Фатехпур Сикри – город-призрак Индии. Все об отдыхе в фатехпур-сикри Где остановиться в Агре

Фатехпур-Сикри – заброшенный город. Он находится всего в 40 километрах от Агры (Тадж-Махал), но туристы в основной массе почему-то обходят его стороной. Мне туда посоветовал заехать отец, здраво рассудив: “Специально туда точно не поедешь, а раз уже в Агру собрался, 40 километров не крюк“. А посмотреть тут есть на что, не зря в 1986 году ЮНЕСКО внесла город в список памятников всемирного наследия.

Фатехпур-Сикри город уникальный. Он строился как столица Империи Великих Моголов императором Акбаром I в конце XVI века. Строительство велось 12 лет, но столицей город пробыл всего 4 года. После этого он был брошен и вот уже 400 лет стоит пустой.

Почему император бросил Фатехпур-Сикри и перенес столицу в Агру доподлинно неизвестно, основной версией является недостаток воды:

Город разделен на две части. Первая Фатехпур – собственно дворцовый комплекс императора и его жен, коих у Акбара I было три – мусульманка, буддистка и христианка. Вторая часть Сикри – гробница суфия Салима Чишти (о нем позже).

При входе в комплекс посетителей встречает зал для аудиенций, в котором император встречал особо важных гостей города:

Зайдя в Фатехпур, действительно чувствуешь, что город заброшен, народу мягко скажем, немного:

Здесь, как и в любом другом историческом памятнике в Индии царит идеальнейший порядок, несмотря на то, что вокруг помойка:

Самое высокое сооружение комплекса - Панч-Махал или по-русски пятиэтажный дворец:

В одном из зданий сохранилось панно с изображениями животных. Интересна причина отсутствия голов у зверей и птиц – император, пришедший на смену Акбару I, отличался особой щепетильностью в вопросах чистоты ислама, который запрещает изображение животных и людей. Поэтому, недолго думая, он приказал отколоть головы всем живым существам на панно, не смотря на то, что город к тому времени уже был необитаем:

На территории комплекса у каждой из трех жен был свой дворец, но дворец мусульманской жены поражает (снимал периметр, стоя в центре внутреннего двора):

Избыток жилой площади налицо, учитывая, что ребенок у нее был всего один:

В Фатехпуре больше ничего интересного нет, перейдем к Сикри. Сикри это название города, в котором жил Салим Чишти, пророк, предсказавший бездетному Акбару I рождение сына. На удивление, предсказание сбылось в кратчайшие сроки, за что обезумевший от счастья Акбар отгрохал жене вышеописанный дворец, а Салиму Чишти посмертный некрополь. Это вход:

Это внутренний двор. Все пространство считается храмом, и при входе нужно разуться:

Внутри идет реконструкция – меняют плитку. Даже рабочие и те в бахилах:

Салим Чишти в народе очень уважаем, поэтому посетителей в Сикри явно побольше, чем в Фатехпуре. Все приходят ему поклониться:

Говорят, что бездетные женщины молятся на коленях у его гробницы о зачатии ребенка. Но встав на колени на бетонный пол на таком морозе, скорее застудишь репродуктивные органы, чем допросишься ребенка от святого Салима, поэтому таких женщин я не видел:

Рядом с гробницей находится кладбище, на котором похоронены близкие и друзья Салима Чишти. Я случайно, наступил на одно из надгробий ногой, гид очень расстроился и долго просил у могилы прощение за меня, складывая руки и что-то быстро лопоча:

Вот и сама гробница, в нее нужно зайти, обойти вокруг гроба Салима и покрыть его шелковым покрывалом для исполнения просьб:

Сами покрывала продают прямо возле мавзолея за “сколько не жалко заплатить“, но меньше 30 баксов брать наотрез отказываются, т.е. сколько не жалко, но не менее 30 зеленых.

Вообще поездка в Фатехпур-Сикри очень сильно была испорчена приставалами. Таких наглых и бесцеремонных попыток отъема денег у белого человека я не встречал больше ни в одном месте не только в Индии, но и на всей планете Земля. Я стерпел, когда с меня потребовали 3 бакса за 100-метровую поездку на дырчике от стоянки для машин до входа в комплекс, согласился заплатить 7 баксов гиду, потому что ничего не знал об этом месте. Заплатил 5 долларов за вход. Отбил все попытки приставал всучить мне ненужную фигню, но когда меня попытались заставить купить за 30 баксов покрывало, которое через 2 минуты нужно оставить в склепе для последующей перепродажи, а на выходе потребовали денег за охрану ботинок, которые я оставил при входе и охранять не просил, извините, сорвался и обматерил всю индийскую братию самыми крепкими известными предложениями. До мордобоя дело не дошло, но было близко к этому. Вмешался гид, которому было сказано, что если конфликт не будет разрулен, он останется без гонорара.

Но сейчас спустя полгода после поездки, никакого разочарования от посещения Фатехпура-Сикри нет. Где еще увидишь столько пустующей истории:

В следующей статье рассказ об , в которой находится Тадж-Махал и Красный Форт.

Сказки и легенды разных народов часто рассказывают нам о заброшенных городах. С детства мы слышим о приключениях храбрых героев в забытых крепостях и столицах, затерянных под ярким голубым небом в пустынях, скалах и джунглях. Помним мы и другой известный сюжет — о поиске далеких, счастливых и богатых городов со справедливым правителем, садами и фонтанами. Эти легенды символизируют, как правило, поиски потерянного рая.

Впрочем, каждый воображает себе собственный рай. Чья-то потерянная сказка лежит примерно в 40 километрах от старинного города Агра в индийском штате Уттар-Прадеш. Дорога из Агры упирается в остроконечные стрельчатые арки городских ворот, под ярким голубым небом высится величественная крепость с мощными рядами крепостных стен, мраморными куполами, башнями и дворцами.

