий момент проводится. С учетом заключения экспертной комиссии будут приняты соответствующие процессуальные решения.

Относительно информации о пробоинах на корпусе теплохода, Владимир Маркин пояснил:

Распространенная в СМИ информация со ссылкой на результаты освидетельствования теплохода, проведенного Средне-Волжским филиалом Российского речного регистра о том, что крушение «Булгарии» произошло по причине получения пробоин, не соответствует действительности. Следствие считает, что указание на анонимных экспертов намеренно используется для того, чтобы повлиять на общественное мнение с целью освобождения от уголовной ответственности должностных лиц, в отношении которых уже возбуждено уголовное дело, а также иных лиц, которые в ближайшее время могут быть привлечены к уголовной ответственности.

Министерство транспорта Российской Федерации

Предварительная версия причины крушения теплохода «Булгария» - открытые иллюминаторы.

Общественная палата Российской Федерации

21 ноября 2011 года Общественная палата Российской Федерации представило заключение общественного расследования, из которого следует что экипажем не были приняты необходимые меры для подготовки судна к выходу в рейс, в соответствии с объявленным метеорологическим прогнозом для Куйбышевского водохранилища, в частности, экипаж «Булгарии» не обеспечил устойчивость судна, не задраил иллюминаторы, в том числе аварийные, не устранил поломку левого главного двигателя, а также не подключил средства связи к аварийным источникам питания, управление судном осуществлялось без учета его реальной нагрузки, говорится в сообщении. Наличие начального крена судна на правый борт, появление дополнительного крена при повороте судна влево, а также порыв шквального ветра и волнение (на водоеме) привели к интенсивному поступлению воды в корпус через открытые иллюминаторы и, как следствие, к потере устойчивости и затоплению судна.

Мнения о катастрофе

Страшная трагедия произошла на Волге. Мои соболезнования родным и близким погибших

а на совещаниях дал поручение:

Все поисковые мероприятия должны быть доведены до конца, несмотря на то, что надежды найти кого-либо в живых практически нет. Это нужно сделать по вполне понятным морально-этическим соображениям и для того, чтобы выяснить все обстоятельства его гибели

Количество старых посудин, которые плавают у нас, запредельное! Если раньше проносило, то это не означает, что этого не могло произойти. Это случилось, причем с самыми страшными последствиями. Надо оценить эту ситуацию и заставить либо провести необходимый капитальный ремонт всех, кто имеет суда в собственности, либо вывести их из эксплуатации, если они не годятся по своим качествам для осуществления такого рода перевозок.

За это преступление должны отвечать не «стрелочники», кто бумаги подмахнул, а все, кто организует этот процесс… С тем чтобы в следующий раз любое должностное лицо, независимо от ранга, понимало, что ответственность за выход такого судна в море может быть не только дисциплинарной, но и уголовной. Эта уголовная ответственность должна воплотиться в весьма ощутимые меры наказания.

Необходимо разобраться, что произошло, изобличить и наказать виновных. Это должно быть сделано в отношении широкого круга лиц, включая организаторов этого бардака, а не только «стрелочников», зиц-председателей и других случайных людей, которые попали в эту орбиту.

Если техника устарела, разве можно использовать эту технику с риском для человеческой жизни только для того, чтобы получить деньги? Не случайно, что все эти катастрофы сопровождаются, с одной стороны, примерами мужества, беззаветного подвига, а с другой - примерами трусости и безрассудства… Если по-прежнему доминантой нашей жизни будет стремление как можно больше заработать любыми путями, то нас ждут ещё б ольшие катастрофы.

То, что произошло 10 июля с «Булгарией», без всякого преувеличения, потрясло всю страну. Столько жертв, столько детей погибло! Это ужасно, что нам приходится платить такую дань за безответственность, за безалаберность, за алчность, за грубое нарушение правил технологической безопасности…

…Вообще, как могло получиться, что компания без лицензии на туристическую деятельность, без лицензии на использование судов могла работать? Как вообще билеты продавали в порту? Кто разрешил? Как выпустили из порта? Как порт заключил договор с этой компанией, не имеющей ни одной лицензии на обслуживание в порту? Как это могло случиться? Где был Ростехнадзор, Ространснадзор? Где были все эти ведомства?