К сожалению, очарование на время меркнет при входе в город. Антитеррористические "звенелки", проверка карманов и сумок, билетные кассы, агрессивная атака доморощенных гидов и надоедливых торговцев, а также непрерывно сменяющие друг друга автобусы с шумными иностранцами — в пестрых шортах и с разноцветными зонтиками в руках. Все это напрочь ломает красивую мечту о полном печального достоинства городе-призраке. Но постараемся забыть об этих неприятностях — потомки могольских подданных должны заботиться о своем историческом наследии и как-то зарабатывать на жизнь. Говорят, что еще лет 15 назад, когда Фатехпур-Сикри не был внесен в ооновские реестры, от "незареставрированной" тогда столицы императора Акбара в самом деле захватывало дух.

Итак, все кордоны пройдены, и сказка возвращается. Вы попадаете в огромный двор с роскошным газоном, а гид напоминает вам, что при императоре здесь не росла трава — двор сплошь был устелен дорогими коврами. И вот они — резные ворота, пустые дворцы, мечети, павильоны, восьмиконечные звезды и орлиные гнезда между характерных восточных куполов.

Мечта о наследнике

Теперь Фатехпур-Сикри, похожий на восточные города-сказки, олицетворяет потерянный рай для многих путешественников. Но его строитель — могольский император Акбар Великий не собирался ничего терять — он построил рай персонально для себя. Такой, о каком мечтал.

Дед Акбара, знаменитый полководец Захируддин Бабур разбил в 1525 году войска делийского правителя Ибрагима Лоди и основал Могольскую империю, которая стала самым великим государством Индостана, символом восточного богатства и восточной же деспотии.

В 1568 году его внук император Акбар был на пике своей славы и силы. Его империя крепла, а казна и сокровищницы были полны. Его королевы (а в первые леди попадали дамы разных вероисповеданий) были красивы и умны. Лишь одна печаль лежала на сердце императора — у него не было сыновей. Но прослышал падишах о святом суфии Салиме Чишти, который жил тогда в маленькой, ничем не примечательной деревушке Сикри. И, решив испытать последнюю надежду, отправился Акбар в Сикри простым паломником.

Видимо, молитвы Чишти были услышаны. Суфий предсказал падишаху рождение трех мальчиков. Согласно одной легенде, святой принес в жертву собственного маленького сына, чтобы дух его ребенка вселился в будущего принца. Так или иначе, но 30 августа 1569 года у Акбара родился наследник (спустя некоторое время сбылось пророчество и о двух младших сыновьях). Мальчика назвали Салимом в честь самого суфия. Так появился на свет будущий император Джахангир. Счастливый Акбар решил, что будет лучше жить поближе к такому мудрецу, и начал строить свою новую столицу возле деревушки Сикри.

Строительство рая

Император решительно взялся за дело. Он пригласил лучших архитекторов и каменщиков, которые и создали павильоны, дворцы и веранды с изысканной резьбой и орнаментом, с филигранными каменными экранами, покатыми карнизами и куполами в форме зонтиков. Новая столица стала первым построенным по плану могольским городом. План этот — и градостроительный, и мистический (ведь и звезды, и магия должны были охранять новую столицу) — был тщательно, до самой последней мелочи продуман.

Акбар и его архитекторы создали тот самый могольский стиль, знакомый нам по историческим памятникам, старым гравюрам и современным мультфильмам — смесь мусульманской и раджпутской архитектуры (одна из жен императора была раджпутской принцессой). Акбар-строитель создал свой рай из красного песчаника и мрамора. За полтора десятилетия скучный холм превратился в роскошную цитадель. В отдельном дворе располагалось и сакральное жилище суфийского мудреца. А после удачного похода на Гуджарат Акбар дал своему городу имя Фатехпур-Сикри (град Победы близ Сикри). Величественный город стоит на холме, его охраняют толстые крепостные стены с девятью вратами. Но на самом деле это целых два города — внутри цитадель разделена на жилую и храмовую части.


Город-сад

Жилая часть города называется Даулат-Хана (Обитель судьбы). Здесь расположены павильоны для государственных и частных аудиенций, пятиярусный дворец, игровой двор, дворцы королев и сокровищница. Взгляд сразу же падает на Панч-Махал (пятиярусный дворец), или, как его еще называют, "Ловец ветров". Его украшенные колоннами этажи кажутся ажурными, и каждый следующий этаж по площади меньше предыдущего. Ветер легко гуляет по дворцу, что во времена Акбара, когда не было кондиционеров, было как нельзя кстати.

Колонны у Панч-Махала очень интересны — они резные и различаются по форме. Некоторые круглые, некоторые октагональные, а на некоторых есть неожиданный узор — гирлянда из чередующихся стилизованных изображений цветов, похожих на французские королевские лилии (fleur de lis), и стилизованного изображения наконечника шлема (кто-то видит в нем колокольчик). На вершине дворца — купол в раджастанском стиле с ажурным экраном — чтобы защищать придворных леди от нескромных взглядов.

Рядом с "Ловцом ветров" стоит павильон-беседка. Рассказывают, что она служила одной из первых в Индии женских школ — придворных девушек здесь учили основам грамоты и счета. По другую сторону предполагаемой школы — дворец турецкой жены Акбара. Он украшен арабесками и филигранными каменными экранами, а его крыша покрыта необычной каменной кровлей, имитирующей черепицу.

Говорят, султанша турецкого происхождения попросила сделать для нее каменный барельеф с изображением животных. Такой барельеф и сейчас можно увидеть в ее дворце, но головы животных отбиты, так как исламская традиция не позволяет изображать живые существа. Возможно, панно испортили посетители уже мертвого города.

Акбар не жалел ничего для своих жен. Их дворцы были украшены самой изысканной, детально проработанной резьбой, интересным орнаментом (например, в виде драгоценных серег), балконами и резными каменными ширмами, причудливыми колоннами и куполами. Королевы гуляли по очаровательным внутренним дворикам и террасам. Интересно, что дворец матери императора был отделан золотом и украшен фресками со сценами из персидского эпоса "Хамза-намэ", а также сценами, вдохновленными индуистской "Рамаяной".