Валерий Незнакин, Генеральный директор ОАО "Судоходная компания «Камское речное пароходство», на следующий день после крушения теплохода «Булгария» :

В данном случае за гибель пассажиров мы несем не юридическую, а лишь моральную ответственность.

Светлана Инякина, директор ООО «АргоРечТур», до своего ареста заявила прессе (текст в редакции источника) :

Всё в порядке было с теплоходом. По регистровым документам всё в порядке было, в технически годном состоянии был теплоход. Это просто штурмовое предупреждение и сильный ветер. В шторм попали, и залило трюма.

Основные участники событий, связанных с крушением теплохода «Булгария»

  • Инякина Светлана Георгиевна - генеральный директор и единственный участник Общества с ограниченной ответственностью «Аргоречтур», которое являлось субарендатором и эксплуататором теплохода «Булгария» в сезон 2011 года. Обвиняется в оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей (ст.238 УК РФ), в нарушении правил безопасности эксплуатации внутреннего водного транспорта (ст.263 УК РФ), нарушении правил охраны труда (ст.143 УК РФ) и в отношении неё избрана мера пресечения в виде заключения под стражей .
  • Ивашов Яков - старший эксперт камского филиала Российского речного регистра, выдавший ООО «Аргоречтур» положительное заключение на эксплуатацию теплохода «Булгария» в 2011 году. Обвиняется в неправомерной выдаче официальных документов, удостоверяющих соответствие оказываемых Инякиной услуг требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей (ст.238 УК РФ), злоупотреблении должностными полномочиями из корыстной и иной личной заинтересованности (ст.285 УК РФ) и в отношении него избрана мера пресечения в виде заключения под стражей.
  • Тимергазеев Ирек - начальник Казанского отдела Ространснадзора. По версии следствия, Тимиргазеев Ирек вместе с Семеновым Владиславом дали положительное заключение о готовности ООО «Аргоречтур» к перевозке пассажиров, в то время как оснований к этому не имелось. Обвиняется в злоупотреблении должностными полномочиями из иной личной заинтересованности (ст.285 УК РФ) и в отношении него избрана мера пресечения в виде заключения под стражей.
  • Семенов Владислав - главный государственный инспектор Казанского отдела Ространснадзора. По версии следствия, Семенов Владислав вместе с Тимиргазеевым Иреком дали положительное заключение о готовности ООО «Аргоречтур» к перевозке пассажиров, в то время как оснований к этому не имелось. Обвиняется в злоупотреблении должностными полномочиями из иной личной заинтересованности (ст.285 УК РФ) и в отношении него избрана мера пресечения в виде заключения под стражей..
  • Тучин Юрий Владиславович - капитан сухогруза «Арбат», осужден Камско-Устьинским районным судом Республики Татарстан по ст.270 УК РФ в связи с неоказанием помощи выжившим в крушении теплохода «Булгария». Приговорен к штрафу в размере 130 тысяч рублей. В период предварительного расследования и суда находился на свободе в связи с избранием в отношении него меры пресечения не связанной с содержанием под стражей.
  • Егоров Александр Павлович - капитан толкача «Дунайский 66», осужден Московским районным судом города Казани по ст.270 УК РФ в связи с неоказанием помощи выжившим в крушении теплохода «Булгария». Приговорен к штрафу в размере 190 тысяч рублей. В период предварительного расследования и суда находился на свободе в связи с избранием в отношении него меры пресечения не связанной с содержанием под стражей.
  • Сафин Рашид - директор Казанского речного порта, уволенный с указанной должности 15 июля 2011 года «как допустивший выпуск теплохода „Булгария“ в круиз». Своё увольнение оспаривал в судебном порядке, однако суды первой и второй инстанции увольнение посчитали законным и обоснованным.
  • Островский Александр - капитан теплохода «Булгария», погиб при крушении теплохода «Булгария». В ходе поисковых работ на месте крушения, тело капитана Островского было обнаружено на капитанском мостике. Уголовное дело прекращено в связи с гибелью обвиняемого
  • Рамиль Хаметов - выживший в катастрофе старший помощник капитана теплохода «Булгария». В ходе расследования уголовного дела был обвинен в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации внутреннего водного транспорта (ст.263 УК РФ). Под стражу не помещался в связи с избранием в отношении него меры пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении.
  • Храмов Александр Григорьевич - начальник отдела Волжского управления Госморречнадзора (Нижний Новгород), совершивший 22 августа 2011 года самоубийство в связи с увольнением с занимаемой должности. Александр Храмов проходил по делу о крушении теплохода «Булгария» свидетелем (таким же свидетелем, как до 15 августа 2011 года являлись Ирек Тимергазеев и Владислав Семенов).
  • Лизалин Роман Евгеньевич - капитан теплохода «Арабелла» , организовавший, вместе , спасение выживших пассажиров и членов экипажа теплохода «Булгария». Впоследствии был награжден государственными и ведомственными наградами.
  • Чернышов Сергей Михайлович - генерал-майор юстиции, старший следователь по особо важным делам при Председателе Следственного комитета России, руководитель следственной группы, созданной для расследования уголовного дела, возбужденному по факту крушения 10.07.2011 года теплохода «Булгария» .
  • Антонов Михаил - крупнейший акционер ОАО «Судоходная компания „Камское речное пароходство“», магнат. «Камское речное пароходство» опровергло слухи о бегстве Антонова за границу.
  • Незнакин Валерий - Генеральный директор ОАО "Судоходная компания «Камское речное пароходство» - владельца теплохода «Булгария».
  • ОАО Судоходная Компания «Камское речное пароходства» (Пермь) - собственник теплохода «Булгария», который не понёс ответственность, несмотря на действующее законодательство, согласно которому ответственность за ущерб, нанесённый от эксплуатации имущества, несёт юридический владелец имущества.
  • ООО «Бриз» (Пермь) - фирма, являющаяся фирмой-арендатором теплохода «Булгария», передавшая данный теплоход в субаренду ООО «Аргоречтур».
  • ООО «Аргоречтур» (Казань) - туристическая фирма, созданная Светланой Инякиной в конце 2010 года. Данное юридическое лицо по состоянию на 10.07.2011 года являлось действующим субарендатором теплохода «Булгария», полностью отвечающим за комплектование экипажа, текущие ремонт и содержание теплохода в надлежащем техническом состоянии.