Из дворца турецкой королевы открывается вид на квадратный водоем Ануп-Талао, посреди которого есть островок с узорчатой балюстрадой. На него, образуя крест, ведут четыре мостика. Летописец Акбара Абул Фазл писал, что в 1578 году император приказал наполнить Ануп-Талао золотыми, серебряными и медными монетами, чтобы подданные смогли "получить высочайшую щедрость".

Комната грез

Рядом с бассейном расположена личная опочивальня самого императора — Хвабгах (комната грез). Сюда можно подойти и с другой стороны по крытой колоннаде. Постель падишаха возвышалась на постаменте посредине заполненного водой огромного зала. Так решались сразу две проблемы: Акбар получал столь желанную в этих местах прохладу и дополнительную систему безопасности, ведь любой посторонний, попав в воду, был бы услышан. В этой спальне, как и в тайной комнате, что напротив библиотеки Акбара (говорят, что библиотека насчитывала 25 тысяч манускриптов), до сих пор сохранились остатки прежних желто-синих фресок.

В жилой части цитадели Акбар не только спал, но развлекался и принимал посетителей. Между дворцами расположен пачизи-корт (пачизи — индийская настольная игра, в которой шесть каури-раковин, некогда заменявших деньги, используются как игральные кости) — игровой двор, вымощенный плиткой, как шахматная доска. Здесь император играл в игру, похожую на шахматы. Говорят, что вместо фишек-фигур он расставлял на квадраты самых красивых гаремных девушек. Игра могла продолжаться часами, даже несколько дней. Куда там вымышленному …

Фестиваль огней Дивали в Индии Сегодня в Индии началось празднование "Дивали" - фестиваля огней, который приходится на начало месяца Картик (октябрь-ноябрь) и празднуется в течение пяти дней.

Сокровищница падишаха, как говорят, располагалась в Анкх-Мичаули. Об этом можно догадаться и по толстым стенам этого павильона, почти лабиринтовому устройству и тайным альковам. Но есть и другая версия — в этом сарайчике, по слухам, гаремные дамы играли в прятки и жмурки. Впрочем, обе гипотезы могут быть верны. Интересно, что на опорах, поддерживающих резные карнизы Анкх-Мичаули, вырезаны очень редкие мифические чудовища — полуслоны-полудраконы. Судя по всему, только таким хранителям Акбар мог доверить свои сокровища.

Тем временем падишаха ждали государственные дела. Каждое утро по три часа после рассвета Акбар принимал людей в Диван-и-Аам — месте публичных государственных встреч, где творил правосудие. Императорский трон, закрытый ажурными ширмами, стоял на резной платформе в центральном проеме между колоннами. Напротив павильона, справа от тропинки, ведущей во внутренний двор, находится тяжелое, вкопанное в землю каменное кольцо. Считается, что к нему привязывали государственного слона, который был заодно и судьей: по легенде, когда император сам затруднялся принять решение, кто из двух спорщиков прав, их ставили пред слоном — кого тот первым затаптывал, тот и считался виноватым. Слон этот, кстати, похоронен в Фатехпур-Сикри — под башней Хиран-Минар.

Божественная вера

Личных гостей Акбар принимал в Диван-и-Хас (зал для личных встреч). Здесь тоже смешаны архитектурные стили, а среди изысканной резьбы интерьеров можно отыскать символы сразу нескольких религий. Трон императора располагался на круглой платформе, которая покоилась на необычной резной колонне в самом центре Диван-и-Хас. Гости Акбара — министры и вассалы — восседали на расходящихся от трона лучах-галереях. Так что в Фатехпур-Сикри была даже "яркая звезда".

Фотопутешествие с РИА Новости: мыс Каньякумари и раковины трех морей Мыс Каньякумари, известный также как Мыс Коморин - одна из самых известных географических точек Индии. Что не удивительно: это самая южная часть полуострова Индостан и здесь сходятся вместе Бенгальский залив, Аравийское море и Индийский океан.

Император вел дискуссии с представителями различных религий — ортодоксальными мусульманами, священниками-иезуитами, индуистскими брахманами, джайнами и зороастрийцами. Здесь же, как говорят, падишах принимал своих советников. Их называли "девять мудрецов", или даже "девять драгоценностей". Акбар ценил науки и искусства, а потому приглашал самых талантливых ученых, музыкантов и поэтов. Лучших из них он оставлял при дворе и делал своими советниками. Имена некоторых вошли в историю: Абул Фазл, летописец правления Акбара, и его брат поэт Файзи, легендарный певец и музыкант Тансен, министр и придворный шут Бирбал, а также раджа Тодар Мал, который тщательно проверял систему имперских доходов, и некоторые другие, менее известные советники.

Изюминка Диван-и-Хас — тронный столп — центральная осевая линия зала частных приемов. Это колонна держит свою ношу с помощью 36 декоративных консолей, сделанных так, что колонна кажется бесконечно расширяющейся. Она украшена резьбой в гуджаратском стиле с узорами из лотосов и других символов, один из которых, по мнению некоторых, даже напоминает тиару папы римского.

На архитектуре и внутреннем убранстве Фатехпур-Сикри сказались довольно прогрессивные религиозные взгляды падишаха. Акбар не ставил под сомнение верность ислама, однако лояльно относился к другим религиям (даже отменил налог на неисламское вероисповедание, что помогло ему сплотить империю). Более того, он готов был добавить к своей вере учения мудрецов-иноверцев. Дискутируя с мудрейшими представителями разных религий, падишах пытался синтезировать то, что слышал, и многое был готов принять. Так что тронный столп стал архитектурным символом этой идеи Акбара. В резьбе тронной колонны можно найти мотивы индуизма, буддизма, ислама и христианства.

Богатство Южной Индии – не бананы или манго, а рыба Любому, кто оказался в Тамилнаде на юге Индии, в глаза бросаются пестрые рыбацкие лодки, лежащие вдоль берегов Бенгальского залива на фоне старинных индуистских храмов. Своей рыбой жители этого индийского штата гордятся особо.

Но падишах осмелился пойти дальше архитектурных символов. В 1581 году он создал религиозное течение Дин-и-Илахи (божественная вера), которое не противоречило исламу, но впитало в себя некоторые идеи индуизма и зороастризма, а также шиитские, суфийские и махдийские представления. Император настаивал, что не только на словах, но и в отношениях с людьми необходимо придерживаться религиозной этики — быть веротерпимыми, воздержанными, терпеливыми, набожными и благочестивыми, избегать насилия, лжи, злословия и стяжательства, а также проявлять благородство и милосердие.

Акбар построил империю с сильной центральной властью, опирающейся на мансабаров (воинов-аристократов) разных вероисповеданий. Когда некоторые мусульманские вассалы падишаха охладели к духовным диспутам с иноверцами и спровоцировали восстание, император безжалостно подавил его. В Индии часто цитируют слова Акбара: "Лишь та вера истинна, которую одобряет разум" и "Многие глупцы, поклонники традиций, принимают обычай предков за указание разума, обрекая себя на вечный позор".

Молитвенный город

В сакральную часть Фатехпур-Сикри, чтобы присоединиться к молящимся, Акбар въезжал через Бадшахи-Дарваза (Ворота падишаха). Они украшены стилизованными гранатами, а вершина каждой арки заканчивается бутоном лотоса. Отсюда открывается вид на квадратный двор, Джама-масджид (соборную мечеть) и на духовную доминанту храмовой части города — могилу Салима Чишти, в знак уважения которому и была построена храмовая часть Фатехпур-Сикри.

Мавзолей покрыт белым мрамором и изящной резьбой. Декоративные консоли на колоннах вырезаны из целого куска мрамора и имеют форму грациозной стилизованной змеи. Кенотаф стоит на постаменте, украшенном мозаикой из черного и желтого мрамора. Резные двери ведут в украшенную перламутром внутреннюю могилу.

Перед мавзолеем — большое открытое место для молитвы. Многочисленные паломники (особенно много среди них бездетных семей, которые верят, что Чишти поможет им стать родителями) молятся здесь и привязывают ниточки к резному мраморному экрану мавзолея.

Молиться можно и в соборной мечети, что стоит на самой высокой точке Фатехпур-Сикри. Она состоит из трех помещений, крытых куполами. Места для молитв украшены богатой резьбой с инкрустацией и каллиграфическими надписями.

Войти в сакральный комплекс можно и через Буланд-Дарваза (Великие врата), которые император повелел построить в 1573 году. По-настоящему имперские, с парадной аркой и множеством куполов, они взмывают ввысь на 54 метра. Теперь в этой арке живут пчелы — она облеплена ульями.

Потерянный рай

Говорят, что когда один английский вельможа елизаветинской эпохи в 1584 году посетил Фатехпур-Сикри, он заявил, что увидел город, превосходивший великолепием тогдашний Лондон. Но уже через год роскошную столицу пришлось оставить — по преданию, из города ушла вода. Кто-то говорит, что это случилось в результате землетрясения, а кто-то считает, что так бог наказал Акбара за его грехи и гордыню. Могольские инженеры организовали бесперебойное водоснабжение по специальной системе, воду в которую круглосуточно набирали специальные люди. Но потом и этой воды стало не хватать.

В итоги столица была перенесена в Лахор. А в Городе победы с уходом жителей время остановилось. Те, кто помнит советский фильм про Аладдина, помнят и зачарованный город, куда главный герой ходил за волшебной лампой, город, в котором живут одни тени. Одни тени остались и в Фатехпур-Сикри. Тени бывшего монаршего величия, тень падишаха, старавшегося быть справедливым, тени мудрецов и музыкантов, воспоминания о божественной вере. Акбар потерял свой построенный рай, но в конце жизни он гордо говорил, что "счастлив, ибо мог прилагать в жизни священное учение и мог дать довольство народу".

Фатехпур-Сикри же превратился в город-призрак, стоящий между маленьких деревень во всем великолепии своих дворцов, мечетей и павильонов. Даже нищие не селились здесь, поскольку без воды в жарком климате Индии выжить невозможно. Только сегодня печальное величие столицы, "более роскошной, чем сам Лондон", нарушают навязчивые туристические автобусы.

Ольга Никушкина

Фатехпур-Сикри от А до Я: карта, отели, достопримечательности, рестораны, развлечения. Шоппинг, магазины. Фото, видео и отзывы о Фатехпур-Сикри.

  • Туры на Новый год в Индию
  • Горящие туры в Индию

Фатехпур-Сикри (Fathehpur Sikri), расположенный в штате Уттар-Прадеш, во время правления Акбара I являлся столицей Империи великих Моголов, однако из-за недостатка воды столицу вынуждены были перенести в Агру . С 1986 г. город внесен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Сегодня Фатехпур-Сикри считается «городом-призраком», хотя в нем и проживает более 250 тысяч человек.

Фатехпур-Сикри славится и своими сладостями - Non Khatai.

Карты Фатехпур-Сикри

Как добраться

Ближайший аэропорт расположен в Агре, которая находится в 39 км от Фатехпур-Сикри. Железнодорожная станция расположена в 1 км от центра города.

Туристические автобусы останавливаются в Фатехпур-Сикри на час-полтора, что недостаточно для осмотра города. В качестве альтернативы можно сесть на автобус в Агре (стоимость проезда 40 INR, время в пути около 1 ч). Автобусы курсируют каждые 30 минут между 7:00 и 19:00. Последний автобус в Агру отправляется от городского базара в 19:00.

Авто-рикша между Агрой и Фатехпур-Сикри обойдется в 800 INR, также можно поймать такси за 1600 INR.