Примечания

  1. По факту затопления пассажирского теплохода «Булгария» и гибели пассажиров Приволжским следственным управлением на транспорте Следственного комитета России возбуждено уголовное дело . Приволжское следственное управление на транспорте СК РФ (11.07.11). Архивировано из первоисточника 14 августа 2012. Проверено 11 июля 2011.
  2. В порт Казани прибыл теплоход «Арабелла » со спасёнными пассажирами
  3. Фото с борта «Арабеллы»
  4. Следственный комитет Российской Федерации возбудил уголовное дело с связи с крушением «Булгарии »:: Чрезвычайные происшествия:: РосБизнесКонсалтинг
  5. СК нашёл виновников катастрофы «Булгарии», а СМИ и блоггеры - владельца - миллионера-единоросса , Newsru.com, 12.07.2011
  6. Камско-Устьинский районный суд г. Камское Устье: 26 декабря 2011 года вынесен приговор по уголовному делу по обвинению Тучина Ю. В. по ст. 270 УК РФ.
  7. На берегу Волги открылся мемориал в память о погибших при крушении «Булгарии»
  8. На месте крушения «Булгарии» установили памятник на воде
  9. В республике Марий Эл построят детский городок в память о погибшем ребенке на теплоходе «Булгария»
  10. Комиссия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта завершила расследование аварии дизель-электрохода «Булгария», находящегося в аренде у ООО «АргоРечТур» (г. Казань), затонувшего 10 июля 2011 г.
  11. Одновременно с этим, Следственный комитет России опровергает сведения об имеющихся пробоинах в корпусе теплохода «Булгария» ()

Московский суд Казани приговорил директора ООО «АргоРечТур» Светлану Инякину , субарендатора теплохода «Булгария», к 11 годам заключения в колонии общего режима. Подсудимая признана виновной по ст. 238 УК РФ («Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности») и ст. 143 УК РФ («Нарушение правил охраны труда»). Суд установил, что субарендатор теплохода «Булгария» не обеспечила подготовку судна к плаванию, не провела обучение экипажа и нарушила правила эксплуатации речного судна. Также по этому делу старший помощник капитана судна Рамиль Хаметов приговорен к 6,5 года лишения свободы в колонии общего режима, а бывшие сотрудники Казанского линейного отдела Волжского управления Госморречнадзора Ирек Тимергазеев и Владислав Семенов получили 6 и 5 лет колонии общего режима соответственно.