Из Фатехпур-Сикри регулярно ходят автобусы в Бхаратпур (35 INR, 20 мин) и Джайпур (140 INR, 4 ч 30 мин). Остановка автобусов расположена возле городского базара.

Цены на странице указаны на апрель 2019 г.

Поиск авиабилетов в город Дели (ближайший а/п к Фатехпур-Сикри)

Развлечения и достопримечательности Фатехпур-Сикри

В облике Фатехпур-Сикри перемешано несколько архитектурных стилей - при строительстве использовались элементы индуизма и джайнизма, которые тесно переплелись с исламскими веяниями, а основным материалом для строительства служил красный песчаник.

С исторической точки зрения в городе можно выделить несколько важных сооружений: Буланд-Дарваза (Buland Darwaza), представляет собой шлюз, один из крупнейших в мире, также известный под именем «Ворота великолепия». Образчик ранней архитектуры Моголов с простым орнаментом, резьбой с изречениями из Корана и высокими арками.

Фатехпур-Сикри

Королевский дворцовый комплекс, на территории которого расположено несколько красивейших объектов – Анк Мичаули, бывшее здание казначейства. Стены здания украшены мифическими морскими существами, которые исполняют роль оберега. Другое сооружение, расположенное неподалеку – это дворец Джодх Баи (Jodh Bai’s Palace), сочетающий индуистский и мусульманский стили. Рядом находится еще один дворец – Хава Махал или дворец ветра, представляющий собой сооружение из каменных решеток.

Наубат-Хана (Naubat Khana) представляет собой барабанный дом, использующийся во время торжественных церемоний для объявлений о прибытии императора.

Интересны также пятиэтажный дворец Бирбал Бхаван (Birbal’s Bhavan Palace); дворец Панч-Махал (Panch Mahal) – пятиэтажное здание с колоннами, с крыши которого открывается красивый вид на окрестности; дом Раджи Бирбала (Birbal’s House), великого визиря, служившего при дворе могольского императора Акбара, а также дворец Караван Сарай (Karawan Serai) и башня Хиран Минар высотой 21 м.

На территории комплекса находится один из лучших примеров архитектуры Моголов в Индии, мечеть Джама Масджид, строительство которой осуществлялось в 1580-1581 гг. Перед входом в мечеть расположена мраморная гробница шейха Салима Чишти (Tomb of Salim Chishti) с резными решетками и замысловатыми орнаментами.

Дворцовый комплекс открыт от рассвета до заката, стоимость билета составит 485 INR.

Привет, друзья. Сегодня мы расскажем о Фатехпур Сикри. Древняя столица империи Великих Моголов находится в Индии недалеко от Агры. Среди многочисленных достопримечательностей есть особая загадочная тема, волнующая настоящих путешественников — любителей истории и необычных мест. Это — города-призраки. По непонятной нам причине шумные пёстрые улицы пустеют, жители покидают дома, дворцы темнеют под ливнями, храмы зарастают буйной тропической растительностью или ветшают от горячих ветров.

Память о таком месте сохраняется в легендах, а город становится призраком. Бывает, что спустя столетия, а иногда и тысячелетия город случайно находят. И тогда учёные ломают голову над тем что же случилось, археологи собирают ценнейшую информацию, а туристы... туристы спешат увидеть своими глазами древнюю загадку и составить собственное представление об увиденном. Фатехпур Сикри находится под охраной ЮНЕСКО с 1986 года.

Индия. Штат Уттар-Прадеш. Район Агра. Город-призрак Фатехпур Секри (Fatehpur Sikri). Встречается название Фатехпер Сикри.

Что мы знаем

В XVI веке легендарный правитель империи Великих Моголов шах Акбар I решил построить новую столицу, дав ей звучное имя — Город победы. Так переводится Фатехпур Сикри. Был составлен проект с планировкой широких улиц и площадей, непохожих ни на что известное ранее в Индии.

Были приглашены лучшие мастера и архитекторы из Персии и разных регионов Индии, создавшие прекрасные здания дворцов, павильонов и храмов. Впоследствии именно эти образы, доработанные и доведённые до совершенства, стали характерным отличительным стилем архитектуры Великих Моголов.

14 лет индийские рабочие возводили столицу империи.

Была решена проблема водоснабжения: прорыты каналы с многочисленными ответвлениями, создано огромное на тот момент водохранилище и несколько подземных водохранилищ.

Водоносы круглый день черпали воду из колодцев и развозили её по городу.

Благодаря постоянному орошению, город за короткий срок превратился в зелёный сад.

Инженеры средневековья применили интересную технологию строительства зданий: материалом служили цельные блоки камня-песчаника, но работали с ним как с деревом — обтёсывали и вырубали прямо в глыбе окна, двери и внутреннее пространство. Затем блоки скрепляли и плотно подгоняли друг к другу.

Все изящные башни дворца вырезаны из кусков камня, как из дерева.

В городе есть здания из мрамора.

Город

Сооружения города – результат смешения нескольких направлений архитектуры, характерных для моголов и раджпутов. Основным строительным материалом здесь служил красный песчаник.

Среди главных достопримечательностей Фатехпур-Сbкри можно выделить:

  • барабанный дом, Наубат-Хана

С него делалось объявление о приезде высокопоставленных гостей.

  • здание Диван-и-Ам, где правитель проводил собрания с подданными двора (чиновниками)

Особенность зала собраний в том, что правитель не спускался к своим подданным, а общался с ними с высоты резной колонны, стоящей в зале. Насколько я знаю, такой вид общения с «администрацией» здесь использовался впервые. Вообще же помещение для проведения собраний характерно для многих могольских городов.

  • Личные встречи шах Акбар проводил на территории зала Диван-и-Хас.
  • С южной стороны дворцового комплекса хорошо сохранились покои Акбара с настенной росписью и высокой кроватью из камня.
  • Для министров предназначался дом Раджи Бирбала.
  • дворец Мариам-аз-Замани, построенный в начале XVII века — образец гуджаратской архитектуры.
  • Беломраморное здание мавзолея Салима Чишти

  • К исторически значимым зданиям можно отнести пятиярусный дворец Панч-Махал
  • мечеть в индийском стиле Джама-Масджид с высокими воротами Буланд-Дарваза или «Воротами Победы».
  • Буланд-Дарваза (Врата Великолепия) — самые высокие ворота в Индии. Их высота 53.63 метра, ширина 35 метров, к ним ведут 42 ступени. Построены в честь победы над Гуджаратом.

Каждая часть города по своему оригинальна и носит поэтичные названия. Так жилая часть города называлась — Даулат-Хана, что означает Обитель судьбы. Пятиярусный дворец Панч Махал это — Ловец ветров.

Рядом с ним находится павильон-беседка. Предполагается, что в ней была одна из первых в Индии женских школ, где знатных девушек обучали грамоте и счёту.

У Акбара I было несколько жен. Одна из них была из раджпутов и исповедовала индуизм, другие были мусульманками. Дворцы жен построены и украшены в соответствии их вкусам и религии.

Есть индийский исторический сериал «Джодха и Акбар:история великой любви», о том как политический союз императора Великих Моголов и раджпутской принцессы Джодхи перерастает в истинную любовь.

Рядом с павильоном-школой стоит дворец турецкой жены Акбара. Его можно узнать по арабескам, изящной резьбы украшениям и крыше с каменной кровлей, имитирующей черепицу.

Перед дворцом находится Ануп-Талао — небольшой бассейн, заполненный водой. Четыре мостика ведут к узорчатой балюстраде в его центре.

Опочивальня императора называлась Хвабгах, что значит — Комната грез. К ней ведёт крытая колоннада, а сама опочивальня находится также рядом с Ануп-Талао.

В Фатехпур-Сикри жила мать Акбара. Её дворец был отделан золотом. На фресках покоев дворца были изображены сцены персидского эпоса «Хамза-намэ» и индуистской «Рамаяны».

Известно, что шах Акбар придерживался широких взглядов в том числе и религиозных. Воинственные и непокорные раджпуты перешли к нему на службу, а сам шах пытался создать единую религию — Божественную веру (Дин-и-Илахи), не противоречащую исламу и включающую в себя лучшие идеи индуизма, зороастризма, учение шиитов и суфиев.

Возможно, на взгляды правителя повлиял святой — суфий Салим из рода Чишти. Святого, Великого Акбара и город Фатехпур Сикри связывает легенда. Жизнь любого великого человека сопровождает тайна, но история жизни Акбара соответствует канонам почти сказочного героя.

3D панорама Фатехпур Сикри

Здесь можно прогулятся по городу, не выходя из дома

Акбар Великий

Сын Насир-уд-дина Мухаммад Хумаюна - первого императора Великих Моголов, завоевателя, посвятившего свою жизнь борьбе с афганской династией Суридов за власть над Северной Индией родился 14 октября 1542 года в раджпутской крепости Умеркот в Синде (сейчас это территория Пакистана).

Родился вдали от своего царства, т.к. отец Акбара — легендарный Хумаюн, захвативший Северную Индию в 1539 и 1540 годах потерпел поражение от своих врагов, был вынужден оставить Дели и укрыться у родственников в Персии.

Так что детские и юношеские годы Акбар провёл при персидском дворе.

В 9 лет он женился на своей двоюродной сестре, которая стала его главной женой.

В 1555 году Хумаюн отвоевал Дели, но правил всего год. Умер и был похоронен в Дели. В Дели находится .

В феврале 1556 года 13-летний Акбар провозглашен шахиншахом (в переводе с персидского — Царь царей). Но настоящим правителем, человеком взявшим на себя ответственность за империю моголов, он станет только через 4 года, разогнав советников и выдворив из дворца регента Байрам-хана.

Он продолжил дело отца по объединению Индии, одержал ряд важных побед.

В 20 лет Акбар женился на раджпутской княжне, дочери раджи Амбера и взял на службу не мусульман, доверив им ответственные посты.

Легенда

В 30 лет Акбар был великим императором и настоящим властителем. Единствеенное, что доставляло ему горечь — отсутствие детей. Акбар мечтал о сыне-наследнике. Но дети его умирали в раннем возрасте, вскоре после рождения.

И вот до Акбара дошёл слух, будто недалеко от Агры живёт святой человек — суфий Салим из великого рода Чишти, который предсказал, что скоро у Акбара родится сын. Император отправился к святому. Несмотря на разные религии, они нашли общий язык. Салим Чишти не просто повторил свои слова, — он сказвл, что у Акбара будет 3 сына. Благословил его и сказал, чтобы жена императора приехала сама.

Легенда говорит, что Салим Чешти убил своего сына, чтобы дух его вошел в тело сына Акбара. Как бы там ни было, но вскоре у Акбара родился здоровый первый сын. В честь суфия, ег назвали Салим.

А счастливый отец решил построить новую столицу Великих моголов в том месте, где жил Салим Чешти и где жена родила ему наследника. Город должен быть просторным, невероятно красивым и зелёным, как райский город. Имя ему будет Город Победы.

Через 14 лет появился Фатехпур-Сикри – красивейший город на холме, длиной в 3 км и шириной в 1 км. С трех сторон его окружала 11-ти километровая городская стена с девятью воротами. С четвертой стороны находилось озеро-водохранилище. Основная постройка города — дворцовый комплекс. Все здания возведены в строгом геометрическом порядке.

Соседство с Агрой давало городу стратегические возможности. В Агре находился арсенал, часть сокровищницы и армия. В случае угрозы гарем, основную сокровищницу и всё необходимое можно было транспортировать в Красный форт Агры менее чем за сутки.

Считается, что строительство Фатехпур-Сикри началось в 1569 году и продолжалось 14 лет. Для такой стройки понадобилось достаточное количество людей. И Акбар их нашел очень быстро. Он нравился людям, был любознателен, начитан, строг и обаятелен. Хотя некоторые источники говорят о том, что он не умел читать. Я в это совсем не верю.