10 июля 2011 года около села Сюкеево Камско-Устиновского района республики Татарстан во время грозы затонул пассажирский лайнер «Булгария». В этой катастрофе погибло 122 человека, из них 28 детей. Хронологию событий напоминает АиФ.ru

9 июля 2011 года двухпалубный теплоход «Булгария» (сконструированный в Чехословакии в 1955 году) вышел из порта в Казани в двухдневный круиз. Судно на тот момент имело крен на правый борт и неработающий правый двигатель. На борту корабля находился 201 человек, из них 147 пассажиров. Маршрут теплохода проходил по акватории Куйбышевского водохранилища.

10 июля 2011 года «Булгария» стартовала из города Болгар обратно в Казань. Около 13:30 по московскому времени на расстоянии менее 3 км от берега судно дало сильный крен на правый борт, в результате чего в открытые иллюминаторы хлынула вода. Затопление судна происходило очень быстро. Менее чем через 2 минуты «Булгария» перевернулась на правый бок и затонула. Сигналы бедствия члены экипажа подать не успели, так как радиорубка была сразу же затоплена. На поверхность смогли выбраться 79 человек. Мимо терпящего крушение лайнера проходил сухогруз «Арбат» и баржа «Дунайский-66», но, как выяснило следствие, капитаны этих судов не остановились для оказания помощи пострадавшим. Около 14:30 дня к месту крушения подошёл круизный теплоход «Арабелла», члены экипажа которого начали спасательную операцию. Выжившим была оказана первая помощь, тяжело пострадавших отправили в больницу в Казани. На место крушения прибыли специалисты МЧС России, психологи и спасатели отряда «Центр "Лидер"». Начались водолазные работы в районе затопления.

Следственный комитет завёл уголовное дело по статье 263 УК РФ «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного и морского транспорта», а также была создана комиссия для расследования обстоятельств катастрофы.

Поднятая «Булгария». Фото: АиФ

11 июля 2011 года начались следственные проверки собственника и арендатора судна «Булгария», так как, по сообщениям Приволжской транспортной прокуратуры, круизный лайнер не имел лицензии на перевозку пассажиров и шёл на рейс в нарушение технического регламента эксплуатации судна. Президент России Дмитрий Медведев дал распоряжение начать внеплановые тотальные проверки гражданских пассажирских судов.

12 июля 2011 года был объявлен днём траура по всей России, начались похороны опознанных тел погибших. В отношении директора ООО «АргоРечТур», субарендатора теплохода Светланы Инякиной и эксперта Камского филиала Российского речного регистра Якова Ивашова, выдавшего разрешение на эксплуатацию «Булгарии», было возбуждено уголовное дело. Кроме того, были определены грузовые суда, не оказавшие помощи терпящей бедствие «Булгарии».

13 июля 2011 года продолжились водолазные работы в месте затопления судна. Подозреваемые Инякина и Ивашов были временно заключены в следственный изолятор по ходатайству старшего следователя Сергея Чернышова.

15 июля 2011 года закончились поисковые работы водолазов на затонувшем судне, было обнаружено 114 тел погибших, из которых 20 мужчин, 66 женщин и 28 детей. Поисковые работы продолжились вниз по течению реки Волги. Начались подготовительные работы по подъёму «Булгарии». В отношении капитанов двух судов, не оказавших помощи пострадавшим, Александра Егорова (судно «Дунайский-66») и Юрия Тучина(судно «Арбат») было возбуждено уголовное дело по статье 270 УК РФ.

16 - 21 июля 2011 года проходили работы по подъёму затонувшего судна. Экипаж судна «Арабелла» и сотрудники МЧС России были награждены медалями «За содружество во имя спасения».

22 - 25 июля 2011 года Инякиной и Ивашову вынесли предварительное обвинение в совершении преступления по статье 238 УК РФ. Корпус «Булгарии» был частично поднят над уровнем воды. С герметизацией и откачкой воды из теплохода были затруднения, и было решено отбуксировать корабль на мель в Кирельский затон. После буксировки и работ на теплоходе было обнаружено ещё 8 тел, тех, кто ранее считался пропавшими без вести. Поисковые работы завершились, так как все погибшие на теплоходе были найдены и опознаны.