Акбар построил сильную империю, с властью, опирающейся на воинов-аристократов разных вероисповеданий. Искусства при нём достигли расцвета, сыновья росли здоровыми и сильными, в столицу стекались люди.

И вдруг, через 13 лет, в 1586 году, Акбар покидает город и переезжает в Лахор. В течение 1 года Фатехпур-Секри опустел.

Город становится пустынным и заброшенным, через некоторое время он превращается в город-призрак.

Что же случилось?

Есть 4 версии

  • Геологическая

Люди покинули город, т.к. в результате землетрясения ушла вода.

Оппонеты приводят следующие аргументы:

На Акбара работали лучшие умы империи. Инженеры один раз решили проблему водоснабжения и могли решить её ещё раз. Рабочих рук и денег у шаха Акбара было достаточно.

  • Политическая

На севере обострилась политическая ситуация. У границ империи то и дело появлялись войска вражеских династий. Было необходимо присутствие Акбара для защиты границ и ведения войны.

Но тут возникает вопрос: если Акбар ушел на войну, куда ушли остальные люди?

  • Духовная

Умер учитель и духовный наставник императора Салим Чишти. Больше Акбару здесь было нечего делать.

В противовес можно сказать только одно: Великий Акбар — не инок и не мальчик, привязанный к пророку.

В городе была возведена гробница Салима. Прекрасное здание строилось не один день и у Акбара было время пережить утрату.

  • Психологическая

Акбар Великий стал взрослым мужчиной, ему не нужно было доказывать своё величие. Сыновья росли и пора было закалять их в военном деле.

Какая версия кажется вам самой объективной? Лично мне нравится политическая, но я не вижу противоречия между всеми четырьмя. Они могут существовать одновременно.

Облик города

Что же мы видим сейчас? Город на территории штата Уттар Прадеш производит впечатление хорошо укрепленного и ухоженного города-призрака.

Многие части этой крепости прекрасно сохранили элементы декора и напоминают нам о старинных временах. Здесь и сейчас живут люди, около 30 тысяч человек. Возможно, во многом благодаря их стараниям крепость находится в отличном состоянии. Многие постройки, несмотря на масштабность крепости, выглядят сейчас совсем небольшими.

Вообще, Фатехпур-Сикри – это не только древняя архитектура. В городе довольно оживленно. Во-первых, большой интерес к этому месту испытывают туристы. А во-вторых, сюда стекаются паломники.

Они приходят в мечеть Джама Масажит (Пятничная мечеть) и к мавзолею Салима Чишти, чтобы возложить цветы и оставить здесь свой лоскут ткани.

Есть поверье, что если вы очень хотите сына, достаточно помолиться на могиле Салима.

Усыпальница представляет собой здание из белого мрамора, а сама гробница украшена полудрагоценными камнями.

Где остановиться в Агре

Фатехпур Сикри находится недалеко от Агры, поэтому лучше ночевать в Агре. Посмотрите Тадж-Махал, а потом посетите город-призрак.

Сейчас много вариантов жилья в Агре появилось на сервисе AirBnb . Как пользоваться этим сервисом у нас написано . Если вы не найдете свободный номер в отеле, то ищите жилье через этот сайт бронирования.

Предлагаем неплохие варианты отелей в Агре

Время работы

Ежедневно с 6:00 до 18:00

Сколько стоит

Стандартный билет стоит 250 рупий

Как добраться

Город находится в 40 км от Агры, поэтому легче всего добраться оттуда. Но будьте готовы к пробкам.

Фатехпур-Сикри на карте

Подписывайтесь на нас, друзья. У нас в запасе ещё много историй из путешествий и советов о том, как путешествовать комфортно, безопасно и недорого.

До встреч!

С уважением,

Город является муниципальным районом в штате Уттар-Прадеш в Индии. В период правления Акбара I в 16 веке являлся столицей Могольской Империи, в дальнейшем в связи с неблагоприятными природными условиями (недостаток водных ресурсов) потерял этот статус. В 20-м веке (1986 год) заброшенный город вошел в .

Фатехпур-Сикри, история возведения

Шах Джеллал Эд-дин Мухаммед, правнук Тамерлана, известный под именем Акбара (т.е. «Великого»), правил Индией около 50 лет - с 1556 по 1605 г. За это долгое время Акбар успел перепробовать себя в разных амплуа - он был поэтом и философом, строителем и военачальником, политиком и религиозным реформатором. Он попытался создать новую единую религию страны, поддержав идею философа Кабира о слиянии ислама с индуизмом и о включении в новую веру учений , джайнизма и христианства.

Впрочем, на практике это вылилось в заурядный культ личности самого Акбара, который объявил себя «последним пророком» некоей «божественной веры». Согласно предписаниям «пророка», не разрешалось есть говядину, убивать коров, соблюдать пост в месяц рамадан и совершать паломничество в Мекку. Запрещалось брить бороды, погребать мертвых головой в сторону и давать детям имя Мухаммед. Запрещалось также сгроить новые мечети, а молиться можно было только в тех храмах, которые учредил сам Акбар.

Не имея никакой другой почвы, кроме мечтаний слабого человека. одержимого болезненной гордыней, эта искусственная «божественная вера» растаяла как дым после смерти Акбара, не оставив после себя ни малейшего следа. Единственным памятником этой эпохи стал мертвый город Фатехпур-Сикри - бывшая столица шаха Акбара, расположенная в 36 км к западу от .

Акбар долго выбирал место для постройки новой столицы. Прежние центры - Дели, Агра и - не устраивали его из-за наличия мошной оппозиции: подавляющее большинство и мусульман, и индуистов с недоумением и неодобрением взирали на упражнения новоявленного «пророка». В итоге Акбар повелел построить новую столицу в совершенно пустынном месте, на берегу небольшого озера.

Город был построен по единому проекту. Самые искусные мастера были привезены сюда из самых различных краев и стран мира, но их мастерство во многом было сведено на нет установкой Акбара на строительство гигантских циклопических сооружений, своей архаичностью напоминающих постройки бронзового века.

Главный труд лег на плечи 20 тысяч рабов и пленников, по приказу Акбара таскавших огромные монолиты из красного песчаника, из которых без применения скрепляющего раствора были сложены стены и башни города. Из-за цвета этих камней Фатехпур-Сикри часто называют «Красным городом ».

Судьба столицы Акбара, которую он пышно нарек Фатехпур - «Город победы» , была трагикомической. Прошло 14 лет после того, как ценой неимоверных усилий город был построен, и совершенно неожиданно озеро, являвшееся единственным источником воды для всей местности, ушло под землю.


В Индии такие явления случались и случаются довольно часто. Противники Акбара открыто смеялись: ведь «всезнающий пророк» так тщательно выбирал место для своей столицы! В народе были убеждены, что это боги Индии наказали Акбара за его непомерную гордыню. То же самое говорили последователи ислама, только ниспосланную на Фатехпур кару они, естественно, приписывали Аллаху.

На протяжении трехсот лет город Фатехпур-Сикри оставался заброшенным. Дворцы и дома заросли густыми лианами и чертополохом. Люди обходили мертвый город стороной, как проклятое место, боясь к нему приближаться. По улицам бывшей шахской резиденции бродили дикие звери, здесь водилось бесчисленное множество змей и грифов.

И только в конце XIX столетия постройки столицы Акбара были расчищены от зарослей. Позже поблизости вырос небольшой поселок - Сикри. Воду сюда до сих пор привозят только на машинах…

Фатехпур-Сикри, архитектура и достопримечательности

Город, в котором практически никто не жил, сохранился в том же виде, что и при жизни Акбара. На высокое плато, где высятся его стены и дворцы, ведет многоступенчатая, кажущаяся бесконечной, лестница, над которой возвышаются руины 27-метровых Ворот Победы («Булванд Дарваза» ), некогда отмечавших главный вход в соборную мечеть Фатехпура. Это одна из самых больших и красивых мечетей в Индии.

Все ее постройки сооружены из темно-красного песчаника и украшены ажурным декором из белого и черного мрамора. Площадь внутреннего двора мечети составляет 181×158 м. Здесь сохранился беломраморный мавзолея шейха Селима Чишти, духовника и советника Акбара.

Также здесь можно увидеть мавзолей Ислам-хана.


Южный вход в мечеть украшают роскошные «Врата великолепия» (43×20 м.).

Резиденция Акбара представляет собой несколько соединенных друг с другом больших и малых дворов, окруженных жилыми и хозяйственными постройками, помещениями для гарема и т.д. В центре всего ансамбля располагается дворец с тронным залом - Махал-и-Хаз . Его размеры составляют 90×130 м.

Самой красивой постройкой Фатехпура по праву считается изящный летний дворец Панч-Махал , состоящий из пяти ярусов открытых террас, с которых открываются прекрасные виды на окрестности города. С трех сторон шахскую резиденцию окружает крепостная стена толщиной 2,4 и высотой 9,6 м с четырьмя воротами, украшенными шестиконечными звездами и ориентированными на четыре стороны света.

Весь комплекс дворца Акбара соответствует той атмосфере, что царила при дворе взбалмошного тирана. Вот, например, странная игровая площадка в центре одного из дворов, размеченная подобно шахматной доске. Это действительно шахматная доска - здесь играли в паччиси, род индийских шахмат. Только фигурами в игре служили живые люди, наряженные соответствующим образом. Они ходили по этой доске, как ходят обычные шахматные фигуры, повинуясь приказам шаха и его соперников по игре.

Вот другое сооружение, напоминающее избушку на курьих ножках или жилище Соловья-разбойника: могучая колонна, на вершине которой устроена резная деревянная беседка. Она высится в центре круглого зала, по верху которого проложена открытая галерея. Это - зал заседаний государственного совета («Диван-и-Хаз») .

Дня совещаний шах и его ближайшие советники перебирались с галереи в беседку но специальным мосткам, которые для пущей секретности затем убирались. Сидя в этом гнезде на вершине столба, шах и его приближенные обсуждали и решали важнейшие дела империи.

В самом дальнем углу резиденции Акбара располагается Слоновый двор, окруженный со всех сторон высокими башнями. Они служили своеобразными театральными ложами, откуда шах и его многочисленная свита могли наблюдать за выводкой слонов или разнообразных диких животных.

Здесь же совершались ужасные казни, которые лично изобретал жестокий и коварный «пророк». Осужденных на смерть загоняли в этот квадратный двор, откуда не было никаких путей к спасению. Открывались створы ворот, из них выпускался дикий слон, и шах мог наблюдать за очевидным исходом поединка безоружной жертвы с разъяренным животным. Впрочем, иногда слон оказывался гуманнее шаха и отказывался преследовать осужденного - тогда тот считался оправданным и отпускался на свободу.

Вообще Акбар питал большую приязнь к слонам, которые, очевидно, поражали воображение этого потомка сынов монгольских степей. Со стен крепости хорошо видна пустынная долина, где некогда плескалось озеро, так коварно погубившее столицу Акбара. На его берегу высится башня Хиран-Минар , построенная шахом в честь любимого слона, погибшего на охоте.

Покидая Фатехпур, путешественник испытывает двоякое чувство: грандиозность и фантастическая прихотливость этого сооружения - творения рук человеческих, построенного на крови и костях многотысячной армии рабов, - бесспорно, удивляет.

Вместе с тем здесь воочию можно увидеть, чем в действительности являлось для индийского народа двухсотлетнее господства Моголов. Чудовищное и одновременно завораживающее детище Акбара являет собой яркое свидетельство неисчислимых человеческих бедствий и страданий.