9 августа 2011 года Арбитражный суд Республики Татарстан признал ООО «АргоРечТур» виновным в совершении административного правонарушения по статье 14.1 КоАП («Осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии») и назначил штраф в размере 50 000 рублей.

15 августа 2011 года на сайте Ространснадзора были опубликованы результаты проверки обстоятельств крушения теплохода. Основными причинами были названы техническая неисправность судна, нарушения правил безопасности судовладельцем и капитаном лайнера, низкая квалификация и халатность членов экипажа.

16 августа 2011 года следственными органами были задержаны начальник Казанского отдела Ространснадзора Ирек Тимергазеев и главный инспектор отдела Владислав Семёнов по подозрению в преступной халатности — они дали положительное заключение о готовности судна «Булгария» к перевозке пассажиров. На следующий день подозреваемых заключили под стражу и предъявили обвинение по ст. 293 УК РФ.

21 ноября 2011 года в Камско-Устьинском суде Республики Татарстан начались слушания по делу против капитана сухогруза «Арбат» Юрия Тучина. 26 декабря суд вынес постановление признать Тучина виновным и выплатить штраф в размере 130 000 рублей.

6 декабря 2011 года прошли слушания по делу против капитана судна «Дунайский-66» Александра Егорова, однако было решено перенести судебное заседание в Казань, где проживало большинство потерпевших и свидетелей.

28 февраля 2012 года капитан судна «Дунайский-66» был признан виновным и приговорён к выплате штрафа в размере 190 000 рублей.

11 мая 2012 года СК РФ объявил о завершении расследования обстоятельств крушения «Булгарии». Стало известно, что к уголовной ответственности был привлечён старший помощник капитана теплохода Рамиль Хаметов. Светлане Инякиной было предъявлено обвинение в оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, в нарушении правил безопасности эксплуатации внутреннего водного транспорта и в нарушении правил охраны труда. Якову Ивашову вменялась неправомерная выдача официальных документов, которые позволяли «Булгарии» совершать пассажирские перевозки, и злоупотребление должностными полномочиями. Рамиль Хаметов был обвинён в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации водного транспорта, а Ирек Тимергазеев и Владислав Семёнов были обвинены в злоупотреблении должностными полномочиями.

11 января 2013 года следователи заявили, что дело о крушении «Булгарии» Республики Татарстан в феврале 2013 года. Материалы уголовного дела составили более 80 томов.

11 февраля 2013 года в отношении помощника капитана «Булгарии», директора ООО «АргоРечТур», эксперта Российского речного регистра и сотрудников Ространснадзора.

6 мая 2013 года в 10:00 по московскому времени Московский районный суд в Казани . В ходе заседания судья удовлетворил ходатайство Семёнова и Тимергазеева в связи с тем, что подсудимым необходимо дополнительное время для ознакомления с материалами дела.

Заседание 27 мая 2013 года затянулось, рассмотрение было перенесено на следующий день. 28 мая было зачитано обвинительное заключение в отношении Якова Ивашова, и на этом заседание было окончено. Дальнейшее рассмотрение дела было отложено, а окончательное постановление по делу пока вынесено не было.

"Булгария" — речной круизный двухпалубный дизель‑электроход проекта 785 (словацкое обозначение OL800, osobna lod 800) был построен в 1955 году на судоверфи Narodny Podnik Skoda Komarno (Slovenske Lodenice n.p. Komarno) в городе Комарно (Чехословакия, с 1993 года — Словакия).

Длина судна — 80,2 метра, ширина — 14 метров, осадка — 1.9 метров, скорость хода — 20,5 километров в час, два двигателя 6NVD48 (дизельный четырёхтактный бескомпрессорный реверсивный) мощностью 400 лошадиных сил каждый. Корабль был рассчитан на 140 пассажиров , максимальная пассажировместимость составляла 233 человека.
Дизель‑электроход имел класс Речного регистра "О" (Внутренние водные пути, реки и водохранилища, ограничение по силе ветра не свыше семи баллов).
Первоначально корабль имел, кроме одно-, двух- и четырехместных кают, также шести- и восьмиместные, но в процессе эксплуатации каюты большой вместимости были переоборудованы .
На судне были два ресторана, бар, музыкальный салон, открытый солярий, медицинский пункт.

При постройке дизель‑электроход получил название "Украина", в феврале 2010 года был переименован в "Булгарию" в честь Волжской Булгарии.

До 1962 года судно принадлежало Волжскому пароходству (порт приписки — Горький, ныне Нижний Новгород), затем был передан в Камское речное пароходство (в настоящее время — ОАО "Судоходная компания "Камское речное пароходство").
В 1986 году корабль использовался как плавучая гостиница для ликвидаторов и строителей саркофага над аварийной Чернобыльской АЭС. После окончания работ "Украину" ("Булгария") в числе других наименее зараженных судов вернули в эксплуатацию.
До 2003 года судно эксплуатировалось в Перми различными турфирмами. В 2003 году "Камское речное пароходство" по экономическим причинам отказалось от использования дизель‑электрохода, и несколько лет в законсервированном виде он стоял в доке. В 2006 году корабль прошел доковый ремонт, в 2007 году его вновь спустили на воду.
Каждый год, начиная с 2007-го, у теплохода был новый арендатор .

В 2011 году корабль был арендован ООО "Бриз", которым в июне 2011 года сдан в субаренду казанской компании ООО "АргоРечТур" (Татарстан).
Судно бассейна реки Волги (в том числе по реке Каме), выполняя туристические (прогулочные) рейсы.
Срок эксплуатации дизель‑электроходов типа "Булгарии" не превышает 20 лет, более длительная эксплуатация корабля возможна только при условии постоянного ремонта и модернизации.

9 июля 2011 года дизель‑электроход "Булгария" вышел из Казани в город Болгар в двухдневный круиз выходного дня. У судна был крен на правый борт и неработающий правый двигатель. Маршрут круиза проходил по акватории Куйбышевского водохранилища. На борту находился 201 человек, из которых 147 человек — пассажиры.

10 июля 2011 года начавшаяся гроза со шквалистым ветром , возвращавшийся из Болгар в Казань, на правый бок.
Несмотря на усилия капитана и экипажа, судно не смогло противостоять стихии и в считанные минуты в трех километрах от берега в районе села Сюкеевский взвоз Камско‑Устьинского района Татарстана на глубине 20 метров.

Теплоход не дотянул до спасительной мели, к которой вел судно капитан, примерно 50 метров. Сигнал бедствия с "Булгарии" подать не успели, так как радиорубка была практически сразу же затоплена.

Из 201 человека, находившегося на борту, спаслись только 79. Погибли 122 человека, в том числе 28 детей. Люди, потерпевшие бедствие, находились на плаву на плотах, уцелевших плавсредствах и просто в воде рядом с ними.
Через некоторое время после крушения теплохода мимо спасшихся пассажиров прошло два грузовых судна — сухогруз "Арбат" и баржа с толкачом "Дунайский‑66", капитаны которых не остановились, чтобы оказать помощь терпящим бедствие.
Спасшиеся после крушения "Булгарии" продержались в воде около двух часов, пока на помощь не подошел теплоход "Арабелла", который и спас оставшихся в живых людей.
Сразу после крушения началась поисково‑спасательная операция, которая продолжалась 16 суток.

25 октября 2011 года теплоход "Булгария" как вещественное доказательство по делу о кораблекрушении — Камскому речному пароходству. Корабль с помощью толкачей был отбуксирован на мелководье у поселка Куйбышевский Затон.

За неоказание помощи терпящим бедствие сухогруза "Арбат" Юрий Тучин и буксира "Дунайский‑66" Александр Егоров, которые, находясь в районе крушения "Булгарии", по мнению суда, не оказали всей необходимой помощи тонущим людям. Капитанам назначено наказание в виде штрафов — 130 тысяч рублей и 190 тысяч рублей соответственно.

10 июля 2012 года в годовщину трагедии на высоком берегу Волги в селе Сюкеевский взвоз Камско‑Устьинского района Татарстана в память о погибших на теплоходе "Булгария". Он состоит из часовенной церкви, мечети и стены памяти с именами погибших пассажиров и членов экипажа "Булгарии" на центральной площади комплекса. В темное время суток с начала и до окончания периода судоходства осуществляется подсветка мемориала.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников